Метод замены налоговой юрисдикции

Консалтинговая компания «Верное решение» совместно с партнерами помогает предпринимателям в следующих вопросах:

  • анализ проблем и постановка задач оптимизации;
  • определение основных инструментов, которые может использовать организация;
  • создание схемы, выбор модели налогового планирования ;
  • осуществление финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с разработанной схемой, решение юридических вопросов (договоры, сделки, документы)
  • сопровождение камеральной проверки ИФНС, сопровождение текущих процедур налоговой оптимизации,
  • определение главных рисков;
  • защита позиции клиента в суде

Кое что о налоговой оптимизации

(по материалам журнала «Отечественные записки» http://www.strana-oz.ru)

Ни один человек в стране не несет никаких обязательств, моральных или иных, организовывать свои дела и свою собственность так, чтобы налоговые службы могли залезть в его тарелку самой большой ложкой. Налоговые службы пользуются любыми возможностями, предоставляемыми им налоговым законодательством, чтобы очистить карман налогоплательщика. И налогоплательщик имеет такое же право, оставаясь в рамках законов, проявить сообразительность, чтобы предотвратить опустошения своего кармана налоговой службой.

Лорд-судья Великобритании Клайд

Что такое налоговая оптимизация?

История налогов стара как существование государства. И сколько они существуют, налогоплательщики предпринимают множество усилий по снижению их выплаты.

Предприниматели, руководители и «рядовые» налогоплательщики рассматривают налоги как «потери» для бизнеса. Государство стремится со своей стороны подействовать на своих граждан внушениями о том, что налоги — это плата за цивилизованное общество (такова надпись на фасаде Службы внутренних доходов США) и что именно они позволяют обществу бороться с так называемыми провалами рынка, финансируют капиталовложения в те сферы, куда частный бизнес не устремляется из-за длительного периода окупаемости проекта, и оплачивают создание общественных благ. Граждане, впрочем, более склонны согласиться c теорией «стационарного бандита», объясняющей налогообложение не столь оптимистичным образом: население платит столько, сколько государство считает нужным и имеет силу взять. Все преимущество «стационарного бандита» перед «бандитом-гастролером», т. е. государства перед набежавшими вдруг «ордами варваров» состоит в том, что налоги отличаются предсказуемостью и известностью их объемов.

Люди понимают, что правительства тратят деньги менее осмотрительно и менее эффективно, чем они могли бы это сделать сами.

Мадсен Пири,
президент Института Адама Смита

В любом случае оказывается чрезвычайно сложно создать справедливую налоговую систему, при которой каждый вносит свой справедливый вклад, невозможно даже оценить вклад каждого, и перед обществом встает проблема «переноса налогового бремени» (чаще всего богатых обвиняют в том, что они «перекладывают» налоги на бедных). Возникает противоборство между заинтересованностью налогоплательщиков по избежанию излишних, с их точки зрения, налоговых выплат и заинтересованностью государства в пополнении госбюджета и пресечению уклонения от налогов. Существование специальных государственных органов и предусмотренных в законодательстве карательных мер не позволяют среднему налогоплательщику безнаказанно и по собственному желанию изменять объем выплачиваемых налогов, поэтому налогоплательщикам приходится предпринимать специальную активность, именуемую налоговой оптимизацией.

Налоговая оптимизация — обычно под этим термином понимается деятельность, реализуемая налогоплательщиком с целью снижения налоговых выплат.

Определение оптимальных объемов налоговых платежей — проблема каждого конкретного предприятия или физического лица. Действия компании по определению оптимальных объемов называют системой корпоративного налогового менеджмента. При этом на практике минимальные выплаты оказываются не всегда оптимальными. Например, предприятие, выделяющееся из общей массы слишком маленькими выплатами, рискует навлечь на себя дополнительные проверки, что чревато дополнительными издержками. Налоговый менеджмент предполагает оптимизацию бремени и структуры налогов со всех точек зрения.

Оптимизация налогов — это только часть более крупной — главной — задачи, стоящей перед финансовым менеджментом (финансовым управлением предприятием). Главная задача финансового менеджмента — финансовая оптимизация, т. е. выбор наилучшего пути управления финансовыми ресурсами предприятия, а также привлечение внешних источников финансирования.

На свете существуют две неизбежные вещи: смерть и налоги; однако смерть, в отличие от налогов, безболезненна.

Франклин Делано Рузвельт

Налоговые оптимизационные схемы

Все методы оптимизации складываются в оптимизационные схемы. Ни один из методов сам по себе не приносит успеха в налоговом планировании, лишь составленная грамотно и с учетом всех особенностей схема позволяет достичь намечаемого результата; напротив, некачественная схема налоговой оптимизации может нанести компании ощутимый вред. Любая схема перед внедрением проверяется на соответствие нескольким критериям: разумности, эффективности, соответствия требованиям закона, автономности, надежности, безвредности.

Эффективность — это полнота использования в схеме всех возможностей минимизации налогов. Соответствие требованиям закона — учет всех возможных правовых последствий использования схемы, продуманность механизмов реагирования на изменение действующего законодательства или на действия налоговых органов. Автономность— схема рассматривается с точки зрения сложности в управлении, подконтрольности в применении и сложности в реализации. Надежность — это устойчивость схемы к изменению внешних и внутренних факторов, в том числе к действиям партнеров по бизнесу. Наконец, безвредность предполагает избежание возможных негативных последствий от использования схемы внутри предприятия.

Минимизация налоговых платежей

Оптимизация налогообложения предполагает: минимизацию налоговых выплат (в долгосрочном и краткосрочном периоде при любом выпуске) и недопущение штрафных санкций со стороны фискальных органов, что достигается правильностью начисления и своевременностью уплаты налогов.

«Минимизация налогов» — термин, который вводит в заблуждение. В действительности, конечно, целью должна быть не минимизация (снижение) налогов, а увеличение прибыли предприятия после налогообложения.

В результате складывается казусная ситуация: корпоративные менеджеры, которые должны стремиться увеличить размер чистой прибыли, с помощью юристов, бухгалтеров и финансовых консультантов прилагают нередко значительные усилия для того, чтобы уменьшить размер «прибыли для целей налогообложения».

Цель минимизации налогов — не уменьшение какого-нибудь налога как такового, а увеличение всех финансовых ресурсов предприятия. Оптимизация налоговой политики предприятия позволяет избежать переплаты налогов в каждый данный момент времени, пусть не намного, но, как известно, сегодняшние деньги гораздо дороже завтрашних. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. Ситуация, когда предприятие платит налоги «в лоб», т. е. следуя букве закона формально, без привязки к особенностям собственного бизнеса, встречается все реже и свидетельствует о том, что над налогами на предприятии никто не работал.

Сокращение налоговых выплат лишь на первый взгляд ведет к увеличению размера прибыли предприятия. Эта зависимость не всегда бывает такой прямой и непосредственной. Вполне возможно, что сокращение одних налогов приведет к увеличению других, а также к финансовым санкциям со стороны контролирующих органов. Поэтому наиболее эффективным способом увеличения прибыльности является не механическое сокращение налогов, а построение эффективной системы управления предприятием; как показывает практика, такой подход обеспечивает значительное и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу.

Государство предоставляет множество возможностей для снижения налоговых выплат. Это обусловлено и предусмотренными в законодательстве налоговыми льготами, и наличием различных ставок налогообложения и существованием пробелов или неясностей в законодательстве, не только из-за низкой юридической квалификации законодателей, но и ввиду невозможности учета всех обстоятельств, возникающих при исчислении и уплате того или иного налога.

Пути минимизации налоговых платежей

Существуют три пути сокращения налоговых платежей: уклонение от уплаты налогов, налоговое планирование и избежание налогов.

Уклонение от уплаты налогов (tax evasion) — нелегальный путь уменьшения своих налоговых обязательств по налоговым платежам, основанное на сознательном, уголовно наказуемом (ст. 198 УК РФ для физических лиц, ст. 199 для руководства и ответственных юридических лиц) использовании методов сокрытия доходов и имущества от налоговых органов, создания фиктивных расходов, а также намеренного (умышленного) искажения бухгалтерской и налоговой отчетности. Легальной возможности «уклониться от налогов» не существует. Любые целенаправленные действия субъекта, нарушающие действующее законодательство, в результате которых бюджет так или иначе недополучает причитающиеся ему по закону суммы налогов, — ущербны и нелегальны и ведут к наступлению налоговой либо уголовной ответственности.

Налоговое планирование (tax planning) — легальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на использовании возможностей, предоставленных налоговым законодательством, путем корректировки своей хозяйственной деятельности и методов ведения бухгалтерского учета.

Избежание налогов (tax avoidance) — минимизация налоговых обязательств законным использованием коллизий и недоработок нормативных законодательных актов; при этом налогоплательщик полностью раскрывает свою учетную и отчетную информацию налоговым органам. Этот метод позволяет в дальнейшем довольно успешно оспаривать в арбитражном суде претензии налоговых органов к выбранной налоговой политике, основываясь на принципе «что не запрещено законом, то разрешено». Оба последних способа, с юридической точки зрения, не предполагают нарушения законных интересов бюджета. Правда, избежание налогов несет в себе дополнительные риски, связанные с огромными сложностями на пути судебных тяжб с налоговыми органами.

В зависимости от периода времени налоговая оптимизация может быть подразделена на текущую и перспективную.

Невозможно увильнуть от налогов. От них можно уклониться законным или незаконным способом. Оба способа так же стары, как и сама налоговая система.

Сирил Паркинсон. Закон и доходы

Уклонение от уплаты налогов

Хотя законодательство РФ предусматривает право плательщика налогов на реализацию мер защиты права собственности, а также право на действия, направленные на уменьшение налоговых обязательств, тем не менее, безгранично этим правом пользоваться нельзя.

Существует несколько распространенных способов уклонения от налогов, которые по своей природе нелегальны. Самым распространенным является способ неоприходования выручки и товарно-материальных ценностей, например продажа за наличные неучтенного товара. Еще один способ — деятельность фирмы без регистрации (предполагает предыдущий).

Ключевая особенность схем ухода от налогов, основанных на неучтенном наличном обороте, заключается в систематическом использовании фиктивных операций.

В одних случаях происходит «обналичивание» или обмен официально заработанных безналичных денег, находящихся на расчетном счете в банке, на неучтенные наличные. Речь идет о заключении фиктивного договора на выполнение работ или оказание услуг. Таким образом, предприятие уходит от налогов с зарплаты и распределения прибыли и получает неучтенные наличные, которые обычно используются для выплат «черной» зарплаты работникам, для формирования личных доходов менеджеров и собственников соответствующих предприятий-налогоплательщиков, а также на взятки чиновникам, «откаты» представителям крупных клиентов за выгодные заказы и т. д.

Другой случай — «обезналичивание», или обмен неофициально заработанных наличных денег на безналичные деньги, легально зачисляемые на счет соответствующей фирмы, что идентично понятию «отмывание денег». При этом заключается два контракта — один на приобретение специальной фирмой товара у оптовика, другой на поставку этого же товара розничному торговцу. Оба контракта являются фиктивными, так как товар на самом деле передается оптовиком непосредственно розничному торговцу.

Налоговое планирование

Под налоговым планированием понимается целенаправленная деятельность налогоплательщика, ориентированная на максимальное использование всех нюансов существующего налогового законодательства с целью уменьшения налоговых платежей в бюджет.

Цели налогового планирования соотносятся со стратегическими (коммерческими) приоритетами и интересами предприятия, с затратами на его проведение и с тяжестью налогового бремени. Правильным подходом в рамках проведения грамотного налогового планирования считается использование льгот в сочетании с другими приемами, часто в большей степени организационными, чем финансовыми или бухгалтерскими.

Налоговое планирование является одной из главных составляющих частей процесса финансового планирования. Происходит предварительный расчет вариантов сумм прямых и косвенных налогов, налогов с оборота по результатам общей деятельности и по отношению к конкретной сделке или проекту в зависимости от различных правовых форм ее реализации. Налоговое планирование доступно любому, но осуществлять его надо не после совершения какой-либо хозяйственной операции или прошествия налогового периода, а до этого.

Внешнее и внутреннее налоговое планирование

Внешнее планирование может проводиться несколькими методами: замены налогового субъекта, замены вида деятельности, замены налоговой юрисдикции.

Метод замены налогового субъекта основывается на использовании в целях налоговой оптимизации такой организационно-правовой формы ведения бизнеса, в отношении которой действует более благоприятный режим налогообложения. Так, например, включение в бизнес-схему «инвалидных» компаний — имеющих льготы как общества инвалидов или имеющих долю инвалидов в штате более определенного уровня— позволяет экономить на прямых налогах.

Метод изменения вида деятельности налогового субъекта предполагает переход на осуществление таких видов деятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени по сравнению с теми, которые осуществлялись. Примером использования этого метода может служить превращение торговой организации в торгового агента или комиссионера, работающего по «чужому» поручению с «чужим» товаром за определенное вознаграждение, или использование договора товарного кредита — из соображений более легкого учета и меньшего налогообложения.

Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации на территории, предоставляющей при определенных условиях льготное налогообложение. Выбор места регистрации (территории и юрисдикции) важен при условии неоднородности территории. Когда каждый регион страны наделен полномочиями по формированию местного законодательства и на этом поле субъекты обладают некоторой свободой, каждая территория использует эту свободу по-своему. Отсюда различия в размере налоговых отчислений. Разработка стратегии развития компании подразумевает возможную организацию аффилиационных структур во внешних зонах сминимальным налоговым бременем (офшор).

При выборе места регистрации ориентируются не только на размер налоговых ставок. При небольших налоговых ставках законодательством обычно устанавливается расширенная налоговая база, что в конечном итоге может привести к обратному эффекту — повышению налоговых платежей. Если небольшая налоговая ставка жестко привязана к единице результата деятельности, то налоговое планирование становится практически невозможным.

И наоборот, при формально высоких налоговых ставках вполне возможно снижение налогового бремени, поскольку существуют различные льготы, относящиеся к части налогов, устанавливаемых на уровне местных субъектов власти.

Патриотизм кончается там, где начинается налоговая декларация.

Артур Годфри

Внутреннее планирование

Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику достаточно много возможностей для снижения размера налоговых платежей путем внутреннего планирования, в связи с чем можно выделить общие и специальные методы. Среди общих методов выделяют: выбор учетной политики, разработка контрактных схем, использование оборотных средств, льгот и прочих налоговых освобождений. Среди специальных: метод замены отношений, метод разделения отклонений, метод отсрочки налогового платежа и метод прямого сокращения объекта налогообложения.

Общие методы внутреннего планирования

Выбор учетной политики организации, разрабатываемой и принимаемой один раз в финансовый год, — важнейшая часть внутреннего налогового планирования. Этот документ подтверждает обоснованность и законность того или иного толкования нормативных правовых актов и действий в отношении ведения бухгалтерского учета.

Одним из тривиальных и часто используемых методов налоговой оптимизации является снижение налогооблагаемой прибыли за счет применения ускоренной амортизации и/или переоценки основных средств. Так, если возможности для ускоренной амортизации в России невелики, то переоценка основных средств представляет собой достаточно эффективный способ экономии на налоге на прибыль и налоге на имущество.

Контрактная схема позволяет оптимизировать налоговый режим при осуществлении конкретной сделки. Речь идет, во-первых, об использовании налогоплательщиком в контрактах четких и ясных формулировок, а не принятых типовых, во-вторых, об использовании нескольких договоров, обеспечивающих одну сделку. Все это помогает выбрать оптимальный налоговый режим осуществления конкретной сделки с учетом графика поступления и расхода финансовых и товарных потоков.

Льготы — одна из важнейших деталей внутреннего и внешнего налогового планирования. Теоретически льготы — один из способов для государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики, которые необходимы государству в меру их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования. Практически же большинство льгот достаточно жестко лимитируют сегмент их использования. Льготы и их применение в значительной степени зависят от местного законодательства. Как правило, значительную часть льгот предоставляют местные законы.

Некоторые льготы, казалось бы не относящиеся к области деятельности непосредственно, становятся так называемыми косвенными льготами; компании попадают в число льготников по формальным причинам.

Налоговое законодательство предусматривает различные льготы: необлагаемый минимум объекта; изъятия из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), прочие налоговые льготы.

Специальные методы налоговой оптимизации

Специальные методы налоговой оптимизации имеют более узкую сферу применения, чем общие, однако так же могут применяться на всех предприятиях.

Метод замены отношений основывается на многовариантности путей решения хозяйственных проблем в рамках существующего законодательства. Субъект вправе предпочесть любой из допустимых вариантов как с точки зрения экономической эффективности операции, так и с точки зрения оптимизации налогообложения.

Метод разделения отклонений базируется на методе замены. В данном случае заменяется не вся хозяйственная операция, а только ее часть, либо хозяйственная операция заменяется на несколько операций. Метод применяется, как правило, когда полная замена не позволяет достичь ожидаемого результата.

Метод отсрочки налогового платежа основан на возможности переносить момент возникновения объекта налогообложения на последующий календарный период. Всоответствии с действующим законодательством срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения и календарным периодом. Используя элементы метода замены и метода разделения, можно изменить срок уплаты налога или его части на последующий, что позволит существенно сэкономить оборотные средства.

Метод прямого сокращения объекта налогообложения имеет целью снижение размера объекта, подлежащего налогообложению, или замену этого объекта иным, облагаемым более низким налогом или не облагаемым налогом вовсе. Объектом могут быть как хозяйственные операции, так и облагаемое налогами имущество, причем сокращение не должно оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предпринимателя.

Классификация налогов в целях их минимизации

Классификация отталкивается от положения налога относительно себестоимости:

1. Налоги, находящиеся «внутри» себестоимости. Уменьшение таких налогов приводит к снижению себестоимости и к увеличению налога на прибыль. В итоге эффект от минимизации таких налогов есть, но он частично гасится увеличением налога на прибыль.

2. Налоги, находящиеся «вне» себестоимости (НДС). Минимизация выплат по НДС заключается не только в минимизации выручки (с которой выплачивается НДС), но и в максимизации НДС, который идет в зачет (НДС, выплаченный всей цепочкой поставщиков) и компенсируется компании.

3. Налоги, находящиеся «над» себестоимостью (налог на прибыль). Для этих налогов следует стремиться к уменьшению ставки (путем замены лица с юридического на физическое или юрисдикции) и формальному уменьшению налогооблагаемой базы. При этом возможно увеличение налогов «внутри» себестоимости.

4. Налоги, выплачиваемые из чистой прибыли. Для этих налогов стремятся к уменьшению ставки и налогооблагаемой базы.

Если вы действуете в нарушение правил, вас трафуют; если вы действуете по правилам, вас облагают налогом.

Лоуренс Дж. Питер

Избежание налогов

Применение метода «Что не запрещено в законе, то разрешено» еще недавно в России ограничивалось «принципом облагаемости». Он предполагает, что под действие налогов должны попадать все объекты налогообложения, за исключением тех, которые в таком качестве напрямую перечислены в законе. Принцип подразумевает, что самому налогоплательщику придется доказывать, что он не заплатил налог на вполне законных основаниях. Дело же органов поверить или не поверить ему.

Однако с момента вступления в силу Налогового кодекса РФ применительно кналогоплательщику действует «принцип презумпции правоты». Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательных актов о налогах толкуются в пользу налогоплательщика. Хотя принцип действует и не до конца (например, согласно ст. 40 НК РФ налоговая инспекция может определять цену сделок для целей налогообложения сама и от этой цены пересчитывать все налоги). А налогоплательщик в этом случае должен доказывать свою правоту.

Именно поэтому избежание налогов хотя и представляется столь заманчивым, благодаря многочисленности пробелов и противоречий, содержащихся в законодательстве, и благодаря принципу презумпции правоты, на практике налогоплательщик должен в этом случае налаживать очень хорошие отношения с налоговой инспекцией. В противном случае доказательство своей правоты может обернуться слишком дорого.

Позиция налоговых органов

Налоговое планирование основывается не только на изучении текстов действующих налоговых законов и инструкций, но и на общей принципиальной позиции, занимаемой налоговыми органами. Эта простая истина чаще всего оказывается важнее, чем многие законодательные акты страны.

Существование налоговых планов, основанных на специальных статистических исследованиях и составленных по географическому и отраслевому признаку, не позволяет налогоплательщику принимать решения о резком, бросающемся в глаза снижении налоговых выплат (даже вполне легальным путем). Резкое отклонение объемов платежей того или иного предприятия от предприятия, в среднем с ним схожего, или от плановых показателей вызывает у налоговых органов ненужные вопросы и заслуженное недовольство, что может грозить налогоплательщику внимательным исследованием его отчетности, в поисках источников для штрафов и взысканий. Такое планирование присутствует даже в нашей стране, хотя наша налоговая система до сих пор характеризуется неустойчивостью.

Дабы Бертольд быстрее нашел свою смерть, его послали в края и города (королевства) с поручением… взыскивать налоги.

Хроника Бургундии, 604 год

Борьба государства с уклонением от уплаты налогов

Пресечение попыток «творческой неуплаты налогов» возведено в любой стране в ранг государственной политики и является направлением деятельности многих государственных органов, не только налоговой полиции.

Всего можно выделить четыре способа законодательной борьбы государства с уклонением от уплаты налогов: доктрина «существо над формой», доктрина «деловая цель», заполнение пробелов в налоговом законодательстве, презумпция облагаемости. Последний способ, как и имеющийся у него в российской практике недостаток, был уже рассмотрен выше.

Доктрина «существо над формой» говорит о том, что юридические последствия сделки определяются ее существом, а не формой. Решающим при рассмотрении вопроса об уплате/неуплате налогов будет характер фактически сложившихся отношений между сторонами договора, а не название договора. Сделка подлежит переквалификации в соответствии с существом.

Доктрина «деловая цель» заключается в том, что сделка, которая создает налоговые преимущества, подлежит переквалификации, если не достигает деловой цели. Такая подмена сделок характерна при использовании сложных контрактных схем, когда, например, в целях налогового планирования договор купли-продажи маскируют договором комиссии, а договор подряда договором оказания услуг, либо создают длинные схемы с неработающими, по сути, в сделке участниками.

Механизмом реализации первой доктрины являются положения ГК РФ, предусматривающие ничтожность или недействительность мнимых и притворных сделок, где мнимая сделка — сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, а притворная сделка — сделка, совершенная с целью прикрыть другую сделку. К притворной сделке применяются правила той сделки, которую стороны на самом деле подразумевали при ее совершении.

Однако Налоговый кодекс РФ усложнил работу налоговых органов и здесь. Они утратили право самостоятельно переквалифицировать сделки налогоплательщика с третьим лицом, а потому практическое применение рассматриваемых доктрин затруднено, это может сделать только суд.

Заполнение пробелов в законодательстве. Законодатель регулярно принимает соответствующие поправки к законам, закрывающие различные лазейки, дающие возможность налогоплательщикам уменьшать размеры своих налоговых отчислений или избегать уплаты налогов. Такие поправки в основном принимаются по результатам практической работы налоговых органов, в связи с выявлением случаев избежания уплаты налогов с помощью этих лазеек или в связи с внезапной распространенностью той или иной оптимизационной схемы.

До недавнего времени в России одним из самых действенных способов борьбы с налоговыми уклонистами являлось признание сделок недействительными по искам налоговых органов. В настоящее время право на обращение в суд о признании сделок недействительными исключено из Налогового кодекса.

© Copyright 2001—2013 журнал «Отечественные записки».

Сотрудники компании «Верное решение» оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • проведение исследований рынков (маркетинговых)
  • привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач.

По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

Это можно сделать одним из способов:

Отправьте Ваши вопросы или информацию о Вашем проекте, заявку на обратный звонок:

  • с помощью формы «Задать вопрос сотруднику компании» в левой нижней части экрана;
  • при помощи он-лайн формы;
  • письмом на электронный адрес vr_cons@mail.ru

Позвоните нашим сотрудникам по телефонам:

Анализ налога на прибыль организации на примере ООО «Строймагнат»

Рассмотрим механизм взимания налога на прибыль организаций на примере ООО «Строймагнат».

Прибыль, которая подлежит налогообложению рассчитывается на основе 4-х составляющих:

доходы от реализации ;

расходы,которые уменьшают сумму доходов от продажи;

внереализационные доходы;

внереализационные расходы.

Прибыль рассчитывается нахождением суммы доходов и расходов по всем критериям хозяйственной деятельности ( отвечающих за продажу и внереализационную деятельность организыции), нарастающим итогом с начала года.

При выявлении доходов исключаются суммы налогов, предъставленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком. На данный момент к этим налогам относятся НДС, акцизы и другие обязательные платежи.

Выявление доходов происходит на основании первичных и других документов, доказывающих полученные налогоплательщиком доходы, и документы налогового учета.

При определении налоговой базы не учитываются многие доходы, полученные в виде целевого финансирования и целевых поступлений, при расчетах с учредителями, в результате осуществления государственных программ, а также денежные средства и имущество, которые при их получении не переходят навсегда в собственность организации.

Выручка от реализации товаров в виде собственного производства и ранее приобретеных,а также выручка от реализации имущественых прав является доходами от реализации. Выручка от реализации рассчитывается вытекая из всех поступлений, согласованных с расчетами за реализованные товары и имущественные права.

Внереализационные доходы — это доходы, не связанные с реализацией товаров, работ, услуг, определенные в соответствии со статьей 250 НК РФ.

Во время рассчета прибыли целью налогообложения выступает правильность определения себестоимости продукции. Именно на этом этапе чаще всего допускаются ошибки финансовыми и бухгалтерскими службами организыций. Очень важно отследить такие ошибки, так как завышенный уровень себестоимости снижает базу обложения налога на прибыль. В себестоимость включаются не все установленные фактом затраты. Есть типы затрат , которые можно произвести только из прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налогов. Иные затраты входят в себестоимость, но не полностью, а лишь в пределах утвержденных нормативов. Примером таких затрат выступают командировочные расходы, представительские расходы и т.д.

В себестоимость продукции включаются:

затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), обусловленные технологией производства;

затраты, связанные с использованием природного сырья, земель, древесины, воды и т.д.;

затраты на подготовку и освоение производства;

затраты накопительного характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства, с улучшением качества продукции;

затраты на проведение опытно-экспериментальных работ, изобретательскую и рационализаторскую деятельность;

затраты по обслуживания производственного процесса;

текущие затраты, связанные с эксплуатацией фондов природного назначения: очистных сооружений, фильтров, расходы по очистке сточных вод и т.п.;

затраты, связанные с управлением производством;

затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;

затраты по транспортировке работников к месту работы и обратно в направлениях, где отсутствует транспорт общего пользования;

отчисления в специальные отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды;

затраты на воспроизводство основных производственных фондов, включаемые в себестоимость продукции в форме амортизационных отчислений на полное восстановление;

налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком;

износ по нематериальным активам;

оплата услуг кредитных учреждений по выдаче сотрудникам заработной платы, осуществлению факторинговых операций.

Рассмотрим формирование доходов в ООО «Строймагнат» за 2013-2015 года на таблице 2.1.

Таблица 2.1 — Доходы, полученные ООО «Строймагнат» за 2013-2015 гг. (руб.)

Вид дохода

Сумма расходов

2013г

2014г

2015г

1. Доходы, связанные с производством и реализацией:

8 950 720

7 981 900

9 450 690

— выручка от реализации товаров собственного производства;

5 203 770

4 890 501

5 840 487

— выручка от реализации покупных товаров

2 670 300

2 121 385

2 186 642

— выручка от реализации прочего имущества;

1 076 650

970 014

1 423 561

2. Выручка от реализации основных средств

550 900

524 340

667 050

3. Внереализационные доходы

1 120 046

902 341

1 150 580

Итого:

10 622 520

9 408 581

11 268 320

Из таблицы 2.1 видно, что организация достигла немалых результатов в 2015 г., что доказывает увеличение объема выручки на 16,5% в сравнении с 2014 г. и на 9,4% в сравнении с 2013 г. Такой рост доходов означает увеличение выручки от реализации товаров собственного производства и внереализационных доходов.

Если соотнести итоги 2014 г. с 2013 г. можно заметить, что произошел спад уровня доходов на 11,6% в частности из за снижения выручки от реализации произведеной продукции в следствии уменьшения спроса на произведенные товары, а также выручки от реализации основных средств.

Рассмотрим расходы ООО «Строймагнат», связанные с производством и реализацией продукции. Для начала стоит выявить что относится к данным расходам.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты , осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Затраты организации в зависимости от их вида, а также условий осуществления и направлений деятельности предприятий делятся на 2-е группы:

расходы, связанные с производством и реализацией, которые включают:

расходы, связанные с изготовлением, хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном состоянии;

расходы на освоение природных ресурсов;

расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

расходы на обязательное и добровольное страхование;

Внереализационные расходы.

В случае, когда какие-то затраты отнесеносятся одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик может самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет эти затраты.

Кроме того, расходы, связанные с производством и реализацией подразделяются на:

прямые;

косвенные.

К прямым расходам относят:

материальные расходы (затраты на приобретение сырья и материалов, а также комплектующих);

расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров (работ, услуг);

сумма ЕСН, начисленного на оплату труда производственного персонала;

амортизация основных средств, которые используются при производстве товаров (работ, услуг).

Все остальные расходы (кроме внереализационных) для целей налогообложения относят к косвенным. На прямые и косвенные расходы подразделяются в том случае, если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления.

Сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного периода.

Сумма прямых расходов, осуществленных в отчетном периоде, также относится к расходам текущего отчетного периода, за исключением сумм прямых расходов, распределяемых на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном периоде продукции.

Тщательнее исседуем формирование прямых затрат.

К материальным расходам относятся:

топливо, вода и энергия всех видов, расходуемых на технологические цели и отопление зданий, расходы на выработку, трансформацию и передачу энергии;

работы и услуги производственного характера, как приобретаемые на стороне, так и осуществляемые самостоятельно;

расходы на проведение испытаний и контроль качества продукции (работ, услуг), содержание и эксплуатацию основных средств, и иные подобные цели;

расходы на инструменты, приспособления, инвентарь, приборы, лабораторное оборудование, спецодежду и иное имущество, не являющееся амортизируемым;

расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения.

и т.д.

Для целей исчисления налога на прибыль в расходы на оплату труда включаются:

любые начисления работникам в денежной и натуральной форме;

стимулирующие начисления и надбавки;

компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда;

премии и единовременные поощрительные начисления;

расходы, связанные с содержанием работников, которые предусмотрены законодательством РФ, трудовыми договорами и коллективными договорами.

Таблица 2.2 — Расходы, осуществленные ООО «Строймагнат», за 2013-2015 гг.

Виды расходов

Сумма расходов, руб.

2013г

2014г

2015г

Прямые расходы, в том числе:

3 451 300

2 856 890

3 146 790

-материальные

2 579 000

1 940 600

2 160 908

-оплата труда

193 306

201 027

197 200

-амортизация

95 320

89 150

92 563

-прочие затраты

583 674

626 113

696 119

Расходы, связанные с реализацией покупных товаров

3 670 560

2 510 090

3 140 890

Косвенные расходы:

1 143 500

1 254 000

1 190 860

Внереализационные расходы

864 430

776 250

801 425

Итого:

9 129 790

7 397 230

8 279 965

Проанализировав таблицу 2.2 можно сделать ряд выводов. Видно, что расходы организации сничаются за рассматриваемый период времени. В 2014 г. произошло значительное понижение суммы расходов на 19% в сравнении с аналогичным периодом 2013 г., а в 2015 г. установлен рост расходов на 11% в сравнении с 2014 г. Однако расходы в 2015 г. значительно ниже расходов в 2013 г. на 9% или 849 825 руб. Данной уменьшение расходов в 2014 г. является результатом снижения сумм амортизации, уменьшение некоторых расходов, а так же использование более дешевого сырья.

Увеличение суммы расходов в 2015 г. вызвано увеличением внереализационных расходов, а также с увеличением прочих расходов организации. Расходы, связанные с производством и реализацией (прямые расходы), как видно по данным табл. 2.2, выступают наиболее значимыми и наибольший удельный вес в их общей доле составляют материальные затраты .

Налоговая база расчитывается по формуле 2.1:

Н.б = Д- Р (2.1)

где Н.б — налоговая база;

Д — доходы, полученные предприятием;

Р — расходы, полученные предприятием.

Сумма налога на прибыль организации рассчитывается — это налоговая база умноженная на налоговую ставку по налогу на прибыль.Рассчитывается по формуле 2.2:

Сумма налога на прибыль = Н.бЧНс (2.2)

где Н.б — налоговая база;

Нс — налоговая ставка.

Таблица 2.3 — Расчет суммы налога на прибыль, подлежащей уплате ООО «Строймагнат» в бюджет за 2013-2015 гг.

Показатель

Годы

2013г

2014г

2015г

Доходы

10 622 520

9 408 581

11 268 320

Расходы

9 129 790

7 397 230

8 279 965

Налоговая база(прибыль)

1 492 730

2 011 351

2 988 355

Налоговая ставка

20%

20%

20%

Сумма налога на прибыль подлежащая уплате в бюджет РФ

298 564

402 270

597 671

Рассчеты за 2013 год:

Н.б = 10 622 520 руб — 9 129 790 руб = 1 492 730 руб

Сумма налога на прибыль = 1 492 730 Ч 20% = 298 564 руб

Рассчеты за 2014 год:

Н.б = 9 408 581 руб — 7 397 230 руб = 2 011 351 руб

Сумма налога на прибыль = 2 011 351 Ч 20% = 402 270 руб

Рассчеты за 2015 год:

Н.б = 11 268 320руб — 8 279 965руб = 2 988 355 руб

Сумма налога на прибыль = 1 492 730 Ч 20% = 597 671 руб

Вывод : Из данных таблицы 2.3 видно, что в анализируемом периоде произошел рост прибыли на 46%, а, соответственно, и сумма налога на прибыль, подлежащих уплате в бюджет РФ, на 46% в 2015 г. по сравнению с 2013 г. Сравнивая 2014 г. с 2013 г., видно, что прибыль увеличилась на 26%.

Если сравнивать результаты 2015 г. с 2014 г. видно, что произошло увеличение прибыли на 33% за счет равномерного увеличения доходов и расходов. Вместе с увеличением суммы прибыли произошел рост суммы налога на прибыль на 33%, на это оказало влияние увеличение налогооблагаемой прибыли.

Балансовый метод.

Балансовый метод состоит в создании бухгалтерской модели хозяйственной или финансовой ситуации. Фактически мы производим увязывание потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования на основе балансовых показателей. Иными словами, данный метод предполагает рассмотрение той или иной ситуации (или отдельной операции) путем составления бухгалтерских проводок и на их основе — расчета баланса; он широко применяется во многих организациях.

Указанный метод удобен при разработке схем и форм взаимодействия головной организации с дочерними и зависимыми обществами, когда существует необходимость определения совокупной величины налоговых обязательств и общего (корпоративного) финансового результата.

С помощью балансового метода возможно сравнивать финансовые и налоговые показатели по филиалам.

Балансовый метод наиболее целесообразно использовать в налоговом планировании, во-первых, при проведении анализа с точки зрения налоговых последствий текущих хозяйственных и финансовых операций на стадии заключения договоров, определении оптимальной формы сделки и, во-вторых, в некоторых случаях при формировании учетной политики организации как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения. Чтобы оценить тот или иной вариант экономической деятельности организации в разных условиях хозяйствования, выделяются крупные блоки хозяйственных операций, включающие главные отличия. Эти блоки оформляются в виде бухгалтерских проводок, затем выполняются расчеты балансов для каждого из них. Сравнение позволит выбрать более выгодный вариант.

Преимущества балансового метода — его простота и наглядность. Схематично прослеживается весь ход бухгалтерского оформления операции, а по данным полученного в результате баланса выявляется итоговая сумма налоговых платежей и финансовых результатов организации.

Балансовый метод позволяет:

дать оценку финансовых показателей обособленных структурных подразделений;

осуществить планирование по каждому виду хозяйственной деятельности;

выделить налогообложение по конкретным доходным договорам.

Метод также может применяться в целях оценки эффективности нескольких предприятий. Этот метод состоит в том, что на основе балансов ряда коммерческих предприятий определяются опосредованные величины параметров, которые могут быть использованы для сравнения или для построения расчетной экономической модели. Отклонения в ту или иную сторону показателей конкретной организации от среднестатистических характеризуют положительную или отрицательную динамику его деятельности.

Однако балансовый метод только формирует итоговые результаты, исходя из заданных параметров, но не фиксирует зависимостей их от исходных данных, не устанавливает критериев выбора оптимального варианта, не дает конкретных рекомендаций, в каких случаях и при каких условиях применение того или иного варианта наиболее эффективно.

В реальности минимизацией налогов можно заниматься как вполне законными, так и незаконными методами. Теневая экономика приносит дельцам немалые доходы благодаря уклонению от уплаты налогов, тогда как эффективное налоговое планирование помогает предприятию сократить налоговые потери в долгосрочной перспективе без нарушения законов. Например, дробление бизнеса может помочь компании уменьшить налоговые ставки, однако разделение большого предприятия на более мелкие должно иметь под собой конкретное коммерческое обоснование.

Таким образом, если исходить из необходимости сочетания целесообразности и недопустимости неправомерности использования налогового планирования, то его основные принципы должны быть определены следующим образом:

  • 1) соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении налогового планирования;
  • 2) снижение совокупных налоговых обязательств организации в результате применения инструментов налогового планирования;
  • 3) созидательное использование всех возможностей и принципов, дающихся законодательством, а также инструментария, доступного для конкретной организации, при осуществлении конкретной сделки. В свою очередь, они обеспечат достижение налоговой экономии в большем размере, чем затраты, связанные с их применением;
  • 4) планирование нескольких альтернативных вариантов с выделением наиболее оптимального применительно к конкретной ситуации;
  • 5) учет возможности и вероятности корректировки выбранных способов для скорейшего учета потенциальных изменений, вносимых в действующее законодательство, т.е. некого буфера для форс-мажорных обстоятельств, которые могут быть использованы или трактованы не в пользу компании, применяющей ту или иную ранее апробированную схему планирования;
  • 6) понятность и экономическая обоснованность схемы как в целом, так и всех без исключения ее составных частей.

Любая налоговая оптимизация предполагает определенную долю риска. Более того, для ее проведения потребуются затраты, поэтому перед оптимизацией необходимо проводить тщательный анализ существующей системы. Принимать решение о том, нужна ли компании налоговая оптимизация, будет директор компании исходя из своего опыта и представлений о ведении бизнеса. Все решения должны приниматься руководителями обдуманно, на основе всестороннего анализа последствий того или иного шага, в том числе влияния каждого мероприятия на объем налоговых обязательств компаний.

Минимизировать риски позволит наличие локальных нормативных актов, закрепляющих порядок ведения учета, внутреннего документооборота и использования льгот. Локальные нормативные акты будут служить в качестве доказательственной базы при проведении налоговых проверок, а также позволят систематизировать ведение учета на предприятии, усилить контроль со стороны руководства. Это особенно касается больших предприятий, имеющих разветвленную филиальную и представительскую сеть.

Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику достаточно много возможностей для снижения размера налоговых платежей путем внутреннего планирования, в связи с чем можно выделить общие и специальные методы. Любая налоговая оптимизация предполагает определенную долю риска. Таким образом, вопрос о правомерности тех или иных действий налогоплательщика, направленных на снижение размера налоговых обязательств, не всегда является простым и для ответа на него требуется тщательный анализ.

налоговый бюджет планирование налогоплательщик

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *