Критерии риска налоговой проверки

12 критериев для проведения выездной проверки (подробно)

12 критериев для проведения выездной проверки (подробно)

Приложение N 2

к Приказу ФНС России

от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@

ОБЩЕДОСТУПНЫЕ КРИТЕРИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ РИСКОВ ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ В ПРОЦЕССЕ ОТБОРА ОБЪЕКТОВ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

(введено Приказом ФНС РФ от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@,

в ред. Приказа ФНС РФ от 22.09.2010 N ММВ-7-2/461@)

Значение общедоступных Критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков N 1 может использоваться налоговыми органами при планировании выездных налоговых проверок как на предстоящий, так и последующие годы до их очередной актуализации (Приказ ФНС РФ от 22.09.2010 N ММВ-7-2/461@).

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

Расчет налоговой нагрузки, начиная с 2006 года, по основным видам экономической деятельности приведен в приложении N 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

Налоговая нагрузка рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных лет.

При получении организацией убытка по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2008 год налоговый орган может не учитывать данный календарный год в числе 2-х лет, когда деятельность осуществлялась с убытком, при условии, что налогоплательщик получил убытки по объективным причинам, о чем у налогового органа имеется соответствующая информация и подтверждающие документы, представленные налогоплательщиком.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

По налогу на прибыль организаций.

Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности.

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту Российской Федерации можно получить из следующих источников:

  1. Официальные Интернет-сайты территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Информация об адресах Интернет-сайтов территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат) находится на официальном Интернет-сайте Федеральной службы государственной статистики (Росстат)
  2. Сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Федеральной службы государственной статистики (Росстат) (статистический сборник, бюллетень и др.);
  3. По запросу в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики (Росстат) или налоговый орган в соответствующем субъекте Российской Федерации (инспекция, управление ФНС России по субъекту Российской Федерации);
  4. Официальные Интернет-сайты управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации после размещения на них соответствующих статистических показателей.

Информация об адресах Интернет-сайтов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации находится на официальном Интернет-сайте ФНС России.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

В части специальных налоговых режимов принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (2 и более раза в течение календарного года).

В части единого сельскохозяйственного налога.

Приближение к предельному значению установленного статьей 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации показателя, необходимого для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей:

— доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), определяемая по итогам налогового периода, составляет не менее 70 процентов.

В части упрощенной системы налогообложения.

Неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьями 346.12 и 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации показателей, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения:

— доля участия других организаций составляет не более 25 процентов;

— средняя численность работников за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, составляет не более 100 человек;

— остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, составляет не более 100 млн. рублей;

— предельный размер доходов, определяемый по итогам отчетного (налогового) периода в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет не более 60 млн. рублей.

В части единого налога на вмененный доход.

Неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьей 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации показателей, необходимых для применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход:

— площадь торгового зала магазина или павильона по каждому объекту организации розничной торговли составляет не более 150 кв. метров;

— площадь зала обслуживания посетителей по каждому объекту организации общественного питания, имеющему зал обслуживания посетителей, составляет не более 150 кв. метров;

— количество имеющихся на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) автотранспортных средств, предназначенных для оказания автотранспортных услуг, составляет не более 20 единиц;

— общая площадь спальных помещений в каждом объекте, используемом для оказания услуг по временному размещению и проживанию, не более 500 кв. метров.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

По налогу на доходы физических лиц.

Доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 221 Налогового кодекса Российской Федерации, заявленных в налоговых декларациях физических лиц, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в общей сумме их доходов превышает 83 процента.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

Обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указанные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

Отсутствие без объективных причин пояснений налогоплательщика относительно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, в случае, если в целях, предусмотренных п. 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик вызван в налоговый орган на основании письменного Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), предусмотренного пп. 4 п. 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, содержащего требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

Два и более случая с момента государственной регистрации юридического лица, представления при проведении выездной налоговой проверки в регистрирующий орган Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в части внесения изменений в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, если указанные изменения влекут необходимость изменения места постановки на учет по месту нахождения данного налогоплательщика-организации.

Значение общедоступных Критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков N 11 может использоваться налоговыми органами при планировании выездных налоговых проверок как на предстоящий, так и последующие годы до их очередной актуализации (Приказ ФНС РФ от 22.09.2010 N ММВ-7-2/461@).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Расчет рентабельности продаж и активов, начиная с 2006 года, по основным видам экономической деятельности приведен в приложении N 4 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

В части налога на прибыль организаций:

Отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

ФНС России по результатам контрольной работы, с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и сложившейся арбитражной практики, определяет наиболее распространенные способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды.

Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков».

При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:

  • — отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
  • — отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • — отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • — отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;
  • — отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
  • — отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).

Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или «однодневки»), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.

Дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:

  • — контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;
  • — наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);
  • — отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;
  • — приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);
  • — отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);
  • — выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;
  • — существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.

Соответственно, чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствуют во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков.

Налогоплательщикам, по самостоятельной оценке которых риски по настоящему пункту Критериев высоки и желающим снизить или полностью исключить указанные риски, рекомендуется:

  • — исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период;
  • — уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых ими для снижения данных рисков (уточнении налоговых обязательств), для возможности своевременного учета откорректированных налоговых обязательств данных налогоплательщиков при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Уведомление производится путем подачи в налоговый орган, по месту нахождения организации (или по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика), уточненных налоговых деклараций по налогам за те периоды, в которых осуществлялась деятельность с высоким налоговым риском.

Для идентификации цели подачи данной уточненной декларации (снижение/исключение рисков по пункту 12 Критериев) налогоплательщикам предлагается одновременно с уточненной декларацией представлять Пояснительную записку по форме, рекомендуемой ФНС России (приложение N 5 к Приказу от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@) (далее — Пояснительная записка).

В аналогичном порядке налогоплательщик может задекларировать уточненные налоговые обязательства, возникшие в результате принятия мер по снижению налоговых рисков при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности с применением способов, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, но не представленных на сайте.

Налоговый орган, получивший уточненные налоговые декларации, а также представленную вместе с ними Пояснительную записку, проводит камеральную налоговую проверку в соответствии со ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации. При проведении камеральных налоговых проверок указанных уточненных деклараций с представленной к ним Пояснительной запиской дополнительные документы у налогоплательщика не истребуются.

Факт подачи налогоплательщиком уточненной декларации с целью снижения (исключения) рисков по пункту 12 Критериев налоговые органы учитывают в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (или корректировки уже утвержденных планов выездных налоговых проверок) в сочетании с другими Критериями.

В случае наличия у налогового органа информации о ведении деятельности с признаками нарушений налогового законодательства, в отношении налогоплательщика, заявившего о мерах, предпринятых им для снижения рисков по пункту 12 Критериев, решение о назначении выездной налоговой проверки принимается только после предварительного согласования с ФНС России.

Письмо Федеральной налоговой службы от 17 июля 2013 г. N АС-4-2/12722@ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» (с изменениями и дополнениями) (отменено)

Отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссиях

Отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии, осуществляется на основании списков, формирование которых проводится путем анализа имеющейся информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, с учетом особенностей исчисления и уплаты налогов, в случае, например, банкротства, ликвидации налогоплательщика и др.

Отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежат следующие группы налогоплательщиков:

— Налогоплательщики, заявляющие налоговые убытки от осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

Отбор налогоплательщиков данной группы осуществляется на основании деклараций по налогу на прибыль организаций, в которых по строке 100 Листа 02 заявлено отрицательное значение (убыток) за предыдущие два налоговых периода, а также в отчетном (налоговом) периоде текущего года.

В список включаются также организации, не заполнившие строку 100 Листа 02, у которых расходы, признанные в целях налогообложения за анализируемый период, превысили сумму доходов.

— Налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по налогу на прибыль организаций, акцизам, единому налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения, единому сельскохозяйственному налогу, НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями.

Так, например, налоговая нагрузка по налогу на прибыль организаций определяется как отношение суммы исчисленного налога на прибыль к общей сумме доходов от реализации и внереализационных доходов (строка 180 листа 02 декларации по налогу на прибыль к сумме строк 010 и 020 листа 02 декларации по налогу на прибыль) за соответствующий отчетный (налоговый) период. Под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих производство продукции (товаров, работ, услуг), понимается нагрузка, составляющая менее 3 процентов. Для организаций, осуществляющих торговую деятельность, под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль понимается нагрузка, составляющая менее 1 процента.

— Налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДС.

Отбор таких налогоплательщиков осуществляется на основании деклараций по НДС, представленных за ряд налоговых периодов, в которых отношение суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога с налоговой базы составила 89% и более.

— Налогоплательщики — налоговые агенты по налогу на доходы физических лиц (далее — НДФЛ):

1) имеющие задолженность по перечислению НДФЛ;

2) снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего налогового периода более чем на 10%.

Отбор налоговых агентов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) осуществляется путем сопоставления удержанных сумм НДФЛ за налоговый период, отраженных в сведениях о доходах по форме 2-НДФЛ, представленных налоговым агентом в налоговый орган, с поступлениями НДФЛ, отраженными в карточках «Расчеты с бюджетом». Дополнительно анализируются данные отчетности (Расчеты) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование территориальных органов Пенсионного фонда России.

Отбор налоговых агентов, перечисление НДФЛ которыми снижено на 10% и более относительно аналогичного периода предыдущего года производится на основании данных КРСБ в части уплаты налога. При отборе анализируется динамика с учетом информации, имеющейся в налоговом органе, о среднесписочной численности и данных, представленных налогоплательщиком в территориальные органы Пенсионного фонда России.

При отборе налогоплательщиков — налоговых агентов, имеющих обособленные подразделения, состоящие на учете в иных налоговых органах, в том числе за пределами региона, отбор необходимо производить с учетом сведений, содержащихся в федеральном информационном ресурсе «Расчеты с бюджетом» в целом по налоговому агенту.

3) налогоплательщики — налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе.

Отбор налоговых агентов осуществляется на основании показателей, содержащихся в сведениях о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ, представленных налоговым агентом за истекший налоговый период. Расчет производится исходя из общей суммы доходов, выплаченных налоговым агентом физическим лицам, и среднесписочной численности.

Особое внимание обращается на налоговых агентов, выплачивающих заработную плату ниже регионального прожиточного минимума.

— Налогоплательщики — индивидуальные предприниматели, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода.

Отбор налогоплательщиков осуществляется на основании деклараций по форме 3-НДФЛ, представленных за налоговый период, в которых отношение показателя строки 120 (профессиональные вычеты) к показателю строки 110 листа В (доходы от предпринимательской деятельности) превышает 95 процентов.

— Налогоплательщики — индивидуальные предприниматели, отразившие в налоговых декларациях по НДС выручку от реализации, при этом в налоговой декларации по форме 3-НДФЛ заявившие доход, равный нулю, либо не представившие налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за соответствующий период.

Отбор налогоплательщиков осуществляется на основании деклараций по НДС, представленных за налоговые периоды истекшего года, в которых отражена сумма выручки (строки 010-050 раздела 3, графа 2 раздела 4 и графа 2 раздела 7).

Из сформированного перечня отбираются индивидуальные предприниматели, не отразившие суммы полученных доходов от предпринимательской деятельности в налоговых декларациях по форме 3-НДФЛ (строка 110 листа В) или не представившие декларации по форме 3-НДФЛ за соответствующий налоговый период.

Отбор налогоплательщиков осуществляется на основании представленных деклараций по НДС по следующим критериям:

— налогоплательщики, заявившие уровень вычетов выше среднего по субъекту Российской Федерации уровня за предшествующий период;

— налогоплательщики, заявившие уровень вычетов 89 и более процентов;

— налогоплательщики, у которых отношение суммы вычетов по суммам НДС уплаченных при приобретении товаров, работ, услуг, имущественных прав, а также вычетов по суммам НДС, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и суммы НДС, исчисленной при реализации товаров (т.е. соотношение начисленной при реализации суммы налога и суммы вычетов без учета начислений и вычетов по авансам, строительно-монтажным работам, налоговым агентам — «нетто» вычеты) 89 и более процентов.

— Налогоплательщики — физические лица, не задекларировавшие полученные доходы.

Отбор налогоплательщиков осуществляется на основании данных информационных ресурсов налогового органа об отчуждении имущества (недвижимое имущество, транспорт, иное), находящегося в собственности менее 3-х лет. Из сформированного перечня отбираются физические лица, не представившие декларацию по форме 3-НДФЛ за налоговый период, в котором указанное имущество было реализовано.

При этом необходимо осуществлять ранжирование налогоплательщиков, которые в первоочередном порядке подлежат вызову в налоговый орган на заседание комиссии, исходя из предполагаемой суммы налога, подлежащей уплате.

Следует иметь в виду, что реализация теневых схем оплаты труда осуществляется, как правило, за счет неучтенных наличных денежных средств, которые образуются в процессе финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (налогового агента) за счет занижения им фактически полученных доходов или завышения фактически произведенных расходов.

Выплата заработной платы «в конвертах», применяемая наряду с иными теневыми схемами обналичивания денежных средств, влечет занижение налогооблагаемой базы как по НДФЛ (когда лицо выступает в качестве налогового агента), так и по иным налогам — налогу на прибыль организаций, НДС, единому налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения и пр. (когда лицо выступает в качестве налогоплательщика).

При поступлении информации о фактах выплаты неучтенной заработной платы, неофициальном оформлении трудовых отношений и пр. анализ финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта проводится не только по налогу на доходы физических лиц, но и по соответствующим налогам (комплексно), с учетом рекомендаций Федеральной налоговой службы по проведению предпроверочного анализа налогоплательщиков.

— налогоплательщики, в отношении которых получена информация от компетентных источников иностранных государств о получении дохода резидентами Российской Федерации, подлежащего налогообложению на территории Российской Федерации;

— налогоплательщики, в отношении которых имеется информация о получении дохода, содержащаяся в обращениях контрольно-надзорных ведомств, граждан, организаций;

— налогоплательщики, имеющие признаки занижения налоговой базы, необоснованного применения налоговых льгот, налоговых ставок и пр. по другим налогам (например, по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество организаций, налог на имущество физических лиц).

Кроме того, для рассмотрения на заседании комиссии могут быть отобраны иные налогоплательщики, в том числе в отношении которых предпроверочный анализ выявил нарушения налогового законодательства, при этом назначение выездных налоговых проверок является нецелесообразным по причине возможной малоэффективности, а также налогоплательщики, заявляющие возмещение НДС.

Понятие и критерии риска

Риск — это вероятность потерь в ситуа­ции неопределенности, когда руково­дитель оказывается перед необходи­мостью разработки альтернативных вариантов решения и последующего выбора из них того, которое наиболее приемлемо.

Риск воплощается в качестве инициативно­го, а подчас и дерзкого решения нетривиальной задачи. Рисковать — это значит действовать, ре­алистично оценивая опасности на путях к наме­ченной цели, не страшась риска, но и не пре­небрегая им, не позволяя ему ни парализовать свою волю и стремление к успеху, ни ввести вас в неоправданный азарт. Выдающимися менед­жерами и предпринимателями становятся, при прочих равных условиях, лишь те, кто умеет действовать смело и инициативно, не избегая рисковых решений, но избегая ненужного рис­ка, неоправданных потерь.

Управлять риском означает уметь анализи­ровать причины, источники и факторы риска, видеть специфику управления геополитически­ми, политическими, экономическими, техно­генными, управленческими рисками, в том числе на различных иерархических уровнях, этапах жизненного цик­ла систем и операций, оценивать риск и эффективность различ­ных методов риск-менеджмента, снижать и финансировать (страховать) риски, прежде всего, инвестиционные.

Как можно определить, например, что профессионал-торго­вец акциями превратился в тривиального азартного игрока? Спе­циалисты говорят о следующих симптомах. Например, если не за­фиксировано 3—5% прибыли — значит, идет азартная игра. Ощущение, что вы обязаны торговать каждый день, иначе вы про­пускаете что-то важное, — верный симптом того же заболевания. Снижение уровня «стоп-приказов», отказ от их использования, удержание падающих акций и готовность рисковать слишком большим процентом капитала за одну сделку — все это признаки того, что ваша торговая самодисциплина чрезвычайно низка.

Критерии, которыми полезно руководствоваться при разра­ботке и принятии риск-решений, сводятся к следующим:

достижению заданной цели;

непротиворечивости нормативным актам, адекватно отобра­жающим истинные потребности хозяйственной системы, в це­лом экономики;

соответствию содержания решения современному научно-техническому уровню производства и прогрессивному опыту;

приложению максимума усилий по предупреждению, а в слу­чае возникновения — по преодолению негативных последствий риск-действий;

недопущению ущемления охраняемых законом интересов партнеров и потребителей продукции/услуг фирмы.

Выбор критериев желательно дифференцировать в зависи­мости от сферы экономической деятельности. Например, осо­бенности сферы производственных технологий и инноваций предполагают использование в определенной мере специфичес­ких критериев, адаптированных к характеру решаемых задач.

Не может считаться правомерным риск-решение, если не приняты все доступные и необходимые меры по предотвраще­нию вероятного ущерба правоохраняемым интересам партнеров. Эти меры не должны противоречить нормативным актам, об­щепризнанной этике хозяйствования.

В практике рисковой деятельности широко используется кри­терий, который поощряет выбор варианта, обеспечивающего невысокий результат, но зато в обстановке фактического отсутствия риска. Однако столь старательная предусмотрительность умень­шает не только риск, но и результативность, а вслед за этим и конкурентоспособность предприятия.

При прочих равных условиях предпочтительнее другой крите­рий максимакса, отражающий стремление получить максималь­но высокий результат, но и несущий угрозу значительных потерь. Вероятные потери определенным образом коррегируются со зна­чимостью результата, для обеспечения которого идут на риск.

Нередки случаи оценки рисковых ситуаций по одному крите­рию, но гораздо разумнее использовать совокупность взаимоувя­занных критериев, поскольку риск есть функция множества пере­менных разнонаправленного действия. К тому же большинство риск-решений одновременно преследует несколько целей, харак­теризуемых показателями далеко не одного порядка. Правда, при многоцелевой ситуации критерии подчас объективно противоре­чивы, что обязывает ранжировать их для учета предпочтений при разработке вариантов решений.

Управление риском сводится к следующей последовательнос­ти работ:

разработке политики в области управления риском;

анализу рисковой ситуации — выявлению факторов риска и оценке его возможного уровня, предугадыванию поведения хо­зяйствующих субъектов в этой ситуации;

разработке альтернативных вариантов решения и выбору наи­более приемлемого и правомерного из них;

определению доступных путей и средств минимизации риска;

подготовке и планированию мер по нейтрализации, компен­сации ожидаемых негативных последствий риск-решений.

При управлении конкретными риска­ми данная схема, естественно, детализируется и учитывает спе­цифику соответствующей рисковой ситуации, внутренние и внешние факторы прямого или опосредованного влияния на ее характер, тенденции развития, особенности проявления вероят­ных последствий.

Риски, встречающиеся в деятельности каждого предприятия, могут быть объединены в четыре большие группы: экономиче­ские, экологические, социальные, политические.

В ряде случаев, особенно при анализе и оценке стратегиче­ских решений, целесообразно различать финансовый и эконо­мический риск.

Экономический риск рассматривается как следствие движения товарных рынков и во многом зависит от эффективности дея­тельности функциональных служб предприятия.

В отличие от этого финансовый риск порождается существенно менее предсказуемым поведением рынков ценных бумаг, и вели­чина его напрямую обусловливается активностью хозяйственной системы и суммой покрытия его задолженности собственным ка­питалом.

В обстановке жестко конкурентного рынка и криминогенной среды наиболее часто повторяющиеся риски, которым подверга­ются предприятия, можно сгруппировать таким образом:

риск имущественного ущерба, вызываемого массой причин, начиная с нарушения недобросовестными контрагентами своих договорных обязательств и кончая стихийными бедствиями;

риск сокращения доходов из-за преступных действий третьих лиц;

риск ущерба, нанесенного третьим лицам;

риск утраты особо ценных кадров и снижения уровня эконо­мического потенциала предприятия;

риск, вызываемый недовольством населения деятельностью предприятия;

риск, сопряженный с неустойчивой политической ситуацией.

Если локализовать риски относительно сферы их проявле­ния, то, к примеру, в строительстве они могут классифицировать­ся по следующей примерной схеме:

риск, порождаемый природными факторами — особенностя­ми геологической структуры земли в районе строительства (на­личием грунтовых вод, угрозами оползней и пр.);

риск, возникающий в ходе собственного строительства (со­стояние ресурсов, качество проекта и работ, нарушение сроков завершения строительства и др.);

риск экономический, являющийся следствием изменения стоимости факторов производства (материалов, оборудования, рабочей силы), роста инфляции, действия неблагоприятных внешнеэкономических обстоятельств и др.

Факторы рисков

Успешное управление риском предполагает знание и умелое использование объективно обусловленных предпосылок, являю­щихся своего рода гарантами деятельности в рамках правомерно­го риска.

Первая предпосылка заключается в безоговорочном признании неизбежности риска и невозможности «абсолютной безопаснос­ти» (концепция «ненулевого риска»). В рыночной экономике не бывает ситуаций исчерпывающей определенности и потому не­возможны решения, свободные от риска. Риск присутствует вез­де, где есть возможность разработки альтернативных решений. Проблема заключается том, чтобы посредством сравнительного анализа альтернативных вариантов выбрать решение с правомер­ным уровнем риска.

Вторая предпосылка — знание факторов риска (неопределен­ности), как общих, так и свойственных соответствующей отрасли и предприятию. Для этого полезно воспользоваться классифика­цией рисков. Факторы риска различаются по многим признакам. В процессе работы над риск-решениями целесообразно вычле­нить факторы стратегического и оперативного действия.

Третья предпосылка — признание той истины, что уровень риска формируется в зависимости не только от объективных пе­ременных; во многом он является производным от характера субъективного восприятия риска принимающим решение, от его притязаний и степени ориентированности на успех. Чем выше уровень притязаний и стремление к успеху, тем значительнее риск.

Четвертая предпосылка — наличие высококвалифицированных специалистов экспертных и консультационных служб, способных оказывать на договорной основе соответствующие услуги приме­нительно к рисковой деятельности, и готовность руководителей воспользоваться этими возможностями. Весьма часто уровень риска непростительно высок по той причине, что не осознается польза от привлечения к экспертизе независимых профессиона­лов со стороны; нередко сказывается также опасение подверг­нуться квалифицированной критике.

Пятая предпосылка — организационное обеспечение процесса управления риском. Для этого потребуется создать новые и ре­конструировать действующие структуры. В аппарат управления может быть введена, как это делается во многих зарубежных фир­мах, должность «рискового менеджера» — специалиста по риско­вым ситуациям. В широком смысле в управлении риском участ­вуют все подразделения предприятия, однако это не отрицает целесообразности формирования в аппарате звена, координиру­ющего действия по управлению основными видами рисков, наи­более значимыми с точки зрения конечных результатов деятель­ности предприятия.

Приступая непосредственно к разработке рисковой ситуа­ции, в первую очередь следует выяснить наиболее весомые фак­торы риска (источники опасности), рассмотренные на схеме 2, и провести их ранжирование с позиции сохранения устойчивости системы посредством создания карт риска, построения сценари­ев вероятного хода событий, определения порогов стабильности системы, в том числе с помощью математических методов имита­ционного и иных типов моделирования.

В нашей стране наряду с рисками, присущими всякой нор­мально функционирующей рыночной экономике, рисковые си­туации провоцируются также несовершенством исполнительной и законодательной власти, отсутствием нормативных актов, об­ращенных к сфере рисковой деятельности, пренебрежительным отношением хозяйственников к этике рыночных отношений. Особую опасность представляет правовой нигилизм, когда не только коммерческие, но и государственные структуры открыто и безнаказанно, пренебрегая законами и нарушая свои обяза­тельства перед контрагентами, дезорганизуют народное хозяй­ство, повсеместно умножая риск потерь.

Перечислим некоторые характерные виды рисков, возникаю­щих преимущественно по причинам, связанным с «детскими бо­лезнями» нынешнего переходного этапа от административной к рыночной экономике:

неопределенность среды и неустойчивость хозяйственной жизни в связи с нестабильностью правовой и политической ситу­ации, опасениями относительно возможного отступления влас­тей от курса на утверждение рыночных отношений и движения вспять;

слабость навыков менеджеров и предпринимателей в сфере рисковой деятельности, инерционная склонность к пассивному оперированию материальными ресурсами и человеческим потен­циалом;

неприемлемо выигрышные с позиции экономической целе­сообразности условия участия иностранных партнеров в устав­ных фондах совместных предприятий, вызванные нерациональ­ным соотношением действующих валютных курсов;

существенные различия в ориентации партнеров, вызывае­мые тем, что иностранные участники, а подчас и отечественные физические лица используют собственные средства, тогда как субъекты, представляющие государственные структуры, рискуют отнюдь не собственным капиталом;

отказ одного из партнеров от взятых на себя обязательств или одностороннее аннулирование договора;

скрытый вывоз за рубеж прибыли совместных предприятий и филиалов посредством завышения лицензионных платежей и процентов по кредитам, представляемых одними филиалами предприятий другим, и иными способами;

непредсказуемое разрушение связей по текущим поставкам и по кооперации вследствие межнациональных конфликтов, амби­ций политических деятелей и др.

В каждой сфере деятельности возникает множество разнооб­разных рисков, порой совершенно неожиданных по содержанию. Далеко не всегда удается предвидеть их появление и своевремен­но принять меры по уменьшению их вероятных негативных по­следствий. Тем острее необходимость создания системы управле­ния риском с соответствующим организационным механизмом и инструментарием, а также с участием специалистов, всегда гото­вых квалифицированно разрабатывать рисковые ситуации.

Оценка риска

Подходы к оценке риска. Существует немало различных мето­дов оценки риска — от использования интуиции и предшествую­щего опыта до применения математических методов и моделей. Такой широкий диапазон оценок обусловлен, прежде всего, мно­гообразием задач, решаемых предпринимателями, сложностью самого явления риска, а также различными способностями и уровнем подготовки предпринимателей. Универсальных методов оценки риска не существует. Каждый из них имеет преимуществаи недостатки. Выбор какого-то определенного метода оценки за­висит от конкретной ситуации.

Результаты оценки того или иного риска могут существенно различаться в зависимости от особенностей подхода. Здесь ска­зываются не только объективные параметры риска, но и характе­ристики социальной среды, нюансы восприятия риска людьми, дающими оценку, и пр. Немаловажное значение имеет сфера экономической деятельности, в интересах которой принимаются риск-решения.

Область приемлемых и допустимых риск-решений расположена между ничтожно малым и непозволительно высоким уровнями риска. В этом пространстве и нужно стремиться к уменьшению риска посредством поиска компромисса между затратами ресур­сов, увеличивающимися по мере умножения усилий по сниже­нию риска, и необходимостью если не улучшения социальной защищенности, то в крайнем случае предупреждения нежела­тельных социальных последствий (ведь в конечном счете риск-ре­шение носит не технический, а социальный и политический ха­рактер).

Содержание оценки риска. Оценка риска позволяет выявить направления, в развитие которых наиболее безопасно вклады­вать средства, где существует возможность, при прочих равных условиях, минимизировать риск.

Для оценки риска необходимо учитывать количественные и качественные характеристики рисковой ситуации. Экономическая эффективность рискового решения может быть оценена с по­мощью количественных показателей. Качественная оценка риска предполагает учет социально-правовых, политических, психоло­гических, нравственных последствий предпринимаемых действий. Существуют две большие зоны предпринимательского риска: сфе­ра принятия решения и сфера его реализации. Сфера принятия решения на сложившемся предприятии менее подвержена риску. Иная картина наблюдается при создании нового предприятия. В этом случае одинаково высокорискованными являются как сфера принятия решения, так и сфера его реализации. Источни­ками риска в этом случае являются обоснованность оценки свое­го потенциала, выбор правильного направления развития, поиск новых идей, оптимальных вариантов их воплощения и многие другие.

Количественное значение риска характеризуется величиной вероятного выигрыша, неудачи или отклонения от намеченной цели; сравнивается вероятная выгода с возможным ущербом. Величина исхода рассчитывается по каждому варианту путем со­поставления, в первом случае — вероятного выигрыша с возмож­ной неудачей, а во втором — возможного и ожидаемого ущерба.

Основными экономическими составляющими риска являются затраты и потери (ущерб, проигрыш, недополучение прибыли). Потери могут быть представлены в виде затрат труда, оцененных в стоимостном выражении, требующихся для полной компенсации вероятного ущерба. Ущерб целесообразно рассчитывать примени­тельно к человеку и хозяйственной системе. Нередко возможно на­несение ущерба окружающей среде, а это требует дополнительных затрат, необходимых для восстановления нарушенного экологичес­кого баланса.

При аргументированном риске всегда можно выйти на нулевой вариант, который предполагает равную вероятность как выигры­ша, так и неудачи. Тем не менее правомерным обычно признается риск, величина которого обеспечивает достижение функциональ­ной цели при уровне ущерба меньшем, чем достигнутый результат.

Величину вероятных последствий риск-решений можно рас­считать с помощью специальных методов. Довольно широкое распространение получили математические методы.

Основное в оценке риска — это возможно более полное выяв­ление его источников, а также группировка взаимозависимых факторов, влияющих на результат. Иногда степень риска опреде­ляется как произведение ожидаемого ущерба на вероятность того, что ущерб произойдет.

Одним из способов выбора оптимального решения является использование методики «дерево решений». Она позволяет выби­рать верную стратегию в условиях риска, следуя вдоль «ветвей де­рева», построенных на основе субъективных и объективных оце­нок возможных вариантов (экспертные оценки, размеры доходов и потерь и т. д.). Оценив каждый вариант пути, предприниматель может отклонить неподходящие из них и затем, идя вдоль «невы-рубленных ветвей», неотброшенных вариантов, выбрать верное решение. Оптимальным будет вариант, который при данных ограничениях дает наилучшие экономические и социальные ре­зультаты.

Весьма важным является учет социальных потерь или после­дствий, которые, как правило, не имеют объективной количе­ственной оценки. Здесь чаще, чем где-либо, приходится прибе­гать к субъективным социальным оценкам, переводимым затем с неизбежно большой долей условности в количественные по­казатели.

Важное условие эффективного управления риском — степень участия коллектива в выработке и принятии вариантов, умение сотрудников творчески подходить к решению проблем. Необхо­димо, чтобы предприниматель использовал методы, развиваю­щие творческую инициативу кадров, направлял ее на выработку новых нестандартных идей и подходов.

Материалы оценки риска сводятся в базу для разработки аль­тернативных решений. Сама оценка основывается на результатах анализа рисковой ситуации, а также данных, исходящих от рын­ка и отражающих реальные затраты на производство, реализацию и потребление продукции, которые подсказывают подлинный объем вероятных потерь.

В альтернативах должны быть представлены количественные значения вероятных последствий развития заданной ситуации.

Уровень риска измеряется с помощью совокупности показа­телей — как количественных, так и качественных, поскольку из-за сложности природы риска невозможно обойтись одним по­казателем. Оба ряда показателей отличаются большим разнооб­разием, обусловленным спецификой и структурой оцениваемой рисковой ситуации. Базовыми признаются, как правило, количе­ственные показатели, которые после исчисления корректируют­ся, дополняются и обогащаются с учетом содержания качествен­ных опенок. При этом большей частью качественные оценки используются для определения сравнительных рангов значимо­сти тех параметров риск-решения, которые не отличаются коли­чественной определенностью.

Величины вероятных последствий риск-решений оценивают­ся с помощью специальных методов: мозговой атаки; деловых игр; математического моделирования.

Важным шагом в процессе управления риском является выра­ботка системы мер по его устранению, компенсации или сниже­нию. Меры защиты от риска можно свести в следующие группы: Управленческие, организационно-экономические, правовые, кадровые, психологические, информационные, технологические и страховые.

Когда ожидать налоговую проверку? Оцените свои риски!

Налоговые органы, проводя предварительный анализ, для отбора организаций, для проведения выездной проверки, ориентируются, прежде всего, на ключевые показатели деятельности организации.
Оцените и вы свои риски.

По каким правилам идет отбор

Общедоступные критерии оценки рисков, знакомы всем налогоплательщикам, равно как и бухгалтерам и компаниям, оказывающим бухгалтерские и юридические услуги . Именно на них, при предварительном отборе, ориентируются налоговые органы.

Проверьте основные пункты критериев и сопоставьте со своей деятельностью. Напомним, что если ваша организация не отвечает ни одному из критериев, это не гарантирует полную защиту от выездной налоговой проверки.
Вся отчетность, которую сдают налогоплательщики, проходит через камеральную проверку. И вполне может привлечь внимание налоговых инспекторов настолько, что они захотят нанести визит в заинтересовавшую их компанию.
Поэтому. Тщательно составляйте отчетность организации, все декларации и бухгалтерская отчетность взаимосвязаны между собой. И несоответствие взаимосвязанных показателей вызывает вопросы у инспектора. Если у организации запросили дополнительные документы для камеральной проверки, следует отнестись к этому со всей серьезностью и тщательно их подготовить. Ведь именно из этих документов инспектор получит максимальную информацию.
Чем ниже качество отчетов, тем выше риск попасть под выездную налоговую проверку.
А теперь о критериях.

Налоговая нагрузка

Налоговая нагрузка организации не должна отклоняться в сторону уменьшения от средних показателей по отрасли.
Налоговую нагрузку определяют исходя из доли уплаченных в бюджет налогов, в общем объеме выручки.
Рассчитать можно по формуле:
Отчет о движении денежных средств, строка 4124/Отчет о прибылях и убытках, строка 2110 х 100%
Где строка 4124 – «Налог на прибыль у уплате», строка 2110 – «Выручка».
При расчете помните, что в сумму уплаченных налогов не включаются страховые взносы на ОПС и налоги, уплачиваемые в бюджет в качестве налогового агента, т.е. НДФЛ.

Убыточность деятельности

Критерий №2 – налогоплательщик отражает в отчетности убытки в течение двух и более налоговых периодов.
Если убыточным оказался налоговый период после создания организации, или в период освоения новых рынков и новых видов деятельности, инспекторы, как правило, учитывают этот факт при проведении отбора.

НДС к вычету

Если налогоплательщик показывает в декларации по НДС вычеты, превышающие 89 процентов с суммы начисленного налога, риск для проведения ВНП возрастает.
Проверьте себя, для этого необходимо взять декларации по НДС за четыре предыдущих квартала.
Доля вычетов определяется по следующей формуле:
Раздел 3 строка 220 / раздел 3 строка 120 х 100%
Где строка 220 – «Общая сумма НДС, подлежащая вычету», строка 120 – «Общая сумма НДС, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога»

Темп роста расходов и доходов

В данном пункте критериев, говорится о несоответствии темпов роста расходов и доходов организации, отраженных в налоговых декларациях темпам роста, отраженным в бухгалтерской отчетности.
Для того, чтобы вы смогли проверить темпы роста, указанные в своей отчетности, необходимо определить несколько показателей. Для расчета следует взять два периода: анализируемый и предшествующий анализируемому.
Какие показатели нужно определить

Условное обозначение

Показатель

Что участвует в расчете

А

Темп роста расходов по налогу на прибыль

Показатели по стр. 030 («Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации») листа 02 деклараций по налогу на прибыль

Б

Темп роста доходов по налогу на прибыль

Показатели по стр. 010 («Доходы от реализации») листа 02 деклараций по налогу на прибыль

В

Темп роста расходов по бухгалтерской отчетности

Показатели по стр. 2120 («Себестоимость продаж»), 2210 («Коммерческие расходы»), 2220 («Управленческие расходы») отчета о прибылях и убытках

Г

Темп роста доходов по бухгалтерской отчетности

Показатели по стр. 2110 («Выручка») отчета о прибылях и убытках

Далее следует сравнить:
1. Темпы роста доходов и расходов, отраженных в декларации по налогу на прибыль (А и Б);
2. Темпы роста расходов и доходов, отраженных в отчете о прибылях и убытках (В и Г);
3. Пропорции между расходами и доходами по налоговым декларациям и бухгалтерской отчетности (1 и 2).
Риск выездной проверки возрастает если:
А > Б;
В > Г;
А – Б # В — Г

Уровень заработной платы в организации

Риски возрастают у организаций, если средний уровень заработной платы ниже среднего уровня заработных плат по виду деятельности в соответствующем субъекте РФ.
Размер среднемесячной заработной платы определяют по следующей формуле:
Среднемесячная з/плата = ФОТ/Среднесписочную численность/12
ФОТ – фонд оплаты труда
12 – число месяцев в налоговом периоде
Полученную сумму следует сравнить со средним уровнем оплаты труда на одного работника по соответствующему виду экономической деятельности в вашем регионе.
Необходимые сведения об уровне заработных платы можно получить:

  • на сайтах Росстата и ФНС;
  • из экономико-статистических сборников Росстата;
  • по запросу в территориальный орган Росстата или ФНС.

Приближение к лимитам, установленным для применения специальных режимов налогообложения

Риски повышаются у организаций, применяющих специальные налоговые режимы: УСН, ЕНВД, ЕСХН, если два и более раза в течение налогового периода, показатели деятельности приближаются к показателям, установленным для применения соответствующих режимов.
Если показатели приближаются к установленным лимитам на пять и менее процентов, несколько раз в течение года, то риски организации значительно возрастают.

Игнорирование требований налоговых органов

Получив требование или уведомление из налоговой инспекции, организация в течение установленных пяти рабочих дней не представившая требуемые документы или пояснения, увеличивает свои риски.
Налоговая может потребовать пояснения в следующих случаях:

  • Ошибки в налоговой или бухгалтерской отчетности;
  • Противоречия, содержащиеся в отчетах;
  • Несоответствие представленных сведений, сведениям, имеющимся у налоговой инспекции.
  • Уровень рентабельности

Сравнивается уровень рентабельности по данным бухгалтерской отчетности со средним уровнем рентабельности по соответствующему виду деятельности.
Вы можете рассчитать свои показатели следующим образом:
Рентабельность продаж = Прибыль от реализации (стр.2200 отчета о прибылях и убытках)/ Себестоимость продаж (стр. 2120 отчета о прибылях и убытках) х 100%
Рентабельность активов = Прибыль до налогообложения по данным бухгалтерской отчетности (ст.2300 отчета о прибылях и убытках) / Общую стоимость активов (стр.1600 бухгалтерского баланса)
Показатели деятельности конкретной организации сравниваются со среднеотраслевыми показателями по данным статистики.
Если показатель рентабельности организации ниже на 10 и более процентов, чем среднеотраслевые показатели, то организация вызовет очень большой интерес у инспекторов, для проведения ВНП.

Высокий налоговый риск

Данный критерий для многих налогоплательщиков не совсем понятен. На самом деле, здесь речь о том, что организация, в ходе деятельности, не проявляет должной осмотрительности, а именно:

  • Не проверяет контрагентов, фактическое место их нахождения, данные о государственной регистрации и т.д.;
  • Не проверяет полномочия представителей и руководителей контрагентов, не запрашивает у них документы, подтверждающие соответствующие полномочия.
  • Заключает экономически нецелесообразные сделки. Т.е. сделки, которые приводят к убыткам или незначительной прибыли.

От себя хотим добавить.
Если организация не попадает ни под один критерий, к сожалению, это не дает гарантий. Дело в том, что в цепочке контрагентов, может оказаться фирма «однодневка», которая оказалась под наблюдением у налоговиков еще с момента регистрации. Напомним, что если организация при государственной регистрации в качестве юридического лица, использует адрес массовой регистрации, номинального директора или учредителя, то налоговый орган ставит эту компанию на заметку. И далее запрашивает в банке выписки по счетам, и проверяет всех контрагентов, имевших неосторожность сотрудничать с данной организацией. При этом проверяются не только те компании, которые непосредственно заключили договор с сомнительной фирмой, а проверяется вся цепочка контрагентов. Поэтому, решившись на такое «сотрудничество», необходимо заранее принимать во внимание возможные негативные последствия такой сделки.

Центр Бухгалтерской Практики «Парус»

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *