Налоговая нагрузка, что это?

Расчет налоговой нагрузки компании

ПОКАЗАТЕЛЬ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ И ЕГО РАСЧЕТ

Налоговая нагрузка — это объем всех налогов и сборов, которые компания должна уплатить в бюджет. Понятие налоговой нагрузки определяют следующие документы:

  • Приказ ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@ «О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ “Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок”»;
  • Приложение № 7 к письму ФНС России от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» (далее — письмо № ЕД-4-15/14490@). В данном документе приведены формулы для расчета налоговой нагрузки.

Показатель налоговой нагрузки можно рассчитать по следующей формуле:

Налоговая нагрузка = Сумма начисленных налогов за год / Сумма выручки за год × 100 %.

Налоговую нагрузку должна рассчитывать каждая организация. Расчеты позволят понять, насколько ее деятельность и уплата налогов могут привлечь внимание налоговых органов, которые могут принять решение о проведении выездной налоговой проверки.

ПРИМЕР 1

Компания по производству одежды применяет ОСНО. По данным бухгалтерской отчетности, выручка за 2019 г. составила 67 млн руб.

Данные налоговой отчетности за 2019 г.:

  • налог на прибыль — 1 850 000 руб.;
  • НДС — 1 770 000 руб.;
  • транспортный налог — 550 000 руб.;
  • налог на имущество — 880 000 руб.;
  • НДФЛ — 1 300 000 руб.

Суммы уплаченных страховых взносов при определении налоговой нагрузки не учитывают.

Расчет налоговой нагрузки:

(1 850 000 + 1 770 000 + 550 000 + 880 000 + 1 300 000) / 67 000 000 × 100 % = 9 %.

По данным ФНС России, среднее значение налоговой нагрузки для производства одежды в 2019 г. — 8,1 %.

Налоговая политика организации построена корректно.

КАК РАССЧИТАТЬ НАЛОГОВУЮ НАГРУЗКУ ДЛЯ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ К КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассмотрим варианты расчета налоговой нагрузки для всех налоговых режимов, применяемых к коммерческой деятельности.

1. Налог на прибыль:

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль = Сумма начисленного налога на прибыль / (Доходы от реализации + Внереализационные доходы) × 100 %.

ПРИМЕР 2

Компания заработала за год 50 000 000 руб. После проведенной проверки была обнаружена неучтенная ранее прибыль в размере 1 005 000 руб. Данная компания задекларировала 2 001 000 руб. уплаченного налога. Налоговая нагрузка составляет 4 %. Нужно соотнести это значение со среднеотраслевым коэффициентом.

Предположим, мы разбираем деятельность компании, занимающейся пошивом одежды. Здесь средний коэффициент составляет 8,1 %.

Учитывая, что полученная цифра налоговой нагрузки ниже, ФНС наверняка организует выездную проверку.

2. Налог на доходы физических лиц ИП:

Налоговая нагрузка по налогу на доходы физических лиц ИП = Суммы исчисленного НДФЛ от предпринимательской деятельности / Общая сумма доходов от ведения предпринимательской деятельности за соответствующий период × 100 %.

ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@ привела критерии, по которым инспекторы выявляют тех, кого вызывать на заседание комиссии. При этом в письме нет конкретных показателей, чтобы сравнить результат. Правда, упоминается критерий, по которому предпринимателя на ОСНО тоже могут вызвать на комиссию: в декларации 3-НДФЛ заявлен профессиональный налоговый вычет более 95 % от доходов.

3. Единый налог при применении УСН. В данном случае формула будет различаться для единого налога с объектом налогообложения «доходы» (ставка 6 %) и с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» (ставка 15 %).

Налоговая нагрузка по единому налогу при применении УСН = Суммы исчисленного единого налога / Сумма полученных доходов за налоговый период × 100 %.

ПРИМЕР 3

Компания, работающая в упрощенном поле налогообложения, заработала 30 000 000 руб. «Упрощенка» предполагает налоговую ставку в 6 %. С учетом действующей ставки налог составит 1 800 000 руб. Это актуальная нагрузка.

Если компания работает по системе «доходы минус расходы», вычисляется процентное соотношение, которое составит 15 %.

4. Налог на добавленную стоимость:

Налоговая нагрузка по налогу на добавленную стоимость = Сумма вычетов за анализируемый период / Сумма начисленного НДС за соответствующий период × 100 %.

Чтобы верно рассчитать плановую налоговую нагрузку на предприятие, экономистам и финансистам нужно хорошо знать основы бухгалтерского учета и налогообложения, учитывать все нюансы, влияющие на порядок расчета налогов.

ПРИМЕР 4

Строительная компания, плательщик НДС, нуждается в дополнительных оборотных средствах. С этой целью подготовлены документы в кредитные учреждения для получения овердрафта или краткосрочного кредита на сумму 10 млн руб.

Желая улучшить ситуацию с финансовыми резервами, финансовая служба компании при планировании выручек, поступлений денежных средств, налоговых обязательств на следующий квартал первично спрогнозировала сдачу крупного заказа на последние числа планового квартала.

Стоимость сдаваемых работ составляет 7 200 000 руб. Оплата по договору производится заказчиком в течение пяти календарных дней с момента подписания акта приемки выполненных работ.

Финансисты при таком подходе рассчитывали на скорейшее поступление оплаты от заказчика с целью частичного закрытия дефицита денежных средств.

Однако они не учли, что НДС к начислению от выставленных сумм составит 1 200 000 руб. Следовательно, по сроку 25-го числа каждого месяца квартала, следующего за планируемым, у компании возникнет обязательство на уплату 1/3 начисленной суммы, то есть по 400 000 руб.

И без того недостающие оборотные средства в последующем уменьшатся на 20 % из-за необходимости погашения возникших налоговых обязательств.

Наглядно виден временной разрыв по уплате налоговых обязательств, если сдача работ произойдет в первых числах следующего квартала. Это даст возможность временно оперировать дополнительными беспроцентными денежными средствами.

Чтобы исправить ситуацию, сроки сдачи объекта пересмотрели. Подписание актов приема-сдачи работ запланировали на первые числа квартала, следующего за плановым.

Это приведет к незначительным временным потерям в поступлении средств от заказчика, однако позволит перенести возникновение налоговых обязательств по 1/3 платежа на три месяца, еще по 1/3 суммы — на четыре месяца и остаток налогового долга на пять месяцев.

Отложенными налоговыми обязательствами по НДС в размере 1 200 000 руб. можно будет беспроцентно пользоваться в течение квартала.

Расчет обязательств, подлежащих уплате в бюджет, в зависимости от даты выставления документов представлен в табл. 1.

Наряду со стандартными операциями, не вызывающими сложностей в расчете плановых величин налога, в ходе планирования нужно учитывать возможность возникновения специфических операций, требующих особого порядка исчисления налога.

На размер налога могут оказывать влияние:

  • положения учетной политики (бухгалтерской и налоговой);
  • особенности условий заключаемых договоров (например, предусмотрены значительные авансы, с которых необходимо, если это покупатель, начислить НДС в бюджет, если поставщик — получить счет-фактуру на аванс и возместить сумму налога);
  • льготы и освобождения, предусмотренные на региональном и федеральном уровнях (например, льготы по уплате налога на прибыль и налога на имущество при реализации инвестиционного проекта);
  • планируемые изменения в бюджетной, налоговой и инвестиционной политике государства (повышение ставок налога, отмена какого-либо налога и др.);
  • особенности применяемой системы налогообложения (при ОСНО — метод начисления, при УСН — кассовый метод, при ЕНВД — вмененный доход).

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине Прогнозирование и планирование в налогообложении (стр. 11 )

1. Показатели, позволяющие получить наиболее обобщенную характеристику эффективности избранной налоговой политики.

Коэффициент эффективности налогообложения (Кэн). Он показывает, как соотносятся между собой показатели чистой прибыли и общей суммы налоговых платежей организации. Расчет этого коэффициента осуществляется по формуле:

, где:

ЧП – планируемая (или фактическая) сумма чистой прибыли;

H – общая сумма налоговых платежей.

Увеличение показателя свидетельствует о снижении общего налогового бремени организации относительно величины чистой прибыли. Целесообразно проводить сравнение коэффициентов эффективности налогообложения за ряд лет.

Налогоемкость реализации продукции (НЕ). Этот показатель позволяет определить сумму налоговых платежей, приходящихся на единицу объема реализованной продукции, и определяется по формуле:

, где:

H – общая сумма налоговых платежей;

Р – объем реализации продукции (работ, услуг).

2. Частные показатели, характеризующие долю групп налоговых платежей в себестоимости, цене продукции, балансовой прибыли.

Коэффициент налогообложения издержек: ,

Коэффициент налогообложения цены:

Коэффициент налогообложения прибыли:

где:

Нз – сумма налоговых платежей, входящих в состав издержек (затрат производства);

Нц – сумма налоговых платежей, входящих в цену продукции;

Нп – сумма налоговых платежей, уплачиваемых за счет прибыли;

З – сумма издержек (затрат) организации;

Ц – цена продукции;

П – сумма балансовой прибыли.

В таблице 1 представлен расчет общих и частных показателей эффективности налогового планирования организации по данным акционерного общества «Темп» (таблица 3.6).

Таблица 3.6

Показатели таблицы свидетельствуют о том, что в 2003 году произошло значительное увеличение коэффициента эффективности налогообложения – в 1,96 раза по сравнению с 2002 годом и снижение налогоемкости реализации продукции в 1,54 раза. Эти данные подтверждают рост величины чистой прибыли организации по отношению к рублю налоговых платежей соответственно в 1,96 раза, а также снижение общего налогового бремени по отношению к объему выручки в 1,54 раза по сравнению с предыдущим финансовым годом. Как показывают частные коэффициенты, такое изменение произошло за счет экономии по налогам, уплачиваемым из прибыли (коэффициент налогообложения прибыли снизился более чем в 3,5 раза, коэффициенты налогообложения издержек и цены остались практически неизменными).

Показатели первой и второй групп используются в зарубежной практике налогового планирования, в отечественной – редко. Они очень полезны как для оценки общего уровня налогообложения, так и для определения доли налогов в объеме затрат, цены и прибыли. Однако этих показателей недостаточно, чтобы оценить эффективность использования льгот и их влияния на финансовые результаты организации, эффективность ее деятельности в том или ином регионе, доходность с точки зрения налогообложения. Для этих целей предлагается использовать следующие показатели.

3. Показатели, характеризующие эффективность использования налоговых льгот (таблица 3.7).

Таблица 3.7

Наименование

показателей

Формула

Экономическое

Примечание

1. Коэффициент льготного налогообложения (Клн)

Отношение величины налоговой экономии, полученной в результате использования льгот (э), к сумме налоговых обязательств, возникающих без учета льгот (Н)

Клн > = 0, при Клн à 1 эффективность льготы повышается

2. Коэффициент эффективности льготирования (Кэл)

Отношение величины налоговой экономии, полученной в результате использования льгот (Э), к общему объему выручки от реализации продукции (Р)

При Кэл > 0 применение льготы приносит прибыль, при Кэл < 0 — убыток

3. Коэффициент льготного инвестирования (Кин)

Отношение величины налоговой экономии, полученной в результате использования льгот (Э), к сумме инвестиций, подлежащей льготированию (И)

При Кин à 1 налоговая эффективность инвестиций повышается

Для определения целесообразности использования той или иной налоговой льготы, а также ее влияния на финансовые результаты организации можно применять следующие коэффициенты:

· коэффициент эффективности льготирования (Кэл) характеризует величину налоговой экономии, получаемой в результате использования льгот на один рубль выручки от реализации продукции, показывает долю участия той или иной льготы в увеличении финансовых ресурсов организации относительно величины общей выручки;

· коэффициент льготного налогообложения (Клн) представляет собой отношение суммы налоговой экономии, полученной после использования той или иной льготы, к величине налогового обязательства, возникающего у организации без учета данной льготы.

Использование коэффициента льготного налогообложения позволяет организации определить степень влияния той или иной льготы на величину данного налога, а коэффициента эффективности льготирования – долю дополнительно полученных финансовых средств относительно выручки от реализации продукции (или другой базы, например, товарооборота, добавленной стоимости, объема оборота денежных средств). Оба показателя характеризуют эффективность и результативность как каждой отдельной льготы, так и всего применяемого в организации комплекса льготирования.

Эффективность финансирования вложений за счет налоговой экономии можно оценить с помощью коэффициента льготного инвестирования:

, где:

Э – величина налоговой экономии, полученной по данной льготе;

И – сумма инвестиций, вложений, другого использования прибыли, подлежащая льготированию.

Этот коэффициент характеризует долю инвестиций, осуществляемых за счет налоговой экономии.

4. Другие частные показатели, характеризующие использование того или иного элемента налогового планирования.

Коэффициент налоговой эффективности региона (Кэр) определяет эффективность деятельности хозяйствующего субъекта в том или ином регионе с точки зрения налоговых последствий:

, где:

Нр – совокупная величина налоговых обязательств, возникающих в данном регионе;

Р – общий объем выручки от реализации продукции за период.

Показатель Р может быть и другим, например, объем товарооборота, величина добавленной стоимости, валовой доход, определяемый организацией в соответствии с направлениями деятельности и видами получаемых доходов.

При Кэр —> min привлекательность функционирования в регионе повышается. Коэффициент налоговой эффективности региона позволяет, во-первых, сравнить результативность действия в регионе с точки зрения возможности снижения налогового бремени и соответственно увеличения собственных финансовых ресурсов и, во-вторых, определить величину налоговой экономии, получаемой в данном регионе по сравнению с другими.

Коэффициент реальной доходности (Крд) характеризует доходы, получаемые организацией с точки зрения порядка их налогообложения. Учитывая различные ставки налогообложения, при составлении плана доходов организации можно рекомендовать производить налоговые корректировки, по результатам которых рассчитывается данный коэффициент:

Крд = Дн / Д, Дн = Д — H или Крд = (Д — H) / Д,

так как H = Д х с, Крд = (Д — Д х с) / Д, значит, Крд = 1 — с, где:

Д – сумма планируемого или полученного дохода от вложений;

Дн – сумма дохода с налоговой корректировкой;

H – сумма налога, причитающегося к уплате в бюджет с данного вида дохода;

с – ставка налога на доходы.

Крд —> 1 (коэффициент стремится к единице). С помощью коэффициента реальной доходности можно определить наиболее эффективные с точки зрения налогообложения направления финансовых вложений.

Эффективность налогового планирования (Э1) следует соотносить с затратами на его проведение, поскольку необходимость и объем налогового планирования напрямую связаны с тяжестью и объемом налогового бремени предприятия.

Э1 = налоги, начисленные за период (стр.625 + стр.626 ф.1 баланса) х 100 / объем реализованной продукции (стр.010 ф.2).

Если показатель Э1 находится в пределах 20-25% и держится в этом пределе в течение нескольких произвольно взятых периодов, то система налогового планирования работает достаточно эффективно и не нуждается в корректировке.

Если показатель Э1 находится в пределах 25-40% и держится в этом пределе в течение нескольких произвольно взятых периодов, то система налогового планирования работает недостаточно эффективно и нуждается в корректировке с учетом специфики предприятия и может быть выполнена за счет внутренних резервов предприятия силами бухгалтерии и использования разовых консультаций.

Если показатель Э1 находится в пределах 40-70% и держится в этом пределе в течение нескольких произвольно взятых периодов, это означает, что система налогового планирования работает неэффективно и требуется корректировка финансовой схемы бизнеса, создание специализированных подразделений для решения этой задачи и переход к доминирующему положению этих служб или специалистов над остальными подразделениями. То есть система налогового и финансового планирования должна стать доминирующей среди остальных систем предприятия или фирмы.

При получении показателя Э1 более 70% вообще следует задуматься о продолжении данного вида бизнеса и возможных методах предупреждения полной потери финансовых средств.

В практику реструктуризации российских предприятий все больше внедряется стоимостный подход, основой которого является использование рыночной стоимости бизнеса в качестве главного ориентира проводимых преобразований. Реструктуризация предприятия на основе стоимостного подхода – это совокупность взаимосвязанных (технических, технологических, организационных, экономических и социальных) элементов, которые функционируют как единое целое, обеспечивая при этом развитие предприятия посредством генерирования необходимого денежного потока и максимизации его рыночной стоимости. Масштаб, направления и состав мероприятий по реструктуризации могут быть различными, определяться особенностями функционирования конкретного предприятия.

Однако известно, что максимизация стоимости предприятия напрямую зависит от позитивных изменений величины и структуры денежного потока, генерируемого предприятием. Соответственно, при проведении намеченных мероприятий по реструктуризации предприятия необходимо анализировать притоки средств (выручка, привлеченный капитал, кредиты и т. д.) и их оттоки (расходы на производство продукции, услуг, выплаты процентов по займам, налоги и т. д.), дифференцируемые по различным составляющим. Практика российского бизнеса свидетельствует о том, что большое влияние на денежные потоки оказывают налоги реструктурируемого предприятия. Поэтому важнейшие преобразования в сфере финансов связаны с решениями по улучшению налоговой ситуации. Налоговая ситуация реструктурируемого предприятия – это совокупность его налогов, дифференцируемых по составу, структуре и величине, изменение которой происходит в результате проведения процессов реструктуризации.

В основе разработки финансовой политики реструктурируемых предприятий находится выбор стратегических направлений. Общеизвестны два различных стратегических направления, реализация которых приводит к соответствующим изменениям налоговой ситуации:

Во-первых, «лидерство по затратам», рост стоимости бизнеса в рамках которого обеспечивается за счет сокращения затрат, в том числе и путем сокращения расходов на оплату труда. В результате налоговая ситуация меняется за счет увеличения налога на прибыль в связи с экономией затрат и сокращения налогов, связанных с оплатой труда.

Во-вторых, «дифференциация», рост стоимости бизнеса, в рамках которого происходит увеличение доходов, связанных с предложением продуктов, необходимых определенной категории потребителей, готовых платить за это дополнительно. Налоговая ситуация при этом меняется за счет роста налогов, связанных с выручкой реструктурируемых предприятий, а также в ряде случаев с увеличением налога на прибыль за счет роста нормы прибыли по новым продуктам в сравнении с имевшимися ранее.

Очевидно, что для планирования налогов в процессе реструктуризации важно иметь показатели их анализа и оценки. Наиболее емким показателем, характеризующим налоговую ситуацию, можно считать налоговое бремя (гнет), который может быть дифференцирован по налогам и по финансовым показателям, относительно которых ведется анализ:

, где:

НБ – налоговое бремя (гнет) предел изменения от 0% до 100%;

Н – сумма налога (группы налогов, всех налогов предприятия), относимая к анализируемому периоду, ден. ед.;

ФП – финансовый показатель, характеризующий изменения в процессе реструктуризации предприятия, ден. ед.

Традиционно налоговое бремя рассматривалось в соотношении налогов с доходом, который может быть принесен реструктурируемым бизнесом, себестоимостью его продукции, прибылью, которая остается в распоряжении предприятия. Однако не менее показательным является налоговое бремя, определяемое по отношению к рыночной стоимости бизнеса. Оно, с одной стороны, позволяет определить изменение налоговой ситуации в результате реструктуризации, а с другой стороны – оценить, насколько велики налоги предприятия при условии достижения желаемой величины его стоимости.

При анализе факторов роста стоимости реструктурируемого предприятия наряду с показателем налогового бремени целесообразно использовать и показатель эластичности налогов, основываясь на значении которого можно оценить возможные изменения налоговой ситуации в зависимости от достигнутой величины прироста стоимости. Коэффициент эластичности налогов (Эн) реструктурируемого предприятия определяется как:

, где:

D Н – увеличение / снижение налоговых платежей, вызванное соответствующим изменением при проведении реструктуризации, %;

D V – увеличение / снижение величины фактора, влияющего на налог, вызванное соответствующим изменением при проведении реструктуризации, %.

К примеру, реструктуризация предприятий, фактором роста стоимости которых является создание новых бизнес-линий (второе стратегическое направление), неизбежно вызывает изменение налоговой ситуации за счет существенного роста налога на добавленную стоимость. Однако в зависимости от этапов роста стоимости бизнеса показатель Эн может различаться (рис. 3.8).

Размер/ \ _

налога ¦ _

¦ _ .

¦ _ .

¦ _ .

¦ _ . .

¦ _ . .

¦ _ . .

¦ _ . .

¦_ . .

+>

Х1 Х2 Выручка

Рис. 3.8 Анализ эластичности НДС по выручке

На начальном этапе формирования бизнес-линии происходит рост как переменных затрат, так и тех, которые в дальнейшем будут относимы к постоянным (приобретается оборудование, нанимается персонал и т. п.), в силу этого эластичность НДС минимальна. Следующий этап – это, как правило, изменение только переменных затрат на ресурсы, в цену которых входит НДС. Эластичность соответственно становится больше. Возможно также и дальнейшее изменение эластичности НДС, когда рост стоимости реструктурируемого бизнеса будет обеспечиваться достижением значительных объемов реализации. В этих условиях цена на продукт за счет масштабов снижается, а значит, и сокращается величина «добавленной стоимости» в сочетании с увеличением эластичности налога.

Анализ налоговой ситуации реструктурируемого предприятия с использованием показателей налогового бремени и коэффициента эластичности, рассматриваемых в проекции роста стоимости бизнеса, приводит во многих случаях к необходимости более детального рассмотрения отдельных налогов. Практика реструктурируемых предприятий показала эффективность проведения так называемой структуризации налогов, в результате которой формируется всесторонняя информация о каждом налоге. Структуризация предполагает детальный анализ налога по параметрам, приведенным на рис. 3.9, и определение на этой основе возможности сокращения налогового бремени, повышения эластичности налогов.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Калькулятор по расчету налоговой нагрузки: новый инструмент для бизнеса

Налоговая нагрузка — важный показатель налоговой дисциплины. Формула его расчета выглядит как отношение уплаченных налогов (без агентских платежей) к доходам по отчету о финансовых результатах (без доходов от участия в других организациях). Показатель рассчитывается с учетом всех обособленных подразделений, то есть по организации в целом.

Как отмечается на сайте ФНС, «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки» дает возможность налогоплательщикам взглянуть на себя со стороны налоговых органов, что полезно для оценки налоговых рисков. Инструмент позволяет выяснить уровень налоговой нагрузки по своему виду деятельности и в других отраслях бизнес-партнеров.

Сервис также предоставляет информацию по средней заработной плате по отраслям экономики. Это поможет налогоплательщикам при определении уровня уплаты НДФЛ и страховых взносов.

Расчет налоговой нагрузки с помощью калькулятора

Алгоритм, который предлагает ФНС, очень простой.

Чтобы получить данные по среднеотраслевой налоговой нагрузке, в том числе по видам налогов, а также данные о средней рентабельности продаж, достаточно указать в сервисе налоговый период, отрасль и регион.

Для проверки своей налоговой дисциплины, укажите сумму фактически уплаченных налогов и полученных доходов. После того как вы нажмете кнопку «Рассчитать», калькулятор сравнит фактическую налоговую нагрузку со средней по налогоплательщикам, работающим в вашем регионе в такой же сфере деятельности.

Как рассчитать налоговую нагрузку компании

Рассказываем, как правильно прогнозировать нагрузку и выбирать выгодную систему налогообложения.

Налоговая нагрузка может быть:

  1. абсолютной, если выражается в рублях;
  2. относительной, если выражается в процентах по отношению к выручке.

Расчет налоговой нагрузки помогает понять, можно ли снизить размер налогов. Но важно не перестараться: слишком низкие налоги выглядят подозрительно и могут стать причиной попадания в план выездных проверок налоговой инспекции. Кроме того, согласно п.5.2 ст.7 № 115-ФЗ банки вправе блокировать расчетные счета компаний, у которых налог меньше 0,9% от оборота.

Пример расчета

Компания ООО «Вымпел» занимается добычей топливно-энергетических полезных ископаемых. Согласно финансовой отчетности за 2018 год, она имеет следующие показатели:

В абсолютном выражении общая налоговая нагрузка на бизнес будет равна: 2 + 15 + 5 + 10 + 1 = 33 млн. рублей.

В относительном выражении считаем по формуле: Сумма налогов / Выручка * 100%. Получается: 33 / 50 * 100% = 66%

Согласно Приказу ФНС от 30.05.2007 г., среднестатистическая нагрузка на предприятия того же профиля, что и «Вымпел», в 2018 году составила 52,5%. Если бы показатели компании были ниже нормы, налоговики бы задумались: не использует ли она противозаконные схемы. Налоговая политика организации построена корректно, но не оптимально: можно снизить показатели на 13,5% — до 52,5%.

7 принципов прогнозирования налоговой нагрузки

Можно уменьшить сумму налоговых выплат, не выходя за рамки закона. Главное — соблюдать принципы налогового прогнозирования.

  1. Принцип законности: учитывайте нормы законов, чтобы результаты были достоверными.
  2. Принцип оперативности: прогнозируйте налоги с учетом ситуации на конкретный момент времени и изменений в законодательстве.
  3. Принцип оптимальности: оптимизируйте налоги без ущерба для бизнес-целей и интересов собственников.
  4. Принцип обоснованности: заранее готовьте аргументы для объяснения перед налоговиками и защиты своей позиции в суде.
  5. Принцип комплексности: учитывайте нормы не только налогового законодательства, но и других правовых отраслей, особенно гражданского законодательства.
  6. Принцип профессионализма: привлекайте профильных специалистов, когда нужно составить первичную документацию, договора, регистры, отчетность.
  7. Принцип конфиденциальности: не распространяйтесь посторонним о методах налогового прогнозирования в вашей компании.

Прогнозирование налогов помогает оценить финансовые возможности компании на будущий период. С его помощью собственник бизнеса или руководитель фирмы может принимать управленческие решения по производству и продажам. За счет прогнозирования можно разработать тактику снижения суммы налогов.

Пример выбора системы налогообложения

Чтобы уменьшить налоговую нагрузку, можно перейти на другой режим налогообложения. Например, при УСН можно выбрать в качестве объектов налогообложения «доходы» или «доходы за вычетом расходов». Рассмотрим примеры.

Компания открылась только что

Допустим, предприниматель организовал компанию «Омега», которая оказывает населению бытовые услуги. Собственник бизнеса решает, какую систему налогообложения ему лучше выбрать: УСН (6%) или УСН (15%).

Величина страховых взносов: 1 500 000 * 30,2% = 453 000 рублей.
Налог по УСН: 5 000 000 * 6% = 300 000 рублей.

Согласно пункту 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса, сумму налога можно уменьшить на величину перечисленных страховых взносов. Однако их размер больше рассчитанного налога, поэтому налог можно снизить только на 50% страховых взносов, то есть на 226 500 рублей — 50% от 453 тысяч. Тогда сумма налога к уплате будет равна: 300 000 — 226 500 = 73 500 рублей.

Налог по УСН при объекте «доходы за вычетом расходов» (15%): (5 000 000 — 3 000 000) * 15% = 300 000 рублей.

Сравнивая результаты, получаем, что компании выгодно использовать УСН с объектом налогообложения «доходы», поскольку в этом случае она сумма налогов будет уменьшена на страховые взносы: 300 000 — 73 500 = 226 500 рублей.

Компания открылась давно

Предположим, «Омега» работает уже несколько лет. На будущий год она планирует ввести автоматизацию и сократить количество сотрудников вдвое. Кроме того, планируется увеличить запасы материалов.

Входные данные могут быть следующие:

Налог можно уменьшить на перечисленные страховые взносы. Сумма взносов меньше рассчитанного налога, поэтому его можно снизить на всю величину.

Сумма налога к уплате будет равна: 300 000 — 181 200 = 118 800 рублей.

Налог по УСН при объекте «доходы за вычетом расходов» (15%): (5 000 000 — 4 400 000) * 15% = 90 000 рублей.

Сравнивая результаты, получаем, что компании выгодно использовать УСН с объектом налогообложения «доходы за вычетом расходов», поскольку в этом случае она заплатит меньше налогов: 118 800 — 90 000 = 28 800 рублей.

Выводы

  1. для оптимизации налогов компании целесообразно рассчитывать налоговую нагрузку поквартально. Она может быть абсолютной (в рублях) и относительной (в процентах);
  2. можно делать прогноз налоговой нагрузки по нескольким системам налогообложения и смотреть, по какому варианту будет меньший объем налогов. Затем нужно проанализировать, можно ли перейти на данный режим, насколько это сложно и что для этого нужно.
  3. для оптимизации налоговой нагрузки используется метод налогового прогнозирования;
  4. на основе прогнозирования налоговых платежей можно рассчитать объем налогов, которые нужно будет заплатить в будущем периоде;
  5. рассматривая несколько вариантов развития событий, можно выбрать оптимальный, который позволит снизить объем налоговых платежей.

Вопрос 2 Налоговая нагрузка на предприятие и методы ее оценки.

⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 24

Налоговая нагрузка как экономическая категория отражает соотношение общей массы налогов и сборов, уплачиваемых предприятием с показателями его деятельности.

В научной литературе встречается множество методик определения налоговой нагрузки. Различие методик проявляется в основном в использовании того и иного количества налогов принимаемых в расчет налоговой нагрузки, в порядке определения интегрального показателя налоговой нагрузки. Основная идея большинства методики расчета налоговой нагрузки заключается в том, чтобы сделать интегральный показатель налоговой нагрузки универсальным, позволяющим сравнивать уровень налогообложения предприятий различных отраслей, масштабов деятельности, налоговых режимов, всесторонне оценить влияние налогов на финансовое положение конкретного предприятия.

Рассмотрим основные методики определения налоговой нагрузки.

1. Методика ФНС России. Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата):

НН =Н/В*100%, где Н- общая сумма уплаченных налогов, В — выручка (нетто) организации.

Показатель налоговой нагрузки, рассчитанный по данной методике, позволяет определять долю налогов в выручке, однако он не характеризует влияние налогов на финансовое состояние предприятия, поскольку не учитывает структуру налогов в выручке. Данная методика пригодна для сравнения значения показателя налоговой нагрузки по конкретному предприятию со среднеотраслевым значением.

Эта формула показывает, во сколько раз суммарная величина уплаченных налогов отличается от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Основные положения данного подхода заключаются в том, что НДС и акцизы не принимаются во внимание как налоги, влияющие на величину прибыли предприятия. Для оценки налогового нагрузки по НДС и акцизам нужно их соотносить либо с кредиторской задолженностью, либо с валютой баланса.

При данном подходе недооценивается влияние косвенных налогов на финансовое положение предприятия.

3. Методика. Е. А. Кировой,По мнению автора, следует различать абсолютную и относительную налоговые нагрузки. Абсолютная налоговая нагрузка — это налоги и страховые взносы, подлежащие перечислению в бюджет и внебюджетные фонды, тоесть абсолютная величина налоговых обязательств хозяйствующих субъектов. В расчет абсолютной налоговой нагрузки не включается налог на доходы физических лиц, поскольку налогоплательщиками по этому налогу являются физические лица, а организации только исчисляют и перечисляют его в бюджет как налоговые агенты.

Относительная налоговая нагрузка — это отношение ее абсолютной величины к вновь созданной стоимости, то есть доля налогов и страховых взносов, включая недоимку, во вновь созданной стоимости.

Налоговая нагрузка определяется по следующей формуле: НН=(НП+СВ/ВСС=НП+СВ/РОТ+СВ+П+НП)*100 %, где НП — налоговые платежи (без налога на доходы физических лиц), СВ -страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ВСС — вновь созданная стоимость, РОТ — расходы на оплату труда, П — прибыль организаций (до налогообложения).

Наблюдается сходство с предыдущими методиками, определяется лишь процентное отношение. С помощью этого показателя не представляется возможным прогнозировать изменение финансовых показателей предприятия в зависимости от изменения элементов налогообложения.

4. Методика М. И. Литвина.В соответствии с данной методикой показатель налоговой нагрузки рассчитывается по следующей формуле: НН=ST/TV*100 %, где SТ — сумма начисленных (уплаченных) налогов, ТV — сумма источников средств для уплаты налогов.

В общую сумму налогов включаются все без исключения налоги. В качестве источника средств для уплаты налогов признаются доходы в различных его формах: выручка от реализации продукции (работ, услуг), прибыль в процессе формирования, прибыль в процессе распределения, доход работников и др.

Помимо общего показателя налоговой нагрузки предлагается использовать и частные показатели, определяемые как отношение отдельных налогов и групп налогов к соответствующему источнику средств. Общим показателем для всех налогов признается добавленная стоимость.

Включение в расчет налоговой нагрузки налога на доходы физических лиц не совсем корректно.

Данная методика имеет большую практическую значимость, так как расширен перечень показателей для оценки налоговой нагрузки.

5. Методика Т. К. Островенко.Автор предлагает использовать обобщающие и частные показатели. К обобщающим показателям налоговой нагрузки относятся:

— налоговая нагрузка на доходы (ННд);

— налоговая нагрузка на финансовые ресурсы предприятия (ННФ);

— налоговая нагрузка на собственный капитал (ННСК);

— налоговая нагрузка на прибыль до налогообложения (ННП);

В числе частных показателей наиболее информативными показателями налоговой нагрузки являются показатели, вычисленные по источникам возмещения: выручки от реализации, затрат на производство, финансовых результатов, чистой. В соответствии с данной методикой выделяются следующие частные показатели налоговой нагрузки: — налоговая нагрузка на реализацию (ННР);

— налоговая нагрузка на себестоимость (ННС);

— налоговая нагрузка на валовую прибыль до налогообложения (ННвп);

— налоговая нагрузка на чистую прибыль (ННчп)

Для расчета этих показателей используются следующие формулы: ННр=НИр/Вр, ННс=НИс/Ср, ННвп=НИвп/ВП, ННчп=НИчп/ЧП, где НИР — налоговые издержки, относимые на счета реализации, ВР- выручка от реализации, НИС — налоговые издержки, относимые на себестоимость реализованных товаров (работ, услуг), Ср- себестоимость реализованных товаров (работ, услуг), НИВП — налоговые издержки, относимые на счета финансовых результатов, ВП — валовая прибыль, НИчп — налоговые издержки, относимые на чистую прибыль, ЧП- валовая прибыль.

Достоинствами данной методики является то, что она позволяет с различной степенью детализации, в зависимости от поставленной управленческой задачи, осуществлять расчет налоговой нагрузки.

6. Методика А. Калушина, Н. Михайловой. Налоговую нагрузку, по мнению авторов, следует определять как долго отдаваемой государству добавленной стоимости, созданной на отдельном предприятии, так как добавленная стоимость является источником дохода предприятия и, соответственно, источником уплаты налогов.

Валовая выручка (В) в соответствии с данной методикой представляет собой сумму следующих компонентов:

Затем рассчитываются налоги предприятия:

Сумма всех перечисленных налогов и обязательных платежей позволяет получить формулу расчета отчисляемой государству доли добавленной стоимости.

Применение этой методики позволяет сравнивать налоговую нагрузку на добавленную стоимость в зависимости от типа производства и рентабельности, оценивать влияние изменения налоговых ставок на финансовые показатели предприятия. Недостатком следует считать тот факт, что в расчет налоговой нагрузки включается налог на доходы с физических лиц и в тоже время не учитываются такие налоги, как налог на имущество, налог на землю и др.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *