Финансирование проекта

Количество стартующих бизнесменов с каждым годом неуклонно повышается. Увеличение их числа положительно влияет на экономические показатели страны в целом и удовлетворяет постоянно растущие потребности населения.

Финансовая поддержка государства способствует появлению новых субъектов малого и среднего бизнеса. Власти отдельно взятого региона стараются внедрять способы помощи: различные льготы, субсидии, а также материальные выплаты. Как получить такую поддержку? Давайте разбираться.

Содержание

Кто из предпринимателей может рассчитывать на помощь от государства?

Государство в основном предоставляет финансовую поддержку владельцам малого и среднего бизнеса. Чтобы узнать, относится ли ваша компания к этой категории, стоит обратить внимание на количество работников и величину годового оборота. На деньги от государства могут рассчитывать нижеуказанные форматы предприятий:

  • стартующий бизнес (до 15 человек в штате с годовым оборотом до 120 млн рублей);
  • малый бизнес (до 100 человек в штате с годовым оборотом до 800 млн рублей);
  • средний бизнес (до 250 человек в штате с годовым оборотом до 2 млрд рублей).

Получить помощь от государства не так сложно, как может показаться

Чтобы получить помощь, компании должны соответствовать следующим требованиям:

  • длительность существования с момента открытия — не более 2 лет;
  • фирма зарегистрирована в налоговой службе;
  • МСП не является должником по налоговым отчислениям.

Важно: шансы на финансирование гораздо выше у бизнесменов, которые имеют социальные льготы, а также владеют социальным или экспортоориентированным бизнесом.

Помните, что государство оказывает поддержку предпринимателям, чья сфера деятельности входит в число приоритетных. Чтобы оформить безвозмездную помощь, бизнесмен должен работать в одном из следующих направлений:

  • Изготовление товаров народного потребления.
  • Популярные направления народного творчества.
  • Предложения сельского и экологического туризма.
  • Услуги ЖКХ.
  • Агропромышленный отдел.
  • Сфера науки и техники, а также инновационная деятельность.

Как получить помощь от государства на развитие малого бизнеса в 2019 году?

Главным преимуществом получения такой субсидии является то, что она безвозмездна и ее не нужно возвращать через определенное время. Государство извлекает из этого пользу, так как на экономической карте появляется новое малое предприятие, предоставляющее гражданам рабочие места, и повышается конкуренция с уже существующими компаниями, что способствует улучшению качества и стабилизации цен.

Но вместе с заключением договора о субсидировании предприниматель соглашается выполнять и некоторые обязательства. Основное из них заключается в предоставлении детальной отчетности.

На протяжении 3 месяцев с момента получения финансовых средств от государства бизнесмен обязан подать в Центр занятости отчет с документами об использовании субсидии. Как подтверждение могут предоставляться товарные или фискальные чеки, квитанции, оплаченные платежные поручения и другие документы. Финансовый отчет должен согласовываться с пунктом бизнес-плана, где указана цель получения капитала.

Важно: если бизнес-деятель не может предоставить подтверждение, он обязан вернуть субсидиарные средства государству в полном объеме.

Также условия составленного договора предполагают, что деятельность финансируемого малого предприятия должна продлиться не менее одного года со времени открытия. Так исключается возможность сотрудничества с фирмами-однодневками.

Помощь можно получить во многих инстанциях и организациях, обладающих необходимыми полномочиями. Вот некоторые из них:

  • Администрация города. Отдел экономического развития предоставляет информацию о видах финансовой поддержки малого бизнеса.
  • Торгово-промышленная палата. В этом учреждении оказывают помощь в консультациях по вопросам бизнеса, маркетинга, юридического права, оно помогает принять участие в выставках.
  • Фонд поддержки предпринимательства. На основании результатов обязательной оценки представленного проекта организация выделяет финансы на деятельность малого предприятия.
  • Бизнес-инкубатор. Данная организация занимается инфраструктурной поддержкой идей предпринимателей на всех этапах развития начиная с момента открытия.
  • Венчурный фонд. Ориентируется в основном на инновационные проекты, в дальнейшем инвестирует деньги в их деятельность.
  • Центр занятости населения.

Интересно: если ваш бизнес-проект будет социально или экономически выгодным для государства, вы можете получить не только деньги на его внедрение, но и бесплатное обучение, право принимать участие в выставках и т.д.

После обращения в вышеуказанные инстанции вы получите перечень необходимых документов. Вот какие бумаги входят в этот список:

  1. Паспорт и ИНН предпринимателя.
  2. Страховое свидетельство (СНИЛС).
  3. Справка из бухгалтерии последнего места официальной занятости, в которой указаны сведения о зарплате за три месяца до завершения работы.
  4. Документ о наличии образования.
  5. Заявление участника программы для получения финансовой поддержки от государства (по специально утвержденной форме).
  6. Готовый бизнес-план.

Деньги от Центра занятости

Наиболее распространенный способ получения помощи среди предпринимателей – обращение в Центр занятости. Как проходит данная процедура?

Первый шаг – регистрация в Центре занятости и получение статуса безработного. Это является обязательным условием, так как государственное выделение средств положено только тем предпринимателям, которые зарегистрированы как безработные граждане. Для этого нужно иметь с собой следующие документы:

  • паспорт гражданина РФ;
  • трудовую книжку;
  • документ о семейном статусе;
  • документ об образовании.

Затем нужно составить бизнес-план с подробным описанием проекта, целевым распределением средств и указанием срока его окупаемости. Третий шаг – регистрация бизнеса в качестве ИП.

Рассмотрением пакета документов занимается региональная комиссия в течение 60 дней. В случае принятия положительного решения между заявителем и Центром занятости будет заключен договор, а средства – перечислены на счет получателя. Комиссия может решить компенсировать только некоторые расходы, например регистрацию и открытие малого предпринимательства. Если же заявитель получает уведомление об отказе, он может повторить попытку.

Гранты бизнесменам-новичкам

Данный вид выделения средств от государства предполагает помощь начинающим бизнесменам на открытие дела и тем, кто занимается предпринимательской деятельностью не более двух лет. Полномочия на распределение грантов имеют следующие организации:

  • Департамент экономического развития.
  • Фонды поддержки малого и среднего бизнеса.
  • Союзы, созданные предпринимателями.

Обязательным условием получения гранта является деятельность малого предприятия в одной из приоритетных отраслей, указанных выше.

Согласно государственному законодательству выплаты не получают компании, которые производят винно-водочную продукцию, табачные изделия, предметы роскоши, работают с недвижимостью или занимаются игровой деятельностью.

Помните, что выделенные деньги направляются, чтобы покрыть от 30 до 50% общей стоимости проекта. Оставшиеся финансы на развитие дела бизнесмену следует искать самостоятельно. Не бойтесь инвестиций, это может быть самое выгодное вложение денег на сегодняшний день.

Предпринимателю необходимо предоставить следующие бумаги:

  • Документы, подтверждающие отсутствие иных источников финансовой поддержки.
  • Свидетельство о регистрации ИП или ООО и бизнес-план.
  • Выписка из банка о количестве собственных финансов.
  • Справка о положительной кредитной истории.

Затем Отраслевая комиссия принимает решение о предоставлении средств. Максимальный размер денежного гранта составляет 500 тыс. рублей (в Москве и области – до 5 млн рублей).

В приоритете у государства состоят безработные, молодые предприниматели, бывшие военнослужащие, семьи с малолетними детьми и т.д.

Программа субсидирования

Государственные планы субсидирования малых предприятий осуществляются на разных административных уровнях. Поэтому их можно систематизировать соответственно масштабам и количеству выделяемых средств:

  1. Федеральные программы. Их реализовывают в масштабах страны, также они характеризуются большим количеством выделенных денег на финансовую поддержку открытия и развития субъектов МСП. Отличительным признаком является и то, что такие программы работают в основном с масштабными бизнес-проектами, чьи владельцы уже ведут коммерческую деятельность.
  2. Региональные программы. Они работают на территориях административных регионов и распоряжаются областным или районным бюджетом. Предназначение таких программ – развитие инфраструктуры целого региона.
  3. Местные программы. Масштаб реализации – это работа с городскими или районными предпринимателями. Субсидии ограничиваются небольшими объемами финансирования.

От особенностей государственной программы зависит размер получаемой помощи, форма ее предоставления, а также список необходимых документов для оформления заявления. Чем больше масштаб программы, тем выше конкуренция и более жесткие правила отбора. Владельцу малого бизнеса следует это учесть.

Льготное кредитование

Категории малых и средних коммерческих предпринимателей, не имеющие возможности получить материальную поддержку от государства, могут оформить льготное кредитование. Многие банки предоставляют такие займы на упрощенных условиях. Как указывалось, вероятность открытия кредита с выгодной процентной ставкой выше у тех, кто занимается приоритетной для государства деятельностью.

Совет: по всем интересующим вас вопросам относительно помощи можно обращаться непосредственно в банковские учреждения или кредитные сообщества, так как у них тоже имеются программы кредитования для начинающих бизнесменов.

Заявитель получает кредит как единоразовую денежную выплату на сумму от 50 млн до 1 млрд рублей. После заключения договора льготная программа действительна на протяжении 3 лет. Обязательным условием также являются инвестиции и вложения в проект собственных средств бизнесмена. Их количество определяется следующим образом:

  • 20%, если сумма займа составляет больше 500 млн рублей или если погашение кредита планируется из будущего дохода, ожидаемого после начала работы бизнес-проекта.
  • Отсутствуют ограничения, если средства выделяются для иных инвестиционных планов.

Процентная ставка за использование колеблется в зависимости от формата предприятия. Это 10% годовых для средних предприятий и 11-11,8% для малых.

На что можно использовать деньги от государства?

Как упоминалось выше, процесс субсидирования является безвозмездной выдачей средств, способствующих открытию и благоприятному течению бизнеса. Льготное кредитование и другие программы помощи также имеют упрощенные условия и сниженную процентную ставку. Вместе с тем использование финансовой поддержки от государства сопровождается документальными отчетами для подтверждения целевого назначения. Выделенные деньги можно расходовать на следующее:

  • Оплата аренды места или участка земли (на покрытие этих расходов выделяется не более 20% от основной суммы).
  • Пополнение оборотных средств.
  • Оснащение рабочих мест.
  • Приобретение оборудования для производства (купленные машины нельзя продать или обменять в течение трех лет).
  • Покупка расходных материалов (действуют те же правила – не более 20% полученных средств).
  • Работы, связанные с ремонтом и открытием.
  • Нематериальные активы.

Предпринимателем составляется годовой отчет, в котором указывается, на что именно был потрачен полученный субсидиарный доход. Также в органы контроля необходимо подать справки и квитанции.

Нематериальные варианты поддержки малого бизнеса

В наше время государство готово помочь начинающим бизнесменам малых и средних предприятий не только увеличением капитала. Существует еще несколько форм поддержки:

  1. Возможность бесплатного обучения. Почему в первые годы деятельности многие предприниматели, столкнувшись с проблемами, уходят из бизнеса? Они попросту не имеют нужных знаний о ведении своего дела. Такие образовательные навыки (например, как вести бизнес по франшизе) помогают в развитии, но стоят дорого, поэтому не каждый может их получить. Государство предоставляет стартующим бизнесменам возможность бесплатно учиться на курсах, а также посещать различные семинары и лекции. Заявитель обязан подать в нужные инстанции соответствующие документы: оплаченные счета, сертификаты о прохождении обучения или заключенные договоры. Выплата распространится на половину расходов, но на сумму не больше 40 тысяч рублей в год.
  2. Уменьшение арендной платы. Другой вариант поддержки – это скидки на стоимость аренды помещений, где непосредственно размещаются офисы или производство. Помните, что получить такую скидку возможно только в том случае, если здание является муниципальной собственностью, а договор аренды заключен на срок более 5 лет. С каждым годом льготная ставка увеличивается (от 40 до 80% арендной платы), а за последующий период предприниматель платит по полному тарифу. Обязательным условием является конкурсный отбор для определения достойного кандидата. Победителю выделяется дополнительная помощь на оплату коммуникаций.
  3. Компенсация участия в выставках. Для популяризации и дальнейшего развития владельцы малых предприятий могут воспользоваться субсидиями для участия в национальных или международных выставках. На основании результатов отбора государство может помочь оплатить расходы на регистрацию, аренду места, перевозку экспонатов, проживание, организацию и услуги переводчиков. Если государственная сумма помощи не превышает 150 тысяч за год, можно оплатить до половины расходов. Обязательные условия для получения компенсации малому бизнесу: заявление, договор с организаторами и отчет о выполненных работах.

Подводим итоги

Преимуществом программ финансовой поддержки является возможность увеличения капитала небольших компаний. Так как государство заинтересовано в развитии небольших предприятий, вероятность получения денежной помощи постоянно растет. Это хороший шанс начать прибыльное дело с минимальными вложениями.

С другой стороны, заключение договора с соответствующими государственными органами обязывает предпринимателей подавать детальные отчеты и следить за целевым использованием средств. Поэтому каждый бизнесмен должен изучить особенности существующих программ поддержки и требования к ним. Тогда он сможет максимально эффективно использовать помощь и выполнить взятые обязательства.

Инвестиционный план и финансирование проекта

Лекция № 12

В данном подразделе необходимо разработать схему — прогноз получения средств, необходимых для реализации проекта. На основании ранее рассчитанной общей потребности в средствах для реализации проекта определяются источники финансирования.

В зависимости от каналов поступления средств их источниками могут быть:

— внутренние (собственные)

— внешние:

· дополнительное привлечение средств собственников — вкладчиков или акционеров;

· долевое или заемное финансирование — кредиты в коммерческих банках, централизованные государственные кредиты, ипотечные ссуды, долговые обязательства;

· лизинговое финансирование.

Финансирование через кредиты предпочтительно для проектов, связанных с расширением производства на уже действующих предприятиях. Тогда банки не будут требовать повышенной платы за кредит, так как риск вложений здесь меньше, чем для вновь создаваемого предприятия, да и не составит проблемы найти материальное обеспечение кредитов, в качестве которого могут выступить уже имеющиеся активы.

Для проектов по созданию нового предприятия или реализации технического новшества, предпочтительным источником финансирования может служить паевой или акционерный капитал. Так как в первые годы новое предприятие может вообще не платить дивиденды, и это не вызовет возражений акционеров, если прибыль инвестируется в развитие фирмы, что ведет к повышению курса ее акций и укреплению позиций на рынке.

Каждая из возможных схем финансирования бизнес – проекта должна быть просчитана и оценена по последствиям её использования на данном предприятии.

Таблица Расчёт потребности в инвестициях и стратегия финансирования

Наименование показателей Величина показателя по периодам
1 год 2 год 3 год
1. Потребность в инвестициях, руб., всего: в том числе: · · ·
2. Источники финансирования, руб., всего: в том числе: · собственные средства: · внешние:

Возврат заемных средств определяется кредитным договором.

Анализ и оценка рисков

В реальной действительности инвестиционный проект всегда реализуется в условиях неопределенности, т.е. в иных условиях, чем это предусмотрено в проектных расчетах.

Неопределенность — это неполнота и неточность информации о внутренних и внешних условиях реализации проектов. Поэтому возможны события, вероятностные характеристики которых установить сложно, а по ряду событий и невозможно. С учетом неопределенности условия реализации проекта могут быть различны. Какие-то изменения могут рассматриваться как несущественные (дождливое лето задержало строительство здания на неделю). Другие изменения будут рассматриваться как существенные, т.е. сильно ухудшающие показатели проекта (рост цен на энергоресурсы и материалы, сокращение объема продаж из-за конкурента). Последние изменения наиболее опасны, т.к. в этом случае инвестиционный проект должен либо корректироваться, либо прекращаться. Возможность таких существенных негативных изменений обычно трактуется как риск.

Риск инвестиционной деятельности — возможность возникновения таких условий, которые приведут к негативным последствиям для всех или отдельных участников проекта. Поэтому главное правило бизнес-планирования — единство технической возможности осуществления проекта и экономической целесообразности с учетом риска, как обязательного условия принятия решения об инвестировании в данный проект. Если рисковые потери превышают выигрыш от реализации проекта — проект отвергается. В реальной действительности степень отклонения фактических результатов от предусмотренных в проекте может быть столь значительной, что вызовет банкротство предприятия.

Классификация и оценка рисков.

1.По источникам возникновения:

— Внутренний (специфический, диверсифицированный)

— Внешний (не диверсифицированный)

Внутренний риск связан с особенностями осуществления проекта (технологический, маркетинговый, финансовый и т.д.). Этот риск всегда можно уменьшить повышением надежности оборудования, правильным выбором варианта инвестирования, распределением капитала между разными проектами, отраслями и регионами, т.е. диверсификацией.

Внешний риск определяется изменением макроэкономической ситуации. Его нельзя снизить с помощью диверсификации производства. К нему относят:

— политические риски,

— экологические риски,

— социальные,

— макроэкономические,

— изменение законодательства в области инвестиционной и инновационной деятельности,

-изменение налоговой системы.

Степень вероятности наступления внутреннего риска можно определить с большой точностью, в то время как вероятность внешнего риска предсказать практически невозможно.

2.По степени влияния на инвестиционный проект и предприятие:

— допустимый;

-критический;

-катастрофический.

Воздействие допустимого риска может привести к недополучению ожидаемой прибыли, критического — к потере выручки, катастрофического — к потере вложений инвестиций и всего имущества, т.е. к банкротству.

Потери Выигрыш

Зона катастро-фического риска Зона критического риска Зона допустимого риска Прибыль +
Банкротство Потеря выручки Потеря прибыли Безрисковая зона

3. В зависимости от характера проявления выделяют 2 группы:

-Риски, проявление которых характеризуется статистическими закономерностями. Такие риски предсказуемы. Это означает, что их возможные проявления можно заранее измерить и оценить затраты на их предотвращение.

-Непредсказуемые риски, их проявление характеризуется полной неопределенностью. Установить закономерность их появления невозможно.

4. По направлениям отражения рисков в расчетах эффективности.

4.1. Риски, пути предотвращения которых должны быть детально описаны в технико-экономическом обосновании бизнес-плана. Связаны с проработкой проекта. Это риски, связанные с надежностью работы оборудования и качеством продукции. Эти риски имеют статистическую закономерность, поскольку можно получить информацию о вероятности отказа оборудования, браке, отклонении от оптимальных условий поставки сырья. Целесообразность осуществления мероприятий по предотвращению технологических рисков определяется соизмерением предполагаемого эффекта от мероприятий по уменьшению рисков и затрат на эти мероприятия.

Например, преодоление риска сбоев работы оборудования требует мероприятий по увеличению прочностных характеристик, повышению качества оборудования, что приводит к увеличению инвестиционных затрат. В ряде случаев для обеспечения непрерывности производства оправдана установка резервного оборудования. Следовательно возрастут не только кап. затраты, но и РСЭО. Все эти расходы увеличат сумму оттока кэш-фло. Вместе с тем при реализации этих мероприятий возрастает производительность оборудования, сократятся потери времени, связанные с простоем от поломок. Эти доходы будут учтены в притоке кэш-фло.

Для уменьшения последствий риска ненадежности поставщиков создаются страховые запасы сырья. Таким образом можно корректировать с учетом риска любые значимые исходные параметры инвестиционного проекта, создавая дополнительные резервы. По методике ЮНИДО стандартный запас инвестиционных перерасходов принят в размере 10 % от общей суммы инвестиций. По мнению российских специалистов этот норматив в современных условиях должен быть увеличен в 2 раза.

4.2. Группа предсказуемых видов риска, формирующая рисковую премию при обосновании нормы дохода инвесторов (ставки дисконтирования).

Е=Еmin+I+r

где Еmin- минимальная реальная норма дохода;

I — темп инфляции;

r — коэффициент, учитывающий уровень риска,%

Вкладывая средства в развитие производства, инвестор интересуется не любым по величине приростным капиталом.

Прирост капитала должен быть достаточным для того, чтобы:

во — первых компенсировать инвестору отказ от использования имеющихся средств на потребление в минимально приемлемом для него размере (Еmin);

во — вторых компенсировать обесценивание денежных средств в связи с предстоящей инфляцией;

в — третьих, гарантировать возмещение возможных потерь в связи с наступлением рисков

Еmin устанавливается на общепризнанном в мировой практике уровне от 5%.

Если Е=Еmin+I ,то говорят о безрисковой норме доходности.

Таким образом, требуемая инвестором норма дохода от инвестирования в различные проекты будет отличаться только величиной риска в зависимости от специфики проекта, т.е. рисковой премией.

Существует 2 метода определения рисковой премии: статистический и экспертный.

Рассмотрим теорию реализации статистического метода оценки риска при формировании рисковой премии.

Риск — это вероятностная категория, поэтому его характеризуют как вероятность возникновения того или иного уровня потерь. Для этого рассчитывают несколько показателей:

1) показатель вариации σ2

Вариация показывает отклонение (дисперсию) показателя проекта от средней величины показателя экономической эффективности инвестиций (математическое ожидание случайной величины). Чем больше вариация, тем больше дисперсия или разбросанность по сравнению с ожидаемым средним значением. Чаще всего в качестве показателя, вокруг которого измеряется вариация, используют ВНД.

2) Инвесторы в качестве показателя риска используют среднее квадратичное отклонение √ σ2

σ=√ σ2=√∑(Р-Рср)2*Вi

n — число наблюдений;

Р — расчетное значение показателя эффективности инвестиций при различных состояниях внешней среды, т.е с учетом рисков, %;

Рср- среднее ожидаемое значение показателя эффективности проекта, %;

Вi — значение вероятности появления Р

Вi=ki/∑ ki

ki — количество случаев наступления соответствующих событий;

n — общее количество учтенных результатов;

Рср=∑ Вi* Рi

Среднее квадратичное отклонение (стандартная девиация) показывает, насколько в среднем каждый возможный вариант значения показателя эффективности отличается от его средней величины, т.е. характеризует абсолютную величину риска. Чем больше вариация, тем в среднем больше отклонение, т.е. выше неопределенность и риск. Если вариация и следовательно σ=0, то ВНД или др. показатель не отклоняется от ожидаемого значения, т.е. риска нет.

Относительный показатель риска — коэффициент вариации.

Автоматизированная система управления проектами

Проектное финансирование

I. Общие понятия

Проектное финансирование — это финансирование инвестиционных проектов, при котором источником обслуживания долговых обязательств являются денежные потоки, генерируемые проектом. Специфика этого вида инвестирования состоит в том, что оценка затрат и доходов осуществляется с учетом распределения риска между участниками проекта.

Проектное финансирование — это метод привлечения долгосрочного заемного финансирования для крупных проектов, посредством «Финансового инжиниринга», основанный на займе под денежные потоки, создаваемые только самим проектом, и является сложным организационным и финансовым мероприятием по финансированию и контролю исполнения проекта его участниками.

Проектное финансирование — это относительно новая финансовая дисциплина, которая за последние 20 лет получила широкое распространение в развитых странах мира и последние 10 лет стала активно применяться в нашей стране.

Проектное финансирование имеет свои определенные преимущества, тем оно и отличается от других форм финансирования.
От синдицированного кредитования оно отличается тем, что имеет не обезличенный, а адресно-целевой характер.
От венчурного финансирования — тем, что не сопровождается большими рисками, которые всегда сопровождают разработку и внедрение новых технологий и новых продуктов. Проектное финансирование имеет дело с более-менее известными технологиями. Реализация таких проектов более предсказуема, чем реализация инновационных.
Но и здесь имеются риски, которые имеют специфический характер, обусловленный задачами реализации проектов (задержка ввода объекта в эксплуатацию, повышение цен на сырье и материалы, превышение сметы строительства и др.).
Главным преимуществом проектного финансирования является то, что оно позволяет сконцентрировать значительные денежные ресурсы на решении конкретной хозяйственной задачи, существенно снижая риск благодаря значительному числу участников соглашения.

II. Критерии проектного финансирования

Структуры проектного финансирования могут отличаться в зависимости от специфики финансирования проекта, особенностей назначения проекта, а также от вида договора (контракта), являющегося основой для финансирования. Но существуют общие принципы, лежащие в основе метода проектного финансирования:

  1. Проектное финансирование используется для финансирования относительно «обособленного» проекта (с юридической и экономической стороны) через юридическое лицо, специализирующееся на реализации этого проекта (часто для получения и использования проектного финансирования создают отдельную, так называемую проектную компанию);
  2. Как правило, чаще, проектное финансирование применяется для нового проекта, чем для уже созданного бизнеса (обычно используют при реструктуризации задолженности);
  3. Источник возврата вложенных средств — прибыль от реализации инвестиционного проекта (обособленная от финансовых результатов деятельности инициаторов проекта).
  4. Доля привлеченного капитала в общем объеме финансирования проекта составляет 70-80% (большой «финансовый рычаг»);
  5. Для заемного капитала проектного финансирования инвесторы не предоставляют обеспечение или гарантии, либо обеспечение или гарантии не полностью покрывают финансовые риски по проекту;
  6. Заимодавцы, при выплате процентов и долгов, рассчитывают, в основном, на поступление денежных средств от реализации проекта (будущую прибыль), а не на стоимость активов и финансовые показатели компании.
  7. Основными гарантиями для заимодавцев являются контракты компании, лицензии и исключительные права использования и разработки ценных активов, или технологии и производство конкурентоспособной продукции.
  8. Проект имеет ограниченный срок жизни — срок действия контракта или лицензии на виды работ или разработку активов, срок ввода в эксплуатацию объектов или сооружений, начало серийного выпуска продукции.

III. Участники проектного финансирования

В проектном финансировании задействованы как минимум три участника.
Во-первых, это проектная компания, она создается специально для проекта, отвечает за его реализацию и обычно не имеет ни финансовой истории, ни имущества для залога. Именно использование проектной компании является главной отличительной особенностью этого вида проектов. Ответственность и риски по инвестированному капиталу не возлагаются на проверенное и солидное предприятие, а, как и финансирование, сложным образом, распределяются между участниками процесса и регулируются набором контрактов и соглашений.
Второй участник — инвестор, вкладывающий средства в собственный капитал проектной компании. Учитывая тот факт, что инвестор, с одной стороны, редко ограничивается лишь денежными вкладами и получением прибыли, а с другой стороны, особенно когда инвесторов несколько, их вложения вообще могут заключаться не в финансовых вливаниях. Для обозначения этой категории участников принят несколько другой термин — спонсоры проекта. Спонсоры инициируют — проект, создают проектную компанию и в той или иной форме рассчитывают извлекать выгоду из ее успешной деятельности.
И, наконец, третий участник — кредитор. Помимо того, что проектная компания, получающая кредит, не имеет ни залогов, ни поручителей в традиционном понимании этих терминов, доля заемного капитала в проектном финансировании значительно выше, чем в обычных корпоративных кредитах и средняя сумма, предоставляемая кредитором, составляет 70-80% всех капитальных затрат проекта. Понятно, что это ставит кредитора в сложные условия и требует от него не только поиска альтернативных путей защиты своих капиталов, но и особенно тщательного анализа всех тонкостей финансируемого мероприятия.

IV. Виды проектного финансирования

  1. финансирование с полным регрессом на заемщика:
    применяется, как правило, при финансировании некрупных, малорентабельных проектов. В этом случае заемщик принимает на себя все риски, связанные с реализацией проекта;
  2. финансирование без регресса на заемщика:
    предусматривает, что все риски, связанные с проектом, берет на себя кредитор. Данные проекты наиболее прибыльные и привлекательные для инвестиций, дающие в результате реализации проекта конкурентоспособную продукцию;
  3. финансирование с ограниченным регрессом на заемщика.
    наиболее распространенная форма финансирования. Все участники распределяют генерируемые проектом риски, следовательно, каждый заинтересован в положительных результатах реализации проекта на всех стадиях его реализации.

V. Особенности оценки проектов.

В связи с отсутствием гарантий и обеспечения по проекту потенциальным кредиторам и инвесторам, при принятии решения (анализе проекта) о своем участие в проекте, необходимо учитывать еще несколько принципиальных особенностей проектного финансирования, которые требуют особого подхода от аналитиков:

  • сроки таких проектов обычно достаточно велики. Если в жилищном строительстве небольшие проекты еще могут укладываться в два-три года, то во всех прочих вариантах проектного финансирования речь почти всегда идет о сроках свыше пяти лет, и нет ничего необычного в проектах, которым требуется кредитование на срок больше десяти лет (хотя надо признать, что такие сроки встречаются нечасто);
  • во всех, без исключения, случаях проектного финансирования инвестиционная фаза (этап «сооружения» проекта) достаточно сложна и ее успешное завершение нельзя гарантировать;
  • исследования рынка выглядят сложнее, чем в случаях с менее значительными инвестициями, так как в процессе реализации таких проектов создаются товары или услуги, для которых трудно подобрать аналоги и историю продаж, а иногда появление на рынке завершенного проекта меняет этот рынок так, что предыдущая история становится не актуальной.

Для этого инвесторам, кредиторам необходимо создавать команду специалистов по проработке данного проекта, которая обладает всеми необходимыми знаниями в областях:

  • инжиниринг;
  • эксплуатация;
  • правовые вопросы, касающиеся процедур приобретения, получения разрешений, разработки проектных контрактов, оформления документов, необходимых для кредитования, и т.п.;
  • бухучет и налогообложение;
  • финансовое моделирование;
  • финансовое структурирование.

Очень важно, чтобы это команда была хорошо организована: одна из наиболее часто встречающихся ошибок при реализации проекта — когда инвесторы (спонсоры) договариваются с проектной компанией об устраивающей их сделке, которая неприемлема с точки зрения проектного финансирования.

В связи с тем, что процесс разработки всех проектов может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет, инвесторам не стоит недооценивать масштаб издержек. Серьезные издержки неизбежны, так как персонал, нанятый инвесторами для разработки проекта, работает над ним в течение длительного периода времени, возможно проводя много времени в поездках или создав местный офис. Кроме того необходимо учесть издержки, связанные с привлечением внешних консультантов. Издержки на разработку могут достигать 2,5-5% стоимости проекта, и всегда существует риск, что проект окажется неэффективным и все издержки придется списать. Следовательно система регулирования затрат играет существенную роль. (Экономии за счет масштаба работ тоже не всегда можно достичь — крупные проекты нуждаются и в более сложной структуре, поэтому стоимость разработки остается относительно высокой.)

Более подробную информацию Вы узнаете, если пройдете курсы обучения в нашем Университете Управления Проектами по интересующей Вас теме.

Суть понятия приоритетный инвестиционный проект

Приоритетный инвестиционный проект — это инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений, в который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством РФ. НА основании положений Федерального Закона от 09.07.1999 № 160 «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд р. не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на день вступления в силу.

Приоритетный инвестиционный проект — проект, общий объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства России, включенный в перечень, утвержденный Правительством РФ. [

Приоритетные инвестиционные проекты требующие государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, определяются Министерством экономики РФ и Министерством финансов РФ с участием других федеральных органов исполнительной власти. Федеральные инвестиционные программы призваны обеспечить структурную перестройку экономики, сохранение и развитие производственного потенциала, социальной инфраструктуры и решение других неотложных проблем, которые невозможно разрешить за счет иных источников финансирования.

Приоритетный инвестиционный проект — инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд руб. ( не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ), или инвестиционный проект, в котором минимальная доля ( вклад) иностранных инвесторов в уставном капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн руб. ( не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ), включенные в перечень, утверждаемый Правительством РФ.

Приоритетный инвестиционный проект — это инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства, включенный в перечень, утвержденный Правительством РФ.

Отличие определений приоритетного инвестиционного проекта, содержащихся в указанных выше законах, очевидно. Закон от 09.07.1999 № 160 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации», осуществляемой в форме капитальных вложений не содержит никаких конкретных параметров, которым должен соответствовать приоритетный инвестиционный проект для того, чтобы получить режим гарантий сохранения налогового режима, кроме решения Правительства РФ.

Поэтому начинать осуществление приоритетных инвестиционных проектов по совершенствованию экономики фирмы следует с обучения и переподготовки кадров — от менеджеров до рабочих. Надежная кадровая база помогает более успешно решать вопросы финансирования проектов и программ. Основной капитал в России сейчас находится у некоторых коммерческих банков, эффективных частных предприятий, дельцов теневой экономики, а также иностранных инвесторов, работающих преимущественно в сфере обращения, поскольку их отпугивают политическая нестабильность, круговерть законов и большой коммерческий риск. Живые деньги есть также у части населения, которое готово вкладывать их в строительство жилых домов, надежные ценные бумаги, но нередко сталкивается с авантюрными либо мошенническими проектами.

Российской Федерации на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта, то такие новые федеральные законы и иные нормативные акты Российской Федерации, а также изменения и дополнения, вносимые в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты.

Стабильность налогового режима для инвестора, реализующего инвестиционный проект, гарантируется в течение срока окупаемости, но не более семи лет со дня начала его финансирования. Дифференциацию сроков окупаемости инвестиционных проектов исходя из их видов устанавливает Правительство РФ.

Таким образом инвесторам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты, гарантируется иммунитет от изменения налогового законодательства.

Российской Федерации на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта за счет иностранных инвестиций, то такие новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также изменения и дополнения, вносимые в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, не применяются в течение сроков, в отношении иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты за счет иностранных инвестиций, при условии, что товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями, используются целевым назначением для реализации приоритетных инвестиционных проектов.

В исключительных случаях при реализации инвестором приоритетного инвестиционного проекта в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры, срок окупаемости которого превышает семь лет, Правительство Российской Федерации принимает решение о продлении для указанного инвестора срока действия условий и режима, указанных в пункте 2 настоящей статьи. приоритетный инвестиционный проект правовой

В исключительных случаях при реализации иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями приоритетных инвестиционных проектов в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд руб. ( не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ на день вступления в силу Федерального закона Об иностранных инвестициях в Российской Федерации), срок окупаемости которого превышает семь лет, Правительство РФ принимает решение о продлении для указанного иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями срока действия гарантий.

В исключительных случаях при реализации иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями приоритетных инвестиционных проектов в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. рублей ( не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона), срок окупаемости которого превышает семь лет, Правительство Российской Федерации принимает решение о продлении для указанного иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями срока действия условий и режима.

Этапы привлечения проектного финансирования

Проектное финансирование сегодня — один из наиболее популярных и удобных путей реализации крупных проектов, связанных со строительством или реконструкцией промышленных объектов, добычей полезных ископаемых и многих других сфер. Организовать финансирование проектов можно как для действующего бизнеса, так и для вновь создаваемого. В статье описаны 4 основных этапа, пройдя которые вы сможете привлечь инвестиции в свой бизнес.

Для того, чтобы понимать порядок финансирования, разберемся с участниками этого процесса. В первую очередь это получатель финансирования или заемщик. Как правило, для этой роли выступает специально создаваемая для реализации проекта компания. Ее создание зачастую является требованием кредитора и обусловлено необходимостью отделения проекта от иной деятельности инициатора, защиты инвестиций от исторических налоговых и юридических рисков, связанных с предыдущей деятельностью компании.

Также в механизме финансирования проекта участвуют:

  1. Проектная компания, которая занимается реализацией данного проекта
  2. Банк (кредитор) – он предоставляет основную часть финансирования (обычно 60 — 80%
  3. Инициатор и /или инвестор — лицо инициирующее проект и участвующие в его софинансировании (обычно 20 — 30%)

На схеме изображено проектное финансирование — этапы (принцип):

Этап 1. Подготовка к получению проектного финансирования

На данном этапе необходимо:

  • Провести анализ финансового и юридического состояния текущей деятельности, перспектив и особенностей проекта.
  • Разработать рекомендации для повышения инвестиционной привлекательности проекта.
  • Подобрать банковские и финансовые продукты и решения с учетом потребностей проекта.
  • Определить круг банков, которые могут стать потенциальными партнерами и провести с ними первичные переговоры. Обращайте внимание на банки, которые имеют опыт кредитования в отрасли проекта и подразделение проектного финансирования. Кроме того, важно сразу понимать объемы возможного финансирования и стоимость фондирования банка.
  • На этой стадии необходимо вести активный диалог с банком с целью выявления финансовых ковенант, которые он будет использовать для мониторинга состояния проекта, и убедиться в том, что эти ковенанты выполнимы для бизнеса (а лучше, если будет резерв на случай ухудшения ситуации), т.к. они впоследствии лягут как ограничители в кредитный договор.
  • Подготовить документы для первичного анализа а банк. Кроме финансовых и юридических документов в список входят — презентация проекта (инвестиционный меморандум) — бизнес-план проекта с проработанным бюджетом проекта, структурой и финансовой моделью. Качественно составленный бизнес-план является одним из основных инструментов к привлечению проектного финансирования.

Ознакомиться с подходом «Росконсалтинг» в области подготовки бизнес-планов можно по

Этап 2. Получение предварительного кредитного решения (Term sheet)

2.1. Предоставление документов в банки

Когда вы определились со списком потенциальных банков-партнеров, начинается работа по предоставлению им информации и документов о проекте. При этом необходимо в переговорах с банками «заходить» на более высокий уровень принятия решений с презентацией проекта, так как это дает больше шансов продолжить сотрудничество. На основании полученной информации банкиры оценивают привлекательность проекта, обоснованность планов и прогнозов, перспективность рынка, финансовые результаты проекта.

2.2. Получение предварительных условий финансирования

В случае положительного вердикта сотрудников департамента по внутренней кредитной политике банка, специалисты его проектного департамента готовят предварительные условия финансирования. В них отражаются объем кредитования, ставка, срок, обеспечение и прочие детали, с учетом которых банк готов профинансировать проект. Эти условия являются базовыми и служат отправной точкой кредитной работы. После получения предварительных условий кредитования необходимо продолжать работу минимум с тремя банками, чтобы иметь маневр на случай непредвиденных ситуаций и сложностей, приводящих к срыву финансирования.

Совет от Росконсалтинг: Можно «выторговать» лучшие для проекта условия, апеллируя к согласованным условиям другого банка. Банки мотивирует конкуренция, так как с их стороны проводится большой объем работы и в случае ухода клиента в другой банк она просто пропадет.

Этап 3. Получение окончательного кредитного решения

Согласование предварительных условий кредитования

При проведении переговоров с потенциальными кредиторами, необходимо согласовать с ним предварительные условия кредитования, а также подписать протокол о намерениях (не всегда).
Срок согласования может составить от 1 до 6 месяцев, и обусловлен детальной проработкой условий кредитования.

В них банком должны быть утверждены следующие основополагающие моменты:

  • cписок основных участников проекта, в который, помимо кредитора, инициатора и заёмщика могут входить генеральный подрядчик, основной поставщик оборудования, государственные органы, основные покупатели, инжиниринговые компании и прочие контрагенты
  • целевое использование и порядок предоставления финансирования;
  • размер и валюта кредита, процентная ставка, срок кредита и порядок его погашения;
  • перечень обеспечения по исполнению обязательств по кредиту;
  • перечень поручителей по кредиту;
  • права и обязанности сторон;
  • гарантии и заверения.

Кроме того, среди условий кредитования описываются вопросы страхования, хеджирования и условия отмены/отлагания, при удовлетворении которых окончательное решение банка будет положительным. Банк формирует матрицу рисков, и каждый риск должен быть закрыт документом или действием.

Формирование «дорожной карты» проектного финансирования

Исходя из согласованных предварительных условий, разрабатывается и согласовывается с банком график подготовки документации, предшествующей кредитному одобрению.

В перечень документации могут входить:

  • Исходно-разрешительная документация;
  • Проектно-сметная документация с экспертизой и стадией «РД»;
  • Разрешение на строительство;
  • Договора концессии и/или документы по государственной поддержке;
  • Финансовая и юридическая документация по инициатору проекта, проектной компаний (заемщику), инвестору, аффилированным лицам, а также по основным контрагентам проекта;
  • Маркетинговое исследование;
  • Документы, обеспечивающие реализацию проекта (договора покупки оборудования, договора и соглашения на строительство, договора на инжиниринг и т.д.);
  • Документы, подтверждающие участие инициатора и/или инвестора в проекте, в том числе заключения независимых оценочных компаний в случае участия имуществом;
  • Соглашение с инвестором – данное соглашение регулирует обязанности инвестора по обеспечению финансирования проекта;
  • И прочие документы, указанные в отлагательных условиях.

Предварительная проработка проектной заявки

На этой стадии происходит передача вышеперечисленных документов в банк, и на основе них производится пересчет всей финансовой модели, обновляются ковенанты и вносятся коррективы в бизнес-план.

Анализ и экспертиза документов

Банковская экспертиза документов инвестиционного проекта может проводится с привлечением сторонних и независимых экспертов.

Она затрагивает следующие направления:

  • Анализ экономической и политической стабильности в регионе реализации проекта;
  • Законодательно-нормативный анализ, анализ юридической стороны сделки;
  • Финансовый анализ;
  • Технический и строительный анализ.

В крупных проектах привлечение эксперта банком в сфере строительства (инжиниринга, оборудования) с целью оценки очень велико, т.к. в силу различной специфики бизнеса сами банкиры, как правило, такими навыками не обладают. В ходе анализа могут быть выявлены «проблемные» по мнению банка места, которые необходимо будет обосновывать и нивелировать.

В результате этого этапа вы получите кредитные решения от банков, в которых будут указаны ковенанты, которые необходимо в рамках переговорного процесса и апеллирования к кредитным решениям других банков склонить в пользу проекта.

Этап 4. Подписание кредитно-обеспечительной документации и реализация проекта

Юридические департаменты многих банков не отличаются клиентоориентированностью. Ввиду этого банк представляет проекты кредитно-обеспечительных договоров, учитывающие в первую очередь интересы кредитора. Однако, так как банк понес затраты на предшествующих этапах существует возможность в разумных пределах вносить выгодные для заемщика коррективы.

После подписания договоренностей, инициатору предстоит регулярно предоставлять в банк отчеты и документы о ходе реализации проекта, соблюдении ковенант, расходовании бюджета, аудированной финансовой отчетности и т.д.

Оптимизация кредитного портфеля

Проектное финансирование проекта в сфере недвижимости должно предоставлять после завершения строительства объекта шанс рефинансировать взятые кредиты на более выгодных условиях. Это становится возможным благодаря снижению рисков.

Получить проектное финансирование для инвестиционного проекта может казаться неподъемной задачей. Однако соблюдая указанную последовательность этапов на пути к цели, она становится легко достижимой.

Длительную работу упрощает формальное деление на части:

  • Подготавливаемся к общению с банками (готовим документы и презентацию проекта)
  • Вступаем в коммуникацию с кредиторами и получаем предварительные кредитные решения
  • Выбираем единственный банк и готовим документы для подписания кредитного договора
  • Получаем финансирование и воплощаем проект в жизнь!

Ознакомиться с возможностями Росконсалтинг относительно сопровождения процесса получения проектного финансирования по ссылке

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *