Экологический производственный контроль

Содержание

Программа производственного экологического контроля. Скачать образец 2020 года

Обеспечение контроля на производстве за охраной окружающей природы предназначено для выполнения задач по рациональному применению ресурсов природы и их восстановлению. Все учреждения обязаны обеспечивать соблюдение требований нормативов по соблюдению экологии, на основании ФЗ N 219 от 21.07.2014 года и изменениях, принятых в этом Законе 28.12.2017 года.

Для соблюдения данного законодательства по экологии, необходимо составить программу экологического контроля (ПЭК). Это обеспечит систематизацию итогов экологического наблюдения и выявить влияние производства на окружающую природу.

Что такое производственный экологический контроль

Надзор за экологией на производстве является одним из наиболее важных мероприятий для промышленного учреждения. В результате этого процесса определяется уровень влияния учреждения на окружающую природу, и степень соответствия учреждения нормативам РФ.

Закон РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г в п. 1 ст. 26. «Об отходах…» (изменения от 25.11.2013 г.) обязывает юридические лица осуществлять необходимые меры по выбросу вредных веществ, организовывать и обеспечивать наблюдение за выполнением требований отображенных в законодательстве РФ в данном сегменте.

С 1.01.2015 года на основании ФЗ № 7 от 01.01.2015 года (п. 2 ст. 67) и ФЗ № 219 с изменениями от 28.12.2017 года учреждениями и ИП, занимающимися хозяйственным функционированием на объектах I, II и III категорий, обязательно оформляются планы ПЭК.

План ПЭК представляет собой подробное отображение производственных процессов промышленного учреждения с целью обнаружения негатива, оказываемого на природу.

При оформлении плана ПЭК необходимо отобразить:

  1. Информацию об учреждении с отображением структурных подразделений, производственных и админ-зданий, гаражей, с размещенным транспортом, амбаров, складов и т. д.
  2. Отходы, образуемые в учреждении.
  3. Территории, на которых сохраняются отходы до их утилизации или вывозу.
  4. Обязанности и зоны наблюдения инженером-экологом учреждения.
  5. План проверок всех зданий в учреждении.
  6. Предпринимаемые учреждением меры для недопущения аварий и ликвидация последствий аварий, в случае их состава.
  7. Ответственность учреждения за сверхнормативные выбросы отходов, данные о прочих природоохранных документах (планы СЗЗ, ПДВ, измерения выбросов на границах с жилыми массивами и т. д.).

Для полного знакомства со структурой оформления программы ПЭК, можно .

Ориентировочные изменения, которые начнут действовать с 1.01.2020 года:

  1. Существенных корректировок в программе ПЭК не планируется. К нормативам, на базе которых разрабатывается ПЭК, относятся:
  • ГОСТ Р 56062-2014.
  • ГОСТ Р 56061-2014.
  1. К более значительным изменениям подвергнутся объекты 1-й категории, которые являются наиболее опасными по загрязнению экологии. К ним относятся:
  • Металлургические предприятия.
  • Текстильные учреждения.
  • Кожевенное производство
  • Энергетические объекты
  • Мясокомбинаты
  • Предприятия химической отрасли и т. д.

Для них вводятся новые нормативы, требующие оснащения автоматическими измерительными приборами, определяющими количество выбрасываемых отходов.

Кем и когда разрабатываются

ПЭК выполняется службой, созданной руководством учреждения во главе с главным инженером. Программа ПЭК разрабатывается ежегодно и утверждается руководителем учреждения.

В программе обязаны содержаться следующие разделы:

  1. Инвентаризация выбросов отходов в атмосферу и их источники.
  2. Инвентаризация сбросов отходов наружу и их источники.
  3. Инвентаризация отходов от производства и место их вывоза.
  4. Работники, отвечающие за соблюдением ПЭК.
  5. Наличие исследовательских лабораторий, соответствующих законодательству РФ.
  6. Периодичность, способы и места взятия проб и виды замеров.

Требования к программе

Росприроднадзор, своим письмом № ВС-03-01-32/14309 с 01.01.2015 года отменил процедуру согласования составленного плана ПЭК с федеральными исполкомами власти РФ.

При этом, необходимо помнить, что ст. 26 ФЗ № 89 регламентирует, что учреждения, работающие с выбросами, формируют контрольное подразделение, являющееся частью производственного процесса за соблюдением экологии.

Кроме того, ст. 67 ФЗ № 7 обязывает учреждения и ИП, которые работают с выбросами на объектах I, II и III категорий, создавать план ПЭК и отчитываются перед соответствующими службами РФ об итогах выполнения ПЭК.

Согласно Положению о ФС, осуществляющей надзор в области природопользования, принятого Правительством РФ № 400, в п. 5.5.8 говорится, что отчетность об итогах выполнения ПЭК принимает Росприроднадзор.

Основные правила к разработке плана ПЭК, наблюдению за выбросами, сбросами отходов, документов, отображающих информацию об итогах выполнения ПЭК, определены ст. 67 ФЗ № 7.

План ПЭК должен составляться и утверждаться руководством учреждения и ИП, которые функционируют на объектах I, II и III категорий, с образованием отходов, влияющих на окружающую природу.

При изменении технологии производства, установки нового оборудования, сырья, изменяющего влияние на природу, необходимо выполнить корректировку Программы ПЭК на протяжении 30 рабочих дней с даты изменений.

В документе должны содержаться следующие подразделы:

  • Общие положения.
  • Данные об инвентаризации выбросов в атмосферу и их источниках.
  • Данные об инвентаризации сбросов наружу и их источниках.
  • Данные об инвентаризации накопленных учреждением отходов и месте их размещения.
  • Данные о должностных работниках, контролирующих экологию производства.
  • Данные о исследовательских лабораториях, соответствующих законодательству РФ.
  • Данные о периодичности и способах надзора за выбросами, о местах выделения проб и способах замеров.

Утверждение программы

ПЭК является документом, в котором разработан и распланирован комплекс мер, обеспечивающий проверку соответствия работы учреждения, нормативам РФ. Программа должна разрабатываться учреждением и ИП на основании федеральных Законов РФ № 458-ФЗ и N 219-ФЗ, с учетом последних изменений от 28.12.2017 года. Утверждается Программа приказом руководителя учреждения или частным предпринимателем.

Особый контроль Ростехнадзор осуществляет, при разработке проектных и разрешительных документов по работе с отходами. Необходимо обеспечить проектирование норм выделения и ограничения вывоза отходов (ПНООЛР), оформить паспорта вредных отходов (отдельно по каждому виду), получить лицензию на работу с отходами, а также разработать мероприятия ПЭК, охватывающие весь цикл поэтапной деятельности с отходами.

Основные разделы, входящие в план ПЭК зависят от специфики учреждения и состоят из:

  1. Перечня сотрудников, отвечающих за ПЭК, или реквизитов учреждения, с которым подписано соглашение на составление программы ПЭК.
  2. Технических документов, регламентирующих работу с отходами (составляется отвечающими за ПЭК):
  • Инструкция в местах образования и временной сохранности отходов.
  • Процесс утилизации каждого вида отходов – с отображением класса вредности, свойств, процедуры создания, сохранности, и утилизации или переработки.
  • Инструкции для сотрудников.
  1. Плана и формы наблюдения за исполнением предписаний, а также накопления отходов согласно проекту ПНООЛР.
  2. Периодичности инструктажа работающих с отходами.
  3. Ответственности за нарушение инструкций.

Кроме этого, необходимо отобразить методы анализа производства по определению соответствия учреждения требованиям экологии (замеры и исследования лаборатории, изучение передового опыта).

Приказ об утверждении программы производственного экологического контроля

Как составить отчет по ПЭК

Приказом по Министерству энергетики РК №258 от 21.06.2016 года были приняты изменения к Требованию в отчетности по ПЭК, которые утверждены Министерством охраны природы РК № 16-Ө от 14.02.2013 года, обязывающие составлять планы ПЭК, как юридических, так физических лиц – использующих недра.

Согласно законодательства РФ юр-лица и ИП обязаны представлять отчетность по ПЭК уполномоченному федеральному исполкому в сроки, определенные этой структурой. Образец отчетности по ПЭК и правила его оформления, в т. ч. электронного бланка, также определяется этой уполномоченной службой.

Однако, в настоящее время данная образец отчетности и сроки ее сдачи в ч-ч. 4, 7, 8 ст. 67 ФЗ №7 находится в стадии разработки. Поэтому, учитывая, что ПЭК является внутренним документом, причем с 01.01.2015 года Росприроднадзором в письме № ВС-03-01-32/14309 отменена процедура согласования, отчеты сдавать не нужно.

Необходимо записывать результаты замеров выбросов на производстве и СЗЗ, и данные замеров складывать в папку, в ожидании проверки инспектором Росприроднадзора.

Какова ответственность за отсутствие программы на предприятии

Отсутствие программы ПЭК является административным нарушением и, на основании п. 8.1 КОаП РФ:

  1. Учреждение подвергается штрафу размере от 100 000 до 250 000 рублей или приостановка работы учреждения до 90 суток.
  2. Должностное лицо подвергается штрафу от 10 000 до 30 000 рублей.
  3. Дли ИП – штраф от 30 000 до 50 000 рублей или приостановка деятельности ИП до 90 суток

Пример программы производственного экологического контроля

Скачать пример ПЕК

Программа ПЭК (программа производственного экологического контроля)

Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля предоставляется юридическими лицами и индивидуальными предприятиями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I,II и III категории ежегодно до 25 марта, следующего за отчетным.

Согласно Приказу об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля №74 от 28.02.2018:

  • «Программа производственного экологического контроля (далее Программа) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предприятиями, осуществляющими хозяйственную деятельность на объектах I,II и III категорий (далее — объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.
  • В случаях изменений технологических процессов, замены технологического оборудования сырья, приводящих к изменениям характера, вида, объемов оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать ПЭК в целях привидения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 30 рабочих дней со дня указанных изменений.»

Согласно ГОСТ Р 56061-2014 «Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля» от 01.01.2015:

  • (п. 4.2) Программу ПЭК разрабатывают на период, как правило, не менее одного календарного года, исходя из специфики хозяйственной и иной деятельности организации, оказываемого негативного воздействия на окружающую среду и осуществляемой природоохранной деятельности.
  • (п. 4.5) Программа ПЭК подлежит пересмотру и корректировке в случае изменений в работе организации, приводящим к расширению или уменьшению перечня видов оказываемого негативного воздействия на окружающую среду, изменению его масштабов, получения результатов ПЭК, свидетельствующих о необходимости корректировки программы.

Рекомендуемый срок действия программы производственного контроля 3 года.

Необходимый перечень документов:

  • Положение об экологической службе Заявителя.
  • Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля в области обращения с отходами производства и потребления
  • Положения о структурных подразделениях, лабораториях или должностные инструкции ответственных лиц, участвующих в осуществлении производственного контроля.
  • Разработанные и утвержденные типовые формы, включая формы актов отбора проб и протоколов результатов измерений, требований системы аккредитации, а также формы журналов.
  • Иные документы Заявителя, конкретизирующие способы проведения контроля на предприятии (организации).
  • Описание технологических процессов и оборудования, связанных с образованием отходов.
  • Описание видов деятельности, осуществляемых юридическим лицом в области обращения с отходами производства и потребления.
  • Описание систем удаления отходов.
  • Описание систем транспортировки, обезвреживания и уничтожения отходов, находящиеся в ведении Заявителя.
  • Перечень объектов производственного контроля в области обращения с отходами.
  • .Оценка видов и масштабов воздействия технологических процессов и оборудования, связанных с обращением с отходами, на объекты окружающей среды.
  • Описание природно-климатической и физико-географической специфики территории, на которой размещены объекты, связанные с обращением с отходами;
  • Копии свидетельства об метрологической аттестации для собственных лабораторий или копии свидетельства об аккредитации лабораторий привлеченных для проведения мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (система СААЛ).
  • Перечень должностей работников Заявителя, подлежащих профессиональной подготовке и аттестации в области обращения с отходами производства и потребления.
  • Копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I-IV класса опасности.
  • Сведения, подтверждающие соответствующую квалификацию лиц, осуществляющих производственный контроль или привлекаемых для участия в мероприятиях по контролю.
  • Описание методов экоаналитического контроля, используемых при осуществлении измерений в рамках производственного контроля.
  • Описание средств измерений, применяемых при осуществлении производственного контроля

Порядок разработки:

v Сбор необходимого перечня документов;

v Разработка производственного экологического контроля.

Стоимость разработки ПЭК:

v 25 000 руб. (для III категории);

v 30 000 руб. (для II категории);

v 40 000 руб. (для I категории);

Срок разработки: от 10 календарных дней

  • На главную

В Н И М А Н И Ю

юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I, II и III категорий (далее – объекты).

Согласно ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Приказом Минприроды РФ от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» утверждены требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядок, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

Программа производственного экологического контроля (далее – Программа) разрабатывается и утверждается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.

По результатам осуществления производственного экологического контроля юридические лица и индивидуальные предприниматели ежегодно составляют Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее – Отчет).

Форма Отчёта утверждена приказом Минприроды РФ от 14.06.2018 № 261.

Отчет представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности.

Отчет предоставляется на бумажном и электронном носителе.

Обращаем Ваше внимание на то, что за непредставление отчёта об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля предусмотрена административная ответственность.

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, является административным правонарушением ответственность, за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ.

Невыполнение обязанности по проведению производственного экологического контроля юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий является административным правонарушением ответственность, за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.

ГОСТ Р 56062-2014 Производственный экологический контроль. Общие положения

ГОСТ Р 56062-2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Общие положения

Industrial ecology control. General principles

ОКС 13.020.01

Дата введения 2015-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Федеральный центр геоэкологических систем»

2 ВНЕСЕН техническим комитетом по стандартизации 409 «Охрана окружающей природной среды»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09 июля 2014 г. N 711-ст

4 В настоящем стандарте реализованы нормы Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к организации и осуществлению производственного экологического контроля (ПЭК) (кроме радиационного контроля) субъектами хозяйственной и иной деятельности (далее — организациями).
Предназначен для должностных лиц организаций, осуществляющих разработку и применение организационно-распорядительных документов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Положения настоящего стандарта могут изменяться и дополняться по мере изменения законодательства, нормативных и методических документов в области охраны окружающей среды и природопользования.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 8.589-2001 Государственная система обеспечения единства измерений. Контроль загрязнения окружающей природной среды. Метрологическое обеспечение. Основные положения
ГОСТ Р 56061-2014 Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля
ГОСТ Р 56059-2014 Производственный экологический мониторинг. Общие положения.
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль): Система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды .

3.2 требования в области охраны окружающей среды (далее также — природоохранные требования): Предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды .

3.3 инспекционная проверка: Действия должностных лиц организации, осуществляющих производственный экологический контроль, направленные на выявление и устранение нарушений природоохранных требований, контроль выполнения мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов.

3.4 производственный эколого-аналитический (инструментальный) контроль (ПЭАК): Составная часть ПЭК, предусматривающая получение данных о количественном и качественном содержании веществ и показателей с применением методов аналитической химии, физических измерений, санитарно-биологических методов, биотестирования, биоиндикации и других методов для контроля соблюдения установленных для организации нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.

3.5 производственный экологический мониторинг (ПЭМ): По ГОСТ Р 56059 Производственный экологический мониторинг. Общие положения.

3.6 объекты производственного экологического контроля: Объекты и источники негативного воздействия на окружающую среду, связанные с процессами производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, вывода из эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, составляющих хозяйственную и иную деятельность организации, а также компоненты природной среды, природные ресурсы.

4 Основные требования к организации и осуществлению производственного экологического контроля

4.1 Цели ПЭК определены законодательством :
— обеспечение выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов (далее — природоохранных мероприятий);
— обеспечение соблюдения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

4.2 Основные задачи ПЭК:
— контроль за соблюдением природоохранных требований;
— контроль за выполнением мероприятий по охране окружающей среды, в том числе мероприятий по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях;
— контроль за обращением с опасными отходами;
— контроль за своевременной разработкой и соблюдением установленных нормативов, лимитов допустимого воздействия на окружающую среду и соответствующих разрешений;
— контроль за соблюдением условий и объемов добычи природных ресурсов, определенных договорами, лицензиями и разрешениями;
— контроль за выполнением мероприятий по рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов;
— контроль за соблюдением нормативов допустимых и временно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в системы коммунальной канализации, водные объекты, на водосборные площади;
— контроль за учетом номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду в результате деятельности организации, а также уровня оказываемого физического и биологического воздействия;
— контроль за выполнением предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный и муниципальный экологический контроль;
— контроль за эксплуатацией природоохранного оборудования и сооружений;
— контроль за ведением документации по охране окружающей среды;
— контроль за своевременным предоставлением сведений о состоянии и загрязнении окружающей среды, в том числе аварийном, об источниках ее загрязнения, о состоянии природных ресурсов, об их использовании и охране, а также иных сведений, предусмотренных документами, регламентирующими работу по охране окружающей среды в организациях;
— контроль за своевременным предоставлением достоверной информации, предусмотренной системой государственного статистического наблюдения, системой обмена информацией с государственными органами управления в области охраны окружающей среды.

— контроль за организацией и проведением обучения, инструктажа и проверки знаний в области охраны окружающей среды и природопользования;
— контроль эффективной работы систем учета использования природных ресурсов;
— контроль за соблюдением режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий (при их наличии);
— контроль за состоянием окружающей среды в районе объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
— подтверждение соответствия требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности на основании собственных доказательств.

4.3 Организации разрабатывают и утверждают программы ПЭК и другие документы, регламентирующие ПЭК, осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют и обеспечивают хранение результатов ПЭК за счет собственных средств и иных источников финансирования, не запрещенных законодательством.

4.4 Структура ПЭК соответствует специфике деятельности организации и оказываемому ей негативному воздействию на окружающую среду и в общем случае включает:
— ПЭК за соблюдением общих требований природоохранного законодательства;
— ПЭК за охраной атмосферного воздуха;
— ПЭК за охраной водных объектов;
— ПЭК в области обращения с отходами;
— ПЭК за охраной земель и почв.
В определенных случаях ПЭК может включать в себя:
— ПЭК за охраной объектов животного мира и среды их обитания;
— ПЭК за охраной лесов и иной растительности;
— ПЭК за соблюдением режимов особо охраняемых природных территорий.

4.5 При осуществлении ПЭК за охраной атмосферного воздуха регулярному контролю подлежат параметры и характеристики, нормируемые или используемые при установлении нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов:
— источников выделения загрязняющих веществ в атмосферу;
— организованных и неорганизованных, стационарных и передвижных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
— установок очистки газов;

— атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны (для производственных объектов, где имеются неорганизованные, линейные и/или плоские источники загрязнения атмосферы).

4.6 При осуществлении ПЭК за охраной водных объектов регулярному контролю подлежат нормируемые параметры и характеристики:
— технологических процессов и оборудования, связанных с образованием сточных вод;
— мест водозабора и учета используемой воды;
— выпусков сточных вод, в том числе очищенных;
— сооружений для очистки сточных вод и сооружений систем канализации;
— систем водопотребления и водоотведения;
— гидротехнических сооружений;
— подводных переходов;
— поверхностных и подземных водных объектов, пользование которыми осуществляется на основании разрешительной документации, а также территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

4.7 При осуществлении ПЭК в области обращения с отходами регулярному контролю подлежат нормируемые параметры и характеристики:
— технологических процессов и оборудования, связанных с образованием отходов;
— систем удаления отходов;
— объектов накопления, хранения и захоронения отходов, расположенных на промышленной площадке и (или) находящихся в ведении организации;
— систем транспортировки, обезвреживания и уничтожения отходов, находящихся в ведении организации.

4.8 При осуществлении ПЭК в области охраны земель и почв регулярному контролю подлежат нормируемые параметры и характеристики состояния:
— земель водного фонда в районах выпусков сточных вод в водные объекты и переходов трубопроводов через водные объекты;
— земель лесного фонда в районах расположения производственных объектов;
— земель сельскохозяйственного назначения с установленными нормами плодородия и степени загрязненности пестицидами и иными химическими веществами;
— земель промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения, на которых расположены производственные объекты (включая санитарно-защитную зону) и/или проводятся строительные, геологоразведочные, испытательные, эксплуатационные и иные работы;
— земельных участков, используемых для складирования, хранения, захоронения и/или подготовки к переработке промышленных и бытовых отходов;

— земельных участков (земель транспорта и земель иных категорий), по которым проходят продуктопроводы;
— земельных участков, загрязненных в результате аварийных ситуаций;
— земельных участков, подлежащих рекультивации, и работы по рекультивации земель;
— земельных участков, находящихся в водоохраной зоне водного объекта.

4.9 При осуществлении ПЭК за охраной объектов животного и растительного мира и среды их обитания регулярному контролю подлежит деятельность, связанная с:
— воздействием на места обитания редких и эндемичных видов растений и животных, расположенные в зоне потенциального негативного воздействия производственных объектов;
— эксплуатацией технических устройств, служащих для обеспечения доступности путей миграции животных;
— обеспечением безопасности водных переходов трубопроводов и гидротехнических сооружений, действующих в местах обитания водных биологических ресурсов;
— реализацией защитных мероприятий на производственных объектах и на линиях электропередачи.

4.10 При осуществлении ПЭК за охраной лесов и иной растительности регулярному контролю подлежит деятельность, связанная с:
— использованием и охраной лесного фонда, кустарниковой и иной растительности, произрастающей в зоне расположения строящихся и эксплуатируемых производственных объектов;
— проведением работ на землях лесного фонда.

4.11 При осуществлении ПЭК за соблюдением режимов особо охраняемых природных территорий (далее — ООПТ) регулярному контролю подлежит деятельность, связанная с потенциальным негативным воздействием производственных объектов на:
— особо охраняемые природные объекты;
— охранные зоны ООПТ.

4.12 Перечень конкретных объектов контроля, параметры и характеристики которых подлежат ПЭК по каждому направлению, определяется с учетом видов оказываемых организацией воздействий на окружающую среду согласно установленным нормативам и разрешительной документации.

4.13 ПЭК проводят в форме:

— инспекционного контроля;
— ПЭАК;
— ПЭМ.

4.14 Инспекционный контроль осуществляют в виде плановых или внеплановых инспекционных проверок.
Внеплановые инспекционные проверки проводят в случае:
— проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений природоохранных требований, невыполнения природоохранных мероприятий;
— получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан сведений о нарушениях природоохранных требований, негативном воздействии на окружающую среду, невыполнении природоохранных мероприятий;
— получения результатов ПЭАК и ПЭМ, свидетельствующих о фактах нарушения природоохранных требований, установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, невыполнения природоохранных мероприятий;
— возникновения неблагоприятных метеорологических условий;
— поступления из подразделений организации информации о возникновении (угрозе возникновения) аварийных ситуаций, сопровождающихся негативным воздействием на окружающую среду;
— распоряжения руководства организации.

4.15 Основная задача ПЭАК — инструментальный контроль соблюдения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду и эффективности работы природоохранного оборудования.
ПЭАК проводят:
— в соответствии с планами-графиками ПЭАК;
— при проведении инспекционной проверки.
В целях обеспечения достоверной информации об объемах и уровнях воздействия на окружающую среду при проведении ПЭАК на источниках выбросов, сбросов загрязняющих веществ применяют автоматизированные системы инструментального контроля.

4.16 Основная задача ПЭМ — контроль состояния компонентов окружающей среды, расположенных в пределах негативного воздействия деятельности организации на окружающую среду в соответствии с ГОСТ Р 56059.

4.17 Для осуществления ПЭК назначают ответственное должностное лицо (лица) или формируют соответствующее подразделение (подразделения).
При наличии у организации территориально обособленных подразделений или филиалов в них для осуществления ПЭК назначают ответственных должностных лиц или формируют соответствующие подразделения.

Должностные лица, осуществляющие ПЭК, должны иметь соответствующую подготовку , .
Если осуществление ПЭК собственными силами невозможно или нецелесообразно, возможно привлечение специализированных организаций. Организации, привлекаемые для осуществления ПЭК (включая ПЭАК и ПЭМ), должны обладать компетентными специалистами , , необходимым техническим и методическим обеспечением, позволяющим решать задачи ПЭК (п.4.2).

4.18 Организация и осуществление ПЭАК и ПЭМ в части проведения эколого-аналитических (инструментальных) измерений входит в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений, что определяет необходимость соблюдения установленных требований системы обеспечения единства измерений , ГОСТ Р 8.589-2001.
В связи с этим лаборатории, осуществляющие ПЭАК и ПЭМ (в том числе привлекаемые), должны быть аккредитованы на проведение необходимых измерений.

4.19 Организациями разрабатываются и утверждаются документы, регламентирующие ПЭК:
— положение о ПЭК;
— программа ПЭК;
— планы-графики ПЭАК;
— программа ПЭМ;
— инструкции работников, осуществляющих ПЭК.

4.20 Положение о ПЭК — документ, регламентирующий общие вопросы осуществления ПЭК, содержит в том числе:
— общую информацию об организации;
— перечень задач ПЭК;
— описание структуры ПЭК (направления контроля, соответствующие оказываемым видам негативного воздействия, п.4.4);
— сведения об ответственных подразделениях и/или должностных лицах, отвечающих за природоохранную деятельность, в том числе за проведение ПЭК;
— сведения о наличии соответствующей подготовки у должностных лиц, отвечающих за природоохранную деятельность, в том числе за проведение ПЭК;
— сведения о собственных и (или) привлекаемых аккредитованных лабораториях с указанием области аккредитации;
— перечень документов, регламентирующих проведение ПЭК в организации, в том числе ПЭАК и ПЭМ.

4.21 Результаты ПЭК должны быть оформлены в соответствии с документами, регламентирующими ПЭК, и доведены до руководства организации и должностных лиц, отвечающих за охрану окружающей среды и экологическую безопасность.

При выявлении в ходе проведения ПЭК, включая ПЭАК и ПЭМ, нарушений природоохранных требований, которые повлекли или могли повлечь причинение вреда жизни и здоровью человека, повреждение имущества других лиц, а также при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации руководство организации должно немедленно проинформировать орган государственного экологического надзора.

4.22 При организации и осуществлении ПЭК должностные лица организации руководствуются федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами органов государственной власти, приказами и распоряжениями организации, проектной документацией, иными нормативными правовыми актами и инструктивно-методическими документами в области охраны окружающей среды.

Библиография

ГОСТ Р 56062-2014Производственный экологический контроль. Общие положения

ГОСТР

56062—

2014

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Система экологического контроля подразумевает сочетание методик общественного, производственного, государственного экологического контроля. Под ПЭК, или производственным экологическим контролем, подразумевается наблюдение за уровнем безопасности производства, внедрение мер по охране природы. Такие операции инициируются сотрудниками службы экологического контроля.

Общественный экологический контроль представляет собой область, подведомственную общественным объединениям, движениям и организациям. Эта сфера контроля не зависит от государственных органов власти и максимально полно защищает интересы населения.

Под объектами производственного экологического контроля принято понимать:

  • Очистные системы для отработанных вод, отходящих газов
  • Склады и хранилища сырья, химических реагентов
  • Мобильные и стационарные источники выбросов загрязняющих веществ
  • Места хранения и утилизации отходов, включая полигоны, площадки временного хранения
  • Источники образования отходов производства, сбросов загрязняющих веществ
  • Устройства повторного и оборотного водоснабжения
  • Объекты окружающей среды, находящиеся в санитарно-защитных зонах и на промышленных площадках для природопользования
  • Природные ресурсы

Обязанность по ведению ПЭК

Индивидуальные предприниматели и компании, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I, II и III категорий несут обязанность по подготовке программы производственного экологического контроля. Такие фирмы и ИП непрерывно ведут производственный экологический контроль, опираясь на актуальные законодательные нормы. Руководители организаций и предприниматели собирают, хранят, документируют сведения о результатах ПЭК.

При формировании программы ПЭК уполномоченным сотрудникам организации потребуется отразить следующие данные инвентаризации:

  • Объем выбросов загрязняющих веществ, поступивший в атмосферный воздух в результате деятельности предприятия за определенный период
  • Количество сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду
  • Объем производственных отходов, а также отходов потребления
  • Наименование подразделений и должностных лиц, отвечающих за производственный экологический контроль
  • Наименование собственных и привлекаемых аккредитованных испытательных лабораторий
  • Регулярность и методики ведения ПЭК, места отбора проб и способы измерений

Сотрудники организаций и ИП могут осуществлять контрольные мероприятия в отношении следующих вопросов:

  • Точность соблюдения нормативных актов об использовании природных ресурсов
  • Применение правил воздействия на окружающую среду выбросов и сбросов загрязняющих веществ. Устанавливается соответствие лимитов размещения отходов. При этом во внимание принимают номенклатуру и количество загрязняющих веществ, выброшенных в природную среду
  • Своевременность разработки нормативов воздействия на экологию. Необходимость установить лимит размещения отходов, нормативы ПДВ и ПДС
  • Источниками образования отходов и выделения загрязняющих веществ
  • Степень эффективности природоохранной техники (оборудование для улавливания и обезвреживания вредных веществ, системы оборотного и повторного водоснабжения)
  • Следование правилам обращения с производственными отходами разного класса опасности
  • Исполнение задач природоохранных мероприятий, выполнение противоаварийных планов, рекомендаций надзорных органов власти
  • Обоснование размеров платежей за загрязнение экологии
  • Своевременная подача документации для обеспечения кадастрового учета, государственной статистической отчетности, систем государственного экологического мониторинга

Цель производственного экологического контроля

Согласно действующим нормативным актам производственный контроль за состоянием окружающей среды необходим для:

  • Обеспечения экологической безопасности в компании. Для каждой разновидности промышленных работ установлены соответствующие природоохранные нормативы. Их применение способствует росту эффективности организации в целом. Добиться снижения вредного влияния отравляющих выбросов можно при использовании энерго- и ресурсосберегающих процессов. Если обеспечить соблюдение норм экологической безопасности в организации, можно добиться повышения конкурентоспособности. Руководство может получить более выгодных деловых партнеров, рассчитывать на увеличение прибыльности бизнеса
  • Соблюдения привил воздействия на экологию. Производственно-хозяйственные нормы устанавливаются в отношении источника отравляющих выбросов. Задача таких нормативов – снижение уровня вредного воздействия посредством регламентации жестких лимитов. Они могут устанавливать разрешенный объем выбросов, степень физических воздействий, правила рационального природопользования, уровень воздействия на окружающую среду. При этом уполномоченным лицам не стоит забывать об ограничениях, действующих в отношении времени нахождения в специально охраняемых природных местностях
  • Рационального использования ресурсов. Расход природных и энергетических запасов должен быть минимальным. Необходимо избегать неоправданного использования ресурсов природы. Это поможет запустить процессы самовосстановления экосистем. Руководители предприятий должны применять комплексный производственный подход и отказываться от чрезмерного расходования природных и энергетических запасов
  • Уменьшения вредного действия на экологию. ПЭК содержит в себе систему мер, призванных снизить или полностью исключить вероятность вредного влияния на природу. Если работники организации совершают запрещенное законом загрязнение окружающей среды или причиняют ей вред иным образом, контролирующие органы взимают с них отдельную плату

Содержание производственного экологического контроля

ПЭК подразумевает проведение следующих основных видов природоохранных мероприятий:

  • Наблюдение за источниками образования выбросов. Уполномоченные лица контролируют состояние опасного производства с отравляющими веществами и состояние природных объектов, включая воздух, грунт, водоемы. Законодатель регламентирует обязательное согласование программы с должностными лицами Роспотребнадзора.
  • Экологический контроль правильности использования поверхностных водных объектов. Специалистам экологической службы требуется разрешить проблемные ситуации, связанные с содержанием водоохранных зон, дна, берегов, поверхностных и подземных вод. Уполномоченным сотрудникам необходимо обнаружить пагубные процессы, принять и реализовать программу их устранения, оценить ее действенность, определить состав и рассчитать уровень засорения поверхностных вод, установить гидробиологические, химические, физические показатели объекта.
  • Охрана атмосферного воздуха. Наиболее негативное влияние на состояние среды оказывают выбросы отравляющих отходов. Они могут возникать вследствие работы передвижных и непередвижных устройств на опасных производственных объектах (). Среди мероприятий, помогающих снизить допустимый уровень загрязненности воздуха, можно выделить непрерывный контроль соблюдения процедуры выбросов, инвентаризацию источников возникновения отходов, проверку лицензии на выделение отравляющих веществ в воздух, анализ уровня токсичности отработанных газов от автотранспорта. Ответственным работникам требуется выполнять контроль исправности газоочистных установок, измерять концентрацию отравляющих компонентов. Все полученные параметры должны быть зафиксированы в учетных журналах. Отсутствие такого документа является нарушением действующего законодательства и наказывается штрафными санкциями
  • Контроль при обращении с отходами. Законодательство закрепляет проведение таких операций как изучение порядка утилизации отходов, снижение степени опасности и количества выбросов, проверка состояния природной среды в месте хранения отходов, фиксация и анализ информации. Организациям, при производственной деятельности которых происходит выброс отходов, следует внедрять в свою работу малоотходные технологии, применять усовершенствованные варианты переработки и уничтожения отходов. Важно контролировать объем размещенных отходов и не допускать превышения действующих лимитов
  • Проверка своевременной сдачи отчетности. Территориальный орган Ростехнадзора принимает информацию о проведенных мероприятиях в рамках ПЭК. Документы передаются уполномоченным должностным лицам ежегодно. Отчетность подают руководители любых компаний, использующих объекты 1, 2, 3 и 4 класса опасности. Документация сдается в электронном или печатном виде. Информация на диске или флэш-карте удостоверяется квалифицированной электронной цифровой подписью

Разработка и воплощение программы ПЭК

Подготовка программы ПЭК включает:

  • Выбор исполнителя
  • Разработку и утверждение программы
  • Проведение контрольных мероприятий
  • Формирование отчета по программе ПЭК

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *