Код физического состояния отходов

Содержание

Отходы 1-4 класса опасности. Что к ним относится? Перечень опасных отходов 1,2,3,4 класса опасности

Классы опасности устанавливаются для различных загрязняющих веществ, которые могут представлять угрозу для природы и/или жизнедеятельности человека. К 1-4 классу относятся самые опасные отходы, в обязательном порядке требующие утилизации. Перечень и принадлежность к определенному классу основывается на результатах, полученных экспериментальным, расчетным или методом компьютерного моделирования. Их совокупность в итоге позволяет сделать вывод о том, к какому из классов опасности относится то или иное вещество.

Всего существует 5 классов опасности отходов. По каждому из них разработаны свои нормативы, определяющие предельно допустимую концентрацию в воздухе, среднюю смертельную дозу, зоны острого и хронического воздействия.

К последнему, пятому, относятся вещества, не представляющие опасности. У них минимальная степень воздействия на окружающую среду. Остальные четыре класса мы рассмотрим ниже.

Классы отходов 1 и 2: что к ним относится и их особенности

К классу I относятся вещества чрезвычайно высокой опасности. Для них характерна наиболее значительная степень вредного воздействия на окружающую среду. Они приводят к кардинальному изменению экологической составляющей, восстановительный период отсутствует. К этому классу опасности относят полоний, бензапирен, фтороводород, соли свинца, таллий, диэтилртуть, плутоний, теллур, озон, циановодород и другие вещества. После их воздействия экологическая система нарушается в наибольшей степени, при этом период восстановления отсутствует. Определение принадлежности к классу опасности I осуществляется расчетным или экспериментальным методом.

На практике такие отходы могут представлять собой трансформаторы, конденсаторы, креозол и его остатки, ртутные термометры (отработанные или бракованные) и другие ртутьсодержащие приборы, асбестовую пыль, синтетические и минеральные масла, отходы солей мышьяка, антидетонационные присадки и отходы.

К классу II относятся высоко опасные вещества. У них высокая степень вредного воздействия на природу, они приводят к серьезному нарушению экологического баланса в окружающей среде. Последствия влияния веществ класса II настолько велики, что природе потребуется не менее 30 лет для восстановления. К этому классу опасности принадлежат литий, фенол, хлороформ, серную кислоту, селен, сероводород, барий, формальдегид, сурьму, стирол, все нитриты, мышьяк, молибден и другие вещества. После их воздействия экологическая система сильно нарушается, а период восстановления составляет от 30 лет. Определение принадлежности к классу опасности II осуществляется расчетным или экспериментальным методом.

На практике такие отходы могут представлять собой отработанные и бракованные аккумуляторы, автопокрышки, масла, щелочи, кислоты, гальванические элементы, остатки рафинирования нефтесодержащих отходов, свинцовые опилки, кислые смолы.

К первому и второму классам опасности на практике часто относятся промышленные отходы – те, которые образовались в процессе функционирования различных производственных предприятий. Это могут быть масла, щелочи, кислоты и другие химические вещества. Опасность также представляют отработанные люминесцентные и ртутные лампы, термометры, гальванические элементы.

Классы отходов 3 и 4: что к ним относится и их особенности

К классу III относятся умеренно опасные вещества. У них средняя степень вредного воздействия на окружающую среду. Они еще приводят к нарушению экологической системы, но для восстановления требуется около 10 лет. После этого влияние источника заражения снижается к минимуму. К этому классу опасности относят соединения марганца, серебра, никеля, меди, бензосодержащие отходы, соляную кислоту, трихлорэтилен, фосфаты, этиловый спирт и другие вещества. После их воздействия экологическая система нарушается и для ее восстановления требуется от 10 лет. Определение принадлежности к перечню отходов класса опасности III осуществляется расчетным или экспериментальным методом.

На практике такие отходы могут представлять собой отработанные медные провода, ацетон, обтирочные материалы, шлам очистки труб от нефти, масла (автомобильные, моторные), дизтопливо, цементную пыль, загрязненный бензином песок, свежий навоз со свинофермы, свежий утиный и гусиный помет, табачную пыль.

К классу IV относятся мало опасные вещества. У них низкая степень вредного воздействия опасных отходов на окружающую среду. Эти вещества приводят к определенным нарушениям экологической системы, но она способна восстановиться в течение 3 лет в среднем. К этому классу опасности относятся сульфаты, хлориды, алюминий, метан, аммиак, этанол и другие вещества. После их воздействия экологическая система также нарушается, но период ее восстановления наименьший – около 3 лет. Определение принадлежности к классу опасности IV осуществляется только экспериментальным методом.

На практике такие отходы часто являются строительными (бой кирпича, остатки щебня и арматуры, шпаклевка, куски рубероида). Также это может быть уличный и дорожный мусор, отходы битума и асфальта, обломки мебели, упаковки, остатки пищи, осколки стекла, опилки, отходы пуха и перьев, перепревший навоз и помет птицы, отработанный загрязненный уголь.

Порядок переработки отходов 1-4 класса опасности в 2020 году

Переработка веществ перечисленных по перечню выше классов опасности осуществляется на современном оборудовании, которое позволяет полностью или в максимальной мере устранить их химическую активность. В отдельных случаях становится возможным их вторичная переработка с последующим использованием в различных сферах. Обратите внимание, что сбор и утилизация отходов первого класса опасности осуществляется отдельно, они собираются в специальные контейнеры, которые обеспечивают безопасность их транспортировки. Этот контейнер имеет определенную форму, твердое покрытие внутри и подлежит перевозке в защитном чехле. Среди отходов второго класса только отработанные аккумуляторы нельзя подвергать механическому воздействию, а хранить и перемещать можно в оборудованных для этого контейнерах или поддонах. Также отдельно собираются нефтесодержащие отходы и отработанные масла.

Отходы классов опасности 1 и 2 запрещено бросать, ударять, переворачивать (в упакованном виде), а также повреждать тару, в которой они находятся. В ящиках с ртутьсодержащими элементами не допускается размещение иных отходов.

Сбор и утилизация отходов классов с первого по четвертый осуществляется в соответствии с инструкцией, где описана следующая последовательность действий:

  • сбор и сортировка отходов;
  • оформление документации;
  • учет отходов;
  • транспортировка к месту временного хранения, обезвреживания и переработки;
  • уменьшение объема за счет применения инновационных технологий (упаковка, переработка).

Стоимость работы по определению принадлежности к определенному классу опасности отходов определяется в зависимости от их количества и компонентного состава. Информация об уровне вредоносности отходов заносится в специальный паспорт. В нем же перечислены основные физико-химические свойства отходов. Другие особенности заполнения паспорта перечислены в законе «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998.

Наша компания предлагает услуги по сбору, транспортировке и утилизации отходов 1-4 класса опасности. Мы имеем лицензию на выполнение данных видов услуг, используем только усовершенствованные современные технологии переработки, что позволяет минимизировать риски воздействия на окружающую среду, а также конкурентоспособные цены.

Отправьте ЗАЯВКУ ОН-ЛАЙН >>>

И наши менеджеры предложат вам оптимальную стоимость услуги!

Почему клиенты доверяют нам:

  • мы осуществляем деятельность в соответствии с лицензией и Законодательством;
  • мы перерабатываем отходы инновационными способами, обеспечивая высокую экологическую безопасность процесса;
  • мы предлагаем доступные цены на весь перечень услуг;
  • оказываем бесплатные консультации по вопросам утилизации.

Лицензии

Отходы отрицательно влияют на окружающую экосистему.

Чтобы минимизировать их вред, с ними нужно правильно обращаться.

Работы по сбору и дальнейшей переработке ликвидируемых веществ регламентированы государством.

Одним из инструментов контроля за выполнением требований закона является лицензирование такой деятельности.

Что такое лицензия?

Лицензирование деятельности по обращению с отходами предполагает действия по отношению к хозяйствующему субъекту, который собирается или уже работает с мусором:

  • проверка на соответствие лицензионным условиям;
  • контроль за правильностью применения методов переработки;
  • пресечение экологических нарушений;
  • наказание за несоблюдение условий обращения.

Указанные процессы регулируются через специальное разрешение — лицензию. Этот документ дает право организации или ИП осуществлять указанную в нем деятельность с мусором.

Оформляется лицензия на право обращения с отходами на бумажном бланке строгой отчетности. По желанию получателя может выдаваться в электронном виде, удостоверенном электронной подписью.

Подробнее о функциях лицензирования можно узнать в нашей статье.

Кто регулирует лицензирование деятельности в области отходов?

В России работу с отходами лицензирует Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Задачами этого органа и его региональных подразделений в сфере лицензирования являются:

  • проверка соискателей на предмет правомерности их намерений;
  • принятие решений об оформлении лицензии или отказе в этом;
  • переоформление разрешения;
  • прекращение или приостановление выданного разрешения;
  • контроль выполнения лицензионной деятельности;
  • оформление дубликатов, копий, информации о действующих лицензиях.

Положения законодательства

Чтобы максимально нейтрализовать опасные отходы, которые подлежат лицензированию, получить пользу от их переработки, все действия в сфере обращения должны подчиняться единым правилам. Она устанавливаются государством при помощи законов, постановлений, СанПиН, ГОСТ, других нормативных бумаг.

Основным документом для правового регулирования «мусорной» деятельности является закон о лицензировании утилизации отходов от 24.06.1998 N 89-ФЗ.

Его статьей 9 установлено, что контроль за этой работой осуществляется согласно общему положению по лицензированию от 04.05.2011 № 99-ФЗ, но применительно к имеющимся особенностям.

Постановлением от 03.10.2015 № 1062 закреплены исчерпывающие нормы по лицензированию обращения с отходами:

  • виды работ, требующие разрешения Росприроднадзора;
  • требования к соискателям и лицензиатам, их грубые нарушения;
  • содержания заявлений о выдаче лицензии и возможных действиях с ней;
  • перечень документов;
  • обязанность уплаты госпошлины.

Виды мусора, на которые нужно оформлять разрешение

Законом об отходах обозначено, что лицензируется деятельность только с опасными отходами. Такими являются вещества, относящиеся по ФККО к 1-4 классам.

Самые опасные компоненты и материалы относятся к 1 классу. С каждым последующим классом степень токсичности вредных компонентов уменьшается.

В 4 класс входят почти неопасные элементы,которые могут самостоятельно нейтрализоваться за трехлетний период.

Классификация, используемая федеральным каталогом, не применяется для мусора:

  • медицинского —образующегося в медико-фармацевтических организациях, лечебно-профилактических учреждениях;
  • радиоактивного — имеющего радиационное воздействие;
  • биологического — получаемого от ветеринарной деятельности, а также состоящего из погибших животных и птиц, ненужных материалов от переработки животного сырья.

Для этих загрязняющих веществ установлена своя система деления на группы различного уровня опасности, наносимой окружающей среде.

Особенности отнесения к различным классам и видам отходов вы можете изучить .

Какие отходы не подлежат лицензированию?

Мусор, относящийся к 5 классу, считается неопасным. В небольших количествах он не наносит вреда окружающей среде. Природа может самостоятельно разлагать его на составные компоненты и перерабатывать. Такими веществами являются пищевые отходы, изделия из натуральных материалов.

Для работы с неопасными веществами не нужна лицензия. Но чтобы деятельность была законной, необходимо подтверждение класса.

Оно выполняется специальными аккредитованными лабораториями методом биотестирования образцов и оформляется протоколом.

Как осуществляются все этапы обращения с неопасными отходами, которые не подлежат лицензированию. написано .

Виды лицензий

Росприроднадзор выдает лицензии на все виды деятельности с опасным мусором:

  • сбор — прием, временное накопление отходов на выделенных площадках;
  • транспортирование — перемещение между территориями проведения разных этапов обращения;
  • обработка — сортировка, чистка, мытье ликвидируемых изделий;
  • утилизация — повторное применение,использование остатков в качестве сырья для новой продукции, извлечение из них ценных веществ;
  • обезвреживание — изменение свойств, уменьшение объема токсичных элементов;
  • размещение — хранение более 11 месяцев с целью дальнейшей утилизации, захоронение на полигонах не востребованных во вторичном производстве или чрезвычайно опасных компонентов.

Лицензия может оформляться на отдельные виды, несколько из них или на все сразу.

Где можно посмотреть перечень выданных разрешений?

К лицензионным функциям Росприроднадзора относится информирование заинтересованных лиц о лицензиях, выданных для обращения с ликвидируемыми веществами. Оно осуществляется путем формирования и ведения федерального реестра лицензий.

Перечень лицензий на обращение с отходами находится на официальном сайте Росприроднадзора. Представляет собой сегмент единого информационного ресурса данных об отходах от использования товаров (ЕГИС УОИТ).

Актуальность реестра лицензий обеспечивается онлайн-регистрацией принятых решений по лицензиям.

Реестр содержит сведения:

  • наименование и реквизиты лицензиата;
  • дата выдачи, номера регистрации и бланка лицензии;
  • перечисление работ по управлению отходами с адресами их осуществления;
  • названия и классы отходов с кодировкой по ФККО;
  • выдавшее документ подразделение Росприроднадзора;
  • статус лицензии.

Система является открытой и общедоступной. Чтобы узнать о правомерности деятельности конкретной компании или ИП, достаточно ввести в строку поиска любые регистрационные данные о них. Войти на ресурс можно через учетную запись ЕСИА.

Как оформляется документ и что для этого нужно?

Перед началом деятельности с отходами необходимо получить лицензию.

Она оформляется только после выполнения соискателем определенных условий, поэтому подтверждает:

  • наличие оборудования, помещений, транспорта, необходимых для работы;
  • прохождение работниками, непосредственно работающими с мусором, профессионального обучения;
  • получение положительных заключений экологической и санэпидемиологической экспертиз.

Субъект хозяйствования, планирующий работать с отходами, подает в подразделение Росприроднадзора заявление и необходимую документацию.

После принятия полного пакета бумаг лицензирующий орган в 45-дневный срок:

  • изучает документацию;
  • проводит проверку представленных сведений;
  • принимает решение;
  • выдает лицензию или информирует о причинах отказа.

Договоры на вывоз, переработку мусора можно заключать только с предприятиями или ИП, имеющими такой разрешительный документ. Он гарантирует, что отходы не выгрузятся на первой же свалке, а будут переработаны согласно имеющимся технологиям.

Как правильно провести подготовительные мероприятия, чтобы соответствовать лицензионным требованиям? Что входит в состав документации для подачи заявления? На эти и другие вопросы есть ответы в нашей статье о том, как оформить лицензию на обращение с отходами.

Чем грозит отсутствие лицензии?

За работу с мусором без лицензии предусмотрены наказания по административному и уголовному кодексам. Причем основанием для них является сам факт отсутствия разрешения.

Если лицензии нет у организации, то оно наказывается административно как юрлицо. При этом его руководитель, так же как ИП, несет уголовную и административную ответственность как физлицо.

Выбор конкретного вида наказания зависит от факторов:

  • полученная прибыль;
  • повторность нарушения;
  • причиненный государству вред;
  • наличие группового сговора.

Распространено применение административного штрафа.

При нанесении значительного ущерба к нему добавляется конфискация сырья, оборудования, полученной продукции.

За действия с опасными компонентами, не связанные с получением прибыли,возможны штрафы большего размера, предупреждения, дисквалификация руководителей, временное закрытие предприятия.

УК РФ деятельность без официального разрешения квалифицируется как нелегальное предпринимательство. Виновный в этом может быть наказан штрафами, общественными принудительными работами, арестом до полугода. При особо крупном доходе от деятельности или проведении работ совместно с другими субъектами, применяются те же наказания, но в увеличенных размерах.

Размеры штрафов, условия применения разных видов санкций указаны на нашем сайте в материале, посвященном штрафам за отсутствие лицензий.

Перспективы в сфере обращения с ликвидируемыми веществами

В России имеется стратегия экологической безопасности. Она утверждена указом от 19.04.2017 № 176. Документ содержит цели и задачи по оптимизации и улучшению деятельности с мусором, запланированные до 2025 года.

Стратегия направлена на:

  • проведение единой экологической политики;
  • увеличение доли использования вторсырья;
  • внедрение инновационных технологий утилизации;
  • уменьшение объемов захоронения остатков продукции;
  • создание закрытого цикла переработки ТБО;
  • повышение ответственности,экологической культуры предприятий и граждан;
  • создание мотивации по раздельному сбору загрязняющих веществ, применению биоразлагаемой тары.

Изменение существующего порядка лицензирования деятельности с отходами не предусмотрено.

В рамках поручений Президента от 15.11.2017 дорабатывается нормативная база по деятельности с отходами. Так, Госдумой рассмотрен законопроект по регулированию вторичных материальных ресурсов. В нем дано определение ВМР, установлены требования по обращению с ними, критерии отнесения сырья к этой категории, определены компетенции органов власти.

Также из ожидаемых новшеств заслуживает внимание проект закона об изменении статуса неналоговых платежей.

Согласно ему, платежи за негативное воздействие будут заменены экологическим налогом, при этом в НК РФ появится глава об утилизационном сборе.

Такой подход не предполагает освобождение от налога тех субъектов, которые самостоятельно утилизируют свои отходы. Вместо Росприроднадзора администратором сбора будет ФНС России. Соответственно, поменяется правоприменительная практика.

Законодательные инициативы по экологии сопровождаются дискуссиями на разных уровнях общества. Эта положительная тенденция способствует совершенствованию предлагаемых законопроектов.

Лицензирование отдельных видов отходов — это нормативно регламентированная процедура. Она направлена на соблюдение экологической безопасности. Является инструментом для установления и поддержания порядка в сфере обращения c мусором.

Выполнение условий, необходимых для оформления лицензии, требует много времени, финансовых вложений. Хозяйствующим субъектам, планирующим такой бизнес, следует ответственно проводить все подготовительные мероприятия. Это позволит начать деятельность сразу после получения лицензии, а также избежать штрафных санкций.

Об утверждении формы государственной статистической отчётности 1-отходы (Минприроды)

На основании Положения о Национальном статистическом комитете Республики Беларусь, утверждённого Указом Президента Республики Беларусь от 26 августа 2008 г. № 445 «О некоторых вопросах органов государственной статистики», Национальный статистический комитет Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить по представлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды прилагаемые:

1.1. форму государственной статистической отчётности 1-отходы (Минприроды) «Отчёт об обращении с отходами производства» годовой периодичности и ввести её в действие начиная с отчёта за 2018 год;

1.2. Указания по заполнению формы государственной статистической отчётности 1-отходы (Минприроды) «Отчёт об обращении с отходами производства» и ввести их в действие начиная с отчёта за 2018 год.

2. Распространить указанную в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления форму государственной статистической отчётности на юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс, осуществляющие деятельность, связанную с обращением с отходами производства (кроме юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц, имеющих отдельный баланс, у которых образуются только отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходы упаковочных бумаги, картона, гофрокартона незагрязненные, люминесцентные трубки отработанные, ртутные лампы отработанные, при общем объёме таких отходов 50 и менее тонн в год).

3. Признать утратившими силу:

  • постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 19 сентября 2013 г. № 208 «Об утверждении формы государственной статистической отчётности 1-отходы (Минприроды) «Отчёт об обращении с отходами производства» и указаний по её заполнению» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 04.10.2013, 7/2593);
  • постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 29 августа 2014 г. № 148 «О внесении изменений и дополнений в постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 19 сентября 2013 г. № 208» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.09.2014, 7/2901);
  • постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 15 октября 2015 г. № 150 «О внесении изменения в Указания по заполнению формы государственной статистической отчётности 1-отходы (Минприроды) «Отчёт об обращении с отходами производства» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.10.2015, 7/3260);
  • подпункт 1.14 пункта 1 постановления Национального статистического комитета Республики Беларусь от 16 мая 2016 г. № 29 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Национального статистического комитета Республики Беларусь» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.05.2016, 7/3440).

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2019 г.

Председатель

И.В.Медведева

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Национального
статистического комитета
Республики Беларусь
10.10.2018 № 103

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЁТНОСТЬ

Представление искажённых данных государственной статистической отчётности, несвоевременное представление или непредставление такой отчётности влекут применение мер административной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь

ОТЧЁТ
об обращении с отходами производства

Представляют

Срок представления

Форма 1-отходы (Минприроды)

юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс, осуществляющие деятельность, связанную с обращением с отходами производства (кроме юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц, имеющих отдельный баланс, у которых образуются только отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходы упаковочных бумаги, картона, гофрокартона незагрязненные, люминесцентные трубки отработанные, ртутные лампы отработанные, при общем объёме таких отходов 50 и менее тонн в год)

республиканскому научно-исследовательскому унитарному предприятию «Бел НИЦ «Экология»;

20 января

Код формы
по ОКУД

0618503

Годовая

республиканское научно-исследовательское унитарное предприятие «Бел НИЦ «Экология» – агрегированные первичные статистические данные

Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;

20 апреля

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь – официальную статистическую информацию

Национальному статистическому комитету Республики Беларусь

30 апреля

Номер бланка __________ Количество бланков ___________

Таблица 1

Обращение с отходами производства

тонн, с двумя знаками после запятой; по отходам 1-го, 2-го и 3-го классов опасности – с тремя знаками после запятой

Наименование отходов

Код отходов по классифи-
катору отходов, образую-
щихся в Респуб-
лике Беларусь

Код физи-
ческого
состо-
яния отходов

Класс опас-
ности
отходов

Наличие отходов на начало отчет-
ного года

Образо-
вано отходов (текущий выход) за отчетный год

Движение отходов

Наличие отходов на конец отчетного года

поступило от организаций и физических лиц

передано (реализовано) организациям

реали-
зовано физи-
ческим лицам

экспорт

использовано

обезврежено

захоронено

направлено на хранение в отчетном году

код направ-
ления исполь-
зования отходов

всего

код способа обезвре-
живания
отходов

всего

код объекта
захоро-
нения отходов

всего

уста-
нов-
лено в раз-
реше-
нии

код объекта хранения отходов

всего

код причины поступ-
ления отходов

всего

из них по импорту

код причины передачи отходов

всего

А

Б

В

Г

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Таблица 2

Выполнение мероприятий по сокращению объёмов образования и (или) накопления отходов производства

Наименование группы мероприятий

Код группы мероприятий

Израсходовано средств на выполнение мероприятий, рублей*

Оценка выполнения мероприятий
(1 – полностью выполнено;
2 – частично выполнено;
3 – не выполнено)

Сокращение объёмов образования и (или) накопления отходов производства после проведения мероприятия, тонн

планируемое

фактическое

А

Б

1

2

3

4

* Данные заполняются с одним знаком после запятой.

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Национального
статистического комитета
Республики Беларусь
10.10.2018 № 103

УКАЗАНИЯ
по заполнению формы государственной статистической отчётности 1-отходы (Минприроды) «Отчёт об обращении с отходами производства»

1. Государственную статистическую отчётность по форме 1-отходы (Минприроды) «Отчёт об обращении с отходами производства» (далее – отчёт) представляют юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс, осуществляющие деятельность, связанную с обращением с отходами производства (кроме юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц, имеющих отдельный баланс, у которых образуются только отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходы упаковочных бумаги, картона, гофрокартона незагрязненные, люминесцентные трубки отработанные, ртутные лампы отработанные, при общем объёме таких отходов 50 и менее тонн в год).

2. Юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс, составляют отчёт, включая данные по входящим в их структуру подразделениям, не имеющим отдельного баланса, расположенным на одной с ними территории (район области, город областного подчинения, город Минск).

Юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс, в структуре которых имеются подразделения, не имеющие отдельного баланса, расположенные на другой территории (район области, город областного подчинения, город Минск), составляют отдельный отчёт по всем структурным подразделениям, не имеющим отдельного баланса, находящимся в пределах одной территории, при этом в реквизите «Сведения о респонденте» по строке «Территория нахождения структурного подразделения» указывается фактическое место нахождения данных подразделений (наименование района, города областного подчинения, город Минск).

При аренде зданий, сооружений и других объектов отчёт представляет организация, обеспечивающая по договору сбор, хранение, вывоз на размещение отходов, образующихся при эксплуатации зданий, сооружений и других объектов.

3. В отчёте не отражаются данные об объёмах:

  • радиоактивных отходов;
  • продуктов животного происхождения (содержания и убоя скота);
  • лома и отходов чёрных металлов (кроме отходов, содержащих или загрязненных полихлорированными бифенилами (далее – ПХБ);
  • лома и отходов цветных металлов (кроме отработанных свинцовых аккумуляторов, а также отходов, содержащих или загрязненных ПХБ);
  • отходов потребления.

4. Отчёт заполняется на основании данных следующих первичных учётных документов:

  • форм учётной документации в области охраны окружающей среды согласно ТКП 17.02-12-2014 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учёта в области охраны окружающей среды и заполнения форм учётной документации в области охраны окружающей среды», утверждённого постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 3 марта 2014 г. № 2-Т «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов»;
  • акта инвентаризации отходов производства по форме согласно приложению 3 к Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства, утверждённой постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 17 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 70, 8/18401);
  • акта инвентаризации ПХБ по форме согласно приложению 4 к Правилам обращения с оборудованием и отходами, содержащими полихлорированные бифенилы, утверждённым постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 24 июня 2008 г. № 62 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 185, 8/19156);
  • товарно-транспортных накладных;
  • актов выполненных работ по договорам, заключённым на оказание услуг по использованию, захоронению и обезвреживанию отходов.

5. В отчёте отражаются объёмы отходов, образующихся как в собственном производстве, так и отходов, полученных от других организаций в соответствии с классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, утверждённым постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 8 ноября 2007 г. № 85 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 290, 8/17498; 2011 г., № 19, 8/23266).

6. Если в отчёте количество строк окажется недостаточным, то дополнительно заполняется необходимое количество бланков; при этом регистрационный номер респондента в статистическом регистре (ОКПО) и учётный номер плательщика (УНП) должны быть проставлены на каждом бланке с указанием порядкового номера бланка на первом листе бланка.

7. В таблице 1 данные, характеризующие количество отходов отражаются в тоннах: с двумя знаками после запятой – по неопасным отходам и отходам 4-го класса опасности, с тремя знаками после запятой – по отходам 1-го, 2-го и 3-го классов опасности.

Данные о фактическом объёме осадков из отстойников (сырого осадка с коагулянтом (флокулянтом), осадков после промывки фильтров), осадков сооружений биологической очистки хозяйственно-фекальных сточных вод, ила активного очистных сооружений отражаются в тоннах.

Данные о количестве термометров ртутных использованных или испорченных, люминесцентных трубок отработанных и ртутных ламп отработанных, компактных люминесцентных ламп (энергосберегающих) отработанных, дифманометров, содержащих ртуть, игнитронов отражаются в штуках.

Данные о силовых трансформаторах с охлаждающей жидкостью на основе ПХБ, силовых конденсаторов с диэлектриком, пропитанным жидкостью на основе ПХБ, малогабаритных конденсаторов с диэлектриком на основе ПХБ, прочее оборудование, содержащее или загрязненное ПХБ, прочие отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, оборудования и устройств, не вошедших в группу II B блока III, в соответствии с классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, отражаются в тоннах ПХБ-содержащих жидкостей.

8. В графах А и Б таблицы 1 указываются соответственно наименование и код отходов согласно классификатору отходов, образующихся в Республике Беларусь.

9. В графе В таблицы 1 указывается код физического состояния отходов в соответствии с перечнем кодов и наименований физического состояния отходов согласно приложению 1 к настоящим Указаниям.

10. В графе Г указывается: для опасных отходов – класс опасности, для неопасных отходов – «н/о» в соответствии с классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь.

11. В графе 1 таблицы 1 отражается объем отходов, находящихся на объектах хранения отходов по состоянию на 1 января отчётного года.

12. В графе 2 таблицы 1 отражается фактический объем образовавшихся отходов в отчётном году.

13. В графе 3 таблицы 1 указывается код причины поступления отходов от организаций и физических лиц в соответствии с перечнем кодов и наименований причин поступления отходов согласно приложению 2 к настоящим Указаниям.

14. В графе 6 таблицы 1 указывается код причины передачи отходов в соответствии с перечнем кодов и наименований причин передачи отходов согласно приложению 3 к настоящим Указаниям.

15. В графе 7 таблицы 1 отражается объем отходов, переданных по сделкам отчуждения отходов организациям для дальнейшего использования, обезвреживания, захоронения. Объем отходов, переданных на захоронение по договору выполнения работ между собственником отходов и лицом, эксплуатирующим объект захоронения отходов, отражается в графе 15.

16. В графе 10 таблицы 1 указывается код направления использования отходов собственного производства в соответствии с перечнем кодов и наименований направлений использования отходов согласно приложению 4 к настоящим Указаниям.

17. В графе 11 таблицы 1 отражается объем отходов, фактически использованных за отчётный период в собственном производстве (основном производстве, в подсобном хозяйстве и других производствах).

18. В графе 12 таблицы 1 указывается код способа обезвреживания отходов в соответствии с перечнем кодов и наименований способов обезвреживания отходов согласно приложению 5 к настоящим Указаниям.

19. В графе 14 таблицы 1 указывается код объекта захоронения отходов в соответствии с перечнем кодов и наименований объектов захоронения отходов согласно приложению 6 к настоящим Указаниям.

20. В графе 15 таблицы 1 отражается объем отходов, переданных на захоронение как на объекты захоронения отходов, имеющиеся у организации, так и на объекты захоронения отходов, принадлежащие иным организациям, оказывающим по договору услуги по захоронению отходов.

21. В графе 16 таблицы 1 отражается количество отходов производства, подлежащее захоронению, определённое в разрешении на хранение и захоронение отходов производства или комплексном природоохранном разрешении. Если разрешение на хранение и захоронение отходов производства или комплексное природоохранное разрешение отсутствует, то в данной графе отражается количество отходов производства, подлежащее захоронению, согласно заключённым договорам на оказание услуг по захоронению.

22. В графе 17 таблицы 1 указывается код объекта хранения отходов в соответствии с перечнем кодов и наименований объектов хранения отходов согласно приложению 7 к настоящим Указаниям.

23. В графе 18 таблицы 1 отражается фактический объем отходов, направленных на хранение в отчётном году.

Данные в графе 18 таблицы 1 должны быть равны сумме данных в графах 2 и 4 минус сумма данных в графах с 7 по 9, 11, 13, 15.

24. В графе 19 таблицы 1 отражается объем отходов, находящихся на объектах хранения отходов по состоянию на 1 января года, следующего за отчётным.

Данные в графе 19 таблицы 1 должны быть равны сумме данных в графах 1 и 18 или сумме данных в графах 1, 2 и 4 минус сумма данных в графах с 7 по 9, 11, 13, 15.

25. В таблице 2 отражаются данные о выполнении в отчётном году мероприятий по сокращению объёмов образования и (или) накопления отходов производства, осуществляемых за счёт всех источников финансирования в отчётном году, со сроками завершения как в отчётном году, так и в последующие годы.

Данные о мероприятиях отражаются в таблице независимо от уровня их фактического выполнения.

26. В графах А и Б таблицы 2 указываются соответственно наименование и код группы мероприятий в соответствии с перечнем кодов и наименований групп мероприятий по сокращению объёмов образования и (или) накопления отходов производства согласно приложению 8 к настоящим Указаниям.

27. В графах 3 и 4 таблицы 2 отражаются соответственно планируемые (расчётные) и фактические данные при выполнении мероприятия в отчётном году.

Примечание. Терминология, применяемая в настоящих Указаниях, используется только для заполнения отчёта.

Приложение 1

к Указаниям
по заполнению формы
государственной статистической
отчётности 1-отходы (Минприроды)
«Отчёт об обращении
с отходами производства»

Перечень кодов и наименований физического состояния отходов

Код

Наименование физического состояния отходов

01

Битум
Природное или искусственно полученное пластичное или вязкое вещество – смесь углеводов с продуктами их полимеризации и окисления

02

Гудрон
Смоляная масса, остающаяся после отгонки от нефти лёгких и большинства смазочных фракций

03

Гель
Твердоподобная дисперсная система, образующаяся в результате коагуляции золя

04

Гранулят
Мелкие, плотные агрегаты какого-либо вещества в виде зёрен, образующиеся при переходе вещества из жидкого в твёрдое состояние или в других процессах

05

Зола
Остаток после сжигания органических соединений до минерализованного состояния

06

Золь
Коллоидная система из частиц размерами 0,001–0,1 мкм, равномерно распределенных в основном компоненте отходов: гидрозоль – в воде; аэрозоль – в газообразной среде (воздухе)

07

Кек
Твёрдые остатки фильтрации пульпы

08

Кокс
Твёрдый остаток, образующийся в результате нагрева различных видов топлива до высоких температур без доступа воздуха: каменноугольный, пековый, электродный, нефтяной

09

Кубовый остаток
Малолетучий высококипящий остаток, образующийся в процессах дистилляции и ректификации жидких смесей на фракции

10

Коагулят
Продукт слипания мелких частиц в дисперсных системах в более крупные под влиянием сил сцепления

11

Лом, бой, куски, обломки
Некондиционные изделия или части изделий из металлов или из других твёрдых веществ

12

Огарок
Продукт обжига руд и концентратов

13

Облой
Остатки материала, образующиеся в зазорах штамповочного и литейного инструмента

14

Обрезь
Остатки материала, образующиеся при раскрое тканей, листовых материалов

15

Окалина
Продукт окисления сплавов металлов, отделённый от основной массы металла

16

Пек
Масса, остающаяся после перегонки каменноугольного, торфяного, древесного дёгтя, а также нефтяной смолы после пиролиза

17

Порода, порода содержащая
Природный материал, содержащий в различных количествах разные минеральные агрегаты

18

Пыль
Взвешенные в газообразной среде (воздухе) или осевшие на твёрдую поверхность твёрдые частицы размерами от 0,01 до 100 мкм

19

Пульпа
Смесь технической жидкости процесса с твёрдыми компонентами

20

Раствор
Устойчивая независимо от времени гомогенная смесь двух и большего числа компонентов, равномерно распределенных по занимаемому ими объёму, основной из которых (растворитель) образует определённые жидкие, газообразные или твёрдые фазовые состояния с другими компонентами

21

Суспензия
Малоустойчивая дисперсионная система распределенных в жидкости или газе частиц с размером, большим, чем у золей

22

Соапстоки
Омыленные свободные жирные кислоты, содержащие нейтральный жир и нежировые вещества

23

Смола
Конденсированная масса органического происхождения

24

Скрап
Мелкие застывшие частицы, образующиеся при разбрызгивании металла, или застывшие разливы жидкого металла, а также остатки металла на частях литейного оборудования

25

Сажа
Аморфный углерод – продукт неполного сгорания или термического разложения органических соединений

26

Стружка, опилки
Продукты разрушения материалов в процессах механической обработки

27

Хвосты
Остатки полезных ископаемых, образующиеся в процессе обогащения, с низким содержанием полезных агрегатов, которые сосредоточены в концентрате

28

Шлам, осадок, остаток, ил
Выделение конденсированной массы из суспензии под гравитационным или механическим влиянием с возможными остатками жидкости

29

Эмульсия
Жидкость, в которой находятся микроскопические частицы другой во взвешенном состоянии с размером, большим, чем у золей

30

Экстракт
Раствор определённых компонентов, выделенных из смеси твёрдых или жидких веществ с помощью селективных растворителей (экстрагентов)

31*

Жидкие отходы

32*

Твёрдые отходы

* Коды 31, 32 указываются в случае невозможности соотнести реальное физическое состояние отходов с перечисленными наименованиями физических состояний.

Приложение 2

к Указаниям
по заполнению формы
государственной статистической
отчётности 1-отходы (Минприроды)
«Отчёт об обращении
с отходами производства»

Перечень кодов и наименований причин поступления отходов

Код

Наименование причины поступления отходов

01

Для использования

02

Для обезвреживания

03

Для захоронения

04

Для хранения

05

Прочее

Приложение 3

к Указаниям
по заполнению формы
государственной статистической
отчётности 1-отходы (Минприроды)
«Отчёт об обращении
с отходами производства»

Перечень кодов и наименований причин передачи отходов

Код

Наименование причины передачи отходов

01

Отчуждение с целью использования

02

Отчуждение с целью обезвреживания

03

Отчуждение с целью захоронения

04

Отчуждение с целью хранения

05

Прочее

Приложение 4

к Указаниям
по заполнению формы
государственной статистической
отчётности 1-отходы (Минприроды)
«Отчёт об обращении
с отходами производства»

Перечень кодов и наименований направлений использования отходов

Код

Наименование направления использования отходов

1

Для получения энергии (электрическая, тепловая)

2

Для получения продукции

3

Для выполнения работ, оказания услуг

Приложение 5

к Указаниям
по заполнению формы
государственной статистической
отчётности 1-отходы (Минприроды)
«Отчёт об обращении
с отходами производства»

Перечень кодов и наименований способов обезвреживания отходов

Код

Наименование способа обезвреживания отходов

110

Термический

в том числе:

111

огневой

112

жидкофазного окисления

113

газификации

114

пиролиз

115

плазменный

116

сжигание (температура 12000С и выше)

117

двухступенчатое пиролитическое сжигание (температура 800–850 °С)

118

сжигание в однокамерных печах (температура 300–400 °С)

119

влажная термическая обработка (автоклав)

120

Физико-химическая переработка

в том числе:

121

коагуляция

122

адсорбция

123

экстракция

124

флотация

125

ионообменный метод (обеспечивает при пропускании жидких отходов через ионообменные материалы удаление катионов и анионов загрязнителей)

130

Электрохимический

в том числе:

131

электролиз

132

электрокоагуляция

133

электрофлотация

140

Иммобилизация (обработка отходов специальными средствами, в процессе которой происходит химическое (иное) преобразование вредных веществ в отходах, позволяющее уменьшить вредное воздействие отходов на окружающую среду)

150

Химический

в том числе:

151

нейтрализация

152

окислительный

153

химическая дезинфекция

160

Восстановительный

170

Мембранный

180

Биологическая обработка

190

Другое

Приложение 6

к Указаниям
по заполнению формы
государственной статистической
отчётности 1-отходы (Минприроды)
«Отчёт об обращении
с отходами производства»

Перечень кодов и наименований объектов захоронения отходов

Код

Наименование объекта захоронения отходов

211

Полигон промышленных отходов

212

Полигон токсичных промышленных отходов

221

Полигон твёрдых коммунальных отходов

222

Миниполигон твёрдых коммунальных отходов

290

Другое

Приложение 7

к Указаниям
по заполнению формы
государственной статистической
отчётности 1-отходы (Минприроды)
«Отчёт об обращении
с отходами производства»

Перечень кодов и наименований объектов хранения отходов

Код

Наименование объекта хранения отходов

10

Шламохранилище (шламонакопитель)

20

Полигон токсичных промышленных отходов

30

Отвал

40

Объект хранения ила активного очистных сооружений

50

Подземный резервуар

60

Места временного хранения

70

Другое

Приложение 8

к Указаниям
по заполнению формы
государственной статистической
отчётности 1-отходы (Минприроды)
«Отчёт об обращении
с отходами производства»

Перечень кодов и наименований групп мероприятий по сокращению объёмов образования и (или) накопления отходов производства

Код

Наименование группы мероприятий

1

Совершенствование технологических процессов, приводящих к уменьшению объёмов образования отходов

2

Создание объекта хранения, мест временного хранения отходов

3

Строительство, реконструкция, модернизация объекта по использованию отходов

4

Строительство, реконструкция, модернизация объекта по обезвреживанию отходов

5

Строительство, реконструкция, модернизация объекта захоронения отходов

6

Приобретение, изготовление контейнеров для сбора отходов и вторичных материальных ресурсов

7

Прочие мероприятия

Скачать отчет 1-отходы и указания по его заполнению

Форма государственной статистической отчётности 1-отходы (Минприроды) «Отчёт об обращении с отходами производства» годовой периодичности и Указания по ее заполнению формы государственной статистической отчётности 1-отходы (Минприроды) «Отчёт об обращении с отходами производства»

Скачать для ознакомления полную версию документа, взятую из открытых источников можно по ссылке:

Классификация отходов по классам опасности

Утиль производства и потребления предполагает угрозу для природной среды и живых организмов. Он подлежит уничтожению или вторичному использованию. Классификация опасности отходов выступает основанием для выбора подходящих процедур.

Классификация

Типология мусора по классам призвана обеспечить возможность совмещения категорий отходов между собой. От классификации отходного материала зависит его компонентный состав, методы и принципы хранения, перемещения, уничтожения. Отнесение к определенному виду мусора позволяет определить источник образования отходов производства, его индивидуальные свойства, влияние на окружающую среду и человека.

Отсутствие перечня групп отходов по степени опасности предполагает невозможность надлежащей сортировки и обезвреживания: образуется масса мусора, отравляющая живые организмы.

Правильная утилизация также важна. От выбора способа уничтожения опасных отходов зависит выделение ядовитых веществ в атмосферу.

Виды отходов

«Отходы» — емкое понятие. До систематизации по классам вредности мусорным отходам присваивается код согласно Федеральному классификатору, в соответствии с которым устанавливается тип и агрегатное состояние вещества. Существует несколько признаков (факторов), определяющих сортировку мусора по категориям:

  1. По происхождению:
    • производственные;
    • коммунальные;
    • другие.
  2. Компонентный состав:
    • органика;
    • отходные материалы промышленности.
  3. Состояние (форма):
    • жидкие отходы;
    • газ;
    • твердый сплав.

Одобрение классов контролирующим государственным органом (Роспотребнадзором) — неотъемлемый этап разделения отходов производства и потребления в зависимости от признаков и свойств вещества.

По происхождению

Отходы делятся на 2 класса, определяющие образование и целевое назначение утиля:

  1. Промышленный мусор (бракованная продукция):
    • возвратное сырье — вещества, утратившие свойства. Используются в производстве;
    • вторсырье — материалы, подлежащие вторичному использованию в других отраслях.
  2. Отходы потребления – итог человеческой деятельности:
    • бытовой мусор (изделия, утратившие полезные качества);
    • коммунальный (последствия природных стихий).

Ко второму классу можно отнести утиль, образовавшийся в офисных помещениях, учебных заведениях.

По составу

Принцип систематизации состоит в определении компонентного содержания отбросов:

  • органические вещества:
    • пища;
    • «удобрение» животного происхождения и птиц.
  • промышленные отходы:
    • остатки нефтепереработки;
    • окурки;
    • электрические приспособления, вышедшие из строя.
  • энергетика (излучение).

Количество и свойства содержательных компонентов определяют правила обращения с определенным классом утиля.

По агрегатному состоянию

Отходы бывают:

  • твердые;
  • жидкие;
  • газообразные.

Основные виды агрегатного состояния позволяют просчитать степень воздействия остатков на окружающий мир при осуществлении разного рода действий.

Таблица классов опасности отходов в России

Классифицировать утильсырье по российскому законодательству в 2020 году можно в соответствии с информацией, указанной ниже в таблице.

Класс опасности

Степень влияния на окружающую среду

Последствия

чрезвычайно высокая

  • необратимое нарушение экосистемы;
  • невозможность восстановления.

высокая

  • чрезмерное воздействие на экологию;
  • срок восстановления – не менее 30 лет при условии обезвреживания источника опасности.

умеренная

  • изменения в работе экологической системы;
  • период восстановления — 10 лет при снижении уровня опасного влияния.

низкая

  • самовосстановление зараженного участка — 3 года.

малая

  • нормальное функционирование природных элементов.

Степени опасности

Главная цель кодификации — ограничение воздушного пространства, водных и земельных ресурсов от ядовитого влияния элементов мусора, а также федеральный контроль соблюдения требований безопасности.

Имея информацию о принадлежности сырья к определенному классу, можно сделать вывод о степени вреда, а также выборе универсального метода снижения негативного воздействия. С учетом категории вещества устанавливаются правила обращения с опасным мусором в соответствии с санитарными нормами.

Первый класс

К данной группе относятся изделия, содержащие ртуть – высоко опасный элемент. Это:

  • трансформаторы;
  • конденсаторы;
  • медицинские принадлежности и оборудование:
    • градусники;
    • лампы;
    • другие специализированные устройства.

Пары компонента несут непоправимый вред окружающей среде.

Соблюдая правила безопасности, проводится раздельный сбор ртутьсодержащего материала с хранением в специальном месте – оцинкованной емкости. Мусорный контейнер подлежит маркировке с указанием таких сведений:

  • вид;
  • инструкция сбора;
  • данные лицензированной компании по транспортировке и утилизации.

Бак с ядовитым веществом хранится на специально обустроенной площадке.

Второй класс

Ко 2-ой группе относятся аккумуляторные батареи.

Изделия, вызывающие кислотное и свинцовое заражение экосистемы, представляют высокую опасность для всего окружения.

Нормы действующего законодательства установили следующие правила:

  1. Индивидуальный сбор.
  2. Хранение с применением специальных поддонов во избежание утечки компонентного элемента — электролита.
  3. Недопустимость механического воздействия.

Место временного размещения отходов подлежит оборудованию твердой основой с установкой защиты от дождя.

Третий класс

Под него подпадает утиль средней опасности. Это производственные и органические отходы, попавшие под химическое воздействие:

  • медные волокна с никелевой обработкой;
  • остатки нефтепроводов;
  • ацетоносодержащие средства по истечению срока годности;
  • пыль цемента;
  • масла;
  • фильтры.

Из органических компонентов — куриный жир, помет птиц, навоз, табачные составляющие.

Уничтожение производственных продуктов путем горения негативно отражается на экологии. Подходящий способ – переработка (регенерация) утиля с частичным восстановлением первоначальных характеристик.

Четвертый класс

Эту категорию образуют:

  • непригодные стройматериалы, ж/к отходы;
  • использованные резиновые покрышки;
  • стекло;
  • пыль металла и строительных примесей (бетон, гипс);
  • пух, перья птиц;
  • остатки мебельного производства (опилки, стружка).

Для хранения мусора нет особых ограничений — полигон с последующей регенерацией.

Пятый класс

К малоопасному утильсырью относятся:

Компоненты мусора почти не воздействуют на природное состояние, не нуждаются в определенных условиях сортировки и транспортировки. Утиль подлежит размещению на свалке ТБО, но сбор веществ с целью обработки приветствуется.

Определение класса опасности

Квалификация уровня вредности определяется 2 способами:

  • расчетный;
  • экспериментальный.

Процесс проводится источником отходов для каждой группы отдельно. Допускается привлечение специализированной организации. Ответственность за достоверность информации возложена на собственника мусора.

Степень опасности согласовывается с местным отделом санэпидемстанции.

Разрешение конфликтов относится к полномочиям государственного органа по санэпидемиологическому контролю.

Расчетный метод

Определение класса опасности зависит от степени воздействия на природную среду. Расчет осуществляется путем суммирования уровня вредности каждого компонентного элемента согласно формуле:

Кi = Ci / Wi

lg Wi = 1,2 (Xi — 1)

Кi — сумма показателей составляющих веществ;

Сi — насыщенность (мг/кг);

Wi — индекс степени опасности;

Xi — средний параметр.

На основе структурного содержания делается вывод о токсичных свойствах утильсырья.

Экспериментальный метод

Метод экспериментов осуществляется в спецлабораториях при условии:

  • отсутствует возможность определения объема и свойств структурных элементов отхода;
  • подтверждение метода расчетов.

Суть процесса заключается в биотестировании.

Неотъемлемая стадия экспериментальной формы оценки опасности – получение сведений о химических особенностях вещества.

Исследование предполагает 2 варианта реализации:

  • сокращенный;
  • расширенный.

Механизм эксперимента

Последовательность действий

Сокращенный
  • ориентировочное воздействие на компоненты:
    • воду;
    • атмосферу;
    • земельные ресурсы;
    • флору.
  • расчет токсичности;
  • тесты на мышах.
Расширенный
  • влияние опасных составляющих на:
    • землю;
    • воздух;
    • воду;
    • растительный мир;
    • живой организм.
  • определение степени транслокации элементов ядовитого мусора.

Применяется в отраслях:

  • сельское хозяйство;
  • промышленное производство

Условия транспортировки

Отходы 1-3-его класса требуют соблюдения правил транспортировки:

  1. Использование отдельных емкостей для каждого типа – герметичная оцинкованная тара.
  2. Маркировка контейнеров. Указание информации о:
    • классе опасности;
    • типе происхождения;
    • особенностях перемещения;
    • компании, на которую возложена обязанность по транспортировке и утилизации.
  3. Изолирование ядов с ограничением доступа.

Вывозом токсичных отходов занимаются лицензированные предприятия. Технические средства, используемые в перевозке груза, имеют закрытый кузов с соответствующим обозначением.

Особенности ликвидации

Вторичное использование отходов 4 — 5-ого классов — рентабельный и благоприятный для природной среды метод утилизации.

К основным способам переработки утиля относятся:

  1. Механический. Стадии:
    • дробление;
    • прессование;
    • брикетирование.
  2. Комплексный:
    • сортировка ТБО;
    • переработка неорганического материала.
  3. Биологический – превращение органических веществ в удобрение.
  4. Остатки переработки подлежат утилизации путем:
    • захоронения;
    • сжигания.

Захоронение – механизм, реализация которого предполагает образование полигонов. Выбор места обусловлен территориальными особенностями. Процедура захоронения предвещает формирование котлованов (могильников).

Сжигание – способ уменьшения габаритов мусора до 85% общей массы. Для процедуры используются специальные конструкции и установки. Профильные организации должны иметь лицензию на осуществление утилизационной деятельности. К технологиям сжигания относятся:

  • пиролиз;
  • химическое расщепление;
  • плазменный распад.

Недостаток сжигания выражается в образовании вредной золы, а вторичной переработки – в трудоемкости и затратности процесса.

Классификация отходов разработана с целью снижения степени опасности для окружающего мира. Правильное обращение предполагает сокращение свалок, защиту флоры и фауны, развитие вторичного производства. Контроль за соблюдением правил безопасности при работе с токсичными отходами возложен на федеральные контрольно-надзорные учреждения.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *