Категория предприятия

Каждый объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, обязан заполнять заявку о постановке на учет.

Согласно ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об охране окружающей среды» объекты, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, подразделяются на четыре категории. То, какая именно категория будет присвоена тому или иному объекту НВОС зависит от его уровня негативного воздействия.

  1. Общая информация
  2. Проведение инвентаризации источников НВОС (выбросы, сбросы, отходы)
  3. Заполнение заявки на постановку объекта НВОС на учет
  4. Результат постановки объекта НВОС на учет
  5. Штрафы для объектов НВОС

1. Общая информация

Объект НВОС – это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Закона № 7-ФЗ).

Всего существует четыре категории объектов НВОС:

  • I категория – объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий;
  • II категория – объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду;
  • III категория – объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду;
  • IV категория – объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

Кстати!

Бывают случаи, когда объект соответствует критериям, согласно которым его можно отнести сразу к нескольким категориям. Решается этот вопрос следующим образом: объекту НВОС присваивается та категория, которая соответствует категории по наибольшему уровню негативного воздействия на окружающую среду.

Отчетность для категорий НВОС:

На основании изменений начиная с 1 января 2019 года, объектам негативного воздействия на окружающую среду необходимо предоставлять следующую документацию:

  • I категория – Комплексное экологическое разрешение (КЭР);
  • II категория – Декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС);
  • III категория предоставляет отчет о выбросах вредных веществ;
  • IV категории НВОС достаточно провести инвентаризацию объекта.

Какими бывают источники негативного воздействия:

Под негативным воздействием понимают результат деятельности производств и предприятий, которая приводит к негативным изменениям качества окружающей среды (выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и размещение опасных отходов).

Один объект может иметь несколько источников НВОС. В качестве примера можно привести такие источники как:

  • Сварочное оборудование;
  • Газовые-котельные;
  • Водоотчисное оборудование;
  • Дизельные генераторы;
  • Технологическое оборудование;
  • Насосное оборудование.

2. Проведение инвентаризации источников НВОС (выбросы, сбросы, отходы)

Для того, чтобы получить информацию об источниках выбросов, сбросов и отходов необходимо провести инвентаризацию и составить отчет по ее итогам. То, какой именно вид инвентаризации необходимо провести объекту НВОС, зависит от хозяйственной деятельности объекта.

Подробно об инвентаризации

Инвентаризация выбросов – процесс сбора и дальнейшего упорядочивания всех полученных сведений об источниках выбросов на предприятии, о классе опасности данных источников и других параметров, количестве и составе выбросов вредных веществ в атмосферу.

26.04.2019 г. в силу вступил новый Порядок проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Со всеми особенностями данного Порядка можно ознакомиться в Приказе Минприроды России №352 от 07.08.2018 г. «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».

Инвентаризация отходов – учет количества отходов, которые образуются в результате деятельности предприятия и их расчет.

Необходимость проведения инвентаризации объектов размещения отходов подтверждается Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018, с изм. от 19.07.2019) «Об отходах производства и потребления». В п.2 ст. 11 сказано, что необходимо проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Инвентаризация сбросов – сбор и учет данных о загрязняющих веществах, попадающих в водные объекты в результате деятельности предприятия.

В Постановлении Правительства РФ от 13.07.2019 N 891 «Об утверждении Правил проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду» подробно описываются Правила инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Кроме того, в документе прописано кому и зачем необходимо проводить инвентаризацию сбросов.

В данном материале мы делаем акцент на том, что проведение инвентаризации необходимо каждому объекту негативного воздействия на окружающую среду для постановки на учет и закреплению за ним той или иной категории НВОС.

3. Заполнение заявки на постановку объекта НВОС на учет

Абсолютно все объекты НВОС должны быть поставлены на учет (это подтверждается Федеральным законом N 7). Давайте пошагово разберем процесс постановки объекта негативного воздействия на учет.

Форма Заявки утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учёт, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью».

Заказать постановку на учет

Заявка о постановке на учет объекта НВОС заполняется через модуль природопользователя. Программу можно скачать на сайте Росприроднадзора.

В первую очередь, для постановки объекта НВОС на учет необходима следующая информация:

– Сведения об объекте (карточка предприятия)

Содержит в себе реквизиты предприятия, информацию о руководителе предприятия, вид деятельности, объем производимых товаров.

– Сведения о воздействии объекта на окружающую среду

Указывается информация об источниках выбросов, сбросов и размещения отходов на объекте НВОС.

  • Для источников выбросов указываются их объем и масса;
  • Для источников сбросов указываются объемы сброса в расчете за год;
  • Что касается инвентаризации отходов: указываются типы отходов, их масса, координаты места их территориального размещения и номер объекта размещения отходов в гос. реестре (при наличии).

– Сведения о разрешительных документах в области охраны окружающей среды

Далее необходимо указать реквизиты документов, которые позволяют объекту оказывать воздействие на окружающую среду.

– Сведения о принимаемых мерах по обеспечению охраны окружающей среды

В данном пункте директор предприятия подтверждает, что на его объекте выполняется программа производственного экологического контроля (ПЭК) и указывает дату ее утверждения.

Если это необходимо – можно указать сведения о мероприятиях по снижению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух (какие именно мероприятия проводятся и согласование их проведения в региональных органах контроля).

Также можно указать сведения о технических средствах по обезвреживанию вредных химических веществ, эффективность. Сюда вводятся наименование и тех. характеристики.

Сведения о технических средствах по очистке сбросов загрязняющих веществ: наименование, характеристики, эффективность.

Сведения о технологиях безопасного размещения отходов 1-5 классов опасности (в случае, если они имеются). Проведение мониторинга состояния окружающей среды в местах размещения отходов необходимо описать.

Куда направляется заявка о постановке на учет объекта НВОС

После того, как Вы заполнили заявку о постановке на учет объекта НВОС, ее необходимо направить в надзорный орган. Заполненная заявка направляется в электронном виде в надзорные органы согласно территориальной принадлежности объекта. Например, по Санкт-Петербургу заявка направляется в Комитет по природопользованию охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

Заявка подписывается руководителем юридического лица двумя способами:

• Если электронно-цифровой подписью, то заявка отправляется только в электронном виде в надзорные органы;
• Если электронно-цифровой подписи нет – заявка отправляется и в электронном, и в бумажном виде.

Срок рассмотрения заявки в среднем составляет 10 дней.

4. Результат постановки объекта НВОС на учет

После рассмотрения заявки надзорный орган отправляет свидетельство о постановке на учет в электронном виде. В свидетельстве объекту негативного воздействия на окружающую среду присваивается категория и указывается код.

5. Штрафы для объектов НВОС

Для объектов, которые не выполнили требования о постановке на учет, предусмотрены штрафные санкции. Статья 8.46 «Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений» КоАП РФ предусматривает следующие штрафы:

• на должностных лиц в размере 5000-20000 рублей;
• на юридических лиц — от 30000-100000 рублей.

* Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП), несет административную ответственность как юридическое лицо!

У Вас остались вопросы? Задайте их нашим специалистам прямо сейчас!

Проконсультроваться

Одним из жизненно необходимых природных компонентов несомненно можно назвать атмосферный воздух. Негативное воздействие на окружающую среду в подразумевает его загрязнение в том числе. Не трудно догадаться, к чему это может привести: начиная от дискомфорта для живых организмов, заканчивая заболеваниями и отравлением природы в целом. Загрязняющие воздух вещества имеют множество источников. В основном – это предприятия, деятельность которых подразумевает выбросы загрязняющих веществ.

В этом материале мы дадим ответы на множество волнующих вопросов: Как образуются выбросы? Какая экологическая отчетность обязательна для предприятий, осуществляющих выбросы? Что можно сделать для того, чтобы сократить негативное воздействие на окружающую среду?

  1. Общая информация
  2. Как образуются выбросы загрязняющих веществ?
  3. Расчет выбросов загрязняющих веществ
  4. Новые требования для объектов I-IV категории

В Федеральном законе от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об охране атмосферного воздуха» дается наиболее точное понятие того, что такое вредное (загрязняющее) вещество – химическое или биологическое вещество, либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Государством установлены нормативы выбросов, превышение которых принято считать загрязнением воздуха. Для каждого источника устанавливается предельно допустимый норматив вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) – это показатель допустимого вредного вещества в атмосферном воздухе. Показатель включает в себя максимальные объем или массу загрязняющих веществ и микроорганизмов, которые допустимы для выброса в атмосферу стационарными источниками, чтобы не нарушать экологические нормативы качества воздуха. Если значение норматива ПДВ соблюдается, значит, соблюдаются требования в области охраны атмосферного воздуха. В общем смысле понятие норматива означает ряд действий, которые требуется обязательно выполнить, чтобы они привели к ожидаемому результату.

Каждому объекту, осуществляющему выбросы загрязняющих веществ, необходимо иметь проект ПДВ. В случае, если проект отсутствует – предприятию грозит штраф до 250 тыс. руб., либо приостановление деятельности до 90 дней.

Заказать расчет выбросов

2. Как образуются выбросы загрязняющих веществ?

Вот перечень того, какими бывают источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу:

  • Организованные

Те источники выбросов загрязняющих веществ, поступающих в воздух через специально сооруженные технические устройства.

  • Неорганизованные

Источники, выбросы из которых поступают в виде ненаправленных потоков газа, когда нарушается герметичность оборудования, или возникают ошибки в работе оборудования по сбору газа в местах загрузки, выгрузки, хранения сырья, материалов, продукции и иных веществ.

  • Точечные

Это организованные источники выбросов. При этом, вредные загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух из установленного отверстия.

  • Линейные

Выбросы из таких источников поступают в атмосферу по установленной линии.

  • Площадные

Это неорганизованные источники, выбросы загрязняющих веществ из которых поступают в воздух с установленной ограниченной поверхности.

  • Передвижные

Источники с организованными или неорганизованными выбросами в процессе его передвижения в окружающей среде.

Штрафы за выбросы загрязняющих веществ

Важно отметить, что существует две основных характеристики выбросов. Данные характеристики описывают то, какие вещества и как именно поступают в атмосферный воздух:

– Количественные характеристики выбросов (перечень веществ и их количество в год и секунду);

– Качественные характеристики выбросов (применяется только к организованным источникам – скорость, температура, объем в сек.).

Как правило, перед тем как определить качественный и количественный состав выбросов загрязняющих веществ из источников необходимо обосновать метод определения состава и количества вредных выбросов. Далее оборудуются места отбора проб в соответствии с законом. После чего и определяются характеристики выбросов в соответствии с принятым методом (а также разовое (г/с) и валовое (т/г) значения выбросов).

3. Расчет выбросов загрязняющих веществ

На сегодняшний день активно развивается нормативно-методическая база по охране атмосферного воздуха. Это включает в себя множество вопросов: инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух с использованием как инструментальных, так и расчетных методов, организации и проведения расчетов загрязнения атмосферы, формирования предложений по нормативам допустимых выбросов (НДВ), а также определению периодичности производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов и объемов регулирования выбросов в периоды НМУ.

Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу – это несложный, но требующий особого внимания к деталям процесс. В начале на предприятии проводится инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В результате данной процедуры выявляются источники выбросов (о которых мы рассказывали ранее). Инвентаризация выбросов проводится согласно требованиям ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 29.07.2018; далее — Федеральный закон № 96-ФЗ).

Главное о новом порядке инвентаризации выбросов в 2019 году

С 26 апреля 2019 года начал действовать новый порядок проведения инвентаризации стационарных источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух (Инвентаризация ВЗВ), установленный Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352. Инвентаризацию проводят экологи на предприятии, либо же данную услугу можно заказать у специализированной организации, которая занимается разработкой проектной документации в сфере экологии. По итогам инвентаризации составляется отчет.

Далее, под каждый из источников подбирается своя методика расчета. Отметим, что так как для каждого источника выбросов существует своя методика, необходимо запросить данные для расчета. Как правило, расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу проводится с помощью программ Интеграла.

Разработка проекта ПДВ

Как мы и рассказывали ранее, ПДВ – это показатель допустимого вредного вещества в атмосферном воздухе, который отражает объем и массу ЗВ, допустимых для выброса стационарными источниками.

Нормативы допустимых выбросов, в широком смысле, устанавливаются для того, чтобы регулировать экологическую безопасность в стране. Масса вредных веществ измеряется в граммах, концентрация вредных веществ – в миллиграммах на кубометр, концентрация на выходе из источника – в граммах на кубометр.

От того, насколько точно определяются источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (и, следовательно, проводятся расчеты для инвентаризации), зависит точность результатов расчета нормативов выбросов загрязняющих веществ.

Особо следует обратить внимание на учет нестационарности выбросов во времени. Отсутствие информации о временных режимах работы цехов, участков предприятий, изменчивости во времени количественных и качественных характеристик выбросов на стадиях крупных технологических процессов нередко приводит к неоправданному завышению выбросов и нормативов ПДВ и ВСВ.

4. Новые требования для объектов I-IV категории

С 1 января 2019 года нормирование и контроль субъектов хозяйственной деятельности производится на основе нового подхода, который подразумевает присвоение предприятиям определенных категорий как объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Всего таких категорий 4, отличаются они степенью воздействия на окружающую среду. Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 устанавливает критерии разделения объектов на категории.

На основании действующих изменений объектам I категории разрешено осуществлять выбросы только на основании комплексного экологического разрешения (КЭР). Объектам II категории для осуществления выбросов нужно иметь декларацию о воздействии на окружающую среду (ДВОС). III категория готовит отчет о выбросах вредных веществ. IV категории негативного воздействия достаточно провести инвентаризацию объекта.

Выбросы загрязняющих веществ – особенно злободневная тема для экологии. Нарушения предприятий и производственных объектов, касаемо осуществления выбросов, серьезно пресекаются надзорными органами. Помимо Вашего бюджета и репутации может пострадать окружающая среда.

Специалисты ЭкоПромЦентра настоятельно рекомендуют обратить особое внимание на то что и как «выбрасывает» Ваше предприятие. Разработку и, самое главное, согласование всей необходимой экологической отчетности Вы можете доверить нам. Достаточно лишь сделать один клик.

Заказать услугу

01.10.2015 было опубликовано Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий». Вступает в силу по истечению не менее 7 дней публикации.

Теперь в зависимости от вида деятельности, типа производства, установленного и применяемого оборудования определяется категория предприятия. А для тех, кто уже множество раз проштудировал критерии, рекомендуем открыть нашу специальную рубрику «Категоризация объектов».

Итак, короткий обзор критериев:

1 категория

К 1 категории относятся предприятия, занимающиеся непосредственно добычей сырой нефти, различных руд, производством кокса, нефтепродуктов, неметаллической минеральной продукцией (стекловолокно, керамические изделия, цементный клинкер, известь), бумаги, картона, целлюлозы, мяса и мясопродуктов, жиров, молочной продукции, разведением птицы, выращиванием свиней, металлургией, снабжением электроэнергией и газом, по обработке и утилизации отходов.

2 категория

Данную категории определяют следующие виды деятельности: добыча сырой нефти, различных руд, производство кокса, нефтепродуктов, неметаллической минеральной продукцией (стекловолокно, керамические изделия, цементный клинкер, известь), бумаги, картона, целлюлозы, мяса и мясопродуктов, жиров, молочной продукции, разведение птицы, выращивание свиней, сбор и обработка сточных вод, металлургией, снабжением электроэнергией и газом, обработка и утилизация отходов, эксплуатация ядерных установок, но с более низкими мощностями, нежели у 1 категории. Отдельно выделены объекты, являющиеся:

а) портом, расположенным на внутренних водных путях РФ (допускающим проход судов водоизмещением 1350 тонн и более); б) морским портом; в) объектом, предназначенным для приема, отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок (при наличии взлетно- посадочной полосы длиной 2100 метров и более); г) объектом инфраструктуры железнодорожного транспорта. 3 категория К объектам III категории, то есть оказывающим незначительное негативное воздействие на окружающую среду, отнесена эксплуатация исследовательских ядерных установок нулевой мощности, радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категории. 4 категория К объектам IV категории будут отнесены объекты при наличии одновременно следующих критериев: — наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии выбросов веществ I, II классов опасности, радиоактивных веществ; — отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Чтобы скачать постановление, нажмите на .

Дополнительно мы открыли для вас на нашем сайте вкладку «Категоризация объектов», где публикуем все новости в данной области.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *