Государственный кадастр отходов

Для облегчения задачи сохранения окружающей природы государство проводит различные учеты использования ресурсов. С такой целью организуются специальные кадастры (земельный, водный и др.) — ведомости о природных объектах и пользователях. Отдельной частью стоят статьи о мусоре, производственных и человеческих отходах, которые могут нанести потенциальный урон экологии. Для контроля существуют специальные документы и госструктуры — это государственный кадастр отходов и Росприроднадзор.

Для чего нужна отчетность

На территории РФ долго не было справочного документа, который бы предоставлял правдивые сведения обо всех местах размещения выбросов.

Даже само понятие «размещение выбросов» имеет двойной смысл: отходы содержат фирмы, которые занимаются переработкой и уничтожением, а также те, кто хранит их до транспортировки и утилизации. Поэтому был создан кадастр отходов — информационный документ, в котором расписаны все природоохранные мероприятия, вторичная переработка и общая политика государства в отношении экологии.

Например, проведя анализ, Росприроднадзор решил, что полигон твердых бытовых отходов превысил лимит, а это несет угрозу для окружающей среды. Департамент приостанавливает работу полигона и отправляет туда экспертную группу, затем выносит вердикт — прекратить деятельность полигона или расширить его территорию и увеличить мощность. Также может быть решено перенесение свалки на новое место. Главные задачи реестра:

  • Проанализировать, сохранить и систематизировать информацию о промышленных отходах и мусоре на территории РФ.
  • Проведение научных исследований с целью усовершенствования методик природоохраны.
  • Осуществление анализа эффективности этапов утилизации и повторной переработки.

Итак, в государственном кадастре отходов хранятся сведения о:

  • Источнике отходов, его химическом составе, качествах и классе опасности.
  • Условиях распределения остатков сырья, ТБО, схемах перевозки и уничтожения.
  • Технологиях повторной переработки, обезвреживания и уничтожения.
  • Всероссийском списке классификации выбросов.
  • Каталоге полигонов утилизации по классу опасности.
  • Отдельном списке о способах утилизации для каждой отрасли промышленности.

Все предприятия и фирмы с юридической ответственностью, а также компании малого бизнеса, которые связаны с образованием мусора, обязаны предоставлять данные, где отражаются:

  • Информация о количестве транспортировочных отходов.
  • Параметры мест их размещения.
  • Статьи, отражающие лимиты выбросов.
  • Технологии, которые применяют предприятия для переработки и утилизации мусора.

Лицензии для транспортировки и утилизации

Фирмы, функционирующие как хозяйственные предприятия, принадлежат к природопользователям. В случае если они работают по двум или больше населенным пунктам, то появляется возможность направления письма в Росприроднадзор, где будут указаны все адреса. На основании письма предприятию будет выдан единый номер регистрации, что существенно упростит ведение отчетов в кадастре.

Росприроднадзор и Госдепартамент природопользования, отвечающие за функционирование кадастра, должны разработать программу, которую направляют хозяйственникам. Раньше ее получали лично, что занимало много времени, сейчас ее можно просто скачать.

Касательно обращения с твердыми коммунальными отходами Росприроднадзор и департаменты природопользования ведут активную работу по сотрудничеству с локальными строительными комитетами и ЖКХ. Деньги на это выделяет Министерство по природным ресурсам. Отчеты должны вести:

  • Фирмы мелкого бизнеса, госорганизации и компании, расположенные по юридическому адресу, которые проводят работы по сбору и накоплению строительных и бытовых отходов.
  • Компании, занимающиеся перевозкой, обезвреживанием, перезахоронением и уничтожением мусора.
  • Фирмы, которые занимаются непосредственно сбором мусора с других компаний с целью его дополнительной переработки.
  • Органы, занимающиеся вопросом экологии, например, Росприроднадзор.

Региональные госструктуры

Некоторые регионы Российской Федерации передают отчеты в кадастр каждый квартал, некоторые только раз в год. Также есть области, где организации малого и среднего бизнеса освобождаются от этой процедуры. Необходимые документы для подачи информации в природонадзорные службы:

  • Документ, который утверждает нормы при организации утиля и определенный лимит при его размещении. Он утверждается печатью соответствующих органов. Документ должны подавать большие промышленные организации, которые находятся в частных руках либо в государственной собственности.
  • Документ, который подтверждает, что технология производства не менялась и продукция выпускается в прежних объемах и составах. Его также нужно утверждать в органах власти. Документация подтверждает, что норма и лимит выбросов остались прежними.
  • Предприятия, которые оказывают негативное влияние на экологию, обязаны платить налог и прикладывать отчеты. Они отправляются в природоохранные органы, которые должны проверить данные на достоверность и вынести вердикт по принятию.
  • Компании, занимающиеся обезвреживанием, захоронением и уничтожением отходов, составляют договор, где указываются лицензионные данные — срок и дата размещения отвалов, куда предприятие сбрасывает мусор.

Документы отправляются вместе с сопровождением, написанном в 2 экземплярах. В природоохранных органах их рассматривают и ставят печать, подтверждающую, что их рассмотрели и внесли в кадастр.

Информация о размещении отходов

Существует информация, которая обязательно должна быть включена в кадастр. Обязательными в реестре считаются данные о размещении отходов, куда входят:

  • Отходы по агрегатному состоянию — мусор, гидро- и хвостоотвалы, отвалы с породами, площадки очистных конструкций.
  • Полигоны захоронений, не включающие в себя подземные.
  • Места хранения твердых бытовых отходов.
  • Выбросы промышленных и перерабатывающих предприятий.

Итак, государственный кадастр отходов включает в себя свод документов, которые содержат информацию о происхождении, количестве и качестве выбросов, о свалках и полигонах и многое другое. Также ГКО систематизирует и классифицирует собранную информацию, на основе которых и делаются соответствующие выводы.

Комментарий к статье 20 Федерального закона N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”

Комментируемая статья определяет порядок ведения государственного учета отходов по их видам, объектам размещения и технологиям использования и обезвреживания.

1. На основании Постановления Правительства РФ от 26 октября 2000 г. N 818 “О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов” федеральные органы власти организуют и ведут по единой для Российской Федерации системе с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственный кадастр отходов, включающий в себя три составляющих:

– федеральный классификационный каталог отходов;

– государственный реестр объектов размещения отходов;

– банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

Федеральный классификационный каталог отходов утвержден Приказом Минприроды России от 2 декабря 2002 г. N 786 (далее – ФККО) и представляет собой кодифицированный перечень образуемых в процессе деятельности на территории Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду.

ФККО содержит перечень отходов с указанием кода каждого из них. Код состоит из тринадцати цифр, первые восемь из которых используются для кодирования происхождения отхода; девятая и десятая – для кодирования агрегатного состояния и физической формы (0 – данные не установлены, 1 – твердый, 2 – жидкий, 3 – пастообразный, 4 – шлам, 5 – гель, коллоид, 6 – эмульсия, 7 – суспензия, 8 – сыпучий, 9 – гранулят, 10 – порошкообразный, 11 – пылеобразный, 12 – волокно, 13 – готовое изделие, потерявшее потребительские свойства, 99 – иное); одиннадцатая и двенадцатая цифры используются для кодирования опасных свойств и их комбинаций (0 – данные не установлены, 1 – токсичность (т), 2 – взрывоопасность (в), 3 – пожароопасность (п), 4 – высокая реакционная способность (р), 5 – содержание возбудителей инфекционных болезней (и), остальные от 6 до 22 – означают сочетание перечисленных характеристик отходов, 99 – опасные свойства отсутствуют); тринадцатая цифра используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (0 – класс опасности не установлен, 1 – 1 класс опасности, 2 – 2 класс опасности, 3 – 3 класс опасности, 4 – 4 класс опасности, 5 – 5 класс опасности).

Следует иметь в виду, что перечень отходов является примерным и не исключает образование отходов с наименованием, не включенным в ФККО, например, под общим названием – “прочие коммунальные отходы”, “медицинские отходы”, “отходы нефтепродуктов”.

Пример: сотрудник органа госэкоконтроля был признан виновным в том, что, являясь должностным лицом, совершил покушение на получение взятки в виде денег за незаконное бездействие в пользу взяткодателя, а также попустительство по службе в крупном размере в пользу ООО, которое осуществляло незаконную деятельность по обращению с мазутом, так как не имело разрешительных документов на право обращения с нефтеотходами. Суд отверг ссылку подсудимого на отсутствие в ФККО мазута как отхода и указал, что согласно протоколу испытаний лаборатории физико-химических анализов научного института содержащееся в мазутохранилище вещество не соответствует по качеству продукту “мазут”, а то обстоятельство, что мазут непосредственно не указан в ФККО, не влияет на обоснованность приговора, поскольку каталог содержит наименование прочих отходов нефтепродуктов и продуктов переработки нефти (см. Определение Верховного Суда РФ от 19 октября 2006 г. по делу N 49-006-46).

Отходы указываются с определенным (от 1 до 5) либо неопределенным (0) классом опасности, в последнем случае класс опасности должен определяться по итогам лабораторных исследований и указываться в свидетельствах и паспорте о классе опасности (см. комментарий к ст. 14).

Государственный реестр объектов размещения отходов как таковой, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов в настоящее время не ведутся.

Действуют Правила инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденные Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49, на основании которых информация юридических лиц и предпринимателей собирается органами Росприроднадзора. Правила не распространяются на объекты размещения радиоактивных и биологических отходов, а также на выведенные из эксплуатации и запрещенные к эксплуатации объекты. Инвентаризация проводится эксплуатирующими эти объекты хозяйствующими субъектами не реже одного раза в пять лет.

Данные формируются на основании проектной документации, актов обследования объектов, иных сведений и представляют собой характеристику объекта с указанием его местоположения и эксплуатирующей организации, инвентарного номера, вместимости, площади, данных о наличии заключения госэкоэкспертизы о влиянии объекта на окружающую среду и проводимом мониторинге. Сведения обобщаются Росприроднадзором.

Информация для включения в банк об установках использования и обезвреживания отходов, используемых на территории региона и иных технологиях, собирается также территориальными органами Росприроднадзора и направляется непосредственно в Росприроднадзор.

2. Государственный кадастр отходов един для России, Правительство РФ своим Постановлением от 26 октября 2000 г. N 818 “О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов” определило орган по ведению кадастра – Минприроды России и его территориальные органы. В настоящее время, будучи уполномоченным Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400 “Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370” на ведение государственного кадастра отходов и государственного учета в области обращения с отходами, сбор сведений осуществляет Росприроднадзор на основании представляемой территориальными органами (управлениями Росприроднадзора по субъектам Российской Федерации) информации, получаемой от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Определение процедуры ведения государственного кадастра отходов находится в компетенции федеральных органов, иные органы регионального и местного уровня не вправе определять правила ведения государственного кадастра отходов, правила предоставления сведений для его составления. Порядок его ведения определил уполномоченный Правительством орган – Минприроды России – своим Приказом от 30 сентября 2011 г. N 792 “Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов”, однако последний вступит в силу, когда будет отменено вышеназванное Постановление Правительства РФ от 26 октября 2000 г. N 818. Поэтому в настоящее время процедура ведения государственного кадастра отходов продолжает осуществляться в усеченном виде по старой схеме (см. комментарий к п. 1 настоящей статьи).

С введением в действие Приказа Минприроды России от 30 сентября 2011 г. N 792 процедура ведения кадастра существенно не изменится, будут исключены, в том числе из ФККО, биологические и медицинские отходы, которые в настоящее время здесь значатся, действие названного Приказа также не будет распространяться и на радиоактивные отходы, правоотношения по обращению с перечисленными отходами уже в настоящее время не регламентируются комментируемым Законом вообще.

Также новым Приказом будут упорядочены процедуры ведения государственного реестра объектов размещения отходов (по аналогии с правилами инвентаризации в настоящее время) и банка данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов, код отхода в ФККО будет состоять из 11 цифр, девятый и десятый знаки 11-значного кода будут использоваться для кодирования агрегатного состояния и физической формы вида отходов, а одиннадцатый знак – для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.

3. Полномочия по ведению регионального кадастра отходов реализуются органами государственной власти регионального уровня. И порядок ведения регионального кадастра отходов, и реализация самой процедуры являются компетенцией исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок ведения регионального кадастра отходов может определяться как высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, то есть главой администрации (губернатором), либо администрацией или правительством (в регионах существуют различные формы управления), так и специально уполномоченным в области охраны окружающей среды органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Им может быть в зависимости от созданной на региональном уровне структуры органов исполнительной власти комитет либо министерство. В любом случае данный орган для определения ведения регионального кадастра отходов должен быть наделен правом издания нормативно-правовых актов в регулируемой сфере правоотношений. Полномочие ведения регионального кадастра отходов закладывается в положении об этом органе.

Так, на территории Волгоградской области действует Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Волгоградской области, который реализует функцию по ведению кадастра на основании Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 15 ноября 2007 г. N 1932 “О ведении регионального кадастра отходов на территории Волгоградской области”.

Региональный кадастр отходов представляет собой свод регулярно обновляемых систематизированных данных, необходимых для управления в области обращения с отходами производства и потребления на территории региона.

Сведения для ведения регионального кадастра отходов предоставляют органы местного самоуправления и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, эти сведения должны быть достоверными и сопоставимыми со сведениями, содержащимися в государственном кадастре отходов.

Используются данные сведения для принятия управленческих решений, например для решения о рекультивации исчерпавших свой ресурс объектов размещения отходов и определения мест для наиболее выгодного с точки зрения экологической безопасности строительства полигонов и мусороперерабатывающих комплексов.

Региональный орган осуществляет сбор, накопление и систематизацию данных в области обращения с отходами производства и потребления на территории региона, анализирует состояние в области обращения с отходами производства и потребления, в ходе которого выявляет существующие закономерности в целях разработки управленческих решений, эффективность которых также оценивается в ходе сбора и анализа получаемых сведений для ведения кадастра. Собранная информация является открытой и доступной для граждан и организаций, местных органов власти.

Специальный уполномоченный орган в регионе по ведению кадастра помимо сбора и формирования сведений составляет ежегодные отчеты об обращении с отходами производства и потребления на территории области и предоставляет по запросам заинтересованных лиц информацию.

Сведения для формирования регионального кадастра отходов собираются и обновляются на основе инвентаризационных, научно-исследовательских и проектно-изыскательских материалов, результатов специальных обследований, а также иных источников информации, содержащих достоверные данные об отходах производства и потребления, например данных проводимого мониторинга влияния объектов размещения отходов на окружающую среду.

При этом, как и на федеральном уровне, ведутся региональный классификационный каталог отходов как перечень отходов и потребления, образующихся в Волгоградской области; региональный реестр объектов размещения отходов – свод систематизированных сведений по объектам размещения отходов производства и потребления на территории Волгоградской области; банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов – свод систематизированных сведений по отходам и технологиям переработки, использования и обезвреживания конкретных видов отходов производства и потребления.

Региональный классификационный каталог отходов соотносится с федеральным классификационным каталогом отходов.

В региональном реестре объектов размещения отходов учтены все объекты размещения отходов, расположенные в регионе, включая места временного накопления (хранения) отходов. Здесь под временным накоплением отходов подразумевается не хранение отходов на территории производственных площадок до 6 месяцев, а более длительное хранение отходов. Так, зачастую, на местном уровне производится выделение мест сбора отходов в поселениях для последующей транспортировки на полигоны. Такие места также подлежат учету, так как являются местами хранения отходов 3 и более лет.

Данные составляются на основании инвентаризации объектов размещения отходов, проводимой на административных территориях, учитываются санкционированные объекты размещения отходов и несанкционированные. Классификация данных объектов осуществляется по типу, виду размещения отходов, наполняемости и категории опасности для окружающей среды.

В кадастре указываются сведения о балансодержателе со ссылкой на правоустанавливающие документы на землю и кадастровый номер участка с категорией земли, сведения об эксплуатирующей организации и Ф.И.О. руководителя, о площади, занятой под места хранения и захоронения отходов; оценки заполнения и наличия свободных объемов в местах хранения и захоронения отходов; оценки условий и состояния мест хранения и захоронения отходов и степени влияния их на окружающую среду, их соответствие экологическим и санитарно-эпидемиологическим нормам, наличии у собственника объекта размещения отходов или эксплуатирующей его организации лицензии на право обращения с отходами.

К сведениям в табличном варианте для наглядности прикладывается карта-схема размещения объекта с указанием границ населенного пункта, рядом расположенных водных объектов, балок, зданий и дорог.

Как виды учитываются:

– полигоны для захоронения промышленных и бытовых отходов;

– санкционированные свалки;

– шламонакопители, хвостохранилища;

– отвалы, золоотвалы;

– котлованы, карьеры;

– объекты для размещения отходов на длительный срок (более трех лет);

– несанкционированные свалки, то есть не имеющие полный пакет разрешительных документов.

В кадастре отходов не учитываются скотомогильники, рекультивированные/законсервированные объекты и стихийные свалки отходов, являющиеся местами захламления административных территорий.

Банк данных об отходах и о технологиях ведется на основании информации, представляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, у которых внедрены технологии использования и обезвреживания отходов.

Просмотров: 1592

Кадастр отходов — это один из главных государственных документов, касающихся полной информации о накоплении, утилизации, вторичной переработке и захоронении мусора. В нем заключены сведения для защиты природы от отработок промышленно-бытового характера и совершенствования экологической обстановки в стране.

Какими бывают кадастры отходов?

По уровню важности и объема целей, данных о загрязнении природной среды в РФ создано два вида кадастра:

  • Государственный.
  • Региональный (сводный).

Министерство экологии и природопользования при разработке кадастра отходов преследовало интересы в сфере госохраны окружающей среды для:

  • сбора и систематизации знаний о видах промышленного и бытового мусора;
  • анализирования и контроля действий по охране природы;
  • оценки способов сбора, переработки и утилизации отработок.

Учреждения любой формы собственности обязаны подавать сведения в соответствующий кадастр.

Организации сдают экологическую отчетность, основываясь на приказе No 462 (посл. ред. от 29.06.15). При наличии реквизитов объекта в перечне Минприроды, он подлежит федеральному надзору. Компании, которых в списке нет, состоят под региональным эконадзором.

В Российской Федерации правовое регулирование в области образования мусорных отработок производства и потребления базируется на полученной кадастровой отчетности. Это своеобразный информационный ресурс, в котором собраны сведения о мусоре и его вреде для природы и человека.

Государственный кадастр отходов включает в себя 3 части:

  • Федеральный классификатор (ФККО). В нем под кодовыми обозначениями числятся виды отработок, разделенных по категориям опасности.
  • Госреестр объектов размещения отходов (ГРОРО) создан для обеспечения деятельности с отходными материалами на зарегистрированных полигонах.
  • Банк данных об отходах содержит сведения о проводимых действий с мусором (размещение, ликвидация, переработка).

Региональный кадастр отходов

В каждом субъекте РФ существует собственный региональный кадастр, сформированный на основе единого Росреестра.

В отдельно разработанной программе каждого региона содержится информация о:

  • правилах по заполнению отчета;
  • местах официально разрешенных полигонов;
  • компаниях, выполняющих утилизацию и рециклинг.

На основании сводного кадастра отходов местный ДПиООС контролирует пункты окончательного размещения мусора. Полученные данные используют для создания мер по предупреждению и ликвидации незаконных операций в среде природопользования, охране природных ресурсов и их целесообразному использованию.

Какие задачи решает кадастр отходов и порядок его ведения?

Появление промышленно-бытового мусора—неизбежный процесс. Большинство видов утильсырья содержит вредные и чрезвычайно токсичные компоненты для окружающей среды, поэтому этапы обращения с ним контролируются государством. Для этого разработаны государственный и региональные кадастры отходов, назначением которых является сбор данных о мусоре и его систематизация.

Для облегчения работы по экологическому надзору во всеобщую информационную базу включены:

  • классификационный каталог, с присвоением класса опасности и кода для каждого типа отработок;
  • перечень предприятий всех форм собственности (муниципальные, частные);
  • действующие полигоны, где хранятся и утилизируются мусорные остатки;
  • документы об утверждении нормативов образования и лимитов отработок по категориям;
  • документация по лицензированию фирм, занимающихся транспортировкой, переработкой, обезвреживанием мусора.

За развитие и организацию всероссийского кадастра отвечают Минэкологии и Росприроднадзор. У каждого образователя отходов фиксируется их вид, объем, компонентный состав, уровень опасного воздействия на экологию.

Формы отчета по кадастру

Субъекты устанавливают формы отчета по кадастру отходов согласно условиям Министерства экологии.

В структуре отчетных данных содержится:

  • статистическая отчетность по форме 2-ТП с указанием информации об отработках;
  • сопроводительное письмо для передачи документов, с фиксированием в нем всех составляющих;
  • бумаги со стоимостью размещения отходов;
  • техническая выписка о стабильности производственного процесса, если технологии не изменены и объемы образования мусора остались прежними.

Подробная информация о подаче сведений в сводный кадастр отходов содержится на сайте Минэкологии и природопользования РФ.

Порядок сдачи отчетности

Перед подачей документов в Министерство, природопользователи обязаны зарегистрироваться в АИС «Кадастр отходов». Это автоматизированная информационная система, которую разработали с целью ведения контроля за передвижением мусора в пределах региона. После оформления мусорообразующим объектам присваивается номер.

Юрлицам зарегистрированным по разным адресам полагается единый индивидуальный номер.

Периодичность сдачи полного пакета документации в регионах отличается. Власти субъекта устанавливают графики внесения сведений: раз в квартал или раз в год.

В сравнение с прошлыми годами, сегодня расчет информации и формирования документов упрощен. На сайтах ДПиООС для заполнения экологического проекта доступно специальное программное обеспечение.

Для базового комплекта бумаг, необходимых для ведения областного кадастра отходов нужно выполнить:

  • количественный расчет требуемого сырья для технологического процесса и объем выпускаемой продукции;
  • инвентаризацию на производстве для уточнения источника мусора и мест его размещения до момента удаления спецтранспортом;
  • определение класса опасности образовавшегося утильсырья и нормативы его образования;
  • оформление паспорта на каждый тип отработок;
  • подсчет объема отходных остатков, подлежащих переработке или обезвреживанию (для опасных категорий);
  • отчет по частоте вывоза с территории.

Формирование сведений для сводного кадастра

Порядок ведения государственного и сводного кадастра отходов находится под контролем Минприроды и Минэкологии. Отчетная форма заполняется с помощью ПО.

Для отчетности используют данные следующих документов:

  • выписка ЕГРЮЛ;
  • утвержденный проект образования отходных материалов и лимит их размещения;
  • сданный отчет 2-ТП;
  • документальное отображение применяемых способов сортировки, уничтожения, утилизации, захоронения;
  • оплаченный экологический сбор;
  • заверенный Росприроднадзором отчет о неизменности производственного процесса;
  • лицензия сторонней организации на транспортировку, утилизацию, обезвреживание.

В региональный кадастр отходов вносить сведения об отработках радиоактивного, медицинского и биологического происхождения не нужно. Их учет выполняют Ростехнадзор, Роспотребнадзор и Россельхознадзор соответственно.

Заполненную отчетную форму нумеруют, сшивают, ее подписывает руководитель, и ставит печать предприятия. При регистрации производства по разным адресам, отчетность формируют по каждому объекту отдельно. В дополнение оформляют две копии сопроводительного письма. После передачи отчета в Департамент на одном экземпляре ставится отметка о вручении.

Последствия непредоставления данных

Все природопользователи обязаны до определенного срока подать сведения в сводный или государственный кадастр отходов. В случае несоблюдения условий предусмотрено административное наказание. В Московском регионе по статье 9.2 КоАП за уклонение от правил по ведению отчета кадастра отходов положены штрафы.

За непредоставление сведений установлено денежное взыскание для:

  • ИП (10000—20000 Р);
  • должностных лиц (20000—50000 Р);
  • юрлиц (100000—200000 Р).

Штрафные санкции полагаются за нарушение сроков сдачи или предоставление неполных, или искаженных данных:

  • ИП (5000—10000 Р);
  • должностные лица (10000—30000 Р);
  • юридические лица (50000—150000 Р).

По итогам исследований ученых, состояние экологической обстановки в стране ухудшается ежегодно. Для изменения ситуации требуется внедрение вспомогательных природоохранных мер к уже существующим и ужесточение госконтроля за предоставленными сведениями кадастровой отчетности по отходам.

Читайте далее: А Вы сортируете мусор? ДаНет

Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 30 сентября 2011 года N 792

Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов

1. Утвердить прилагаемый Порядок ведения государственного кадастра отходов.

2. Признать утратившими силу:
приказ МПР России от 2 декабря 2002 года N 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», зарегистрированный в Минюсте России 9 января 2003 года, регистрационный N 4107 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2003, N 4);
приказ МПР России от 30 июля 2003 года N 663 «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР России от 02.12.2002 N 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», зарегистрированный в Минюсте России 14 августа 2003 года, регистрационный N 4981 (Российская газета, 2003, N 166).

3. Настоящий приказ вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 года N 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 45, ст.4476).

Врио Министра
Н.В.Попов

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
16 ноября 2011 года,
регистрационный N 22313

Порядок ведения государственного кадастра отходов

Приложение

I. Общие положения

1. Порядок ведения государственного кадастра отходов (далее — Порядок) устанавливает процедуры сбора, обработки, систематизации и представления информации о видах отходов, их происхождении, химическом и (или) компонентном составе, агрегатном состоянии и физической форме, классе опасности, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

2. Государственный кадастр отходов (далее — ГКО) включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов и ведется по единой для Российской Федерации системе.

3. ГКО предназначен для информационного обеспечения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в ходе хозяйственной и иной деятельности которых осуществляется обращение с отходами, а также для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты размещения отходов.

4. Действие настоящего Порядка не распространяется на вопросы обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами и отходами лечебно-профилактических учреждений.

5. Информация, содержащаяся в ГКО, относится к государственным информационным ресурсам и носит открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.

II. Федеральный классификационный каталог отходов

6. Федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО) включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме.

7. Для классификации отходов в ФККО используется вид отходов, представляющий собой совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
Наименование конкретного вида отходов при включении в ФККО присваивается на основе его происхождения, химического и (или) компонентного состава, агрегатного состояния и физической формы.

8. ФККО имеет шесть уровней классификации отходов, расположенных по иерархическому принципу (в порядке убывания) и отражающих:
происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (блок, тип, подтип, группа);
химический и (или) компонентный состав отходов (подгруппа);
агрегатное состояние и физическая форма отходов (позиция).
В блоки включаются типы отходов, обобщенные по классификационному признаку происхождения: отходы органические природного происхождения (животного и растительного); отходы минерального происхождения; отходы химического происхождения; отходы коммунальные.
Классификация отходов по типам, подтипам, группам, подгруппам и позициям отражает развернутое описание происхождения и состава отходов, а также их агрегатное состояние и физическую форму.

9. Конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности — в кодифицированной форме по 11-значной системе.
Вид отходов отображается в федеральном классификационном каталоге отходов следующим образом:

Код вида отходов

Наименование вида отходов

Код вида отходов имеет 11-значную структуру:

Кодирование классификационных признаков вида отходов в ФККО осуществляется следующим образом:

Х

блок,

ХХ

тип,

ХХХ

подтип,

ХХХ ХХХ

группа,

XXX XXX XX

подгруппа,

XXX XXX XX XX

позиция.

100 000 00 00 0

ОТХОДЫ ОРГАНИЧЕСКИЕ ПРИРОДНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ (ЖИВОТНОГО И РАСТИТЕЛЬНОГО)

170 000 00 00 0

ДРЕВЕСНЫЕ ОТХОДЫ

171 000 00 00 0

Отходы обработки и переработки древесины

171 200 00 00 0

Древесные отходы с пропиткой и покрытиями, не загрязненные опасными веществами

171 201 00 01 0

Отходы обработки фанеры, изделия из фанеры, потерявшие свои потребительские свойства, содержащие связующие смолы в количестве от 0,2 до 2,5% включительно

171 201 01 01 4

обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2 до 2,5% включительно.

10. ФККО формируется и ведется на основе информации о классификационных признаках (происхождение, состав, агрегатное и физическое состояние) и классах опасности конкретных видов отходов, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы, в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее — территориальные органы Росприроднадзора) при подтверждении в установленном порядке отнесения отходов к конкретному классу опасности.

11. Территориальные органы Росприроднадзора обобщают и систематизируют сведения о видах отходов и их классификационных признаках, содержащиеся в информации, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы, подготавливают и представляют в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (далее — Росприроднадзор) предложения по включению видов отходов в ФККО.

12. Росприроднадзор обобщает и систематизирует информацию, полученную из территориальных органов Росприроднадзора, формирует сводный перечень видов отходов, подлежащих включению в ФККО.

13. Виды отходов включаются в ФККО решением Росприроднадзора.

14. Внесение изменений и дополнений в перечень видов отходов, включенных в ФККО, осуществляется в соответствии с пунктами 10-13 настоящего Порядка.

15. Росприроднадзор и его территориальные органы обеспечивают хранение информации о видах отходов, включенных в ФККО, размещение на своих официальных сайтах в сети Интернет сведений о видах отходов, включенных в ФККО: наименование, 11-значный код вида отхода, принадлежность к блоку, типу, подтипу, группе, подгруппе, позиции.

III. Государственный реестр объектов размещения отходов

16. Государственный реестр объектов размещения отходов (далее — ГРОРО) включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

17. Не подлежат включению в ГРОРО:
объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;
объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации;
специальные объекты размещения радиоактивных отходов;
скотомогильники.

18. ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года N 49 (зарегистрирован в Минюсте России 8 июня 2010 года, регистрационный N 17520).

19. Территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, представляют в Росприроднадзор следующую информацию о данном объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО:

1) наименование объекта размещения отходов;

2) назначение объекта размещения отходов («хранение отходов» либо «захоронение отходов») с указанием наименований основных видов размещаемых отходов и их кодов по ФККО;

3) местонахождение объекта размещения отходов — код по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО) и наименование ближайшего населенного пункта;

4) сведения о наличии негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов («имеется» либо «отсутствует») на основании данных мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду;

5) предложение по порядковому номеру объекта размещения отходов по территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

6) сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, эксплуатирующем объект размещения отходов, включая:
наименование, место нахождения юридического лица;
фамилию, имя и (в случае если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства.

20. Росприроднадзор в 15-дневный срок с даты регистрации информации об объекте размещения отходов, поступившей из территориального органа Росприроднадзора:
рассматривает указанную информацию;
присваивает номер объекту размещения отходов в ГРОРО;
принимает правовые акты о включении объектов размещения отходов в ГРОРО с периодичностью не реже одного раза в месяц.

А

А

Б

Б

Б

Б

Б

В

Г

Г

Г

Г

Г

Д

Д

Д

Д

Д

Д

,

где:
АА — код субъекта Российской Федерации, предназначенный для машинной обработки, согласно таблице 2 приложения к Правилам инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года N 49 (зарегистрирован в Минюсте России 8 июня 2010 года, регистрационный N 17520);
БББББ — порядковый номер объекта размещения отходов на территории субъекта Российской Федерации;
В — назначение объекта размещения отходов: хранение отходов — «X» или захоронение отходов — «3»;
ГГГГГ — регистрационный номер правового акта Росприроднадзора о включении объекта размещения отходов в ГРОРО;
_______________
Если количество цифр в группе номера меньше пяти, перед крайней левой цифрой указываются нули.
ДДДДДД — число, месяц, год принятия правового акта Росприроднадзора о включении объекта размещения отходов в ГРОРО.
_______________
Для указания года используются две последние цифры года.

22. Внесение изменений и дополнений в ГРОРО осуществляется в соответствии с пунктами 19-21 настоящего Порядка.
Исключение объектов размещения отходов из ГРОРО производится правовыми актами Росприроднадзора. Исключение объектов размещения отходов из ГРОРО осуществляется в случае:
получения Росприроднадзором в уведомительном порядке от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты размещения отходов, заявления о прекращении эксплуатации объекта размещения отходов;
вступления в законную силу в установленном порядке постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о предоставлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими объекты размещения отходов, недостоверной информации об объекте размещения отходов, на основании которой данный объект был включен в ГРОРО.

23. Сборы за включение объектов размещения отходов в ГРОРО не взимаются.

24. Росприроднадзор и его территориальные органы обеспечивают хранение информации об объектах размещения отходов, размещение на своих официальных сайтах в сети Интернет сведений об объектах размещения отходов, включенных в ГРОРО, и ежемесячное обновление указанной информации.

IV. Банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов

25. Банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов (далее — Банк данных) содержит детальные сведения о видах отходов, включенных в ФККО, и их характеристиках, а также сведения о технологиях, применяемых для использования и обезвреживания отходов.

26. Банк данных ведется:
территориальными органами Росприроднадзора — в части сбора и представления в Росприроднадзор информации об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов;
Росприроднадзором — в части обобщения и систематизации информации об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов, заполнения соответствующих разделов Банка данных и опубликования их в установленном порядке.

27. Банк данных в части данных об отходах формируется и ведется на основе информации о конкретных видах отходов, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы, в территориальные органы Росприроднадзора при подтверждении в установленном порядке отнесения отходов к конкретному классу опасности.

28. Банк данных в части данных о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов формируется на основе информации, добровольно предоставляемой собственниками и (или) разработчиками таких технологий, а также получаемой при проведении государственной экологической экспертизы проектов технической документации на соответствующие новые технологии, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду.
Формирование банка данных о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов осуществляется Росприроднадзором на основании информации, поступившей в уведомительном порядке в Росприроднадзор и (или) его территориальные органы от собственников и (или) разработчиков технологий использования и обезвреживания отходов различных видов, посредством почтовых отправлений, по электронной почте или заполнения информационных бланков, размещенных на официальном сайте Росприроднадзора в сети Интернет.

29. Банк данных включает следующие сведения:

1) в части данных об отходах: наименование и код вида отходов по ФККО; наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции;
_______________
Последовательность представления видов отходов в банке данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов соответствует структуре ФККО.
химический и (или) компонентный состав отхода в процентах;
агрегатное состояние и физическая форма вида отходов;
_______________
Твердый, жидкий, пастообразный, шлам, гель, эмульсия, суспензия, сыпучий, гранулят, порошкообразный, пылеобразный, волокно, готовое изделие, потерявшее свои потребительские свойства, иное.
класс опасности вида отходов;
состав и происхождение исходного минерального сырья, при переработке (использовании) которого образовался вид отходов;
_______________
Примерный химический состав основных горных пород, представленных в минеральном сырье.
Указывается географическое место залегания (геологическая провинция) горных пород, представленных в минеральном сырье.
Заполняется для видов отходов, образованных в результате переработки (использования) минерального сырья.
другие сведения о виде отходов;

30. Банк данных размещается на официальном сайте Росприроднадзора в сети Интернет для свободного и бесплатного доступа.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:

Бюллетень нормативных актов
федеральных органов
исполнительной власти,
N 50, 12.12.2011

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *