370 постановление правительства РФ лом

Содержание

Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения (с изменениями на 15 декабря 2016 года)

Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 мая 2001 года N 370
Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения

(с изменениями на 15 декабря 2016 года)

____________________________________________________________________
В документе учтено:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2001 года N ГКПИ 2001-1207, 1238, 1262.
____________________________________________________________________

В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» Правительство Российской Федерации
постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения.

2. Установить, что контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Министерство внутренних дел Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 года N 78.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 11 мая 2001 года N 370

(с изменениями на 15 декабря 2016 года)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок обращения (приема, учета, хранения, транспортировки) и отчуждения лома и отходов цветных металлов на территории Российской Федерации.

2. Физические лица осуществляют отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, который утверждается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.

II. Требования к организации приема лома и отходов цветных металлов

4. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие прием лома и отходов цветных металлов, должны обеспечить наличие на каждом объекте по приему указанных лома и отходов в доступном для обозрения месте следующей информации:

а) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, номера их телефонов;

б) для юридических лиц — данные о лице, ответственном за прием лома и отходов цветных металлов;

в) распорядок работы;

г) условия приема и цены на лом и отходы цветных металлов;

д) перечень разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, который утверждается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

5. На объектах по приему лома и отходов цветных металлов, кроме информации, указанной в пункте 4 настоящих Правил, должна находиться и предъявляться по требованию контролирующих органов следующая документация:

а) лицензия, полученная в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов, или ее копия, заверенная лицензирующим органом, выдавшим лицензию;

б) нотариально заверенная копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, или свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием лома и отходов цветных металлов (подпункт в редакции, введенной в действие с 24 октября 2002 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 года N 731;

в) документы на имеющиеся оборудование и приборы, а также документы о проведении их поверок и испытаний;

г) инструкции о порядке проведения радиационного контроля лома и отходов цветных металлов и проверки их на взрывобезопасность;

д) инструкция о порядке действий при обнаружении радиоактивных лома и отходов цветных металлов;

е) инструкция о порядке действий при обнаружении взрывоопасных предметов.

III. Порядок приема, учета и хранения лома и отходов цветных металлов

6. Прием лома и отходов цветных металлов проводится по массе нетто, определяемой как разность между массой брутто и массой транспортного средства, тары и засоренности.

7. Прием лома и отходов цветных металлов осуществляется на основании письменного заявления лица, сдающего лом и отходы, при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность упомянутого лица, место нахождения (проживания), сведения о сдаваемых ломе и отходах цветных металлов (вид, краткое описание), основание возникновения права собственности на сдаваемые лом и отходы цветных металлов, дата и подпись заявителя.
После приема и оплаты лома и отходов цветных металлов лицо, осуществляющее прием, производит на заявлении запись с отметкой о приеме, указанием номера приемосдаточного акта, который составляется на каждую партию лома и отходов цветных металлов, стоимости сданных лома и отходов и ставит свою подпись.
Заявления должны храниться на объекте по приему лома и отходов цветных металлов в течение 5 лет.

8. Прием лома и отходов цветных металлов от физических лиц, не достигших 14 лет, не допускается.
Прием лома и отходов цветных металлов от лиц в возрасте от 14 до 18 лет допускается с письменного согласия их законных представителей — родителей, усыновителей или попечителей, за исключением лиц, достигших 16 лет и в установленном порядке объявленных полностью дееспособными.

9. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы цветных металлов, обязаны обеспечить в установленном порядке проведение радиационного контроля и осуществление входного контроля каждой партии указанных лома и отходов на взрывобезопасность.
Контроль осуществляется лицами, прошедшими соответствующую подготовку и аттестацию.

9_1. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы цветных металлов, обязаны обеспечить:

а) наличие минимального штата имеющих соответствующую квалификацию следующих работников, с которыми заключены трудовые договоры:
контролер лома и отходов металла 2 разряда — на каждом объекте по приему лома и отходов цветных металлов;
прессовщик лома и отходов металла 1 разряда — не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации;

б) наличие на каждом объекте по приему лома и отходов цветных металлов:
лица, ответственного за проведение радиационного контроля лома и отходов цветных металлов;
лица, ответственного за проведение контроля лома и отходов цветных металлов на взрывобезопасность;

в) наличие на каждом объекте по приему лома и отходов цветных металлов площадки с твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием, предназначенной для хранения лома и отходов цветных металлов, а также оборудования для проведения радиационного контроля лома и отходов цветных металлов в соответствии с установленными требованиями;

г) наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации:
оборудования для определения химического состава лома и отходов цветных металлов;
пресса для пакетирования лома и отходов цветных металлов.
(Пункт 9_1 дополнительно включен с 25 декабря 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 года N 1287)

10. Учет лома и отходов цветных металлов ведется лицом, назначенным руководителем юридического лица, осуществляющего прием указанных лома и отходов, или индивидуальным предпринимателем.

11. Прием лома и отходов цветных металлов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемосдаточного акта по форме согласно приложению N 1.
Приемосдаточный акт составляется в 2 экземплярах (один передается лицу, сдающему лом и отходы цветных металлов, второй остается у лица, осуществляющего прием).

Указанные акты являются документами строгой отчетности и должны иметь сквозную нумерацию.

12. Приемосдаточные акты регистрируются в книге учета приемосдаточных актов (далее именуется — книга учета).
Страницы книги учета должны быть пронумерованы и прошнурованы. На оборотной стороне последнего листа производится запись:
«В настоящей книге учета пронумеровано и прошнуровано ___ страниц». Запись заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего прием лома и отходов цветных металлов, и печатью (при наличии печати).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 декабря 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2016 года N 1367.

13. На первой странице книга учета должна содержать:

а) наименование «Книга учета приемосдаточных актов»;

б) наименование и место нахождения юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего прием лома и отходов цветных металлов;

в) запись «Начата» с указанием даты внесения в книгу учета первой записи о приеме лома и отходов цветных металлов;

г) запись «Окончена» с указанием даты внесения в книгу учета последней записи о приеме лома и отходов цветных металлов;

д) запись «Лицо, ответственное за ведение настоящей книги учета» с указанием должности, фамилии, имени, отчества этого лица, его подпись и дата.

14. При каждом случае приема лома и отходов цветных металлов в книгу учета вносится следующая информация:

а) регистрационный номер приемосдаточного акта;

б) дата приема лома и отходов цветных металлов;

в) данные о лице, сдающем лом и отходы:
при приеме у юридического лица и индивидуального предпринимателя — наименование и место нахождения;
при приеме у физических лиц — фамилия, имя, отчество, место постоянного проживания, данные документа, удостоверяющего личность;

г) реквизиты транспортной накладной (для юридического лица и индивидуального предпринимателя), а при приеме различного оборудования — также реквизиты справки о списании этого оборудования и снятии его с учета;

д) класс, категория, вид и краткое описание принятых лома и отходов цветных металлов согласно государственному стандарту;

е) данные о проверке лома и отходов цветных металлов на взрывобезопасность и о радиационном контроле с подписью лиц, проводивших проверку (контроль);

ж) процент засоренности принятых лома и отходов цветных металлов;

з) вес принятых лома и отходов цветных металлов;

и) подпись лица, сделавшего запись в книге.

15. Книга учета и приемосдаточные акты должны храниться на объекте по приему лома и отходов цветных металлов в течение 5 лет с даты внесения последней записи о приеме лома и отходов цветных металлов.

16. Ответственность за своевременное и правильное составление приемосдаточных актов и внесение записей в книгу учета, точность содержащихся в них сведений, проверку правомерности сдачи лома и отходов цветных металлов несет должностное лицо, ответственное за прием лома и отходов цветных металлов, или индивидуальный предприниматель.

17. Оплата принятых лома и отходов цветных металлов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

18. Отбор (извлечение) сопутствующих лома и отходов черных металлов при переработке лома или отходов цветных металлов производится юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, осуществляющими переработку лома и отходов цветных металлов.
Отобранные (извлеченные) из лома и отходов цветных металлов сопутствующие лом и отходы черных металлов могут быть отчуждены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

19. Хранение бытового (принятого от физических лиц) и промышленного лома и отходов цветных металлов осуществляется раздельно.

IV. Порядок учета отчуждаемого лома и отходов цветных металлов

20. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы цветных металлов, должны организовать учет отчуждаемых лома и отходов.

21. Каждая партия отчужденных лома и отходов цветных металлов должна быть зарегистрирована в журнале регистрации отгруженных лома и отходов цветных металлов, в котором указываются:

а) наименование и реквизиты грузополучателя;

б) номер вагона, государственный регистрационный знак автомобиля или иного транспортного средства (в зависимости от вида транспорта);

в) дата отгрузки;

г) вид лома и отходов цветных металлов;

д) вес партии, перевозимой транспортным средством;

е) номер транспортной накладной.

22. Записи в журнале регистрации отгруженных лома и отходов цветных металлов производятся на основании документов первичного бухгалтерского учета.

V. Документы, необходимые при транспортировке лома и отходов цветных металлов

23. Заключение договора на перевозку лома и отходов цветных металлов осуществляется транспортной организацией только с собственником лома и отходов цветных металлов.

24. При транспортировке лома и отходов цветных металлов организация-перевозчик (транспортная организация или юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозку собственным транспортом) и грузоотправитель должны обеспечить водителя транспортного средства или лицо, сопровождающее груз, следующими документами:

а) при перевозке лома и отходов цветных металлов транспортной организацией:
путевой лист;
транспортная накладная;
удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов цветных металлов по форме согласно приложению N 2;

б) при перевозке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями лома и отходов цветных металлов, прием которых осуществлен в соответствии с настоящими Правилами, либо лома и отходов цветных металлов, переработанных и подготовленных для использования, либо лома и отходов цветных металлов, образовавшихся у них в процессе производства и потребления:
нотариально заверенная копия лицензии, полученной в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов;
путевой лист (кроме индивидуальных предпринимателей);
транспортная накладная и нотариально заверенные копии документов, подтверждающих право собственности на транспортируемые лом и отходы цветных металлов;

удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов цветных металлов по форме, предусмотренной приложением N 2 к настоящим Правилам.

25. В транспортной накладной указываются:

а) номер;

б) наименование и реквизиты грузоотправителя;

в) наименование и реквизиты грузополучателя;

г) номер вагона, государственный регистрационный знак автомобиля или иного транспортного средства (в зависимости от вида транспорта);

д) дата отгрузки;

е) вид лома и отходов цветных металлов;

ж) вес партии, перевозимой транспортным средством.

VI. Ответственность за нарушение настоящих Правил

26. Нарушение настоящих Правил влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приложение N 1. Акт приема лома и отходов цветных металлов

Приложение N 1
к Правилам обращения с ломом
и отходами цветных металлов и их отчуждения

Вес нетто (прописью) _______________________________________________________

Итого на сумму ____________________________________________________________

В том числе НДС __________________________________________________________

За предоставление недостоверных данных об ответственности предупрежден.
Достоверность предоставленных сведений подтверждаю.
Сдачу лома и отходов произвел и акт получил ____________ (подпись сдатчика лома и отходов)
Указанный металлолом подготовлен согласно ГОСТу 1639 — 93, проверен пиротехником, обезврежен, признан взрывобезопасным и может быть допущен к переработке и переплавке.

Приложение N 2. Удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов цветных металлов

Приложение N 2
к Правилам обращения с ломом
и отходами цветных металлов
и их отчуждения
(В редакции, введенной в действие
с 27 декабря 2016 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 декабря 2016 года N 1367. —
См. предыдущую редакцию)

наименование организации

Примечание. Печать проставляется при ее наличии

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Какой класс опасности отходов имеет металлолом?

Мы все уже привыкли, что сбор металлолома позволяет немного компенсировать приобретение того или иного бытового прибора, крупногабаритной техники.

Обычно, когда владелец батареи желает сдать радиатор он идет и делает это, получая законное вознаграждение. Однако иногда ситуация выглядит совсем иначе.

Читайте похожую статью: Экологические вопросы при утилизации металлолома.

отвечаем на вопрос статьи: МЕТАЛЛОЛОМ – ЭТО 5-й класс опасности!

Определение класса опасности по ФККО

Принципиальный сборщик вторичного сырья может ссылаться на вполне официальный документ, регламентирующий класс опасности металлолома. Суть заключается в том, что для работы с некоторыми видами сырья необходимо предпринимать специфические меры предосторожности (они описаны в соответствующем ГОСТе и теперь ФККО). Всего в документе 5 классов опасности, плюс «0». Для первых четырех необходимо получить паспорт отхода. 5-ый класс утилизируется без получения специальных документов. Сложнее ситуация с «0» – класс опасности не определен. Это означает, что предприятию, желающему сдать в утиль специфический товар с нулевым уровнем опасности, необходимо инициировать определение этого параметра, обратившись в соответствующие инстанции (по всей видимости в Министерство природных ресурсов РФ через муниципальные органы).

Класс опасности металлолома (именно лома черных металлов) для стандартных ситуаций – 5.

Значит не требуется никаких специальных документов, чтобы утилизировать его. Даже стружка черных металлов незагрязненная по ФККО имеет такой же уровень опасности!!!

Незагрязненная стружка

Некоторые предприимчивые люди создают проблему из вычисления уровня опасности, предлагая это как платную услугу. Однако достаточно знать, что уровень опасности определяется 13 цифрой в коде ФККО. Для примера рассмотрим свечи зажигания автомобильные отработанные: 351 001 01 01 99 5.

13-ая стоит пятерка, это класс их опасности, значит, такой вид вторсырья смело можно нести в пункт приема и рассчитывать на нормальное вознаграждение. Тогда, как сростки корунда с ферросплавом в производстве шлифовальных материалов 351 504 02 01 00 4 имеют четвертый уровень опасности и здесь уже предприниматель обязан обеспечить особые условия хранения и транспортировки, более того получить паспорт отхода для выполнения вообще каких-либо действий с ним.

Вот с таким материалом обычно возникают проблемы в пунктах приема металлолома. Поскольку для дальнейшей сдачи этого сырья придется потратиться финансово на получение паспорта, проведения экспертизы, создание специфических условий хранения. Однако, что такое металлическая пыль – она есть практически в любом несортированном отходе подобного плана (недобросовестный приемщик пытается сыграть на этом).

Всего таких отходов в списке ФККО не очень много, в основном это пыль различных металлов. Правила хранения могут включать обязательное использованием герметичных контейнеров, специальной маркировки и конечно атрибутов, указывающих дату сортировки и упаковки с подписями ответственных лиц.

Если 13-ая цифра – ноль, значит уровень опасности не определен. Тогда предприниматель может на собственный страх и риск принять, после передать по назначению сырье (но каком-то из этапов все-таки придется получить документ, относящий отход к одному из классов опасности), либо направить владельца таких материалов к муниципальным органам, инициирующим появление в документе ФККО новых видов отходов или уточняющих данных по уже имеющимся.

Так, например, список лом и отходы цветных металлов фкко (2014) имел в основном изделия с пометкой 5 или ноль. Но уже сегодня очевидно, что присутствуют формы материалов, относящиеся к четвертому классу опасности. Это лом черных металлов несортированный ФККО (2016), лом с кодом 46101003204 (в его состав входит чугунная или стальная пыль). Это означает, что вопреки бытующему мнению – документ расширяется, уточняется, функционирует.

ФККО помогает предприятию оптимизировать использование вторичного сырья

Если правильно определить какой перед вами металлолом, к какому классу опасности относится, становится гораздо проще. Ведь в основном все подобное сырье относится к пятому классу и не требует паспортизации. Значит, для предпринимателя, работавшего ранее по ГОСТам ничего не меняется.

Паспорта отходов

Лом и отходы цветных металлов ФККО определяет класс опасности и довольно точно описывает физические, химические свойства, агрегатное состояние. Однако он не отождествляет как-то по-особенному качественно материалы. Например, есть чугун и сталь (но не так, как в ГОСТ легированный металл с разным процентным содержанием тех или иных веществ).

Цена на такой товар не ориентируется на лом цветных металлов, их код по ФККО. Стоимость, как и прежде определяется исходя из состава сплава, фактического состояния. Вмешаться в этот процесс может только отход с классом опасности выше 5.

Важно, что документ существует в основном для крупных предприятий, у которых периодически появляется «мусор», требующий правильной утилизации и списания с трудовых ресурсов. Составить акт об утилизации проще, когда отходы описаны в ФККО, где точно определен порядок утилизации.

Кроме того, сегодня можно воспользоваться специальными формами, чтобы выбрать одного из действий со вторичным сырьем:

  • размещение для продажи;
  • утилизация;
  • обеззараживание;
  • транспортировка между объектами;
  • обработки или сборки.

Таким образом, документ регулирует и контролирует объемы цветных металлов, циркулирующие на внутреннем и внешнем рынках. Также он способствует выявлять проблему сдачи тех или иных видов отходов (спекуляции или наоборот, трудности предпринимателей, терпящих убытки). Например, благодаря ФККО было привлечено внимание к утилизации телевизоров, благодаря чему были впоследствии открыты специальные точки приема.

Постановление Правительства РФ от 11.05.2001 N 370

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОБРАЩЕНИЯ С ЛОМОМ И ОТХОДАМИ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ И ИХ ОТЧУЖДЕНИЯ

В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения.

2. Установить, что контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Министерство внутренних дел Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 N 49, от 15.02.2011 N 78)

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 11 мая 2001 г.
N 370

Реализация металлолома: всегда ли нужна лицензия для применения льготы по НДС (Голубева Е.И.)

Быстрая навигация: Каталог статей Иные вопросы Реализация металлолома: всегда ли нужна лицензия для применения льготы по НДС (Голубева Е.И.)

Дата размещения статьи: 27.09.2016

В ходе собственного производства, в частности от списания пришедших в негодность основных средств и материально-производственных запасов, у налогоплательщика могут образовываться остатки лома, которые непригодны для дальнейшего использования в его хозяйственной деятельности. По общему правилу деятельность по реализации металлолома подлежит лицензированию, и только в этом случае налогоплательщик вправе применить льготу по НДС. Рассмотрим, распространяется ли данная норма на все случаи реализации металлолома.

В соответствии с п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав является объектом налогообложения по НДС.

При этом п. 1 ст. 39 НК РФ предусмотрено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе.

Из изложенного следует, что операция по реализации металлолома, образовавшегося в процессе собственного производства, должна облагаться НДС.

Вместе с тем согласно пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов.

На основании п. 6 ст. 149 НК РФ перечисленные в ст. 149 НК РФ операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, для освобождения реализации лома и отходов черных металлов от обложения НДС налогоплательщик должен иметь в наличии соответствующую лицензию.

Вместе с тем на основании пп. 34 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.

Пунктом 1 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. N 1287; далее — Положение) установлено, что Положение определяет порядок лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства.

Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность по реализации лома (отходов) черных металлов, образовавшегося в результате обычной хозяйственной деятельности организации, не подлежит лицензированию.

Учитывая данный факт, нормы п. 6 ст. 149 НК РФ о необходимости лицензии для применения освобождения от НДС не распространяются на реализацию лома черных и цветных металлов, образовавшегося в процессе собственного производства.

При этом факт отсутствия лицензии не может служить препятствием для реализации права на налоговое освобождение операций по реализации товаров (работ, услуг) в случаях, предусмотренных ст. 149 НК РФ, если для осуществления данных операций не требуется наличие лицензии.

Данного вывода придерживается и многочисленная судебная практика.

Так, в Постановлении от 25 марта 2014 г. N Ф05-962/2014 ФАС Московского округа отметил, что реализация отходов и лома черного металла, образовавшихся у общества в процессе собственного производства, не является лицензируемым видом деятельности и освобождается от обложения НДС вне зависимости от наличия лицензии на ведение деятельности по заготовке, переработке и реализации лома. Наличие лицензии для применения льготного налогообложения является обязательным условием в случаях, когда вид деятельности подлежит обязательному лицензированию в соответствии с действующим законодательством, т.е. отсутствие лицензии не может служить препятствием для реализации права на налоговое освобождение операций по реализации товаров (работ, услуг) в случаях, предусмотренных ст. 149 НК РФ, если для осуществления данных операций не требуется наличие лицензии.

Аналогичного вывода придерживаются ФАС Уральского округа в Постановлении от 27 мая 2014 г. N Ф09-2580/14 и Тринадцатого ААС в Постановлении от 16 февраля 2015 г. по делу N А56-55786/2014 (в кассационном порядке не обжаловалось).

В дополнение отметим, что налоговые органы придерживаются аналогичной точки зрения. В частности, в Письме ФНС России от 16 августа 2006 г. N 03-1-03/1562@ указано, что при осуществлении операций по реализации лома и отходов черных и цветных металлов, образовавшихся у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства, данные операции освобождаются от обложения НДС согласно пп. 24 п. 3 ст. 149 НК РФ при выполнении требования п. 4 ст. 149 НК РФ.

Обратите внимание: приведенное Письмо ФНС России касалось ранее действовавшей редакции ст. 149 НК РФ. Вместе с тем до 1 января 2008 г. реализация лома и отходов черных и цветных металлов также была освобождена от налогообложения на основании пп. 24 п. 3 ст. 149 НК РФ. В свою очередь, на основании действовавшего ранее Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2002 г. N 552 <1>) оно также не распространялось на реализацию лома цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства.

<1> Утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. N 766.

Учитывая данный факт, полагаем, что ссылка на приведенную позицию ФНС России может быть использована налогоплательщиком в качестве аргумента.

Таким образом, по мнению автора, налогоплательщик имеет право не облагать НДС реализацию лома, образовавшегося в ходе собственного производства. В случае возникновения споров с налоговыми органами перспектива рассмотрения дела в суде в пользу налогоплательщика оценивается выше среднего.

Рассмотрим еще одну ситуацию, связанную с реализацией металлолома и применением льготы по НДС, которая может возникнуть в ходе выполнения налогоплательщиком подрядных работ.

На территории строительства иногда обнаруживаются бесхозные основные средства и материально-прозводственные запасы, не принадлежащие налогоплательщику (например, оставленные другими строительными организациями в связи с банкротством или высокой стоимостью перебазировки). Стоимость такого имущества порой значительно превышает пятикратный минимальный размер оплаты труда (МРОТ), чтобы считаться безхозяйным согласно нормам Гражданского кодекса РФ.

По условиям договора подряда по окончании строительства налогоплательщик-подрядчик обязан провести рекультивацию и вывезти мусор, в том числе металлолом от основных средств и материально-производственных запасов, ему не принадлежащих. При этом территория строительства расположена на земельном участке, который находится в государственной собственности.

Как уже отмечалось, чтобы у налогоплательщика имелось право не облагать реализацию металлолома НДС, такой металлолом должен возникнуть в результате обычной хозяйственной деятельности, например разбора собственного имущества, пришедшего в негодность.

Однако в рассматриваемой ситуации имущество, которое налогоплательщик планирует разобрать на металлолом и в дальнейшем реализовать, его собственностью не является и на учет не принято.

Принимая во внимание данный факт, для реализации металлолома в первую очередь необходимо обратить его в свою собственность и принять на учет имущество.

С точки зрения гражданского законодательства имущество, оставленное другими собственниками на земельном участке, может быть квалифицировано в качестве бесхозяйного.

Так, п. 1 ст. 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

При этом на основании ст. 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 226 ГК РФ.

Пунктом 2 ст. 226 ГК РФ предусмотрено, что лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному МРОТ, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

В рассматриваемой ситуации основные средства и материально-производственные запасы напрямую не поименованы в приведенном перечне, однако, на наш взгляд, они могут быть отнесены к категории «других отходов».

Так, в силу ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы от использования товаров — готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством РФ лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них. Согласно ст. 4 Закона об отходах производства и потребления право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

Тем не менее нельзя исключать возможность иного толкования приведенных норм и необходимость обращения налогоплательщика в суд за признанием права собственности на указанное имущество.

Данное мнение основано на следующем судебном решении. В Постановлении от 6 июля 2005 г. N Ф09-2038/05-С6 ФАС Уральского округа отметил, что стоимость спорных металлоконструкций превышает пятикратный МРОТ (500 руб.), поэтому для признания спорных металлоконструкций бесхозяйными вещами установлен специальный порядок — судебный, т.е. необходимо самостоятельное решение суда о признании их таковыми.

В рассматриваемом случае стоимость имущества значительно превышает пятикратный МРОТ, и, как было отмечено ранее, данное имущество напрямую не поименовано в перечне п. 2 ст. 226 ГК РФ.

Вместе с тем в приведенной судебной практике квалификация имущества и необходимость обращения его в собственность по правилам п. 2 ст. 226 ГК РФ была связана с иском собственника земельного участка, на котором было расположено имущество, о признании сделки договора купли-продажи имущества, обращенного в собственность третьим лицом, недействительным.

Однако, полагаем, в анализируемой ситуации иск собственника земельного участка или строительных организаций, оставивших основные средства и материально-производственные запасы, является маловероятным.

Учитывая изложенное, с нашей точки зрения, налогоплательщик может обратить найденное на земельном участке имущество в свою собственность во внесудебном порядке.

При этом в целях дальнейшей реализации металлолома, по нашему мнению, налогоплательщику следует принять на учет именно имущество (а не металлолом) и в дальнейшем осуществить действия по его разборке, отразив соответствующие расходы в учете.

В таком случае операции по разборке (демонтажу) имущества можно квалифицировать в качестве собственного производства.

Если же налогоплательщик примет на учет металлолом после разборки (демонтажа) основных средств и материально-производственных запасов, данный факт, полагаем, может повлечь за собой риски квалификации металлолома, образовавшегося не в процессе собственного производства, а в результате заготовки и хранения металлолома.

Напомним, что деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подлежит лицензированию.

При этом под реализацией лома в целях применения Положения понимается отчуждение лома черных и (или) цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе. Соответственно, в таком случае при реализации металлолома налогоплательщик не вправе будет применить льготу по НДС на основании пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Таким образом, на наш взгляд, в случае обращения имущества, расположенного на земельном участке, в собственность и постановки данного имущества на учет у налогоплательщика будет иметься возможность применять льготу по НДС при реализации металлолома.

Риски возникновения споров с налоговыми органами относительно правомерности применения льготы по НДС исключить в данном случае нельзя, однако они могут быть существенно снижены, если на учет будет принято имущество, а не металлолом, образовавшийся в результате разборки данного имущества.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *