Лимиты на размещение отходов в 2019

Содержание

Росприроднадзор разъяснил, кому не придется разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение с 2019 года

<Письмо> Росприроднадзора от 20.06.2018 N АА-10-02-32/12525 «О рассмотрении обращения»

Росприроднадзор напоминает, что в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступает в силу с 1 января 2019 года, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — НООЛР) разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно указанному закону, кроме того:

для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды;

юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов;

при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка НООЛР и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

Таким образом, после 1 января 2019 года при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, категория которых не определена, разработка НООЛР не требуется.

Изменения, затрагиваемые экологическое законодательство начались еще тогда, когда вышел Федеральный закон от 21.07.2014 г. N 219-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”. В июле 2016 года вышла его новая редакция.

Помимо него, нововведения привнесли Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ и Федеральный закон от 29.12.2015 N 404-ФЗ. В данных законах содержатся нормы, определяющие порядок и этапы перехода страны к новой системе экологического контроля и надзора.

Многие из этих этапов уже реализованы, начиная с 2015 г. Например, проведена кампания по присвоению категорий объектам негативного воздействия (далее – НВОС) на окружающую среду. Теперь на основе полученных категорий природопользователи, эксплуатирующие данные объекты, осваиваются с новыми требованиями в сфере экологии.

Рассмотрим подробнее, какие требования уже вступили в силу, а к каким нам еще стоит приготовиться.

  1. Экологическое законодательство: Последние нововведения в отчетности
  2. Нововведения экологического контроля и надзора с 2019 года
  3. Комплексное экологическое разрешение: 6 нормативов в одном
  4. Декларация о воздействии на окружающую среду
  5. Новые “Отходы производства и потребления”
  6. Экологическое законодательство: Внесение платы за НВОС в 2019
  7. Словарь терминов

1. Экологическое законодательство: Последние нововведения в отчетности

2019 год начался с крупных изменений в законодательстве. Экологи и предприятия особенно внимательно отслеживают пульс изменений, анализируя и опираясь на них в процессе подготовки всех необходимых отчетов и экологической документации.

О всех изменениях детально и по порядку рассказываем в статье: Отчетность по экологии – 2019 год. Какие изменения?

Заказать услугу

Заявленные и установленные требования

Федеральным законом № 219 объекты предполагалось разделить на 4 категории в зависимости от степени воздействия их на окружающую среду. Впервые упоминание о категорировании объектов НВОС появилось в Федеральном законе № 7-ФЗ еще в 2011 г. Но тогда оно предполагалось только в отношении экологического надзора и в итоге не было реализовано.

Постановление от 28 сентября 2015 г. N 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» утвердило критерии категорий, и в конце 2016 года большая часть объектов встала на государственный учет, получив свидетельство о постановке на учет.

Нормы нового законодательства вступают в силу поэтапно, и следующий этап ожидает нас 1 января 2018 г. Согласно ФЗ-219, с этой даты на объектах I категории стационарные источники необходимо будет оснащать автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ и их концентрации. А также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ и о их концентрации в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга.

Несмотря на близость начала действия данного требования, перечень стационарных источников (на которых нужно реализовать это требование) еще не установлен. Требования к системам учета не утверждены, а предложение рынка по подобным автоматическим системам довольно низкое.

С 1 января 2018 года пополнится перечень объектов государственной экологической экспертизы. Теперь в него войдут, помимо прочих, проектная документация объектов капитального строительства, относящихся к I категории, а также материалы обоснования комплексного экологического разрешения (о нем подробнее будет рассказано ниже).

2. Нововведения экологического контроля и надзора с 2019 года

Начиная со следующего года мы полностью переходим на новую систему государственного экологического контроля и надзора.

Устанавливается перечень нормативов выбросов вредных веществ и физических воздействий:

Согласно статье 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”.

  • предельно допустимые выбросы;
  • предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
  • технологические нормативы выбросов (опр.);
  • технические нормативы выбросов (опр.).

Предельно допустимые выбросы (ПДВ) устанавливаются в отношении веществ, утверждённых Правительством РФ. Данный список веществ уже действует и содержится в Распоряжении Правительства РФ от 8 июля 2015 г. N 1316-р. Это подтверждено изменениями в Постановлении № 183 от 2 марта 2000 г. о порядке утверждения нормативов ПДВ, ВСВ. Теперь порядок утверждения нормативов ПДВ устанавливается Правительством РФ, так же как и утверждение технических нормативов выбросов для передвижных источников выбросов.

Новые обязательные документы с 2019 года

Теперь статья № 14 ФЗ-96 будет содержать требования по выдаче разрешения на выброс радиоактивных веществ и на вредное физическое воздействие, а не разрешения на выброс вредных веществ. Указанные разрешения на выброс радиоактивных веществ и на вредное физическое воздействие выдает уполномоченный орган (Ростехнадзор).

Важное изменение указано в дополнении к статье 15 96-ФЗ:

  1. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, осуществляются на основании комплексного экологического разрешения, выданного в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
  2. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах II категории, , осуществляются на основании декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
  3. Для осуществления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах III категории, юридические лица и индивидуальные предприниматели, , представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В этих документах расчеты нормативов допустимых выбросов и сбросов будут проводиться относительно веществ согласно Перечню из Распоряжения № 1316-р юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, строящими объекты I и II категорий, а также эксплуатирующими объекты II категории.

Такой расчет будет входить в состав КЭР и в приложение к декларации о воздействии на окружающую среду.

Для объектов III категории такие расчеты проводиться не будут. За исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности). Для IV категории расчет нормативов не будет проводиться при любых условиях.

Разрешение на выбросы/сбросы радиоактивных веществ будет выдаваться на 7 лет Ростехнадзором в порядке, установленном Правительством РФ.

О технологических нормативах

Технологические нормативы будут разрабатываться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории на основе технологических показателей, не превышающих таковые для наилучших доступных технологий (НДТ).

Технологические нормативы будут устанавливаться в КЭР. НДТ будут содержаться в информационно-технических справочниках. Уже сейчас справочники для многих отраслей промышленности разработаны и опубликованы в свободном доступе. Правила разработки технологических нормативов будут устанавливаться, скорее всего, Росприроднадзором. Особенности установления технологических нормативов для организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения. В отношении двигателей передвижных источников загрязнения, технические нормативы устанавливаются техническими регламентами. Эти регламенты принимаются в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании.

План НМУ и программа повышения экологической эффективности

При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, сбросов будут устанавливаться временно разрешенные выбросы, сбросы. Но только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности. Временные нормативы будут устанавливаться на основе фактических показателей в разрешении на временные выбросы, сбросы или в КЭР.

Внимание! До 1 января 2019 года лимиты на выбросы и сбросы признаются соответственно временно разрешенными выбросами, временно разрешенными сбросами, планы снижения выбросов и сбросов признаются планами мероприятий по охране окружающей среды или программами повышения экологической эффективности. (Федеральный закон от 29.12.2015 N 404-ФЗ, Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) “Об охране окружающей среды”)

Требования к плану мероприятий и программе повышения экологической эффективности установлены в статье 67.1 ФЗ-7. План предусмотрен для объектов II и III категорий, программа – для объектов I категории. Программа отличается от плана большей масштабностью мероприятий, так как предусматривает реконструкцию, техническое перевооружение объектов.

План и программа содержат график снижения НВОС на срок не более чем 7 лет. Правила разработки этих документов будут установлены уполномоченным органом, пока что (11.2017) таких правил нет.

Программа будет утверждаться межведомственной комиссией в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.09.2015 N 999 “О межведомственной комиссии по рассмотрению программ повышения экологической эффективности”. Срок рассмотрения программы – 4 месяца. По итогам выполнения программ будут представляться ежегодные отчеты.

3. Комплексное экологическое разрешение: 6 нормативов в одном

Комплексное экологическое разрешение будет выдаваться на основании заявки, в состав которой будет включен обширный перечень сведений. В том числе расчеты технологических нормативов, обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, информация о реализации программы повышения экологической эффективности, планируемые ВРВ, ВРС, информация о ПЭК и т.д. Заявка размещается в сети «Интернет» для ознакомления всех заинтересованных лиц.

Как получить КЭР и ДВОС в 2019

Для новых или реконструируемых объектов нужно подать заявку на КЭР за 2 месяца до ввода в эксплуатацию. Заявка в течение месяца проходит государственную экологическую экспертизу. КЭР выдается на объекты I категории. Также может быть выдано и для II категории. При условии наличия НДТ для данной отрасли.

КЭР содержит:

  • технологические нормативы;
  • нормативы допустимых выбросов (далее – НДВ), сбросов (НДС) высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ;
  • нормативы допустимых физических воздействий;
  • нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
  • требования к обращению с отходами производства и потребления;
  • согласованную программу производственного экологического контроля;
  • срок действия комплексного экологического разрешения.

КЭР сроки:

КЭР выдается на 7 лет при условии соблюдения технологических нормативов, НДВ и НДС, лимитов на размещение отходов и других условий. При изменении технологических процессов КЭР пересматривается. При незначительных изменениях вроде реорганизации юридического лица КЭР может быть переоформлено по упрощённой процедуре.

КЭР может быть отозвано в случае нарушения его требований в течение шести месяцев и более. Порядок выдачи, переоформления, отзыва КЭР и его форма будут установлены Правительством РФ, чего с нетерпением ожидают экологи.

Статья 11. Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ:

  1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно. В указанный перечень включается до трехсот объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов.
  2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный в части 6 настоящей статьи перечень, до 1 января 2025 года обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

4. Декларация о воздействии на окружающую среду

Декларацию составляют для объектов II категории. Она подается в РПН или орган исполнительной власти субъекта РФ. Это зависит от уровня надзора над объектами НВОС. Декларация содержит меньше сведений, чем КЭР. В ней представлены декларируемые показатели выбросов, сбросов, отходов. А также информация о программе ПЭК. Но вместе с подачей декларации будут представляться и расчеты нормативов НДВ, НДС и лимиты на размещение отходов. Декларация подается раз в 7 лет. Форма, порядок декларации будут утверждаться Правительством РФ.

Внимание! Изменения в КЭР и декларации могут быть произведены только одновременно с актуализацией сведений об объекте НВОС в государственном реестре объектов.

Кстати!

Объекты I, II и III категорий должны разрабатывать программу производственного экологического контроля уже сейчас. Однако методика и форма программы, разработанная Минприроды и утвержденная Министром еще в марте 2017 г. приказом Минприроды России от 16.03.2017 № 92, до сих пор не одобрена Минюстом, соответственно, не может вступить в действие.

Категории объектов НВОС

С 2019 года нельзя выдавать разрешение на ввод объекта капитального строительства, если он как объект НВОС относится к областям применения НДТ и если НДТ в нем реализованы не будут.

5. Новые “Отходы производства и потребления”

Помимо изменений в воздухоохранной деятельности и охране водных объектов, в 2019 году вступает в силу новая редакция Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”. В статье 18 теперь будет указано, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную деятельность на объектах I (в составе КЭР) и II категорий (в составе декларации).

Юрлица и ИП, осуществляющие деятельность на объектах III категории, представляют в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.

Для IV категории не требуется разработка нормативов и лимитов на размещение, не требуется и представление отчетности.

Кроме того, с 2019 года в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах IV категории, плановые проверки не проводятся.

Порядок разработки и утверждения нормативов, лимитов и представления отчетности утверждает уполномоченный орган власти (Росприроднадзор).

6. Экологическое законодательство: Внесение платы за НВОС в 2019

Ожидаются изменения и в механизме взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Коэффициенты, применяемые с 2019 года при расчете платы за НВОС:

Статья 16.3 «Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду» Федерального закона №7-ФЗ.

  • коэффициент 0 – за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения НДТ на объекте НВОС. То есть, в данном случае плата за НВОС вообще не взимается, что должно простимулировать внедрение НДТ;
  • коэффициент 0 – за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами. То есть, снова плата за НВОС вообще не взимается при полном использовании отходов. Напомним, однако, что термин «использование отходов» теперь лежит вне правового поля. Федеральный закон № 89 содержит только термин «утилизация», который, очевидно, и будет применяться в данном случае:

Утилизация отходов:

– использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

  • коэффициент 1 будет использоваться, если объем или масса выброшенных веществ, сброшенных веществ, размещенных отходов лежит в пределах нормативов/лимитов.
  • коэффициент 25 – за объем или массу выбросов, сбросов в пределах временно разрешенных выбросов, сбросов, а также за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления.
  • коэффициент 100 – за объем или массу выбросов, сбросов, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу. Кроме того, с 1 января 2020 года в случае несоблюдения снижения объема или массы выбросов, сбросов в течение 6 месяцев после наступления сроков, определенных планом мероприятий или программой повышения экологической эффективности, плата за объем или массу выбросов, сбросов, НДВ, НДС или технологические нормативы, тоже подлежит пересчету с применением коэффициента 100.

Экологическое законодательство с 1 января 2019 года предусматривает следующее: при исчислении платы за НВОС юрлицами и ИП, осуществляющими деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов, сбросов, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления ПЭК, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов и сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

Повышающие коэффициенты в данном случае использоваться не будут. Что будет с веществами I, II класса опасности, которые довольно часто встречаются в выбросах, пока неясно (11.2017).

Экологическое законодательство: Изменения административного кодекса

Помимо изменений в федеральных законах, вступят в силу изменения в Кодексе об административных правонарушениях РФ. В КоАП РФ вводится статья 8.47, предусматривающая наказание за отсутствие КЭР:

Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, без комплексного экологического разрешения, если получение такого разрешения является обязательным, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Примечание. За административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо.

Нужна экологическая документация или остались вопросы? Запишитесь к нам на консультацию!

Проконсультироваться

7. Словарь терминов

Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду – объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков;

Технологический норматив выброса – норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, устанавливаемый для технологических процессов основных производств и оборудования, отнесенных к областям применения наилучших доступных технологий, с применением технологического показателя выброса;

Технологический показатель выброса – показатель концентрации вредного (загрязняющего) вещества, объема или массы выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу времени или единицу произведенной продукции (товара), характеризующий технологические процессы и оборудование;

Технический норматив выброса – норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ в расчете на единицу пробега транспортного средства или единицу произведенной работы двигателя передвижного источника;

Предельно допустимый выброс:

– норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха;

Временно разрешенные выбросы – объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, разрешенные для выброса в атмосферный воздух и устанавливаемые для действующих стационарных источников в целях достижения нормативов допустимых выбросов на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или достижения технологических нормативов на период реализации программы повышения экологической эффективности;

Временно разрешенные сбросы – объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ в сточных водах, разрешенные для сброса в водные объекты на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или достижения технологических нормативов на период реализации программы повышения экологической эффективности;

Наилучшая доступная технология (далее – НДТ) – технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.

Документы по экологии: «разовые» и «базовые»

Н. Рогожинская, коммерческий директор компании «Экологические услуги», Е. Попова, координатор проектного отдела компании «Экологические услуги», Е. Павлова, специалист отдела договоров Евгения Павлова

Компания «Экологические услуги» запустила цикл обучающих видео-уроков «Введение в экологию за 30 дней» на канале YouTube. В блоге «5 поводов» приводятся презентации всех видео-уроков вместе с текстовым описанием.
Разделим документы по экологии условно на «разовые», «основные» и «дополнительные». О дополнительных документах речь пойдет во втором видео-уроке (скачать презентацию). Сразу оговоримся, что в первых двух уроках речь не будет идти о проектах по экологии, таких как проекты ПДВ, НООЛР, СЗЗ и другие. Пока говорится лишь об отчетностях и тех первых шагах (разработка паспортов отходов, постановка на учет, заключение договора на вывоз отходов), с которых стоит начать работу природопользователю.
Итак, поговорим о «разовых» и «основных» документах по экологии.

Разовые документы по экологии

Перечень «разовых» документов по экологии:

  1. Постановка на экологический учет.
  2. Паспорт (а) отхода (ов) I–IV классов опасности.
  3. Договор (ы) на вывоз отходов.
  4. Обучение экологической безопасности.

1. Постановка на экологический учет

До 01.01.17 индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны поставить объекты НВОС, на которых они работают, на государственный учет. В результате объектам присваивается категория (от I до IV). Или получают отказ от присвоения категории.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ ст. 11 п. 3.
Один раз на объект НВОС, при неизменности названия ЮЛ и ИП, характеристик техпроцессов и технических средств, места нахождения объекта НВОС.

2. Паспорт (а) отхода (ов) I–IV классов опасности

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I — V классов опасности, обязаны осуществить отнесение отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке. Подтверждение отнесения отходов I — V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
На каждый вид отходов отдельный паспорт (кроме V класса). Без паспортов запрещены вывоз (транспортирование), размещение отходов на полигонах, а также другие виды обращения с отходами.
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ (ст. 14); постановление Правительства РФ от 16.08.2014 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности».
Один раз для каждого вида отходов на одно юридическое лицо или индивидуального предпринимателя.

3. Договор (ы) на вывоз отходов

Транспортирование (вывоз) отходов в нашей стране относится к лицензируемой деятельности. Без лицензии юридические лица и предприниматели не может перевозить образованные на своем объекте отходы на полигоны. Этим занимаются транспортные компании с лицензией на обращение с отходами. Поэтому компании заключают с транспортными компаниями договоры на вывоз отходов.
Федеральный закон №7 «Об охране окружающей среды», ФЗ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Образователь отходов (компания или предприниматель) может заключить несколько договоров с несколькими транспортными компаниями на вывоз на разные полигоны. Обычно договор заключается на один год и далее пролонгируется.

4. Обучение экологической безопасности

Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать НВОС, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды» (ст. 73). ФЗ от 24.06 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ст. 15). Приказ Минприроды от 18.12.2002 г. №868.
Один раз на каждое должностное лицо, ответственное за принятие решений при выполнении деятельности, связанной с НВОС.
Программы:
Повышение квалификации по программе «Профессиональная подготовка лиц на право работы с опасными отходами» (112ч.).
Повышение квалификации по программе «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления» (72 ч.)

«Базовые» документы по экологии

Перечень «базовых» документов по экологии

  1. Журналы первичного учета НВОС.
  2. Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов для малого и среднего бизнеса.
  3. Отчетность об обращении с отходами для ведения кадастра отходов.
  4. Государственная статистическая отчетность по форме 2-ТП.
  5. Декларация о плате за НВОС.
  6. Технический отчет о неизменности производственного процесса.

1. Журналы первичного учета НВОС

Образователи отходов: Журнал учета в области обращения с отходами. Приказ Минприроды от 01.09.11 № 721.
«Образователи» выбросов: Журналы по формам ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3. ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 30. (Устаревшие формы, но других нет).
«Образователи» сбросов: Журналы учета водопотребления, водоотведения, качества воды (формы 1.2, 1.4, 1.6, 2.2). Водный кодекс РФ, ст. 39.
Периодичность ведения журналов см. в инструкциях по заполнению каждого журнала (ежедневный учет/ежеквартальный учет).

2. Отчетность об обращении с отходами для малого и среднего предпринимательства

Все организации и предприниматели, относящиеся в соответствии с законодательством РФ к субъектам малого и среднего предпринимательства (сокращенно – МСП).
Требуется на основании Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об отходах производства и потребления» и Письмо Росприроднадзора от 07.12.2011 N ОД-06-01-32/15903 «Об отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства».
Отчетность представляется ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Росприроднадзора. Для субъектов МСП регионального значения отчет сдается до 1 марта за предыдущий год. (Для г. СПб).
Внимание: Срок сдачи отчета МСП может отличаться в зависимости от регионов!

3. Статистическая отчетность по форме 2-ТП

2-ТП (отходы):
Подают все природопользователи (юридические лица и индивидуальные предприниматели) страны.
Основание: Приказ Росстата от 10.08.2017 N 529.
Отчетность подается один раз в год до 1 февраля после отчётного периода в территориальный орган Росприроднадзора.
2-ТП (воздух):
Подают юридические лица и индивидуальные предприниматели со стационарными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет. При условии, что:

  • объем разрешенного выброса более 10 тонн в год;
  • объем разрешенного выброса от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 класса опасности.

Основание: Приказ Росстата от 04.08.2016 N 387 (ред. от 24.08.2017).
Отчетность подается один раз в год до 22 января в территориальный орган Росстата.
2-ТП (сбросы):
Перечень тех, кто обязан сдавать 2-ТП (водхоз), устанавливает Росводресурс. К числу таких хозяйствующих субъектов относятся ЮЛ, ИП и их подразделения, которые осуществляют водопользование, а также:

  • сбрасывают (отводят) сточные воды;
  • изымают водные ресурсы из природных резервуаров или водоемов в объеме 50 куб. м в сутки более;
  • получают из системы водоснабжения водные ресурсы в количестве 300 и более куб. м в сутки (кроме сельхоз нужд);
  • сельхозпредприятия, которые на обеспечение своей деятельности изымают в течение суток 150 и более куб. м водных ресурсов;
  • предприятия, использующие оборот водоснабжения мощностью 5 тыс. и более куб. м в сутки, независимо от объема забора.

Основание: Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 N 620 (ред. от 22.04.2015).

Отчетность подается до даты, указанной в уведомлении о предоставлении 2-ТП (водхоз) от Росводресуры. Однако до 22 января (включительно), следующего за отчетным периодом.

4. Декларация о плате за НВОС, расчет платы за НВОС

Плательщиками являются предприятия, учреждения, организации, как местные, так и иностранные, одним словом, — природопользователи.
Плату за негативное воздействие на окружающую среду не платят только объекты IV категории (ст. 16.1 N 7-ФЗ).
Основание: Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ст. 16).
Сроки сдачи платы и декларации

  • Субъекты малого и среднего предпринимательства сдают: до 1 марта каждого года вносят плату за НВОС за весь предыдущий год;
  • до 10 марта каждого года подают декларацию о плате за НВОС за весь предыдущий год.

Остальные субъекты действуют следующим образом:

  • до 20 апреля вносят квартальный авансовый платеж в размере 1/4 части суммы платы за НВОС, уплаченной за предыдущий год;
  • до 20 июля вносят квартальный авансовый платеж;
  • до 20 октября вносят квартальный авансовый платеж;
  • до 1 марта вносят оставшуюся сумму платы за предыдущий год;
  • до 10 марта подают декларацию о плате за НВОС за предыдущий год. (ст. 16.4 №7-ФЗ).

5. Отчетность по обращению с отходами в региональный кадастр отходов

Подают юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Федеральный закон РФ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998.
Местное Постановление (Приказ) правительства об утверждении Порядка ведения регионального кадастра по обращению с отходами.
Примеры:

  • Постановление Правительства Москвы от 14.10.2003 № 865-ПП «О Сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы».
  • Приказ №2 Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами от 29.03.2017 «Об утверждении Порядка ведения регионального кадастра отходов Ленинградской области».
  • Распоряжение «Об утверждении Порядка ведения регионального кадастра отходов Санкт-Петербурга» от 15.03.2013 года N 36-р (подается в Комитет по благоустройству СПб).

Периодичность: ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом в территориальный ответственный орган.
Внимание: срок и периодичность сдачи отчета может отличаться в зависимости от регионов!

Затраты на охрану окружающей среды и экологический менеджмент

Общие расходы и инвестиции на охрану окружающей среды

(тыс. рублей)

Расходы, связанные с обращением с отходами и очисткой выбросов,
а также ликвидацией экологического ущерба
2017 2018 ∆ 2018/2017 (%)
Плата (налог) за размещение отходов производства и потребления 78,36 94,87 21,1
Плата (налог) за загрязнение окружающей среды 74,09 25,60 –65,5
Плата за сброс загрязняющих веществ в городскую канализацию 27,83 21,40 –23,1
Утилизация люминесцентных ламп 58,98 64,51 9,4
Утилизация оргтехники 71,66 122,03 70,3
Утилизация других отходов 326,68 508,98 55,8
Утилизация крупногабаритного мусора 64,00 128,00 100,0
Договор на получение паспортов отходов I–IV классов опасности,
внесение данных в ПТК «Госконтроль»
130,00 (разовое мероприятие) 0,00
Договор на подготовку и сдачу отчетности в Росприроднадзор 35,00 149,00 325,7
Договор на разработку Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение 245,00 (заключается 1 раз в 5 лет) 0,00
Договор на разработку Программы производственного экологического контроля, инструкций по обращению с отходами I и II классов опасности, по сбору, складированию, накоплению, учету и сдаче отходов производства и потребления, по охране труда при обращении с отходами 150,00 (разовое мероприятие) 0,00
Всего 1 261,60 1 114,39 – 11,7

Увеличение расходов на утилизацию различных видов отходов связано с обновлением офисной оргтехники, плановой заменой люминесцентных ламп на энергосберегающие светодиодные. Рост затрат на утилизацию крупногабаритного мусора связан с большим объемом работ по ремонту помещений и списанием большого количества вышедшей из строя мебели. Утилизация производится путем размещения отходов на специализированных полигонах.

Деятельность Биржи не оказывает существенного негативного воздействия на окружающую среду, при этом делается все возможное для дальнейшего снижения этого воздействия. В частности, для проведения квалифицированных работ с отходами и включения производственного экологического контроля в систему управления организацией оформлены соответствующие договоры, программы и прочие документы, позволяющие работать со сторонними специализированными организациями и органами государственного контроля.

Расходы на предотвращение воздействия на окружающую среду и систему экологического менеджмента Без учета НДС.

(тыс. рублей)

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *