Контроль сточных вод

Вопрос: В п. 9.2. приказа Минприроды России от 28.02.2018 N 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» сказано, что программа ПЭК должна содержать две программы:

1) программу проведения измерений качества сточных (в соответствии с приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. N 205);

2) программу ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной (в соответствии с приказом Минприроды России от 14 марта 2007 г. N 56).

— Реклама —

Чем вторая программа отличается от первой?

Отвечает эксперт сайта ecovopros.ru Юлия Васильчикова

Ответ: Программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод, предусмотренная п 9.2 приказа Минприроды России от 28.02.2018 N 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», должна содержать:

— перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей сточной воды, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам,

— периодичность отбора и анализа проб сточных вод,

— места отбора проб сточной воды,

— указание аттестованных методик (методов) измерений.

Периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов I и II категории устанавливается не менее одного раза в месяц осуществления сброса сточных вод, по показателю токсичность — не менее одного раза в квартал. Периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов III категории устанавливается не менее одного раза в квартал, по показателю токсичность — не менее одного раза в квартал.

Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной предусматривает осуществление наблюдений за качеством поверхностных вод в фоновом и контрольном створах относительно сброса (выпусков) сточных вод в водный объект в основные гидрологические фазы (для водотоков) и основные гидрологические ситуации (для водоемов) согласно Перечню измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и выполняемых при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений, утвержденному приказом Минприроды России от 7 декабря 2012 г. N 425.

Периодичность отбора и анализа проб поверхностных вод в фоновом и контрольном створах водного объекта совмещается со сроками наблюдений за сточными водами для объектов I, II и III категории.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 апреля 2019 г. N 525

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАНТОВ В ФОРМЕ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО

БЮДЖЕТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

НА РЕАЛИЗАЦИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «НОВЫЕ

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ КАЖДОГО» НАЦИОНАЛЬНОГО

ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования на реализацию мероприятий федерального проекта «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование».

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 29 апреля 2019 г. N 525

ПРАВИЛА

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАНТОВ В ФОРМЕ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО

БЮДЖЕТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

НА РЕАЛИЗАЦИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА «НОВЫЕ

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ КАЖДОГО» НАЦИОНАЛЬНОГО

ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»

1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование» (далее соответственно — образовательные организации, федеральный проект, гранты).

2. Гранты предоставляются бюджетным и автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям, за исключением казенных учреждений, в целях реализации следующих мероприятий федерального проекта:

а) создание интеграционной платформы непрерывного образования (профессиональное обучение и дополнительное образование) и набора сервисов, обеспечивающих навигацию и поддержку граждан при выборе образовательных программ и образовательных организаций;

б) проведение подготовки научно-педагогических работников и работников организаций-работодателей к реализации современных программ непрерывного образования;

в) обеспечение участия не менее 20 процентов научно-педагогических работников образовательных организаций в реализации программ непрерывного образования (дополнительных образовательных программ и программ профессионального обучения);

г) обучение граждан по программам непрерывного образования в образовательных организациях, реализующих дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения.

3. Гранты предоставляются образовательным организациям, отобранным по результатам конкурсного отбора на предоставление грантов (далее — конкурс), при условии наличия обязательства образовательной организации, признанной победителем конкурса, использования средств грантов на реализацию мероприятий федерального проекта, указанных в пункте 2 настоящих Правил.

4. Гранты предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства науки и высшего образования Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета в рамках реализации мероприятий федерального проекта, указанных в пункте 2 настоящих Правил.

5. Участниками конкурса являются образовательные организации, представившие заявки на участие в конкурсе (далее — заявка) и соответствующие требованиям, установленным конкурсной документацией.

Отбор образовательных организаций осуществляется на основании оценки качества заявок согласно требованиям, установленным конкурсной документацией.

6. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации:

а) создает конкурсную комиссию по проведению конкурса в целях рассмотрения и оценки заявок, определения победителей конкурса, а также утверждает ее состав и положение о ней;

б) утверждает в установленном порядке и размещает не менее чем за 30 календарных дней до истечения срока подачи заявок на официальном сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») объявление о проведении конкурса и конкурсную документацию, содержащую в том числе:

требования к содержанию, форме и составу заявки;

порядок, место, даты начала и окончания срока подачи заявок;

порядок и сроки внесения изменений в объявление о проведении конкурса;

порядок, место, дату и время рассмотрения заявок;

порядок и сроки оценки заявок;

сроки размещения на официальном сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в сети «Интернет» информации о результатах конкурса;

порядок и сроки заключения соглашения о предоставлении гранта;

в) размещает на сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации протокол вскрытия заявок в течение 2 рабочих дней со дня его подписания;

г) в течение 10 рабочих дней со дня подписания протокола вскрытия заявок проверяет соответствие заявок требованиям, предусмотренным пунктом 7 настоящих Правил, и по результатам проверки подготавливает предложения конкурсной комиссии о допуске образовательной организации к участию в конкурсе либо об отказе в участии образовательной организации в конкурсе;

д) размещает на сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации протокол рассмотрения заявок, подготовленный в течение 2 рабочих дней со дня его подписания;

е) обеспечивает рассмотрение заявок на заседании конкурсной комиссии;

ж) размещает на сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации протокол оценки заявок в течение 2 рабочих дней со дня его подписания;

з) на основании решения конкурсной комиссии утверждает перечень образовательных организаций, признанных победителями конкурса, и размещает информацию об итогах конкурса на официальном сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в сети «Интернет»;

и) уведомляет (в письменной форме) образовательные организации, признанные победителями конкурса, о результатах конкурса и готовности заключения соглашения о предоставлении гранта в сроки, установленные в конкурсной документации.

7. Для участия в конкурсе образовательная организация в течение 30 календарных дней со дня начала приема заявок представляет в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации заявку, включающую:

а) сопроводительное письмо за подписью руководителя образовательной организации или лица, исполняющего обязанности руководителя образовательной организации, об участии в конкурсе, включающее:

обязательство использования средств гранта на реализацию мероприятий, указанных в пункте 2 настоящих Правил;

согласие на осуществление Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения в случае предоставления гранта целей, условий и порядка предоставления гранта;

б) копии учредительных документов, удостоверенные в установленном порядке;

в) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, заверенную в установленном порядке, или сведения о юридическом лице, полученные с официального сайта Федеральной налоговой службы в сети «Интернет», не позднее 30 календарных дней до дня подачи заявки (в случае непредставления образовательной организацией такого документа Министерство науки и высшего образования Российской Федерации запрашивает его самостоятельно);

г) письменное согласие органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя образовательных организаций, не находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, оформленное на бланке органа-учредителя, на участие образовательной организации в конкурсе и последующее заключение соглашения о предоставлении гранта;

д) справку налогового органа, подтверждающую отсутствие у образовательной организации по состоянию не ранее чем за 30 календарных дней до дня подачи заявки неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (в случае непредставления образовательной организацией такого документа Министерство науки и высшего образования Российской Федерации запрашивает его самостоятельно);

е) документы, подтверждающие полномочия лица на осуществление действий от имени образовательной организации;

ж) справку, подписанную руководителем (уполномоченным лицом с представлением документов, подтверждающих полномочия указанного лица) и главным бухгалтером (при наличии) образовательной организации, подтверждающую соответствие образовательной организации по состоянию на дату не ранее чем за 30 календарных дней до дня подачи заявки требованиям, предусмотренным пунктом 9 настоящих Правил.

8. Конкурсная комиссия:

а) осуществляет вскрытие конвертов с заявками в день, во время и в месте, которые указаны в конкурсной документации.

В случае если представленное на конкурс количество заявок не позволяет провести процедуру вскрытия конвертов с заявками в течение одного дня, председатель конкурсной комиссии по окончании рабочего дня объявляет перерыв в процедуре вскрытия конвертов с заявками. Процедура вскрытия конвертов с заявками в случае объявления перерыва должна быть возобновлена на следующий рабочий день.

Вскрытие конвертов с заявками оформляется протоколом вскрытия заявок, в котором указываются дата, время начала и окончания процедуры вскрытия конвертов с заявками, перерывы в процедуре вскрытия конвертов с заявками (при их наличии), наименование участников конкурса, представивших заявки.

Протокол вскрытия заявок подписывается всеми членами конкурсной комиссии, присутствующими при вскрытии конвертов с заявками, и размещается на сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в сети «Интернет» в сроки, установленные в пункте 6 настоящих Правил;

б) рассматривает заявки, а также представленные Министерством науки и высшего образования Российской Федерации предложения по допуску или недопуску образовательных организаций к участию в конкурсе, подготовленные в соответствии с подпунктом «г» пункта 6 настоящих Правил.

По результатам рассмотрения предложений Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по допуску или недопуску образовательных организаций к участию в конкурсе конкурсная комиссия принимает решение:

о соответствии участника конкурса и представленной им заявки требованиям, установленным настоящими Правилами, и допуске образовательной организации к участию в конкурсе;

о несоответствии участника конкурса и (или) представленной им заявки требованиям, установленным настоящими Правилами, и об отклонении заявки.

Основаниями для отказа в участии образовательной организации в конкурсе являются:

несоответствие представленных образовательной организацией документов документам, указанным в пункте 7 настоящих Правил, или непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пункте 7 настоящих Правил;

выявление фактов недостоверности сведений, представленных образовательной организацией в документах, указанных в пункте 7 настоящих Правил;

несоответствие организации требованиям, указанным в пункте 9 настоящих Правил.

Результаты рассмотрения заявок оформляются протоколом рассмотрения заявок, в котором указываются:

дата, время начала и окончания процедуры рассмотрения заявок;

сведения о заявках, допущенных к оценке;

сведения об отказе в участии образовательной организации в конкурсе (с указанием причин отказа).

Протокол рассмотрения заявок подписывается всеми членами конкурсной комиссии, принявшими участие в рассмотрении заявок, и размещается на сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в сети «Интернет» в сроки, установленные в пункте 6 настоящих Правил.

В случае если по результатам рассмотрения заявок конкурсной комиссией принято решение об отказе в участии в конкурсе всем участникам конкурса, конкурс признается несостоявшимся;

в) проводит оценку заявок в сроки, установленные в конкурсной документации, и определяет победителей конкурса с учетом результатов оценки заявок.

Результаты оценки заявок оформляются протоколом оценки заявок, в котором указываются:

дата, время начала и окончания процедуры оценки заявок;

сведения о заявках, допущенных к оценке;

результаты голосования членов конкурсной комиссии, произведенного на основе оценки заявок;

наименование победителя (победителей) конкурса;

объем предоставляемого гранта для каждого победителя конкурса.

Протокол оценки заявок подписывается всеми членами конкурсной комиссии, принявшими участие в оценке заявок, и размещается на сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в сроки, установленные в пункте 6 настоящих Правил.

9. Гранты предоставляются образовательным организациям, которые на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором объявлен конкурс, соответствуют следующим требованиям:

а) образовательная организация не получала субсидий (гранты) из федерального бюджета в текущем финансовом году в соответствии с иными правовыми актами Российской Федерации на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил;

б) у образовательной организации отсутствует просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед федеральным бюджетом;

в) у образовательной организации отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

г) образовательная организация не находится в процессе ликвидации, банкротства;

д) с образовательной организацией не расторгалось соглашение о предоставлении гранта;

е) в отношении образовательной организации не применялись штрафные санкции;

ж) образовательная организация не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство (территория), включенное в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов.

10. Предоставление гранта осуществляется при условии представления образовательной организацией в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации следующих документов:

а) копии учредительных документов, удостоверенные в установленном порядке;

б) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или удостоверенная в установленном порядке копия такой выписки, полученная не ранее чем за один месяц до дня поступления в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации документов, указанных в настоящем пункте (в случае непредставления образовательной организацией такого документа Министерство науки и высшего образования Российской Федерации запрашивает его самостоятельно);

в) справка, подписанная руководителем и главным бухгалтером (при наличии) образовательной организации, подтверждающая отсутствие просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед федеральным бюджетом;

г) справка налогового органа, подтверждающая отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (в случае непредставления такого документа Министерство науки и высшего образования Российской Федерации запрашивает его самостоятельно);

д) справка, подписанная руководителем и главным бухгалтером (при наличии) образовательной организации, подтверждающая, что образовательная организация не получает средств из федерального бюджета на основании иных нормативных правовых актов на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил.

11. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в течение 30 рабочих дней со дня размещения протокола оценки заявок на сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в сети «Интернет» заключает с образовательной организацией, признанной победителем конкурса, соглашение о предоставлении гранта в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

12. Определение размера предоставляемого гранта для каждой образовательной организации, признанной победителем конкурса, осуществляется исходя из размера гранта, указанного победителем конкурса в заявке.

Предельный размер грантов, предоставляемых образовательным организациям, признанным победителями конкурса, составляет:

на реализацию мероприятия, предусмотренного подпунктом «а» пункта 2 настоящих Правил, — не более 159 млн. рублей;

на реализацию мероприятия, предусмотренного подпунктом «б» пункта 2 настоящих Правил, — не более 625 млн. рублей;

на реализацию мероприятия, предусмотренного подпунктом «в» пункта 2 настоящих Правил, — не более 56 млн. рублей;

на реализацию мероприятия, предусмотренного подпунктом «г» пункта 2 настоящих Правил, — не более 2157 млн. рублей.

Если размер гранта, предоставляемого образовательной организации, меньше запрашиваемой в заявке суммы, образовательная организация вправе:

привлечь дополнительно внебюджетные средства в целях реализации мероприятия в полном объеме согласно размеру гранта, указанному в заявке;

отказаться от получения гранта, о чем образовательная организация должна проинформировать Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в письменной форме в течение 10 календарных дней со дня опубликования протокола оценки заявок.

13. Результатом (целевыми показателями) предоставления гранта являются:

создание и введение в опытную эксплуатацию интеграционной платформы непрерывного образования и набора сервисов, обеспечивающих навигацию и поддержку граждан при выборе образовательных программ и организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

количество зарегистрированных уникальных пользователей интеграционной платформы непрерывного образования;

количество граждан, ежегодно проходящих обучение по программам непрерывного образования (дополнительным образовательным программам и программам профессионального обучения) в образовательных организациях;

доля образовательных программ, прошедших независимую оценку качества с участием работодателей, размещенных на интеграционной платформе непрерывного образования;

доля научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования, принимающих участие в реализации программ непрерывного образования (дополнительных образовательных программ и программ профессионального обучения), в общей численности научно-педагогических работников образовательных организаций;

число граждан, охваченных информационной кампанией по популяризации дополнительных образовательных программ и программ профессионального обучения.

Значение показателей результата (целевых показателей) предоставления гранта устанавливается в соглашении о предоставлении гранта.

14. Образовательной организации может быть отказано в предоставлении гранта в случае:

а) несоответствия представленных образовательной организацией документов требованиям, определенным в пункте 10 настоящих Правил, или непредставление (предоставление не в полном объеме) указанных документов;

б) недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных образовательной организацией.

15. Перечисление грантов осуществляется на лицевые счета организации, признанной победителем конкурса, открытые в территориальном органе Федерального казначейства после представления в территориальный орган Федерального казначейства образовательной организацией платежных документов для оплаты денежного обязательства организации.

16. Информация о размерах и сроках перечисления грантов учитывается Министерством науки и высшего образования Российской Федерации при формировании прогноза кассовых выплат из федерального бюджета, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения федерального бюджета.

17. Контроль за соблюдением целей, условий и порядка предоставления гранта осуществляется Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и уполномоченным органом государственного финансового контроля.

18. В случае недостижения образовательной организацией, признанной победителем конкурса, значений результата (целевых показателей) предоставления гранта, установленных в соглашении о предоставлении гранта, к организации, признанной победителем конкурса, не достигшей результата (целевых показателей), применяются штрафные санкции.

19. Размер штрафных санкций определяется по формуле:

Q = (1 — P/Pmax) x S,

где:

Pmax — плановое значение результата (целевых показателей) предоставления гранта;

P — достигнутое значение результата (целевых показателей) предоставления гранта;

S — размер средств гранта, фактически использованных за отчетный период для финансового обеспечения реализации мероприятий, указанных в пункте 2 настоящих Правил.

20. Образовательная организация, с которой заключено соглашение о предоставлении гранта, представляет в сроки, установленные в соглашении о предоставлении гранта, в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации отчетные материалы, включающие:

а) подписанный руководителем образовательной организации или лицом, исполняющим обязанности руководителя образовательной организации, отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых является грант;

б) подписанный руководителем образовательной организации или лицом, исполняющим обязанности руководителя образовательной организации, отчет о достижении значений результата (целевых показателей) предоставления гранта, установленных в соглашении о предоставлении гранта;

в) подписанный руководителем образовательной организации или лицом, исполняющим обязанности руководителя образовательной организации, отчет о достижении образовательной организацией результата (целевых показателей) предоставления гранта, установленных в соглашении о предоставлении гранта.

21. В случае недостижения образовательной организацией значений результата (целевых показателей) предоставления гранта в результате наступления обстоятельств непреодолимой силы штрафные санкции не применяются.

22. В случае нарушения целей и условий предоставления гранта, а также в случае недостижения значений результата (целевых показателей) предоставления гранта, установленных в соглашении о предоставлении гранта, соответствующие средства подлежат возврату в федеральный бюджет:

на основании требования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации — не позднее 10-го рабочего дня со дня получения организацией указанного требования;

на основании представления или предписания уполномоченного органа государственного финансового контроля — в срок, установленный в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Контроль за качеством сточных вод

Несмотря на то что Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Федеральный закон № 416-ФЗ) и отдельные постановления Правительства Российской Федерации в области водоотведения уже вступили в силу и действуют на территории Российской Федерации, до сих пор у природопользователей возникают вопросы, касающиеся предусмотренных ими изменений. Так, например, по сей день остаются актуальными следующие вопросы: каким образом будет производиться контроль качества сточных вод, поступающих в централизованные системы водоотведения (далее — ЦСВ)? всем ли абонентам необходимо подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод (далее — Декларация)? будут ли различия при контроле за качеством сточных вод, отводимых разными категориями абонентов?

В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона № 416-ФЗ контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в ЦСВ, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией (далее — организация ВКХ) в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод (далее — Программа) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Информации о том, в отношении каких категорий абонентов должен осуществляться контроль, в данном Федеральном законе не содержится.

Согласно ст. 14 и 15 Федерального закона № 416-ФЗ одним из существенных условий договора водоотведения и единого договора холодного водоснабжения и водоотведения является порядок контроля за соблюдением абонентами:

  • нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее — НДС), лимитов на сбросы и показателей Декларации (для абонентов, в отношении объектов которых устанавливаются НДС или лимиты);
  • требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.03.2013 № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов» к абонентам, для объектов которых устанавливаются НДС, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в ЦСВ. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 м3/сут. суммарно по всем выпускам в одну ЦСВ.

Требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, приведены в пп. 113 и 114 и приложениях № 2 и 3 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (в ред. от 30.12.2013; далее — ПХВиВ). Данные требования распространяются на все категории абонентов.

Таким образом, контроль качества сточных вод должен осуществляться как в отношении абонентов, которым до 2015 г. будут установлены НДС и лимиты на сбросы, так и в отношении ненормируемых абонентов.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СТОЧНЫХ ВОД НОРМИРУЕМЫМИ АБОНЕНТАМИ

Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод (далее — Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 № 525. Правила устанавливают порядок осуществления организацией ВКХ контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых установлены НДС в ЦСВ, в соответствии с Программой.

Программа контроля состава и свойств сточных вод

Программа разрабатывается и утверждается организацией ВКХ и согласовывается в течение 30 дней территориальным органом Росприроднадзора. Срок действия Программы составляет не менее 3 лет. Форма Программы приведена в Приложении 1 к Правилам.

Пунктом 12 Правил установлены конкретные основания для отказа территориального органа Росприроднадзора в согласовании Программы:

  • несоответствие Программы форме, приведенной в Приложении № 1 к Правилам;
  • несоответствие периодичности отбора проб сточных вод положениям, предусмотренным пп. 6 и 7 Правил;
  • неуказанные места отбора проб сточных вод;
  • несоответствие срока действия Программы положениям, предусмотренным п. 4 Правил.

Территориальный орган Росприроднадзора в случае принятия решения об отказе в согласовании Программы направляет в организацию ВКХ письменный отказ с указанием мотивированных оснований, по которым принято это решение, в т.ч. с указанием конкретных данных и (или) разделов, содержащихся в Программе, не соответствующих положениям Правил. При получении отказа в согласовании Программы организация ВКХ дорабатывает Программу и не позднее чем через 15 рабочих дней со дня получения отказа в ее согласовании представляет ее на согласование в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения организации ВКХ. Согласование доработанной Программы осуществляется территориальным органом Росприроднадзора в порядке и сроки, которые предусмотрены для согласования Программы.

Пунктом 16 Правил предусмотрен порядок внесения организацией ВКХ изменений в Программу в течение срока ее действия, основаниями для которого являются:

  • изменение перечня абонентов, включенных в утвержденную территориальным органом Росприроднадзора Программу;
  • изменение НДС.

Изменения в Программу представляются организацией ВКХ на согласование в территориальный орган Росприроднадзора по форме, приведенной в Приложении № 1 к Правилам. Территориальный орган Росприроднадзора рассматривает изменения в Программу в течение 30 рабочих дней.

В соответствии с п. 5 Правил Программа включает:

  • перечень абонентов;
  • указание периодичности планового контроля состава и свойств сточных вод и основания для проведения внепланового контроля состава и свойств сточных вод;
  • указание мест отбора проб сточных вод.

Пункт 2 ст. 30 Федерального закона № 416 конкретизирует, что в Программу включается перечень абонентов, для объектов которых установлены НДС. Абоненты, которые не попадают под категорию нормируемых, в Программу, которая согласуется с Росприроднадзором, не включаются.

Плановый и внеплановый контроль состава и свойств сточных вод

Периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод не может превышать 1 раза в квартал и не может быть реже 1 раза в год.

К сведению

В случае если за последние 3 года, предшествующие году начала реализации Программы, был выявлен сброс сточных вод, осуществляемый сверх установленных НДС и лимитов на сбросы, с нарушением Декларации, плановый контроль сточных вод может проводиться чаще, но не более 1 раза в месяц.

Пунктом 9 Правил определены конкретные основания для проведения внепланового контроля состава и свойств сточных вод, которыми являются:

  • возникновение аварий, повреждение или выход из строя ЦСВ или отдельных сооружений, оборудования и устройств, повлекшие прекращение либо существенное снижение объемов водоотведения;
  • обнаружение несоответствия показателей состава сточных вод показателям, указанным в Декларации, в т.ч. обнаружение сброса загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, запрещенных к сбросу в ЦСВ;
  • обнаружение осуществления абонентом сбросов сточных вод без применения локальных очистных сооружений либо работы указанных сооружений с нарушениями условий их эксплуатации;
  • получение организацией, осуществляющей водоотведение, от органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), предписаний об устранении нарушений условий использования водных объектов в части сбросов в водные объекты сточных вод, не соответствующих НДС и (или) лимитам на сбросы, либо нарушений, повлекших или создающих угрозу причинения ущерба окружающей среде, имуществу юридических, физических лиц или здоровью населения.

Отбор проб сточных вод и анализ отобранных проб

Обратите внимание

Правилами регламентирован новый порядок отбора проб сточных вод, их анализа и обработки результатов.

Согласно пп. 18 и 19 Правил отбор проб сточных вод осуществляется организацией ВКХ в присутствии абонента. В случае если абонент не явился к месту отбора проб в течение 15 минут после времени, указанного в уведомлении о проведении отбора проб сточных вод, пробы сточных вод отбираются без абонента.

В соответствии с п. 20 Правил абоненты обязаны:

  • обеспечить возможность проведения отбора проб сточных вод в любое время суток;
  • содержать контрольные канализационные колодцы и подходы к ним в состоянии, обеспечивающем свободный доступ к сточным водам и отбор их проб;
  • обеспечить беспрепятственный доступ к месту отбора проб сточных вод;
  • обеспечить присутствие абонента при проведении отбора проб сточных вод;
  • обеспечить идентификацию мест отбора проб сточных вод (наличие различимых указателей, содержащих идентифицирующие признаки места отбора проб сточных вод и позволяющих определить их на местности).

Организация ВКХ обязана любым способом уведомить абонента о проведении отбора проб сточных вод не позднее чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб. Отбор проб сточных вод осуществляется не ранее чем через 15 минут с момента подтверждения факта получения абонентом такого уведомления.

Отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в Программе, при наличии такой возможности вне зон действия подпора со стороны ЦСВ из лотка канализационного колодца или падающей струи, либо (при отсутствии такой возможности) в нескольких местах по сечению потока (или колодца), после чего составляется средняя (смешанная) проба.

К сведению

В случае невозможности отбора проб сточных вод из мест отбора проб в связи с неисполнением абонентом своих обязанностей отбор проб сточных вод осуществляется из первого доступного колодца на сети водоотведения, по которой осуществляется транспортировка сточных вод абонента, ближайшего к канализационному выпуску с объекта абонента. В этом случае показатели состава и свойств сточных вод отобранной пробы считаются показателями состава и свойств сточных вод, отводимых абонентом в ЦСВ.

Новые Правила предусматривают возможность фото- и видеофиксации процедуры отбора проб сточных вод организацией ВКХ и абонентом.

По результатам отбора проб организация ВКХ составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод, который подписывается организацией ВКХ и абонентом (форма акта представлена в Приложении № 2 к Правилам). При несогласии абонента с содержанием акта абонент также обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. В случае отказа абонента от подписания акта он подписывается организацией ВКХ с отметкой «абонент от подписи отказался». В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в установленное время акт подписывается организацией ВКХ с отметкой «Абонент на отбор проб сточных вод в установленное время не явился». В этом случае один экземпляр акта в течение 3 рабочих дней со дня отправки пробы сточных вод в аккредитованную лабораторию направляется абоненту любым способом, позволяющим подтвердить факт получения этого акта абонентом.

Обратите внимание

Правила предоставляют возможность абоненту одновременно произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств. При этом организация ВКХ осуществляет отбор резервной пробы. Разделение пробы на параллельные и резервную проводится организацией ВКХ на месте отбора проб сточных вод. Резервная проба хранится в организации ВКХ для разрешения возможных разногласий.

Правила обязывают организации ВКХ вести журнал контроля состава и свойств сточных вод абонентов (далее — Журнал) в бумажном и электронном виде. Ведение Журнала в электронном виде (использование специализированной базы данных) является обязательным для организаций, осуществляющих водоотведение в населенных пунктах с численностью населения более 50 тыс. человек (с 1 января 2015 г. — с численностью более 10 тыс. человек). Типовая форма Журнала представлена в Приложении № 3 к Правилам.

Организация ВКХ в течение 3 рабочих дней со дня получения результатов анализов сточных вод направляет абоненту выписку из Журнала любым способом, позволяющим подтвердить факт получения выписки адресатом. В случаях нарушения абонентом НДС или лимитов на сбросы организация ВКХ информирует об этом территориальный орган Росприроднадзора в течение 24 ч со дня получения анализов проб сточных вод, отобранных из канализационных сетей абонента.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СТОЧНЫХ ВОД НЕНОРМИРУЕМЫМИ АБОНЕНТАМИ

На абонентов, которым не нужно разрабатывать НДС и лимиты на сбросы (ненормируемых абонентов), продолжают распространяться требования Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 (в ред. от 29.07.2013).

В соответствии с п. 64 и 65 данных Правил ненормируемый абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод. Контроль за соблюдением ненормируемым абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией ВКХ путем выполнения анализов проб сточных вод ненормируемого абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах. Анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации ВКХ или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории). Данные требования не распространяется на абонентов, которым установлены НДС и лимиты на сброс.

Ненормируемым абонентам нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод будет устанавливать организация ВКХ.

Контроль ненормируемых абонентов будет проводиться организацией ВКХ, но порядок контроля будет отличен от порядка контроля сточных вод нормируемых абонентов. Пока не будет утверждена Программа контроля сточных вод для таких абонентов, контроль их сточных вод будет осуществляться организацией ВКХ по такой же схеме, как и раньше — до вступления в силу Федерального закона № 416-ФЗ и постановлений Правительства Российской Федерации в области водоотведения.

ДЕКЛАРАЦИЯ О СОСТАВЕ И СВОЙСТВАХ СТОЧНЫХ ВОД

При осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация ВКХ проверяет состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами, на соответствие НДС и (или) лимитам на сбросы, указанным абонентами в Декларации.

Согласно п. 4 ст. 30 Федерального закона № 416-ФЗ в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, для объектов которых установлены НДС, подают в организацию ВКХ Декларацию, в которой, в частности, указываются НДС, лимиты на сбросы. В случае если абонентом допущено нарушение Декларации, абонент обязан незамедлительно проинформировать об этом организацию ВКХ.

Порядок подачи абонентами Декларации определяется в соответствии с гл. VIII ПХВиВ.

Декларация обязательна не для всех категорий абонентов — согласно п. 124 ПХВиВ в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод подавать в организацию ВКХ Декларацию обязаны:

  • абоненты, для объектов которых устанавливаются НДС;
  • абоненты, осуществляющие деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, имеющие самостоятельные выпуски в ЦСВ, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 м3/сут. суммарно по всем выпускам с промышленной площадки.

Декларация на очередной год подается в срок до 1 июля предшествующего года.

Абонент вправе внести изменения в Декларацию, сообщив о них в организацию ВКХ. В случае с нормируемыми абонентами организация ВКХ обязана в течение 3 рабочих дней после получения такой информации направить ее в территориальный орган Росприроднадзора.

Обратите внимание

После уведомления абонента о проведении мероприятий по контролю состава и свойств сточных вод и отборе проб сточных вод внесение изменений в Декларацию не допускается.

В соответствии с п. 128 ПХВиВ Декларация содержит:

  • сведения об абоненте (официальное полное наименование абонента — юридического лица, реквизиты договора, на основании которого абонентом осуществляется отведение сточных вод, сведения об объектах абонента, для которых установлены НДС);
  • НДС и лимиты на сбросы (при их наличии);
  • требования к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ;
  • концентрации загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и работу ЦСВ, отводимых (планируемых к отведению) абонентом в ЦСВ, с указанием показателей, не отвечающих НДС, лимитам и другим установленным требованиям;
  • схему внутриплощадочных канализационных сетей с указанием колодцев присоединения к ЦСВ и контрольных канализационных колодцев.

Согласно п. 38 Типового договора водоотведения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645, Декларация утрачивает силу в следующих случаях:

  • изменение состава и свойств сточных вод абонента при вводе в эксплуатацию водоохранных, водосберегающих или бессточных технологий, новых или реконструируемых объектов, перепрофилирование производства;
  • выявление организацией ВКХ в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, сверхнормативного сброса загрязняющих веществ, не отраженных абонентом в Декларации;
  • установление абоненту новых НДС.

В течение 2 месяцев со дня наступления хотя бы одного из перечисленных выше событий, которое повлекло изменение состава сточных вод абонента, абонент обязан разработать и направить организации ВКХ новую Декларацию, при этом ранее утвержденная Декларация утрачивает силу по истечении 2 месяцев со дня наступления указанных событий.

Промышленная деятельность зачастую не обходится без сброса сточных вод. Отработанная загрязненная жидкость попадает в окружающую среду, а значит, процесс ее сброса должен контролироваться. Для этого проводится специальное исследование — анализ сточных вод. Такая процедура выполняется по правилам и имеет свои особенности.

Общие понятия

Сточными водами называют всю воду, загрязненную в быту или на производстве. Через канализацию или коллекторы она оказывается в водоносных слоях грунта. Другими словами, стоки могут в том числе стать причиной загрязнения питьевой воды. Стоки подразделяются на несколько групп, в зависимости от их происхождения. Они бывают:

  • промышленными;
  • атмосферными;
  • бытовыми.

Самыми опасными считаются именно промышленные стоки, поскольку в них могут находиться ядовитые, токсичные и радиоактивные элементы, а также тяжелые металлы, фосфаты, сульфиты. Чтобы избежать проникновения таких опасных веществ в окружающую среду, предприятия должны иметь надежные фильтры для сточных вод.

Анализ сточных вод предприятия позволяет с точностью определить содержание в них вредных элементов. Целью такого исследования является:

  • определение уровня загрязнения;
  • оценка результативности работы фильтров и очистных сооружений;
  • рекомендации по улучшению очистительных работ.

Кроме того, такая проверка должна выявить, соответствуют ли стоки установленным ГОСТам.

Для промышленных предприятий устанавливается частота проведения регулярных анализов в зависимости от рода деятельности. При обнаружении нарушений, проверка повторяется экстренно. Также проведение экспертизы потребуется в следующих случаях:

  • при исполнении программ производственной проверки;
  • для составления базы данных с последующим оформлением документации;
  • после проведения очистительных работ.

Особенности проверки

Исследование стоков проводится в лабораторных условиях либо на самом предприятии, либо в отделе СЭС. При этом проверка должна выполняться только специалистами, получившими лицензию. Лабораторные исследования сточных вод строго регламентированы и проводятся по инструкции, в которой в том числе описаны требования к оборудованию, задачи анализа, места отбора образцов и формулы подсчета сроков проведения регулярных проверок.

Экспертиза состоит из трех этапов:

  • отбор проб;
  • выполнение анализа в лаборатории сточных вод;
  • подведение итогов, составление рекомендаций (при необходимости).

Каждый этап имеет свои правила. Так, сбор образцов может производиться только в присутствии собственника (представителя) предприятия. Обязательно составляется акт. Местом сбора выбирается хорошо перемешанный поток, чтобы концентрация образца была максимально информативной. Исходя из поставленных задач, отбор может быть простым (берется единожды в подходящем месте) и смешанным (несколько простых проб, взятых в разное время, смешиваются между собой).

Химический анализ сточных вод — главный этап экспертизы. Проверка образца производится сразу по нескольким показателям качества.

  1. Физические показатели — уровень прозрачности, температура, цвет, запах. Эти признаки оцениваются визуально, поэтому считаются недостаточно информативными.
  2. Сухой остаток — определение степени загрязнения. По этому показателю стокам присваивается категория.
  3. Химические — позволяют определить щелочность и кислотность стоков. Измеряются путем наблюдения реакции взаимодействия с базовой pH.
  4. Азотсодержащие соединения и фосфор — показатель, помогающий определить качество фильтрации стоков.
  5. Токсины — коэффициент, показывающий наличие органических или неорганических токсических веществ.
  6. Синтетические поверхностно-активные вещества — большое количество СПАВ препятствует естественным процессам очистки воды, понижает содержание кислорода. Показатель не должен превышать 20 мг/л.
  7. Окисляемость — вычисляется при помощи биохимического и химического кислорода, позволяет оценить степень загрязнения стоков органическими и неорганическими веществами.
  8. Зольность — определяет количество осадка, которое остается после нагревания взвешенных примесей.

Проведение экспресс-анализа

При невозможности проведения полноценного лабораторного анализа стоков может быть применен экспресс-анализ. Он требует оборудования и занимает несколько минут. Однако, несмотря на такие преимущества, экспресс-анализ намного уступает лабораторной экспертизе в достоверности и информативности результатов.

Экспресс-анализ состоит из нескольких процессов:

  • органолептического (изучение физических показателей);
  • колориметрического (определение кислотности и наличия вредных веществ);
  • титриметрического (определение щелочности и концентрации кислорода).

Экспертиза стоков — обязательная мера контроля. Своевременная проверка не только убережет предприятие от штрафа, но и поможет защитить окружающую среду от опасных веществ.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *