Локальные нормативные акты ухудшающие положение работников

Статья 8 ТК РФ. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права

Новая редакция Ст. 8 ТК РФ

Работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Комментарий к Статье 8 ТК РФ

В статье 8 Трудового кодекса РФ говорится, что все работодатели обязаны принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции.

В некоторых случаях работодатель при принятии локальных нормативных актов должен учитывать мнение представительного органа работников (профсоюза).

Следует отметить, что нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством, не подлежат применению.

Другой комментарий к Ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Низшую ступень в иерархии нормативных правовых источников трудового права занимает весьма оригинальное правовое явление, получившее название локальных нормативных актов, к которым обычно относят документы общерегулятивного характера, разрабатываемые и принимаемые конкретным работодателем. Если работодатель является физическим лицом — индивидуальным предпринимателем, то он утверждает эти акты самостоятельно. Если же работодатель — юридическое лицо, то его локальное нормотворчество осуществляется посредством деятельности коллегиальных или единоличных органов управления организацией, к компетенции которых отнесены соответствующие полномочия. В силу специфики трудовых отношений, возникающих в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства между работниками и работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, последние не утверждают локальные нормативные акты для своих работников.

Локальные нормативные акты имеют существенные отличия от иной организационно-распорядительной документации и индивидуальных правоприменительных актов работодателей. От тех и других локальный нормативный акт отличается как минимум тремя признаками.

Во-первых, уже в силу своего названия, локальный нормативный акт характеризуется нормативностью, которая проявляется в отсутствии персонально определенного или конкретного адресата и распространении сферы своего действия на весь коллектив или часть коллектива работников организации. В качестве примера можно назвать правила внутреннего трудового распорядка, имеющие своим адресатом весь коллектив работников организации.

Во-вторых, нормативность данных актов работодателя проявляется в многократности их реализации, предполагающей применение содержащихся в этих актах правил каждый раз, когда фактические условия или результаты труда работников совпадают с указанными в акте. Примером таких актов может служить положение о премировании за результаты хозяйственной деятельности организации по итогам календарного месяца, которое применяется ежемесячно в течение всего срока своего действия.

В-третьих, в ряде случаев для принятия локального нормативного правового акта требуется учет мнения представительных органов работников, в то время как организационно-распорядительная и правоприменительная деятельность работодателя осуществляется им по общему правилу в одностороннем порядке.

Естественно, что необходимость соблюдения требований, адресованных законом к содержанию, форме и порядку принятия локальных правовых актов, не распространяется на все другие акты, применяемые в системе делопроизводства конкретного работодателя.

Источником нормотворческих полномочий частнохозяйствующего работодателя выступает не публичная власть, а экономическая власть, проистекающая для него из факта правомерного обладания всеми факторами рыночного хозяйствования, включающими и труд работников. Работодатель реализует принадлежащие ему нормотворческие полномочия в рамках своей правосубъектности, устанавливаемой законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. По общему правилу он не обязан принимать локальные нормативные правовые акты. Исключение из этого правила составляют лишь: а) график ежегодных оплачиваемых отпусков, утверждаемый работодателем не позднее чем за две недели до наступления календарного года (см. ст. 123 ТК РФ и комментарий к ней); б) документы организации, устанавливающие порядок обработки персональных данных работников (см. п. 8 ст. 86 ТК РФ и комментарий к ней); в) инструкции для работников по охране их труда (см. ст. 212 ТК РФ и комментарий к ней).

Однако в ряде случаев содержание нормотворческой компетенции работодателя конкретизируется законодательством, регулирующим деятельность юридических лиц определенной организационно-правовой формы (например, акционерного общества, производственного кооператива, унитарного предприятия и др.), а также уставом конкретной организации.

2. С позиции особенностей создания все локальные нормативные акты следует подразделять на создаваемые работодателем: а) при участии представительного органа работников; б) в одностороннем порядке.

В свою очередь, участие представительного органа работников в локальном нормотворчестве работодателя может выражаться в форме учета мнения этого органа либо в форме принятия акта по согласованию с ним. Необходимость учета мнения представительного органа работников не носит для работодателя характера всеобщей обязанности, адресованной ко всему локальному нормотворчеству. Напротив, такая обязанность возникает для него только в конкретных случаях, указанных в ТК, других законах или подзаконных нормативных правовых актах либо коллективных договорах. Содержание конкретных статей ТК РФ возлагает данную обязанность на работодателя применительно к случаям:

а) утверждения графиков сменности (см. ст. 103 ТК РФ и комментарий к ней);

б) разделения рабочего дня на части (см. ст. 105 ТК РФ и комментарий к ней);

в) установления очередности предоставления оплачиваемых отпусков (см. ст. 123 ТК РФ и комментарий к ней);

г) утверждения системы оплаты и стимулирования труда, в том числе повышения оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу, а также повышения оплаты труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (см. ст. ст. 135, 144, 147 ТК РФ и комментарий к ним);

д) принятия локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда (см. ст. 162 ТК РФ и комментарий к ней);

е) утверждения правил внутреннего трудового распорядка (см. ст. 190 ТК РФ и комментарий к ней);

ж) разработки и утверждения инструкций по охране труда (см. ст. 212 ТК РФ и комментарий к ней).

3. Согласно ч. 3 ст. 8 ТК РФ случаи принятия работодателем локального нормативного правового акта по согласованию с представительным органом работников могут, но, разумеется, не должны, предусматриваться в коллективном договоре или соглашениях.

Такая формулировка данной статьи ТК, как более позднего закона, фактически блокирует возможность широкого толкования содержания п. 3 ст. 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», предусматривающего необходимость установления работодателями и их объединениями систем оплаты труда, форм материального поощрения, размеров тарифных ставок (окладов), а также норм труда по согласованию с соответствующими профсоюзными органами с последующим закреплением в коллективных договорах и соглашениях. Часть 3 ст. 8 ТК РФ исходит из идеи о том, что обязанность работодателя по принятию локальных нормативных правовых актов по согласованию с представительным органом работников первоначально должна быть закреплена в коллективном договоре или соглашении для вполне определенных случаев. Иначе говоря, сначала должно иметь место введение в содержание коллективного договора или соглашения соответствующих условий и только затем возложение на работодателя обязанности принятия конкретного локального нормативного правового акта по согласованию с представительным органом работников. Кстати, этот орган необязательно должен быть профсоюзным.

При отсутствии в организации представителей работников работодатель принимает любые локальные нормативные правовые акты в одностороннем порядке. Он имеет такую возможность и при наличии представителей работников, если закон, подзаконный акт — коллективный договор или соглашение не оговорили какую-либо форму участия представительного органа работников в локальном нормотворчестве работодателя. Соответственно, работодатель вправе принимать данные акты самостоятельно, без участия представительных органов работников, если иное не предусмотрено коллективным договором либо соглашением.

4. Исходя из упомянутой ранее иерархии нормативных правовых актов (см. статью 5 ТК РФ и комментарий к ней), закон объявляет лишенными юридической силы все локальные нормативные правовые акты работодателя, ухудшающие положение работника по сравнению с трудовым законодательством, а также коллективным договором или соглашениями. Недействительными являются также локальные акты, принятые работодателем без учета мнения или с нарушением порядка учета мнения представительного органа работника (см. ст. 372 ТК РФ и комментарий к ней), когда на работодателя возложена соответствующая обязанность. В таких случаях подлежат прямому применению законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, как правило, улучшающие положение работника в сравнении с локальным нормативным правовым актом работодателя, не имеющим должной юридической силы.

Принятие локальных нормативных актов

Трудовое законодательство предусматривает различные процедуры принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Анализ ТК РФ позволяет выделить три способа их принятия.

I. Принятие работодателем локального нормативного акта в одностороннем порядке в пределах его компетенции

По общему правилу работодатель (или его представитель) единолично в пределах своей компетенции принимает тот или иной локальный нормативный акт, не согласовывая его с представительным органом работников и не учитывая его мнения. Данное общее правило согласуется с конституционной свободой предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и правом собственника самостоятельно определять судьбу принадлежащего ему имущества.

Так, Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты не предусматривают учет мнения представительных органов при принятии таких локальных нормативных актов, как штатное расписание (ст. 57 ТК РФ), должностные инструкции, положение по охране труда, положение о защите персональных данных работников (ст. 87 ТК РФ), положение о служебных командировках (ст. 168 ТК РФ) и др. Такие акты принимаются работодателем единолично. В то же время учет мнения представительного органа работников при принятии этих локальных нормативных актов может быть предусмотрен в коллективном договоре, соглашениях.

II. Принятие работодателем локального нормативного акта с учетом мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, социально-партнерскими соглашениями

Учитывать мнение представительного органа работников работодатель обязан только при наличии такого представительного органа. Работодатель не обязан быть инициатором создания представительного органа работников для учета его мнения при принятии локального нормативного акта.

В соответствии со ст. 29-31 ТК РФ к представительным органам работников относятся:

1) выборный орган первичной профсоюзной организации;

2) иной представитель (представительный орган) работников в случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне.

Трудовой кодекс РФ установил два вида локальных нормативных актов, которые необходимо принимать с учетом мнения представительного органа работников. К первому виду относятся документы, при принятии которых необходимо учитывать мнение только выборного органа первичной профсоюзной организации.

Мнение данного органа учитывается работодателем при принятии следующих локальных нормативных актов:

1) график отпусков (ч. 1 ст. 123 ТК РФ);

2) акт о введении режима разделения рабочего дня на части (ст. 105 ТКРФ);

3) положение о порядке и условиях предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков (ч. 2 ст. 116 ТК РФ);

4) положение о применении вахтового метода (ч. 4 ст. 297 ТК РФ);

5) документ об увеличении в исключительных случаях продолжительности вахты (ч. 3 ст. 299 ТК РФ) и т. д.

Ко второму виду относятся локальные нормативные акты, при принятии которых необходимо учитывать мнение представительного органа работников. В этом случае — при отсутствии первичной профсоюзной организации или когда ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне — на общем собрании работников избирается представитель (представительный орган). Мнение этого представительного органа и учитывается при принятии акта.

К таким локальным нормативным актам относятся:

1) правила внутреннего трудового распорядка (ч. 1 ст. 190 ТКРФ);

2) график сменности (ч. 3 ст. 103 ТК РФ);

4) форма расчетного листка (ч. 2 ст. 136 ТК РФ);

5) порядок введения, замены и пересмотра норм труда (ч. 1 ст. 162 ТК РФ);

6) положение о профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников (ч. 3 ст. 196 ТК РФ) и т. д.

Процедура учета мнения. Обязательный характер процедуры учета мнения представительного органа работников (выборного органа первичной профсоюзной организации) не означает обязанности работодателя согласиться с мнением этого органа или согласовывать свои решения с его предложениями. Право принятия окончательного решения сохраняется за работодателем, который может как согласиться с позицией представительного органа работников, так и не принять ее.

Процедура принятия локального нормативного акта с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации устанавливается ст. 372 ТК РФ. Однако практически во всех случаях, когда необходимо учитывать мнение представительного органа работников (в т. ч. иного представительного органа), ТК РФ требует учета этого мнения в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ, и таким образом вводит единую для рассматриваемого способа процедуру.

Процедура принятия локального нормативного акта включает в себя следующие этапы:

1. Рассмотрение проекта локального нормативного акта выборным профсоюзным органом.

На этом этапе работодатель в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, социально-партнерскими соглашениями, направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников. Указанный орган не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме. Если выборный орган согласен с предложенным проектом, то работодатель принимает локальный нормативный акт.

2. Проведение дополнительных консультаций при несовпадении позиций сторон с целью достижения взаимоприемлемого решения. Дополнительные консультации между работодателем и выборным органом первичной профсоюзной организации проводятся в том случае, если на первом этапе учета этого мнения согласие относительно проекта локального нормативного акта достигнуто не было либо мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации содержит предложения по совершенствованию проекта.

Обязанность организовать дополнительные консультации возлагается на работодателя, который должен обеспечить техническое оснащение их проведения. Процесс проведения консультаций представляет собой переговоры представителей сторон. Трудовое законодательство не устанавливает каких-либо формальных требований к организации переговорного процесса и оставляет решение вопросов на усмотрение сторон.

Дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации проводятся работодателем в течение трех рабочих дней после получения мотивированного мнения. Результат консультаций (достижение согласия или констатация разногласий) оформляется протоколом, подписание которого означает завершение данного этапа учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

3. Принятие локального нормативного акта работодателем.

Работодатель вправе по своему усмотрению принять локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права, даже при отсутствии достижения в ходе консультаций взаимоприемлемого решения.

Принятый работодателем локальный акт может быть обжалован в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Правом на обжалование такого акта обладает выборный орган первичной профсоюзной организации. В указанном порядке может быть обжалован локальный нормативный акт работодателя, принятый в нарушение установленной процедуры учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации либо противоречащий, по мнению заявителя, трудовому законодательству, иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, коллективному договору, социально-партнерскому соглашению.

В части 5 ст. 372 ТК РФ определены процедурные особенности рассмотрения жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации, поданной в орган государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Государственная инспекция труда обязана провести проверку правомерности принятия локального нормативного акта в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления). Если в ходе проверки будут выявлены факты нарушения, должностное лицо ГИТ обязано выдать работодателю предписание об отмене локального нормативного акта. Данное предписание обязательно для исполнения.

Принятие работодателем локального нормативного акта после подписания в ходе дополнительных консультаций протокола разногласий предоставляет право выборному органу первичной профсоюзной организации (представителю работников) начать процедуру коллективного трудового спора.

III. Принятие работодателем локального нормативного акта по согласованию с представительным органом работников

Случаи принятия работодателем локального нормативного акта по согласованию с представительным органом работников в ТК РФ не определены, но могут предусматриваться в коллективном договоре или социально-партнерском соглашении.

Согласование предполагает, что без согласия представительного органа работников работодатель не имеет права принять локальный нормативный акт.

В коллективном договоре, соглашении может быть предусмотрена необходимость согласования с представительным органом работников принятия любого локального нормативного акта.

  • О районе
    • История района
    • Характеристика района
    • Символика района
    • Карта района
    • Памятные места
  • Управа района
    • Глава управы
    • Руководство
    • Структура
    • Местное самоуправление
    • Совет депутатов муниципального округа
    • Госслужба
      • ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ ГОРОДА МОСКВЫ
  • Деятельность
    • Социальная сфера
      • Образовательные учреждения
      • Здравоохранение
        • ГБУЗ «ГП № 107 ДЗМ»
        • ГБУЗ «ДГКБ № 9 им. Г.Н. Сперанского ДЗМ»
      • Социальная защита
        • Отделение социальной помощи семье и детям
      • Общественные организации района
        • Общественные организации района
        • Местное отделение «Северо-Восток» РОО ветеранов государственного и муниципального управления
        • Совет многодетных семей и Совет родителей, воспитывающих детей-инвалидов
      • Культура и отдых
        • Учреждения культуры, расположенные на территории района Свиблово
        • Кинотеатр «САТУРН»
      • О деятельности ГБУ «Центр условий и охраны труда»
      • Антинаркотическая комиссия
    • ЖКХ, строительство, благоустройство
    • Потребительский рынок
      • Предприятия потребительского рынка и услуг
        • Непродовольственная торговля
        • Продовольственная торговля
      • Схема размещения нестационарных торговых объектов
        • Нестационарные торговые объекты
      • Ярмарка выходного дня
    • Экономика
      • Промышленные предприятия района
        • Предприятия района
      • Государственные закупки
        • План-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд на 2018 год
    • Безопасность и правопорядок
    • Прокурор разъясняет
    • Культура, отдых, спорт
    • Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
    • ГИБДД информирует
    • Бабушкинская межрайонная прокуратура
    • АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОМПЛАЕНС
    • Учебно-консультационные пункты
  • КОРОНАВИРУС: ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • Нормативные документы
    • Нормативно-правовые акты
    • Проекты документов
  • пресс-центр
    • Новости
    • Медиа
    • Официально
    • ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ СМИ
  • Электронная приемная
  • Конкурсы и тендеры
  • ПРОГРАММА РЕНОВАЦИИ
    • Информационный центр
    • Дома на территории района Свиблово, включенные в программу реновации
    • ПРОГРАММА РЕНОВАЦИИ НА САЙТЕ МЭРА МОСКВЫ
  • Контакты
  • Противодействие коррупции
    • НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ И ИНЫЕ АКТЫ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
    • АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА
    • МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
    • ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРОТИВОДЕЙСТВИЕМ КОРРУПЦИИ, ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ
    • СВЕДЕНИЯ О ДОХОДАХ, РАСХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА
    • КОМИССИИ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ К СЛУЖЕБНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ ГОРОДА МОСКВЫ И УРЕГУЛИРОВАНИЮ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ
    • ПЛАНЫ, ДОКЛАДЫ, ОТЧЁТЫ, ОБЗОРЫ, СТАТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ВОПРОСАМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
    • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ДЛЯ СООБЩЕНИЙ О ФАКТАХ КОРРУПЦИИ
  • Земельно-имущественные торги
  • ВЫБОРЫ
  • Публичные слушания
  • Победа в Великой Отечественной войне
  • Центр государственных услуг «Мои документы»
  • Капитальный ремонт
  • Общественные советники
    • Информация об общественных советниках
    • Общественный советник в твоем доме
  • ОДС
  • Активный гражданин
  • Справочная информация
  • Городские парковки
    • ПЛАТНЫЕ ГОРОДСКИЕ ПАРКОВКИ НА УЛИЦЕ
      • Парковки в округе/районе
      • Способы оплаты
      • Льготы
      • Штрафы
      • Установка шлагбаума
      • Документы
        • Постановления
        • Шаблоны заявлений
        • Приказы
      • Часто задаваемые вопросы
      • Новости
      • Обратная связь
    • ПЛАТНЫЕ ГОРОДСКИЕ ПАРКОВКИ СО ШЛАГБАУМОМ
      • Как пользоваться парковками
      • Где расположены парковки
    • ПЕРЕХВАТЫВАЮЩИЕ ПАРКОВКИ
      • Где расположены парковки
      • Как пользоваться парковками
      • Тарифы на услуги парковок
  • БЛАГОУСТРОЙСТВО НА СРЕДСТВА ОТ ПЛАТНЫХ ПАРКОВОК
    • 2016
      • ЗАПЛАНИРОВАНО
      • ВЫПОЛНЕНО
    • 2017
    • 2018
      • ЗАПЛАНИРОВАНО
      • ВЫПОЛНЕНО
    • 2019
      • ЗАПЛАНИРОВАНО
      • ВЫПОЛНЕНО
  • Брошенные и разукомплектованные транспортные средства
  • Благоустройство 2019
    • Общая информация
    • Берингов проезд, д. 1, 3, 5
    • Замена асфальтового покрытия на дворовых территориях
    • Реконструкция контейнерных площадок
    • Текущее благоустройство
  • ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ
    • НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
    • АТК СВАО
    • МЕРОПРИЯТИЯ
    • ПАМЯТКИ, РЕКОМЕНДАЦИИ
    • КОНТАКТЫ
    • НАК
    • АТК Г. МОСКВЫ
  • Реализация объектов гаражного назначения
  • ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
    • Новости МЧС
    • Общая информация
  • Программа комплексного развития территории района Свиблово города Москвы
  • Пробная перепись населения 2018
  • Домашние животные
    • Правила содержания собак и кошек
    • КОМИТЕТ ВЕТЕРИНАРИИ Г. МОСКВЫ
    • Площадки для выгула собак
    • Приюты для бездомных животных
    • Бродячие собаки
    • План-график проведения вакцинации против бешенства собак и кошек на прививочных пунктах в СВАО г.Москвы
  • Православная школа имени преподобного Сергия Радонежского в Усадьбе Свиблово
  • РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР ОТХОДОВ
    • Куда сдать люминесцентные лампы
    • КАК ПРАВИЛЬНО СДАВАТЬ ОТХОДЫ
    • МЕСТА СБОРА ОТХОДОВ
  • Совет ветеранов
  • МАРАФОН ПОБЕДЫ
    • ПАМЯТНЫЕ МЕСТА СВАО
    • Битва под Москвой — самая масштабная во второй мировой войне
    • Герои войны в названиях улиц СВАО
    • Празднование 75-й годовщины Победы
    • Напиши историю семьи героя!
  • Информация по налогам
  • НАРОДНАЯ ДРУЖИНА
  • НЕТ НАРКОТИКАМ

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *