Магазин в жилом помещении

Необычного соседа в виде агентства ритуальных услуг получили жители одного из домов по улице Тихоокеанской, сообщает портал «Губерния». Вход в агентство, которое открылось две недели назад, находится в нескольких метрах от детской площадки, неподалеку расположена и школа. По мнению жильцов, таким услугам в спальном районе не место.

«Маленькие дети, молодые мамы и люди, не относящиеся к ритуальному бизнесу, не должны каждый день видеть скорбящих людей в черных платьях, у которых горе», — считает житель дома на улице Тихоокеанской Алексей Приходько.

Больше всего соседством недовольны женщины с детьми.

«Мешает, очень мешает. Не по себе становится. У меня вот ребенок заскакивает туда и спрашивает: «Мама, это что такое?»» — рассказала одна из местных жительниц.

В самом ритуальном агентстве говорят, что жалоб от жильцов сюда пока не поступало. Фирма не занимается хранением тел усопших, а только торгует венками и гробами, причем с момента открытия у коммерсантов еще ничего не купили.

«К нам люди еще ни разу не приходили. Ничего не покупалось и не продавалось. Ладно бы мы каждый день выносили и заносили гробы, венки», — говорит директор ритуального агентства «Ритуал» Ксения Кулагина.

Можно ли открывать в жилых домах магазины, которые торгуют похоронной атрибутикой, не уверены даже специалисты Роспотребнадзора. От комментариев по этому поводу они отказались.

Хабаровский юрист Вячеслав Черный считает, что держать подобные агентства в жилмассивах формально не запрещено.

Пункт 2.10 санитарных правил и норм (СанПиН) не допускает размещения в жилых домах организаций, в которых есть помещения для хранения тел умерших и их подготовки к похоронам. Такие конторы должны быть как минимум на 50 метров удалены от многоквартирных зданий, а также детских учреждений. Раз покойных в агентство «Ритуал» не привозят, эти ограничения на него не распространяются.

«Такие вот ритуальные магазины, которые занимаются продажей атрибутики, венков, не регулируются этим СанПиНом. И при попадании таких дел в суд, в частности по привлечению к административной ответственности, к лишению лицензии, в основном все на усмотрение суда», — сказал юрист Вячеслав Черный.

Отметим, что своеобразный магазин раздражает далеко не всех жителей окрестных домов.

«Мне совершенно не мешает! Мне больше мешают пьяные люди, которые приходят из общежития на нашу детскую площадку. Все ломают, грязь и беспорядок всегда», — сообщила одна из жительниц дома на Тихоокеанской.

Погрузочно-разгрузочные работы, если магазин находится в жилом доме

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 сентября 2001 г. N 23
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ
(в ред. Изменения N 1)
На основании Федерального закона «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ и Положения о государственном санитарно — эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 <*>, постановляю:
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295. 1. Ввести в действие санитарные правила «Санитарно — эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.09.2001, с 1 января 2002 года.
Г.Г.ОНИЩЕНКО
УТВЕРЖДАЮ
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации,
Первый заместитель
Министра здравоохранения
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
6 сентября 2001 г.
Дата введения: с 1 января 2002 г.
2.3.5. ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ
САНИТАРНО — ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИЯМ ТОРГОВЛИ И ОБОРОТУ В НИХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СЫРЬЯ И ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ
САНИТАРНО — ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА
СП 2.3.6.1066-01
(в ред. Изменения N 1)
2. Требования к размещению организаций торговли
2.1. При проектировании и строительстве новых, реконструкции существующих организаций торговли необходимо руководствоваться действующими санитарными правилами, строительными нормами, нормами технологического проектирования.
Предоставление земельных участков на строительство организаций торговли допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения об их соответствии настоящим санитарным правилам.
(в ред. Изменения N 1)
2.2. Организации торговли могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенных, встроенных, встроенно — пристроенных к жилым домам и зданиям иного назначения помещениях, а также размещаться на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работников этих организаций. Размещение организаций торговли в жилых домах и зданиях иного назначения осуществляется в соответствии со СНиПами «Общественные здания и сооружения», «Жилые здания».
Деятельность организаций торговли не должна ухудшать условия проживания, отдыха, лечения, труда людей в жилых зданиях и зданиях иного назначения. При размещении организаций торговли в зоне промышленных предприятий и иных объектов они не должны оказывать вредного влияния на организацию торговли.
2.3. В помещениях, встроенных, встроенно — пристроенных к жилым зданиям и зданиям иного назначения, не допускается размещать специализированные рыбные и овощные магазины, а также магазины, площадью более 1000 м2.
2.4. Загрузку продуктов следует предусматривать с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей при наличии специальных загрузочных помещений.
2.5. При размещении в организациях торговли организаций общественного питания, цехов по производству полуфабрикатов и кулинарных изделий и других пищевых продуктов, а также иных организаций, не связанных с реализацией пищевых продуктов, должны соблюдаться требования действующих санитарно — эпидемиологических правил и гигиенических нормативов для этих организаций.
2.6. Территория рынка разграничивается на функциональные зоны: торговая, административно — складская, хозяйственная, стоянка для транспорта.
2.7. В хозяйственной зоне устраиваются навесы для хранения тары и площадки для сбора мусора и пищевых отходов. Для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Площадки для сбора мусора и пищевых отходов располагаются на расстоянии не менее 25 м от организации торговли. Допускается сокращать указанное расстояние, исходя из местных условий размещения организаций торговли.
Контейнеры и мусоросборники очищаются при заполнении не более чем на 2/3 их объема, но не реже 1 раза в сутки. В теплое время года они подвергаются дезинфекции с применением средств, разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке.
Вывоз контейнеров и мусоросборников производится специальным транспортом, использование которого для перевозки продовольственного сырья и пищевых продуктов не проводится. При централизованном сборе мусора мусоросборники должны доставляться чистыми и продезинфицированными.
2.8. Территория организации торговли и примыкающая к ней по периметру благоустраивается и содержится в чистоте.
При размещении организации торговли в отдельно стоящем здании рекомендуется предусматривать со стороны проезжей части автодорог площадку для временной парковки транспорта персонала и посетителей, которая не располагается во дворах жилых домов.
На территории организации следует предусматривать устройство для ливневой канализации с соответствующим уклоном, а также устройство поливочных кранов для уборки территории.
2.9. Расстояние от рынков и организаций торговли общей площадью более 1000 м2 до жилых зданий должно быть не менее 50 метров.
2.10. Не допускается размещение стационарных организаций мелкорозничной торговли напитками в розлив в неканализованных местах и без наличия водопровода.
2.11. Нестационарная торговая сеть размещается в местах, оборудованных туалетами.

Из содержания данной нормы видно, что погрузо-разгрузочные работы можно проводить только с торца.

Магазин в многоквартирном доме: развитие бизнеса или проблема для жильцов?

Интенсивное развитие малого бизнеса до неузнаваемости преобразило облик современных населенных пунктов. Изменения коснулись не только центральных улиц, где в основном обычно сосредоточена сфера торговли и услуг, но и «спальных районов», и, даже частного жилого сектора. В редкой многоэтажке сегодня нет магазина на первом этаже, иные из них обросли причудливыми наростами пристроек. На местах «зелёных кармашков» и любом мало-мальски свободном клочке земли втискиваются между многоэтажками если не торговые павильоны, так клубы, кафе или автомойки. Жизнь диктует новые требования. Населению удобно иметь аптеку, магазин, парикмахерскую или химчистку в шаговой доступности. Но, с другой стороны, население также не желает мириться с неудобствами, которые приносит им новое вынужденное соседство.

Не секрет, что для многих горожан соседство с любым предприятием торговли или услуг доставляет определенные неудобства. Если в многоэтажных жилых домах помещения под магазины, аптеки, парикмахерские, фотоателье предусмотрены проектом, там изначально предусмотрен ряд необходимых для удобства жильцов условий: больше высота этажа и дополнительная звукоизоляция, отдельная система канализации и подъезд для грузового транспорта. Впоследствии такое соседство обычно не беспокоит.

А вот в случаях приспособления помещений под коммерческие объекты, или уплотнения застройки владельцам соседних жилых помещений часто приходится расстаться со спокойной жизнью, когда реконструкция помещения проведена без соблюдения всех норм, что в ряде случаев бывает априори технически невозможно. Неудобства жильцов не заканчиваются на этапе строительных работ, когда изводит шум от строительной техники и страхи от возможных последствий долбления и сноса стен, лишает комфорта постоянный мусор во дворе. Их недовольство подогревается осознанием равнодушия к общественному мнению, ведь законодательством не предусмотрено проведение опросов на предмет согласия жильцов с переменами в привычном укладе жизни. И в итоге большинство новоиспеченных «соседей» становится источником бесконечных неудобств: шума от вентиляционной системы, запахов кухни, звуков музыки, грохота грузового транспорта и жары от раскаленной крыши пристройки.

Следует отметить, что далеко не все виды деятельности возможны на коммерческих площадях в жилых зданиях. Одним из важнейших документов, регламентирующих ограничения по ведению бизнеса в жилых комплексах, является редакция соответствующего СНиПа – (СП 54.13330.2011. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003). Не погружаясь в юридические тонкости, можно сказать, что на территории жилых комплексов запрещена любая деятельность, которая доставит неудобство жильцам. Запрещено торговать химическими веществами, автомаслами, резиной, коврами и рыбой. Продуктовый магазин не получит разрешения работать круглосуточно, только до 23 часов. Прачечные и химчистки можно открыть только в режиме пунктов приема. Не место в жилых домах и производствам, дискотекам, рентгеновским кабинетам, клинико-диагностическим и бактериологическим лабораториям, травмпунктам, похоронным бюро и т.д. Предприятия общественного питания вместимостью до 50 человек и площадью не более 250 кв. метров при соответствующей вентиляции и противопожарной безопасности, кстати, открывать можно. Но работать такие заведения тоже смогут только до 23 часов.

Нужно сказать, что в подавляющем большинстве случаев вышеперечисленные требования выполняются. Но, тем не менее, часто причиной жалоб населения становятся объекты, открытые и устроенные в соответствии с правилами. В прошедшем 2016 году 8 таких предприятий бизнеса стали причиной 10 обращений от населения с жалобами, и в текущем году – ещё 4. Причем, за весь этот период какие-либо нарушения действующего законодательства были выявлены только в двух случаях. В основной массе все обстоятельства, лишившие граждан покоя и комфорта не являлись нарушениями требований санитарных правил и норм. Но людям от этого не стало легче жить.

Коснемся некоторых примеров подробно.

В начале прошлого года жители улиц Ленина и Старикова г.Черкесска обратились в несколько инстанций (мэрия города, Глава республики, Президент РФ) жалуясь, что на протяжении двух лет лишены возможности спать по ночам от шума ночного караоке-клуба «Филин». «Ежедневно с 22 до 4 часов мы вынуждены выслушивать пьяные песнопения, музыку на такой громкости, что её слышно даже через закрытые окна и включенный телевизор. У нас здесь спальный район, частные домики, садики-огородики, в одиннадцать ночи всё замирает, кругом тишина, и посреди всего стоит это чудовище и лишает нас права на отдых». В ходе административного расследования проведены замеры уровня шума в ночное время суток. Исследования проводились в жилых помещениях на расстоянии 100 и 25 метров от клуба во время работы аппаратуры и пения в караоке. Установлено, что уровень шума в пределах установленных санитарных норм.

Примерно в это же время поступила жалоба от проживающих в доме №21 по ул.Ленина в Черкесске, где находится продуктовый магазин. «Работа магазина сопровождается совершенно неприемлемым шумом и нарушает покой жителей дома. Загрузка товаров в магазин осуществляется ежедневно, до 22 часов, включая субботу и воскресенье, во дворе жилого дома непосредственно под окнами квартир жильцов. Одновременно во дворе находятся 7-8 автомобилей, которые не выключают двигатели, сигналят о движении задним ходом, выделяют выхлопные газы, периодически ломают бордюры колесами, разбивают асфальт в нашем дворе». В рамках административно расследования были выполнены лабораторно-инструментальные исследования воздуха жилых помещений, эквивалентныого и максимального уровней звука. Концентрации диоксида серы, диоксида азота, оксида углерода, а также уровни звука не превысили предельно допустимых показателей. Единственное выявленное нарушение заключалось в том, что предприятие торговли осуществляет загрузку товаров со стороны подъездов жилого дома. Это и есть то вышеупомянутое единственное нарушение, обнаруженное в прошлом году.

Среди аналогичных жалоб — жалоба жильца многоквартирного дома № 21 по ул.Мира в ст.Зеленчукской: шум от производящего разгрузку транспорта в магазин с пристройкой, которая также доставляет неудобства; запахи кухни и дым от вытяжки кафе «Август» в городе Черкесске, расположенном на расстоянии от многоэтажки; шум от кафе «Касабланка» по ул. Ворошилова в Черкесске, доставляющий неудобства жителю соседнего частного домовладения; шум от швейных машин соседей, зарабатывающих на жизнь сшиванием трикотажных изделий, который докучает пенсионерам-инвалидам дома № 101 по ул.Карла Маркса. Все эти жалобы с точки зрения закона также считаются необоснованными, поскольку не подтверждены в результате лабораторных исследований и измерений.

В текущем году нарушения требований санитарных правил и норм выявлены в ходе административного расследования по жалобе жильцов дома № 5-а по улице Космонавтов в Черкесске. В этом многоквартирном доме примерно год, как открылись столовая и магазин «Мясо». Граждане жаловались, что информация о графике работы столовой потребителям не представлена, а вот мясной магазин, заявивший на вывеске о работе с 9.00 до 22.00 – работает с утра и до поздней ночи (до 02.00). «В магазине не только продают мясо, но и организована на поток рубка мяса топором, готовят айран и другие кисломолочные продукты не только для этого магазина, но и для других торговых точек. В процессе рубки в соседских квартирах со второго до пятого этажа содрогаются стены, мебель и стояки канализации, водоснабжения и отопления. По потолочному плинтусу в квартире на третьем этаже пошла трещина. Пищевые отходы периодически выбрасывают под окнами второго подъезда. Последней каплей, переполнившей чашу терпения жильцов стал следующий факт: в середине декабря в 22.30, когда судя по режиму, магазин должен быть закрыт, один из продавцов под окнами дома осуществлял обработку туши паяльной лампой. Кроме того, в ходе производственной деятельности данных объектов постоянно производится слив отходов в общедомовую канализацию, что приходит к засорам и подтоплению подвального помещения дома».

Как и следовало ожидать, лабораторные измерения уровня звука и вибрации в результате разрубки мяса превышения предельно допустимых уровней не показали. Но, в ходе административного расследования подтвержден факт объединения канализаций столовой и магазина с бытовой канализацией. Кроме того, установлено, что предпринимателями не проводятся дезинсекционные и дератизационные работы. За вышеперечисленные нарушения на ИП Чомаева М.О. составлены протоколы и наложены штрафы по ст. 14.8ч.1 (предупреждение) и ст.6.4 КоАПРФ (1000 рублей), а на ИП Алиеву Т.М. – по ст. 6.6 КоАПРФ (7000 рублей).

К какому выводу мы приходим, рассмотрев вышеуказанные жалобы? Развитию малого бизнеса в нашей стране дан зеленый свет. Отменен предупредительный санитарный надзор, объявлены «надзорные каникулы» на три года. В ответ от предпринимателей ожидается законопослушание и плодотворная деятельность на благо экономики и на пользу россиян. Хочется пожелать, чтобы к этому с их стороны присутствовало ещё и уважение к людям.

Е.И.Покровская,

главный специалист-эксперт ОЗППиЮО

Магазин в жилом доме: соблюдаем санитарные правила

Вопрос соблюдения требований санитарного законодательства для предприятий торговли, функционирующих в жилых домах, представляет особую актуальность, причем нередко его благополучное разрешение сопровождается определенными сложностями. Чем объясняется такое положение дел и на что в связи с этим следует обратить внимание индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим торговую деятельность в помещениях жилых домов?

В соответствии с п. 2.2 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» предприятия торговли могут размещаться:

  • в отдельно стоящем здании;
  • в помещениях, пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам и зданиям иного назначения;
  • на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работников.

При этом деятельность магазина не должна ухудшать условия проживания, отдыха, лечения, труда людей в жилых зданиях и зданиях иного назначения.

Пункт 2.3 СП 2.3.6.1066-01 запрещает размещать в помещениях, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым зданиям и зданиям иного назначения, специализированные рыбные и овощные магазины, а также организации торговли площадью 1000 м2. Кроме того, п. 4.10 СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003» установлено, что в жилых домах не допускается размещать:

  • специализированные магазины москательно-химических и других товаров, эксплуатация которых может вести к загрязнению территории и воздуха жилой застройки;
  • помещения, в т. ч. магазины с хранением в них сжиженных газов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, взрывчатых веществ, способных взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом, товаров в аэрозольной упаковке, пиротехнических изделий;
  • магазины по продаже синтетических ковровых изделий, автозапчастей, шин и автомобильных масел;

Это важно! Магазины по продаже синтетических ковров можно пристраивать к глухим участкам стен жилых зданий с пределом огнестойкости REI 150.

  • специализированные рыбные магазины;
  • склады любого назначения, в т. ч. оптовой (или мелкооптовой) торговли;
  • все предприятия, а также магазины с режимом функционирования после 23 часов;
  • учреждения и магазины ритуальных услуг.

Завоз продуктов

В соответствии с п. 7.15 СП 2.3.6.1066-01 в магазины, расположенные в помещениях, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым зданиям и зданиям иного назначения, завоз продукции не должен производится в ночное время (с 23.00 до 7.00). При этом загрузку товара следует осуществлять с торца жилого здания, не имеющего окон, из подземных тоннелей при наличии специальных загрузочных помещений, как того требует п. 2.4 СП 2.3.6.1066-01. 2.3.5.

Пунктом 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» установлено, что:

  • помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания, а участки для стоянки автотранспорта персонала — располагаться за пределами придомовой территории;
  • не допускается погрузка материалов, продукции для помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры; загрузку следует выполнять с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров, со стороны магистралей;
  • загрузочные помещения допускается не оборудовать при площади встроенных помещений общественного назначения до 150 м2.

Если при проверке контролирующим органом будет выявлено, что погрузка-разгрузка товаров осуществляется со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, магазину выдадут предписание об исправлении данного нарушения.

Отметим, что встречаются примеры, когда суд, рассмотрев материалы дела, приходил к выводу о незаконности предписания Роспотребнадзора ввиду его неисполнимости. Именно такой вывод был сделан в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 26.06.2013 по делу № А39-3043/2012. Арбитры установили, что принадлежащий закрытому акционерному обществу магазин занимает центральную часть помещений первого (нежилого) этажа многоквартирного дома, справа и слева располагаются иные нежилые помещения (другие торговые точки), не принадлежащие ему. Входы в дом расположены со стороны двора, для посетителей — со стороны фасадной части здания. Отдельные входы, а также загрузочные помещения у торцов дома отсутствуют. Окна жилого здания выходят как во двор, так и на магистраль.

Исходя из этих и других обстоятельств, а также конструктивных особенностей здания, в котором расположен магазин, отсутствия подъездных путей, был сделан вывод, что возможность организовать загрузку товара с торца жилого дома, не имеющего окон, либо со стороны фасадной части здания отсутствует. При этом реконструкция подвального помещения в целях выполнения предписания Роспотребнадзора и организации загрузки из подземных или закрытых дебаркадеров не может быть выполнена в установленные сроки, к тому же способна нарушить основу здания и стать угрозой причинения вреда жизни и здоровью граждан, проживающих в данном доме.

К аналогичным выводам пришли и в Решении Арбитражного суда Республики Мордовия от 25.09.2014 по делу № А39-2097/2014.

В некоторых случаях судьи считают, что магазин должен представить заключение компетентного органа о том, что избранный способ разгрузки является единственно возможным с учетом планировочных решений здания. Если такого заключения нет, приходят к выводу, что изложенное в предписании требование организовать загрузку продукции в соответствии с положениями п. 2.2, 2.4 СП 2.3.6.1066-01 не нарушает прав и законных интересов общества (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 09.10.2013 № Ф09-9989/13 по делу № А50-24500/2012).

Обратим внимание, что положение п. 2.4 СП 2.3.6.1066-01 распространяется и на магазины, расположенные в зданиях, являющихся объектами культурного наследия, что подтверждается позицией Верховного суда РФ, изложенной в Определении от 18.09.2014 № 304-КГ14-1680. Коротко остановимся на споре, точку в котором пришлось ставить суду высшей инстанции, поскольку его выводы могут иметь значение и для других предпринимателей и юридических лиц, чьи магазины расположены в жилых зданиях, являющихся объектами культурного наследия.

На основании жалобы жителя дома Роспотребнадзор проверил деятельность принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью круглосуточного продуктового супермаркета, расположенного на первом этаже, загрузка товара в который осуществляется со стороны двора жилого дома, что ухудшает условия проживания и отдыха в нем людей. По результатам проверки предприятию торговли было выдано соответствующее предписание.

Между тем материалами дела подтверждается, что здание является памятником истории и культуры. Организация торговли не согласилась с предписанием, посчитав, что не сможет выполнить изложенное в нем требование, поскольку имеет охранное обязательство, которым предусмотрен запрет на изменение внешнего и (или) внутреннего архитектурного облика помещения объекта культурного наследия без согласования с уполномоченным органом, выполнение на территории памятника земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, за исключением работ по его сохранению.

Суды первой и апелляционной инстанций встали на сторону контролирующего органа на том основании, что проведение работ по реконструкции памятников истории и культуры, в т. ч. помещений, принадлежащих предприятию торговли, возможно, если проект реконструкции пройдет экспертизу и будет утвержден к исполнению. Согласно заключению экспертов, к которым обратились судьи, соблюдение требований п. 2.4 СП 2.3.6.1066-01 возможно только после реконструкции внутреннего объема торгового зала с выделением отдельного пути загрузки продукции, с устройством дополнительной входной группы в витражном остеклении. Проведение таких работ технически осуществимо, если учесть конструктивные особенности торгового зала. К тому же арбитры выяснили, что доказательств обращения в уполномоченный орган за согласованием работ, требуемых для исполнения предписания, предприятие торговли не представило.

Суд кассационной инстанции отменил акты судов первой и апелляционной инстанций, исходя из того обстоятельства, что оспариваемым предписанием контролирующего органа на предприятие торговли фактически возложена обязанность по реконструкции здания, где расположен супермаркет. Роспотребнадзор, не согласившийся с таким решением, обратился с иском в Верховный арбитражный суд РФ. Определением ВАС РФ от 16.06.2014 № 3615/14 по делу № А45-22578/2012 оно было передано в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

Судебная коллегия по административным делам ВС РФ после рассмотрения дела пришла к выводу, что само по себе наличие охранного свидетельства на дом, в котором находится магазин, не освобождает предприятие торговли от обязанности согласовывать с компетентным органом охраны объектов культурного наследия возможность проведения работ по устранению нарушений санитарного законодательства на территории памятника. Хозяйственная деятельность предприятия торговли не должна нарушать права и законные интересы жителей дома, а согласование или отказ в согласовании переоборудования помещения относится к рискам его деятельности. Итог: обжалуемое постановление суда кассационной инстанции отменено, а решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставлены без изменений.

Поскольку нижестоящие судебные инстанции должны руководствоваться позицией вышестоящей (ВС РФ), можно предсказать решение судей при рассмотрении аналогичных споров в дальнейшем.

К сведению В сентябре 2014 г. дело рассматривал ВС РФ в связи с упразднением ВАС РФ. Вопросы осуществления правосудия, относившиеся к ведению ВАС РФ, были переданы в юрисдикцию ВС РФ, в т. ч. полномочия по разрешению экономических споров (ст. 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» (в ред. от 04.11.2014)).

Канализация и вентиляция

Согласно п. 3.7 СП 2.3.6.1066-01 в магазинах, размещенных в жилых зданиях и зданиях иного назначения, сети бытовой и производственной канализации не объединяются с канализацией этих зданий. Пунктом 3.6 СП 2.3.6.1066-01 не допускается стояки бытовой канализации из верхних этажей жилых домов прокладывать в помещениях для приема, хранения, подготовки и реализации продукции.

Согласно Решению Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.11.2014 по делу № А56-51394/2014 выявленные в ходе внеплановой проверки Роспотребнадзором нарушения, среди которых было и то, что сеть бытовой и производственной канализации не разделена от канализации жилого здания, привели к приостановлению деятельности предприятия торговли сроком на 60 дней. После установления того факта, что организацией не были предприняты меры по устранению нарушений, в частности никаких работ по оборудованию раздельной бытовой канализации не выполнялось, Роспотребнадзор обратился в суд с иском о запрете деятельности данного предприятия торговли. Иск контролирующего органа был удовлетворен.

Пунктом 4.4 СП 2.3.6.1066-01 требуется, чтобы вентиляция магазина, расположенного в жилом доме или здании иного назначения, также была оборудована отдельно от системы вентиляции этого здания. Шахты вентиляции должны выступать над коньком крыши или поверхностью плоской кровли на высоту не менее 1 м.

Как следует из Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 по делу № А50-10576/2014, в ходе проверки было установлено, что предприятие торговли среди прочих нарушений допустило выведение шахт вытяжных систем помещений магазина на уровне более 2 м с торца здания. В результате оно было привлечено к ответственности по ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) с наложением административного штрафа в размере 10 тыс. руб. Судьи признали постановление Роспотребнадзора законным.

Шум и вибрация

В соответствии с п. 4.9 СП 2.3.6.1066-01 уровни шума и вибрации на рабочих местах в помещениях предприятий торговли должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к уровням шума на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки, а также уровням производственной вибрации, вибрации в помещениях жилых и общественных зданий. Такие гигиенические требования установлены:

Так, как следует из Решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.11.2014 по делу № А65-12418/2014, Роспотребнадзором в рамках проверки были измерены уровни шума в жилой комнате дома, в котором размещено предприятие торговли. При прокатывании тележки для перевозки товара в магазине максимальное значение шума в комнате составило 48,2 дБА, что превышает допустимый уровень (дневной норматив равен 40дБА).

В результате предприятие торговли было привлечено к ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 18 тыс. руб. Кроме того, было внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которым предприятие торговли обязали:

  • обеспечить проведение шумоизоляционных работ в целях исключения превышения предельно допустимых уровней шума при эксплуатации магазина;
  • усилить контроль за выполнением в магазине требований п. 2.2 СП 2.3.6.1066-01, СанПиН 2.1.2.2645-10, СН 2.2.4/2.1.8.562-96, дополнив его лабораторно-инструментальными замерами уровня шума в квартирах.

Суд с данным решением контролирующего органа согласился.

Отметим, что при рассмотрении дела судьи проверяют, все ли необходимые сведения содержит заключение эксперта, на которое ссылается контролирующий орган как на доказательство, подтверждающее нарушение магазином предельно допустимых уровней шума, установленных СанПиН 2.1.2.2645-10 и СП 2.3.6.1066-01. При неполном заключении арбитры приходят к выводу, что выданное предписание контролирующего органа незаконно и подлежит отмене (см., например, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.10.2014 по делу № А45-22660/2013).

Машинные отделения, холодильные камеры и грузоподъемники В соответствии с п. 5.1 СП 2.3.6.1066-01 в магазинах, расположенных в жилых зданиях или зданиях иного назначения, не допускается оборудовать машинные отделения, холодильные камеры, грузоподъемники непосредственно под (рядом с) жилыми помещениями.
Как следует из Решения Московского городского суда от 20.03.2014 по делу № 7-1400/2014, предприятие торговли было привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ в виде административного приостановления деятельности на 30 суток в т. ч. за то, что 4 стационарные холодильные камеры в магазине располагались под жилыми помещениями.
В Решении Арбитражного суда Нижегородской области от 21.11.2014 по делу № А43-20295/2014 предприятию торговли по результатам проверки Роспотребнадзора было выдано предписание исключить в магазине, расположенном в жилом здании, размещение и работу грузового лифта непосредственно под жилыми помещениями.

Если санитарные правила нарушены

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие торговую деятельность, должны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний Роспотребнадзора. Такая обязанность установлена в ст. 11, п. 3 ст. 39, п. 2 ст. 50 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 31.12.2014).

Арбитражная практика свидетельствует, что за нарушение санитарных правил при осуществлении торговой деятельности в помещениях жилого дома предприниматели и юридические лица привлекаются к ответственности по ст. 6.3 либо 6.4 КоАП РФ. Первой установлена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, второй — ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.

Обеими статьями предусмотрена возможность административного приостановления деятельности предпринимателя и юридического лица на срок до 90 суток. Размеры штрафов отличаются незначительно:

Кроме выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений, привлечения к административной ответственности в виде штрафа или приостановления деятельности на установленный срок, при обнаружении реальной угрозы здоровью людей, создаваемой данными нарушениями, Роспотребнадзор вправе обратиться в суд с иском о полном запрете деятельности магазина-нарушителя на основании ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Заключение

Большинство нарушений, выявляемых при проверках деятельности предприятий торговли, размещенных в помещениях жилых домов, связано с неправильной загрузкой-выгрузкой товаров, когда не соблюдаются положения п. 2.4 СП 2.3.6.1066-01. 2.3.5. Они касаются абсолютно всех предприятий торговли, в т. ч. располагающихся в зданиях, являющихся объектами культурного наследия, что подтверждается и практикой ВС РФ. Однако, если арбитры придут к выводу, что выполнить предписание контролирующего органа невозможно в силу конкретных обстоятельств, например конструктивных особенностей здания, можно ожидать, что они признают его незаконным и отменят.

Вторым по распространенности нарушением является превышение допустимого уровня шума в жилых комнатах квартир дома, в котором размещено предприятие торговли. Здесь судьи проверяют все ли необходимые сведения содержит заключение эксперта, на которое ссылается контролирующий орган как на доказательство факта нарушения. Есть примеры, когда арбитры приходили к выводу, что предписание контролирующего органа незаконно и подлежит отмене, поскольку заключение экспертов является неполным.

Как видим, при рассмотрении дел о несоблюдении предприятиями торговли, функционирующими в помещениях жилых домов, требований санитарного законодательства вполне возможен тот вариант развития событий, при котором судьи встают на сторону нарушителей — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Однако полагаться на такой исход не стоит, целесообразнее выполнить все необходимые требования, чтобы избежать споров с контролирующими органами и судебных разбирательств.

Введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 № 23 (в ред. от 03.05.2007).

Утвержден Приказом Минрегиона России от 24.12.2010 № 778.

Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64 (в ред. от 27.12.2010).

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014 по делу № А39-2097/2014 данное Решение отменено, апелляционная жалоба Роспотребнадзора удовлетворена.

Утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31.10.1996 № 36.

Утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31.10.1996 № 40.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *