Бюджет инвестиций пример

Бюджет инвестиций, планирование и контроль исполнения

Целью бюджетирования инвестиций в форме капитальных вложений является обеспечение реализации отобранных и одобренных к реализации инвестиционных проектов в установленные сроки и объемах за счет выбранных источников финансирования.

Бюджет инвестиций является составной частью сводного бюджета, документом долгосрочного и оперативного планирования и включает в себя бюджеты реализуемых инвестиционных проектов.

Объективная сложность формирования инвестиционного бюджета связана с долгосрочным периодом реализации проектов, с одной стороны, и необходимостью ежегодного уточнения бюджетных показателей в связи с принятием к реализации новых проектов — с другой. В результате долгосрочный инвестиционный бюджет пересчитывается ежегодно.

Формирование бюджетов инвестиционных проектов направлено на решение двух основных задач:

  • 1) планирование объема и структуры расходов при реализации инвестиционных проектов с учетом сроков выполнения этапов, предусмотренных проектно-сметной документацией;
  • 2) планирование финансирования, необходимого для покрытия расходов.

Основные источники финансирования инвестиций в обобщенном виде представлены на рис. 2.8.

Рис. 2.8. Основные источники финансирования инвестиций

Целевая направленность решаемых задач определяет структуру бюджета. Структура бюджета инвестиций в форме капитальных вложений представлена на рис. 2.9.

Рис. 2.9. Структура бюджета инвестиций в форме капитальных вложений

Формирование бюджета инвестиций включает в себя четыре этапа:

  • 1) формирование бюджетов отдельных проектов;
  • 2) обобщение бюджетов проектов в долгосрочном инвестиционном бюджете;
  • 3) распределение проектов во времени;
  • 4) детализация бюджета на текущий отчетный период.

Управленческие решения о включении проектов в инвестиционный бюджет принимаются с использованием методов, описанных в параграфе 2.5.

Бюджет формируется в соответствии с генеральными и локальными сметами, календарными планами проектов, отобранных для реализации.

Бюджет формируется в горизонтальной форме.

Горизонт инвестиционного бюджета:

  • — период реализации инвестиционных проектов;
  • — бюджетный период — год;
  • — промежуточные бюджетные периоды: месяц, квартал, полугодие, девять месяцев.

Вопросы практики

Инвестиционный бюджет на период реализации проектов

1. Минэнерго России утвердило инвестиционную программу ОАО «ФСК ЕЭС» на 2013—2017 гг. (приказ от 31.10.2012 № 531) общим объемом 775,5 тыс. руб. с НДС.

Программа предусматривает ввод 66870 MBA трансформаторной мощности и 16985 км линий электропередачи (табл. 2.3).

Таблица 23

Инвестиционная программа ОАО «ФСК ЕЭС»1

Показатель

Годы

Всего

Объем финансирования, млн руб.

Протяженность вводимых ВЛ (воздушных линий), км

Вводимая трансформаторная мощность, MBA

1 Источник: URL: http://www.fsk-ees.ru/shareholders_and_investors/ir_releases/? ELEMENT ID=87886

Инвестиционная программа ОАО «ФСК ЕЭС» направлена на решение следующих приоритетных задач:

  • • развитие ЕНЭС (единой национальной энергетической системы) для обеспечения ее надежной работы;
  • • обеспечение реновации сетевых активов компании;
  • • реализация проектов электросетевого строительства, имеющих государственное значение (Олимпиада 2014 в г. Сочи, ВСТО ИЦ Сколково, повышение надежности электроснабжения Москвы, Санкт-Петербурга и др.);
  • • реализация мероприятий по соглашениям, заключенным с администрациями регионов для обеспечения электроснабжения потребителей;
  • • выдача мощности вводимых энергоблоков.
  • 2. Минэнерго России утвердило инвестиционную программу ОАО «ФСК ЕЭС» на 2015—2019 гг. (приказ от 31.10.2014 № 807) общим объемом 563,7 млрд руб. с НДС.

Программа предусматривает ввод 42250 MBA трансформаторной мощности и 10876 км линий электропередачи (табл. 2.4).

Инвестиционная программа ОАО «ФСК ЕЭС» на 2015—2019 гг.

Таблица 2.4

Показатель

Годы

Всего

Объем финансирования, млн руб.

Протяженность вводимых ВЛ, км

Вводимая трансформаторная мощность, MBA

Инвестиционная программа ОАО «ФСК ЕЭС» направлена на решение следующих приоритетных задач:

  • • модернизация и повышение надежности работы единой энергосистемы, необходимой для бесперебойного энергоснабжения потребителей;
  • • обеспечение электроснабжения объектов, имеющих важное общегосударственное значение (мероприятия для обеспечения надежного функционирования ЕЭС России при раздельной работе с энергосистемами стран Балтии, направленные на компенсацию последствий снижения пропускной способности электрических связей ОЭС Центра — ОЭС Северо-Запада и изменения режимов работы энергокольца БРЭЛЛ, нефтепровода ВСТО, развитие электросетевой инфраструктуры на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока, в том числе связанной с расширением пропускной способности БАМа и Транссиба);
  • • обеспечение бесперебойного электроснабжения при раздельной работе ЕЭС России и ЭС Республики Украина;
  • • снятие сетевых ограничений, обеспечение качества и доступности услуг по передаче электроэнергии и подключению к энергосетям потребителей;
  • • синхронизация программ развития с объектами генерации и распределительными сетями;
  • • повышение эффективности работы магистральных сетей за счет сокращения затрат и внедрения программ энергоэффективности;
  • • создание эффективной системы управления функционированием ЕНЭС, обеспечивающей повышение наблюдаемости электросетевых объектов.

В целом инвестиционная программа оптимизирована с учетом баланса необходимости завершения строительства электросетевых объектов, начатых в прошлые периоды, и возможности обеспечения финансирования реализации новых инвестиционных проектов.

Сравните данные инвестиционных программ ОАО «ФСК ЕЭС» по сопоставимым периодам. Какие произошли изменения?

Пример 2.2

Пример бюджета инвестиционных расходов на бюджетный период с 1 января 20ХХ г. по 31 декабря 20ХХ г. представлен в табл. 2.5.

Таблица 2.5

Бюджет инвестиционных расходов на бюджетный период 20X1 г., млн руб.

Статья

Остаток на 1 января 20ХХ г.

Бюджет расходов (часть 1)

Ввод в эксплуатацию

Остаток на 31 декабря 20ХХ г.

факт

план

факт

план

факт

факт

7 = 2 + + 4-6

1. Строительство новой ТЭЦ — всего (1.1 + 1.2)

В том числе:

1.1. Ввод первого энергоблока мощностью 215 МВт

1.2. Ввод турбин 2 х 20 МВт

2. Реконструкция действующей ТЭЦ — всего (2.1 +2.2 + 2.3)

В том числе:

2.1. Реконструкция парового котла с увеличением производительности до 260 т/ч

2.2. Замена турбины ВПТ-30 на турбогенератор ПТ-65/75—90/13 мощностью 65 МВт

2.3. Реконструкция градирни БГ-1600

3. Итого инвестиционный бюджет

Процедура разработки расходной части инвестиционного бюджета включает в себя:

  • 1) выделение из долгосрочного инвестиционного бюджета части инвестиционных расходов, относящихся к бюджету текущего годового периода;
  • 2) внесение корректировок по объему инвестиционных расходов в случаях внесения изменений в проектно-сметную документацию по объемам, ценам; других изменений, влияющих на инвестиционные расходы, например изменение условий страхования инвестиционных рисков.

Часть инвестиционного бюджета, отражающая источники финансирования, строится на основе выбранной стратегии финансирования за счет собственных и привлеченных средств, в случае недостаточности собственных — графика денежного потока, позволяющего профинансировать инвестиционные расходы.

В обобщенном представлении часть инвестиционного бюджета по финансированию в разрезе проектов, отражает структуру финансирования.

Пример 2.3

Бюджет финансирования инвестиционных расходов на 20ХХ г. представлен в табл. 2.6.

Таблица 2.6

Бюджет финансирования инвестиционных расходов на 20X1 г., млн руб.

Источник инвестирования

Сумма

Инвестиционные проекты

Сумма

1. Амортизация

1. Строительство новой ТЭЦ

31 500

2. Прибыль

3. Займы

2. Реконструкция действую- щей ТЭЦ

4. Кредиты

Итого

Итого

  • • отсутствие прямой связи с операционной деятельностью;
  • • существование разрыва между потребностью в единовременном финансировании и имеющимися собственными источниками средств;
  • • необходимость учета связи между фактической окупаемостью инвестиционных расходов и условиями возврата заемных средств, процентов за их пользование.

На условия внешнего финансирования влияют срок окупаемости, платежеспособность, уровень кредитного риска.

Заемное долгосрочное финансирование характеризуется преимущественно высокими процентными ставками, объясняемыми высокими рисками такого финансирования. Погашение процентов по инвестиционным займам и кредитам, как правило, начинается после завершения инвестиционного проекта, когда начинает формироваться положительный денежный поток от использования результатов инвестиций.

Источники долгосрочного кредитования ограничены. При больших объемах используются синдицированные кредиты — кредиты, предоставляемые пулом банков.

Дополнительные источники информации для принятия управленческих решений создаются за счет введения аналитических признаков для группировки информации. Аналитические признаки вводятся в зависимости от выбранных стратегических и тактических целей, закрепленных в инвестиционной политике организации. Возможная аналитическая группировка приведена в примере 2.4 (табл. 2.7).

Пример 2.4

Таблица 2.7

Дополнительные признаки группировки информации об инвестициях

Признак группировки

Целевая направленность группировки и контрольные показатели

1. Конечный результат инвестиционного проекта

Цель — повышение ориентированности на клиентов для достижения положительных финансовых результатов на протяжении продолжительного периода времени

1.1. Потребительские свойства производимой продукции

Коэффициент конкурентоспособности

1.2. Новые технологии

Снижение операционных расходов, индекс увеличения доходности, рост дивидендов

1.3. Обновление парка действующего оборудования

Поддержание операционных финансовых показателей на эффективном уровне

1.4. IT-системы управления

/Г-решения для обработки, хранения и защиты информации, принятия управленческих решений

2. Стратегическая значимость инвестиций

Определение приоритетов при принятии управленческих решений в ходе реализации одобренных к реализации проектов

Признак группировки

Целевая направленность группировки и контрольные показатели

2.1. Стратегически значимые

Отдается приоритет при принятии решений

2.2. Операционные

Решения принимаются с учетом инвестиционных решений по стратегически значимым инвестиционным проектам

3. Объем инвестиций

Определение эффективного порядка согласования и экспертизы обоснования инвестиций

3.1. Более У

Максимально сложная процедура согласования для сумм, превышающих максимально признанный объем

3.2. От У до X

Упрощенная процедура согласования

3.3. Менее X

Минимальное число согласований, вплоть до еди- ноначалыюго согласования

4. Класс риска

Ранжирование проектов по степени риска и определение требований по анализу и учету рисков инвестиционных проектов

4.1. Повышенный риск

Тип карты риска — повышенный

4.2. Средний риск

Тип карты риска — средний

4.3. Низкий риск

Тип карты риска — низкий

Количественные ограничения могут быть, например, финансовыми, когда возможность привлечения заемного капитала для финансирования проекта ограничена его стоимостью. Проект должен обеспечивать большую отдачу, чем расходы по нему.

Стандартные отклонения не требуют принятия специальных управленческих решений.

Критическими признаются отклонения, если они превышают количественное ограничение, установленное в системе управления. Критические отклонения требуют принятия специальных управленческих решений.

Стандартное отклонение без ограничений по объему по качественному критерию — это превышение стоимости фактически выполненных подрядных работ по сравнению со стоимостью в проектно-сметной документации при реализации инвестиционного проекта за счет ускорения строительномонтажных работ при условии соблюдения технологических нормативов.

Стандартное отклонение с ограничением по объему — это превышение стоимости фактически выполненных подрядных работ на 10% (в пределах установленного в системе управления стандартного отклонения) по сравнению со стоимостью работ, предусмотренной проектно-сметной документацией инвестиционного проекта.

Критическое отклонение — превышение стоимости фактически выполненных подрядных работ на 15% (на 5% выше установленного в системе управления стандартного отклонения на уровне 10%) по сравнению со стоимостью работ, предусмотренной проектно-сметной документацией инвестиционного проекта. По выявленному отклонению на 5% выше стандартного отклонения (15—10%) требуется специального управленческое воздействие — выяснение причин и выработка ответного действия.

Критическое отклонение всегда приводит к негативным последствиям. В частности:

  • 1) срыв сроков ввода в эксплуатацию приводит к формированию упущенной выгоды, отсрочке генерации положительного денежного потока от использования инвестиционных ресурсов;
  • 2) превышение фактических расходов над расходами бюджета в определенный временной период снижает ликвидность, рассчитанную по данным бухгалтерского баланса, за счет роста долгосрочных, низколиквидных активов в форме незавершенных капитальных вложений;
  • 3) увеличение заемных источников в структуре финансирования, отрицательно влияет на финансовую устойчивость.

Успешное выполнение инвестиционного бюджета обеспечит:

  • 1) положительное изменение структуры активов:
    • • прирост долгосрочных активов, способных генерировать положительные денежные потоки;
    • • сокращение инвестиционных расходов в форме капитальных вложений;
  • 2) улучшение структуры источников за счет сокращения объема долгосрочных обязательств;
  • 3) изменение структуры денежного потока — увеличение поступлений от операционной деятельности, сокращение оттока денежных средств на капитальные вложения;
  • 4) рост чистой прибыли от операционной деятельности при прочих равных условиях.

Инвестиционный бюджет обычно формируется в четырех формах:

  • 1) для целей оплаты — БДДС (бюджет движения денежных средств) по инвестиционной деятельности;
  • 2) для целей отражения объектов инвестирования по бухгалтерскому учету — бюджетный батане;
  • 3) для прогнозирования финансового результата и отдачи вложений — БДР (бюджет доходов и расходов);
  • 4) для сопряжения инвестиционных расходов и производственного цикла — план-график инвестиций.

Бюджет движения денежных средств составляется для управления платежеспособностью, интеграции финансовых потоков и эффективного размещения свободных денежных средств. В БДДС содержатся сведения о планируемых входящих и исходящих денежных потоках. Он составляется с целью планирования и контроля чистого денежного потока, определения места аккумулирования свободных денежных средств, предупреждения возможных кассовых разрывов, расчета потребности в заемных средствах.

Бюджетный баланс составляется для планирования состояния активов и пассивов предприятия, оценки на тот или иной момент времени ключевых показателей компании (финансовая устойчивость, рентабельность капитала, оборачиваемость активов и др.). Бюджетный баланс инвестиционного проекта позволяет оценить рентабельность вложенных в проект средств, самоокупаемость проекта и его финансовую независимость от основного бизнеса компании, оборачиваемость активов и материалов, используемых в инвестиционном цикле, и многое другое.

Бюджет доходов и расходов составляется для планирования финансового результата, контроля над показателями прибыли, управления себестоимостью продукции и предотвращения неэффективных расходов в отчетном периоде. Бюджет доходов и расходов показывает соотношение всех доходов от реализации в плановый период и всех видов расходов, которые планирует понести компания в этот же период. Такой бюджет формируется при планировании всех видов деятельности предприятия для обеспечения их необходимыми ресурсами, является основой для управленческих решений в кратко- и среднесрочной перспективе, а также является базой для разработки стратегических решений. Главный смысл БДР — показать эффективность хозяйственной деятельности компании в целом.

Показатели по инвестиционной деятельности отражаются в БДР в расходной части как величина, финансируемая за счет авансированного капитала (собственного капитала), нераспределенной прибыли (добавочного капитала) компании или привлеченных средств.

План-график инвестиций — это основа бюджета инвестиционного проекта. Он позволяет сопоставить график инвестиционных расходов и производственный (инвестиционный) цикл компании, скорректировать график закупки оборудования, материалов, строительства, расходования средств на оплату труда. Его цель — контроль того, чтобы необходимые для реализации инвестиционного проекта ресурсы приходили точно в установленный срок. Если ресурсы поступят раньше назначенного времени, это приведет к нерациональному использованию активов, уменьшению совокупных показателей оборачиваемости и рентабельности активов компании, а если позже — к задержкам, срыву сроков завершения проекта и опять же к снижению рентабельности вложенных средств. Грамотный и точно расписанный план-график инвестиций служит основой как БДДС, так и БДР, а также баланса инвестиционного проекта.

  • Решение о выборе структуры финансирования принимается с использованием методов, описанных в параграфе 2.6 учебника. Процедура разработки части инвестиционного бюджета по финансированию включают в себя:
  • выделение из долгосрочного инвестиционного бюджета части поступлений, относящихся к бюджету текущего годового периода в разрезеисточников финансирования по проектам; 2) внесение корректировок в структуру финансирования в случаяхизменений потребностей в объеме финансирования или изменений ценыкапитала, требующих пересмотра структуры финансирования по проектам. При формировании части бюджета финансирования учитывают особенности проектного финансирования: • направленность на потребности реализации проекта: • необходимость привлечения финансирования, как правило, на периодпродолжительностью более одного года;

Инвестиционный бюджет

Сущность и содержание инвестиционного бюджета

Определение 1

Инвестиционный бюджет является неотъемлемой частью сводного бюджета предприятия, в которой отражаются притоки и оттоки денежных средств по инвестиционной деятельности.

Инвестиционный бюджет предприятия может включать следующее:

  • мероприятия, предусмотренные стратегическим планом развития компании
  • проекты, которые связаны с реализацией текущих бюджетов
  • проекты, запланированные к выполнению по требованию государственных органов
  • проекты, направленные на ликвидацию чрезвычайных последствий

Все мероприятия, которые содержатся в инвестиционном бюджет можно подразделить на

  • уже начатые и требующие продолжения
  • новые (еще пока только начинаемые) проекты

Инвестиционный бюджет может включать и портфельные инвестиции (если они предусматриваются стратегией фирмы на грядущий бюджетный период.

Инвестиционный бюджет фирмы, как правило, тесно взаимосвязан с другими бюджетами. Так, например, плановые значения инвестиционного бюджета тесно перекликаются с бюджетом доходов и расходов, а также включаются в некоторые разделы бюджета движения денежных средств.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Инвестиционный бюджет 400 руб.
  • Реферат Инвестиционный бюджет 230 руб.
  • Контрольная работа Инвестиционный бюджет 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Инвестиционный бюджет создается в целях:

  • оптимизации путей роста бизнеса
  • создания новой модели состава проектов (чаще всего, с акцентом на инновационную составляющую)
  • снижения финансовых потерь.

Основные особенности составления и оптимизации инвестиционного бюджета

Перед составлением инвестиционного бюджета необходимо тщательно проанализировать финансовые возможности фирмы (в частности, необходимо обратить особое внимание на показатели финансовой устойчивости), а также на достаточность имеющихся ресурсов, предусмотренных для финансирования предстоящих инвестиционных проектов. При этом ресурсы обязательно должны быть классифицированы по источникам финансирования.

Инвестиционный бюджет должен включаются лишь выполнимые и «реалистичные» проекты, которые могут быть профинансированы и соответствуют критериям SMART. Если же финансовые ресурсы компании, отведенные на инвестиционную деятельность, незначительны, то приоритетными могут быть следующие категории проектов:

  • направленные на удовлетворение требований органов государственной власти
  • проекты, реализация которых жизненно необходима для работы предприятия
  • проекты, которые уже начаты и требуют завершения

По уже начатым проектам суммы определяются исходя из тех работ, которые запланированы на данный бюджетный период, с учётом работ, уже выполненных ранее. По каждому проекту, включаемому в инвестиционный бюджет, должен указываться источник финансовых ресурсов. Итоги инвестиционного бюджета обязательно принимаются во внимание при составлении бюджета движения денежных средств, а также при составлении баланса фирмы.

Замечание 1

Оптимизация инвестиционного бюджета компании – это довольно непростая задача, зачастую требующая применения методов математического и, в частности, динамического программирования.

Инвестиционный бюджет обязательно должен содержать информацию о направлениях инвестирования (к примеру, строительство сооружений, реконструкция зданий, приобретение нового оборудования) и о мероприятиях, осуществляемых в процессе инвестирования.

Данные бюджета должны отражаться с разбивкой на:

  • остаток на начало периода
  • поступление
  • расход
  • остаток
  • на конец периода.

Источники финансирования инвестиционных бюджетов

В качестве источников финансирования инвестиций могут выступать:

  • нераспределенная прибыль
  • прибыль отчетного периода
  • заемные ресурсы
  • амортизация.

Модели построения инвестиционного бюджета в холдинговых структурах

Бюджетирование — это процесс составления оперативных планов, разрабатываемых в рамках определенного периода для обеспечения финансовыми ресурсами хозяйственной деятельности предприятия. В холдинговых структурах значимость процесса бюджетирования на порядок выше, чем в обычной организации. Именно бюджет, разрабатываемый с целью последующего контроля его исполнения по бюджетным статьям и центрам ответственности, служит целям повышения эффективности управления бизнесом и оптимизации взаимодействия бизнес-единиц холдинга.

Основные виды бюджетов — это Бюджет доходов и расходов (БДР) и Бюджет движения денежных средств (БДДС).

Бюджет доходов и расходов составляется с целью планирования финансового результата холдинга, контроля достижения целевых показателей прибыли, с целью управления себестоимостью продукции и предотвращения неэффективных расходов. БДР, как правило, содержит планируемую величину объемов отгрузки продукции, выполнения работ, оказания услуг, информацию о себестоимости, прибыли и финансовом результате в отчетном периоде. БДР используется при планировании всех видов деятельности для обеспечения их ресурсами, является основой при принятии управленческих решений в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе, а также является базой для разработки стратегических решений по управлению холдингом.

Бюджет движения денежных средств (БДДС) составляется с целью управления платежеспособностью входящих в холдинг бизнес-единиц, интеграции финансовых потоков и эффективного размещения свободных денежных средств. БДДС содержит сведения о планируемых входящих (например, выручка за реализованную продукцию) и исходящих (платежи поставщикам материалов, работ и услуг и пр.) денежных потоках. БДДС готовится с целью планирования и контроля чистого денежного потока, определения места аккумулирования свободных денежных средств, выявления периодов и величины возможных кассовых разрывов для расчета потребности в заемных средствах.

В холдингах планирование БДР и БДДС ведется в двух направлениях: во-первых, по периодичности формирования (годовые, квартальные, ежемесячные бюджеты), во-вторых, по уровням бюджетов (бюджеты бизнес-единиц и консолидированный бюджет холдинга, очищенный от внутренних оборотов).

Методология бюджетирования может быть различной: планирование «сверху вниз» (проекты бюджетов бизнес-единиц разрабатываются в Управляющей компании — УК); планирование «снизу вверх» (проекты бюджетов разрабатываются самими бизнес-единицами). Достаточно часто используется метод встречного планирования, при котором проекты бюджетов разрабатываются бизнес-единицами с последующей их корректировкой подразделениями Управляющей компании.

Исходной для формирования плановых БДР и БДДС является информация о ключевых показателях доходов и расходов, разрабатываемая в центрах ответственности. Одним из основных консолидированных в рамках бизнеса документов является инвестиционный бюджет.

Инвестиционный бюджет компании (ИБ) — это план инвестиционной деятельности предприятия, отражающий капитальные затраты и долгосрочные финансовые вложения за бюджетный период. Вместе с инвестиционным бюджетом в целях повышения эффективности управления бизнесом составляется также целый комплекс форм внутреннего планирования, учета и отчетности по инвестиционной деятельности (база данных, обеспечивающая управленческий учет инвестиционной деятельности, отчеты об исполнении инвестиционных бюджетов и прочие формы). Инвестиционный бюджет является финансовым обеспечением инвестиционной программы холдинга (т. е. совокупности всех инвестиционных проектов входящих в холдинг бизнес-единиц) и служит важным источником информации для разработки как бизнесплана в целом, так и планов маркетинга, производства и финансового плана.

В соответствии с действующим российским законодательством под инвестициями понимаются затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов, не предназначенных для перепродажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений

в государственные ценные бумаги, а также вложений в ценные бумаги и уставные капиталы других предприятий. В основном инвестиции осуществляются в форме капитальных вложений, под которыми понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

В крупных холдингах ведется проектное планирование и учет инвестиций, т. е. любое приобретение внеоборотных активов (нематериальных активов, основных средств, объектов незавершенного строительства, доходных вложений в материальные ценности и пр.) оформляется в виде инвестиционного проекта. Инвестиционный проект — это обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план). Инвестиционные проекты подразделяются по направлениям инвестирования:

а)приобретение основных средств с целью:

—замены физически изношенных и / или дополнительного приобретения основных средств по предписаниям органов государственного надзора (технического, экологического, земельного и др.);

—замены физически изношенных основных средств, входящих в комплекс конструктивно сочлененных предметов;

—замены физически изношенных основных средств в связи с проведением плановых текущих и капитальных ремонтов;

—замены физически изношенных основных средств на аналогичные по технико-технологическим и эксплуатационным характеристикам.

б)модернизация, реконструкция, техническое перевооружение существующего производства;

в)создание или внедрение новых продуктов и / или производств;

г)развитие социальной сферы.

Инвестиционный бюджет, как правило, составляется в двух формах:

1)для оплаты (БДДС) и отражения объектов инвестирования по бухгалтерскому учету для последующего списания затрат на себестоимость;

2)для прогнозирования и корректировки финансового результата (БДР).

Основные отличия инвестиционного бюджета для БДДС от инвестиционного бюджета для БДР можно классифицировать следующим образом:

—по включению расходов и источников их финансирования (в инвестиционном бюджете для БДДС отражаются все денежные средства, которые поступили и были потрачены на инвестиционную деятельность в рамках отчетного периода. В инвестиционном бюджете для БДР отражаются только те расходы денежных средств, которые могут быть учтены в качестве прироста стоимости объектов инвестирования в отчетном периоде);

—по объему отражаемых расходов (в инвестиционном бюджете для БДДС отражаются только расходы в адрес сторонних организаций. В инвестиционном бюджете для БДР — все расходы, определяющие сумму капитальных вложений по инвестиционному проекту, например, строительно-монтажные работы собственными силами, потребление внутренних ресурсов и т. п.);

— по отражению НДС (в инвестиционном бюджете для БДДС, в отличие от инвестиционного бюджета для БДР, все расходы указываются с учетом НДС).

По итогам года сумма затрат на инвестиции по БДР и по БДДС должны совпадать (с учетом дельты по налогам, СМР собственными силами и прочим привлекаемым внутренним ресурсам).

В целях повышения управляемости холдинга и максимизации его финансовых результатов в краткосрочном периоде (месяц и менее) наиболее информативным является инвестиционный бюджет для БДДС. В долгосрочном периоде (год и более) — эффективнее использовать инвестиционный бюджет для целей БДР.

Процесс формирования инвестиционного бюджета холдинга в разрезе структуры и периодичности формирования отчетности представлен на схеме 1. В холдинге составляются плановые и фактические ежемесячные, квартальные и годовые инвестиционные бюджеты для БДР и БДДС. Ежемесячные бюджеты разбиваются по неделям, квартальные — по месяцам, годовые — по кварталам. Составляются также и стратегические инвестиционные бюджеты на три-пять лет с разбивкой по годам. Плановые бюджеты составляются в целях прогнозирования расходов на инвестиционную деятельность, фактические — для контроля инвестиционного процесса и анализа его реализации. В конечном итоге от оптимального выбора продолжительности бюджетного периода зависит эффективность бюджетного планирования инвестиционной деятельности в целом.

С точки зрения долгосрочного развития бизнеса значение стратегического бюджетного планирования инвестиционной деятельности сложно переоценить. В данном случае наличие бюджета развития, которым в том числе является годовой инвестиционный бюджет, позволяет четко понимать размер планируемых капитальных вложений и срок ввода объектов инвестиционной деятельности в эксплуатацию, а также осуществлять ежемесячное и поквартальное планирование методом «от достигнутого на начало отчетного периода» в сопоставлении с утвержденным годовым объемом инвестиций.

Плановые формы (в разрезе отдельных бизнес-единиц) годовых инвестиционных бюджетов для целей БДДС и БДР представлены в табл. 1 и табл. 2 соответственно.

Инвестиционный бюджет для целей БДДС (см. табл. 1) формируется, как правило, в тысячах рублей, планируемые суммы указываются с НДС, т. к. данный бюджет служит источником информации об объеме денежных средств, которые планируется израсходовать на инвестиционную деятельность в отчетном году.

Для полного отражения годового денежного потока применяется разбивка по месяцам, которая позволяет определить динамику и объем денежных средств, необходимых для финансирования в каждом отдельно взятом месяце. Все инвестиционные платежи разбиваются на платежи по переходящим, принятым и находящимся на рассмотрении инвестиционным проектам. Переходящие и принятые инвестиционные проекты разделены по утвержденным инвестиционным приказам, что обеспечивает максимальный контроль инвестиционной деятельности в целом. Платежи по каждому инвестиционному проекту разделены на несколько категорий: платежи за оборудование; платежи за материалы и комплектующие; платежи сторонним организациям за оказанные услуги по проведению строительно-монтажных работ; платежи за проектно-изыскательские работы, экспертизы, разработку и согласование рабочей документации и основных технико-технологических решений; а также прочие платежи, к которым относятся платежи за получение справок и иных разрешительных документов от различных государственных и регулирующих органов.

Инвестиционный бюджет для целей БДР (см. табл. 2) формируется в тысячах рублей, однако все суммы указываются без НДС. В инвестиционном бюджете для БДР указываются также планируемые к проведению строительно-монтажные работы сторонними подрядчиками (сумма по БДДС за минусом НДС) и работниками собственных цехов бизнес-единицы.

Данный бюджет, как и форма для БДДС, разбивается на три основных блока: переходящие инвестиционные проекты (ИП), принятые ИП и ИП, находящиеся на рассмотрении. Деление по месяцам в данной форме ИБ отсутствует, так как для целей годового БДР гораздо важнее отражение прироста активов бизнес-единицы за счет инвестиционной деятельности и четкое понимание, какой объем ежегодной прибыли будет направлен на инвестиции.

В холдингах на основе годовых инвестиционных бюджетов для целей БДДС и БДР составляются соответствующие консолидированные инвестиционные бюджеты. Бюджетные показатели отдельных бизнес-единиц, сформированные в консолидированный бюджет, позволяют видеть расходы на инвестиции всего холдинга, что повышает управляемость не только инвестиционных процессов, но и бизнеса компании в целом.

Ниже предлагается модель формирования, исполнения и контроля исполнения инвестиционных бюджетов бизнес-единиц Холдинга в разрезе БДДС. Условно процесс бюджетирования инвестиционной деятельности можно разделить на девять этапов, представленных на схеме 2.

Первый этап — принятие решения на уровне бизнес-единицы о необходимости и целесообразности разработки нового инвестиционного проекта. Представленная документация по инвестиционному проекту должна содержать следующие основные блоки:

—краткое описание всех ключевых элементов инвестиционного проекта;

—цель осуществления будущего проекта в контексте сложившегося состояния дел в отрасли и в бизнес-единице;

—обоснование технической целесообразности и реализуемости инвестиционного проекта;

—аргументация выбора производственного процесса и хода реализации проекта;

—характеристика технико-технологических показателей проекта;

—расчет ожидаемого эффекта от реализации инвестиционного проекта;

—расчет экономической эффективности инвестиционного проекта;

—расчет денежного потока по инвестиционному проекту.

Второй этап — направление инвестиционного проекта на рассмотрение в Управляющую компанию и процесс согласования ИП.

Третий этап—утверждение инвестиционного проекта. Инвестиционный проект утверждается посредством издания организацией соответствующего приказа с приложением графика инвестирования (табл. 3) и указанием ответственных за реализацию, контроль и предоставление отчетности лиц. В графике инвестирования указывается: наименование утвержденного инвестиционного проекта или проектов; в количественном выражении объем приобретаемого оборудования и материалов; сумма планируемых инвестиционных затрат в разбивке по годам (если проект долгосрочный) или по кварталам (если срок реализации инвестиционного проекта менее года); поставщики и / или подрядчики; срок ввода объекта инвестирования или приобретаемого оборудования в эксплуатацию.

Четвертый этап — составляется и разрабатывается план финансирования инвестиционного проекта (табл. 4). В плане финансирования в соответствии с графиком инвестирования указываются источники финансирования статей ИП, основными из которых являются собственные средства холдинга (амортизационные отчисления; прибыль от производственно-хозяйственной деятельности, направляемая на развитие производства; средства от реализации нематериальных активов и продажи неиспользуемых основных средств; резервы на инвестиционную деятельность) и внешние источники финансирования (государственные гарантии кредиторам под предоставленные ими инвесторам инвестиционные средства, кредитные ресурсы, иностранные инвестиции, лизинг).

Пятый этап — бизнес-единица готовит заявку на финансирование утвержденных инвестиционных проектов на планируемый месяц. В упрощенном виде заявка на финансирование представлена в табл. 5. В ней указываются наименование и номенклатура статей каждого инвестиционного проекта, финансирование которого предполагается в планируемом месяце, в полном соответствии с пунктами и подпунктами инвестиционного приказа, которым утвержден ИП. Заявка на финансирование должна также содержать количество закупаемого в рамках ИП в планируемом месяце оборудования и материалов, утвержденный объем инвестиций на текущий год, фактическую оплату по позициям инвестиционного проекта на отчетную дату, переходящий остаток на отчетную дату и план оплаты на планируемый месяц. Данная форма может быть развернута более подробно. Например, графа «Фактически оплачено с начала года», содержащая нарастающим итогом факт оплаты по предшествующим планируемому месяцам текущего года, может разбиваться на несколько столбцов, содержащих информацию по фактически оплаченным суммам по каждому предшествующему месяцу. Можно также ввести несколько столбцов, раскрывающих информацию столбца «План оплаты на планируемый месяц», а именно могут быть добавлены такие столбцы, как: «в том числе аванс» и «в том числе кредиторская задолженность прошлых периодов».

Шестой этап — рассмотрение заявки бизнес-единицы на финансирование инвестиционных проектов в технической дирекции Управляющей компании. На данном этапе происходит согласование оплаты отдельных инвестиционных позиций и, в конечном итоге, общей суммы платежей на планируемый месяц. В процессе рассмотрения заявки проводится «план-факт»-анализ исполнения бюджета прошлого периода, и в план отчетного периода включаются переходящие платежи (т. е. платежи запланированные, но не оплаченные в предыдущих месяцах).

Седьмой этап — включение утвержденной заявки на финансирование инвестиционных проектов в БДДС. После того, как заявка бизнес-единицы на финансирование инвестиционных проектов утверждается Технической Дирекцией Управляющей компании, расходы, которые в ней отражены, должны быть включены в соответствующие статьи БДДС отчетного периода.

С точки зрения технологии бюджетирования БДДС может составляться в двух формах: по направлениям деятельности и по центрам ответственности.

БДДС, сформированный по направлениям деятельности, в доходной части содержит информацию о поступлениях по текущей (основной производственной деятельности), инвестиционной (деинвестициях или реализации основных средств; реализации долгосрочных активов) и финансовой деятельности (выпуске ценных бумаг, возврате дебиторской задолженности, возврате НДС из бюджета, прочих финансовых поступлениях). В расходной части БДДС содержится информация о выбытиях по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности и расходах из прибыли. В расходы по текущей деятельности включаются, как правило, расходы на энергоресурсы, заработную плату и отчисления, материально-техническое обеспечение текущей деятельности, услуги промышленного характера, общезаводские расходы, налоги и коммерческие расходы. В расходную часть БДДС по инвестиционной деятельности входят:

—расходы на материально-техническое обеспечение;

—расходы на капитальное строительство (в том числе на строительно-монтажные и пуско-наладочные работы, закупку оборудования и материалов);

—расходы на информационные технологии и связь;

—расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы;

—долгосрочные финансовые вложения;

—лизинговые платежи;

—расходы из резервных фондов, сформированных для целей инвестиционной деятельности;

—расходы на прочие услуги по инвестиционной деятельности.

В статье «Расходы по финансовой деятельности» указываются расходы на погашение кредиторской задолженности, кредитов и займов, а также процентов по кредитам и займам, расходы на покупку ценных бумаг, банковские расходы, налоги на операции с ценными бумагами и прочие финансовые расходы. К расходам из прибыли относятся расходы на финансирование отдельных подразделений бизнес-единицы, социальных программ, благотворительная помощь, членские взносы, выплаты по договорам пожертвования, штрафы, пени и неустойки.

Если в холдинговой структуре выбран принцип формирования БДДС по центрам ответственности, то в разделе БДДС «Поступления денежных средств от реализации продукции и услуг» все доходы распределяются и учитываются по основным центрам ответственности: доходы Дирекции по продажам (доходы от реализации основной продукции на экспорт, на внутренний рынок, доходы от прочей реализации); доходы Дирекции по закупкам и логистике (возмещение транспортных расходов, реализация транспортных услуг, агентские вознаграждения за закупку товарно-материальных ценностей (ТМЦ), возврат авансов, перечисление средств принципалом агенту для покупки ТМЦ); доходы Технической дирекции (доходы от выполненных работ и оказанных услуг промышленного характера); доходы Административной дирекции (доходы от сдачи имущества в аренду, от выполненных работ и оказанных услуг социального характера, доходы от прочей реализации); доходы Финансовой дирекции (возмещение НДС, полученные кредиты, займы, открытые депозиты, прочие поступления от финансовой деятельности).

При данном принципе формирования бюджета движения денежных средств расходы, как и доходы, отражаются по центрам возникновения затрат. К расходам Дирекции по продажам относятся затраты на рекламу, на участие в выставках и конференциях, расходы на хранение продукции на базах. Расходы Дирекции по закупкам и логистике включают расходы на материально-техническое обеспечение (в том числе затраты по инвестиционной деятельности), а также на транспорт и логистику (железнодорожные, портовые, автотранспортные расходы, таможенные затраты, расходы на аренду транспорта и информационные услуги по снабжению и логистике). Расходы на материально-техническое обеспечение представляют собой затраты на приобретение основного сырья и материалов, вспомогательных материалов, топлива и горюче-смазочных материалов, металлопроката, строительных материалов, резинотехнических изделий, спецодежды, спецобуви, инвентаря и инструментов, тары, сменного оборудования, контрольно-измерительных приборов, механизмов и устройств вычислительной техники, технологического оборудования, электрооборудования, запасных частей и прочих. Каждый из этих видов расходов подразделяется на три группы. К первой группе относятся прямые переменные расходы, общецеховые расходы, расходы на пуск и остановку, внепроизводственные расходы. Ко второй — расходы на ремонтные работы. К третьей — расходы на инвестиционную деятельность.

Часть инвестиционных статей относится также к центру ответственности Технической дирекции, а именно: расходы на строительно-монтажные и пуско-наладочные работы; расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, лизинговые платежи, расходы из резервных фондов, сформированных для целей инвестиционной деятельности, расходы на прочие услуги по инвестиционной деятельности. Помимо инвестиционных статей в сферу ответственности Технической дирекции входят затраты на услуги по ремонту производственных зданий и сооружений, машин и оборудования, транспортных средств, а также затраты на эксплуатацию электрических, управляющих и энергетических систем.

К расходам Административной дирекции можно отнести расходы на персонал, услуги связи, содержание помещений, оборудования и транспорта, используемых для управленческих целей; командировочные, социальные расходы и пр.

Расходы Финансовой дирекции состоят из расходов на налоги и отчисления, платежей во внебюджетные фонды; платежей за аудиторские, консультационные, информационные и прочие услуги. К ним относятся: расходы на погашение штрафов и пеней; предоставление займов; покупку ценных бумаг; банковские расходы; выплаты процентов по кредитам и займам; погашение кредитов и займов; размещение средств на депозиты; возврат авансов; выплата дивидендов; погашение кредиторской задолженности; оплата услуг по страхованию; благотворительная помощь и прочие выплаты по финансовой деятельности.

Таким образом, если предприятием принята концепция финансового планирования, при которой бюджет движения денежных средств строится на принципе отнесения затрат к центрам ответственности, инвестиционные статьи содержатся не в одном разделе бюджета (как при планировании БДДС по направлениям деятельности), а в нескольких (в данном случае — в статьях расходов Дирекции по закупкам и логистике и Технической дирекции). Планирование и контроль инвестиционной деятельности при такой форме БДДС осуществлять значительно сложнее.

Восьмой этап — исполнение БДДС отчетного периода. На основании счета или договора ответственный за расходы исполнитель бизнес-единицы составляет задание на платеж. Данное задание на платеж подписывается руководящими лицами бизнес-единицы, и инвестиционный

платеж включается в реестр платежей на планируемый день. Если в холдинге принята схема жесткого контроля за инвестиционной деятельностью бизнес-единиц, при которой все инвестиционные платежи проходят обязательное согласование в Управляющей компании, то данный платеж, включенный в реестр платежей, направляется на согласование в Управляющую компанию. После согласования платежа в Управляющей компании бизнес-единица производит оплату, направляет подтверждающий оплату документ в УК и включает сумму понесенных расходов в фактическую отчетность текущего месяца по конкретному инвестиционному проекту и по конкретному инвестиционному Приказу.

Задание на платеж, формируемое бизнес-единицей, должно содержать следующую информацию: планируемая дата платежа; код строки бюджета движения денежных средств; поставщик; валюта платежа; сумма платежа; назначение платежа (за что осуществляется платеж — за оборудование, материалы, СМР, проектные работы и т. п.), номер инвестиционного приказа, номер инвестиционного проекта, пункт и подпункт ИП).

Девятый этап — составление отчетности по инвестиционной деятельности и её анализ. Отчет по инвестиционной деятельности бизнес-единицы — основной отчетный документ о фактическом исполнении инвестиционного бюджета, содержащий данные о величине и структуре капитальных затрат, а также о долгосрочных финансовых вложениях за отчетный бюджетный период. Как правило, в крупных холдинговых структурах специалисты стараются классифицировать систему отчетности по следующим критериям:

—по периодичности составления — ежемесячная, ежеквартальная, годовая (табл. 6);

—по уровням — по отдельным бизнес-единицам и по холдингу в целом (табл. 7);

—по инвестиционным проектам.

Форма ежемесячного фактического отчета по инвестиционной деятельности представлена в табл. 6. Данная форма отражает подтвержденный факт оплаты в отчетном месяце, с учетом которого формируются факт оплаты нарастающим итогом с начала года и переходящий остаток на последующие периоды.

Аналогично может быть составлена и ежеквартальная форма отчетности, для чего в столбце «Фактически оплачено в отчетном периоде» необходимо указать факт оплаты не за отчетный месяц (как для ежемесячной формы), а за каждый месяц отчетного квартала.

Годовая форма отчетности составляется по такому же принципу с разбивкой фактических платежей на 12 месяцев. Данная форма дает возможность составить динамику инвестиционных затрат бизнес-единицы по месяцам, проанализировать факт исполнения годовой инвестиционной программы бизнес-единицы, вычислить объем переходящих инвестиционных платежей на следующий год. Итоговые цифры фактического финансирования, инвестиционных проектов

бизнес-единицы, аккумулированные в табл. 6, в последующем в целях управленческого анализа трансформируются в фактическую форму «Инвестиционный бюджет бизнес-единицы на г.» (см. табл. 1).

Отчетность по инвестиционным проектам может быть сформирована как в разрезе отдельных бизнес-единиц (см. табл. 6 — ежемесячная, ежеквартальная или годовая), так и консолидированно по холдингу (см. табл. 7 — ежемесячная, ежеквартальная или годовая).

В холдинговых структурах отчетность по инвестиционной деятельности (как консолидированная, так и в разрезе бизнес-единиц) может быть детализирована путем ведения управленческого учета по каждому отдельному инвестиционному проекту. С этой целью формируется «файл» инвестиционного проекта, куда входят следующие элементы:

—График инвестирования в инвестиционный проект (см. табл. 3);

—План финансирования инвестиционного проекта (см. табл. 4);

—Факт финансирования инвестиционного проекта нарастающим итогом с начала года (см. табл. 6 в разбивке фактических платежей на 12 месяцев);

—Фактические платежи по проекту (выборка фактических платежей по ИП из фактических ежемесячных бюджетов движения денежных средств);

—Анализ текущих затрат по ИП на отчетную дату (их объем, соответствие графику инвестирования, постоянный мониторинг эффективности вложения денежных средств).

Установленная система бюджетирования, предполагающая конкретные технологии формирования, исполнения и оценки исполнения бюджета,

—финансовая составляющая достижения стратегических и текущих целей организации. Инвестиционный бюджет — инструмент реализации инвестиционной стратегии холдинга. Инвестиционный бюджет для целей БДДС позволяет определить объем денежного потока по финансируемым инвестиционным проектам. Инвестиционный бюджет для целей БДР позволяет прогнозировать и корректировать финансовый результат как отдельных бизнесединиц, так и холдинга в целом.

Цель инвестиционного бюджета — повысить уровень управляемости инвестиционным капиталом, и, как следствие, сохранить производственные мощности, обеспечить эффективное функционирование и развитие предприятия.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *