Мониторинг среды

Единая государственная система экологического мониторинга ( ЕГСЭМ )

Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ) – это система наблюдения, оценки, прогноза состояния окружающей среды и информационного обеспечения процесса подготовки и принятия управленческих решений по охране природы, защите от опасных экологических факторов и экологической безопасности. ЕГСЭМ является комплексной системой, объединяющей в своем составе практически все традиционные и вновь создаваемые в федеральных органах исполнительной власти системы контроля и слежения за состоянием окружающей среды и природных ресурсов. Ее основными задачами являются:

  • наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды;
  • информационное обеспечение органов управления природоохранной деятельности и обеспечением экологической безопасности, а также всех уровней автоматизированной информационно-управляющей системы «Экобезопасность России», информационное обеспечение всех уровней управленческих структур и автоматизированных информационно-управляющих систем федеральных органов исполнительной власти, нуждающихся в данных экологического характера;
  • создание и ведение банков данных экологической информации, доступных широкому кругу потребителей, занимающихся практической деятельностью и научными исследованиями в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
  • реализация единой научно-технической политики в области экологического мониторинга.

В структуре экологического мониторинга выделяют три составляющих: геофизический мониторинг, биологический мониторинг и мониторинг источников антропогенного воздействия.

Геофизический мониторинг включает элементы наблюдений, прогноза и оценки состояния геофизической составляющей биосферы, т.е. неживой природы, включая все виды загрязнений и их источники, системы погоды и климата.

Задачей биологического мониторинга является определение состояния живой природы, ее отклика, реакции на антропогенное воздействие. При организации и осуществлении биологического мониторинга предусматривается наблюдение, оценка и прогноз состояния здоровья человека.

Мониторинг источников антропогенного воздействия предусматривает контроль за объектами антропогенного воздействия на окружающую среду.

Нижним звеном ЕГСЭМ являются источники первичной информации, верхним – федеральный уровень управления ЕГСЭМ. Роль базовой мониторинговой сети, на которую накладываются и органично с которой сплетаются системы других федеральных органов исполнительной власти, играет действующая система Росгидромета. Она обеспечивает наблюдение, оценку и прогнозирование уровней загрязнения и состояния атмосферного воздуха, поверхностных вод суши, подземных вод, почв. Руководство функционированием ЕГСЭМ осуществляет МПР России.

В соответствии с принципом иерархической организации системы экологического мониторинга в ЕГСЭМ имеется три уровня: муниципальный, межрегиональный и федеральный.

Источник: Экологическая безопасность деятельности Вооруженных Сил. Тарасевич Ю.В., Измалков В.И. –М., 2001.

Экологический мониторинг

Онлайн школа английского языка нового поколения. Более 7 лет предоставляет обучение английскому языку по Skype (Скайп) и является лидером данного направления! Основные преимущества:

  • Вводный урок бесплатно;
  • Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных);
  • Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50);
  • Более 10 000 довольных клиентов.
  • Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем — от 600 рублей, с носителем языка — от 1500 рублей

Узнать детали

В конце 20 века научно-техническая деятельность человечества стала ощутимым фактором воздействия на окружающую среду. В целях оптимизации отношений человека с природой и экологической ориентации хозяйственной деятельности появилась многоцелевая информационная система долгосрочных наблюдений – мониторинг.

Термин «мониторинг» впервые появился в рекомендациях специальной комиссии СКОПЕ (научный комитет по проблемам окружающей среды) при ЮНЕСКО в 1971 году.

Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) (от лат. monitor — тот, кто напоминает, предупреждает) — многоцелевая информационная система долгосрочных наблюдений, а также оценки и прогноза состояния природной среды. Основная цель экологического мониторинга — предупреждения критических ситуаций, вредных или опасных для здоровья людей, благополучия других живых существ, их сообществ, природных и созданных человеком объектов.

Сама система мониторинга не включает деятельность по управлению качеством среды, а является источником информации необходимой для принятия экологически значимых решений.

Система экологического мониторинга накапливает, систематизирует и анализирует информацию: о состоянии окружающей среды; о причинах наблюдаемых и вероятных изменений состояния (т. e. об источниках и факторах воздействия); о допустимости изменений и нагрузок на среду в целом; о существующих резервах биосферы.

Основные процедуры системы мониторинга

3выделение (определение) и обследование объекта наблюдения;

3оценка состояния объекта наблюдений;

3прогнозирование изменений состояния объекта наблюдения;

3представление информации в удобной для использования форме и доведение ее до потребителя.

Пункты экологического мониторинга располагаются в крупных населенных пунктах, промышленных и с/х районах.

Виды мониторинга

1. В зависимости от территории, охватываемой наблюдениями, мониторинг подразделяется на три уровня: глобальный, региональный и локальный.

· Глобальный мониторинг — слежение за общемировыми процессами (в том числе антропогенного влияния), происходящими на всей планете. Разработка и координация глобального мониторинга окружающей природной среды осуществляется в рамках ЮНЕП (орган ООН) и Всемирной метеорологической организации (ВМО). Существуют 22 сети действующих станций системы глобального мониторинга. Основными целями программы глобального мониторинга являются: организация системы предупреждения об угрозе здоровью человека; оценка влияния глобального загрязнения атмосферы на климат; оценка количества и распределения загрязнений в биологических системах; оценка проблем возникающих при сельскохозяйственной деятельности и землепользовании; оценка реакции наземных экосистем на воздействие окружающей среды; оценка загрязнения морских экосистем; создание системы предупреждений о стихийных бедствиях в международном масштабе.

· Региональный мониторинг — слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то одного региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы. На уровне регионального мониторинга ведутся наблюдения за состоянием экосистем крупных природно-территориальных комплексов — бассейнов рек, лесных экосистем, агроэкосистем.

· Локальный мониторинг — это слежение за естественными природными явлениями и антропогенными воздействиями на небольших территориях.

В системе локального мониторинга наиболее важным является контроль следующих показателей (таб. 4).

Таблица 4.

Объекты наблюдения и показатели

Атмосфера

Химический и радионуклидный составы газовой и аэрозольной фаз воздушной сферы; твердые и жидкие осадки (снег и дождь) и их химический и радионуклидный составы, тепловое загрязнение атмосферы.

Гидросфера

Химический и радионуклидный составы среды поверхностных вод (реки, озера, водохранилища и т.д.), грунтовых вод, взвесей и донных отложений в природных водостоках и водоемах; тепловое загрязнение поверхностных и грунтовых вод.

Почва

Химический и радионуклидный составы.

Биота

Химическое и радиоактивное загрязнение сельскохозяйственных угодий, растительного покрова, почвенных зооценозов, наземных сообществ домашних и диких животных, птиц, насекомых, водных растений, планктона, рыб.

Урбанизированная среда

Химический и радиационный фоны воздушной среды населенных пунктов, химический и радионуклидный составы продуктов питания, питьевой воды и т.д.

Население

Численность и плотность населения, рождаемость и смертность, возрастной состав, заболеваемость и др.), социально-экономические факторы.

2. В зависимости от объекта наблюдения различают мониторинг базовый (фоновый) и импактный.

· Базовый мониторинг — слежение за общебиосферными природными явлениями без наложения на них антропогенных влияний. Например, базовый мониторинг проводится на особо охраняемых природных территориях, практически не испытывающих локальных воздействий деятельности человека.

· Импактный мониторинг — это мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах.

Кроме того, различают мониторинг: биоэкологический (санитарно-гигиенический), геоэкологический (природно-хозяйственный), биосферный (глобальный), космический, геофизический, климатический, биологический, здоровья населения, социальный и др.

Методы экологического мониторинга

В экологическом мониторинге используют различные методы исследования. Среди них можно выделить дистанционные (аэрокосмические) и наземные методы. К дистанционным методам, например, относится — зондирование с искусственных спутников, космических кораблей. К наземным методам относятся биологические (биоиндикационные) и физико-химические методы.

Одной из основных составляющих мониторинга окружающей природной среды является биологический мониторинг, под которым понимают систему длительных наблюдений, оценки и прогноза любых изменений в биоте (наличие и исчезновение каких-либо видов, изменение их состояния и численности, появление случайных интродуцентов, изменение ареала и др.), вызванных факторами антропогенного происхождения.

Структура биологического мониторинга довольно сложна. Он состоит из отдельных подпрограмм исходя из принципа, основанного на уровнях организации биологических систем. Так генетический мониторинг соответствует субклеточному уровню организации, экологический мониторинг – популяционному и биоценотическому уровням.

Биологический мониторинг подразумевает – разработку систем раннего оповещения, диагностику и прогнозирование. Главными этапами деятельности при разработке систем раннего оповещения являются отбор подходящих организмов и создание автоматизированных систем, способных с достаточно большой точностью выделять сигналы «отклика». Диагностика подразумевает обнаружение, идентификацию и определение концентрации загрязняющих веществ в биотической составляющей на основе широкого использования организмов – индикаторов (от лат. indicare – указывать). Прогноз состояния биотической составляющей окружающей среды может осуществляться на основе биотестирования и экотоксикологии. Метод использования организмов — индикаторов получил название — биоиндикация.

Биоиндикация в отличие от простого физического или химического измерения антропогенных факторов (дают количественные и качественные характеристики, позволяющие лишь косвенно судить о биологическом действии) дает возможность обнаружить и определить биологически значимые антропогенные нагрузки. Наиболее удобны для биоиндикации — рыбы, водные беспозвоночные, микроорганизмы, водоросли. Основные требования к биоиндикаторам — многочисленность и постоянная связь с антропогенным фактором.

Преимущества живых индикаторов:

· суммируют все без исключения биологически важные данные об окружающей среде и отражают ее состояние в целом;

· делают необязательными применение дорогостоящих и трудоемких физических и химических методов измерения биологических параметров (не всегда могут зарегистрировать кратковременные и залповые выбросы токсикантов);

· отражают скорость происходящих в природе изменений;

· указывают пути и места скопления различного рода загрязнений в экологических системах и возможные пути попадания этих агентов в пищу;

· позволяют судить о степени вредности тех или иных веществ для природы и человека;

· дают возможность контролировать действие многих синтезируемых человеком соединений;

· помогают нормировать допустимую нагрузку на экосистемы.

Для биоиндикации пригодны в основном два метода: пассивный и активный мониторинг. В первом случае у свободно живущих организмов исследуются видимые и невидимые повреждения и отклонения от нормы, являющиеся признаками массового стрессового воздействия. При активном мониторинге пытаются обнаружить те же самые воздействия на тест-организмах находящихся в стандартизированных условиях на исследуемой территории.

Мониторинг состояния природных ресурсов в России

Экологические мониторинги окружающей среды могут разрабатываться на уровне промышленного объекта, города, района, области, края, республики.

В Российской Федерации функционирует несколько ведомственных систем мониторинга:

* служба наблюдения за загрязнением окружающей среды Росгидромета;

* служба мониторинга лесного фонда Рослесхоза;

* служба мониторинга водных ресурсов Роскомвода;

* служба агрохимических наблюдений и мониторинга загрязнения сельскохозяйственных земель Роскомзема;

* служба санитарно-гигиенического контроля среды обитания человека и его здоровья Госкомсанэпиднадзора России;

· контрольно-инспекционная служба Госкомэкологии России и др.

Организации, осуществляющие мониторинг

антропогенного воздействия

на различные объекты окружающей среды

Объекты исследования

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Загрязнение атмосферного воздуха.

Загрязнение поверхностных вод суши.

Загрязнение морских вод.

Трансграничное загрязнение.

Комплексный мониторинг загрязнения среды и влияние на растительность.

Загрязнение атмосферных выпадений.

Глобальный фоновый атмосферный мониторинг.

Комплексный фоновый мониторинг.

Радиационные факторы.

Аварийный токсикологический мониторинг.

Министерство охраны природных ресурсов Российской Федерации

Естественный и нарушенный режим подземных вод.

Экзогенные геологические процессы.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации

Загрязнение почв.

Загрязнение растительности.

Загрязнение вод.

Загрязнения сельскохозяйственных продуктов, продуктов перерабатывающих предприятий.

Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации

Питьевые источники водоснабжения населенных пунктов.

Почвы.

Воздух рабочей зоны.

Пищевые продукты.

Источники шума.

Источники вибрации.

Источники электромагнитного излучения.

Заболеваемостью населения от факторов загрязнения окружающей среды.

Остаточное количество, галогеносодержащих соединений в пищевых продуктах.

Федеральная служба лесного хозяйства Российской Федерации

Мониторинг лесных ресурсов

Федеральное агенство по рыболовству Российской Федерации

Мониторинг рыбных ресурсов.

Мониторинг атмосферного воздуха. Атмосферный воздух в России как природный ресурс не учитывается. Для оценки уровня загрязнения атмосферы в 506 городах России создана сеть постов общегосударственной службы наблюдений и контроля за загрязнением атмосферы. На постах определяется содержание в атмосфере вредных различных веществ, поступающих от антропогенных источников выбросов. Наблюдения проводятся сотрудниками местных организаций Госкомгидромета, Госкомэкологии, Госсанэпиднадзора, санитарно-промышленных лабораторий различных предприятий. В некоторых городах наблюдения проводятся одновременно всеми ведомствами. Контроль качества атмосферного воздуха в населенных пунктах организуется в соответствии с ГОСТом 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов», для чего устанавливают три категории постов наблюдений за загрязнением атмосферы: стационарные посты (предназначены для регулярного отбора проб воздуха и непрерывного контроля за содержанием загрязнителей), маршрутные посты (для регулярного наблюдения с помощью специально оборудованных автомашин), передвижные посты (производятся вблизи магистралей для выяснения особенностей загрязнения воздуха создаваемого автомобилями), подфакельные посты (проводятся на автомашине или на стационарных постах для изучения особенностей загрязнения воздуха выбросами отдельных промышленных предприятий).

Водный мониторинг проводится в рамках государственного водного кадастра. Учет водных ресурсов (кроме подземных) и наблюдение за их режимом ведется на сети гидрометеорологических обсерваторий, станций и постов Росгидромета. Роскомвод обеспечивает на предприятиях, в организациях и учреждениях контроль правильности учета количества вод, забранных из водоисточников, и сброса в них использованных вод. Государственный учет подземных вод (в том числе и эксплуатационных запасов) осуществляют организации Министерства охраны природных ресурсов Российской Федерации. Контролю подлежат отбираемые питьевые и технические воды.

Мониторинг земельных ресурсов осуществляется как землепользователями, так и государственными землеустроительными органами. Инвентаризация земель проводится 1 раз в 5 лет. Сведения государственной регистрации землепользования, учет количества и качества земель, бонитировки почв (сравнительная оценка почв по их важнейшим агрономическим свойствам) и экономической оценки земель фиксируются в государственном земельном кадастре.

Мониторинг минерально-сырьевых ресурсов ведется на различных стадиях их освоения. Геологическое изучение недр, учет состояния движение запасов полезных ископаемых входят в компетенцию органов Министерства охраны природных ресурсов РФ. Надзорную деятельность в области рационального использования минерально-сырьевых ресурсов осуществляет Госгортехнадзор России (специализированный контрольный орган, который осуществляет наряду с надзором за состоянием безопасности работ в промышленности надзор за соблюдением порядка пользования недрами при разработке месторождений полезных ископаемых и переработке минерального сырья). Министерству РФ по охране природных ресурсов в части охраны недр подконтрольно около 3650 предприятий по добыче и переработки минерального сырья, в составе которых более 171 тысяч объектов (шахты, рудники, карьеры и разрезы).

Мониторинг биологических ресурсов. Учет охотничьих и промысловых животных возложен на Государственную службу учета охотничьих ресурсов России, которая на основании имеющихся сведений составляет прогнозы рационального использования животных ресурсов. Мониторинг рыбных ресурсов ведется во всех рыбопромысловых бассейнах и в местах, наиболее подверженных антропогенному воздействию. Осуществляют его сотрудники рыбохозяйственных институтов, ихтиологических служб органов рыбоохраны, находящихся в подчинении Федерального агентства по рыболовству РФ.

Работы по изучению и картографированию запасов дикорастущих растений ведут преимущественно научно-исследовательские институты и кафедры соответствующих вузов. В частности для промышленного сырья лекарственных растений определяются районы их размещения запасы в пределах ареалов. Кроме того, ведутся работы по оценке флористического разнообразия отдельных регионов, регулированию пастбищных нагрузок на природные группировки, контролю за изъятием промысловых растений.

Мониторинг лесных ресурсов включает в себя учет лесного фонда, охрану лесов от пожаров, санитарно-лесопатологический контроль и контроль зарубкой и восстановлением лесов, а также специализированный мониторинг производственно-территориальных комплексов, зон экологического неблагополучия. Функционально-технологическая структура национального уровня системы мониторинга лесов включает: лесоустроительные предприятия, службу лесопатологического мониторинга, специализированные предприятия и станции по защите леса, научно-исследовательские институты, отрасли и вузы, и некоторые другие.

В государственной системе управления природоохранной деятельностью важная роль отводится формированию Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ) (Постановление Правительства РФ от 31 марта 2003 г. N 177) как источнику объективной комплексной информации о состоянии окружающей природной среды на территории России. Эта система включает в себя: мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду; мониторинг загрязнения абиотического и биотического компонентов природной среды; обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем.

Таким образом, мониторинг окружающей среды может характеризоваться как одна из мер охраны окружающей природной среды, функция государственного управления и правовой институт. Налаженная широкомасштабная и эффективная сеть контроля состояния окружающей среды, особенно в крупных городах и вокруг экологически опасных объектов, является важным элементом обеспечения экологической безопасности и залогом устойчивого развития общества.

Предыдущие материалы: Следующие материалы:

  • Нормирование качества окружающей среды
  • Экологические проблемы на разных этапах развития общества.
  • Экономические отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия между обществом и природой.
  • Территориальные аспекты формирования современных глобальных экологических процессов.
  • Рост народонаселения. Продовольственная и энергетическая проблемы.

Региональный мониторинг окружающей среды

Региональные системы экологического мониторинга создаются для получения информации о состоянии окружающей среды на территории крупных регионов государств. Помимо информации, которая передается на национальный уровень мониторинга, данные системы наблюдений решают и специфические задачи, которые обусловлены особенностями природных объектов или техногенных воздействий на данных территориях.

Региональные системы экологического мониторинга могут быть как частью национальных систем наблюдений (например, региональный мониторинг в субъектах РФ, в провинциях Канады или Китая, отдельных штатах США и др.), так и международных или в пределах крупных природных объектов. Если объектами наблюдений становятся природные объекты, принадлежащие нескольким странам (например, моря), то региональный мониторинг является международным. Примерами таких систем наблюдений служат программы мониторинга состояния Великих озер на границе США и Канады, мониторинг состояния Черного, Каспийского, Балтийского морей.

Региональный мониторинг реализуется министерствами и ведомствами государств, а также местными природоохранными организациями. В качестве объектов мониторинга могут выступать исчезающие виды растений и животных, естественные или антропогенно измененные экосистемы. Среди контролируемых показателей в рамках регионального мониторинга выделяют радиационный баланс, температурные показатели, глобальные балансы С02 и 02, показатели загрязнения атмосферы, водоемов, водотоков, почв, функциональная структура природных экосистем и ее нарушения, популяционное состояние растений и животных, урожайность сельскохозяйственных культур.

Как и в случае национального экологического мониторинга, на региональном уровне можно выделить некоторые специализированные подсистемы мониторинга. Так, помимо состояния природных объектов еще одна важнейшая подсистема наблюдений — мониторинг источников воздействий. Эта подсистема мониторинга позволяет уточнить список контролируемых веществ и установить вклады различных источников (локальных, глобальных, региональных) в формирование уровня загрязнения окружающей среды.

При проектировании сети наблюдений (региональных станций) учитываются следующие факторы:

  • • особенности наблюдаемых природных объектов, физико-географических условий;
  • • закономерности переноса загрязняющих веществ в окружающей среде (атмосферный перенос, миграция в водной среде);
  • • процессы ландшафтно-геохимического перераспределения загрязняющих веществ (миграция и трансформация загрязняющих веществ по почвенному профилю до уровня грунтовых вод; но ландшафтно-геохимическому сопряжению с учетом геохимических барьеров и биохимических круговоротов; биохимический круговорот и др.);
  • • характеристики антропогенных источников воздействий: характер и интенсивность их работы, расположение, перспективы изменения динамики воздействий (например, планирование развития добычи ресурсов в регионе);
  • • особенности расселения жителей в регионе;
  • • особенности самих загрязняющих веществ и микроорганизмов, их возможная принадлежность к особым группам контролируемых компонентов (например, стойкие органические загрязнители, тяжелые металлы, радионуклиды, опасные микроорганизмы и др.).

Собранная в рамках регионального мониторинга информация используется для принятия решений в сфере природопользования на соответствующих уровнях: местном, международном, региональном, национальном. Кроме того, эти сведения могут использоваться и для решения других специфических задач. Например, в 2001 г. Российским НИИ культурного и природного наследия РАН были подготовлены Методические рекомендации по экологическому мониторингу недвижимых объектов культурного наследия. Документ содержит рекомендации по организации экологического мониторинга историко-ландшафтных комплексов, ботанических и дендрологических парков, объектов археологического наследия. Отдельный раздел посвящен региональному экологическому мониторингу, который предполагается реализовывать на уровне субъектов РФ. Предложены следующие режимы наблюдений (рис. 2.4).

Рис. 2.4. Режимы организации регионального мониторинга

Остановимся еще на некоторых примерах региональных систем экологического мониторинга. Так, в связи с активными работами но освоению нефтяных ресурсов Каспийского моря в 2003 г. в Тегеране была принята Рамочная конвенция о защите морской среды Каспийского моря. В соответствии со ст. 19 Конвенции прикаспийские государства:

  • • прилагают усилия для создания и осуществления соответствующих самостоятельных и (или) совместных программ мониторинга состояния морской среды Каспийского моря;
  • • согласуют перечень и параметры загрязняющих веществ, за выбросом и концентрацией которых в Каспийском море осуществляется мониторинг;
  • • регулярно самостоятельно и (или) совместно проводят оценку состояния морской среды Каспийского моря и эффективности мер, принимаемых для предотвращения, снижения и контроля загрязнения морской среды Каспийского моря;
  • • прилагают усилия к гармонизации правил подготовки и применения программ мониторинга, измерительных систем, методов анализа, методов обработки данных и оценки качества данных;
  • • разрабатывают централизованную базу данных, являющуюся основой для принятия решений и общим источником информации и образования для специалистов, администраторов и населения.

Таким образом, страны — участницы Конвенции принимают на себя ряд международных обязательств (табл. 2.3).

В целом каждое из государств-участников обязуется проводить наблюдения за состоянием морской среды на прибрежной акватории. Исламская Республика Иран обеспечивает единство измерений и контроль качества данных. Республика Казахстан обеспечивает прием и анализ спутниковой информации о состоянии акватории Каспийского моря. Обязанности Азербайджанской Республики — сбор, обработка, хранение и распространение данных наблюдений. Российская Федерация обязуется проводить регулярную оценку состояния морской среды. Туркменистан обеспечивает взаимодействие с исполнительными органами и протоколами Конвенции, информирование общественности. Таким образом, в рамках международного сотрудничества стран Каспийского региона обеспечивается сбор данных и обмен ими для управления природопользованием в регионе.

Таблица 23

Особенности организации экологического мониторинга в прикаспийских государствах (Монахов С. К., 2012)

Организационные аспекты

Прикаспийские государства

Азербайджан

Иран

Казахстан

Россия

Туркменистан

Определение экологического мониторинга и полномочий на его проведение в национальных законах

+

+

+

+

Дифференциация различных видов экологического мониторинга но компонентам окружающей среды

+

+

+

+

+

Интеграция различных видов экологического мониторинга в единую национальную систему*

+

+

Организация и осуществление мониторинга Каспийского моря как самостоятельного вида экологического мониторинга

+

+

Организация и осуществление мониторинга морей, в том числе Каспийского, как сочетания различных видов экологического мониторинга

+

+

Осуществление мониторинга Каспийского моря одним государственным учреждением

+

+

Осуществление мониторинга Каспийского моря различными государственными учреждениями

+

+

+

Участие хозяйствующих субъектов в экологическом мониторинге Каспийского моря

+

+

+

+

Интеграция различных видов и (или) участников мониторинга в единую национальную систему мониторинга Каспийского моря

«+» Принимает участие; «-» Не участвует; * Только в не нашедших реализации концептуальных и правовых нормах; ** Только в отношении заповедной зоны в северной части Каспийского моря; *** Только в идеологическом плане.

Помимо этого в прикаспийском регионе реализуется российско-германская программа по исследованию климата в бассейне Каспия «Сравнение атмосферных моделей» AMIP (выполняют Российский институт физики атмосферы и Метеорологический институт в Гамбурге).

Можно отметить, что моря во многих случая становятся объектами внимания систем экологического мониторинга. Так, Росгидромет участвует в программах мониторинга в рамках сотрудничества по охране морской среды Балтийского моря в рамках Хельсинской конвенции (ХЕЛКОМ). Также к региональным проектам относится Стратегический план действий в защиту Черного моря (реализуется с 1996 г.). В рамках этой программы контролируются уровень загрязнения морской среды; сохранение и восстановление морских и прибрежных экосистем. Перечень основных источников загрязнения включает 60 наименований; предусмотрено проведение систематического мониторинга. В 1998 г. издана региональная Красная книга Черного моря.

Кроме того, Росгидрометом осуществляется сотрудничество в рамках Международной программы по наблюдению и оценке переноса на большие расстояния загрязняющих воздух веществ в Европе (ЕМЕП) и Международной программы «Сети мониторинга кислотных выпадений Восточной Азии» (EANET). В рамках ЕМЕП действуют четыре научных центра: Химический координационный центр, два метеорологических синтезирующих центра — «Запад» и «Восток», Центр интегрированной оценки и моделирования. Более подробно организация сбора и обмена информацией в сети ЕМЕП будет рассмотрена ниже.

Локальный
мониторинг (Лекция)

МОНИТОРИНГ

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Организация и задачи

2. Разработка программы локального экологического мониторинга

3. Мониторинг города с населением до 500 тыс. человек

4. Мониторинг промышленного предприятия

5. Мониторинг района ТЭС и АЭС

1. Организация и задачи

Локальный мониторинг, как правило, является составной частью регионального мониторинга. Однако в ряде случаев мониторинг небольшой территории мо­жет организовываться для решения задач исключительно местного масштаба. Примеры: строительство какого-либо промышленного или энерге­тического объекта, начало разработки месторождения нефти, газа или рудного сырья.

Вначале проводят фоновый мониторинг места расположения этого объекта и его ближайших окрестностей, а затем после его пуска ведут мониторинг данного района с целью выяснения влияния этого нового антропоген­ного источника воздействия на окружающую среду ограниченной площади.

В организации локального мониторинга обычно участвуют органы Рос­гидромета, санитарно-эпидемиологической службы, Местных комитетов по охране окружающей среды, других ведомств, имеющих на данной террито­рии свои предприятия и Учреждения, а также лаборатории предприятий и организаций, работающих или строящихся в данном районе. Всегда желательно выделение головного участника мониторинга для его координации, а в идеа­ле — создание единой системы (подсистемы) локального мониторинга.

Организация и задачи:

1. При организации и проведении локального мониторинга должны определяться приоритетные загрязнители, прежде всего, за которыми уже ведутся наблюдения по программам глобального и национального мониторинга (или хотя бы большинство из них), а также загрязнители, выявляемые при органи­зации мониторинга имеющихся источников загрязнения или на основе изу­чения технологических регламентов (проектов) создаваемых производств.

2. Для интерпретации результатов наблюдений необходимы данные о ме­стных гидрометеорологических условиях, что и делает необходимым участие в локальном мониторинге подразделений Росгидромета. Помимо мониторин­га загрязнений именно на локальном уровне важен мониторинг здоровья, осуществляемый службами Минздрава Российской Федерации.

К локальному мониторингу можно отнести мониторинг среднего горо­да (до 500 тыс. жителей), района расположения промышленного предпри­ятия, ТЭС или АЭС, нефте-, газопромысла, разработки минеральных ресур­сов, а также небольших территорий специфических географических объек­тов, таких как озеро, искусственное водохранилище, дельта крупной реки, лиман, морской залив и т.п.

3. Сетка точек отбора проб, периодичность наблюдений, сроки выдачи информации органам местного самоуправления и другие детали организации мониторинга определяются на основе общих требований, изложенных ранее, и специфики местных условий. Как обычно, при возникновении экстремаль­ных ситуаций частота отбора проб и выдачи информации должна быть резко увеличена впредь до ликвидации последствий этой ситуации.

4. По результатам локального мониторинга соответствующие компетентные органы могут приостанавливать деятельность предприятий, приводящих к сверхнормативному загрязнению окружающей среды, до ликвидации ава­рийной ситуации и ее последствий или улучшения технологического процес­са, устраняющего возможность таких загрязнений. В особых случаях может ставиться вопрос о полном закрытии предприятия, его перепрофилировании или переносе в другую местность.

Результаты мониторинга локального фона на стадии проектирования и строительства также могут привести к необходимости улучшения, совершенствования проекта, изменению места строительства или даже к его запрету по экологическим соображениям.

5. Для правильной организации локального мониторинга необходимо определить наиболее чувствительное к ожидаемому или уже существующему набору загрязнителей звено экосистемы в данном районе или хотя бы ряд та­ких предполагаемых критических звеньев в окружающей среде и биоте. Час­то выявление одного наиболее чувствительного звена является весьма слож­ной задачей, которая не может быть решена однозначно.

6. При планировании и проведении локального мониторинга необходимо учитывать не только распространение загрязнителей из местных источников, но и поступление их извне за счет глобального и регионального переноса, что существенно также и при определении ПДВ и допустимой нагрузки на окружающую среду.

2. Разработка программы локального экологического мониторинга

При разработке мероприятий по оздоровлению воздушного бассейна отдельного города или крупного промышленного района иногда необходимо:

— детально изучить состояние загрязнения атмосферы в целях выделения рай­онов, подверженных влиянию определенных источников загрязнения;

— уточ­нить распределение по территории города основных и некоторых специфи­ческих вредных веществ, наблюдения за которыми ранее не проводились;

— уточнить правильность расчета полей максимальных концентраций при разработках нормативов ПДВ, особенностей переноса вредных выбросов на десятки, а иногда и сотни километров от источника и изучения взаимного влияния отдельных промышленных центров на крупный промрайон.

Для это­го организуется комплексное обследование города или промышленного рай­она. До проведения обследования осуществляется ознакомление с общей фи­зико-географической характеристикой района, основными источниками за­грязнения и состоянием загрязнения атмосферы в различных районах города. По этим данным составляется подробный обзор состояния загрязнения атмо­сферы города (или промрайона), а затем разрабатывается программа ком­плексного мониторинга.

Программа должна включать следующие работы:

1.Уточнение характеристики выбросов промышленных предприятий и автотранспорта (перечень предприятий, подлежащих обследованию; ве­ществ, выбросы которых должны определяться; автомагистралей для опреде­ления характеристик движения с указанием периода обследования и их час­тоты).

2.Изучение метеорологического режима (определение метеопарамет­ров, за которыми должны осуществляться наблюдения, сроков проведения наблюдений, указание точек наблюдений на карте-схеме).

3.Определение программы наблюдений:

— установление количества ста­ционарных постов и дополнительных точек наблюдений с указанием их ме­стоположения на карте-схеме города,

— составление перечня подлежащих кон­тролю веществ и сроков наблюдений,

— перечня предприятий, в районе кото­рых будут проведены подфакельные наблюдения, с указанием расстояний и количества точек наблюдений, сроков наблюдений и веществ, концентрации которых будут определяться.

4.Сбор медико-биологических сведений (составление перечня показателей мест обследования и т.п.), который проводится в соответствии с мето­дическими указаниями Министерства здравоохранения РФ, а также со специ­альными программами по изучению влияния загрязнения атмосферы на со­стояние здоровья населения.

Обследование должно осуществляться по расширенной программе, включающей измерения не только на территории города, но и за его преде­лами, а также на различных высотах над городом. Это необходимо, чтобы оценить дальность и высоту распространения вредных примесей от городов, их влияние на изме­нение концентраций во всем жизнедеятельном слое на территории города или в целом промышленного района.

Если в городе проводится систематический контроль загрязнения атмо­сферы, то существующая сеть пунктов принимается за репер, так как имеет длительный период наблюдений и позволяет выявлять отклонения в режиме концентрации примесей. В период обследования сеть постов значительно расширяется и уплотняется (один стационарный пост на 0,5-5 км). В зависимости от задач обследования посты располагаются на перекрестках улиц с оживленным движением, у обычных крупных автомагистралей, на разных расстояниях от мощных промышленных предприятий или промплощадок в соответствии с преобладающим направлением ветра. Посты располагаются также в жилых районах разно­го типа застройки, в местах отдыха населения, на территориях школ и дет­ских садов, в формах рельефа (возвышенностях и впадинах), в районе метео­станции. Выбранные точки должны размещаться по возможности равномер­но по городу на площадках с непылящим или мало пылящим покрытием на проветриваемых местах. Для выявления влияния города на окружающую ме­стность целесообразно также установить один стационарный пост на рас­стоянии 1-3 км от города на наветренной стороне по преобладающему на­правлению ветра и на расстоянии 2-5 км на подветренной стороне.

Сроки отбора проб воздуха на стационарных и маршрутных постах за­висят от программ наблюдений. Большое количество постов измерений тре­бует значительного количества обслуживающего персонала и техники. Поэтому изучение загрязнения может проводиться последовательно в отдельных районах города. При этом на стационарных постах наблюдения выпол­няются постоянно, а на дополнительной сети наблюдений в отдельных рай­онах города — периодически в течение двух месяцев года — в теплый и холодный период. В соответствии с расположением промышленных объектов го­род можно разделить на части, в каждой из которых имеются стационарные (реперные) посты и четыре-шесть дополнительных. Наблюдения на стационарных постах проводятся в течение всего года в рекомендованные стандартными программами сроки, а на дополнительных — в различные месяцы (июнь и декабрь, июль и январь, август и февраль).

Если обследования продолжаются более двух лет, то целесообразно менять месяцы, в которые выполняются наблюдения.

Программа обследования должна быть рассчитана на комплексное изучение в течение одного года или двух-трех лет.

Чтобы обеспечить получение статистически достоверных характери­стик загрязнения атмосферы, общее количество наблюдений за одной приме­сью в одной точке должно быть не менее 200, на одном расстоянии от пред­приятий за одной примесью — не менее 50 в год.

В программе следует указать сроки подготовки результатов обобщения и анализа информации.

Работы по комплексному изучению состояния загрязнения атмосферы должны организовываться и проводиться совместно рядом заинтересованных организаций: специализированными НИИ, предприятиями, учреждениями геолого-почвенного, медико-биологического профиля. В программе должны быть указаны задачи, решаемые каждой организацией. Для общей координа­ции работ решением местных органов может быть создана специальная ко­миссия, которая сможет разместить заказы на изготовление оборудования, решить вопрос о выделении на период обследования служебных помещений, организовать охрану приборов и установок и т.п.

Для определения максимальных значений концентраций загрязняющих веществ, которые создаются при направленных выбросах от предприятий, а также размеры зоны распространения примесей от данного предприятия организуются подфакельные наблюдения, т.е. измерения концентраций приме­сей под осью факела выбросов из труб промышленных предприятий.

Местоположение точек, в которых проводится отбор проб воздуха для определения концентраций вредных веществ, меняется в зависимости от направления факела.

Подфакельные наблюдения осуществляются в районе отдельно стоящего источника выбросов или группы источников как на территории города, так и за его пределами.

При подфакельных наблюдениях пробы отбираются на расстояниях 0,5, 1, 2, 3, 4, 6, 8, 10, 15 и 30 км. Данные наблюдений на близких расстояни­ях от источника (0,5 км) характеризуют загрязнение атмосферы низкими источниками и неорганизованными выбросами, а на дальних они характеризуют сумму от низких, неорганизованных и высоких выбросов.

Измерения концентраций выполняются в центральных (осевых) точках, расположенных по оси факела на различных расстояниях от источника выброса, и в точках слева и справа от линии, перпендикулярной оси факела. Расстояние между точками зависит от ширины факела: по мере удаления от источника выброса оно увеличивается и может колебаться от 50 до 300 — 400 м.

Проведение отбора проб в зоне влияния факела предприятия на разных расстояниях от источника дает возможность проследить изменение концентраций вдоль факела и получить более достоверные данные. В случае изме­нения направления факела наблюдения перемещаются в зону его влияния.

Более часто следует выполнять наблюдения на расстояниях 10-40 сред­них высот труб от источника, где особенно велика вероятность появления максимума концентраций. Наблюдения ведутся за специфическими веществами, характерными для данного предприятия, и с таким расчетом, чтобы на каждом расстоянии от источника было не менее 50 измерений каждого веще­ства.

При выполнении подфакельных наблюдений наиболее существенной частью работы является установление направления факела и выбор точек отбора проб. Направление факела определяется по визуальным наблюдениям за очертаниями дыма. Если дымовое облако отсутствует, то направление факела устанавливается по направлению ветра (поданным шаропилотных наблюде­ний) на высоте выброса, по запаху вредных веществ, характерных для обсле­дуемого источника, и по видимым факелам близлежащих источников.

Пробы воздуха под факелом отбираются на высоте 1,5 — 3,5 м от поверхности земли в соответствии с методикой, применяемой при наблюдениях на стационарном посту. Подфакельные наблюдения следует выполнять в сроки проведения измерений на стационарных и маршрутных постах и дополнительно в другие сроки, чтобы изучить распределение максимальных концентраций в различные часы суток.

Измерение уровня загрязнения воздуха, обусловленного выбросами автотранспорта, осуществляется в комплексе с измерением уровня загрязнения выбросами промышленных источников, но может быть и самостоятельным. Оценка состояния загрязнения атмосферного воздуха на автомагистралях и в прилегающей жилой застройке может быть проведена на основе определения в воздухе содержания как основных компонентов выхлопных газов (оксида углерода, углеводородов, оксидов азота, акролеина, формальдегида, соединений свинца), так и продуктов их фотохимических превращений (озона и др.).

Для изучения особенностей загрязнения воздуха выбросами автотранспорта организуют специальные наблюдения, в результате которых устанав­ливают:

-максимальные значения концентраций основных примесей, выбрасываемых автотранспортом в районах автомагистралей, и период их наступле­ния при различных метеоусловиях и интенсивности движения транспорта;

-границы зон и характер распределения примесей по мере удаления от автомагистралей;

-особенности распространения примесей в жилых кварталах различно­го типа застройки и в зеленых зонах, примыкающих к автомагистралям;

-особенности распределения транспортных потоков по магистралям города.

Наблюдения проводят во все дни рабочей недели ежечасно, с 6 до 13 ч или с 14 до 21 ч, чередуя дни с утренними и вечерними сроками. В ночное время наблюдения ведутся 1-2 раза в неделю.

Точки наблюдения выбираются на городских улицах, в районах с интенсивным движением транспорта, и располагаются на различных участках улиц, в местах, где часто производится торможение автомобилей и выбрасывается наибольшее количество вредных примесей.

Места для размещения приборов выбираются на тротуаре, на середине разделительной полосы при ее наличии и за пределами тротуара, на расстоя­нии половины ширины проезжей части одностороннего движения. Пункт, наиболее удаленный от автомагистрали, должен располагаться не менее чем в 0,5 м от стены здания. На улицах, пересекающих основную автомагистраль, пункты наблюдения устанавливаются на краях тротуаров и на расстояниях, превышающих ширину магистрали в 0,5, 2, 3 раза.

Интенсивность движения определяется путем учета числа проходящих транспортных средств, которые делятся на пять основных категорий: легко­вые и грузовые автомобили, автобусы, дизельные автомобили и автобусы, мотоциклы — ежедневно в течение 2-3 недель в период с 3-6 до 21-23 ч, а на транзитных автомагистралях — в течение суток. Количество проходящих транспортных единиц подсчитывается в течение 20 мин, каждого транспорта -каждые 20 мин. Средняя скорость движения транспорта определяется на основе показателей спидометра автомашины, движущейся в потоке транс­портных средств, на участке протяженностью от 0,5 до 1 км данной автома­гистрали. На основании результатов наблюдений вычисляются средние зна­чения интенсивности движения автотранспорта в течение суток.

3. Мониторинг города с населением до 500 тыс. человек

Головной организацией по проведению мониторинга в городе обычно является подразделение Росгидромета. В мониторинге также, как правило, участвует городской комитет по охране окружающей среды и лаборатории крупнейших предприятий. Для разработки программы мониторинга необхдимо провести инвентаризацию источников загрязнения, мощность выбросов и сбросов загрязнителей окружающей среды. Для полноценного мониторинга атмосферы такого города обычно достаточно двух-трех стационарных пунк­тов наблюдения за загрязнением воздуха и периодических маршрутных съе­мок с помощью автомашины-лаборатории. Контроль за состоянием водных объектов строится в зависимости от наличия таковых, их вида и гидрологи­ческих особенностей в черте города и на его окраинах. Перечень определяе­мых загрязнителей формируется на основе уже указанных принципов. Бли­зость сельскохозяйственной зоны обусловливает необходимость контроля количества пестицидов в атмосфере и водных артериях города.

4. Мониторинг промышленного предприятия

Организация мониторинга промышленного предприятия начинается с определения отрасли, к которой оно принадлежит, изучения технологических регламентов, инвентаризации потребляемых ресурсов, выбросов и сбросов, а также анализа состояния окружающего предприятие района. В сбросах и выбросах должны учитываться тепло, взвешенные частицы, химические соединения и радиоактивные вещества, если таковые имеются.

Если предприятие еще не работает, то на стадиях проектирования и строительства следует провести фоновый мониторинг района, результаты которого будут служить эталоном при определении влияния на окружающую среду в районе предприятия после его пуска.

Мониторинг района промышленного предприятия обычно проводят его собственные службы и независимые организации Росгидромета, Госсанэпиднадзора, местных органов охраны природы.

На основе анализа состояния окружающей среды района и общих нормативов предприятию определяются ПДВ и ПДС, которые и должны неукос­нительно соблюдаться, контроль чего также входит в программу мониторин­га.

Подлежащие определению в ходе мониторинга загрязнители устанавливаются в соответствии с профилем предприятия.

5. Мониторинг района ТЭС и АЭС

Современная угольная ТЭС мощностью 2400 МВт потребляет 1060 т/ч топлива, при этом образуется (т/ч): шлака — 34,5, золы — 195,5, оксида углеро­да (IV) — 2350, оксида серы (IV) — 34 и оксидов азота — 9,4. Кроме того, в соответствии с КПД термодинамического никла станции в окружающую среду сбрасывается значительное количество тепла, которое распределяется между твердыми и газообразными продуктами сгорания и водой системы охлажде­ния. Средний расход охлаждающей воды и количество отводимой ею тепло­ты на 1000 МВт составляют 30 м7с и 4500 ГДж/ч соответственно.

Для каждой ТЭС природоохранные органы устанавливают ПДВ, исхо­дя из расположения ТЭС, наличия других источников загрязнителей в дан­ном районе, расположения населенных пунктов, водных объектов и других особенностей района. Эти ПДВ должны обеспечивать выполнение всех санитарных норм (ПДК) в районе.

При определении ПДВ проводятся расчеты концентраций загрязните­лей согласно технологическим регламентам и используются результаты экспериментальных исследований загрязненности атмосферы в районе ТЭС, если она уже работает.

В дальнейшем мониторинг района ТЭС направлен на контроль за соблюдением установленных нормативов стационарными и подфакельными пунктами контроля. Часто на дымовой трубе устанавливаются датчики автоматизированных систем точечного контроля состава и других параметров выходящих газов, относящиеся к системе объектового контроля источников загрязнения.

Во многих промышленно развитых странах создаются автоматизированные системы локального контроля загрязнения атмосферы, которые ос­нащены датчиками концентраций основных загрязнителей и гидрометеопараметров, аппаратурой для сбора и обработки их показателей. Датчики обычно располагаются на территории с радиусом примерно 10 км. В Японии, например, действуют около 800 таких станций, включающих в себя различ­ные датчики, состав которых определяется спецификой предприятия.

Тепло, сбрасываемое с охлаждающей водой, может использоваться для различных целей (горячее водоснабжение, отопление теплиц, рыборазведе­ние и т.п.).

АЭС потребляет топлива на несколько порядков меньше, чем ТЭС, так как 1т урана эквивалентна примерно 2,5-г-З млн т каменного угля. «Дымо­вые» трубы АЭС не дымят, поэтому химических загрязнителей АЭС практи­чески не выбрасывает в атмосферу. Средний расход охлаждающей воды и количество отводимого ей тепла на 1000 МВт для АЭС составляет 50 м /с и 7300 ГДж/ч соответственно. Основным же загрязнителем, выбрасываемым АЭС, является радиоактивность, поэтому мониторинг АЭС часто называют радиационным, а основной проблемой — накопление радиоактивных отходов.

Кстати, необходимо отметить, что и работа ТЭС связана с накоплением радиоактивности — природной, так как природные радиоактивные изотопы содержатся во всех видах топлива, а особенно в каменном угле и сланцах. В сбрасываемых ТЭС шлаках и золе концентрация этих изотопов возрастает в несколько (иногда десятки) раз, на что, однако, в большинстве случаев не обращают должного внимания.

В нормировании деятельности АЭС реализуется санитарно-гигиенический принцип защиты человека от радиационных воздействий. Со­гласно ему, дозовая квота для облучения населения излучением радиоактив­ных отходов АЭС равна 25 мбэр (5% предельной дозы), причем за счет вы­бросов в атмосферу — 20 мбэр, а за счет сбросов в водоем-накопитель — 5 мбэр. Эти дозы включают внешнее облучение от изотопов, поступивших в атмосферу и выпавших на местность, и внутреннее — от изотопов, поступив­ших в организм человека через дыхательные пути и пищевые цепочки.

В процессе проведения радиационного мониторинга ведется наблюде­ние за поступлением радиоактивных изотопов в окружающую среду, их накоплением, концентрациями, миграцией в пищевых цепях и т.д. При этом контроль ведется как по суммарной активности, так и индивидуально по всем нормированным изотопам (йод-131, стронций-89 и -90, цезий-137 и др.).

Радиационный мониторинг осуществляется через сеть станций (по­стов), расположенных в 30-километровой зоне вокруг АЭС. Как и в случае ТЭС, эта сеть может быть и даже в более значительной степени автоматизи­рована.

Однако чисто радиационный мониторинг района АЭС имеет ряд недос­татков:

— не учитываются тепловые и химические (даже если последние и не столь значительны, как в случае ТЭС) загрязнители,

— человек не всегда является наиболее чувствительным звеном экосистемы;

— иногда не учитывается вклад глобальных выпадений радиоактивных изотопов и т.п.

Поэтому для полного понимания взаимоотношений АЭС с экосистема­ми района ее расположения требуется проведение комплексного экологиче­ского мониторинга района АЭС.

Экологический мониторинг района АЭС включает мониторинг источников загрязнения, мониторинг внешних факторов и мониторинг окружаю­щей среды. Мониторинг окружающей среды включает определение наиболее чувствительных звеньев экосистемы к различным видам воздействия. Наибо­лее полная картина взаимодействия в системе «АЭС — окружающая среда» может быть получена, если ранее был проведен фоновый мониторинг на ста­дии проектирования и строительства АЭС. Биологический мониторинг жела­телен на всех основных уровнях, в том числе и на уровне крупных млекопи­тающих. Нужен учет их численности в районе до пуска и в условиях работы АЭС, причем необходимо учитывать и другие факторы, которые могут вли­ять на этот показатель.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *