Метод планирования

Нормативные методы в управлении и планировании

Эффективную систему управления предприятием, особенно в условиях рыночного производства, невозможно построить без качественного планирования. Стратегическое планирование неразрывно связано со стратегическим управлением и является его основой. Важнейшим из методов управления предприятием является бизнес-планирование как квинтэссенция стратегического управления, основанного на нормативном подходе к планированию.

Нормативы активно применяются в целевом управлении, когда устанавливаются четкие и конкретные цели, оценивается их достижимость и эффективность, изучается уровень участников и состояние объекта управления.

Планирование является частью управленческой деятельности, для которой характерны прогнозирование и анализ всех видов деятельности предприятия, оценка принимаемых управленческих решений и формирование целей производственной деятельности. Нормативные методы в планировании и управлении, характеризующиеся применением норм и нормативов в целях регулирования деятельности предприятий, формируют и учитывают результаты различных видов деятельности и затраты, понесенные в процессе производства, участвуют в распределении и использовании результатов деятельности. Главное назначение нормативных методов — выполнение трудовыми коллективами плановых заданий при минимальных затратах всех видов ресурсов (трудовых, финансовых, материальных).

Формирование единой действующей и жизнеспособной системы норм и нормативов способствует функционированию всех направлений деятельности предприятия в едином ключе. Создание системы норм и нормативов зависит от нескольких факторов: единства методов формирования и управления норм и нормативов, прогрессивности применяемых норм, периодического их обновления при совершенствовании технологии производства, использовании новых видов сырья и материалов, нового оборудования и механизмов, сравнимости применяемых норм и нормативов друг с другом.

Функционирование и применение единой системы норм и нормативов в производственной деятельности предприятия зависит от единства методов разработки и утверждения применяемых норм и нормативов. Использование норм и нормативов — одна из важнейших методик планирования и управления, которая позволяет создать плановую нормативную базу, используемую для формирования плановых показателей, разработки плановых заданий и анализа их выполнения. В настоящее время практически вся нормативная база на большинстве предприятий автоматизирована.

Нормативная база для обеспечения своей прогрессивности должна ежегодно или по мере необходимости проверяться на точность, чтобы учитывать степень влияния развития технического уровня производства, организации труда и управления производством, улучшение качества или состава выпускаемой продукции.

Система норм и нормативов подразделяется на:

· нормативы оценки эффективности производственной деятельности;

· нормы и нормативы трудовых затрат и формирование системы оплаты труда;

· нормы и нормативы расхода сырья, материалов, электроэнергии и топлива;

· нормы и нормативы использования производственных мощностей;

· нормативы на капитальное строительство и освоение капитальных вложений;

· нормы и нормативы использования оборудования и механизмов, изучения потребности в нем;

· нормы и нормативы на финансовую деятельность, затрат на производство;

· социально-экономические нормы и нормативы;

· нормы и нормативы на охрану окружающей среды.

Помимо используемых во всех сферах производственной деятельности норм и нормативов существуют специфические нормы, применяемые в конкретном производстве и зависящие от специфики организации его технологического процесса. Кроме того, нормативный метод в планировании и управлении предприятия может применяться в симбиозе с другими методами. Отличие его от других методов заключается в использовании нормативов вместо плановых заданий на основе четкого регулирования расходов различных видов ресурсов. Объем произведенной продукции не должен быть больше или меньше того, который рассчитан согласно нормативам.

Возможности применения в управлении нормативных методов очень обширны. Нормативный метод учета затрат до сих пор является одним из наиболее прогрессивных на производстве и для расчета себестоимости произведенной продукции. С помощью нормативного метода рассчитывается потребность предприятий в сырье, материалах, денежных средствах, оборудовании и т. д.

К сведению. Использование нормативных методов в планировании позволяет, используя точные инженерные и экономические расчеты, формировать реальный, напряженный, но выполнимый производственный план. Кроме того, использование нормативов позволяет уйти от метода планирования «от достигнутого уровня», который плох тем, что не выявляет имеющиеся просчеты и недостатки в управлении и производстве, а, наоборот, возводит их в правило.

Сравнение достигнутых фактических показателей с нормативами позволяет определить уровень их соответствия заданным параметрам, найти резервы для роста эффективности производства и снижения расходов ресурсной базы.

Далее предлагаются к рассмотрению различные способы применения нормативного метода на производстве. Например, нормативный метод применяется при составлении и расчете калькуляции затрат на изготовление продукции или калькуляции себестоимости продукции. Расчет производится на основе действующих на предприятии нормативов и норм. Для составления калькуляции нормативным методом понадобятся не только общие нормативы, такие как нормы расхода производственных ресурсов, нормативы по труду, но также нормативы на содержание и ремонт оборудования, нормы на управленческие расходы и другие виды косвенных расходов. После расчета калькуляций по каждому виду выпускаемой продукции составляется общий план себестоимости выпускаемой продукции. В этот момент можно рассчитать резервы снижения затрат на производство продукции с помощью уточненных или укрупненных расчетов. С помощью уточненных расчетов можно сравнивать плановые и базовые показатели себестоимости единицы продукции каждого вида. Точность распределения косвенных затрат зависит от выбранного способа их распределения. В основном, если на предприятии не отлажена и не функционирует система управленческого учета, косвенные расходы распределяются либо по отработанным часам рабочими основного производства, либо по машино-часам или станко-часам времени работы оборудования. Выбор способа зависит от условий технологии или организации и специфики производства и учетной политики предприятия.

Себестоимость товарной продукции, рассчитанная по действующим нормативам и нормам в виде калькуляции, является предварительной, и в случае возникновения значительных отклонений фактической себестоимости от нормативной нужно обязательно разбираться в причинах, повлекших за собой эти отклонения. Нормативная калькуляция на каждый вид продукции позволяет оценивать не только размер фактически сложившейся себестоимости продукции, но и размер брака, полученного в процессе производства, размер незавершенного производства. Поэтому нормативный метод в планировании и управлении производством служит для предупреждения нерационального использования сырья и материалов, для эффективной организации трудового процесса и снижения нецелевого использования оборудования и механизмов, неэффективного расходования финансов. При отклонении от нормативных показателей в сторону увеличения затрат причинами могут быть случаи отклонения от технологического процесса, использование некачественного сырья и материалов, неверная организация труда или неправильное использование оборудования, нарушения в финансовой политике.

Для использования нормативного метода в планировании и управлении должна быть создана нормативная база, которая включает в себя систему нормативных показателей, действенную методику их расчета, проведение всех необходимых расчетов с помощью нормативных показателей, методику их утверждения и пересмотра. Планирование в случае использования нормативного метода сводится к расчету ожидаемых нормируемых затрат на плановый объем продукции и учету и изучению причин сложившихся фактических отклонений.

Учет затрат при использовании нормативного метода на производстве организуется таким образом, чтобы все нормативные затраты выделялись поэлементно, с отражением отклонений фактически достигнутых показателей от нормативных. За счет анализа отклонений обеспечивается эффективное и оперативное управление предприятием, принятие обоснованных управленческих решений. Учетная политика, применяемая при нормативном методе, позволяет оперативно контролировать производственные затраты, что дает возможность эффективно управлять производственной деятельностью, а также планировать ее.

Для обеспечения действенности нормативного метода необходимо:

· составить нормативную калькуляцию на каждый вид продукции, в случае изменения норм — провести оперативный пересчет каждой калькуляции, где встречается данная норма;

· сравнить фактические затраты с нормами и определить причины сложившихся отклонений;

· принять управленческие решения на основе анализа получившихся отклонений, внести изменения в производственный план или бизнес-план в случае необходимости, пересмотреть нормы, когда они перестают отвечать одному из принципов установления норм (напряженности, современности, объективности, точности и т. д.).

Нормативные затраты являются тем эталоном, с которыми сравниваются фактические затраты всех видов ресурсов. Нормативные расходы — результат использования самых передовых и эффективных условий производства и основа для планирования всех производственных затрат в перерасчете на единицу продукции. Сумма нормативных затрат труда, сырья и материалов, работы оборудования и накладных расходов — это нормативные издержки на единицу продукции. Нормы и нормативы подразделяются на технические, которые определяют расход материалов, затраты труда работников и размер их заработной платы, время работы оборудования, машин и механизмов, и экономические, которые отражают результаты деятельности предприятия в целом, такие как себестоимость произведенной продукции, размер прибыли, уровень рентабельности. Нормативы регулируют, стимулируют, оценивают производственную и экономическую деятельность предприятия, а также помогают распределять имеющиеся материальные ресурсы, косвенные затраты, готовую продукцию и полученную прибыль.

Чтобы нормативный метод в планировании и управлении предприятием эффективно работал, необходимо:

1) четко классифицировать производственные затраты;

2) определить объекты для составления калькуляций, объекты учета затрат или места возникновения затрат, разбить статьи калькуляции по элементам калькуляции;

3) определить метод распределения косвенных расходов, если не предусмотрен поэлементный учет затрат по каждому виду производимой продукции;

4) распределить все затраты по отчетным периодам согласно моментам их возникновения независимо от финансового обеспечения этих затрат;

5) разделить все планируемые и фактические затраты на производственные затраты и капитальные вложения (так называемые OPEX и CAPEX);

6) выбрать нормативный метод учета затрат и калькулирования готовой продукции по видам и элементам.

Достоинство нормативного метода планирования и учета затрат заключается в том, что он не требует использования сложных методов анализа, а акцент делается на всех моментах отклонений, особенно негативных. Контроль над работой любого производственного подразделения, оперативный и пофакторный анализ экономического состояния помогают обнаружить имеющиеся недостатки в производственной деятельности, касающиеся организации производственных процессов, нормирования, использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, снабжения, и позволяют оперативно принимать верные управленческие решения, выявлять внутренние производственные резервы. Нормативный метод позволяет также оперативно контролировать затраты, напрямую или косвенно влияющие на себестоимость продукции. Он также позволяет снизить затраты на производство всех видов учета и анализа, трудоемкость процессов учета незавершенных остатков и проведения инвентаризации. Кроме того, учет перестает быть чисто бухгалтерским, он ассимилируется с планированием и возможностью эффективной реализации управленческих решений.

К недостаткам нормативного метода учета затрат можно отнести те погрешности, которые возникают при пересмотре плановых норм, так как остатки незавершенного производства не пересчитываются на новые нормы, а также то, что нормируются только прямые затраты, а косвенные обычно учитываются по факту. Российский нормативный метод планирования и управления затратами очень похож на широко применяющуюся в международной экономической практике систему «стандарт-кост», в которой ведется оперативный контроль за процессом формирования себестоимости продукции и управление этими процессами. Нормы и нормативы на различные виды ресурсной базы называются стандартами, которые лежат в основе всех расчетных калькуляций. Российский и зарубежный методы отличаются тем, что если российский нормативный метод касается только производственной сферы, то «стандарт-кост» работает еще и в сфере маркетинга, а расходы сверх нормативов удерживаются из доходов виновных лиц, в то время как в России они чаще всего списываются на убытки.

Нормативный метод планирования применяется и при расчете финансовых показателей предприятия. Этот метод наиболее прост для использования и заключается в следующем: на основе действующих норм и технико-экономических нормативов определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах и источниках финансирования. Среди финансовых нормативов можно назвать ставки налогов и сборов, тарифных взносов, нормы отчислений на амортизацию, нормативы потребностей в использовании оборотных средств и скорости их оборачиваемости для получения наилучшего финансового результата. Потребность в финансах рассчитывается путем перемножения нормативного показателя и показателя объема или количества.

Система нормативов в планировании финансов выделяет внешние и внутренние нормативы. К внешним нормативам и нормам относятся те, которые установлены законодательными актами РФ, субъектами федерации и местными органами власти. Это ставки различных видов налогов, нормы амортизационных отчислений и тарифные ставки. К внутренним нормативам относятся те, которые разработаны, утверждены и действуют внутри предприятия. Это нормы запасов и расходования сырья и материалов, тарифные ставки, которые не противоречат установленным нормам на федеральном и отраслевом уровне, нормы кредиторской задолженности, нормативы отчислений во внутренние фонды предприятия и т. д.

Пример

Рассмотрим показатели финансовой устойчивости ООО «Ветерок» за 2008–2010 гг. (табл. 1) и сравним их с соответствующими нормативными показателями.

Таблица 1. Показатели финансовой устойчивости ООО «Ветерок»

Показатель

Пример расчета

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Нормативный показатель

Соотношение заемного и собственного капитала (факт), в %

Заемный капитал / Собственный капитал

0,26

0,38

0,26

Менее 1,20

Уровень собственного капитала (факт), в %

Собственный капитал / Валюта баланса × 100

0,71

0,68

0,75

Не менее 0,50

Коэффициент покрытия внеоборотных активов собственным капиталом (факт)

Собственный капитал / Внеоборотные активы

1,18

1,34

1,54

Не менее 1,0

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

Собственные средства / Оборотные активы

0,28

0,36

0,54

Не менее 0,1

Фактический уровень собственного капитала составляет 0,75, что выше нормативного значения, который составляет 0,50. Рост уровня собственного капитала соответствует уровню финансовой устойчивости. Коэффициент покрытия внеоборотных активов собственным капиталом составил 1,54 про нормативном минимальном размере финансовой устойчивости не менее 1,0. Платежеспособность предприятия высокая и обеспечена за счет долгосрочных источников финансирования. Коэффициент обеспеченности собственными средствами составил 0,68, что лучше нормативного показателя, равного 0,1. Соотношение заемного и собственного капитала равно 0,26 при нормативном показателе менее 1,20. Динамика данного показателя ровная, без позитивной и негативной тенденций. Так как выполняются все нормативные показатели финансовой устойчивости, данное предприятие можно считать финансово устойчивым. Для проведения любого экономического анализа можно использовать экономические нормативы, которые характеризуют экономическое и финансовое состояние предприятия в целом, позволяют оценить уровень его устойчивости и развития.

Идеально рассчитанные нормативы и нормы служат на благо деятельности всего предприятия, позволяют применять простейшие методы учета и анализа. Слишком жесткие нормативы и нормы могут негативно влиять на мотивацию работников, так как осознание того факта, что выполнение норм требует чрезвычайных усилий, приведет к обратному эффекту — никто из персонала не будет стремиться выполнить подобные нормы. Поэтому любое предприятие, использующее нормативный метод управления и планирования, должно стремиться к разработке идеальных норм. Отклонения при использовании идеальных норм незначительны и объяснимы, а большие отклонения обязательно имеют причиной факт непроизводительных манипуляций. На практике установление идеальных норм и нормативов — достаточно трудоемкий процесс. В идеальной норме должны отсутствовать допуски на возможность непроизводительных действий, потому что поймать тот момент, когда нормы становятся слишком мягкими или слишком жесткими, очень трудно.

Как уже было сказано выше, нормативный метод самый простой для планирования и управления. Зная нормы расхода сырья и материалов, трудозатрат и работы оборудования, можно составить калькуляцию на любую продукцию. А владея экономическими нормативами, можно оценить экономическое и финансовое состояние предприятия, не имея большого опыта в аналитической экономике. Чтобы убедиться, как просто пользоваться нормативным методом, составим калькуляцию на выпечку булки пшеничной (табл. 2) в ООО «Ветерок», используя известные нам нормы и нормативы. Нормы расхода сырья и материалов берутся из рецептуры изделия, а время работы работников, оборудования и количество затрачиваемой энергии устанавливаются путем проведения контрольного замеса и выпечки.

Таблица 2. Калькуляция на изготовление булки пшеничной

На основании расчетных калькуляций по каждому виду продукции, используя разработанные нормы и нормативы, можно составить смету затрат, зная общее количество планируемой к производству продукции. Для этого калькуляция на каждый вид продукции пересчитывается на общее количество планируемых к производству изделий, и определяется необходимое количество сырья и материалов, электроэнергии и т. д. Рассмотрим процесс составления упрощенной сметы затрат для одного вида изделия — булки пшеничной, предположив, что в год наше предприятие производит их 10 000 штук (табл. 3).

Таблица 3. Смета затрат ООО «Ветерок»

Статья затрат

Количество

Стоимость единицы

Затраты в денежном выражении

Сырье и материалы

57 200

Электроэнергия, кВт/ч

Расходы на персонал, чел./ч

10 000

Прочие расходы, чел./ч

11 000

Амортизация, %

8,5

82 200

Налоги, %

89 200

Производственная себестоимость, руб.

98 120

Расходы, не входящие в валовую продукцию, руб.

Внутрипроизводственный оборот, руб.

Себестоимость товарной продукции, руб.

89 200

Так как расходы на транспорт и реализацию не входят в производство валовой продукции, они вычитаются из производственной себестоимости. Накладные расходы в калькуляции распределяются в смете затрат по видам: электроэнергия, амортизация и прочие расходы.

О достоинствах и недостатках нормативного метода говорилось выше. В заключение хочется сказать, что нормативные методы, применяемые в планировании и управлении производством, являются, в первую очередь, самыми надежными, поскольку применяются достаточно простые математические расчеты и мала вероятность счетной ошибки. Кроме того, для анализа и обработки полученных данных не нужен персонал высокой квалификации, так как методики отслеживания и анализа достаточно просты и производятся на основании изучения получаемых от нормативных расчетов отклонений. Поэтому для малых и средних предприятий, где нет необходимости масштабного учета и применения сложных видов анализа, нормативный метод — самый удачный по сочетанию затратности применения и качества получаемого анализа технического, экономического и финансового состояния предприятия.

Функции дескриптивной и нормативной методологии в научном исследовании, сущность методологического эксперимента.

⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18

Для науки основное назначение методологиче­ского знания состоит в том, что оно выполняет рефлексивную функцию, т. е. функцию интеллектуального средства, позволяющего ученому или практику выйти в рефлексивную позициюосознать свои позна­вательные средства адекватность их применения. Для современной науки характерно расширение сферы рефлексии. Одно из основных направлений в со­временной методологии науки — рефлексия познава­тельных средств, имеющихся у ученого, влияние этих средств на познание им объекта.
Э.Г. Юдин выделяет два вида методологического знания — дескриптивную и нормативную методологию.
Дескриптивная методология – охватывает исследования, имеющие характер ретроспективного анализа уже осуществленных процессов научного по­знания. С. Д. Смирнов отмечает, что даже в тех случа­ях, когда мы осуществляем выбор и обоснование на­правления научного исследования, мы опираемся на рефлексию ранее пройденного пути к знанию. Мето­дологический анализ ранее пройденных этапов раз­вития науки выполняет целый ряд функций для развития научного познания. Это:

· Катализация, стимулирование процесса научного познания. Эта функция методологического знания осуществляется за счет критического осмысления идей, имеющихся в культуре, анализа существующих научных теорий концепций.

· Организация структурирование научного знания как целого за счет его интеграции и синтези­рования, за счет разработки общенаучных средств форм познания общенаучных понятий, категорий, методов, подходов, а также за счет выделения философско-мировоззренческих принципов.

· Выработка стратегии развития науки, оценка перспективности того или иного научного направления.

Данная функция методологического знания становится особенно важной при планиро­вании междисциплинарных исследований.
В российской философии второй половины XX в. крупнейшими специалистами в области дескриптив­ной методологии можно назвать Б. М. Кедрова, М. К. Мамардашвили, П. П. Гайденко, В. С. Степина.
Нормативная методология играет в науке роль предписаний и норм, направленных на решение ряда организационных проблем научно-исследователь­ской деятельности. По Э. Г. Юдину, она выполняет три основных функции: обеспечивает правильность постановки проблемы (по форме по содержанию), дает средства для решения уже поставленных задач и улучшает организационную сторону исследований. Крупнейшим российским методологом, разрабаты­вавшим нормативные аспекты науки, был Г. П. Щедровицкий. Проблемы нормативной методологии раз­рабатываются Н. Г. Алексеевым, О. С. Анисимовым, П. Г. Щедровицким и др.

91. Характеристика общих закономерностей развития на примере онтогенетического, филогенетического и функционального развития психики: методологический анализ.

Процесс онтогенетического развития человеческой психики мо­жет рассматриваться как постепенное освоение и присвоение ин­дивидом устойчивых форм социокультурного опыта, в ходе кото­рого складываются социально детерминированные механизмы по ведения и мышления, как последовательное включение личности в определенные социальные группы и виды деятельности, определя­ющие ее душевную жизнь.

В большинстве своем теории социализации фокусируются на детском, подростковом и юношеском этапах становления личности.

Для отечественной психологии развития наибольшее значение приобрело учение Л.С. Выготскогоо структуре и динамике детско­го возраста. Структура возраста,по Выготскому, включает в себя три компонента: социальную ситуацию развитияребенка, ведущий тип деятельностии основные психологические новообразования.В каждом возрасте социальная ситуация развития содержит в себе противоречие (генетическую задачу), которое должно быть разре­шено в особом, специфическом для данной возрастной стадии, типе ведущей деятельности. Разрешение противоречия проявля­ется в возникновении психологических новообразований возрас­та. Под возрастными новообразованиями следует понимать но­вый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и определяют сознание ребенка, его отноше­ние к среде, весь ход развития в данный период. Эти новообразо­вания не соответствуют прежней социальной ситуации развития, выходят за ее рамки и порождают новое противоречие. Вновь возникшая генетическая задача может быть решена благодаря по­строению новой системы отношений, в новой социальной ситуа­ции развития, свидетельствующей о переходе ребенка в новый психологический возраст. В этом непрерывном самодвижении и выражается динамика становления детской психики. Такова его логика и общая схема рассмотрения всех возрастных этапов от рождения до подросткового возраста.

Филогенетическое развитие психики можно (согласно концепции
Леонтьева-Фабри) подразделить на определенные этапы
1. Развитие сенсорных процессов животных. На начальном этапе развития психики животных происходило:
– совершенствование их двигательного аппарата;
– постепенное формирование их способности дифференцированно отвечать на воздействие внешних и внутренних раздражителей;
– одновременное развитие органов рецепции (обоняния, зрения, слуха, осязания и др.), позволяющих более точно дифференцировать внешние раздражения.
2. Развитие перцептивных процессов животных. На этом этапе:
– появляется сложная нервная система;
– наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов, а также усложняется их роль в поведении;
– совершенствуются центральные отделы нервной системы, позволяющие образовывать связи между анализаторами;
– появляется предметно-образное отражение действительности;
– появляются эмоции.
3. Развитие интеллектуальных действий животных. На этом этапе:
– появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели;
– интллектуальные действия носят примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы;
– интеллектуальные действия не занимают главенствующее положение в их поведении;
– изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому и не являются, таким образом, продуктом видового развития;
– появляется способность определенным образом относиться к окружающей действительности;
– появляется способность заниматься творчеством.
4. Физическое и психологическое развитие человека в процессе труда.
На этом этапе в процессе труда у человека:
– руки становятся не только органом движения, но и осязания, помогая человеку познавать важные для процесса труда особенности предметов;
– появляется способность к мышлению;
– появляется потребность к общению с другими людьми;
– появление речи содействовало развитию абстрактного мышления;
– отражательная деятельность начинает носить сознательный харак-
5. Развитие сознания человека. На этом этапе:
– появляется способность познавать общее и особенное в окружающей действительности.
6. Развитие самосознания человека. На этом этапе у человека появляются способности:
– познания себя путем познания других;
– самосознания путем анализа деятельности и поведения;
– самоконтроля и самовоспитания.
7. Развитие социального поведения. На этом этапе психика и сознание человека достигают совершенства.
Итак, предмет психологии – закономерности, тенденции, особенности развития и функционирования психики и поведения человека.

Под функциональным развитием понимается изменение психических процессов у детей и взрослых в ходе формирующего эксперимента, когда достигается качественно новый уровень решения интеллектуальных, перцептивных, мнемических и других задач уровень, которого у испытуемых до экспериментального обучение не было; когда испытуемые овладевают такими умственными действиями, понятиями и навыками, которые соответствуют объективно установленным общественным критериям. Систематическое изучение функционального развития психики было осуществлен П. Я. Гальпериным.

Возрастное развитие психики — это психическое развитие ребенка от рождения до достижения социальной зрелости. По словам А. В. Запорожца, оно характеризуется не столько усвоением отдельных знаний, сколько более общим изменением детской личности, образованием нового психофизиологического уровня, формированием нового плана отражения действительности.

Функциональное развитие может быть рассмотрено в онтогенетическом аспекте. Примером служит развитие интеллекта ребенка от рождения до подросткового возраста, изученное Ж. Пиаже.

92. Ценности и основные подходы «частной» методологии в психологии.

Методология — это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. В свою очередь, теория — это совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющих строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах.

Обычно различают три уровня методологии любой науки. Общая методология обеспечивает правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем явлений, которые изучает данная наука. Специальная методология или методология конкретной науки позволяет последней формулировать свои собственные (внутринаучные) законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует. Наконец, частная методология представляет собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект ее анализа.

Частной методологиейпсихологической науки выступают ее методы (наблюдение, эксперимент, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности, опросы, тесты) и методики исследования конкретных психологических явлений. Применение конкретных методов и методик психологической науки регулируется следующими правилами:

· сущность проявления психических явлений и процессов определяется их конкретными особенностями и свойствами; » существуют специальные методики, способы и приемы исследования конкретных классов и видов психологических явлений и процессов;

· результаты применения методик психологического исследования поддаются конкретной статистической обработке и обобщению;

· все научные психологические исследования должны проводиться в соответствии с разрабатываемыми при этом программами и планами.

Кроме того, естественно-научной основойпсихологии является физиология высшей нервной деятельности — учение о закономерностях высших, наиболее сложных форм функционирования нервной системы, в особенности тех, которые связаны с психическим отражением действительности и работой организма, поведением человека.

Согласно методологии психологической науки психика (психическое) выполняет определенные функции: отражения воздействий окружающей действительности, регуляции поведения и деятельности людей, осознания ими своего места в окружающем мире.

Дескриптивная и нормативная функции методологического знания

Структурная организация методологического знания прямо связана с теми функциями, которые оно выполняет в процессе научного познания. Рефлексия над процессом научного познания не является совершенно необходимым его компонентом. Основная масса знаний применяется, так сказать, автоматически, без специального размышления по поводу их истинности, их соответствия объекту. В противном случае процесс познания был бы вообще невозможен, ибо каждый раз уходил бы в «дурную» бесконечность. Но в развитии каждой науки бывают периоды, когда сложившаяся в ней система знаний не обеспечивает получение адекватных новым задачам результатов. Главным сигналом необходимости методологического анализа системы знаний является возникновение различных парадоксов, главный из которых заключается в противоречии между теоретическими предсказаниями и реально получаемыми эмпирическими данными.

Приведенное положение относится к ситуациям, когда необходима рефлексия над категориальным строем и объяснительными принципами целой науки, т.е. над сложной и объективированной системой знания. Но рефлексии могут требовать и познавательные ситуации более мелкого масштаба – несостоятельность той или иной частной теории, невозможность решения новой задачи имеющимися методами, наконец, неудачи попыток дать решение актуальной прикладной задачи. Если провести аналогию с процессами разного уровня контроля человеческой деятельности, можно сказать, что научная рефлексия того или иного уровня так же, как и осознание человеком своих собственных действий, требуется там, где имеющиеся автоматизмы не обеспечивают получения необходимых результатов и нуждаются в перестройке или дополнении.

Рефлексия и осознание нужны тогда, когда ставится задача построения нового научного знания или формирования принципиально нового поведенческого акта.

Чем же здесь может помочь методология, каковы ее функции в процессе конкретно-научного познания? Анализируя различные ответы на этот вопрос, можно встретиться как с недооценкой, так и с переоценкой роли методологии. Недооценка се роли связана с узко эмпирическими тенденциями, игнорирующими ее философско-мировоззренческую основу. Эти тенденции характерны для позитивистски ориентированных подходов. Но и здесь, в новейших вариантах постпозитивистской философии науки, наблюдаются сдвиги в сторону признания важности философии и мировоззрения для научного исследования. Рост интереса к методологическому знанию и повышение его роли в современной науке является совершенно объективным и закономерным процессом, в основании которого лежат такие причины, как усложнение задач науки, появление новых организационных форм научной деятельности, увеличение числа людей, вовлекаемых в эту деятельность, рост затрат на науку, усложнение используемых средств. Одна из главных причин естественного роста «спроса на методологию» связана с превращением занятий научной деятельностью в массовую профессию, в методологии начинают искать фактор, обеспечивающий эвристическую компенсацию – восполнение продуктивных возможностей среднестатистического индивида.

При этом часто складывается наивное представление, что все в науке сводится к отысканию подходящих методов и процедур, применение которых автоматически обеспечит получение значимого научного результата. Действительно, часто для решения проблемы необходимо именно найти адекватный метод, но сделать это, особенно если речь идет о новом методе, невозможно только за счет движения «сверху». Становится все более ясно, что сама по себе методология не может решать содержательных научных задач. Недостаточное осознание этого факта порождает «потребительское» отношение к методологии как к набору рецептов, которые достаточно просто усвоить и применить в практике научного исследования. Именно в этом и заключается опасность переоценки роли методологии, что, в свою очередь, по закону маятника может привести к ее мнимой дискредитации и, как следствие, к недооценке ее значения. Использование методологических принципов есть процесс сугубо творческий. «Как показывает история науки, познание обычно остается удивительно индифферентным к навязываемой ему извне методологической помощи, особенно в случаях, когда эта последняя предлагается в виде детализированного, скрупулезно разработанного регламента. Поэтому и новый концептуальный каркас может возникнуть и действительно возникает не как результат проводимой кем-то сверху методологической реформы, а как продукт внутренних процессов, совершающихся в самой науке. Что же касается методологических исследований в специальном смысле этого слова, то они в лучшем случае могут выступать катализаторами этих процессов, интенсифицируя самосознание науки, но ни в коем случае не подменяя его» .

Итак, первой может быть выделена функция катализации, стимулирования процесса познания как одна из основных функций методологического анализа. Близко к ней примыкают такие функции, как проблематизация и критическое осмысление функционирующих в культуре идей, формирование творческой личности ученого за счет расширения его кругозора, воспитания культуры мышления.

Вторая функция методологии связана с организацией и структурированием научного знания как целого за счет его интеграции и синтеза, разработки общенаучных средств и форм познания – общенаучных понятий, категорий, методов, подходов, а также за счет выделения единых философско-мировоззренческих принципов познания. Одним из следствий рефлексии методов той или иной науки является возможность их переноса и использования в других науках, что позволяет методологии при определенных условиях выполнять и непосредственно эвристическую функцию.

Определенную роль играет методология в выработке стратегии развития науки, оценке перспективности того или иного научного направления, особенно при планировании комплексных исследований, обосновании целевых программ. Можно сказать, что методология здесь выступает в роли своеобразного «предзнания», которое должно указать наиболее вероятный путь к успеху, предвосхищая результат, который будет получен в будущем. Главное место в таком обосновании занимает именно характеристика методов и способов движения к цели, соответствие их общим требованиям, сложившемся не только в пауке, по и в обществе на текущий момент.

Важной функцией методологии (ее философского уровня) является мировоззренческая интерпретация научных результатов с точки зрения той или иной картины мира.

Перечисленные функции можно отнести к функциям методологии преимущественно дескриптивного типа, т.е. имеющей форму ретроспективного описания уже осуществленных процессов научного познания. Даже когда мы осуществляем выбор и обоснование направления научного исследования, пытаясь предвосхитить будущие результаты, мы опираемся на рефлексию ранее пройденного пути к знанию в надежде выбрать оптимальный путь. Принципиально иной, конструктивный характер имеет нормативное методологическое знание, включающее в себя положительные рекомендации и правила осуществления научной деятельности.

Нормативная методология – рефлексия формально-организационной стороны исследовательской деятельности. Ее результатом является построение предписаний и норм, соблюдение которых необходимо для обеспечения правильности постановки проблемы как со стороны ее содержания, так и по форме.

Нормативная методология дает определенные средства для решения уже поставленных задач (интеллектуальная техника научной деятельности); улучшает организационную сторону исследований.

Дескриптивная методология – рефлексия исходных оснований и предпосылок научного познания, осуществляемая, как правило, постфактум но отношению к вновь возникающим научным подходам.

Рассмотрим некоторые методологические нормы и регламентации, касающиеся процесса научного познания, а также различную роль методологии на разных стадиях научной деятельности.

Нормативный подход

Смотреть что такое «Нормативный подход» в других словарях:

  • нормативный подход — — нормативный подход Применительно к изучению экономики означает, что наука не просто описывает изучаемые явления (как при дескриптивном, описательном подходе), а выдвигает… … Справочник технического переводчика

  • нормативный подход к менеджменту — Подход, при котором устанавливают нормативы управления по всем подсистемам системы менеджмента, соответствующие требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективности по времени и масштабу применения, безопасности и… … Справочник технического переводчика

  • Подход к менеджменту нормативный — Нормативный подход к менеджменту: подход, при котором в нормативной документации устанавливают элементы функционирования (планирование, обеспечение, улучшение, управление) и воздействия на системы менеджмента качества, экологичности, безопасности … Официальная терминология

  • Нормативный правовой акт — (НПА) официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ,… … Википедия

  • ПОДХОД К ТЕОРИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, НОРМАТИВНЫЙ (ПРЕДПИСЫВАЮЩИЙ) — подход, предписывающий, как и какие учетные данные предоставлять и какой методикой при этом пользоваться … Большой бухгалтерский словарь

  • ПОДХОД, НОРМАТИВНЫЙ — в противоположность дескриптивному подходу метод экономического исследования, выдвигающий рекомендации: как должна быть устроена и как должна действовать изучаемая система … Большой экономический словарь

  • возраст — (в психологии) категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического В., выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В. обозначает… … Большая психологическая энциклопедия

  • Оценка — (оценивание) в экологии человека рассматривается как способ получения особого рода информации, позволяющей выработать решения по оптимизации территориальных систем жизнеобеспечения различных уровней. В ситуации, когда объективные, выраженные в… … Экология человека

  • ВЛАСТЬ — специфический инструмент управления, используемый для достижения поставленных целей. Цели могут быть групповыми, классовыми, коллективными, личными, государственными и т.д. В. призвана делать все для того, чтобы достичь тех целей, которые должны… … Философская энциклопедия

  • Н — Наблюдаемые входные данные — см .Ненаблюдаемые входные данные Наблюдатель Наблюдение экономических явлений Наблюдения … Экономико-математический словарь

Позитивный и нормативный методы экономики

по курсу «Экономика»

по теме: «Позитивный и нормативный методы экономики»

Введение

1. Методология изучения экономики

2. Специализированные методы экономики – позитивный и нормативный

Заключение

Литература

Введение

Во всякой науке используется определенная сумма методов исследования. Эти методы подразделяются на: всеобщие (философские), вооружающие все области познания, например, метафизический и диалектический методы, общенаучные – исторический, логический, математический и др., и специфические – для каждой отрасли науки.

Данная работа посвящена специализированным экономическим методам – позитивным и нормативным.

1. Методология изучения экономики

Методология экономической теории – это наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Методы – инструменты, совокупность приемов исследования в науке и воспроизведения их в системе экономических категорий и законов.

Во всякой науке используется определенная сумма методов исследования. Эти методы подразделяются на: всеобщие (философские), вооружающие все области познания, например, метафизический и диалектический методы, общенаучные – исторический, логический, математический и др. и специфические – для каждой отрасли науки.

Экономическая теория использует как общенаучные методы познания, такие как:

· метод научной абстракции,

· анализ и синтез,

· индукцию и дедукцию,

· исторический и логический методы,

· так и специализированные.

Все эти методы и инструменты используются в единстве. При исследовании экономических явлений делаются многие упрощения, которые принято определять как метод научной абстракции. При этом исследователь отвлекается от всего второстепенного, чтобы выявить наиболее существенные стороны явлений, повторяющиеся черты. Так возникают понятия: производство вообще, потребности, распределение, обмен и т.д.

Логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества, называются экономическими категориями. В экономике, несмотря на внешний хаос и случайности, действуют определенные, типичные, характерные связи. Внутренние существенные, повторяющиеся, устойчивые, необходимые, постоянные, качественно и количественно определенные причинно-следственные связи между экономическими явлениями и процессами называются экономическими законами.

Экономическая теория призвана устанавливать эти причинно-следственные связи с помощью анализа и синтеза. Анализ – мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно. Путем синтеза воссоздается целостная картина процесса или явления. Например, при изучении механизма рыночного ценообразования изучаются сначала отдельные стороны рыночного механизма: спрос и предложение, а затем переходят к синтезу этих частей и исследованию процесса формирования рыночной цены.

Посредством индукции обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция – переход от общего к частному. Оба метода имеют равное значение в экономических исследованиях и дополняют друг друга. Отмечают, что для традиционной отечественной экономической теории характерно стремление к более активному использованию дедуктивных умозаключений: изучив общие закономерности в развитии экономических процессов, имевших место в отечественной или зарубежной экономической истории и хозяйственной практике, исследователи формулируют рекомендации и выводы. Западные экономисты более активны в использовании индукции как метода познания. Для них характерна оценка экономических процессов с позиций отдельного человека: потребителя или предпринимателя.

Используя исторический метод, экономическая теория исследует экономические явления и процессы в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одно другими. Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Логический (теоретический) анализ также есть восхождение от простого к сложному. То есть имеет место единство исторического и логического, но это не означает их полного совпадения. Изучение экономической действительности допускает проведение экспериментов, правда, их возможности существенно ограничены по сравнению с естественными и точными науками. Сознательное массовое экспериментирование на микроуровне связано с деятельностью Р. Оуэна , Ф. Тэйлора , на макроуровне – с именами Дж.М.Кейнса и М. Фридмена. Многократные эксперименты на макро- и микроуровне проводились и в нашей стране.

В экономической теории также применяются два противоположных философских метода – метафизика и диалектика.

Метафизика рассматривает все явления разрозненно, в состоянии покоя и неизменяемости. Такой подход к изучению экономики допускается в тех случаях, когда приходится тщательно анализировать какой-то элемент системы в отдельности или выяснять внутреннюю структуру хозяйственных отношений, не принимая в расчет любые их изменения.

Экономическая теория полнее отражает действительность, если берет на вооружение диалектику – учение о наиболее общих закономерностях становления и развития всех явлений природы, общества и мышления. Выдающийся немецкий философ Георг Гегель (1770-1831 гг.) – создатель систематической теории диалектики – центральное место в этой теории отводил противоречию. Последнее он рассматривал как единство взаимоисключающих и одновременно взаимнопредполагающих друг друга противоположностей. Противоречие Г. Гегель оценивал как «мотор», как внутренний импульс всякого развития. Это, разумеется, в полной мере относится и к экономике.

Диалектический метод отражает не только противоречия, но и неотрывность и единство противоположностей. Это позволяет на практике объединять в целостность казалось бы несоединимые стороны явления. Поэтому в хозяйственной деятельности возникают различные формы, позволяющие находить компромисс (соглашение между различными сторонами, достигаемое путем уступок).

В силу нежелательности проведения частых экспериментов, особую роль в экономических исследованиях играет моделирование. Экономическая модель состоит из предпосылок и условий, которые служат для установления взаимосвязей между экономическими переменными. Переменные, значения которых принимаются в модели в качестве заданных, – это параметры модели. С помощью логики, графических построений и математики моделирование позволяет выявить влияние предпосылок и условий на явление, которое экономическая теория стремится объяснить. Ключевая поведенческая предпосылка в моделях, используемых в современной экономической науке, заключается в том, что в качестве главного мотива экономической деятельности рассматривается желание получить максимальную выгоду (максимальную прибыль, максимальную полезность и т.п.). Этим предопределяется рациональное экономическое поведение каждого человека.

Предположение о максимизации выгоды – упрощение. Наряду с рациональными мотивами человек в экономической жизни руководствуется и иррациональными мотивами. Особенно это присуще потребителям. Вместе с тем ориентация на максимизацию выгоды доминирует в современной экономической жизни, что делает данную предпосылку достаточно удобной и эффективной.

В современной экономической теории широко распространен предельный анализ – технический прием в экономическом моделировании, в соответствии с которым исследуется, каким образом каждое дополнительное действие влияет на цель, к которой стремится в своей экономической деятельности человек. Например, покупатель приобретет дополнительную единицу блага, если предельная (дополнительная) выгода, которую он получит, превысит предельные (дополнительные) издержки. Применение предельного анализа показывает, что он является мощным орудием принятия решений.

2. Специализированные методы экономики – позитивный и нормативный

При изучении экономических проблем часто используют позитивный и нормативный подходы.

Долгое время экономическая мысль, а затем и политическая экономия вмещали и изучение сущего, и конструирование должного, и выработку экономической политики. Лишь в конце XIX в. с формированием чистой экономической теории произошло обособление каждого из этих направлений.

«Положительная (positive) наука, – писал Дж. Н. Кейнс, – может быть определена как совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть; нормативная или регулятивная наука – как совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что должно быть, и потому имеющих своим предметом идеальное, как нечто отличное от действительного; искусство – как система правил для достижения данной цели» .

Положительная наука, полагал Кейнс, занимается изучением «единообразий» (uniformities – англ.), или, как мы сказали бы сейчас, закономерностей, нормативная – определением идеалов, искусство – формулированием предписаний. Он подчеркивал, что «и возможно, и желательно изучение экономических единообразий независимо от экономических идеалов и без формулирования экономических предписаний (но не наоборот)» .

Позитивный анализ означает изучение экономической реальности, то есть того, что было или есть и составление на основе наблюдаемых явлений экономических прогнозов. С помощью позитивного анализа мы делаем утверждения «.. если, то..».

Например, позитивный анализ того, как изменяются доходы бюджета Российской Федерации в 2006 году может быть применен для выяснения того, как будут финансироваться бюджетные расходы этого года. Это – прогноз государственных расходов при определенных тенденциях в формировании доходов. При увеличении доходов против плановых повысятся возможности запланированных бюджетных выплат, а если доходы не собираются в полной мере, то и расходы придется сократить.

Позитивный анализ не содержит в себе положительных или отрицательных оценок того, что произойдет или произошло. Позитивные утверждения не всегда бывают верными, но их можно проверить фактами. Нормативный анализ используется для оценки и выдачи рекомендаций, что должно иметь место. Для нормативного анализа характерно следующее утверждение: «следует сделать это или то..». Пример: «Для структурной перестройки экономики необходимо проводить селективную поддержку предприятий.»

Нормативные утверждения чаще всего выводятся из позитивных, но имеющимися фактами нельзя доказать их истинность или ложность. Экономическая теория формулируется в виде позитивных утверждений, но большинство расхождений между экономистами возникает при рассмотрении вопросов нормативного плана.

Экономическая наука является позитивной наукой, исследующей то, что есть, или то, что может возникнуть в результате принятия тех или иных решений, хотя она и вынуждена в некоторых своих разделах считаться с проблемами, возникающими из-за различий в ценностной ориентации людей. Как человек и гражданин экономист может, конечно, иметь собственное, личное мнение о должном, но его задача как профессионала в другом.

Как специалист экономист должен определить, во-первых, с помощью каких средств можно достигнуть поставленной цели, и, во-вторых, какие следствия будет иметь применение тех или иных средств помимо и наряду с осуществлением цели. «Затем мы предоставляем действующему лицу возможность взвесить, каково будет соотношение этих непредусмотренных следствий с предусмотренными следствиями своего поведения, то есть даем ответ на вопрос, какой ценой будет достигнута поставленная цель, какой удар предположительно может быть нанесен другим ценностям… Что же касается решения, принятого на основе такого взвешивания, то это уже составляет задачу не науки, а самого человека, действующего в силу своих желаний; он взвешивает и совершает выбор между ценностями, о которых идет речь, так, как ему велят совесть и его мировоззрение» .

Споры между экономистами вызываются именно различиями в их личной ценностной ориентации, мировоззрении, а не несовершенством экономического инструментария как такового. Экономисты не снимают с людей бремени выбора, но могут до определенной степени облегчить его, сделать выбор более ответственным.

Правда, их возможности могут остаться невостребованными, а советы или предостережения оставлены без внимания. Дело в том, что важнейшие решения, имеющие общенациональное значение, по необходимости основываются на неполной и к тому же крайне дорогой информации, а также на политических интересах и этических нормах, по поводу которых в обществе существуют принципиальные разногласия.

Заключение

Споры между экономистами вызываются не возможностью применения позитивных или нормативных методов и не различиями в их личной ценностной ориентации, мировоззрении, а не несовершенством экономического инструментария как такового. Экономисты не снимают с людей бремени выбора, но могут до определенной степени облегчить его, сделать выбор более ответственным.

Правда, их возможности могут остаться невостребованными, а советы или предостережения оставлены без внимания. Дело в том, что важнейшие решения, имеющие общенациональное значение, по необходимости основываются на неполной и к тому же крайне дорогой информации, а также на политических интересах и этических нормах, по поводу которых в обществе существуют принципиальные разногласия.

Литература

1. Вебер М. Избр. произведения. М., 1990.

2. Ивашковский Н. Микроэкономика. М., 1999.

3. Кейнс Дж. Н. Предмет и метод политической экономии. М., 1999.

4. Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. Пер. с англ. T.I. Гл.1. М., 2000.

5. Самуэльсон П.А. Экономика. Пер. с англ. T.I. Гл.1, 19. М., 1993.

Кейнс Дж. Н. Предмет и метод политической экономии. М., 1999. С.27.

Там же.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *