Накопление отходов до 11 месяцев

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ ст 1 (ред. от 07.04.2020)

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2008 N 309-ФЗ;

обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

размещение отходов — хранение и захоронение отходов;

хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация);

обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;

трансграничное перемещение отходов — перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств;

лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;

норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;

паспорт отходов — документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;

вид отходов — совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;

лом и отходы цветных и (или) черных металлов — пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий;

сбор отходов — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;

транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;

накопление отходов — складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;

обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;

твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

норматив накопления твердых коммунальных отходов — среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени;

объекты захоронения отходов — предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I — V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;

объекты хранения отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;

объекты обезвреживания отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов;

оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также — региональный оператор) — оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;

группы однородных отходов — отходы, классифицированные по одному или нескольким признакам (происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме);

баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации — соотношение количества образовавшихся твердых коммунальных отходов и количественных характеристик их утилизации, обезвреживания, захоронения, передачи в другие субъекты Российской Федерации (поступления из других субъектов Российской Федерации) для последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;

отходы от использования товаров — отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 31.12.2017 N 503-ФЗ;

федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности — юридическое лицо, уполномоченное в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечивать и осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации (далее также — федеральный оператор);

российский экологический оператор — публично-правовая компания, создаваемая в соответствии с указом Президента Российской Федерации в целях формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечения управления указанной системой, предотвращения вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий и превращения во вторичные ресурсы для изготовления новой продукции и (или) получения энергии, а также в целях ресурсосбережения;

оператор по обращению с отходами I и II классов опасности — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которые обладают правом в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности, полученными от иных индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, и имеют лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности в отношении соответствующих видов работ с отходами I и II классов опасности.

Вопрос:

В соответствии Федеральным законом от 24.06.1998 г. ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления» накопление отходов — временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования. Может ли организация образовать некий объем отхода, разместить его на специальной площадке (временного складирования) сроком на 11 месяцев и по истечению срока отправить на другую площадку (временного складирования) сроком на 11 месяцев?

Ответ:

Нет, после истечения 11 месяцев накопления отходы могут быть направлены не на новое накопление, а только на утилизацию, обезвреживание, размещение или транспортирование.

Обоснование:

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ):

— накопление отходов — это складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;

— транспортирование отходов — это перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Согласно ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Порядок учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011 г. N 721. Порядок устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.

То есть, при накоплении отходов они учитываются в рамках учета образовавшихся отходов, следовательно, и период их накопления считается от даты образования отхода.

То есть отходы могут накапливаться на срок не более 11 месяцев с момента их образования, но при этом, они не привязываются к какой либо конкретной площадке. По истечении 11 месяцев накопления, отходы могут быть переданы только для утилизации, обезвреживания, размещения или транспортирования.

Накопление свыше 11 месяцев равно размещение?

Какие последствия могут (должны) наступить при нарушении срока накопления отходов в специально обустроенных для этой цели местах?

В настоящее время согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016) накоплением отходов является временное складирование отходов (на срок не более чем 11 месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

КСТАТИ

Предельный срок накопления отходов усматривается только из определения понятия «накопление отходов». При этом положений, прямо запрещающих накопление отходов свыше 11 месяцев, законодательство об отходах производства и потребления не содержит.

Таким образом, если попытаться квалифицировать действия хозяйствующего субъекта, накапливающего отходы в местах накопления свыше 11 месяцев, формально невозможно указать, какое требование законодательства они нарушают.

При этом следует учитывать, что определение понятия «накопление отходов» требованием по своей сути не является, никаких предписаний, указаний к действию, запретов на совершение действий не содержит.

Однако накопление отходов после окончания предельного срока накопления, а точнее непринятие мер по определению дальнейшей судьбы отходов (передача на обезвреживание, утилизацию, размещение), всегда связывали с риском наступления следующих последствий:

• возможность привлечения к административной ответственности за нарушение требований при обращении с отходами по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 03.04.2017);

• возникновение у хозяйствующего субъекта обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) в части размещения отходов.

Очевидно, что накопление отходов с превышением предельного срока не может автоматически превратить процесс накопления в процесс размещения, если отходы не находятся в этот момент в объекте размещения отходов.

Этот вывод без труда можно сделать из определений понятий «хранение отходов» и «захоронение отходов», которые составляют деятельность по размещению отходов, а также понятий объектов размещения отходов. Так, размещение отходов осуществляется исключительно в специализированных (специальных) объектах, предназначенных для хранения отходов, захоронения отходов. При этом размещение отходов не осуществляется в местах, предназначенных для накопления отходов (временного складирования отходов).

Также следует учитывать, что отходы, которые накапливаются, в т.ч. свыше предельного срока накопления, могут никогда не стать размещенными.

Например, образователь отходов, вне зависимости от превышения предельного срока накопления, через какой-то промежуток времени передал отходы на утилизацию (использование). В подобной ситуации говорить о состоявшемся факте размещения отходов только потому, что отходы «залежались» на производственной площадке хозяйствующего субъекта, — абсурдно, учитывая их дальнейшую судьбу.

Однако, вопреки здравому смыслу, практика предъявления администратором платы за НВОС требований об исчислении и внесении платы за количество отходов, которые находятся в местах накопления отходов с превышением предусмотренного законом срока накопления, была довольно распространена без какого-либо адекватного нормативного обоснования.

В настоящее время — после внесения изменений, касающихся порядка исчисления платы за НВОС в части размещения отходов, в Федеральный закон № 89-ФЗ, издания Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду и утверждения формы декларации о плате за НВОС (с указаниями по ее заполнению) — попытки обосновать необходимость внесения платы за размещение отходов при превышении предельного срока накопления отходов, на наш взгляд, будут встречаться чаще.

См. Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2016).

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Форма декларации утверждена Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы».

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *