Экспертиза СОУТ

Экспертиза качества специальной оценки условий труда

По результатам ГЭУТ государственным экспертом (экспертной комиссией) составляется проект заключения ГЭУТ, в котором указываются:

  • наименование органа ГЭУТ с указанием почтового адреса, фамилии, имени, отчества (при наличии) руководителя, а также должности, фамилии, имени, отчества (при наличии) государственного эксперта (членов экспертной комиссии), проводившего (проводивших) ГЭУТ;
  • основание для ГЭУТ с указанием даты регистрации в органе ГЭУТ;
  • данные о заявителе, судебном органе, государственной инспекции труда — полное наименование (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физических лиц), почтовый адрес;
  • период проведения ГЭУТ с указанием даты начала и окончания ее проведения;
  • объект ГЭУТ;
  • наименование работодателя или его обособленного подразделения, в отношении условий труда на рабочих местах которого проводится ГЭУТ;
  • сведения о рабочих местах, в отношении условий труда на которых проводится ГЭУТ (индивидуальный номер рабочего места, наименование профессии (должности) работника (работников), занятого на данном рабочем месте);
  • перечень документов, представленных в составе оснований для ГЭУТ.

В проекте заключения ГЭУТ, составленном по результатам проведения ГЭУТ в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, дополнительно указываются сведения об организации (организациях), проводившей специальную оценку условий труда, включающие:

  • полное наименование организации, проводившей специальную оценку условий труда, ее порядковый номер и дата внесения в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда (для организаций, аккредитованных в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда и внесенных в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, до их внесения в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, указывается номер и дата внесения в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда);
  • фамилию, имя, отчество (при наличии) эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда, номер его сертификата эксперта на право проведения работ по специальной оценке условий труда и дата его выдачи.

В зависимости от объекта ГЭУТ в проекте заключения ГЭУТ содержится один из следующих выводов:

  • о качестве проведения специальной оценки условий труда
  • об обоснованности предоставления (непредоставления) и объемов предоставляемых гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • о соответствии фактических условий труда работников государственным нормативным требованиям охраны труда.

Проект заключения ГЭУТ составляется в двух экземплярах, подписывается государственным экспертом (членами экспертной комиссии) и утверждается руководителем государственной экспертизы.

Члены экспертной комиссии в случае несогласия с выводами, содержащимися в проекте заключения ГЭУТ, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение и приложить его к проекту заключения ГЭУТ.

Особое мнение члена экспертной комиссии подлежит рассмотрению на заседании экспертной комиссии под председательством руководителя государственной экспертизы, по результатам которого может быть принято решение о внесении изменений в проект заключения ГЭУТ.

Решение экспертной комиссии принимается большинством голосов ее членов, фиксируется в протоколе заседания экспертной комиссии, который утверждается руководителем государственной экспертизы.

Не позднее трех рабочих дней с момента утверждения заключения ГЭУТ один экземпляр заключения:

  • выдается на руки заявителю (его полномочному представителю) или направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  • направляется в соответствующий судебный орган или государственную инспекцию труда почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Копии заключения ГЭУТ направляются работодателю (в случае, если работодатель не является заявителем) и организации, проводившей специальную оценку условий труда (в случае, если ГЭУТ проводилась в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда).

Сведения о результатах проведенной ГЭУТ направляются органом государственной экспертизы условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения.

Экспертиза качества результатов СОУТ

Результаты специальной оценки условий труда имеют первоочередное значение как при начислении компенсаций и льгот (за работу во вредных и опасных условиях труда), так и при формировании будущей пенсии. Именно контролю качества проведения специальной оценки условий труда уделяется особое внимание.

Оценка результатов СОУТ может быть обжалована в случае несогласия с ними работодателя или работников. Для проверки их объективности проводится отдельная процедура — экспертиза качества результатов СОУТ, предусмотренная ст.24 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Порядок подачи заявления на экспертизу качества специальной оценки условий труда

  • Порядок подачи заявления на экспертизу качества специальной оценки условий труда
  • Документы, прилагаемые к заявлению
  • Как проводится оценка качества специальной оценки условий труда
  • Срок реализации экспертизы специальной оценки условий труда
  • Выявление нарушений в результате экспертизы

Заявление на проведение государственной экспертизы СОУТ по качеству может быть подано:

  • Представителями территориальных органов Роструда, судебных органов или ГИТ (в качестве контрольно-надзорного мероприятия по проверке работы организации, проводящей спецоценку). В этом случае проведение экспертизы осуществляется за счет бюджетных средств;
  • Непосредственно работниками, профсоюзами или работодателем, усомнившимися в качестве проведенной оценки. В этом случае государственная экспертиза качества специальной оценки условий труда проводится за счет заявителя. Заявление при этом рекомендовано подавать в органы Государственной инспекции труда (ГИТ) или органы Роструда: если, рассмотрев заявление, они сочтут основания для проведения экспертизы весомыми, то сами инициируют проведениие экспертизы, и тогда для работодателя она будет бесплатной.

Размер стоимости проведения экспертизы определяется приказом Минтруда от 09.10.2014 № 682н «Об утверждении методических рекомендаций по определению размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда».

Документы, прилагаемые к заявлению

Для проведения государственной экспертизы специальной оценки условий труда заявитель направляет в орган государственной экспертизы пакет документов:

  • заявление (с указанием полного наименования организации, адрес и контакты, сведения о ранее проведенных экспертизах, информацию об оплате экспертизы);
  • данные об организации, проводившей спецоценку;
  • отчет о проведении СОУТ;
  • предписания контрольно-надзорных органов об устранении нарушений и проведении экспертизы.

Заявление может быть подано как лично заявителем, так и в электронном виде или по почте. Доступна возможность подачи заявления через портал государственных услуг.

Как проводится оценка качества специальной оценки условий труда

Экспертиза качества специальной оценки условий труда призвана проанализировать:

  • правильность и достоверность сведений о вредных и опасных факторах, обнаруженных на оцененных рабочих местах;
  • достоверность проведенных исследований и измерений найденных вредных и опасных факторов;
  • достоверность определения итогового класса (подкласса) условий труда на оцененных рабочих местах.

Срок реализации экспертизы специальной оценки условий труда

Срок проведения государственной экспертизы СОУТ составляет не более 30 рабочих дней с момента регистрации заявления, но может быть продлен при необходимости (дополнительные исследования, сведения и др.) на срок до 90 дней.

При необходимости могут быть организованы повторные замеры вредных и опасных факторов на производстве. По результатам экспертизы должностные лица органа государственной экспертизы составят заключение о соответствии (несоответствии) условий труда нормативным требованиям и передадут итоговые данные в ФСС, контрольно-надзорные органы, профсоюзы и суд.

Выявление нарушений в результате экспертизы

Если государственная экспертиза СОУТ обнаружит нарушения (установленный организацией, проводившей СОУТ, класс условий труда не соответствовал действительности, какие-то вредные или опасные производственные факторы были пропущены либо измерены неверно, работы проводились с нарушением законодательства и т. д.), заявитель будет вправе обратиться в суд и потребовать с компании-подрядчика, которая провела неверную спецоценку, финансовой компенсации.

Штраф для юридического лица в этом случае составит до 200 000 рублей, для ошибившихся экспертов — до 50 000 рублей, либо дисквалификация на срок до 1 года.

Экспертиза качества СОУТ

Основная цель специальной оценки условий труда (СОУТ) заключается в обеспечении реализации права работников на безопасное выполнение должностных обязанностей. Чтобы качество процедуры не вызывало сомнений, а ее результаты были объективными и достоверными, проводят экспертизу СОУТ.

Зачем оценивать качество СОУТ?

Обеспечение качественной оценки рабочих мест требуется, чтобы получить правдивые результаты, от которых зависит:

  • назначение и размер компенсационных доплат работникам, задействованным во вредных условиях труда;
  • объем социальных гарантий и защищенности персонала;
  • решение проблем, связанных с совершенствованием условий труда.

Поэтому была введена экспертиза качества СОУТ, как часть государственной экспертизы (ст. 216.1 ТК РФ), направленной на защиту трудовых прав работников, деятельность которых соприкасается с вредными условиями.

Когда и кто проводит экспертизу СОУТ?

Проведение экспертизы качества спецоценки условий труда инициируется заявителем. Приказом Минтруда РФ от 12 августа 2014 г. № 549н определяется алгоритм экспертных мероприятий, которые проводятся на основании:

  • распоряжений территориальных органов Роструда или исполнительной власти;
  • заявлений работников, профсоюзных и других объединений, отстаивающих интересы персонала;
  • заявлений работодателей и их объединений;
  • обращений страховщиков в Государственную инспекцию труда;
  • судебных решений.

Экспертиза осуществляют специалисты территориальных органов исполнительной власти по вопросам охраны труда по месту дислокации работодателя.

Экспертные мероприятия

На основании вышеуказанных предписаний и заявлений органом государственной экспертизы условий труда организовываются и проводятся исследования, инструментальные измерения и тестирования вредных факторов производственной среды на рабочих местах.

Результаты, полученные в рамках независимой экспертизы качества СОУТ, анализируются на соответствие действующим требованиям и проверяются по следующим параметрам:

  • правдивость информации о вредных и опасных производственных факторах, обнаруженных на рабочих местах, подвергшихся спецоценке;
  • объективность и правдивость проведенных измерений и тестирования вредных и опасных производственных факторов;
  • точность окончательного определения классности условий труда на рабочих местах, подвергнутых экспертизе.

Мероприятия завершаются оформлением Заключения государственной экспертизы условий труда. В документе излагают выводы о соответствии или не соответствии результатов спецоценки действующим законодательным требованиям. Нарушения и нестыковки, выявленные в процессе СОУТ, также вносятся в экспертное заключение.

Кто оплачивает экспертизу?

Основанием для бесплатного проведения экспертизы СОУТ являются обращения государственных и судебных органов, а также представления органов Гоструда, в том числе по просьбе заявителей.

При обращении непосредственно в орган исполнительной власти субъекта РФ экспертиза СОУТ является платной для:

  • работников;
  • профсоюзных и прочих организаций, отстаивающих интересы персонала; работодателей;
  • страховщиков.

Стоимость экспертных мероприятий формируется государственными органами на основе Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда РФ от 9 октября 2014 г. № 682н.

Экспертиза подтвердила проведение СОУТ с нарушениями

В Заключение государственной экспертизы условий труда вносится каждое нарушение и несоответствие, обнаруженное в ходе ее осуществления. Документ заверяется подписью главы структурного подразделения, проводившего экспертизу, и передается заявителю. При отсутствии единства заявитель имеет право обратиться в Минтруд РФ с целью рассмотрения возникших разногласий в порядке, утвержденном приказом Минтруда от 22 сентября 2014 г. № 652н.

Нарушения требований проведения СОУТ, выявленные в рамках экспертизы качества, дают работодателю право в судебном порядке компенсировать затраты на спецоценку за счет организации, осуществившей процедуру.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *