Как определить пункт и часть статьи?

Часть или пункт статьи закона

Часть или пункт статьи закона — статья закона может подразделяться на части, пункты, подпункты и абзацы.

Разъяснение

В законах статьи могут подразделяться на части, пункты, подпункты и абзацы.

«Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов» (направлены письмом Аппарата ГД ФС РФ от 18.11.2003 N вн2-18/490) определяют рекомендуемый порядок подготовки законопроектов.

Согласно этим рекомендациям статья закона подразделяется на:

Части, обозначаемые как арабская цифра с точкой — 1.

Часть статьи может подразделяться на пункты, обозначаемые как арабская цифра с закрывающей круглой скобкой — 1)

Пункт может подразделяться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой — а)

В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы.

Большинство современных законов оформляются в соответствии с этими рекомендациями (например, Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

В одном нормативном акте одни статьи могут делиться на составные части (части, пункты, подпункты), а другие нет.

Более того, при делении статьи нормативного акта не обязательно должна быть выполнена строгая иерархия ее деления на составные части (статья на части, часть на пункты, пункт на подпункты, подпункты на абзацы). Так, часть статьи может делиться на подпункты или статья делиться на пункты и т.д.

Пример

«Конституция Российской Федерации»

Статья 72

1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: – часть

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; – пункт

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; – пункт

Примечание

Статья 72 делится на части (например, 1.). Части, в свою очередь, делятся на пункты (например, а)).

Интересно, что в правоприменительной практике существует путаница по вопросу, части статьи 72 Конституции делятся на пункты или подпункты?

Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 N 250-О говорится о «пункте «о» части 1 статьи 72 Конституции».

В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 26.02.2006 N А31-2679/2005-13 составная часть статьи обозначенная буквами русского алфавита названа подпунктом: «В подпункте «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.»

Пример

«Конституция Российской Федерации»

Статья 83

Президент Российской Федерации:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации; – пункт

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации; – пункт

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации; – пункт

Примечание

Статья 83 Конституции делится на пункты. Части в статье не применены.

В Гражданском кодексе Российской Федерации статья делится на пункты, а не на части. Так, в пункте 2 статьи 3 ГК указывается:

«Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее — законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.».

Подробнее: Гражданский кодекс Российской Федерации (структура)

В Налоговом кодексе Российской Федерации статья также делится на пункты, а не на части. Так, в пункте 1 статьи 5 НК указывается:

«Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.».

Подробнее: Налоговый кодекс Российской Федерации (структура)

Поэтому, рекомендуется уточнить в тексте закона то, каким образом обозначаются в нем структурные единицы статьи.

Пример

Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»

Статья 5. Обеспечение функционирования инфраструктуры территории Центра и жизнедеятельности на его территории — статья

1. В целях обеспечения функционирования инфраструктуры территории Центра и жизнедеятельности на его территории управляющая компания осуществляет следующие действия: — часть

1) подготавливает документы, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом применяются вместо акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, генерального плана поселения, правил землепользования и застройки, а также документацию по планировке территории на основании таких документов; — пункт

Ниже приведено, как обозначаются в основных нормативных актах части статьи.

Конституция Российской Федерации

Статья Конституции России может подразделяться на части (например, 1.) и пункты (например, а)).

Пример

Статья 1

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. — часть

Гражданский кодекс Российской Федерации

Статья ГК РФ может подразделяться на пункты и подпункты.

Пример

Статья 8. Основания возникновения гражданских прав и обязанностей — статья

1. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. — пункт

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; — подпункт

Подробнее: Гражданский кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Статья ТК РФ может подразделяться на части. Части статьи выделяются как абзацы и не пронумерованы.

Пример

Статья 10. Трудовое законодательство, иные акты, содержащие нормы трудового права, и нормы международного права — статья

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. — часть 1

Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора. — часть 2

Подробнее: Трудовой кодекс Российской Федерации

Налоговый кодекс Российской Федерации

Статья НК РФ может подразделяться на пункты и подпункты.

Пример

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах — статья

2. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: — пункт

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; — подпункт

Подробнее: Налоговый кодекс Российской Федерации

Бюджетный кодекс Российской Федерации

Статья БК РФ может подразделяться на пункты и подпункты.

Пример

Статья 20. Классификация доходов бюджетов — статья

1. Код классификации доходов бюджетов Российской Федерации состоит из: — пункт

1) кода главного администратора доходов бюджета; — подпункт

2) кода вида доходов; — подпункт

Уголовный кодекс Российской Федерации

Статья УК РФ может подразделяться на части.

Пример

Статья 2. Задачи Уголовного кодекса Российской Федерации — статья

1. Задачами настоящего Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. — часть

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья КоАП РФ может подразделяться на части и пункты.

Пример

Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях — статья

1. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление: — часть

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; — пункт

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения; — пункт

Подробнее: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (структура)

Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации»

Статья закона может подразделяться на части и пункты. Части обозначаются как 1., 2., 3. и т.д., а пункты как 1), 2) 3) и т.д.

Пример

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона и отношения, им регулируемые

1. Целями настоящего Федерального закона являются защита прав и законных интересов вкладчиков банков Российской Федерации, укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации и стимулирование привлечения денежных средств в банковскую систему Российской Федерации. — Часть

2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения по созданию и функционированию системы страхования вкладов, формированию и использованию ее денежного фонда, выплатам возмещения по вкладам при наступлении страховых случаев, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного контроля за функционированием системы страхования вкладов, и иные отношения, возникающие в данной сфере. — Часть

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) банк — кредитная организация, имеющая разрешение Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, выдаваемое Банком России банкам в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (далее — Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»); — Пункт

2) вклад — денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые вкладчиками или в их пользу в банке на территории Российской Федерации на основании договора банковского вклада или договора банковского счета, включая капитализированные (причисленные) проценты на сумму вклада; — Пункт

Как правильно определить номер абзаца в нормативном акте?

Когда в статье (части, пункте) нормативного акта более одно абзаца, то иногда требуется указание конкретного абзаца статьи (части и т.д.).

Обычно абзац обозначают номером в хронологическом порядке (сверху вниз). В тексте нормативного акта обычно номера абзацев не пронумерованы, соответственно их нужно правильно просчитать, чтобы определить номер нужного абзаца.

Абзацы нумеруются начиная с номера 1 сверху вниз, начиная с того абзаца, которым может обозначаться часть или пункт статьи.

Пример

Приведен пример нумерации абзацев пункта 4 статьи 170 НК РФ. Номера проставлены нами. В самом тексте документа абзацы не пронумерованы. В самом тексте п. 4 ст. 170 НК в тексте есть отсылка на абзац 4 этого пункта.

Пункт 4 статьи 170 НК РФ:

(абзац 1) 4. Суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

(абзац 2) учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи — по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;

(абзац 3) принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса — по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;

(абзац 4) принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), — по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, и с учетом особенностей, установленных пунктом 4.1 настоящей статьи.

(абзац 5) При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. Раздельный учет сумм налога налогоплательщиками, перешедшими на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, осуществляется аналогично порядку, предусмотренному абзацем первым пункта 4.1 настоящей статьи.

(абзац 6) При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается.

(абзац 7) Налогоплательщик вправе не применять положения абзаца четвертого настоящего пункта к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. При этом указанные в абзаце четвертом настоящего пункта суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 172 настоящего Кодекса.

(абзац 8) При расчете пропорции, указанной в абзаце четвертом настоящего пункта, эмитенты российских депозитарных расписок не учитывают сделки по размещению и (или) погашению российских депозитарных расписок, а также сделки по приобретению и реализации представляемых ценных бумаг, которые связаны с размещением и (или) погашением российских депозитарных расписок.

(абзац 9) Для целей настоящего пункта, а также пункта 4.1 настоящей статьи к операциям, подлежащим налогообложению, относятся также операции по реализации работ (услуг), местом реализации которых в соответствии со статьей 148 настоящего Кодекса не признается территория Российской Федерации (за исключением операций, предусмотренных статьей 149 настоящего Кодекса).

Рекомендации по описанию структуры НПА

Описание структуры статьи нормативного правового акта в п. 9 раздела «Структура законопроекта» Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов:

Статья законопроекта:

является его основной структурной единицей;

имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;

имеет наименование, но в исключительных случаях может его не иметь.

Примеры:

Статья 33. Сертификация

1…….. (часть 1)

2…….. (часть 2)

или

Статья 33

1. ……. (часть 1)

2. ……. (часть 2)

Статья подразделяется на части.

Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой.

Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.

Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.

Примеры:

Статья 33. Сертификация

1. ……. (часть 1)

2. ……: (часть 2)

1) ……; (пункт 1 части 2)

2) ……: (пункт 2 части 2)

а) ……; (подпункт «а» пункта 2 части 2)

б) ……. (подпункт «б» пункта 2 части 2)

или

Статья 33

1. ……. (часть 1)

2. ……: (часть 2)

1) ……; (пункт 1 части 2)

2) ……: (пункт 2 части 2)

а) ……; (подпункт «а» пункта 2 части 2)

б) ……. (подпункт «б» пункта 2 части 2)

В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы (не более пяти). Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в законопроекте.

Деление частей в статье либо частей в разных статьях одного законопроекта и на пункты, и на абзацы, которые в тексте частей будут следовать после двоеточия, не допускается.

Деление пунктов в частях статьи либо в разных статьях одного законопроекта и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия, не допускается.

Примеры возможных вариантов структуры частей статьи:

Статья 1. Порядок рассмотрения требований кредиторов

1. При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований. (часть 1)

2. Требования кредиторов рассматриваются в заседании арбитражного суда. По результатам рассмотрения выносится определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредитора. (часть 2)

3. К решению об обращении к собранию кредиторов прилагаются: (абзац первый части 3)

план финансового оздоровления; (абзац второй части 3)

график погашения задолженности; (абзац третий части 3)

иные предусмотренные настоящим Федеральным законом документы (абзац четвертый части 3)

или

Статья 1. Порядок рассмотрения требований кредиторов

1. При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований. (часть 1)

2. Требования кредиторов рассматриваются в заседании арбитражного суда. По результатам рассмотрения выносится определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредитора. (часть 2)

3. Федеральный арбитражный суд действует в составе: (абзац первый части 3)

1) президиума; (пункт 1 части 3)

2) судебной коллегии: (пункт 2 части 3)

а) по рассмотрению споров, возникающих из гражданских правоотношений; (подпункт «а» пункта 2 части 3)

б) по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. (подпункт «б» пункта 2 части 3)

В этом же документы указывается, как структурируется нормативный правовой акт и в более крупные единицы: части, разделы, подразделы и т.д. (п. 2 — 8) раздела «Структура законопроекта» Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов:

2. Преамбула (введение) — самостоятельная часть законопроекта, которая определяет его цели и задачи, но не является обязательной.

Преамбула:

не содержит самостоятельные нормативные предписания;

не делится на статьи;

не содержит ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием законодательного акта;

не содержит легальные дефиниции;

не формулирует предмет регулирования законопроекта;

не нумеруется.

Преамбула предваряет текст законопроекта.

Структурные единицы законопроекта не могут иметь преамбулу.

3. Деление законопроекта на структурные единицы упрощает пользование им, улучшает его внутреннее построение и систематизацию, осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в нормативном материале.

Употребляются следующие структурные единицы законодательных актов по нисходящей:

раздел;

глава;

статья.

Вводить структурную единицу «раздел», если в законопроекте нет глав, не следует.

Возможно деление крупных систематизированных законопроектов (например, проектов кодексов) на части, разделов на подразделы, глав на параграфы.

4. Часть законопроекта:

обозначается словами:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ;

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

может иметь наименование:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

либо обозначаться (в кодексах) следующим образом:

ОБЩАЯ ЧАСТЬ;

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Обозначение и наименование части законопроекта печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.

Наименование части законопроекта печатается полужирным шрифтом.

5. Раздел:

имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;

имеет наименование.

Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.

Наименование раздела печатается полужирным шрифтом.

Пример:

РАЗДЕЛ I

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

6. Подраздел:

имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;

имеет наименование.

Обозначение подраздела печатается с прописной буквы и абзацного отступа.

Наименование подраздела печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера подраздела, после которого ставится точка.

Пример:

Подраздел I. Общие положения об обязательствах

7. Глава:

нумеруется арабскими цифрами;

имеет наименование.

Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа.

Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.

Пример:

Глава 5. Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности

8. Параграф:

обозначается знаком §;

имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;

имеет наименование.

Наименование параграфа печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера параграфа, после которого ставится точка.

Пример:

§ 1. Хозяйственные товарищества и общества

Связаные темы

Нормативный правовой акт — письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Кодекс — закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, регулирующие определенную область общественных отношений.

Обзор структуры нормативных актов

Гражданский кодекс Российской Федерации (структура)

Трудовой кодекс Российской Федерации (структура)

Налоговый кодекс Российской Федерации (структура)

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (структура)

Раздел 6.2 Структура нормативных правовых актов

Структура нормативного акта — это его строение. Одним из главных средств юридической техники является расположение нормативного материала в определенном порядке, его последовательная дифференциация. Структура нормативных актов обусловлена их содержанием. n03T0Aty единой схемы, пригодной для всех законодательных актов, не существует. Если ориентироваться на крупные и сложные по содержанию нормативные акты, отражающие структуру отрасли права, то перечень структурных единиц будет весьма значительным. B небольших по o6beAty нормативных документах, которые являются более простыми и по содержанию, нет необходимости использовать все структурные возможности для дифференциации

нормативного материала. Перечислим все возможные единицы структурной организации текста нормативных актов:

— заголовок;

— оглавление;

— преамбула;

— часть;

— раздел;

— глава;

— статья;

— параграф;

— пункт;

— подпункт;

— абзац;

— примечание;

— заключительные положения;

~ приложение.

Структура правового акта и необходимость включения в него тех или иных структурных элементов текста определяются исходя из объема и содержания акта. Структура текста правового акта должна удовлетворять следующим требованиям:

а) единству и внутренней логике;

б) удобству пользования, т. e. в нем должны содержаться при

необходимости ссылки, отсылки и т. д.

Заголовок — это наименование нормативного акта. He следует думать, что заголовок — просто реквизит нормативного акта (и относится только к его внешней форме). Он выполняет куда более значительную роль: представляет собой одно из средств выражения смысла определенной группы юридических норм, поэтому его одновременно следует относить и к внутренней форме нормативного акта.

Цель заголовка — лаконично отразить основную идею нормативного акта, его тематику. Основные требования к заголовку нормативного правового акта:

— точность — он должен отражать содержание закона;

— краткость — в сжатой форме должен передавать суть нормативного

акта;

— оптимальная обобщенность — оптимальное соотношение краткости и полноты;

— формализованность — заголовок следует излагать официальным стилем.

Различают полное, краткое наименование нормативного акта и его аббревиатуру.

Полное наименование в сжатой форме передает его содержание, обозначая предмет регулирования, что позволяет идентифицировать нормативный акт, выделить его из совокупности других нормативных актов, ссылаться на него в других правовых документах.

B ссылках приводится именно полное наименование нормативного

акта.

Краткое наименование рекомендуется использовать в целях облегчения цитирования нормативного акта. Оно формулируется с помощью сложного существительного, образованного из следующих элементов: вид нормативного акта и, как правило, одно или несколько ключевых понятий. Например, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» чаще называют Законом о гарантиях избирательных прав.

Назначение краткого наименования состоит в том, чтобы дать сжатое и точное, удобное в применении название нормативного акта.

Аббревиатура — это словообразование, состоящее из начальных букв слов и принадлежащее к официальному тексту (например, Уголовный кодекс Российской Федерации — УК РФ). Как и полное наименование, аббревиатура служит идентификации нормативного акта и поэтому должна быть уникальной, т. e. отличаться от принятых аббревиатур других нормативных актов.

Задачи заголовка таковы:

— практическая (поиск нормативного акта, если известен смысл нормативного акта и необходимо повторное к нему обращение);

— информационная (например, при подборке нормативных актов по определенному вопросу);

— ориентационная (настраивает пользователей на определенное поведение, соответствующее основным принципам и нормам, в нем заключенным).

Правовые акты со сложными и неоправданно длинными наименованиями загромождают законодательство, затрудняют систематизацию и понимание правовых актов. Особенно они неудобны при ссылках на них в других правовых актах, иных документах.

Оглавление. Его имеют обычно крупные по объему нормативные акты. Задачи оглавления заключаются в следующем:

— сориентировать пользователя в нормативных предписаниях;

— обеспечить поиск необходимых правовых предписаний на протяжении всего срока действия нормативного акта;

— сделать текст закона доступным;

— облегчить чтение нормативного материала.

B оглавлениевносятся все основные структурные единицы текста нормативного акта (части, разделы, главы, статьи). Одним из условий отражения структурных единиц в оглавлении является наличие у них собственного названия.

Местонахождение оглавления в структуре нормативного акта бывает разным. Оглавление может помещаться или в начале акта перед преамбулой, или в конце. Ho более удобным является все же первый вариант: оглавление следует за наименованием нормативного акта.

Существует и третий вариант, который используется, в частности, в Германии: оглавление располагается после преамбулы перед

— 3

постановляющей частью.

C точки зрения российского законодателя оглавление пока не является одним из компонентов закона. Составлять его или обойтись без него решает издатель брошюры, в которой содержится нормативный акт. Как правило, найти оглавление, если оно имеется, можно на последних страницах текста нормативного акта, что указывает на факультативный характер оглавления.

Преамбулой (от лат. preambulus — «идущий впереди,

предшествующий») называют вводную часть какого-либо важного документального акта, содержащую указания на те или иные обстоятельства, послужившие поводом к принятию (изданию) акта, на его мотивы и цели. Преамбула предваряет текст постановляющей распорядительной) части правового акта.

Преамбула, будучи составной частью правового акта, не может содержать нормативных установлений и предписаний, но должна как минимум отвечать требованиям, предъявляемым к языку правовых актов — быть изложенной в меру просто, логично, иметь однозначную и четкую терминологию, без каких-либо лексических или синтаксических изысков. Преамбула не имеет заголовка и обозначения в виде слова «Преамбула». Она может состоять из абзацев.

B нормативных правовых актах преамбула, как правило, завершается постановляющей фразой или же целиком состоит из постановляющей фразы.

Преамбула включает такие компоненты, как мотивы принятия закона, цели и задачи, которые хотелось бы достичь в процессе реализации нормативного акта.

Мотив побуждает человека к активной деятельности и делает его поведение осмысленным и последовательным.

Цель — это конечный результат, которого хочет достичь законодатель, принимая нормативный акт.

Задача — это постановка проблемы, которая требует разрешения с помощью нормативного акта.3

Включение этих компонентов в преамбулу закона имеет, прежде всего, психологический характер, так как особенность человека состоит в том, что он пытается удовлетворять свои потребности путем построения логической цепочки от постановки цели до достижения результата. Тем самым он убеждает себя в необходимости построения своего поведения именно по закону (осознанно убежденное поведение).

Постановляющая (распорядительная) часть правового акта может состоять из абзацев, пунктов, подпунктов.

Абзац — часть текста от одного отступа до следующего.

Если постановляющая (распорядительная) часть правового акта содержит объем более одного абзаца, ее необходимо подразделять на пункты, а при необходимости и на подпункты.

Пункт — основная структурная единица правового акта. B нем формулируется главное — юридические нормы, предписания, обязательные для исполнения. Правовые акты могут содержать также ненормативные положения. Каждый пункт правового акта представляет собой нечто внутренне единое, цельное и выражает законченную мысль в ее полном объеме. Пункты не могут иметь преамбулу.

Примечание как структурная единица нормативного акта не было оставлено учеными без внимания, несмотря на то, что встречается оно в тексте нечасто.

Примечание — часть нормативного акта, которая представляет государственно-властное установление, предназначенное для специального текстового или символического подчеркивания, имеющее сопроводительный характер.

Примечание обладает следующими особенностями:

— будучи государственно-властным установлением (повелением), имеет обязательный характер;

— обладает сопроводительным характером;

— обладает такой же юридической силой, что и сопровождаемая им норма;

— существует для акцентирования внимания на определенном фрагменте сопровождаемой нормы;

— в тексте нормативного акта автономизируется и для этой цели имеет особое обозначение словом «Примечание», к тому же помеченное цифрами, звездочками и т. п.

Вот примерный круг вопросов, которые могут находить отражение в примечании:

— изложение специальных норм;

— наличие дефиниций;

— указание на принципы права;

— определение круга лиц, на которых распространяется норма права;

— определение пределов действия нормы;

— наличие стоимостных критериев;

— уточнение оценочных понятий;

— определение сроков;

— установление правовых режимов;

— регулирование вопросов о компетенции;

— уточнение структуры субъектов правоотношения;

— определение процессуальных моментов.1

Заключительные положения — это структурная часть нормативных актов, которая вызывает большое количество споров. Законодатель стал ее использовать недавно. B других странах, в частности в Германии, ее выделять не принято. Там в конце текста нормативного акта помещается так называемая заключительная формула, где отражаются сведения об одобрении верхней палатой, о подписании закона, об опубликовании.

Анализ российских нормативных актов не позволяет выявить какое- либо правило относительно содержания заключительной части. Заключительные положения пишутся произвольно.

Заключительная часть должна содержать положения, направленные на поддержание баланса в правовой системе. Например, это могут быть нормы о внесении изменений и положений в нормативно-правовые акты, изданные ранее и регулирующие те же общественные отношения.

Приложение — не обязательная структурная единица нормативного акта. Ee скорее можно назвать редкой. B приложении, как правило, содержатся рисунки, таблицы, схемы, иллюстрирующие нормативные предписания нормативного акта и облегчающие понимание смысла его статей.

Юридическая сила приложений и правового акта, к которому они относятся, может быть различной. Наименование приложений должно соответствовать их наименованиям, приведенным в соответствующих пунктах правового акта.

Текст нормативного акта редко сводится к одному или нескольким простым нормативным положениям. Обычно он состоит из множества правовых предписаний, которые к тому же специализируются на регулировании той или иной сферы общественных отношений. Bce это позволяет сгруппировать и расположить их в определенном порядке. Организация содержания текста путем его членения и оглавления есть юридическая графика. C ее помощью текст закона приобретает композиционную стройность, унифицированность. Более того, юридическая графика служит упорядочению мыслей самого законодателя, а текст закона приобретает смысловую завершенность и спаянность.

Вместе с тем текст нормативного акта — это целостное единство. Его деление на отдельные фрагменты не исключено, однако они должны рассматриваться не как нечто полностью самостоятельное, а как части целого, как составляющие нормативного акта.

Текст нормативно акта может подразделяться на следующие структурные единицы:

1. Частъ. Это самое крупное подразделение нормативного акта. Обычно деление на части используется при формировании ведущих отраслевых нормативных актов (как правило, кодексов), причем не любых, а основополагающих или «старых» отраслей права.

Дело в том, что за большой срок существования отрасли накапливается значительный нормативный материал и он настоятельно требует кодификации, в противном случае пользоваться им становится невозможно.

2. Раздел. Эта структурная единица в кодексах может не встречаться. Ho когда она есть, то вполне может использоваться для выделения подотрасли (или группы институтов).

3. Глава. Назначение данной структурной единицы состоит в оформлении правового института или субинститута.

4. Статья. Это основная структурная единица текста нормативного акта, поскольку именно она является носителем правовой информации. Статья содержит один либо несколько фрагментов правовых норм (или нормативных предписаний), посвященных отдельным вопросам.

5. Параграф. Это довольно редко используемая структурная единица текста нормативного акта. B основном она встречается в подзаконных актах, как правило ведомственных. Параграф применяют для группировки немногочисленных пунктов ведомственных актов.

6. Пункт. B законах эта структурная единица является вторичной по сравнению со статьей. Она может быть, но может и отсутствовать, и тогда статья представляет собой целостный, а не дифференцированный текст.1

Языковую основу текста нормативных актов составляют лексические единицы: слово, словосочетания, предложения, аббревиатуры.

Вместе с тем систему языковых правил можно представить и несколько иначе, более широко. Ee составляют четыре группы правил:

1. Общелингвистические (ясность, точность, доступность, краткость, отсутствие пафосности, официальность, экономность, соблюдение грамматических правил и др.).

2. Лексические (от греч. Iexis — слово, выражение, оборот речи). Они касаются использования слов и словосочетаний в нормативном тексте.

3. Синтаксические. Эти правила касаются построения предложений.

4. Стилистические. Стиль — это правила употребления, сочетания и соотношения языковых элементов, т. e. их функционирования.

Слова и выражения в правовых актах должны использоваться в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в федеральном законодательстве и законодательстве соответствующего субъекта РФ.

Отрицательно сказывается на техническом уровне актов и разнобой в применении сокращений, поэтому следует применять нормы и правила сокращения слов, приведенные в Государственном стандарте РФ ГОСТ 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила».

Допускается применять сокращения, не предусмотренные указанным стандартом, или более краткие варианты сокращения слов, чем в данном стандарте, при наличии справочного аппарата, обеспечивающего их расшифровку.

Аббревиатура — сокращение, образованное из первых букв слов, входящих в словосочетание.

Следует отличать аббревиатуры от графических сокращений, образованных первыми буквами слов (например, т. н. — так называемое; и т. д. — и так далее). Графические сокращения активно используются в правовых текстах.

Аббревиатуры нельзя смешивать и со сложносокращенными словами. Они пишутся всегда слитно, строчными буквами и склоняются как существительные того же рода и склонения (колхоз, межлесхоз). Исключение составляют общепринятые (ГОСТ, OCT).

Слово является единицей нормативного текста. Оно играет ключевую роль в нормативном тексте хотя бы потому, что составить предложения, несущие смысловую нагрузку, без слов невозможно.

B принципе, слово выражает какое-то понятие, которое обнаруживает себя вовне с помощью термина. Получается, что слово — это одновременно и понятие, и термин.

Существуют следующие требования к терминам, касающиеся использования их в нормативных документах:

— ясность;

— однозначность;

— апробированность;

— самообъяснимость;

— экономичность;

— другие.

Ha практике эти правила не всегда четко выполняются. Существует ряд отступлений:

1. Полисемия — многозначность слова. Например, слово «орган» имеет много значений, но в праве употребляется при обозначении структур, осуществляющих государственную власть. B связи с этим законодатель обязан сделать так, чтобы в нормативном акте термин употреблялся однозначно. Здесь может быть использовано множество средств: уточнение, конкретизация, определение и др..

2. Синонимия — взаимозаменяемость слов. Синонимы в нормативном акте могут играть положительную роль: они помогают уточнить, детализировать волю законодателя. Кроме того, синонимы обогащают язык текста, что также немаловажно. Однако при использовании синонимов необходимо помнить:

а) нельзя использовать квазисинонимы, т. e. слова, не состоящие в семантическом родстве;

б) нельзя допускать неточные или оттеночные синонимы;

в) недопустимо синонимическое излишество;

3. Антиномия. Речь идет об употреблении взаимоисключающих терминов. B нормативных текстах это используется довольно часто («истец» — «ответчик», «право» — «обязанность» и др.). Здесь также следует:

а) соблюдать симметричность в противопоставлении;

б) не противопоставлять многозначные слова;

в) не противопоставлять близкие по значению слова.1

B правотворческой работе употребляется множество терминов.

Обычно их классифицируют по видам:

— общеизвестные термины, отражающие происходящие в обществе процессы («владельцы транспортных средств», «наемный груд», «работодатель», «семья» и др.);

— специальные понятия, пришедшие из различных областей общественной жизни («природно-антропогенный объект», «естественная экологическая система», «информатизация», «информационные процессы»

идр.);

— специфические юридические понятия («вменяемость», «вина», «истец», «гражданин», «преюдициальность» и т. д.).

Это стандартные слова, из которых состоит нормативный текст.

Однако существуют нестандартные лексические группы, использование которых в нормотворческой практике вызывает наибольшие трудности:

— архаизмы — названия предметов, явлений, по каким-либо причинам вытесненные другими словами («присяжный», «пристав», «бремя доказывания» и др.). Здесь действует следующее правило: их не следует искусственно вытеснять, поскольку право — это элемент культуры, которому присуща преемственность собственных традиций;

— историзмы — названия исчезнувших предметов, явлений (например, «жандарм»). Они отражают процесс возврата этих явлений. Их следует принять как должное (если отражаемое ими явление получило возврат) и не пытаться использовать синонимы из современной жизни: ведь они отражают исторические факты;

— диалектизмы (провинциализмы) — слова с ограниченной сферой употребления, свойственные, как правило, какому-либо диалекту (северорусскому, среднерусскому, южнорусскому). Поскольку они имеют синонимы, на них не следует ориентироваться, так как это не способствует согласованности системы законодательства;

— техницизмы ~ узкоспециальные наименования, применяемые в той или иной деятельности («застройщик», «эндокардит» и др.). Использование их следует ограничивать до тех пор, пока они не приобретут общеупотребительного характера;

— иноязычные слова — заимствованные из других языков слова, используемые в русском лексиконе. Процесс заимствования слов идет в последнее время с большей скоростью, чем ранее. Сказываются набирающие оборот процессы глобализации, остановить которые невозможно. Вот почему важно соблюдать следующие правила: не злоупотреблять иностранной лексикой; применять иностранные слова, адаптированные к русской лексике; не использовать их в качестве синонимов русским словам; в нормативном тексте давать их переводы или уточнения; следить за сочетаемостью их со словами, употребляемыми в тексте;

— жаргонизмы — слова, отражающие специфику людей,

объединенных общностью интересов (например, «вещдок», «пассажиропоток»). B принципе, их употребление нежелательно, поскольку они придают нормативному документу оттенок просторечия.1

Юридический язык — это разновидность литературного языка. Ho в случаях, когда жаргонное слово адаптируется и начинает приобретать общеупотребительный характер, в его использовании нет ничего предосудительного (например, «самогон», «притон», «сводничество», «выручка»).

Словосочетания подразумевают устойчивую смысловую связь между словами. Сочетаемость слов — достоинство нормативного текста, а не недостаток. Можно говорить не только о производительности труда, но и о языковой производительности. Словосочетания (готовые единицы текста) являются одним из способов ее повышения.

Словосочетания бывают следующих видов:

— фразеологизмы, т. e. устойчивые словосочетания. Они делятся на общие, неюридические и вспомогательные (например, регистрационный номер), а также собственно-юридические (необходимая оборона, заключение под стражу, предание суду, обжалование в суд);

— свободные словосочетания. Они являются более гибкими, их части могут заменяться (например, «денежные средства» — «денежные ресурсы», «заключительные положения» — «заключительный раздел», «выдвигаться в депутаты»-«баллотироватьсявдепутаты»).

Предложения — основная смысловая единица нормативного текста. Именно от предложения в значительной степени зависит степень адекватности выражения содержания права, что во многом определяет эффективность правового регулирования.

Предложение как единица нормативно-правового текста должно отвечать следующим требованиям:

1. Точно выражать мысль законодателя, чтобы его требования были доведены до общества в полной мере. Предложение должно быть грамотно составлено (с соблюдением правил склонения по падежам и спряжения глаголов). Необходимо правильно употреблять служебные члены предложения. C этой целью надо избегать использования союзов «а», «но», «чтобы», «да», «не только, но и», «хотя», «также» и т. п.

2. Быть юридически нейтральными. Нормы права адресуются многим людям и действуют на протяжении длительного времени. Следовательно, лучше правило поведения формулировать в обезличенной форме. Для этой дели могут использоваться инфинитивные формы глаголов («установить», «предоставить», «обеспечить» и др.), глаголы в третьем лице (например, «несет ответственность»), глаголы в будущем времени (например, «должны понести ответственность»).

3. Быть простыми и доступными, но без ущерба для полноты и ясности нормативного положения. Конструкции предложений не должны быть чрезмерно сложными. Желательно разбивать сложные предложения на несколько простых, избегать употребление причастных и деепричастных оборотов, стараться не перегружать однородными членами (лучше обозначить их цифрами или буквами) и т. п.

4. Адекватно выражать волю законодателя. Для этой цели необходима соответствующая организация предложения. Оно должно быть:

— констатирующее;

— повествовательное;

— утвердительное;

— лучше без подлежащих;

— без вопросов;

— без побудительных слов.

Допустимы конструкции с отрицанием (например, «никто не имеет права нарушать закон»).

Одной из разновидностей правовых норм являются локальные правовые нормы, которые имеют конкретизирующий, детальный характер. B результате этого формируется целостная система регулирования разнообразных общественных отношений, в которой общие принципы и нормы дополняются и детализируются локальными нормами и механизмами, обеспечивающими реализацию общих принципов и норм на уровне отдельного субъекта.

Локальное нормотворчество имеет характерную особенность: по своему содержанию оно распространяется лишь на определенных участках

общественных отношений. Обладая конкретизирующим свойством, оно

компенсирует несовершенство законодательства.

Термином «локальный нормативный акт» обозначают акты органов местного самоуправления, а также его используют для обозначения корпоративных документов, т.е. актов управления, принимаемых на предприятиях и в других организациях.

Локальные акты занимают особое место в системе правовых актов Российской Федерации, обусловленное децентрализованным характером локального регулирования и его приближенностью к условиям деятельности каждой конкретной организации, предприятия или учреждения. При этом локальные нормы максимально близки к каждому человеку, задействованному во внутриорганизационных отношениях. Таким образом, локальное нормотворчество предстает в трех измерениях: государственном, организационном и личностном. B этом заключается как сложность локального регулирования, так и его значительный нормативнофункциональный потенциал и возможности совершенствования, на чем и следует сосредоточить основное внимание юридической науки.

Контрольные вопросы

1. Структура нормативно-правового акта. Система структурных единиц нормативно-правовых актов и правила их использования (заголовок, оглавление, преамбула, структурные единицы текста, примечания, заключительные положения, приложения.

2. Структурные единицы текста (часть, раздел, глава, статья, параграф, пункт, подпункт, абзац). Некоторые общие правила расположения структурных единиц текста.

3. Языковые (лингвистические) правила составления нормативноправовых актов и их система. Слово как основная единица нормативного текста. Словосочетания в нормативных актах. Предложения в нормативном тексте.

4. Стиль нормативных актов. Правовые аббревиатуры.

5. Особенности юридической техники локальных правовых актов.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *