Гроро

Сфера хранения и захоронения мусора контролируется на уровне государства. Чтобы избежать образования свалок, созданы территории, разрешенные для осуществления действий с отходами разного типа. Включение в ГРОРО – обязательное условие, предъявляемое представителями власти к компаниям, которые занимаются сбором и утилизацией мусора.

Создавать полигоны разрешается с целью хранения и захоронения разных видов отходов. Утилизация и сбор мусорных остатков могут нанести вред окружающей среде. Поэтому назначается процедура инвентаризации. Выясняется, насколько территория пригодна для работы с мусорными остатками и может ли она быть включена в ГРОРО.

Что такое ГРОРО?

ГРОРО – государственный реестр объектов размещения отходов. Это список полигонов, где хранятся и утилизируются мусорные остатки. Эти полигоны действуют согласно установленным законам и контролируются государством. Госреестр создан с целью уменьшить негативное влияние на окружающую среду путем недопущения образования свалок твердых бытовых отходов.

Принцип работы реестра

Государственный реестр объектов размещения отходов формируется на основе информации о полигонах после их инвентаризации. ГРОРО постоянно меняется, так как добавляются новые полигоны или исключаются внесенные территории.

Предприниматели или представители компании приступают к работе после того, как получено официальное разрешение на размещение и захоронение мусора. Без документов деятельность считается незаконной. Организатор наказывается согласно закону.

Как связаны платежи за отходы с ГРОРО?

В письме Росприроднадзора от 8 октября 2014 года говорится об оплате за размещение мусора на территориях, не включенных в ГРОРО. Если у предпринимателя или компании нет законно оформленного разрешения на размещение и лимит отходов, то количество загрязняющих веществ рассматривается сверх лимита.

В этом случае предусмотрена административная ответственность. Платить в большем размере не нужно, если соблюдены все условия и предоставлен ежегодный технический отчет или уведомление о деятельности с мусорными остатками.

Обязанности ГРОРО

Главная цель создания государственного реестра – не допустить незаконное создание полигонов для хранения и захоронения отходов. Необходимо обезопасить природную среду от негативного воздействия мусорных остатков.

Организованные незаконным способом свалки влияют на экологическое равновесие окружающей среды. Полигоны, включенные в ГРОРО, проходят процедуру инвентаризации. Сотрудники Росприроднадзора контролируют размещение полигонов и ведут отчетность по их распределению.

Как попасть в реестр?

Чтобы попасть в государственный реестр, организатору деятельности по хранению и уничтожению отходов необходимо собрать пакет документов и подать заявление. Объекты, внесенные в ГРОРО, проверяются представителями управления Росприроднадзора.

Сведения, необходимые для регистрации

Для регистрации объектов в ГРОРО руководством предприятий предоставляются следующая информация:

  1. Как называется объект, который планируется регистрировать.
  2. С какой целью создается – для хранения или утилизации (захоронения) отходов разного типа.
  3. С какими видами отходов работает региональный представитель или индивидуальный предприниматель. Перечисляются все виды отходов с указанием кодов.
  4. Географическое положение регистрируемой территории.
  5. Название населенного пункта, находящегося поблизости.
  6. Заключение о воздействии на природную среду.
  7. Порядковый номер полигона (в каждом регионе ведется подсчет).
  8. Информация об организаторе объекта (организации или частном лице).

При отсутствии какого-либо пункта внесение в государственный реестр не допускается.

Последовательность занесения объектов в реестр

После того как необходимые сведения собраны, информация предоставляется в местный орган самоуправления. Далее документы поступают в Росприроднадзор. Сотрудники ведомства проверяют предоставленные сведения, присуждают объекту номер, принимают документы.

Если решение о занесении полигона в ГРОРО положительное, составляется правовой акт. Если имеются нарушения или неточности, от Росприроднадзора направляется письмо представителю компании по организации полигона. В течение 10 дней он обязан исправить ошибки или предоставить дополнительную информацию по регистрируемому объекту. Должны быть учтены ФЗ и Правила инвентаризации.

Процедура регистрации в ГРОРО объекта размещения отходов бесплатная. Административная ответственность и штраф назначаются в результате незаконной эксплуатации полигона.

Незаконные способы попадания в реестр

Чтобы внести объект в государственный реестр территорий по размещению и утилизации разного вида отходов, потребуется много усилий. Выявлены случаи незаконного попадания в перечень полигонов, пригодных для ТБО:

  • фиктивное заключение о безопасности объекта для экологии окружающей среды;
  • расположение объекта размещения отходов вне населенного пункта за счет изменения границ поселения;
  • внесение изменений в документы по градостроительству, согласно которым объект признается территорией по размещению и утилизации мусора.

Перечень полигонов, внесенных в ГРОРО

В список полигонов, пригодных для размещения отходов, входит большое количество территорий. Посмотреть список территорий можно на официальном сайте Росприроднадзора.

Удобная карта объектов ГРОРО с сайта РосПриродНадзора.

Электронный ресурс Росприроднадзора предлагает список предприятий, перерабатывающих отходы. Дается информация о способах и технологиях переработки.

Как узнать, что объект включен в ГРОРО?

Список полигонов ГРОРО можно найти в электронном виде на официальных сайтах Росприроднадзора, «Справочник эколога». Перечень публикуется с учетом изменений и обновлений на дату обращения пользователя за информацией. Красным цветом отмечены объекты, которые исключены из реестра. Представлена законодательная база, касающаяся данной формы природопользования.

Что не подлежит занесению в реестр?

Не все участки можно регистрировать в государственном реестре. Под запретом находятся такие территории, как:

  • территории, которые выведены из эксплуатации;
  • объекты, которые расположены на территориях, запрещенных для утилизации отходов согласно федеральным законам;
  • полигоны с размещенными радиоактивными элементами;
  • организованные скотомогильники.

Первый шаг на пути к организации полигона для хранения и захоронения – сбор необходимых сведений и подача заявления в Росприроднадзор. Перечень полигонов, на которых располагаются опасные для природной среды объекты, составляется сотрудниками госоргана после инвентаризации территории.

ГРОРО размещается в открытом доступе на сайтах в Интернете. Список обновляется по мере внесения в реестр новых территорий и исключения уже зарегистрированных.

Читайте далее: А Вы сортируете мусор? ДаНет

Отсутствие объекта размещения отходов в ГРОРО

1 августа 2014 г. вступил в силу Приказ Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» (далее — Приказ № 792), устанавливающий порядок ведения государственного кадастра отходов, который включает в себя федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО), государственный реестр объектов размещения отходов (далее — ГРОРО), банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

ГРОРО представляет собой свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 25.11.2013; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО.

В настоящее время все эксплуатируемые объекты размещения отходов (далее — ОРО) необходимо привести в соответствие с действующим природоохранным законодательством Российской Федерации, а также провести инвентаризацию ОРО и обратиться в письменном виде в территориальный орган Росприроднадзора для регистрации ОРО в ГРОРО.

СПРАВКА На сайте Росприроднадзора в разделе «Государственный кадастр отходов» расположен подраздел «Государственный реестр объектов размещения отходов», в котором размещены для скачивания два архива, включающие в себя:
•Приказ Росприроднадзора от 01.08.2014 № 479 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов» (далее — Приказ № 479) и приложение к нему «Объекты размещения отходов, включенные в государственный реестр объектов размещения отходов»;
•Приказ Росприроднадзора от 25.09.2014 № 592 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов» и приложение к нему «Объекты размещения отходов, включенные в государственный реестр объектов размещения отходов».

На основании п. 17 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом № 792 (далее — Порядок ведения кадастра), не подлежат включению в ГРОРО:

  • ОРО, выведенные из эксплуатации (в т.ч. рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;
  • объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации;
  • специальные объекты размещения радиоактивных отходов;
  • скотомогильники.

Кроме того, в соответствии с письмом Минприроды России от 05.09.2014 № 05-12-44/20156 «О ведении государственного реестра объектов размещения отходов» (далее — письмо № 05-12-44/20156) ОРО, на которых превышена вместимость, также не подлежат включению в ГРОРО.

КСТАТИ Е.Б. Масловец в своей статье, опубликованной в сентябрьском номере журнала «Справочник эколога», отметила, что полигон ТБО «Каргашино» в Мытищинском районе, который в соответствии с Приказом № 479 вошел в перечень ОРО, внесенных в ГРОРО, ранее планировалось закрыть в связи с исчерпанием проектной емкости (информация о выдаче положительного заключения государственной экологической экспертизы по материалам проектной документации на реконструкцию рассматриваемого полигона в реестрах, опубликованных на официальных сайтах Департамента Росприроднадзора по ЦФО по адресу http://rpncfo.ru/expert/eko.html и центрального аппарата Росприроднадзора по адресу http://rpn.gov.ru/node/2042, отсутствует).

Следует учитывать, что согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона № 89-ФЗ отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

На объектах, включенных в ГРОРО, можно осуществлять только хранение или захоронение отходов.

На основании п. 5 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ запрещается захоронение отходов:

  • в границах населенных пунктов;
  • в границах лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон;
  • в границах водоохранных зон;
  • на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
  • в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ — в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

В этой связи отметим, что согласно Приказу № 479 более чем в 20 регионах Российской Федерации выявлены ОРО, не соответствующие установленным требованиям и по этой причине исключенные из ГРОРО. Большая часть таких объектов расположена на землях населенных пунктов, что напрямую противоречит приведенным выше требованиям.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ В соответствии с письмом Росприроднадзора от 09.06.2014 № ВК-03-03-36/8833 «О разъяснении норм законодательства в области обращения с отходами и направлении рекомендаций по заполнению форм предоставления информации по Приказу Росприроднадзора № 255 от 28.04.2014»:
•навал мусора — несанкционированное складирование бытовых и промышленных отходов сроком не более 6 месяцев в местах, не обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
•свалка — несанкционированное складирование бытовых и промышленных отходов сроком более 6 месяцев в местах, не обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Таким образом, свалки твердых бытовых и промышленных отходов являются несанкционированными ОРО.

Для того чтобы ОРО был включен в ГРОРО, он должен соответствовать следующим требованиям:

•ОРО должен представлять собой специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и др.) (ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ);

СЛОВАРЬ Согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ:
•размещение отходов — хранение и захоронение отходов;
•хранение отходов — содержание отходов в ОРО в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
•захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

•собственники ОРО, а также лица, в пользовании или во владении которых находятся ОРО, обязаны проводить на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды (п. 3 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ).

В соответствии с письмом № 05-12-44/20156 помимо требований к ОРО, установленных ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ, необходимо учитывать требования, предъявляемые к таким объектам как к сооружениям и объектам капитального строительства согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также требования природоохранного законодательства.

Кроме того, на ОРО должна быть разработана следующая документация:

1. Лицензия на осуществление деятельности по размещению отходов I–IV классов опасности (на основании п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; в ред. от 21.07.2014).

2. Характеристика ОРО , составленная по результатам инвентаризации ОРО в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49 (в ред. от 09.12.2010; далее — Правила инвентаризации ОРО) на каждый ОРО.

Характеристика ОРО, форма которой приведена в приложении к Правилам инвентаризации ОРО, составляется в 2 экземплярах, один из которых хранится у юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего данный ОРО, а второй — в уведомительном порядке направляется почтовым отправлением и (или) с использованием электронных средств связи в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения ОРО.

Источниками информации для инвентаризации ОРО, которая должна проводиться не реже 1 раза в 5 лет, являются:

  • проектная документация на строительство ОРО;
  • данные обследований (натурных, инструментальных, иных) ОРО;
  • иная документация.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ В письме № 05-12-44/20156 отмечается, что Правилами инвентаризации ОРО предусмотрено внесение информации в пп. 6 «Проектная документация на строительство ОРО» и 7 «Заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию на строительство ОРО» характеристики ОРО с указанием в ячейках данных строк «нулей». При этом отсутствие информации либо указание «нулей» в других пунктах характеристики ОРО Правилами инвентаризации не предусмотрены.
В случае представления в Росприроднадзор характеристики ОРО, не содержащей информации в пунктах, по которым Правилами инвентаризации ОРО не предусмотрено отсутствие информации, Росприроднадзор информирует территориальный орган Росприроднадзора о необходимости доработки представленной информации в соответствии с Правилами инвентаризации ОРО и представления ее в Росприроднадзор.

При поступлении в территориальный орган Росприроднадзора характеристики ОРО, содержащей информацию о превышении вместимости ОРО, территориальный орган Росприроднадзора применяет меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в отношении юридического лица (индивидуального предпринимателя), эксплуатирующего ОРО.

Росприроднадзор предупреждает о том, что в случае нарушения хозяйствующими субъектами требований к осуществлению инвентаризации ОРО данные объекты не будут включены в ГРОРО. Следовательно, передача отходов на данные объекты и их прием от сторонних организаций будут являться незаконными. «Виновные лица будут привлекаться к административной, имущественной или уголовной ответственности. При этом плата за негативное воздействие на окружающую среду будет взиматься с учетом пятикратного повышающего коэффициента. При выявлении правонарушений в данной сфере со стороны глав органов местного самоуправления все материалы будут передаваться в органы прокуратуры», — отметил заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Р. Гизатулин.

3. Проектная документация на строительство ОРО и положительное заключение государственной экологической экспертизы на нее. В этой связи приведем извлечение из письма № 05-12-44/20156:

Извлечение
из письма № 05-12-44/20156 в соответствии с пунктом 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I–V класса опасности, является объектом государственной экологической экспертизы.
При этом требование по наличию положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I–V класса опасности, не применимо, в случае, если такие объекты введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано после вступления в силу Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», то есть в период с 01.01.2007 до 11.01.2009.
Наряду с этим, очередность прохождения проектной документации, в которой предусматривается создание объектов размещения отходов I–V класса опасности, нормативными правовыми актами Российской Федерации не закреплена.

В рассматриваемом письме Минприроды России рекомендует Росприроднадзору в целях проведения всестороннего анализа соответствия ОРО требованиям законодательства Российской Федерации, кроме информации, указанной в характеристике ОРО, учитывать также информацию об ОРО (хозяйствующем субъекте, его эксплуатирующем), находящуюся в распоряжении как территориального органа Росприроднадзора, так и Росприроднадзора:

  • сведения из утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
  • данные отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) ;
  • формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» ;
  • информацию по результатам осуществления надзорной деятельности;
  • прочие официальные источники данных.

К СВЕДЕНИЮ В соответствии с письмом № 05-12-44/20156 в целях установления более четких критериев для включения ОРО в ГРОРО Минприроды России ведет активную работу совместно с Росприроднадзором по проекту приказа «О внесении изменений в Порядок ведения государственного кадастра отходов, утвержденный Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792» и проекту приказа «О внесении изменений в Правила инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденные приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49».

На основании письма № 05-12-44/20156 началом проведения процедуры по включению ОРО в ГРОРО считается дата поступления в территориальный орган Росприроднадзора от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего ОРО, характеристики ОРО.

Согласно Порядку ведения кадастра территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления характеристики ОРО представляют в Росприроднадзор следующую информацию о данном ОРО, предлагаемом для включения в ГРОРО:

  • наименование ОРО;
  • назначение ОРО («хранение отходов» либо «захоронение отходов») с указанием наименований основных видов размещаемых отходов и их кодов по ФККО;
  • местонахождение ОРО — код по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО) и наименование ближайшего населенного пункта;
  • сведения о наличии негативного воздействия на окружающую среду ОРО («имеется» либо «отсутствует») на основании данных мониторинга состояния окружающей среды на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду;
  • предложение по порядковому номеру ОРО по территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
  • сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, эксплуатирующем ОРО, включая:

– наименование, место нахождения юридического лица;

– фамилию, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства.

Росприроднадзор в 15-дневный срок с даты регистрации информации об ОРО, поступившей из территориального органа Росприроднадзора:

  • рассматривает указанную информацию;
  • присваивает номер ОРО в ГРОРО;
  • принимает правовые акты о включении ОРО в ГРОРО с периодичностью не реже 1 раза в месяц.

Окончанием процедуры по включению ОРО в ГРОРО является принятие Росприроднадзором правового акта о включении ОРО в ГРОРО либо регистрация информационного письма территориального органа Росприроднадзора в адрес хозяйствующего субъекта о необходимости доработки представленной информации в соответствии с Правилами инвентаризации ОРО.

Информацию о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов на ОРО, не включенных в ГРОРО, содержит письмо Росприроднадзора от 08.10.2014 № АА-06-01-36/15648 «О плате за размещение отходов» (см. Справочник эколога. 2014. № 11. С. 7).

Подробности Просмотров: 127449

Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО)

С 1 августа 2014 года вступил в силу приказ МПР РФ от 30.09.2011 г. №792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов», в котором в том числе определяется порядок формирования и ведения государственного реестра объектов размещения отходов (ГРОРО).

Что собой представляет ГРОРО?

ГРОРО включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Таким образом, на объектах размещения отходов (ОРО), включенных в ГРОРО, можно осуществлять только хранение или захоронение отходов. По определению согласно Федерального закона № 89-ФЗ:

  • размещение отходов — хранение и захоронение отходов;
  • хранение отходов — содержание отходов в ОРО в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
  • захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Нужно учитывать, что захоронение отходов запрещается:

  • в границах населенных пунктов;
  • в границах лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон;
  • в границах водоохранных зон;
  • на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
  • в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ — в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Кроме того, в ГРОРО не включаются:

  • ОРО, выведенные из эксплуатации (в т.ч. рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;
  • объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации;
  • специальные объекты размещения радиоактивных отходов;
  • скотомогильники.

Список ОРО, включенных в ГРОРО, проводится приказами Росприроднадзора, которые публикуются, начиная с 1 августа 2014 года, регулярно с периодичностью 1 раз в месяц. По каждому ОРО приводятся следующие сведения: регион РФ, номер ОРО, наименование, назначение (хранение и/или захоронение), наличие негативного воздействия (имеется или отсутствует), ОКАТО, ближайший населенный пункт, наименование эксплуатирующей организации (в основном наименование и адрес, иногда телефон и e-mail) и перечень отходов, разрешенных к размещению на ОРО.

Номер ОРО имеет следующий формат:

РР-NNNNN-Н-ППППП-ДДММГГ, где

РР – двухзначный номер региона РФ;

NNNNN – порядковый номер ОРО в регионе (дополняется до 5-ти знаков слева нулями);

Н – назначение ОРО (1 или 2 знака), может принимать одно из трех значений: Х – хранение, З – захоронение и ХЗ – хранение и захоронение;

ППППП – номер приказа Росприроднадзора о включении ОРО в ГРОРО (дополняется до 5-ти знаков слева нулями);

ДДММГГ – дата приказа Росприроднадзора о включении ОРО в ГРОРО.

Как включить объект в ГРОРО?

Нужно привести объект размещения отходов в соответствие с действующим природоохранным законодательством РФ, провести инвентаризацию объекта и обратиться в письменном виде в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта.

Инвентаризация ОРО проводится в соответствии с Правилами утвержденными Приказом МПР РФ от 25.02.2010г. № 49 «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов». Инвентаризация ОРО проводиться не реже 1 раза в 5 лет и основывается на следующей информации:

  • проектная документация на строительство ОРО;
  • данные обследований (натурных, инструментальных, иных) ОРО;
  • иная документация.

Пример заявления в Росприроднадзор о внесении ОРО в ГРОРО можно посмотреть здесь. К заявлению необходимо приложить Лицензию на осуществление деятельности по размещению отходов I–IV классов опасности и Характеристику ОРО, составленную по результатам инвентаризации ОРО. Как правило, Росприроднадзоры требуют предоставление документов в бумажном виде и на электронном носителе (скан копии документов).

Зачем природопользователю нужен ГРОРО?

Дело в том, что согласно п. 7 ст. 12 Закона № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО, т.е. передача отходов на данные объекты и их прием от сторонних организаций будут являться незаконными. Виновные лица будут привлечены к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ. Штраф для юридических лиц от 100 до 250 тыс.руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток. Для индивидуальных предпринимателей штраф от 30 до 50 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Если Вы передаете отходы на полигон, не включённый в ГРОРО, то это не только проблема полигона, но и Ваша. Возможно, удастся выстроить обоснованное объяснение того, что на Вас вины нет, а виновен только владелец полигона, не подавший во время заявку на включение в ГРОРО, но из последних разъяснений Росприроднадзора позиция власти такая: виноваты все, в том числе и хозяйствующие субъекты, передающие отходы на размещение.

Кроме того, Вам могут отказать в согласовании проекта НООЛР из-за того, что в проекте будет указано размещение или передача отходов на ОРО, не внесенные в ГРОРО, даже если нет другой альтернативы. Следовательно, Вы будите платить в пятикратном размере из прибыли предприятия, т.к. сверхлимитные платежи не уменьшают базу по налогу на прибыль.

Поэтому внимательно изучайте договор на размещение отходов. Если у Вас договор на вывоз отходов, то возьмите от перевозчика официальное письмо, в котором должно быть указано конечное место размещения отходов. Потребуйте копию договора между перевозчиком и полигоном, куда он вывозит отходы. Проверьте наличие данного объекта размещения отходов в ГРОРО.

Как связаны платежи за отходы с ГРОРО?

Нужно ли платить в пятикратном размере за размещение отходов на объектах не внесенных в ГРОРО. В письме Росприроднадзора от 08.10.2014г № АА-06-01-36/15648 «О плате за размещение отходов» сообщается, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения, в том числе, на размещение отходов» и что «не предусматривают учета каких бы то ни было обстоятельств, кроме факта наличия или отсутствия действующего разрешения (в данном случае документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение)».

Другими словами, платить в пятикратном размере не нужно, если у Вас есть утвержденный проект НООЛР и не нарушены условия проекта, подтверждаемые ежегодного отчетом о неизменности процессов производства (технический отчет). Для субъектов малого и среднего предпринимательства должна быть сдана ежегодная уведомительная форма отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (отчет МСП).

С другой стороны, в том же письме Росприроднадзор еще раз напоминает, что в случае выявления факта размещения отходов на объекте размещения отходов, не внесенном в ГРОРО, виновные лица будут привлечены к административной ответственности.

Как узнать, что объект включен в ГРОРО?

Информацию об объектах, включенных в ГРОРО можно найти на сайте Росприроднадзора, она обновляется 1 раз в месяц. Ниже на этой странице приведены ссылки на все приказы Росприроднадзора, связанные с ГРОРО, опубликованные с 1 августа 2014 года по настоящее время.

Кроме того, для пользователей программы Эко-Эксперт добавлена новая возможность работы с ГРОРО. При формировании базы ГРОРО исправлены неточности, имеющиеся в приказах (в основном это касается кодов отходов) и проведена конвертация кодов ФККО 2002 в коды ФККО 2014. Вы можете ознакомиться с работой программы, заказав демо-версию.

NEW! На нашем сайте в разделе «Справочник эколога» опубликован Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), содержащий полный перечень объектов, в том числе исключенных (отмечены красным маркером) и подробную информацию по каждому объекту. Справочник имеет удобное меню для поиска. В отличие от других и аналогичных ресурсов Интернета, наш справочник ГРОРО поддерживается в актуальном состоянии и оперативно обновляется по мере выхода новых приказов.

Приказ Росприроднадзора от 11.02.2020 № 113
Приказ Росприроднадзора от 11.02.2020 № 112
Приказ Росприроднадзора от 03.02.2020 № 74
Приказ Росприроднадзора от 31.01.2020 № 71
Приказ Росприроднадзора от 17.01.2020 № 22
Приказ Росприроднадзора от 20.01.2020 № 21
Приказ Росприроднадзора от 14.01.2020 № 10
Приказ Росприроднадзора от 14.01.2020 № 9
Приказ Росприроднадзора от 29.01.2020 № 56
Приказ Росприроднадзора от 13.01.2020 № 8
Приказ Росприроднадзора от 31.12.2019 № 953
Приказ Росприроднадзора от 27.12.2019 № 935
Приказ Росприроднадзора от 25.12.2019 № 916
Приказ Росприроднадзора от 20.12.2019 № 886
Приказ Росприроднадзора от 20.12.2019 № 875
Приказ Росприроднадзора от 17.12.2019 № 852
Приказ Росприроднадзора от 16.12.2019 № 851
Приказ Росприроднадзора от 09.12.2019 № 818
Приказ Росприроднадзора от 05.12.2019 № 798
Приказ Росприроднадзора от 29.11.2019 № 777
Приказ Росприроднадзора от 20.11.2019 № 744
Приказ Росприроднадзора от 19.11.2019 № 736
Приказ Росприроднадзора от 19.11.2019 № 735
Приказ Росприроднадзора от 18.11.2019 № 730
Приказ Росприроднадзора от 18.11.2019 № 729
Приказ Росприроднадзора от 07.11.2019 № 697
Приказ Росприроднадзора от 06.11.2019 № 696
Приказ Росприроднадзора от 06.11.2019 № 695
Приказ Росприроднадзора от 05.11.2019 № 690
Приказ Росприроднадзора от 22.10.2019 № 659
Приказ Росприроднадзора от 22.10.2019 № 658
Приказ Росприроднадзора от 22.10.2019 № 655
Приказ Росприроднадзора от 22.10.2019 № 654
Приказ Росприроднадзора от 22.10.2019 № 653
Приказ Росприроднадзора от 21.10.2019 № 651
Приказ Росприроднадзора от 21.10.2019 № 650
Приказ Росприроднадзора от 21.10.2019 № 649
Приказ Росприроднадзора от 21.10.2019 № 648
Приказ Росприроднадзора от 21.10.2019 № 647
Приказ Росприроднадзора от 17.10.2019 № 639
Приказ Росприроднадзора от 17.10.2019 № 638
Приказ Росприроднадзора от 14.10.2019 № 632
Приказ Росприроднадзора от 14.10.2019 № 629
Приказ Росприроднадзора от 08.10.2019 № 618
Приказ Росприроднадзора от 04.10.2019 № 609
Приказ Росприроднадзора от 04.10.2019 № 608
Приказ Росприроднадзора от 01.10.2019 № 595
Приказ Росприроднадзора от 17.09.2019 № 554
Приказ Росприроднадзора от 11.09.2019 № 544
Приказ Росприроднадзора от 11.09.2019 № 543
Приказ Росприроднадзора от 11.09.2019 № 542
Приказ Росприроднадзора от 27.08.2019 № 509
Приказ Росприроднадзора от 22.08.2019 № 470
Приказ Росприроднадзора от 22.08.2019 № 469
Приказ Росприроднадзора от 22.08.2019 № 468
Приказ Росприроднадзора от 20.08.2019 № 461
Приказ Росприроднадзора от 20.08.2019 № 460
Приказ Росприроднадзора от 20.08.2019 № 459
Приказ Росприроднадзора от 20.08.2019 № 458
Приказ Росприроднадзора от 20.08.2019 № 457
Приказ Росприроднадзора от 01.08.2019 № 427
Приказ Росприроднадзора от 25.07.2019 № 417
Приказ Росприроднадзора от 25.07.2019 № 416
Приказ Росприроднадзора от 15.07.2019 № 382
Приказ Росприроднадзора от 08.05.2019 № 374
Приказ Росприроднадзора от 03.07.2019 № 355
Приказ Росприроднадзора от 03.07.2019 № 354
Приказ Росприроднадзора от 02.07.2019 № 353
Приказ Росприроднадзора от 28.06.2019 № 346
Приказ Росприроднадзора от 21.06.2019 № 338
Приказ Росприроднадзора от 20.06.2019 № 328
Приказ Росприроднадзора от 11.06.2019 № 311
Приказ Росприроднадзора от 11.06.2019 № 306
Приказ Росприроднадзора от 11.06.2019 № 305
Приказ Росприроднадзора от 08.05.2019 № 210
Приказ Росприроднадзора от 08.05.2019 № 209
Приказ Росприроднадзора от 19.04.2019 № 165
Приказ Росприроднадзора от 19.04.2019 № 161
Приказ Росприроднадзора от 19.04.2019 № 160
Приказ Росприроднадзора от 18.04.2019 № 158
Приказ Росприроднадзора от 03.04.2019 № 128
Приказ Росприроднадзора от 03.04.2019 № 127
Приказ Росприроднадзора от 03.04.2019 № 126
Приказ Росприроднадзора от 15.03.2019 № 85
Приказ Росприроднадзора от 13.03.2019 № 81
Приказ Росприроднадзора от 12.03.2019 № 79
Приказ Росприроднадзора от 05.03.2019 № 73
Приказ Росприроднадзора от 14.02.2019 № 39
Приказ Росприроднадзора от 14.02.2019 № 38
Приказ Росприроднадзора от 29.12.2018 № 565
Приказ Росприроднадзора от 30.11.2018 № 497
Приказ Росприроднадзора от 26.11.2018 № 489
Приказ Росприроднадзора от 20.11.2018 № 479
Приказ Росприроднадзора от 31.10.2018 № 449
Приказ Росприроднадзора от 02.10.2018 № 398
Приказ Росприроднадзора от 31.08.2018 № 341
Приказ Росприроднадзора от 31.08.2018 № 340
Приказ Росприроднадзора от 02.08.2018 № 295
Приказ Росприроднадзора от 02.08.2018 № 294
Приказ Росприроднадзора от 16.07.2018 № 259
Приказ Росприроднадзора от 26.06.2018 № 224
Приказ Росприроднадзора от 13.06.2018 № 198
Приказ Росприроднадзора от 08.05.2018 № 146
Приказ Росприроднадзора от 25.04.2018 № 136
Приказ Росприроднадзора от 02.03.2018 № 70
Приказ Росприроднадзора от 02.03.2018 № 69
Приказ Росприроднадзора от 27.02.2018 № 66
Приказ Росприроднадзора от 09.01.2018 № 6
Приказ Росприроднадзора от 28.12.2017 № 617
Приказ Росприроднадзора от 13.12.2017 № 587
Приказ Росприроднадзора от 17.11.2017 № 550
Приказ Росприроднадзора от 16.11.2017 № 546
Приказ Росприроднадзора от 31.10.2017 № 518
Приказ Росприроднадзора от 27.09.2017 № 460
Приказ Росприроднадзора от 25.09.2017 № 455
Приказ Росприроднадзора от 06.09.2017 № 438
Приказ Росприроднадзора от 07.08.2017 № 389
Приказ Росприроднадзора от 27.07.2017 № 371
Приказ Росприроднадзора от 24.07.2017 № 363
Приказ Росприроднадзора от 24.07.2017 № 362
Приказ Росприроднадзора от 13.07.2017 № 350
Приказ Росприроднадзора от 13.07.2017 № 349
Приказ Росприроднадзора от 24.05.2017 №255
Приказ Росприроднадзора от 14.04.2017 №184Приказ Росприроднадзора от 13.04.2017 №182
Приказ Росприроднадзора от 03.04.2017 №171Приказ Росприроднадзора от 03.04.2017 №170
Приказ Росприроднадзора от 01.03.2017 №113
Приказ Росприроднадзора от 15.02.2017 №86Приказ Росприроднадзора от 15.02.2017 №85
Приказ Росприроднадзора от 27.01.2017 №44
Приказ Росприроднадзора от 23.12.2016 № 826Приказ Росприроднадзора от 22.12.2016 № 820
Приказ Росприроднадзора от 15.12.2016 № 793
Приказ Росприроднадзора от 18.11.2016 № 737
Приказ Росприроднадзора от 02.11.2016 № 705Приказ Росприроднадзора от 02.11.2016 № 704
Приказ Росприроднадзора от 24.10.2016 № 678
Приказ Росприроднадзора от 29.09.2016 № 645
Приказ Росприроднадзора от 03.10.2016 № 632
Приказ Росприроднадзора от 15.09.2016 № 614
Приказ Росприроднадзора от 05.09.2016 № 603
Приказ Росприроднадзора от 19.08.2016 № 481Приказ Росприроднадзора от 16.08.2016 № 464Приказ Росприроднадзора от 27.07.2016 № 421Приказ Росприроднадзора от 08.07.2016 № 400
Приказ Росприроднадзора от 24.06.2016 № 348
Приказ Росприроднадзора от 22.06.2016 № 341
Приказ Росприроднадзора от 08.06.2016 № 321
Приказ Росприроднадзора от 07.04.2016 № 168
Приказ Росприроднадзора от 07.04.2016 № 167
Приказ Росприроднадзора от 18.03.2016 № 138
Приказ Росприроднадзора от 18.02.2016 № 75
Приказ Росприроднадзора от 11.02.2016 № 68
Приказ Росприроднадзора от 18.12.2015 № 1028
Приказ Росприроднадзора от 01.12.2015 № 864
Приказ Росприроднадзора от 17.11.2015 № 920
Приказ Росприроднадзора от 12.11.2015 № 905
Приказ Росприроднадзора от 29.10.2015 № 863
Приказ Росприроднадзора от 25.09.2015 № 770
Приказ Росприроднадзора от 11.09.2015 № 731
Приказ Росприроднадзора от 28.08.2015 № 694
Приказ Росприроднадзора от 17.08.2015 № 664
Приказ Росприроднадзора от 31.07.2015 № 625
Приказ Росприроднадзора от 27.07.2015 № 610
Приказ Росприроднадзора от 27.07.2015 № 609
Приказ Росприроднадзора от 07.07.2015 № 552
Приказ Росприроднадзора от 23.06.2015 № 507
Приказ Росприроднадзора от 02.06.2015 № 450
Приказ Росприроднадзора от 30.04.2015 № 377
Приказ Росприроднадзора от 31.03.2015 № 272
Приказ Росприроднадзора от 27.02.2015 № 164
Приказ Росприроднадзора от 18.02.2015 № 133
Приказ Росприроднадзора от 31.12.2014 № 873
Приказ Росприроднадзора от 31.12.2014 № 870
Приказ Росприроднадзора от 28.11.2014 № 758
Приказ Росприроднадзора от 31.10.2014 № 692
Приказ Росприроднадзора от 30.10.2014 № 683
Приказ Росприроднадзора от 25.09.2014 № 592
Приказ Росприроднадзора от 01.08.2014 № 479

Решение вопроса хранения и утилизации промышленных и бытовых отходов – важнейшая задача природоохранного законодательства РФ. Для выполнения этой задачи 1 августа 2014 года в силу вступил Приказ Минприроды России «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов», который установил новые правила хранения и захоронения отходов различного класса опасности.

В соответствии с этим приказом устанавливаются такие правовые понятия, как федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) и государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).

Что такое ОРО и ГРОРО?

Под аббревиатурой ОРО понимают любые объекты размещения бытовых и промышленных отходов. При этом законодательство РФ ведет контроль всех ОРО, находящихся в эксплуатации, что необходимо для сохранения благоприятных экологических условий и недопущения загрязнения окружающей среды. Санкционированные ОРО могут заключать официальные договора с промышленными и жилищно-коммунальными предприятиями на принятие отходов, с целью их дальнейшего хранения или захоронения. Несанкционированные ОРО называют навалами мусора или свалками. Вывоз мусора или сбрасывание промышленных отходов в законодательно не установленном для этого месте считается нарушением закона.

Для законной и безопасной эксплуатации ОРО они должны соответствовать требованиям природоохранного законодательства. Официальным подтверждением такого соответствия является внесение ОРО в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Внесение объекта размещения отходов в государственный реестр регламентируется Федеральным Законом №89 «Об отходах производства и потребления» и Приказом Росприроднадзора № 479 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов». Согласно этим законодательным актам любая форма размещения отходов в местах, не внесенных в ГРОРО, считается незаконной и является административным правонарушением.

Кому необходимо включение объектов размещения отходов в ГРОРО?

Внести объект размещения отходов в ГРОРО и вести деятельность по хранению и захоронению отходов различного класса опасности, в соответствии с действующим законодательством могут предприятия, юридические лица и индивидуальные предприниматели. При этом юридическое или физическое лицо, подающее заявление на внесение объекта ОРО в ГРОРО обязательно должно иметь лицензию на осуществление деятельности по размещению отходов I–IV классов опасности. Это регламентируется Федеральным Законом №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Зачем нужно вносить ОРО в государственный реестр?

Ведение надзорной деятельности и государственная регистрация всех объектов размещения отходов, расположенных на территории страны, необходимы для реализации таких задач природоохранного контроля:

  • Защита окружающей среды от вредоносного воздействия отходов. Это основная задача государственного контроля и разработки ГРОРО. Для реализации этой цели, все объекты, внесенные в государственный реестр должны регулярно проводить инвентаризацию и контролировать показатели токсичных загрязнений атмосферы, водных и земельных ресурсов.
  • Сохранение безопасности лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон. Перечисленные зоны, в соответствии с законодательством, должны быть свободны от мест размещения отходов любого типа, что гарантирует безопасность их для жизни и здоровья граждан.
  • Контроль деятельности, связанной с образованием, использованием и размещением отходов. Государственный контроль необходим для разработки нормативных актов и установления лимитов на хранение и захоронение бытовых и промышленных отходов на уровне государства.

Надзорная функция над любыми видами деятельности, связанной с обращением отходов, возлагается на Минприроды России и на территориальные отделения Росприроднадзора.

Недопустимые места для захоронения отходов

Объектами размещения отходов, недопустимыми к эксплуатации, считаются любые свалки, навалы мусора и захоронения, незарегистрированные в ГРОРО. При этом узнать, внесен ли объект в государственный реестр, может каждый гражданин Российской Федерации, зайдя на официальный сайт Росприроднадзора.

В соответствии с п. 17 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом № 792, недопустимыми к включению в ГРОРО считаются следующие объекты размещения отходов:

  • ОРО, которые ранее были выведены из эксплуатации, любым законным способом, в частности рекультивированные или законсервированные в соответствие с порядком, установленным Минприроды России;
  • скотомогильники;
  • ОРО, расположенные в местах, которые охраняются экологическим законодательством;
  • специальные объекты размещения радиоактивных отходов.

Важно отметить, что включение объекта в ГРОРО дает юридическому лицу или частному предпринимателю, законное право для осуществления деятельности по хранению и захоронению отходов I–IV классов опасности. Хранением называют временное содержание отходов, до момента их последующего захоронения, обезвреживания или переработки. Под термином «захоронение» понимают окончательную изоляцию отходов в специальных, предназначенных и обустроенных для этого хранилищах.

Федеральным Законом №89 «Об отходах производства и потребления» также устанавливается ряд ограничений на захоронение отходов. Недопустимыми считаются объекты размещения отходов, расположенные в таких местах:

  • на территории населенных пунктов;
  • в границах водоохранных зон;
  • на территории подземных водных объектов, которые используются для обеспечения водными ресурсами объектов хозяйственного и бытового назначения;
  • вблизи мест залегания полезных ископаемых;
  • в местах проведения горных работ.

Надзорные органы регулярно обнаруживают несанкционированные свалки и навалы мусора, а также захоронения отходов в черте городов и поселков. Исходя из этого, главная задача Росприроднадзора – выявление таких нарушений законодательства и устранение риска загрязнения окружающей среды.

Этапы включения объектов размещения отходов в ГРОРО

Процедура внесения ОРО в ГРОРО строго регламентируется Приказом Росприроднадзора № 479 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов». В соответствие с этим приказом, устанавливается такая последовательность этапов включения ОРО в ГРОРО:

  1. Этап №1 – Подготовка проектной документации и проведение экологической экспертизы. Объекты, предназначенные для размещения промышленных и бытовых отходов, считаются объектами капитального строительства, и их возведение регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации. В соответствие с законодательством, для обустройства таких объектов предварительно необходимо оформить проектную документацию и получить положительное заключение экологической экспертизы. На основании этих документов, местные органы власти принимают решение о выдаче заявителю разрешения на строительство ОРО.
  2. Этап №2 – Обустройство специально оборудованного сооружения, соответствующего требованиям законодательства. В государственный реестр могут быть включены только те объекты размещения отходов, которые обустроены специальным образом, для хранения или захоронения отходов. К таким объектам относят полигоны, шламохранилища, отвалы горных пород и т.д.
  3. Этап №3 – Получение лицензии. В соответствие с Федеральным Законом №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности», юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должен получить лицензию на осуществление деятельности по размещению отходов I–IV классов опасности.
  4. Этап №4 — Инвентаризации ОРО. Инвентаризация объекта размещения отходов должна проводиться не реже 1 раза в 5 лет и является основанием для составления другого важного документа – характеристики ОРО. Комплекс мер по инвентаризации проводится в строгом соответствие с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49. Для проведения инвентаризации, кроме проектной документации и экологической экспертизы, потребуется проведение исследований по определению влияния ОРО на экологическую обстановку региона.
  5. Подача заявления и пакета подтверждающих документов в территориальный орган Росприроднадзора. Для регистрации ОРО в ГРОРО необходимо подать заявление по определенной установленной форме в ближайшее отделение Росприроднадзора. Также к заявлению необходимо приложить проектную документацию на объект, заключение экологической экспертной комиссии, характеристику ОРО и другие документы.
  6. Получение акта о включении ОРО в ГРОРО. На основании рассмотренных документальных свидетельств, органы Росприроднадзора принимают решение относительно включения ОРО в ГРОРО. Если принимается положительное решение и ОРО присваивается индивидуальный номер и наименование.

С момента внесения ОРО в государственный реестр, объект может использоваться для размещения отходов I–IV классов опасности.

Как мы работаем?

Обратившись в компанию «Экобезопасность», клиент может рассчитывать на предоставление нашими сотрудниками такого перечня услуг.

Мероприятие Описание
Разработка проектной документации и проведение экологической экспертизы Специалисты компании «Экобезопасность» помогут грамотно провести разработку проектной документации, в том числе и разделов, посвященных охране окружающей среды. На основании этих документов, наши сотрудники помогут получить положительное решение экологической экспертизы и разрешение на обустройство объекта размещения отходов.
Помощь при получении лицензии Лицензия на осуществление деятельности, связанной с обращением отходов, выдается территориальными органами Росприроднадзора в соответствии с Федеральным Законом №99″О лицензировании отдельных видов деятельности».
Подготовка документов для обращения в органы Росприроднадзора На этом этапе наши специалисты проведут инвентаризацию и анализ всех документов, необходимых для внесения ОРО в государственный реестр. Недостающие документальные свидетельства будут получены, после чего наши сотрудники составят заявление в Росприроднадзор.
Получение решения Росприроднадзора или доработка документов Если по результатам рассмотрения предоставленного пакета документов территориальная комиссия Росприроднадзора примет решение о необходимости доработки, наши сотрудники проведут все необходимые мероприятия и внесут изменения в документы.

Стоимость

Стоимость услуги по внесению объекта размещения отходов в государственный реестр в нашей компании стартует от 15 тысяч рублей. Эта цена предполагает получение профессиональных услуг специалистов, гарантирующих такие преимущества сотрудничества:

  • многолетний опыт работы сотрудников и знание действующего природоохранного законодательства;
  • минимальное участие заказчика в процессе внесения ОРО в ГРОРО;
  • кратчайшие сроки выполнения работы;
  • доступные цены на высокопрофессиональные услуги;
  • гарантия доведения каждого дела до положительного решения государственных органов.

Сроки

Специалисты компании «Экобезопасность» подготовят пакет документов и подадут заявление в органы Росприроднадзора в течение 7 дней. Далее государственным органам дается 15 дней на рассмотрение заявления и документальных свидетельств. Окончательное решение о внесении ОРО в ГРОРО по каждому проекту принимается не позднее чем через 1 месяц после обращения.

Необходимые документы

Для внесения объекта размещения отходов в государственный реестр, в территориальные органы Росприроднадзора необходимо предоставить такой пакет документальных свидетельств:

  • заявление, оформленное по форме, установленной Приказом Росприроднадзора № 479 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов»;
  • характеристика ОРО, составленная на основании проведенной инвентаризации;
  • проектная документация на объект капитального строительства;
  • положительное заключение экологической экспертизы;
  • выкопировки из ПНООЛР и приложений к ПНООЛР;
  • наименование и назначение ОРО (хранение или захоронение отходов), с указанием кода по ФККО;
  • официальные заключения лабораторий о влиянии ОРО на состояние окружающей среды;
  • наименование ОРО с указанием кода по ФККО;
  • документы, определяющие расположение объекта размещения отходов с указанием кода по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО);
  • правоустанавливающие документы на юридическое лицо или свидетельствующие об официальной регистрации индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего ОРО.

Особенности процедуры

Важная особенность процедуры включения объектов размещения отходов в ГРОРО заключается в том, что перед принятием окончательного решения, органы Росприроднадзора внимательно изучают не только документы, представленные заказчиком, но и данные о субъекте хозяйственной деятельности и историю ОРО. Данные сотрудники Росприроднадзора получают из государственных баз и реестров. В связи с этим предоставлять неправдивую и недостоверную информацию в государственные органы категорически нельзя.

Штрафы и ответственность

Как уже упоминалось выше, в соответствии с Федеральным Законом №89 «Об отходах производства и потребления» категорически запрещено размещать отходы на объектах, которые не внесены в государственный реестр. Нарушение этого закона карается Административным кодексом правонарушений статьей 8.2. В соответствии с этой статьей размещение отходов в недопустимых местах грозит индивидуальному предпринимателю штрафом от 30 до 50 тысяч рублей. Для юридического лица наказание увеличивается до суммы от 100 до 250 тысяч рублей, а также штраф может быть дополнен приостановкой деятельности сроком на 90 дней.

Важно понимать, что в случае размещения отходов на несанкционированных площадках, ответственность понесет не только компания или лицо, эксплуатирующая незарегистрированный ОРО, но и тот, кто передает эти отходы для незаконной свалки. В связи с этим, выбирая компанию и полигон для хранения и захоронения отходов, следует предварительно просмотреть перечень зарегистрированных в государственном реестре ОРО.

Компания «Экобезопасность» проведет все этапы включения объекта размещения отходов в ГРОРО быстро, эффективно и недорого.

Что Вы Хотели Знать о ГРОРО, Но Боялись Спросить!

Добрый день, уважаемые подписчики, предлагаем вам рассмотреть актуальную вот уже несколько лет тему, ранее не освещаемую на Блог-Инженера.РФ.

Сегодня мы познакомимся с Государственным реестром объектов размещения отходов (далее по тексту — ГРОРО).

Все знают, что с 1 августа 2014 года вступил в силу приказ МПР РФ от 30.09.2011 г. № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов», в котором в том числе определяется порядок формирования и ведения ГРОРО.

Что собой представляет ГРОРО?

ГРОРО включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Таким образом, на объектах размещения отходов, включенных в ГРОРО, можно осуществлять только хранение или захоронение отходов. По определению согласно Федеральному закону № 89-ФЗ:

  • размещение отходов — хранение и захоронение отходов;
  • хранение отходов — содержание отходов в ОРО в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
  • захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Кроме того, в ГРОРО не включаются:

  • объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в т.ч. рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;
  • объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации;
  • специальные объекты размещения радиоактивных отходов;
  • скотомогильники.

Список объектов размещения отходов, включенных в ГРОРО, проводится приказами Росприроднадзора, которые публикуются, начиная с 1 августа 2014 года, регулярно с периодичностью 1 раз в месяц. По каждому объекту размещения отходов приводятся следующие сведения: регион РФ, номер ОРО, наименование, назначение (хранение и/или захоронение), наличие негативного воздействия (имеется или отсутствует), ОКАТО, ближайший населённый пункт, наименование эксплуатирующей организации (в основном наименование и адрес, иногда телефон и e-mail) и перечень отходов, разрешённых к размещению на объекте размещения отходов.

Номер объекта размещения отходов имеет следующий формат:

РР—NNNNN—Н—ППППП—ДДММГГ, где

РР – двухзначный номер региона РФ

NNNNN – порядковый номер объекта размещения отходов в регионе (дополняется до 5-ти знаков слева нулями)

Н – назначение объекта размещения отходов (1 или 2 знака), может принимать одно из трех значений: Х – хранение, З – захоронение и ХЗ – хранение и захоронение

ППППП – номер приказа Росприроднадзора о включении объекта размещения отходов в ГРОРО (дополняется до 5-ти знаков слева нулями)

ДДММГГ – дата приказа Росприроднадзора о включении объекта размещения отходов в ГРОРО

Как включить ваш объект размещения отходов в ГРОРО?

Нужно привести объект размещения отходов в соответствие с действующим природоохранным законодательством РФ, провести инвентаризацию объекта и обратиться в письменном виде в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта.

Инвентаризация объекта размещения отходов проводится в соответствии с Правилами утверждёнными приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 г. № 49 «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов». Инвентаризация объекта размещения отходов проводиться не реже 1 раза в 5 лет и основывается на следующей информации:

  • проектная документация на строительство объекта размещения отходов;
  • данные обследований (натурных, инструментальных, иных) объекта размещения отходов;
  • иная документация.

Пример заявления в Росприроднадзор о внесении объекта размещения отходов в ГРОРО можно . К заявлению необходимо приложить Лицензию на осуществление деятельности по размещению отходов I–IV классов опасности и Характеристику объекта размещения отходов, составленную по результатам инвентаризации объекта размещения отходов. Как правило, Росприроднадзор требует предоставление документов в бумажном виде и на электронном носителе (сканкопии документов).

Как связаны платежи за отходы с ГРОРО

Нужно ли платить в пятикратном размере за размещение отходов на объектах не внесённых в ГРОРО? В письме Росприроднадзора от 08.10.2014 г. № АА-06-01-36/15648 «О плате за размещение отходов» сообщается, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632 «масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения, в том числе, на размещение отходов» и что «не предусматривают учёта каких бы то ни было обстоятельств, кроме факта наличия или отсутствия действующего разрешения (в данном случае документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение)».

Другими словами, платить в пятикратном размере не нужно, если у вас есть утверждённый проект НООЛР и не нарушены условия проекта, подтверждаемые ежегодного отчётом о неизменности процессов производства (технический отчёт). Для субъектов малого и среднего предпринимательства должна быть сдана ежегодная уведомительная форма отчёта об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (отчёт МСП).

С другой стороны, в том же письме Росприроднадзор ещё раз напоминает, что в случае выявления факта размещения отходов на объекте размещения отходов, не внесённом в ГРОРО, виновные лица будут привлечены к административной ответственности.

Информацию об объектах, включенных в ГРОРО, можно найти на официальном сайте Росприроднадзора, она обновляется 1 раз в месяц.

Заметку подготовила моя помощница по развитию тематической рубрики «Экологическая Безопасность» Ксения Ралдугина.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *