Экологические разработки

Содержание

Экологическое проектирование

Экологическое проектирование – это комплекс работ по подготовке и последующему согласованию в надзорных органах пакета экологической документации, необходимой для осуществления любой хозяйственной деятельности в соответствии с требованиями природоохранного законодательства РФ.
Ни одно предприятие, ни один строительный или любой другой объект, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, не имеют права вести свою деятельность без соответствующе разработанного и оформленного экологического проекта.
Наши квалифицированные специалисты разработают для вашего предприятия качественную проектную документацию.

  1. ОВОС (Оценка воздействия на окружающую среду) любого уровня сложности.

Состав и основные задачи проекта

Данный проект проводится на предпроектной стадии с целью обоснования инвестиций в строительство, учитывая возможные негативные воздействия на окружающую среду при строительстве/реконструкции объектов. Представляет собой оценку воздействия на окружающую среду, прогнозирование ее состояния при строительстве и последующей эксплуатации намеченного объекта, производится для создания благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

Разработка проекта ОВОС является обязательной для хозяйствующего субъекта для обоснования намечаемой хозяйственной или иной деятельности.

Этапы разработки проекта ОВОС

Первый этап:

1. Информирование и уведомление органов власти и общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности

  1. 2. Проведение предварительной оценки (информация о намечаемой хозяйственной и иной деятельности; о состоянии окружающей среды; о возможных значимых воздействиях на окружающую среду и мерах по уменьшению воздействия) и предварительной консультации для определения участников процесса (в т.ч. заинтересованной общественности)
  2. 3. Составление заказчиком технического задания (ТЗ) на проведение ОВОС

Второй этап:

  1. 1. Проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду в соответствии с ТЗ, включает:
    • — Учет альтернатив реализации, целей деятельности, способов их достижения
    • — Определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации
    • — Оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий
  2. 2. Ознакомление заинтересованной общественности с предварительным вариантом материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и представление своих замечаний

Третий этап:

  1. 1. Подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду .
  2. 2. Утверждение окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду и передача его для использования при подготовке обосновывающей документации
  3. 3. Предоставление окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду на государственную экологическую экспертизу, а также на общественную экологическую экспертизу (если таковая проводится).

Законодательная база
Проведение ОВОС для всех видов намечаемой хозяйственной или иной деятельности предусмотреноФедеральным законом от 23.11.95 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Процесс проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и подготовку соответствующих материалов регламентирует Приказ Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. N 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» .
Отсутствие проведения оценки воздействия на окружающую среду является нарушением законодательства Российской Федерации в области охраны природы и влечет для виновных лиц ответственность в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.

  1. ПМООС (Перечень мероприятий по охране окружающей среды).

Состав и основные задачи проекта
Разрабатывается в составе проектной документации для строительства/реконструкции зданий и сооружений и содержит комплекс мероприятий по сохранению экологической безопасности территории.
Является обязательным разделом проектов реконструкции или нового строительства. Документ содержит комплекс мероприятий по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности и технических решений по предупреждению негативного воздействия проектируемого объекта на окружающую среду, необходимых для реализации намечаемой деятельности, контроля хода строительства, а также для обеспечения экологически безопасной эксплуатации объекта.

Основной целью разработки раздела Проекта ПМООС является получение разрешения на строительство, реконструкцию или ликвидацию объекта органами Государственной экспертизы. Все работы по строительству, реконструкции, ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов могут осуществляться только по проектам, в составе которых имеется раздел ПМООС.
Этапы разработки проекта ПМООС

  • 1. выявление зоны воздействия деятельности объекта на окружающую среду;
  • 2. определение уровня воздействия объекта на окружающую среду при различных вариантах реализации проекта;
  • 3. мероприятия по предотвращению или снижению возможных неблагоприятных воздействий на среду по основным принимаемым решениям и оценка их эффективности и достаточности;
  • 4. мероприятия по организации мониторинга за состоянием окружающей природной среды.

После разработки раздел ПМООС в составе проектной документации сдается на государственную экспертизу или государственную экологическую экспертизу, по результатам которых выдается заключение.
Законодательная база
Разработка раздела ПМООС проводится согласно положениям Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и требованиям Постановления Правительства РФ от 16.02.2008г. «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
Не соблюдение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление проектирования, размещения, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов (Статья 34, п.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

  1. СЗЗ (Проект организации санитарно-защитной зоны)

Состав и основные задачи проекта

Проект, определяющий зону вокруг предприятия, вблизи которой не могут находиться жилые и селитебные зоны (зоны отдыха, детские сады и школы, лечебные учреждения и т.д.)

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — территория, ширина которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническим нормативом, а для предприятий I и II класса опасности — как до значений, установленных гигиеническим нормативом, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

Границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и /или физического воздействия, либо от границы промышленной площадки до ее внешней границы в заданном направлении.

Организация СЗЗ необходима, чтобы снизить уровень загрязнения атмосферы, уровень шума и другие негативные воздействия.

Проект СЗЗ обязаны разрабатывать предприятия, которые являются источниками химического, физического или биологического воздействия и которые относятся к объектам I—III классов опасности.

Этапы разработки проекта СЗЗ

Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены:

— размер и границы санитарно-защитной зоны;

— мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;

— функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.

Разработка проекта организации санитарно защитной зоны предполагает:

  1. Разработку материалов организации СЗЗ:

    • Определение расчетных показателей проекта СЗЗ

    • Определение фактических данных ( объемы выбросов, измерение уровня шума);

    • Обоснование предполагаемой границы СЗЗ

    • Определение размеров и границ санитарно-защитной зоны

  2. Оформление материалов Проекта СЗЗ в соответствии с действующими требованиями надзорных органов

  3. Согласование Проекта СЗЗ в уполномоченных государственных органах и получение Санитарно-эпидемиологического Заключения на Проект СЗЗ.

Законодательная база

Мероприятия, связанные с разработкой и утверждением положений проекта СЗЗ, регламентируются СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Срок действия проекта СЗЗ определяется сроком действия предприятия. Изменения в проект СЗЗ вносятся при внедрении новых проектов на смежных территориях.

  1. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

  2. Состав и основные задачи проекта

    Предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность, обязаны проводить инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документировать и хранить полученные сведения.

    Этапы разработки проекта по проведению инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

    а) подготовительный;

    б) проведение инвентаризационного обследования;

    в) обработка результатов обследования и оформление выходных материалов.

    На первом этапе составляются краткая характеристика предприятия, как источника загрязнения атмосферы, балансовые схемы и описания основных технологий. При этом должны быть определены выделяемые загрязняющие вещества и их источники.

    На втором этапе проводится обследование источников выделения и загрязнения атмосферы, эффективности пылегазоочистного оборудования, определяются их характеристики.

    На третьем этапе систематизируются результаты, анализируется заполнение бланков формы N 1-воздух, составляется перечень методик, используемых для определения концентраций, и расчетных методик определения выбросов загрязняющих веществ.

    Законодательная база

    Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ атмосферный воздух определяется в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Глава IV.

    Отсутствие инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу или предоставление недостоверных сведений влечет за собой административную ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

    Срок действия проекта

    Инвентаризация проводится один раз в пять лет. В случае реконструкции, изменения технологии, технологической схемы, производительности проводится уточнение/корректировка данных ранее проведенной инвентаризации.

    На объектах, вводимых в эксплуатацию, инвентаризация стационарных источников, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводится не позднее, чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию.

  3. Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ — это оценка уровня загрязнения атмосферы выбросами предприятия с целью определения количественного и качественного состава выбросов по ингредиентам.

  1. ПДВ (Предельно допустимые выбросы).

  2. Состав и основные задачи проекта

    Предельно допустимый выброс — норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.

    Проект ПДВ необходим для предприятий, имеющих источники выбросов в атмосферу (стоянка/гараж, обрабатывающее оборудование, котельная, АЗС, и т.д.).

    Проект (ПДВ) необходим для установления нормативов ПДВ, на основании которых определяется размер платежей за негативное воздействие на атмосферный воздух.

    Этапы разработки проекта ПДВ

    1. Инвентаризация всех источников выбросов объекта и выделяемых ими веществ

    2. Составление проекта ПДВ и согласование его в соответствующих государственных органах

    3. Получение разрешения на выброс вредных веществ в атмосферу

    Законодательная база

    Проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) разрабатывается во исполнение Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ, Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ.

    Несоблюдение экологических требований по проекту ПДВ при осуществлении хозяйственной и иной деятельности влечет за собой административную ответственность (наложение штрафа; приостановление деятельности) согласно Кодексу РФ по административным правонарушениям.

    Срок действия проекта

    Проект ПДВ разрабатывается сроком на 5 лет. Требует ежегодного проведения инструментальных замеров на определенных точках, указанных в графике контроля выбросов.

  1. ПНООЛР (Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение).

Состав и основные задачи проекта

Данный документ необходим для предприятий, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами: от мусора при уборке территории и пищевых отходов в кафе до опасных отходов производства.

Разработка проекта НООЛР обязательна для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.

Лимиты на размещение отходов устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории. Если лимит превышен, предприятию грозит штраф.

Основными задачами при разработке ПНООЛР являются:

  • определение (расчет) нормативов образования отходов;

  • определение (расчет), на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ), количества ежегодно образующихся отходов;

  • обоснование количества отходов, предлагаемых для использования и (или) обезвреживания;

  • обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения в конкретных объектах размещения отходов.

Этапы разработки проекта НООРЛ

  1. Сбор информации о предприятии (проведение инвентаризации) и сбор необходимых документов, требующихся для разработки проекта

  2. Разработка тома ПНООЛР

  3. Согласование в местных органах Роспотребнадзор

  4. Утверждение проекта НООЛР в Управлении Росприроднадзора и получение «Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» .

Законодательная база

Разработка ПНООЛР происходит в соответствии Приказом Ростехнадзора РФ № 703 от 19.11.07 и с приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 5 августа 2014 г. N 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» .

При отсутствии ПНООЛР хозяйствующий субъект несет ответственность (имущественную, дисциплинарную, административную или уголовную) в соответствии с законодательством Российской Федерации (КоАП).

Срок действия проекта

Срок действия проекта ПНООЛР и разрешения — 5 лет.

В некоторых регионах РФ срок действия проекта — 5 лет, а разрешение выдается на 1 год и каждый год продляется. Данную информацию можно узнать в согласующих органах (местных органах Росприроднадзора).

  1. НДС (Нормативы допустимых сбросов в водный объект)

Состав и основные задачи проекта

В проекте выполняется расчет допустимых сбросов загрязняющих веществ, поступающих в водный объект с производственными и сточными водами в результате хозяйственной и иной деятельности предприятий.

Проект НДС является обязательным для разработки предприятиям, которые осуществляют сброс сточных вод в водный объект. Кроме того, норматив допустимого сброса должен быть установлен для каждого загрязняющего вещества в каждом выпуске сточных вод и для предприятия в целом.

Этапы разработки проекта НДС

  1. Осуществление инвентаризации источников сбросов

  2. Разработка и оформление проекта НДС

  3. Согласование и утверждение проекта НДС в государственных органах.

Проект НДС по общему правилу должен содержать, в том числе:

— ситуационный план (карту-схему) местности с привязкой к территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для сброса сточных, в том числе дренажных вод с указанием сведений (географических координат и расстояния в километрах от устья (для водотоков) о местонахождении каждого выпуска сточных, в том числе дренажных вод;

— план территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием мест размещения очистных сооружений;

— данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные, в том числе дренажные воды;

— данные о составе очистных сооружений, эффективности очистки.

Законодательная база

Документами, определяющими проведение проекта НДС, являются Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ»Об охране окружающей среды»; Федеральный закон «Водный кодекс РФ» от 12.04.2006 г. № 74-ФЗ; постановление Правительства РФ № 469 от 23.07.2007 г. «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»; Постановление РФ № 881 от 30.12.2006 г. «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты».

Несоблюдение экологических требований по проекту НДС при осуществлении хозяйственной и иной деятельности влечет за собой ответственность согласно Кодексу РФ по административным правонарушениям.

Срок действия проекта

Срок действия Проекта нормативов допустимых сбросов и Разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект) при условии неизменности производственного процесса – 5 лет.

На основании согласованного Проекта нормативов допустимых сбросов выдается Разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект). Если лимиты на сбросы не установлены, то разрешение на сброс выдается на срок действия нормативов допустимых сбросов. В случае установления лимитов срок действия разрешения составляет один год.

Получить консультацию

Оставить заявку

Научно-производственная фирма «Эколог-проект» в Белгороде

Научно-производственная фирма «Эколог-проект»(Белгород) — специализированная организация, представляющая полный комплекс услуг в сфере природопользования и охраны окружающей среды. ООО НПФ «Эколог-проект» (Белгород) — ведущий разработчик экологической документации: ПМООС, ОВОС, проектов ПДВ, НДС, ПНООЛР, СЗЗ.

Свою историю научно-производственная фирма «Эколог-проект» отсчитывает с 2000 года. За годы работы НПФ «Эколог-проект» зарекомендовала себя надёжным партнером с безупречной репутацией, которому не страшны финансовые катаклизмы и потрясения рынка. Разработки проектной документации, выполненные фирмой НПФ»Эколог-проект», принесли ей заслуженное уважение клиентов на рынке как Белгорода и Белгородской области, так и России в целом. Деятельность фирмы открыта и прозрачна для контролирующих органов.

Партнёры ООО НПФ «Эколог-проект» — солидные коммерческие компании, крупные государственные и коммерческие предприятия и организации, а также предприятия малого и среднего бизнеса Белгорода и Белгородской области. Деятельность нашего коллектива направлена на подготовку нормативной природоохранной документации для строящихся, реконструируемых и действующих предприятий.

Услуги в сфере разработки проектной документации (проект по охране окружающей среды, проект ССЗ, ОВОС и другая документация) оказываются ООО НПФ «Эколог-проект»(Белгород) качественно и в кратчайшие сроки. Этому способствует наш многолетний опыт работы на этом рынке, наличие штата экспертов и специализированного программного обеспечения.

Документы, подготовленные фирмой НПФ «Эколог-проект»(Белгород), соответствуют всем нормам и требованиям законодательства по охране окружающей среды.

Если у вас возникла необходимость разработки проектной документации, расчетов — ООО НПФ «Эколог-проект»(Белгород) выполнит для вас:

  • Инженерно-экологические изыскания (ИЭИ) – комплексное изучение природных и техногенных условий территории, оценка современного экологического состояния, разработка прогноза возможных изменений природных (природно-технических) систем при строительстве, оценка экологической опасности и риска; разработка рекомендаций и (или) программы организации и проведения экологического мониторинга, отвечающего этапам (стадиям) предпроектных и проектных работ.
    ИЭИ выполняются для экологического обоснования строительства и иной хозяйственной деятельности с целью предотвращения, снижения или ликвидации неблагоприятных экологических, социальных, экономических и других последствий на стадии выбора земельного участка, подготовки градостроительной и/или проектной документации, а также в составе работ.
  • Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – выявления характера, интенсивности и степени опасности влияния любого вида планируемой хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения.
    Проведение ОВОС предусмотрено Федеральным законом «Об экологической экспертизе» для всех видов намечаемой хозяйственной или иной деятельности.
  • Экологическое сопровождение предпроектной стадии инвестиционно-строительного проекта, предпроектное обоснование инвестиций, градостроительное обоснование места размещения, разработка, согласование, экспертиза и утверждение места размещения объекта и оценки его воздействия на окружающую среду (ОВОС)
  • Перечень мероприятий по охране окружающей среды (ПМООС) – раздел в составе проектной документации строительства и/или реконструкции объектов различного назначения, а также линейных объектов. Требования к составу и содержанию ПМООС определены Постановлением Правительства Российской Федерации №87 от 16 февраля 2008 года.
  • Проект санитарно-защитной зоны – проект по обоснованию размера санитарно-защитной зоны объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье населения. В соответствии с действующим законодательством обоснование размера СЗЗ является обязательным в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объектов и сооружений.
  • Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ) – нормативы допустимого воздействия на атмосферный воздух, устанавливаемые в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и атмосферного воздуха для источников негативного воздействия на атмосферный воздух.
  • Нормативы допустимого воздействия на водные объекты (НДС) – нормативы, устанавливаемые в соответствии с Водным кодексом РФ и законодательством в области охраны окружающей среды.
  • Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) – проектная документация, обосновывающая нормативы образования отходов и лимитов на размещение отходов для предприятий и организаций.
  • Проект организации санитарно-защитной зоны (СЗЗ)
  • Отчеты 2ТП-воздух, 2ТП-отходы
  • Оказывает консультационные услуги

Дипломы и сертификаты

Благодарности

Расчет платы за загрязнение окружающей среды:

  • за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками;
  • за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками;
  • за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • за размещение отходов производства и потребления;
  • расчет плановых сумм ежемесячных платежей за ожидаемые выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от нестационарных источников;
  • расчет платежа за фактические выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от нестационарных источников.

ООО НПФ «Эколог-проект» (Белгород) поможет привести деятельность вашей компании в рамки, соответствующие всем необходимым требованиям в области охраны окружающей среды, что позволит вам значительно сократить платежи за загрязнение окружающей среды и оградит от возможных неблагоприятных последствий, санкций со стороны соответствующих государственных структур. Мы подготовим проект по охране окружающей среды любой сложности и направления (разработки проектной документации ПМООС, ОВОС, ПДВ, НДС, ПНООЛР, СЗЗ) для фирм и организаций любого типа в Белгороде.

Преимущества работы с фирмой «Эколог-проект»(Белгород):

Качественное исполнение проектной документации
Бесплатные консультационные услуги на всех этапах проектирования
Выезд специалистов по области бесплатно
Сжатые сроки исполнения проектной документации
Разумная и гибкая ценовая политика

Природоохранное проектирование

Ранее в законодательстве Республики Казахстан давалось определение природоохранному проектированию (например, Постановление Правительства Республики Казахстан от 8 октября 2003 года № 1039 «О некоторых вопросах лицензирования деятельности по природоохранному проектированию, нормированию и работам в области экологической экспертизы» (отменено)):

природоохранное проектирование — разработка всех видов планировочной, предплановой и проектной документации, иных материалов и документов либо их отдельных разделов и частей, касающихся охраны окружающей среды и природопользования, подлежащих обязательной государственной экологической экспертизе, в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об экологической экспертизе».

Однако в настоящее время ЗРК «Об экологической экспертизе», и указанное выше Постановление Правительства Республики Казахстан отменены, а в действующих документах определение понятию «природоохранное проектирование» не дается, хотя само понятие «природоохранное проектирование» часто встречается в законодательстве.

В данной статье я попытаюсь представить общую информацию об одном из разделов природоохранного проектирования, а именно — об оценке воздействия на окружающую среду (далее по тексту ОВОС), которая может быть полезна проектировщику.

Основным документом, регулирующим процесс ОВОС, является Кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года № 212-III «Экологический кодекс Республики Казахстан» (далее по тексту – Экологический кодекс РК), в котором ОВОС посвящена целая глава 6, которая так и называется «Оценка воздействия на окружающую среду». Приведу некоторые статьи из главы 6 Экологического кодекса РК и из других документов.

Статья 35 Экологического кодекса РК:

Оценка воздействия на окружающую среду — процедура, в рамках которой оцениваются возможные последствия хозяйственной и иной деятельности для окружающей среды и здоровья человека, разрабатываются меры по предотвращению неблагоприятных последствий (уничтожения, деградации, повреждения и истощения естественных экологических систем и природных ресурсов), оздоровлению окружающей среды с учетом требований экологического законодательства Республики Казахстан.

Статья 36 Экологического кодекса РК:

1. Оценка воздействия на окружающую среду является обязательной для любых видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду и здоровье населения.

2. Запрещаются разработка и реализация проектов хозяйственной и иной деятельности, влияющей на окружающую среду без оценки воздействия на нее. Результаты оценки воздействия являются неотъемлемой частью предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации.

3. Оценке воздействия на окружающую среду подлежит перспективная деятельность проектируемых объектов в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

4. Заказчик (инициатор) и разработчик проектов обязаны учитывать результаты проведенной оценки воздействия на окружающую среду и обеспечивать принятие такого варианта, который наносит наименьший вред окружающей среде и здоровью человека.

Согласно этой статье, практически для всего объема предпроектной и проектной документации требуется разработка ОВОС.

Статья 37 Экологического кодекса РК:

1. Оценка воздействия на окружающую среду осуществляется последовательно с учетом стадий градостроительного и строительного проектирования, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

2. Оценка воздействия на окружающую среду включает в себя следующие стадии:

1) предварительная оценка воздействия на окружающую среду, за исключением объектов IV категории (стадия 1);

2) оценка воздействия, выполняемая в целях полного и комплексного анализа возможных эффектов реализации проекта или дальнейшего осуществления хозяйственной и иной деятельности, обоснования альтернативных вариантов и разработки плана (программы) управления охраной окружающей среды, за исключением действующих объектов IV категории (стадия 2);

3) раздел «Охрана окружающей среды» в составе рабочего проекта, содержащий технические решения по предотвращению неблагоприятных воздействий на окружающую среду, за исключением объектов IV категории (стадия 3).

3. На стадиях 2 или 3 оценки воздействия на окружающую среду разрабатываются нормативы эмиссий в окружающую среду в соответствии с главой 4 настоящего Кодекса.

Более подробно о том, для какой предпроектной и проектной документации требуется та или иная стадия ОВОС, говориться в Инструкции по проведению оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду при разработке предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации», утвержденной Приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 28 июня 2007 года № 204-п (далее по тексту – Инструкция). Проанализировав эту Инструкцию, считаю для проектировщика интересным следующее:

7. В процессе разработки предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность в Республике Казахстан, процедура ОВОС проводится в порядке последовательных стадий, результаты которых предоставляются на рассмотрение государственной экологической экспертизы.

8. Форма разработки ОВОС, полнота проработки, объем используемых материалов, уровень и детальность экологических научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ зависят от стадии проектирования, а также масштабности и интенсивности воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на здоровье человека и окружающую среду.

Проанализировав текст инструкции, а также приложений к ней, предлагаю таблицу отнесения стадий ОВОС, согласно статье 37 Экологического кодекса РК, к конкретному типу градостроительной, предпроектной и проектной документации. По сути, моя таблица является симбиозом нескольких приложений к Инструкции.

Статья 38 Экологического кодекса РК:

1. Оценка воздействия на окружающую среду для I категории хозяйственной и иной деятельности в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса осуществляется физическими и юридическими лицами, получившими лицензию на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды.

2. Организацию и финансирование работ по оценке воздействия на окружающую среду обеспечивает заказчик (инициатор) планируемой деятельности.

3. Физические и юридические лица, осуществляющие разработку оценки воздействия на окружающую среду, несут ответственность перед заказчиком за достоверность, полноту и качество полученных результатов проведения оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с договором.

Заказчик несет ответственность за достоверность представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с законами Республики Казахстан.

4. Контроль за соблюдением требований экологического законодательства Республики Казахстан при выполнении процедуры оценки воздействия на окружающую среду осуществляет уполномоченный орган в области охраны окружающей среды.

Из п.1 данной статьи, а также из п.6 статьи 27 Закона Республики Казахстан от 11 января 2007 года № 214-III «О лицензировании», становится понятным, что лицензированию подлежит деятельность по природоохранному проектированию для I категории хозяйственной и иной деятельности. Т.е. деятельность по разработке ОВОС для хозяйственной деятельности II, III, IV категории не подлежит лицензированию, а, следовательно, ОВОС для такой деятельности, теоретически, может разрабатывать сам проектировщик.

Статья 39 Экологического кодекса РК:

1. В процессе оценки воздействия на окружающую среду подлежат учету:

1) прямые воздействия — воздействия, непосредственно оказываемые основными и сопутствующими видами планируемой деятельности в районе размещения объекта;

2) косвенные воздействия — воздействия на окружающую среду, которые вызываются опосредованными (вторичными) факторами, возникающими вследствие реализации проекта;

3) кумулятивные воздействия — воздействия, возникающие в результате постоянно возрастающих изменений, вызванных прошедшими, настоящими или обоснованно предсказуемыми действиями, сопровождающими реализацию проекта.

2. В процессе оценки воздействия на окружающую среду проводится оценка воздействия на:

1) атмосферный воздух, за исключением воздействия выбросов парниковых газов;

2) поверхностные и подземные воды;

3) поверхность дна водоемов;

4) ландшафты;

5) земельные ресурсы и почвенный покров;

6) растительный мир;

7) животный мир;

8) состояние экологических систем;

9) состояние здоровья населения;

10) социальную сферу (занятость населения, образование, транспортную инфраструктуру).

3. В процессе проведения оценки воздействия на окружающую среду подлежат учету отрицательные и положительные эффекты воздействия на окружающую среду и здоровье человека.

Статья 40 Экологического кодекса РК:

1. Хозяйственная и иная деятельность, для которой осуществляется оценка воздействия на окружающую среду, по значимости и полноте оценки разделяется на 4 категории — I, II, III, IV.

К I категории относятся виды деятельности, относящиеся к 1 и 2 классам опасности согласно санитарной классификации производственных объектов, а также разведка и добыча полезных ископаемых, кроме общераспространенных.

Ко II категории относятся виды деятельности, относящиеся к 3 классу опасности согласно санитарной классификации производственных объектов, а также добыча общераспространенных полезных ископаемых, все виды лесопользования и специального водопользования.

К III категории относятся виды деятельности, относящиеся к 4 классу опасности согласно санитарной классификации производственных объектов.

К IV категории относятся виды деятельности, относящиеся к 5 классу опасности согласно санитарной классификации производственных объектов, а также все виды использования объектов животного мира, за исключением любительского (спортивного) рыболовства и охоты.

1-1. Виды деятельности, не относящиеся к классам опасности согласно санитарной классификации производственных объектов, являются неклассифицируемыми.

2. Дифференцированные требования к проведению оценки воздействия на окружающую среду объектов разных категорий устанавливаются инструкцией по проведению оценки воздействия на окружающую среду.

Класс опасности определяется согласно Санитарным правилам «Санитарно-эпидемиологические требования по установлению санитарно-защитной зоны производственных объектов», утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 января 2012 года № 93.

Перечень общераспространенных полезных ископаемых представлен в «Перечне общераспространенных полезных ископаемых», утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 апреля 2011 года № 397.

11 экологических инициатив мировых мегаполисов

«Зеленое» такси, скидки и продукты в обмен на экологичное поведение, энергия из мусора и другие интересные инициативы крупнейших городов мира.

Осло: интеллектуальные фонари и энергия из отходов

Более десяти тысяч фонарей на улицах норвежской столицы объединены в систему, которая управляется центральным компьютером, учитывающим погодные условия и потребности клиентов близлежащих магазинов и кафе. Старые осветительные приборы в системе заменили на высокоэффективные натриевые лампы высокого давления.

Яркость конкретного фонаря можно регулировать по необходимости. Такие лампы проще в обслуживании, а система позволяет заранее узнать, когда прибор потребует замены. Таким образом, в Осло сокращается энергопотребление и выброс парниковых газов.

Кроме умного освещения, в Осло действует программа «Энергия из отходов». Она позволяет получать энергию для отопления более чем из 70% мусора при переработке. Например, на мусорных полигонах запрещено размещать биоразлагаемые отходы.

Они отправляются на биогазовый завод, где преобразуются в топливо для городских автобусов. Образующийся на полигонах метан по трубопроводу направляют на мусоросжигательные заводы, где он используется как добавочное топливо.

Нью-Йорк: пенопласт под запретом

Нью-Йорк стал самым большим городом США, в котором введен официальный запрет на упаковку из пенопласта. С 1 июля 2015 года стаканы, кружки, тарелки, пищевые контейнеры и гранулы, которые используются для упаковки вещей при пересылке, исчезнут из ресторанов, магазинов и предприятий города.

Об этом заявил мэр мегаполиса Билл де Блазио после заключения Департамента гигиены о том, что пенопласт не может быть переработан. Вторичного рынка для использования упаковки из пенопласта также не существует, а на ее разложение уйдут сотни лет.

Ежегодно в Нью-Йорке в мусор попадает около 30 тысяч тонн пенопласта. Запрет на такого вида упаковку уже действует в Сан-Франциско, Сиэтле и Портленде.

Гаага: эко-такси и умная система отопления зданий

В одном из крупнейших городов Нидерландов появился парк «зеленых» такси, который полностью состоит из электромобилей. Пассажиры могут остановить свободный электромобиль на улице города или оформить заказ по телефону. На «зеленом» такси можно не только совершать поездки по городу, но и заказать туристическую поездку по Гааге.

Например, для того чтобы посетить здание городской администрации, где круглый год поддерживается комфортная температура благодаря независимой системе отопления и кондиционирования с помощью подземных вод. Трубы расположены по всему периметру Сити-Холла, что позволяет прогревать помещение зимой и охлаждать летом.

Токио: эффективный водопровод и подземная парковка велосипедов

В столице Японии функционирует одна из самых эффективных систем водоснабжения и водоотвода в мире. В ее основе – самые современные методы контроля утечек, система интеллектуальной диагностики состояния водопровода и скоростной ремонт по принципу устранения проблемы в тот же день. В результате количество воды, которая безвозвратно терялась в городе, уменьшилось вдвое.

С недавнего времени в городе действует подземная антисейсмическая парковка для велосипедов. Система Eco-Cycle Underground Park управляется всего одно кнопкой: владелец набирает код и паркует велосипед за восемь секунд.

Такой способ хранения позволяет освободить велостоянки и улицы, а так же защитить велосипеды от кражи. Ширина парковки всего 7 метров, этого достаточно для размещения примерно 200 велосипедов.

Париж: футуристичный план озеленения и солнечные батареи на Эйфелевой башне

Проект по озеленению столицы Франции Smart City разработал бельгийский архитектор Винсент Каллебо в рамках плана Climate Energy. Уже к 2050 году Париж может стать экологически безопасным для жителей. Правда, пока иллюстрации архитектора напоминают скорее картины из научно-фантастического фильма.

Однако, Каллебо уверен, что реализовать проект можно без эстетических потерь для облика Парижа. В проекте заявлено использование технологий очистки дождевой воды, выработки света, пассивного охлаждения и отопления, генерации солнечной энергии, вертикальные сады из живых растений.

Пока масштабный проект находится в обсуждении, на смотровой площадке Эйфелевой башне уже установлены возобновляемые источники энергии – несколько небольших ветрогенераторов. В ближайшее время здесь появятся четыре солнечные батареи, в системе канализации будет использована дождевая вода, а для освещения башни установят светодиодные лампы.

Таким образом, авторы проекта по реконструкции – архитектурная студия Моатти-Ривьере – планируют не только приблизить башню к современным реалиям, но и уменьшить ее «углеродный след».

Лондон: энергия пешеходных дорожек

В Лондоне заброшенные линии метрополитена переоборудуют в подземные дорожки для велосипедистов и пешеходов. Проект, предложенный компанией Gensler, обезопасит дорожное движение и снизит количество пробок. Кроме того, разработчики проекта планируют использовать кинетическую энергию пешеходов – дорожки будут покрыты специальным материалом, аккумулирующим энергию шагов.

Гонконг: скидки за экологично чистое топливо

Правительство страны предложило морским судам, использующим порт Гонконга, перейти на экологически чистое топливо взамен на 50%-ное снижение сборов за портовое оборудование и маячных сборов. В Гонконге давно реализуется масштабная экологическая политика, в первую очередь, направленная на улучшение качества воздуха.

Снижение выбросов от морского судоходства считается одним из важных пунктов экопрограммы. Кроме того, в Гонконге запрещены автомобили с высоким уровнем вредных выбросов, а для их замены автовладельцам государство предложило специальные субсидии.

Сингапур: экологичная застройка в лизинг

Власти Сингапура запустили первый административный проект по экологической жилой застройке – город Пунгол. Дома защищены от избыточного тропического тепла благодаря белому цвету, правильному ориентиру по отношению к солнцу и «зеленым» крышам.

Дренажные системы собирают дождевую воду и используют ее для бытовых нужд, а солнечная энергия применяется для работы лифтов, гидронасосов и освещения.

Правительство страны поддерживает «зеленых» застройщиков и субсидирует проекты на старте. Это позволяет, например, брать солнечные панели в лизинг и возвращать инвестиции за счет продажи энергии потребителям.

Куритиба: мусор в обмен на еду

Население этого бразильского города достигло 2,7 миллиона человек, когда большая часть из них проживала в трущобах и не имела малейшего представления о том, что такое переработка отходов. Неудивительно, что мусор стал огромной проблемой для мегаполиса, мусоровозы не могли даже подъехать к территориям трущоб.

Тогда мэр города предложил уникальное решение: по границам бедных районов были расставлены мусорные контейнеры с наклейками «стекло», «пластик», «бумага» и т.д., для тех, кто не умел читать, также были наклеены картинки.

Каждому приносившему мешок мусора полагался талон, который можно обменять на транспорт, пакет фруктов и овощей, в праздники – на угощения. Вскоре тысячи людей очистили город, научились различать виды пластика, а школьная программа по сбору отходов позволила обеспечить принадлежностями учеников из самых бедных семей.

Сегодня 90 % жителей ежедневно сдают на переработку две трети своих отходов, все источники загрязнения были выведены за пределы Куритибы, а международные издания неоднократно признавали город лучшим местом для жизни в Бразилии.

Ванкувер: энергия воды и кодекс зеленого строительства

Ванкувер – мировой лидер по использованию водной энергии: 90% потребления приходится на гидроэлектроэнергию. Кроме этого, в городе приобретают все большую популярность ветровая, солнечная и волновая энергия.

Благодаря этим и другим факторам Ванкувер сегодня имеет самый низкий показатель вредных выбросов на душу населения среди мегаполисов мира. В 2011 году администрация города поставила перед собой амбициозную цель – к 2020 году превратить Ванкувер в самый зеленый город мира.

С этого времени в городе было высажено около 13000 деревьев, в планах – высадка еще 150 000. Администрация города приняла строгий кодекс зеленого строительства, согласно которому все новые строительные проекты должны быть экологически чистыми.

Копенгаген: политика зеленых крыш

Копенгаген готов поспорить с Ванкувером за звание самого экологически чистого города в мире: к 2025 году администрация города планирует стать первым мегаполисом с нулевым выбросом углерода.

Здесь принят закон о «политике зеленых крыш», согласно которому дизайн всех новых строений должен включать определенный уровень озеленения.

Более трети жителей Копенгагена пользуются велосипедами вместо обычного транспорта, что неудивительно, ведь в городе построено 400 км велодорожек. Кроме того, в датской столице разбиты так называемые «карманные парки», благодаря которым почти все жители ежедневно ходят пешком или проезжают на велосипеде через зеленую зону.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *