Контроль выбросов

Расчетный метод контроля выбросов в атмосферу

Часто задается вопрос — можно ли проводить контроль за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов с использованием расчетного метода контроля выбросов в атмосферу? Расчетный метод контроля выбросов в атмосферу может применяться только в нескольких случаях…

Инвентаризация источников выбросов с использованием расчетного метода

Сначала о том, может ли расчетный метод применяться при инвентаризации для определения показателей выбросов от организованных источников:

В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 7 августа 2018 г. № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки»:

Использование расчетных методов для определения показателей выбросов организованных источников допускается в следующих случаях:

отсутствие аттестованных методик измерения загрязняющего вещества;

отсутствие практической возможности забора проб для определения инструментальными методами в соответствии с требованиями действующих национальных стандартов;

отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов (например, высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику).

пункт 25 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 7 августа 2018 г. № 352

Таким образом, инвентаризация источников выбросов ЗВ в части определения показателей выбросов от организованных источников должна проходить в том числе на основании данных инструментальных замеров, а не только на основании расчетов, как это любят делать некоторые организации-разработчики природоохранной документации.

Поэтому когда вы нанимаете фирму для проведения инвентаризации имейте ввиду, что лучше нанимать фирму, имеющую аккредитованную лабораторию.

Также:

Использование расчетных методов для определения показателей выбросов допускается также для неорганизованных и (или) линейных стационарных источников.

пункт 26 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 7 августа 2018 г. № 352

Расчетные методы с использованием результатов измерений отдельных характеристик источника выбросов, расхода сырья или топлива, а также загруженности, продолжительности работы оборудования, применяются для инвентаризации выбросов:

от неорганизованных ИЗАВ;

от топливосжигающих установок мощностью не более 50 мВт;

при выполнении работ по нанесению металлопокрытий гальваническим способом, по механической обработке материалов, сварочных и окрасочных работ; взрывных работ, погрузочно-разгрузочных работ;

от инфраструктуры транспортных объектов, дизельных установок, бензоэлектростанций, бензопил и подобного оборудования;

от источников открытого хранения топлива, сырья, веществ, материалов, отходов, открытых поверхностей испарения;

карьеров добычи полезных ископаемых и открытых участков обработки полезных ископаемых,

от оборудования и технологических процессов, расположенных на открытом воздухе или в производственных помещениях, не оборудованных вентиляционными установками;

для получения данных о показателях выбросов проектируемых, строящихся и реконструируемых объектов ОНВ.

Для определения показателей выбросов расчетным методом применяются методики расчета выбросов, включенные в перечень методик расчета выбросов ЗВ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти12 (далее — методики расчета выбросов).

пункт 27, 28 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 7 августа 2018 г. № 352

В каких случаях допустимо применение расчетного метода контроля выбросов

В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2018 г. № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» :

Расчетные методы контроля используются для определения показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников в следующих случаях:

отсутствие аттестованных в установленном законодательством Российской Федерации о единстве измерений порядке методик измерения загрязняющего вещества;

отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов, в том числе высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику выбросов;

выбросы данного источника по результатам последней инвентаризации выбросов формируют приземные концентрации загрязняющих веществ или групп суммации в атмосферном воздухе на границе территории объекта менее 0,1 доли предельно допустимых концентраций.

пункт 9.1.3. Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2018 г. № 74

В остальных случаях на источниках выбросов должны быть проведены инструментальные замеры с привлечением аккредитованной лаборатории.

В случае, если расчетный метод контроля выбросов будет применен для осуществления производственного экологического контроля для всех источников без учета пункта 9.1.3 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2018 г. № 74 , то в ходе плановой проверки вы рискуете попасть на статью 8.5 КоАП РФ.

Контроль за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов

Контроль за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов — это одно из специальных условий получения разрешения на выброс загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферный воздух.

Несмотря на то, что с 01.01.2019 г. разрешение на выброс ЗВ в атмосферный воздух не выдаются — полученные разрешения являются действующими на период срока выдачи.

Лисичникова Людмила Задать вопрос На обороте полученного вашим предприятием разрешения на выброс — прописываются условия его получения, одно из которых:
— «в соответствии с пунктом 1 статьи 25 и пунктом 1 статьи 30 Федерального закона (далее – ФЗ) «Об охране атмосферного воздуха», пунктом 1 статьи 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» получатель настоящего разрешения обязан осуществлять контроль за соблюдением установленных в данном разрешении нормативов ПДВ (ВСВ) в соответствии с ежегодно утверждаемыми графиками контроля».
Следовательно, предприятия , имеющие действующие разрешения на выброс ЗВ в атмосферный воздух, в обязательном порядке должны соблюдать условия получения разрешения на выброс, а именно вести
производственный контроль за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух!

Согласно Закона № 219-ФЗ разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам 1 и 2 категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или предоставления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

Контроль за соблюдением установленных в разрешении нормативов ПДВ производится в соответствии с план-графиками контроля аккредитованной лабораторией с установленной периодичностью.

План-график контроля разрабатывается для предприятия в рамках разработки проекта ПДВ. В план-графике контроля прописаны источники выбросов, контролируемые вещества и периодичность контроля. План-график необходимо соблюдать! Если, сказано, что периодичность замеров 2 раза в год — значит по указанным веществам должны быть проведены замеры не реже, чем два раза в год.

Таким образом, контроль выбросов загрязняющих веществ в атмосферу необходимо выполнять неукоснительно в соответствии с план-графиком контроля!

Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов ЗВ в атмосферу.

Согласно пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»:

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны:

проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

Контроль за охраной атмосферного воздуха — ответственность (штраф)

Если установлено, что производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не осуществлялся, то это означает что предприятием допускается несоблюдение условий специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Это чревато применением к вашему предприятию и к вам, как должностному лицу, ответственному за контроль за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов части 2 статьи 8.21 КоАП РФ.

Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Как избежать ответственности за отсутствие контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу

Если вы допустили несоблюдение производственного контроля за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов — можно попробовать уйти от ответственности доказав надзорному органу, что указанный источник (по которому не были проведены замеры аккредитованной лабораторией) не эксплуатировался в указанный период (если периодичность замеров по нему была — 1 раз в год, значит оборудование, от которого происходит выброс ЗВ в атмосферный воздух не эксплуатировалось в течении года, если периодичность замеров — раз в полгода, то соответственно оборудование не эксплуатировалось в течение полугода).

При этом, надзорный орган для привлечения к административной ответственности будет у вас требовать доказательства осуществления выброса ЗВ в атмосферный воздух от указанного источника. Что это может быть:

  • если речь идет об отопительных котлах — расход газа (угля) за указанный период;
  • время работы оборудования, цехов;
  • расход электродов за указанный период и т.д.

Если вы предоставите доказательства доказательства осуществления выброса от указанного источника, то от ответственности уйти будет невозможно!

Замеры источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферу и их анализ

Проведем замеры выбросов вредных веществ (ВЗВ) в атмосферный воздух по Москве, Московской области и Республике Татарстан. Низкие цены. Короткие сроки. Ждем вашего звонка.

Замеры выбросов загрязняющих веществ в атмосферу — процедура по определению концентрации загрязняющих веществ в выбросах в атмосферу на предприятиях (количественный характеристик) и набора веществ, которые входят в их состав (качественных характеристик), включая отбор проб и установление параметров выхода газовоздушных примесей.

В данной статье я приведу только основную информацию по данной процедуре, так как углубляться в техническую область нецелесообразно по следующим причинам. Во-первых, данная процедура может осуществляться только аккредитованной лабораторией, которая у нас имеется. Во-вторых, требуется специализированное оборудование. В-третьих, надо иметь соответствующие методики замеров. Ждем вашего звонка.

Для определения количественных и качественных характеристик выбросов применяют 4 метода:

1. инструментальный — используют автоматические газоанализаторы, которые непрерывно измеряют концентрации загрязняющих веществ в выбросах (основной);

2. инструментально-лабораторный — отбирают пробы примесей с источников загрязнений, а затем делают их анализ в лаборатории, используя различные автоматические и полуавтоматические приборы;

3. индикаторный — применяют селективные индикаторы (колористические трубки), которые изменяют цвет в зависимости от содержания примесей в выбросах (метод используют при проведении экспресс-анализа и для осуществления предварительной оценки уровня загрязняющих веществ);

4. расчётный — для определения уровня выбросов производят расчёты на основе информации о составе сырья и топлива, технологическом процессе, степени очищения газов. Метод применяют для получения предварительной оценки экологичности производственного процесса, а также в том случае, если невозможно сделать прямые измерения или в случае их нецелесообразности.

Для неорганизованных источников выбросов используется расчетный метод. А для организованных источников должны использоваться только инструментально-лабораторные замеры, так как данное требование установлено в законодательстве.

Пункт 1, раздел 1.2, Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее — Методическое пособие).
Для определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов ЗВ в атмосферу используются инструментальные и расчетные (расчетно-аналитические) методы.
Инструментальные методы являются превалирующими для источников с организованным выбросом загрязняющих веществ в атмосферу (ГОСТ 17.2.3.02-78). К основным источникам с организованным выбросом относятся:
— дымовые и вентиляционные трубы;
— вентиляционные шахты;
— аэрационные фонари;
— дефлекторы.
При инструментальных измерениях должны применяться только газоаналитические средства, предназначенные для контроля промышленных выбросов и внесенные в Государственный реестр средств измерений.

Кому и когда требуется проведение замеров выбросов ВЗВ в атмосферу

Замеры выбросов ВЗВ в воздух требуется проводить для любого предприятия, которое имеет хотя бы один организованный стационарный источник выбросов. Говоря проще, если на предприятии есть хотя бы одна небольшая труба, то требуется.

Стационарный источник выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух – источник, имеющий определенное местоположение, с организованным или неорганизованным выбросом загрязняющих веществ, функционирующий постоянно или временно на территории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, или транспортируемый передвижным средством и функционирующий в стационарном режиме.

Замеры проводятся у организованных источников выбросов загрязняющих веществ и на контрольных точках.

Инструментальные замеры и химический анализ промышленных выбросов ВЗВ требуется проводить в следующих случаях:

1. При проведении производственного контроля за соблюдением нормативов ПДВ для организованных источников выбросов (в соответствии с планом-графиком контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ) на источниках выбросов и на контрольных точках (постах)).

2. Для определения фактического объема выбросов для целей учёта, отчетности (отчет 2-ТП воздух) и расчёта платы за негативное воздействие на атмосферный воздух (расчет платы за НВОС):

3. При проведении инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их источников и при разработке проекта нормативов ПДВ.

4. При разработке проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ);

5. При продлении разрешения на временно согласованные выбросы;

6. По требованию государственного органа.

По окончанию работ предприятие получает оригиналы следующих документов:

1. Протоколы с результатами замеров;

2. Акт отбора проб;

3. Копия аттестата аккредитации лаборатории, проводившей замеры воздуха от источников выбросов;

Мы поможем вам провести инструментальные замеры выбросов ВЗВ в атмосферу и их анализ. Низкие цены. Высокое качество.

Контроль выброса в атмосферу загрязняющих веществ (ПДК)

Приоритет в области разработки предельно допустимых концентраций в воздухе принадлежит СССР. Предельно допустимые концентрации (ПДК) — такие концентрации, которые не оказывают на человека и его потомство прямого или косвенного воздействия, не ухудшают их работоспособности, самочувствия, а также санитарно-бытовых условий жизни людей.

Обобщение всей информации по ПДК , получаемой всеми ведомствами, осуществляется в Главной Геофизической Обсерватории . Чтобы по результатам наблюдений определить значения воздуха, измеренные значения концентраций сравнивают с максимальной разовой предельно допустимой концентрацией и определяют число случаев, когда были превышены ПДК , а также во сколько раз наибольшее значение было выше ПДК . Среднее значение концентрации за месяц или за год сравнивается с ПДК длительного действия — среднеустойчивой ПДК. Состояние загрязнение воздуха несколькими веществами, наблюдаемые в атмосфере города, оценивается с помощью комплексного показателя — индекса загрязнения атмосферы (ИЗА). Для этого нормированные на соответствующее значения ПДК и средние концентрации различных веществ с помощью несложных расчетов приводят к величине концентраций сернистого ангидрида, а затем суммируют. Максимальные разовые концентрации основных загрязняющих веществ были наибольшими в Норильске (оксиды азота и серы), Фрунзе (пыль), Омске (угарный газ). Степень загрязнения воздуха основными загрязняющими веществами находится в прямой зависимости от промышленного развития города. Наибольшие максимальные концентрации характерны для городов с численностью населения более 500 тыс. жителей. Загрязнение воздуха специфическими веществами зависит от вида промышленности, развитой в городе. Если в крупном городе размещены предприятия нескольких отраслей промышленности, то создается очень высокий уровень загрязнения воздуха, однако проблема снижения выбросов многих специфических веществ до сих пор остается нерешенной.

Многие вещества, такие как SO2, оксиды азота и другие, обычно присутствуют в атмосфере в низких (фоновых) концентрациях, не представляющих опасности для человека. Они образуются в результате природных процессов и из антропогенных источников. К загрязнителям воздуха следует отнести вещества в высоких, по сравнению с фоновыми, концентрациях, которые возникают в результате химических или биологических процессов и которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на человека и окружающую среду. Приведем обобщенные данные по выбросу некоторых веществ в атмосферу от антропогенных источников (млн т/год): СО — 280…310; оксиды серы (в пересчете на серу) — 60…100; 1Юх — 40…50; углеводороды (Сп Нт ) — 80…90; взвешенные твердые частицы — 70…80.

Дымовые газы ТЭС загрязняют атмосферу и другими вредными веществами. Так, ТЭС мощностью 1 млн кВт, потребляя за сутки около 1ООО т угля, выбрасывает в окружающую среду до 1 кг ртути. На 1 т черновой меди, получаемой в медеплавильной промышленности, приходится около 2 т пыли, в которой содержится до 1 5% меди, до 60% оксида железа и примерно до 4% мышьяка, ртути, цинка, свинца.

Рассеивание некоторых элементов в атмосфере наносит вред и другим производствам. В Англии, например, была забракована целая партия готовых полупроводниковых приборов из-за попадания в них кадмия из загрязненного воздуха, источником которого служила котельная соседнего завода. В точнейших приборах, выпускаемых американской промышленностью (лазеры, магнитные системы, интегральные схемы), от 50 до 70% неполадок происходит из-за различных видов загрязнителей, в том числе микроэлементов, попадающих в изделия при их изготовлении.

Жители крупных городов уже столкнулись с проблемой загрязнения воздуха. Зарегистрировано много случаев, когда, попадая в районы с интенсивным автомобильным движением, они теряли сознание в результате отравления СО. Из-за сильного загрязнения воздуха центральные районы некоторых крупнейших городов мира стали малопригодными для проживания. Многие индустриальные районы окружены техногенной атмосферой. В промышленный район Рура попадает около 5О% всей пыли, поступающей в воздух в ФРГ. Типичные загрязнители больших городов на Западе следующие (в % по отношению к примесям): СО — 48,5; 1Юх — 15,0; углеводороды (С 4пНт) — 8,0; SO2 — 14,9; твердые частицы — 1 3,7, причем основными источниками этих загрязнений, по данным Национального управления США, являются транспорт (44%), отопление (20%), промышленность (1 4%), сжигание мусора (5%). Как видно, значительную долю загрязнений в городах дает транспорт. Приведем для сравнения следующие цифры: при сжигании 1 т кустарника в атмосферу попадает около 2 кг углеводородов общей формулы Сп Н 4т, тогда как при сгорании 1 т автомобильного топлива — около 60 кг.

В связи с ростом населения и объема производства, развитием энергетики увеличиваются тепловые выбросы в атмосферу. В особенности они ощутимы в крупных городах и промышленных центрах (тепловые шапки над городом, более высокие температуры в центральных районах города). Повышенные загрязнения воздушного бассейна над крупными городами вызывают даже увеличение среднего количества осадков, особенно в середине недели, когда загрязнений больше.

Часть озона и кислорода реагирует с углеводородами, содержащимися в воздухе, по свободнорадикальному механизму, образуя различные органические соединения, такие как кетоны, альдегиды, пероксиды. Эти вещества оказывают раздражающее действие на человеческий организм.

Проблема чистого воздуха — наиболее важная задача настоящего времени, так как загрязнение атмосферы трудно локализировать, поскольку перемещение воздушных масс не подвластно человеку. Уже сейчас ряду стран, таким как США, Япония, ФРГ, не хватает «собственного» кислорода, и его недостаток компенсируется за счет кислорода соседних стран.

Хотя в США насчитывается лишь 4% жителей планеты, на их долю приходится 25% выбросов углекислого газа, а потребление энергии на душу населения уже много лет неизмеримо выше, чем в развивающихся странах. Также использует чужие возможности для своих газовых отходов Германия. Имея лишь 0,3% лесов Земли и 1% мирового населения, Германия выделяет в атмосферу 4% окиси углерода промышленностью. По мнению стран Юга, именно те, кто больше других повинен в неблагоприятных изменениях мирового климата (то есть в загрязнении воздуха и «парниковом эффекте»), должны жестче ограничить себя.

Однако в самом мощном государстве Севера (США) отвергают подобную логику. Его Конгресс единогласно выступил против подписания любого соглашения, которое сковало бы развитие американской энергетики, давая поблажки развивающимся странам в области ограничения выбросов углекислоты в атмосферу. «В США хотят во что бы то ни стало сохранить свое экономическое превосходство и свой образ жизни — даже за счет интересов мирового сообщества», — говорит Тони Джунипер, руководитель международного природозащитного движения «Друзья Земли».

Различный подход к экологическим проблемам, и особенно связанным с ним обязательствам, выявился на встрече «большой восьмерки» в Денвере и на последовавшей за ней специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. В результате ожесточенных споров, из-за которых специальная сессия закрылась на целые сутки позже намеченного срока, была принята расплывчатая резолюция, ратующая за «значительное» сокращение выбросов углекислоты. А вот упоминание о 201 0 г. исчезло вовсе. Резолюция сената США, приуроченная к боннской встрече, показала, что Вашингтон не только не намерен идти дальше договоренностей в Рио-де-Жанейро, но по существу отказывается от них.

Продажа квот на выбросы парниковых газов. У России появилась уникальная возможность продавать воздух. Японское правительство всерьез рассматривает возможность выкупа у России неиспользованной части квоты на выбросы в атмосферу «парниковых газов», установленной конференцией ООН по проблемам глобального потепления. На прошедшей в конце 1997 года в Японии международной конференции ООН по глобальному потеплению впервые были четко определены обязательства государств по сокращению выбросов в атмосферу так называемых парниковых газов. В соответствии с протоколом, конференции Япония должна сократить эти выбросы на 6% по сравнению с уровнем 1990 года. Каждый процент снижения выбросов — это огромные затраты для государства, связанные с сокращением промышленного производства и переходом к более совершенным технологиям. Единственный выход правительство Японии видит теперь в приобретении квот, недоиспользованных другими странами. Например, у России, которая в результате спада промышленного производства оказалась в более выгодном положении и даже располагает некоторым резервом на право загрязнять планету. Для России эта сделка стала бы очень выгодной: во-первых, японцы подскажут, как усовершенствовать российские технологии и снизить выброс газов, а во-вторых, еще и заплатят нам за излишек квоты. Но можно быть уверенным, что в сложившейся экономической ситуации финансовые поступления по этим каналам вряд ли пойдут на природоохранные нужды.

Кроме химических загрязнений большое влияние на самочувствие человека оказывает специфический вид загрязнения атмосферы — шумы.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *