Анализ законодательной базы

Данный норматив установлен Методическими положениями по оценке финансового состояния предприятия и установлению неудовлетворительной структуры баланса , которые утверждены 12 августа 1997 г. распоряжением №310-р Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве).  

Оценим финансовое состояние организации в соответствии с коэффициентами, введенными действующими Методическими положениями по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса , утвержденными Распоряжением Федерального управления по делам о  
Действующие Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса утверждены Распоряжением 252  
Рассчитанные коэффициенты заносятся в таблицу (табл. 15.1), которая имеется в приложениях к Методическим положениям по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса .  
Методическими положениями по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса , утвержденными распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) № 31-р от 12.08.94 г., определяется коэффициент обеспеченности собственными средствами, равный отношению величины собственных оборотных средств к общей величине оборотных активов (итог раздела II баланса)  
С выходом в 1998 г. Закона о несостоятельности (банкротстве) Методическое положение по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса (№ 31-р от 12.08.94) не было отменено.  
Система критериев для оценки удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса организации была определена в постановлении Правительства РФ № 498 от 20 мая 1994 года О некоторых мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий , принятом в связи с Указом Президента РФ № 2264 от 22.12.93. В соответствии с данным постановлением Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ распоряжением № 31-р от 12.08.94 утвердило Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса. Согласно этому Методическому положению анализ и оценка структуры баланса организации проводится на основе показателей коэффициента текущей ликвидности коэффициента обеспеченности собственными средствам и коэффициентов восстановления (утраты) платежеспособности.  
Расчеты коэффициентов оценки структуры баланса предприятия -текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и их отношения к величине заемных средств в составе средств финансирования проекта, восстановления (утраты) платежеспособности в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий». Методика расчета коэффициентов изложена в приложении 1 к вышеназванному Постановлению Правительства Российской Федерации и Методических положениях по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса (Федеральное управление по делам о несостоятельности от 12 августа 1994 г. № 31-Р).  

В целях обеспечения единого методического подхода при проведении анализа финансового состояния предприятий и оценки структуры их балансов были подготовлены и утверждены «Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса»8.  
Оцените структуру баланса предприятия по состоянию на 1 января 1998 г. в соответствии с Методическими положениями по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса (утв. распоряжением  
В отличие от показателей Клт и К , имеющих понятную экономическую интерпретацию и алгоритмы расчета по балансу, коэффициент Ку,, представляет собой достаточно искусственную конструкцию, в числителе которой прогнозное значение коэффициента текущей ликвидности, рассчитанного на перспективу, а в знаменателе — его нормативное «нормальное» значение. Значение К может быть рассчитано различными способами. Наиболее простой, но вместе с тем весьма сомнительный по качеству прогноза алгоритм приведен в Методических положениях по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса, утвержденных распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) 12.08.94 № 31-р (см. «Экономика и жизнь», 1994, №44). Со-  
Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса. Утверждены распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) № 31-р от 12.08.1994 г.  
В отличие от показателей Кдт и К ., алгоритмы расчета которых достаточно просты и наглядны, показатель Кув может быть рассчитан различными способами. Наиболее простой, но вместе с тем весьма сомнительный по качеству прогноза алгоритм приведен в Методических положениях по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса, утвержденных распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) 12.08.1994 г. № 31-р (Экономика и жизнь. — 1994. — №44).  
Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия. Коэффициент текущей ликвидности предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 О некоторых мерах по реализаций законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий в качестве одного из основных критериев оценки финансового состояния предприятий. Порядок расчета этого и других важнейших показателей определен Методическими положениями по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса (утверждены Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) 12 августа 1994 г.). Коэффициент текущей ликвидности К рассчитывается как отношение фактической суммы текущих активов предприятия к сумме срочных обязательств по следующей формуле  
Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность организации оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения своих срочных обязательств. Коэффициент текущей ликвидности предусмотрен постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий в качестве одного из основных критериев оценки финансового состояния. Порядок расчета этого и других важнейших показателей определен Методическими положениями по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса (утверждены Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) 12 августа  
В целях обеспечения единого методического подхода при проведении анализа финансового состояния предприятий и оценки структуры их балансов были подготовлены и утверждены Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса (Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994 г. № 31-р).  
С принятием данного закона Методическое положение по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса (№31-р от 12.08.1994 г.) не было отменено. Для оценки структуры баланса согласно этому документу используются три показателя 1) коэффициент текущей ликвидности, 2) коэффициент обеспеченности (текущих активов) собственными (оборотными) средствами и 3) коэффициент утраты (восстановления платежеспособности  
Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установления неудовлетворительной структуры баланса», утвержденные распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России от 12.08.94 № 31Р содержат рекомендации по разработке именно оперативных планов финансового оздоровления, оставляя в стороне то обстоятельство, что стратегическое и оперативное планирование связаны друг с другом, и заниматься одним в отрыве от другого невозможно. Именно стратегическое планирование позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности и изменчивости внешней среды функционирования фирмы, сосредоточить внимание на главных задачах выхода из кризиса с минимальными потерями.  
В приведенной на рис. 2.1 схеме выделены расчеты и оценка финансового состояния предприятия и установление неудовлетворительной структуры баланса, осуществляемые в соответствии с Методическими положениями, утвержденными Распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994 г. № 31-р.  
Исходя из этого, предварительная оценка финансового состояния предприятия, работающего в рыночных условиях, должна быть проведена в соответствии с системой критериев, которую предлагают «Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса», утвержденные распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) N 31-р от 12.08.1994 г. Эти положения разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2О мая 1994 г. N 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий». Предварительный анализ финансового состояния предприятия, основанный на зтих»положениях», включает  
Если значение данного коэффициента меньше 0,1, структура баланса может быть признана неудовлетворительной, а организация — неплатежеспособной в соответствии с Методическими положениями по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса , разработанными ФУДН в 1994 г.  
Методические положения по оценке финансового состояния предприятия и установлению неудовлетворительной структуры баланса, утвержденные распоряжением ФУДН от 12 августа 1994 г. № 31р.  
Данное ограничение установлено Методическими положениями по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса , утвержденными распоряжением № 31-р от 12.08.94 г. Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве). В тексте указанного документа коэффициент покрытия назван коэффициентом текущей ликвидности. Официально рекомендованный норматив для показателя следует признать несколько завышенным. Несомненно, что коэффициент покрытия должен быть больше единицы, однако более точно для конкретной ситуации норматив может быть определен лишь на основе статистической обработки обширного ряда данных отечественных и зарубежных компаний, имеющих тот же профиль деятельности, что и обследуемое предприятие. Уровень коэффициента покрытия непосредственно определяется наличием долгосрочных источников формирования запасов (см, табл. 4.12, п. 5, см. стр. 158). Для повышения уровня коэффициента покрытия необходимо пополнять реальный собственный капитал предприятия иобос-нованно сдерживать рост внеоборотных активов и долгосрочной дебиторской задолженности. В отличие от коэффициентов абсолютной ликвидности и уточненной (текущей) ликвидности, показывающих мгновенную и текущую платежеспособность, коэффициент покрытия отражает прогноз платежеспособности на относительно отдаленную перспективу.  
Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса (утверждены распоряжением ФУДН № 31 от 12 августа 1994 г., в настоящее время отменены)  
В соответствии с Методическими положениями по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса (утв. распоряжением ФУДН от 12 августа 1994 г. № 31-р) выделяют следующие модули анализа динамики и структуры имущества и источников его формирования  
Ограничение па способы финансирования оборотных активов, рекомендуемое международной учстпо-апалнтичсской практикой и задаваемое неравенством (9.23), достаточно жесткое, а смысл его в том, что привлечение даже краткосрочных источников финансирования должно делаться осмысленно и осторожно если рекомендательные нормативы в отношении коэффициентов покрытия оборотных активов собственным капиталом и текущей ликвидности не выполняются, у фирмы могут возникнуть проблемы в получении банковских кредитов по среднерыночной ставке. Любопытно отметить, что в современном российском финансовом анализе ограничение на коэффициент k также накладывалось — данный показатель, названный коэффициентом обеспеченности собственными оборотными средствами, рассматривался как один из критериев, позволяющих делать суждение о наличии признаков грядущего банкротства предприятия. Согласно документу Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса , утвержденному распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) № 31-р от 12 августа 1994 г., структура баланса признается неудовлетворительной, если коэффициент текущей ликвидности меньше двух или коэффициент покрытия оборотных активов собственными оборотными средствами меньше 10%. Иными словами, требования международной практики гораздо более строги.  
Указанные Правила обязательны при проведении анализа арбитражным управляющим. Они заменили собой в связи с принятием Федерального закона О несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002 № 127-ФЗ Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 № 16 Об утверждении Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организации , которые в то же время отменены не были и в части не противоречащей Правилам и Федеральному закону О несостоятельности (банкротстве) , остаются действующими. Тоже касается и распоряжения Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) (ФУДН) при Госкомимуществе РФ от 12.08.1994 (в ред. от 12.09.1994) Об утверждении Методических положений по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса .  

Как анализировать законы?

Анализировать законодательные акты следует на основании самих актов, а также на основании толкований, которые регулярно публикуют судебные инстанции. Все дело в том, что правильное понимание законодательной базы – основа защиты собственных интересов. И, конечно же, в данном деле используют юристы и судебную практику и анализы, которые публикуют суды, чтобы исключить малейшее неправильное толкование понимания тех или же иных аспектов законодательства.

Как правильно анализировать законы?

  1. Чтобы произвести правильный и рациональный анализ, законодательство в первую очередь нужно очень внимательно перечитать. Помните, что каждая фраза и каждое слов в данном случае, имеет свой сакральный смысл. Все дело в том, что сами тексты законов прорабатываются опытными юристами, именно по этой причине, здесь нет дополнительных, лирических отступлений и толкований. Вам нужно читать и вдумываться в смысл написанного;
  2. Опытные юристы сразу же говорят о том, что написанный текст документа нужно воспринимать исключительно как математическую формулу. Тем не менее, и в законодательстве нередко встречаются моменты, имеющие двоякое толкование. В данном случае, лучше всего дополнительно изучать опубликованные юридические анализы, чтобы правильно понять смысл написанного;
  3. В каждом предложении законодательства есть своеобразная суть. Чтобы произвести анализ документа, вам нужно выделить данную суть. Некоторые фразы являются понятными, другие – многосложными, длинными и даже двойственными. Данные фразы нужно несколько раз перечитать, а возможно разбить их на более простые предложения, что станет основой детального изучения документа. Такой подход исключит возможность упущения важных мелочей и деталей.

Зачем нужно производить анализ документа?

Все дело в том, что законодательная база – основа правопорядка в нашей стране. И каждый человек должен знать, что он имеет право делать, а что запрещено законом. В тоже время, законодательная база не идеальна. И это прекрасно понимают опытные юристы. Именно юристы производят детальнейший анализ документов, чтобы иметь в дальнейшем определенный «порог» для своих действий. Вполне очевидно, что определенные упущения законодательства, могут стать основой весьма продуманной и четкой тактики защиты интересов ваших клиентов. Также, каждый гражданин может, посредством детального изучения законодательства, осознать всю его юридическую силу, перспективы и возможности.
В случае с внесением определенных изменений и дополнений в законодательную базу, специалисты производят анализ двух документов. Таким образом, формируются сравнительные данные, и указывается на то, какие изменения в содержание основного документа внес тот или же иной федеральный закон.

Сколько всего федеральных законов в РФ?
На текущий момент времени, вернее, на первый квартал 2015 года, по данным официального федерального портала правовой организации, на территории страны действует около 5350…

Кто пишет законы?
Структура составления федеральных законов и их принятия основаны на Конституции РФ 104-105 статья. Пишут законы, естественно, специалисты-юристы, которые составляют текст в…

Чем закон отличается от подзаконного акта?
Закон принимается исключительно на основании Конституции РФ в соответствии с 104-105 статьей. Структура принятия законодательства также является достаточно сложной. Что же…

Что означает «закон не имеет обратной силы»?
Данное понятие означается, что действие закона распространяется исключительно на все случаи, которые имели место быть после его принятия. Что же касается случаев, которые…

Список документов для финансового анализа

1. Копии бухгалтерских балансов за последние три года, по всем отчетным датам с приложениями к ним;

2. Расшифровку всех счетов бухгалтерского учета на дату проведения анализа;

3. Номера открытых счетов в банках и денежных средств находящихся на этих счетах;

4. Список имущества недвижимости, принадлежащих предприятию (должнику), их местонахождение (адрес) и меры, принятые для обеспечения их сохранности;

5. Полный список кредиторов на дату проведения анализа — наименование кредитора, юридический адрес, сумма задолженности, основание возникновения каждой задолженности, общая сумма задолженности по обязательствам перед кредиторами, оплате труда работников, обязательным платежам, включая взносы в бюджет;

6. Полный список дебиторов на дату проведения анализа — наименование дебитора, юридический адрес, сумма задолженности, дата образования и основание возникновения задолженности, сведения о наличии актов сверки задолженности, перспективы погашения задолженности по каждому из дебиторов, общая сумма дебиторской задолженности;

7. Акты сверок и иные документы, подтверждающие возникновение кредиторской и дебиторской задолженности;

8. Договорная документация, связанная с отчуждением имущества за последние 3 года;

9. Договорная документация, связанная с хозяйственной деятельностью за последние 3 года;

10. Право устанавливающая документация на имущество и земельные участки, принадлежащие предприятию (должнику);

11. Акт инвентаризации основных средств и всех материальных ценностей;

12. Справка о численности работающих на дату проведения анализа;

13. Список имущества на дату проведения анализа;

14. Калькуляции на все виды услуг.

15. Штатное расписание.

16. Копия справки о статистических кодах.

17. Акты аудиторских и налоговых проверок.

18. Все судебные акты, иные гражданско-правовые документы с приложениями относительно отчуждения и иных сделок с имуществом предприятия за последние 3 года.

19. Учредительные документы.

20. Специализированные отчеты за последние 3 года.

21. Сведения о руководителях, копии приказов приема и увольнения.

Каждый документ необходимо заверить печатью, подписью руководителя и главного бухгалтера предприятия.

Применяется статистическое наблюдение, опросы специалистов, руководителей, в том числе с применением анкет, карт и т. п.

Анализ производственной деятельности предприятия.

Определяется востребованность продукции на рынке в это время, выпуск в натуральном и денежном выражении, совершенство технологического процесса, материальная база, основные средства, капиталы и эффективность их использования.

Анализируется себестоимость продукции. Выявляются «узкие места» и недостатки организации производства, технологии, материальной базы, видимые резервы улучшения производства, оценивается эффективность их при реализации.

Организационные резервы производства.

Организационные резервы производства – потенциальные, не использованные в конкретных условиях возможности развития производства и его интенсификации за счет совершенствования организации производства, труда, управления.

1. Резервы улучшения использования орудий труда – полная загрузка, повышение сменности, сокращение ремонтов,

2. Резервы сокращения времени производства – сокращение и улучшение организации производственного цикла, движения предметов труда, периода подготовки производства, уменьшение запасов и заделов,

3. Резервы использования трудовых ресурсов – полная загрузка работников в соответствии с квалификацией, сокращение потерь и непроизводственных затрат, улучшение вспомогательных процессов,

4. Резервы повышения качества продукции – сокращение брака, улучшение параметров выпускаемых изделий, организации качества.

5. Улучшение сбыта продукции,

6. Совершенствование структур и планирования.

7. Перечисленные резервы можно использовать либо отдельно, либо все вместе, комплексно.

Основной методикой анализаявляется комплекс показателей, отражающих состояние тех или иных сторон организации производства. Между техническими и организационными уровнями существует связь. С одной стороны, внедрение более совершенный орудий труда определяет возможность использования на предприятии тех или иных организационных форм и принятия соответствующих организационных решений, с другой- совершенствование организационных форм производства создает предпосылки для внедрения прогрессивных орудий труда. Развитие этих двух сторон производства не всегда осуществляется в одинаковой мере. Например, создание специализированного производства на базе старой техники может привести к такому положению, когда транспортные расходы превышают экономию, получаемую от улучшения использования оборудования во времени. Если технический уровень производства опережает организационный, то экономический эффектом применения новой техники снижается. Возможны следующие сочетания:

l высокий организационный уровень с применением менее совершенной техники

l рост технического уровня с наличием потерь производства

l опережение темпов технического уровня темпов организационного уровня и наоборот.

Это свидетельствует о необходимости оценки технического и организационного уровней, что позволяет выявить роль каждого из них в повышении эффективности производства, определить влияние одного уровня на развитие другого, разработать мероприятия по совершенствованию производства.

Некоторые показатели, характеризующие организационный уровень производства:

1. Равномерность производства

(1)

где: ∑ Н – недовыполнение плана по выпуску продукции;

Nпл – плановый выпуск продукции, руб.

2. Использование фонда рабочего времени

или (2)

где: V – годовой выпуск продукции, нормо-час;

Фд.р. – плановый действительный фонд времени работы одного рабочего за год, ч.;

Фд.р.(ф) – то же фактически;

Рпр – число производственных рабочих;

Кв – коэффициент выполнения норм выработки.

3. Использование оборудования во времени

(3)

где: y – коэффициент характеризующий долю работ, выполняющих вручную;

Фд.об. – годовой действительный фонд времени работы единицы оборудования, ч.;

S – количество оборудования, шт.;

B – среднее число рабочих, обслуживающих единицу оборудования.

4. Коэффициент пропорциональности использования средств труда

(4)

где: Цуз – количество участков (цехов, групп оборудования), являющихся «узким местом» (коэффициент загрузки оборудования больше нормативной величины);

Цоб – общее количество участков (цехов , групп оборудования).

5. Коэффициент непрерывности производственных процессов

(5)

где: ∑t0 — время, необходимое для выполнения технических операций;

Tц – длительность производственного цикла, ч.

6. Коэффициент параллельности

(6)

где: Tц – длительность производственного цикла изделия (узла, детали);

Tц.о. сумма циклов узлов, деталей, операций, составляющих изделие, ч.

7. Коэффициент специализации рабочих мест

(7)

где: ∑tп — суммарные затраты времени на все переналадки оборудования в течение смены, мин.;

Тсм. – сменный фонд времени единицы оборудования, мин.

8. Коэффициент предметной специализации

(8)

где: n – число видов изделий;

Трi – трудоемкость каждого вида изделия, нормо-час;

∑ Тр – суммарная трудоемкость всей производимой продукции, нормо-час;

— удельный вес данного изделия в суммарной трудоемкости производимой продукции

(8.1)

Аналогично определяют:

6. Количественные показатели уровня организации производства.

Количественная оценка организационного уровня предприятия – задача достаточно трудная и весьма неточная.

Вместе с тем, оценка отдельных элементов производственной системы не представляет большого труда. Существует набор коэффициентов характеризующих: равномерность производства, использование рабочего времени, оборудования, пропорциональности средств труда, непрерывности процессов, параллельности, специализации (рабочих мест, предметной, подетальной, технологической).

Аналогично можно оценивать подготовку производства с помощью коэффициентов: комплексности подготовки производства и видов работ, стабильности номенклатуры, применение передовых методов работ, предметно-замкнутых участков.

Вспомогательные процессы оценивают по коэффициентам: централизации вспомогательных работ, рациональности перемещения предметов труда, регламентированности обслуживания, комплексности контроля, организации рабочих мест и т.п.

Эти коэффициенты определяются по отношению величин частных параметров к общему числу, к нормативным или идеальным значениям, или к параметрам, принимаемым за базу сравнения.

Законодательная база Российской Федерации

Zakonbase.ru — это информационный портал включающий в себя полную законодательную базу Российской Федерации, а это более миллиона документов.

Ежедневное обновления базы — только актуальная информация, документы в базе появляются сразу после их официальной публикации в открытых официальных источниках!

Развитие правового государства в Российской Федерации, формирование гражданского общества, где действуют принципы свободы экономической деятельности, приоритет неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, укрепление национального согласия, несомненно, вызывают необходимость в обеспечении потребностей по повышению уровня правовой культуры населения, основанной на верховенстве правовых законов и обеспечении надежной защищенности публичных общественных интересов.

Целью создания данного сайта является реализация установленного Конституцией Российской Федерации права на получение квалифицированной юридической помощи и правовой поддержки гражданам, посредством предоставления необходимой информации в области актуального Законодательства Российской Федерации, путем доступа к системе законодательных актов, действующих на территории России.

Основной задачей сайта является реализация автоматического контент-анализа информационного текстового наполнения новостных сайтов Следственного комитета РФ и Генеральной прокуратуры РФ. Данный сервис по автоматической обработке текстового контента, позволяет при упоминании в тексте нормативно-правового акта, выводить всплывающую подсказку, содержащую полное наименование, краткое содержание, ссылку, при переходе по которой можно ознакомиться с полным содержанием правового акта.

Редакционный коллектив сайта постоянно следит за актуальностью представленных материалов и регулярно обновляет законодательную базу. Доступ к любой части сайта не требует регистрации и является свободным*. Разработчики создавали этот сайт исключительно в общественных интересах.

Публикация нормативно-правовых документов на сайте www.zakonbase.ru носит справочный характер. Публикации сайта выполняют информационную функцию и не порождают правовых последствий. Содержание сайта www.zakonbase.ru предоставляется «как есть» и «в имеющемся объеме».

*Согласно пункту 6 статьи 1259 Объекты авторских прав Гражданского кодекса РФ № 230-ФЗ от 18 декабря 2006 года объектами авторских прав не являются:

  • официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
  • государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
  • произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
  • сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Методика ФСФО РФ

Отдельного рассмотрения заслуживает методика оценки финансового состояния, предложенная ФСФО России для проведения мониторинга финансового состояния организаций и учета их платежеспособности. Методика основана на расчете совокупности финансовых индикаторов и их качественной интерпретации. В предлагаемую систему показателей входят следующие коэффициенты.

К1. Среднемесячная выручка вычисляется по валовой выручке, включающей выручку от реализации за отчетный период (по оплате), НДС, акцизы и другие обязательные платежи. Она характеризует объем доходов организации за рассматриваемый период и определяет основной финансовый ресурс организации, который используется для осуществления хозяйственной деятельности, в том числе для исполнения обязательств перед фискальной системой государства, другими организациями, своими работниками. Среднемесячная выручка, рассматриваемая в сравнении с аналогичными показателями других организаций, характеризует масштаб бизнеса организации.

К2. Доля денежных средств в выручке дополнительно характеризует финансовый ресурс организации с точки зрения его качества (ликвидности). Доля денежных средств отражает уровень бартерных (зачетных) операций в расчетах и в этой части дает представление о конкурентоспособности и степени ликвидности продукции организации, а также об уровне менеджмента и эффективности работы маркетингового подразделения организации. От величины этого показателя в значительной мере зависит возможность своевременного исполнения организацией своих обязательств, в том числе исполнение обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды.

К4. Степень платежеспособности общая характеризует общую ситуацию с платежеспособностью организации, объемами ее заемных средств и сроками возможного погашения задолженности организации перед ее кредиторами.

Структура долгов и способы кредитования организации характеризуются распределением показателя «степень платежеспособности общая» на коэффициенты задолженности по кредитам банков и займам, другим организациям, фискальной системе, внутреннему долгу.

Методика ФСФО России по оценке финансового состояния

Наименование показателя Формула расчета Источник данных
Общие показатели
1. Среднемесячная выручка __Вр валовая__ кол-во месяцев
2. Доля денежных средств в выручке __ДС в Вр__ Вр валовая
3. Среднесписочная численность работников ф.5 760
Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости
4. Степень платежеспособности общая _КП+ДП_ Врср 590 + 690 К1
5. Коэффициент задолженности по кредитам банков и займам ДП+ККЗ Врср 590 + 610 К1
6. Коэффициент задолженности другим организациям _КЗ_ Врср 621 + 622 + 623 + 627 + 628 К1
7. Коэффициент задолженности фискальной системе Задолж. гос-ву Врср 625 + 626 К1
8. Коэффициент внутреннего долга Внутр. долг Врср 624 + 630 + 640 + 650 + 660 К1
9. Степень платежеспособности по текущим обязательствам _КП_ Врср 690 К1
10. Коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными активами ОА КП 290
11. Собственный капитал в обороте СК — ВА 490 – 190
12. Доля собственного капитала в оборотных средствах (коэффициент обеспеченности собственными средствами) СОС ОА 490-190

Перекос структуры долгов в сторону товарных кредитов от других организаций, скрытого кредитования за счет неплатежей фискальной системе государства и задолженности по внутренним выплатам отрицательно характеризует хозяйственную деятельность организации.

Степень платежеспособности общая и распределение показателя по виду задолженности представляют собой значения обязательств, отнесенные к среднемесячной выручке организации, и являются показателями оборачиваемости по соответствующей группе обязательств организации. Кроме того, эти показатели определяют, в какие средние сроки организация может рассчитаться со своими кредиторами при условии сохранения среднемесячной выручки, полученной в данном отчетном периоде, если не осуществлять никаких текущих расходов, а всю выручку направлять на расчеты с кредиторами.

К9. Степень платежеспособности по текущим обязательствам характеризует ситуацию с текущей платежеспособностью организации, объемами ее краткосрочных заемных средств и сроками возможного погашения текущей задолженности организации перед ее кредиторами.

К10. Коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными активами показывает, насколько текущие обязательства покрываются оборотными активами организации. Кроме того, показатель характеризует платежные возможности организации при условии погашения всей дебиторской задолженности (в том числе «невозвратной») и реализации имеющихся запасов (в том числе неликвидов). Снижение данного показателя за анализируемый период свидетельствует о снижении уровня ликвидности активов или о росте убытков организации.

К11. Наличие собственного капитала в обороте (собственных оборотных средств) является одним из важных показателей финансовой устойчивости организации. Отсутствие собственного капитала в обороте организации свидетельствует о том, что все оборотные средства организации, а также, возможно, часть внеоборотных активов (в случае отрицательного значения показателя) сформированы за счет заемных средств (источников).

К12. Доля собственного капитала в оборотных средствах (коэффициент обеспеченности собственными средствами) характеризует соотношение собственных и заемных оборотных средств и определяет степень обеспеченности хозяйственной деятельности организации собственными оборотными средствами, необходимыми для ее финансовой устойчивости.

К13. Коэффициент автономии, или финансовой независимости определяет долю активов организации, которые покрываются за счет собственного капитала (обеспечиваются собственными источниками формирования). Оставшаяся доля активов покрывается за счет заемных средств. Показатель характеризует соотношение собственного и заемного капитала организации.

Наименование показателя Формула расчета Источник данных
13. Коэффициент автономии (финансовой независимости) СК ВБ 490
Показатели эффективности использования оборотного капитала (деловой активности), доходности и финансового результата (рентабельности)
14. Коэффициент обеспеченности оборотными средствами _ОА_ Врср 290 К1
15. Коэффициент оборотных средств в производстве Зап-Товары отгруж. Врср 210 + 220 – 215 К1
16. Коэффициент оборотных средств в расчетах ОА-Зап+Товары отгруж. Врср 290 – 210 – 220 + 215 К1
17. Рентабельность оборотного капитала ЧП ОА ф. 2 160
18. Рентабельность продаж Ппр Вр ф. 2 050 ф. 2 010
19. Среднемесячная выработка на одного работника ________Врср________ Среднеспис. числен. ___К1___ ф. 5 760
Показатели эффективности использования ВА и инвестиционной активности организации
20. Эффективность внеоборотного капитала (фондоотдача) Врср ВА _К1_
21. Коэффициент инвестиционной активности Незаверш. стр-во+ Дох.влож.в мц+ДФВ ВА 130 + 135 + 140
Показатели исполнения обязательств перед бюджетом и гос. внебюджетными фондами
22-26. Коэффициент исполнения текущих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта РФ, местным бюджетом, гос. внебюджетными фондами, Пенсионным фондом РФ _Налоги (взносы) уплач._ Налоги (взносы) начисл.

К14. Коэффициент обеспеченности оборотными средствами оценивает скорость обращения средств, вложенных в оборотные активы. Показатель дополняется коэффициентами оборотных средств в производстве и в расчетах, значения которых характеризуют структуру оборотных активов организации.

К15. Коэффициент оборотных средств в производстве характеризует оборачиваемость товарно-материальных запасов организации. Значения данного показателя определяются отраслевой спецификой производства, характеризуют эффективность производственной и маркетинговой деятельности организации.

К16. Коэффициент оборотных средств в расчетах определяет скорость обращения оборотных активов организации, не участвующих в непосредственном производстве. Показатель характеризует в первую очередь средние сроки расчетов с организацией за отгруженную, но еще не оплаченную продукцию, то есть определяет средние сроки, на которые выведены из процесса производства оборотные средства, находящиеся в расчетах.

Кроме того, коэффициент оборотных средств в расчетах показывает, насколько ликвидной является продукция, выпускаемая организацией, и насколько эффективно организованы взаимоотношения организации с потребителями продукции. Он отражает эффективность политики организации с точки зрения сбора оплаты по продажам, осуществленным в кредит. Рассматриваемый показатель характеризует вероятность возникновения сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности и ее списания в результате непоступления платежей, т.е. степень коммерческого риска.

Возрастание данного показателя требует восполнения оборотных средств организации за счет новых заимствований и приводит к снижению платежеспособности организации.

К17. Рентабельность оборотного капитала отражает эффективность использования оборотного капитала организации. Он определяет, сколько рублей прибыли приходится на один рубль, вложенный в оборотные активы.

К18. Рентабельность продаж отражает соотношение прибыли от реализации продукции и дохода, полученного организацией в отчетном периоде. Он определяет, сколько рублей прибыли получено организацией в результате реализации продукции на один рубль выручки.

К19. Среднемесячная выработка на одного рабочегоопределяет эффективность использования трудовых ресурсов организации и уровень производительности труда. Выработка дополнительно характеризует финансовые ресурсы организации для ведения хозяйственной деятельности и исполнения обязательств, приведенные к одному работающему в анализируемой организации.

К20. Эффективность внеоборотного капитала (фондоотдача) характеризует эффективность использования основных средств организации, определяя, насколько соответствует общий объем имеющихся основных средств (машин и оборудования, зданий, сооружений, транспортных средств, ресурсов, вкладываемых в усовершенствование собственности, и т.п.) масштабу бизнеса организации.

Значение показателя эффективности внеоборотного капитала, меньшее, чем значение аналогичного среднеотраслевого показателя, может характеризовать недостаточную загруженность имеющегося оборудования, в том случае если в рассматриваемый период организация не приобретала новых дорогостоящих основных средств. В то же время чрезмерно высокие значения показателя эффективности внеоборотного капитала могут свидетельствовать как о полной загрузке оборудования и отсутствии резервов, так и о значительной степени физического и морального износа устаревшего производственного оборудования.

К21. Коэффициент инвестиционной активности характеризует инвестиционную активность и определяет объем средств, направленных организацией на модификацию и усовершенствование собственности и на финансовые вложения в другие организации. Неоправданно низкие или слишком высокие значения данного показателя могут свидетельствовать о неправильной стратегии развития организации или недостаточном контроле собственников организации за деятельностью менеджмента.

К22-К26. Коэффициенты исполнения текущих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта РФ, местным бюджетом, а также перед государственными внебюджетными фондами и Пенсионным фондом РФ характеризуют состояние расчетов организации с бюджетами соответствующих уровней и государственными внебюджетными фондами и отражают ее платежную дисциплину.

К ограничивающим факторам данной методики следует отнести следующие моменты:

— недоступность внешнему аналитику некоторых данных, необходимых для расчета финансовых коэффициентов; прежде всего, валовой выручки-брутто и сведений по расчетам предприятия с фискальной системой и государственными внебюджетными фондами;

— отсутствие нормативов и рекомендуемых значений коэффициентов;

— неоднозначная интерпретация некоторых показателей (например, показателя эффективности внеоборотных активов);

— при расчете показателей не устраняется влияние ряда статей регулятивного характера.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *