На выброс

Уважаемые природопользователи!

До Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу доведены следующие разъяснения Росприроднадзора, касающиеся новой системы нормирования по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и отнесенным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее – Постановление № 1029) к объектам I, II, III и IV категорий.

Пунктом 16 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 219-ФЗ) установлена обязанность получения комплексного экологического разрешения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, а также определен перечень необходимой информации, прилагаемой к заявке на получение комплексного экологического разрешения, направляемой в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, определена необходимость направления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по объектам, подлежащим федеральному государственному надзору, в отношении иных объектов — в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Переходные положения по срокам получения комплексного экологического разрешения установлены пунктами 6 и 7 статьи 11 Закона № 219-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 219-ФЗ разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон) нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.

Для объектов II категории расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду.

Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности) производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную деятельность на объектах I категории (пункт 10 статьи 31.1 Закона), и входит в состав комплексного экологического разрешения, а также для объектов III категории (пункт 4 статьи 22 Закона).

Согласно требованиям статьи 23.1 Закона при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы.

Временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанавливаются разрешением на временные выбросы, разрешением на временные сбросы, выдаваемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в соответствии со статьей 31.1 Закона.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона № 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

Также пунктом 6 статьи 5 Закона № 219-ФЗ установлено, что для осуществления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, получение комплексного экологического разрешения и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуются. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Необходимо отметить, что подпунктом «в» пункта 16 Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 309-ФЗ) была отменена обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – ПНООЛР) для хозяйствующих субъектов, отнесенных в силу положений Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства, и лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являлись количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности). Указанная норма вступила в силу с 29.06.2009 согласно части 2 статьи 49 Закона № 309-ФЗ и фактически с 29.09.2009 и по 01.01.2019 хозяйствующие субъекты, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, не могли разработать и утвердить в установленном порядке ПНООЛР.

Согласно Постановлению № 1029, к I категории относятся, в том числе, хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по демеркуризации ртутьсодержащих ламп, по обезвреживанию и размещению отходов I-III классов опасности, по захоронению отходов IV-V классов опасности мощностью более 20 тыс. тонн в год, и в силу положений Закона № 209-ФЗ являются субъектами малого и среднего предпринимательства, у которых отсутствуют утвержденные в установленном порядке ПНООЛР.

При этом положениями подпункта «б» пункта 3 статьи 2 Закона
№ 496-ФЗ с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Закона № 219-ФЗ, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи.

Учитывая, что с 01.01.2019 статья 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ излагается в новой редакции и не содержит исключения по разработке ПНООЛР для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также переходные положения, установленные подпунктом «б» пункта 3 статьи 2 Закона № 496-ФЗ, субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и отнесенных к объектам I категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, вправе обратится в территориальные органы Росприроднадзора за предоставлением государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с 01.01.2019 и до дня получения комплексного экологического разрешения.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 и с 01.01.2019 применяется в части, не противоречащей действующему законодательству.

В связи с тем, что нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории, установление временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов не требуется.

Рассмотрим, как взаимоувязаны положения нормативных документов о порядке инвентаризации, методах расчета рассеивания и разработке нормативов. Обратим внимание, как предлагается нормировать выбросы на действующих и проектируемых объектах хозяйственной деятельности.

Как и прежде, нормирование выбросов начинается с инвентаризации их источников. Согласно требованиям статьи 22 Закона № 96-ФЗ1, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, проводят инвентаризацию
этих источников и выбрасываемых ими вредных (загрязняющих) веществ (далее — ЗВ) в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные сведения.

Порядок инвентаризации выбросов и их источников

— Реклама —

Инвентаризация стационарных источников на вводимых в эксплуатацию объектах проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод их в эксплуатацию. Данные инвентаризации корректируют в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов, при обнаружении несоответствия между выбросами и данными последней инвентаризации, при изменении требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных Правилами эксплуатации установок очистки газа2.

Порядок инвентаризации, корректировки ее данных, документирования и хранения полученных данных определен приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 3523 (далее — Порядок инвентаризации).

Новый порядок сильно отличается от прежнего4, действовавшего еще с советских времен.

Порядок инвентаризации описывает ход инвентаризации, включая все этапы. Отдельно оговаривается, какими системами координат нужно пользоваться при составлении карты. Местоположение источников загрязнения атмосферы определяется с использованием государственной или местной системы координат (городской, заводской) с учетом разработанного в установленном порядке технического плана объекта, оказывающего негативное воздействие (далее — объект ОНВ).

Сохранен обязательный учет нестационарности источников выбросов, которую нужно было учитывать в прежних проектах предельно допустимого воздействия (ПДВ) и нужно учитывать теперь при расчете нормативов допустимого воздействия (НДВ).

Отдельно оговаривается алгоритм определения перечня выбрасываемых веществ на основе анализа технологических процессов, регламентов, проектной документации, справочников НДТ. Для видов деятельности, относящихся к областям применения НДТ, в число характерных для технологического процесса ЗВ включаются маркерные вещества.

Напомним, что переход на НДТ обязателен на объектах ОНВ I категории. Хозяйствующие субъекты, которые ведут деятельность на объектах II категории, решают сами, внедрять им НДТ с получением комплексного экологического разрешения (КЭР) или нет. Таким образом, озаботиться внедрением НДТ и анализом соответствия технологии производства требованиям справочников по НДТ имеет смысл на стадии инвентаризации источников выбросов или даже раньше.

Результаты инвентаризации хранятся на предприятии (или на объекте ОНВ). Данные инвентаризации в дальнейшем используются для целей нормирования выбросов на объекте в зависимости от его категории. Кроме того, результаты используются при разработке программы производственного экологического контроля (ПЭК), а также для разработки проекта обоснования границ санитарно-защитной зоны (СЗЗ).

Полученные результаты инвентаризации в виде количественно-качественных показателей выбросов ЗВ служат исходными данными для расчета рассеивания выбросов в атмосферном воздухе от данного объекта.

ИЗ СТАТЬИ 12 ЗАКОНА № 96-ФЗ1

Предельно допустимые выбросы определяются в отношении вредных (загрязняющих) веществ, перечень которых устанавливается Правительством РФ в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.

Методы расчета рассеивания выбросов

До 2018 года для расчетов рассеивания использовался ОНД-865, сейчас действует приказ Минприроды России от 06.06.2017 № 2736, которым утверждены новые методы расчета рассеивания ЗВ (далее — Методы расчета рассеивания).

Методы расчета рассеивания применяются для выполнения расчетов рассеивания выбросов в атмосферном воздухе в двухметровом слое над поверхностью Земли на расстоянии не более 100 км от источника выброса, а также для выполнения расчетов вертикального распределения концентраций ЗВ:

▸▸при определении нормативов выбросов ЗВ в атмосферный воздух;
▸▸при разработке перечня мероприятий по охране окружающей среды в составе разделов проектной документации;
▸▸при обосновании ориентировочных размеров СЗЗ;
▸▸при разработке и обосновании организационно-технических мероприятий, оказывающих влияние на уровень загрязнения атмосферного воздуха, при оценке их результатов;
▸▸при оценке воздействия намечаемой хозяйственной или иной деятельности на качество атмосферного воздуха;
▸▸при оценке краткосрочных и долгосрочных уровней загрязнения атмосферного воздуха и соответствующих концентраций ЗВ, создаваемых всеми источниками выброса, исключая рассматриваемые (непосредственно учитываемые в расчете рассеивания выбросов).

Количественные и качественные показатели выбросов в ходе инвентаризации могут определяться инструментально (данный способ приоритетен) либо расчетным методом. Правила разработки и утверждения методик расчета выбросов ЗВ в атмосферный воздух стационарными источниками утверждены постановлением Правительства РФ от 16.05.2016 № 4227, о чем говорится как в Порядке инвентаризации (приказ № 3523), так и в Методах расчета рассеивания (приказ № 2736).

ИЗ ЗАКОНА № 7-ФЗ9

СТАТЬЯ 22. НОРМАТИВЫ ДОПУСТИМЫХ ВЫБРОСОВ, НОРМАТИВЫ ДОПУСТИМЫХ СБРОСОВ

1. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством РФ, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
2. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.
3. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего федерального закона.
4. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.
5. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории.

Согласно Порядку инвентаризации, перечень выбрасываемых ЗВ для каждого стационарного источника выбросов составляется на основе анализа данных о технологических процессах, в результате которых образуются выбросы. В эти данные входят: документация хозяйствующих субъектов, регламентирующая порядок проведения технологических операций и процессов на объекте ОНВ, проектная (конструкторская) документация оборудования, материальный баланс применяемых технологических процессов, справочники по НДТ и методики расчета выбросов, включенные в соответствующий перечень. Для видов деятельности, относящихся к областям НДТ, в число характерных для данного технологического процесса ЗВ включаются маркерные вещества.

При этом не все вещества, которые должны быть включены в отчет об инвентаризации выбросов, подлежат расчету рассеивания. Согласно приказу № 2736, Методы расчета рассеивания предназначены для расчета концентраций ЗВ (за исключением радиоактивных веществ), включенных в Перечень ЗВ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (утвержден распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р8).

В Перечень входит ограниченный ряд веществ. Впоследствии именно на вещества из данного Перечня рассчитываются и устанавливаются нормативы выбросов.

На основе результатов расчета рассеивания делаются выводы о воздействии выбросов объекта ОНВ на окружающую среду и здоровье человека. Если воздействие находится в рамках установленных гигиенических нормативов, можно говорить об утверждении нормативов выбросов.

Разработка нормативов допустимых выбросов

Долгое время проект ПДВ разрабатывался на основе Рекомендаций10, выпущенных в 1989 году Государственным комитетом СССР по охране природы. Ввиду «древности» этого документа требования Рекомендаций приходилось совмещать с положениями Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов11. Сейчас порядок разработки и утверждения нормативов в части, не противоречащей законодательству, определяет постановление Правительства РФ от 02.03.2000 № 18312.

Новый регламентирующий документ по установлению методов определения НДВ с учетом провозглашенного в 2014 году перехода на технологическое нормирование существует лишь в виде проекта приказа Минприроды России «Об утверждении Методов определения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» (далее — Методы).

Сразу отметим, что в проекте используется устаревший термин «ПДВ», тогда как законодательно установлен «НДВ».

Методы предназначены для расчета величин ПДВ — нормативов выбросов ЗВ в атмосферный воздух, которые определяются как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, допустимых для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которых обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.

В приложения к Методам включены таблицы, определяющие содержание материалов по разработке ПДВ.

Согласно проекту приказа, в рамках расчета ПДВ определяются зоны влияния выбросов для конкретного стационарного источника выбросов и (или) их совокупности, величины, временно разрешенные для выброса в атмосферный воздух и устанавливаемые для действующих стационарных источников в целях достижения ПДВ на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или достижения технологических нормативов на период реализации программы повышения экологической эффективности, а также подготавливаются основания для определения периодичности проведения ПЭК.

Для действующих объектов ОНВ определение ПДВ обеспечивается хозяйствующими субъектами на основании данных инвентаризации выбросов согласно приказу № 3523.

В отношении проектируемых, строящихся, реконструируемых и (или) вводимых в эксплуатацию объектов ПДВ определяются на основе проектной документации (пункт 8 Положения о нормативах выбросов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 18312).

Проект приказа о Методах повторяет положения других документов, что нормируются исключительно вещества, входящие в Перечень, утвержденный распоряжением № 1316-р8.

Согласно пункту 7 проекта приказа, при определении ПДВ используются утвержденные методы расчета рассеивания (приказ № 2736). Учет фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха тоже осуществляется в порядке, установленном приказом № 273. При этом если по результатам расчета рассеивания суммарная концентрация загрязняющего вещества с учетом фонового уровня загрязнения в долях ПДК меньше или равна 1, то для данного вещества может быть установлен норматив выбросов. Если данное условие не выполняется, то согласно пункту 22 проекта приказа для объекта ОНВ разрабатывается план мероприятий по охране окружающей среды в целях достижения ПДВ (для объектов ОНВ I категории — программа повышения экологической эффективности).

Проектом приказа предусматривается схема разработки ПДВ (НДВ) для действующих объектов ОНВ, которая включает в себя следующие этапы:

▸▸формирование таблиц со сведениями о выбросах в разрезе стационарных источников на основе данных инвентаризации с учетом нестационарности (неодновременности) выбросов во времени (согласно приказу № 3523);
▸▸проведение расчетов рассеивания выбросов и определение воздействия выбросов на состояние атмосферного воздуха с учетом фонового загрязнения атмосферного воздуха (согласно приказу № 2736);
▸▸определение величин ПДВ;
▸▸в случае несоблюдения нормативов ПДВ — разработка плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности;
▸▸оценка снижения воздействия выбросов на состояние атмосферного воздуха после реализации указанных плана мероприятий или программы;
▸▸составление предложений по временно разрешенным выбросам (ВРВ) на период поэтапного достижения ПДВ с указанием сроков;
▸▸определение периодичности ПЭК за соблюдением ПДВ и ВРВ;
▸▸оформление ПДВ для представления в территориальные органы Роспотребнадзора в целях получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ПДВ санитарным правилам.

Кроме того, в проекте приказа представлена схема определения ПДВ для проектируемых, строящихся, реконструируемых и вводимых в эксплуатацию объектов ОНВ. Для них норматив ПДВ разрабатывается на основе утвержденной проектной документации и включает в себя разработку ПДВ на период строительства с учетом его этапов и на период последующей эксплуатации объекта. В этом случае в проект ПДВ входят:

▸▸таблицы с необходимыми сведениями о выбросах на основе проектной документации;
▸▸расчеты рассеивания выбросов и определение уровня воздействия выбросов на состояние атмосферного воздуха с учетом его фонового загрязнения;
▸▸предложения по ПДВ;
▸▸план-график контроля за соблюдением ПДВ в рамках программы ПЭК.

В действовавших ранее документах не было четкого порядка установления нормативов ПДВ для строящихся и реконструируемых объектов. В проекте новых Методов такой порядок приведен. Согласно ему для проектируемых объектов характеристики выбросов формируются на основании расчетов выбросов от источников проектируемого технологического оборудования, указанного в разделах проектной документации, с учетом данных технической документации на проектируемое технологическое оборудование и (или) по данным объектов-аналогов.

Важное изменение касается срока действия нормативов выбросов. Согласно проекту приказа срока действия у ПДВ нет. Правда, это только в случае неизменности производственного процесса, состава и расхода сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов, номенклатуры и объемов выпускаемой продукции (услуг), характеристик источников выбросов, отсутствия изменений количественных и качественных показателей выбросов (для источника — более чем на 25% от ПДВ, для объекта в целом — не более чем на 10%). При таких изменениях ПДВ (НДВ) должны быть пересмотрены не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств.

Теперь, когда проект ПДВ в знакомом нам виде уже не существует, проект приказа показывает, как будет выглядеть документ, который приходит ему на смену.

Так, в новом документе не будет раздела «Определение источников выбросов и перечня загрязняющих веществ, подлежащих нормированию», так как материалы ПДВ будут содержать только сведения о нормируемых ЗВ согласно Перечню, установленному распоряжением № 1316-р8.

Раздел «Оценка целесообразности проведения детальных расчетов» тоже отсутствует, потому что выполнить расчет рассеивания по всем веществам с помощью компьютерных программ теперь не составляет труда.

Уточнять размеры СЗЗ с учетом розы ветров больше не нужно — границы СЗЗ уже давно устанавливаются в рамках требований санитарного законодательства и являются отдельным документом.

Зато теперь в материалах определения нормативов выбросов будут приведены сведения о плане мероприятий по охране окружающей среды или о программе повышения экологической эффективности и будет содержаться оценка степени соответствия применяемой технологии, технологического оборудования и установок очистки газа НДТ.

Понятие «источник выделения» исчезает, используется только «источник выброса». Это затрудняет идентификацию источников загрязнения атмосферного воздуха (ИЗАВ), поскольку при проведении инвентаризации по приказу № 3523 эти два понятия используются отдельно.

ИЗ ПРИКАЗА № 3523

…определяются сооружения, технические устройства, оборудование, технологические или иные процессы, являющиеся источниками образования и выделения загрязняющих веществ (далее — источники выделения, ИВ), и выявляются все ИЗАВ, из которых непосредственно в атмосферный воздух поступает поток газа, содержащий загрязняющие вещества.

В рассмотренных базовых подзаконных актах и проекте Методов определения ПДВ наблюдается попытка взаимоувязать подходы к инвентаризации, расчету рассеивания и нормированию выбросов. Некоторые общие моменты прослеживаются, однако далеко не везде, где нужно.

Так, в проекте приказа неверно используется термин «объект ОНВ» (как синоним предприятия в целом), исчезло понятие «источник выделения» и употребляется старый термин «ПДВ».

Остается в силе требование о наличии санитарно-эпидемиологического заключения на материалы расчета нормативов. Из-за этого (вкупе с неотмененными требованиями постановления № 18312 и Закона № 52-ФЗ13) прохождение платной экспертизы материалов расчета нормативов с последующей выдачей заключения в Роспотребнадзоре остается реальностью. При этом задачей реформы, введенной Законом № 219-ФЗ14, было упрощение механизма нормирования для большинства предприятий.

Фактически освобождены от нормирования выбросов только объекты IV категории, но и для них обязательно проведение инвентаризации и ее корректировки.

В целом можно утверждать, что реформирование правовой базы экологического нормирования в сфере охраны атмосферного воздуха провалилось.

Документы

  1. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
  2. Приказ Минприроды России от 15.09.2017 № 498 «Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа».
  3. Приказ Минприроды России от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».
  4. Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (утв. Госкомприроды СССР, 1991).
  5. ОНД-86. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (утв. Госкомгидрометом СССР 04.08.1986 № 192). Документ утратил силу.
  6. Приказ Минприроды России от 06.06.2017 № 273 «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе».
  7. Постановление Правительства РФ от 16.05.2016 № 422 «Об утверждении Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками».
  8. Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды».
  9. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  10. Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия (утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987).
  11. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. СПб.: НИИ Атмосфера, 2012.
  12. Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него».
  13. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  14. Федеральный закон от 23.06.2016 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Платежи за выбросы: право, учет, налоги

С. Н. Гордеева

Журнал «Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение» № 5/2012

Для транспортных организаций экологические платежи – неизбежная статья расходов. Ведь организации эксплуатируют автомобили, которые являются источниками вредных выбросов в атмосферу. Как же отразить плату за них в бухгалтерском учете? Разрешено ли включать их в расчет налоговой базы? В какие сроки перечислить «экологические» платежи? Как можно поплатиться, если этого не сделать? В статье автор постарался дать ответы на названные вопросы.

Начинаем с базовых основ

Негативное воздействие на окружающую среду нужно оплачивать. Это прописано в Законе об охране окружающей среды. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее – Порядок), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632, действует без малого – два десятка лет. За это время в него неоднократно вносились различные изменения, но базовые положения остались практически неизменными (согласно ст. 16 Закона об охране окружающей среды). Как и двадцать лет назад, плата взимается за следующие виды воздействия на окружающую среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т. п.). Для перевозчиков, эксплуатирующих транспортные средства, актуальны платежи за выброс в атмосферу загрязняющих веществ, а также за размещение отходов (при наличии).

Заметим, обязанность платить за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от вида деятельности (производственная, непроизводственная или иная) при оказании такого воздействия. В случае заключения договора аренды, наличия иных прав на источник (объект) негативного воздействия на окружающую среду плательщиком будет лицо, фактически эксплуатирующее такой источник (объект), в результате чего осуществляется негативное воздействие. То есть арендаторы также платят за нарушенную экологию.

На заметку.

Обязанность по внесению «экологической» платы во время простоя, консервации и иного приостановления деятельности не снимается в случае дальнейшего продолжения деятельности, а значит, и дальнейшего оказания негативного воздействия на окружающую среду. Да, за период простоя нужно платить.

Тарифы на экологические платежи установлены в виде двух базовых нормативов: за выбросы в пределах допустимых нормативов и за выбросы в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). Плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. При этом базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей среды и здоровья населения. Эти нормативы утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344. Конкретизация применения базовых нормативов платы за выбросы указана в Инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды.

Внимание следует уделить сверхлимитному загрязнению. Плата в таком случае определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения сумм (внимание!) на пятикратный повышающий коэффициент. Самое неприятное, по мнению автора, в том, что в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. В таких случаях экологические сверхлимитные платежи рассчитываются в описанном выше порядке с использованием пятикратного коэффициента.

Как посчитать выбросы от автомобилей?

Ответ на этот вопрос дан в упомянутых выше Инструктивно-методических указаниях. Плата за загрязнение атмосферного воздуха для передвижных источников подразделяется на плату за допустимые выбросы и плату за выбросы, превышающие допустимые. Для расчета первого показателя используется как готовые данные удельная плата для различных видов топлива. Умножив на количество соответствующего топлива, израсходованного автомобилями за отчетный период, и сложив по видам топлива, получаем искомую величину – плату за допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников.

При отсутствии данных о количестве израсходованного топлива плата за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников определяется по типам транспортных средств исходя из ожидаемых условий и места их эксплуатации. Усредненные данные по этому показателю есть в Инструктивно-методических указаниях. Максимальная годовая плата за допустимые выбросы предусмотрена для грузовых автомобилей и автобусов с бензиновыми двигателями. Минимальный размер допустимого «экологического» платежа введен для автомобилей, работающих на газовом топливе. Правда, еще меньше плата за загрязнение для строительно-дорожных машин и сельскохозяйственной техники. Вряд ли они выбрасывают в атмосферу меньше токсичных газов, скорее всего, во внимание принята сезонность использования такой техники.

Перейдем к другой составляющей «экологических» платежей – к плате за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников. Расчет достаточно прост. В качестве базиса берется плата за допустимые выбросы, умножается на долю транспортных средств, не соответствующих стандартам, и результат увеличивается в пять раз (то есть применяется пятикратный коэффициент сверхнормативных выбросов). Очевидно, что транспортная и любая другая организация сама себя оговаривать не будет. Поэтому плата за превышение допустимых выбросов начисляется территориальными органами Минприроды по результатам контроля соответствия транспортных средств требованиям стандартов, регламентирующих содержание загрязняющих веществ в отработавших газах в условиях эксплуатации. В этих целях чиновники могут воспользоваться действующим техническим регламентом «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ». А другим документом – Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 № 83 – установлены правила проведения регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В документе сказано, что проверки автотехники проводятся МВД совместно с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Но можно поступить по-другому и использовать результаты контроля коллег (государственной инспекции безопасности дорожного движения), которая проверяет выбросы в ходе техосмотра ТС. При наличии достоверных сведений о массе выбросов загрязняющих веществ от конкретных видов передвижных источников территориальные органы Минприроды могут определять с их учетом плату за допустимое загрязнение воздуха автомобилями.

При использовании устройств нейтрализации для обезвреживания отработавших газов двигателей авто к платежам применяются понижающие коэффициенты: для автотранспорта, использующего неэтилированный бензин и газовое топливо, – 0,05, для остальных транспортных средств – 0,1. Транспортным компаниям, переходящим на альтернативные виды топлива, это следует взять на заметку. Напомним, что Законом об отходах производства и потребления предусмотрены меры экономического стимулирования деятельности предприятий, которые стараются снизить степень негативного воздействия на окружающую среду. Понижается плата за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в результате которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов. В частности, в Инструктивно-методических указаниях предусмотрено, что при проведении других мероприятий (комплексов мероприятий) по снижению токсичности отработавших газов величина платы за выброс уменьшается в количество раз, соответствующее подтвержденной эффективности данного мероприятия.

К сведению.

Внесение платы за загрязнение окружающей среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, здоровью граждан загрязнением окружающей среды, в соответствии с законодательством.

Остается добавить, что плату за допустимые выбросы организация может прикинуть самостоятельно, а плату за их превышение рассчитает Ростехнадзор. Но на практике организации предпочитают воспользоваться услугами самого контролирующего органа по заполнению и согласованию отчетной формы. Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 установлены форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее заполнения, представления. Отчетность сдается не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. В такие же сроки природопользователю следует перечислить платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Для бухгалтера не менее важен вопрос бухгалтерского учета и налогообложения данных видов платежей.

Нужны ли лимиты в бухгалтерском учете?

За ответом на этот вопрос обратимся к Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте. Из нее следует, что платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы относятся к материальным расходам, включаемым в состав затрат по обычным видам деятельности. Есть и такое указание: суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду включаются в состав внереализационных (прочих) расходов. Это сделано, чтобы бухгалтер выделил такие затраты при их наличии и исключил из учитываемых при налогообложении расходов.

К данному моменту вернемся немного позже, а сейчас уделим внимание иному отраслевому документу для перевозчиков – Инструкции по калькулированию затрат предприятий автотранспорта. В ней приведена аналогичная градация экологических затрат. Платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду осуществляются за счет себестоимости перевозок (работ, услуг), а платежи за превышение их – за счет прибыли, оставшейся в распоряжении природопользователей. Но это устаревшая терминология, сейчас правильнее относить платежи за сверхнормативные выбросы к прочим расходам. Что же касается платежей за предельно допустимые выбросы (сбросы), в документе не сказано, в каких именно расходах они отражаются в себестоимости автомобильных перевозок. Тем не менее, если исходить из того, что рассматриваемые платежи рассчитываются по транспортным средствам, используемым в определенных видах перевозок, можно утверждать: это затраты, непосредственно связанные с перевозками. Они распределяются на объекты калькулирования исходя из прямой принадлежности (прямые затраты). Платежи за сверхнормативные выбросы распределять не нужно, они формируют убытки от прочих (неосновных) хозяйственных операций организации.

Кстати, наравне с платой за негативное воздействие на окружающую среду транспортная организация может нести иные затраты, связанные с экологией (на контроль за вредным воздействием, иные мероприятия по сохранению и восстановлению окружающей среды). Порядок учета соответствующих затрат аналогичен правилам учета платы за выбросы, при условии что затраты являются текущими. Если бухгалтер имеет дело с капитальными расходами, их следует отнести к периоду использования актива. В любом случае связанные с экологией затраты нужно не «сваливать в одну кучу», а разделять на те, что включаются в себестоимость оказываемых услуг, и те, что относятся к прочим расходам (если непосредственно не связаны с основной деятельностью организации).

Что нужно знать о налогообложении?

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей природе не налогом, а фискальным сбором, вносимым природопользователем. Следовательно, к таким неналоговым платежам применимы общие нормы по учету хозяйственных расходов и обязательных сборов. При этом в гл. 25 НК РФ есть специальные нормы, посвященные «прибыльному» налогообложению платежей за вредные выбросы в атмосферу.

В частности, для расчета налога на прибыль платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов включаются в состав материальных расходов в пределах утвержденных лимитов (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). В то же время платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду не должны учитываться при расчете налога (п. 4 ст. 270 НК РФ). Аналогичные правила применимы для исчисления единого налога на УСНО. Суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду уменьшают налоговую базу в пределах нормативов.

Как видим, определяющими для налогообложения, как и для бухгалтерского учета, являются утвержденные (установленные) лимиты. Неучитываемые сверхлимитные платежи при расчете налога на прибыль оказывают влияние на финансовый результат, создавая постоянную разницу, с которой следует отразить постоянное налоговое обязательство (см. п. 4, 7 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»).

Пример 1.

За отчетный период транспортная организация начислила плату за допустимые выбросы в размере 20 тыс. руб. (исходя из количества имеющихся автомобилей и их пробега). Однако по информации инспектирующего органа 1/10 часть автопарка не отвечает требованиям стандартов, регламентирующих содержание загрязняющих веществ в отработавших газах в условиях эксплуатации.

Произведем расчет платы за превышение допустимых выбросов. Для этого базовый размер экологического платежа (за допустимые выбросы) умножим на долю (1/10) не соответствующих экологическим нормам ТС и на пятикратный коэффициент. В итоге плата за превышение допустимых выбросов равна 10 тыс. руб.

В бухгалтерском учете транспортной организации будут сделаны такие проводки:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Плата за допустимые выбросы включена в себестоимость транспортных услуг

20 000

Отражена плата за превышение допустимых выбросов

10 000

Начислено постоянное налоговое обязательство*

2 000

Оплачено загрязнение окружающей среды

30 000

* В примере расчет произведен исходя из ставки налога на прибыль 20%.

Поясним еще один важный вопрос. Допустим, организация по каким-либо причинам не заплатила за загрязнение окружающей среды. На нарушителя наложен штраф. Вправе ли бухгалтер учесть его при налогообложении? В пункте 2 ст. 270 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы не учитываются пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафы и другие санкции, взимаемые государственными организациями, которым законодательством предоставлено право наложения указанных санкций. Как видим, под эту норму вполне можно подвести штрафы за нарушение Закона об охране окружающей среды в части неисполнения обязанности по оплате негативного воздействия на окружающую среду. Поэтому штрафы, наложенные за невнесение экологических платежей, следует исключить из расчета налога на прибыль. Но в бухгалтерском учете любые санкции относятся к прочим расходам, в связи с чем между учетом и налогообложением возникает постоянная разница, с которой по правилам ПБУ 18/02 отражается постоянное налоговое обязательство.

Штрафы, которые организация не признала и намерена оспорить, в том числе в судебном порядке, целесообразно отразить в составе оценочных обязательств. Его величина будет равна не той сумме, которую указал инспектор, а той величине, которую, может быть, заплатит организация. Если она ничего не намерена платить, то в составе оценочного обязательства можно отразить судебные и иные издержки, связанные с оспариванием вынесенного решения. Впоследствии, если дело (спор) удастся выиграть, суммы возмещения судебных расходов с проигравшей стороны будут включены в состав прочих доходов по факту признания (на основании решения суда, вынесенного в пользу организации). Но если спор будет проигран, то к оценочному обязательству, начисленному по судебным издержкам, добавятся расходы по уплате штрафа, который не удалось оспорить.

Пример 2.

Транспортная организация оштрафована на 10 тыс. руб. за неполное перечисление платежей, с чем она не согласна, так как часть транспортных средств не использовалась в перевозках. Организация намерена оспорить решение контролирующих органов в судебном порядке. Судебные издержки по предварительным подсчетам составляют 3 тыс. руб. Суд организация проиграла, не сумев доказать, что автомобили не наносили вред окружающей среде. Дополнительно к судебным издержкам пришлось заплатить ранее наложенный, но не признанный штраф.

В бухгалтерском учете транспортной организации будут сделаны такие проводки:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражено оценочное обязательство по предполагаемым судебным издержкам*

3 000

Уплачена государственная пошлина

3 000

Госпошлина списана за счет оценочного обязательства

3 000

Признан штраф за неполную уплату загрязнения

10 000

Уплачены наложенные и признанные санкции

10 000

Начислено постоянное налоговое обязательство

2 000

* Уплата госпошлины включается в состав прочих затрат и учитывается во внереализационных расходах при налогообложении прибыли (пп. 10 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Автор не исключает и другой, более «предусмотрительный» подход, который подразумевает, что бухгалтер начислил сразу оценочное обязательство и по оспариваемому штрафу, и по предполагаемым судебным издержкам. Ведь для этого и существуют оценочные обязательства – следуя принципу осмотрительности, признать больше расходов, которые впоследствии можно подкорректировать. (Но в рассматриваемом примере это не понадобилось, так как для организации сценарий оказался неблагоприятным.)

В бухгалтерском учете транспортной организации будут сделаны такие проводки:

Об утверждении Правил разработки технологических нормативов

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 14 февраля 2019 года N 89

Об утверждении Правил разработки технологических нормативов

приказываю:

Утвердить Правила разработки технологических нормативов согласно приложению.

Исполняющий обязанности Министра

С.Ю.Радченко

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

4 апреля 2019 года,

регистрационный N 54273

Приложение. Правила разработки технологических нормативов

Приложение

к приказу Минприроды России

от 14 февраля 2019 года N 89

1. Настоящие Правила определяют порядок разработки технологических нормативов в части выбросов, сбросов загрязняющих веществ (далее — технологические нормативы).

2. Технологические нормативы разрабатываются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими или планирующими осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах I категории, а также на объектах II категории в соответствии с пунктом 12 статьи 31_1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — природопользователи), в ходе подготовки заявки на получение комплексного экологического разрешения или заявки на пересмотр комплексного экологического разрешения.

3. Технологические нормативы разрабатываются для планируемых к вводу в эксплуатацию и действующих объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — объект ОНВ).

4. Технологические нормативы разрабатываются для объекта ОНВ, а также для его частей (далее — объекты технологического нормирования), на которых реализуются или планируется реализация технологических процессов, используется оборудование, применяются технические способы и методы при производстве продукции (товаров), выполнении работ, оказании услуг (далее — производство продукции), в отношении которых в информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям (далее — справочник НДТ) описаны идентичные технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, а также установлены технологические показатели наилучших доступных технологий, в том числе для выбросов, сбросов (далее — технологические показатели НДТ).

5. Технологические нормативы разрабатываются в отношении загрязняющих веществ, для которых установлены технологические показатели НДТ для выбросов, сбросов (далее — маркерные вещества).

6. Результатом разработки технологических нормативов являются расчеты технологических нормативов, которые включаются в заявку на получение комплексного экологического разрешения или заявку на пересмотр комплексного экологического разрешения.

7. Расчет технологических нормативов для объектов технологического нормирования должен содержать:

а) определение объектов технологического нормирования и маркерных веществ;

б) анализ объектов технологического нормирования;

в) определение технологических показателей для выбросов, сбросов маркерных веществ объектов технологического нормирования и технологических нормативов;

г) приложение (в случае необходимости).

8. Определение объектов технологического нормирования и маркерных веществ осуществляется посредством анализа имеющейся технической документации, регламентирующей проведение технологических операций (проектная (конструкторская) документация, технологические регламенты, руководства (инструкции) по эксплуатации, схемы, технические условия и другая эксплуатационная документация) по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг для действующих объектов или проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства для планируемых к вводу в эксплуатацию объектов и сравнения с соответствующим справочником НДТ.

Результатом определения объектов технологического нормирования и маркерных веществ являются:

а) перечень выявленных объектов технологического нормирования;

б) перечни маркерных веществ, в отношении которых будут рассчитываться технологические нормативы для каждого объекта технологического нормирования и объекта ОНВ.

9. Анализ объектов технологического нормирования для действующих объектов ОНВ осуществляется с использованием технической документации, данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, данных инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников, результатов производственного экологического контроля за несколько лет, но не более пяти лет, предшествующих году, в котором производятся расчеты технологических нормативов, а для планируемых к вводу в эксплуатацию объектов ОНВ — с использованием данных проектной документации на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

Статья 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В результате анализа объектов технологического нормирования в отношении каждого объекта технологического нормирования описываются данные об используемом сырье и материалах, расходуемых в процессе производства, характеристики производимых продуктов, побочных продуктов и полупродуктов, характеристики отходящих газов и газовоздушных потоков, перечень и параметры стационарных источников выбросов маркерных веществ, наличие установок очистки газа и эффективность их работы, характеристики сточных вод, перечень и параметры стационарных источников сточных вод (далее — выпуски сточных вод), содержащих сбросы маркерных веществ, наличие сооружений и устройств по очистке сточных вод и их характеристика.

10. Определение технологических показателей для выбросов, сбросов маркерных веществ для каждого объекта технологического нормирования осуществляется в целях оценки соответствия технологических показателей выбросов, сбросов объекта технологического нормирования технологическим показателям НДТ.

Определение технологических показателей для выбросов, сбросов и технологических нормативов для действующих объектов технологического нормирования включает:

а) определение показателей выбросов, сбросов маркерных веществ для каждого стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — стационарный источник выбросов), для каждого выпуска сточных вод в составе объекта технологического нормирования;

б) расчет годовых валовых выбросов, годовой массы сбросов каждого маркерного вещества для объекта технологического нормирования;

в) определение величины годового выпуска продукции;

г) расчеты удельных значений массы выбросов, сбросов каждого маркерного загрязняющего вещества в расчете на единицу производимой продукции;

д) определение значений технологических показателей для выбросов, сбросов и технологических нормативов для объекта технологического нормирования.

11. Показатели выбросов маркерных веществ для каждого стационарного источника выбросов, показатели сбросов маркерных веществ для каждого выпуска сточных вод в составе объекта технологического нормирования определяются с использованием данных, указанных в пункте 9 настоящих Правил.

12. Величины годового валового выброса, годовой массы сброса (т/год) каждого маркерного вещества для объекта технологического нормирования рассчитываются как сумма массы выбросов маркерного вещества всех стационарных источников выбросов, сумма массы сбросов маркерного вещества всех выпусков сточных вод в составе объекта технологического нормирования.

В случае если выброс загрязняющих веществ, в том числе маркерных веществ в атмосферный воздух, сброс загрязняющих веществ от объекта технологического нормирования осуществляется после сбора, рекуперации, очистки выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ от нескольких объектов технологического нормирования, расчет величины годового валового выброса (т/год), годовой массы сброса (т/год) каждого маркерного вещества для каждого объекта технологического нормирования производится методом материального баланса, исходя из показателей выброса маркерного вещества на источнике выброса, показателей сброса маркерного вещества на выпуске сточных вод с учетом одновременной работы всех объектов технологического нормирования.

13. Величина годового выпуска продукции определяется как показатель максимального объема произведенной продукции на объекте технологического нормирования в течение года за несколько лет, но не более пяти лет, предшествующих году, в котором производятся расчеты технологических нормативов.

14. Расчеты удельных значений массы выбросов, сбросов каждого маркерного вещества в расчете на единицу производимой продукции осуществляются путем деления годовых валовых выбросов, годовой массы сбросов каждого маркерного вещества на величину годового выпуска продукции на объекте технологического нормирования.

15. Результаты определения показателей выбросов маркерных веществ для каждого стационарного источника выбросов, показателей сбросов маркерных веществ для каждого выпуска сточных вод, величины годового выпуска продукции и расчетов годовых валовых выбросов, годовой массы сбросов каждого маркерного вещества, удельных значений массы выбросов, сбросов каждого маркерного вещества в расчете на единицу производимой продукции для каждого объекта технологического нормирования оформляются в виде таблиц, рекомендуемые образцы которых приведены в таблице 1 и таблице 2 в приложении к настоящим Правилам.

16. Определение значений технологических показателей для выбросов, сбросов и технологических нормативов для действующего объекта технологического нормирования в случае, если технологические показатели НДТ установлены в виде удельного значения массы выбросов, массы сбросов маркерных веществ на единицу производимой продукции, осуществляется в следующем порядке:

а) значения технологических показателей для выбросов, сбросов маркерного вещества для действующего объекта технологического нормирования принимается равным удельным значениям массы выбросов, массы сбросов этого вещества;

б) в случае если технологический показатель для выбросов, сбросов маркерного вещества действующего объекта технологического нормирования меньше технологического показателя НДТ по выбросам, сбросам данного маркерного вещества или равен ему, значения технологического норматива для выбросов, сбросов по данному маркерному веществу (т/год) определяется путем умножения технологического показателя для выбросов, сбросов действующего объекта технологического нормирования на величину годового выпуска продукции;

в) в случае если технологический показатель для выбросов, сбросов маркерного вещества для действующего объекта технологического нормирования превышает технологический показатель НДТ по выбросам, сбросам данного маркерного вещества, значение технологического норматива для выбросов, сбросов по данному маркерному веществу (т/год) определяется путем умножения технологического показателя НДТ на величину годового выпуска продукции объекта технологического нормирования.

17. Определение значений технологических показателей для выбросов, сбросов и технологических нормативов для действующего объекта технологического нормирования в случае, если технологические показатели НДТ по выбросам, сбросам установлены в виде концентраций маркерных веществ, осуществляется в следующем порядке:

а) в качестве технологического показателя для выбросов, сбросов маркерного вещества действующего объекта технологического нормирования принимается наибольшее значение концентрации данного вещества в выбросах стационарных источников, выпусках сточных вод в составе объекта технологического нормирования, определенных в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил;

б) в случае, если технологический показатель для выбросов, сбросов действующего объекта технологического нормирования по маркерному веществу меньше технологического показателя НДТ данного маркерного вещества или равен ему, значение технологического норматива данного маркерного загрязняющего вещества (т/год) определяется путем умножения удельного значения массы выбросов, массы сбросов этого маркерного вещества на величину годового выпуска продукции;

в) в случае, если технологический показатель для выбросов, сбросов действующего объекта технологического нормирования по маркерному веществу превышает технологический показатель НДТ данного маркерного вещества, значение технологического норматива данного маркерного загрязняющего вещества (т/год) определяется путем умножения технологического показателя НДТ на годовой объем газовой смеси или годовой расход сточных вод, определяемые согласно программе повышения экологической эффективности.

18. Для планируемых к вводу в эксплуатацию объектов технологического нормирования технологические показатели для выбросов, сбросов маркерных веществ не могут превышать технологические показатели НДТ.

Пункт 1 статьи 36 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Для указанных объектов технологического нормирования технологические показатели для выбросов, сбросов маркерных веществ определяются в тех же единицах измерения, что и технологические показатели НДТ в соответствующем справочнике НДТ, а годовые значения технологических нормативов по каждому маркерному веществу (т/год) определяются:

в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил в случае, если технологические показатели НДТ установлены в виде удельного значения массы выбросов, массы сбросов маркерных веществ на единицу производимой продукции;

в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил в случае, если технологические показатели НДТ по выбросам, сбросам установлены в виде концентраций маркерных веществ.

19. Технологические нормативы по каждому маркерному веществу для объекта ОНВ определяются как сумма технологических нормативов всех объектов технологического нормирования в составе объекта ОНВ.

20. Пересмотр технологических нормативов производится при истечении срока действия или при пересмотре комплексного экологического разрешения в случаях изменения технологических процессов основных производств, замены оборудования, сырья, повлекших за собой изменение установленных объема или массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ.

21. В приложение к расчетам технологических нормативов для объектов технологического нормирования и объекта ОНВ природопользователь вправе включить сведения и документы, которые считает необходимым представить в качестве обосновывающих материалов к расчету технологических нормативов (отчеты о научных исследованиях, формулы и расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, данные, полученные в результате проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и корректировки ее данных, результатов производственного экологического контроля и другие материалы).

Приложение

к Правилам разработки

технологических нормативов,

утвержденным приказом

Минприроды России

от 14 февраля 2019 N 89

Рекомендуемый образец 1

Документирование данных результатов определения технологических показателей для выбросов маркерных веществ для каждого стационарного источника выбросов, величины годового выпуска продукции и расчетов годовых валовых выбросов маркерных веществ, удельных значений массы выбросов каждого маркерного вещества в расчете на единицу производимой продукции для объекта технологического нормирования

Таблица 1. Данные об уровне выбросов маркерных веществ объекта технологического нормирования

Таблица 1. Данные об уровне выбросов маркерных веществ объекта технологического

нормирования

(наименование объекта, код объекта (при наличии)

Наименование

Наименование маркерного вещества

пп

источника выброса

МВ

масса т/год

концентрация мг/м

масса т/год

концентрация мг/м

масса т/год

концентрация мг/м

Годовой валовый выброс маркерных веществ по объекту технологического нормирования, т/год

Удельные значения массы выбросов маркерных веществ, кг/т

Рекомендуемый образец 2

Документирование данных результатов определения технологических показателей для сбросов маркерных веществ для каждого выпуска сточных вод, величины годового выпуска продукции и расчетов годовой массы сбросов маркерных веществ, удельных значений массы сбросов каждого маркерного вещества в расчете на единицу производимой продукции для каждого объекта технологического нормирования

Таблица 2. Данные об уровне сбросов маркерных веществ объекта технологического нормирования

Таблица 2. Данные об уровне сбросов маркерных веществ объекта технологического

нормирования

(наименование объекта, код объекта (при наличии)

Наименование

Наименование маркерного вещества

пп

выпуска

МВ

сточных вод

масса т/год

концентрация мг/м

масса т/год

концентрация мг/м

масса т/год

концентрация мг/м

Годовая масса сбросов маркерных веществ по объекту технологического нормирования, т/год

Удельные значения массы сбросов маркерных веществ, кг/т

Электронный текст документа

подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:

Официальный интернет-портал

правовой информации

Нормативы ПДВ действуют 7 лет

Правительство РФ внесло изменения в Постановление Правительство РФ № 182 и № 183 от 02.03.2000 «О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных веществ и потенциально опасных веществ».

Основным изменением является увеличение срока действия Нормативов ПДВ до 7 лет (ранее Нормативы ПДВ утверждались на 5 лет). В свою очередь Разрешение на выбросы вредных веществ выдаётся на срок, соответствующий сроку, на который установлены Нормативы ПДВ. Другими словами, Нормативы ПДВ и Разрешение на выброс выдается на 7 лет.

В Постановление включено новые основания для отказа в согласовании Нормативов ПДВ, а именно:

а) несоблюдение сроков достижения нормативов, указанных в плане, утверждённом на предыдущий год;

б) повторное включение в план мероприятий, не выполненных в ходе реализации плана, утверждённого на предыдущий год;

в) включение в план мероприятий, не обеспечивающих достижение предельно допустимых выбросов.

Пункт 9.10 Постановления Правительства РФ № 841 указывает следующее: Разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, выдаётся одновременно с установлением Нормативов предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов. То есть, Нормативы ПДВ и Разрешение на выброс выдаётся одновременно.

Начиная с 1 января 2019 года будут выдаваться комплексные экологические разрешения на 7 лет, в которое будет входить:

— разрешение на выброс по проекту ПДВ;

— лимиты по ПНООЛР;

— программа производственного экологического контроля (ПЭК);

— заключение по экологическое экспертизе ПМООС;

— заключение санитарно-эпидемиологическое по проекту СЗЗ.

Таблица нормативов ПДВ на 7 лет:

Вам может быть интересно

  • Новая форма Заявлений на нормативы ПДВ и Разрешения на выброс

    Росприроднадзор утвердил новые формы заявлений для нормативов ПДВ и разрешения на выброс

  • Сравнение ОНД-86 и МРР-2017

    Публикуем часть сравнения Методов расчетов рассеивания с ОНД-86

  • Минприроды России дало разъяснения о разработке проекта ПДВ по ОНД-86

    Как согласовать проект ПДВ, если он разработан до 01.01.2018 по ОНД-86

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *