Исполнение бюджета

Как составить бюджет на месяц и год: руководство с примерами

Основная задача при составлении личного бюджета — не просто свести дебет с кредитом, а грамотно распределить траты так, чтобы в последнюю неделю перед зарплатой не приходилось занимать или жить впроголодь.

Планировать бюджет можно в специальных приложениях или любых таблицах — принцип одинаковый.

Как составить бюджет на месяц

Как правило, основная часть зарплаты выдаётся не в первый день месяца, а 5-го, 10-го или 15-го числа. Поэтому удобнее будет планировать бюджет не на календарный месяц, а на период от зарплаты до зарплаты, например с 10 марта по 9 апреля.

Доходы

Сначала необходимо зафиксировать все финансовые поступления, чтобы понимать, какой суммой вы располагаете. Следует учесть все источники дохода: зарплату, премию, подработки, деньги от сдачи квартиры в аренду и так далее. При нестабильном заработке есть смысл формировать бюджет, когда вы точно будете знать, какой суммой располагаете, например в день поступления денег на карточку.

Расходы

Первыми должны быть вписаны статьи расходов, без которых никак нельзя обойтись. Этот список будет выглядеть примерно следующим образом:

  1. Продукты (в том числе обеды на работе, если вы едите в столовой).
  2. Коммунальные платежи.
  3. Проезд.
  4. Мобильная связь.
  5. Интернет.
  6. Бытовая химия.

Естественно, перечень обязательных платежей будет своим для каждого человека и для каждой семьи. Плату за проезд могут сменить расходы на бензин. Люди с хроническими заболеваниями учтут траты на лекарства. В этот же список попадут выплаты по кредиту, взнос за детский сад и так далее. При этом традиционный поход в кино по субботам и подобные статьи расходов обязательными не являются.

Возьмите за правило каждый месяц откладывать деньги в «стабилизационный фонд». Это может быть фиксированная сумма или процент от дохода.

С оставшейся после вычета обязательных трат суммой можно поступить двумя способами:

  1. Вы распределяете деньги на развлечения, одежду и разные приятности.
  2. Вы делите оставшуюся сумму на количество дней в месяце.

С первым способом всё понятно: вы определяете, что 3 000 рублей потратите на кино, ещё столько же — на одежду и так далее. Второй метод стоит рассмотреть поподробнее.

Допустим, у вас осталось 15 500 рублей, а в месяце — 31 день. Значит, ежедневно вы можете тратить 500 рублей. При этом обязательные расходы уже учтены в бюджете, поэтому эти деньги рассчитаны только на приятные траты или форс-мажорные обстоятельства. Соответственно, если вы расходуете больше этой суммы в день, то уходите в минус, и в конце месяца придётся затянуть пояс потуже. Если вы не тратите ничего, то в течение двух недель накопите 7 000 рублей, которые можно потратить на что-то крупное.

Оставшиеся в конце финансового периода деньги можно прокутить или отложить. Первый путь приятный, второй — рациональный.

Как спланировать бюджет на год

Годовой финансовый план будет нуждаться в регулярной корректировке и по расходам, и по доходам, поэтому все столбцы в нём нужно создать в двойном экземпляре: прогноз и фактический показатель.

Если у вас постоянный доход

При фиксированном размере заработка вы просто вписываете в раздел доходов зарплату и прочие стабильные поступления. Единственное, что прервёт привычный ход вещей, — отпускные. Обычно перед отпуском выдают деньги за дни, в течение которых вы будете отдыхать, но потом вы недосчитаетесь некоторой суммы в зарплате. Но в целом на этапе прогноза, особенно если составляете бюджет в первый раз, достаточно будет для всех месяцев использовать только размер зарплаты.

Если у вас непостоянный доход

При нерегулярных поступлениях есть три пути прогнозирования доходов:

1. Вы уверены, что ежемесячно будете получать достаточную для жизни сумму, хотя и не знаете её точного размера.

Вычислите свой средний доход и используйте его для расчёта. Если заработаете в каком-то месяце больше прогнозируемой суммы, перемещайте излишек в копилку. В неё вы залезете, если заработаете меньше среднего.

2. У вас нет постоянного дохода, и вы не уверены, что будет.

За основу для расчётов лучше взять минимальный доход. В этом случае планирование бюджета станет задачкой со звёздочкой, зато и финансовых неожиданностей не будет.

3. Часть вашего дохода стабильна, но точный размер заработка прогнозировать сложно.

Например, вы получаете фиксированный оклад, а наличие премии зависит от многих факторов. Тогда стоит распланировать бюджет так, чтобы стабильный заработок покрывал все первостепенные нужды, а на остальное будете тратить по ситуации.

Не забудьте учесть доходы, которые вы получаете нерегулярно: квартальную премию (раз в три месяца), возвращение налогового вычета (раз в год) и так далее.

Для примера возьмём ситуацию, когда большая часть дохода стабильна — это оклад. Минимальная премия составляет 3 000 рублей, этой цифрой и будем оперировать в прогнозе. Также отметим, что на юбилей в августе должны подарить не менее 20 000 рублей: родители обещали 15 000, друзья наверняка подарят не меньше 5 000.

При планировании расходов запишите в столбцы месяцев обязательные траты: на еду, коммунальные услуги, проезд, мобильную связь, бытовую химию и так далее. Учтите, что зимой коммунальные платежи больше из-за отопления, а на мобильную связь, например, в мае вы потратите больше, так как собираетесь в отпуск. Эти изменения должны быть вписаны в бюджет.

Так, в примере видно, что в марте отопительный сезон закончился, поэтому последний увеличенный платёж за ЖКУ запланирован на апрель. Также отражён отпуск в мае. Составитель бюджета планирует поехать на три недели в гости к бабушке. Билеты уже куплены, поэтому эту трату учитывать нет смысла. ЖКУ считается по нормативам и не изменится.

При этом наш герой в течение трёх недель не будет тратиться на проезд. А расходы на еду он сократил в два раза: неделю он будет есть дома, а также возьмёт на себя часть расходов на продукты у бабушки.

Следующий шаг — фиксация обязательных, но нерегулярных трат. Допустим, в мае вам надо переоформить ОСАГО, в ноябре — заплатить налог за квартиру и машину, в мае у вас отпуск, в августе — юбилей, а в декабре заканчивается абонемент в спортзал. Отдельно учтите необходимость купить подарки на праздники.

Крупные расходы можно планировать двумя способами:

  1. Изыскать из месячного бюджета всю сумму целиком.
  2. Разделить её на несколько месяцев.

Герой примера воспользовался первым способом для планирования расходов на юбилей и вторым — для ОСАГО.

Осталось учесть в бюджете накопления и вычислить остаток. В примере на развлечения, по прогнозу, остаётся 8 020 рублей (258,7 рублей в день).

Корректировка бюджета

Ежемесячно после получения дохода из всех источников бюджет придётся корректировать, чтобы определиться с суммой, которая действительно есть на руках. По мере появления информации стоит также учитывать изменение расходов.

Человек из примера получил премию больше, чем рассчитывал.

Он также потратил чуть меньше на еду и мобильную связь, чуть больше — на ЖКУ. В итоге после всех обязательных вычетов у него на руках остаётся 12 535 рублей (404,3 рубля в день), что почти в два раза больше предыдущего результата.

Стоит помнить, что даже если вы крайне дисциплинированно придерживались финансового плана, составленного с учётом всех мелочей, обстоятельства могут серьёзно скорректировать бюджет. Потеря работы, повышение и прибавка к зарплате, рождение ребёнка — всё это потребует внесения серьёзных изменений в финансовую стратегию. Но даже плохо составленный бюджет лучше, чем вообще никакого.

Особенности режима сокращения расходов бюджета

Статья 229. Сокращение расходов бюджета

  • 1. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10 процентов годовых назначений, Правительство Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе принять решение о введении режима сокращения расходов бюджета и ввести указанный режим.
  • 2. В решении о введении режима сокращения расходов бюджета должны быть указаны дата, с которой вводится указанный режим, и размеры сокращения расходов бюджета. При этом сокращение бюджетных ассигнований не должно составлять более 10 процентов годовых назначений по каждому главному распорядителю бюджетных средств, а также по каждому объекту, включенному в адресную инвестиционную программу, целевые программы.
  • 3. Уведомление распорядителей и получателей бюджетных средств о введении режима сокращения расходов бюджета производится не позднее чем за 15 дней до даты его введения.
  • 4. На основании решения о введении режима сокращения расходов бюджета производится сокращение неиспользованных лимитов бюджетных обязательств.
  • 5. Отмена режима сокращения расходов бюджета, изменение размеров сокращения расходов бюджета производятся органом, принявшим решение о введении указанного режима.
  • 3. Порядок внесения изменений и дополнений в закон о бюджете

Принятие федерального закона о федеральном бюджете не означает окончания работы над ним. Закон следует за практикой, жизнью. А в последней часто возникают ситуации, которые требуют определенной корректировки положений закона. Поэтому для полноты характеристики процедуры рассмотрения и принятия федерального закона о федеральном бюджете представляется необходимым рассмотреть процедуру внесения изменений и дополнений в указанный закон, имея в виду значимость этих изменений и дополнений, а также особенности их внесения и принятия.

По всем вопросам, являющимся предметом правового регулирования федерального закона о федеральном бюджете, в том числе в части, изменяющей основные характеристики федерального бюджета по разделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджетов Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе вносить изменения и дополнения.

Депутаты Государственной Думы и другие субъекты законодательной инициативы могут вносить изменения и дополнения в федеральный закон о федеральном бюджете в части, изменяющей основные характеристики федерального бюджета и распределение регулирующих доходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, а также распределение расходов федерального бюджета по разделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджетов Российской Федерации только в следующих случаях.

Во-первых, если имеется превышение фактических доходов над учтенными в федеральном законе о федеральном бюджете, что может быть подтверждено итогами исполнения федерального бюджета за первое полугодие текущего финансового года. Указанные изменения и дополнения могут быть рассмотрены только в том случае, если Правительство Российской Федерации не внесло в Государственную Думу соответствующий законопроект в течение 10 дней со дня рассмотрения Государственной Думой отчета об исполнении бюджета за первое полугодие.

И, во-вторых, внесения предложений о сокращении либо о блокировке расходов по выявленным направлениям неэффективного или нецелевого использования средств федерального бюджета, подтвержденного ревизиями и проверками, произведенными Счетной палатой, а также контрольными органами Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации.

Проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете рассматриваются в порядке, определенном Регламентом Государственной Думы, то есть в обычном порядке. Однако при соблюдении следующих дополнительных условий:

законопроект, предусматривающий изменение основных характеристик федерального бюджета на текущий финансовый год, не может быть внесен на рассмотрение Государственной Думы до вступления в силу или до отклонения Советом Федерации либо Президентом Российской Федерации федерального закона, предусматривающего изменение основных характеристик бюджета на текущий финансовый год, проект которого был внесен ранее и принят Государственной Думой в первом чтении;

в случае внесения в Государственную Думу двух и более законопроектов о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год указанные законопроекты рассматриваются в первом чтении только один законопроект, а остальные законопроекты могут быть рассмотрены в качестве поправок к нему.

При исполнении федерального закона о федеральном бюджете может возникнуть ситуация, когда происходит рост или снижение ожидаемых поступлений в федеральный бюджет, то есть сокращение (рост) расходов федерального бюджета, что может привести к изменению финансирования по сравнению с утвержденными показателями бюджета. Если изменения ожидаемых поступлений превышают более чем на 10 процентов годовых назначений Правительство Российской Федерации обязано внести соответствующие изменения и дополнения в федеральный закон о федеральном бюджете в виде проекта федерального закона.

Учитывая важность ситуации, Государственная Дума рассматривает указанный законопроект во внеочередном порядке в течение 15 дней в трех чтениях.

Если проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете Государственная Дума не принимает в указанный срок, Правительство Российской Федерации имеет право на пропорциональное сокращение расходов федерального бюджета впредь до принятия законодательного решения по данному вопросу при условии, что федеральным законом о федеральном бюджете не предусмотрено иное.

Знание основных моментов бюджетного процесса поможет депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации активно и плодотворно включаться в процесс формирования основного финансового документа государства — федерального закона о федеральном бюджете.

Оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий финансовый год  
ОЦЕНКА ОЖИДАЕМОГО ИСПОЛНЕНИЯ бюджетов, финансовых планов, смет за текущий год осуществляется на основе отчетных данных на конкретную дату и определения перспективы до конца года. Практически оценка производится на базе отчетных данных за 6 или 9 месяцев данные являются одним из показателей, позволяющих определить проектировки на предстоящий год. Качество О. о. и. бюджета во многом предопределяет правильность формирования его доходных и расходных статей на планируемый год. Для О. о. и. бюджета используются отчеты об -исполнении бюджета, данные о выполнении плана государственных доходов и налогов, о выполнении народнохозяйственного плана, финансовых планов и смет, о фактич. состоянии сети и контингентов бюджетных учреждений, а также об остатках бюджетных средств на последнюю отчетную дату. О. о. и. бюджета основывается на уточненном плане текущего года, к-рый составляется путем внесения в него изменений, принятых после утверждения бюджета. Показатели уточненного плана сопоставляются с отчетными данными, и отчетность за истекший период анализируется с учетом заданий народнохозяйственного плана. При этом устанавливаются причины невыполнения планов по доходам, неполного освоения ассигнований на развитие отраслей х-ва и культуры, перерасходов по содержанию органов государственного управления. В процессе анализа используются материалы ревизий, обследований и проверок.  

Оценка ожидаемого исполнения бюджетов, финансовых планов, смет—173  
Отчетные материалы по исполнению бюджета за прошедший год и оценки ожидаемого исполнения бюджета текущего года при разработке и корректировке СФП выполняют функции важного источника информации для анализа и обоснования плановых значений показателей СФП.  
Центральное место в системе налогообложения физических лиц занимает подоходный налог. Удельный вес подоходного налога в доходах консолидированного бюджета за 1998 год (в оценке ожидаемого исполнения) составил 10,2%. Как и любой другой, подоходный налог является одним из экономических рычагов в руках государства, с помощью которого оно должно решать зачастую трудно совместимые задачи  
Исходной базой для Б. п. являются показатели ожидаемого исполнения бюджета и финансовых планов за период, предшествующий планируемому году. Отчетные данные об исполнении бюджета, финансовых планов, смет и планов по доходам, имеющиеся в распоряжении финансовых органов (обычно за б—9 месяцев), дополняются оценкой выполнения финансово-бюджетных показателей за период, остающийся до конца текущего года. Анализ отчетных данных и оценка перспектив до конца года дают возможность определить ожидаемое исполнение бюджета, а также финансовых планов, смет и планов по доходам. Чтобы правильно использовать при планировании данные за текущий год, их приводят в сопоставимый вид из них исключаются все элементы, к-рые не будут повторяться в планируемом году.  
Такая защитная политика будет способствовать консервации части поступающих доходов, являющихся косвенным результатом высоких цен на нефть, а также ограничит увеличение расходов при исполнении бюджета в случаях, когда цены на нефть и налоговые поступления оказываются выше, чем заложено в законе о бюджете. В настоящее время Министерство финансов делает ежеквартальный прогноз ожидаемых налоговых поступлений. Таким образом, представляется вполне возможным использовать данные прогнозы в качестве ориентиров для оценки общего объема налоговых поступлений для ежеквартальных перечислений в стабилизационный фонд. Такие квартальные трансферты заменят существующую практику однократного ежегодного перечисления в стабилизационный фонд, который осуществляется в феврале последующего года.11  
Это требование является основным для обеспечения прозрачности в бюджетно-налоговой сфере. Для эффективного управления государственными финансами требуется своевременная и надежная текущая информация о состоянии государственных финансов на протяжении года. Полугодовой бюджетный отчет должен содержать всесторонний анализ исполнения бюджета, включая сравнение всех основных статей доходов, расходов и финансирования с полугодовыми показателями за предыдущий год и полугодовыми бюджетными оценками. Должен также представляться обновленный прогноз результатов исполнения бюджета на текущий бюджетный год, с выделением основных факторов, которые являются причиной расхождения между бюджетом и ожидаемыми результатами его исполнения (например, изменение экономических предпосылок, новые меры политики, непредвиденные обстоятельства, изменения в сроках поступления доходов или осуществления расходов). Основным требованием для обеспечения прозрачности в бюджетно-налоговой сфере является представление такого отчета в законодательные органы в течение трех месяцев по окончании  

Поэтому, чтобы принимать уверенные финансовые решения в рамках плана или бюджета, обеспечивая их исполнение, а при необходимости — корректируя планы и бюджеты, — финансовый менеджер должен непрерывно контролировать риски, связанные с исполнением плана. Это возможно лишь в ходе оперативного моделирования финансовых решений и финансового анализа их последствий, в том числе оценки ожидаемости того, что принимаемые решения могут вызвать немедленные или отложенные убытки.  
Для получения более полного представления о текущем состоянии бюджета в годовом бюджете или в какой-либо иной бюджетной документации должна представляться информация о результатах исполнения бюджета в прошлом. В годовой бюджет должны включаться данные по первоначальным и уточненным бюджетным оценкам за два предыдущих бюджетных года, а также данные о фактических результатах исполнения бюджета (или ожидаемых результатах, если окончательные показатели исполнения бюджета за текущий год отсутствуют)50. Эта информация должна содержать как основные сводные бюджетные показатели, так и более подробную информацию о субагрегатах (статья расходов, назначение и — при наличии данных — название программы или определенный результат). Должен указываться также статус информации о результатах исполнения бюджета (например, предварительная и не прошедшая аудиторскую проверку, заключительная и прошедшая аудиторскую проверку). Это позволяет сделать сравнительную оценку последних реальных показателей и бюджета, а также может привлечь внимание к существенным факторам риска в области прогнозирования и мер политики или макроэкономическим рискам и, в более широком смысле, к степени реалистичности бюджета. Необходимо раскрывать сведения о любых изменениях в классификации или форме представления статей от года к году вместе с обоснованием этих изменений. Должны также предоставляться прогнозы основных сводных бюджетных показателей на два года, следующие за текущим бюджетом. Оптимальной практикой является предоставление в бюджетной документации сводных бюджетных прогнозов на 5—10 лет вперед51.  

newinspire

Понятие, принципы и этапы исполнения бюджета

Рассмотрим понятие, принципы и этапы исполнения бюджета.

Понятие исполнения бюджета

Исполнение бюджета представляет собой один из важнейших этапов бюджетного процесса мобилизации и экономного использования бюджетных средств, в процессе которого участвуют органы исполнительной власти, налоговые и финансовые органы, кредитные учреждения, налогоплательщики и получатели бюджетных средств.

В основу исполнения бюджета положены принципы:

• единства бюджетного счета (кассы), предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех расходов с единого бюджетного счета;

• обеспечение расходов в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.

Исполнение бюджета начинается с момента принятия органом законодательной или представительной власти закона о бюджете. Финансовые органы на основе закона о бюджете готовят организационный план, в котором расписываются все задачи подразделений финансовых органов по обеспечению выполнения бюджета.

Кроме того, в финансовых органах на основе данных бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти.

Бюджетная роспись представляет собой документ, в котором детально отражаются показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с бюджетной классификацией по срокам финансового года в плане распорядителей и получателей бюджетных средств.

Роспись доходов и расходов составляется по каждому главному распорядителю бюджетных средств по всем разделам, главам и статьям бюджетной классификации. Роспись составляется на основе балансов доходов и расходов, смет расходов бюджетополучателей.

Кассовое исполнение бюджета или операции по бюджетным счетам по зачислению доходов в бюджет и по платежам из средств бюджета осуществляется органом федерального казначейства или уполномоченным банком, в котором открыт счет на получение средств из бюджета.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает:

• перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

• распределение средств по разделам, подразделам и статьям в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

• возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

• учет доходов бюджета и составление отчетов о доходности соответствующего бюджета.

Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется Минфином России и утверждается министром в течение 15 дней со дня принятия федерального закона о федеральном бюджете. Утвержденная сводная роспись передается на исполнение Федерального казначейства РФ и направляется для сведения в Федеральное Собрание РФ и Счетную палату РФ.

Исполнение бюджета по расходам означает обеспечение финансирования мероприятий, предусмотренных росписью расходов.

Исполнение бюджета имеет ряд этапов.

1. Утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств.

Согласно бюджетной росписи в течение 20 дней со дня ее утверждения финансовый орган и главные распорядители доводят объемы бюджетных ассигнований до нижестоящих распорядителей и бюджетополучателей бюджетных средств через Федеральное казначейство (для местных бюджетов через уполномоченные банки).

2. Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями, которое представляет собой оформленное бюджетное обязательство на получение из бюджета денежных средств. На основании бюджетного обязательства бюджетополучатели приобретают право на осуществление расходов бюджетных средств в пределах установленных лимитов. По бюджетному обязательству бюджетополучатели на основании заключенных договоров осуществляют расчеты с поставщиками продукции, исполнителями работ и услуг.

3. Подтверждение и проверка исполнения бюджетных обязательств.

Расходование бюджетных средств не может быть произведено без завершения исполнения бюджетных обязательств. Бюджетополучатели обязаны предоставить в финансовые органы документы, подтверждающие реальные бюджетные обязательства.

4. Расходы и платежи по реализованным бюджетным обязательствам.

Расходование бюджетных средств осуществляется в форме списания денежных средств с бюджетных счетов бюджетополучателей в пользу лиц, предоставивших услуги бюджетополучателям.

Основанием для расходования средств является платежный документ и подотчетная бюджетная сумма денежных средств, списанных с бюджетных счетов бюджетополучателей. Платежный документ представляет собой кассовый бюджетный расход.

Анализ бюджета. План-фактный анализ исполнения бюджета доходов и расходов

Бюджетирование является одним из важнейших элементов управленческого учета, основными задачами которого является составление предварительных бюджетов, оперативное выявление отклонений, факторный анализ полученных результатов и поиск оптимальных вариантов управленческих решений.

Анализ исполнения бюджета компании — это сопоставление фактических результатов с плановыми и выявление причин отклонений в натуральных, абсолютных и относительных величинах.

Компания, которая хочет преуспеть в конкурентной борьбе, особенно в условиях экономической нестабильности должна уделять особое внимание анализу исполнения бюджета, так как это позволяет вскрыть многие проблемы в управлении, усилить контроль над расходами, определить ответственных за результаты деятельности.

Анализ бюджета включает в себя три этапа:

Предварительный этап. Анализ проводится на этапе формирования бюджета с целью обоснования данных.

Текущий (промежуточный) этап. Анализ проводится на этапе исполнения бюджета. Свод превентивных мер для выявления необоснованных расходов и отклонений. Принятие решений о необходимости осуществления корректировки бюджета или ужесточения контроля за исполнением бюджета.

Заключительный этап. Анализ отклонений и причин их возникновения проводится по итогам периода. Разработка мероприятий по минимизации влияния негативных факторов и закреплению положительных в будущем. Формирование выводов и рекомендаций на следующий планируемый период

Рисунок 1. Анализ отклонений на примере программного продукта «WA: Финансист».

Анализ отклонений, направленный на выработку управленческих решений и тактик, предполагает детальный анализ, отражающий определение степени влияния различных факторов на результативные показатели. Методика проведения факторного анализа заключается в следующем:

  • Определяется общее отклонение итогового показателя от запланированного;
  • Формируется прямая зависимость между факторами и итоговым показателем;
  • Моделируется взаимосвязь между факторами и итоговыми показателями;
  • Факторы ранжируются по степени влияния;
  • Производится анализ и оценка роли каждого из них на изменение итогового показателя.
  • Формулируются выводы и рекомендации относительно управленческих решений, направленных на исполнение или корректировку бюджета.

Анализ отклонений на всех этапах должен учитывать, как текущие, так и стратегические планы компании. План факт анализ исполнения бюджета доходов и расходов может производиться к примеру, как в целом по компании, так и по отдельным структурным подразделениям, регионам, проектам.

Рисунок 2. Анализ отклонений на примере программного продукта «WA: Финансист».

План-фактный анализ бюджета на примере системы WA: Финансист позволяет провести оценку отклонений в абсолютном и относительном выражении путем сопоставления запланированных в бюджетах показателей с фактическими результатами в любых аналитических разрезах.

Таким образом, анализ бюджета помогает выявить проблемы, подчеркивает имеющиеся возможности, способствует принятию решений и координации деятельности между подразделениями компании.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *