Договор водопользования

Водный налог и плата за пользование водными объектами 2019

Основание и правовые основы

Водный налог — это федеральный прямой налог, правовые основы которого заложены в главе 25.2 Налогового кодекса РФ. Эта глава, а вместе с ней и сам водный налог, была введена в действие с 2005 года. До этого времени был другой налог — плата за пользование водными объектами, которая уплачивалась на основании Федерального закона от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» (сейчас этот закон утратил силу). С 2007 года вступил в действие новый Водный кодекс, который сузил круг плательщиков водного налога, отменив систему лицензирования пользования поверхностными водными объектами.

Право пользования такими объектами теперь приобретается на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, то есть в рамках договорных гражданских правоотношений. А за пользование водным объектом или его частью взимается плата неналогового характера — она так и называется — плата за пользование водными объектами. Статья 333.8 Налогового кодекса также претерпела изменения в связи с этими новшествами — она дополнена пунктом, согласно которому не признаются плательщиками водного налога организации, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ.

Можно сказать, что водный налог постепенно заменяется неналоговой платой за пользование водными объектами.

Налогоплательщики

Налогоплательщики водного налога — это организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ, признаваемое объектом налогообложения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации (он введен в действие с 1 января 2007 года).

Водный кодекс предусматривает два основания пользования водными объектами: договор водопользования и решение о предоставлении водного объекта в пользование.

За пользование водным объектом на основании договора и взимается одноименная плата.

Объекты налогообложения

Водный налог

Объектами налогообложения водным налогом признаются следующие виды пользования водными объектами:

  1. забор воды из водных объектов;
  2. использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  3. использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  4. использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Не являются объектами налогообложения:

  1. забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
  2. забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  3. забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
  4. забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
  5. забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  6. использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
  7. использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
  8. использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  9. использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения;
  10. использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  11. использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
  12. пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
  13. забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
  14. забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
  15. использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Плата за пользование водными объектами

Перечень оснований для предоставления водных объектов в пользование на основании договора (за который взимается плата за пользование водными объектами) установлен в ст. 11 Водного кодекса:

  • забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
  • использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
  • использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Другие виды водопользования предоставляются в пользование либо на основании решений, либо вообще не требуют ни заключения договора, ни принятия решения.

Налоговая база по водному налогу

Налоговая база по водному налогу определяется в зависимости от вида водопользования и по каждому водному объекту отдельно:

  • при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранный из водного объекта за налоговый период на основании показаний водоизмерительных приборов, а в случае их отсутствия — по нормам водопотребления;
  • при использовании акватории налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства по данным лицензии, а в случае ее отсутствия — по материалам технической и проектной документации;
  • при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии;
  • при лесосплаве в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой за налоговый период, в тысячах куб. метров и расстояния сплава в км, деленного на 100.

Обратим внимание еще раз — налоговая база рассчитывается по каждому водному объекту отдельно! Это значит, что, например, при заборе воды из нескольких рек налоговая база рассчитывается по каждой реке. И неважно, что налоговые ставки по бассейнам этих рек могут быть одинаковыми. Если в отношении водного объекта установлены различные ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Платежная база по плате за пользование водными объектами

Ставки, порядок расчета и взимания платы за пользование водными объектами устанавливается в зависимости от собственника водного объекта: Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, эти вопросы регулирует Постановление Правительства РФ от 14.12.2006 N 764. Согласно ему, платежная база устанавливается в договоре водопользования по каждому виду пользования водными объектами и определяется отдельно в отношении каждого водного объекта или его части.

Платежной базой является:

  • для плательщиков, осуществляющих забор водных ресурсов из водных объектов или их частей, — объем допустимого забора водных ресурсов, включая объем для передачи абонентам, за платежный период;
  • для плательщиков, использующих водные объекты или их части без забора водных ресурсов для целей гидроэнергетики, — количество производимой электроэнергии за платежный период;
  • для плательщиков, использующих акватории водных объектов или их частей, — площадь предоставленной акватории водного объекта или его части.

Если водные объекты находятся в собственности субъекта РФ, то правила по ним должны быть установлены этим самым субъектом.

Налоговый и платежный периоды

Налоговый период по водному налогу — квартал.

Соответственно, уплачивать водный налог и сдавать отчетность по нему необходимо ежеквартально (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом).

Что касается платы за пользование водными объектами, то ставки, порядок расчета и взимания такой платы устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, платежным периодом признается квартал и уплачивается по месту пользования водным объектом также не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом.

Ставки водного налога и платы за пользование водными объектами

Ставки по водному налогу установлены по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в рублях за 1 тыс. куб. воды забранной из поверхностных или подземных водных объектов — ст. 333.12 Налогового Кодекса РФ.

С 2017 года ставки водного налога проиндексированы в размере 1,52. Эти изменения внесены в Налоговый кодекс Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ, который предусматривает ежегодную индексацию ставок налога до 2025 года. При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере (также с учетом коэффициента 1,52 в 2017 году).

Ставка налога при заборе воды для водоснабжения населения в 2017 году устанавливается в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

Ставки платы за пользование водными объектами, а также порядок ее расчета и уплаты устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, ставки платы за пользование водными объектами установлены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 876.

Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности Санкт-Петербурга, утверждены Постановлением Правительства СПб от 17.08.2007 N 1007, и составляют:

  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов, расположенных в границах бассейна Невы, в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, — 258 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов.
  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов, расположенных в границах бассейнов рек бассейна Балтийского моря (за исключением Невы), в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, — 282 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов. З
  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, — 70 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов.
  • За использование акватории поверхностных водных объектов или их частей — 33,96 тыс. руб. за 1 кв. км используемой акватории в год.

Порядок и сроки уплаты, отчетность

Исчислить сумму водного налога налогоплательщик должен самостоятельно.

Общая сумма налога — это результат сложения сумм налога, посчитанных по всем видам водопользования.

Сумма налога по итогам каждого налогового периода уплачивается по местонахождению объекта налогообложения в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом — то есть 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января 2017 года. В тот же срок необходимо представить и налоговую декларацию по водному налогу (ее нужно сдать в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения).

Водный налог полностью зачисляется в федеральный бюджет.

Иностранные лица, уплачивающие водный налог, должны представить копию налоговой декларации по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.

Налоговая декларация утверждена приказом Минфина ФНС России от 09.11.2015 N ММВ-7-3/497@. Она может быть представлена как в бумажном, так и в электронном виде — по выбору налогоплательщика. Что касается платы за пользование водными объектами, то порядок ее уплаты устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности установлено, что плата вносится по месту пользования водным объектом не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом (кварталом). Она зачисляется в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В Санкт-Петербурге плата также должна быть уплачена не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, но зачисляется эта плата уже в бюджет Санкт-Петербурга.

Что касается отчетности по плате за пользование водными объектами, то ни Водным кодексом, ни принятыми Постановлениями Правительства не предусмотрено предоставление плательщиками расчетов или каких-либо отчетных документов.

Обращаем внимание!

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 25 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме.

С полным списком федеральных операторов электронного документооборота, действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

Водный налог: что нового в 2017 году?

C 2017 года:

  • К ставке водного налога применяется новое значение повышающего коэффициента. При расчете водного налога к общим ставкам применяется повышающий коэффициент. В 2017 году его значение составляет 1,52. В прошлом году этот коэффициент был предусмотрен в размере 1,32.
  • При заборе воды для водоснабжения населения ставка водного налога равна 107 руб. за 1000 куб. м. В 2016 году ставка составляла 93 руб. за 1000 куб. м. забранных (изъятых) водных ресурсов. Повышение было запланировано.

При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней — это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ.

При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

Постановление Правительства РФ от 12 марта 2008 г. N 165 «О подготовке и заключении договора водопользования» (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 351 в форму внесены изменения

См. текст формы в предыдущей редакции

Утверждена
постановлением Правительства РФ
от 12 марта 2008 г. N 165
(с изменениями от 22 апреля 2009 г.)

ФОРМА
примерного договора водопользования

___________________________ «____» _____________ 20__ г. (место заключения договора) _________________________________________________________________________ (наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления) _________________________________________________________________________ в лице _________________________________________________________________, (фамилия, имя, отчество должностного лица, его должность) действующего на основании ______________________________________________, (положение, устав, доверенность — указать нужное) именуемый далее Уполномоченным органом, и _______________________________ ________________________________________________________________________, (полное наименование организации или фамилия, имя, отчество гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя) в лице _________________________________________________________________, (фамилия, имя, отчество гражданина или лица, действующего по доверенности от имени организации либо от имени гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя) действующего на основании ______________________________________________, (документ, удостоверяющий личность, представительство, его реквизиты) именуемый далее Водопользователем, далее именуемые также сторонами, заключили настоящий Договор о нижеследующем. I. Предмет Договора 1. По настоящему Договору Уполномоченный орган, действующий в соответствии с водным законодательством, предоставляет, а Водопользователь принимает в пользование ________________________________ (наименование водного объекта ________________________________________________ (далее — водный объект). или его части) В случае приобретения права на заключение договора водопользования на аукционе копия протокола этого аукциона прилагается к настоящему Договору и является его неотъемлемой частью. Реквизиты прилагаемого протокола аукциона _________________________. 2. Цель водопользования ___________________________________________. 3. Виды водопользования ____________________________________________ (указываются в соответствии со статьей 38 ________________________________________________________________________. Водного кодекса Российской Федерации) 4. Водный объект, предоставляемый в пользование, размещение средств и объектов водопользования, гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зоны с особыми условиями их использования (водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов, зоны и округа санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, рыбохозяйственные заповедные и рыбоохранные зоны и др.), расположенные в непосредственной близости от места водопользования, отображаются в графической форме в материалах (с пояснительной запиской к ним), прилагаемых к настоящему Договору и являющихся его неотъемлемой частью. 5. Код и наименование водохозяйственного участка ___________________ (указываются ________________________________________________________________________. в соответствии с данными, содержащимися в государственном водном реестре) 6. Сведения о водном объекте: а) водный объект ___________________________________________________ (является источником для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ________________________________________________________________________; имеет рыбохозяйственное, природоохранное и иное значение — указать нужное) б) место осуществления водопользования и границы предоставленной в пользование части водного объекта _______________________________________ (указываются ________________________________________________________________________; местоположение и географические координаты) в) морфометрические характеристики водного объекта, в том числе в месте водопользования (по данным государственного водного реестра и регулярных наблюдений): протяженность водотока ________________________ км; расстояние от устья водотока до места водопользования _______ км; площадь акватории водотока или водоема _________ км2; полезный объем водохранилища ___________________ км3; объем водоема __________________________________км3; средняя/максимальная/минимальная глубина в месте водопользования ______/______/______ м; г) гидрологические характеристики водного объекта в месте водопользования или ближайшем к нему месте регулярного наблюдения (по данным государственного водного реестра и регулярных наблюдений): среднемноголетний расход воды _________________ м3/с; среднемноголетний объем стока воды ____________ км3/год; максимальные/минимальные скорости течения воды в водном объекте __/__ м/с; амплитуда колебаний уровня воды в водном объекте _________ м; длительность неблагоприятных по водности периодов для осуществления водопользования __________________________; (количество дней, месяцев) д) показатели качества воды в водном объекте в месте водопользования или в ближайшем к нему месте регулярного наблюдения по состоянию на _____ (дата) ________________________________________________________________________. (по данным государственного водного реестра и государственного мониторинга водных объектов) 7. Параметры водопользования _______________________________________ (объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, ________________________________________________________________________. включая объем их забора (изъятия) для передачи абонентам, площадь предоставленной в пользование акватории, количество производимой электроэнергии) В случае невозможности определения объема забранной воды или количества произведенной электроэнергии на основании данных контрольно-измерительной аппаратуры, а также исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды или количество произведенной электроэнергии определяется с помощью __________ _________________________________________________________________________ (методы, условия и порядок определения объема ________________________________________________________________________. забранной воды или количества произведенной электроэнергии) Расчеты параметров водопользования прилагаются к настоящему Договору и являются его неотъемлемой частью. 8. ________________________________________________________________. (условия водопользования по соглашению сторон) II. Размер, условия и сроки внесения платы за пользование водным объектом 9. Размер платы за пользование водным объектом в соответствии с настоящим Договором составляет _________ (______________) рублей ________ (цифра) (прописью) копеек в год. Расчет размера платы за пользование водным объектом прилагается к настоящему Договору и является его неотъемлемой частью. 10. Размер платы за пользование водным объектом определяется как произведение платежной базы за платежный период и соответствующей ставки платы за пользование водным объектом. Платежным периодом признается квартал. Платежной базой является __________________________________________. (устанавливается отдельно по каждому виду водопользования и по каждому водному объекту) При осуществлении забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, платежной базой является объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, включая объем их забора (изъятия) для передачи абонентам, за платежный период. При использовании водного объекта без забора (изъятия) водных ресурсов для целей гидроэнергетики, платежной базой является количество производимой электроэнергии за платежный период. При использовании акватории водного объекта, платежной базой является площадь предоставленной акватории водного объекта. 11. При изменении в установленном порядке ставок платы за пользование водным объектом размер платы за пользование водным объектом может изменяться Уполномоченным органом не чаще 1 раза за платежный период с предварительным уведомлением об этом Водопользователя в ________ срок. 12. Плата за пользование водным объектом вносится Водопользователем каждый платежный период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом, по месту пользования водным объектом путем перечисления на счет ____________________________________________________ _________________________________________________________________________ (банковские реквизиты, коды бюджетной классификации) в соответствии с графиком внесения платы за пользование водным объектом, прилагаемым к настоящему Договору и являющимся его неотъемлемой частью. 13. Подтверждением исполнения Водопользователем обязательств по внесению платы за пользование водным объектом в соответствии с настоящим Договором является представление им в Уполномоченный орган копии платежного документа с отметкой банка (платежное поручение, квитанция), отражающего полноту и своевременность внесения платы за пользование водным объектом. 14. Перерасчет размера платы, установленной настоящим Договором за пользование водным объектом, находящимся в федеральной собственности, осуществляется в порядке, установленном пунктами 7 и 8 Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 г. N 764, а за пользование водным объектом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности, — в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или правовыми актами органов местного самоуправления. 15. Изменение размера платы и перерасчет размера платы за пользование водным объектом, предусмотренные соответственно пунктами 11 и 14 настоящего Договора, оформляются путем подписания сторонами дополнительных соглашений к настоящему Договору, являющихся его неотъемлемой частью. III. Права и обязанности сторон 16. Уполномоченный орган имеет право: а) на беспрепятственный доступ к водному объекту в месте осуществления водопользования и в границах предоставленной в пользование части водного объекта, к производственным и иным объектам, сооружениям и оборудованию, посредством которых осуществляется водопользование, с целью проверки выполнения Водопользователем условий настоящего Договора; б) вносить предложения по пересмотру условий настоящего Договора в связи с изменением водохозяйственной обстановки, лимитов и квот забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта с учетом фактических условий его водности; в) требовать от Водопользователя надлежащего исполнения возложенных на него обязательств по водопользованию. 17. Уполномоченный орган обязан: а) выполнять в полном объеме условия настоящего Договора; б) уведомлять в письменной форме в 10-дневный срок Водопользователя об изменении номера счета для перечисления платы за пользование водными объектами, указанного в пункте 12 настоящего Договора. 18. Водопользователь имеет право: а) использовать водный объект на условиях, установленных настоящим Договором; б) вносить предложения по пересмотру условий настоящего Договора в связи с изменением целей и параметров водопользования; в) с согласия Уполномоченного органа передавать свои права и обязанности по настоящему Договору другому лицу, за исключением прав и обязанностей в части забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; г) при надлежащем исполнении своих обязанностей по настоящему Договору по истечении срока действия настоящего Договора имеет преимущественное право перед другими лицами на заключение такого договора на новый срок, за исключением случая, если настоящий Договор был заключен по результатам аукциона. 19. Водопользователь обязан: а) выполнять в полном объеме условия настоящего Договора; б) приступить к водопользованию в соответствии с настоящим Договором в срок _________________________________________________________________; (срок, в течение которого Водопользователь должен приступить к использованию водного объекта) в) вести регулярное наблюдение за состоянием водного объекта и его водоохранной зоной по согласованной с Уполномоченным органом программе, прилагаемой к настоящему Договору и являющейся его неотъемлемой частью, _________________________________________________________________________ (пункт(ы), периодичность _________________________________________________________________________ и перечень показателей наблюдений) и передавать результаты наблюдений в ____________________________________ (наименование ________________________________________________________________________; уполномоченного органа) г) содержать в исправном состоянии эксплуатируемые им очистные сооружения и расположенные на водном объекте гидротехнические и иные сооружения; д) вести в установленном порядке учет забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, их качества, объемов произведенной электроэнергии; е) вносить плату за пользование водными объектами в размере, на условиях и в сроки, которые установлены настоящим Договором; ж) своевременно производить перерасчет платы за пользование водными объектами исходя из фактической платежной базы; з) представлять в Уполномоченный орган ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о фактических параметрах осуществляемого водопользования, выполнении условий использования водного объекта (его части), результатах наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной; и) представлять в Уполномоченный орган ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о выполнении плана водоохранных мероприятий; к) представлять в установленном порядке в Уполномоченный орган ежегодно отчеты об использовании и охране водных объектов по формам государственной статистической отчетности; л) своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации аварийных и других чрезвычайных ситуаций на водном объекте; м) информировать уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водном объекте; н) представлять в Уполномоченный орган ежегодно, не позднее 1 декабря текущего года, на утверждение проект плана водоохранных мероприятий на последующий год; о) уведомлять в письменной форме в 10-дневный срок Уполномоченный орган об изменении своих реквизитов; п) обеспечивать Уполномоченному органу, а также представителям органов государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов по их требованию доступ к водному объекту в месте осуществления водопользования и в границах предоставленной в пользование части водного объекта, к производственным и иным объектам, сооружениям и оборудованию, посредством которых осуществляется водопользование; р) не осуществлять действий, приводящих к причинению вреда окружающей среде, ухудшению экологической обстановки на предоставленном в пользование водном объекте и прилегающих к нему территориях водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов; с) не нарушать прав других водопользователей, осуществляющих совместное с Водопользователем использование этого водного объекта; т) не позднее чем за 3 месяца до окончания срока действия настоящего Договора уведомить Уполномоченный орган в письменной форме о желании заключить такой договор на новый срок. 20. Стороны имеют иные права и несут иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, помимо прав и обязанностей, указанных в пунктах 16 — 19 настоящего Договора. IV. Ответственность сторон 21. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему Договору в соответствии с законодательством Российской Федерации. 22. За несвоевременное внесение платы за пользование водным объектом с Водопользователя взыскивается пеня в размере __________________________ (размер _________________________________________________________________________ и порядок уплаты пени) 23. За забор (изъятие) водных ресурсов в объеме, превышающем установленный настоящим Договором объем забора (изъятия) водных ресурсов, Водопользователь обязан уплатить штраф в размере _______________________. 24. Стороны не несут ответственности за нарушение обязательств по настоящему Договору, вызванное действием обстоятельств непреодолимой силы (наводнение, катастрофическое снижение водности водного объекта, аварийное загрязнение водного объекта и др.) V. Порядок изменения, расторжения и прекращения Договора 25. Все изменения настоящего Договора оформляются сторонами дополнительными соглашениями в письменной форме и подлежат в установленном порядке государственной регистрации в государственном водном реестре. 26. Настоящий Договор может быть расторгнут до истечения срока его действия по соглашению сторон. 27. Настоящий Договор может быть изменен или расторгнут в соответствии с гражданским законодательством, в случаях невнесения платы за пользование водным объектом в течение более 2 платежных периодов, а также в случае неподписания Водопользователем дополнительных соглашений к настоящему Договору в соответствии с пунктом 15 настоящего Договора или нарушения сторонами других условий настоящего Договора. 28. Пользование водным объектом в соответствии с настоящим Договором прекращается в принудительном порядке по решению суда при нецелевом использовании водного объекта, использовании водного объекта с нарушением законодательства Российской Федерации, неиспользовании водного объекта в срок, установленный настоящим Договором, а также прекращается в принудительном порядке Уполномоченным органом в пределах его компетенции в соответствии с федеральными законами в случаях возникновения необходимости использования водного объекта для государственных или муниципальных нужд. До предъявления требования о принудительном прекращении пользования водным объектом Уполномоченный орган обязан вынести Водопользователю предупреждение по форме, утверждаемой Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Требование об изменении или о расторжении настоящего Договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть настоящий Договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или в ________ срок, а при его отсутствии — в 30-дневный срок. 29. При прекращении права пользования водным объектом Водопользователь обязан в срок, установленный дополнительным соглашением сторон (в срок, установленный Уполномоченным органом, либо в срок, установленный решением суда): а) прекратить использование водного объекта; б) обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте; в) осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта. VI. Срок действия Договора 30. Настоящий Договор признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре. 31. Срок действия настоящего Договора устанавливается на _________ лет, дата окончания действия настоящего Договора «_» ___ 20_ г. (срок прописью) 32. Окончание срока действия настоящего Договора влечет прекращение обязательств сторон по настоящему Договору. VII. Рассмотрение и урегулирование споров 33. Споры между сторонами, возникающие по настоящему Договору, если они не урегулированы сторонами путем переговоров, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. VIII. Особые условия Договора 34. Договор передачи Водопользователем своих прав и обязанностей по настоящему Договору другому лицу подлежит государственной регистрации в государственном водном реестре. 35. Настоящий Договор составлен в 2 экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по 1 экземпляру для каждой из сторон. IX. Адреса, подписи сторон и иные реквизиты Уполномоченный орган: Водопользователь: _________________________________ ____________________________________________ (полное наименование органа) (полное наименование — для организации или ИНН ____________________________ ____________________________________________ фамилия, имя, отчество — для индивидуального ОГРН ___________________________ ____________________________________________ ОКАТО __________________________ предпринимателя либо физического лица — ____________________________________________ указать нужное) Адрес: _________________________ ИНН ________________________ ОГРН _______________________ ОКАТО ______________________ Адрес: _____________________________________ ___________________________ _________ ___________________________ _________ (фамилия, имя, отчество (подпись) (фамилия, имя, отчество (подпись) уполномоченного водопользователя или должностного лица) уполномоченного им лица) М.П. М.П.

Порядок оформления договора водопользования

Аренда морской акватории, аренда участка реки, озера, водохранилища, взятие в аренду берега водного объекта или осуществление забора воды из водоема — все эти действия требуют наличия договора водопользования.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации (далее — ВК РФ) водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации (далее — субъекты РФ), собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование на основании договоров водопользования для:

  • забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
  • использования акватории водных объектов, в т.ч. для рекреационных целей;
  • использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Договор водопользования оформляется в соответствии с Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования» (в ред. от 11.10.2012; далее — Правила).

Согласно п. 3 Правил подготовку и заключение договора водопользования по форме примерного договора водопользования, утвержденной вышеупомянутым постановлением, на основании обращения юридического лица, физического лица или индивидуального предпринимателя осуществляют:

– Федеральное агентство водных ресурсов или его территориальные органы — в отношении находящихся в федеральной собственности водоемов, перечень которых в соответствии со ст. 26 ВК РФ утверждается Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей;

– орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на заключение договоров водопользования, — в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов РФ, и водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов РФ;

– орган местного самоуправления — в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципального образования.

Физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в получении водного объекта в пользование (далее — заявитель), обращаются в один из вышеуказанных органов по месту предполагаемого водопользования с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование (далее — заявление).

В соответствии с п. 5 Правил в заявлении указываются:

  • сведения о заявителе:

– полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, банковские реквизиты — для юридического лица;

– фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, — для физического лица и индивидуального предпринимателя;

  • наименование и место расположения водного объекта;
  • обоснование цели, видов и срока водопользования.

К заявлению прилагаются следующие документы и материалы (п. 7 Правил):

  • копии учредительных документов — для юридического лица, копия документа, удостоверяющего личность, — для физического лица;
  • документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, при необходимости;
  • материалы, содержащие сведения о планируемых заявителем водохозяйственных мероприятиях, мероприятиях по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также о предполагаемом размере и источниках средств, необходимых для их реализации;
  • материалы, содержащие сведения о возможности ведения в установленном порядке регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами при осуществлении водопользования;
  • материалы, отображающие в графической форме водный объект, указанный в заявлении, размещение средств и объектов водопользования, а также пояснительная записка к этим материалам.

Согласно п. 8 Правил при подаче заявления для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов кроме указанных выше документов и материалов прилагаются материалы, содержащие:

  • расчет и обоснование заявленного объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта за платежный период и размера платы за пользование водным объектом для забора (изъятия) водных ресурсов, включая объем их забора (изъятия) для передачи абонентам;
  • сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для учета объема и качества забираемых (изымаемых) из водного объекта водных ресурсов, в т.ч. передаваемых абонентам водных ресурсов, о проведении регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами, а также сведения об обеспечении такого учета и таких регулярных наблюдений;
  • сведения о технических параметрах водозаборных сооружений (тип и производительность водозаборных сооружений, наличие устройств по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в эти сооружения, способ отбора водных ресурсов).

При подаче заявления для использования акватории водного объекта, в т.ч. для рекреационных целей, кроме основных документов и материалов прилагаются материалы, содержащие сведения о планируемом использовании акватории водного объекта и применяемых при этом технических средствах, площади акватории водного объекта, намечаемой к использованию, а также расчет размера платы за использование водного объекта для указанной цели (п. 10 Правил).

Согласно п. 12 Правил при подаче заявления для использования водного объекта без забора (изъятия) водных ресурсов с целью производства электрической энергии кроме основных документов и материалов, прилагаются материалы, содержащие:

  • сведения об установленной мощности гидроэнергетического объекта;
  • состав и краткое описание гидротехнических сооружений гидроэнергетического объекта (плотин, водосбросов, водозаборных, водовыпускных и других гидротехнических сооружений), а также рыбозащитных и рыбопропускных сооружений;
  • сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для учета количества производимой электроэнергии, регулярных наблюдений за состоянием и режимами водохранилища, водного объекта ниже гидроузла на примыкающем к нему участке (в верхнем и нижнем бьефах) и их водоохранных зон, а также сведения об обеспечении такого учета и таких регулярных наблюдений;
  • расчет количества производимой электроэнергии за платежный период и размера платы за пользование водным объектом для целей производства электрической энергии.

На заметку. Требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных Правилами, не допускается.

Учет и хранение представленных заявителем документов осуществляются уполномоченным органом, который в срок, не превышающий 60 дней с даты поступления документов:

  • рассматривает представленные заявителем документы на предмет соответствия их требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и Правилами, оценивает их полноту и достоверность, а также проверяет расчеты параметров водопользования и размера платы за пользование водным объектом;
  • определяет условия использования водного объекта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) по вопросам, отнесенным к их компетенции:

– в случае использования водного объекта для забора (изъятия) водных ресурсов — с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

– в случае использования водного объекта рыбохозяйственного значения — с Федеральным агентством по рыболовству;

– в случае использования водного объекта в акватории морского и речного порта, а также в пределах внутренних водных путей Российской Федерации — с Федеральным агентством морского и речного транспорта;

  • при признании возможным использования водного объекта:

– в соответствии с п. 8 и 12 Правил оформляет в 2 экземплярах договор водопользования и после подписания указанного договора уполномоченным должностным лицом представляет его заявителю на подпись непосредственно или направляет письмом с уведомлением о вручении;

– в соответствии с п. 10 Правил размещает на своем официальном сайте в сети Интернет или опубликовывает в официальном печатном издании сообщение о приеме документов от других претендентов на предоставление в пользование акватории водного объекта, указанной заявителем в представленных им документах, а также о заявленной цели ее использования, месте расположения, наименовании водного объекта и его характеристиках. Если у муниципального образования нет официального сайта в сети Интернет или официального печатного периодического издания, сообщение размещается на официальном сайте в сети Интернет или в официальном печатном издании субъекта РФ, в границах которого расположено указанное муниципальное образование. Эта информация является общедоступной;

  • при признании невозможным использования водного объекта для заявленной цели направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении водного объекта для заявленной цели.

Отказ в предоставлении водного объекта в пользование направляется заявителю в следующих случаях (п. 24 Правил):

  • документы представлены с нарушением требований, установленных Правилами;
  • получен отказ указанных выше федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов) в согласовании условий водопользования;
  • право пользования частью водного объекта, указанной в заявлении, предоставлено другому лицу, либо водный объект, указанный в заявлении, предоставлен в обособленное водопользование;
  • использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К договору водопользования прилагаются:

  • материалы, представленные в графической форме, и пояснительная записка к ним;
  • расчеты параметров водопользования и платы за пользование водным объектом;
  • график внесения платы за пользование водным объектом;
  • программа регулярных наблюдений за состоянием водного объекта и его водоохранной зоной.

После подписания сторонами договор водопользования подлежит государственной регистрации в государственном водном реестре в установленном порядке и признается заключенным только с момента его регистрации.

В соответствии с п. 30 Правил прекращение, приостановление или ограничение предоставленного права пользования водным объектом на основании договора водопользования осуществляются в соответствии со ст. 10 и 41 ВК РФ.

Договор водопользования. Этапы и узкие места заключения договора на аукционе.

Участвует в конкурсе журнала Юрист компании

Компания была заинтересована и заинтересована до сих пор в развитии комплекса туристических услуг на территории Мурманской области и продвижении на рынок новых технологий, повышении уровня обслуживания маломерных судов и оказания европейского уровня услуг их владельцам. Для реализации этого проекта потребовалось получить право водопользования акваторией Верхнетуломского водохранилища для осуществления рекреационного судоходства, организации временной стоянки и обслуживания маломерных судов, создания рекреационной инфраструктуры, отвечающей международным стандартам.

Водопользование в Российской Федерации представляет собой использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц (пп.14 ст.1 Водного кодекса РФ) Правовую базу водопользования в целом, получения права на водопользование, а также заключения и исполнения договора водопользования составляют Гражданский кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Постановление Правительства РФ от 14.04.2007 № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона», постановление Правительства РФ от 12.03.2008 № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования», а также акты органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Была поставлена задача заключить договор водопользования для использования части акватории Верхнетуломского водохранилища в целях размещения на ней понтонов для стоянки и обслуживания маломерных судов. Порядок заключения договора определяется в соответствии с Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 № 165.

Первой проблемой, которая сразу же встала перед нами, является квалификация размещаемого на части акватории сооружений — понтонов для стоянки и обслуживания маломерных судов. В зависимости от отнесения к той или иной категории зависел способ получения право водопользования: через аукцион, без аукциона или по решения уполномоченного органа. Несмотря на ориентацию России на западные стандарты, такое сооружение как «понтон» в законодательстве не встречается, в связи с чем отсутствует нормативное регулирование его использования. Это могло быть и гидротехническое сооружение (в общем), и причал, и плавательное средство, и дебаркадер (как самое близкое), и т.д.

Учитывая позицию ГИМС МЧС по Санкт-Петербургу (по месту нахождения собственника), указанный понтон по техническим характеристикам был отнесен к плавательным средствам, на которые были получены судовые билеты.

Наш понтон, состоящий из 9-ти секций, был изготовлен в Финляндии под заказ, соответствовал всем техническим условиям и стандартам, действующим на территории России, и вместе с тем, не имел аналогов по качеству исполнения и сроку службы.

Несмотря на то, что понтон представляет собой единое техническое устройство, постановка на учет была осуществлена по отдельности — было выдано 9 судовых билетов на каждую секцию. Это увеличило и документооборот и затраты на транспортный налог (считается по количеству поставленных на учет ТС, а не по конечному результату), поскольку налоговый орган считает не как объект технически эксплуатируется, а по количеству плавательных средств, поставленных на учет.

Уполномоченным органом, ответственным за использование водных объектов на территории Мурманской области под озвученные нами цели, является Комитет промышленного развития, природопользования и экологии Мурманской области. В соответствии с пунктом 1 вышеуказанного Постановления №230, заключение договора на водопользование, предметом которого является размещения на акватории плавательного средства должно быть осуществлено по результатам проведения аукциона. С одной стороны, Комитет является органом, согласующим условия водопользования, с другой стороны — организатором аукциона.

Учитывая, что аукцион представляет собой возможность любому, отвечающему всем требованиям, получить такое право, встал вопрос: Как его выиграть?

Решение было найдено путем предложения таких условий, которые бы не имели аналогов по уровню качества, безопасности и сервиса на территории Мурманской области и Российской Федерации в целом, а также в территориальной непривлекательности испрашиваемой части акватории. На суд Комитета были предложены к реализации финские стандарты и технологии, которые были одобрены для развития и продвижения на территории Мурманской области новых туристических продуктов. Организациям, деятельность которых не связана с водной составляющей, это должно было быть неинтересным с коммерческой точки зрения. Территориальное же расположение определялось наличием уже имеющейся инфраструктуры, а также оформленных земельных отношений, на прилегающие земельные участки.

Несмотря на возникающие вопросы и проблемы, решения по ним были найдены, удовлетворяющие не только нас, но и заинтересованные органы.

Подготовленная документация (еще предаукционная) включала в себя более 150 страниц: расчет площади акватории, календарь наблюдения и охраны акватории, схемы размещения плавательных средств с точками заборы воды для проведения анализов, пояснительные записки, техническая документация и план деятельности компании, и т. д. Площадь испрашиваемой акватории составляла около 0,3 кв.км.

По негласному обыкновению, вся документация должна пройти согласования у заинтересованных органов государственной власти. Предварительное согласование было успешно осуществлено с Баренцево-Беломорским ТУ Росрыболовства, Двинско-Печерским БВУ Росводресурсов, пройдена санитарно-эпидемиологическая экспертиза документации в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области», на основании которого было получено Заключение Управления Роспотребнадзора Мурманской области. Все замечания и предложения были учтены для более четкого соблюдения законодательных требований и применения в дальнейшей деятельности. На проведение отборов и анализов проб воды с периодичностью 2 раза в год в навигационный период был заключен договор ФГБУ «Мурманское УГМС», имеющим необходимые сертификаты и лицензию на право осуществления деятельности.

В соответствии с подготовленной Комитетом природопользования аукционной документацией были выполнены все формальности и составлены и подписаны документы, что позволило получить решение о полном соответствии предъявленным требованиям.

Согласно аукционной документации извещения об аукционе были размещены в печатном виде (газета Мурманский вестник от 09 сентября 2010) и в сети Интернет (на сайте организатора аукциона) для создания равных условий участия в аукционе.

Нами были задействованы все трудовые ресурсы компании, квалификация и образование (исключаю административный ресурс), в связи с чем решение аукционной комиссии было принято в нашу пользу.

Время от задумки до получения договора – около 9 месяцев.

А теперь самое главное –стоимость пользования этим участком –965,48 рублей в год!!!

Примерные расходы (не считая затрат на подготовку документации):

— проведение анализов качества воды –около 50000 руб. в год.

— повышение квалификации персонала – около 30000 руб.в год.

— 24 отчета за год, проведений мониторинга и наблюдений – около 50000 руб. в год.

и так далее.

Получения права водопользования позволило не только получить бесценный опыт участия в аукционе на предоставление право водопользования, но и создать уникальный для Мурманской области объект рекреационного судоходства и поднять на новый уровень предоставление услуг по стоянке и обслуживанию маломерных судов. Реализация проекта потребовала изучения нового вектора движения, повышения квалификации сотрудников и увеличения их трудозатрат, направленных на соответствие заявленного уровня обслуживания.

Необходимость предоставления ежеквартальных отчетов о деятельности и состоянии водного объекта и проведения отборов и анализов качества воды, следить за режимом использования водоохранных зон водного объекта и его морфометрическими особенностями, за состоянием экосистемы, проводить мониторинг эрозионных процессов, поспособствовала и способствует экобезопасному и контролируемому осуществлению общественно-значимой деятельности развития туристического направления в жизни Мурманской области.

Вместе с этим возникает резонный вопрос? А почему так дорого и несоразмерно?
Почему реализация права обходится значительно дороже, чем его получение и обладание?

Ведь получая вещь в пользование, особо, если она нужна для непосредственной деятельности, мы заботимся о ней, отчитываемся за нее и еще и платим за нее. Мы становимся оком того органа, в чьем ведении находится эта вещь, мы следим за ней, и тем самым помогаем этому самому органу.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *