2 экологический аудит

В чем проблема экологического аудита в Российской Федерации?

Глобальное изменение климата не могло не отразиться и не задеть развитие важных сфер деятельности человечества. В России, как и во многих странах, начал развиваться такой вид услуг, как экологический аудит. Все крупномасштабные европейские предприятия проходят процедуру экологического аудирования, прежде всего перед тем, как вложить свои инвестиции в определенный хозяйствующий субъект.

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время экологический аудит решительно развивается в Российской Федерации, но при этом отсутствует четкая регламентация данной деятельности.

В нашем государстве возникли определенного рода общественные отношения в сфере проверки соответствия документации экологическому законодательству, поэтому и назревает необходимость установления механизма регулирования данной сферы деятельности.

Что говорит закон

В соответствии с федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране

окружающей среды», в статье 1 дано следующее определение понятия «экологический аудит»:

«Экологический аудит – независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов, и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности».

Стоит обратить внимание на то, что ФЗ «Об аудиторской деятельности» не содержит дефиниции экологического аудита. В ФЗ «Об охране окружающей среды» также отсутствуют положения, устанавливающие требования к проведению экологического аудита в Российской Федерации.

В свою очередь, если мы обратимся к ФЗ «Об аудиторской деятельности» (статья 1 часть 3), то увидим следующее определение:

«Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация».

В чем разница?

Возникает следующий вопрос, почему аудит – это узконаправленная деятельность, акцентированная только на проверке в финансовой сфере, а экоаудит – деятельность, направленная на оценку многообразной отчетности, от экологической (допустимость выброса определенных веществ) до финансовой? При этом экологический аудит сконцентрирован на одной сфере – охрана окружающей среды.

Проанализировав Приказ Госкомэкологии РФ (Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, ныне – Министерство природных ресурсов и экологии РФ) от 16 июля 1998 г. № 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации», мы увидим попытку законодателя установить требования к экоаудитору. Например, наличие высшего образования или опыта работы в области охраны окружающей среды и природопользования (не менее 5 лет); прохождение курса специального обучения в области экологического аудирования по программам, утвержденным Госкомэкологией России.

Опять же не совсем ясен вопрос, это должен быть аудитор определенного государственного органа или частной аудиторской компании? И какими же все-таки обладает правами и обязанностями экоаудитор?

Не прослеживается даже попытки перспективного законодательного урегулирования экологического аудита в России, что и затормаживает развитие данной сферы аудиторских услуг. В течение нескольких лет в Государственной думе Федерального собрания РФ разрабатывался проект Федерального закона «Об экологическом аудите», который не был принят.

Таким образом, потенциал экологического аудита на современном этапе реализуется не в достаточной степени. В целях его наиболее полной реализации необходимо участие государства, которое должно выражаться в создании нормативной базы, отвечающей потребностям данной эколого-правовой меры и устанавливающей гарантии качественного его проведения; наделении специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды функциями в сфере экологического аудита; организации и финансировании работ по созданию методической базы для проведения экологического аудита; создании условий, способствующих обучению квалифицированных кадров для проведения экологического аудита.

Экологический Аудит и с Чем Его Едят!

Добрый день, уважаемые подписчики! Сегодня хочется поднять актуальную и современную тему — экологический аудит! Пока свежи мои впечатления от данного процесса, я готова поделиться ими с вами. Надеюсь, информация вам поможет в работе и расширит ваше восприятие экологии в целом.

Понятие экологического аудита

Термин «экологический аудит предприятия» раскрыт в Федеральном законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Здесь он определён как «комплексное исследование выполнения компанией мировых нормативов, направленных на защиту экологии, которое сопровождается документальным оформлением и рекомендательными разработками по устранению выявленных недоработок».

Согласно ГОСТу Р ИСО 14050-99, экологический аудит — это систематический документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных для определения соответствия или несоответствия критериям аудита определённых видов экологической деятельности, событий, условий, систем административного управления или информация об этих объектах, а также сообщения клиенту результатов, полученных в результате этого процесса.

Задачи и цели экологического аудита

Задача экологического аудита — поиск оптимальных путей сочетания экономического и экологического регулирования хозяйственной деятельности. Цель экологического аудита — способствование своевременному предотвращению социального и экономического ущерба, возникающих вследствие экологических инцидентов. Результат экологического аудита – предоставление достоверной и объективной информации, основанной на тщательном анализе многочисленных факторов, определяющих меру соотношения между экономической эффективностью и качеством окружающей среды.

Экологический аудит и законодательство

Упоминание об экологическом аудировании как инструменте обеспечения выполнения экологических требований при приватизации имеется в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утверждённой Указом Президента РФ от 24.12.1993 г.

Экологический аудит упоминается также в постановлении Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» применительно к лицензированию данного вида деятельности. В развитие этого правительственного постановления были приняты:

  • Приказ Госкомэкологии РФ от 30.03.1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России»;
  • Приказ Госкомэкологии РФ от 16.07.1998 г. № 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации»;
  • Приказ Минприроды России от 02.04.1998 г. № 95 «О создании системы аудита недропользования».

Экологический аудит в Российской Федерации регулируется следующими нормативными правовыми актами:

  1. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  2. Указ Президента РФ от 15.03.2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов»;
  3. Приказ Госкомэкологии РФ от 16.07.1998 г. № 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации»;
  4. Приказ Минприроды России от 11.10.1995 г. № 412 «Об экологическом аудировании»;
  5. Приказ Минприроды России от 29.12.1995 г. № 540 «Об организации экологического аудита»;
  6. Приказ Госкомэкологии РФ от 30.03.1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России».

Содержание экологического аудита

В экологический аудит входит:

  1. Оценка состояния деятельности предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов и её соответствия требованиям законодательства РФ;
  2. Выявление степени деградации окружающей среды объекта, деятельность которого связана с вредным воздействием на окружающую среду;
  3. Определение участков загрязненной окружающей среды, видов и масштабов загрязнения;
  4. Выявление и оценка оборудования и технологий, связанных с охраной окружающей среды на объекте;
  5. Оценка влияния окружающей среды на состояние здоровья работников;
  6. Выявление потребностей в дополнительной экологически значимой информации об объекте.

Кто проводит экологический аудит

Проверяющие профессиональные аудиторы (да-да, именно те, которые с сертификатом) руководствуются основными принципами проверки:

  1. Объективности и независимости экологический аудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита;
  2. Профессионализма и компетентности аудитора в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;
  3. Достоверности и полноты информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности;
  4. Планирования работ по проведению экологического аудита;
  5. Комплексности экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду);
  6. Конфиденциальности информации, полученной в результате проведения экологического аудита;
  7. Ответственности аудиторов за результаты проводимых исследований.

На основании международного стандарта ИСО 14012 был принят стандарт на экологический аудит в России ГОСТ Р ИСО 14012-98. Стандарты международного значения из раздела ИСО 14000, а также мировой опыт и другая международная документация — это основы экологического аудита для создания и внедрения нормативных стандартов и правил в российском законодательстве и определения сферы деятельности менеджмента экологический аудита.

Экологические аудиторские проверки осуществляются на основании требований ISO, внедряемых в работу компании. Всю ответственность за соблюдение нормативов предприятие берёт на себя, их соответствие определяется аудиторской проверкой. Категория стандартов ISO 1400 является международной и относится к системе экологического менеджмента. Нормативы ISO 1400 относятся к экологическим вопросам и существуют для оказания помощи производственным организациям. В категорию стандартов ISO 1400 входят:

  • ISO 1401 Система экологического менеджмента;
  • Основные принципы руководства ISO 14004, входящего в систему экологического менеджмента;
  • Нормативы для обеспечения функционирования экологического менеджмента ISO 14015 «Экологический менеджмент»;
  • Уровень состояния экологии на территориях и предприятиях оценивается ISO 14020 «Экологические декларации и этикетки»;
  • Главные стандарты ISO 14031 «Управление экологией»;
  • Эффективность экологического менеджмента ISO 14040 «Управление окружающей средой»;
  • Определение жизненного цикла. Структура и принципы. ISO 14050 «Управление окружающей средой»;
  • Словарь. ISO 14062 «Менеджмент окружающей среды»;
  • Внедрение экологических факторов в разработку и создание продукции ISO 14063 «Экологический менеджмент»;
  • Обмен информационными сведениями о состоянии окружающей среды. Рекомендации и практические советы ISO 14064 «Количественное определение и снижение выбросов в атмосферу парниковых газов».

Категории экологического аудита

Согласно всем существующим положениям экологический аудит включает две категории мероприятий: обязательные и инициированные.

Обязательный экологический аудит осуществляется:

  • при выполнении обязательств, имеющих отношение к экологии и природоохранной деятельности на уровне межгосударственных отношений;
  • по инициативе госорганов для определения степени экологической санации промышленной компании или производства;
  • для анализа экологических факторов на региональных или национальных предприятиях, готовящихся к приватизационным процессам;
  • при оформлении банкротства предприятия;
  • для получения предприятием страхового экологического полиса;
  • в процессе проектирования и осуществления инвест-проектов на основании условий, предусмотренных в договоре.

Обязательный экологический аудит инициируется национальным органом экологической экспертизы. Кроме того, процедура используется, если необходимо оценить уровень состояния экологии.

Инициативное экоаудирование проводится по решению руководства предприятия или других уполномоченных на то лиц.

Виды экологического аудита

Следует отметить, что инициативный экологический аудит может проводиться не только принудительно, но и в добровольном порядке. По этому принципу разделяют экологический аудит на:

  • внешний (проводимый в обязательном порядке);
  • внутренний (по решению руководства самого предприятия).

Аудиторские организации. Требования

Для аудиторской организации законодательно установлены некоторые требования, а именно:

  1. В штате организации должно состоять не менее 3 экологических аудиторов. При этом не менее 50 процентов штата организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем организации является иностранный гражданин, — не менее 75 процентов;
  2. Организация должна быть включена в Реестр экологический аудиторских организаций и должна получить свидетельство о включении в Реестр. Свидетельство выдаётся на 5 лет;
  3. Организация обязана установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых проверок (в соответствии с ГОСТом Р ИСО 14000).

К экологам-аудиторам также устанавливаются дополнительные требования. Они должны:

  • быть специалистами, сфера деятельности которых имеет прямое отношение к области охраны окружающей среды, экологической безопасности и природопользования, в том числе работниками академических и других ведущих научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных организаций, высших учебных заведений;
  • владеть методологией экологического аудита и уметь применять её на практике, иметь разносторонние познания в области окружающей среды и природопользования, включая вопросы нормативного (правового) экологического регулирования;
  • иметь достаточный уровень подготовки, практического опыта и квалификации по направлению своей экологический аудиторской специализации (области деятельности), уметь обнаруживать несоответствия установленным нормам, быть информированным о последних исследованиях, касающихся этих несоответствий. Профессионализм также требует, чтобы экологический аудитор был способен получить любую информацию об экологических проблемах аудируемого им объекта, быстро реагировал на неожиданные события и осваивался в незнакомых условиях;
  • получить свидетельства о прохождении обучения, быть аттестованными в установленном порядке;
  • обладать личными качествами, указанными в ГОСТе Р ИСО 19011-2003;
  • каждые 3 года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, обязаны проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждённым уполномоченным федеральным органом в области охраны окружающей среды.

Процедуры экологического аудита

Экологический аудит включает в себя нижеперечисленные процедуры:

  1. Осмотр экологами-аудиторами или аудиторскими организациями в области охраны окружающей среды объектов хозяйственной и иной деятельности, проверку достоверности предоставленной документации и отчётности в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;
  2. Оценку соответствия технологического процесса экологическим требованиям;
  3. Оценку производственного контроля в области охраны окружающей среды требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;
  4. Выявление возможностей для повышения эффективности управления, осуществляемого субъектами хозяйственной и иной деятельности в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;
  5. Определение издержек и выгод при реализации рекомендаций аудиторов по совершенствованию управления в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности.

Порядок проведения экологического аудита

Порядок проведения экологического аудита можно представить поэтапно.

I этап. Подготовительный этап

1.1. Инвестиционное обоснование проведения экологический аудита, определение источника финансирования.

1.2. Определение цели и задач экологического аудита выбор критериев экологический аудита.

1.3. Заключение договора на оказание услуг в области экологического аудита (при инициированном экологическом аудите).

Смотрите заметку про проверки Росприроднадзора.

II этап. Выездная проверка по месту нахождения субъекта аудита

2.1. Выезд рабочей группы непосредственно на предприятие, встреча с руководством субъекта аудита и специалистами структурных подразделений.

2.2. Осуществление аудиторских мероприятий в соответствии с согласованным планом-графиком выполнения работ на территории предприятия.

III этап. Оформление результатов аудиторской проверки

3.1. Формирование проекта аудиторского отчёта и (или) аудиторского заключения по результатам проведения аудита.

3.2. Оформление аудитором рабочих документов и архивирование.

IV этап. Контроль качества материалов аудиторской проверки

4.1. Осуществление аудиторской компанией внутрифирменного контроля качества аудиторского отчёта и (или) аудиторского заключения.

V этап. Завершающий этап

5.1. Предоставление проекта аудиторского отчёта и (или) аудиторского заключения руководству субъекта для ознакомления.

5.2. Устранение аргументированных возражений.

5.3. Окончательное формирование аудиторского отчёта и (или) аудиторского заключения в соответствии с правилами документооборота.

5.4. Предоставление оригинала аудиторского отчёта и (или) аудиторского заключения руководству субъекта аудита.

Результаты экологического аудита

Результаты проведения экологического аудита содержат выводы о соответствии осуществляемой субъектами хозяйственной и иной деятельности в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности требованиям законодательства Российской Федерации, а также рекомендации по совершенствованию управления в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности субъектами хозяйственной и иной деятельности.

Результаты экологического аудита оформляются в виде следующих документов:

  • аудиторский отчёт — документ, содержащий выявленные нарушения, а также рекомендации по их легитимному устранению;
  • аудиторское заключение — документ, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации о соответствии (несоответствии) деятельности субъекта аудита требованиям законодательства.

В дополнение к информации скажу, я ещё не разобралась до конца, что страшнее для специалиста-эколога на предприятии: экологический аудит внешний или внутренний, обязательный или по договору или всё-таки традиционная «всеми любимая» проверка Росприроднадзора. Но подготовиться необходимо ко всему! В этом ваш помощник — блог-инженера.рф.

Обучение по экологии

Напоминаем, что у нас можно пройти обучение по экологии дистанционно (по двум программам — общая и отходы).

Подписывайтесь, ставьте рейтинговые звёздочки.

Всем удачных аудитов!

Заметку подготовила моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность» Ксения Ралдугина.

Продолжение следует …

Сохранить ссылку в:

Ты хочешь получать информацию,
но ты делаешь это без уважения

Будь моим подписчиком!

  1. Цели экологического аудита
  2. Виды экологического аудита
  3. Проведение экологического аудита
  4. Экологический аудит в России
  5. Cистема экологического менеджмента
  6. Почему предприятия заказывают экологический аудит

Экологический аудит — комплексная независимая оценка, позволяющая установить объективную картину работы по защите окружающей среды на предприятии. В России это понятие впервые определено Федеральным законом 7-ФЗ, утвержденным в 2002 году. Но за рубежом экологический аудит развивается не одно десятилетие. Без его проведения невозможно, например, пройти сертификацию по ISO 14000 и получить другие международные сертификаты.

Аудит может быть необходим следующим категориям лиц:

  1. собственники, руководство объекта аудита
  2. другие лица (юридические и физические), заинтересованные в информации о состоянии объекта с точки зрения экологии
  3. государственные контролирующие органы и общественные организации

К услуге Экологический аудит прибегают из-за законодательной неопределенности. В России существует обширная законодательная база в сфере экологии и охраны окружающей среды. К природопользователям предъявляется огромное количество требований, и исполнить их в полном объеме довольно трудно.

Даже крупнейшим предприятиям, которые содержат в штате несколько экологов, бывает трудно перестроиться на новый режим экологического контроля, тем более что практика применения многих законов складывается в процессе многократных обращений – и при сотрудничестве – с органами власти.

Экологический аудит среди прочих используется как инструмент поиска проблем и решений в сфере охраны окружающей среды, помогающий взглянуть на них свежим взглядом.

Термин экологический аудит определён в федеральном законодательстве:

Заказать экологический аудит

Цели экологического аудита

Экоаудит позволяет осуществить:

  1. сбор достоверной информации о хозяйствующем субъекте
  2. проверка соблюдения им требований законодательства в области охраны природы, а также международным и внутренним стандартам (если объект стремится им соответствовать)
  3. помощь объекту во внедрении системы экологического менеджмента, включая разработку экологической политики, приоритетов, экологических аспектов и т.д.

Все это помогает предприятию снизить риск нарушения экологического законодательства, возникновения чрезвычайных ситуаций и финансовых потерь, связанных с ними.

На сегодняшний день экологический аудит – часть системы экологического контроля. Он может применяться добровольно и быть вспомогательным инструментом для подготовки предприятия к другим процессам, например, к получению лицензии на обращение с отходами, прохождению государственной экологической экспертизы объекта, а также различным проверкам, например, банковским или потенциальных инвесторов.

В зависимости от целей аудита в качестве критериев аудита могут быть использованы международные стандарты, внутренние нормативные документы, планы, программы и другая документация организации. Кроме того, аудит может проводиться по критериям государственного законодательства в сфере охраны окружающей среды.

Чем выше категория опасности, тем скорее нужен экологический аудит

ФЗ-219 от 21.07.2014 внес изменения в главный закон об окружающей среде в виде категоризации объектов негативного воздействия на окружающую среду. Все объекты, оказывающие НВОС, в зависимости от уровня воздействия делятся на 4 категории:

  1. Объекты I категории теперь будут контролироваться наиболее тщательно. Для них предусмотрен особый вид нормирования — получение комплексного экологического разрешения, данная норма закона вступает в силу с 1 января 2019 г. При необходимости на объектах I категории нужно будет разработать программу повышения экологической эффективности, они должны будут разработать технологические нормативы, программу производственного экологического контроля.
  2. Для природопользователей, эксплуатирующих объекты II категории, тоже введен новый вид отчетности — декларация о воздействии на окружающую среду, для таких объектов так же разрабатывается программа ПЭК и, кроме того, план мероприятий по охране окружающей среды.
  3. Предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, разрабатывают для них программы ПЭК и предоставляют ежегодную отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сбросах в водные объекты, отчетность об обращении с отходами, при необходимости – план мероприятий по охране окружающей среды.
  4. Предприятия с объектами IV категории освобождаются от экологической отчетности, проверок со стороны государственных органов и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Различают обязательный и инициативный аудит.

Обязательный, как правило, инициируется контролирующими органами и подразумевает проверку на соблюдение требований закона. Этот аудит может быть частью процесса лицензирования, реструктуризации, приватизации, банкротства и т.д.

Инициативный экологический аудит, соответственно, проводится по желанию руководства объекта аудирования.

Аудит может быть внутренний и внешний относительно организации.

Внутренний, или аудит первой стороны, проводится силами самого предприятия, как правило, систематически с целью проверки выполнения критериев аудита системы экологического менеджмента и/или требований законодательства в сфере экологии. Внутренний аудит помогает взглянуть на проблемы и возможности предприятия с другой стороны и найти пути решения.

Внешний (аудит второй стороны) проводится специалистами заинтересованных сторон, например, головной администрации компании, холдинга в отношении филиала.

Кроме того, бывает внешний аудит третьей стороны, проводимый аккредитованной независимой аудиторской организацией либо индивидуальным аудитором в целях проверки требований законодательства или сертификации объекта по международным стандартам.

Принципы проведения экологического аудита

Главный критерий при проведении аудита – соответствие объекта аудита нормам законодательства. В частности, объект оценивается на соответствие требованиям следующих законов и кодексов:

Оцениваемые показатели при эко-аудите Контролирующий закон
Деятельность субъекта затрагивает лесные отношения Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ
Использование водных ресурсов Водный кодекс РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ
Проверка на требования охраны земель при проведении хозяйственной деятельности Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ
Имеются источники выброса загрязняющих веществ в атмосферу Закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 N 96-ФЗ
Деятельность по обращению с отходами Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ
Использования недр Закон Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1
Строительная деятельность Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ

Кроме того, приказом Госкомэкологии России от 30 марта 1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» утверждены принципы экологического аудита: объективность и независимость экоаудиторов, профессионализм и компетентность экоаудиторов, достоверность и полнота информации, планирование работ по эко-аудиту, комплексность, конфиденциальность и ответственность аудиторов.

Принцип объективности подразумевает, что, например, аудитор не может быть родственником сотрудников, учредителей, руководителей аудируемого объекта, либо входить в штат этого объекта. Кроме того, размер гонорара аудиторов не может зависеть от результатов аудита. Профессионализм и компетентность должны быть подтверждены соответствующими документами о прохождении обучения, повышении квалификации, наличием лицензии аудитора и т.д. Аудиторы обязаны сохранять коммерческую тайну производства и иную конфиденциальную информацию объекта аудита.

Кто может проводить экологический аудит

Понятие экоаудита, как независимой деятельности по проверке соответствия ситуации по охране внешней среды предприятием и его производственными площадками, содержится в Статье 1 7-ФЗ. Оно менялось в различных редакциях от 2011, 2014 и 2016 годов, но основные моменты остались постоянными:

  • При экоаудите дается независимая комплексная оценка соответствия организации работы экологической службы предприятия всем действующим нормативным актам: федеральным и региональным.
  • Даются рекомендации по улучшению ситуации. В частности, могут быть предложены наилучшие технологии, позволяющие снизить объем отходов, выбросов и сбросов, уменьшить их опасность за счет более эффективной очистки.
  • Соответствие положения с экологией на предприятии международным нормам.

Внутренний экологический аудит, проводимый штатными экологами предприятия, не может в полной мере выполнить эти задачи. Прежде всего из-за невозможности обеспечить независимость обследования. Возможности по рекомендации лучших технологий очистки и сбора отходов для штатного сотрудника ограничены. Для того, чтобы быть в курсе внедрения новых типов очистных сооружений, нужно проходить регулярное обучение и повышение квалификации.

По этим причинам наиболее эффективный способ провести качественное обследование — заказать экологический аудит у сторонней компании, имеющей соответствующую специализацию, и сотрудников, способных его провести. Как правило, это команды экологов, имеющих опыт экоаудита.

В аудиторском заключении обязательно указываются координаты организации, его проводившей, перечисляются экологи, которые выполняли расчеты и обоснования. Поскольку этот документ будет предъявляться контролирующим органам, выбор аудитора имеет значение. В частности, заключения сотрудников ЭкоПромЦентра всегда принимаются Росприроднадзором, так как компания имеет авторитет и опыт в виде тысяч выполненных обследований.

Можно привлечь сторонних экологов для внутреннего обследования ситуации с экологией на предприятии. Поскольку работа проводится на основании договора, степень участия обеих сторон можно детально оговорить. Такая совместная форма аудита экологической и промышленной безопасности позволит сделать внутренний экоаудит более независимым и повысить качество самого обследования.

Проведение экологического аудита на предприятии

Процесс аудита можно разделить на несколько этапов.

Подготовка к аудиту

Подготовительный этап начинается по инициативе аудируемого предприятия либо другого инициатора с постановки целей и задач и выбора аудиторов, определяется группа аудиторов и Главный аудитор, срок проведения аудита.

На этом этапе специалисты изучают проектную документацию, определяются объекты аудита. Аудиторам предоставляют документацию обследуемого объекта для предварительного ознакомления и проверки их достаточности и адекватности.

По результатам утверждается план обследования, который затем привязывается к графику проекта с учетом занятости задействованных исполнителей со стороны Заказчика. Длительность этапа зависит от сложности объекта и качества проектной документации. Если данные утеряны или разрознены, их изучение займет больше времени.

Заключение об экологическом аудите

Основной этап аудита включает первичное совещание аудиторов и руководства аудируемой организации. Далее происходит собственно обследование предприятия – сбор и анализ необходимых сведений, свидетельств аудита, запись хода аудита и регистрация свидетельств.

В ходе аудита определяется структура производственного экологического контроля, анализируется работа эколога-производственника или отдела экологии при его наличии, анализируются планы и результаты деятельности по охране окружающей среды, устанавливаются экологические аспекты производства и направления.

Аудиторы тщательно проверяют документацию предприятия на ее адекватность, соответствие действующему законодательству. Найденные проблемы обсуждаются с целью поиска оптимального решения. Группа аудиторов обязательно производит осмотр производственных территорий и помещений, санитарно-защитной зоны предприятия. Все данные, свидетельства аудита, документация хранится у аудиторов и записывается ими в Протоколе аудита, чтобы впоследствии быть использованной для составления Отчёта и Заключения по аудиту.

Результатом основного этапа аудита является Заключение об экологическом аудите. Его структура и требования к нему приводятся в приказе Госкомэкологии РФ от 30 марта 1998 г. № 181:

Финальное совещание

После проведения обследования предприятия и документации, составления Протокола на основании свидетельств аудита проводится финальное совместное совещание, где представители и руководство аудируемой организации знакомятся с Заключением об аудите.

Аудиторы аргументированно разъясняют, какие несоответствия критериям выявлены в ходе аудита, руководство обсуждает с аудиторами данные вопросы, в случае несогласия проблемные моменты рассматриваются подробнее.

Отчет по аудиту

После совещания наступает Заключительный этап аудита, основная задача которого – составление и представление Отчёта по аудиту. В Отчёте отражаются результаты аудита, рекомендации по устранению несоответствий, возражения аудируемой организации по факту несоответствий.

Отчёт составляется по Плану аудита в соответствии с его пунктами. Отчёт предоставляется заказчику аудита и является официальным документом аудируемой организации.

Однако юридической силы в судебных процессах отчет об экологическом аудите и Заключение не имеют, за исключением случаев, когда аудит инициирован государственными органами.

Практика экологического аудита в России

Российская практика экологического аудита насчитывает всего пару десятков лет.

Одна из основных проблем в проведении аудита отечественных предприятий – негативное восприятие аудита аудируемой организацией.

В сознании сотрудников и руководства проверяемого объекта аудит – это такая же проверка контролирующих органов, поэтому аудиторам всячески стараются помешать обнаружить несоответствия, утаивают необходимую информацию, в случае обнаружения нарушений активно выражают несогласие с фактом несоответствия.

По результатам аудита, как правило, начинается поиск виноватых в несоответствиях с привлечением их к ответственности.

Но цель аудита – не наказание виновных, а поиск решений существующих проблем с минимальными затратами сил и финансовых средств, а желательно с перспективой той или иной выгоды для аудируемого объекта. Правда, это касается аудита, инициируемого первой или второй стороной.

Если объект аудируется с подачи третьей стороны – контролирующего органа, общественности, – тогда он действительно является чем-то сродни проверке Роспотребнадора ил Росприроднадзора.

Реестр аудиторов

В России существует Реестр аудиторов и аудиторских фирм. На сегодняшний день аттестовано и аккредитовано более 1000 индивидуальных аудиторов и порядка 20 аудиторских фирм.

Сейчас экологический аудит востребован на рынке экологических услуг, и на то существует несколько причин. В первую очередь, если предприятие, производящее ту или иную продукцию, хочет иметь конкурентное преимущество перед другими, наличие хорошего экологического имиджа – весомый козырь как для внутреннего рынка, так и для международного.

В случае выхода на рынок других стран, особенно западных, требования в сфере экологии к производству возрастают в разы. К сожалению, даже четкое выполнение всех действующих российских законодательных норм экологического надзора и контроля не дает гарантии, что предприятие будет «экологически чистым» и «зеленым» в глазах западного потребителя.

Европейские страны, США активно заботятся о состоянии окружающей среды и здоровье населения, правильный образ жизни, правильные «чистые» продукты, предметы быта пользуются все возрастающим спросом. Поэтому именно на Западе в конце прошлого века появилось понятие системы экологического менеджмента.

Система экологического менеджмента

Система экологического менеджмента (СЭМ) – лучший инструмент для того, чтобы помочь предприятию решить проблемы в сфере экологии и развиваться далее по пути экологически чистого производства. Система Экологического менеджмента подчиняется требованиям серии стандартов ISO 14000.

Внедрение СЭМ на предприятии предусматривает выработку экологической политики, целей и задач, идентификацию экологических аспектов, разработку необходимых внутренних стандартов и иных документов.

Главное, что необходимо сделать – изменить подход производственного предприятия к охране окружающей среды. Для того, чтобы предприятие было признано соответствующим требованиям международных и российских стандартов в области СЭМ, необходимо пройти сертификацию.

Именно на данном этапе проводится внешний экологический аудит сертифицирующей организацией. С помощью аудиторов проводится обследование и подготовка к сертификации по СЭМ, в дальнейшем производится периодический повторный аудит для подтверждения сертификата и определения дальнейших путей развития.

Аудиторы помогают предприятию в разработке политики, целей и задач, экологической программы, составлении стандартов и инструкций. В дальнейшем предприятие налаживает внутренние аудиты, проводимые сотрудниками предприятия, например, экологами.

Для проведения внутренних аудитов необходимо специальное обучение сотрудников основам системы экологического менеджмента. Аудиторы проводят тщательные обследования всех подразделений предприятия, знакомятся с внутренней документацией, технологиями производства, характеристиками сырья и продукции, по результатам аудита выявляются несоответствия критериям.

Смысл внутренних аудитов – не только проверка и наказание, но и попытка перестроить понимание своей работы каждого сотрудника предприятия, внедрить экологические ценности и осознание экологических последствий своего труда.

Экологический аудит как часть СЭМ или как способ проверить предприятие на соответствие закону – это инструмент будущего, прогрессивный способ ответственного управления производством, который в дальнейшем, надеемся, будет развиваться, вытесняя систему наказания и контроля.

Почему предприятия заказывают экологический аудит

Основные виды процедур экологического аудита на предприятии в России чаще всего обязательные. Они заказываются с целью получить заключение, которое можно было бы предъявить в Росприроднадзор и другие контролирующие органы.

Но постепенно набирает популярность добровольное обследование природоохранной деятельности, направленное на:

  • Снижение рисков. Регулярное обследование природоохранной деятельности позволяет снизить риск возникновения утечек опасных сбросов, попадание отходов в водные объекты и других аварий. Регулярная проверка документации уменьшает число вопросов у проверяющих.
  • Оптимизацию и снижение затрат. Использование более эффективных технологий очистки стоков и выбросов позволяет избежать штрафов за превышение нормативов. В рамках экоаудита рекомендуются и другие меры, которые позволят оптимизировать затраты.
  • Улучшение имиджа. Сегодня экология воспринимается как преимущество. Покупатели охотнее покупают продукцию предприятий, заботящихся о природе, потенциальные квалифицированные работники в приоритете рассматривают их предложения о работе.
  • Подтверждение работы по охране экологии мировым стандартам. В частности, сертификация по ISO 14000 требует от организации иметь программу постоянного совершенствования природоохранной деятельности, подтвержденной экологическим аудитом.

Для крупных компаний, особенно ориентированных на международных рынок, стало стандартом утверждать на своих заводах систему экологического менеджмента. Экоаудит позволяет получить рекомендации по ее созданию. Также регулярное проведение обследования подтверждает успешность прохождения очередных этапов этой программы, помогает получить дальнейшие направления ее развития.

Узнать цены и заказать экологический аудит в Санкт-Петербурге и по всей России можно в компании ЭкоПромЦентр.

Заказать экоаудит в ЭкоПромЦентре

Экологический аудит: понятие, виды и порядок проведения

Понятие экологического аудита

Экологический аудит (экологическое аудирование) — это проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, её соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, проводимые для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем, подготовки рекомендаций по совершенствованию такой деятельности и с иными целями, предусмотренными экологическим законодательством.

Нормативно-правовые основы регулирования экологического аудирования в России на федеральном уровне на современном этапе почти отсутствуют:

  1. Упоминание об экологическом аудировании как инструменте обеспечения выполнения экологических требований при приватизации имеется в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г.
  2. Экологический аудит упоминается также в постановлении Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» применительно к лицензированию данного вида деятельности. В развитие этого правительственного постановления были приняты:
    приказ Госкомэкологии РФ от 30 марта 1998 г. N 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России»;
    приказ Госкомэкологии РФ от 16 июля 1998 г. N 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации».
  3. В Министерстве природных ресурсов РФ 2 апреля 1998 г. N 95 был принят приказ «О создании системы аудита недропользования».
  4. Одними из немногих специальных нормативных правовых актов в этой сфере являются законы субъектов федерации (Томской области, Республики Башкортостан, Амурской области и др.).
  5. Странную позицию по этому вопросу продемонстрировала Государственная Дума РФ в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». В статье 1 Закона дано определение понятия экологического аудита. При этом в тексте Закона об экологическом аудите как природоохранной мере не говорится.

В Федеральном законе от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность, или аудит определяется как предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Однако содержание экологического аудита не сводится лишь к проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности по вопросам взаимодействия общества и природы, оно шире.
Чтоб выявить содержание и место экологического аудита в механизме экологического права, нужно выяснить, применительно к какой экологически значимой деятельности он проводится.

Экологический аудит проводится:

  • в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий;
  • при реализации процедуры банкротства;
  • при проведении обязательного экологического страхования;
  • при подготовке инвестиционных проектов и программ, когда это предусмотрено условиями инвестирования.

Содержание и цели экологического аудита:

  • оценка состояния деятельности предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов и ее соответствия требованиям законодательства РФ;
  • выявление степени деградации окружающей среды объекта, деятельность которого связана с вредным воздействием на окружающую среду;
  • определение участков загрязненной окружающей среды, видов и масштабов загрязнения;
  • выявление и оценка оборудования и технологий, связанных с охраной окружающей среды на объекте;
  • оценка влияния окружающей среды на состояние здоровья работников;
  • выявление потребностей в дополнительной экологически значимой информации об объекте.

Принципы экологического аудита:

  • объективности и независимости экоаудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита;
  • профессионализма и компетентности экоаудитора в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;
  • достоверности и полноты информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности;
  • планирования работ по проведению экологического аудита;
  • комплексности экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду);
  • конфиденциальности информации, полученной в результате проведения экологического аудита;
  • ответственности экоаудиторов за результаты проводимых исследований.

Виды экологического аудита и порядок его проведения

В Российской Федерации предусматривается проведение:

  1. обязательного экологического аудита;
  2. добровольного экологического аудита.

Обязательный экологический аудит проводится в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в отношении, как правило, экологически опасных предприятий и видов деятельности при:

  1. приватизации и банкротстве юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если их деятельность является экологически особо опасной;
  2. проведении экологического страхования в целях определения ставки или размера страховых платежей и (или) возмещений;
  3. кредитовании юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, государственными банками;
  4. оценке деятельности по ликвидации экологических последствий аварий и стихийных бедствий;
  5. принятии решений государственными органами о продлении действия лицензий, выданных юридическим лицам и гражданам-предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию экологически опасных объектов;
  6. выполнении международных обязательств Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды;
  7. в иных случаях, установленных нормативными актами.

С учетом сложности работ по экологическому аудиту право на проведение обязательного аудита может быть предоставлено только аттестованным специалистам, имеющим опыт практической работы и высшее образование в области предмета аудита. Временный порядок аттестации экологических аудиторов был утвержден приказом Госкомэкологии РФ от 16 июля 1998 г. N 436.

Добровольный экологический аудит может проводиться по инициативе предприятий и граждан-предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду, при изменении собственника объекта, передаче объекта в аренду, в залог, при необходимости модернизации производственного и/или технологического процессов и в иных случаях.

Целесообразность проведения добровольного экологического аудита диктуется интересами юридических лиц и граждан-предпринимателей в получении научно-обоснованных рекомендаций относительно оптимальной организации работ по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, повышению их эффективности на уровне, соответствующем требованиям законодательства РФ и в иных целях.

Так как проведение добровольного экологического аудита осуществляется на платной основе, предприятие или предприниматель заинтересован в том, чтобы приглашенные для этого лица имели достаточную квалификацию. Критерием в этом случае может служить обладание лицензией, выданной специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды на проведение работ по экологическому аудиту.
Более чем 20-летний мировой опыт свидетельствует, что экологический аудит имеет смысл, если он проводится прежде всего как добровольная негосударственная деятельность («инициативный аудит»). Причем проверка природоохранной отчетности предприятий имеет здесь вторичное значение. Главное же — это аудиторские рекомендации и предложения по улучшению эффективности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, развитию системы экологического контроля и управления.

Задачи, которые решаются в процессе аудита, сложны и требуют от аудитора разнообразной профессиональной подготовки. Трудность заключается в том, что за короткий срок необходимо разобраться в сложном объекте, которым является современное промышленное предприятие, адекватно оценить ситуацию для того, чтобы дать соответствующие рекомендации.
Особого внимания заслуживают вопросы аудиторской этики, поскольку данные, получаемые в процессе аудита, конфиденциальны и не могут разглашаться без согласия заказчика.

Вопрос о порядке выполнения работ решается в зависимости от целей проведения экологического аудита. Наиболее целесообразно проведение аудита аудиторской комиссией в соответствии со специально разработанной программой проверки.
Программа проведения экологического аудита разрабатывается с учетом:

  • технического задания заказчика на основе предварительного изучения материалов статистической отчетности;
  • экологического паспорта предприятия;
  • разрешительной и иной документации, характеризующей деятельность предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
  • результатов проверок государственных специально уполномоченных органов в области экологического контроля.

В результате работы по проведению экологического аудита составляется экологическое аудиторское заключение.
Экологическое аудиторское заключение подписывается (утверждается) руководителем аудиторской организации и заверяется печатью.
Поскольку в процессе проведения экологического аудита аудиторы могут иметь доступ к конфиденциальной информации, на нее распространяется соответствующий правовой режим.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *