Анализ выпуска продукции

Для анализа объёма выпуска продукции используется система показателœей, определяющих состояние динамики, резервы роста объёма выпуска. Объем выпуска может оцениваться как в стоимостном, так и в натуральном, условно-натуральном выражении (трудовом).

Стоимостные показатели делятся на две группы:

— полностоимостные показатели – определяются на базе цены продукции. К ним относятся: товарная продукция (стоимость всœей произведенной за период готовой продукции, работ, услуг); валовая продукция (стоимость всœей произведенной продукции и выполненных работ независимо от степени их готовности, выражаемая в сопоставимых ценах).

— элементностоимостные показатели, исчисленные на базе отдельных статей себестоимости или путем исключения из себестоимости некоторых элементов. Наиболее популярный – чистая продукция. Данный показатель определяется на базе товарной или валовой продукции за вычетом материальных затрат и амортизации. Показатель чистой продукции применяется при анализе соотношений темпов роста производительности труда и средней заработной платы, для оценки уровня фондоотдачи и др.

Объем выполненных работ определяется показателœем трудоемкости количеством затраченного труда на единицу продукции, который относится к трудовым показателям. Данный показатель позволяет выявить влияние побочных факторов на показатели объёма производства и выпуска. Трудоемкость определяется с помощью следующих измерителœей:

1. Нормо-часы (характеризуют затраты труда, но не качество).

2. Нормативная стоимость обработки (формируется на базе соотношения цены, прибыли, прямых материальных затрат и характеризует только стоимость обработки).

3. Нормативная зарплата норма оплаты труда за единицу продукции.

Данные показатели привлекаются для анализа выполнения плана по объёму производства в тех случаях, когда невозможно использовать натуральные единицы измерения, т. е. наблюдается многономенклатурность.

Анализ объёма производства начинается с изучения динамики валовой и товарной продукции (расчета индексов динамики, базисных и цепных темпов роста). Оценка выполнения плана по объёму выпуска осуществляется на базе сравнения данных за предшествующий период, плановых и фактических данных. Находятся абсолютные отклонения (в %) планового и фактического выпуска в отчетном году от соответствующего показателя базисного года.

Совокупность показателœей оценки объёма выпуска используется для обобщения оценки общего выполненного объёма производства.

Факторы, влияющие на выпуск продукции, сосредоточены в наличии и использовании групп соответствующих ресурсов. По экономическому содержанию их объединяют в три группы: рабочая сила, средства труда, предметы труда.

Резервы роста объёма производства – количественно измеримые возможности их увеличения за счёт улучшения использования ресурсов предприятия. Факторы, влияющие на выпуск товарной продукции, заключены в наличии и использовании групп соответствующих ресурсов. По экономическому содержанию их объединяют в три группы: рабочая сила, средства труда, предметы труда. Для полноты подсчета резервов, прежде всœего, определяют решающую группу ресурсов, с которой начинается поиск резервов. Для этого изучается структура затрат на производство, что позволяет понять, к какой группе относится производство данной продукции – фондоемкой, материалоемкой, энергоемкой или трудоемкой, после чего составляется соответствующая факторная модель.

Поиск прочих резервов проводится с целью укомплектования резервов, выявленных по решающей группе ресурсов. Расчет величины резервов по каждой группе ресурсов возможен с помощью элиминирования. За величину резерва принимается сумма отрицательного влияния качественного фактора.

Сводный резерв реализации складывается из суммы резерва увеличения выпуска товарной продукции и снижения остатков нереализованной товарной продукции.

10. Анализ выполнения плана по ассортименту выпуска продукции.

Анализ ассортимента продукции

Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.

Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории СНГ.

Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием объёма ее выпуска по каждому виду. Различают полный (всœех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.

Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру.

Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться:

— по способу наименьшего процента

— по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен план выпуска продукции (33,3%);

— по способу среднего процента по формуле

ВПа = ВПn: ВП0 х 100%,

где ВПа – выполнение плана по ассортименту, %;

ВПn – сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска;

ВП0 – плановый выпуск продукции.

При этом изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, в случае если выполнено задание по всœем видам изделий. План по ассортименту по рассматриваемом пример не выполнен.

Примеры недовыполнения плана по ассортименту бывают внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.).

11. Анализ ритмичности выпуска продукции.

Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объёме и ассортименте, предусмотренном планом.

Аритмичность производства продукции влияет на всœе экономические показатели: снижается качество продукции, растут объём незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, замедляется оборачиваемость оборотных средств предприятия. За невыполненные поставки продукции предприятие платит штрафы, несвоевременно поступает выручка, перерасходуется фонд оплаты труда, растет себестоимость продукции, падает прибыль.

Существуют прямые показатели оценки ритмичности, к которым относят:

— коэффициент ритмичности (Крит.). Он определяется отношением фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) – VВП1,0 к плановому выпуску (удельному весу) – VВП0:

Крит. = VВП1,0: VВП0;

— коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки, декаду, месяц и т.д.) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному и т.д) плановому выпуску

где n – число суммируемых плановых заданий.

Косвенными показателями ритмичности являются наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по винœе предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и др.

В процессе анализа крайне важно подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой.

Для этого используют:

а) разность между плановым и засчитанным выпуском продукции;

б) разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объёма производства.

В заключение анализа разрабатывают мероприятия по устранению причин неритмичной работы.

Анализ производственных показателей

Повышение эффективности производства достигается, в первую очередь, совершенствованием работы предприятий и их производственно-хозяйственной деятельности. Основными технико-экономическими показателями производственно-хозяйственной деятельности предприятия являются: объем реализуемой продукции, производительность труда, использование основных и оборотных средств, материалоемкость, себестоимость продукции, прибыль и рентабельность предприятия. Показатели применяются для планирования производственно-хозяйственной деятельности, учета результатов, отчетности и анализа.

Рассмотрим другие производственные показатели:

  • 1. Уровень затрат на руб. продукции — рассчитывается путём деления себестоимости на выручку.
  • 2. Выработка на одного рабочего — рассчитывается путём деления выручки на среднесписочную численность ППП
  • 3. Среднегодовая заработная плата — рассчитывается путём деления фонда заработной платы на среднесписочную численность ППП.
  • 4. Зарплатоёмкость — рассчитывается путём деления фонда заработной платы на выручку
  • 5. Фондоотдача — рассчитывается путём деления выручки на среднегодовую стоимость основных производственных фондов.
  • 6. Материалоёмкость — рассчитывается путём деления материальных затрат на выручку
  • 7. Оборачиваемость оборотных средств — рассчитывается путём деления выручки на среднегодовую стоимость оборотных средств.
  • 8. Оборачиваемость капитала — рассчитывается путём деления выручки на среднегодовую стоимость капитала.
  • 9. Рентабельность оборотных средств — рассчитывается путём деления прибыли от продаж на среднегодовую стоимость оборотных средств
  • 10. Рентабельность капитала — рассчитывается путём деления прибыли от продаж на среднегодовую стоимость капитала.
  • 11. Рентабельность производства — рассчитывается путём деления прибыли от продаж на себестоимость.
  • 12. Рентабельность продаж — рассчитывается путём деления прибыли от продаж на выручку.

Теперь дополним Таблицу № 1 новыми показателями и реализуем их в Таблице № 2

Таблица 2

После подсчета подвергаем каждый показатель последующему анализу:

  • 1) Уровень затрат на руб. продукции увеличилась, так как темп изменения себестоимости был выше чем у выручки, хоть оба показателя и выросли.
  • 2) Выработка на одного рабочего увеличилась, так как выручка увеличилась и среднесписочную численность ППП уменьшилась.
  • 3) Среднегодовая заработная плата увеличилась, так как темп изменения фонда заработной платы был ниже темпа среднесписочной численности ППП, хоть оба показателя и снизились.
  • 4) Зарплатоёмкость уменьшилась, т. к. фонд заработной платы уменьшился и выручки увеличилась.
  • 5) Фондоотдача увеличилась, т. к. выручка увеличилась, и среднегодовая стоимость основных производственных фондов уменьшилась.
  • 6) Материалоёмкость уменьшилась, т. к. темп изменения материальных затрат был ниже чем у выручки, хоть оба показателя и выросли.
  • 7) Оборачиваемость оборотных средств увеличилась, так как темп изменения выручки был выше, чем у среднегодовой стоимости оборотных средств, хоть оба показателя и выросли.
  • 8) Оборачиваемость капитала увеличилась, т. к. выручка увеличилась, и среднегодовая стоимость капитала уменьшилась.
  • 9) Рентабельность оборотных средств уменьшилась, так как темп изменения прибыли от продаж ниже, чем у среднегодовой стоимости оборотных средств, хоть оба показателя и выросли.
  • 10) Рентабельность капитала увеличилась, так как прибыль от продаж увеличилась, и среднегодовая стоимость капитала уменьшилась.
  • 11) Рентабельность производства уменьшилась, так как темп изменения прибыли от продаж ниже, чем у себестоимости, хоть оба показателя и выросли.
  • 12) Рентабельность продаж уменьшилась, так как темп изменения прибыли от продаж ниже, чем у выручки, хоть оба показателя и выросли.

Показатели эффективности использования материальных ресурсов

Решение:

Фактический выпуск продукции определим по формуле V=PQ, где P — цена; Q — объем.

Заполним таблицу.

Оценка изменений структуры продукции

Изделие

Цена плана, тыс. руб.

Объем производства

Товарная продукция в ценах плана, тыс. руб.

Изменение товарной продукции за счет структуры, тыс. руб.

План

Факт

План

Фактически при плановой структуре

Факт

3,2

1725,4

-34,6

4,7

108,1

117,5

-2,1

2,7

1191,1

-23,9

1,4

Итого

3643б1

3571,4

3495,5

-71,7

Как показывают данные таблицы, отклонение за счет изменения структуры составило -71,7 тыс. руб. Если бы план производства был равномерно перевыполнен или недовыполнен по всем видам продукции и не нарушалась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 3643,1 тыс. руб., при фактической структуре он ниже на 71,7 тыс. руб.

Рассчитаем изменение средней цены за счет структурного фактора.

Расчет изменение средней цены за счет структурного фактора

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще статьи по экономике

Социальная политика Республики Беларусь
Социальная политика как ценность, как система представляет собой характеристику взаимосвязанных законодательных, экономических и социальных условий, при которых соблюдаются основные права человек …

Анализ и планирование показателей по труду и заработной плате торгового предприятия
Актуальность темы работы состоит в том, что проблема организации и оплаты труда — одна из ключевых в российской экономике. От ее успешного решения во многом зависят как повышение эффективности про …

Анализ материальных ресурсов
Необходимым условием организации производства продукции является обеспечение его материальными ресурсами: сырьем, материалами, топливом, энергией, полуфабрикатами и т.д. Стоимость материа …

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *