Начальник планово экономического отдела в здравоохранении

Планово-экономический отдел

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПЛАНОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕ

1. Общие положения

1.1. Планово-экономический отдел является самостоятельным структурным подразделением организации.

1.2. Планово-экономический отдел создается, реорганизуется и ликвидируется приказом главного врача учреждения.

1.3. Планово-экономический отдел непосредственно подчиняется главному врачу учреждения.

1.4. Планово-экономический отдел возглавляется начальником планово-экономического отдела, который назначается и освобождается от занимаемой должности приказом главного врача учреждения.

1.5. Начальник планово-экономического отдела осуществляет непосредственное руководство деятельностью отдела и контролирует работу всех работников.

1.6. На должность начальника планово-экономического отдела назначается лицо, имеющее высшее экономическое или инженерно-экономическое образование и стаж работы в области технико-экономического планирования на должностях руководителей и специалистов не менее 5 лет.

1.7. Должностные обязанности, права и ответственность каждого работника планово-экономического отдела устанавливаются должностной инструкцией, которая согласовывается с начальником отдела и утверждается главным врачом учреждения.

1.8. Планово-экономический отдел в своей деятельности руководствуется:

нормативными правовыми актами, другими руководящими и методическими материалами по экономическому планированию;

методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;

Уставом учреждения;

приказами, распоряжениями руководителя учреждения;

настоящим Положением.

1.9. Изменения структуры и штата планово-экономического отдела разрабатываются начальником планово-экономического отдела, исходя из условий и особенностей деятельности учреждения, согласовываются с непосредственным руководителем, а также с юрисконсультом по соответствующим направлениям деятельности указанных структурных подразделений и утверждаются приказом главного врача учреждения.

2. Основные задачи

Основными задачами планово-экономического отдела являются:

2.1. Экономическое планирование в организации, направленное на организацию рациональной хозяйственной деятельности, выявление и использование резервов производства с целью достижения наибольшей экономической эффективности.

2.2. Комплексный экономический анализ деятельности организации и своевременная разработка мер по эффективному использованию капитальных вложений, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

2.3. Контроль за ходом выполнения подразделениями учреждения плановых заданий, правильностью применения установленных цен.

3. Функции

В соответствии с основными задачами на планово-экономический отдел возлагаются следующие функции:

3.1. Обеспечение доведения показателей плана до подразделений учреждения.

3.2. Проведение комплексного экономического анализа всех видов деятельности учреждения.

3.3. Своевременная разработка мер по эффективному использованию капитальных вложений, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

3.4. Систематический контроль за ходом выполнения подразделениями учреждения плановых заданий.

3.5. Статистический учет по всем производственным и технико-экономическим показателям работы учреждения.

3.6. Подготовка периодической отчетности в установленные сроки.

4. Права

4.1. Планово-экономический отдел в пределах своей компетенции имеет право:

4.1.2. Требовать и получать от подразделений учреждения представления сведений и документов (данных анализа хозяйственной деятельности, бухгалтерского, статистического и оперативного учета и т.д.), необходимых для осуществления работы, входящей в компетенцию планово-экономического отдела (составления планов, заданий и экономического анализа, а также участия в составлении планов по соответствующим разделам и т.д.).

4.1.3. Проверять выполнение планов и заданий производственными подразделениями организации, правильность применения форм и систем оплаты труда.

4.1.4. Проводить совещания по вопросам, входящим в компетенцию отдела, и участвовать в них.

4.2. Начальник планово-экономического отдела имеет право:

4.2.1 Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся деятельности планово-экономического отдела.

4.2.2. Вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

4.2.3. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю обо всех недостатках в деятельности учреждения (структурного подразделения, отдельных работников), выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей, и вносить предложения по их устранению.

4.2.4. Привлекать специалистов структурных подразделений учреждения к выполнению возложенных на него обязанностей в случаях, если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, в ином случае — с разрешения руководителя учреждения.

4.2.5. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4.2.6. Вносить на рассмотрение руководителя учреждения представления о назначении, перемещении, увольнении работников планово-экономического отдела, предложения об их поощрении или наложении на них взысканий.

4.2.7. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

5. Взаимоотношения. Связи

Планово-экономический отдел осуществляет взаимодействие со следующими структурными подразделениями учреждения:

бухгалтерией:

получает: данные бухгалтерского учета, необходимые для осуществления экономического планирования, прогнозирования, проведения анализа хозяйственно-финансовой деятельности; отчетность об использовании фонда заработной платы по структурным подразделениям и в целом по организации; инструктивные и методические материалы, необходимые для оказания методической помощи по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа; результаты экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности организации по данным бухгалтерского учета, статистической и оперативной отчетности;

отделом материально-технического снабжения:

расчеты объемов запасов материальных ресурсов; оперативную информацию о результатах деятельности отдела материально-технического снабжения;

получает: расчеты потребности в материальных ресурсах; указания об источниках покрытия потребностей в материальных ресурсах; проекты перспективных и текущих планов материально-технического обеспечения;

6. Ответственность

6.1. Начальник планово-экономического отдела несет ответственность за:

неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей;

несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, правил и норм охраны труда и пожарной безопасности;

неправильное использование и неполноту использования предоставленных прав;

некачественное исполнение обязанностей подчиненных ему работников;

низкую исполнительскую и трудовую дисциплину подчиненных ему работников;

6.2. Ответственность других работников планово-экономического отдела устанавливается их должностными инструкциями.

Список работников отдела:

1 Шишуева Елена Владимировна начальник планово-экономического отдела
2 Багманова Татьяна Александровна Экономист
3 Кандрашина Галина Юрьевна Экономист
4 Рузанова Ирина Александровна специалист по закупкам
5 Жорова Ксения Николаевна Экономист

Брошенные своими никудышными «родителями», имеющие физические недостатки и умственную отсталость (в среднем IQ около 60 единиц), эти дети обречены. Они живут в детских домах, откуда маловероятно их кто-то заберет, а потом выпускаются в жизнь, где не могут найти себе места. Помимо всего у таких детей наблюдаются проблемы с психикой и восприятием. Даже при относительно хорошей умственной деятельности, такие дети чаще всего вырастают в трудных подростков, имеют проблемы в школе, со сверстниками, попадают в неприятности, плохо учатся и не могут контролировать свои действия и эмоции. Они не осознают полностью свои поступки и их последствия, что в будущем приводит к преступлениям и конфликтам с окружающими людьми. Количество таких детей в наши дни зашкаливает, а ФАС лишь один из возможных синдромов.

Третья многочисленная группа больных и здоровых детей — отказники малолетних мамаш. Если раньше рожающая девочка было чем-то необычным, то сейчас этим никого не удивить. У любого опытного акушера в истории будет парочка случаев, когда в его учреждении рожала малолетняя девочка. И речь сейчас не об изнасиловании, а о школьниках, которые активно занимаются сексом, и об их родителях, которые не хотят нести ответственность за брешь в воспитании. Я считаю так: не сумел предотвратить, не поговорил с ребенком о сексе и о контрацепции, не смог уследить — неси ответственность. Ведь если ребенок совершил преступление, то за него несет ответственность родитель, так почему здесь не так?
Поясню, приходит девочка с мамой, которые категорически против абортов («потому что грех» или «а вдруг потом не родит»), но и ребенка они воспитывать не намерены. Вот так вот, что хотите, то с ребенком и делайте, а нам бы родить и забыть. Так детдома пополняются детьми, находящимися на обеспечении государства.

А бывает все и сразу. На третьем курсе на дежурстве в отделении патологии новорожденных увидела в боксе нового ребенка, а на карте у бокса пол его значился как неопределенный. Подошла к неонатологу, спросила, а та дала мне карту почитать. Ребенок появился на свет от 22-летнего курьера и 16-летней школьницы, у который в семейном анамнезе родители алкаши. Из 5 детей в ее семье: один умер при рождении, второй прожил около месяца и тоже умер от множественных пороков, трое чудом живы, в том числе и новоявленная мама. У ребенка первоначально был установлен ложный гермафродизм, то есть это мальчик с измененным строением внешних половых органов, которые напоминают женские: не произошло опущения яичек в мошонку, пенис напоминает гипертрофированный клитор, а мошонка половые губы. Однако, впоследствии при УЗИ был выявлен анорхизм, то есть полное отсутствие яичек. К тому времени ему еще не делали генетический анализ, так что не могу сказать, что у него там было по набору хромосом. Внешне ребенок напоминал старичка (если смотрели «Загадочную историю Бенджамина Баттона, то что-то подобное), почти белый цвет кожи и волос говорил за наличие альбинизма, к тому же у него было большое количество пороков развития, как стигм дизэмбриогенеза, так и серьезные пороки сердца и почек, проблемы с центральной нервной системой.
Так вот эта девочка приходила в отделение в сопровождении мамы своего ухажера (почему не со своей мамой, и почему не приходил сам парень, я не имею понятия), смотрели на ребенка и задавали вопросы, почти не прикасались и на руки не брали. А в последний день, что я их видела, они пришли, девочка взяла ребенка на руки, ее «свекровь» пофотографировала их вместе на телефон, затем они положили ребенка и попросили проводить их к юристу, где написали отказ. И это меня так поразило, эти фотографии «на память», будто они не ребенка оставили, а в музей сходили…
Прогноз ребенка — смерть от пороков развития в скором времени, вопрос может дней, может пары месяцев.
В общем, таких историй очень много, поэтому надо решать этот вопрос серьезно и на государственном уровне.
Лично я вижу несколько решений, которые значительно упростят всем жизнь:
1) При выявлении серьезной патологии плода на УЗИ ставить вопрос об аборте (наиболее подходящим в конкретной ситуации методе). При отказе от него (по причине религии или личного желания женщины) в обязательном порядке давать женщине на подпись официальное согласие, что она обязуется воспитывать и содержать этого ребенка. Если же срок беременности, позволяющий сделать аборт или вызвать искусственный выкидыш, прошел, или же здоровье матери (в том числе репродуктивное здоровье) не позволяет этого сделать, или же травма была получена ребенком при родах, то тогда уже ставится вопрос о государственном обеспечении и отказе.

Аналогично заставлять родителей несовершеннолетних детей нести ответственность за «внуков». Подписывать согласие на обеспечение. Либо пусть забирают и воспитывают, либо пусть платят в казну деньги на их содержание.

То есть таким образом мы сможем значительно снизить количество детей, рожденных с тяжелыми пороками только по необъективному желанию отказавшейся матери, а также детей, которые родились от несовершеннолетних родителей.

2) Принудительная стерилизация женщин, самостоятельно отказавшихся от двух своих детей. Будь то дети здоровые или больные. А также стерилизация женщин, которые имеют алкогольную/наркотическую зависимость, в результате которой у них уже есть двое больных детей.

Просто убивают женщины, которые рожают без остановки и сдают детей в детдома, или же проживают в однокомнатной квартире по 7-10 человек, без должного ухода о детях. Зачем рожали тогда? А еще, например, есть пары, у которых генетическая несовместимость (или близкое родство с носительством какого-то серьезного заболевания), и генетики их заранее предупреждают, что шанс рождения здорового ребенка очень мал, но они будут рожать и сдавать больных детей на попечение государства, пока у них не родится здоровый. Это уже клиника.

3) Введение эвтаназии в практику таких случаев. При отказе от ребенка вопрос решает независимая комиссия врачей, оценивающая шансы на жизнь и выздоравливание ребенка, при наличии родителей вопрос решается комиссией по просьбе и согласию родителей.

Самый главный завет в работе врача «не навреди». И видя, как мучаются дети, которым искусственно продлевают существование без шанса на нормальную жизнь, мне больно. Когда я вижу потерянных, ненужных и не знающих ласки детей в доме малютке, мне тоже больно, потому что помочь я им не могу. Когда я вижу тех, у кого есть шанс на хорошую и здоровую жизнь, но этот шанс у них отбирает «дыра» в бюджете, мне тоже больно. По-моему неблагополучные слои населения просто наживаются на нашем страхе поступить аморально. И чем дальше, тем больше растет эта прослойка населения, плодя подобных себе, что приводит к ухудшению качества жизни (большое количество асоциальных элементов, которые не хотят или не могут работать) и нерациональным тратам бюджета. А разве этим мы не вредим здоровью общества в целом?

Джек Лондон сказал: «Истинное назначение человека — жить, а не существовать.»
И в данной ситуации его фраза приобретает новое значение…

Финансовое планирование медицинского учреждения

В статье рассмотрим проблематику финансового планирования медицинского учреждения. На условном примере выявим результаты диагностики системы управления и финансово-экономического анализа деятельности медицинского учреждения с целью разработки плана движения денежных средств.

Введение

В свое время классики менеджмента обратили внимание на то, что отсутствие планов в организации сопровождается резкими колебаниями ее финансово-экономических показателей, ошибочными решениями по направлениям стратегического развития, несвоевременной сменой бизнес-направлений, что приводит к ухудшению финансово-экономического положения организации или даже ее банкротству.

Как показала практика, применение функции планирования в контуре управления организации создает следующие важные преимущества:

  • делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;
  • проясняет возникающие проблемы;
  • стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;
  • улучшает координацию действий сотрудников организации;
  • создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;
  • увеличивает возможности в обеспечении организации необходимой информацией;
  • способствует рациональному распределению ресурсов организации;
  • улучшает контроль в организации.

Рассмотрим вопросы финансового планирования в рамках проекта реформирования деятельности детской клинической больницы (далее — Больница, ДКБ). Это многопрофильное научно-практическое медицинское учреждение, в котором оказывается высококвалифицированная специализированная лечебно-профилактическая помощь детям, проводятся научные исследования по изучению влияния неблагоприятных факторов на состояние здоровья детей.

В состав ДКБ входит уникальный центр экологической педиатрии, основной задачей которого является установление причин массовых заболеваний детей, обусловленных воздействием патогенных факторов химической или физической (излучения) природой совместно с научным центром экологической токсикологии.

Высокий уровень качества медицинской помощи, сотрудничество врачей и научных работников помогло сформировать благоприятный имидж ДКБ на рынке медицинских услуг для детей. Многие сотрудники больницы преподают в медицинских высших учебных заведениях.

Анализ деятельности больницы

Диагностика системы управления

На основании диагностики системы управления ДКБ были получены предварительные выводы по системе управления и финансово-экономическому состоянию Больницы.

Больница имеет хороший имидж и конкурентные преимущества на рынке, однако следует отметить ряд негативных тенденций ее деятельности в разрезе функциональных направлений:

  • маркетинг. Отсутствуют службы маркетинга и продаж, служба управления развитием. За три последних отчетных года число пациентов снизилось более чем на 20 %. Отмечена весьма небольшая доля (30 %) коммерческих клиентов;
  • финансы. Отмечена низкая рентабельность и прибыль по результатам операционной деятельности. В частности, происходит балансирование доходов на грани убыточность-безубыточность с низким запасом финансовой прочности (в отчетном 2012 г. зафиксирован убыток — 43 млн руб.);
  • производство. Отмечено малое число коек в стационаре (246 ед.) и снижение на одну треть (до 204 дней в году) времени их работы. Неразвитость услуг амбулаторно-клинического направления. Анализ показал неудовлетворительный уровень загрузки нового оборудования;
  • персонал. Выявлено отсутствие команды в организации, а также мотивации на результат. При этом руководству ДКБ в сложной ситуации удалось сохранить высококвалифицированный персонал и выйти в 2012 г. на безубыточность в условиях нарастающей конкуренции.

Вывод: сохранение сложившийся ситуации (на грани убыточности) и негативных тенденций, снижение числа клиентов неприемлемы, инерционный сценарий развития рассматривать нецелесообразно. Этот вывод, разделяемый руководством и большинством сотрудников коллектива, привел к управленческому решению оперативно изменить финансовое состояние ДКБ, в первую очередь за счет перехода от пассивной к активной рыночной политике.

Анализ финансово-экономического состояния

Исходными данными для проведения финансового анализа ДКБ стала информация финансовой (бухгалтерской) отчетности ДКБ на 2011–2012 гг.:

  • анализ статей баланса. Структура баланса и изменения в анализируемом периоде представлены в табл. 1, 2.

Таблица 1. Движение статей баланса ДКБ, руб.

Статья баланса

31.12.2011

31.12.2012

бюджетная деятельность

внебюджетная деятельность

средства
во временном распоряжении

итого

бюджетная деятельность

внебюджетная деятельность

средства
во временном распоряжении

итого

Актив

52 884 949

90 512 201

0

143 397 150

267 424 986

21 538 333

1 212 500

290 175 819

1

Нефинансовые активы

2

Основные средства (остаточная стоимость)

48 377 626

79 968 051

128 345 677

259 606 637

4 450 668

264 057 305

3

Материальные запасы

4 356 941

5 565 933

9 922 873

7 815 047

6 688 051

14 503 098

4

Финансовые активы

0

5

Денежные средства учреждения

12 600

1 958 741

1 971 341

0

2 665 315

1 212 500

3 877 815

6

Расчеты с дебиторами по доходам

2 805 107

2 805 107

7 373 425

7 373 425

7

Расчеты по выданным авансам

137 783

214 370

352 153

3302

360 875

364 177

Пассив

52 916 906

90 684 397

0

143 601 303

267 463 032

21 711 152

1 212 500

290 386 684

1

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

4 170 292

4 170 292

6 216 306

6 216 306

2

Расчеты по платежам в бюджет

–47 049

1 492 411

1 445 362

831 635

–630 058

201 577

3

Прочие расчеты с кредиторами

–1513

7686

6173

4427

1 212 500

1 216 927

4

Финансовый результат

52 965 468

85 014 008

137 979 476

266 631 397

16 120 477

282 751 874

Баланс

52 916 904

90 684 399

0

143 601 303

267 463 032

21 711 152

1 212 500

290 386 684

Таблица 2. Изменение статей баланса ДКБ

Статья баланса

Изменения 2011–2012 гг., руб.

Темп роста 2012 г. / 2011 г., %

бюджетная деятельность

внебюджетная деятельность, руб.

средства
во временном распоряжении

итого

бюджетная деятельность

внебюджетная деятельность

итого

Актив

214 540 037

–68 973 868

1 212 500

146 778 669

505,67

23,80

202,36

1

Нефинансовые активы

2

Основные средства (остаточная стоимость)

211 229 011

–75 517 383

0

536,63

5,57

3

Материальные запасы

3 458 106

1 122 118

0

179,37

120,16

4

Финансовые активы

0

0

0

5

Денежные средства учреждения

–12 600

706 574

1 212 500

0

136,07

6

Расчеты с дебиторами по доходам

0

4 568 318

0

262,86

7

Расчеты по выданным авансам

–134 480

146 505

0

2,40

168,34

Пассив

214 546 126

–68 973 245

1 212 500

146 785 381

505,44

23,94

202,22

1

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

0

2 046 014

0

149,06

2

Расчеты по платежам в бюджет

878 684

–2 122 469

0

–1767,59

–42,22

3

Прочие расчеты с кредиторами

1513

–3259

1 212 500

0

57,60

4

Финансовый результат

213 665 929

–68 893 531

0

503,41

18,96

Анализ показывает прирост активов баланса на 202,36 %, что в абсолютном выражении составило 146 778 669 руб. В наиболее значительной степени прирост объясняется существенным (на 211 229 011 руб.) ростом статьи «Основные средства» в рамках бюджетной деятельности, при одновременном выбытии (на 75 517 383 руб.) основных средств, финансируемых в рамках коммерческой деятельности. Одновременно отмечается более чем двукратный (с 2 805 107 руб. до 7 373 425 руб.) рост дебиторской задолженности в рамках внебюджетной деятельности.

Из таблицы 1 видно, что на конец отчетного периода наибольший удельный вес в структуре совокупных активов приходится на внеоборотные активы, что говорит о недостаточно мобильной структуре активов, снижающей оборачиваемость средств ДКБ.

Со стороны пассивов рост валюты баланса в отчетном периоде произошел в основном за счет увеличения статей расчетов с кредиторами, поставщиками и подрядчиками.

Вывод: анализ структуры баланса ДКБ показывает целесообразность оптимизации баланса в сторону увеличения доли оборотных средств;

  • анализ финансовых результатов. Показатели доходов и расходов от реализации медицинских услуг и их изменения в анализируемом периоде представлены в табл. 3, 4.

Таблица 3. Показатели финансового результата ДКБ, руб.

Показатель

31.12.2011

31.12.2012

бюджетная деятельность

внебюджетная деятельность

ОМС

итого

бюджетная деятельность

внебюджетная деятельность

ОМС

итого

Доходы

65 465 400

70 049 000

6 918 900

142 433 300

90 074 600

124 708 052

26 860 383

241 643 035

Расходы

68 367 800

79 591 800

10 310 500

158 270 100

90 074 600

123 434 296

27 069 995

240 578 891

Операционная прибыль (+)/убыток (–)

–2 902 400

–9 542 800

–3 391 600

–15 836 800

0

1 273 756

–209 612

1 064 144

Рентабельность услуг, %

–11,12

0,44

Таблица 4. Изменение показателей финансового результата ДКБ

Показатель

Изменения 2011–2012 гг., руб.

Темп роста 2012 / 2011 гг., %

бюджетная деятельность

внебюджетная деятельность

ОМС

итого

бюджетная деятельность

внебюджетная деятельность

ОМС

итого

Доходы

24 609 200

54 659 052

19 941 483

99 209 735

137,59

178,03

388,22

169,65

Расходы

21 706 800

43 842 496

16 759 495

82 308 791

131,75

155,08

262,55

152,01

Из таблиц 3, 4 видно, что доходы от реализации ДКБ по сравнению с базовым периодом выросли (с 142 433 300 руб. на 31.12.2011 до 241 643 035 руб. на 31.12.2012). За анализируемый период увеличение объема доходов по всем источникам финансирования составило 99 209 735 руб.

При этом расходы на реализацию медицинских услуг ДКБ по сравнению с базовым периодом выросли с 158 270 100 руб. (на 31.12.2011) до 240 578 891 руб. (на 31.12.2012). За анализируемый период увеличение объема расходов на медицинские услуги по всем источникам финансирования составило 82 308 791 руб.

Показателем повышения эффективности деятельности ДКБ за отчетный период можно назвать более высокий темп роста доходов (169,6 %) по отношению к темпу роста расходов, который составил 152,0 %.

Выводы: Анализ финансовых результатов деятельности показывает предельно низкую рентабельность операционной деятельности за 2012 г. (0,44 %) и, соответственно, практическое отсутствие запаса финансовой прочности.

Факт отсутствия рекомендуемого уровня запаса финансовой прочности требует разработки мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности ДКБ;

  • анализ структуры себестоимости. Показатели статей расходов от реализации медицинских услуг ДКБ и их изменения в анализируемом периоде представлены в табл. 5.

Таблица. 5. Структура себестоимости ДКБ

Показатель

31.12.2011

31.12.2012

Темп роста 2012 г. / 2011 г.

бюджетная деятельность ФМБА

внебюджетная деятельность ДМС

по всем видам деятельности

бюджетная деятельность ФМБА

внебюджетная деятельность ДМС

по всем видам деятельности

бюджетная деятельность ФМБА

внебюджетная деятельность ДМС

по всем видам деятельности

руб.

%

руб.

%

руб.

%

руб.

%

руб.

%

руб.

%

%

%

%

Оплата труда — всего, в том числе:

37 507 330

47,52

56 522 192

52,08

94 029 522

50,16

51 813 611

42,20

78 089 411

25,23

129 903 021

30,05

138

138

138

  • заработная плата

30 191 100

44 567 812

74 758 912

41 479 138

64 918 352

106 397 490

  • начисления на выплаты по оплате труда

7 316 230

11 831 119

19 147 349

10 334 472

13 030 532

23 365 004

  • прочие выплаты по заработной плате

123 261

123 261

140 527

140 527

Приобретение услуг — всего, в том числе:

23 273 290

29,49

17 125 853

15,78

40 399 143

21,55

45 121 880

36,75

25 327 573

8,18

70 449 453

16,30

194

148

174

  • услуги связи

422 092

341 943

764 035

424 700

979 785

1 404 485

  • транспортные услуги

541 358

541 358

698 576

698 576

  • коммунальные услуги

2 904 988

1 873 692

4 778 680

6 620 438

2 014 287

8 634 725

  • арендная плата за пользование имуществом

2768

2768

  • услуги по содержанию имущества

17 472 827

4 448 525

21 921 352

31 196 000

5 193 918

36 389 918

  • прочие услуги

2 473 383

9 920 334

12 393 716

6 880 742

16 438 240

23 318 982

Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям

0

0

0

0

0

0

149 455 747

48,29

149 455 747

34,57

Расходы по операциям с активами — всего, в том числе:

17 196 147

21,79

34 266 174

31,57

51 462 321

27,45

22 373 490

18,22

55 561 678

17,95

77 935 168

18,03

130

162

151

  • амортизация основных средств и нематериальных активов

3 027 716

14 780 027

17 807 743

4 278 902

30 018 809

34 297 710

  • расходование материальных запасов

14 168 431

19 486 148

33 654 578

18 094 588

25 542 869

43 637 458

Прочие расходы

952 800

1,21

620 457

0,57

1 573 257

0,84

3 467 006

2,82

1 076 160

0,35

4 543 166

1,05

364

173

289

Итого

78 929 567

100,00

108 534 676

100

187 464 243

100

122 775 987

100

309 510 569

100,00

432 286 556

100,00

156

285

231

К СВЕДЕНИЮ

  1. Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции:
  • по оказанию государственных услуг;
  • по управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, организацию деятельности службы крови;
  • по контролю и надзору в сфере донорства крови и ее компонентов;
  • по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ) и населения отдельных территорий по перечню, утверждаемому Правительством РФ (далее — обслуживаемые организации и обслуживаемые территории);
  • по медико-санитарному обеспечению работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий (включая предоставление услуг в области курортного дела, организацию проведения судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз, трансплантацию органов и тканей человека) и организации медико-социальной экспертизы работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий.
  1. Добровольное медицинское страхование (ДМС) — страхование, обеспечивающее получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх программ обязательного медицинского страхования, гарантированного государством. Страхователем могут выступать дееспособные физические лица без существенных проблем со здоровьем (инвалидность, серьезные хронические болезни), а также юридические лица, которые страхуют сотрудников своей организации. Как показывает опыт работы, в России в большинстве случаев страхователем выступают организации.

Полис ДМС несет дополнительный пакет услуг:

  • вызов платной «скорой помощи», которая качественно отличается от государственной;
  • вызов семейного высококвалифицированного врача, который не работает в поликлинике, а состоит в договорных отношениях со страховой компанией;
  • амбулаторная помощь в хорошей частной клинике, ведомственной поликлинике, клиниках VIP и бизнес-классов;
  • госпитализация в палату повышенной комфортности (одно-, двухместную, с душем, с телевизором и т. п.);
  • стоматология (кроме протезирования и косметических услуг);
  • санаторно-курортное лечение.

Медицинскими учреждениями услуги оказываются в рамках страховой программы. Страховая программа — перечень медицинских услуг, которые будут оплачены страховщиком при обращении застрахованного в медицинское учреждение.

Преимущество ДМС в том, что вы лично (либо ваш работодатель) принимаете участие в формировании необходимой страховой программы, определяете виды и объем услуг, выбираете медицинские учреждения, в которых вы хотели бы обслуживаться и лечиться.

  1. Обязательное медицинское страхование (ОМС) — вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение, при наступлении страхового случая, гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в случаях, установленных Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования. Это обязательное медицинское страхование, которое основано на выплатах единого социального налога. ОМС обеспечивает всем гражданам РФ, независимо от пола, возраста, места проживания и социального статуса, равные возможности в получении медицинской помощи, предоставляемой за счет финансовых средств ОМС, в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

По полису ОМС можно получить услуги в районных поликлиниках по месту проживания, получить жизненно необходимые услуги в муниципальных больницах, вызвать скорую медицинскую помощь.

Данные табл. 5 показывают, что наиболее существенный рост себестоимости услуг обусловлен движением статьи расходов «Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям» (рост с 0 руб. на 31.12.2011 до 149 455 747 руб. на 31.12.2012), что составило долю около 34,57 % — наибольший удельный вес в себестоимости услуг по всем видам деятельности.

Существенным является рост статьи затрат «Приобретение услуг» (с 40 399 143 руб. за период 2011 г. до 70 499 453 руб. в 2012 г.) в основном за счет услуг, финансируемых за счет бюджета.

Далее существенным по доле величины расходов в себестоимости выступает рост оплаты труда (с 94 029 522 руб. за период 2011 г. до 129 903 021 руб. в 2012 г.).

Рост статьи «Расходы по операциям с активами» (с 51 462 321 руб. за период 2011 г. до 77 935 168 руб. в 2012 г.) следует обосновать ростом ее подстатьи «Расходование материальных запасов» за счет одновременного увеличения объема медицинских услуг и инфляции цен на медицинские препараты (мягкие материалы).

Выводы: Анализ структуры себестоимости ДКБ показывает ее рост в 2012 г. по всем категориям затрат.

Целесообразна разработка программы мероприятий по снижению себестоимости действующих и планируемых медицинских услуг.

Целевые установки деятельности ДКБ

Приведенный анализ результатов диагностики направлений деятельности и финансово-экономических показателей деятельности ДКБ позволяет в рамках настоящей статьи сформулировать основные целевые установки и приоритеты и далее разработать финансовый план развития Больницы.

Рыночные цели: рост выручки на 80 % за счет коммерческого сектора, из них поликлинические и другие новые услуги в г. Москве — вклад 40 %.

Производственные цели (цели основной деятельности):

  • дозагрузка существующего оборудования и площадей в г. Москве;
  • интенсивное освоение оборудования и площадей.

Финансово-экономические цели:

  • рост прибыли за счет увеличения продаж — 70 %, за счет роста рентабельности — 30 %;
  • рост коэффициента финансовой прочности (выручка/порог безубыточности) от 1,1 до 1,6 в 2014 г.;
  • обеспечение платежеспособности за счет активного использования на всех уровнях бюджетов движения денежных средств.

Социально-экономические цели: рост среднего дохода сотрудников Больницы в темпе роста выручки, в основном за счет переменной части оплаты от прироста конечного финансового результата.

Цели организационного строительства:

  • реализация в 2014 г. первоочередных изменений (создание эффективной службы маркетинга и продаж, усиление финансово-экономической службы, создание подсистемы управления изменениями);
  • разработка программы мероприятий и внедрение корпоративной системы управления ДКБ, ориентированной (при одновременном повышении качества медицинских услуг) на конечные финансовые результаты и инновационное развитие в 2014 г.

Приоритеты деятельности ДКБ

Результаты диагностики системы управления ДКБ позволяют сформулировать также следующие приоритеты в рамках программы мероприятий по реализации указанных целевых установок:

  • реализация быстрореализуемых малобюджетных высокоэффективных проектов (мотивация, поликлиника, рыночное ценообразование, программа освобождения времени профессионалов для выполнения основной деятельности, агентская сеть внешних врачей, стационар вечерний и выходного дня, первая очередь инновационного бизнеса в медико-биологической сфере);
  • создание службы маркетинга и продаж, продвижение услуг на рынок;
  • создание команды и использование современных технологий управления персоналом;
  • создание на перспективу комплекса услуг «Здоровье под ключ» и их продвижение;
  • освоение и экономически эффективное использование действующего санатория, находящегося на балансе ДКБ, и привлечение других аналогичных объектов.

План движения денежных средств ДКБ

Разработанные целевые установки и приоритеты деятельности в разрезе источников финансирования (ФМБА/НИР, ДМС, ОМС) и с учетом планируемых производственно-технологических показателей дают возможность сформировать план движения денежных средств ДКБ на планируемый период 2013–2015 гг. (табл. 6, 7).

Таблица 6. План движения денежных средств ДКБ на плановый период 2013–2015 гг., тыс. руб.

Показатель

2013 г.

2013 г.

2013 г.

2013 г.

2014 г.

2014 г.

2014 г.

2014 г.

2015 г.

2015 г.

2015 г.

2015 г.

Итого

2013-2015 гг.

ФМБА/НИР

ДМС

ОМС

итого

ФМБА/НИР

ДМС

ОМС

итого

ФМБА/НИР

ДМС

ОМС

итого

Поступления денежных средств

Операционная деятельность

Клиническое отделение

Число коек

138

108

246

138

108

246

138

108

246

Число дней работы

250

250

275

275

310

320

Койко-дни

34 500

27 000

61 500

37 950

29 700

67 650

42 780

34 560

77 340

Цена койки в сутки

2800

2800

3000

3000

Бюджетное финансирование

144 498

0

0

144 498

158 948

158 948

179 178

179 178

482 624

Доход клинических отделений

0

84 983

7840

92 822

101 979

101 979

122 375

122 375

317 176

Доход от параклиники

0

62 718

0

62 718

75 261

75 261

90 314

90 314

228 293

Поликлиника

0

2195

0

2195

2634

2634

3161

3161

7990

Специалисты (консультации, манипуляции)

0

17 247

0

17 247

20 697

20 697

24 836

24 836

62 780

Договор НАВОИ

0

23 519

0

23 519

28 223

28 223

33 868

33 868

85 610

НИР

17 000

0

0

17 000

31 000

31 000

35 000

35 000

83 000

Итого поступления денежных средств по операционной деятельности

161 498

190 662

7840

359 999

189 948

228 794

0

418 742

214 178

274 554

0

488 732

1 267 473

Инвестиционная деятельность

Расширение деятельности

Бассейн + массаж + тренажерный зал

647

647

4156

4156

4740

4740

9543

Отделение функциональной диагностики (параклиника)

913

624

1537

2062

1367

3428

2089

1340

3428

8393

Педиатрия (ПБО № 1)

4730

4730

9192

9192

8533

8533

22 455

Бюджетное финансирование капитальных затрат (без санатория)

20 000

6200

26 200

20 000

20 000

20 000

20 000

66 200

Бюджетное финансирование капитальных затрат (санаторий)

0

990 000

990 000

0

990 000

Итого поступление денежных средств по инвестиционной деятельности

20 000

6200

0

26 200

20 000

990 000

0

1 010 000

20 000

0

0

20 000

1 056 200

Итого поступление денежных средств

181 498

196 862

7840

386 199

209 948

1 218 794

0

1 428 742

234 178

274 554

0

508 732

2 323 673

Выбытие денежных средств

Операционная деятельность

ФОТ

13 967

26 665

1693

42 325

18 762

35 819

2274

56 856

21 935

41 876

2659

66 470

165 651

Начисления на ФОТ

5330

6395

118

11 844

6703

8044

149

14 896

7837

9404

174

17 415

44 155

Материальные запасы

7777

14 847

943

23 566

12 804

24 444

1552

38 800

15 081

28 792

1828

45 702

108 068

Приобретение услуг, в том числе:

Услуги связи

157

189

3

350

192

231

4

427

224

269

5

498

1275

Транспортные услуги

163

196

4

363

230

276

5

512

269

323

6

598

1473

Коммунальные услуги

897

1077

20

1994

1130

1356

25

2511

1320

1584

29

2933

7438

Услуги по содержанию имущества

2073

2488

46

4608

2587

3105

57

5749

3020

3625

67

6712

17 069

Прочие услуги (лечение в других учреждениях)

0

8401

0

8401

0

10 362

0

10 362

0

12 415

0

12 415

31 178

Прочие выплаты

19

23

2

44

32

39

4

75

38

46

4

88

207

Налог на имущество

12

7

0

19

15

8

0

22

17

9

0

27

68

Земельный налог

Транспортный налог

Итого выбытие денежных средств по операционной деятельности

30 395

60 288

2829

93 514

42 455

83 684

4 070

130 210

49 741

98 343

4772

152 858

376 582

Инвестиционная деятельность

Основные средства

0

66 470

9840

76 310

0

76 310

Капитальный ремонт (Истра)

369 500

369 500

990 000

0

369 500

Итого выбытие денежных средств по инвестиционной деятельности

369 500

0

0

369 500

66 470

999 840

0

76 310

0

0

0

0

445 810

Итого выбытие денежных средств

399 895

60 288

2829

463 014

108 925

1 083 524

4070

206 520

49 741

98 343

4772

152 858

822 392

Таблица 7. Сальдо денежных средств ДКБ на плановый период 2013–2015 гг., тыс. руб.

Показатель

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Сальдо денежных средств итого

–76 812

232 223

355 876

В том числе:

  • ФМБА/НИР

–218 397

101 023

184 437

  • ДМС

136 574

135 270

176 211

  • ОМС

5011

–4070

–4772

Сальдо денежных средств нарастающим итогом итого, в том числе:

–76 812

155 411

511 287

В том числе:

  • ФМБА/НИР

–218 397

–117 374

67 063

  • ДМС

136 574

271 844

448 055

  • ОМС

5011

941

–3831

Выводы

Отрицательное сальдо денежного потока нарастающим итогом по источнику финансирования ФМБА/НИР в 2014 г. (–117 374 тыс. руб.) рассчитано при условии реализованной возможности инвестирования в проект капитального ремонта санатория из внебюджетных источников (990 000 тыс. руб.).

При отсутствии бюджетного финансирования капитального ремонта санатория итоговое отрицательное сальдо денежного потока за 2014 г. составило бы около 835 000 тыс. руб.

План движения денежных средств ДКБ включает в себя существенный финансовый риск, связанный с объемом и сроками бюджетного финансирования.

Финансовый риск бюджетного финансирования требует разработки дополнительных мероприятий по его нейтрализации в рамках проекта реформирования ДКБ.

Цели, методы и порядок распределения расходов

Орлова О. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Каждого хозяйствующего субъекта волнует эффективность различных направлений его деятельности. Эта проблема решается путем классификации, упорядочения и разнесения расходов с помощью бухгалтерского и управленческого учета. Автономные учреждения, получающие финансирование из нескольких источников и предоставляющие широкий спектр услуг, тоже нуждаются в адекватной системе распределения расходов.

Основные цели распределения затрат

Распределением затрат называют их разнесение по объектам калькулирования (подразделениям, видам услуг, источникам финансирования и т. п.). Основная цель такого распределения – получение достоверных данных о себестоимости услуг, что, в свою очередь, используется для экономического анализа эффективности деятельности, налогообложения, ценообразования, разработки мероприятий по снижению затрат, выработки ассортиментной политики и принятия иных управленческих решений.

Способ калькулирования себестоимости единицы продукции (объема работы, услуги) и база распределения накладных расходов между объектами калькулирования выбираются самим учреждением либо органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, таким образом, чтобы оптимизировать степень полезности учетных данных для целей управления при допустимом уровне трудоемкости учетных процедур (п. 134 Инструкции № 157н).

В качестве образца нормативного акта, изданного учредителем для унифицированного подхода к формированию себестоимости, в статье будут использоваться Методические рекомендации по распределению затрат медицинских организаций в условиях преимущественно одноканального финансирования через систему обязательного медицинского страхования, утвержденные совместным Приказом минздрава Свердловской области и ТФОМС Свердловской области от 29.03.2018 № 462-п/115 (далее – Методические рекомендации).

Они разработаны в целях экономического анализа деятельности медицинской организации в целом и ее отдельных подразделений, оптимизации затрат и анализа эффективности использования ресурсов. В Методических рекомендациях детально описан механизм распределения (отнесения) затрат по разным подразделениям, направлениям использования, источникам финансирования, видам оказываемых услуг в условиях финансирования медицинских организаций из различных источников.

Финансовая структура учреждения

На основании Методических рекомендаций учет затрат организуется в разрезе центров финансовой ответственности (ЦФО). Сделаем небольшое отступление и напомним, что такое финансовая структура организации.

В системе бюджетирования распределение доходов и расходов производится с помощью финансовой структуры, представляющей собой специальную иерархическую систему ЦФО. Разработка финансовой структуры подразумевает выявление видов (статей) затрат и доходов, на которые оказывают влияние те или иные подразделения, присвоение подразделению категории ЦФО (например, центр доходов или центр затрат), установление финансовых связей между ЦФО. В целях организации учета можно объединить функционально, технологически и организационно связанные подразделения в один ЦФО.

В Методических рекомендациях выделены два вида ЦФО: затратные и доходные. В первую группу включены вспомогательные и общеучрежденческие подразделения. Вспомогательными являются отделения и службы, деятельность которых носит медицинский характер и обеспечивает лечебно-диагностический процесс. К общеучрежденческим относятся структурные подразделения, обеспечивающие деятельность медицинской организации в целом, но не участвующие непосредственно в медико-технологическом процессе. Доходные центры – это структурные подразделения, непосредственно оказывающие медицинскую помощь и реализующие тарифицированные медицинские услуги в рамках программы ОМС («зарабатывающие» подразделения). Доходные центры одновременно являются и затратными центрами.

Таким образом, финансовая структура медицинского учреждения согласно Методическим рекомендациям имеет следующий вид:

Способы классификации затрат

В силу п. 134 Инструкции № 157н учреждение организует учет затрат по экономическим элементам и статьям калькуляции (в зависимости от отраслевых особенностей), способу включения в себестоимость (прямые и накладные), а также по связи с технико-экономическими факторами (условно-постоянные и условно-переменные (накладные) с целью нормирования, лимитирования и т. д.).

Пунктом 138 Инструкции № 157н предусматриваются следующие виды расходов в разрезе групп затрат:

  • прямые, напрямую относимые на себестоимость готовой продукции, работ, услуг;

  • накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг;

  • общехозяйственные.

В то же время в Положении о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640, деление происходит на две группы:

  • затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги;

  • затраты на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги.

Согласно Методическим рекомендациям полные затраты формируются путем суммирования прямых и косвенных расходов. Конкретные виды затрат, предусмотренные данным документом, приведены в таблице.

Классификация затрат медицинских учреждений

Классификация затрат

Порядок исчисления и статьи затрат

Прямые затраты

Затраты доходных центров и вспомогательных подразделений, участвующих в оказании медицинских услуг, по статьям:

1) зарплата работников доходных центров, начисленная по всем основаниям;

2) зарплата основного персонала вспомогательных подразделений, начисленная по всем основаниям;

3) начисления на оплату труда;

4) стоимость материальных ресурсов, полностью или частично потребляемых в процессе оказания медицинских услуг (медикаменты и лекарства, перевязочные средства, реактивы и химикаты, изделия медицинского назначения, медицинский инструментарий, продукты питания, прочие материальные запасы);

5) работы и услуги – в части оплаты стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других организациях (при отсутствии в медицинском учреждении лаборатории и диагностического оборудования), организации питания при отсутствии пищеблока;

6) доля износа мягкого инвентаря в процессе оказания медицинских услуг;

7) доля износа оборудования, используемого в процессе оказания медицинских услуг

Косвенные затраты

1) расходы общеучрежденческих подразделений по всем статьям;

2) расходы вспомогательных подразделений, не вошедшие в структуру прямых затрат, отнесенных на прямые затраты доходных центров;

3) прочие выплаты работникам доходных центров;

4) социальное обеспечение работников;

5) затраты медицинской организации в целом:

  • на услуги связи;

  • на транспортные услуги;

  • на коммунальные услуги;

  • на содержание объектов недвижимого имущества;

  • на содержание объектов движимого имущества;

  • на амортизацию оборудования, не используемого при оказании медпомощи, и прочих основных средств;

  • на общехозяйственные расходы;

  • на прочие услуги и работы;

  • прочие расходы

Полные затраты

Сумма прямых затрат и доли косвенных затрат, приходящихся на доходный центр согласно принятым методам распределения

Критерий (база) распределения

Для распределения расходов требуется количественная основа, которую принято называть базой (критерием) распределения. Согласно п. 134 Инструкции № 157н распределение накладных расходов производится одним из способов:

  • пропорционально прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, иным прямым затратам;

  • пропорционально объему выручки от реализации продукции (работ, услуг);

  • пропорционально иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

В Методических рекомендациях в качестве базы для распределения косвенных затрат предложено использовать объемные показатели деятельности структурных подразделений, численность сотрудников, фонд оплаты труда, площади структурных подразделений, прямые затраты, объемы финансирования и т. п.

Очевидно, что чем больше расходов может быть отнесено напрямую, тем точнее будет показатель себестоимости. Однако в целом экономическая ситуация такова, что прямые расходы имеют тенденцию «мигрировать» в косвенные. Например, если повара и уборщицы больничного отделения числятся в штате, их зарплата относится на прямые затраты этого отделения. Если же приготовление еды и уборка передаются на аутсорсинг, затраты надо будет разнести, например, пропорционально количеству больничных коек.

Когда невозможно отнести расходы напрямую, стараются обнаружить причинно-следственные связи. Выбирают наиболее подходящий критерий и на его основе проводят разделение. Недостаток этого метода заключается в том, что используется только один критерий, хотя затраты могут зависеть от нескольких. Например, для распределения затрат на клининговые услуги было бы логично учитывать не только количество коек, но и площадь помещения.

Наконец, если невозможно отнести расходы прямо или исходя из логических связей, разделение производят условно. В этом случае в качестве базы чаще всего фигурирует показатель «выручка». Полученные в результате такого разнесения данные не отличаются высокой точностью. Тем не менее на такой шаг можно пойти, поскольку базой разнесения выступает легко проверяемый показатель. Если же учреждение стремится к установлению наиболее достоверной себестоимости, следует постараться заменить условный подход причинно-следственным. Кстати, дополнительную ценность Методическим рекомендациям придает то, что в них максимально (насколько это возможно) использован причинно-следственный подход.

Этапы и последовательность распределения затрат

Чтобы описать технологию распределения затрат, вновь обратимся к Методическим рекомендациям. Прямые затраты определяются по каждому затратному центру, являющемуся одновременно доходным центром или вспомогательным подразделением, как сумма затрат по указанным статьям. Далее прямые затраты вспомогательных подразделений распределяются между доходными центрами, то есть переносятся на прямые затраты доходных центров. Распределение затрат вспомогательных подразделений между доходными центрами производится пропорционально объемам работ, услуг (количеству исследований, анализов, процедур, условных единиц трудоемкости, койко-дней, хирургических операций, переведенных пациентов и т. п.), выполняемым вспомогательными отделениями для конкретных подразделений доходных центров.

Косвенные затраты распределяются между доходными центрами пропорционально показателю, выбранному в качестве базы для отнесения, и (или) методом прямого счета.

Доля конкретных отделений внутри подразделения, осуществляющих деятельность на одной площади, может быть определена:

  • для стационара – пропорционально количеству коек;

  • для амбулаторно-поликлинической службы – пропорционально количеству должностей врачей;

  • для дневного стационара – пропорционально числу мест в нем.

Схематично технологию разнесения затрат можно представить следующим образом:

Распределение затрат по источникам финансирования

Пункт 31 Требований к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденных Приказом Минфина РФ от 31.08.2018 № 186н, предусматривает раздельный учет при планировании расходов по источникам их финансового обеспечения в случае принятия органом-учредителем соответствующего решения. В связи с этим рассмотрим, как в Методических рекомендациях решается вопрос разнесения затрат доходных центров по источникам финансирования.

Распределение прямых затрат осуществляется по данным учета о фактических затратах на медпомощь, оказанную в рамках:

1) выполнения государственных заданий;

2) реализации программы ОМС;

3) предпринимательской деятельности.

При этом затраты по каждой статье (оплата труда основного персонала (с начислениями), стоимость потребленных материальных запасов и т. д.) распределяются по источникам финансирования пропорционально объемам выполненных услуг (койко-дней, посещений, пациенто-дней, вызовов бригад скорой медицинской помощи в общем объеме оказанной медпомощи) или методом прямого счета.

Косвенные затраты, отнесенные на доходный центр, распределяются по источникам финансирования пропорционально объемам помощи, выполненным в рамках:

  • исполнения заданий на оказание государственных услуг;

  • реализации программы ОМС;

  • предпринимательской деятельности (в соответствии с удельным весом койко-дней, посещений, пациенто-дней, вызовов бригад скорой медпомощи в общем объеме оказанной медпомощи).

Поскольку полные затраты рассчитываются исходя из предположений о связи расходов с объектом учета (услугой, структурным подразделением, источником финансирования), себестоимость является показателем, исчисленным лишь с определенной степенью достоверности. На уровне учреждения в целом можно говорить об абсолютной точности данных, но разнесенные по объектам учета расходы становятся относительно точными.

Исчисленная в результате таких искажений себестоимость может привести к ошибкам, последствием которых станет закрытие прибыльных направлений и, наоборот, сохранение убыточных. Именно для того, чтобы не допустить неверных управленческих решений, и решается задача корректного распределения затрат.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *