Налог на имущество 1 1

Содержание

Налог на имущество физических лиц

Как узнать и оплатить налог на имущество?

Наш сервис позволяет проверить и оплатить налог на имущество онлайн. Введите в поле под текстом номер ИНН или Индекс документа (указан в уведомлении со список налоговых начислений), мы предоставим вам информацию о начислениях.

По номеру ИНН владельца имущества наш сервис позволяет проверить наличие задолженностей по всем налогам физических лиц, в том числе налогу на недвижимость, начиная с 1 декабря года, когда ФНС рассчитала сумму налога.

Что такое налог на имущество?

Налог на имущество — налог на жилой дом, квартиру (комнату), гараж, машино-место, объект незавершенного строительства, иные здания, сооружения, помещения.

К жилым домам относятся жилые строения и дома расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, сам налог и налоговая ставка устанавливается нормативно-правовыми актами органов муниципальных образований (в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – законами указанных субъектов Российской Федерации).

Необходимо знать, что налоговые уведомления на бумажном носителе не направляются владельцам налогооблагаемого имущества в следующих случаях:

1) наличие налоговой льготы, налогового вычета, иных установленных законодательством оснований, освобождающих владельца объекта налогообложения от уплаты налога
2) если общая сумма налоговых обязательств, отражаемых в налоговом уведомлении, составляет менее 100 рублей, за исключением установленных законом случаев
3) налогоплательщик является пользователем интернет-сервиса ФНС России – личный кабинет налогоплательщика и не направил уведомление о необходимости получения налоговых документов на бумажном носителе.

Существует более простой и удобный способ — оплата налогов через Интернет, с использованием нашего онлайн-сервиса. Введите в поле под текстом Индекс документа (указан в уведомлении со список налоговых начислений), мы предоставим вам информацию о начислениях и возможность оплатить их картой, выпущенной любым российским банком.

По номеру ИНН владельца имущества наш сервис позволяет проверить наличие задолженностей по всем налогам физических лиц, в том числе налогу на недвижимость, начиная с 1 декабря года, когда ФНС рассчитала сумму налога.

Налоговая база, ставки и льготы налога на имущество

Налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объекта, за исключением тех субъектов РФ, где еще не принят закон об установлении единой даты начала определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

В таких регионах налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

По состоянию на 2018 год не приняты законы об определении налоговой базы на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости, в следующих регионах: Республика Алтай, Республика Дагестан, Красноярский край, Приморский край, Волгоградская область, Иркутская область, Курганская область, Томская область, Республика Крым, г. Севастополь.

Начиная с 1 января 2020 года определение налоговой базы по налогу на недвижимость физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости объектов недвижимости не производится, даже если субъект РФ не принял соответствующий закон. Таким образом, порядок определения налоговой базы на основе кадастровой стоимости будет действовать с 1-го января 2020 года на всей территории РФ, без исключений.

Ставки налога на имущество

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
В субъектах РФ, применяющих порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, ставки устанавливаются в размерах не превышающих следующие значения:
— налоговая ставка 0,1%
для жилых домов, части жилых домов, квартир, части квартир, комнат, гаражей и машино-мест; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
— налоговая ставка 2%
В отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей
— налоговая ставка 0,5%
Прочие объекты налогообложения
Для объектов, которые попадают под базовую ставку в размере 0,1% от кадастровой стоимости налоговые ставки могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя)
К примеру, в Москве ставки налога на имущества физических лиц (квартира, комната, жилой дом) имеет дифференциацию в зависимости от кадастровой стоимости:
— 0,1% — до 10 млн руб.
— 0,15% — от 10 до 20 млн руб.
— 0,2% — от 20 до 50 млн руб.
— 0,3% — от 50 до 300 млн руб.
По любым объектам недвижимости с кадастровой стоимостью более 300 млн руб. применяется налоговая ставка в размере 2%.
Узнать налоговый ставки в любом регионе РФ можно на сайте налоговой службы. Необходимо выбрать вид налога, в данном случае – налог на имущество физических лиц, налоговый период и регион. В результате будет выведена подробная информация о ставках в конкретном регионе.

Льготы по налогу на имущество физических лиц

Право на федеральную льготу имеют 15 категорий налогоплательщиков, среди них среди них следующие: пенсионеры, инвалиды I и II групп, а также инвалиды детства, участники ВОВ и других боевых действий, герои СССР и РФ, военнослужащие (полный перечень льготных категорий указан на сайта налоговой службы).
Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов недвижимости:

  • квартира, часть квартиры или комната;
  • жилой дом или часть жилого дома;
  • помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса РФ;
  • хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса РФ;
  • гараж или машино-место.

Налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот. Данный пункт требует отдельного пояснения. К примеру, пенсионер владеет на праве собственности двумя квартирами, одним домом и одним гаражом. В таком случае налогообложению подлежит только одна квартира, т.е. квартира, жилой дом и гараж относятся к разным видам объектов налогообложения.
Налоговая льгота не распространяется на недвижимость используемую налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
Плательщик налога должен самостоятельно уведомить ФНС о том, что у него есть льгота.
При непредставлении налогоплательщиком-владельцем нескольких объектов недвижимости одного вида, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.
Кроме льгот на федеральном уровне, существуют региональные (местные) льготы. Информацию о всех видах льгот можно узнать обратившись в налоговые инспекции или в контакт-центр ФНС России.

Налоговые вычеты по налогу на имущество физических лиц

В тех регионах РФ, где исчисление налоговой базы производится исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, при расчете налога применяются следующие налоговые вычеты:

  • для квартиры, части жилого дома кадастровая стоимость уменьшается на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома;
  • для комнаты, части квартиры кадастровая стоимость уменьшается на величину кадастровой стоимости 10 квадратных метров общей площади этой комнаты, части квартиры;
  • для жилого дома кадастровая стоимость уменьшается на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома (при этом в целях налогообложения дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам);

Органы муниципальных образований (законодательные органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе увеличивать размеры предусмотренных Налоговым Кодексом вычетов.

Как узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости?

Узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости можно через Интернет, на сайте Росреестра.
Поиск осуществляется по кадастровому номеру или адресу объекта недвижимости. В результате поиска будет указан кадастровый номер, кадастровая стоимость и прочая информация. Этот сервис полезен не только в случае когда необходимо узнать кадастровую стоимость, но и для того, чтобы узнать кадастровый номер по адресу объекта недвижимости.

Платят ли дети налог на недвижимость?

В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиком налога на имущество признаются физические лица, независимо от их возраста, имущественного положения и иных критериев.

За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Таким образом, родители детей или их другие законные представители, могут оплачивать налоги за ребенка.

Статья 374 НК РФ. Объект налогообложения

1. Объектами налогообложения признаются:

1) недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

В целях настоящей главы иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета;

2) недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

2 — 3. Утратили силу с 1 января 2020 года. — Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ.

4. Не признаются объектами налогообложения:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2) имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации;

3) объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

4) ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;

5) ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;

6) космические объекты;

7) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

8) утратил силу. — Федеральный закон от 03.08.2018 N 302-ФЗ;

9) суда, зарегистрированные в Российском открытом реестре судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»;

10) воздушные суда, зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края».

См. все связанные документы >>>

Для определения наличия объекта налогообложения налогом на имущество организаций необходимо определение, является ли объект имуществом.

Имущество может быть движимым и недвижимым. Определение, каким является конкретное имущество, следует производить на основании положений ГК РФ.

Условием признания имущества объектом налогообложения является его учет на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (см. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н).

Для отнесения имущества к объектам основных средств и, соответственно, для включения его в состав объектов обложения налогом на имущество необходимо одновременное соблюдение перечисленных в ПБУ 6/01 и Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств условий. В случае если имущество не отвечает хотя бы одному из указанных условий, отнесение его к основным средствам является неправомерным.

Из положений ГК РФ, Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и пункта 8 статьи 258 НК РФ следует, что недвижимое имущество не может быть принято к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств до подачи документов на государственную регистрацию права собственности в Едином государственном реестре прав.

Согласно письму Минфина России от 09.08.2006 N 03-06-01-04/154 передача документов на государственную регистрацию прав собственности на законченный строительством объект недвижимости, введенный в эксплуатацию, является основанием для его учета в бухгалтерском учете на счете 01 «Основные средства» и, следовательно, для признания его объектом налогообложения по налогу на имущество организаций в соответствии со статьей 374 НК РФ.

В соответствии с письмами Минфина России от 06.09.2006 N 03-06-01-02/35, от 27.06.2006 N 03-06-01-02/28 государственная регистрация соответствующих прав на объекты недвижимого имущества является обязательной, однако она носит заявительный характер, в связи с чем, если учитываемые на счете бухгалтерского учета 08 объекты недвижимого имущества, права на которые длительное время не регистрируются в соответствии с законодательством, фактически используются организацией для производства продукции, оказания услуг или управленческих нужд, указанное имущество должно подлежать налогообложению налогом на имущество организаций, поскольку такие факты, в соответствии с действующим законодательством, должны рассматриваться как уклонение от налогообложения.

В этой связи, по мнению Минфина России, при установлении фактов неуплаты налога на имущество организаций в связи с уклонением от государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества при проведении контрольных мероприятий налоговым органам следует путем обращения в суд привлекать таких налогоплательщиков к уплате налога на имущество организаций и применять предусмотренные статьей 122 НК РФ меры ответственности при совершении умышленного (по неосторожности) налогового правонарушения.

Как подчеркнул Минфин России, такие факты должны рассматриваться как уклонение от налогообложения.

Аналогичная позиция выражена в письме ФНС России от 10.11.2006 N ММ-6-21/1094@.

Какое имущество признается движимым и освобождается от налога на имущество

Что такое движимое имущество

Разница между движимым и недвижимым имуществом обозначена в статье 130 Гражданского кодекса. Там говорится, что недвижимость — это участки недр и земли, а также все, что прочно связано с землей. Здесь же дано разъяснение: прочно связанными с землей считаются объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (в частности, здания, сооружения, незавершенное строительство). Кроме того, к недвижимости относятся подлежащие госрегистрации воздушные и морские суда, космические объекты и суда внутреннего плавания.

Движимое имущество — это вещи, которые не признаются недвижимыми. Движимым имуществом являются, в частности, деньги и ценные бумаги. В общем случае регистрация прав на движимое имущество не требуется.

К сожалению, определение движимого имущества весьма расплывчато. Поэтому нет полной ясности, какие именно движимые вещи освобождены от налога на имущество согласно подпункту 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ. Рассмотрим в отдельности объекты, которые чаще всего вызывают вопросы у бухгалтеров (здесь и далее речь идет об имуществе, поставленном на баланс с 1 января 2013 года).

Водопровод, канализация, электросеть и кабельные линии связи

Пожалуй, самыми спорными объектами являются коммуникационные сети, проложенные в зданиях. На первый взгляд может показаться, что они относятся к движимому имуществу, и, как следствие, подпадают под льготу. Действительно, канализация, а также сети водо- и электроснабжения, хотя и находятся в помещении, но являются лишь его частью. К тому же государственная регистрация коммуникационных сетей не требуется.

Тем не менее, подобные объекты — это недвижимость. Дело в том, что по определению, приведенному в Федеральном законе от 30.12.09 № 384-ФЗ*, здание представляет собой единую объемную систему, в которую, в числе прочего, входят системы инженерно-технического обеспечения. Получается, что сети водо-, газо- и электроснабжения, канализация, отопительные батареи и лифты функционально связаны со зданием, и их перемещение причинило бы ему несоразмерный ущерб. Значит, данные объекты — недвижимые, и они облагаются налогом на имущество. Такую точку зрения высказал Минфин России в письме от 15.08.13 № 03-04-06/33238 (см. «Минфин напомнил, какие основные средства относятся к недвижимому имуществу в целях уплаты налога на имущество»).

А вот кабельные линии связи относятся к движимым объектам. Такой вывод следует из пункта 5 постановления Правительства РФ от 11.02.05 № 68 «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи». В нем говорится, что госрегистрации подлежат объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи. Это кабельные канализации, наземные и подземные сооружения, а также кабельные переходы.

Что касается самих кабельных линий, то их регистрировать не нужно. Следовательно, они являются движимыми объектами, и в отношении них применяется льгота. Об этом говорится в письме Минфина России от 27.03.13 № 03-05-05-01/9648 (см. «Организации вправе не платить налог на имущество в отношении кабельных линий связи, принятых на учет с 1 января 2013 года»).

Сигнализация, кондиционеры, рекламные конструкции, банкоматы и платежные терминалы

Применение льготы по кондиционерам и сигнализации (как пожарной, так и охранной) зависит от того, являются ли они составной частью системы инженерно-технического обеспечения. Проще говоря, вмонтированы ли они в здание при его постройке, или установлены позже как отдельные объекты.

Если кондиционеры встроены в стены и представляют собой единую вентиляционную систему здания, то они относятся к недвижимости и подпадают под налог. То же самое относится и к сигнализации, которая входит в единую инженерно-техническую систему здания. Но если указанные выше объекты — самостоятельные, и их можно демонтировать без ущерба для здания, то это движимые основные средства. Их можно исключить из облагаемой базы по налогу на имущество.

С банкоматами, платежными терминалами и рекламными конструкциями дело обстоит еще проще. Они априори являются самостоятельными объектами, и в отношении них можно применять льготу без каких-либо оговорок. К таким выводам пришли специалисты Минфина России в письме от 11.04.13 № 03-05-05-01/11960 (см. «Стоимость отделимых улучшений в арендованном помещении, принятых на учет после 1 января 2013 года, налогом на имущество не облагается»).

Транспортные средства

С автомобилями и другим транспортом все предельно ясно. Они полностью удовлетворяют определению движимого имущества, приведенному в статье 130 Гражданского кодекса. Исключение составляют лишь самолеты, космические ракеты и водные суда, подлежащие государственной регистрации. Но у большинства компаний подобных объектов на балансе нет, и никогда не будет.

Все прочие транспортные средства под налог на имущество не подпадают. Это подтвердила ФНС России в письме от 18.02.13 № БС-4-11/2677@ (см. «Транспортные средства, принятые на баланс в качестве основных средств до 1 января 2013 года, облагаются налогом на имущество»).

Улучшения в арендованном помещении

Многие арендаторы за свой счет улучшают помещение, которое они снимают у арендодателя. В некоторых случаях такие усовершенствования попадают в базу по налогу на имущество арендатора, в других случаях не попадают. Все зависит от того, какими являются улучшения — отделимыми или неотделимыми.

Если улучшения отделимые, то их можно переместить или разобрать, не причинив ущерба зданию. В такой ситуации улучшения признаются движимыми объектами ОС, и налогом на имущество не облагаются. Это подчеркнул Минфин России в письме от 11.04.13 № 03-05-05-01/11960.

Неотделимые улучшения — это капитальные вложения в арендованное помещение. Деньги, потраченные на такие вложения, учитываются в первоначальной стоимости помещения. Это следует из положений ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Значит, неотделимые улучшения неразрывно связаны со зданием, и их следует относить к недвижимым объектам. Как следствие, арендатор обязан платить налог на имущество в отношении таких объектов в течение всего срока аренды.

Правда, налогоплательщики не всегда соглашаются с данным подходом. Можно услышать мнение, что неотделимые улучшения, наравне с отделимыми, исключаются из облагаемой базы. В качестве подтверждения приводится такой аргумент — арендатор не является собственником улучшений. По этой причине он лишен возможности встать на учет в ИФНС по местонахождению арендованного объекта и сдать декларацию по налогу на имущество. Но Минфин России в письме от 14.03.13 № 03-05-05-01/7760 заявил, что подобная точка зрения ошибочна, и руководствоваться ей не нужно (см. «Стоимость неотделимых улучшений в арендованное имущество, как и прежде, облагается налогом на имущество»).

Предметы лизинга и объекты, предназначенные для сдачи в аренду

Освобождение от налога на имущество, предусмотренное подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ, распространяется на движимые объекты, переданные в лизинг. Воспользоваться льготой вправе либо лизингодатель, либо лизингополучатель — в зависимости от того, на чьем балансе учтено основное средство.

Напомним, что вопрос о том, кто поставит предмет лизинга на свой баланс, решают лизингодатель и лизингополучатель. Об этом сказано в пункте 1 статьи 31 Федерального закона от 29.10.98 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». И если движимое ОС окажется на балансе лизингодателя, то он не должен будет платить налог на имущество. То же относится и к лизингополучателю. С таким подходом согласился Минфин России в письме от 11.09.13 № 03-05-05-01/37418 (см. «Движимое имущество, учтенное на балансе лизингодателя или лизингополучателя с 1 января 2013 в качестве основных средств, не облагается налогом на имущество»).

Под льготу также подпадает движимое имущество, предназначенное для предоставления за плату во временное пользование. Данное имущество относится к основным средствам и отражается в бухучете как доходные вложения в материальные ценности (п. 5 ПБУ 6/01). А раз это основное средство, то для него справедливы все нормы, предусмотренные для ОС — в том числе, и освобождение от налога. Об этом сказано в письме Минфина России от 15.08.13 № 03-05-05-01/33164 (см. «Движимое имущество, которое было приобретено после 1 января 2013 года для последующей передачи в аренду, налогом на имущество не облагается»).

Имущество, полученное при реорганизации или в качестве вклада в уставный капитал

После реорганизации в форме присоединения компания-правопреемник наследует имущество, ранее принадлежавшее предшественнику. И если данное имущество — движимое, то правопреемник получает в отношении этого объекта освобождение от налога. Такие комментарии содержатся в письме Минфина России от 05.08.13 № 03-05-05-01/31412 (см. «Движимое имущество, полученное после 1 января 2013 года в результате реорганизации компании в форме присоединения, налогом на имущество не облагается»). Аналогичным образом обстоит дело и с движимыми объектами, которые получены компанией, образованной в результате выделения (письмо Минфина России от 25.09.13 № 03-05-05-01/39723, см. «Движимое имущество выделившейся в результате реорганизации компании, учтенное на балансе в 2013 году, налогом на имущество не облагается»).

Помимо этого, право на льготу получает коммерческая компания, созданная путем преобразования из унитарного предприятия. Если вновь созданная организация получила от ГУПа или МУПа движимые объекты, то она вправе исключить их из облагаемой базы по налогу на имущество. Это разъяснили специалисты Минфина России в письме от 03.04.13 № 03-05-05-01/10876 (см. «ООО, созданное в 2013 году в результате приватизации госпредприятия, может воспользоваться освобождением от налога на имущество в отношении движимого имущества»).

Кроме того, от налога на имущество освобождаются движимые основные средства, которые учредитель внес как вклад в уставный капитал. Такой вывод следует из письма Минфина России от 29.05.13 № 03-05-05-01/19527 (см. «Движимое имущество, полученное в качестве взноса в уставный капитал и принятое на учет в 2013 году, не облагается налогом на имущество»).

Объекты, бывшие в употреблении

Нередко организации приобретают движимое имущество, которое уже эксплуатировалось бывшим владельцем. Соответственно, такие объекты уже были учтены в качестве основных средств на балансе продавца. Означает ли это, что покупатель лишается права на применение льготы?

Специалисты финансового ведомства ответили отрицательно. Чиновники растолковали, что никаких ограничений для имущества, бывшего в употреблении, в Налоговом кодексе нет. Другими словами, подержанные движимые объекты подпадают под освобождение от налога на имущество точно так же, как новые. Данную точку зрения Минфин России изложил в письме от 07.02.13 № 03-05-05-01/2766 (см. «Бывшее в употреблении движимое имущество, поставленное на учет в качестве основных средств в 2013 году, налогом на имущество не облагается»).

Модернизированное имущество

Для многих компаний актуальна следующая ситуация. Движимые основные средства, поставленные на баланс до 1 января 2013 года, после этой даты подверглись модернизации или реконструкции.

Чиновники из Минфина полагают, что в отношении таких объектов льгота не действует. Данная позиция основана на положениях ПБУ 6/01, согласно которым основное средство принимается к учету по первоначальной стоимости. А модернизация и реконструкция лишь корректируют ранее сформированную стоимость. Выходит, что ни модернизация, ни реконструкция не изменяют дату постановки объекта на баланс. И если эта дата относится к 2012 году и более ранним периодам, то имущество облагается налогом на общих основаниях. Именно так говорится в письме Минфина России от 01.03.13 № 03-05-05-01/6096 (см. «Движимое имущество, учтенное в составе основных средств до 1 января 2013 года и модернизированное после этой даты, облагается налогом на имущество в общем порядке»).

* Название документа — «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

От редакции

На нашем сайте вы можете не только читать статьи, но и подписаться на аудиосеминары наших экспертов: ведущего эксперта «Бухгалтерии Онлайн» Елены Маврицкой; главного налогового эксперта форума «Бухгалтерия Онлайн» Александра Погребса, а также менеджера разработки программы «Контур-Зарплата» и консультанта портала «Бухгалтерия Онлайн» Вячеслава Шинкарева.

Стоимость подписки — 300 рублей. За эту сумму подписчик получает доступ на три месяца ко всем записанным и выложенным аудиосеминарам. Это не менее нескольких десятков лекций. Новые аудиосеминары выкладываются каждую неделю. Кроме того, по понедельникам размещается аудиообзор новостей для бухгалтера за минувшую неделю.

Оплатить доступ можно с помощью банковской карты через систему мгновенных платежей ASSIST или по квитанции Сбербанка.

Список доступных аудиосеминаров

Инструкция по оплате

Начиная с 2014 года часть объектов недвижимости облагается налогом на имущество юридических лиц в соответствии с положениями ст. 378.2 Налогового кодекса, а с 2015 года исходя из кадастровой стоимости будет определяться налоговая база и для налога на имущество физических лиц в соответствии с 32 главой НК РФ*.

*В соответствии с поправками, внесенными в НК РФ законом №284-ФЗ от 04.10.2014г. 32 глава НК РФ предусматривает новый порядок расчета налоговой базы по налогу на имущество физических лиц – начиная с 2015 года сумма налога будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости имущества. Рассчитывать сумму налога будут, как и прежде, налоговые органы.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 01.01.2020 г. единую дату начала применения на территории этого субъекта РФ порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

📌 Реклама Отключить

До момента принятия такого Решения налоговая база определяется «по старому» — исходя из инвентаризационной стоимости объектов.

Земельный налог рассчитывается от кадастровой стоимости в соответствии с положениями ст.390 НК РФ.

Налогообложение объектов недвижимости исходя из рыночной стоимости является одним из важнейших вопросов налоговой реформы в нашей стране. Однако кадастровая оценка недвижимости далеко не всегда совпадает с реальной рыночной ценой (и нередко кадастровая стоимость вовсе не занижена, а серьезно завышена). За счет налога на имущества и налога на землю пополняются местные бюджеты, и они чрезвычайно в таком пополнении заинтересованы.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются следующими нормативными актами:

📌 Реклама Отключить

  • Земельный кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
  • Федеральный закон от 29.07.1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
  • Приказ Минэкономразвития РФ от 22.10.2010г. №508 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)»
  • И т.д.

В нашей статье мы расскажем о том, что такое кадастровая оценка недвижимости, а так же поговорим о возможности оспаривания кадастровой цены имущества и проблемах с этим связанных.

Кадастровая оценка

Государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.

Узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости можно через интернет – на сайте Росреестра https://rosreestr.ru/wps/portal/online_request. Поиск проводится по кадастровому номеру (в том числе – условному или устаревшему), либо по адресу, либо по номеру права/ограничения.

📌 Реклама Отключить

Нередко, узнав кадастровую стоимость объекта имущества, владелец имущества удивляется – в некоторых случаях удивляется и успокаивается – кадастровая стоимость намного ниже реальной цены имущества, а в некоторых удивляется и расстраивается – кадастровая стоимость значительно превышает реальную цену объекта.

Отчего-же могут возникать значительные разницы между кадастровой и рыночной стоимостью?

Ответ прост. При проведении кадастровой оценки кадастровая стоимость, в большинстве своем, устанавливается с использованием методов массовой оценки.

Массовая оценка это систематизированный метод получения оценок рыночных стоимостных показателей большой группы однородных объектов недвижимости, расположенных на обширной географической территории, с использованием методов статистической обработки информации на основе сравнительного анализа большого количества аналогов с использованием минимального набора объективно измеряемых ценообразующих факторов, являющихся общими для всех аналогов.

📌 Реклама Отключить

Массовая оценка используется для оценки большого количества объектов, которые различаются между собой, поэтому вынужденным инструментом ее является применение стандартных методов к группам и классам объектов, что требует определенной работы по классификации видов и подвидов объектов недвижимости.

Соответственно, при использовании такого метода оценки выбираются определяющие факторы, влияющие на цену объекта*, оценивается степень их влияния и на основании этого вычисляется единая «справедливая» цена за квадратный метр объекта недвижимости определенной группы.

*Например, удаленность от дороги, наличие инфраструктуры, близость к центру города, наличие либо отсутствие водопровода и газоснабжения и т.д. и т.п.

Дальше все просто – цена метра умножается на количество этих метров. И неважно, владеете ли Вы «хрущевкой» или элитным жильем. Если они попали в одну группу объектов, то и кадастровая стоимость метра у них будет одинаковой.

📌 Реклама Отключить

Перечень объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки формируется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. Государственную кадастровую оценку регулирует Федеральный стандарт оценки «Определение кадастровой стоимости» (ФСО №4).

По ФСО №4 группировка объектов оценки происходит по следующим правилам:

1. При определении кадастровой стоимости с использованием методов массовой оценки все объекты оценки, содержащиеся в перечне, разбиваются на группы объектов на основании:

  • анализа информации о рынке таких объектов,
  • обоснования модели оценки кадастровой стоимости,
  • состава ценообразующих факторов и сведений о значениях этих факторов для каждого исследуемого вида объектов оценки.

2. В набор ценообразующих факторов должны быть включены только те факторы, которые оказывают существенное влияние на стоимость объектов и могут быть достоверно определены и объективно измерены. 📌 Реклама Отключить

3. Для проведения группировки обосновывается выбор показателей, значений или диапазона значений данных показателей для отнесения объектов оценки в соответствующие группы.

4. Объекты недвижимости, строительство которых не завершено, не могут быть отнесены в одну группу с объектами недвижимости, строительство которых завершено.

5. Для каждой группы объектов оценки оценщиком должна быть выбрана модель оценки, позволяющая на основе информации о ценообразующих факторах рассчитать кадастровую стоимость любого объекта оценки, входящего в данную группу.

Определение кадастровой стоимости

ФСО №4 предъявляет следующие требования к определению кадастровой стоимости:

  • Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования Перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.
  • Выбор подходов, методов и моделей для определения кадастровой стоимости осуществляется оценщиком и должен быть обоснован. Определение кадастровой стоимости объектов оценки выполняется с использованием компьютерного моделирования (моделей) либо без него.
  • При применении методов массовой оценки не учитываются виды прав и ограничения (обременения) на объекты оценки, за исключением сервитутов, установленных законом или иным нормативным правовым актом РФ субъекта РФ, органа местного самоуправления, (в случае отсутствия у оценщика такой информации).

Оценка кадастровой стоимости происходит путем построения моделей оценки. Для построения модели оценщик осуществляет сбор достаточной и достоверной рыночной информации об объектах недвижимости. 📌 Реклама Отключить

При построении модели оценщик использует ценовую информацию, соответствующую сложившемуся уровню рыночных цен. В случае недостаточности рыночной информации для построения модели оценки проводится оценка рыночной стоимости, определяемой индивидуально для конкретного объекта недвижимости.

Сбор сведений о значениях ценообразующих факторов, определяющих стоимость объектов оценки, осуществляется оценщиком.

При определении кадастровой стоимости оценщик использует данные, включенные:

  • в фонд данных государственной кадастровой оценки,
  • государственный кадастр недвижимости,
  • фонд данных землеустроительной документации,
  • фонды данных и базы данных, имеющиеся в распоряжении организаций и учреждений субъекта РФ и муниципальных образований.

Также допускается использование информации из иных источников, содержащих сведения доказательного значения. 📌 Реклама Отключить

Для незастроенного земельного участка при отсутствии установленного вида разрешенного использования принимается тот вид разрешенного использования, который обеспечивает такому земельному участку максимальную рыночную стоимость с учетом территориального планирования и градостроительного зонирования.

Для застроенного земельного участка в указанных обстоятельствах принимается вид разрешенного использования исходя из назначения объектов недвижимости (зданий, сооружений), расположенных в пределах данного земельного участка.

Для построения модели оценки в соответствии с положениями ФСО №4 может быть использована методология любого из подходов к оценке:

  • затратного,
  • сравнительного,
  • доходного.

Выбор подхода или обоснованный отказ от его использования осуществляется оценщиком исходя из особенностей вида разрешенного использования или назначения, а также достаточности и достоверности располагаемой рыночной информации. 📌 Реклама Отключить

Выбор модели оценки состоит из следующих этапов:

  • выбор структуры моделей оценки (формы связи кадастровой стоимости и ценообразующих факторов);
  • выбор окончательного вида модели оценки, в том числе на основе анализа достоверности использованной информации и точности моделей оценки.

При наличии достаточной и достоверной информации о ценах сделок и предложений по купле-продаже объектов оценки расчет кадастровой стоимости объекта оценки осуществляется преимущественно на основании сравнительного подхода.

В соответствии с ФСО расчет кадастровой стоимости объектов оценки, должен вестись с соблюдением следующих правил:

  • При применении методов массовой оценки кадастровая стоимость объекта определяется путем подстановки значений ценообразующих факторов, соответствующих данному объекту, в модель выбранную оценщиком.
  • Если оценщиком использовано более одного подхода к оценке, результаты применения подходов должны быть согласованы с целью определения итоговой величины стоимости объекта оценки.
  • В случае существенного расхождения результатов расчета кадастровой стоимости объекта оценки, полученных с применением различных подходов, оценщик должен провести анализ причин полученного расхождения.
  • Выбранный оценщиком способ согласования, а также все сделанные оценщиком при осуществлении согласования результатов суждения, допущения и использованная информация должны быть обоснованны. В случае применения для согласования процедуры взвешивания оценщик должен обосновать выбор использованных весов.
  • По результатам определения кадастровой стоимости объектов оценки оформляется отчет об определении кадастровой стоимости.
  • Отчет об определении кадастровой стоимости должен быть составлен не позднее семи месяцев с даты заключения договора на проведение кадастровой оценки.

В течение 30 дней с даты составления отчета об определении кадастровой стоимости исполнитель обязан обеспечить проведение экспертизы этого отчета, в том числе повторной, СРО оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости. 📌 Реклама Отключить

В течение 10 рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ по определению кадастровой стоимости утверждает результаты определения кадастровой стоимости.

Сведения, использованные при проведении государственной кадастровой оценки и сформированные в результате ее проведения, составляют фонд данных государственной кадастровой оценки.

Приказом Министерства экономического развития РФ от 21.02.2011г. №53 утвержден Порядок ведения фонда данных государственной кадастровой оценки и предоставления сведений из этого фонда.

Согласно Порядку, ведение фонда данных государственной кадастровой оценки представляет собой:

  1. сбор,
  2. обработку,
  3. внесение,
  4. учет,
  5. систематизацию

и хранение сведений, используемых при проведении государственной кадастровой оценки и формируемых в результате ее проведения. 📌 Реклама Отключить

Фонд данных государственной кадастровой оценки ведется на электронных носителях с применением стандартизированных технических и программных средств, удовлетворяющих требованиям законодательства РФ о защите информации и обеспечивающих автоматизированный ввод сведений в указанный фонд данных.

В состав фонда данных включены отчеты:

  • об определении кадастровой стоимости,
  • об оценке рыночной стоимости,

на основании которых были оспорены результаты определения кадастровой стоимости.

Так же в нем содержатся цифровые тематические карты, сформированные для определения ценообразующих факторов, а также систематизированные сведения об объектах оценки, в том числе:

  • наименование субъекта РФ (муниципального образования);
  • сведения о договоре на проведение оценки (номер и дата, информация о заказчике и исполнителе работ по определению кадастровой стоимости, содержащаяся в договоре на проведение оценки, предмет договора на проведение оценки, сроки проведения работ);
  • реквизиты акта, которым утверждены результаты определения кадастровой стоимости;
  • кадастровые номера, количественные и качественные характеристики объектов оценки, использовавшиеся при определении кадастровой стоимости;
  • сведения о значениях ценообразующих факторов объектов оценки и источниках сведений о них;
  • о результате группировки объектов оценки;
  • о результате построения выбранной исполнителем работ по определению кадастровой стоимости модели оценки;
  • о результате расчета кадастровой стоимости объектов оценки;
  • о ценовой информации, соответствующей сложившемуся уровню рыночных цен, использованной оценщиком при построении модели оценки;
  • об информации, полученной в результате мониторинга рынка недвижимости.

Изменение кадастровой стоимости

Если кадастровая стоимость значительно отличается от рыночной в большую сторону, перед налогоплательщиками стоит выбор – либо платить налоги с завышенной суммы, либо оспаривать кадастровую стоимость имущества. 📌 Реклама Отключить

Однако необходимо понимать, что оспаривание кадастровой стоимости во-первых процесс не быстрый, а во-вторых – весьма дорогостоящий.

Согласно положениям ст.66 Земельного кодекса, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Для подтверждения такой рыночной стоимости потребуются:

  • Отчет оценщика,
  • Заключение СРО*.

*Которое может стоить дороже самой оценки имущества. При этом возмещение затрат, понесенных на оспаривание кадастровой стоимости пока никак не регламентировано. 📌 Реклама Отключить

В соответствии с положениями ст. 24.18 закона №135-ФЗ, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены:

  • юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц,
  • органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности,

в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее — комиссия).

  • физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. 📌 Реклама Отключить

Соответственно, юридическое лицо, оспаривающее кадастровую стоимость в обязательном порядке обращается в комиссию до того, как подать документы в суд. А вот физические лица могут обращаться в комиссию, а могут и сразу идти в суд.

Для справки – процент положительных решений комиссии в столице составляет около 2% от общего количества обращений.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

И тут тоже может возникнуть проблема – далеко не всегда данные о дате, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость объекта, находятся в открытом доступе.

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии, заявители обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.

📌 Реклама Отключить

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

  • недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
  • установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:

1. Кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

2. Нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

3. Документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

📌 Реклама Отключить

4. Отчет оценщика, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

5. Положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами СРО оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности и другим законодательным актам.

Обратите внимание:Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.

📌 Реклама Отключить

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.

Таким образом, прежде чем заняться оформлением документов для оспаривания кадастровой стоимости, разумным представляется сбор информации о стоимости услуг, которые необходимо будет оплатить для получения необходимого комплекта документов (и это не учитывая временные и моральные потери). Вполне возможно, дешевле будет уплачивать завышенные суммы налогов в местный бюджет.

Как платить налог на имущество организаций

Что такое налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций — плата за право владеть и пользоваться недвижимостью. Это региональный сбор, основные параметры для него определяют власти субъекта в рамках, заданных федеральным законом.

Какое имущество облагается налогом

Сейчас речь идёт исключительно о недвижимости. Раньше налогом облагалось и движимое имущество, с 2019 года эту норму отменили.

Платить придётся не только за объекты, которые используются самостоятельно. Если организация передала имущество во временное владение, доверительное управление, получила его по концессионному соглашению или внесла в совместную деятельность в рамках соглашения с другими предприятиями, налог также платится. В бухгалтерском учёте такая недвижимость отражена как «Основные средства» или «Доходные вложения в материальные ценности», если имущество предназначено для сдачи в аренду.

Налогом облагается и жилая недвижимость, если она не отражена в основных средствах. С 2020 года это касается всех объектов, которые в иных условиях облагаются налогом на недвижимое имущество физлиц. Например, за гараж или машиноместо также придётся внести деньги.

Не нужно НК РФ Статья 374. Объект налогообложения платить за:

  • земельные, водные участки и другие природные ресурсы;
  • памятники истории и культуры;
  • ядерные установки;
  • ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно‑технологического обслуживания;
  • космические объекты;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Кто платит налог на имущество организаций

Если у организации в собственности есть имущество, она платит этот налог. При этом неважно, российское это или иностранное предприятие. Главное, что их недвижимость находится на территории РФ.

Освобождены от уплаты организации, работающие по специальным системам налогообложения:

  • На ЕНВД, если имущество используется для вменённой деятельности и облагается налогом по среднегодовой стоимости. Если налоговой базой для недвижимости считается кадастровая стоимость, то налог на имущество платится. О том, какие объекты сюда относятся, расскажем ниже.
  • На УСН аналогично: платить налог не нужно за имущество, облагаемое налогом по среднегодовой стоимости, и нужно — по кадастровой.
  • На ЕСХН — налог не платится за недвижимость, которую используют для производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и для оказания услуг сельхозпроизводителям. На остальную — платится.

Какая ставка действует по налогу на имущество организаций

Её устанавливают региональные власти. При этом они ограничены НК РФ Статья 380. Налоговая ставка Налоговым кодексом: при расчёте налога по среднегодовой стоимости ставка не может превышать 2,2%, по кадастровой —2 %.

В остальном субъекты вольны устанавливать свои правила: снижать ставки для всех или некоторых категорий плательщиков, а некоторых и вовсе освобождать от этого. Узнать показатели, действующие в вашем регионе, можно на сайте налоговой.

Какие льготы есть для налога на имущество организаций

Льготы бывают федеральными, то есть действуют по всей России, и местными — исключительно для субъекта.

Федеральные льготы

От уплаты налога на имущество освобождаются:

  • религиозные организации;
  • общероссийские общественные организации инвалидов, если инвалидов среди их членов не менее 80%;
  • фармпроизводители — в отношении имущества, которое используется для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
  • протезно‑ортопедические предприятия;
  • коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации;
  • организации, которым присвоен статус государственных научных центров.

Полный список представлен в 381 НК РФ Статья 381. Налоговые льготы статье Налогового кодекса.

Региональные льготы

Устанавливаются властями субъекта. Они могут расширить федеральный перечень, но не сузить его. Узнать льготы для каждого региона можно там же, где и налоговую ставку, — на сайте ФНС.

Как рассчитывается налоговая база

При расчёте по среднегодовой стоимости

Для большинства объектов налоговая база — их среднегодовая стоимость. Расчёты делает сама организация. Для этого необходимо суммировать НК РФ Статья 376. Порядок определения налоговой базы остаточную стоимость недвижимости на первое число каждого месяца с этим же показателем для 31 декабря, а затем всё разделить на 13. Формула будет выглядеть так (ОС — остаточная стоимость, она равна первоначальной стоимости за вычетом амортизации):

Среднегодовая стоимость = (ОС 1 января + ОС 1 февраля + ОС 1 марта + ОС 1 апреля + ОС 1 мая + ОС 1 июня + ОС 1 июля + ОС 1 августа + ОС 1 сентября + ОС 1 октября + ОС 1 ноября + ОС 1 декабря + ОС 31 декабря) / 13

Для исчисления средней стоимости недвижимости за определённый период, например за квартал, суммируется её цена на 1 число каждого месяца из этого промежутка времени с этим же показателем за последнее число последнего месяца. Полученная сумма делится на число месяцев в отчётном периоде, к которому прибавлена единица. Для первого квартала формула будет выглядеть так:

Средняя стоимость ­= (ОС 1 января + ОС 1 февраля + ОС 1 марта + ОС 31 марта) / 4

При расчёте по кадастровой стоимости

Есть объекты, налог для которых в обязательном порядке считается по кадастровой, а не среднегодовой стоимости. Их список ежегодно утверждается региональными властями. В такой перечень могут Статья 378.2. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества попасть:

  • административно‑деловые и торговые центры;
  • нежилые помещения, в которых размещены офисы, магазины, объекты общественного питания и бытового обслуживания;
  • недвижимость иностранных организаций, у которых нет постоянных представительств в России;
  • жилая недвижимость, неучтённая в основных средствах.

Соответственно, найти этот список можно на сайте органа региональной власти или обратившись непосредственно к чиновникам.

Для исчисления налога берётся кадастровая стоимость объекта на 1 января года, за который вы собираетесь заплатить.

Как рассчитать налог на имущество организаций

В целом формула расчёта налога за год предельно проста: налоговая база умножается на налоговую ставку. Но раз в квартал необходимо вносить авансовые платежи. Так что финальная формула будет выглядеть так:

Сумма налога = Ставка налога × Налоговая база − Сумма авансовых платежей

Авансовый платёж при исчислении по кадастровой стоимости равен четверти от годовой суммы налога. При расчёте по среднегодовой стоимости вычисления производятся по формуле:

Авансовый платёж = Средняя стоимость за период / 4 × Налоговая ставка

Когда платить налог на имущество организаций

Сроки устанавливаются региональными властями, найти их можно в местном законе.

Когда и как сдавать отчётность по налогу на имущество организаций

С 1 января 2020 года декларацию нужно сдавать один раз в год — до 30 апреля года, следующего за отчётным. Если недвижимость организации расположена в одном регионе, можно выбрать одну инспекцию и сдать декларацию в неё, но только при соблюдении следующих условий:

  • налоговую базу исчисляют по среднегодовой стоимости имущества;
  • в регионе нет нормативов, по которым налог распределяется в местные бюджеты.

Отчётность по имуществу, по которому налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости, подаётся в инспекцию по месту нахождения объектов недвижимости.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *