Хранение уголовных дел в архиве

Отсутствие информации об организации их работы, а также о том, как определяется срок хранения уголовных дел и гражданского судопроизводства, приводит только к необоснованным тратам времени. Для решения производственных задач, периодически возникает необходимость создать условия для хранения материалов гражданских, уголовных дел. Нужны места, чтобы должностные лица могли изучать дела и принимать по ним решения.

Нормативное регулирование

Работа по хранению уголовных дел организовывается в соответствии с требованиями приказа номер сто тридцать семь Судебного Департамента ВС РФ, начавшего своё действие в 1999 году. Приказ утвердил условия обеспечения сохранности, организацию отбора, порядок сдачи документации для федеральных и мировых судов.

В прокуратуре, следственном комитете, структурах МВД созданы и утверждены инструкции (должностные обязанности) по делопроизводству, хранению документов строгой отчётности, в том числе находящихся на этапе оперативной разработки, дознания и следствия.

Правила для должностных лиц:

  • во время отсутствия на рабочем месте документы сотрудник обязан хранить в запертом (иногда опечатанном) личном сейфе, ключ от которого передавать запрещено или в помещениях канцелярии;
  • выдача документов сторонним организациям разрешена только по указанию прокуратуры;
  • при передаче заводится карточка, составляется опись, оформляется акт;
  • прекращённые (приостановленные) дела сдаются в архив.

При выявлении фактов утраты документов, равно как и утечки информации находящихся в производстве уголовных дел, организовывается служебная проверка, к виновному должностному лицу принимаются строгие меры вплоть до уголовного преследования.

Сроки хранения

Инструкция обязывает принимать решение о передаче на архивное хранение рассмотренных и надлежаще подготовленных уголовных, а также других дел председателем судебной инстанции (коллегии) после проверки всего производства и исполнения решения (определения) или вступления приговора в законную силу.

Направляя в архив уголовные дела, учитывают следующие моменты:

  • при заключении лица под стражу нужно подтверждение территориального ОВД о состоявшемся факте задержания, сообщение исправительного учреждения о поступлении для отбывания срока;
  • при вынесении приговора об условном осуждении – лицо находится на учёте в полиции, контроль организован;
  • при назначении штрафа после поступления исполнительного листа с отметкой о его выполнении;
  • назначены работы принудительного характера – после взятия на учёт;
  • при запрещении занятия определённых должностей, ограничении передвижения
  • приговор должен быть вручён, учёт осуществляется;
  • если избрана мера воспитательного воздействия, то несовершеннолетнему лицу разъясняются сведения о его нарушениях и о взятии на учёт в подразделение МВД;
  • при приговоре об исключительной мере наказания должно быть получено уведомление о поступлении осуждённого к месту содержания и его исполнении;
  • при оправдательном решении за недоказанностью, дело в архив не сдают, а направляют в адрес прокурора для проведения дальнейших действий по установлению причастных к преступлению;
  • при оправдательном решении – время вступления в силу.

Для определения окончательного срока хранения документов по уголовному, а также другим производствам назначается экспертная комиссия. Она оценивает степень их важности по многим параметрам (политическим, научно значимым, хозяйственным и иным) и принимает соответствующие решение. По давности хранения осуществляется актированное уничтожение дел.

Требования к архивному помещению

Обеспечению сохранности материалов уголовных и гражданских дел, других документов, подлежащих архивному хранению уделяется особое внимание.

К перечню основных требований к помещению и организации сохранности относят следующие:

  1. В помещении суда выделяется отдельное изолированное помещение без примыкания к санитарно-коммуникационным частям здания и размещения печных установок, а также дым выводящих конструкций.
  2. На окна монтируются решётки, а на запасной и основной вход – металлические двери.
  3. Освещение предусматривается только с электрическим энергопотреблением.
  4. Внутри архива организуется комната для работы с материалами, с предусмотренной возможностью естественного освещения.
  5. Обязательно устанавливается пожарная сигнализация и размещаются средства оперативного пожаротушения.

Непосредственное размещение материалов организовывается с применением передвижных стеллажных конструкций установленных размеров. Размещают их на некотором удалении от стен (касание архивных материалов к поверхности стен не допускается).

Упрощает работу архивариуса по поиску запрашиваемых материалов наличие специальных стеллажей для размещения картотеки. Все шкафы и стеллажи нумеруются с использованием специальных указателей, содержащих информацию о номерах регистрации и датам, относящимся к хранящимся материалам.

Основными требованиями к содержанию архивных документов являются:

  • температурный режим в пределах от 14 до 20 градусов тепла;
  • состояние влажности воздуха не менее 50% и не более 60%;
  • постоянные мероприятия по предупреждению проявления плесени, паразитов, мышей и крыс;
  • плановая влажная уборка помещения и отчистка от пыли самих архивных папок.

Соблюдение вышеуказанных правил в достаточной степени гарантирует хранение материалов по уголовным и административным делам на необходимые для использования сроки. Применяемая структуризация классификации обеспечивает быстрый поиск запрашиваемой информации.

Востребование архивных материалов

Ознакомиться с материалами уголовных дел, находящихся в архивном хранилище, по письменному заявлению имеют возможность лица, относящиеся к участникам процесса (потерпевшие, законные представители с надлежаще оформленными полномочиями).

Основанием для действий архивариуса является решение председателя (заместителя) судебной инстанции, а также документ, подтверждающий личность заявителя.

Порядок предоставления информации представлен следующими условиями:

  1. При выдаче копии документов, лицо, их получившее, оставляет расписку, впоследствии приобщаемую к архивным материалам. Если осуществляется направление копий документов с использованием почтовых услуг, наряду с отметкой, приобщается копия письма, сопровождающего отправление.
  2. Если копии материалов размещаются на нескольких листах, то производится их нумерация и прошивание. Нить выводят на оборотную сторону крайнего листа, оклеивают их бумагой и ставят печать.
  3. Подлинники персональных документов, присовокуплённых к уголовному производству, выдаются по решению председателя судебной инстанции, одновременно заверенная копия приобщается к архивному делу. Тот же порядок касается и вещественных доказательств, не приобщённых к материалам следствия.
  4. Выдача повторных копий осуществляется только после внесения пошлины в пользу государства.

Судебные дела могут выдаваться из архива для ознакомления и в зале судебной инстанции лицам, имеющим прямое отношение к их рассмотрению (сотрудникам прокуратуры, следователю, адвокатам по делу, в отношении которых ведётся производство) с обязательным предъявлением удостоверений, подтверждающих личность и полномочия.

Ознакомившись с представленными выше сведениями об организации работы архивов, порядком принятия решений по срокам хранения документов, порядком их содержания, при необходимости, можно без значительных временных затрат найти необходимое решение суда или документы по уголовному делу.

Для решения судопроизводственных задач, время от времени возникает необходимость поднимать материалы конкретных уголовных производств. Именно для этого, так важно создать соответствующие условия для хранения материалов уголовных производств. Нужны специально отведенные места, где должностные лица по первому требованию, могли бы изучать материалы и принимать по ним объективные решения. Работой по хранению уголовных материалов, занимается архив, срок хранения уголовных дел в каждом случае отличается. Сроки хранения уголовных дел определяет экспертная комиссия. Ее участники оценивают степень их важности по конкретным параметрам, и принимают решение по дальнейшему хранению или уничтожению.

В 1999 году Судебным Департаментом ВС РФ был выдан приказ, в котором утверждались условия обеспечения сохранности, порядок сдачи, организация отбора, а также срок хранения уголовных дел в архиве суда. В следственном комитете, прокуратуре и структурах МВД созданы специальные инструкции по делопроизводству, строгой отчетности и хранению документов, в том числе находящихся на стадии оперативной разработки или следствия. Для должностных лиц существуют такие утвержденные правила:

  1. В период личного отсутствия на рабочем месте, все документы, которые содержат следственный процесс, сотрудник должен хранить в личном сейфе под замком или опечаткой. Ключ от сейфа передавать кому-то другому запрещено.
  2. Следственный орган может производить выдачу материалов посторонним организациям, только по разрешению прокуратуры.
  3. При передаче любых материалов в суд или в другую инстанцию заводится карточка, составляется детальная опись переданных материалов, и оформляется акт.
  4. Приостановленные дела в обязательном порядке сдаются в архив.

Если было утрачено дело, давность которого еще не истекла, будет инициирована служебная проверка, ведь утрата материалов дела равна утечке конфиденциальной информации. Виновного в случившемся, будет притянуто к уголовной ответственности.

Передача на конкретные сроки хранения уголовных дел в архиве осуществляется, после проверки всего производства, исполнения решения суда или вступления приговора в законную силу. Направляются в архив суда материалы с учетом таких моментов:

  • при заключении субъекта правонарушения под стражу, необходимо подтверждение территориального ОВД о состоявшемся факте задержания, а также сообщение исправительного учреждения о поступлении конкретного субъекта для отбывания, назначенного судом срока;
  • при вынесении приговора об условном осуждении субъект правонарушения должен находиться на учете в полиции, сведения об этом вносятся в соответствующие бумаги;
  • при назначении штрафа, после поступления исполнительного листа, ставиться в отметка о выполнении решения суда и выплате штрафа;
  • если назначены работы принудительного характера, необходима отметка о взятии на учет;
  • при запрещении занятия определенных должностей или ограничении передвижения, учет осуществляется до окончания указанного в приговоре срока, после чего ставят отметку и материалы отправляют в архив;
  • если суд избрал воспитательную меру для несовершеннолетнего, ему разъясняются последствия его поведения и происходит взятие его на учет, в деле делают заметку об окончании срока наблюдения.

Важно отметить, что при оправдательном приговоре за недоказанностью, уголовное производство в архив не сдают, его направляют прокурору для проведения последующих действий по установлению других причастных к правонарушению. При оправдательном решении, уголовное производство отправляется в архив сразу, после вступления приговора в силу.

Инструкция о сроках хранения информации имеется в судах, срок хранения зависит от размера наказания и от результата. По истечении срока хранения дела, если оно не представляет собой исторической ценности, подлежит уничтожению, но сам приговор по делу хранится постоянно. Приговор храниться в архиве суда, который ранее его выносил, так как именно в этот архив, могут обращаться за его копией заинтересованные лица.

Срок хранения уголовных дел существенно отличается, так как правонарушения, за которые назначено пожизненное заключение или материалы по особо тяжким преступлениям, хранятся в архиве суда первой инстанции постоянно. Архивный склад содержит материалы по тяжким преступлениям не больше 15 лет, материалы по производствам средней тяжести -10 лет, а историю преступлений небольшой тяжести хранят 5 лет.

Порядок востребования документов из архива

Ознакомиться с уже заархивированными материалами дела, могут люди, участвовавшие или заинтересованные в конкретном уголовном процессе, по предварительно поданному заявлению. Судебному председателю для получения разрешения, поднять бумаги из архива, следует представить документ удостоверяющий личность, и коротко охарактеризовать цель поднятия документации. Порядок предоставления информации из архива представлен следующими условиями:

  • при выдаче копии материалов дела, человек их получающий, должен составить расписку о получении, которую в последствие, приобщают к уголовному делу. Если копия документа отправляется почтовым отделением, то в уголовное производство пришивают копию письма, которое сопровождает отправление;
  • если копии материалов уголовного производства располагаются на нескольких листах, то каждый из них должен быть пронумерован и прошит. Нить подшивки выводят на обратную сторону последнего листа, заклеивают бумагой, на которой ставиться печать;
  • подлинные документы, которые пришиты к уголовному делу, могут извлекаться только по решению председателя суда, но при этом, копия этого же документа, обязательно должна оставаться в материалах дела. Это же касается извлечения вещественных доказательств;
  • выдача повторных копий необходимых документов, хранящихся в архиве, проводиться только после уплаты госпошлины.

Что касается выдачи для ознакомления материалов дела из архива сотрудникам следственного органа или прокуратуры, то им не нужно составлять заявление и придерживаться вышеуказанных правил. Достаточно предъявить работнику архива свое удостоверение, подтверждающее полномочия.

Особенности хранения уголовных дел

Огромное значение в хранении уголовных дел играет организация архивного помещения. Важные материалы уголовных дел будут передаваться в архив, только если он отвечает установленным на законодательном уровне, нормам.

В помещении суда должно быть выделено отдельное, полностью изолированное помещение, без примыкания к дымовыводящим конструкциям, размещению печатных установок и санитарно-коммуникационным отделениям здания. На окнах должны быть смонтированы решетки, а на запасном и основном входах, должны стоять металлические двери. В помещении архива должно предусматриваться освещение только электричеством, но в этом же помещении, должна быть комната с естественным освещением для организации работы следователя с материалами. Самой важной частью организации архива есть установка пожарной сигнализации и средства оперативного пожаротушения. Среди требований к содержанию архивных документов, также отмечают:

  • температурный режим в архивном помещении, должен держаться в пределах 14 -20 градусов;
  • влажность воздуха должна быть не менее 50% и не более 60%;
  • постоянно должны проводиться мероприятия по предупреждению проявления плесени , грибка, паразитов, мышей и крыс;
  • регулярно должна проводиться влажная уборка и отчистка от пыли полок и самих архивных папок.

Размещение материалов организовывается с использованием специальных стеллажных конструкций для размещения картотек. Размещают стеллажи на некотором удалении от стен, касание материалов дела к поверхности стены может негативно сказаться на сохранности документа. Каждый стеллаж и шкаф номеруется с использованием определенного рода указателей, которые будут содержать информацию о номере регистрации дела и дате принятия решения судом. Подобная организация существенно упрощает поиск нужного дела при необходимости.

Соблюдение всех вышеуказанных правил, позволяет гарантировано сохранить материалы по уголовным делам на необходимые для их использования сроки, без порчи и искажения их содержимого. Если материалы, срок давности которых не истек, пропадут из архива или будут испорчены, к ответственности привлекут сотрудник архива, в обязанности которого входило наблюдение за сохранностью важных документов.

Документ предоставлен КонсультантПлюс

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 16 ноября 2017 г. N 866

Об утверждении Инструкции по организации учета, хранения и инвентаризации уголовных дел в следственных подразделениях и подразделениях дознания (организации дознания) органов внутренних дел Российской Федерации

В целях обеспечения сохранности уголовных дел в следственных подразделениях и подразделениях дознания (организации дознания) органов внутренних дел Российской Федерации —

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации учета, хранения и инвентаризации уголовных дел в следственных подразделениях и подразделениях дознания (организации дознания) органов внутренних дел Российской Федерации.

2. Первому заместителю начальника Следственного департамента МВД России, руководителям (начальникам) территориальных органов МВД России организовать изучение требований Инструкции, утвержденной настоящим приказом, и обеспечить реализацию ее положений.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность соответствующих подразделений.

Министр

генерал полиции Российской Федерации

В. КОЛОКОЛЬЦЕВ

Приложение

к приказу МВД России

от 16.11.2017 N 866

ИНСТРУКЦИЯ

по организации учета, хранения и инвентаризации уголовных дел

в следственных подразделениях и подразделениях дознания

(организации дознания) органов внутренних дел

Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет единый порядок учета, хранения и инвентаризации уголовных дел (за исключением уголовных дел, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, хранение которых осуществляется по правилам секретного делопроизводства, и прекращенных уголовных дел со сроком хранения более 5 лет<1>) в следственных подразделениях и подразделениях дознания (организации дознания)<2> органов внутренних дел Российской Федерации<3>.

<1> Порядок хранения уголовных дел со сроком хранения более 5 лет определен Инструкцией по организации архивной работы в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 15 августа 2011 г. N 935.

<2> Здесь и далее под подразделением организации дознания понимается подразделение организации дознания, в составе которого имеется подразделение по расследованию уголовных дел.

<3> Далее — «следственное подразделение (подразделение дознания)».

2. Следователь (дознаватель) обязан обеспечивать сохранность находящихся в его производстве уголовных дел.

3. Обязанность по обеспечению сохранности уголовных дел, сданных в специальное оборудованное помещение для хранения приостановленных и прекращенных производством уголовных дел<1>, возлагается на сотрудника следственного подразделения (подразделения дознания), направления дознания<2>, назначенного приказом руководителя (начальника) территориального органа МВД России, в Следственном департаменте МВД России — заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации — начальника Следственного департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации (лица, исполняющего обязанности начальника Следственного департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации).

<1> Далее — «специальное помещение».

<2> Далее — «ответственное лицо».

Сотрудник следственного подразделения назначается ответственным лицом по согласованию с начальником следственного подразделения.

4. Начальник следственного подразделения (подразделения дознания)<1>, в территориальных органах МВД России, где подразделения дознания отсутствуют — сотрудник направления дознания обязан организовать учет и хранение уголовных дел.

<1> Далее — «начальник подразделения».

5. Начальник следственного подразделения, в подразделениях дознания (организации дознания) и в территориальных органах МВД России, где подразделения дознания отсутствуют — заместитель начальника территориального органа МВД России — начальник полиции, заместитель начальника отделения МВД России, начальник отдела (отделения, пункта) полиции либо лица, исполняющие их обязанности, обязан обеспечить организацию и проведение инвентаризации уголовных дел, назначенной в соответствии с пунктом 34 настоящей Инструкции.

6. Руководитель (начальник) территориального органа МВД России, (в Следственном департаменте МВД России — первый заместитель начальника Следственного департамента МВД России) обязан обеспечить надлежащие условия для хранения уголовных дел.

II. Порядок учета и хранения уголовных дел, находящихся в производстве

7. Следователь (дознаватель), принявший решение о возбуждении уголовного дела, после получения порядкового номера уголовного дела<1> незамедлительно передает уголовное дело начальнику подразделения для учета.

<1> Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» (зарегистрирован в Минюсте России 30 декабря 2005 г. N 7339).

8. Начальник подразделения регистрирует уголовное дело в журнале учета находящихся в производстве уголовных дел, который ведется по форме согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции, и передает уголовное дело для расследования конкретному следователю (дознавателю) под роспись в журнале учета находящихся в производстве уголовных дел.

В территориальных органах МВД России, где подразделения дознания отсутствуют, регистрацию уголовного дела в журнале учета находящихся в производстве уголовных дел осуществляет сотрудник направления дознания.

Ведение и хранение журнала учета находящихся в производстве уголовных дел возлагаются на начальника подразделения и сотрудника направления дознания — в территориальных органах МВД России, где подразделения дознания отсутствуют.

При наличии технических и организационных возможностей учет находящихся в производстве уголовных дел ведется с использованием автоматизированных систем (при сохранении журнального учета).

9. Следователь (дознаватель) хранит находящиеся в его производстве уголовные дела в металлическом шкафу, расположенном в служебном кабинете.

10. Металлический шкаф опечатывается металлической печатью с индивидуальным учетным номером при убытии следователя (дознавателя) за пределы административного здания территориального органа МВД России, Следственного департамента МВД России (здания, в котором расположен служебный кабинет). Ключи от металлического шкафа хранятся в соответствии с правилами секретного делопроизводства.

11. Следователь (дознаватель) в связи с временной нетрудоспособностью, временным отстранением от служебных обязанностей, переводом в другое подразделение или увольнением со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, убытием на обучение, в отпуск, в командировку, не связанную с расследованием уголовного дела, незамедлительно передает находящиеся в его производстве уголовные дела, а также уголовные дела, указанные в пункте 17 настоящей Инструкции, начальнику подразделения (в территориальных органах МВД России, где подразделения дознания отсутствуют — заместителю начальника территориального органа МВД России — начальнику полиции, заместителю начальника отделения МВД России, начальнику отдела (отделения, пункта) полиции либо лицам, исполняющим их обязанности), о чем составляется акт. Акт подписывается начальником подразделения (в территориальных органах МВД России, где подразделения дознания отсутствуют — заместителем начальника территориального органа МВД России — начальником полиции, заместителем начальника отделения МВД России, начальником отдела (отделения, пункта) полиции либо лицами, исполняющими их обязанности) и следователем (дознавателем).

12. Уголовные дела передаются вместе с вещественными доказательствами, хранящимися при уголовном деле.

13. При невозможности прибытия следователя (дознавателя) для передачи уголовных дел в порядке, установленном пунктами 11 и 12 настоящей Инструкции, уголовные дела изымаются комиссией в составе начальника подразделения (в территориальных органах МВД России, где подразделения дознания отсутствуют — заместителя начальника территориального органа МВД России — начальника полиции, заместителя начальника отделения МВД России, начальника отдела (отделения, пункта) полиции либо лиц, исполняющих их обязанности) и двух сотрудников территориального органа МВД России (Следственного департамента МВД России), о чем составляется акт, который подписывается членами комиссии.

14. Направление уголовного дела за пределы территориального органа МВД России (Следственного департамента МВД России) для изучения в порядке прокурорского надзора, ведомственного процессуального контроля, соединения в одно производство, в суд, по подследственности, а также для производства судебных экспертиз без регистрации в установленном порядке<1> запрещается.

<1> Приказ МВД России от 20 июня 2012 г. N 615 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации».

15. Факт передачи уголовного дела за пределы территориального органа, начальником подразделения и сотрудником направления дознания фиксируется в журнале учета находящихся в производстве уголовных дел.

16. При перемещении уголовного дела запрещается оставлять его, в том числе в транспортном средстве без присмотра.

III. Порядок учета и хранения уголовных дел, приостановленных и прекращенных производством

17. Уголовное дело, производство предварительного расследования по которому приостановлено по основаниям, предусмотренным пунктами 2 — 4 части первой статьи 208 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации<1>, следователем (дознавателем) передается начальнику подразделения для отметки о принятом решении в журнале учета находящихся в производстве уголовных дел и хранится в металлическом шкафу следователя (дознавателя).

18. Уголовное дело, производство предварительного расследования по которому приостановлено по основанию, предусмотренному пунктом 1 части первой статьи 208 УПК, или прекращено, следователем (дознавателем) передается начальнику подразделения для отметки о принятом решении в журнале учета находящихся в производстве уголовных дел, после чего передается для хранения в специальном помещении в условиях, исключающих их хищение, утрату, порчу, доступ посторонних лиц.

19. Специальное помещение оборудуется стеллажами, охранной и противопожарной сигнализацией, металлическими решетками на окнах, а также металлической или обитой металлом дверью с запорными устройствами. Входная дверь опечатывается металлической печатью с индивидуальным учетным номером ответственного сотрудника. Ключи от специального помещения хранятся у ответственного лица, дубликаты сдаются на хранение начальнику подразделения (в территориальных органах МВД России, где подразделения дознания отсутствуют — заместителю начальника территориального органа МВД России — начальнику полиции, заместителю начальника отделения МВД России, начальнику отдела (отделения, пункта) полиции либо лицам, исполняющим их обязанности).

20. Уголовное дело, сдаваемое в специальное помещение, должно содержать в том числе решение по вещественным доказательствам, предметам и документам, не признанным вещественными доказательствами, об отмене избранной меры пресечения, а также опись находящихся в нем документов.

В случае несоблюдения указанных условий начальник подразделения возвращает уголовное дело следователю (дознавателю), в производстве которого находилось уголовное дело, с установлением срока устранения недостатков.

21. При приеме сдаваемого начальником подразделения на хранение уголовного дела ответственное лицо:

21.1. Регистрирует сдаваемое уголовное дело в журнале учета принятых на хранение в специальное помещение и выданных уголовных дел, который ведется по форме согласно приложению N 2 к настоящей Инструкции. Передача начальником подразделения уголовного дела ответственному лицу осуществляется под роспись.

При наличии технических и организационных возможностей учет принятых на хранение в специальное помещение и выданных уголовных дел ведется с использованием автоматизированных систем (при сохранении журнального учета).

21.2. Размещает их на хранение в специальное помещение с учетом систематизации по году возбуждения и присвоенному регистрационному номеру.

22. Учет и хранение уголовных дел в следственных подразделениях и подразделениях дознания (организации дознания) осуществляются раздельно.

23. В территориальных органах МВД России, где подразделения дознания отсутствуют — сотрудник направления дознания перед помещением уголовного дела, указанного в пункте 18 настоящей Инструкции, в специальное помещение проверяет соблюдение условий, предусмотренных пунктом 20 настоящей Инструкции, после чего помещает уголовное дело для хранения в специальное помещение, о чем делаются соответствующие записи в журнале учета принятых на хранение в специальное помещение и выданных уголовных дел.

24. Уголовное дело, указанное в пункте 18 настоящей Инструкции, в случае служебной необходимости может храниться в металлическом шкафу следователя (дознавателя).

IV. Порядок выдачи уголовных дел из специального помещения

25. Выдача уголовного дела из специального помещения производится ответственным лицом на основании резолюции начальника подразделения (в территориальных органах МВД России, где подразделения дознания отсутствуют — заместителя начальника территориального органа МВД России — начальника полиции, заместителя начальника отделения МВД России, начальника отдела (отделения, пункта) полиции либо лиц, исполняющих их обязанности) при наличии:

25.1. Письменного запроса надзирающего прокурора или вышестоящих руководителей (начальников) территориального органа МВД России об ознакомлении с уголовным делом в порядке прокурорского надзора, ведомственного процессуального контроля.

25.2. Служебного задания на инспектирование, служебного задания (плана-задания) на целевую проверку.

25.3. Мотивированного рапорта следователя (дознавателя) о выдаче уголовного дела в служебных целях.

25.4. Приказа о проведении инвентаризации уголовных дел.

26. Следователю (дознавателю), принявшему решение о приостановлении предварительного расследования по уголовному делу по основанию, предусмотренному пунктом 1 части первой статьи 208 УПК, уголовное дело выдается на основании его устного запроса.

27. Ответственное лицо в журнале учета принятых на хранение в специальное помещение и выданных уголовных дел указывает дату выдачи уголовного дела из специального помещения и сведения о должностном лице, получившем уголовное дело, и выдает его последнему под роспись.

28. Направление выданного из специального помещения уголовного дела за пределы территориального органа без регистрации в установленном порядке<1> запрещается.

<1> Приказ МВД России от 20 июня 2012 г. N 615 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации».

29. При возвращении уголовного дела в специальное помещение в журнале учета принятых на хранение в специальное помещение и выданных уголовных дел делается соответствующая запись. Уголовное дело возвращается под роспись ответственного лица в журнале учета принятых на хранение в специальное помещение и выданных уголовных дел.

30. Доступ в специальное помещение возможен только в присутствии ответственного лица.

В случае если в отсутствие ответственного лица возникла необходимость поместить на хранение или получить уголовное дело, доступ в специальное хранилище осуществляется с письменного разрешения начальника подразделения (в территориальных органах МВД России, где подразделения дознания отсутствуют — заместителя начальника территориального органа МВД России — начальника полиции, заместителя начальника отделения МВД России, начальника отдела (отделения, пункта) полиции либо лиц, исполняющих их обязанности). При этом составляется акт, в котором перечисляются изъятые или помещенные на хранение уголовные дела, который подписывается начальником подразделения (в территориальных органах МВД России, где подразделения дознания отсутствуют — заместителем начальника территориального органа МВД России — начальником полиции, заместителем начальника отделения МВД России, начальником отдела (отделения, пункта) полиции либо лицами, исполняющими их обязанности) и лицом, которым уголовное дело передано на хранение или которому выдается уголовное дело. Акт передается ответственному лицу для внесения соответствующих записей в журнал учета принятых на хранение в специальное помещение и выданных уголовных дел.

V. Инвентаризация уголовных дел

31. Инвентаризация уголовных дел проводится в целях проверки сохранности уголовных дел. Инвентаризация может быть плановой или внеплановой.

32. Плановая инвентаризация проводится не реже одного раза в год.

33. Внеплановая инвентаризация назначается и проводится в случае:

33.1. Перевода в другое подразделение или увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации начальника подразделения.

33.2. Перевода в другое подразделение или увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации ответственного лица.

33.3. Утраты и (или) хищения уголовного дела.

33.4. Уничтожения (повреждения) уголовных дел, в том числе в результате стихийного бедствия или иной чрезвычайной ситуации.

34. Решение о назначении и проведении инвентаризации принимает руководитель (начальник) территориального органа МВД России, в Следственном департаменте МВД России — заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации — начальник Следственного департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации (лицо, исполняющее обязанности начальника Следственного департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации), о чем издает приказ. Данным приказом создается инвентаризационная комиссия в составе не менее трех человек из числа сотрудников следственного подразделения (подразделения дознания), а при необходимости — других подразделений территориального органа МВД России. В состав комиссии в обязательном порядке включается начальник подразделения и ответственное лицо.

В территориальных органах МВД России, где подразделения дознания отсутствуют, создается инвентаризационная комиссия в составе не менее трех человек из числа сотрудника направления дознания и сотрудников других подразделений территориального органа.

Один из членов инвентаризационной комиссии, за исключением начальника подразделения и ответственного лица, назначается ее председателем. В приказе определяются также порядок и сроки проведения инвентаризации.

35. Перед началом инвентаризации из информационного подразделения территориального органа МВД России запрашиваются сведения о числящихся за следственным подразделением (подразделением дознания), сотрудником направления дознания уголовных делах, а также изучаются результаты предыдущей инвентаризации.

36. При инвентаризации проводится проверка фактического наличия уголовных дел, находящихся в металлических шкафах следователей (дознавателей) и специальном помещении, и сопоставление с данными учета, в том числе в части принятых решений.

37. Результаты отражаются в акте инвентаризации уголовных дел, к которому прилагаются поступившие из информационного подразделения территориального органа МВД России сведения о числящихся за следственным подразделением (подразделением дознания), сотрудником направления дознания уголовных делах. Акт инвентаризации подписывается членами инвентаризационной комиссии.

38. Данные об уголовных делах, находящихся в органах прокуратуры, вышестоящих территориальных органах МВД России, МВД России, экспертных учреждениях, направленных по подследственности, должны быть подтверждены документально. Внесение сведений об указанных уголовных делах в акт инвентаризации без документального подтверждения запрещается.

39. Акт инвентаризации утверждается руководителем (начальником), принявшем решение о назначении и проведении инвентаризации, указанным в пункте 34 настоящей Инструкции. Утвержденный акт инвентаризации хранится в соответствующем номенклатурном деле.

Приложение N 1

к Инструкции по организации учета, хранения и инвентаризации

уголовных дел в следственных подразделениях и подразделениях

дознания (организации дознания) органов внутренних

дел Российской Федерации

ЖУРНАЛ

учета находящихся в производстве уголовных дел

Начат ____________ 20___ г. Окончен ___________ 20___ г.

Том N ________________ На ________ листах

N п/п

N уголовного

дела

Дата

возбуждения

уголовного дела

Статья

УК РФ

Краткая фабула

Роспись

следователя

(дознавателя) о

получении

уголовного дела

Принятое по

итогам

расследования

процессуальное

решение, дата

принятия

Приложение N 2

к Инструкции по организации учета, хранения и инвентаризации

уголовных дел в следственных подразделениях и подразделениях

дознания (организации дознания) органов внутренних

дел Российской Федерации

ЖУРНАЛ

учета принятых на хранение в специальное помещение

и выданных уголовных дел

Начат ____________ 20___ г. Окончен ___________ 20___ г.

Том N ________________ На ________ листах

N п/п

уголовного

дела

ФИО

потерпевшего и

(или)

подозреваемого

Статья

УК РФ

Решение

по делу,

дата

принятия

ФИО

лица,

проводившего

расследование

Дата сдачи

уголовного дела

в специальное

помещение,

должность, ФИО,

роспись

должностного

лица, сдавшего

на хранение

уголовное дело,

и ответственного

лица

Дата выдачи

уголовного

дела из

специального

помещения

Должность,

ФИО

должностного

лица,

получившего

уголовное

дело из

специального

помещения,

роспись

должностного

лица о

получении

уголовного

дела

Дата возврата

уголовного дела

в специальное

помещение,

роспись

ответственного

лица о

получении

уголовного дела

Похищение, уничтожение или повреждение материалов дела, вещественных доказательств как самостоятельный состав уголовного правонарушения

Статья посвящена проблемам, связанным с одним из самостоятельных способов воспрепятствования осуществлению правосудия и производству досудебного расследования, – похищение, уничтожение, повреждение материалов дела, вещественных доказательств. Автором проанализированы характерные особенности понятий «похищение», «уничтожение», а также «повреждение материалов дела, вещественных доказательств». В ходе проведенного опроса респондентов была выявлена отличная от других форм форма противоправного воздействия на судей и сотрудников правоохранительных органов. На основе проведенного исследования автор отмечает, что рассматриваемое деяние не в полной мере подпадает под признаки состава уголовного правонарушения, предусмотренного ст. 407 УК РК. Кроме того, автор приходит к выводу о том, что похищение, уничтожение, повреждение материалов дела, вещественных доказательств не подпадают под признаки и других составов уголовных правонарушений, закрепленных в уголовном законодательстве Республики Казахстан. С позиций научной обоснованности и практической целесообразности автор ставит вопрос о необходимости предусмотреть данное деяние в качестве самостоятельного состава уголовного правонарушения, с закреплением соответствующего квалифицирующего признака — с применением насилия либо угрозы его применения. Предложения автора, сделанные в ходе проведенного исследования по обозначенной проблематике, получили поддержку у большинства опрошенных респондентов.

Уголовно-правовая борьба с преступными проявлениями, направленными на подрыв нормальной деятельности судебной системы и правоохранительных органов, способствующих отправлению правосудия в условиях продолжающегося реформирования политической и экономической жизни общества и формирования правового государства, приобретает все большую актуальность.

В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 г. на данной проблеме акцентирует внимание Президент РК, подчеркивая, что за вмешательство в отправление правосудия, проявление неуважения к суду виновные лица должны нести установленную законом ответственность .

От состояния правосудия зависит надлежащая защита прав и законных интересов граждан, эффективное функционирование всего государственного механизма, экономическая безопасность государства и, в конечном счете, национальная безопасность в целом. Было бы неверным утверждать, что все задачи в сфере правосудия решены, поскольку предстоит еще значительная организационная и правотворческая работа по реализации положений Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», углублению правовой реформы в соответствии со стратегией развития Казахстана до 2030 г. .

Анализ действующего уголовного законодательства Республики Казахстан и практики его применения позволяет сделать вывод о существовании разнообразных форм противоправного воздействия на судей и сотрудников правоохранительных органов.

Проведенный в этой связи опрос респондентов позволил выявить такую форму противоправного воздействия на судей и сотрудников правоохранительных органов, как похищение, уничтожение или повреждение материалов дела, вещественных доказательств. Иными словами, данная форма представляет собой один из способов воспрепятствования осуществлению правосудия и производству досудебного расследования. Так, в частности, было установлено, что из 150 опрошенных 122 (81%) человека подвергались воздействию путем противоправного вмешательства в их деятельность. При этом 7 случаев, по данным опроса, было связано именно с таким видом противоправного воздействия, как похищение, уничтожение или повреждение материалов дела, вещественных доказательств.

На сегодняшний день, согласно действующему уголовному законодательству Республики Казахстан, эти деяния должны квалифицироваться по ст. 407 УК РК.

В рамках рассматриваемой ситуации похищение можно определить как общественно опасное, противоправное, умышленное изъятие материалов дела или вещественных доказательств из-под контроля сотрудников правоохранительных органов, совершенное в целях воспрепятствования осуществлению правосудия и производству досудебного расследования. При этом способ похищения может быть различным: тайное похищение (кража), открытое похищение (грабеж), похищение путем разбойного нападения и т.д. На наш взгляд, если в ходе досудебного расследования будет достоверно установлено, что виновное лицо желало похитить именно вещественное доказательство, преследуя специальную цель, то дополнительная квалификация таких действий статьями УК предусматривает ответственность за уголовные правонарушения против собственности.

Под уничтожением материалов дела, вещественных доказательств, полагаем, следует понимать полное физическое истребление уголовного дела или отдельных его материалов или вещественных доказательств в целях воспрепятствования осуществлению правосудия или производству досудебного расследования.

Повреждение представляет собой частичное искажение удостоверяющей силы отдельных документов дела или вещественных доказательств в целях воспрепятствования осуществлению правосудия или производству предварительного расследования.

При этом следует иметь в виду, что уничтожение или повреждение вещественного доказательства — это не истребление всего предмета с утратой его основных функций, а той его части, которая является доказательством по конкретному делу. Свои усилия в большинстве случаев виновное лицо направляет на уничтожение или повреждение вещественных доказательств или тех материалов, которые могут выступать доказательствами по уголовному делу.

Похищено может быть как уголовное дело в целом, так и его отдельные материалы, которые заключают в себе доказательственную силу: протоколы допросов свидетелей, подозреваемых, обвиняемых и т.п.

Рассмотренные деяния препятствуют нормальному расследованию дела или вынесению обоснованного и справедливого приговора, отрицательно отражаются на полноте, всесторонности расследования, увеличивают сроки предварительного расследования, в значительной мере затрудняют доказывание вины обвиняемого, затрагивают интересы личности.

Как было отмечено выше, согласно действующему уголовному законодательству Республики Казахстан эти деяния должны квалифицироваться по ст. 407 УК РК. Однако в ходе научного анализа сущности хищения, уничтожения или повреждения материалов дела или вещественных доказательств как вида посягательств на нормальную деятельность правоохранительных органов мы приходим к выводу о том, что рассматриваемое деяние не в полной мере подпадает под признаки состава уголовного правонарушения, предусмотренного ст. 407 УК РК. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что с учетом положений действующего законодательства уголовно-правовую оценку данных деяний по ст. 407 УК РК можно признать допустимой.

Нельзя не учитывать и тот факт, что не все документы и вещественные доказательства после уничтожения могут быть восстановлены и соответственно могут иметь прежнюю силу доказательств. Так, к примеру, нельзя воссоздать изъятые с места совершения уголовного правонарушения следы отпечатков шин или невозможно восстановить, к примеру, протокол допроса умершего свидетеля.

По нашему мнению, нельзя разделить позицию В.Н. Кудрявцева в части того, что уничтожение доказательств следует квалифицировать как их фальсификацию . Данная точка зрения, полагаем, идет вразрез с самим понятием фальсификации, которое определяется как «подделать, исказить, с целью выдать за подлинное, настоящее» .

Следует отметить, что в действующем уголовном законодательстве содержится ст. 384 УК РК, предусматривающая ответственность за незаконное изъятие документов, похищение, уничтожение, повреждение или сокрытие документов, штампов, печатей. Однако, на наш взгляд, уничтожение или повреждение материалов дела, вещественных доказательств не могут быть квалифицированы по ст. 384 УК РК, поскольку объекты уголовно-правовой охраны в данном случае различные. Объектом уголовного правонарушения, предусмотренного ст. 384 УК РК, являются общественные отношения в сфере порядка обращения официальных документов.

Объектом уголовного правонарушения, связанного с хищением материалов дела или вещественных доказательств, выступают общественные отношения в сфере отправления правосудия или производства досудебного расследования. Более того, вещественные доказательства в своем большинстве не могут служить предметом уголовного правонарушения, предусмотренного ст. 384 УК РК, поскольку не всегда таковыми являются документы (имеются в виду документы, приобщенные к делу в качестве вещественных доказательств), штампы и печати.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют достаточно обоснованно поставить вопрос о необходимости введения самостоятельной уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за данное деяние. В пользу предложенного решения можно привести ряд аргументов. В большинстве случаев хищение, уничтожение или повреждение материалов дела или вещественных доказательств представляет собой материальный состав уголовного правонарушения, в то время как объективная сторона уголовного правонарушения по ст. 407 УК РК предусматривает окончание правонарушения с момента начала вмешательства в какой бы то ни было форме в осуществление правосудия или производство досудебного расследования. Иными словами, состав уголовного правонарушения, предусмотренный ст. 407 УК РК, по конструкции объективной стороны относится к числу формальных составов. Так, к примеру, при грабеже в целях воспрепятствования осуществлению правосудия или производству досудебного расследования виновное лицо пытается изъять уголовное дело и распорядиться им по своему усмотрению. Такое деяние следует считать оконченным с того момента, когда виновный не только изъял предмет, но и получил реальную возможность распорядиться им по своему усмотрению. Если такой возможности лицо не получило, данное уголовное правонарушение нельзя квалифицировать как оконченное.

Исключение составляют случаи разбоя, где моментом окончания преступления является сам факт нападения, и для уголовно-правовой оценки не имеет значения, изъял ли виновный дело или вещественное доказательство и мог ли он ими распорядиться по своему усмотрению.

Что касается уничтожения или повреждения материалов дела или вещественных доказательств, то они также являются материальными составами, и уголовные правонарушения следует считать оконченными с момента полного истребления предмета или частичной утраты его функций.

Исходя из изложенного выше следует, что объективную сторону состава уголовного правонарушения, предусмотренного ст.407 УК РК, и объективную сторону хищения, уничтожения или повреждения материалов дел или вещественных доказательств нельзя признать однородными.

Кроме того, нельзя не учитывать, что ряд хищений связан с применением насилия или его угрозы (хищение путем грабежа, разбоя). Объективная сторона состава уголовного правонарушения по ст. 407 УК РК не предусматривает такие виды воздействия на потерпевшего. Анализируемое деяние не в полной мере соответствует и объективной стороне состава уголовного правонарушения, предусмотренного ст. 409 УК РК, — угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или досудебного расследования. Объективная сторона состава уголовного правонарушения по ст. 409 УК РК такой способ воздействия, как хищение, уничтожение или повреждение не предусматривает.

Таким образом, считаем научно обоснованным и практически целесообразным поставить вопрос о необходимости дополнения УК РК самостоятельной нормой, предусматривающей уголовную ответственность за похищение, уничтожение, повреждение материалов дела или вещественных доказательств. При этом в качестве дополнительного аргумента в пользу предложенного решения можно привести мнение опрошенных респондентов. Так, на вопрос: «Считаете ли Вы целесообразным дополнить УК РК самостоятельной нормой, предусматривающей уголовную ответственность за похищение, уничтожение, повреждение материалов дела или вещественных доказательств», 78 % опрошенных ответили положительно.

В качестве одного из квалифицирующих признаков данной статьи предлагается предусмотреть совершение рассматриваемых действий с применением насилия либо угрозы его применения.

Список литературы

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *