Лицензия на обращение с отходами

Содержание

Лицензия на отходы 1-4 классов опасности (Лицензия на отходы)

Как получить лицензию?

Процесс получения лицензии сравнительно длительный, требует знания законодательства в области обращения с отходами и опыта. Ниже кратко описаны этапы.

  1. Сбор исходных данных, разработка документов. Первое, что нужно сделать для получения лицензии – это собрать и разработать необходимый список документов. Например, учредительные бумаги, договор аренды здания, должностные инструкции ответственных за обращение с отходами, удостоверения о повышении квалификации сотрудников и т. д. Все документы из списка, кроме учредительных и документов на правообладание объектом, лицензиат может заказать у нас. Подготовка этих документов входит в стоимость лицензии на отходы.
  2. Список документов для получения лицензии

    Документы для получения лицензии на деятельность по обращению с отходами:

  • Свидетельство о государственной регистрации.
  • Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ.
  • Свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции.
  • Информационное письмо об учете в ЕГРПО (коды статистики).
  • Устав организации.
  • Приказ о назначении генерального директора на должность.
  • Документы на право владением (собственность, бессрочное пользование) землей, помещением (договоры, свидетельства) и дополнительно предоставить:
    • договор на водоснабжение;
    • договор на энергоснабжение;
    • договор на теплоснабжение.
  • Приказы о назначении ответственных лиц:
    • за охрану окружающей среды на предприятии;
    • за допуск к работе с отходами;
    • за проведение производственного контроля в области обращения с отходами.
  • Свидетельства о профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами (Программа образовательного учреждения, осуществлявшего подготовку специалистов по обращению с отходами. Лицензия образовательного учреждения).
  • Паспорта отходов 1-4 классов опасности по форме ФККО-2014 на собственные отходы. Протоколы исследования отходов 1-5 классов на компонентный химический анализ. Протоколы биотестирования и расчет класса опасности для отходов 5 класса опасности. Аттестат и область аккредитации лаборатории, проводившей исследования отходов.
  • Действующая “Специальная оценка условий труда” на каждое рабочее место штатного расписания.
  • Программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и норм.
  • Программа производственного экологического контроля (ПЭК).
  • Инструкции:
    • должностная инструкция на эколога;
    • должностная инструкция на водителя;
    • инструкция по обращению с отходами производства и потребления.
  • Договор на ежегодный медицинский осмотр всех сотрудников (Договор с лечебным учреждением, его лицензия на осуществление деятельности).
  • Договоры на вывоз, размещение, переработку, использование, обезвреживание собственных отходов (которые образуются от деятельности лицензиата).
  • Договор на проведение дератизации помещений (комплексное уничтожение мелких грызунов).
  • Пояснительная записка (описание структурных подразделений и их деятельности).
  • Перечень отходов, заявленных в лицензировании.
  • Договоры (соглашения, письма) о намерениях с организациями, планирующими принимать отходы (полигон) по планируемой лицензируемой деятельности.
  • Договоры (соглашения, письма) о намерениях с потенциальными заказчиками лицензиата на транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение их отходов с помощью лицензиата.
  • Предоставить паспорта отходов организаций, планирующих передавать отходы по лицензируемой деятельности лицензиата.

Другие документы на остальные виды обращения с отходами СкрытьНажмите, чтобы узнать подробности Для транспортирования отходов на собственном транспорте необходимо дополнительно предоставить:

  • Перечень транспортных средств, участвующих в транспортировании отходов. Паспорт транспортного средства, талон технический осмотр.
  • Договор на техническое обслуживание и ремонт грузового автотранспорта, задействованного в перевозке отходов (договор на ТО и Р, сертификат на оказание данного вида услуг), его мойку и дезинфекцию автотранспорта.
  • Перечень водителей, допущенных к обращению с опасными отходами, свидетельства профессиональной подготовке, приказ о приеме на работу на должность.
  • Документы, подтверждающие прохождение предрейсового и послерейсового медицинских осмотров (а также договор с лечебным учреждением, его лицензия на деятельность).
  • Установленный спецзнак на автотранспорт, транспортирующий отходы (ГОСТ 19433-88).
  • ДОПОГ (Свидетельство о подготовке водителей транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов) оформляется на водителей (если заявлен вид деятельности — транспортирование) для отходов, которые заявлены в лицензии и имеют опасные свойства (взрывоопасность, огнеопасность, ядовитость (токсичность), едкость (коррозийность), радиоактивность, окисление (свойства способствующие горению)).
  • Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ) на площадку, где проводится стоянка автомобилей. Положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект установленной СЗЗ для стоянки автомобилей объектов, расположенных в г. Санкт- Петербурге.

Для обработки и утилизации отходов необходимо дополнительно предоставить:

  • Технические условия на продукцию, которая получается в результате утилизации и сертификат (добровольный или обязательный).
  • Технический процесс обработки и утилизации отходов.
  • Проект предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ) на площадку, где установлено оборудование по обработке и утилизации отходов. Нормативы и разрешения на выброс.
  • Наличие прибора по радиационному контролю и сертификата с поверкой данной техники.
  • Договор со специализированной организацией по устранению последствий при возникновении аварийной ситуации (фиксирование наличие радиационных отходов).
  • Программа радиационного контроля.
  • Свидетельство о прохождении обучения ответственного лица по программе “Ответственный за радиационный контроль отходов производства и потребления”.
  • Свидетельства о профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами; (Программа образовательного учреждения, осуществлявшего подготовку специалистов по обращению с отходами, его лицензия на образовательную деятельность).

Для обезвреживания отходов необходимо дополнительно предоставить:

  • Подробное описание процесса обезвреживания отходов (Технологический регламент на процесс обезвреживание отходов, пояснительная записка).
  • Перечень оборудования и материалов.
  • Сертификат на оборудование.
  • Технические условия на продукцию или декларация о соответствии (обязательная или добровольная).
  • Документы на оборудование и материалы (устанавливающие право собственности или аренды).
  • Протокол общественных слушаний по местонахождению объекта обезвреживания отходов.
  • Раздел “Оценка воздействия на окружающую среду” (ОВОС) на объект обезвреживания отходов.
  • Положительное заключение Государственной экологической экспертизы на объект обезвреживания отходов.
  • Перечень дополнительных документов, может быть запрошен в зависимости от техпроцесса обезвреживания отходов.

Для размещения отходов необходимо дополнительно предоставить:

  • Акт ввода в эксплуатацию полигона. Проект полигона.
  • Протокол общественных слушаний по местонахождению объекта размещения отходов.
  • Раздел «Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)» на объект размещения отходов.

  • Составление пояснительной записки по намечаемой деятельности в области обращения с отходами. Когда собраны все исходные данные, специалист приступает к подготовке пояснительной записки следующего содержания:
    • Аннотация.
    • Общие сведения о юридическом лице.
    • Сведения об основной хозяйственной и иной деятельности, сопряженной с осуществлением деятельности по обращению с отходами.
    • Сведения о намечаемой деятельности по обращению с отходами.
    • Сведения о хозяйственной и иной деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы.
    • Приложения (копии документов, необходимых для деятельности по обращению с отходами).

    Параллельно с подготовкой пояснительной записки сотрудники предприятия, которые будут иметь дело с отходами, проходят обучение и медицинские осмотры. В случае, если на предприятии нет производственного контроля за соблюдением санитарных правил и норм, а также не проведена специальная оценка условий труда – готовятся и эти документы.

  • Экспертиза документов; прохождение проверки; получение экспертного заключения от ФБУЗ. После разработки пояснительной записки ее отправляют вместе с заверенными копиями документов на экспертизу в ФБУЗ (Федеральное бюджетное учреждения здравоохранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора). Учреждение изучает материалы и после этого выезжает с проверкой на площадку соискателя лицензии по отходам, чтобы убедиться, что указанное в пояснительной записке соответствует действительности.
    Если предприятие находится в Санкт-Петербурге, как правило, выезжает инспектор ФБУЗ, если в Ленинградской области — областной Роспотребнадзор.

    Рис. Процесс получения лицензии на отходы

    Какие документы проверяет инспектор?

    1. Учредительные и регистрационные документы оформлены в установленном порядке.
    2. Виды намечаемой деятельности обращения с отходами соответствуют заявленным в пояснительной записке.
    3. Генеральный директор прошел обучение по программе «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами».
    4. Объект недвижимости (площадка), на которой планируется осуществление деятельности соответствует лицензионным требованиям СанПиН 2.1.7.1322-03.
    5. На предприятии разработаны и утверждены документы, связанные с обращением с отходами (Программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и норм; инструкции по обращению с отходами; должностные инструкции для ответственного за охрану окружающей среды и для водителей).
    6. Проведены измерения и замеры микроклимата, шума, вибрации и т.д. согласно составленной Программе производственного контроля за соблюдением санитарных правил и норм.
    7. Проведена или проводится специальная оценка условий труда сотрудников.
    8. Количество и наименование автотранспорта соответствует заявленному в пояснительной записке.
    9. Оборудование (для обезвреживания, обработки и утилизации отходов) используется на законном основании и соответствует лицензионным требованиями.
    10. Автотранспорт укомплектован необходимым аварийным оборудованиям и инструментом, снабжен специальными знаками.
    11. Сотрудники, задействованные в производственном процессе, прошли обучение по программе «Профессиональная подготовка лиц на право работы с отходами I-IV класса опасности».
    12. Водители допущены к работе после прохождения специального обучения с опасными отходами и прохождения инструктажей.
    13. Водители проходят предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.
    14. На каждый вид отхода есть паспорт.

    После экспертизы документов и выездной проверки ФБУЗ выдает экспертное заключение о том, что деятельность по заявленному виду обращения с отходами соответствует действующим санитарным правилам и нормам, а именно СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» и СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления».

    Рис.Список документов, который проверит инспектор

  • Получение санэпидзаключения в Роспотребнадзоре. На данном этапе экспертное заключение ФБУЗ направляется в Роспотребнадзор. Роспотребнадзор на основании заключения удостоверяет, что планируемая деятельность по обращению с отходами, производственная площадка, транспортные средства и оборудование соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Выдается документ «Санитарно-эпидемиологическое заключение».
  • Подача заявления в Росприроднадзор; оплата госпошлины; прохождение проверки; получается лицензия по отходам. После получения санэпидзаключения Роспотребнадзора все собранные в процессе документы направляются в Росприроднадзор вместе с заявлением и квитанцией об оплате госпошлины. Росприроднадзор после принятия заявления и материалов присылает распоряжение о проведении внеплановой проверки. Длительность – 20 рабочих дней.
  • В ходе проверки проводятся следующие мероприятия:

    • Проверка соответствия полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в предоставленных заявлении и документах, проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.
    • Проверка фактического состояния материальной базы, подготовленность работников соискателя лицензии по сравнению с информацией, предоставленной им в лицензионных документов.

    После рассмотрения документов и проведения проверки Росприроднадзором компании удается получить лицензию на отходы (с указанием конкретных видов и классов опасности отходов). В приложении к лицензии перечислены все виды отходов, с которыми планирует работать соискатель лицензии. В лицензии указано, что она действует бессрочно.

    Новое понятие сбора отходов

    С 2018 года в Федеральном законе №89 “Об отходах производства и потребления” появилось обновленное определение сбора отходов, которое звучит следующим образом: «сбор отходов — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.” То есть, из прежнего определения убрали слово “транспортирования” и уточнение по поводу приема отходов от физических и юридических лиц.
    Для лицензиатов это означает, что сбором отходов могут заниматься лишь те компании, у кого есть лицензии на обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов. Компании, у кого уже есть лицензии, и в них указана деятельность по сбору и транспортированию отходов, теперь обязаны переоформить лицензии, исключив слово “сбор отходов”. Основанием для переоформления является ст.18 ч. 1 закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”.

    Порядок получения лицензии на работу с отходами

    Хозяйственная деятельность производственно-заготовительных предприятий и перерабатывающих предприятий вторичных ресурсов, так или иначе, связана с использованием или образованием отходов.

    Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности (далее по тексту – «опасные отходы») осуществляется на основании Федеральных законов «Об отходах производства и потребления» (статья 9), «О лицензировании отдельных видов деятельности» (статья 12, п.1, п.п.30), «Об охране окружающей природной среды» (статья 30).

    Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I — IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается. Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года.

    Кому необходимо получить лицензию на отходы

    Согласно действующему законодательству лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности. Т.е. с одной стороны должны иметь место отходы I — IV класса опасности, а с другой стороны над ними должны производиться упомянутые действия.

    Одним из важных этапов при подготовке к лицензированию является инвентаризация отходов. Без полных сведений о том, с какими отходами приходиться иметь дело и какие отходы образуются (могут образовываться) в процессе этой деятельности, невозможно двигаться дальше. Поэтому инвентаризации отходов придается столь важное значение. Исходные сведения об отходах берутся из документов первичного учета отходов, проектной документации, технологических схем или из готового Проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов (ПНООЛР).

    Особенностью деятельности предприятий вторичных ресурсов является то, что отходы используются в качестве сырья, а также образуются в процессе производственного процесса. При этом следует отдельно рассматривать входящий поток отходов и выходящий.

    Несмотря на кажущееся разнообразие видов отходов, с точки зрения управления окружающей средой, виды отходов следует определять на основании Федерального классификационного каталога отходов (ФККО) и не стремиться к излишне широкой номенклатуре. Так, например, различные сорта макулатуры не всегда означают разные виды по ФККО. Стальной лом, при всем разнообразии его марок, также составляет один вид отходов по ФККО.

    Излишне широкая номенклатура отходов не просто усложнит дальнейшую разработку документации, но и может привести к ненужным затратам при проведении экспертиз и оформлении лицензии. Это особенно важно при разработке Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, т.к. в большинстве случаев ПНОЛРО является основой при определении необходимости лицензирования.

    Лицензируемые виды отходов

    Согласно нынешней формулировке в законе «Об отходах производства и потребления»:
    отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    Такая формулировка оставляет пространство для маневра. Т.е., если в технологическом процессе не образуются «вещества или предметы», подлежащие удалению, то и отходов соответственно не образуется. Следовательно, производство, в котором отходы используются, может считаться «безотходным».

    А так как «производство» подразумевает совокупность различных технологических процессов, то отходами считаются остатки не от отдельного технологического процесса, а от деятельности целого «производства». Никто же не считает керосин отходом производства бензина.

    Действующее законодательство исключило термин «опасные отходы», поэтому под лицензирование однозначно не попадает деятельность по обращению с отходами V класса опасности.

    Код каждого вида отходов имеет 11-значную структуру. Первые восемь знаков кода вида отходов используются для кодирования происхождения видов отходов и их состава. Девятый и десятый знаки кода используются для кодирования агрегатного состояния и физической формы отхода, а одиннадцатый знак кода — для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Если в одиннадцатом знаке кода стоит «0», то это значит, что мы имеем дело с блоком, типом, подтипом, группой, подгруппой отходов.

    К предустановленному в ФККО классу опасности следует относиться с достаточной осторожностью и иронией. С осторожностью — потому что, это не «истина в последней инстанции», а с иронией – потому что, в определении классов опасности есть очевидные противоречия. Например, как может одно и тоже вещество, но из разных источников иметь разный класс опасности? Кроме этого, один и тот же отход органично может быть отнесен к разным кодам ФККО.

    На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт, этого требует Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (п.3 ст.14). Форма паспорта, а также порядок паспортизации отходов определен в Постановлении правительства от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности». Существует также форма паспорта отходов по ГОСТ Р 53691-2009 «Паспорт отхода I — IV класса опасности. Основные требования» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 1091-ст). Однако, это добровольный стандарт и эта форма фактически находится вне правого поля и смысла не имеет.

    Фактически, в настоящее время класс опасности отходов установлен в ФККО. Определять класс опасности придется лишь в том случае, когда отходы не включены в классификационный каталог (вы не сумели идентифицировать свои отходы с формулировками ФККО). Тогда необходимо провести исследование этих материалов (отходов) на токсичность, взрывоопасность, пожароопасность, реакционную способностью и содержание возбудителей инфекционных заболеваний. Класс опасности устанавливается на основании «Критериев отнесения отходов к I — V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду», утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 4 декабря 2014 г. № 536. Результаты исследований отражаются в Исходных сведениях об отходе, которые представляются в территориальные органы Росприроднадзора для получения подтверждения класса опасности отхода для окружающей природной среды.

    Свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды оформляется на каждый вид отходов. Паспорт опасного отхода составляется только на отходы I-IV класса опасности, действует бессрочно. Согласовывать или утверждать паспорт в органах Росприроднадзора не требуется, но необходимо направить туда заверенную копию паспорта вместе с подтверждающими документами (расчет класса опасности и т.д.).

    В подавляющем большинстве случаев, факт наличия Паспорта отхода I-IV класса опасности хотя бы по одному виду отходов, принимаемому на предприятии, означает необходимость лицензирования.

    Лицензируемые виды деятельности по обращению с отходами

    В случае, когда производится работа с опасными отходами, следует определиться с видами деятельности, т.к. лицензированию подлежит только сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение опасных отходов.

    В законе «Об отходах производства и потребления» есть определения некоторых видов деятельности:

    • размещение отходов — хранение и захоронение отходов;
    • хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
    • захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
    • объект размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

    В ГОСТе 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (пункт 4.11) есть расширенной понятие:
    объекты размещения отходов — полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.

    Таким образом, размещение отходов может осуществляться только на объектах размещения отходов. Объекты размещения отходов подлежат регистрации в Государственном реестре объектов размещения отходов на основании Постановления Правительства от 26 октября 2000 г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов».

    Временное накопление отходов на производственной площадке не считается размещением в случае, когда для этого не используется «специально оборудованное сооружение». Т.е. никак не может считаться размещением отходов накопление отходов в контейнерах или других емкостях. Склад готовой продукции не может считаться сооружением для размещения отходов, т.к. готовая продукция не может считаться отходом. Бетонированная площадка для накопления и временного хранения автомобильных шин и.т.д. может считаться объектом размещения отходов согласно определению в ГОСТе 30772-2001.

    Следующие виды деятельности :

    • утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
    • обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

    Такие виды деятельности наиболее часто ведутся на предприятиях вторичных ресурсов.

    Далее:

    • сбор отходов — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.

    Определение этого термина также есть в ГОСТе 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (пункт 5.26):
    сбор отходов — деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами.

    ГОСТ 25916-83 «Ресурсы материальные вторичные. Термины и определения» дает определение схожего термина:
    сбор вторичного сырья — удаление вторичного сырья из мест образования и накопление его с целью последующего использования.

    Следовательно, под сбором отходов следует понимать прием отходов непосредственным оператором. Транспортные компании сбор отходов не производят.

    Однако возникает вопрос, является ли сбором отходов их накопление в контейнерах на производственной площади предприятия, на котором эти отходы образуются? Ведь в таком случае, лицензию должно иметь любое предприятие или организация, выбрасывающие свои отходы в контейнер. Однако в определениях есть термин «места образования». Если таким «местом образования» является производственная площадь, где стоит контейнер, то деятельность может называться накоплением отходов и не может называться сбором отходов. Мы же не считаем, что жители, выносящие свой мусор в контейнеры, занимаются сбором отходов…

    Таким образом, сбором отходов занимаются организации, использующие отходы или вывозящие отходы к местам размещения. Т.е. предприятия вторичных ресурсов практически во всех случаях осуществляют лицензируемые виды деятельности.

    Порядок получения лицензии на отходы

    Работа с видами вторичного сырья, относящимся к опасным отходам, должна лицензироваться. Порядок лицензирования определен в Положении о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 1062 от 3 октября 2015 г.

    Лицензирование проводят органы Росприроднадзора согласно «Административному регламенту Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов», утвержденному приказом Ростехнадзора от 10 декабря 2007 г. № 848.

    Алгоритм получения лицензии предприятием вторичных ресурсов

    Лицензионные требования к деятельности по обращению с отходами

    Заявляемая деятельность должна соответствовать лицензионным требованиям и условиям осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, а именно:
    а) для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I — IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;
    б) для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I — IV классов опасности — наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и специализированных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
    в) для работ по транспортированию отходов I — IV классов опасности — наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
    г) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I — IV классов опасности;
    д) для работ по размещению отходов I — IV классов опасности — проведение лицензиатом рекуперации веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов I — IV классов опасности перед их захоронением в объектах размещения отходов производства и потребления в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

    Иными словами, к различным видам деятельности предъявляются разные лицензионные требования. Так, например, для получения лицензии только на утилизацию отходов необходимо:
    — наличие необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений;
    — наличие оборудования и специализированных установок;
    — наличие у индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами на право работы с отходами I — IV классов опасности.

    Документы, требуемые для оформления лицензии

    Для получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление, в котором указывает:
    а) заявление о предоставлении лицензии (приложение 2) и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а именно:
    — учредительные документы и документ, подтверждающий факт внесения записи о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц;
    — свидетельство о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;
    — свидетельство о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;
    — документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
    а) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — перечень конкретных видов отходов I — IV классов опасности, содержащий их наименования, классы опасности и коды согласно федеральному классификационному каталогу отходов, а также перечень работ, составляющих деятельность в области обращения с отходами, которые соответствуют наименованиям конкретных видов отходов I — IV классов опасности;
    б) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;
    в) для работ по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности — реквизиты положительного заключения государственной экологической экспертизы документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности) в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
    г) для работ по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности — реквизиты разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, выданных в период со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
    К заявлению прилагаются:
    а) для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I — IV классов опасности) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ;
    б) для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I — IV классов опасности — копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, необходимых для выполнения заявленных работ;
    в) для работ по транспортированию отходов I — IV классов опасности — копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
    г) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I — IV классов опасности, выданных соискателю лицензии — индивидуальному предпринимателю и работникам;
    д) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — копию документа, подтверждающего наличие в штате соискателя лицензии — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I — IV классов опасности.

    Санитарно-эпидемиологическое заключение

    Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (статья 40 п.2) требует, чтобы обязательным условием при выдаче лицензии было представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.

    Санитарно-эпидемиологические заключения выдаются на основании проведенной санитарно-эпидемиологической экспертизы, согласно статьям 22 и 42 закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

    Выдача санитарно-эпидемиологического заключения осуществляется согласно «Порядку выдачи санитарно-эпидемиологических заключений», утвержденному приказом Роспотребнадзора от 19 июля 2007 г. № 224. Санитарно-эпидемиологическое заключение выдается о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I — IV класса опасности.

    Объекты должны соответствовать требованиям СанПиН 2.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». А если заявитель владеет полигоном твердых бытовых отходов, то и СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». Срок действия санитарно-эпидемиологического заключения не ограничен (бессрочно). Санитарно-эпидемиологические заключения подлежат переоформлению в случаях реорганизации, изменения наименования, места нахождения юридического лица или места жительства индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность.

    Для получения санитарно-эпидемиологического заключения в Территориальное Управление Роспотребнадзора предоставляются следующие документы (перечень документов может несколько отличаться в разных ТУ, некоторые документы из представленного списка могут не потребоваться):
    а) заявку о проведении экспертизы и выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии объектов государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам;
    б) копию свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
    в) копию документа на право пользования помещением (договор аренды, свидетельство о праве собственности).
    б) определение классов опасности для здоровья человека (паспорта опасного отхода);
    в) экологическое обоснование деятельности по обращению с опасными отходами на предприятии;
    г) акт комплексного обследования предприятия по вопросам выполнения санитарного законодательства при обращении с отходами производства и потребления специалистами соответствующего отдела Роспотребнадзора (для действующих предприятий);
    д) проект программы производственного контроля, составленной в соответствии с заявленными видами деятельности, санитарными правилами СП 1.1.1058-01 и предусматривающей контроль за соблюдением СанПиН, СП, ГН, МУ.

    Санитарно-эпидемиологическая экспертиза

    Проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы проводится согласно «Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок», утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 июля 2007 г. № 224. Срок проведения экспертизы не может превышать двух месяцев.

    Проведение экспертизы по заявлениям осуществляется на договорной основе, стоимость в Москве — 9000 руб.

    Лицензирование деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов

    Под взрывопожароопасными и химически опасными производственными объектами понимаются объекты, на которых, в частности используются (производятся, хранятся, перерабатываются) воспламеняющиеся, окисляющиеся, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества, представляющих опасность для окружающей среды.

    Эксплуатация объектов IV класса опасности не лицензируется. Как правило, это касается предприятий вторичной черной и цветной металлургии.

    Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности утверждено Постановление Правительства РФ от 10.06.2013 N 492.

    Лицензии выдает территориальный орган Ростехнадзора России.

    Экспертиза промышленной безопасности

    Экспертиза промышленной безопасности проводится согласно Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538.

    Алексей Масленников
    НП «ВторРесурс»

    Процедура получения лицензии на утилизацию отходов

    Намереваясь получить лицензию на утилизацию отходов, сначала следует определиться с содержанием будущей деятельности: какой вид работ будет осуществляться и с каким мусором. Действия, указанные в официальной бумаге, считаются законными только в том случае, если они связаны с заявленными в разрешении отходами.

    Виды лицензий

    Для того чтобы работать с отходами 1–4 класса опасности необходима лицензия. При обращении с мусором, относящимся к 5 классу (практически не оказывает негативного влияния на человека и окружающую среду), она не требуется.

    Наличие лицензии позволяет юридическим лицам и предпринимателям осуществлять в отношении отработанного материала следующие манипуляционные действия:

    • собирать;
    • обрабатывать;
    • транспортировать;
    • размещать;
    • обезвреживать;
    • утилизировать.

    Почти все виды деятельности при обращении с опасными отходами требует обязательного разрешения. Их накопление и хранение в течение 11 месяцев не подлежит лицензированию.

    Разрешение на сбор отходов дает право принимать производственные отработки 1–4 классов опасности от организации и физических лиц.

    Разрешение на размещение и лицензия на утилизацию позволяют организациям вести экономическую деятельность, при которой используется отработанное сырье. Имея первый документ, фирмы могут оказывать услуги по утилизации мусора, размещая или закапывая его на специализированных участках. Наличие второго дает право извлекать полезные ресурсы из отработанного материала с целью их дальнейшего использования.

    Лицензия на транспортировку отходов дает право на вывоз мусора, за пределы указанного в документе участка, и доставлять в соответствующие места. Разрешение на обработку мусора позволяет разбирать, очищать и сортировать отходы для дальнейшей их утилизации.

    Процесс получения лицензии и срок ее действия

    Процесс получения лицензии

    В зависимости от того, какие виды манипуляций предполагается осуществлять, перечень поддаваемых документов может отличаться. Проще всего получить разрешение тем организация, которые собираются работать с бытовым мусором. Обращение с опасными отходами требует соблюдения больших требований.

    Например, для лицензирования деятельности, связанной с переработкой отработок 1–4 класса опасности, необходимо представить заключение экологических ведомств о соответствии необходимым требованиям имеющегося оборудования и квалификации работников. Чтобы избежать непредвиденных обстоятельств, лучше всего получить официальную бумагу, позволяющую осуществлять всевозможные действия при обращении с мусором.

    Полный список необходимых документов

    Расширенный перечень документов:

    Сбор документов для получения лицензии

    • заявление, в котором указываются виды отходов и работ;
    • копии документов о наличии зданий и иных строений, принадлежащих заявителю на законных основаниях;
    • копии документов, которые подтверждают наличие оборудования и установок, необходимых для переработки сырья;
    • подтверждение о наличии специального транспорта, принадлежащего заявителю на законных основаниях;
    • копии сертификатов, подтверждающих профессиональную подготовку работников и заявителя при обращении с мусором;
    • подтверждение о приеме на работу должностного лица, несущего ответственность за нарушения при допуске к работе;
    • копию положительного заключения санитарно-эпидемиологической организации о состоятельности фирмы;
    • подтверждение уплаты госпошлины, взимаемой за выдачу разрешения;
    • свидетельство о зарегистрированном статусе заявителя (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), ИНН;
    • перечень всех документов.

    Копии перечисленных свидетельств необязательно заверять нотариально, достаточно при сдаче пакета предъявить их оригиналы.

    Процедура рассмотрения документов

    Собранные документы необходимо подать в Министерство природных ресурсов. В случае обнаружения недостающих бумаг или их несоответствия, на проверку может уйти трое суток, заявителю предоставляется право на исправление ошибок в течение 30 рабочих дней.

    После их устранения или, в случае их отсутствия, с момента подачи заявления может пройти 45 дней до получения ответа и оформления лицензии. Если работы планируется осуществлять более чем в одном федеральном округе, рассмотрение и принятие решения о выдаче официальной бумаги будет проводиться в том филиале, который определит центральный аппарат Росприроднадзора. При «меньшем размахе» – в территориальном органе по месту регистрации заявителя.

    Наличие разрешения дает право на обращение с отработками в течение 5 лет. По окончании данного срока его можно переоформить.

    При отсутствии лицензии на утилизацию отходов влечёт за собой штраф

    Осуществление работ при отсутствии разрешения считается незаконным и влечет за собой административную ответственность. Поэтому в случае накопления образовавшегося мусора, правильней будет обратиться в соответствующие организации.

    В случае если ведение предпринимательской деятельности требует наличия лицензии, а ее нет, следует оформление акта об административном правонарушении, наложение штрафа, а сырье (мусор), оборудование и продукция могут быть конфискованы. Гражданские лица обязаны выплатить от 2000 до 2500 рублей, должностные – от 4000 до 5000 рублей, организации – от 40000 до 50000 рублей.

    Если незаконные работы не предполагают получение прибыли при использовании отходов, размеры штрафов следующие:

    • 500–1000 – для гражданских лиц;
    • 30000–50000 или лишение права заниматься данной деятельностью на срок от 1 года до 3 лет – для должностных лиц;
    • 30000–40000 или приостановление работ на срок до 3 месяцев – для индивидуальных предпринимателей;
    • 170000–250000 или приостановление деятельности на срок до 3 месяцев – для юридических лиц.

    Получение права работать с отходами не освобождает от ответственности в случае нарушения санитарно-эпидемиологических правил при обращении с мусором, загрязняющим окружающую среду.

    Процесс оформления и получения лицензии занимает много времени, в оформлении могут помочь юридические фирмы

    В этом случае должностное лицо должно выплатить от 10000 до 30000 рублей. Предприниматели, не являющиеся юридическим лицом – от 30000 до 50000 рублей, имеющие данный статус – от 100000 до 200000 рублей. Кроме того, в течение 3 месяцев они не имеют права проводить какие-либо работы, связанные с их профессиональной деятельностью.

    Получение лицензии – дело хлопотное и может занять много времени. Скорейшему решению вопроса об оформлении официального разрешения на осуществление деятельности в рассматриваемой сфере могут помочь сторонние юридические фирмы.

    Природоохранное законодательство РФ предусматривает необходимость лицензирования любой деятельности, связанной с обращением опасных отходов. Регламентируется это требование в первую очередь ФЗ-99 от 04.05.2011г. «О лицензируемых видах деятельности».

    Принятие решений о выдаче бессрочных лицензий на обращение с опасными отходами и контроль деятельности предприятий, получивших ранее лицензию, возлагается на органы Росприроднадзора РФ. Получить лицензию на обращение с отходами могут как юридические лица, так и частные предприниматели.

    Когда необходимо получать лицензию на обращение с отходами?

    Чтобы понять, нужна ли предприятию лицензия на обращение с отходами, необходимо ответить на 2 простых вопроса.

    Вопрос №1 – С какими именно отходами работает предприятие?

    Дело в том, что в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов РФ № 511 от 15.06.2001 и ст. 4.1 закона №89-ФЗ «Об отходах» государство выделяет 5 классов опасности отходов. В этой классификации отходы 5 класса считаются практически неопасными, в то время как отходы 1 класса относятся к категории чрезвычайно опасных. Лицензированию подлежит только деятельность предприятий, в ходе работы которых происходит обращение отходов 1-4 категории опасности.

    Чтобы определить, под какой класс опасности подпадают отходы на вашем предприятии, необходимо обратиться к Федеральному классификационному каталогу отходов, который находится в публичном доступе. Там четко расписано, какие виды отходов подпадают под каждый класс опасности.

    Если, интересующий вас вид отходов, не внесен в каталог, природопользователь должен направить соответствующий запрос в территориальное подразделение Росприроднадзора РФ по месту ведения хозяйственной деятельности. В приказе Минприроды РФ №541 от 05.12.14г. установлен порядок присвоения новым отходам определенного класса опасности. Если окажется, что отходы вашего предприятия подпадают под 5 категорию, в лицензировании деятельности нет необходимости.

    Вопрос №2 – Какими видами деятельности по обращению отходов занимается предприятие?

    В законе ФЗ-99 от 04.05.2011г. «О лицензируемых видах деятельности» предусмотрено, что лицензия должна быть получена на транспортировку, сбор, размещение, обработку, утилизацию и обезвреживание отходов. При этом, например, накопление отходов не подпадает под действие закона и не подлежит обязательному лицензированию.

    В чем же разница между процессами размещения и накопления отходов? По закону, временное складирование отходов любого класса опасности сроком до 11 месяцев считается не сбором и размещением, а накоплением. Если же хранение отходов 1-4 класса опасности продолжается более 11 месяцев, предприятие должно получить соответствующую лицензию.

    Если в ходе проверки деятельности предприятия, природоохранные органы выявят нарушения максимального срока накопления отходов, на предприятие будут наложены штрафы в соответствии со статьей 14.1 (п.2) КоАП РФ. Кроме соблюдения сроков накопления отходов, природопользователь должен обратить внимание на соблюдение следующих законодательно установленных аспектов:

    • Если предприятие занимается временным хранением (накоплением) опасных отходов, оно должно позаботиться об обустройстве специальной площадки с учетом требований статьи 51 закона №7-ФЗ от 10.01.02г. «Об окружающей среде» и статьи 22 закона №52-ФЗ от 30.03.99г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
    • Цель временного хранения отходов должна предполагать их последующую передачу уполномоченными организациям, утилизацию или размещение.

    Лицензионные условия

    Если юридическое или физическое лицо планирует получить лицензию на обращение с опасными отходами, оно должно выполнить ряд лицензионных условий, установленных Правительством РФ в Постановлении №1062 от 03.10.15г. Среди прочих, к природопользователю предъявляются такие требования:

    • Если физическое или юридическое лицо планирует получение лицензии на транспортировку отходов, в его собственности или в аренде должно быть специальное транспортное средство, оборудованное защитными приспособлениями и установленными законодательно знаками.
    • В том случае, когда лицензия необходима для сбора, размещения, утилизации и обезвреживания отходов, в собственности или долгосрочной аренде лицензиата должно быть специальное здание или помещение, а также необходимый комплекс оборудования, разработанного специально для этих целей.
    • Если на предприятии вводится технология повторной переработки отходов, подавать заявление в органы Росприроднадзора следует на получение лицензии на утилизацию опасных отходов. Дополнительным требованием в этом случае станет прохождение самим лицензиатом и сотрудниками, которые будут работать с опасными отходами, специальной профподготовки. Это необходимо для обучения персонала правилам безопасной работы в области утилизации и переработки опасных отходов.

    Если все лицензионные условия выполнены, соискателю необходимо составить заявление по установленной форме и собрать пакет документов для Росприроднадзора. Этот пакет включает большой перечень документов, подтверждающих государственную регистрацию предприятия или ИП, законность и обоснованность ведения хозяйственной деятельности, описание технологической схемы предприятия, графические схемы объектов, связанных с обращением опасных отходов и т.д.

    Документы и заявление подаются в территориальный орган Росприроднадзора, который и принимает решение относительно выдачи лицензии соискателю. Кроме того, за лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами природопользователю придется уплатить госпошлину на основании п.1 пп.92 статьи 333.33 Налогового Кодекса РФ в размере 7,5 тысяч рублей.

    Получение лицензии на деятельность связанную с обращением опасных отходов – сложный, кропотливый и продолжительный процесс. Чтобы избежать отказа в выдаче лицензии и правильно собрать и оформить все необходимые документы, следует доверить эту работу профессионалам в области экологии природоохранного законодательства. Специалисты компании «Экобезопасность» в кратчайшие сроки соберут и получат все необходимые документы, грамотно составят заявление и пройдут за вас все этапы получения лицензии.

    About the author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *