Финансирование мероприятий

Содержание

Как и за счет чего осуществляется финансирование охраны труда

Охрана труда предполагает обеспечение всех оптимальных условий работы на предприятии. За ее организацию отвечает сам работодатель. Он не имеет права требовать денег от своих сотрудников. В обратном случае будет зафиксировано нарушение.

Особенности финансирования охраны труда (ОТ)

Средства, выделенные на охрану труда, нельзя тратить на другие цели. Компании, которые направили средства не по назначению, должны вернуть использованные средства в фонд ОТ в объеме 100%. Также компания должна выплатить штраф в Федеральный фонд ОТ. Расходование средств контролируется самим трудовым персоналом. Его представители должны реагировать при обнаружении нарушений. Организация некоторых мер может исполняться за счет взносов, выплачиваемых при несчастных случаях и профессиональных недугах.

Куда направляются средства? Финансирование нужно компании для того, чтобы обеспечить адекватные условия труда. Перечень их оговорен в статье 163 ТК РФ:

  • Нормальное состояние помещений и оборудования.
  • Своевременная поставка документации, нужной для работы.
  • Нормальное состояние инструментов.
  • Безопасность.

Обеспечение вышеуказанных условий финансируется за счет денег, которые относятся на производственные траты.

Определение объема финансирования

В письме Роструда №457-6-1 от 11 марта 2014 года указано, что размер финансирования должен быть определен за год. На протяжении всего этого периода компания осуществляет организацию соответствующих мер. В итоге на их финансирование должно быть направлено не меньше 0,2% от общих расходов на производство товара или услуг. В части 3 статьи 226 не прописана верхняя планка размера вложения средств в ОТ, а потому она может быть любой. Однако размер 0,2% является обязательным.

Источники финансирования охраны труда

Существуют различные целевые программы по финансированию мер по ОТ. То есть работодатель может прибегнуть к инструментам государственной поддержки. Рассмотрим все возможные источники финансирования:

  • Бюджет страны, поддержка со стороны государства (для ее получения ЮЛ может участвовать в целевых программах).
  • Добровольные взносы от ЮЛ и ФЛ.
  • Средства работодателя.

ВАЖНО! Соответствующий перечень приведен в статье 226 ТК РФ. Работодатель должен отпускать на охрану труда не менее 0,2 своих расходов на производство товара. Этот размер может быть увеличен. Траты на охрану труда входят в себестоимость продукции при определении налогооблагаемой базы. Сотрудники не несут расходов на ОТ.

Налоговый учет охраны труда

Траты на ОТ предполагают налогообложение. Компания должна вести соответствующий учет.

Налог на прибыль

При определении налога на прибыль требуется принимать во внимание положения Письма Минфина №03-03-06/1/568 от 14 августа 2007 года. В акте указано, что при наличии всех этих условий дохода для налогообложения не образуется:

  • Меры предпринимались для уменьшения травматизма и болезней.
  • Меры финансируются за счет страхвзносов.

Траты при реализации этих мер не будут учитываться при вычислении налога на прибыль. Траты на охрану труда самого работодателя в рамках нормы будут учитываться при определении налога. Относятся они к конкретным направлениям расходов в зависимости от вида затрат.

В статье 254 указано, что к материальным относятся эти траты:

  • Покупка одежды и обуви, инструментов для защиты (перчатки, маски и прочее).
  • Покупка мыла и антибактериальных средств.
  • Специальное питание для сотрудников, которые работают при вредных условиях.
  • Покупка молока.
  • В структуру прочих расходов входят траты осмотры. Актуальны они, как правило, в транспортных фирмах.

В статье 255 НК РФ указано, что траты работодателя на оплату труда включают в себя любые начисления сотрудникам. Поэтому выплата компенсаций за работу в сложных и вредных условиях будет облагаться налогами на основании пункта 3 статьи 255 НК РФ.

Налоги на доходы физлиц

В пункте 3 статьи 217 НК РФ указано, что облагаться не будут все формы компенсационных выплат, выдаваемые ФЛ в связи с его выполнением своих трудовых функций. То есть траты на охрану труда не будут считаться базой для исчисления НДФЛ.

Бухгалтерский учет охраны труда

В Приказе №168н указано, что траты на ОТ относятся на эти статьи расходов:

  • Траты на обеспечение средствами ИЗ, приобретение молока, санитарные инструменты – все это входит в подстатью 340 «Повышение стоимости материальных запасов».
  • Траты на организацию медицинских осмотров, заказ профилактического питания у сторонних фирм – все это включается в подстатью 226 «Прочие услуги».

Все прочие затраты будут фиксироваться по подстатьям с соответствующим названием. При занесении их в ту или иную статью нужно ориентироваться на вид расходов.

В инструкции №25н (10) по бюджетному учету указано, что средства ИЗ, ингредиенты для специального питания заносятся на счет 105 00 000 «Материальные запасы». По дебету счета фиксируются сумма поступивших активов, по кредиту – объем их выбытия.

Используемые проводки

При фиксации расходов на оплату труда используются эти проводки:

  • ДТ2 106 04 340 КТ2303 06 730. Начисление страховых взносов по производственным травмам.
  • ДТ2106 04 340 КТ2302 09730. Траты на медосмотр.
  • ДТ221001 560 КТ2302 09730. НДС по расходам на медосмотр.
  • ДТ 210502 340 КТ2302 22730. Оприходование молока.
  • ДТ221001 560 КТ2302 2730. Отражение НДС по купленному молоку.
  • ДТ210505 340 КТ2302 22730. Оприходование средств ИЗ, купленных за счет работодателя.
  • ДТ230209 830 КТ2201 01610. Оплата услуг по медосмотру.
  • ДТ210505 340 КТ2302 22730. Приобретение спецодежды за счет взносов.
  • ДТ230222 830 КТ2201 01610. Оплата спецодежды.
  • ДТ230306 830 КТ2105 05440. Одежда направлена в эксплуатацию.
  • ДТ230222 830 КТ2201 01610. Оплата молока и средств ИЗ.

Порядок отражения расходов по ОТ, если финансирование производилось за счет взносов на травматизм, не установлен. Поэтому компания может сама определить этот порядок.

ВАЖНО! Финансировать охрану труда за счет взносов можно только тогда, когда получено соответствующее разрешение от ФСС. Эта служба также утверждает норму расходования взносов.

Можно ли учитывать траты на воду?

В статьях 163 и 212 ТК РФ указано, что работодатель должен организовать условия сотрудникам для исполнения ими трудовых функций. Он также обязан обеспечить обязанность работы. Однако в НК РФнет перечня трат, которые можно отнести к ОТ. По этой причине у работодателя иногда возникают затруднения. В частности, встает вопрос о том, можно ли относить к ОТ приобретение воды. Ведь она нужна для обеспечения адекватных условий труда.

Что думает по этому поводу Минфин? В его письме №03-03-04/1/408 от 2 декабря 2005 года указано, что траты на покупку питьевой воды принимаются в снижение размера доходов при обложении прибыли только при исполнении ряда условий. В частности, это наличие заключения от эпидемиологической службы о том, что водопроводная вода не может применяться для питья.

В письме Минфина №03-11-04/2/19 указано, что приобретение воды и техники для обогрева не прописано в статье 346.16 НК РФ. Поэтому они не принимаются во внимание при определении базы по налогу, используемому при УСН.

Финансирование мероприятий по охране труда: «пряник и кнут» от государства

Можно ли уменьшить затраты на охрану труда? Как это сделать?

Какие меры воздействия на организации и их руководителей использует государство для того, чтобы реализовывались мероприятия по охране труд?

Как мотивировать работодателя своевременно выделять деньги на охрану труда?

Работодатели начинают думать об охране труда только тогда, когда произошел несчастный случай или ГИТ собирается проверить организацию. Только после проверки или произошедшего несчастного случая руководители понимают, что профилактика несчастных случаев и профессиональных заболеваний обходится дешевле, чем устранение последствий и реабилитация пострадавших работников

Государство, чтобы мотивировать работодателя выполнять мероприятия по охране труда, использует тактику «кнута и пряника». «Пряник» — это меры финансового стимулирования, которые позволяют уменьшать расходы, связанные с охраной труда, «кнут» — напротив, увеличение ставок в ФСС и штрафы ГИТ при проверке за невыполнение требований по охране труда.

Сначала о «пряниках».

МИНИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ

Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ) обязывает работодателя обеспечивать безопасные условия работы и охрану труда работников (ст. 212) и устанавливает минимальный уровень финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (ч. 3 ст. 226 ТК РФ) — затраты организации на охрану труда должны составляет не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Конкретный перечень мероприятий по охране должен определить сам работодатель исходя из специфики своей деятельности.

Проведение инструктажей, обучение и проверка знаний по охране труда организационные мероприятий по улучшению условий труда (разрабатываются на основе результатов СОУТ), производственный контроль или оценка профессиональных рисков — все эти мероприятия не требуют от работодателя значительных финансовых затрат и, как правило, выполняются собственными силами сотрудников организации и могут носить исключительно организационный характер. Остальные мероприятия требуют различных по величине финансовых затрат, но и их можно сократить.

КАК СОКРАТИТЬ РАСХОДЫ НА ОХРАНУ ТРУДА С ПОМОЩЬЮ ВЗНОСОВ В ФСС РФ?

Первый способ установлен Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Правила финансового обеспечения предупредительных мер предусматривают мероприятия по улучшению условий и охраны труда, затраты на которые могут быть сокращены на сумму, равную 20 % сумм страховых взносов социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных работодателем за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

Если в организации не более 100 работников, объем финансирования может быть определен за три предыдущих года.

Упрощенно схема финансирования выглядит так: ФСС РФ позволяет работодателю не платить в следующем году страховые взносы в сумме, равной 20 % от прошлогодних взносов, если такая же сумма была потрачена работодателем на мероприятия, перечисленные в Правилах финансового обеспечения предупредительных мер.

Объем финансовых средств, которые будут «возмещены» за счет перечисленных страховых взносов, можно узнать по-разному:

Вариант 1. Необходимо обратиться в отделение территориального органа ФСС РФ по месту регистрации организации. В отделении есть все сведения об объеме перечисленных взносов от организации и расходов на обеспечение по страхованию, на основании которых сотрудники отделения могут сообщить размер средств, который можно реализовать в счет страховых взносов.

Вариант 2. Снова обратиться в бухгалтерию, где с точностью до копейки узнать сумму перечисленных взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также средства, затраченные на обеспечение по данному виду страхования.

Следует отметить, что мероприятия, перечисленные в Типовом перечне и в Правилах финансового обеспечения предупредительных мер, совпадают не полностью. В связи с этим не все мероприятия, перечисленные в Типовом перечне, работодатель сможет реализовать за счет средств страховых взносов. Например, за счет страховых взносов нельзя возместить расходы на оплату занятий работников спортом в клубах и секциях.

К СИЗ также есть дополнительные требования. Для возмещения расходов на их закупку они должны быть изготовлены на территории государств — членов Евразийского экономического союза, т. е. ФСС РФ возместит затраты работодателя на закупку средств индивидуальной защиты, произведенных исключительно в Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, России.

Второй способ сокращения расходов представлен в Правилах установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В России для каждой отрасли экономики установлен свой страховой тариф, в соответствии с которым работодатель обязан отчислять в ФСС РФ страховые взносы. За счет скидки к страховому тарифу работодатель может снизить отчисления взносов в ФСС РФ до 40 % для всех работников организации.

Страховой тариф определяется ежегодно в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» и Приказом Минтруда России от 30.12.2016 № 851н «Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска».

Размер скидок рассчитывается ФСС РФ в соответствии с Методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Расчет производится исходя из основных показателей страховых случаев, определенных по итогам деятельности работодателей за 3 года, предшествующих текущему году, с учетом сведений о результатах СОУТ и проведенных обязательных медицинских осмотров. Таким образом, чтобы получить скидку к страховому тарифу, работодателю необходимо реализовать только два мероприятия по улучшению условий и охраны труда.

Финансирование мероприятий по улучшению условий труда

Порядок финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда установлен в соответствии со статьей 226 ТК РФ.

В статье 210 ТК РФ одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является участие государства в финансировании мероприятий по охране труда. Для реализации этого направления государственной политики органы государственной власти Российской Федерации в сфере охраны труда наделены полномочиями разрабатывать и реализовывать федеральные целевые и отраслевые программы улучшения условий и охраны труда и определять расходы на охрану труда за счет средств федерального бюджета. А органы государственной власти субъектов РФ полномочны принимать участие в разработке и реализации федеральных целевых программ, разрабатывать и утверждать территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и определять расходы на охрану труда за счет средств бюджета субъектов РФ.

В соответствии с вышеизложенным, в части 1 статьи 226 ТК РФ сказано, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется:

«за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления».

Согласно части 2 статьи 226 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также:

«..за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.»

Статьей 226 ТК РФ также установлено, что:

«Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг)».

В соответствии с частью 1 статьи 115 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) федеральное казенное предприятие – это унитарное предприятие на праве оперативного управления, созданное на базе государственного или муниципального имущества. Такое предприятие может быть создано в случаях и в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Федеральное учреждение – это организация, созданная на базе государственной собственности, принадлежащей РФ для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (статьи 120, 214 ГК РФ).

В соответствии с Постановлением Правительства от 10 февраля 2004 года №71 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений» решения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений принимаются Правительством Российской Федерации.

Бюджетные некоммерческие организации, а к таковым относятся учреждения образования, науки, здравоохранения, культуры по своему правовому положению в соответствии с ГК РФ относятся к учреждениям (статья 120 ГК РФ), осуществляющим свою деятельность на основе права оперативного управления (статьи 214, 296 ГК РФ) государственным имуществом (федеральным или субъектов Федерации).

Федеральные учреждения основаны на государственной собственности РФ, учреждения субъектов Федерации — на государственной собственности, принадлежащей субъекту РФ (республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам).

Постановлением Минтруда Российской Федерации от 27 февраля 1995 года №11 «Об утверждении рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда» разработан комплекс мероприятий, направленных на улучшение условий труда.

Законодателем также регламентировано возможность создания фондов охраны труда у работодателей, отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

При создании таких фондов необходимо руководствоваться статьей 118 ГК РФ и статьей 7 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Кроме того, в ТК РФ определено, что работник не несет никаких расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 мая 2006 года №390 «Об утверждении правил финансирования в 2006 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» приняты правила, определяющие порядок и условия частичного финансирования в 2006 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя, включая финансирование санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее по тексту – Постановление №390).

В пункте 2 Постановления №390 приведен на 2006 год Перечень предупредительных мер, которые финансируются за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Не вызывает сомнений, что невозможно исключить полностью воздействие неблагоприятных факторов на работающего даже в тех производствах, где внедрены передовая технология, современное оборудование, высокая культура и качественное медицинское обслуживание.

В последние годы было принято немало важных законодательных актов, направленных на повышение уровня охраны труда работников. Однако реализация положений этих документов еще не стала первоочередной задачей в трудовых отношениях. Уклонение работодателей от выполнения своих обязанностей по созданию условий труда, соответствующих требованиям безопасности и гигиены, приводит к значительному росту несчастных случаев, профессиональных заболеваний на производстве.

По данным РАМН всего на сегодняшний день только 20% производств соответствуют санитарным нормам. Ежегодно от 2 до 40% трудопотерь по болезням в России связаны с неудовлетворительными условиями труда. Планируется, что реализация программы «Здоровье работающего населения России на 2004-2015 годы» позволит на 20% снизить уровень профессиональных заболеваний, привести 90% рабочих мест в соответствие с санитарными нормами и требованиями.

Более подробно с вопросами, связанными с вредными и опасными условиями труда с учетом изменений, внесенных новой редакцией Трудового Кодекса Российской Федерации и другими нормативными актами, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Вредные условия труда. Правовое регулирование. Практика. Документы».

Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Положения комментируемой статьи предоставляют возможность финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда из различных источников.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться:

— за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных источников — в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами соответствующего уровня;

— за счет добровольных взносов организаций и физических лиц;

— за счет средств работодателя (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) в размере не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг);

— за счет фондов охраны труда, которые могут создаваться в отраслях экономики, субъектах РФ, на территориях, у работодателей в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, указанными в ч. 4 ст. 226.

Участие государства в финансировании мероприятий по охране труда является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда (ч. 1 ст. 210 ТК). Финансирование мероприятий по охране труда может осуществляться в рамках финансирования федеральных, ведомственных и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда посредством выделения ассигнований в бюджете соответствующего уровня.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В связи с чем финансирование большинства проводимых работодателем мероприятий по охране труда работников осуществляется за счет его собственных средств (ст. 212 ТК). В ч. 3 комментируемой статьи установлен единый для всех работодателей размер финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда — не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

От выполнения данной обязанности освобождены государственные унитарные предприятия и федеральные учреждения. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в бюджетных организациях осуществляется за счет средств, выделяемых на их содержание.

В отраслях экономики, субъектах РФ, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда. При создании фондов охраны труда необходимо руководствоваться ст. 118 Гражданского кодекса РФ и ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»*(114).

Фонды охраны труда могут быть образованы на основе обязательств, закрепленных в тарифных и региональных соглашениях о добровольном выделении целевых средств для реализации мероприятий по охране труда.

В субъектах РФ фонд охраны труда может формироваться за счет средств, выделяемых в бюджете на основе решения органов власти субъектов РФ. В законы об охране труда, принимаемые в субъектах РФ, включены нормы, предусматривающие создание фондов охраны труда. Например, в соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона Московской области от 6 ноября 2001 г. N 170/2001-ОЗ «Об охране труда в Московской области»*(115) центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления, а также организации могут создавать фонды охраны труда в соответствии с законодательством РФ и законодательством Московской области.

В г. Москве могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами г. Москвы (п. 6 ст. 14 Закона г. Москвы от 12 марта 2008 г. N 11 «Об охране труда в городе Москве»*(116)). Средства, направляемые в фонды охраны труда организаций, должны расходоваться исключительно для проведения мероприятий по охране труда.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться в определенной части за счет страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Федеральным законом «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (пп. 7 п. 1 ст. 7) Фонду предоставлено право принимать решения о направлении страхователем до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования в предшествующем году, на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством РФ.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ работодателям, осуществляющим мероприятия по улучшению условий и охраны труда работников, предоставляются налоговые льготы. Так, на основании п. 1 ст. 252 и пп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ работодателю (налогоплательщику) предоставлено право уменьшать полученные доходы на сумму расходов по обеспечению нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ, а также расходов на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходов, связанных с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.

Затраты на охрану труда: что учесть в работе специалисту по ОТ

Каждое мероприятие по охране труда стоит денег, именно поэтому каждый работник службы охраны труда должен предусмотреть затраты, обосновать их, корректировать суммы, следить за исполнением бюджета. В противном случае, затраты будет невозможно ни возместить через ФСС, ни подтвердить их необходимость на следующий год. В статье мы расскажем, как составить бюджет затрат по ОТ, в том числе на обучение работников.

Из статьи вы узнаете:

  • Как сформировать перечень затрат по охране труда
  • Как подсчитать затраты на обучение по ОТ

Как сформировать перечень затрат по охране труда

Каждый работодатель обязан выделять на мероприятия по улучшению условий труда каждый год не менее 0,2% от всех затрат на производство. Если сумма затрат на ОТ будет меньше этого процента, предприятие оштрафуют за нарушение требований статьи 226 Трудового Кодекса РФ.

Поэтому перед составлением перечня затрат по ОТ необходимо получить в бухгалтерии справку о составе затрат на производство, высчитать размер согласно ст. 226 ТК РФ, и придерживаться этой цифры.

Внимание! Затраты на охрану труда можно увеличить, а вот уменьшать нельзя. В противном случае, работодателя оштрафуют по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Смотрите все виды наказаний по ст. 5.27.1 в статье

Если не тратить на охрану труда 0,2% от затрат на производство, штраф может составить для предприятия от 50 000 до 80 000 рублей. Кроме того, такое правонарушение может привести к административной ответственности для должностных лиц: руководителя организации, специалиста по ОТ, главного бухгалтера в сумме от 2 000 до 5 000 рублей. Если работодатель-индивидуальный предприниматель совершит подобное нарушение, штраф также может составить для него от 2 000 до 5 000 рублей.

Хуже всего, если работодатель ранее был привлечен к ответственности по этой статье КоАП РФ. В части 5 статьи 5.27.1 КоАП об этом написано следующее: если должностное лицо было ранее подвергнуто штрафу за аналогичное правонарушение, штраф может составить или 40 000 рублей, или же сотруднику грозит дисквалификация. Решение о дисквалификации принимает суд. Если суд посчитает возможным, он может дисквалифицировать должностное лицо на три года.

Компанию также могут оштрафовать до 200 000 рублей, или инспектор может закрыть предприятие, издав постановление об административном приостановлении деятельности на 90 суток.

Не каждое мероприятие можно запланировать в бюджете на охрану труда. Например, не относят к затратам на охрану труда повышение квалификации сотрудников (бюджет отдела кадров), закупку и перезарядку огнетушителей (бюджет на пожарную безопасность и охрану здания), расходы на доставку к месту производства работ (расходы на основное производство), приобретение мебели для кабинета по охране труда (расходы на содержание зданий и сооружений).

Совет эксперта! Чтобы не ошибиться при формировании перечня затрат, руководствуйтесь нормативными правовыми актами, прошедшими регистрацию в Минюсте.

Минтруд утвердил типовой перечень ежегодных мероприятий по охране труда приказом от 1.03.2012 года № 181н. В перечне указано несколько десятков мероприятий по ОТ, которые можно включить в годовой бюджет, но не каждое, а часть из них, по потребности.

Если же потребность возникает в проведении каждого мероприятия, рекомендуем вначале запланировать те расходы, которые можно будет возместить через Фонд социального страхования.

Профинансировать часть мероприятий по улучшению условий и охране труда можно за счет страховых взносов в ФСС от НС и профзаболеваний, но только в том случае, если у предприятия нет задолженности перед бюджетом.

Как производят финансирование

Финансирование проводят согласно приказу Минтруда от 10.12.2012 г. № 580н. Для того, чтобы претендовать на возмещение, необходимо заранее составить план затрат, и провести их в тот год, в котором подают заявление в ФСС. Чтобы получить возмещение затрат на спецоценку или обучение, необходимо, чтобы каждый акт приемки выполненных работ (услуг, работ) был подписан именно в текущем году. Поэтому нужно правильно планировать затраты, то есть так, чтобы в дальнейшем сэкономить часть своих денег, и на сэкономленные деньги закупить комплекты СИЗ, или оплатить за обучение по ОТ.

За счет бюджета охраны труда можно профинансировать проведение таких обязательных для каждого работодателя мероприятий по ОТ (полный список в приложении к приказу Минтруда от 1.03.2012 года № 181н):

  • закупка СИЗ, а также дерматологических очищающих средств
  • проведение СОУТ
  • проведение оценки профрисков
  • устранение замечаний по плану улучшающих мероприятий по результатам СОУТ и оценки профрисков
  • установка систем автоматического и дистанционного управления производственным процессом (в том числе роботизация опасных процессов), установка аварийной сигнализации на технологической линии, кнопок аварийной остановки, опасности
  • затраты на проведение обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников и т.п

Как подсчитать затраты на обучение по ОТ

В бюджете по охране труда отдельное место занимает обучение по охране труда. Для этого в приказе Минтруда № 181н есть такая статья расходов, как приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда.

К расходам на обучение относятся: затраты на организацию и проведение вводного, инструктажей по ОТ на рабочем месте, стажировки, обучения первой помощи, обучению и проверке знаний по ОТ.

Включите в бюджет по ОТ стоимость обучения руководителей и специалистов в учебных центрах (их обучение проводится не реже 1 раза в 3 года, и является обязательным при приеме на работу, а также при переводе на другую работу).

Также необходимо в бюджет включить расходы на тиражирование инструкций и программ инструктажа и обучения по охране труда, к примеру, закупку переплетного устройства для брошюрования. Также можно купить за счет ОТ обучающий комплекс, сборник тестов, обучающую литературу, плакаты.

Эти программы и плакаты предназначены для подготовки по ОТ и стажировке работников рабочих профессий, а также тех руководителей и специалистов, которые обучаются внутри своей организации. Также и тренажер по оказанию первой помощи можно закупить за счет средств ОТ. Самое главное, чтобы все эти покупки были сертифицированы, а программы – лицензионными.

Таким образом, нужно включать каждый год в бюджет затраты на оснащение и поддержание материально-технической базы кабинета по ОТ, уголков охраны труда средствами наглядной агитации и техническими средствами обучения (но, повторяемся, никак не закупка шкафов и столов).

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *