Инспекция труда

Статья 355 ТК РФ. Принципы деятельности и основные задачи федеральной инспекции труда

1. Статья 45 Конституции РФ гарантирует гражданам Российской Федерации право на государственную защиту предоставленных им прав и свобод. Принцип государственной защиты прав и свобод человека и гражданина служит основополагающим началом для деятельности всего государственного механизма.

Будучи звеном этого механизма, федеральная инспекция труда и ее должностные лица обязаны руководствоваться этим принципом в своей надзорно-контрольной деятельности.

Приоритеты деятельности федеральной инспекции труда должны быть направлены прежде всего на защиту трудовых прав работников, на проверку соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. При этом защита трудовых прав работников не должна осуществляться в ущерб охраняемым законом правам и интересам работодателей.

В процессе надзорно-контрольной деятельности государственные инспекции труда руководствуются принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предусмотренных ст. 3 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей. К таким принципам отнесены:

  • преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
  • презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  • открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством РФ;
  • проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора);
  • недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора) проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления установленных рассматриваемым Законом отдельных видов работ, услуг в случае представления указанными лицами уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности;
  • ответственность органов государственного контроля (надзора), их должностных лиц за нарушение законодательства РФ при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;
  • финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора) проверок, в т.ч. мероприятий по контролю;
  • разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов РФ в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов РФ.

Предусмотренные гл. 2 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей требования к организации и проведению мероприятий по контролю имеют для федеральной инспекции труда такую же обязательную силу, как и обязанности, установленные в ТК (см. ст. ст. 358, 360 и коммент. к ним).

Неукоснительное соблюдение федеральной инспекцией труда законов и иных нормативных правовых актов — необходимое условие для реализации принципа законности при осуществлении надзорно-контрольной деятельности в сфере труда. Защищая трудовые права работников, федеральная инспекция труда не вправе выходить за пределы предоставленной ей компетенции и обязана в своей деятельности руководствоваться Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о труде.

Принцип объективности требует от государственных инспекторов труда добросовестного, тщательного, всестороннего выяснения обстоятельств, относящихся к факту нарушения трудовых прав работников. Недопустимо их поверхностное, формальное, некритичное отношение к полученным материалам. Все собранные материалы должны содержать достаточный набор доказательств по конкретному делу.

Принцип независимости Федеральной инспекции труда состоит в том, что государственные инспекторы труда при исполнении своих прав и обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и руководствуются только Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 359 ТК).

Принцип гласности означает открытость деятельности государственных инспекций труда, их доступность для работников, для средств массовой информации. Обеспечение принципа гласности в деятельности федеральной инспекции труда повышает уровень информированности трудящихся о состоянии законности в сфере труда, о результатах ее работы по защите трудовых прав работников.

Посредством реализации принципа гласности государство, в свою очередь, осуществляет контроль за деятельностью государственных инспекторов труда. За противоправные действия или бездействие они несут ответственность, установленную федеральными законами (ст. 364 ТК).

2. В ч. 2 ст. 355 сформулированы основные задачи федеральной инспекции труда по обеспечению соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; защите трудовых прав работников, включая право на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены (см. ст. 219 и коммент. к ней).

Одна из основных задач федеральной инспекции труда — информировать компетентные органы государственной власти о фактах нарушений, бездействия или злоупотреблений, допускаемых руководителями и иными ответственными работниками в сфере труда.

Трудовая инспекция и ее функции.

Основные понятия

Трудовая инспекция – орган, в основные функции которого входит осуществление контроля за соблюдением прав и обязанностей участников трудовых отношений, а также регулирование спорных вопросов, возникающих между ними в процессе выполнения установленных трудовым договором обязанностей. Государственная инспекция труда (ГИТ) наряду с судебными инстанциями представляет собой основной орган по защите прав работников. Структурно она относится к Федеральной службе по труду и занятости (Роструд), а в осуществлении своих функций руководствуется положениями ТК РФ, федеральных законов в области трудового права и Положениями об инспекции труда.

Функции трудовой инспекции

В соответствии с действующей нормативной базой в области регулирования трудовых отношений ГИТ наделена рядом следующих полномочий:
• контроль исполнения работодателем норм трудового права, выявление фактов его нарушения, выдача предписаний по устранению установленных недочетов;
• рассмотрение входящих в компетенцию ГИТ дел об административных правонарушениях, наложение штрафов на работодателя в случае выявления несоблюдения им трудового законодательства;
• временная приостановка деятельности учреждения при установлении факта нарушений трудовых прав сотрудников;
• расследование обстоятельств несчастных случаев на производстве;
• подготовка материалов для суда и правоохранительных органов в целях привлечения к ответственности работодателя по факту нарушений трудового законодательства, оповещение органов власти об их свершении.

Помимо этого, в обязанности ГИТ входит осуществление следующих функций:
• контроль органов опеки и попечительства, а также организаций, в которых осуществляют трудовую деятельность несовершеннолетние и недееспособные, либо ограниченно дееспособные лица;
• урегулирование коллективных трудовых споров в организациях, относящихся к государственной собственности;
• контроль обеспечения в организации условий безопасности труда, соответствующих нормам действующего законодательства;
• оценка соблюдения работодателем требований охраны труда.
В обязанности органов ГИТ также входит предоставление юридических консультаций гражданам и участие в судебных заседаниях в качестве специалиста по трудовым вопросам.

Формы реализации основных функций трудовой инспекции

При осуществлении вышеперечисленных функций и задач трудовая инспекция уполномочена проводить камеральные или выездные проверки. Камеральные (документальные) проверки обычно предшествуют выездным – целью их проведения является установление фактов нарушений трудовых прав сотрудников учреждения. Осуществление выездных проверок считается целесообразным при наличии веских оснований полагать, что в организации такие прецеденты действительно имели место и требуют урегулирования. Выездные проверки проводятся в случаях, когда документальный контроль не дает возможности составить полную картину для оценки фактов соблюдения/несоблюдения работодателем трудовых прав работников.
Плановые проверки ГИТ не могут осуществляться чаще, чем раз в три года. Правительством установлен перечень организаций, которых это правило не касается – образовательных, медицинских, социальных учреждений, сферы тепло-, электро- и энергоснабжения.
В случаях ущемления работодателем прав работника, последний вправе обратиться за их защитой как в органы трудовой инспекции, так и в судебные органы по месту нахождения организации. Жалобы граждан в ГИТ являются законным поводом для осуществления внеплановых проверок.

Адрес трудовой инспекции в Екатеринбурге: улица Мельковская, дом 12.

Возможно вам будет интересно:

— Сроки давности по трудовым спорам.

— Что делать, если вам не выплачивают (задерживают) заработную плату?

— Как установить факт трудовых отношений в 2019?

Если вам нужна более подробная консультация, то вы можете обратиться к нашему юристу по трудовым вопросам.

Записаться на консультацию

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено

Государственная Трудовая инспекция. Что это такое и что она проверяет

Когда человек устраивается на работу, у него возникают с работодателем трудовые отношения, которые регулируются нормами ТК РФ. У обеих сторон есть свои права и обязанности по отношению друг к другу, которые они должны соблюдать.

В ТК РФ приведены точные и обязательные условия, которым должно соответствовать рабочее место сотрудника, его график работы и отдыха, социальные и прочие условия, которыми должен быть обеспечен каждый работник. Обеспечение входит в обязанности работодателя. Если он игнорирует свои обязательства по отношению к своим сотрудникам, он нарушает их права.

Очевидно, что необходим контроль за тем, чтобы работодатель добросовестно исполнял свои обязанности. Постановлением Правительства РФ № 324 «Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости» от 30.06.2004 года, исполнительным органом в сфере надзора трудовых отношений был назначен Роструд. Другое название этого контролирующего органа – Государственная трудовая инспекция.

Это государственная организация, которая осуществляет контроль и надзор за соблюдением норм действующего трудового законодательства со стороны работодателей, а также работает с гражданами, которые являются участниками трудовых отношений.
Инспекция по труду имеет территориальное подразделение в каждом субъекте федерации, которое подчиняется непосредственно Федеральной службе по труду и занятости.

У Федеральной службы по труду и занятости есть свой официальный сайт, на котором указана вся необходимая информация о полномочиях инспекции, а также о задачах, которая она призвана выполнять. Каждое территориальное отделение также имеет свой официальный сайт, на котором можно взять информацию о режиме работы инспекции, а также о правилах подачи жалоб.

Трудовая инспекция проводит работу с обращениями граждан. Для этого уполномочены работники. Они обрабатывают эти обращения и направляют их в соответствующие ведомства, в том числе и в прокуратуру. Подать жалобу можно несколькими способами, но наиболее востребованный сейчас – это электронная форма подачи. На сайте каждого территориального отделения есть форма для электронного обращения граждан.

Задачи трудовой инспекции

Так как трудовая инспекция – это государственный орган, то она создавалась с определёнными целями и задачами.

К основным задачам инспекции по труду относятся:

  • контроль над тем, чтобы права и интересы, а также свободы граждан, работающих у российских работодателей, полностью соблюдались. Сюда же можно отнести контроль над тем, чтобы условия труда были безопасные. Ранее говорилось о том, что трудовая инспекция помогала только работникам, а теперь говорится, что «гражданам». Например, если гражданину незаконно и без оснований отказывали в приёме на работу, то инспекцию по труду отказывала ему в защите, мотивируя свой отказ тем, что он официально не трудоустроен. Теперь же такого нет! Гражданин, которому потенциальный работодатель немотивированно отказал в приёме на работу, может пожаловаться в инспекцию по труду, и жалобу от него примут и рассмотрят;
  • контроль над тем, чтобы все работающие граждане своевременно и в полном объёме получали материальное вознаграждение за свой труд;
  • контроль над тем, чтобы работникам, пострадавшим в результате несчастного случая на рабочем месте или во время пути на работу и обратно, была своевременно и полностью выплачена компенсация.

Кроме того, инспекция по труду должна обеспечивать:

  • соблюдение работодателем всех прав и свобод граждан, которые уже вступили в трудовые отношения или только собираются;
  • своевременное информирование работников и работодателей о современных, новейших и наиболее эффективных методах и средствах соблюдения норм трудового законодательства, а также иных правовых актов, которые имеют отношение к трудовой деятельности;
  • своевременное доведение до сведения уполномоченных государственных органов фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, но при этом имеющих место быть на рабочих местах.

Из задач вытекают полномочия инспекции по труду, которые прописаны в ст. 356 ТК РФ. К ним можно отнести:

  • осуществление надзора над тем, как работодатель соблюдает нормы трудового законодательства. Надзор осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровнях;
  • проведение всестороннего анализа обстоятельств и причин, при которых происходит нарушение трудовых прав, свобод и интересов граждан;
  • разработка и принятие мер по ликвидации причин и обстоятельств нарушений трудовых прав граждан;
  • рассмотрение дел об административных правонарушениях по вопросам трудового права;
  • своевременное направление соответствующей информации в органы исполнительной власти, в органы местной власти, а также в правоохранительные органы и в суды;
  • проверка установленного порядка проведения расследований по несчастным случаям, а также правильный учёт таких случаев;
  • обобщение общей практики применения норм трудового законодательства;
  • анализ правил применения трудового законодательства;
  • разработка и продвижение мер по улучшению некоторых направлений трудового законодательства;
  • анализ причин производственного травматизма;
  • разработка и внедрение мер по минимизации производственного травматизма;
  • участие в расследовании несчастных случаев на производстве;
  • проведение самостоятельных расследований несчастных случаев на рабочих местах;
  • приём заявлений от граждан, а также их рассмотрение в установленные законом сроки;
  • разработка и принятие мер по устранению уже выявленных нарушений;
  • своевременное консультирование и информирование работников и работодателей по вопросам соблюдения норм Трудового Кодекса, а также иных нормативных актов, которые содержат в себе нормы трудового права;
  • проверка того, насколько полно, правильно и своевременно соблюдаются требования по выплате пособий работникам по линии обязательного социального страхования от несчастных случаев или от полученных во время трудовой деятельности профессиональных заболеваний;
  • проверка правильности начисления этих пособий, а также их назначения и выплат.

Что проверяет трудовая инспекция

Инспекция по труду проверяет тех работодателей, у которых есть хотя бы один наёмный работник. Инспекция проводит плановые и внеплановые проверки. Плановые осуществляются в соответствии с графиком, который утверждается каждый год территориальным отделением инспекции. Внеплановые проводятся в тех случаях, если на работодателя поступила жалоба.

Также инспекция проводит выездные и камеральные проверки. Выездные – документы проверяются по месту нахождения работодателя. Камеральные – работодатель сам привозит в инспекцию те документы, которые у него потребовали.

Плановая проверка осуществляется в несколько этапов:

  • оповещение. Инспекторы направляют по юридическому адресу работодателя письменное уведомление о проведении проверки. Сделать это они должны не позднее чем за 3 дня до даты предполагаемого приезда. Работодатель, в свою очередь, имеет право запросить сведения о тех инспекторах, которые будут проводить проверку;
  • собственно сама проверка документов. Сначала инспекторы составляют запрос по подготовке тех или иных документов. Но, прежде чем делать запрос, инспектор должен предъявить удостоверение и приказ о проведении проверки;
  • по результатам будет составлен акт в 2-ух экземплярах. Один будет храниться у работодателя, а другой в инспекции;
  • если будут обнаружены нарушения, то инспектор выдаст предписание, в котором будут содержаться следующие сведения:
    • описание нарушения и дата, когда оно было точно или предположительно совершено;
    • ссылка на действующий закон или иной нормативный акт, содержащий нормы трудового права;
    • сроки устранения нарушений. Если по истечении этих сроков повторная проверка покажет, что нарушение не было устранено, предприятие ждёт административная ответственность.

Если работодатель не согласен с результатами проверки, их можно обжаловать через вышестоящую инспекцию или же через суд.

Существуют максимальные сроки, в течение которых может проводиться проверка:

  • для филиалов – 2 месяца;
  • для малого бизнеса – 50 часов;
  • на микропредприятиях – не более 15 часов;
  • остальные работодатели – 20 дней.

В некоторых случаях, инспекторы могут продлить сроки проверки. Но, они должны составить соответствующий акт, а также уведомить об этом работодателя.

При проведении проверки, инспектор вправе потребовать, а работодатель обязан будет представить, следующие документы:

  • трудовые договоры, личные карточки сотрудников и другие данные о них;
  • трудовые книжки работающих на предприятии и журнал их учета;
  • рабочий график и табель учета отработанных часов;
  • больничные листы, документы о медосмотрах сотрудников;
  • график отпусков, а также прочие связанные с ним документы (заявления сотрудников);
  • расчетные листы;
  • бухгалтерские ведомости, индивидуальные счета сотрудников и прочие сведения о выплатах сотрудникам;
  • устав компании и правила внутреннего распорядка;
  • оформление работы с гражданами других государств и льготниками;
  • положения о заработной плате, о премировании, о персональных данных сотрудников;
  • доказательства (личные подписи) того, что все работники ознакомлены с вышеперечисленными документами.

В ходе проверки, инспекторы вправе:

  • проводить проверку в любое время суток, но только при наличии удостоверения и приказа;
  • получать документы, как от работодателя, так и от органов федеральной или местной власти;
  • брать на анализ пробы различных веществ, но только после составления соответствующего акта, и ознакомления с ним работодателя;
  • вести самостоятельное расследование произошедших на предприятии несчастных случаев;
  • предъявлять работодателю предписания об исправлении конкретных нарушений;
  • направлять в суд материалы;
  • принимать участие в заседании в качестве представителей инспекции или экспертов.

Не имеют права:

  • запрашивать информацию, документы, материалы или образцы, которые не имеют отношения к целям данной проверки;
  • изымать у работодателя оригиналы документов.

Когда обращаться в трудовую инспекцию

К сожалению, довольно часто встречаются недобросовестные работодатели, нарушающие права своих наёмных работников. Поводы для конфликтов могут быть разные:

  • между работником и работодателем может возникнуть личная неприязнь, а это может привести к предвзятому отношению со стороны работодателя. Субъективная оценка действий работника не является правонарушением, хотя может привести к неправомерному привлечению к административной ответственности;
  • работодатель постоянно и систематически нарушает нормы действующего трудового законодательства, а работник не может с этим смириться.

Трудовая инспекция рассматривает споры, которые могут возникнуть между работником и работодателем. К ним относятся:

  • несоблюдение работодателем норм и правил приёма нового сотрудника на работу. К наиболее распространённым причинам обращения относится немотивированный отказ в приёме на работу соискателя. К другим аналогичным нарушениям можно отнести:
    • в договоре не указана сумма оклада и иных выплат, которые сотрудник будет получать при выполнении своих обязанностей;
    • приём с испытательным сроком беременной женщины. При этом сама беременная должна должным образом оповестить работодателя о своём положении. Сделать это нужно, представив ему справку из медицинского учреждения, в котором женщина состоит на учёте. Справка должна быть подписана лечащим врачом, заведующей женской консультации, а также главным врачом медицинского учреждения;
    • работодатель не ознакомил своего нового работника с правилами внутреннего распорядка и иными локальными нормативными актами. Если этого не произошло, то работодатель не может привлечь работника к дисциплинарной ответственности.
  • в процессе работы к работнику применялась дискриминация, в частности:
    • работодатель отказал в предоставлении ежегодного отпуска;
    • выплата заработной платы осуществляется с нарушением норм ТК – несвоевременно и не в полном объёме;
    • работодатель не выплатил компенсации – за отпуск, по болезни, выходное пособие и прочее;
    • принуждение работника к оформлению отпуска «за свой счёт» вместо оплаты ему больничного листа;
    • принуждение к работе сверхурочно, в выходные и праздничные дни;
    • перевод на работу с более тяжёлыми условиями труда, в противоречие нормам ТК РФ.
  • работодатель неправильно оформляет начавшиеся трудовые отношения. Например, он предлагает работнику «пока не заключать договор» по причине того, а «вдруг ты решишь уволиться через месяц»;
  • работодатель незаконно устанавливает нормы рабочего времени и периоды отдыха, не соблюдая при этом трудовое законодательство. Наиболее частое нарушение – это работа без обеда;
  • изменений условий трудового договора в одностороннем порядке, без предупреждения. Часто работодатель поступает именно так – «не нравится – увольняйся»;
  • неправильное начисление заработной платы и иных выплат, которые имеют трудовое значение, в том числе и компенсационных. Заработную плату положено выплачивать 2 раза в месяц, но многие работодатели игнорируют эту норму, продолжая платить лишь раз в месяц. Другое «популярное» нарушение – это выплата «серой» зарплаты, с которой не уплачиваются налог и взносы;
  • задержка финансовых расчётов со своими работниками. Дни выдачи заработной платы должны быть прописаны во внутренних документах, и производить выплаты нужно именно в эти дни;
  • незаконное и неправомерное привлечение работников к дисциплинарной ответственности;
  • условия труда у работодателя нельзя назвать безопасными, то есть работодатель нарушает условия техники безопасности, а работники подписывают её лишь «для галочки»;
  • работодатель не соблюдает законные условия для увольнения сотрудников. Речь идёт о таких правонарушениях, как настаивание на том, чтобы работник написал «по собственному желанию» в тот момент, когда идёт сокращение штата или ликвидация предприятия. Делается это для того чтобы сэкономить средства на компенсационных выплатах, а также на оформлении необходимых документов;
  • трудовой договор расторгается в одностороннем порядке лишь по желанию работодателя, не учитывая мнение работника, и не оформляя всех необходимых документов.

Если налицо есть эти нарушения, то нужно обращаться в инспекцию по труду с индивидуальной или коллективной жалобой.

Как обратиться в трудовую инспекцию

Обращаться в трудовую инспекцию с жалобой можно несколькими способами:

  • при личном посещении. Для этого нужно лично прийти в территориальное отделение инспекции по месту нахождения работодателя и передать секретарю жалобу, составленную в письменном виде и в двух экземплярах. На одном экземпляре секретарь инспекции ставит номер входящего документа и дату принятия заявления на рассмотрение. Этот экземпляр остаётся у заявителя, а другой – отдаётся на рассмотрение;
  • по почте. Отправлять жалобу нужно заказным письмом с уведомлением. В этом уведомлении будет указана дата доставка обращения в инспекцию и подпись того лица, который это письмо принял. Уведомление не стоит выкидывать, оно будет являться доказательством того, что обращение было доставлено в инспекцию;
  • через представителя. Он должен иметь на руках доверенность, которую нужно будет предъявить секретарю при подаче обращения. Порядок подачи жалобы через посредника точно такой же, как и при личном обращении – подаётся 2 экземпляра, на одном ставится штамп с датой принятия и номером входящего документа;
  • через электронную приёмную. Наиболее популярный сегодня способ обращения в инспекцию. На сайте каждого территориального отделения есть соответствующая вкладка.

Чтобы подать жалобу в инспекцию по труду с помощью онлайн – приёмной, необходимо:

  • посетить официальный сайт государственной инспекции труда в регионе проживания заявителя;
  • найти вкладку «подать жалобу онлайн». Она может называться и по-другому – «онлайнинспекция. рф»;
  • выбрать вкладку «сообщить о проблеме»;
  • перед заявителем появится список нарушений трудового законодательства, по которым можно обращаться в инспекцию, нужно выбрать необходимый;
  • в выбранном разделе может быть ещё несколько подразделов, из которых также необходимо выбрать нужный;
  • затем нужно выбрать результат, которого желает добиться заявитель;
  • затем нужно либо зарегистрироваться на портале «Госуслуги» либо авторизироваться;
  • далее нужно заполнить форму сообщения. Это несложно! Система подскажет все правильные шаги;
  • нужно обязательно указать данные о работодателе. Данные о заявителе появятся автоматически, так как они есть в системе «Госуслуг»;
  • нужно также указать способ, которым нужно сообщить ответ по жалобе. Его выбирает сам заявитель.
  • Инспекции даётся 30 дней на рассмотрение жалобы от работника. Способ доставки претензии роли не играет. Если претензия, направленная в инспекцию труда находится не в компетенции этого надзорного органа, она в течение 7 дней после получения будет перенаправлена в соответствующий государственный орган. Он впоследствии и займётся её рассмотрением. Обо всех «передвижениях» жалобы заявителя будут уведомлять указанным способом.

    В некоторых случаях инспекторы могут продлить время рассмотрения жалобы, но об этом они должны уведомить заявителя.

    Закон не предусматривает унифицированной формы обращения в Государственную инспекцию труда. Она может быть написана в свободной форме. Но чтобы жалоба была рассмотрена инспекторам в установленном порядке, в ней нужно указать следующую информацию:

    • реквизиты инспекции. К ним относится:
      • название – Государственная инспекция труда;
      • адрес, по которому направляется сообщение.
    • сведения о заявителе:
      • полностью ФИО;
      • адрес места постоянной или временной регистрации;
      • контактная информация о заявителе – телефон или адрес электронной почты. Это необходимо для получения ответа, а также для связи инспектора с заявителем, если возникнет такая необходимость.
    • данные о работодателе:
      • полное или сокращённое название;
      • адрес места нахождения;
      • ФИО руководителя.
    • суть претензии. Здесь не стоит проявлять лишних эмоций. Обращение должно быть написано «по делу», содержать в себе только факты нарушения трудовых прав, а не домыслы и рассуждения.
    • подпись заявителя и её расшифровка, а также дата составления обращения.

    Когда заявитель описывает суть претензии, он должен придерживаться правил деловой переписки, не должен допускать оскорблений. Информация должна быть изложена «сухим» языком.
    В обращении нужно указывать только достоверные и проверенные факты. Оно должно быть объективным, а не выражать отношение заявителя к руководителю, нарушившему его трудовые права. События должны быть изложены в хронологическом порядке.

    Как сохранить анонимность, и можно ли отозвать обращение

    Жалоба обязательно должна быть подписана. Многих заявителей интересует именно вопрос анонимности, так как многие опасаются мести со стороны работодателя. Но если жалоба будет подписана, то как сохранить анонимность?

    В тексте жалобы можно указать просьбу о сохранении конфиденциальности. То есть при посещении работодателя с внеплановой проверкой инспектор может оповестить работодателя о том, что к нему пришли по причине жалобы, но самого заявителя могут не называть.

    А как быть, если работник передумал жаловаться на работодателя или его конфликт, уже после обращения, полностью исчерпан? Можно ли отказаться от своего обращения? Можно, для этого нужно снова обратиться в ту же инспекцию, в которую и писалось сообщение. Если нарушения ТК РФ всё-таки будут обнаружены, отказ от жалобы несколько смягчит наказание для работодателя.

    По форме отказ от жалобы должен быть оформлен точно так же, как и сама жалоба. Только в тексте нужно указать реквизиты той, первой жалобы, и указать просьбу отозвать её, указав причины. Наиболее распространённая причина:

    • конфликт исчерпан;
    • разногласия ныне недействительны.

    По факту первичной жалобы будет инициирована проверка. Если нарушений обнаружено не будет, то и никакие санкции к работодателю применены не будут. Если же нарушения будут выявлены, и именно по факту жалобы, то отказ от неё несколько смягчит наказание. Если же будут обнаружены другие правонарушения, не описанные в обращении, это никак не смягчит наказание за правонарушение.

    Каждый работник имеет право на самозащиту своих трудовых прав. Самая первая инстанция, куда следует обращаться — это инспекция по труду.

Защита трудовых прав

Каждому человеку гарантируется защита трудовых прав. Так реализуется конституционное право на труд. Одному человеку для этого требуются активные действия, другому достаточно гарантий, установленных законодательно.

Трудовой кодекс в основном наполнен нормами, содержащими условия и требования, необходимые для охраны труда и защиты прав работника. Поэтому защита трудовых прав сторон трудового соглашения – это первоочередная обязанность государства, которая осуществляется различными способами.

Способы защиты трудовых прав

Согласно трудовому законодательству основными способами защиты прав работников являются:

  • государственный контроль (надзор) по соблюдению трудового законодательства;
  • защита трудовых прав профессиональными союзами;
  • самостоятельная защита работниками своих трудовых прав;
  • защита трудовых прав в судебных органах.

Допускаются и иные, не запрещенные законом, способы защиты трудовых прав. Но приведенный выше перечень достаточен для грамотного поведения в трудовых отношениях.

Защита трудовых прав государственными органами

Государственный контроль (надзор) по соблюдению трудового законодательства возложен на Государственную инспекцию труда. Порядок деятельности инспекции определяется Правительством РФ. Формой надзорно-контрольной деятельности является инспектирование, осуществляемое по поручению Роструда и структурных подразделений Министерства труда РФ.

Наряду с этим, функция контроля в отдельных сферах деятельности возложена на федеральные органы исполнительной власти. К примеру, функциями Министерства труда и социальной защиты РФ являются осуществление политики государства в сфере труда, его оплаты, охраны труда и так далее. Функциями отдела организации санитарного надзора по гигиене труда, входящего в структуру Роспотребнадзора, является проверка работодателей на предмет соблюдения требований санитарного законодательства.

Также к контролирующим органам относится прокуратура. Прокурор проверяет информацию о нарушениях прав человека, разъясняет порядок защиты прав, принимает необходимые меры для пресечения нарушения прав человека, включая осуществление прокурорской проверки по соблюдению охраны труда работников.

Для инициирования проведения проверки в отношении работодателя работник может использовать жалобу в трудовую инспекцию, в прокуратуру, в Роспотребнадзор, в иные государственные органы. Примеры и рекомендации составления таких документов Вы найдете на сайте.

Государственная инспекция труда является государственным органом, контролирующим соблюдение трудового законодательства. Отделы трудовой инспекции работают во всех регионах и доступны для всех граждан, нуждающихся в защите трудовых прав.

Трудовая инспекция работает по жалобам граждан. К функциям инспекции относится контроль за выполнением законодательства о труде. Реализовать защиту трудовых прав инспекция может путем:

  • проведения проверок
  • выполнения обследований
  • выдачи предписаний
  • составления протоколов об административных правонарушениях
  • наложения штрафов

Трудовая инспекция может контролировать только те трудовые отношения, которые продолжают действие. Споры по увольнению или нарушения в бывших трудовых отношениях в ее компетенцию не входят.

Наиболее эффективно обращение в трудовую инспекцию с жалобами на действия индивидуальных предпринимателей. Главное, чтобы трудовой договор был оформлен надлежащим образом.

Защита трудовых прав профсоюзами

Профсоюзы отстаивают права и интересы членов профсоюзов по индивидуальным вопросам трудовых отношений, а при защите коллективных прав – независимо от членства в профсоюзе при наделении полномочиями на представление интересов.

Для защиты прав работника профсоюзы имеют такие права:

  • выступать с предложениями в принятии законов и прочих нормативно-правовых актов относительно социально-трудовой сферы соответствующими государственными органами власти;
  • представлять мнение по проектам таких актов;
  • принимать участие в согласовании с работодателями размеров оплаты труда, систем оплаты и норм труда;
  • беспрепятственно посещать рабочие места членов профсоюзов.

Кроме того, выступая в качестве защитников интересов, профсоюзы:

  • участвуют в разработке государственных программ занятости;
  • осуществляют контроль в сфере занятости населения;
  • оценивают действия работодателя при расторжении трудового договора по его инициативе и в определенных случаях соглашаются на прекращение соглашения;
  • осуществляют контроль по соблюдению законодательства.

Необходимо обратить внимание, что для осуществления контроля по соблюдению трудового законодательства профсоюзы имеют право привлекать государственные контролирующие органы.

На основании законодательства профсоюзы имеют право требовать от работодателя устранить нарушения. Причем в семидневный срок с момента получения требования работодатель должен проинформировать профсоюз о результатах устранения нарушений.

Самостоятельная защита трудовых прав

Самозащита трудовых прав – это активные действия трудящихся, направленные на охрану своей жизни, здоровья и трудовых прав, с обращением в государственные органы контроля (надзора) по соблюдению трудового законодательства или без него.

Фактически, Трудовой кодекс определяет только один способ самозащиты – отказ от выполнения работ. Однако не следует путать такой способ защиты с забастовкой, так как он осуществляется с целью защиты индивидуальных трудовых прав.

Выделяют основные методы самостоятельной защиты:

  • отказ выполнять работу, непредусмотренную трудовым договором;
  • отказ от выполнения опасной работы;
  • прочие случаи отказа, предусмотренные трудовым законодательством РФ (отказ от командировки, перенесения ежегодного отпуска и тому подобное);
  • приостановление работы при несвоевременной выплате зарплаты.

Самозащита прав не требует официального оформления и привлечения государственных надзирательных органов. К тому же, допускается использование самозащиты с другим способом защиты прав одновременно.

Используя право на самостоятельную защиту, работник не может привлекаться к административной либо дисциплинарной ответственности.

Защита трудовых прав в судебных органах

С целью восстановления нарушенных прав сотрудник может обратиться в суд. На сегодняшний день этот способ защиты прав является самым эффективным. Ведь решение суда по гражданскому делу является обязательным для исполнения. Однако сроки обращения в суд ограничены 3 месяцами, а по увольнениям 1 месяцем.

Кроме судебных органов, в зависимости от нарушенного права, работник вправе обратиться в комиссию по социально-трудовым отношениям, по трудовым спорам и в трудовой арбитраж

На самом деле законодательство предоставляет значительные возможности по защите трудовых прав. К сожалению, значительная часть работников не знает и не понимает, как лучше воспользоваться предоставленными возможностями. Хотя практически любая проблема в трудовых отношениях может быть решена в пользу работника. Об этом свидетельствует судебная практика по искам о восстановлении на работе, о взыскании заработной платы и т.п. Труднее с доказательственной базой по искам о заключении трудового договора, об установлении факта трудовых отношений.

Защита трудовых прав полностью зависит от активных действий и инициативы работника.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *