Мероприятия по охране атмосферного воздуха

Производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха – разъяснения Минприроды

Минприроды России разъясняет требования к заполнению планов-графиков контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ.

Из письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 12-47/22755:

«1. В соответствии с пунктом 9.1 Требований подраздел программы ПЭК «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха» должен содержать, в том числе, план-график контроля стационарных источников выбросов (далее – План-график контроля) с указанием номера и наименования структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия, номера и наименования источников выбросов загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов.

По мнению Минприроды России, при указании в Плане-графике контроля мест отбора проб указываемая информация о данных местах отбора проб должна позволять идентифицировать данные места отбора проб, а также при необходимости их технологические особенности.

2. Согласно пункту 9.1.1 Требований в План-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы.

В отношении выбросов загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных, для объектов III категории в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон N 7-ФЗ) необходим расчет нормативов допустимых выбросов для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности). При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов таких веществ разрабатывается план мероприятий по охране окружающей среды и устанавливаются временно разрешенные выбросы (статья 23.1 Закона N 7-ФЗ).

Таким образом, при осуществлении ПЭК на объекте III категории в настоящее время обязательно включение в План-график контроля веществ I, II класса опасности, а также маркерных веществ.

3, 4. Пунктом 9.1.2 Требований установлено, что в План-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия.

Таким образом, в случае, если выбросы загрязняющих веществ от источника по веществам, в отношении которых применяются меры государственного регулирования (перечень данных веществ утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р), а также маркерным веществам превышают 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия, данный источник выброса и выбрасываемые им загрязняющие вещества необходимо включить в План-график контроля.

В случае, если для выбрасываемых загрязняющих веществ не установлен ПДКмр, а установлены ПДКсс или ОБУВ, при составлении Плана-графика контроля полагаем возможным ориентироваться на установленные нормативы.

При включении источника выбросов в План-график контроля контроль по выбросам от данного источника осуществляется в отношении загрязняющих веществ, выброс от которых превышает 0,1 ПДКмр на границе предприятия, либо (в случае отсутствия утвержденной для данных веществ ПДКмр) 0,1 ПДКсс или 0,1 ОБУВ на границе предприятия.

5. По мнению Минприроды России и Росприроднадзора, под «границей предприятия» и «границей территории объекта» целесообразно понимать границу земельного участка, в пределах которого расположен объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с правоустанавливающими документами, зарегистрированными в государственном кадастре недвижимости.

6. При выборе расчетных точек для проведения на объекте расчетов рассеивания полагаем целесообразным руководствоваться Методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденными приказом Минприроды России от 06.06.2017 N 273.

По конкретным вопросам в части применения указанных Методов целесообразно обращаться в Росгидромет и ФГБУ «ГГО им. А.И. Воейкова».

7. В случае отсутствия предприятия в формируемом соответствующим территориальным органом Росприроднадзора Перечне объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха в рамках ПЭК, при условии осуществления данным предприятием наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в близлежащих населенных пунктах, по мнению Минприроды России, решение о включении информации о данных наблюдениях в Программу ПЭК данного предприятия принимается хозяйствующим субъектом.

8. В соответствии с пунктом 1 Требований в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать программу ПЭК в целях приведения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.

По мнению Минприроды России, в данном случае корректировки в программу ПЭК вносятся при изменении валовых выбросов от предприятия.

В Требованиях не содержится указаний о необходимости корректировки программы ПЭК только в случае увеличения объема выбросов.

9. В отношении изложенных в вышеуказанном письме ООО «Институт Гипроникель» предложений по актуализации Требований.

Минприроды России в настоящее время прорабатывается вопрос актуализации Требований в целях их приведения в соответствие с вступившими в силу в 2019 году изменениями законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды.

При работе по актуализации Требований Министерство примет во внимание замечания и предложения ООО «Институт Гипроникель».

Справка

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет, для использования при проведении социально-гигиенического мониторинга, материалы по организации лабораторного контроля за факторами среды обитания (приложение).

Приложение: Материалы по организации лабораторного контроля за факторами среды обитания при проведении социально-гигиенического мониторинга на 8 л. в 1 экз.

Заместитель руководителя Н.В. Шестопалов

Приложение
к письму Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
от 2 октября 2006 г. N 0100/10460-06-32

Организация лабораторного контроля за факторами среды обитания для социально — гигиенического мониторинга

Все мониторинговые точки, посты наблюдения должны иметь единую нумерацию (код), привязаны к карте населенного пункта с точностью не менее 2 метра, т.е. иметь географические координаты. Данные о географических координатах рекомендуется заполнять из проектных документов на стационарный пост наблюдения, земельного кадастра или определять с помощью Global Positioning System GPS (глобальная система местоопределения).

Выбор приоритетных веществ выполняется с использованием методологии оценки риска для здоровья химических веществ или в соответствии с информационным письмом «О списке приоритетных веществ, содержащихся в окружающей среде, и их влиянии на здоровье населения» N И/109-111 от 07.08.97г.

Для оценки приоритетности загрязняющих веществ должен быть выполнен сбор информации по ряду показателей и созданы необходимые базы данных. Эта работа выполняется однократно. Ежегодно вносятся изменения, связанные с характеристикой выбросов (сбросов, изменений технологий и т.д.) источников загрязнения.

1. Организация лабораторного контроля за качеством атмосферного воздуха жилых территорий

Отбор проб атмосферного воздуха населенных мест осуществляется на стационарных, маршрутных и передвижных постах в соответствии с ГОСТ 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества атмосферного воздуха населенных пунктов».

Для СГМ необходимо использовать данные стационарных и маршрутных постов, т.к. только данные этих постов отражают диффузное загрязнение атмосферного воздуха, что позволяет рассчитать экспозицию, а последняя — оценить влияние на здоровье населения.

Обязательными исследуемыми веществами в атмосферном воздухе являются взвешенные вещества (РМ_10 или TST), диоксид азота, оксид углерода, диоксид серы.

Стационарный и маршрутный посты размещаются в местах, выбранных на основе предварительного исследования загрязнения воздушной среды населенного пункта промышленными выбросами, выбросами автотранспорта, бытовыми и другими источниками и условий их рассеивания.

Стационарные и маршрутные посты размещаются в жилых районах с различным типом застройки (в первую очередь, наиболее загрязненных), зонах отдыха, на территориях, примыкающих к магистралям интенсивного движения транспорта.

Размещение постов определяется с учетом наибольшей плотности и численности населения, площади населенного пункта, рельефа местности, развития и размещения промышленных зон, зон отдыха, сети магистралей и их расположения по территории города.

Число стационарных постов в зависимости от численности населения устанавливается не менее:

Для СГМ оптимальна полная программа наблюдений, которая предназначена для получения информации о разовых и среднесуточных концентрациях. Наблюдения по полной программе выполняют ежедневно путем непрерывной регистрации с помощью автоматических устройств или дискретно через равные промежутки времени не менее четырех раз с обязательным отбором в 1, 7, 13, 19 часов по местному декретному времени.

Одновременно с отбором проб воздуха определяют следующие метеорологические параметры: направление и скорость ветра, температуру воздуха, состояние погоды и подстилающей поверхности.

Не менее 200 среднесуточных проб в год дают относительно надежное представление о степени загрязнения воздуха территории.

2) Организация лабораторного контроля за почвой селитебных территорий

Оценка загрязнения почвы в районе жилой застройки проводится не только в отношении характеристики самой почвы, но и в отношении характеристики объектов загрязнения среды обитания как источников загрязнения. Возможное оседание компонентов выбросов на почву может служить для их идентификации (по градиенту снижения концентрации с удалением от источника) и характеризовать мощность выбросов, что, прежде всего, актуально в аварийных ситуациях.

При проведении контроля загрязнения почв следует учитывать класс опасности химических веществ. Необходимо соблюдение требований при использовании физико-химических и биологических методов, позволяющих получить достоверную качественную и количественную информацию о наличии загрязнителей в почве.

Почвы, отнесенные к категории загрязненных, должны находиться под постоянным контролем. Почвы выводятся из этой категории, когда количество в них загрязняющих веществ становится ниже допустимого уровня и постоянный контроль заменяется на периодический.

Желательно предусмотреть общий элементный анализ почв. При этом необходимо фиксировать не только превышение, но и дефицит микроэлементов.

Заключение по результатам анализа элементного состава, составляется с учетом: подвижности, характера взаимодействия и степени связывания элементов со структурами почвы.

Особое внимание следует уделять почвам, прилегающим к предприятиям и объектам промышленности, жилищно-коммунального и сельского хозяйств, транспорта, которые по характеру своей деятельности могут загрязнять почву посредством выбросов, сбросов, отходов, стоков и осадка сточных вод. В этом случае размещают мониторинговые точки в направлении господствующих ветров и в противоположном им направлении. Для контроля санитарного состояния почвы в зоне влияния промышленного источника загрязнения пробные площадки закладывают на расстояниях до 3-кратной величине санитарно-защитной зоны.

Пробные площадки закладывают на участках с однородным почвенным и растительным покровом, а также с учетом хозяйственного использования основных почвенных разновидностей.

Для контроля загрязнения почв сельскохозяйственных угодий в зависимости от характера источника загрязнения, возделываемой культуры и рельефа местности на каждые 0,5-20,0 га территории закладывают не менее 6 пробных площадок размером не менее 10 х 10 м для получения статистически значимых результатов.

Для контроля санитарного состояния почв на территории расположения детских садов, игровых площадок, выгребов, мусорных ящиков и других объектов, занимающих небольшие площади, размер пробной площадки должен быть не более 5 х 5 м.

Сеть мониторинговых точек определяется в зависти# от площади населенного пункта, рельефа местности, численности и плотности населенного пункта.

Мониторинговые точки для контроля загрязнения почвы необходимо размещать на территориях ДОУ, игровых, спортивных, детских площадок селитебной территории, в зонах рекреаций, на территориях лечебно-профилактических учреждений.

Число мониторинговых точек должно охватывать 20% каждого вида территорий и охватывать всю территорию населенного пункта.

Исследование почвы для химического, бактериологического и гельминтологического анализов в каждой мониторинговой точке должно быть не менее 6 в год и охватывать все сезоны года (кроме зимнего сезона для территорий с минусовыми температурами).

3) Организация лабораторного контроля в разводящей сети централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения

Для оценки качества питьевой воды важное значение имеют данные, характеризующие условия, формирующие качество воды источника, питьевой воды и т.д.

На относительно небольшой селитебной территории население, как правило, обеспечивается питьевой водой одинакового качества. Однако нельзя исключить, что на указанной территории, тип водоснабжения, химический состав воды и степень ее загрязнения могут оказаться различными. В связи с этим могут потребоваться дополнительные мониторинговые точки.

Отбор проб воды должен осуществляться в соответствии с нормативными документами таким образом, чтобы в конечном итоге была обеспечена возможность оценки качества питьевой воды по всем выделенным территориям (зонам) для изучения влияния на здоровье населения.

Частота отбора проб зависит от происхождения показателя, чувствительности и ошибки используемого метода, но не может быть менее 12 в год (ежемесячно). Для веществ, изменение концентраций которых маловероятно в процессе их распределения в сети (фториды, мышьяк, хлориды, жесткость) — частота отбора проб воды из мониторинговой точки может не превышать 12 в год. Для веществ, концентрация которых может варьировать при распределении в сети, минимальное число отбора проб следует удвоить (например: тригалометаны, хлорамины, свинец, сурьма и т.д.).

Время отбора проб рекомендуется в часы с максимальным разбором воды из сети. Если для конкретной водопроводной сети характерно пространственное колебание — мониторинговые точки рекомендуется выбирать на основе случайной выборки. Отбор проб воды из крана проводится в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51592-2000 «Вода. Общие требования к отбору проб» (п. 4.1.4.), т.е. анализу должна подвергаться первая порция слива воды.

Количество точек для отбора проб воды определяются конкретной санитарной ситуацией. При этом можно выделить следующие стратегии отбора проб (выбора точки):

а) краны, выбираемые на случайной основе;

б) краны, выбираемые систематически с учетом факторов, влияющих на представляющие интерес вещества;

в) краны, выбираемые на участках рецепторных точек установленных для отбора проб воздуха.

Точки для мониторирования показателей качества воды ежегодно уточняются исходя из конкретной ситуации. При сформированных базах данных СГМ допускается включать тот или иной участок в рамки одной рецепторной точки, если интервалы измеряемых показателей не отличаются межу собой более чем на 20%. Для оценки потенциальной опасности загрязнения питьевой воды следует накапливать и учитывать ретроспективные данные об авариях на сетях.

Зонирование территории, для определения количества и месторасположения мониторинговых точек в системе СГМ, выполняется следующим образом:

1) выделяются территории, которые обеспечиваются из одного водозаборного узла (на основании схемы водопроводной сети по данным водоканалуправления);

2) внутри территорий выделяются участки, где система транспортировки и водоподачи организованы в один и тот же период, используются однотипные материалы и покрытия, а сети эксплуатируются одной и той же организацией;

3) на каждом выделенном участке организуется одна (не менее) точка для отбора проб воды из крана.

4). Организация лабораторного контроля за безопасностью пищевых продуктов.

При проведении контроля загрязнения пищевых продуктов определяется содержание в них тяжелых металлов, нитритов и нитратов, пестицидов, минеральных удобрений и других соединений. Для исследования используются те пищевые продукты (в том числе привозные), которые, — во-первых, входят в рацион населения, проживающего на территории, во-вторых, они получены на сельскохозяйственных полях и приусадебных участках, для которых были определены среднегодовые показатели территориальной нагрузки пестицидами и минеральными удобрениями.

Продукты, которые в питании используются в основном без кулинарной обработки (фрукты, некоторые овощи, ягоды и т.д.) исследуются в сыром виде. Продукты (картофель, мясо, рыба, хлебобулочные и макаронные изделия), которые используются в питании после кулинарной обработки (варка, жаренье и т.д.), исследуются после проваривания (прожаривания) — для сырых ингредиентов, в исследовательских лабораториях (перед анализом) до состояния готовности; при этом исследованию подвергается только съедобная часть продукта.

Отбор проб является начальным этапом санитарно-эпидемиологической экспертизы пищевых продуктов, призванным при оптимальных затратах времени и средств обеспечить представительность проб, наиболее полно и достоверно характеризующих исследуемую партию продуктов (при экспертизе партии) или отдельного образца.

Порядок отбора проб пищевых продуктов при экспертизе партии включает в себя выделение однородной партии, определение числа и отбор точечных проб (не менее 6), составление объединенной пробы и формирование из нее средней пробы, которая направляется на лабораторные исследования.

Экспертиза партии проводится в соответствии с действующей инструкцией о порядке проведения гигиенической экспертизы пищевых продуктов в учреждениях Роспотребнадзора.

Радиационно-гигиенический мониторинг для сельского населения предусматривает наблюдение за содержанием радионуклидов в пищевых продуктах местного производства, поступающих из индивидуальных хозяйств, сельхозпредприятий, а также реализуемых через рынки; для городского населения — наблюдение за содержанием радионуклидов в пищевых продуктах местного производства и ввозимых, поступающих через розничную торговую сеть.

Контролируемыми радионуклидами в пищевых продуктах, определяющими состояние радиационной безопасности населения на наблюдаемых территориях, являются техногенные 90Sr и 137Cs (как представители продуктов ядерного деления) и природные 226Ra и 210Pb.

Определение удельной активности 226Ra и 210Pb в пищевых продуктах на территории субъекта Федерации производится в сельских населенных пунктах, в приарктических районах, а также в районах действия предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых, энергетических станций, работающих на органическом топливе и т.п.

Число контрольных населенных пунктов на территории субъекта Федерации должно быть не менее 3-х и обеспечивать представительность наблюдаемых радиационных параметров. Перечень основных пищевых продуктов для определения 90Sr, 137Cs , 226Ra и 210Pb, периодичность и объем контроля представлены в таблице 1,2.

Таблица 1

Перечень основных пищевых продуктов для определения 90Sr и 137Cs , периодичность и объем контроля

Таблица 2

Перечень основных пищевых продуктов для определения 226Ra и 210Pb, периодичность и объем контроля

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 2 октября 2006 г. N 0100/10460-06-32 «Об организации лабораторного контроля при проведении социально-гигиенического мониторинга»

Текст письма официально опубликован не был

Особенности производственного мониторинга атмосферного воздуха в зоне деятельности промышленного предприятия.

Производственный мониторинг атмосферного воздуха промышленного предприятия проводится в 3-х направлениях:

  • — контроль организованных источников на предмет соблюдения нормативов ПДВ,
  • — контроль загрязнения воздуха в приземном слое, которое создают организованные и неорганизованные источники на промплощадке и на границе СЗЗ.
  • — Контроль отработанных газов передвижных источников.

Контроль соблюдения нормативов ПДВ на организованных источниках проводится путем отбора проб газовоздушного потока из технологических отверстий с помощью газозаборного зонда. В целях безопасности отбора проб в таких случаях должна быть смонтирована специальная площадка, имеющая перила, устойчивые ступени и пол. Для работы электроаспираторов к площадке должны быть подведены разетки.

В плане — графике контроля за соблюдением нормативов ПДВ должны быть указаны № источника загрязнения атмосферы, перечень контролируемых веществ.

Его должен составлять специалист эколог, который ознакомливает с этим документом всех ответственных лиц (главный механик, технических работников). План — график утверждается главным инженером и согласовывается с руководством контролирующих организаций.

Частота контроля зависит от категории опасности предприятия. Например: предприятия 1 категории должны проводить производственный мониторинг загрязнения атмосферного воздуха 1 раз в 3 — 6 месяцев, предприятия 2 категории 2 раза в год, 3 категории 1 раз в год и 4 категории 1 раз в 3 — 5 лет. В зависимости от экономической ситуации города контролирующие органы имеют право установить иной график (чаще или реже).

Контроль за состоянием атмосферного воздуха в приземном слое и на границе СЗЗ осуществляется по аналогичному документу с указаниями контрольных точек пробоотбора, которые пронумерованы на прилагаемой карте схеме предприятия.

Автотранспорт является одним из основных загрязнителей окружающей природной среды в городах и населенных пунктах, а также на промплощадках поэтому оценивать вклад автотранспорта в ухудшении экологической ситуации- одна из первоочередных задач современных специалистов-экологов.

Содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей определяют при работе двигателя на холостом ходу для двух частот вращения коленчатого вала установленных предприятием изготовителем минимальной и повышенной в диапазоне 2000 мин-1-0,8h.

В составе отработавших газов автомобилей содержится до 200-300 наименований вредных веществ, основными из которых являются:

  • · для бензиновых: оксид углерода, бензин нефтяной, оксиды азота, альдегиды, фенолы, соединения свинца (при использовании ТЭС)
  • · для дизельных: оксид углерода, бензин нефтяной, оксиды азота, диоксид серы, альдегиды, фенолы, сажа и другие
  • · для газобаллонных: оксид углерода и водород

Для предотвращения загрязнения атмосферного воздуха отработавших газов автотранспорта разработаны:

ГОСТ 17.2.2.03 — 87 Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания СО И СН в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями

ГОСТ 17.2.2.01 — 84 Охрана природы. Атмосфера. Дизели автомобильные. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений.

На промышленных предприятиях, где есть ведомственный транспорт, необходимо контролировать качество и количественный состав загрязняющих веществ не реже 1 раз в квартал- токсичность дымность отработавших газов.

Дымность отработавших газов измеряют на режимах внешней скоростной характеристики двигателя по ГОСТ 14846 — 811 на режиме свободного ускорения и так же не должна превышать предельно допустимые нормы.

Кроме того, все эксплуатируемые автотранспортные средства классифицируются по отношению к правилам ЕАК Организации объединённых нации следующим образом

  • · нулевой баланс — устаревшие модели
  • · первый класс — устаревшие модели, оснащенные устройствами, снижающими токсичность выбросов
  • · второй, третий классы — модели, соответствующие требованиям EURO -1-4;

Контроль автомобилей нулевого и первого класса должен проводиться по ГОСТ 17.2.2.03-87. Для контроля автотранспортных средств 2-го и более высоких классов в настоящее время разрабатываются поправки к данному ГОСТу.

Передвижная диагностическая лаборатория ГАИ оснащена оборудованием для контроля вредных выбросов автотранспорта и для поверки систем, влияющих на концентрацию этих выбросов газоанализаторы ГАИ-1, ГЛ-1112, химический газоанализатор ГХ СО-А, дымомер ИНА-109, шумомер Шум-1, компрессор с манометром Темп-1, баротермогигометр БМ-2, ратометр РТ.

С 90-х годов ХХ века Россия приняла на себя обязательство использовать Правила ЕЭК ООН в отношении показателей дорожной и экологической безопасности автотранспортной техники.

Постановлением Госстандарта РФ от 26.05.99 г. № 184 установлено прямое введение 94 Правил ЕЭК ООН и директив ЭС, относящихся к автотранспортным средствам. В число этих правил входят удельные показатели содержания вредных веществ в ОГ АТС.

Для контроля отработавших газов по EURO стандартам предприятия должны своевременно дать заявку на покупку соответствующего газоанализатора.

Мероприятия по охране атмосферного воздуха

Онлайн школа английского языка нового поколения. Более 7 лет предоставляет обучение английскому языку по Skype (Скайп) и является лидером данного направления! Основные преимущества:

  • Вводный урок бесплатно;
  • Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных);
  • Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50);
  • Более 10 000 довольных клиентов.
  • Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем — от 600 рублей, с носителем языка — от 1500 рублей

Узнать детали

Все направления охраны атмосферы можно объединить в четыре большие группы:

1. Группа санитарно-технических мероприятий – сооружение сверхвысоких дымовых труб, установка газопылеочистного оборудования, герметизация технического и транспортного оборудования.

2. Группа технологических мероприятий – создание новых технологий, основанных на частично или полностью замкнутых циклах, создание новых методов подготовки сырья, очищающих его от примесей до вовлечения в производство, замена исходного сырья, замена сухих способов переработки пылящих материалов мокрыми, автоматизация производственных процессов.

3. Группа планировочных мероприятий – создание санитарно-защитных зон вокруг промышленных предприятий, оптимальное расположение промышленных предприятий с учетом розы ветров, вынос наиболее токсичных производств за черту города, рациональная планировка городской застройки, озеленение городов.

4. Группа контрольно-запретительных мероприятий – установление предельно допустимых концентраций (ПДК) и предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ, запрещение производства отдельных токсичных продуктов, автоматизация контроля за выбросами.

К основным мероприятиям по охране атмосферного воздуха относится группа санитарно-технических мероприятий. В этой группе важным направлением охраны воздуха является очистка выбросов в сочетании с последующей утилизацией ценных компонентов и производством из них продукции. В цементной промышленности — это улавливание цементной пыли и ее использование для производства твердых покрытий дорог. В теплоэнергетике – улавливание летучей золы и утилизация ее в сельском хозяйстве, в промышленности строительных материалов.

При утилизации уловленных компонентов возникают два вида эффекта: экологический и экономический. Экологический эффект состоит в снижении загрязнения окружающей среды при использовании отходов по сравнению с применением первичных материальных ресурсов. Так, при производстве бумаги из макулатуры или использования металлолома в сталеплавильном производстве загрязнение атмосферы уменьшается на 86%. Экономический эффект утилизации уловленных ингредиентов связан с появлением дополнительного сырьевого источника, имеющего, как правило, более благоприятные экономические показатели по сравнению с соответствующими показателями производства из природного сырья. Так, производство серной кислоты из газов цветной металлургии по сравнению с производством из традиционного сырья (природной серы) в химической промышленности имеет более низкую себестоимость и удельные капитальные вложения, более высокую годовую прибыль и рентабельность.

К наиболее эффективным способам очистки газов от газовых примесей относятся три: абсорбция жидкостью, адсорбция твердым веществом и каталитическая очистка.

В абсорбционных способах очистки используются явления различной растворимости газов в жидкости и химические реакции. В жидкости (обычно воде) используются такие реагенты, которые образуют с газом химические соединения.

Адсорбционные методы очистки основаны на способности мелкопористых адсорбентов (активных углей, цеолитов, простых стекол и др.) улавливать из газов при соответствующих условиях вредные компоненты.

Основу каталитических методов очистки составляют каталитические превращения вредных газообразных веществ в безвредные. К этим методам очистки относятся инерционная сепарация, электрическое осаждение и др. При инерционной сепарации осаждение взвешенных твердых частиц происходит благодаря их инерции, возникающей при изменении направления или скорости потока в аппаратах, называемых циклонами. Электрическое осаждение основано на электрическом притяжении частиц к заряженной (осадительной) поверхности. Электрическое осаждение реализуется в различных электрофильтрах, в которых, как правило, зарядка и осаждение частиц происходит совместно.

Для уменьшения загрязнения атмосферы выбросами транспорта необходимо осуществлять следующие мероприятия:

1. совершенствование двигателей и создание новых двигателей;

2. применение альтернативных видов топлива (сжатого природного газа, сжиженных нефтяных газов, синтетических спиртов и т.д.) При использовании природного газа выброс автомобилями вредных компонентов сокращается в 3-5 раз, хотя расход горючего в двигателях внутреннего сгорания больше (при этом экономится нефть);

3. создание новых транспортных средств (электромобилей) и замена одних транспортных средств другими (автобуса – троллейбусом);

4. защита от шума (пассивная и активная). Автотранспорт снижает шум за счет развития шумоподавления дорог, снижения скорости в населенных пунктах, сооружения поперечных валков. Снижение шума на железнодорожном транспорте обеспечивается созданием экранов, тоннелей, улучшением аэродинамики локомотивов;

5. специальные мероприятия административного характера: ограничения на въезд, запреты на парковку, транспортные сектора и др.

Нормативной основой управления охраной атмосферы является стандарты качества воздуха. Показателями качества воздуха является ПДК вредных веществ, ПДВ. ПДК – это такое содержание вредного вещества в окружающей среде, которое при постоянном контакте или при воздействии за определенный промежуток времени практически не влияет на здоровье человека. При определении ПДК учитывается влияние загрязняющих веществ не только на здоровье человека, но и на животных, растения, микроорганизмы, а также на природные сообщества в целом.

Для санитарной оценки воздушной среды используется ПДК для рабочей зоны ( ПДК р.з.), максимально разовая (ПДК м.р.) и среднесуточная (ПДК с.с.). ПДК р.з. – предельно допустимая концентрация вредного вещества в воздухе рабочей зоны. Эта концентрация не должна вызывать у работающих при ежедневном вдыхании в течение 8 ч за все время рабочего стажа каких-либо заболеваний или отклонений от нормы в состоянии здоровья. При этом рабочей зоной считается пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на которой расположены места пребывания работающих.

ПДК м.р. – максимально разовая концентрация вредного вещества в воздухе населенных пунктов, которая не должна вызывать рефлекторных реакций в организме человека.

ПДК с.с. – среднесуточная предельно допустимая концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест. Эта концентрация не должна оказывать прямого или косвенного влияния на организм человека в условиях неопределенно долгого круглосуточного вдыхания.

Для гигиенической оценки загрязнения воздуха используется комплексный индекс загрязнения атмосферы (ИЗА). ИЗА, учитывающий m примесей в атмосфере, рассчитывается по формуле:

ИЗА m = ( gср i/ПДКс.с.i )К

g cрi — среднесуточная концентрация i примеси

ПДКcci — среднесуточная ПДК для i –й примеси

К – 0,85; 1,0; 1,3; 1,7 соответственно для 4, 3, 2, 1 классов опасности. В зависимости от степени воздействия на организм человека все вещества подразделяются на 4 класса опасности:

1-й класс – чрезвычайно опасные вещества, значение ПДК которых в воздухе рабочей зоны не превышает 0,1 мг/м3 (бенз(а)пирен);

2 класс — высокоопасные со значением ПДКр.з. от 0,1 до 1 мг/м3

(сероводород, фенол, диоксид азота);

3 класс — умеренно опасные со значением ПДКр.з. от 1 до 10 мг/м3 (диоксид серы, сажа);

4 класс – малоопасные со значением ПДК более 10 мг/м3 .

В Беларуси уровень загрязнения считается низким при ИЗА меньше 5, повышенным при ИЗА от 5 до 6, высоким при ИЗА от 7 до 13 и очень высоким при ИЗА равном или большем 14.

Предыдущие материалы: Следующие материалы:

  • Использование и охрана ресурсов гидросферы
  • Запасы воды на планете
  • Мировое водопотребление
  • Источники загрязнения гидросферы и последствия
  • Антропогенное изменение поверхностного стока

Промышленный выброс в атмосферу — смесь воздуха с газообразными веществами, поступающий в атмосферу через специально сооруженные газоходы, воздуховоды, трубы и иным способом, загрязняющие атмосферу, обусловленные действием производственных процессов или взаимосвязанных с ними вспомогательных процессов, осуществляемых в территориально-ограниченных производственных комплексах.

Основанием для проведения анализа промышленных выбросов является:
  • Федеральный закон РФ №96-ФЗ от 04.05.1999 г. «Об охране атмосферного воздуха»;
  • Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07.08.2018 г. № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки»;
  • ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями».
Для кого проводится анализ

В первую очередь регулярные замеры должны проводиться на металлургических и химических предприятиях, мясокомбинатах, производстве агрохимических продуктов, предприятиях по добычи угля, объектах обезвреживания и захоронения отходов, на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, в морских портах, заводах по производству силикатного кирпича, фермах по разведению крупного рогатого скота, птицы и пр.

При этом отборы проб должны проводиться аккредитованной лабораторией в следующих ситуациях: в процессе разработки и согласования проектов нормативов ПДВ для организованных источников выбросов; при проведении производственного контроля на предприятии и внутреннего мониторинга выбросов на стационарных источниках и на контрольных точках; при проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их источников; в процессе расчета, согласования и благоустройства санитарно-защитной зоны (СЗЗ); при организации процедуры продления разрешения на временно согласованные выбросы; при проведении проверок и надзорных мероприятий со стороны государственных органов.

В задачи мониторинга источников выбросов входит контроль концентраций и мощностей выбросов вредных (загрязняющих) веществ на основных источниках в целях установления их соответствия паспортным данным и нормативам ПДВ (согласно ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями»).

Учет выбросов загрязняющих веществ от источников обуславливается необходимостью определения оценки влияния источников загрязнения атмосферы на состояние воздушного бассейна территории расположения объекта и исключения возникновения концентраций загрязняющих веществ выше действующих гигиенических нормативов.

ИЛ «АЛЬФАЛАБ» аккредитованная лаборатория, которая работает на рынке услуг по анализу (отбору проб) промышленных выбросов, атмосферного воздуха и воздуха рабочей зоны с 2015 года. Область аккредитации ИЛ имеет обширный перечень показателей, определяемых в промышленных выбросов, атмосферного воздуха и воздуха рабочей зоны Результатом работ по анализу промышленных выбросов, атмосферного воздуха и воздуха рабочей зоны является протоколом испытаний установленной формы, в котором отражена вся необходимая и доступная информация для правильной обработки результатов.

Рассчитать стоимость

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *