Новые требования об осуществлении деятельности по представлению труда работников (персонала)
И.И. Фокина,
ведущий юрисконсульт аудиторской компании МКПЦ
Специально для www.mkpcn.ru
С 01 января 2016 года в России вводится запрет заемного труда в связи с принятием Федерального закона от 05.05.2014 № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон № 116-ФЗ).
В первую очередь необходимо отметить, что Законом № 116-ФЗ в ТК РФ вносится новая статья, запрещающая использование заемного труда. Под заемным трудом понимается труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника .
. Ст. 56.1 ТК РФ (в ред. Закона № 116-ФЗ).
На смену понятия «законный труд» Законом № 116-ФЗ вводится новое понятие, а именно: «определение осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала)» – направление временно работодателем (направляющая сторона) своих работников с их согласия к физическому лицу или юридическому лицу, не являющимся работодателями данных работников (принимающая сторона), для выполнения данными работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны .
. Ч. 1 Ст. 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Закона № 116-ФЗ).
Осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) вправе :
1) частные агентства занятости – юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации и прошедшие аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности, проводимую уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
2) другие юридические лица, в том числе иностранные юридические лица и их аффилированные лица (за исключением физических лиц), на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законом, в случаях, если работники с их согласия направляются временно к:
- юридическому лицу, являющемуся аффилированным лицом по отношению к направляющей стороне;
- юридическому лицу, являющемуся акционерным обществом, если направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями такого акционерного общества;
- юридическому лицу, являющемуся стороной акционерного соглашения с направляющей стороной .
. Ч. 3 Ст. 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Закона № 116-ФЗ).
. С 01.01.2016 вступает в силу Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 № 1165 «Об утверждении Правил аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала)».
. Соответственно, в рамках одного холдинга предоставление персонала возможно без аккредитации, на условиях, установленных законом.
Частные агентства занятости подлежат специальной аккредитации, к ним предъявляются следующие требования:
1) наличие уставного капитала в размере не менее 1 млн руб.;
2) отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет;
3) наличие у руководителя частного агентства занятости высшего образования, а также стажа работы в области трудоустройства или содействия занятости населения в Российской Федерации не менее двух лет за последние три года;
4) отсутствие у руководителя частного агентства занятости судимости за совершение преступлений против личности или преступлений в сфере экономики ;
5) юридическое лицо, выступающее в качестве частного агентства занятости, не может применять специальную систему налогообложения .
. Ч. 6 Ст. 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Закона № 116-ФЗ).
. Ч. 8 Ст. 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Закона № 116-ФЗ).
В случае приостановления или отзыва аккредитации частного агентства занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) частное агентство занятости теряет право заключать с работниками трудовые договоры в целях направления их по договору о предоставлении труда работников (персонала). При этом все права и обязанности данного частного агентства занятости по заключенным ранее таким трудовым договорам сохраняются .
. Ч. 9 Ст. 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Закона № 116-ФЗ).
Предоставление персонала должно осуществляться в целях :
- временного расширения производства или объема оказываемых услуг у принимающей стороны (индивидуального предпринимателя или юридического лица), при этом срок предоставления персонала ограничен 9 месяцами;
- личного обслуживания, оказания помощи по ведению домашнего хозяйства физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем;
- временного исполнения обязанностей отсутствующих работников принимающей стороны (индивидуального предпринимателя или юридического лица), за которыми сохраняется место работы.
. Ст. 341.2 ТК РФ (в ред. Закона № 116-ФЗ).
Если численность предоставляемого персонала превышает 10 процентов от среднесписочной численности работников принимающей стороны, решение о заключении с частным агентством занятости договора о предоставлении труда работников (персонала) принимающая сторона должна принимать с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации .
. Ч. 10 Ст. 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Закона № 116-ФЗ).
Направление работников для работы у принимающей стороны не допускается в целях:
1) замены участвующих в забастовке работников принимающей стороны;
2) выполнения работ в случае простоя (временной приостановки принимающей стороной работ), осуществления процедуры банкротства принимающей стороны, введения принимающей стороной режима неполного рабочего времени в целях сохранения рабочих мест при угрозе массового увольнения работников принимающей стороны;
3) замены работников принимающей стороны, отказавшихся от выполнения работы в случаях и в порядке, которые установлены трудовым законодательством, в том числе замены работников, временно приостановивших работу в связи с задержкой выплаты им заработной платы на срок более 15 дней;
4) выполнения на объектах, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к опасным производственным объектам I и II классов опасности, отдельных видов работ, перечни которых утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации ;
5) выполнения работ на рабочих местах, условия труда на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вредным условиям труда 3-й или 4-й степени либо опасным условиям труда;
6) замещения отдельных должностей в соответствии со штатным расписанием принимающей стороны, если наличие работников, замещающих соответствующие должности, является условием получения принимающей стороной лицензии или иного специального разрешения на осуществление определенного вида деятельности, условием членства в саморегулируемой организации или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ;
7) выполнения работниками работ в качестве членов экипажей морских судов и судов смешанного (река – море) плавания .
. Регулируется Постановлением Правительства РФ от 10.04.2015 № 340 «О порядке утверждения перечней отдельных видов работ, в целях выполнения которых на объектах, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к опасным производственным объектам I и II классов опасности, не допускается направление работников частными агентствами занятости для работы у физических лиц или юридических лиц, не являющихся работодателями данных работников, по договору о предоставлении труда работников (персонала)».
. Ч. 12, 13 Ст. 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Закона № 116-ФЗ).
При этом федеральными законами могут быть установлены дополнительные ограничения на направление работников для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала) . На данный момент такие законы не приняты.
. Ч. 4 Ст. 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Закона № 116-ФЗ).
Договор о предоставлении труда работников (персонала) представляет собой договор, по которому исполнитель направляет временно своих работников с их согласия к заказчику для выполнения этими работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем заказчика, а заказчик обязуется оплатить услуги исполнителя и использовать труд работников в соответствии с трудовыми функциями, определенными трудовыми договорами, заключенными этими работниками с исполнителем .
. Ч. 2 Ст. 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Закона № 116-ФЗ).
Таким образом, в случае предоставления труда работников другому работодателю заключаются два договора:
- трудовой договор между направляющим работодателем и работником, включающий в себя условие о выполнении работником по распоряжению работодателя определенной трудовым договором трудовой функции в интересах, под управлением и контролем иного лица;
- договор о предоставлении труда работника (персонала).
Соответственно, при направлении работника для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала) трудовые отношения между этим работником и частным агентством занятости не прекращаются, а трудовые отношения между этим работником и принимающей стороной не возникают.
В указанном случае частное агентство занятости и работник должны заключить дополнительное соглашение к трудовому договору с указанием сведений о принимающей стороне и о выполнении работником по распоряжению работодателя определенной трудовым договором трудовой функции в интересах, под управлением и контролем компании, не являющейся работодателем по этому трудовому договору .
. Ст. 341.2 ТК РФ (в ред. Закона № 116-ФЗ).
В договоре о предоставлении труда работников (персонала) преобладают гражданско-правовые условия, но в нем также содержатся положения, определяющие условия труда.
Важными изменениями в ТК РФ являются уточнения по оплате труда работников, компенсаций и страховых взносов, а также установление субсидиарной ответственности между частным агентством занятости и принимающей стороной.
Особенности при заключении договора о предоставлении труда работников (персонала):
- частное агентство занятости обязано вносить сведения о работе по договору о предоставлении труда работников (персонала) у принимающей стороны в трудовую книжку работника ;
- частное агентство занятости обязано осуществлять контроль за соответствием фактического использования принимающей стороной труда направленных работников ;
- несчастный случай, произошедший с работником, временно направленным к другому работодателю, должен быть расследован комиссией, образованной принимающей стороной, с привлечением представителя работодателя, направившего этого работника ;
- установление субсидиарной ответственности принимающей стороны по обязательствам работодателя – направляющей стороны, вытекающим из трудовых отношений с работниками, направленными временно для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала), в том числе по обязательствам по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику .
. Ст. 341.2 ТК РФ (в ред. Закона № 116-ФЗ).
. Ст. 341.2 ТК РФ (в ред. Закона № 116-ФЗ).
. Ст. 341.4 ТК РФ (в ред. Закона № 116-ФЗ).
. Ст. 341.5 ТК РФ (в ред. Закона № 116-ФЗ).
Особенности оплаты труда:
- заработная плата направленного в организацию работника не должна быть ниже, чем заработная плата сотрудников принимающей стороны, выполняющих такие же трудовые функции и имеющих такую же квалификацию ;
- компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник направляется на работу в соответствующих условиях, устанавливаются на основании информации о характеристике условий труда на рабочем месте, предоставляемой принимающей стороной ;
- направляющая сторона уплачивает страховые взносы с заработка направленных временно сотрудников исходя из страхового тарифа, определяемого в соответствии с основным видом экономической деятельности принимающей стороны, а также из надбавок и скидок к страховому тарифу, устанавливаемых с учетом специальной оценки условий труда на рабочих местах, на которых фактически работают направленные временно работники .
. Ст. 341.1 ТК РФ (в ред. Закона № 116-ФЗ).
. Ст. 341.1 ТК РФ (в ред. Закона № 116-ФЗ).
. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в ред. Закона № 116-ФЗ).
В соответствии с Законом № 116-ФЗ должен быть принят федеральный закон, регулирующий правоотношения, возникающие между юридическими лицами, а также юридическими и физическими лицами в случаях предоставления труда работников (персонала) организациями, не являющимися частными агентствами занятости. Министерством экономического развития России в сентябре 2014 года был подготовлен проект Федерального закона «О регулировании труда работников, направляемых временно работодателем, не являющимся частным агентством занятости, к другим юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)». В настоящее время подобный федеральный закон не принят.
Частное агентство занятости
В январе 2016 года появились перемены в законодательстве — запретили заемный труд. Этот же Закон ввел в обиход другое понятие — предоставление труда работников (персонала).
Работников сверх штата для выполнения одного заказа или проекта можно привлечь, через аккредитованное частное агентство занятости (ЧАЗ).
Из этого материала вы узнаете, почему важно обращаться в аккредитованное ЧАЗ и как удостовериться, что агентство, в которое вы обратились, прошло аккредитацию.
Откуда пришли нововведения
С начала 2016 года диктует правила Федеральный закон Российской Федерации №116-ФЗ. В нем говорится, что привлечь работников на время можно в аккредитованном ЧАЗ (по аутсорсингу). Когда возникает надобность в труде рабочих на время — персонал подберет частное агентство занятости. Вы заключаете с ЧАЗ договор о предоставлении труда работников (персонала) и получаете их на время, не нарушив закон.
Привлечь работников на определенный период можно, если:
- нужны рабочие сверх штата. Например, завод запускает новый цех, а штат уже укомплектован;
- штатное расписание не предполагает новых сотрудников;
- нужно выполнить срочный заказ или проект;
- завод сам не может найти нужный персонал. Например, в той местности, где расположен завод, недостаточно рабочих. Или срочно нужны рабочие узких специальностей;
- завод закупает новое оборудование, но нет возможности научить своих рабочих (нет времени или денег)
и в других подобных случаях.
Каждая фирма, предоставляющая труд работников (персонала), обязана пройти аккредитацию. Без этого она не может оказывать эту услугу.
Закон запрещает привлекать временный персонал, если:
- рабочие на заводе забастовали;
- производство временно простаивает;
- рабочие отказались трудиться, потому что задерживают зарплату;
- работы относятся к классу опасных или вредных.
В законе прописан порядок аккредитации частного агентства занятости.
Как проходит аккредитация частных агентств занятости
Аккредитация — результат соответствия агентства требованиям закона. Правила аккредитации частных агентств занятости указаны в Постановлении Правительства РФ №1165. Роструд аккредитацию частного агентства занятости проводит по таким требованиям:
- наличие уставного капитала минимум 1 млн рублей;
- отсутствие долгов по налогам;
- наличие высшего образования у руководителя;
- опыт работы руководителя в сфере занятости — не менее 2 лет;
- отсутствие судимостей у руководителя.
ЧАЗ, которое проходит по всем требованиям, получает аккредитацию на 3 года.Через 3 года агентство должно ее продлить. Список частных агентств занятости, которые прошли аккредитацию, смотрите на сайте Роструда.
Как понять, что перед вами — аккредитованное агентство
- Попросите показать лицензию частного агентства занятости — уведомление об аккредитации, которое соответствуют новым требованиям. Этот документ выдает Федеральная служба по труду и занятости. В уведомлении указан номер в реестре, дата аккредитации и срок действия аккредитации (3 года).
- Найдите агентство в реестре Роструда. Реестр аккредитованных частных агентств занятости выложен на официальном сайте, в разделе «Открытые данные». Скачайте реестр и найдите агентство по номеру.
Обязательно проверьте ЧАЗ по обоим пунктам. Сверьте номер из уведомления с реестром частных агентств занятости на сайте Роструда.
Как правильно выбрать частное агентство занятости
- Проверяйте уведомление о внесении в реестр частных агентств занятости;
- Запросите отчетность, сданную в налоговую;
- Убедитесь, что агентство соблюдает трудовое законодательство (выплачивает «белую» зарплату и страховые взносы в фонды).
В какое ЧАЗ обратиться
Если вы ищете рабочих на время, обращайтесь в аккредитованное частное агентство занятости. Обратите внимание, чтобы срок аккредитации ЧАЗ не истек. Наша компания аккредитована до 2019 года.
Мы соответствуем всем требованиям, которые предъявляют к ЧАЗ, соблюдаем трудовое и налоговое законодательство. Убедитесь в том, что ООО ЧАЗ «Заводы Поволжья-Вахта» прошло аккредитацию. Найдите нас под номером 21 в списке аккредитованных частных агентств занятости Роструда.
Убедитесь, что мы работаем по закону! Заполните форму для заявки, и мы перезвоним вам в этот же день.