Государственное регулирование цен в зарубежных странах

Государственное регулирование цен в зарубежных странах

В качестве примера рассмотрим механизм государственного регулирования цен во Франции, который имеет уже длительную историю и отличается разнообразием экономических и финансовых инструментов. Франция является одной из немногих промышленно развитых стран, где долгое время существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен, который частично сохранился до настоящего времени.

На протяжении сорокалетнего периода (1947—1986 гг.) регулирование цен являлось составной частью политики «дирижизма» (государственного регулирования экономики). В настоящее время около 20% цен регулируется государством: цены на все энергоносители, общественный транспорт, телефон, цены на другие товары и услуги, которые производятся монополистами или когда у потребителей нет выбора вариантов (например, при проезде по автодорогам). Кроме того, регулируется до 90% цен на сельскохозяйственную продукцию, тем самым государство оказывает косвенное влияние на цены на продукты питания.

Государственное управление ценами учитывает динамику инфляции, степень конкуренции и социальную значимость тех или иных товаров и услуг.

В качестве конкретных мер на практике применяются обязательства по ценам между финансовой администрацией и конфедерациями предприятий. В них определяются:

  • — динамика или индексы цен на определенный вид продукции (например, на грузовые автомобили и сельскохозяйственные машины индекс цен за пять лет не должен подняться выше 15%);
  • — основания для увеличения цены (например, по новой продукции обязательно увеличение ее потребительских свойств);
  • — предельные уровни цен на конкретные товары и услуги и др.

Договаривающиеся стороны исходят из необходимости рентабельной

работы предприятий в условиях конкуренции на внутреннем и внешнем рынках.

При явных нарушениях обязательств финансовая администрация прибегает либо к блокированию цен, либо к наложению штрафа, который взыскивается в судебном порядке. Предприятия редко доводят дело до суда, поскольку огласка негативных сторон их деятельности ведет к потере покупателей.

Значительное внимание государство уделяет ценам на продукты питания, жилье, медицинскую помощь и на другие товары и услуги, имеющие социальное значение.

Например, оказание медицинских услуг не может быть предметом ценовой конкуренции. Их оплата производится по ценам, соответствующим нормативам, принятым при формировании средств на социальное страхование работников.

Кроме непосредственного регулирования цен во Франции применяются и различные методы косвенного воздействия на цены. Среди них: поощрение конкуренции, стратегическое планирование, контроль за оплатой труда, налогообложение предприятий и фирм.

Государство постоянно уделяет внимание поощрению конкуренции и особой поддержкой пользуются малые предприятия, которые при относительно небольших инвестициях решают такие проблемы, как занятость, повышение эффективности производства, ускоренное освоение технических нововведений. Однако малые предприятия работают в условиях повышенного риска и мировая практика показывает, что 90% вновь образованных мелких предприятий «прогорают» в течение первых пяти лег, поэтому государство здесь оказывает помощь в получении краткосрочных и долгосрочных кредитов, предоставлении налоговых льгот, создаются законодательные гарантии по предотвращению банкротств.

Во Франции государство осуществляет системный контроль за сделками крупных предприятий, проводится экспертиза на соответствие их антимонопольному законодательству. При отрицательном заключении государство налагает вето на сделку. Например, итальянскому консорциуму по производству сахара не разрешено было приобрести пакет акций французского предприятия, производящего 40% сахара в стране, так как эта сделка привела бы к монополизации рынка.

При стратегическом планировании с учетом ситуации внутри страны приняты шесть главных направлений развития:

  • — укрепление национальной валюты и обеспечение занятости;
  • — образование;
  • — научные исследования;
  • — социальная защита населения;
  • — обустройство территории Франции;
  • — обновление государственных служб.

Эти направления приобрели статус государственных целевых программ и сопровождаются различными финансовыми льготами и инвестициями.

Швеция также имеет значительный опыт государственного регулирования. Правовым обеспечением является Закон о регулировании цен (1956), который определяет условия вмешательства государства в процесс ценообразования и устанавливает в качестве исключительной формы замораживание цен. Последнее возможно по двум причинам: в случае войны и опасности ее возникновения либо в случае угрозы значительного повышения цен. Наиболее активно замораживание цен использовалось в период 1970— 1978 гг. как средство уменьшения темпов резко возросшей инфляции. В 80-е гг. замораживание цен использовалось сравнительно редко, например эго произошло в 1989 г. (с марта но май) иод предлогом переговоров правительства с профсоюзами, оптовиками, промышленниками, руководителями торговли по вопросам недопущения снижения жизненного уровня населения, сдерживания инфляционных процессов в стране и укрепления курса шведской кроны.

Воздействие на уровень цен осуществляется через государственную монополию и государственные предприятия. Государственная монополия существует на винно-водочные изделия, почтовые услуги, некоторые виды телекоммуникационных услуг, аптечную торговлю.

Местные органы самоуправления (коммуны) имеют монополию на определенные виды деятельности (водоснабжение, канализация, сбор мусора и т.д.) и обладают соответствующими правами в области ценообразования.

Государство жестко регулирует закупочные цены на важнейшие виды хозяйственной продукции (зерно, молоко, мясо, яйца и ряд других продуктов питания и сельскохозяйственного сырья) с учетом интересов фермеров. Ежегодно правительство, ведя переговоры с объединениями сельскохозяйственных производителей с участием представителей потребителей, устанавливает уровень закупочных цен на продовольственные товары.

Постоянное наблюдение и контроль за ценами ведет специальный орган — Государственное управление цен и конкуренции, подчиненное Министерству гражданской администрации. Во всех 23 губерниях Швеции и в Стокгольме имеются структуры, осуществляющие наблюдение за ценами, численность которых составляет от 2 до 10 человек. Применение тех или иных форм контроля за ценами в Швеции зависит от экономической ситуации и динамики цен.

В Австрии государственное регулирование цен осуществляется на основе Закона о ценах, Закона о картелях и Антидемпингового Закона. Государство регулирует около 10% цен: на фармацевтическое сырье и лекарственные препараты, электроэнергию, газ, теплоснабжение.

Парламент устанавливает цены на табак, соль, телефонные, телеграфные и железнодорожные тарифы. Министерство финансов — на спиртные напитки. Министерство экономики имеет право вводить регулирование цен на срок до шести месяцев на любой товар или вид услуг.

В Германии также регулируются цены на ряд товаров и продуктов. Так, осуществляется регулирование цен на медицинские препараты, которые можно купить без рецепта врача:

  • • цены регулируются только на препараты, которые отпускаются по рецепту врача или предназначены для лечения серьезных болезней;
  • • регуляция применяется не к производителю, а к оптовым и розничным посредникам;
  • • лекарственное страхование: в аптеке пациент платит за любой препарат 5 евро, счет за рецепт посылают в страховую компанию (больничную кассу).

Регулирование цен в аграрном секторе осуществляется скорее косвенными (и стимулирующими) методами:

  • • ограничение в производстве отдельных продуктов с целью стабилизации цен;
  • • компенсация разницы между ценой немецкого производителя и мировыми ценами при согласованном объеме экспорта;
  • • страхование экспортных поставок;
  • • содействие в осуществлении ярмарочно-выставочной деятельности немецких фирм за рубежом;
  • • консультационно-информационная помощь как в стране, так и за рубежом.

В Германии отсутствует специальный нормативный правовой акт, регулирующий установление оптовых и розничных цен, однако были принят целый ряд законов, способствующих развитию конкуренции: в 2005 г. — «О противодействии ограничению конкуренции», в 2002 г. — «Против недобросовестной конкуренции».

В США правовой основой государственного регулирования цен является Антитрестовский закон. Вместе с тем сохраняются государственные цены в отраслях с естественной монополией. Это энергетика и система связи. Государством регулируется 5—10% цен.

В некоторых отраслях хотя и нет прямого государственного регулирования цен, но фактически цены находятся под контролем государства. Так, цены на лекарственные препараты фактически находятся под ценовым диктатом двух (иолу)государственных программ страхования: Medicare и Medicaid.

В некоторых штатах их администрации предоставлено право введения тарифов на электроэнергию, междугородные автомобильные и железнодорожные перевозки.

Особое место занимает система регулирования фермерских цен с 1933 г. Применяются залоговые цены и залоговые операции Товарно-кредитной корпорации. Залоговые цены выполняют функции минимальных гарантированных цен. Залоговые операции означают предоставление фермерам кредита под залог продукции.

Под контролем государства находятся также процентные ставки за кредит, оказывающие влияние на издержки производства.

Прямое вмешательство государства в ценообразование в Японии минимально. Однако это не означает, что государство отказывается от воздействия на цены на отдельные виды товаров. Существует бюро цен при Управлении экономического планирования, учрежденное в 1973 г., которое является правительственным органом, осуществляющим значительную деятельность в области ценообразования: контроль за соблюдением антимонополистического законодательства, выявление тенденций спроса, предложения и ценообразования, поддержание спроса и цен на необходимом уровне путем проведения соответствующей фискальной и финансовой политики.

Правовую основу государственного регулирования цен составляют Антимонопольный закон, Закон о регулировании рынка продовольственных товаров, Закон о стабилизации цен на продукты животноводства. Специальный орган — Комиссия по справедливым сделкам — следит за соблюдением этих законов.

Административно в Японии регулируется примерно 20% потребительских цен, в том числе на рис, пшеницу, мясные и молочные продукты, тарифы на электроэнергию, газ, железнодорожные тарифы, стоимость образования и медицинского обслуживания.

Особенным вниманием со стороны государства пользуется сельскохозяйственная продукция, так как затраты фермеров выше, чем во многих развитых странах из-за небольших размеров хозяйств, высокой стоимости рабочей силы, кормов и т.п. Около 80% объема продукции сельского хозяйства является объектом поддержания цен со стороны государства.

Применяются следующие меры:

  • • закупка сельскохозяйственной продукции для поддержания уровня цен (рис — 50% закупки, пшеница — 90%, ячмень — 100%). Цены закупки государства на эти виды сельскохозяйственной продукции выше мировых, а потребителям государство продает их по ценам ниже закупочных;
  • • ограничение на импорт сельскохозяйственных товаров (на 22 вида продукции);
  • • установление верхней и нижней границы цены по отдельным видам товаров (мясо, шелк-сырец);
  • • гарантия минимального уровня цен (картофель, свекла, сахарный тростник, соя, молоко, фрукты и т.п.), если рыночные цены на эти продукты падают, то государство выплачивает производителям компенсацию;
  • • льготное кредитование сельского хозяйства.

Ценообразование в зарубежных странах (стр. 1 из 5)

Российский Университет Дружбы Народов

РЕФЕРАТ

по курсу: «Ценообразование»

на тему: «Ценообразование в зарубежных странах»

г. Москва, 1999г.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Изучение опыта ценообразования зарубежных стран позволяет понять ее закономерности и тенденции, использовать полученные знания при формировании ценового механизма в России в период перехода ее экономики к рынку.

В ходе исторического развития экономическое устройство многих стран претерпело глубокие изменения. На смену свободному рынку разрозненных товаропроизводителей пришел организованный рынок, обьединивший в единую хозяйственную систему страши различные экономические уклады.

История подтвердила неэффективность как монополизированной, так и чисто рыночной экономики, отдав предпочтение экономике смешанного типа. Особенность последней состоит в том, что она представляет собой систему, объединяющую на условиях равноправия государственный и негосударственный секторы, причем государственные органы создают эффективную систему регулирования экономики, не нарушая при этом механизмов рыночною саморегулирования. В систему регулирования экономических отношений входят подсистемы финансово-валютного, бюджетного, кредитного, налогового и ценового регулирования, главная цель которого состоит в поддержании баланса спроса и предложения, потребления и накопления, товарной и денежной массы.

Одной из важнейших задач государства является обеспечение такого соотношения монополии и конкуренции, которое не приводит к разрушительным последствиям в экономике. Эта задача решается с помощью антимонопольного законодательства, впервые принятого в США в конце прошлого столетия. Антимонопольными считаются законы, запрещающие соглашения и действия, направленные на ограничение конкуренции: раздел рынка, вертикальное или горизонтальное фиксирование цен, дискриминация в торговле и т. д.

Большинство стран с экономикой смешанного типа в качестве общей тактики используют определенные правила ценообразования. Они оформляются в виде законодательных актов, регламентирующих порядок и методологию формирования цен.

Методологический аспект ценообразования в развитых странах состоит в выработке государственными органами общих принципов, методови нормативов установления цен. Кроме принятия решения по стратегическим и тактическим вопросам государственные органы берут на себя функцию введения конкретных цен на товары и услуги, имеющие дня национальной экономики решающее значение. Наряду с прямым установлением и регулированием цен государственные органы осуществляют и контроль за ними. Сфера контролируемого государством ценообразования составляет от 10 до 30% общего объема выпускаемой продукции.

Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации предполагает развитие навыков отбора всего лучшего, что накоплено в области теории и практики ценообразования мировым хозяйством, и творческое использование их для перестройки отечественного ценообразования.

Государственное регулирование цен в странах с рыночной экономикой является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т. с. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.

Прежде всего следует отметить, что либерализация цен не ослабляет, а напротив, повышает роль государства в осуществлении политики ценообразования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а в воздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, оказании им методологической и методической помощи, разработке правовых норм и законов по ценообразованию. Цели государственного регулирования заключаются в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого подорожания сырья и топлива, монополизма производителей, способствовать созданию условий для нормальной конкуренции, ориентирующей на внедрение достижений НТП. Важной задачей при этом является получение определенных социальных результатов, в частности, поддержание прожиточного минимума на достаточном уровне, обеспечение возможности приобретения в оптимальном количестве товаров первой необходимости.

Меры воздействия государства на производителей могут быть как прямыми (установление определенных правил ценообразования), так и косвенными (через такие экономические рычаги, как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогообложение). Прямое регулирование цен осуществляется главным образом в сферах гран спорта, связи, электроэнергетики, водоснабжения и т. д. Среди прямых методов государственного регулирования необходимо назвать прежде всего административное установление цен. Косвенные меры

направлены на изменение конъюнктуры, создание определенного режима в области финансирования, валютных и налоговых операций, и в конечном счете — на установление оптимального соотношения между спросом и предложением на рынке.

На способы и методы государственного регулирования цен оказывают влияние факторы: национальные, климатические, сырьевые, политические, положение страны в мировом разделении груда.

США. Заметное ускорение темпов роста оптовых и розничных цен на внутреннем рынке в 70-х годах, перерастание умеренной инфляции в галопирующую привели к необходимости модификации экономической стратегии страны. Первой наиболее естественной реакцией государства стала попытка победить инфляцию с помощью методов прямого регулирования цен. В августе 1971 г. по инициативе администрации Р. Никсона в США впервые за послевоенные годы был установлен централизованный контроль над ценами. Хотя президент Р. Ник сон и был против установления прямого контроля над ценами и заработной платой, однако сложное экономическое положение страны и давление общественного мнения вынудили его пойти на крайнее меры. Этому способствовали следующие обстоятельства:

— в сложившейся экономической ситуации снижение уровня инфляции могло вызвать кранце болезненные последствия, прежде всего увеличение масштабов безработицы;

— доминировала точка зрения, что инфляция может быть ограничена без уменьшения занятости в случае, если будет введен контря над ценами.

Не имея альтернативной программы косвенного регулирования экономики, президент был вынужден пойти на замораживание цен и заработной платы.

Следует отметить, что в краткосрочном плане прямое регулирование цен способствовало определенной стабилизации экономики страны: к осени 1972 г. снизились темпы повышения оптовых и розничных цен, несколько увеличилась занятость. Стал расти ВНП. Однако довольно скоро выявились негативные последствия централизованного регулирования. Замораживание цен и заработной платы ограничивало межотраслевой перелив капталов; тормозило инвестиционную политику, снижало уровень деловой активности, сдерживало рост доходов. Уже в мае 1974 г. администрация Д. Форда отказалась от прямого контроля над ценами.

Попытки прямого регулирования цен предпринимались и в последующие годы. Они затрагивали прежде всею внутренние цены на энергоносители, которые, отражая рост импортных цен на нефть, нефтепродукты, и природный газ, росли в 1974-1981 гг. высокими темпами, стимулируя раскручивание инфляционной спирали.

Замораживание внутренних оптовых цен на нефть, нефтепродукты и природный газ, сдерживая развитие инфляционных тенденций, привело к ряду негативных последствий в экономике. Недостаток инвестиций в энергетическое хозяйство, отсутствие заинтересованности у добывающих корпораций в разработке новых месторождений нефти и природного газа ввиду контроля над уровнем цен привели к тому, что импорт нефти в США, несмотря на рост мировых цен, продолжал вплоть до 1981 г. увеличиваться высокими темпами.

Р. Рейган после своего избрания президентом, в январе 1981 г. отменил контроль над внутренними ценами на нефть и нефтепродукты.

В настоящее время американская администрация, ограничивая государственное финансирование и прямое регулирование цен по отдельным товарным группам, делает упор на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования, способствующих общему оздоровлению экономическою положения в стране. В целом такой подход оказывал в последние годы стабилизирующее воздействие на развитие инфляционных процессов. Среди основных направлений косвенного регулирования цен можно выделить следующие:

· рестриктивная кредитно-денежная политика,

· регулирование учетной ставки федеральных резервных банков;

· сокращение дефицита государственного бюджета;

· федеральные закупки товаров и услуг;

· налоговая политика.

Эти направления государственной макроэкономической политики оказывают влияние на изменение соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке США и таким образом определяют базовые пропорции обмена и уровня цен.

Прямое государственное регулирование цен сейчас применяется лишь в высокомонополизированных отраслях, подпадающих под юрисдикцию антитрестовского регулирования. Так, специальные комиссии устанавливают тарифы на пользование электроэнергией и некоторые коммуникационные услуги. Всего в США государством регулируется от 5 до 10% цен.

Особо следует остановиться на государственном регулировании цен на продукты аграрного комплекса. В рамках федеральных сельскохозяйственных программ фермеры, занимающиеся выращиванием зерновых, получают от Министерства сельского хозяйства США займы на финансирование производства. Собранный урожай они могут продавать, по рыночным ценам и расплачиваться за займы частью выручки. Если рыночные цены опускаются ниже уровня контрольных цен, установленных конгрессом, то фермер может сдать урожаи государству по контрольным ценам, расплачиваясь за заем и получая выручку.

Государственное регулирование цен в США

Размещено на http://www.allbest.ru

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Т.Ф. ГОРБАЧЕВА» В Г. НОВОКУЗНЕЦКЕ

Государственное регулирование цен в США

Выполнила: студент гр. Фкб-131

Павловская П.Р.

Проверил:

Ст. преп. Кулебакина О.И.

2015 г.

  • Опыт государственного регулирования цен в США
    • Формы государственного регулирования ценообразования на продукты сельского хозяйства (продукцию фермерских хозяйств) в США
    • Контроль над ценами на продукцию естественных монополий в США
    • Регулирование цен в настоящее время
    • Литература

Опыт государственного регулирования цен в США

Заметное ускорение темпов роста оптовых и розничных цен на внутреннем рынке в 70-х годах, перерастание умеренной инфляции в галопирующую привели к необходимости модификации экономической стратегии страны. Первой наиболее естественной реакцией государства стала попытка победить инфляцию с помощью методов прямого регулирования цен. В августе 1971 года по инициативе администрации Р. Никсона в США впервые за послевоенные годы был установлен централизованный контроль за ценами. Хотя президент Р. Никсон и был против прямого установления прямого контроля над ценами и заработной платой, однако сложное экономическое положение страны и давление общественного мнения вынудили его пойти на крайние меры. Этому способствовали следующие обстоятельства: государственный регулирование цена США фермерский

· в сложившейся экономической ситуации снижение уровня инфляции могло вызвать крайне болезненные последствия, прежде всего увеличение масштаба безработицы;

· доминировала точка зрения, что инфляция может быть ограничена без уменьшения занятости в случае, если будет введен контроль над ценами.

Не имея альтернативной программы косвенного регулирования экономики, президент был вынужден пойти на замораживание цен и заработной платы.

Следует отметить, что в краткосрочном плане прямое регулирование цен способствовало определенной стабилизации экономики страны: к осени 1972 года снизились темпы повышения оптовых и розничных цен, несколько увеличилась занятость, стал быстро расти ВНП. Однако довольно скоро выявились негативные последствия централизованного регулирования. Замораживание цен и заработной платы ограничивало межотраслевой перелив капиталов, тормозило инвестиционную политику, снижало уровень деловой активности, сдерживало рост доходов. Уже в мае 1974 года администрация Д. Форда отказалась от прямого контроля над ценами.

Попытки прямого регулирования цен предпринимались и в последующие годы. Они затрагивали прежде всего внутренние цены на энергоносители, которые, отражая рост импортных цен на нефть, нефтепродукты и природный газ, росли в 1974-1981 гг. высокими темпами, стимулируя раскручивание инфляционной спирали.

Замораживание внутренних оптовых цен на нефть, нефтепродукты и природный газ, сдерживая развитие инфляционных тенденций, привело к ряду негативных последствий в экономике. Недостаток инвестиций в энергетическое хозяйство, отсутствие заинтересованности у добывающих корпораций в разработке новых месторождений нефти и природного газа ввиду контроля над уровнем цен привели к тому, что импорт нефти в США, несмотря на рост мировых цен, продолжал вплоть до 1981 года увеличиваться высокими темпами.

Р. Рейган после своего избрания президентом в январе 1981 года отменил контроль над внутренними ценами на нефть и нефтепродукты. «Контроль над ценами сдержал производство, стимулировал потребление, подавлял технологические достижения и делал США более зависимыми от энергетического импорта»,- так комментировал Рейган свое решение.

Всего в США государством регулируется от 5 до 10% цен.

Особо следует остановиться на государственном регулировании цен на продукты аграрного комплекса.

Формы государственного регулирования ценообразования на продукты сельского хозяйства (продукцию фермерских хозяйств) в США

Самой регулируемой отраслью производства в Соединенных Штатах было и остается сельское хозяйство. На протяжении ХХ века государственное регулирование сельского хозяйства и агробизнеса США отличали две характерные черты:

1) государство своим вмешательством «не подавляет» активность фермеров и агропромышленных фирм, но — создает равно конкурентные возможности для всех предприятий агробизнеса;

2) эволюционный характер преобразований.

Цены поддерживаются в отраслях, которые сильно подвержены дестабилизирующему влиянию мирового рынка и занимают важное место в структуре фермерских доходов. К их числу относятся производство пшеницы, риса, фуражных зерновых (кукурузы, сорго, овса, ячменя), хлопка, сои, табака, арахиса. Своеобразные формы и методы регулирования сложились в производстве молока, фруктов, овощей, говядины и мяса птицы. В целом система поддержания цен охватывает примерно 50% производимой сельскохозяйственной продукции, в том числе 33% сборов пшеницы, 100% кукурузы, 55-60% риса, 45-50% сбора хлопка.

Основным методом поддержания фермерских доходов в США является система компенсационных платежей. Производители зерна и хлопка получают от правительства специальные выплаты, покрывающие разницу между «целевыми» и рыночными ценами.

Размеры «целевых» цен устанавливаются конгрессом расчетным путем. Они должны гарантировать минимальный уровень доходов фермерам.

Например, до 2000 г. «целевая» цена на пшеницу определена в 4 долл. за бушель или 147 долл. за метрическую тонну. Рыночная цена — это средняя цена, которую производители получают в течение года. Если рыночная цена на пшеницу составляет 3,2 долл. за бушель, то производители получают выплаты в размере 0,8 долл. за бушель для поддержания установленного уровня производства и дохода. Таким образом, с помощью компенсационных платежей обеспечивается защита фермеров от колебания цен: если рыночная цена понижается, то размеры выплат увеличиваются. В период высоких цен на сельскохозяйственную продукцию в 1973, 1974, 1981 гг. этот механизм не действовал. В итоге фермеры получают доходы из двух источников: от продажи продукции на рынке и в виде прямых выплат.

Применительно к кукурузе, сорго и ячменю практикуется также прямая плата за сокращение посевных площадей. Доплату к рыночной цене получают, кроме того, фермеры, выводящие из оборота в залежь.

Таким же образом регулируются цены в молочной промышленности.

Государственное регулирование молочного комплекса США охватывает: ценообразование на молоко и молочные продукты, установление стандартов, контроль над условиями производства и хранения продукции, контроль над импортом молочных продуктов. Регулирование цен на молоко в США осуществляется как федеральным правительством, так и правительствами штатов и распространяется более чем на 80 процентов всего реализуемого в стране молока.

Конгресс определяет «справедливый» уровень контрольных цен на молоко, масло, сыр. Если рыночные цены снижаются ниже этого уровня, то государство скупает продукты и использует их на: бесплатные завтраки для школьников; помощь беднякам; продовольственную помощь слаборазвитым странам, а также продает другим государствам.

Сельскохозяйственный закон, принятый в США в 1985 году, внес изменения в американскую аграрную политику. В соответствии с этим законом были существенно снижены налоговые ставки, определяющие объем представляемых фермерам кредитов. Для пшеницы и кормового зерна уровень залоговых ставок составляет в настоящее время 75-85% среднерыночной цены за последние пять лет, при этом министру сельского хозяйства предоставлено право снижать их уровень ещё на 20% в целях повышения конкурентоспособности американской продукции на мировом рынке.

При этом государство стремится поддерживать соотношения между ценами на сельскохозяйственные продукты и товарами, приобретаемыми фермерами. В целом контроль за ценами осуществляют антитрестовские управления Министерства юстиции и Федеральная торговая комиссия.

В современный период ведущую роль в сельскохозяйственном производстве США играют крупные коммерческие фермы. Примерно 6% американских ферм обрабатывают 28% всех сельскохозяйственных земель, 2% ферм осуществляют 40% продаж, а 6% американских ферм создают примерно 60% стоимости сельскохозяйственной продукции США. Именно крупные фермы получают большую часть чистого дохода от сельскохозяйственного производства, и захватывают больший объём прямых государственных платежей в расчёте на одну ферму.

Изменение фермерской структуры влияет как на изменение организации производства внутри фермы, так и на взаимосвязь с рынком. Фермер всё больше сосредотачивается на функциях управления и контроля, чем на непосредственном производстве. Кроме того, фермер стремится принять больше решений о ценах и возможных покупателях перед началом производства, чем надеяться на рыночные условия после окончания производства. Такое замещение рыночной координации координацией экономики с помощью фирмы позволяет крупным фермам обеспечивать прибыльность производства и создавать возможности для последующего развития. Крупные коммерческие фермы по мере своего развития теряют черты схожести с «семейной фермой» и превращаются в обычную фирму.

Для государственного регулирования сельского хозяйства и агробизнеса США 1990-х годов характерно завершение переноса центра тяжести регулирующей деятельности Министерства сельского хозяйства с производства сельскохозяйственной продукции на распределение продовольственных товаров.

Второй важной особенностью современного этапа государственного регулирования агробизнеса стало неразрывное сочетание экономического и социального регулирования. Социальное регулирование, начавшееся ещё в 1930-е годы, помогло не только снять социальную остроту, значительно сократить размеры безработицы в сельских районах, но и способствовало превращению ферм в специализированные хозяйства, оздоровив вокруг них «бизнес — окружение». Оно позволило избежать в сельских районах, насколько это возможно, альтернативы: или фермер, или безработный, смягчив последствия конкуренции.

В США дотации фермерам достигают колоссальных размеров. Называемые в США farm bills, т.е. счета за оплату сельскохозяйственного производства, в 1985 году равнялись 52 млрд. долларов, а в 1995 году уже примерно 80 миллиардам, а в настоящее время еще больше, поскольку в начале мая 2002 года американский конгресс принял, а президент Буш подписал новый закон, по которому субсидии сельскохозяйственным производителям США возрастут на 60%, а в абсолютных цифрах возрастут на 180 млрд. долларов начиная с 2002 года. Кроме того, фермерам гарантируются твердые закупочные цены на уровне мировых, а внутренний рынок защищен от иностранных конкурентов высокими тарифами.

Основными целями государственного вмешательства и регулирования сельскохозяйственного производства в США — это держать цены своих отечественных производителей на уровне мировых экспортных цен и дать им возможность успешно конкурировать на мировых рынках, а также стремление затормозить процесс концентрации капитала и производства в сельском хозяйстве и, следовательно, пролетаризации сельского населения.

Но совершенно естественно, что государственная помощь сельскохозяйственным производителям разоряет их конкурентов из развивающихся стран, поскольку в этих странах такая помощь со стороны государства не практикуется, да оно и неспособно оказать ее в силу чрезвычайной бедности государства. Таким образом, получается, что какой-нибудь пищевой продукт, экспортируемый США в бедные страны, оказывается там значительно более дешевым, нежели аналогичный продукт местного производства, а также этот же продукт в метрополии. Иными словами, промышленно развитые страны деньгами своих налогоплательщиков подавляют местное производство в бедных странах и открывают дорогу продуктам своих экспортеров (естественно, крупных).

Контроль над ценами на продукцию естественных монополий в США

В США чаще пользуются термином «public utilities» вместо естественной монополии, поскольку его применение закреплено и исторически и юридически. Концепция «public utilities» предполагает, что критерием отнесения предприятий к данному классу является наличие неустранимой (естественной) монополии и производства продукции первостепенной социальной значимости. Официальное отнесение предприятия к «public utilities» означает, что если оно находится в частной собственности, то подлежит государственному регулированию.

Центральным и наиболее сложным в экономическом и политическом отношении было и остается регулирование цен на продукцию естественных монополий. Государственное регулирование естественных монополий обычно охватывает такие вопросы, как обеспечение доступности продукции любому платежеспособному лицу на равных условиях, безопасности производства и потребления, высоких стандартов качества.

Американский экономист Г. Демшец в своей работе «Зачем регулировать предприятия общественного пользования?» (1968), подвергая сомнению, эффективность ценового регулирования естественных монополий, предложил устранить его там, где государство может организовать конкуренцию за исключительные права поставщика товаров и услуг на определенный по контракту период. Существование единственной фирмы не означает монополистического ценообразования благодаря конкуренции на этапе борьбы за франшизу. Иными словами, из монополистической структуры не обязательно следует монополистическое поведение, хотя какие-то элементы его могут появиться позднее, если, например, условия производства изменятся в течение времени действия контракта.

Иной теоретический вариант обоснования усиления конкуренции в сфере деятельности естественных монополий следует из концепции «оспариваемого рынка», или, как еще иногда переводят, «доступного рынка». Эта концепция была предложена в работах У. Баумоля, Р. Вилига и Дж. Панзара. Оспариваемый рынок характеризуется абсолютно свободным входом и издержками выхода, равными нулю. Такой рынок открыт для нападения фирмы, поведение которой коротко обозначается формулой «ударил и удрал» («hit and run»). То есть, предполагается, что всегда существуют фирмы, не пренебрегающие даже временной возможностью войти на рынок, получить прибыль, пока цены не упали, и выйти с рынка, не понеся издержек, если климат ухудшился.

В действительности эта концепция представляется дальнейшим развитием неоклассической модели совершенной конкуренции с акцентом на свободе входа-выхода. Внимание сосредоточено не только на возможности новой фирмы получить опору на рынке, но и в большей степени на ее способности полностью заменить существующего монополиста. При условии, что невозвратные издержки равны нулю (свободный выход), даже простая угроза (потенциальная конкуренция) входа такой фирмы удерживает цены монополиста на уровне издержек (нулевая прибыль). В таком случае государственное регулирование цен является вредным.

В США правительство пыталось установить контроль над монополиями преимущественно двумя способами.

В первом случае, в отношении «естественных монополий», правительство образовало государственные комиссии для регулирования цен и установила стандарты на предоставляемые услуги. Транспорт, связь, производство и снабжение электроэнергией и другие предприятия общественного пользования в той или иной степени подвергаются такому регулированию. Созданная в Бостоне региональная энергетическая комиссия насчитывает, к примеру, 500 человек.

На уровне местных органов власти довольно обычной является государственная собственность на предприятия электроэнергетики и водоснабжения. Однако во втором случае на подавляющем большинстве рынков эффективное производство может быть обеспечено при высокой степени развития конкуренции. Поэтому федеральное правительство провело ряд антимонополистических, или антитрестовских, законов, начиная с Закона Шермана 1890 г., с целью защиты и усиления конкуренции в качестве эффективного регулятора поведения бизнеса.

В основном штаты осуществляют принцип возмещения «скрученных» цен: потребители платят цену выше рыночной, тем самым оплачивая стоимость невостребованной электроэнергии. С другой стороны, Пенсильвания и Нью-Хэмпшир установили цены меньшие, чем необходимо для полного возмещения. Штаты действовали по соглашениям с общественными компаниями, поэтому легальность такого установления цен не проверялась. Установление величины «скрученных цен» является основным предметом разногласий, но лишение имущества помогло решить эту проблему автоматическим установлением цен на заводах.

В некоторых штатах, занявшихся дерегулированием в 1998 г. появились некоторые практические препятствия. В Калифорнии «скрученные цены» оказались столь высоки, что пользователи почти не ощутили преимуществ от дерегулирования. Поэтому ряд штатов потребовали от компаний на 10% сократить тарифы и обеспечить «стандартное предложение» потребителям, не нашедшим «конкурентоспособных» поставщиков.

Можно выделить два основных подхода к регулированию цен в отраслях с естественными монополиями.

Первый подход основывается на борьбе с проявлениями монопольного поведения, а именно с извлечением монопольной прибыли. Главное его достоинство заключается в наличии достаточно объективного и всем понятного критерия — нормы прибыли на капитал (в некоторых случаях — к себестоимости), который выступает отправной точкой дальнейших расчетов и обоснований того или иного уровня цен.

Второй подход часто называют мотивационным регулированием (incentive regulation). Мотивационное регулирование ставит компанию в условия, когда конечный результат деятельности компании — прибыль зависит от эффективности ее функционирования. Как правило, механизмы установления цен при таком подходе ориентируют компанию на относительно стабильный уровень цен или доходов. Наибольшее распространение получил механизм фиксирования предельного уровня цен (price cap).

В США со второй половины 80-х годов, после серии приватизаций компаний — естественных монополий стала применяться практика регулирования тарифов при отсутствии жестких ограничений на норму прибыли.

Суть данной модели заключается в установлении на согласованный срок формулы расчета ежегодного тарифа, которая содержит дефлятор и так называемый фактор повышения производительности.

С 1989 г. на базе этого принципа Федеральная комиссия по связи (ФКС) регулирует тарифы услуг дальней связи (Америкэн телефон энд телеграф) (АТ&Т).

Данная модель регулирования естественных монополий имеет ряд достоинств.

Во-первых, в центре внимания находится наиболее важный для потребителей параметр — уровень цен. Во-вторых, прозрачность и, как следствие, простота отслеживания и принятия решений. В-третьих, упрощение процесса регулирования. Компания меняет уровень и структуру тарифов по заданной формуле, и нет необходимости в участии в процедурах пересмотра цен регулирующих органов. В-четвертых, стимулирование эффективности.

Принципиальные отличия модели регулирования тарифов от модели регулирования нормы прибыли заключаются в следующем:

1. В первом случае срок фиксирован, во втором — компания может обращаться с просьбой о пересмотре тарифа так часто, как допускается установленной процедурой.

2. Модель фиксирования нормы прибыли базируется на данных прошлых периодов, модель установления относительного предельного тарифа — на прогнозных оценках. Точный прогноз дает несомненные преимущества, но он не всегда осуществим.

3. В первой модели выше степень гибкости маневров компании.

4. Во второй модели меньше вероятность субъективного подхода, так как все аспекты взаимоотношений регулирующего органа и компании осуществляются в рамках четких юридических процедур.

Эти модели регулирования имеют схожие трудности. При фиксировании верхнего предела цен рост прибылей может быть достигнут за счет снижения качества услуг. Поэтому такое регулирование неизбежно требует контроля качества путем установления стандарта услуг.

Дополнительные сложности возникают в связи с диверсификацией деятельности фирм, что существенно затрудняет разграничение регулируемых и нерегулируемых видов деятельности. Решить эту задачу можно, выделив регулируемые виды деятельности в самостоятельную компанию, ограничив диверсификацию или путем введения требования, что компании могут осуществлять диверсификацию только по согласованию с регулирующими органами.

В последнее пятилетие в США сложилась модель, совмещающая черты регулирования и нормы прибыли, и тарифа.

Регулирование цен в настоящее время

Правовой основой государственного регулирования цен являются антитрестовские законы. Органами, осуществляющими контроль за ценами ( контроль за сговором по ценам и за действиями по ценовой дискриминации ), являются Антитрестовское управление Министерства юстиции США и Федеральная торговая комиссия. Подавляющая часть цен в США устанавливается компаниями в условиях конкурентно-рыночного механизма.

Прямое государственное регулирование цен применяется сейчас лишь в высокомонополизированных отраслях, подпадающих под юрисдикцию антитрестовского регулирования. Так, специальные комиссии устанавливают тарифы на пользование электроэнергией и некоторые коммуникационные услуги. Всего в США государством регулируется от 5 до 10% цен

В некоторых штатах их администрации предоставлено право введения тарифов на электроэнергию, междугородные автомобильные и железнодорожные перевозки.

Важное значение имеет система регулирования фермерских цен (введена в практику в 1933 г.) . Центральное место в ней занимают залоговые цены и залоговые операции Товарно-кредитной корпорации. Залоговые цены (ставки) выполняют функцию минимальных гарантированных цен. Залоговые операции Товарно-кредитной корпорации означают предоставление фермерам кредита под залог продукции.

Правительство США оказывает определенное воздействие на цены через стандарты, экономические требования. Под контролем государства находятся также процентные ставки за кредит, оказывающие влияние на издержки производства и цены.

В настоящее время упор делается на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования цен, оказывающих стабилизирующее воздействие на движение цен. Сюда можно отнести следующее: рестриктивную кредитно-денежную политику, регулирование учетной ставки федеральных резервных банков, сокращение дефицита госбюджета, федеральные закупки товаров и услуг, налоговая политика.

Эти направления государственной макроэкономической политики оказывают влияние на изменение соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке США и таким образом определяют базовые пропорции обмена и уровня цен.

Литература:

1. Цены и ценообразование. / под ред. В.Е. Есипова. — СПб.: Питер, 2002

2. Экономика. Учебник. Под редакцией кандидата экономических наук, доцента А.С. Булатова. Издательство БЕК. Москва 1995

4. Андреева Н.М.» Государственное регулирование сельского хозяйства в развитых странах». Международный журнал «Проблемы теории и практики управления», 1993

Размещено на Allbest.ru

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *