Контроль качества воды

Содержание

Журнал контроля качества питьевой воды

Журнал контроля качества питьевой воды — рассмотрим ведение данного журнала.

Указанный СанПин регламентирует в том числе ведение журнала контроля качества воды в рамках осуществления производственного контроля качества питьевой воды.

Людмила Лисичникова Задать вопрос Кто в обязательном порядке должен вести журнал контроля качества воды? Юридические лица и индивидуальные предприниматели , осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения (из поверхностного водоема, артезианской скважины и т.д.), т.е. любого водоснабжения должны вести контроль качества воды в местах водозабора, в точке вступления в распределительную сеть, а также в точках забора водопроводной сети.

В таблице, представленной ниже, указаны требования по отбору проб по видам показателей, количеству проб, отбираемых в течении года для подземных источников и для поверхностных источников — в точках водозабора.

В точках поступления воды в распределительную сеть отбор проб должен производится по следующим показателям:

Если речь идет о распределительной сети водоснабжения для населенных пунктов периодичность отбора проб на микробиологический и органолептический состав должна приниматься в соответствии:

1. Принимается следующая периодичность отбора проб воды:

1) — еженедельно, 2) — три раза в неделю, 3) — ежедневно, 4) — один раз в сезон года, 5) — один раз в два месяца, 6) — ежемесячно, 7) — два раза в месяц.

Нормативы качества безопасности питьевой воды по микробиологическим и паразитологическим показателям

Нормативы качества безопасности питьевой воды по химическим показателям

с.-т. — санитарно-токсикологический, орг. — органолептический

Отбор проб и их анализ должен производиться аккредитованной лабораторией — своей или лабораторией, работающей по договорным отношениям.

Журнал ведется по каждому водозабору отдельно и предоставляется контрольно-надзорным органам как в рамках экологического, так и в рамках санитарно-эпидемиологического надзора.

Главное — соблюдать установленную периодичность отбора проб, не превышать допустимые нормативы качества питьевой воды.

Если вам нужна более подробная информация, то вы можете заглянуть в указанный СанПиН, но основные моменты для обычного предприятия (касаемые журнала контроля качества воды), которое занимается водозабором для собственных нужд и для передача питьевой воды населению — отражены в этой статье.

Административное наказание за неведение журнала контроля качества воды

КоАП РФ Статья 8.14. Нарушение правил водопользования
1. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
2. Нарушение правил водопользования при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений —

Обратите внимание — штрафные санкции существенно были увеличены с 15.04.2019 г.

Правила производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды

Одним из ключевых факторов среды обитания человека является вода, от ее безопасности и качества во многом зависит санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Безусловную важность нормального водоснабжения подчеркивает тот факт, что вопросам обеспечения качества питьевой и горячей воды отведена гл. 4 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в ред. от 29.12.2014; далее — Федеральный закон № 416-ФЗ), в развитие положений которой Постановлением Правительства России от 06.01.2015 № 10 утверждены Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды (далее — Правила). Документ вступит в силу 1 июля 2015 г.

Глава 4 Федерального закона № 416-ФЗ регламентирует организационно-правовые основы обеспечения качества питьевой и горячей воды, в частности:

•порядок обеспечения качества питьевой воды (ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ);

•порядок обеспечения качества горячей воды (ст. 24 Федерального закона № 416-ФЗ);

•особенности производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды (далее — производственный контроль) (ст. 25 Федерального закона № 416-ФЗ).

Общие положения, регулирующие осуществление производственного контроля, приведены в ст. 25 Федерального закона № 416-ФЗ, состоящей из восьми частей. В Правилах данные положения конкретизированы. Мы обратим внимание на ключевые моменты проведения производственного контроля организациями, осуществляющими водоснабжение, рассмотрим, каким образом они отражены в Правилах.

Цель и содержание производственного контроля

В соответствии с п. 3 Правил производственный контроль осуществляется в целях обеспечения качества и безопасности воды в бактериологическом и физическом отношении, безвредности воды по химическому составу, благоприятности органолептических и других свойств воды для человека, в т. ч. ее температуры, при централизованном водоснабжении.

Перечень мероприятий, проводимых в рамках производственного контроля, обозначен в ч. 1 ст. 25 Федерального закона № 416-ФЗ и п. 3 Правил. Он включает:

•отбор проб воды;

•проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям;

•контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.

Это важно! Данный перечень является исчерпывающим, какие-либо другие мероприятия не являются частью производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды.

Перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб воды согласно п. 4 Правил устанавливаются Роспотребнадзором с учетом действующих санитарных норм.

Что касается контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения, то в этой связи обратим внимание на СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», которые, в частности, определяют:

•порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее — производственный контроль за соблюдением санитарных правил), целью которого является обеспечение безопасности (безвредности) для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением;

•требования к программе (плану) производственного контроля за соблюдением санитарных правил;

•особенности производственного контроля за соблюдением санитарных правил при осуществлении отдельных видов деятельности;

•обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении производственного контроля за соблюдением санитарных правил;

•организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора за осуществлением производственного контроля за соблюдением санитарных правил.

Согласно п. 1.3 СП 1.1.1058-01 указанные санитарные правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих подготовку к вводу и (или) производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги, а также для органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Из вышесказанного следует, что при проведении контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения необходимо руководствоваться СП 1.1.1058-01.

Права и обязанности организаций, осуществляющих водоснабжение

Обязанность обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям за указанными организациями закреплена в ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 29.12.2014; далее — Федеральный закон № 52-ФЗ).

Организациям, обеспечивающим водоснабжение, при нарушении Правил будет вменяться также несоблюдение требований абз. 5 ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ, который обязывает их осуществлять производственный контроль, в т. ч. посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Согласно ч. 3 ст. 25 Федерального закона № 416-ФЗ гарантирующие организации наделены правом осуществлять производственный контроль качества питьевой воды на объектах централизованной системы холодного водоснабжения, эксплуатируемых другими организациями.

Условия разработки и согласования программы производственного контроля организацией, осуществляющей водоснабжение, с территориальным органом Роспотребнадзора

Данная сторона вопроса отражена в п. 5, 12 и 13 Правил. Производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды (далее — программа производственного контроля), которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, согласовывается с территориальным органом Роспотребнадзора и утверждается на срок не более 5 лет. Программа производственного контроля представляется организацией, осуществляющей водоснабжение, на согласование в территориальный орган Роспотребнадзора по месту ее нахождения любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату представления.

Территориальный орган Роспотребнадзора рассматривает программу производственного контроля в течение 15 рабочих дней со дня ее получения, принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании и уведомляет о принятом решении организацию, осуществляющую водоснабжение, любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления. Согласно п. 13 Правил решение об отказе в согласовании программы производственного контроля может быть принято, если:

1) программа производственного контроля не соответствует всем требованиям, указанным в п. 6 Правил;

2) предусмотренные программой производственного контроля показатели, по которым осуществляется контроль, места и частота отбора проб воды не отвечают требованиям Федерального закона № 52-ФЗ.

Это важно! Отказ Роспотребнадзора в согласовании программы производственного контроля не может быть обоснован иными причинами, кроме предусмотренных п. 13 Правил.

Действия организации, осуществляющей водоснабжение, в случае отказа в согласовании программы производственного контроля, порядок рассмотрения и согласования доработанной программы установлены в п. 14, 15 Правил. Согласованная территориальным органом Роспотребнадзора программа производственного контроля утверждается руководителем организации, осуществляющей водоснабжение, в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения уведомления о ее согласовании, как того требует п. 16 Правил.

Содержание программы производственного контроля

Требования к нему обозначены в ч. 6 ст. 25 Федерального закона № 416-ФЗ и п. 6 Правил. Так, программа производственного контроля должна включать:

1) перечень показателей, по которым осуществляется контроль;

2) указание мест отбора проб воды, в т. ч. на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих водоснабжение, и абонентов;

3) указание частоты отбора проб воды.

Отсутствие в программе производственного контроля одного из указанных пунктов квалифицируется как несоблюдение Правил и является причиной для отказа территориального органа Роспотребнадзора в согласовании.

Кроме того, в соответствии с п. 7, 8 Правил программа производственного контроля должна предусматривать:

•проведение лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, не реже 1 раза в месяц;

•информирование территориального органа Роспотребнадзора о выявленном по результатам лабораторных исследований и испытаний несоответствии качества воды установленным требованиям;

•методику определения значения показателя и допустимую ошибку метода определения в отношении каждого показателя, по которому осуществляется контроль.

Поскольку в рамках производственного контроля требуется проведение контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения, нелишним будет обратить внимание на положения СП 1.1.1058-01, регулирующие порядок разработки и согласования, содержание программы (плана) производственного контроля за соблюдением санитарных правил.

Отбор и лабораторные исследования, испытания проб воды

В соответствии с п. 18 Правил отбор проб воды осуществляется в местах отбора воды:

•из источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

•после водоподготовки и приготовления горячей воды перед поступлением воды в распределительную сеть;

•в распределительной сети.

Отбор может производиться организацией, осуществляющей водоснабжение, или по ее поручению иной организацией, действующей на основании соответствующего договора. Пробы воды направляются на лабораторные исследования и испытания, которые проводятся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в порядке, установленном гл. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (в ред. от 23.06.2014). Они должны обладать аттестатом аккредитации в сфере контроля качества питьевой воды, горячей воды, выданным Росаккредитацией. С реестром аккредитованных лиц можно ознакомиться на сайте www.fsa.gov.ru в разделе «Реестры».

Оформление результатов лабораторных исследований, испытаний проб воды, порядок действий при получении неудовлетворительных результатов регламентированы в п. 20–22 Правил. Добавим, что в целях обеспечения открытости сведений о результатах производственного контроля организация, осуществляющая водоснабжение, согласно п. 23 Правил, обеспечивает:

•для территориального органа Роспотребнадзора — беспрепятственный доступ к журналу контроля качества воды;

•для органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления — предоставление выписки из журнала контроля качества воды в течение 2 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса;

•для иных лиц — предоставление выписки из журнала контроля качества воды в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

Что следует за получением неудовлетворительных результатов производственного контроля? Обратим внимание на требования ч. 5, 11 ст. 23, ч. 6, 12 ст. 24 Федерального закона № 416-ФЗ, согласно которым:
•в случае обнаружения по результатам производственного контроля несоответствия средних уровней показателей проб питьевой воды после водоподготовки и проб горячей воды после ее приготовления, отобранных в течение календарного года, нормативам качества питьевой, горячей воды соответственно Роспотребнадзор обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа и в организацию, осуществляющую холодное, горячее водоснабжение;
•в случае существенного ухудшения качества питьевой, горячей воды, выявленного по результатам производственного контроля, орган местного самоуправления поселения, городского округа обязан проинформировать об этом население в средствах массовой информации, в т. ч. разместить соответствующую информацию на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае его отсутствия — на сайте субъекта РФ в сети «Интернет»).

Полномочия территориального органа Роспотребнадзора в части изменения перечня показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и частоты отбора проб воды

Так, при наличии следующих обстоятельств согласно п. 9 Правил перечень показателей может быть расширен, а частота отбора проб воды увеличена:

•несоответствие качества воды требованиям Федерального закона № 52-ФЗ, выявленное по результатам расширенных исследований в процессе федерального госсанэпиднадзора либо производственного контроля;

•изменение состава воды в источнике питьевого водоснабжения, обусловленное спецификой отводимых сточных вод, а также другие региональные особенности;

•повышение в регионе заболеваемости инфекционной и неинфекционной этиологии, связанной с потреблением воды человеком;

•изменение технологии водоподготовки питьевой воды и приготовления горячей воды.

При наличии хотя бы одного из условий территориальный орган Роспотребнадзора вправе корректировать перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и частоту отбора проб воды.

Нормативная база Основные документы Роспотребнадзора, регламентирующие требования к качеству питьевой и горячей воды:
•Санитарные правила по устройству и эксплуатации водозаборов с системой искусственного пополнения подземных вод хозяйственно-питьевого назначения, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача СССР от 26.03.1979 № 1974-79;
•ГН 2.1.5.1373-03 «Гигиенические нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования в зонах защитных мероприятий объектов хранения и уничтожения химического оружия», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.06.2003 № 123 (в ред. от 12.12.2005, с изм. от 21.07.2011);
•ГН 2.1.5.2738-10 «Предельно допустимая концентрация (ПДК) О-изопропилметилфторфосфоната (зарина) в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.09.2010 № 119;

•ГН 2.1.5.2307-07 «Ориентировочные допустимые уровни (ОДУ) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2007 № 90(в ред. от 16.09.2013);
•ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 78(в ред. от 16.09.2013);
•ГН 2.1.5.2122-06 «Предельно допустимая концентрация (ПДК) 2-хлорвинилдихлорарсина (люизита) в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования районов размещения объектов хранения и уничтожения химического оружия», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.08.2006 № 22;
•МУК 4.2.2029-05 «Методы контроля. Биологические и микробиологические факторы. Санитарно-вирусологический контроль водных объектов», утв. Роспотребнадзором 18.11.2005;
•СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 (с изм. от 25.09.2014);
•СанПиН 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 № 25 (в ред. от 28.06.2010);
•СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.11.2002 № 40; и др.

Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 № 18 (в ред. от 27.03.2007).

Производственный контроль и вода. Правильный контроль качества производства питьевой воды

Что такое производственный контроль и вода? Правильный контроль качества производства питьевой воды. Основные разделы производственного анализа. Порядок выполнения мер по производственному контролю за состоянием питьевой водной среды. Правила проведения исследований. Производственный контроль в обязательном порядке выполняется на любом предприятии, где изготавливается вода для питьевых нужд населения. Правильный контроль качества производства питьевой воды позволяет получать питьевую жидкость высокого качества, соответствующую всем нормам регламентирующих документов.

Основные положения контроля на производстве

Производственный контроль питьевой воды выполняется согласно общим требованиям:

  1. Осуществление производственного надзора возлагается на представителей организации, занимающихся изготовлением воды. Они должны точно следовать пунктам программы надзора. Контроль ведётся посредством анализов проб воды, взятых на различных этапах производственного процесса.
  2. Общее число и ёмкость проб нормируются пунктами программы.
  3. Также в нормативном документе описываются основные показатели для проверки питьевой водной среды, а также указывается число анализов.
  4. Повышенный производственный надзор проводится при возникновении критической эпидемической ситуации.
  5. При этом производственный контроль осуществляется по нескольким группам обязательных показателей, а именно по органолептике, по микробиологии. Периодичность проверок нормируется пунктами программы.
  6. Анализы проб воды могут выполняться либо в государственных лабораториях, либо в аккредитованных, лицензированных независимых организациях.
  7. Допускается применять только разрешённые методики исследований образцов.

Что входит в производственный надзор?

  1. Производственный контроль качества питьевой воды составляется и осуществляется организацией, ответственной за производство жидкости для питьевых нужд населения.
  2. В документе должен быть указан список компонентов, по которым проверяется состав питьевой водной среды. При этом в перечне должны присутствовать компоненты из таких групп:
  • органолептическая группа показателей (оценка по вкусовым характеристикам, прозрачности, запаху и цветности);
  • группа микробиологических данных;
  • компоненты химической группы;
  • показатели радиологии и паразитологии.
  1. В программе строго оговариваются методики, разрешённые для оценки показателей водной среды.
  2. При производственном надзоре за качеством водной среды все результаты исследований обязательно фиксируются и подвергаются анализу. О результатах проведённых анализов органы государственного санэпиднадзора должны оповещаться своевременно.
  3. Все пункты контроля на производстве согласовываются и утверждаются в органах госнадзора.

Контроль производства воды: основные требования

Основные требования для проведения данного вида надзора помогают поддерживать качество питьевой водной среды на высоком уровне. В перечень главных требований входят такие пункты:

  • Контроль должен обеспечивать правильность и эффективность работы всех технологических агрегатов и приспособлений на каждом этапе. Обеспечивается регулярное наблюдение за состоянием исходного сырья и выпускаемой воды.
  • Производственный контроль процесса изготовления питьевой жидкости должен производиться не менее 1 раза за месяц. Это гарантирует, что производимая вода будет иметь высокое качество.
  • Также программой предусматривается профилактический ремонт, который позволяет поддерживать эффективность технологического оборудования и своевременно выполнять замену фильтрующих приспособлений.

Как выполняется контроль на производстве?

Поскольку в программе оговорены компоненты водной среды для регулярного исследования, он выполняется своевременно на каждом этапе технологического процесса. При этом учитываются характеристики используемой жидкости, требования к готовому продукту и сам процесс обработки сырья.

После составления списка контролируемых компонентов он утверждается в органах госнадзора. При выборе анализируемых показателей будут учитываться результаты предыдущих анализов. После этого будет выполняться углублённый анализ всех показателей. Чтобы получить наиболее достоверные результаты анализов допускается применять физико-химические методы исследования.

В нашей лаборатории вы можете проверить качество питьевой воды. Чтобы заказать проверку, вам нужно связаться с нами по одному из указанных телефонов. Стоимость исследования уточняется при заказе.

Роспотребнадзор контролирует качество питьевой воды

Ежегодно, 22 марта, во всем мире отмечается Всемирный день водных ресурсов, который призван привлечь внимание общественности к состоянию водных объектов и проблемам, связанным с их восстановлением и охраной.

Вода является одним из основных факторов внешней среды и средой обитания микроорганизмов. Именно поэтому обеспечение населения безопасной питьевой водой — одно из важных направлений деятельности Роспотребнадзора. Доля населения, обеспеченного питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности, увеличилась за последние 5 лет на 6,7 % и составила в 2018 году 92,9% (в 2014 г.- 86,2%). Этого удалось добиться благодаря проводимой Роспотребнадзором работе по реализации контрольно-надзорных мероприятий, в том числе в части судебных разбирательств по понуждению разработки и утверждению зон санитарной охраны для эксплуатируемых водоисточников, приведения водозаборных сооружений в соответствие с установленными требованиями

Всего в Калининградской области эксплуатируется 921 источник хозяйственно-питьевого водоснабжения, в том числе 6 поверхностных.

Состояние как подземных, так и поверхностных источников централизованного питьевого водоснабжения, а также качество воды в местах водозабора за последние 5 лет существенно не изменилось.

По итогам 2018 года 14,6% источников централизованного водоснабжения не соответствует предъявляемым санитарно-эпидемиологическим требованиям, 70,2% из них — из-за отсутствия зон санитарной охраны. Из поверхностных источников, как и в предыдущие годы, не соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам 3 из 6 источников, из подземных источников, в т.ч. из-за отсутствия зон санитарной охраны 69,5% .

По результатам исследований доля проб питьевой воды из источников централизованного водоснабжения, не отвечающих требованиям нормативов составила:

— по микробиологическим показателям — 2,0% (2014 г. – 3,3%);

— по санитарно-химическим показателям — 35,2% (2014 г. — 25,1% );

В 2018 году проверено 40 субъектов, осуществляющих деятельность в области водоснабжения и водоотведения. По результатам проверок вынесено 81 постановление о привлечении к административной ответственности, из них в виде штрафа — 66 на сумму 538,1 тыс.рублей. Выдавались соответствующие предписания.

В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 №416 «О водоснабжении и водоотведении», в органы местного самоуправления и в организации, осуществляющие водоснабжение направлено 26 уведомлений о результатах лабораторного контроля качества питьевой воды с целью разработки мероприятий по ее улучшению.

Особо актуальным является, помимо принятия адекватных мер административной ответственности, контроль за разработкой и проведением мероприятий, направленных на улучшение состояния объектов водоснабжения, в том числе ревизия и своевременный ремонт водозаборных и водопроводных сооружений, оборудование водопроводов современными обеззараживающими установками, эффективными в отношении вирусов (ультрафиолетовые установки).

Так же информируем, что по инициативе Роспотребнадзора был подготовлен и принят Федеральный закон от 12.11.2018 № 407-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», предусматривающие ужесточение штрафных санкций за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации и использовании трех поясов зон санитарной охраны источников хозяйственно- питьевого водоснабжения. Изменения вступили в силу 23 ноября 2018 года.
Кроме того, в Водный кодекс внесены изменения, касающиеся использования акватории водных объектов, необходимые для эксплуатации пляжей, береговых полос для рекреационных целей, то есть впервые в Водном кодексе появился термин «пляж». Помимо этого, заключать договора на водопользование и получать санитарно-эпидемиологические заключения должны не только водопользователи, но и правообладатели земельных участков, используемых для эксплуатации пляжей.
Эти меры, направленные на ужесточение контроля за состоянием объектов водоснабжения, будут способствовать улучшению ситуации в части обеспечения населения безопасной и чистой питьевой водой.

Программа контроля качества воды. Образец

В данной статье будет представлена программа производственного контроля качества питьевой воды в виде образца. Программа обязательная для всех предприятий, осуществляющих водозабор из скважин, водоемов, каптажа…

Разработка программы производственного контроля качества питьевой воды

1. Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
2. Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
4. Проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
5. Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
6. Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды включает в себя:
1) перечень показателей, по которым осуществляется контроль;
2) указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, и абонентов;
3) указание частоты отбора проб воды.
7. Перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
8. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, вправе расширить перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и увеличить частоту отбора проб воды в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при наличии:
1) несоответствия качества питьевой воды, горячей воды требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выявленного по результатам расширенных исследований в процессе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля;
2) изменения состава воды в источнике питьевого водоснабжения, обусловленного спецификой отводимых сточных вод, а также других региональных особенностей;
3) повышения в регионе заболеваемости инфекционной и неинфекционной этиологии, связанной с потреблением воды человеком;
4) изменения технологии водоподготовки питьевой воды и приготовления горячей воды.

статья 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»

Санитарно-эпидемиологические требования

Санитарно-эпидемиологические требования к разработке программы производственного контроля качества воды представлены:

СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (с изменениями на 2 апреля 2018 года)

Программа производственного контроля качества питьевой воды составляется для каждой точки водозабора по следующему перечню показателей:

  • микробиологические и паразитологические показатели;
  • органолептические показатели;
  • радиологические показатели;
  • обобщенные показатели.

Программа должна в обязательном порядке содержать следующие разделы:

перечень контролируемых показателей качества воды и их гигиенические нормативы,

методики определения контролируемых показателей,

план пунктов отбора проб воды в местах водозабора, перед подачей воды в распределительную сеть водопровода (в резервуаре чистой воды) и в пунктах водоразбора наружной и внутренней сети водопровода,

количество контролируемых проб воды и периодичность их отбора для лабораторных исследований (испытаний), перечень показателей, определяемых в исследуемых пробах воды,

календарные графики отбора проб воды и проведения их исследования (испытания).

Программа производственного контроля качества питьевой воды в обязательном порядке согласовывается с центром госсанэпиднадзора, результаты производственного контроля ежемесячно предоставляются в центр госсанэпиднадзора.

Программа утверждается на срок — не более 5 лет, в ходе которых в программу можно вносить изменения, дополнения, предварительно пройдя согласование в органах госсанэпиднадзора.

Образец программы производственного контроля качества питьевой воды

Титульный лист. Программа должна быть утверждена на предприятии и согласована в территориальном Управлении Роспотребнадзора.

Ниже представлена часть пояснительной записки. Дополняем ее информацией по вашему объекту:

  • каким образом осуществляется водоснабжение,
  • глубина скважины или каптажа,
  • какое оборудование используется для водозабора, общая протяженность водопроводных сети, материал труб, износ оборудования,
  • имеются ли сооружения водоочистки/ водоподготовки,
  • описание зоны санитарной охраны первого пояса, с указанием выдержана/не выдержана,
  • численность населения населенного пункта ( в случае водоснабжения населенного пункта).

По данным наблюдений за 20**-20** по источникам из контролируемых показателей, в программу производственного контроля, в соответствии с правилами, указанными в разделе 1 приложения 1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения.Контроль качества», исключаются такие показатели как плотный остаток, сульфаты, углекислота, медь, фториды, молибден, цинк, цианиды, свинец, мышьяк, ртуть, кадмий, бериллий, кобальт, хром, никель, фенолы, нефтепродукты, ПАВ, бор, стронций, кремний, сероводород, литий, марганец.

Учитывая, что вода каптажа и арт.скважины подается через башню непосредственно в сеть, по источникам в соответствии с табл. 6 п. 4.3, табл. 7 п.4.4. и примечанием 2, табл. 5 п.3.6 включаются следующие показатели:

  • с кратностью 1 раз в месяц: микробиологические — термотолерантные колиформные бактерии, общие колиформные бактерии, общее микробное число, органолептические — запах, привкус, цветность, мутность;
  • с кратностью 1 раз в квартал: водородный показатель, жесткость общая, окисляемость перманганатная, железо общее;
  • с кратностью 1 раз в год: азотная кислота, азотистая кислота, аммиак, хлориды, &-активность, b-активность, радон, селен*, барий*, электропроводность*.

По сети, в соответствии с численностью проживающего населения (до 10 тысяч человек) на основании табл. 8 п.4.5, для постоянного контроля определяются 2 точки из водоразборных колонов по следующим адресам: ***.

Контроль по колонкам осуществляется по микробиологическим (общие колиформные бактерии, термотолерантные колиформные бактерии, общее микробное число) и органолептическим ( запах, цветность, мутность, привкус) показателям — ежемесячно.

Ежегодно в сети по этим же точкам определяется железо общее, окисляемость перманганатная, азотная кислота, азотистая кислота, аммиак, хлориды.

При обнаружении в пробе питьевой воды термотолерантных колиформных бактерий и (или) общих колиформных бактерий, проводится их определение в повторно взятых пробах воды. Одновременно выполняется определение в этой же пробе хлоридов, азота аммонийного, нитратов, нитритов.

При обнаружении в повторно взятых пробах воды общих колиформных бактерий в количестве более 2 в 100 мл и (или) термотолерантных колиформных бактерий проводится исследование проб воды для определения патогенных бактерий кишечной группы и (или) энтеровирусов (данные лабораторные анализы имеют право проводить только лаборатории центров Госсанэпиднадзора поэтому данные работы будут выполняться по договору).

Результаты расширенных исследований качества питьевой воды:

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *