Ликвидация разлива нефтепродуктов

Неотложные меры и методы ликвидации аварийных разливов нефти. Справка

Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических условий категория чрезвычайной ситуации может быть повышена.

Локализация и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов предусматривает выполнение многофункционального комплекса задач, реализацию различных методов и использование технических средств. Независимо от характера аварийного разлива нефти и нефтепродуктов (ННП) первые меры по его ликвидации должны быть направлены на локализацию пятен во избежание распространения дальнейшего загрязнения новых участков и уменьшения площади загрязнения.

Локализация разливов нефти и нефтепродуктов

Основными средствами локализации разливов нефти и нефтепродуктов в акваториях являются боновые заграждения. Главные функции боновых заграждений: предотвращение растекания нефти на водной поверхности, уменьшение концентрации нефти для облегчения цикла уборки, и отвод (траление) нефти от наиболее экологически уязвимых районов.

В зависимости от применения боны подразделяются на три класса: I класс – для защищенных акваторий (реки и водоемы); II класс – для прибрежной зоны (для перекрытия входов и выходов в гавани, порты, акватории судоремонтных заводов); III класс – для открытых акваторий.
Боновые заграждения также подразделяются на: самонадувные – для быстрого разворачивания в акваториях; тяжелые надувные – для ограждения танкера у терминала; отклоняющие – для защиты берега, ограждений нефти и нефтепродуктов; несгораемые – для сжигания нефти и нефтепродуктов на воде; сорбционные – для одновременного сорбирования нефти и нефтепродуктов.

Все типы боновых заграждений состоят из следующих основных элементов: поплавка, обеспечивающего плавучесть бона; надводной части, препятствующей перехлестыванию нефтяной пленки через боны (поплавок и надводная часть иногда совмещены); подводной части (юбки), препятствующей уносу нефти под боны; груза (балласта), обеспечивающего вертикальное положение бонов относительно поверхности воды; элемента продольного натяжения (тягового троса), позволяющего бонам при наличии ветра, волн и течения сохранять конфигурацию и осуществлять буксировку бонов на воде; соединительных узлов, обеспечивающих сборку бонов из отдельных секций; устройств для буксировки бонов и крепления их к якорям и буям.

При разливах ННП в акваториях рек, где локализация бонами из-за значительного течения затруднена или вообще невозможна, рекомендуется сдерживать и изменять направление движения нефтяного пятна судами-экранами, струями воды из пожарных стволов катеров, буксиров и стоящих в порту судов.

В качестве локализующих средств при разливе ННП на почве применяют целый ряд различных типов дамб, и сооружение земляных амбаров, запруд или обваловок, траншей для отвода ННП. Использование определенного вида сооружений обуславливается рядом факторов: размерами разлива, расположением на местности, временем года и др.

Для сдерживания разливов известны следующие типы дамб: сифонная и сдерживающая дамбы, бетонная дамба донного стока, переливная плотинная дамба, ледяная дамба.

После того как разлившуюся нефть удается локализовать и сконцентрировать, следующим этапом является ее ликвидация.

Методы ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

Существует несколько методов ликвидации разлива ННП: механический, термический, физико-химический и биологический.
Одним из главных методов ликвидации разлива ННП является механический сбор нефти. Наибольшая эффективность его достигается в первые часы после разлива. Это связано с тем, что толщина слоя нефти остается достаточно большой. При малой толщине нефтяного слоя, большой площади его распространения и постоянном движении поверхностного слоя под воздействием ветра и течения механический сбор достаточно затруднен. Помимо этого осложнения могут возникать при очистке от ННП акваторий портов и верфей, которые зачастую загрязнены всевозможным мусором, щепой, досками и другими предметами, плавающими на поверхности воды.

Термический метод, основанный на выжигании слоя нефти, применяется при достаточной толщине слоя и непосредственно после загрязнения, до образования эмульсий с водой. Этот метод применяется в сочетании с другими методами ликвидации разлива.

Физико-химический метод с использованием диспергентов и сорбентов эффективен в тех случаях, когда механический сбор ННП невозможен, например, при малой толщине пленки или когда разлившиеся ННП представляют реальную угрозу наиболее экологически уязвимым районам. Сорбенты при взаимодействии с водной поверхностью начинают немедленно впитывать ННП, максимальное насыщение достигается в период первых десяти секунд (если нефтепродукты имеют среднюю плотность), после чего образуются комья материала, насыщенного нефтью.

В крайних случаях, если пятно движется, например, к заповедным местам, его могут обрабатывать диспергентами. Они представляют собой специальные химические вещества, которые расщепляют нефтяную пленку и не дают ей распространяться. Однако диспергенты негативно влияют на окружающую среду.

Биологический метод используется после применения механического и физико-химического методов при толщине пленки не менее 0,1 мм. Биоремедитация – это технология очистки нефтезагрязненной почвы и воды, в основе которой лежит использование специальных, углеводородоокисляющих микроорганизмов или биохимических препаратов. Число микроорганизмов, способных ассимилировать нефтяные углеводороды, относительно невелико. В первую очередь это бактерии, в основном представители рода Pseudomonas, и определенные виды грибков и дрожжей. При температуре воды 15-25 Сº и достаточной насыщенности кислородом микроорганизмы могут окислять ННП со скоростью до 2 г/кв м водной поверхности в день. При низких температурах бактериальное окисление происходит медленно, и нефтепродукты могут оставаться в водоемах длительное время – до 50 лет.

При выборе метода ликвидации разлива ННП необходимо учитывать следующее: все работы должны быть проведены в кратчайшие сроки; проведение операции по ликвидации разлива ННП не должно нанести больший экологический ущерб, чем сам аварийный разлив.

Устройства для сбора нефти и нефтепродуктов

Для очистки акваторий и ликвидации разливов нефти используются нефтесборщики, мусоросборщики и нефтемусоросборщики с различными комбинациями устройств для сбора нефти и мусора.

Нефтесборные устройства, или скиммеры, предназначены для сбора нефти непосредственно с поверхности воды. В зависимости от типа и количества разлившихся нефтепродуктов, погодных условий применяются различные типы скиммеров как по конструктивному исполнению, так и по принципу действия.

По способу передвижения или крепления нефтесборные устройства подразделяются на самоходные; устанавливаемые стационарно; буксируемые и переносные на различных плавательных средствах.

По принципу действия – на пороговые, олеофильные, вакуумные и гидродинамические.

Пороговые скиммеры отличаются простотой и эксплуатационной надежностью, основаны на явлении протекания поверхностного слоя жидкости через преграду (порог) в емкость с более низким уровнем. Более низкий уровень до порога достигается откачкой различными способами жидкости из емкости.

Олеофильные скиммеры отличаются незначительным количеством собираемой совместно с нефтью воды, малой чувствительностью к сорту нефти и возможностью сбора нефти на мелководье, в затонах, прудах при наличии густых водорослей и т.п. Принцип действия данных скиммеров основан на способности некоторых материалов подвергать нефть и нефтепродукты налипанию.

Вакуумные скиммеры отличаются малой массой и сравнительно небольшими габаритами, благодаря чему легко транспортируются в удаленные районы, но они не имеют в своем составе откачивающих насосов и требуют для работы береговых или судовых вакуумирующих средств. Большинство этих скиммеров по принципу действия являются также пороговыми.

Гидродинамические скиммеры основаны на использовании центробежных сил для разделения жидкости различной плотности – воды и нефти. К этой группе скиммеров также условно можно отнести устройство, использующее в качестве привода отдельных узлов рабочую воду, подаваемую под давлением гидротурбинам, вращающим нефтеоткачивающие насосы и насосы понижения уровня за порогом, либо гидроэжекторам, осуществляющим вакуумирование отдельных полостей. В этих нефтесборных устройствах также используются узлы порогового типа.

Нефтесборные системы предназначены для сбора нефти с поверхности моря во время движения нефтесборных судов, т.е. на ходу. Эти системы представляют собой комбинацию различных боновых заграждений и нефтесборных устройств, которые применяются также и в стационарных условиях (на якорях) при ликвидации локальных аварийных разливов с морских буровых или потерпевших бедствие танкеров.
По конструктивному исполнению нефтесборные системы делятся на буксируемые и навесные.

Буксируемые нефтесборные системы для работы в составе ордера требуют привлечения таких судов, как: буксиры с хорошей управляемостью при малых скоростях; вспомогательные суда для обеспечения работы нефтесборных устройств (доставка, развертывание, подача необходимых видов энергии); суда для приема и накопления собранной нефти и ее доставки.

Навесные нефтесборные системы навешиваются на один или два борта судна. При этом к судну предъявляются следующие требования, необходимые для работы с буксируемыми системами: хорошее маневрирование и управляемость на скорости 0,3-1,0 м/с; развертывание и энергообеспечение элементов нефтесборной навесной системы в цикле работы; накопление собираемой нефти в значительных количествах.
К специализированным судам для ликвидации аварийных разливов ННП относятся суда, предназначенные для проведения отдельных этапов или всего комплекса мероприятий по ликвидации разлива нефти на водоемах.

По функциональному назначению их можно разделить на следующие типы: нефтесборщики – самоходные суда, осуществляющие самостоятельный сбор нефти в акватории; бонопостановщики – скоростные самоходные суда, обеспечивающие доставку в район разлива нефти боновых заграждений и их установку; универсальные – самоходные суда, способные обеспечить большую часть этапов ликвидации аварийных разливов ННП самостоятельно, без дополнительных плавтехсредств.

Все собранные при ликвидации аварии нефтепродукты и нефтеводяная смесь собираются либо в танкер, либо в специальную емкость, которая в последующем отправляется на переработку.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2005 года «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Минтрансом России должны быть созданы функциональные подсистемы организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности как в море, так и на внутренних водных путях.

Для функционирования подсистемы в море приказом Минтранса России создано федеральное государственное учреждение «Государственная морская аварийная и спасательно-координационная служба Российской Федерации» (ФГУ «Госморспаслужба России»), на которое были возложены организация и проведение на море аварийно-спасательных, судоподъемных, водолазных и экспедиционных буксировочных работ, включая ликвидацию аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

Функциональная подсистема организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов до настоящего времени не создана. По этой причине проблемы, относящиеся к сфере действия данной функциональной подсистемы, судовладельцы вынуждены решать самостоятельно.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Жители поселка Волна (Темрюкский район) во время майских праздников обнаружили, что пляж загрязнен веществом, похожим на мазут. «Жители Новотаманского поселения возмущены произошедшим. Ситуация активно обсуждается в группе «Чистый воздух Тамани», где мы мониторим состояние окружающей среды, сообщаем об усилении запаха нефтепродуктов, которое происходит регулярно», – сообщила бывший депутат местного Совета Екатерина Чеботарева.

Она добавила, что в группе также состоят представители администрации и ЗАО «Таманьнефтегаз». По словам госпожи Чеботаревой, представитель компании утверждает, что берег загрязнен солидолом, который используется для смазки машинных механизмов, и их предприятие не имеет отношения к инциденту.

Представитель ЗАО «Таманьнефтегаз» Семен Дериглазов пояснил, что по факту загрязнения в поселке Волна компания провела собственное расследование. «Мы установили, что источником загрязнения являлся трактор, который проводил работы на пляже в районе отеля «Уют Тамани». Его механизмы были смазаны веществом, возможно, солидолом», — пояснил господин Дериглазов. Он добавил, что перевалки мазута в порту в настоящее время не осуществляется, а источниками загрязнения также могут являться танкера, стоящие на рейде в акватории Керченского пролива и осуществляющие перегрузку нефтепродуктов с судна на судно.

По словам руководителя Краснодарского регионального отделения общественной организации «Зеленая Лига» Евгения Витишко, 8 мая в районе порта «Тамань» зафиксировано порядка 10 танкеров, которые могут являться потенциальными загрязнителями. «Судя по масштабу инцидента в поселке Волна, слив нефтепродуктов мог произойти с кораблей. При желании госорганы, в обязанность которых входит наблюдение за соблюдением природоохранного законодательства, без труда смогут определить источник загрязнения, масштаб урона, привлечь нарушителя к ответственности и взыскать ущерб»,- сказал господин Витишко.

По данным Экологической вахты по северному Кавказу, 9 и 10 мая загрязнение порядка 600 метров пляжей произошло также в районе Джемете и Пионерского проспекта до устья реки Анапка в Анапе.

Кроме того, 7 мая в группе «Жизнь на море» размещено видео о разливе нефтепродуктов на галечном пляже в Геленджике в микрорайоне Голубая бухта. Как сообщили в Эковахте, экологический контроль за выбросами загрязняющих веществ в Черное море осуществляет Азово-Черноморское морское управление Росприроднадзора. Эковахта направила в ведомство и другие органы заявления о проведении проверки по факту имевших место в период с 7 по 10 мая 2020 года массовых выбросов нефтепродуктов в акватории Черного моря между Керченским проливом и Геленджиком.

Елена Рыжкова

Классификация методов сбора нефтепродуктов с поверхности воды

Локализация и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов предусматривает выполнение многофункционального комплекса задач, реализацию различных методов и использование технических средств. Классификация существующих методов сбора нефтепродуктов с поверхности воды, принятая по данным , приведена на рис. 2.1.

Рис. 2.1 Классификация методов сбора нефтепродуктов с поверхности воды

Оценка существующих методов позволяет выбрать наиболее эффективный и перспективный. Остановимся на них подробнее:

а) ручной метод, применяется при очистке загрязнении отмелей, береговой кромки и почвы. Для очистки используют ручные инструменты, такие как ведра, лопаты или сети. В случае загрязнения зарослей и травы может так же применяться промывка струями воды с последующим сбором и очисткой промывочной воды;

б) термический метод, самый древний способ ликвидации разлива нефти. Основан на выжигании слоя нефти, применяется при достаточной толщине слоя и непосредственно после загрязнения, до образования эмульсий с водой. Его используют в сочетании с другими методами ликвидации разлива при толщине пленки нефтепродукта более 3 мм, скорости ветра менее 35 км/ч, безопасном расстоянии до 10 км от места сжигания по направлению ветра. При использовании необходимо применение дополнительных противопожарных мер.

Достоинства способа:

– быстрая ликвидация аварийного разлива нефтепродукта;

– применение малого количества технических средств;

– минимальные затраты.

Недостатки связаны:

– с осуществлением дополнительных мер пожарной безопасности;

– с образованием из-за неполного сгорания нефтепродукта стойких канцерогенных веществ;

в) при физико-химическом методе при обработке нефти химическими реагентами из воды удаляются тонкодисперсные и растворенные примеси и разрушаются органические и плохо окисляемые вещества нефти.

К основным видам физико-химического метода относятся:

– обработка нефтепродукта диспергентом,

– перевод нефтепродукта в эмульсионное состояние.

Обработка диспергентом применяется в тех случаях, когда механический сбор невозможен, например, при малой толщине пленки. Диспергенты представляют собой сложные химические препараты, ускоряющие растекание разлитых нефтепродуктов в виде тонкой пленки по водной поверхности, разрыв и рассеивание ее в толще воды на мелкие устойчивые капли. Применение их возможно при глубине свыше 10 м, температуре воды ниже 5 град и наружного воздуха ниже 10 град.

При значительной толщине пленки используют эмульгаторы и поверхностно-активные вещества, которые способны переводить нефть в эмульсии, ускорять процессы ее биохимического разрушения и даже ослаблять ее токсическое влияние.

К достоинствам физико-химического метода следует отнести:

– возможность оперативного проведения ликвидации разлива;

– использование диспергентов в сочетании с различными техническими средствами;

– минимальные расходы на хранение и транспортировку.

Недостатками являются:

– токсичность;

– ограниченность применения по температуре.

Применение диспергентов в некоторых случаях может наносить еще больший вред окружающей среде, чем компоненты нефти и нефтепродуктов, поскольку сами диспергенты обладают высокой проницающей способностью, тем самым они способны вызвать патологические изменения в организмах морских животных и растений, особенно арктических;

г) механические методы наиболее эффективны и являются одним из основных методов ликвидации разлива. Основываются на извлечение нефти при помощи сорбентов, автономных средств сбора, самоходных судов нефтесборщиков.

Наибольшая продуктивность механического сбора нефти достигается в первые часы после разлива. Это связано с тем, что в это время толщина слоя нефтепродукта на поверхности воды наибольшая. При малой толщине нефтяного слоя, большой площади его распространения и постоянном движении поверхностного слоя под воздействием ветра и течения отделение нефти от воды затрудняется. Кроме этого осложнения могут возникать из-за загрязнения водоемов всевозможным мусором, щепой, досками и другими предметами.

Для ликвидации разливов нефтепродуктов применяют методы извлечения нефти при помощи сорбентов. Для этого используют различные взаимодействующие с водой материалы, которые при взаимодействии с загрязненной водой впитывают нефтепродукт, образуя комья материала, насыщенного нефтью. При очистке водоемов материалы могут распыляться с берега, либо с борта плавсредства. После сорбции нефтепродуктов образованное соединение в зависимости от свойств сорбента либо собирают с водной поверхности и в последствии утилизируют, либо оставляют в воде, при этом происходит его осаждение на дно водоема, где оно разлагается до экологически нейтральных соединений.

В настоящее время используют как натуральные, так и синтетические сорбенты. Среди сорбирующих материалов наиболее безопасными являются препараты, изготовленные на основе природных материалов: торфа, мха, рисовой шелухи, древесной муки и т.д. Данные препараты, не причиняют особого вреда экосистемам. Однако незначительная нефтеемкость (от 3 до 10 т/т), а также трудности, возникающие при их сборе, ставят под сомнение целесообразность их использования. Синтетические сорбенты имеют достаточно высокую нефтеемкость, но при этом возможен отрицательный экологический эффект, сложности утилизации и высокая стоимость.

Наряду с сорбентами для сбора нефтепродуктов применяют автономные средства сбора, позволяющие собирать нефтепродукт с берега или с помощью плавучих несамоходных системы, а также с помощью самоходных судов нефтесборщиков. Данные технические средства применяют при большей толщине слоя нефтепродукта на поверхности воды и не создают дополнительного загрязнения среды, что возможно при сборе с помощью сорбентов.

Применение механических методов возможно при соответствии технических характеристик используемых средств условиям разлива.

Их достоинствами являются:

– высокая эффективность при проведении работ;

– возможность сбора различных видов нефтепродуктов;

– всесезонное использование.

К недостаткам механических методов следует отнести:

– остаточная тонкая пленка нефтепродуктов на поверхности воды в местах механического сбора;

– затруднение сбора нефти во льду;

д) микробиологический метод используется после применения механического и физико-химического методов для полного восстановления экосистемы. Микроорганизмы, вживаемые в водную среду, способствуют разложению нефтепродуктов. Микробиологический метод применяется как дополнительный при толщине пленки не менее 0,1 мм.

Достоинства метода:

– минимальный дополнительный ущерб от проведения операций по ликвидации разлива;

– биологические препараты не токсичны для водной фауны;

– их действие не зависит от метеорологических условий.

Недостатки вызваны:

– трудоемкостью сопроводительных мероприятий;

– продолжительными сроками ликвидации разлива.

В настоящее время существует общепринятый подход к выбору метода сбора при реагировании на разлив нефти:

1. Предпочтение должно отдаваться механическим средствам сбора нефти с поверхности моря, если гидрометеоусловия на месте разлива позволяют их применять.

2. При ликвидации разливов свыше 1000 т должно рассматриваться комплексное применение всех методов ликвидации разливов (механический, физико-химический, биологический метод), т.к. практика показывает, что механические средства не позволяют собирать весь нефтепродукт.

3. Термический метод ликвидации разлива выбирается при опасности загрязнения особо ценных компонентов окружающей среды. Решение принимается только на основе анализа возможных последствий применения для района, подвергшегося или находящегося под угрозой загрязнения. Метод используется, в том случае если выясняется, что отказ от применения может привести к более опасным негативным последствиям для биоресурсов и для производственных и социальных объектов.

Общие положения по организации мероприятий, связанных с ликвидацией разливов нефти

В соответствии с , разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации. В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:

локального значения – разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 100 т нефти и нефтепродуктов на территории объекта;

муниципального значения – разлив от 100 до 500 т нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 т нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;

территориального значения – разлив от 500 до 1000 т нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации либо разлив от 100 до 500 т нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;

регионального значения – разлив от 1000 до 5000 т нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 т нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации;

федерального значения – разлив свыше 5000 т нефти и нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).

В зависимости от объема разлива нефти и нефтепродуктов, специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:

локального значения – разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов до 500 тонн нефти и нефтепродуктов;

регионального значения – разлив от 500 до 5000 т нефти и нефтепродуктов;

федерального значения – разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов.

При поступлении сообщения о разливе нефти и нефтепродуктов время локализации разлива не должно превышать 4 ч – при разливе в акватории, 6 часов — при разливе на почве с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов или с момента поступления информации о разливе.

Основные задачи планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов (далее ЛЧС (Н)), должны включать:

– определение вероятных источников разливов нефтепродуктов, прогнозирование и оценка объемов возможных разливов;

– организацию управляющего и координирующего органа по ликвидации ЧС, определение его функций, распределение прав и обязанностей его членов;

– определение места базирования имеющихся средств ЛАРН, их номенклатуры, количества, готовности;

– оценку риска и расчет достаточности сил и средств ЛАРН для ликвидации ЧС, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов, соответствие имеющихся сил и средств задачам ликвидации и необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований;

– определение порядка процедуры уведомления, оповещения и системы взаимного обмена информацией между участниками ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;

– определение первоочередных действий при получении сигнала о ЧС;

– организацию работ по локализации и ликвидации разлива и порядок взаимодействия сил и средств организаций привлекаемых к его ликвидации;

– организацию сбора, транспортировки и утилизации собранного нефтепродукта;

– обеспечение безопасности населения и организация, в случае необходимости, оказания медицинской помощи, обеспечение безопасности ведения работ, материально-техническое и финансовое обеспечение;

– определение порядка возмещения затрат и компенсации нанесенного ущерба.

Ликвидация нефтяного разлива на водных объектах ставит перед собой цель уменьшить ущерб для экологических и социально-экономических ресурсов, сокращая при этом время, необходимое для восстановления этих ресурсов и обеспечивая приемлемые стандарты очистки.

Принципами стратегии реагирования при проведении операции ЛАРН являются:

а) обеспечение безопасности людей;

б) локализация источника разлива,

в) прекращение сброса нефти и нефтепродуктов;

г) локализация разлива;

д) ликвидация разлива сбор разлившихся, нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств;

е) доочистка загрязненной акватории;

ж) вывоз и сдача собранной нефтеводяной смеси размещение собранных нефти и нефтепродуктов для последующей их переработки и утилизации, исключающее вторичное загрязнение производственных объектов и объектов окружающей природной среды. Размещение собранной нефтеводяной смеси и нефтепродуктов для их последующей переработки и утилизации, как правило, производится на очистных станциях предприятий и организаций, имеющих соответствующие лицензии.

Для реализации намеченной стратегии в зависимости от конкретных условий, прежде всего: объема разлива; местоположения разлива; погодных условий; разрабатываются конкретные технологии в соответствии с имеющимися средствами для всех объектов с учетом времен года.

В процессе ликвидации разлива пронимают участие различные технические средства, а именно специализированные суда и нефтесборные системы.

Специализированные суда для ликвидации аварийных разливов ННП предназначены для проведения отдельных этапов или всего комплекса мероприятий по ликвидации разлива нефти на водоемах. По функциональному назначению их можно разделить на следующие типы:

– нефтесборщики – самоходные суда, осуществляющие самостоятельный сбор нефти в акватории;

– бонопостановщики – скоростные самоходные суда, обеспечивающие доставку в район разлива нефти боновых заграждений и их установку;

– универсальные – самоходные суда, способные обеспечить большую часть этапов ликвидации аварийных разливов ННП самостоятельно, без дополнительных плавтехсредств.

Нефтесборные системы предназначены для сбора нефти с поверхности водоемов с использованием самоходных судов. По конструктивному исполнению нефтесборные системы делятся на буксируемые и навесные.

Буксируемые нефтесборные системы для работы в составе ордера требуют привлечения таких судов, как:

– буксиры с хорошей управляемостью при малых скоростях;

– вспомогательные суда для обеспечения работы нефтесборных устройств (доставка, развертывание, подача необходимых видов энергии);

– суда для приема и накопления собранной нефти и ее доставки.

Навесные нефтесборные системы навешиваются на один или два борта судна. При этом к судну предъявляются следующие требования, необходимые для работы с буксируемыми системами:

– хорошее маневрирование и управляемость на скорости 0,3–1,0 м/с;

– развертывание и энергообеспечение элементов нефтесборной навесной системы в цикле работы;

– накопление собираемой нефти в значительных количествах.

Последовательность действий при ликвидации разлива нефти предусмотренные приведены в табл. 2.1.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *