Казначейство предприятия

Чем занимается казначейство?

Флаг Федерального казначейства (Казначейства России) на его здании, расположенном на Биржевой площади в Москве. Фото: РИА Новости/ Наталья Селиверстова

Казначейство России — это госструктура, которая занимается централизацией, управлением и распределением федеральных денежных потоков и финансовыми вложениями. Находится в ведении Минфина РФ. Образована в 8 декабря 1992 года.

Основные функции Казначейства России:

  • обеспечение исполнения федерального бюджета
  • кассовое обслуживание
  • учет и распределение поступлений
  • управления рыночными и валютными рисками.

Полномочия Федерального казначейства:

  • распределяет (по законодательно установленным нормативам) доходы, поступившие в бюджетную систему, между бюджетами разных уровней;
  • ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
  • открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством РФ;
  • осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;
  • открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • ведет реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов;
  • обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну и др.

Структура

Федеральное казначейство в своей структуре имеет 85 территориальных органов и одну подведомственную организацию — Федеральное казенное учреждение «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России». За пределами России ведомство представительств не имеет.

История

Зарождение казначейской службы произошло еще во времена Древней Руси, когда появилась должность казначея — должностного лица княжеской или боярской администрации, хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной. С расширением границ Российского государства и его укреплением постепенно росла казна, и это требовало дополнительного контроля за сохранностью средств. Все это привело к возрастанию роли казначеев и появлению в XV веке, в период царствования Ивана III, казенных дворов.

В результате финансовых преобразований Петра I в 1710 году была создана Счетная или Казначейская контора, которая должна была следить за правильным поступлением налогов. Она просуществовала до 1742 года.

Бумажные деньги Российской империи

© Public Domain С 1 января 1769 года стали выпускаться ассигнации четырех достоинств: 25, 50, 75 и 100 рублей. Их печатали черной краской на белой бумаге с водяными знаками. Деньги этого выпуска имели примитивный внешний вид, что упрощало фальсификацию. Размер ассигнаций составлял 190 х 250 мм. На фото: 25 рублей 1769 года. © Public Domain Второй тип ассигнаций стал выпускаться в 1786 году. Для печати стала использоваться цветная бумага, изготовленная на специальной мануфактуре в Царском Селе. В обиходе бумажные деньги часто именовались по расцветке. На фото: ассигнация номиналом 5 рублей или «синенькая» 1794 года. 173 х 134 мм.

© Public Domain В 1802-1803 годах были заготовлены новые ассигнации номиналом 5, 10, 25 и 100 рублей, но они так и не вышли в обращение. Банкноты этого типа известны только в образцах. Номер 515001 одинаков на всех ассигнациях выпуска. Размеры денежных знаков каждого номинала неодинаковы.© Public Domain 1 января 1820 года начался обмен старых 5 и 10-рублёвых ассигнаций на новые. Цвет бумаги остался прежним, но рисунок претерпел значительные изменения. Ассигнации этого типа выпускались и находились в обращении до 1843 года. На фото: 5 рублей 1821. 180 х 132 мм. © Public Domain В 1840 году в результате денежной реформы министра финансов Канкрина ассигнационный рубль был упразднён. Привязанные ранее к ассигнационному рублю медные монеты вновь получили жёсткий курс обмена с серебром, а сам серебряный рубль в виде монеты был дополнен депозитными, а с 1843 года кредитными билетами. На фото: 10 рублей 1840. 145 х 100 мм.© Public Domain 50 рублей 1841 г.© Public Domain 10 рублей 1854 г. 115 х 160 мм© Public Domain В 1869 году в обращение вводятся кредитные билеты нового типа (образца 1866 года). Номиналы 5, 10, 25, 50 и 100 рублей содержали портреты русских правителей, положившие начало традиции изображения на деньгах государственных деятелей. На фото: купюра 100 рублей 1872. 180 х 102 мм.© Public Domain 10 рублей, государственный кредитный билет 1882 года. © Public Domain 10 рублей 1894 г. 104 х 174 мм. © Public Domain В 1895-1898 годах под руководством Сергея Витте была проведена денежная реформа, в ходе которой основой обращения стал золотой рубль, включавший 17,424 долей чистого золота (около 0,77 грамм). Золотые монеты имели свободное хождение наравне с бумажными кредитными билетами. На фото: государственный кредитный билет 1 рубль 1898 года. 142 х 83 мм. © Public Domain 100 рублей выпуска 1898 года. Традиционный цвет купюры — жёлто-бежевый, пастельных оттенков. Из-за изображённой Екатерины II купюру прозвали в народе «катенька». 260 х 122 мм. © Public Domain Банкнота достоинством 50 рублей образца 1899 года. На лицевой стороне изображён Николай Первый. 188 х 118 мм © Public Domain Банкнота «петенька» достоинством 500 рублей образца 1912 года. Лицевая сторона с изображением императора Петра Первого. Впервые за всю историю России купюра такого большого номинала была разработана в 1897 году, в 1898 выпущена в обращение. Размер купюры больше А4, 275 х 128 мм.

Следующей ступенью в развитии финансовой системы России стал выход в 1775 году, в эпоху царствования Екатерины II, крупного правового акта «Учреждения для управления губерний Российской империи» от 7 ноября 1775 г. Согласно данному документу, в каждой губернии создаются казенные палаты «для домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества» и определяются основные их функции: «1) Дабы доходы сполна и в настоящее время собраны были, 2) Дабы доходы куда надлежит доставлены были, 3) Дабы доходы в целости сохранены были».

Сохранение казны уже в то время стало делом государственной важности. Зачастую казначеи хранили государственные средства с риском для жизни. Так, в период пугачевских волнений в селе Малыковка (ныне г.Вольск) Саратовской губернии казначейша Тишина была казнена бунтовщиками за то, что не отдала им дворцовую казну.

Следующим этапом развития казначейства стали реформы Александра I. В 1802 году им был подписан манифест «Об учреждении министерств», в соответствии с которым, наряду с другими министерствами, создается Министерство финансов. А 15 февраля 1821 года в структуре нового ведомства был создан Департамент Государственного казначейства, ставший ядром всей системы казначейской службы России.

В начале XX века роль казначейства усиливается в связи с ростом доходов и расходов государства. В свет выходят новые законы и внутренние инструкции, более четко регламентирующие деятельность казначейств. Предметами ведения казначеев в то время были: прием и хранение всех доходов; продажа всякого рода гербовой бумаги, гербовых марок, бланков, свидетельств и патентов; выдача промысловых свидетельств и бесплатных промысловых билетов, перевод денег и так далее.

С 1918 года казначейство было расформировано, и его функции получили новые финансовые органы. Финансирование всего народного хозяйства страны и всего советского аппарата, счетно-бюджетная работа, руководство денежным обращением были переданы организованной казначейской финансовой комиссии, а впоследствии — Наркомату финансов и Народному банку РСФСР, а затем — Министерству финансов СССР и союзных республик, Государственному банку СССР и его территориальным органам.

Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556 и постановлением Правительства России от 27 августа 1993 года № 864 был решен вопрос о возрождении казначейства в России.

Информационно-аналитическая система Федерального казначейства — это система сбора, анализа и визуализации оперативных данных и включает в себя:

  1. Информационно-аналитическую систему мониторинга ключевых показателей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (КПЭ)
  2. Систему мониторинга и анализа государственных и муниципальных закупок
  3. Витрины данных
  4. Мобильное решение

Информационно-аналитическая система мониторинга ключевых показателей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (КПЭ)

Важнейшей целью Федерального казначейства является укрепление устойчивости, надежности и прозрачности финансовой системы Российской Федерации. Лишь при условии максимальной автоматизации процессов, применения самых передовых технологий, упрощения административных и технических процедур возможно решить одну из стратегических задач — обеспечение прозрачности и доступности информации о состоянии общественных финансов.

В рамках решения этой задачи в Федеральном казначействе была разработана и запущена в эксплуатацию аналитическая система мониторинга ключевых показателей исполнения бюджетов (далее — система КПЭ), которая предназначена для формирования оперативной информации о ходе и результатах исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:

  • для органов государственной власти и органов местного самоуправления — с целью повышения оперативности и эффективности принятия управленческих решений,
  • для граждан — с целью повышения публичности и прозрачности сектора государственного управления.

Более подробно о Информационно-аналитической системе мониторинга ключевых показателей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации можно найти по адресу: http://budget.roskazna.ru/about.html

Инструкция построения простого отчета в КПЭ

Система мониторинга и анализа государственных и муниципальных закупок

Новой сферой применения системы КПЭ стало ее использование для анализа эффективности бюджетных расходов при размещении и исполнении государственного и муниципального заказа.

Причиной разработки данной системы послужила необходимость создания механизмов, обеспечивающих постоянный мониторинг и системный аудит эффективности закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд на этапах прогнозирования, планирования и осуществления закупок и качества достигаемых результатов.

Новые возможности и технологии позволяют осуществлять комплексный мониторинг использования бюджетных средств на всех стадиях закупочного процесса от бюджетного планирования и доведения бюджетных обязательств, размещения заказов и заключения государственных контрактов.

Анализ данных об эффективности расходования бюджетных средств осуществляется с помощью блока аналитической и статистической отчетности, в том числе с возможностью построения сетевой модели по основным объектам (закупки, контракты, заказчики и поставщики), что в частности позволяет выявить степень проникновения «любимых поставщиков» у заказчиков, определить «степень аффилированности» заказчиков.

Более подробно ознакомиться с Системой мониторинга и анализа государственных и муниципальных закупок можно по адресу: http://contracts.roskazna.ru/

Витрины данных

С целью повышения открытости и доступности информации для граждан о состоянии бюджетной системы РФ, Федеральным казначейством разработаны витрины данных.Это решение дает инструмент эффективного контроль за управлением общественными финансами со стороны гражданского общества.

Основным источником информации для ее размещения на публичном портале являются данные системы КПЭ, которые представлены в понятном виде и содержат основные показатели, характеризующие состояние бюджетной системы Российской Федерации, такие как:

  • Аналитические отчетные данные о доходах, расходах, источниках финансирования, дефиците/профиците по уровням бюджетной системы, публикуемые на открытом портале с еженедельной периодичностью;
  • Информация о сводной бюджетной росписи, кассовых расходах, проценте исполнения сводной бюджетной росписи по федеральному бюджету в разрезе аналитического распределения по госпрограммам, публикуемые на открытом портале с еженедельной периодичностью;
  • Информация об исполнении основных показателей доходов и поступлений от главных администраторов доходов бюджета, публикуемые на открытом портале с еженедельной периодичностью;
  • Информация об исполнении федерального бюджета по расходам в разрезе главных распорядителей средств федерального бюджета, публикуемые на открытом портале с еженедельной периодичностью.

С целью адаптации бюджетно-финансовой терминологии для широкого круга пользователей каждый из отчетов на открытом портале сопровождается необходимыми пояснениями, текстовой информацией, а также дополнительными элементами, позволяющими визуально оценить основные тенденции или сигнализировать о негативных или позитивных отклонениях в показателях исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Дальнейшее развитие системы КПЭ как элемента интегрированной информационной системы «Электронный бюджет» позволит повысить качество принимаемых управленческих решений в сфере общественных финансов, обеспечит прозрачность деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных вне бюджетных фондов, государственных муниципальных учреждений и создаст инструмент для обеспечения эффективного контроля за управлением общественными финансами со стороны гражданского общества.

С витринами данных можно ознакомиться используя адрес: http://datamarts.roskazna.ru/

Мобильное решение

Мобильное решение позволяет проводить оперативный анализ исполнения бюджетов до уровня консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в ежедневном режиме по следующим направлениям:

  • оперативная информация и данные официальной отчётности по кассовому исполнению доходов и расходов федерального бюджета в динамике и в соотношении к объему ВВП, сравнению с аналогичными периодами прошлых лет, оперативную информацию по дефициту/профициту Федерального бюджета, ежедневную информацию по остаткам на счетах казначейства, информацию по исполнению федерального бюджета по субъектам бюджетного планирования и главным распорядителям бюджетных средств.
  • оперативная и официальная информация по динамике доходов и расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, сравнительные данные консолидированных бюджетов РФ, нормированные к численности населения, структуру поступлений по доходам, структуру расходов по функциональной классификации, классификации операций сектора государственного управления в разрезе каждого субъекта РФ, информацию по дефициту и профициту консолидированных бюджетов субъектов;
  • оперативная и официальная информация по доходам и расходам консолидированного бюджета РФ, динамика и структура расходов в разрезе функциональной классификации расходов, динамику и структуру доходов консолидированного бюджета РФ в процентном соотношении к ВВП, сравнительные данные с аналогичными периодами прошлых лет, процент исполнения и т.д.
  • оперативная информация по программам и проектам в разрезе субъектов РФ, информацию по реализации ряда федеральных программ (модернизация здравоохранения, приоритетные национальные проекты).

В системе реализован ряд дополнительной оперативной отчетности в интересах Министерства финансов РФ по исполнению бюджетов субъектов и местных бюджетов РФ, исполнению федерального бюджета в разрезе субъектов бюджетного планирования и многое другое.

Для удобства пользования мобильное решение позволяет из множества отчетных данных и индикаторов формировать собственный персональный профиль (избранные отчеты) пользователя системы.

В системе разработан сервис работы с документами, который позволяет использовать мобильное решение как элемент безбумажного офиса и как элемент поддержки проведения совещаний.

На данный момент, мобильное решение разработано для платформы iOS и ведутся разработки для платформы Android

Установить мобильное решение можно по ссылке: http://monitor.ibs.ru:81/install/

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *