Экологическая экспертиза оборудования

Виды экспертизы: экологическая, экономическая, судебно-правовая. Их цели и основное значение

Введение

  1. Экологическая экспертиза
  2. Экономическая экспертиза
  3. Судебно-правовая экспертиза

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность работы обусловлена значением экспертизы в товароведении, т.к. экспертиза – это исследование каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний, с представлением мотивированного заключения. Проведение экспертизы поручается экспертам. Экспертами могут быть опытные специалисты, ученые, которые владеют специальными профессиональными знаниями, необходимыми для решения вопросов, связанных с идентификацией и фальсификацией товаров. Эксперты должны хорошо знать исследуемые группы товаров, иметь опыт работы по оценке их качества.

Критерии, используемые при анализе и оценке потребительских свойств товаров, подразделяются на общие и конкретные. Общие критерии – это сложившиеся в обществе ценностные нормы и представления, руководствуясь которыми эксперты судят о потребительской ценности товара. Конкретные критерии – это реальные требования к качеству товаров данного вида, зафиксированные в отечественных или зарубежных нормативно-технических документах, а также совокупность базовых значений показателей, характеризующих качество планируемой или проектируемой продукции, реально существующих изделий, выпускаемых в стране или за рубежом и т.д.

Методы проведения экспертизы потребительских свойств товаров могут быть сгруппированы с учетом различных оснований. Для классификации методов выбрано два основания.

Объектом работы является экспертиза товаров.

Предметом – особенности экологической, экономической и судебно-правовой экспертизы.

Целью реферата является исследование сущности экологической, экономической и судебно-правовой экспертизы.

1. Экологическая экспертиза

Главной задачей экологической экспертизы является недопущение производства и ввоза в Россию экологически опасной, не утилизируемой продукции (потребительских товаров). Экологические свойства товаров, это воздействие товара на человека и окружающую среду в процессе потребления. При этом учитывается не только непосредственное потребление, но и все сопутствующие ему операции (хранение, транспортировка, разгрузка, погрузка и др.).

Экологическая экспертиза товаров представляет собой вид экспертной деятельности, который направлен на установление соответствия классификационных свойств товаров установленным требованиям экологической безопасности. Экологическая экспертиза товаров проводится в целях предотвращения негативных экологических последствий, которые могут быть связаны с эксплуатацией или потреблением того или иного товара. Экологическая экспертиза товаров осуществляется перед применением тех или иных товаров на предмет определения возможности загрязнения окружающей среды, негативного воздействия на здоровье человека, разрушения экосистем, нанесения вреда фауне и флоре.

Экологическая экспертиза товаров представляется одним из основополагающих мероприятий, направленных на повышение уровня и качества жизнедеятельности человека. На современном этапе развития потребительского общества экологическая экспертиза товаров позволяет контролировать экологическую безопасность товаров народного потребления, в том числе и товаров, предназначенных для питания. В этом ракурсе, экологическая экспертиза товаров играет важную функциональную роль в сфере регулирования как экологической защищенности и безопасности общества, так и экологической защиты окружающей среды.

Экологическая экспертиза товаров представляет собой эффективный рычаг управления, позволяющий координировать действия, связанные с эксплуатацией окружающей среды. Экологическая экспертиза товаров при проведении исследования основополагающих свойств товаров предполагает использование различных методов и оборудования, которые позволяют идентифицировать и оценивать параметры экологической безопасности товаров. Экологическая экспертиза товаров находит широкое практическое применение как при реализации таможенного контроля ввозимых из-за рубежа товаров, так при организации мониторинговых и контролирующих мероприятий на производстве, сфере продажи и потребления. Экологическая экспертиза товаров предполагает предоставление объективных оценочных суждений, которые основаны на выявленных в ходе исследования характеристиках товаров, качественные и количественные показатели которых проходят сравнение с установленными стандартами, нормами и техническими условиями.

Таким образом, экологическая экспертиза товаров позволяет получить максимально полную и объективную картину экологической опасности или безопасности товара. Необходимо заметить, что экологическая экспертиза товаров, как и другие виды экспертной деятельности, должна базироваться на принципах компетентности и научного подхода. По результатам экологической экспертизы товаров составляется экспертное заключение, в котором дается характеристика товара на предмет его экологической безопасности, а также содержится информация относительно результатов исследования по основным показателям. В экспертном заключении также могут даваться рекомендации относительно улучшения потребительских свойств товара, которые характеризуют его как экологически безопасный для человека и окружающей среды. Экологическая экспертиза товаров проводится на основании поставленных перед экспертом целей и задач, на базе целесообразности и необходимости проведения. Целью данного вида экспертизы является определение последствий и прогнозирование негативного воздействия обнаруженных в ходе экспертного исследования свойств товаров, а также возможности экологического загрязнения.

2. Экономическая экспертиза

Экономическая экспертиза состоит в исследовании экспертом на основе специальных знаний в области экономики с целью установления фактического состояния и обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного решения дела, возникшего в процессе правоотношений.

Экономическая экспертиза основывается на исследованиях, проведенных с помощью ФСА, ABC и других методов анализа, для раскрытия причинных связей, обусловивших конфликтные ситуации в хозяйственных операциях и процессах как по выпуску товарной продукции, ее качеству, так и по вопросам экономической деятельности фирмы-производителя.

Экономическая экспертиза объединена общностью наук экономического профиля и назначается при расследовании дел, связанных с нарушениями налогового законодательства, мошенничеством, хищением, хозяйственными преступлениями.

Экономическая экспертиза затрагивает широкий круг вопросов и специалист в этой области должен быть экспертом в таких областях знаний, как налогообложение, бухгалтерский учет, валютный контроль и валютное регулирование, банковское и страховое дело, ценные бумаги и экономика труда. Общий анализ финансово-экономической деятельности затрагивает в различной степени все перечисленные сферы хозяйственной деятельности.

Судебно-экономическая экспертиза — особый класс экспертных исследований, объединенных общностью знаний различных наук экономического профиля, трансформируемых для нужд правосудия.

Специфические особенности судебно-экономической экспертизы определяются тем, что объектами экспертного исследования являются документальные данные — носители экономической информации. Как объект познавательной деятельности эксперта-экономиста, данная информация предстает перед исследователем в виде системы различных логических признаков и экономических параметров. Исследуемые экспертом-экономистом явления и ситуации выражаются системой экономических категорий, понятий, специальных терминов, формул функциональной зависимости, относительных и абсолютных величин, графических и табличных построений.

Основываясь на специальных познаниях, эксперты-экономисты могут установить и оценить признаки искажений экономической информации, определить и количественно измерить возникшие в результате этого негативные экономические явления и ситуации, выявить степень их влияния на конечные результаты (показатели) хозяйственной деятельности.

По предмету и применяемым специальным методикам различают три рода судебно-экономических экспертиз: судебно-бухгалтерские, финансово-экономические и инженерно-экономические. Каждый из родов экономических экспертиз подразделяется на виды в зависимости от характера исследуемой экономической информации и методов, посредством которых производятся обнаружение и анализ признаков ее искажения.

Так, в судебно-бухгалтерской экспертизе выделяют экспертизу счетных записей бухгалтерского учета и экспертизу “черновых записей” учетного характера; в финансово-экономической экспертизе — экспертизу финансового состояния и платежеспособности предприятия (организации) и экспертизу расчетных операций, связанных с образованием, распределением и использованием дохода и денежных фондов предприятия; в инженерно-экономической экспертизе — экспертизу экономической эффективности производственной деятельности и экспертизу ее показателей. Виды экономических экспертиз в свою очередь подразделяются на подвиды в зависимости от специфики исследуемых объектов.

Каждая из судебно-экономических экспертиз занимается исследованием своих аспектов, соответствующих ее предмету, но основная цель —выявление признаков искажения экономических показателей, поскольку необходимость проведения экономических исследований возникает при подозрении на недостоверность отражения результатов хозяйственной деятельности, т.е. в случаях, когда имеются данные или хотя бы предположения, что подготовка, совершение либо сокрытие преступления (правонарушения) связаны с экономической дезинформацией.

Исследование информационных “следов” экономического правонарушения (признаков интеллектуального подлога в экономической информации) происходит на основе анализа той или иной системы цифровых данных —экономических параметров, отраженных в разного рода документации.

Логические признаки объектов, возникающие путем внесения в документы системы критериев, искаженно характеризующей хозяйственные явления или экономические ситуации, — средство познания фактов, составляющих предмет экспертизы. Исследование логических “следов”, оставленных в результате интеллектуального подлога в самой информации (в системе показателей, характеризующих хозяйственные факт, явление, ситуацию), составляет сущность судебно-экономической экспертизы. В то же время экспертному анализу подвергаются и сами элементы исследуемой информационной системы, их функциональные признаки, взаимосвязи и закономерные зависимости. Анализ последних очень важен, поскольку раскрытие и расследование экономических преступлений значительно затруднено из-за их “невидимого” характера. Многие данные, которые могут иметь существенное значение для установления истины по таким делам, рассредоточены в многочисленных документах, и выявить их часто невозможно без глубокого анализа взаимосвязей и зависимостей элементов изучаемой информационной системы.

Круг задач, разрешаемых судебно-экономической экспертизой, широк и имеет своей целью помочь следствию и суду выявить факты и обстоятельства намеренного искажения экономической информации.

Важной теоретической предпосылкой, послужившей основанием для решения таких задач, раскрывающих причастность лица к совершению экономического преступления, является положение о том, что объекты судебно-экономической экспертизы представляют собой сложные информационные системы, содержащие смысловой и структурные аспекты, неизбежно подвергающиеся деструктивным изменениям под воздействием преступления.

Отсюда одним из основных способов экспертного исследования является моделирование, т.е. исследование экономических явлений и процессов и отражающих их систем счетных записей и показателей путем построения и изучения их моделей.

На идее моделирования базируются, по существу, все экономические исследования в связи с тем, что, будучи методом опосредствованного познания, именно оно позволяет глубже и лучше осмыслить изучаемые закономерности эксперту-экономисту, всегда работающему лишь с идеальными образами — мысленными конструкциями, имитирующими экономические процессы, т.е. с информационными моделями, раскрывающими свою содержательную сторону различного рода знаковыми, абстрактными записями — числовыми величинами, балансовыми уравнениями, обобщениями, множествами, графоаналитическими и другими математическими моделями и символами.

Использование моделей не только позволяет наглядно продемонстрировать процесс образования (исчезновения) связей между исследуемыми величинами (записями), выразить существенные аналитические зависимости, объяснить происхождение и закономерную связь искомых фактов (искажений) и их существо, но и экономит время проведения экспертизы, а также обеспечивает эксперту возможность мысленного экспериментирования, что немаловажно в судебной экспертизе.

Поскольку изучение абстрактных объектов всегда основывается на представлении их в виде определенных систем, важным принципом экспертно-экономического исследования стал системный подход, базирующийся на применении метода декомпозиции (расчленении) показателей и записей и их системно-структурном анализе, трансформированном в систему информационно-аналитических методов, позволяющих поэтапно (по информационным уровням (потокам) и по процедурам обработки информации) углубленно провести исследование представленных на экспертизу данных со всеми их взаимосвязями и простейшими составляющими. Это позволяет эксперту-экономисту однозначно и с полным обоснованием представить следователю (суду) совокупность фактов, ведущих к разгадке содержания экономического преступления и механизма его сокрытия. В силу сложившейся практики в судебно-бухгалтерской экспертизе длительное время господствовал метод количественных измерений, предполагавший получение результатов экспертизы чисто механическим арифметическим путем, без серьезной аналитической обработки учетных данных, без специальной интерпретации и расшифровки учетной картины (экономической ситуации). Такой “измерительный” профиль экспертизы, сводивший ее к элементарным подсчетам интересующих следствие сумм, не мог обеспечить установление обстоятельств, адекватных запросам правосудия, поскольку при количественном исследовании принимаются во внимание лишь итоговые результаты учетной работы, сам же процесс ее и все многообразие качественных особенностей деятельности учетного работника, качественная сторона отклонений в экономической информации остаются вне поля зрения, в то время как именно эти данные дают правосудию возможность судить об отношении лица к преступлению и его вине, отражающейся в образе действий.

Разработка и использование в экспертной практике комплекса информационно-аналитических методов позволили переориентировать экспертизу на качественный анализ отклонений (аномалий) в документальных данных, на раскрытие механизма их образования и влияния на показатели хозяйственной деятельности. Данное обстоятельство представляется достаточно важным. Как свидетельствует следственная практика, преступления в сфере экономики совершаются в настоящее время способами, когда количественный подсчет данных бухгалтерского учета не имеет, по-видимому, большого практического значения в решении криминалистических задач, осложненных участием в преступлении не одного человека, а организованной группы профессионально владеющих экономическими знаниями лиц. Оперировать созданными ими в бухгалтерском учете фальшивыми величинами и вытекающей из них ложной информацией значит вводить правосудие в заблуждение. Чтобы избежать этого, в экономических экспертизах используют качественный логико-информационный анализ документальных данных на основе широкого круга методов и приемов: построение экономико-информационных моделей и сравнение их с эталонными, диагностический анализ дефектов в функционировании исследуемых систем, сравнение и информационная увязка показателей (счетных записей), группировки, приведение показателей к сравнимости, детализация показателей (записей), цепные подстановки, балансовые сопоставления, процентные соотношения, корреляционный, факторный (альтернативный) и регрессионный анализы, ряды динамики, информационно-нормативный анализ, табличные построения, блок-схемы и т.д.

При недостаточности информации используется метод реконструкции с применением нормативных правил и утвержденных формул расчета показателей.

Проводимый экспертом детальный анализ признаков искажения экономической информации во взаимосвязи с конкретными способами совершения преступления, этапами учетной работы, приемами формирования экономической информации и обстоятельствами, обусловленными криминогенными факторами экономики, позволяет выявлять факты, непосредственно связанные с исследованием механизма совершения экономических преступлений и установлением возможных соучастников деяния.

Для решения поставленных вопросов эксперту-экономисту недостаточно информации, извлекаемой из документов и других материалов дела. Каждый раз эксперт использует еще и априорные сведения в виде требований, предусмотренных специальными правилами и нормативами, т.е. оценивает информацию с точки зрения ее специального смысла, сопоставляя факты с различными требованиями правил. В то же время важно не только выявить отступление от правил и возникшие в результате этого негативные явления, но и проанализировать связи и закономерности, определяющие экономический смысл допущенных отклонений. Никакие учетные данные и даже их совокупность не обеспечат достаточной информативности для решения экспертных задач, если останется без внимания все то, что влияет на эти данные, и какие реальные экономические явления скрыты за ними. При этом эксперт изучает те закономерные особенности(свойства) экономических показателей(записей), которые определяют решение экспертной задачи. Эти особенности обусловливают содержание познавательных операций и систему методов, используемых на уровне абстрактно-логических путей исследования.

Направление поиска источников искомой информации (признаков искажения исследуемых данных), способы их дешифровки (исследование их экономической сущности) в целях извлечения скрытой в них информации, методы анализа полученных результатов обусловлены механизмом образования аномалий, способом искажения документированных записей и величин. Основной путь судебно-экономического исследования — от моделирования механизма атипичного формирования и способа искажения экономической информации к методам ее анализа.

Моделирование механизма и способа искажения исследуемой информации осуществляется путем представления их в виде гипотетической структуры (метод экспертных гипотез), из которой как из большей посылки выводятся путем дедукции потенциальные источники информации (признаки искажения исследуемых данных) и соответствующие им методы обнаружения и исследования фактических данных.

Дедуктивный путь исследования, идущий от общей экспертной гипотезы о способе и механизме искажения экономической информации через их признаки к методам исследования представленных эксперту данных, характеризует сущность судебно-экономического анализа. В неразрывной связи с ним используется индуктивный метод исследования, в основе которого лежит анализ зависимости (связей, отношений) между искажением (завышением, занижением) учетных, отчетных или расчетных величин и допущенными отступлениями от правил их формирования.

Индуктивный метод, базирующийся на накопленном индивидуальном и коллективном опыте экспертной работы, предполагает обязательное использование в его структуре различных приемов экспериментальной индукции, так как исследуемые экспертом-экономистом способы искажения документальных данных предопределены схемой преступления и действиями лиц, формировавших экономическую информацию. Различные модификации методов экспериментальной индукции используются экспертами как на первоначальных этапах решения экспертных задач (при уяснении экспертной задачи, построении гипотезы), так и при проведении диагностических исследований, а также при оценке полученных результатов.

Научную и методическую основу любой судебно-экономической экспертизы составляют не только отдельные специальные экономические науки (бухгалтерский учет, финансы и кредит, экономика труда и т. д.), цели и задачи которых далеко не тождественны задачам судебно-экономической экспертизы, но и комплекс знаний из различных специализированных межотраслевых экономических, а также других наук, интегрированных и трансформированных в целях изучения “нереальной экономики”.

Однако эффективность экономических исследований зависит не только от комплекса разработанных методов и знаний, но и во многом определяется уровнем работы следователя (суда) по подготовке нужных для экспертизы материалов. Назначая экспертизу, важно сообщить эксперту все данные, относящиеся к событию, подготовке или сокрытию которого служило использование искаженной экономической информации, а также определить и отобрать круг документов и иных материалов дела, относящихся к предмету назначенной экспертизы. Для этого в первую очередь необходимо учитывать некоторые особенности подготовки и проведения отдельных родов судебно-экономической экспертизы.

3. Судебно-правовая экспертиза

Задачей судебно-правовой экспертизы является укрепление законности и правопорядка в демократическом государстве. Судебно-правовая экспертиза — это исследование, проводимое экспертом в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, для установления по материалам уголовного или гражданского дела фактических данных и обстоятельств.

Судебно-правовая экспертиза – это исследование, проводимое экспертом в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством для установления по материалам уголовного и гражданского дела фактических данных и обстоятельств.

Судебно-правовая экспертиза в области потребительских свойств товара применяется в уголовном процессе, как на предварительном следствии, так и во время разбирательства дела в суде.
Экспертиза в области сертификации осуществляется по целому ряду направлений деятельности (сертификация продукции, услуг производств, систем качества и т.д.) в системе ГОСТ Р.

Основанием классификации видов экспертизы могут служить различия, определяемые спецификой объекта экспертизы на различных этапах жизненного цикла продукции: на стадиях разработки (проектирование, техническое задание, проект, опытный образец), изготовления (промышленный образец, серийно выпускаемое изделие), обращения и эксплуатации (средство труда, предмет потребления).

Заключение

В процессе исследования было выяснено, что экологическая экспертиза товара осуществляется с целью оценки показателей, характеризующих свойства продукции оказывать влияние на человека (безопасность) и окружающую среду (экологичность) в процессе потребления (эксплуатации).
Экологическая экспертиза товара предусматривает применение совокупности методов анализа, с помощью которых оценивается содержание вредных примесей, выделяемых изделиями в окружающую среду при хранении, транспортировании и потреблении. При проведении экологической экспертизы необходимо исходить из норм, регламентируемых стандартами и другими нормативными документами, а также правилами Европейского сообщества, ИСО и других организаций, занимающихся разработкой методологии охраны окружающей среды и практикой ее применения и реализации.

Экологическая экспертиза помогает отобрать лучшие решения и своевременно внести необходимые изменения, направленные на улучшение потребительских свойств товаров.

Экономическая экспертиза проводится экспертом в области экономики с целью установления фактического состояния дел и обстоятельств для правильного решения вопроса, возникающего а процессе правоотношений.
С помощью экономической экспертизы определяют общую сумму приписок к выполненным заданиям по выпуску товарной продукции на предприятии и в его подразделениях.

Она используется при расследовании дел о фальсификации товаров, выполнении планов производства товарной продукции по ее видам, количеству и качеству, ее сохранности при транспортировании потребителю, а также при реализации и определении себестоимости.
Судебно-правовая экспертиза – это исследование, проводимое экспертом в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством для установления по материалам уголовного и гражданского дела фактических данных и обстоятельств.

Судебно-правовая экспертиза в области потребительских свойств товара применяется в уголовном процессе, как на предварительном следствии, так и во время разбирательства дела в суде.

Список использованных источников

Экологическая экспертиза: виды, цели и этапы процедуры

Сегодня во всем мире большое внимание уделяется экологии и соблюдению природоохранных норм. Любая человеческая деятельность должна оказывать минимальное воздействие на окружающую среду, и сейчас это ни у кого не вызывает сомнений. Для определения степени воздействия существует экологическая экспертиза – комплекс мер, призванных подтвердить безопасность объектов и производственных процессов.

Понятие, цели и виды экологической экспертизы

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» определяет это понятие так: » Экологическая экспертиза – установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду».

В нашей стране осуществляются государственная, общественная, ведомственная, научная и коммерческая экологическая экспертиза.

    • Государственная

Ее проведение обязательно для всех строительных объектов. Она осуществляется экспертной комиссией, которая формируется федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы (Росприроднадзором) в установленном законодательством порядке.

    • Общественная

Общественная экспертиза вовлекает всех заинтересованных лиц в процесс принятия экологически значимых решений. Она проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также органов местного самоуправления. Экспертиза осуществляется в отношении объектов государственной экологической экспертизы за исключением тех, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и другую охраняемую законом тайну.

    • Ведомственная

Ведомственная экологическая экспертиза зачастую имеет технологическую направленность, она доказывает экологическую безопасность проекта, в котором заинтересовано какое-либо ведомство. В числе других материалов заключение ведомственной экспертизы поступает на рассмотрение государственной экологической экспертизы.

    • Научная

Научная экологическая экспертиза проводится для того, чтобы проверить определенные научные факты. Она не имеет строго регламентированных Законом положений.

    • Коммерческая

Коммерческая экологическая экспертиза, как и научная, законодательством не регулируется и проводится добровольно для того, чтобы узнать, насколько безопасен тот или иной объект для людей и природы. Коммерческая экспертиза – весьма востребованная услуга, которую оказывают специализированные компании. На этом виде экспертизы мы остановимся подробнее.

Объекты и заказчики добровольной экологической экспертизы

Кому, когда и зачем может потребоваться коммерческая экологическая экспертиза? На практике большинство заказчиков – владельцы недвижимости, которые хотят быть уверенными в том, что жить и работать в здании безопасно. Это не пустое любопытство – случаи, когда в квартирах, офисных помещениях, частных домах или на дачных участках обнаруживались следы опасных химических веществ, болезнетворные бактерии, повышенные радиационный фон и электромагнитное излучение, совсем не редкость.

Какие объекты можно проверить на чистоту и безопасность?

  • квартиры;
  • загородные дома;
  • земельные участки;
  • офисные помещения;
  • производственные помещения и линии;
  • автомобили.

Существует немало ситуаций, в которых желательно проведение экологической экспертизы. Например, перед покупкой или продажей недвижимости или земельного участка. Особенно это актуально для тех, кто покупает жилую недвижимость. Так, нередки случаи, когда из-за использования низкокачественных строительных и отделочных материалов уровень токсинов в новостройках превышает нормы, жилье на вторичном рынке заражено плесневым грибком, а земельные участки обладают повышенным радиационным фоном. Владельцы недвижимости, особенно жилой, заказывают экспертизу при появлении неприятного запаха в квартире или доме, при обострении аллергических реакций, а также перед подготовкой апартаментов к появлению детей.

Проведение экологических исследований также рекомендовано застройщикам перед постройкой домов (экспертиза земельных участков), владельцам предприятий фармацевтической и медицинской отрасли, компаниям, собирающимся организовать на участке пляж, санаторий, курортное или лечебное учреждение, арендаторам лесонасаждений, владельцам земельных участков, на которых расположены водоемы и пастбища, владельцам зданий, предназначенных для организации детских учреждений.

Анализируемые показатели

Экологическая экспертиза – сложный комплекс мероприятий, который включает в себя лабораторные анализы и измерения с помощью высокоточных приборов. В ней принимают участие разные специалисты – биологи и химики, физики и экологи. Проверке подлежат как управляемые (чистота воды и почвы, наличие токсинов), так и неуправляемые (эрозия почв, радиационное загрязнение) факторы.

Все анализируемые показатели можно разделить на три группы.

  • Физические . Выявляются уровень радиации, шума, вибрации, электромагнитных излучений, степень освещения и особенности микроклимата.
  • Химические . При помощи лабораторных анализов специалисты определяют наличие химических загрязнений (например, наличие ртути, тяжелых металлов, фенола, формальдегида, аммиака). Проверяется также вода, которая может быть загрязнена нефтепродуктами, иметь повышенный уровень солей, железа, хлора и марганца.
  • Микробиологические . Микробиологи проверяют наличие в воздухе и воде болезнетворных бактерий, спор плесени и других биологических загрязнений.

Кстати Мало кто знает, что самые обычные объекты могут быть потенциально опасны для здоровья. В эту «группу риска» входит антикварная мебель и новые предметы обстановки, включая ковры и ковровые покрытия, а также изделия из мрамора.

Порядок проведения экологической экспертизы на примере оценки недвижимости

Поскольку чаще всего экологическую экспертизу заказывают владельцы и покупатели недвижимости, мы остановимся на процессе предпродажной проверки жилых и офисных помещений подробнее.

Экологическая экспертиза квартиры

Стандартное исследование квартиры включает в себя измерение электромагнитных полей промышленных частот, источниками которых могут быть бытовые приборы, неправильно проведенная электропроводка, близлежащие трансформаторные подстанции и другие объекты, химико-газовый и микробиологический анализ воздуха, замеры уровня шума и радиационного фона.

Экологическая экспертиза дома

Как правило, экологическая экспертиза коттеджа включает в себя те же анализы и замеры, что и экспертиза квартиры, плюс анализ воды на химические и бактериологические показатели и измерение ЭРОА радона – радиоактивного газа, часто скапливающегося в подвальных помещениях и проникающего туда из разломов земной коры.

Экологическая экспертиза офиса

При обследовании офиса обычно замеряются электромагнитные излучения низкой частоты, источниками которого являются компьютеры, электропроводка, сервера и оргтехника, проводится химико-газовый анализ воздуха на наиболее типичные загрязнители, поступающие с уличным воздухом, через системы воздуховодов, выделяющиеся в результате работы оргтехники, осуществляются замер уровня радиации и микробиологический анализ воздуха.

Производственный контроль

Производственный контроль – это контроль исполнения юридическими лицами в ходе хозяйственной деятельности санитарных правил и гигиенических нормативов. Эта процедура проводится согласно санитарным правилам СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Помимо лабораторных тестов и инструментальных замеров он включает в себя контроль:

  • наличия сертификатов;
  • санитарно-эпидемиологических заключений;
  • личных медицинских книжек сотрудников;
  • обоснований безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологий ее производства;
  • ведения отчетности, установленной законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;
  • информирования населения и органов местного самоуправления об аварийных ситуациях.

Большинство компаний, специализирующихся на экологической экспертизе, предлагает клиентам стандартные пакеты услуг для разных ситуаций и объектов, но при желании всегда можно заказать дополнительные исследования. Однако следует понимать, что это увеличит и стоимость, и сроки проведения экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза проектов технической документации на новые технику, технологию и вещества

Как известно, экологическая экспертиза — это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 07.06.2013; далее — Федеральный закон № 174-ФЗ) к объектам государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ) федерального уровня в том числе относятся проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду (далее — проекты техдокументации на новые технику, технологию, вещества).

Данные проекты изначально входили в состав объектов ГЭЭ федерального уровня в соответствии с Федеральным законом № 174-ФЗ, однако действовавшие в разные годы надзорные органы далеко не всегда требовали соблюдения этого требования. При этом официальные термины «новая техника», «новая технология» и «новые вещества» в актах природоохранного и природоресурсного законодательства отсутствуют. Из контекста норм экологического права также нельзя определить юридическое содержание рассматриваемых терминов, что, вероятно, исходит из убежденности законодателя во всеобщем и однозначном понимании этих общераспространенных понятий.

Особенности экологического обоснования техники, технологии, материалов отражены в Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.12.1995 № 539 (далее — Инструкция), которая содержит экологические требования к документации различного назначения, включая техническую. Хотя этот приказ не зарегистрирован в Минюсте России, не был официально опубликован и может применяться лишь в части, не противоречащей действующему законодательству, его положения помогают разобраться в содержании работ по подготовке к ГЭЭ проектов техдокументации на новые технику, технологию, вещества.

К сведению. Согласно п. 7.1 Инструкции экологическое обоснование техники, технологии, материалов подготавливается при сертификации и разработке проектной документации с целью определения характера и уровня воздействия на окружающую среду применяемых техники и технологии, а также используемых в производстве материалов и веществ, на которые отсутствуют ГОСТ.

При обосновании технологических решений указываются:

  • ресурсоемкость и ресурсосберегаемость технологий;
  • технические показатели, характеризующие уровень воздействия на окружающую природную среду продукции, применяемых материалов: данные по материальному и энергетическому балансу технологического процесса «потребление — отходы» с указанием видов отходов (газообразные, жидкие, твердые), их массы (объема);
  • принципы и схемы технологических процессов, систем очистки выбросов и сбросов, расчетные и экспериментальные характеристики источников сбросов и выбросов (объемы, концентрации, температуры, скорости прохождения смесей и т.д.), характеристики удельных выбросов и сбросов (в сравнении указанных характеристик с аналогичными технологиями на других объектах);
  • данные о соответствии технологий существующим требованиям малоотходности и безотходности конкретных технологических процессов;
  • данные об аварийности технологических схем и отдельных производств при использовании конкретных видов ресурсов (энергетических, природных) и материалов, их вероятности (с характеристиками прогнозируемых выбросов и сбросов при различных сценариях развития аварийных ситуаций);
  • оценка эффективности мероприятий по предупреждению аварийных ситуаций в конкретных природных условиях при применении рекомендуемых технологий;
  • оценка экологической безопасности ликвидации техники и предлагаемых технологий (при необходимости);
  • характеристика уровней шума, вибрации, электромагнитного и ионизирующего излучений, их соответствия предельно допустимым уровням;
  • удельные показатели потребления природных ресурсов на единицу выпускаемой продукции;
  • обоснованные выводы по способам утилизации или ликвидации продукции после отработки;
  • обоснованные выводы по оценке воздействия на окружающую среду применяемых технических средств и технологий, а также используемых материалов и получаемой продукции;
  • средства и методы контроля для оценки воздействия на окружающую среду технологий, планируемых к реализации.

Представляемые на ГЭЭ материалы по оценке экологической опасности используемой и производимой продукции согласно п. 7.4 Инструкции должны содержать сведения по реальной и потенциальной опасности использования продукции, включая:

  • сведения о токсикологической опасности примесей, образующихся в процессе производства новой продукции, а также опасности побочных продуктов, образующихся при эксплуатации продукции, их трансформации, разложении или взаимодействии с окружающей средой;
  • условия распределения и распространения токсичных примесей и побочных продуктов в районах (регионах) применения продукции (подвижность, миграция, стойкость, стабильность, время существования);
  • условия трансформации, распада (разложения) побочных продуктов в окружающей природной среде, продолжительность их трансформации;
  • контроль за распространением и обнаружением токсичных примесей в продукции и побочных продуктах (оценка современного уровня и предлагаемые меры);
  • негативные экологические последствия попадания токсичных примесей и побочных продуктов в окружающую природную среду, пищу, жилье, производственные помещения.

Некоторые указания для понимания словосочетаний «новая техника», «новая технология» и «новые вещества» как новых видов продукции в широком смысле имеются в нормативных актах других отраслей права и технических актах.

Словарь. Согласно п. 1.2.11 Р 50-605-80-93 «Система разработки и постановки продукции на производство. Термины и определения» новая продукция — это продукция, впервые изготовленная в стране, отличающаяся от выпускаемой улучшенными свойствами или характеристиками и получающая новое обозначение.

С позиций безопасности для человека и среды его обитания наиболее близки к правовым нормам в области охраны окружающей среды требования санитарного законодательства. Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 25.06.2012; далее — Федеральный закон № 52-ФЗ) производство, применение (использование) новых видов продукции (впервые разрабатываемых или внедряемых) осуществляются при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям. При этом в соответствии со ст. 43 данного Федерального закона впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и отдельные виды продукции, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации, подлежат государственной регистрации.

Указания на содержание понятий «новая продукция» и «новая технология» имеются в строительном законодательстве. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.1997 № 1636 «О Правилах подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве» Госстрой России Постановлением от 01.07.2002 № 76 утвердил Порядок подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве. В отношении новой продукции, ввозимой из-за рубежа или осваиваемой производством, в письме Госстроя России от 18.03.2003 № ЛБ-1617/9 «О порядке подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве» разъясняется следующее:

Извлечение

из письма Госстроя России от 18.03.2003 № ЛБ-1617/9

«О порядке подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве»

1. Новая продукция, впервые осваиваемая отечественным производством по зарубежным технологиям, подлежит проверке и подтверждению пригодности, если она отличается от продукции аналогичного назначения, отвечающей требованиям действующей нормативно-технической документации, по следующим показателям (в зависимости от вида продукции): назначение и область применения продукции, свойства и характеристики, подтвержденные результатами испытаний, химический состав материалов, данные, характеризующие безопасность для жизни и здоровья людей, их имущества, окружающей среды, надежность продукции и др.

2. Пригодность изготавливаемой за рубежом продукции для условий строительства и эксплуатации объектов на территории Российской Федерации должна устанавливаться, как правило, на основе проверки этой продукции. Возможность применения такой продукции в строительстве без проверки и подтверждения ее пригодности устанавливается по результатам экспертного заключения ФЦС.

3. Технические условия на новую продукцию в соответствии со СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» (пункт 7.12) должны проходить научно-техническую экспертизу в организациях, перечень которых определен Госстроем России. При проведении научно-технической экспертизы технических условий на новую продукцию необходимо учитывать, что технические требования, содержащиеся в них, должны подтверждаться результатами соответствующих испытаний.

Исходя из вышесказанного можно предположить, что под терминами «новая техника», «новая технология» и «новые вещества» подразумеваются техника, технология и вещества, которые являются новыми для Российской Федерации. По многим видам новой продукции (новым технологиям, новым веществам) и их последствиям для общества (в т.ч. с позиций безопасности) идут постоянные дискуссии. Применение в отечественной практике каких-либо технологий или веществ, которые оказывают или могут оказывать негативное воздействие на среду обитания человека или (в более широком смысле) на окружающую среду, без оценки их безопасности является по существу незаконным и не доказывает, что эти технологии и вещества перестали быть новыми для Российской Федерации с точки зрения их безопасности.

В общем случае отсутствие новизны техники, технологий, веществ (для обоснования отсутствия необходимости в проведении ГЭЭ) определяется исходя из наличия на них отечественных регламентов, стандартов, ТУ и возможности сертификации.

Разработчики, производители и импортеры новых техники, технологий, веществ для обоснования их безопасности (в т.ч. для окружающей среды) длительное время ограничивались получением санитарно-эпидемиологических заключений, однако в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 19.07.2011 № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании»» (в ред. от 29.12.2012) в Федеральный закон № 52-ФЗ, такие заключения теперь официально могут удостоверять соответствие или несоответствие санитарным правилам лишь факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, но не продукции и технологий. Поэтому прохождение ГЭЭ оказывается по сути единственным инструментом легализации новых техники, технологий, веществ, и требование Росприроднадзора об экологической экспертизе в случае отсутствия каких-либо документов, подтверждающих соответствие технологии определенным требованиям, представляется оправданным.

Согласно ст. 14 Федерального закона № 174-ФЗ в составе материалов, подлежащих ГЭЭ, должны быть положительные заключения и (или) документы согласований исполнительных органов государственной власти (их состав определяется характером воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду — Ростехнадзор, МЧС России и др.).

Онлайн школа английского языка нового поколения. Более 7 лет предоставляет обучение английскому языку по Skype (Скайп) и является лидером данного направления! Основные преимущества:

  • Вводный урок бесплатно;
  • Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных);
  • Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50);
  • Более 10 000 довольных клиентов.
  • Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем — от 600 рублей, с носителем языка — от 1500 рублей

Узнать детали

Экологическая экспертиза – оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, природные ресурсы и здоровье людей. То есть оценка хозяйственных и иных проектов на предмет их соответствия требованиям экологической безопасности и системе рационального природопользования. В России работы по экологической экспертизе основываются на Федеральном законе «Об экологической экспертизе» (1995 г.).

Объектами экологической экспертизы являются:

– проекты и технико-экономические обоснования (ТЭО) строительства и эксплуатации хозяйственных сооружений, а также действующие предприятия;

– нормативно-техническая документация на создание новой техники, технологий, материалов, а также на работающее оборудование;

– проекты нормативных и административных актов и действующее законодательство.

Субъектами экологической экспертизы являются:

– законодательные и исполнительные органы государственной власти, а также суды различных уровней;

– специализированные правительственные организации (комитеты, комиссии, министерства);

– специализированные неправительственные организации

(частные, общественные). Экологическая экспертиза основывается на ряде принципов:

1. Принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

2. Принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.

3. Принцип комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий.

4. Принцип независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы.

5. Принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу.

6. Принцип независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы.

7. Принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы.

8. Принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения.

9. Принцип ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Законодательство предусматривает два вида экологической экспертизы: государственную и общественную.

Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне государственную экологическую экспертизу проводит Министерство природных ресурсов РФ, на уровне субъектов РФ – Министерства природных ресурсов субъектов РФ (областей и краев) и их подразделения – Комитеты по охране окружающей среды (областные и краевые).

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией. В ее состав входят: руководитель, ответственный секретарь и эксперты. Результатом работы комиссии является заключение государственной экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от государственной экологической экспертизы. Экспертизе могут подвергаться те же объекты, за исключением объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну. Инициировать организацию и проведение общественной экологической экспертизы могут граждане, общественные организации (объединения) и органы местного самоуправления. Проводить общественную экспертизу могут общественные организации, в уставе которых оговорен данный вид деятельности. Заключение общественной экологической экспертизы, в отличие от государственной, носит рекомендательный характер.

Финансирование государственной экологической экспертизы осуществляется за счет средств заказчика, а общественной экологической экспертизы – за счет средств общественных организаций, общественных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, органов местного самоуправления. Расходы на экологическую экспертизу могут составлять в среднем 1% от общей стоимости предполагаемого проекта. Но эти затраты необходимы, поскольку они в несколько раз меньше тех, которые могут понадобиться для ликвидации экономического, экологического и социального ущербов, в результате ошибочных решений.

Предыдущие материалы: Следующие материалы:

  • Международное сотрудничество в области экологической безопасности. Международные объекты охраны природной среды
  • Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды
  • Концепции устойчивого развития человечества. Глобальные прогностические модели и концепции устойчивого развития
  • Экологизация сознания
  • Теоретические и методологические основы охраны природы и рационального использования ее ресурсов

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *