Экономист ЖКХ

Доходы

Организации ЖКХ имеют следующие виды доходов:

  1. Платежи, которые собираются с собственников жилплощади. На всех, кто владеет квартирой на праве собственности, лежит обязанность по содержанию и ремонту общедомового имущества. Плата за это и собирается организациями ЖКХ ежемесячно.
  2. Доходы от деятельности посредника. УК заключают соответствующие договоры с ресурсоснабжающими организациями, которые поставляют коммунальные услуги жильцам, о сборе с жильцов платы за такие услуги. В последующем УК перечисляют собранные средства на счета ресурсоснабжающей организации, а последняя за это выплачивает УК агентское вознаграждение.
  3. Иные платежи, оплачиваемые жильцами. Организация ЖКХ может по заявке жильца выполнить в его квартире ремонтные работы за плату. Например, заменить сантехнику, испорченную по вине жильцов.
  4. Арендная плата – это доходы от сдачи в аренду подвальных или чердачных помещений.
  5. Вознаграждение. Организации ЖКХ в большинстве своём являются коммерческими, то есть основная их цель – это извлечение прибыли.

    Поэтому закон позволяет им получать за свою работу вознаграждение.

    Такое вознаграждение не может превышать десять процентов от тарифа, который утверждён к оплате за содержание и текущий ремонт МКД. Конкретный размер вознаграждения определяют собственники квартир.

    Это решение принимается ими на собрании и оформляется протоколом.

    Управляющая компания причитающееся ей вознаграждение удерживает из платежей, уплачиваемых собственниками.

Что такое выпадающие доходы?

СПРАВКА. Выпадающие доходы – это недополученные доходы при установлении тарифов ниже экономически обоснованных, а также в связи с оказанием услуг по льготным ценам отдельным категориям потребителей.

В сфере ЖКХ поставщики услуг не вправе самостоятельно определять свободные цены за предоставляемые ими услуги. Эта сфера находится под контролем государства. Все цены (тарифы) устанавливают органы, специально уполномоченные на то законом.

Кроме того, поставщики обязаны предоставлять услуги целому ряду потребителей с учётом установленных законом льгот. Это социально незащищённая категория потребителей, в которую входят пенсионеры и инвалиды, ветераны войны и труда, многодетные семьи и прочие.

Компенсировать же эти потери за счёт других потребителей, устанавливая для них повышенные цены на услуги, запрещено.

Поэтому работа в сфере жилищно-коммунального хозяйства, из-за жёсткого контроля цен и обязанности предоставлять льготы связана с убытками, поставщики получают так называемые выпадающие доходы.

Для того, чтобы компенсировать такие убытки, государство выделяет из бюджетных средств субсидии. Чтобы получить их, УК необходимо предоставить требуемый пакет документов.

Для получения субсидий, которые предоставляются единовременно, организация ЖКХ заключает с государственным органом договор.

ВНИМАНИЕ. Субсидия используется только на возмещение имеющихся у неё убытков, в подтверждение чего необходимо предоставлять отчёты. Расходование на другие цели недопустимо.

Затраты

  • расходы на текущий ремонт. Общедомовое имущество нуждается в постоянном содержании и ремонте со стороны организации ЖКХ.

    УК контролирует работу систем водоснабжения, канализации, отопительных систем. Также производится ремонт фасадов и кровли, лестниц и козырьков при входе в подъезды.

    Вышеуказанные работы оплачиваются собственниками жилплощади. Размер платы зависит от площади квартиры. Если возникает необходимость в замене или ремонте инженерного оборудования, это производится также за счёт собственников;

  • расходы на содержание подъездов. УК поддерживает в должном состоянии подъезды (лестницы и почтовые ящики в них), мусоропроводы, а также лифтовое оборудование. Также есть обязанность производить уборку подъездов и лифтов, дезинфекцию мусоропровода, заменять битые стёкла и перегоревшие лампочки.

По содержанию придомовой территории

Разумеется, около каждого дома есть участок земли, который непременно нуждается в хорошем уходе. УК обязано следить за его озеленением, спиливать погибшие и сухостойные деревья, подстригать кустарник.

В обязательном порядке обеспечивается уборка придомовой территории дворником. Помимо этого, на организации ЖКХ лежит обязанность по облагораживанию территории – сооружение детских игровых площадок, зон отдыха со скамейками и прочее.

Общеэксплуатационные

СПРАВКА. Общеэксплуатационными расходами называют затраты по обслуживанию, управлению, содержанию и ремонту для жилищного фонда.

К общеэксплуатационным относятся следующие расходы:

  • затраты на заработную плату работников аппарата управления;
  • отчисления на соцнужды от оплаты труда;
  • командировочные работникам;
  • средства на содержание помещений организации ЖКХ;
  • затраты на канцелярию, почтовые и телефонные расходы;
  • консультационные, аудиторские, информационные и др. услуги;
  • амортизационные отчисления на восстановление и затраты на капремонт сооружений и зданий, сооружений, машин, инвентаря и оборудования, а также иного имущества, которое отнесено к основным средствам.

Планирование

В смете указываются следующие расходные статьи:

  1. Расчёты с ресурсоснабжающими организациями (размер определяется в соответствии с заключённым договором).
  2. Расходы на содержание общего имущества (уборка, обследования коммуникаций, подготовка к отопительному сезону и прочее).
  3. Ремонтные расходы.
  4. Расходы на работу УК (общеэксплуатационные).

ВАЖНО. Планирование в сфере ЖКХ составляется при помощи сметы. Смета представляет собой своего рода финансовый план, в соответствии с которым будут поступать соответствующие доходы и производиться расходы.

Смета предоставляется для ознакомления любому жильцу по его требованию.

Подомовой учёт затрат

УК ЖКХ организует ведение подомового учета доходов и расходов по каждому МКД. Такая программа подомового учёта затрат представляет собой перечень расходов, которые планируется в текущем периоде произвести на конкретный многоквартирный дом.

По каждому дому, управляемому организацией ЖКХ, составляется конкретный перечень работ в зависимости от состояния дома и его потребностей.

Затраты на оплату труда дворников, уборщиков рассчитываются, исходя из площадей придомовой территории и непосредственно дома. В свою очередь, затраты на оплату труда кассиров и паспортистов рассчитываются исходя их количества квартир в доме или же количества открытых лицевых счетов.

По истечении года УК должна отчитаться перед жильцами за понесённые расходы. Подомовой учет расходов позволяет организации ЖКХ обосновать величину платы, взимаемой за содержание и ремонт общего имущества в конкретном доме. Собственники квартир имеют право вносить предложения о внесении тех или иных видов работ, необходимых МКД.

Прибыль управляющей компании

После вычета из всех полученных УК доходов за требуемый период произведённых в этот период расходов и издержек получается сумма, которая и будет являться прибылью управляющей компании.

Осуществляя свою деятельность по управлению МКД, УК получает доходы и, соответственно, имеет определённые расходы. Разница сумм доходов и расходов является прибылью УК и позволяет сделать вывод о её финансовом состоянии как организации ЖКХ.

Учет расходов на коммунальные услуги

Оплата коммунальных услуг — одна из существенных статей расходов экономических субъектов. Наиболее распространенной формой обеспечения производственных и управленческих процессов коммунальными услугами является их приобретение у сторонних организаций. Крупные организации нередко имеют на своем балансе собственные мощности и сооружения, позволяющие не только обеспечить потребности в коммунальных услугах, но и реализовывать часть таких услуг на сторону. В предлагаемой публикации рассматриваются вопросы учета расходов на коммунальные услуги, приобретаемые у сторонних организаций.

К коммунальным услугам принято относить расходы по оплате услуг отопления, горячего и холодного водоснабжения, предоставления газа и электроэнергии, канализации (водоотведения), а также некоторые иные виды расходов, обусловленные условиями (географическими, инфраструктурными, климатическими и т.п.) осуществления деятельности организациями (например, вывоз твердых и жидких отходов, утилизация отходов и т.п.).

Наиболее распространенными видами коммунальных услуг, используемых субъектами предпринимательской деятельности, являются услуги газоснабжения, отопления, водоснабжения и водоотведения.

При приобретении коммунальных услуг у сторонних организаций заключаются коммерческие договоры. При подготовке и согласовании таких договоров необходимо учитывать, что особенности хозяйственных отношений между контрагентами договоров по отдельным видам коммунальных услуг регулируются, в частности:

— по услугам водоснабжения и водоотведения — Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон № 416-ФЗ) и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644;

— по услугам теплоснабжения и горячего водоснабжения — Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон № 190-ФЗ), Правилами горячего водоснабжения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 642 и Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808;

— по услугам электрической энергии — Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон № 35-ФЗ) и подзаконными актами, регулирующими функционирование оптового и розничных рынков электроэнергии, порядок установления цен и тарифов и т.п.;

— по услугам газоснабжения — Федеральным законом от 31.03.99 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее — Закон № 69-ФЗ).

Общие положения

Расходы на коммунальные услуги включаются в себестоимость выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг или расходы на продажу (издержки обращения — в организациях торговли и общественного питания).

Кроме того, для целей рационального использования отдельные виды коммунальных услуг выделены в группу энергетических ресурсов, под которыми понимаются носители энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (в частности, тепловая и электрическая).

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности использования энергетических ресурсов регулируются нормами Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 261-ФЗ; по состоянию на 1 января 2016 г. последние изменения вносились Федеральным законом от 13.07.2015 № 233-ФЗ).

Главой 7 Закона № 261-ФЗ установлены дополнительные требования по разработке и реализации мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в организациях с участием государства или муниципального образования и в организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности».

Пунктом 1 ст. 16 Закона № 261-ФЗ установлен перечень организаций, для которых проведение энергетического обследования является обязательным. К числу таких организаций, в частности, относятся организации:

— с участием государства или муниципального образования;

— осуществляющие регулируемые виды деятельности;

— осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;

— совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива (за исключением моторного топлива), мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении, установленный Правительством РФ за календарный год, предшествующий последнему году до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования.

Под энергетическим обследованием понимаются сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.

Расходы по проведению энергетического обследования формально не относятся к коммунальным, не являются капитальными, их осуществление обусловлено требованиями законодательства, следовательно, такие расходы принимаются к бухгалтерскому учету и включаются в себестоимость продукции, работ и услуг по соответствующим счетам учета производственных затрат.

Обратите внимание!

Статья 13 Закона № 261-ФЗ содержит требования по обеспечению учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы.

Таким образом, использование коммунальных услуг всеми пользователями сопровождается дополнительными расходами по установке и содержанию приборов их учета. Указанные расходы также должны относиться на увеличение себестоимости продукции, работ или услуг.

Приборы учета по своим характеристикам используются, как правило, в течение периода, превышающего 12 месяцев. Однако к категории объектов основных средств они не могут быть отнесены в силу того, что их стоимость, как правило, ниже соответствующего стоимостного критерия.

Кроме того, в соответствии с Законом № 261-ФЗ пользователи энергетических ресурсов заключать энергосервисные договоры (контракты), предметом которых является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Закон не устанавливает обязанности всех пользователей энергетических ресурсов заключать энергосервисные договоры. Исключением является ситуация, когда указанный договор заключается лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома по требованию собственников помещений в многоквартирном доме.

Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 13 Закона № 261-ФЗ установлено, что расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). При этом, как можно заключить из положений ст. 20 Закона № 261-ФЗ, цена энергетических ресурсов, поставляемых на основании договоров, включающих в себя условия энергосервисного договора (контракта), определяется с учетом оплаты мероприятий, проводимых в рамках энергосервисного обслуживания.

Таким образом, в ситуации, когда энергосервисный договор отдельно не заключается, необходимости в ведении обособленного учета расходов на указанные мероприятия не возникает.

Внимание на новшества!

Федеральным законом от 03.11.2015 № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» (далее — Закон № 307-ФЗ) в законы № 69-ФЗ, 35-ФЗ, 190-ФЗ и 416-ФЗ внесен ряд изменений, которые для некоторых категорий потребителей энергетических ресурсов могут оказаться весьма существенными — в части оформления и осуществления расчетов с поставщиками ресурсов (коммунальных услуг).

Так, в перечисленные законы внесены нормы, обязывающие потребителей энергетических ресурсов, имеющих неисполненные обязательства по их оплате (как правило, просроченную задолженность по расчетам) предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате коммунальных услуг, поставляемых по договорам поставки. Критерии, при наличии которых обязанность по предоставлению обеспечений возникает, устанавливаются Правительством РФ.

Основной формой обеспечений исполнения обязательств по оплате энергетических ресурсов является независимая гарантия, выдаваемая банком (банковская гарантия), которая должна содержать условие о невозможности ее отзыва гарантом (безотзывная гарантия) и условие о невозможности ее изменения гарантом без согласия бенефициара. Кроме того, предоставляемые банковские гарантии не должны содержать требования о предоставлении поставщиком ресурсов гаранту для получения выплаты по гарантиям судебных актов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем газа обеспечиваемых гарантиями обязательств.

Вместе с тем допускаются и иные способы обеспечения обязательств, предусмотренные законом и договором. В частности, таким способом может быть обеспечительный платеж (ст. 381.1 ГК РФ).

Выданные обеспечения исполнения обязательств по оплате энергетических ресурсов расходов экономического субъекта (в части расходов на оплату коммунальных услуг) не увеличивают — банковская гарантия не связана с движением активов организации (возможные дополнительные расходы по расчетам с банком учитываются в составе прочих расходов, как не связанные непосредственно с процессом производства и реализации продукции, работ и услуг), а сумма обеспечительного платежа с точки зрения бухгалтерского учета представляет собой авансовую (предварительную) выплату, которая засчитывается при последующих расчетах.

Следует также учитывать то, что Законом № 307-ФЗ внесен ряд изменений в КоАП РФ, реализация которых может привести к увеличению непроизводительных расходов экономического субъекта.

В частности, в КоАП РФ включена новая ст. 14.61, предусматривающая применение административного штрафа для должностных лиц в размере от 40 000 до 100 000 руб. или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; для юридических лиц — от 100 000 до 300 000 руб. — за нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате.

Еще одна новая ст. 9.22 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии — в виде административного штрафа для должностных лиц в размере от 10 000 до 100 000 руб., для юридических лиц — от 100 000 до 200 000 руб.

Бухгалтерский учет расходов на коммунальные услуги

Как уже отмечалось, коммунальные услуги используются экономическими субъектами на всех этапах производства и реализации товаров, продукции, работ и услуг, в хозяйственной и управленческой деятельности, в обслуживающих производствах и хозяйствах.

Таким образом, расходы на оплату коммунальных услуг могут отражаться на следующих синтетических счетах бухгалтерского учета:

— 25 «Общепроизводственные расходы». На счете отражаются суммы стоимости расходов по обслуживанию основных и вспомогательных производств организации (расходы на отопление, освещение и содержание помещений);

— 20 «Основное производство». В общем случае на счете 20 отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг. Стоимость потребленных коммунальных услуг непосредственно на счет 20, как правило, относится тогда, когда рабочим планом счетов и учетной политикой организации не предусмотрено открытие и ведение счета 25;

— 26 «Общехозяйственные расходы». На счете 26 обобщается информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. Таким образом, в дебет счета 26 относится стоимость коммунальных услуг, потребленных для содержания административных зданий и помещений, а также для хозяйственных нужд (в частности, для содержания помещений и территорий в чистоте);

— 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». На этом счете учитываются расходы по оплате коммунальных услуг, потребленных обслуживающими производствами и хозяйствами организации (деятельность которых не связана с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг) — жилищно-коммунального хозяйства (эксплуатация жилых домов, общежитий, прачечных, бань и т.п.); пошивочных и других мастерских бытового обслуживания; столовых и буфетов; детских дошкольных учреждений (садов, яслей); домов отдыха, санаториев и других учреждений оздоровительного и культурно-просветительного назначения;

— 44 «Расходы на продажу». На этом счете могут отражаться расходы по оплате коммунальных услуг, потребленных в процессе содержания складов готовой продукции, содержания помещений для хранения продукции в местах ее продажи и т.п.

Особенности учета в отдельных ситуациях

При определенных обстоятельствах стоимость коммунальных услуг может быть отнесена на счет 28 «Брак в производстве», а именно при условии, что расходы по списанию производственного брака являются существенными, а стоимость коммунальных услуг, потребленных при производстве (или исправлении) забракованной продукции может быть определена с достаточной степенью точности.

Организации торговли и общественного питания коммунальные расходы относят на издержки обращения по статье «Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря» и учитывают на счете 44 «Расходы на продажу».

Из сказанного следует, что все коммунальные расходы, потребленные экономическим субъектом подлежат распределению (между видами производств и хозяйств, а также между видами выпускаемой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг).

Коммунальные расходы на отопление и освещение помещений относятся к условно-постоянным. Основным признаком данного вида расходов является то, что их абсолютная величина существенно не изменяется при изменении объема выпуска продукции. Таким образом, распределение данного вида расходов пропорционально объемам выпущенной продукции, выполненных работ или оказанных услуг неэффективно. Более правомерным, по нашему мнению, является распределение пропорционально физическим показателям, характеризующим обслуживаемые здания или помещения, например их площадь или объем.

Пример 1

В январе организацией потреблена тепловая энергия на общую сумму 150 000 руб. В соответствии с учетной политикой организации расходы на теплоэнергию распределяются пропорционально площади производственных и служебных (отапливаемых) помещений. Площадь производственных помещений составляет 2000 кв. м, площадь помещений, используемых для управленческих и хозяйственных нужд, — 700 кв. м, площадь помещений обслуживающих хозяйств (в сфере культуры) — 300 кв. м.

В бухгалтерском учете будут оформлены проводки:

Дебет 20 Кредит 60

Дебет 26 Кредит 60

— 35 000 руб. (150 000 руб. х 700 кв. м : (2000 кв. м + 700 кв. м + + 300 кв. м) — на сумму стоимости тепловой энергии, потребленной для отопления помещений центрального офиса и хозяйственных помещений (используемых вне связи с основной деятельностью);

Дебет 29 Кредит 60

На практике может возникнуть необходимость распределения стоимости коммунальных услуг по другим критериям либо с учетом особенностей технологии тех или иных процессов. Например, если технология основного производства предполагает использование пара или повышенных температурных режимов в отдельных помещениях, удельный расход на единицу площади будет выше среднего. При распределении услуг водоснабжения и водоотведения тоже необходимо учитывать технологию производства, а также некоторые сезонные факторы (например, повышенный расход воды на содержание территорий в чистоте в летний период).

Разумеется, в том случае, когда оплата услуг производится на основании показателей приборов учета, позволяющих с достаточной степенью точностью дифференцировать объем потребленных услуг по зданиям и помещениям, в применении дополнительных схем распределения учтенных расходов нет необходимости. Однако в данном случае, как правило, возникает невязка в виде разницы между общим объемом потребленных услуг и суммарными показаниями соответствующих счетчиков. По нашему мнению, сумма такой невязки должна относиться на увеличение общехозяйственных расходов (в дебет счета 26) с последующим их распределением и списанием в соответствии с общим правилом, закрепленным в учетной политике организации.

Учет коммунальных услуг для вспомогательных производств

В некоторых организациях создаются вспомогательные производства, которые, в частности, могут обеспечивать потребности экономического субъекта в различных коммунальных услугах (котельные, насосные, водоканализационные, энергетические производства и т.п.).

Учет затрат вспомогательных производств, являющихся обособленными подразделениями, ведется на счете 23 «Вспомогательные производства». Порядок организации и ведения учета осуществления и списания затрат вспомогательных производств полностью аналогичен учету себестоимости продукции (работ, услуг), отражаемой на счете 20 «Основное производство».

По окончании отчетного периода (как правило, календарного месяца) затраты, аккумулированные на счете 23, списываются в дебет счетов:

— 20 — при отпуске продукции (коммунальных услуг) основному производству;

— 23 — при отпуске коммунальных услуг другим вспомогательным производствам (например, отпуск тепловой энергии котельной для содержания насосной станции);

— 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» — при отпуске коммунальных услуг обслуживающим производствам или хозяйствам и т.д.

Особенностью выработки коммунальных услуг вспомогательными производствами является то, что часть услуг может быть реализована (сторонним организациям или физическим лицам). В этом случае при отсутствии приборов учета на отдельных производствах, в отдельных зданиях или помещениях, распределению подлежит не вся себестоимость выработки коммунальных услуг, а только та часть, которая потребляется в организации. Это обстоятельство обуславливает и необходимость ведения раздельного учета выпуска, отпуска и реализации услуг на уровне обособленного подразделения (вспомогательного производства).

Расходы на коммунальные услуги в налоговом учете

Для целей налогового учета коммунальные расходы, как правило, относятся к косвенным расходам (если учетной политикой организации для целей налогообложения не предусмотрено иное), которые по общему правилу (п. 2 ст. 318 НК РФ) в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода.

На практике нередко возникает вопрос о принятии к учету расходов (в том числе коммунальных), осуществленных в одном периоде, а документально оформленных в следующем.

Письмом Минфина России от 27.07.2015 № 03-03-05/42971 по данному поводу разъяснено следующее:

— бухгалтерское законодательство позволяет формировать документ, подтверждающий произведенные расходы после отчетной даты, но непосредственно после окончания предоставления услуг за месяц;

— если первичный учетный документ, подтверждающий факт оказания длящихся услуг за истекший месяц, составлен непосредственно после окончания месяца, в котором был совершен факт хозяйственной жизни, в течение разумного срока, но до даты представления декларации (до 28 числа), такие первичные документы, подтверждающие произведенные расходы, следует учитывать в том отчетном периоде, к которому они относятся, о чем должно быть указано в документе.

Данное разъяснение может быть применено при учете коммунальных услуг, объем потребления которых, как правило, подтверждается в начале следующего месяца (квартала, года).

Таким образом, в общем случае необходимость в дополнительном распределении коммунальных услуг для целей налогового учета не возникает.

Исключение, по нашему мнению, составляет ситуация, при которой налогоплательщик формирует убыток от содержания обслуживающих производств и хозяйств в соответствии с требованиями ст. 275.1 НК РФ. При этом к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.

Напоминаем, что для признания убытка (в уменьшение налоговой базы и обязательств по уплате налога) необходимо соблюдение ряда условий, к числу которых относятся следующие:

— если расходы на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, а также подсобного хозяйства и иных аналогичных хозяйств, производств и служб не превышают обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной;

— если условия оказания услуг, выполнения работ налогоплательщиком существенно не отличаются от условий оказания услуг, выполнения работ специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.

Из сказанного следует, что при определении общей суммы расходов на содержание обслуживающих производств и хозяйств должны быть учтены все виды и статьи расходов (включая коммунальные), учитываемые при учете расходов основного производства. Так как налоговое законодательство не устанавливает жестких требований по методике распределения расходов, общих для всех производств, по нашему мнению, правомерно применять способы и методы распределения, используемые в бухгалтерском учете.

Как уже отмечалось, коммунальные расходы, как правило, относятся к косвенным расходам и принимаются в уменьшение налоговой базы полностью в том отчетном или налоговом периоде, в котором произведены.

Однако налогоплательщик может воспользоваться правом, предоставленным нормой п. 1 ст. 318 НК РФ и включить коммунальные услуги в перечень прямых расходов. При этом в соответствии с п. 1 ст. 319 НК РФ налогоплательщиком должен быть определен порядок распределения расходов на незавершенное производство (далее — НЗП) и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам).

Напомним, что указанный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.

В этом случае возникает необходимость распределения коммунальных расходов.

Кроме того, расходы должны быть распределены в зависимости от того, за счет какого источника финансирования они возмещаются, — расходы, финансируемые за счет чистой прибыли организации для целей налогообложения не учитываются.

Пример 2

Возьмем условия примера 1 и дополним их. Учетной политикой организации коммунальные расходы отнесены к прямым расходам, причем на остаток НЗП относится 30% стоимости коммунальных услуг, потребленных в основном производстве. Расходы на содержание подразделения культуры возмещаются за счет чистой прибыли организации.

В этом случае к налоговому учету будет принято:

Статья: Оплата труда на предприятиях ЖКХ: особенности расчета и налогообложения (Смирнов С.В.) («Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2006, n 2)

«Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2006, N 2
ОПЛАТА ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖКХ:
ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В бюджете предприятий жилищно-коммунальной сферы расходы на оплату труда составляют от 60 до 70% от всей суммы планируемых затрат. Специфика работы коммунальных служб обуславливает не только начисление зарплаты за отработанное время, но и различные начисления компенсирующего характера за работу сверх установленных норм рабочего времени. Это и работы по подготовке к зимнему сезону, и внеплановый ремонт, и устранение последствий аварий, и многие другие неотложные задачи, решать которые работникам ЖЭКов приходится не только в рабочее время. Работа в выходные и праздничные дни, а также в ночные и сверхурочные часы в соответствии с трудовым законодательством оплачивается в повышенном размере. Для того чтобы соблюсти все нормы законодательства, бухгалтер должен знать не только ТК РФ, но и принять во внимание особенности трудовых отношений с отдельными категориями работников. В статье рассмотрены особенности начисления компенсационных доплат с позиций трудового и налогового законодательства, а также другие актуальные вопросы оплаты труда, по которым не сформирован единый подход специалистов, с вариантами их решения.
Правовые аспекты регулирования трудовых отношений
Трудовые отношения на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства регулируются следующими нормативными актами:
— нормами Трудового кодекса;
— отраслевыми нормативными документами и соглашениями;
— коллективным договором;
— локальными нормативными актами (положения о нормах трудового распорядка, об оплате труда, о премировании, приказы и указания о гарантиях и компенсациях при выполнении служебных обязанностей);
— трудовым договором, заключенным с работниками.
Заключенные договоры, соглашения и иные нормативные акты не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий, установленный трудовым законодательством.
Отраслевое соглашение
Документом, регулирующим трудовые отношения на отраслевом уровне в жилищно-коммунальной сфере, является тарифное Соглашение , заключенное на 2005 — 2007 гг. Положения данного документа распространяются на работников и работодателей предприятий ЖКХ независимо от организационно-правовой формы собственности. В разд. IV «Оплата труда» Соглашения установлены базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда, коэффициенты, связанные со спецификой работы, ежеквартальная индексация минимального размера тарифной ставки и иные обязательства работодателя по оплате труда. Размер доплаты за сверхурочную и ночную работу в соответствии с п. п. 6.7, 6.8 Соглашения определяется коллективным договором, но не ниже размеров, установленных законодательством. В целях тарифообразования сумма средств, направляемая на выплату доплат за вредные условия труда, многосменный режим работы и др., определяется из расчета от 4 до 40% от должностного оклада (тарифной ставки). При этом следует отметить, что условия оплаты труда, определенные коллективным или трудовым договором, не могут ущемлять права работников, установленные настоящим Соглашением.
———————————
Отраслевое тарифное соглашение по организациям жилищно-коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства России на период с 01.01.2005 по 31.12.2007, заключено 12.05.2004.
Коллективный договор
Коллективный договор является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в организации. Поэтому ему необходимо уделить особое внимание, так как данный документ может выступать гарантом защиты прав и интересов работников. Как показывает опыт аудиторских проверок, не всегда на предприятиях заключают коллективный договор. Это не является нарушением трудового законодательства: ст. 40 ТК РФ, а также положения Закона N 2490-1 не обязывают работодателя заключать с представителями трудового коллектива коллективный договор, если работники или сам работодатель не выступили с такой инициативой. Тем не менее, на предприятиях ЖКХ коллективный договор необходим, он регулирует вопросы оплаты труда, трудового распорядка и иные права и обязанности работников и работодателя. Кроме того, данный документ играет не последнюю роль в вопросах налогообложения выплат и вознаграждений работников, так как положения налогового законодательства базируются на нормах трудового права. В частности, при налогообложении прибыли расходы должны быть предусмотрены нормами законодательства, коллективными и (или) трудовыми договорами (ст. 255 НК РФ).
———————————
Закон РФ от 11.03.1992 N 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях».
Трудовой договор
Одной из особенностей трудового договора является его соответствие не только Трудовому кодексу, но также отраслевому соглашению и коллективному договору. Многие предприятия ЖКХ с вступлением в силу Трудового кодекса во избежание возможных санкций со стороны органов Федеральной инспекции труда заключили трудовые договоры со всеми работниками: не только с принимаемыми на работу, но и с теми, кто проработал на предприятии не один год и был принят на работу без заключения трудового договора. Тем не менее, Трудовой кодекс обязывает заключать договоры только при приеме на работу (ст. ст. 56, 65 ТК РФ). Возникают вопросы: какими документами регулируются отношения с ранее принятыми работниками без заключения трудового договора и можно ли в этом случае учитывать расходы на оплату труда, в частности плату за отработанное время в целях налогообложения прибыли? Ведь согласно ст. 255 НК РФ расходы на оплату труда и содержание работников должны быть предусмотрены нормами законодательства, трудовыми и (или) коллективными договорами. По мнению Минфина, высказанному в Письме от 14.02.2003 N 04-02-05/1/9, документ, на основании которого работник принят на работу до 2002 г. (вступление в силу Трудового кодекса), следует рассматривать как трудовой договор. В этом случае трудовые отношения с работником регулируются документом о приеме на работу, порядком и правилами, установленными в коллективном договоре и иных локальных нормативных актах предприятия. Соответственно, выплаты и вознаграждения, начисляемые на основании данных документов, налогоплательщик может учесть при налогообложении прибыли.
Работнику, устраивающемуся на работу, следует обратить внимание на срок трудового договора. Как правило, договор заключается на неопределенный срок, и только в установленных законодательством случаях допускается составление срочного трудового договора. Однако, как отмечено в п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2, ст. 59 ТК РФ предусматривает право, а не обязанность работодателя заключать срочный трудовой договор. При этом доказать наличие обстоятельств, делающих невозможным заключение трудового договора с работником на неопределенный срок, обязан работодатель. При недоказанности таких обстоятельств необходимо исходить из того, что трудовой договор заключен с работником на неопределенный срок.
———————————
Постановление ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ».
По мнению столичных налоговиков, высказанному в Письме от 21.07.2005 N 20-12/52413, нормы коллективного договора, правил трудового распорядка, положений о премировании и других нормативных актов организации должны быть отражены в конкретном трудовом договоре. Если в трудовой договор не включены те или иные начисления либо на них нет ссылок, то такие начисления не могут быть приняты для целей налогообложения прибыли.
Новостью разъяснения московских налоговиков назвать нельзя. Данная позиция основана на положениях п. 5.2 ранее действовавших Методических рекомендаций по применению гл. 25 НК РФ (утратили силу с вступлением в действие Приказа ФНС России от 21.04.2005 N САЭ-3-02/173@). Однако указания отменены, а позиция налоговиков осталась неизменной. Поэтому рекомендуем организациям включить в трудовые договора ссылки на нормы коллективного договора и иных локальных актов по оплате труда, если в них не отражены соответствующие порядок и условия оплаты труда работников предприятия.
Система оплаты труда
Специфика отрасли жилищно-коммунального хозяйства предполагает не только коммерческую деятельность, но также и бюджетное финансирование. Система оплаты труда работников организаций со смешанным финансированием устанавливается законами и нормативными актами, а также коллективными договорами, соглашениями и иными локальными актами организации (ст. 135 ТК РФ). Действующий отраслевой документ Приказ N 17-125/1 предоставляет руководителю предприятия право определять форму и систему оплаты труда на основании действующих нормативных актов. При этом выплаты и вознаграждения, исчисленные в соответствии с принятыми в организации системами оплаты труда, учитываются в составе затрат, определяющих себестоимость продукции (п. 3.2.2. Методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг ЖКХ) . Чтобы учесть эти требования, систему оплаты труда и все виды выплат и вознаграждений, установленные на предприятии в соответствии с трудовым законодательством, необходимо отразить в коллективном договоре (положении об оплате труда, о премировании).
———————————
Приказ Госстроя России от 26.06.1998 N 17-125/1 «Об утверждении нормативно-методических материалов по реализации концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ».
Постановление Госстроя России от 23.02.1999 N 9 «Об утверждении методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства». Необходимо учитывать, что методика разработана в соответствии с Положением о составе затрат, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552, которое утратило силу.
Доплаты за условия труда
Трудовым кодексом предусмотрены различные начисления стимулирующего и компенсационного характера, связанные с режимом работы и условиями труда. На предприятиях жилищно-коммунального хозяйства бухгалтер наиболее часто сталкивается с вопросами начисления и налогообложения доплат, связанных с работой сверх норм рабочего времени. Рассмотрим особенности начисления и налогообложения данных доплат работникам в различных нестандартных ситуациях.
Доплата за работу в выходные и праздничные дни
Привлечение работников жилищно-коммунального комплекса в выходные и праздничные дни к работе не редкость. Это и плановый и внеплановый ремонт тепло- и водосетей, и различные аварийные ситуации из-за погодных условий, и многие другие случаи. Работникам коммунальных служб в соответствии с нормами ТК РФ при пятидневной рабочей неделе устанавливаются два выходных дня, при шестидневной — один выходной день (ст. 100 ТК РФ).
Порядок оплаты труда в выходные и нерабочие дни, установленный в ст. 153 ТК РФ, распространяется на всех работников коммунальных служб независимо от установленного для них режима рабочего времени. Сдельщикам необходимо оплатить работу не менее чем по двойным сдельным расценкам, работникам, которым установлена почасовая (дневная) оплата труда, компенсация должна быть не ниже двойного размера часовой (дневной) ставки. Как видим, расчет оплаты работы в выходные (праздничные) дни производится в одно действие и не вызывает у бухгалтера вопросов в отношении таких работников.
Трудности возникают при расчете оплаты труда работников с постоянным окладом, вышедших на работу в выходные или праздничные дни, а также работников с суммированным учетом рабочего времени, для которых работа в эти дни может быть запланирована графиком сменности.
Доплата работникам, получающим месячный оклад
Оплата работы «окладников» в выходные и праздничные дни зависит от того, выходит ли работа в эти дни за пределы месячной нормы рабочего времени. В случае если работник трудился в пределах месячной нормы, то ему необходимо оплатить не менее одинарной часовой (дневной) ставки. При превышении месячной нормы работа в выходной (праздничный) день оплачивается не менее чем в двойном размере.
Интересно, о какой месячной норме идет речь: о количестве часов в данном месяце или их среднемесячной сумме — результате деления годовой нормы рабочего времени на 12 месяцев? Ведь в Трудовом кодексе не указано, какое количество часов считать месячной нормой. По мнению автора, в этом случае необходимо исходить из понятия учетного периода (месяц, квартал, год), в течение которого продолжительность рабочего времени не должна превышать нормального числа рабочих часов (ст. 104 ТК РФ).
В частности, в отношении специалистов и служащих, которым установлен оклад (тарифная ставка), месячной следует считать норму данного месяца. Для работников с суммированным учетом рабочего времени для расчета оплаты в выходные (праздничные) дни следует определить среднемесячное количество часов. Закрепив данный порядок в коллективном договоре (положении об оплате труда), организация избежит не только разногласий с налоговиками, но и сможет аргументировать свою позицию в случае предъявления претензий со стороны работника.
Пример 1. В связи с производственной необходимостью инженер технической службы был привлечен к работе по восстановлению водопровода в выходной день 12.03.2006. По табелю учета рабочего времени за март сотрудник отработал 180 ч, из них в выходной день — 6 ч. В соответствии с трудовым договором работнику установлен оклад — 12 000 руб. в месяц. На предприятии установлена 40-часовая рабочая неделя.
Оплата труда работника за март 2006 г. будет состоять из оплаты по окладу отработанного времени, а также доплаты за работу в выходной день.
Определим норму рабочего времени исходя из месячного количества часов в марте 2006 г. при 40-часовой рабочей неделе — 176 ч (22 раб. дн. х 8 ч).
Размер оплаты по окладу отработанного времени (176 ч) — 12 000 руб. Чтобы рассчитать оплату работы в выходной день, необходимо определить размер часовой тарифной ставки. Исходя из месячной нормы марта 2006 г. размер часовой ставки составит 68,18 руб. (12 000 руб. / 176 ч).
Согласно условиям примера из 6 часов работник проработал 2 часа в пределах месячной нормы рабочего времени, а 4 часа — сверх этой нормы (180 — 176).
Сумма доплаты составит:
— за 2 часа — 136,36 руб. (68,18 руб. х 2 ч);
— за 4 часа — 545,44 руб. (68,18 руб. х 4 ч х 2).
В итоге за март 2006 г. работнику будет начислено 12 681,8 руб. (12 000 + 136,36 + 545,44).
Следует обратить внимание читателя на то, что Трудовой кодекс устанавливает минимальный размер доплаты за работу в выходной и праздничный день. В коллективном договоре может предусматриваться более высокий размер оплаты работы в такие дни. Возникает вопрос: учитываются ли в целях налогообложения прибыли «повышенные» размеры доплат, установленные предприятием самостоятельно? Например, если работодатель в коллективном договоре установил двойной размер

Приложение 10. Формирование себестоимости. Расчет общеэксплуатационных расходов

Общеэксплуатационные расходы — всего
в том числе:
Расходы по управлению предприятием — всего
в том числе:
Затраты на оплату труда и резерв на отпуска
работников аппарата управления согласно
штатному расписанию
Отчисления на социальные нужды от расходов на
оплату труда работников аппарата управления
Затраты на служебные командировки работников
управления
Затраты на консультативные, информационные,
аудиторские услуги
Представительские расходы
Прочие расходы (типографские, почтово-
телеграфные, канцелярские)
Общехозяйственные расходы — всего
в том числе:
Затраты на содержание общехозяйственного
персонала
Отчисления на социальные нужды
Затраты на содержание зданий, сооружений,
инвентаря общехозяйственного назначения
Амортизация от стоимости основных средств
общехозяйственного назначения
Затраты на ремонт и техобслуживание основных
средств общехозяйственного назначения
Расходы по охране труда (расходы по технике
безопасности, по производственной санитарии
и т.п.)
Расходы на испытания, опыты, рационализацию
и изобретательство
Оплата процентов по кредитам, ссудам, услуг
банков
Прочие
Налоги, сборы и отчисления — всего
в том числе:
Общеэксплуатационные непроизводительные
расходы — всего
Внеэксплуатационные расходы
в том числе:
Расходы на рекламу
Расходы на участие в выставках
Прочие

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *