Финансирование лизинга

Инвестиции

9.5.2. Методы финансирования инвестиций

Следует различать понятия «источники финансирования инвестиций» и «методы финансирования инвестиций».

Источники финансирования инвестиций — это денежные средства, которые могут использоваться в качестве инвестиционных ресурсов.

Метод финансирования инвестиций — это механизм привлечения инвестиционных ресурсов с целью финансирования инвестиционного процесса.

В научной и учебной литературе встречается такое понятие, как «формы финансирования». Некоторые авторы это понятие отождествляют с понятием «методы финансирования». В данной работе под формой финансирования понимаются внешние проявления сущности метода финансирования.

В научной литературе выделяются следующие основные методы финансирования инвестиций:

  • самофинансирование;
  • эмиссия акций;
  • кредитное финансирование;
  • лизинг;
  • смешанное финансирование;
  • проектное финансирование.

В российской практике наибольшее распространение получили такие методы, как самофинансирование, кредитное финансирование, государственное финансирование и смешанное.

Взаимосвязь методов и форм финансирования представлена на рис. 9.11.


увеличить изображение
Рис. 9.11. Взаимосвязь методов и форм финансирования инвестиций

Рассмотрим сущность некоторых методов и форм финансирования инвестиций более подробно.

Самофинансирование. Самофинансирование как метод финансирования инвестиций используется, как правило, при реализации небольших инвестиционных проектов. В основе этого метода лежит финансирование исключительно за счет собственных (внутренних) источников (чистой прибыли, амортизационных отчислений и внутрихозяйственных резервов).

Величина чистой прибыли в части, направляемой на производственное развитие, как источника финансирования инвестиций зависит от многих факторов:

  • объема реализации продукции;
  • цены реализации единицы продукции;
  • себестоимости единицы продукции;
  • ставки налога на прибыль;
  • политики распределения прибыли на потребление и развитие.

Существенное влияние на способность к самофинансированию оказывают амортизационные отчисления. Их величина на предприятии зависит от следующих факторов:

  • первоначальной или восстановительной стоимости основных производственных фондов;
  • видовой структуры основных производственных фондов (ОПФ). Чем больше доля активной части ОПФ, тем больше величина амортизационных отчислений;
  • возрастной структуры ОПФ. Чем моложе структура, тем больше величина амортизационных отчислений;
  • амортизационной политики предприятия и др.

Сущность амортизационной политики предприятия определяется прежде всего тем, для каких целей использует предприятие свои амортизационные отчисления, какие применяет способы исчисления амортизационных отчислений, использует ли льготы в области ускоренного списания стоимости ОПФ (ускоренную амортизацию).

Согласно постановлению Правительства РФ от 19.08.1994 г. № 967 «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов» (в ред. 24.06.1998 г.) предприятиям предоставляется право применять механизм ускоренной амортизации активной части производственных фондов в целях создания условий для развития высокотехнологичных отраслей экономики и внедрения эффективных машин и оборудования. Максимальный размер коэффициента ускорения равен двум. Применение механизма ускоренной амортизации, так же как и выбор способа ее начисления, позволяет увеличить способность к самофинансированию в первые годы службы амортизируемого имущества. Преимущество амортизационных отчислений как источника финансирования инвестиций по сравнению с другими собственными источниками заключается в том, что они всегда имеются в распоряжении предприятия, если даже оно и убыточное.

В организациях потребительской кооперации самофинансирование реальных инвестиций помимо чистой прибыли и амортизационных отчислений может осуществляться за счет начисленного фонда развития потребительской кооперации.

Необходимо отметить, что из всех методов метод самофинансирования инвестиций является самым надежным. Его недостаток заключается в том, что он может быть использован только для реализации небольших инвестиционных проектов, т.е. инвестиционные ресурсы источников этого метода ограничены. Поэтому крупные инвестиционные проекты, как правило, финансируются не только за счет собственных источников, но и заемных.

Кредитное финансирование. Кредитное финансирование может выступать в следующих формах:

  • кредит;
  • облигационные займы;
  • привлечение заемных средств населения (для организаций потребительской кооперации).

Под кредитом понимается ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с уплатой процента. Кредиты, используемые на финансирование инвестиций, группируются по разнообразным признакам, основная классификация которых приведена в табл. 9.4.

Таблица 9.4. Классификация кредитов, используемых при финансировании инвестиций

Классификационный признак Основные типы кредитов
По типу кредитора Иностранный кредит
Государственный кредит
Банковский кредит
Коммерческий кредит (предоставляется продавцом в товарной форме)
По форме предоставления Товарный кредит
Финансовый кредит
По цели предоставления Инвестиционный кредит
Ипотечный кредит (под залог недвижимости)
Налоговый кредит (отсрочка налогового платежа
По сроку действия Долгосрочный кредит (свыше 3 лет)
Краткосрочный кредит (как правило, до 12 мес)

Банковское кредитование реальных инвестиций осуществляется в различных формах, в том числе:

  • срочный кредит, предусматривающий предоставление кредита на срок и последующее его погашение;
  • контокоррентный кредит предусматривает ведение текущего счета предприятия банком-кредитором с оплатой банком расчетных документов и зачислением выручки. При этом банк кредитует недостаточные для погашения внешних обязательств предприятия суммы в пределах, оговоренных кредитным договором, с последующим возмещением со стороны предприятия-заемщика;
  • онкольный кредит подобен контокоррентному кредиту, но оформляется под залог товарно-материальных ценностей или ценных бумаг;
  • учетный кредит предоставляется банком путем покупки (учета) векселя предприятия до наступления срока платежа;
  • акцептный кредит используется, как правило, во внешней торговле и предоставляется путем акцепта банком выставленных на него экспортером трат.

Кредиты как источники финансирования инвестиционных проектов имеют как положительные, так и отрицательные стороны.

Положительные:

  • высокий объем возможного их привлечения;
  • значительный внешний контроль за эффективностью их использования.

Отрицательные:

  • сложность привлечения и оформления, необходимость предоставления соответствующих гарантий или залога имущества;
  • повышение риска банкротства в связи с несвоевременностью погашения полученных ссуд и потерь части прибыли от инвестиционной деятельности в связи с необходимостью уплаты ссудного процента.

Порядок предоставления, оформления и погашения долгосрочного кредита. Порядок предоставления, оформления и погашения долгосрочных кредитов (на срок свыше одного года) регулируется правилами банков и кредитными договорами с заемщиками.

В кредитном договоре предусматриваются следующие условия:

  • сумма выдаваемого кредита;
  • сроки и порядок его использования;
  • процентные ставки и другие платежи по кредиту;
  • формы обеспечения обязательств (залог имущества, поручительство и др.);
  • перечень документов, предоставляемых банку для оформления кредита.

При установлении сроков и периодичности погашения долгосрочного кредита банк принимает во внимание:

  • окупаемость затрат за счет чистой прибыли заемщика;
  • платежеспособность предприятия;
  • уровень кредитного риска;
  • возможности ускорения оборачиваемости кредитных ресурсов.

Для получения долгосрочной ссуды заемщик предоставляет банку документы, характеризующие его платежеспособность:

  • бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • технико-экономические обоснования и расчеты к ним, подтверждающие эффективность и окупаемость затрат по кредитуемым мероприятиям и проектам (чаще всего заемщик предоставляет бизнес-план).

Суммы полученных кредитов в рублях зачисляются на расчетный счет или специальные счета в банках, а также на валютный счет (при получении кредита в иностранной валюте). За счет долгосрочного кредита оплачиваются проектные и строительно-монтажные работы, поставки оборудования и других необходимых ресурсов для строительства. Возврат заемных средств по вновь начинаемым стройкам и объектам начинается после ввода их в эксплуатацию в сроки, установленные в договоре. По объектам, строящимся на действующих предприятиях, возврат кредитов начинается до ввода в действие этих объектов.

Проценты за пользование кредитными ресурсами начисляются с даты их предоставления в соответствии с заключенным договором между предприятием и банком. Погашение процентов за пользование заемными средствами осуществляется:

  1. по вновь начинаемым стройкам и объектам — после сдачи их в эксплуатацию в сроки, определенные в кредитном договоре;
  2. по объектам, сооружаемым на действующих предприятиях, — ежемесячно с даты получения этих средств.

Есть все основания предполагать, что по мере выздоровления экономики России, снижения уровня инфляции и ставки рефинансирования Центрального банка России (до 10% и ниже в год) доля долгосрочного кредита в финансовом обеспечении капитальных вложений значительно увеличится.

Акционерное финансирование. Применять данный метод финансирования могут лишь акционерные общества. Акционерное финансирование инвестиций используется обычно для реализации крупномасштабных инвестиций при отраслевой или региональной диверсификации инвестиционной деятельности. Применение данного метода в основном для финансирования крупных инвестиционных проектов объясняется тем, что расходы, связанные с проведением эмиссии, перекрываются лишь большими объемами привлеченных средств.

Привлечение инвестиционных ресурсов в рамках данного метода осуществляется посредством дополнительной эмиссии обыкновенных акций. Термин «дополнительная эмиссия» стал использоваться с принятием 29 декабря 1995 г. Закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ранее использовался термин «вторичная эмиссия».

Акционирование обычно является альтернативой кредитному финансированию. И хотя использование дополнительной эмиссии обыкновенных акций в качестве альтернативы кредиту связано с меньшими затратами (при большом объеме привлекаемых средств), кредит как метод финансирования инвестиций на практике используют чаще. Причина состоит в том, что при частом применении акционирования как метода финансирования инвестиций может возникнуть ряд препятствий, которые ограничивают его применение на практике. Первое препятствие состоит в том, что инвестиционные ресурсы акционерное общество получает лишь по завершении размещения выпуска акций, а такое размещение, во-первых, требует времени, а во-вторых, выпуск не всегда размещается в полном объеме. Второе препятствие использования акционирования в качестве используемого источника финансирования инвестиций состоит в том, что обыкновенная акция — это не долговая, а долевая ценная бумага. Так, принятие решения о дополнительной эмиссии может привести к размыванию пропорциональных долей участия прежних акционеров в уставном капитале и уменьшению доходов прежних акционеров. Это происходит по той причине, что дополнительная эмиссия обыкновенных акций ведет к увеличению уставного капитала, что, в свою очередь, может увеличивать количество акционеров и уменьшать размер дивиденда на акцию. Подобная перспектива вызывает опасения у прежних акционеров, а свои опасения акционеры выражают продажей акций. Чтобы избежать подобной ситуации в уставе акционерного общества, может предусматриваться преимущественное право на покупку «новых» акций «старыми» акционерами. При реализации такого права акционер может купить акции нового выпуска в размере, пропорциональном его фактической доле в капитале акционерного общества.

Однако акционирование как метод финансирования инвестиций обладает рядом достоинств:

  • при больших объемах эмиссии низкая цена привлекаемых средств;
  • выплаты за пользование привлеченными ресурсами не носят безусловный характер, а выплачиваются в зависимости от финансового результата акционерного общества;
  • использование привлеченных инвестиционных ресурсов не ограниченно по срокам.

Недостатком акционирования является то, что для зрелых, давно работающих предприятий новая эмиссия акций расценивается обычно инвесторами как негативный сигнал, что, в свою очередь, может неблагоприятно сказаться на курсе акций предприятия. Второй недостаток — возможна потеря контрольного пакета акций.

Все рассмотренные выше особенности акционирования свидетельствуют о том, что дополнительная эмиссия, осуществляемая в целях финансирования инвестиций, используется не так часто, как привлечение кредита, однако данный метод находит свое применение на практике, так как обладает своими достоинствами.

Эмиссия привилегированных акций как форма акционирования связана с выплатой держателям акций фиксированного процента, который не зависит от результатов хозяйственной деятельности акционерного общества. Установлено, что номинальная стоимость выпущенных привилегированных акций должна быть не более 25% от уставного капитала общества. Этот источник финансирования инвестиций является более дорогим по сравнению с эмиссией обыкновенных акций, так как по привилегированным акциям выплата дивидендов акционерам обязательна.

Государственное финансирование. Государственное финансирование инвестиций в России может осуществляться в следующих формах:

  • финансовая поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов;
  • финансирование в рамках целевых программ;
  • финансирование проектов в рамках государственных внешних заимствований.

Финансовая поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов. Данная форма государственного финансирования осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Принципиально новой особенностью инвестиционной политики государства последнего времени является переход от распределения бюджетных ассигнований на капитальное строительство между отраслями и регионами к избирательному, частичному финансированию конкретных инвестиционных проектов на конкурсной основе.

Переход к оказанию государственной поддержки частным инвесторам на конкурсной основе вместо целевого распределения бюджетных средств предусмотрен Указом Президента «О частных инвестициях в РФ» от 17.09.1994 г. (в ред. от 16.04.1996 г.) № 1928 и постановлением Правительства «О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе» от 22.06.1994 г. № 744. При Министерстве экономики РФ создана Комиссия по инвестиционным конкурсам, организованы рабочая группа и экспертный совет для отбора наиболее эффективных инвестиционных проектов.

Основные требования к инвестиционным проектам предусматривают, что:

  • право на участие в конкурсе на получение государственной поддержки имеют инвестиционные проекты, связанные в первую очередь с развитием «точек роста» экономики, по которым инвестор вкладывает не менее 20% собственных средств (акционерный капитал, прибыль, амортизационные отчисления), необходимых для реализации проекта;
  • срок окупаемости указанных проектов не должен, как правило, превышать двух лет;
  • государственная поддержка реализации прошедших конкурсный отбор инвестиционных проектов может осуществляться: а) за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе, либо на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ; б) путем предоставления государственных гарантий по возмещению части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора (далее именуются государственные гарантии для инвестиционных проектов). Государственные гарантии для инвестиционных проектов предоставляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на очередной год;
  • инвестиционные проекты представляются на конкурс в Министерство экономики Российской Федерации и должны иметь бизнес-план, а также заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной или независимой экспертизы.

Представляемые на конкурс инвестиционные проекты классифицируются по следующим категориям:

  • категория А — проекты, обеспечивающие производство продукции, не имеющей зарубежных аналогов, при условии защищенности ее отечественными патентами или аналогичными зарубежными документами;
  • категория Б — проекты, обеспечивающие производство экспортных товаров несырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке, на уровне лучших мировых образцов;
  • категория В — проекты, обеспечивающие производство импортозамещающей продукции с более низким уровнем цен на нее по сравнению с импортируемой;
  • категория Г — проекты, обеспечивающие производство продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке.

Решения об оказании государственной поддержки реализации прошедших конкурсный отбор инвестиционных проектов принимаются Комиссией по инвестиционным конкурсам при Министерстве экономики Российской Федерации.

Размер государственной поддержки, предоставляемой за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе либо на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, устанавливается в зависимости от категории проекта и не может превышать (в процентах от стоимости проекта):

  • для проектов категории А — 50%;
  • для проектов категории Б — 40%;
  • для проектов категории В — 30%;
  • для проектов категории Г — 20%.

Размер государственной поддержки в виде государственных гарантий устанавливается в зависимости от категории проекта и не может превышать 60% заемных средств, необходимых для его осуществления.

Решения комиссии направляются в Министерство финансов РФ для их реализации в установленном порядке. Средства на оказание государственной поддержки реализации инвестиционных проектов (в том числе в виде государственных гарантий) предусматриваются в проекте федерального бюджета на очередной год. Инвестор, победивший на конкурсе инвестиционных проектов, имеет право выбора следующих форм государственной поддержки:

  • предоставление средств федерального бюджета на возвратной основе на срок не более 24 месяцев;
  • предоставление государственных инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые реализуются на рынке по истечении двух лет с начала получения прибыли от реализации инвестиционного проекта. Размер пакета акций, закрепляемых в государственной собственности, а также год их реализации определяются в соответствии с бизнес-планом инвестиционного проекта;
  • предоставление государственных гарантий для инвестиционных проектов по возмещению за счет средств федерального бюджета части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора.

Министерство финансов РФ и Министерство экономики РФ с участием Центрального банка РФ предусматривают следующий порядок предоставления государственных гарантий для инвестиционных проектов:

  • инвесторы, по проектам которых комиссия приняла решение о предоставлении государственных гарантий, направляют предложения банкам для оформления кредитных договоров;
  • банки, имеющие намерение заключить кредитные договоры с инвесторами указанных проектов, направляют в Министерство финансов РФ заявки на предоставление этим банкам государственных гарантий.

Министерство финансов Российской Федерации при заключении соглашений с банками на предоставление государственных гарантий для инвестиционных проектов выступает от имени Правительства Российской Федерации.

Финансирование в рамках целевых программ. Финансирование инвестиционных проектов государством может осуществляться через целевые программы. Постановлением Правительства РФ «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ» от 26.06.1995 г. (в ред. от 25.01.1999 г. № 90) № 594 и постановлением Госкомстата РФ по вопросам архитектуры и строительства «О сопровождении государственных инвестиционных программ» от 03.06.1993 г. № 18-19 утвержден порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ.

Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, являются эффективным инструментом финансирования инвестиционных проектов. Они представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

Утвержденные целевые программы могут реализовываться за счет следующих источников:

  • средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • внебюджетных средств. К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования целевых программ, относятся: взносы участников реализации программ, включая предприятия и организации государственного и негосударственного секторов экономики; целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ; кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ (или ее отдельных мероприятий), и другие поступления;
  • специальных фондов. Для осуществления целевых программ могут создаваться специальные фонды. Источниками средств, направляемых в эти фонды, являются: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий и организаций, средства бюджетов субъектов Российской Федерации, средства внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и другие;
  • средств иностранных инвесторов. Иностранные инвесторы могут финансировать целевые программы на основе долевого участия. Привлечение иностранного капитала к реализации программных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством об иностранных инвестициях;
  • кредитов. Источником финансирования целевых программ могут являться инвестиционные и конверсионные кредиты, а также целевые кредиты банков под государственные гарантии. Оформление и предоставление государственных гарантий на выдачу кредита коммерческими банками осуществляет Министерство финансов Российской Федерации. Государственные гарантии выдаются коммерческим банкам под конкретные объекты программных мероприятий.

Финансирование проектов в рамках государственных внешних заимствований. Государственными внешними заимствованиями Российской Федерации являются привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства РФ как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками. Государственные внешние заимствования РФ формируют государственный внешний долг РФ.

Смешанное финансирование. Данный метод финансирования инвестиций довольно распространен на практике и предполагает одновременное использование не одного, а нескольких методов финансирования. Например, наряду с акционированием может использоваться кредитование. При смешанном финансировании необходимо контролировать долю собственных источников финансирования инвестиций.

Для определения доли собственных средств в общем объеме инвестиций можно использовать коэффициент самофинансирования ():

где СС собственные средства предприятия (чистая прибыль и амортизационные отчисления);
И общая сумма инвестиций.

Рекомендуемое значение показателя не ниже 0,51 (51%). При более низком значении (например, 0,49) предприятие утрачивает финансовую независимость по отношению к внешним источникам финансирования (заемным и привлеченным средствам).

Финансовая аренда (или финансовый лизинг) отражается по МСФО в активах в качестве чистой инвестиции в лизинг, которая, как правило, на момент первоначального признания представляет собой стоимость переданного в аренду предмета лизинга за вычетом полученного от лизингополучателя аванса и НДС, что отражает реальную сумму финансирования, предоставленного лизинговой компанией.

В то же время, по РСБУ в зависимости от способа учета в активах отражаются либо вложения в материальные ценности в сумме стоимости переданного в аренду предмета лизинга за вычетом НДС (учет на балансе лизингодателя), либо дебиторская задолженность по будущим арендным платежам (учет на балансе лизингополучателя).

В МСФО после первоначального признания лизинговый платеж делится на сумму погашения основного долга (чистой инвестиции в лизинг) и процентного дохода, начисленного за период, который признается в качестве процентного дохода в отчете о прибылях и убытках, тем самым отражая экономическую суть операции финансирования приобретения предмета лизинга.

📌 Реклама Отключить Материал подготовлен АО «ЛК «Европлан» совместно с PwC. Полный текст доклада «О расхождениях в учете лизинговых сделок в РСБУ и МСФО» смотритездесь. В РСБУ лизинговый платеж в случае учета предмета лизинга на балансе лизингодателя не делится и в полной сумме отражается в доходах как выручка, а стоимость предмета лизинга амортизируется в соответствии с учетной политикой и признается как расходы на амортизацию. Все это приводит к значительной разнице в представлении и учете доходов и расходов в МСФО и РСБУ.

«Для подготовки прозрачной и понятной финансовой отчетности необходим переход на учет лизинговых операций, не по форме, а по существу, как в МСФО», — прокомментировал Алексей Бойко, директор практики оказания аудиторских и консультационных услуг финансовому сектору, PwC Россия.

📌 Реклама Отключить

Наглядно, на условном примере, рассмотренном в совместном с PwC исследовании, разницу в учете упрощенно можно отразить так:

млн. руб. МСФО РСБУ

(ПЛ на балансе ЛД)

РСБУ

(ПЛ на балансе ЛП)

Активы на момент передачи в лизинг
Активы чистая инвестиция в лизинг: вложения в материальные ценности: дебиторская задолженность:
Доходы и расходы за первый отчетный период
Доход Процентный доход

18 (1 год)

12 (2 год)

5 (3 год)

выручка

45 (каждый год)

доход от аренды

18 (1 год)

12 (2 год)

5 (3 год)

Расход амортизация

33 (каждый год)

Резюмируя. Финансовый учет по РСБУ (на рассматриваемом примере): 📌 Реклама Отключить

  • не отражает фактическую сумму финансирования предмета лизинга лизинговой компанией и завышает активы лизинговых компаний на 25 — 44% в момент заключения сделки;
  • доходы завышены более чем на 250% и не отражают экономическую сущность лизинга (предоставление финансирования на покупку предмета лизинга).

Таким образом отчетность по РСБУ лизинговой компании сильно зависит от того на чьем балансе ведется учет предмета лизинга. Так, две одинаковые сделки с одинаковым экономическим доходом, одна из которых учитывается на балансе лизингополучателя, другая — на балансе лизингодателя, будут отражены в отчетности по РСБУ по-разному, и оба вида отражения будут сильно отличаться от того, как если бы эту операцию отражать руководствуясь экономической сущностью операции финансовой аренды (финансирование приобретения предмета лизинга). Все это создает сложности инвесторам при оценке финансовой устойчивости лизинговой компании и принятии решения приобретении облигаций лизинговых компаний. Поэтому важно, чтобы учет по РСБУ и МСФО сближался. 📌 Реклама Отключить Как известно, в конце 2018 года в России был принят ФСБУ 25 «Аренда». Переход на ФСБУ 25 «Аренда», который запланирован с 2022 года, призван решить проблему фундаментальной разницы в системах учета и позволит отражать лизинговые операции в соответствии с их экономической сущностью, как это делается в МСФО. «АО «ЛК „Европлан“ на протяжении 20 лет составляет отчетность по международным стандартам и регулярно участвует в размещении собственных облигаций на рынке ценных бумаг. Мы в Европлане приветствуем развитие в данном направлении, которое положительно скажется на лизинговой отрасли: применение единых регламентированных и понятных правил учета позволит лизинговым компаниям значительно повысить прозрачность своей деятельности и нашей отрасли в целом, повысить качество раскрытия финансовых показателей и за счет этого общее доверие инвесторов к лизингу», — прокомментировал Александр Михайлов, генеральный директор, «Европлан».

Минэкономики объяснило, почему именно оно должно регулировать лизинговую отрасль. По мнению министерства, в лизинге превалирует экономическая сущность над финансовой. Однако в ЦБ и Минфине уверены в финансовой природе лизинга и поэтому хотят отдать надзор за ним Банку России.

Минэкономики настаивает, что именно оно должно стать регулятором лизинговой отрасли, следует из письма (с ним ознакомился “Ъ”, его отправку подтвердили в министерстве) за подписью замминистра Ильи Торосова в Минфин в ответ на запрос аппарата правительства по поводу обращения депутата Евгения Шулепова (см. “Ъ” от 24 марта). Это требуется, чтобы с помощью лизинговой отрасли развивать «инструментарий обновления и пополнения основных средств» и воздействовать «на экономический рост», указано в письме.

В прошлом году депутат от «Единой России» предложил свою версию поправок к закону «О лизинге» (см. “Ъ” от 17 января). В законопроекте, который прошел первое чтение в Госдуме более года назад, Минфин и ЦБ предполагают, что регулировать лизинговую отрасль должен именно Банк России. Согласно версии Евгения Шулепова, регулировать лизинговую отрасль должен федеральный орган исполнительной власти в лице Минэкономики, а многие регуляторные требования в его версии сняты.

По мнению Минфина и Банка России, лизинг является финансовым продуктом (квазикредитованием) и, соответственно, лизинговые компании — это финансовые организации. «Ключевыми факторами, влияющими на финансовую устойчивость лизингодателей и отличающими их от нефинансовых организаций, являются высокий финансовый рычаг, кредитный и процентный риски, а также риски ликвидности, валютной позиции и концентрации»,— отмечал ранее представитель ЦБ. Крупнейшие лизинговые компании входят в состав финансовых групп, концентрирующихся вокруг банков, надзор за которыми осуществляет ЦБ, указывал Минфин. Появление у этих организаций другого надзорного органа, по мнению министерства, создаст дублирующего финансового регулятора.

Минэкономики полагает, что в деятельности лизинговых компаний «превалирует экономическая суть над финансовой», поскольку она приводит «в конечном итоге к формированию базы современных основных средств». Поэтому именно оно должно отвечать «за нормативно-правовое регулирование лизинговой деятельности и выработку государственной политики» в этой сфере. Кроме того, в министерстве подчеркивают, что «лизинговые компании не работают напрямую с населением и его средствами». Минэкономики в письме также отмечает, что «определение широты контрольных полномочий» нуждается в проработке.

«Все виды финансовой деятельности оказывают влияние на экономический рост, и лизинг не является исключением»,— парируют в Минфине. По словам представителя министерства, хотя лизинговые компании не привлекают в значительном объеме средства населения, на нерегулируемом рынке нередки случаи мошенничества: «Формирование пассивов компаний из других источников помимо средств населения не предопределяет необходимость создания второго регулятора на финансовом рынке. Депозитарии, рейтинговые агентства, бюро кредитных историй не привлекают средства населения, однако имеют специализированного регулятора в лице Банка России».

В ЦБ и Минпромторге не ответили на запрос “Ъ”.

Но среди самих участников рынка также нет согласия в вопросе природы лизинга.

«Компании являются одним из элементов финансовой системы страны: они тесно интегрированы в нее (финансирование в банках, облигационный рынок), абсорбируют существенные финансовые и экономические риски»,— говорит гендиректор «МСБ-Лизинг» Роман Трубачев. По его словам, стабильность лизингового рынка в большей степени влияет на устойчивость финансовой системы, нежели на экономическую стабильность. Поэтому, как полагает господин Трубачев, наиболее логичным выглядит регулирование ЦБ.

Но есть и другое мнение. По словам начальника управления госрегулирования, комплаенс и авторизации ГК «Альфа-Лизинг» Риммы Иващук, источниками финансирования лизинговых сделок являются инвестиции крупных компаний и банков, «которые и так контролируются Банком России». При этом, по ее мнению, дополнительного развития «в период рецессии подобный контроль не принесет, наоборот, сделает лизинг дороже, а значит, менее доступным для клиентов». В то же время, добавляет госпожа Иващук, лизинг является инструментом приобретения основных средств предприятий, и если государство нацелено развивать определенные отрасли экономики, «то для слаженной работы возможна организация лизинговых компаний на базе Минэкономики».

Илья Усов

Что такое реальные инвестиции: главные особенности и сущность

Евгений Смирнов 5 # Инвестиции

Суть и формы реальных инвестиций

В России наиболее популярными направлениями реальных инвестиций являются предприятия по добыче полезных ископаемых, нефтепереработки и пищевая промышленность.

Навигация по статье

  • Что такое реальные инвестиции
  • Виды реальных инвестиций, классификация, пример
  • Формы реальных инвестиций и особенности управления ими
  • Управление рисками при реальном инвестировании
  • Объекты реальных инвестиций
  • Инвестиции в реальный сектор экономики, активы и бизнес
  • Инвестиционные проекты для портфеля реальных инвестиций
  • Лизинг как метод финансирования реальных инвестиций
  • Методы оценки эффективности реальных инвестиций

У человека, далекого от мира финансов и бизнеса, имеется весьма смутное представление о том, что такое инвестиции. Обычно под этим понятием люди понимают финансовые вложения в покупку различных ценных бумаг, рынок Forex или покупку недвижимости. Но кроме финансовых инвестиций также бывают вложения в реальный сектор или, как еще их называют, — реальные инвестиции.

Что такое реальные инвестиции

Под финансовыми инвестициями принято понимать вложения денежного капитала в различные финансовые инструменты — акции, облигации, товарные фьючерсы и т. п. По сути, это покупка спекулятивных активов с целью их дальнейшей перепродажи по более выгодной цене. А какие инвестиции называются реальными?

Реальными инвестициями называют вложения в реальный сектор экономики, то есть в производство и сферу услуг, в создание материальных и нематериальных ценностей. Если смотреть на инвестиции с точки зрения макроэкономики, то это вложения в общее улучшение материального благосостояния общества.

Таким образом, реальные инвестиции — это вложения в поддержание хозяйственного комплекса, а также в его модернизацию и расширение. В данном случае инвестиции могут быть направлены на приобретение или создание как материальных, так и нематериальных ценностей (объектов интеллектуальной собственности — производственных лицензий, художественных произведений, программного обеспечения и т. д.).

Реальное инвестирование — это, в большинстве случаев, финансирование крупных дорогостоящих проектов. Если при осуществлении финансовых инвестиций можно покупать ценные бумаги малыми партиями буквально за несколько тысяч или даже несколько сотен долларов, в реальном секторе любые вложения почти всегда представляют собой довольно крупные суммы.

По этой причине реальные инвесторы — это либо богатые частные лица, либо юридические лица, обладающие крупным капиталом. Только они являются достаточно состоятельными, чтобы обеспечить финансирование проектов по строительству, модернизации и расширению производственных комплексов различного масштаба.

Виды реальных инвестиций, классификация, пример

Реальные инвестиции более разнообразны, чем финансовые вложения, поскольку применимы ко всем видам хозяйственной коммерческой деятельности. А это десятки отраслей экономики и тысячи различных видов деятельности, в каждом из которых может найтись несколько направлений для инвестирования.

В целом все виды реальных инвестиций можно разделить на две основные группы:

  1. Материальные инвестиции. Представляют собой вложения в создание или приобретение материальных объектов. Классификация этого вида вложений охватывает такие виды затрат, как покупка или создание объектов недвижимости, производственного и вспомогательного оборудования, инженерных коммуникаций, транспортной инфраструктуры и т. д.
  2. Нематериальные инвестиции. Это вложения в нематериальную сферу, которая важна для ведения хозяйственной деятельности. Пример тому — инвестиции в рекламу, способствующую лучшей продаваемости товара, покупка лицензии на использование чужих технологий в производстве, затраты на обучение персонала и т. д.

Примечательно, что некоторые категории инвестиций оформляются, как правило, в виде текущих производственных затрат предприятия, а не капитальных инвестиций. Это связано с особенностями их финансирования путем регулярных взносов, а не разовых затрат. Так происходит с рекламой, использованием чужих технологий (аренда лицензий) и программного обеспечения.

К реальным инвестициям относятся следующие вложения средств:

  • приобретение оборудования;
  • покупка земельных участков, в том числе месторождений полезных ископаемых;
  • покупка или строительство зданий и сооружений;
  • вложения в модернизацию производства;
  • расходы на структурную реорганизацию предприятия;
  • покупка или создание товарных знаков, брендов;
  • покупка патентов и лицензий;
  • финансирование научных исследований;
  • обучение и переобучение персонала.

К понятию реальных инвестиций с некоторой натяжкой также относятся вложения в покупку облигаций или акций предприятия, если их перепродажа третьим лицам не предусмотрена, а вырученные средства направляются на расширение или модернизацию производства.

Реальные инвестиции во многом более выгодны, нежели финансовые вложения. Хотя они не всегда обеспечивают более высокий уровень доходности в сравнении с финансовыми, зато менее рискованны. Во-первых, они мало подвержены краткосрочным колебаниям рынка. Во-вторых, объекты реальных инвестиций обладают собственной стоимостью, что позволяет продать их в случае необходимости и тем самым вернуть бо́льшую часть вложений.

В то время как финансовые инвестиции позволяют инвестору зарабатывать исключительно на колебаниях рыночной конъюнктуры, реальные инвестиции ориентированы на извлечение прибыли путем производства дополнительных материальных и нематериальных благ.

Реальные инвестиции всегда тесно связаны с конкретным производством. Если при покупке акций инвестора интересует лишь перспектива их подорожания, то для вложений в расширение или модернизацию производства большое значение приобретает множество дополнительных факторов. Инвестору становятся важны все проблемы производственного процесса, которые в итоге влияют на увеличение объемов производства и получение прибыли от реализации продукции.

По указанным причинам, лицо, желающие вложить в инвестиции и реально заработать, должно быть тесно связано с руководством предприятия. Инвестору нужно не только понимать, куда именно пойдут его деньги, но и иметь возможность влиять на этот процесс. Таким образом, реальный инвестор почти всегда в той или иной степени принимает участие в управлении предприятием. Он либо изначально является собственником, либо получает пакет акций с правом голоса в обмен на свои инвестиции.

Формы реальных инвестиций и особенности управления ими

Осуществлять инвестиции в реальный сектор экономики можно различными способами. Эти способы и представляют собой отдельные формы вложений.

Наиболее понятным и наглядным вариантом является приобретение производственного предприятия. Хотя в принципе состоятельное физическое лицо может приобрести небольшой цех, магазин или иной хозяйственный комплекс, на практике более распространено приобретение одного предприятия (либо его материальных активов) другим, более крупным предприятием.

Важным аспектом данной формы инвестирования является то, что покупается не отдельное имущество, а в целом хозяйственный комплекс, полностью или частично готовый к выпуску продукции или предоставлению коммерческих услуг. Такой способ инвестирования хорошо подходит для опытных предпринимателей, которые могут сэкономить время и силы, восстановив работу купленного предприятия вместо того, чтобы создавать собственное с нуля.

Далее следует упомянуть такую форму инвестирования, как покупка отдельных материальных активов — зданий, земельных участков, станков, транспорта и т. д. К ней прибегают в тех случаях, когда приобретать готовый хозяйственный комплекс нецелесообразно. Например, фабрике нужно 100 новых станков. Очевидно, что покупать другую фабрику только ради этого оборудования глупо. Нужно просто обратиться к производителю данного вида станков и купить нужное количество машин.

Другой популярной формой реальных инвестиций является строительство новых зданий, инженерных объектов и коммуникаций, транспортной и производственной инфраструктуры. Данная форма востребована в тех случаях, когда предприятие нуждается в новых зданиях, объектах и коммуникациях, но не имеет возможности их приобрести. Например, сельхозпредприятию нужно собственное зернохранилище. И если в округе такого объекта нет в принципе, то и купить его невозможно. Аналогично нельзя купить дорогу между двумя производственными цехами на собственной территории, ее можно лишь построить.

Основные формы реальных инвестиций включают также реконструкцию и модернизацию. Это особая форма реального инвестирования, которая в некоторой степени является альтернативой расширению предприятия. В данном случае стоит цель не увеличить количество основных фондов, а улучшить их или заменить на более совершенные и подходящие для современных технических реалий. Хотя увеличение объемов производства часто является следствием такого рода вложений, главная цель всё же состоит в том, чтобы снизить производственные издержки за счет оптимизации производственных процессов и снижения расходов на сырье, персонал и энергоресурсы.

Постоянная модернизация — единственный вид реальных инвестиций, без которых не может обойтись ни одно предприятие. Даже если речь идет о маленьком семейном кафе в провинциальном городе, где в принципе нет никаких перспектив для расширения бизнеса, постоянное техническое перевооружение всё равно необходимо как на кухне, так и в торговом зале.

Наконец, существует и такая форма инвестиций, как покупка или создание нематериальных активов. Как уже упоминалось выше, сюда относятся технические патенты, торговые марки, производственные лицензии, программное обеспечение и многое другое.

Управление рисками при реальном инвестировании

Анализ и управление рисками при осуществлении реальных инвестиций является одной из главных задач инвестора. Хотя в сравнении с финансовым сектором вложения в реальную экономику считаются более надежными, риски всё равно существуют. Это объективное явление, которое существует как на отраслевом уровне, так и на уровне отдельного предприятия. Особенности управления ими — отдельная наука.

Реализуя любой инвестиционный проект, нужно учитывать возможные риски того, что вложения не смогут себя окупить по причинам, возникшим на макроэкономическом и локальном уровне. Для любого инвестиционного проекта делается оценка степени риска с учетом его специфики, а также предусматриваются возможные способы и особенности их управления. Выделяют следующие виды рисков:

  1. Риск неплатежеспособности. Подразумевается возможность того, что в процессе реализации проекта у инвестора закончатся деньги и проект будет сорван, а уже сделанные вложения — потеряны.
  2. Риск проектирования. Опасность наличия существенных ошибок в бизнес-плане или техническом проекте, способных сильно повлиять на рентабельность или вообще на возможность осуществления изначального проекта.
  3. Риск исполнения. Неквалифицированные исполнители могут нарушить все изначальные планы, сделав работу некачественно, слишком затянув ее или чрезмерно увеличив затраты.
  4. Маркетинговый риск. Возможность того, что потребительский спрос на товар, под который создается проект, будет ниже предполагаемого.
  5. Инфляционный риск. В результате инфляции сильно возрастут затраты на реализацию проекта, или итоговая реальная прибыль окажется меньше реальных затрат.
  6. Налоговый риск. Возможность появления новых налогов или увеличения существующих, что поставит под сомнение экономическую целесообразность проекта.
  7. Структурный операционный риск. В ходе эксплуатации уже реализованного проекта, текущие операционные расходы могут возрасти по разным причинам и снизить его рентабельность.

И это лишь некоторые наиболее типичные проблемы, которые приходится учитывать, проводя анализ и управление рисками.

Объекты реальных инвестиций

К объектам инвестирования можно применить различные способы классификации. Их различают по таким характеристикам:

  • масштаб;
  • направленность проекта;
  • характер и содержание инвестиционного цикла;
  • характер участия государства в проекте;
  • эффективность вложений.

Наиболее типичными объектами, на которые реальные средства могут быть направлены в рамках инвестиционного проекта, являются земельные участки, здания, производственное оборудование, инженерные коммуникации и т. д. К более специфическим объектам для такого рода вложения относятся научно-технические исследования, разработка новых усовершенствованных типов продукции и услуг, реклама, расширение сети сбыта, реорганизация компании, обучение персонала.

Инвестиции в реальный сектор экономики, активы и бизнес

Ключевой особенностью инвестиций в реальный бизнес в сравнении с вложениями в финансовые активы является прямая связь с реальным сектором экономики. В то время как спекуляции с ценными бумагами лишь отдаленно связаны с непосредственно производственным процессом, каждая копейка реальных инвестиций прямо влияет на производство товаров и услуг.

Примечательно то, что финансовый инвестор может совершенно не разбираться в том, как работает предприятие, акции которого он купил. Для него значение имеют лишь общие финансовые результаты деятельности предприятия, а также состояние и перспективы того сектора экономики, в котором оно работает. Для реального инвестора важны абсолютно все аспекты, вплоть до территориальной локализации производственных цехов и среднего возраста сотрудников.

Таким образом, для осуществления реальных инвестиций нужно быть настоящим профессионалом и экспертом в той отрасли, в которую делаются вложения. Либо же нужно нанимать таких экспертов в качестве консультантов.

Также инвестору приходится учитывать, что инвестиции в реальные активы обладают крайне низкой ликвидностью. Их сложно (а часто и вовсе невозможно) обратно конвертировать в финансовые ресурсы, что почти исключает возможность спекулятивного распоряжения ими. По этой причине реальные инвестиции всегда делаются на длительный срок.

С макроэкономической точки зрения, реальные инвестиции — это единственный источник реального экономического роста. Спекуляции с ценными бумагами способны обогатить конкретных физических лиц, но обеспечить общее увеличение объемов производства в стране могут только вложения в реальный сектор экономики — в строительство зданий, производство товаров и услуг.

Инвестиционные проекты для портфеля реальных инвестиций

Портфель реальных инвестиций представляет собой совокупность нескольких инвестиционных проектов в реальный сектор экономики, подчиненных определенным задачам и целям. Теоретически, таким портфелем может обладать частный инвестор, вкладывающий свои капиталы в различные предприятия с целью минимизировать риски при сохранении высоких показателей прибыльности вложений.

Тем не менее, на практике портфель реальных инвестиций — это, как правило, комплекс инвестиционных проектов, реализуемых на конкретном предприятии с целью увеличения объемов производства, снижения производственных издержек и расширения сбытовой сети.

Любой портфель реальных инвестиций характеризуется предельно низкой ликвидностью. Зачастую он представляет собой нулевую ценность в качестве спекулятивного актива и способен приносить прибыль лишь самому инвестору в средне- и долгосрочной перспективе. Это связано с тем, что единственным способом извлечения прибыли из этих инвестиций является выпуск и реализация продукции (услуг) предприятия, в которое были инвестированы средства.

Портфель реальных инвестиций очень сложен в управлении и напрямую связан с управлением самим предприятием. По этой причине реальным инвестором зачастую выступает либо собственник компании (физическое или другое юридическое лицо), либо сама компания.

В рамках одного предприятия портфель реальных инвестиций формируется из инвестиционных проектов на базе общей стратегии развития данного субъекта хозяйствования. Соответственно, получение прибыли от этих вложений напрямую завязано на повышении объемов производства, снижении издержек и расширении клиентской базы.

В качестве примера такого инвестиционного портфеля возьмем небольшое сельхозпредприятие, стоящее на пороге масштабного расширения. Собственники и руководство принимают решение реализовать сразу несколько проектов:

  • закупить новые тракторы;
  • приобрести дополнительные земельные участки под новые сельхозкультуры;
  • построить животноводческий комплекс;
  • нанять и обучить дополнительный персонал.

Каждый пункт этого списка — это реальный инвестиционный проект, который может быть профинансирован как из операционной прибыли предприятия, так и за счет средств, привлеченных со стороны через механизм эмиссии акций и облигаций, либо на кредитные средства. Ну а все вместе эти проекты объединяются в единый портфель, который одновременно является общей стратегией развития данной компании.

Лизинг как метод финансирования реальных инвестиций

Лизинг как метод финансирования долгосрочных инвестиционных проектов является отличным альтернативным инструментом привлечения средств. В условиях стагнации экономики с высоким уровнем инфляции и высокими ставками по банковским кредитам, лизинг позволяет успешно реализовывать дорогостоящие инвестиционные проекты с долгим сроком окупаемости. Как это работает?

Инфляция может съесть всю прибыль от долгосрочных инвестиций, поэтому стороннему инвестору реальный инвестиционный проект, рассчитанный на долгий срок, неинтересен. Если же у предприятия недостаточно собственных оборотных средств для такого проекта, ему остается только банковский кредит. Но из-за высоких процентов инвестиции в реальные активы могут оказаться убыточными.

Выходом из ситуации становится лизинг. Сторонний инвестор приобретает соответствующее имущество (например, промышленные станки) и сдает их в аренду промышленному предприятию. В итоге инвестор получает прибыль от аренды, покрывающую уровень инфляции, и при этом остается собственником имущества, которое можно будет продать по истечении срока лизингового договора.

В свою очередь предприятие получает в пользование необходимое ему имущество, аренда которого покрывается из прибыли, генерируемой этим имуществом. Причем стоимость аренды получается ниже, чем выплаты по банковскому кредиту.

Также следует отметить еще один принципиальный момент, касательно данного источника финансирования инвестиций. Банковский кредит можно взять только в банке той страны, в которой находится предприятие. Закон запрещает напрямую кредитоваться в иностранных банках с более низкими процентными ставками. А вот договор лизинга можно заключать с нерезидентами, то есть арендовать имущество у компаний и физических лиц, зарегистрированных в другой стране.

К слову, решающей предпосылкой притока реальных иностранных инвестиций является как раз высокая стоимость банковских кредитов в нашей стране. Иностранные инвесторы охотно включаются в лизинговые схемы, которые достаточно безопасны и при этом обеспечивают всем сторонам отличные условия для получения прибыли.

Методы оценки эффективности реальных инвестиций

Критерии, обосновывающие целесообразность реальных инвестиций, делятся на две основные категории — оценка доходности и оценка риска.

При оценке ожидаемой доходности реальных инвестиций главным методом анализа является разработка технико-экономического обоснования (ТЭО). Это документ, который отражает грубые укрупненные расчеты всех основных производственных показателей, а также затрат и выручки.

Важным элементом расчета эффективности инвестиций является составление бизнес-плана. Причем на каждом этапе реализации проекта такой план составляется заново. То есть, сначала разрабатывается предварительный бизнес-план, потом текущий план в процессе осуществления проекта и финальный план при начале эксплуатации уже реализованного проекта.

Ключевые методы оценки эффективности вложений с точки зрения доходности базируются на подсчете таких показателей:

  • индекс доходности;
  • срок окупаемости;
  • чистый приведенный доход;
  • внутренняя норма доходности вложений.

Сравнив разные проекты по этим показателям, инвестор выбирает наиболее подходящий и выгодный, чтобы реализовать его в первую очередь.

Что касается оценки рисков при осуществлении реальных инвестиционных проектов, то и она происходит через сравнение основных показателей доходности. Для этого выберите показатели производства, финансирования и реализации продукции в рамках проекта, и смоделируйте их изменения, чтобы оценить чувствительность и уязвимость проекта к таким переменам.

С точки зрения риска, анализ эффективности инвестиций сводится к составлению трех бизнес-планов:

  • пессимистического;
  • оптимистического;
  • усредненного или реалистического.

Чем меньше колебания основных показателей между этими тремя сценариями, тем более стабильным и менее рискованным является инвестиционный проект.

Итоговая целесообразность вложений определяется выбором оптимального баланса между показателем рентабельности и уровнем риска.

Документ

Постановление Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 17 «Об отдельных вопросах, связанных с договором выкупного лизинга»

Пленум ВАС РФ разъяснил вопрос о статусе договора выкупного лизинга, исходя из фактических отношений его сторон, а также несколько актуальных вопросов, возникающих в процессе рассмотрения споров, связанных с условиями договора выкупного лизинга.

Пленум ВАС указал, что имущественный интерес лизингодателя заключается в размещении средств и последующем их возврате с прибылью, а интерес лизингополучателя – в приобретении предмета лизинга в собственность за счет средств, предоставленных лизингодателем. Выплачивая лизингодателю определенные договором платежи, лизингополучатель по сути не арендует у лизингодателя его имущество, а, во-первых, возмещает ему понесенные затраты, связанные с приобретением предмета лизинга (размер финансирования), и, во-вторых, выплачивает лизингодателю проценты за использование его средств для приобретения имущества (плата за финансирование), благодаря чему он фактически получает возможность приобрести предмет лизинга в рассрочку.

Таким образом, между сторонами договора выкупного лизинга возникают не столько арендные, сколько кредитные отношения. При этом в качестве обеспечения обязательств лизингополучателя, а также в качестве гарантии возврата вложенных средств для лизингодателя выступает право собственности на предмет лизинга, которое переходит к лизингополучателю только при условии выплаты им всей предусмотренной договором суммы.

Как определить размер финансирования

Размер предоставленного лизингодателем финансирования складывается из закупочной цены предмета лизинга (за вычетом авансового платежа лизингополучателя), а также из расходов по его доставке, ремонту, передаче лизингополучателю и прочих подобных затрат.

Как рассчитать плату за финансирование

Плату за предоставленное лизингополучателю финансирование следует определять в процентах годовых на размер финансирования по следующей формуле:

ПФ – плата за финансирование (в процентах годовых)
П – общий размер платежей по договору лизинга
А – сумма аванса по договору лизинга
Ф – размер финансирования
С/дн – срок договора лизинга в днях

В том случае, если процентная ставка не установлена договором, она может быть установлена судом по заявлению одной из сторон договора лизинга.

Такой порядок определения платы за финансирование должен привести к тому, что в договорах будет указана эффективная ставка, как это делается, например, в кредитных договорах.

При расторжении договора выкупного лизинга нужно урегулировать взаимные обязательства

При расторжении договора выкупного лизинга лизингодатель не должен получить какие-либо дополнительные блага, которые не предусматривались договором, а лизингополучатель не может быть освобожден от внесения платы за полученное финансирование, возмещения убытков лизингодателя и т.д. Для этого сторонам необходимо определить, кем, какие обязанности и в каком объеме должны быть выполнены для соблюдения указанного выше условия.

Сделать это можно, сложив сумму полученных лизингодателем платежей и стоимость возвращенного ему предмета лизинга. Если получившаяся сумма меньше предоставленного лизингополучателю финансирования, лизингополучатель должен вернуть лизингодателю разницу. Напротив, если эта сумма окажется больше – лизингополучатель может потребовать возврата разницы лизингодателем. Если сторонам договора не удастся договориться о возмещении, каждая из них вправе обратиться в суд для решения этого вопроса.

Как определить стоимость возвращенного предмета лизинга

Стоимость предмета лизинга, возвращаемого лизингодателю при расторжении договора, определяется исходя из его состояния на момент возврата (ст. 669 ГК РФ). Если в разумный срок (или в срок, оговоренный сторонами) после возврата предмет лизинга был продан – его стоимость равняется сумме, за которую он был продан. Поскольку стоимость предмета лизинга важна при подсчете взаимных обязательств сторон, лизингополучатель может усомниться в адекватном определении цены лизингодателем и обратиться в суд для перерасчета. Оценивая предмет лизинга, суд должен будет руководствоваться отчетом оценщика.

Кто несет риск невыполнения продавцом предмета лизинга своих обязательств

По общему правилу (п. 2 ст. 22 Закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)») риск невыполнения продавцом предмета лизинга своих обязанностей несет та сторона, которая выбрала этого продавца. Однако это не означает, что другая сторона не должна принимать меры для уменьшения рисков. Например, если продавца выбрал лизингодатель, а из-за действий лизингополучателя (умышленных или неосторожных) продавец не смог предоставить предмет лизинга вовремя, лизингодатель вправе обратиться в суд и потребовать уменьшения своей ответственности согласно п. 1 ст. 404 ГК РФ.

Что делать в случае гибели или повреждения застрахованного предмета лизинга

Если предмет лизинга был застрахован в пользу лизингодателя, при наступлении страхового случая он должен предпринять разумные усилия для получения страхового возмещения. Если лизингодатель уклоняется от этой обязанности, лизингополучатель вправе требовать уступить ему право требования выплаты страхового возмещения. В противном случае лизингодатель имеет право приостановить выплату лизинговых платежей (ст. 328 ГК РФ).

Что делать в случае гибели незастрахованного предмета лизинга

Если предмет лизинга не был застрахован, в случае его гибели лизингополучатель не освобождается от своих обязательств перед лизингодателем по возмещению затрат на покупку предмета лизинга и плату за финансирование. Выплачивать указанные суммы лизингополучатель должен до момента, когда эти затраты будут полностью возмещены. В противном случае лизингодатель может потребовать их возмещения в судебном порядке.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *