Налоговое планирование НДС

4.2. Оценка влияния НДС на финансовый результат

Под отражением начисления налога проводкой Д-т 91 К-т 68 (например, налога на имущество организаций) понимается уплата налога за счет финансового результата. Это означает, что сумма налога рассматривается как расход, влияющий на финансовый результат данного периода. Но использование при начислении налогов счетов финансовых результатов (90, 91, 99) вовсе не означает автоматического влияния сумм налога на финансовый результат. Источником выплаты НДС являются суммы выручки, полученные от покупателей.

Согласно применяемой в Российской Федерации методике исчисления НДС рассматривается как надбавка к отпускной цене предприятия при совершении операций реализации продукции, работ, услуг. Его величина определяется по соответствующей ставке, применяемой к отпускной цене, и называется суммойНДС, предъявленнойпродавцомпокупателю. Покупатель оплачивает предъявленную сумму НДС на счета продавца, который, в свою очередь, обязан перечислить НДС в бюджет. Таким образом, продавца можно сравнить с посредником, участвующим в расчетах между покупателем, оплачивающим НДС, и бюджетом, получающим в итоге сумму налога.

Признание дохода означает его отражение методом двойной записи на соответствующем бухгалтерском счете учета доходов с одновременным увеличением актива (дебиторской задолженности, денежных средств и т. д.) и (или) уменьшением обязательства (расчетов с покупателями и т. д.). В соответствии с Планом счетов у предприятия-продавца доход от продажи фиксируется в бухгалтерском учете в брутто – сумме, ожидаемой к поступлению от покупателя.

Сумма НДС, поступившая организации-налогоплательщику от покупателей в качестве надбавки к отпускной цене, не является доходом и рассматривается как обязательство перед бюджетом в момент отражения выручки. В соответствии с п. 3 ПБУ 9/99 для целей бухгалтерского учета не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц сумм НДС. Поэтому Планом счетов предусмотрены две взаимосвязанные проводки для отражения поступления дохода от обычных видов деятельности – выручки:

(1) Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» К-т 90 – отражена вся сумма выручки с учетом НДС к получению от покупателя;

(2) Д-т 90 К-т 68 – отражена сумма НДС, добавленная продавцом к отпускной цене покупателю, в качестве обязательства перед бюджетом.

Отражение НДС по дебету счета 90 – операция (2) может рассматриваться как корректировка выручки до величины реального дохода продавца, но не как расход, влияющий на финансовый результат в бухгалтерском учете.

Это было бы более очевидно, если бы действующая российская учетная практика предусматривала, например, следующие операции для отражения дохода от обычных видов деятельности и соответствующей ему суммы НДС:

(1) Д-т 62 К-т 90 – отражена сумма выручки от продажи без учета НДС;

(2) Д-т 62 К-т 68 – отражена сумма НДС, добавленная продавцом к отпускной цене покупателю, в качестве обязательства перед бюджетом.

Согласно действующей редакции ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по НДС является наиболее ранняя из двух дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав или день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. Возникновение обязательств по НДС перед бюджетом связано в общем случае, за исключением предприятий, имеющих длительный производственный цикл, не с моментом признания выручки – осуществлением операций на счете 90, а с расчетами между продавцом и покупателем, то есть с событиями, отражаемыми на счете 62.

НДС не учитывается при исчислении финансового результата предприятия по итогам года и соответственно не может рассматриваться как один из элементов налоговой нагрузки на финансовый результат.

Однако, несмотря на то что предприятие-продавец выступает только как «посредник» между реальным плательщиком НДС и бюджетом, сумма НДС является негативным фактором для предприятия при формировании финансового результата. НДС «снижает» эффективность деятельности предприятия, оценкой которой является финансовый результат. Рыночнаяценаопределяется для конкретного вида продукции условиями реализации на определенном рынке (территории) и является величиной фиксированной или изменяющейся в определенных заданных пределах. Отпускнаяценапредприятия и соответственно величина выручки зависят от рыночной цены и ставок НДС, применяемых при реализации данного вида продукции (работ, услуг). Сумма НДС в соответствии с рыночной ценой и ставками, установленными налоговым законодательством, определяется следующим образом:

НДС по операциям реализации, облагаемым поставке 18 % =

= (рыночная цена: 118 %) х 18 %;

НДС по операциям реализации, облагаемым поставке 10 % =

= (рыночная цена: 110 %) х 10 %;

отпускная цена = рыночная цена-НДС =

= рыночная цена– ;

отпускная цена = рыночная цена-НДС = = рыночная цена– .

Величинапоказателя «выручка» определяется исходя из прогнозируемого объема реализации производимой продукции, работ, услуг, оцениваемого в натуральных показателях, и отпускной цены предприятия, рассчитанной на базе рыночной цены.

Выручка = отпускнаяцена х количество реализованной продукции (работ, услуг).

Таким образом, формально НДС не участвует в расчете финансового результата в бухгалтерском учете и не включается в качестве показателей в Отчет о прибылях и убытках. Нами предлагается не рассматривать НДС в качестве одной из составляющих количественной оценки налоговой нагрузки на финансовый результат. Однако предприятию следует учитывать влияние группы налогов с оборота, в том числе и НДС, в следующих случаях:

– при прогнозировании доходов в качестве соотношения рыночной и отпускной цен на продукцию (работы, услуги). Размер реально полученных доходов (выручки) предприятия ниже, чем потенциально возможные доходы при тех же условиях хозяйственной деятельности, но при отсутствии НДС. Предприятие-продавец не может получить реальные доходы от продажи исходя из действующих рыночных цен в силу наличия НДС. Отпускная цена, за которою предприятие продает свою продукцию, должна быть установлена ниже рыночной цены на сумму НДС;

– при расчете налоговой нагрузки на денежные потоки предприятия. Суммы налогов с оборота, которые предприятие фактически выплачивает в бюджет, являются частью денежных потоков предприятия. Данные суммы должны учитываться при прогнозировании бюджета денежных средств на предстоящий период как операции расходования (оттока) денежных средств, для которых налоговым законодательством установлен предельный срок выплаты.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

  • Отчетность по налогу на добавленную стоимость
    • Новое в справочнике
    • Подготовка к составлению отчетности по НДС в «1С:Бухгалтерии 8»
      • Проверка учета операций для целей НДС
      • Регламентные операции по учету НДС
      • Составление книг продаж и покупок
      • Экспресс-проверка состояния налогового учета по НДС
      • Помощник по учету НДС
    • Составление декларации по НДС в «1С:Бухгалтерии 8»
      • Составление декларации по НДС за I квартал 2020 года
        • Заполнение декларации
        • Расшифровка заполнения декларации
        • Проверка заполнения декларации по контрольным соотношениям
        • Отправка декларации в налоговый орган
      • Составление декларации по НДС за IV квартал 2019 года
        • Заполнение декларации
        • Расшифровка заполнения декларации
        • Проверка заполнения декларации по контрольным соотношениям
        • Отправка декларации в налоговый орган
      • Составление декларации по НДС за III квартал 2019 года
        • Заполнение декларации
        • Расшифровка заполнения декларации
        • Проверка заполнения декларации по контрольным соотношениям
        • Отправка декларации в налоговый орган
      • Составление декларации по НДС за II квартал 2019 года
        • Заполнение декларации
        • Расшифровка заполнения декларации
        • Проверка заполнения декларации по контрольным соотношениям
        • Отправка декларации в налоговый орган
      • Составление декларации по НДС за I квартал 2019 года
        • Заполнение декларации
        • Расшифровка заполнения декларации
        • Проверка заполнения декларации по контрольным соотношениям
        • Отправка декларации в налоговый орган
      • Составление декларации по НДС за IV квартал 2018 года
        • Заполнение декларации
        • Расшифровка заполнения декларации
        • Проверка заполнения декларации по контрольным соотношениям
        • Отправка декларации в налоговый орган
      • Составление декларации по НДС за III квартал 2018 года
        • Заполнение декларации
        • Расшифровка заполнения декларации
        • Проверка заполнения декларации по контрольным соотношениям
        • Отправка декларации в налоговый орган
      • Составление декларации по НДС за II квартал 2018 года
        • Заполнение декларации
        • Расшифровка заполнения декларации
        • Проверка заполнения декларации по контрольным соотношениям
        • Отправка декларации в налоговый орган
      • Составление декларации по НДС за I квартал 2018 года
        • Заполнение декларации
        • Расшифровка заполнения декларации
        • Проверка заполнения декларации по контрольным соотношениям
        • Отправка декларации в налоговый орган
    • Уточнение показателей декларации по НДС
      • Уточнение показателей декларации по НДС по требованию налогового органа
      • Шаблоны пояснений при нарушении контрольных соотношений показателей декларации по НДС у покупателей сырых шкур и лома, исполняющих обязанности налоговых агентов
      • Представление пояснений по требованию налогового органа в программе «1С:Бухгалтерия 8»
    • Составление уточненной декларации по НДС
      • Представление уточненной декларации по НДС
      • Составление уточненной декларации по НДС в программе «1С:Бухгалтерия 8»
    • Составление декларации по косвенным налогам в «1С:Бухгалтерии 8»
      • Составление декларации по косвенным налогам за апрель 2020 года
        • Заполнение декларации
        • Проверка заполнения декларации
        • Отправка декларации в налоговый орган
      • Составление декларации по косвенным налогам за март 2020 года
        • Заполнение декларации
        • Проверка заполнения декларации
        • Отправка декларации в налоговый орган
      • Составление декларации по косвенным налогам за февраль 2020 года
        • Заполнение декларации
        • Проверка заполнения декларации
        • Отправка декларации в налоговый орган
      • Составление декларации по косвенным налогам за январь 2020 года
        • Заполнение декларации
        • Проверка заполнения декларации
        • Отправка декларации в налоговый орган
      • Составление декларации по косвенным налогам за декабрь 2019 года
        • Заполнение декларации
        • Проверка заполнения декларации
        • Отправка декларации в налоговый орган
      • Составление декларации по косвенным налогам за ноябрь 2019 года
        • Заполнение декларации
        • Проверка заполнения декларации
        • Отправка декларации в налоговый орган
      • Составление декларации по косвенным налогам за октябрь 2019 года
        • Заполнение декларации
        • Проверка заполнения декларации
        • Отправка декларации в налоговый орган
      • Составление декларации по косвенным налогам за сентябрь 2019 года
        • Заполнение декларации
        • Проверка заполнения декларации
        • Отправка декларации в налоговый орган
      • Составление декларации по косвенным налогам за август 2019 года
        • Заполнение декларации
        • Проверка заполнения декларации
        • Отправка декларации в налоговый орган
      • Составление декларации по косвенным налогам за июль 2019 года
        • Заполнение декларации
        • Проверка заполнения декларации
        • Отправка декларации в налоговый орган
      • Составление декларации по косвенным налогам за июнь 2019 года
        • Заполнение декларации
        • Проверка заполнения декларации
        • Отправка декларации в налоговый орган
      • Составление декларации по косвенным налогам за май 2019 года
        • Заполнение декларации
        • Проверка заполнения декларации
        • Отправка декларации в налоговый орган
      • Составление декларации по косвенным налогам за апрель 2019 года
        • Заполнение декларации
        • Проверка заполнения декларации
        • Отправка декларации в налоговый орган
      • Составление декларации по косвенным налогам за март 2019 года
        • Заполнение декларации
        • Проверка заполнения декларации
        • Отправка декларации в налоговый орган
      • Составление декларации по косвенным налогам за февраль 2019 года
        • Заполнение декларации
        • Проверка заполнения декларации
        • Отправка декларации в налоговый орган
      • Составление декларации по косвенным налогам за январь 2019 года
        • Заполнение декларации
        • Проверка заполнения декларации
        • Отправка декларации в налоговый орган
      • Составление декларации по косвенным налогам за декабрь 2018 года
        • Заполнение декларации
        • Проверка заполнения декларации
        • Отправка декларации в налоговый орган
      • Составление декларации по косвенным налогам за ноябрь 2018 года
        • Заполнение декларации
        • Проверка заполнения декларации
        • Отправка декларации в налоговый орган
      • Составление декларации по косвенным налогам за октябрь 2018 года
        • Заполнение декларации
        • Проверка заполнения декларации
        • Отправка декларации в налоговый орган
      • Составление декларации по косвенным налогам за сентябрь 2018 года
        • Заполнение декларации
        • Проверка заполнения декларации
        • Отправка декларации в налоговый орган
      • Составление декларации по косвенным налогам за август 2018 года
        • Заполнение декларации
        • Проверка заполнения декларации
        • Отправка декларации в налоговый орган
      • Составление декларации по косвенным налогам за июль 2018 года
        • Заполнение декларации
        • Проверка заполнения декларации
        • Отправка декларации в налоговый орган
      • Составление декларации по косвенным налогам за июнь 2018 года
        • Заполнение декларации
        • Проверка заполнения декларации
        • Отправка декларации в налоговый орган
      • Составление декларации по косвенным налогам за май 2018 года
        • Заполнение декларации
        • Проверка заполнения декларации
        • Отправка декларации в налоговый орган
      • Составление декларации по косвенным налогам за апрель 2018 года
        • Заполнение декларации
        • Проверка заполнения декларации
        • Отправка декларации в налоговый орган
      • Составление декларации по косвенным налогам за март 2018 года
        • Заполнение декларации
        • Проверка заполнения декларации
        • Отправка декларации в налоговый орган
      • Составление декларации по косвенным налогам за февраль 2018 года
        • Заполнение декларации
        • Проверка заполнения декларации
        • Отправка декларации в налоговый орган
      • Составление декларации по косвенным налогам за январь 2018 года
        • Заполнение декларации
        • Проверка заполнения декларации
        • Отправка декларации в налоговый орган
    • Описание форм отчетности по налогу на добавленную стоимость
      • Декларация по налогу на добавленную стоимость
        • Декларация по НДС начиная с отчета за I квартал 2019 года
          • Кто и куда обязан подавать декларацию по НДС
          • Сроки представления декларации по НДС
          • Порядок представления декларации по НДС
          • Форма и состав декларации по НДС
          • Какие разделы декларации по НДС надо заполнять
          • Титульный лист
          • Раздел 1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика
            • Код по ОКТМО (строка 010)
            • Код бюджетной классификации (строка 020)
            • Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет для неплательщиков (строка 030)
            • Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет /исчисленная к возмещению из бюджета налогоплательщиками (строки 040 и 050)
            • Сведения о договоре инвестиционного товарищества (строки 060-080)
          • Раздел 2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента
            • КПП подразделения иностранной организации (строка 010)
            • Наименование налогоплательщика — продавца (строка 020)
            • ИНН налогоплательщика — продавца (строка 030)
            • Код бюджетной классификации (строка 040)
            • Код по ОКТМО (строка 050)
            • Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (строки 060 — 100)
          • Раздел 3. Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2-4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации
            • Реализация товаров (работ, услуг) (строки 010 — 042)
            • Реализация товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта (строка 043)
            • Реализация товаров физическим лицам — гражданам иностранных государств (строка 044)
            • Реализация по истечении установленного срока товаров, в отношении которых при таможенном декларировании был исчислен налог в соответствии со ст. 151 НК РФ (строки 045 — 046)
            • Реализация предприятия как имущественного комплекса (строка 050)
            • Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления (строка 060)
            • Сумма налога с предоплаты (строка 070)
            • Суммы налога, подлежащие восстановлению (строки 080-100)
            • Корректировка реализации (строки 105-109)
            • Уплата налога, исчисленного при таможенном декларировании (строки 110-115)
            • Общая сумма налога (строка 118)
            • Налоговые вычеты (строки 120-185)
            • Общая сумма налога к вычету (строка 190)
            • Сумма налога к уплате / возмещению (строки 200-210)
          • Приложение 1 к разделу 3 декларации. Сумма НДС, подлежащая восстановлению и уплате в бюджет за истекший календарный год и предыдущие календарные годы
            • Основные данные объекта основного средства (строки 010 — 060)
            • Исчисление суммы налога к восстановлению (строка 070)
          • Приложение № 2 к разделу 3 «Расчет суммы налога…»
            • Порядок представления
            • Данные по подразделениям
            • Всего по иностранной организации
          • Раздел 4. Расчет суммы налога по операциям при реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена
          • Раздел 5. Расчет суммы налоговых вычетов по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым ранее документально подтверждена (не подтверждена)
          • Раздел 6. Расчет суммы налога по операциям при реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена
            • Порядок представления
          • Раздел 7. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения); операции, не признаваемые объектом налогообложения
          • Раздел 8. Сведения из книги покупок об операциях, отражаемых за истекший налоговый период
          • Приложение 1 к разделу 8 декларации. Сведения из дополнительных листов книги покупок
          • Раздел 9. Сведения из книги продаж об операциях, отражаемых за истекший налоговый период
          • Приложение 1 разделу 9 декларации. Сведения из дополнительных листов книги продаж
          • Раздел 10. Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур в отношении операций, осуществляемых в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров или на основе договоров транспортной экспедиции, отражаемых за истекший н
          • Раздел 11. Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур в отношении операций, осуществляемых в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров или на основе договоров транспортной экспедиции, отражаемых за истекший нал
          • Раздел 12. Сведения из счетов-фактур, выставленных лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации
        • Декларация по НДС начиная с отчета за I квартал 2017 года
          • Кто и куда обязан подавать декларацию по НДС
          • Сроки представления декларации по НДС
          • Порядок представления декларации по НДС
          • Форма и состав декларации по НДС
          • Какие разделы декларации по НДС надо заполнять
          • Титульный лист
          • Раздел 1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика
            • Код по ОКТМО (строка 010)
            • Код бюджетной классификации (строка 020)
            • Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет для неплательщиков (строка 030)
            • Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет /исчисленная к возмещению из бюджета налогоплательщиками (строки 040 и 050)
            • Сведения о договоре инвестиционного товарищества (строки 060-080)
          • Раздел 2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента
            • КПП подразделения иностранной организации (строка 010)
            • Наименование налогоплательщика — продавца (строка 020)
            • ИНН налогоплательщика — продавца (строка 030)
            • Код бюджетной классификации (строка 040)
            • Код по ОКТМО (строка 050)
            • Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (строки 060 — 100)
          • Раздел 3. Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2-4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации
            • Реализация товаров (работ, услуг) (строки 010 — 040)
            • Реализация по истечении установленного срока товаров, в отношении которых при таможенном декларировании был исчислен налог в соответствии со ст. 151 НК РФ (строки 041 — 042)
            • Реализация предприятия как имущественного комплекса (строка 050)
            • Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления (строка 060)
            • Сумма налога с предоплаты (строка 070)
            • Суммы налога, подлежащие восстановлению (строки 080-100)
            • Корректировка реализации (строки 105-109)
            • Уплата налога, исчисленного при таможенном декларировании (строки 110-115)
            • Общая сумма налога (строка 118)
            • Налоговые вычеты (строки 120-185)
            • Общая сумма налога к вычету (строка 190)
            • Сумма налога к уплате / возмещению (строки 200-210)
          • Приложение 1 к разделу 3 декларации. Сумма НДС, подлежащая восстановлению и уплате в бюджет за истекший календарный год и предыдущие календарные годы
            • Основные данные объекта основного средства (строки 010 — 060)
            • Исчисление суммы налога к восстановлению (строка 070)
          • Приложение № 2 к разделу 3 «Расчет суммы налога…»
            • Порядок представления
            • Данные по подразделениям
            • Всего по иностранной организации
          • Раздел 4. Расчет суммы налога по операциям при реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена
          • Раздел 5. Расчет суммы налоговых вычетов по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым ранее документально подтверждена (не подтверждена)
          • Раздел 6. Расчет суммы налога по операциям при реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена
            • Порядок представления
          • Раздел 7. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения); операции, не признаваемые объектом налогообложения
          • Раздел 8. Сведения из книги покупок об операциях, отражаемых за истекший налоговый период
          • Приложение 1 к разделу 8 декларации. Сведения из дополнительных листов книги покупок
          • Раздел 9. Сведения из книги продаж об операциях, отражаемых за истекший налоговый период
          • Приложение 1 разделу 9 декларации. Сведения из дополнительных листов книги продаж
          • Раздел 10. Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур в отношении операций, осуществляемых в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров или на основе договоров транспортной экспедиции, отражаемых за истекший н
          • Раздел 11. Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур в отношении операций, осуществляемых в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров или на основе договоров транспортной экспедиции, отражаемых за истекший нал
          • Раздел 12. Сведения из счетов-фактур, выставленных лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации
      • Декларация по косвенным налогам
        • Декларация по косвенным налогам начиная с отчета за декабрь 2017 года
          • Кто должен представлять декларацию
          • Когда надо представлять декларацию
          • Дополнительный пакет документов
          • Форма и состав декларации
          • Какие разделы декларации надо заполнять
          • Титульный лист
          • Раздел 1 «Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет в отношении товаров, импортированных на территорию Российской Федерации с территории государств — членов Евразийского экономического союза»
            • Кто должен представлять раздел 1 декларации
            • Код по ОКТМО (строка 010)
            • Код бюджетной классификации (строка 020)
            • Сумма налога, исчисленная к уплате (строка 030)
            • Строка 031
            • Строка 032
            • Строка 033
            • Строка 034
            • Строка 035
            • Стоимость импортируемых товаров, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) (строка 040)
          • Раздел 2 «Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет в отношении подакцизных товаров, импортированных на территорию Российской Федерации с территории государств — членов Евразийского экономического союза, за исключением спирта этилового из всех видов
            • Кто должен представлять раздел 2 декларации
            • Что рассчитывается в разделе 2 декларации
            • Порядок заполнения раздела 2 декларации
          • Раздел 3 «Сумма акциза, исчисленная к уплате в бюджет при импорте спирта этилового из всех видов сырья (в том числе денатурированного этилового спирта, спирта-сырца, дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового)
            • Кто должен представлять раздел 3 декларации
            • Что рассчитывается в разделе 3 декларации
            • Порядок заполнения раздела 3 декларации
    • Учет по налогу
    • Исчисление и уплата налога

Как минимизировать налоговые риски по НДС

Проверка декларации

Сверяйте данные

В первую очередь ФНС проверяет, сходятся ли в декларации контрольные соотношения. Такая проверка, как правило, встроена в специальные сервисы. Помимо этого, в «АСК НДС-2» информация из декларации сверяется с данными из других деклараций и расчетов этого же налогоплательщика, как за текущий период, так и за предыдущие. Следите, чтобы, к примеру, данные о выручке по налогу на прибыль не расходились с данными о выручке по НДС. Заранее будьте готовы объяснить причины такого расхождения. Например, оно может возникнуть из-за выставления корректировочных счетов-фактур. Также ФНС проверит, сходятся ли данные в вашей декларации с данными контрагентов.

Совет первый

Сверяйте в Контур.НДС+ следующие данные:

  • Сведения из книги покупок со сведениями, которые отправляют в налоговую поставщики. В сервис ежеквартально загружают свои книги более 190 тысяч компаний. Новый пользователь сервиса после загрузки данных может сразу начать сверяться со своими контрагентами. Чтобы свериться с поставщиками, которых еще нет в сервисе, их можно пригласить загрузить свои данные — это бесплатно.
  • Всю информацию, которая указана в счетах-фактурах. Пользователям видны расхождения по суммам НДС, любые несоответствия и ошибки ручного ввода: несовпадения в дате, номере счета-фактуры, КПП, которые трудно увидеть при «ручной» сверке.
  • Составные счета-фактуры из разных отчетных периодов. Часто бывает так, что продавец заявляет о сделке сразу после ее завершения, а покупатель, пользуясь своим правом трехлетней отсрочки на предъявление к вычету, «показывает» ее в другом отчетном периоде — иногда по частям. В сервисе покупатель также может посмотреть, какие сделки он еще не предъявлял к вычету, чтобы не «потерять» их.

Кроме того, в сервисе можно отредактировать счет-фактуру, выгрузить исправленную книгу покупок или продаж и загрузить в систему отчетности.

Оформляйте правильно

Данные декларации сверяются с иными документами, представленными налогоплательщиком или полученными налоговиками во время налоговых проверок, а также в ходе валютного контроля, учета выручки, ведения ЕГРЮЛ и т.д. Кроме того, налоговики имеют доступ к реестру данных ККТ, который с внедрением онлайн-касс становится просто кладезем фискальной информации: инспекторам известна дата, время, место продажи каждого товара и сумма НДС по каждой операции!

Наконец, ФНС активно участвует в межведомственном взаимодействии и использует при камеральных проверках материалы, полученные от правоохранительных и иных органов, от внебюджетных фондов. Налоговики в автоматическом режиме могут сверять данные из декларации с информацией из различных государственных и коммерческих электронных баз (письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705). Сведения могут быть проверены по Единому госреестру недвижимости, базе данных о банковских счетах, об открытии которых налоговики получают извещения, о недействительных паспортах, о лицензиях, о дисквалифицированных руководителях, о среднесписочной численности организации, о доходах ее сотрудников и т.п.

Поэтому, к примеру, организации, у которой нет обособленных подразделений, нужно следить за правильностью оформления счетов-фактур в части указания грузоотправителя и грузополучателя, если поставка ведется не по юридическому адресу компании. И быть готовыми объяснить, почему товар поставляется по адресу, которого нет в ЕГРЮЛ (например, потому что там расположен только арендуемый склад, а оборудованных рабочих мест нет).

Тренды налогового контроля, зоны налогового риска и необоснованная налоговая выгода. Смотрите выступление советника налоговой службы на Контур.Конференции.

Смотреть запись

Ведите внутреннюю базу

Ведите внутреннюю базу данных о тех документах, которые представлялись в налоговые органы, указывайте их содержание, а также сведения о том, когда и в связи с чем они представлялись. Сверяйтесь с этой базой при подготовке очередных пояснений или документов по требованию налоговиков, чтобы избежать недоразумений, когда вы даете совершенно иное объяснение одного и того же факта или расхождения в декларации по сравнению с тем, что вы давали в прошлых периодах.

О системе управления рисками

Системы управления рисками были заложены в 2015 году. В этот период были предприняты шаги, направленные на автоматизированное отслеживание всей «цепочки» прохождения НДС от производителя до конечного покупателя. Тогда были внесены изменения в НК РФ, которые расширили как круг лиц, так и перечень НДС-документов, которые представляются в налоговые органы на регулярной основе. Кроме того, налоговикам было предоставлено право требовать дополнительные документы, если обнаружатся расхождения между данными налогоплательщика и третьих лиц.

Также была создана специальная Межрегиональная инспекция ФНС по камеральному контролю, в задачи которой вошло проведение сравнительного и перекрестного анализа сведений об операциях, указанных в налоговых декларациях по НДС с целью выявления «разрывов цепочки» НДС, а также налогоплательщиков, злоупотребляющих правом на вычет НДС. Наконец, тогда же началась пилотная эксплуатация первого варианта АСК НДС (Приказ ФНС России от 14.08.2015 № СА-7-15/358@).

Управление уровнями риска

Система управления рисками «СУР АСК НДС-2» автоматически на основании имеющихся сведений распределяет налогоплательщиков на три группы налогового риска: высокий, средний, низкий (письмо ФНС России от 03.06.2016 № ЕД-4-15/9933@):

  • Низкий налоговый риск присваивается налогоплательщикам, которые ведут реальную финансово-хозяйственную деятельность, своевременно и в полном объеме исполняют свои налоговые обязательства перед бюджетом, обладают соответствующими ресурсами (активами), а их деятельность может быть проверена плановым выездным налоговым контролем.
  • Значок «высокий налоговый риск» получают организации, не обладающие, по данным ФНС России, достаточными ресурсами (активами) для ведения соответствующей деятельности, не исполняющие свои налоговые обязательства или исполняющие их в минимальном размере. Эти факты являются признаками организации, используемой для получения необоснованной налоговой выгоды.
  • Всех остальных налогоплательщиков СУР относит к группе среднего налогового риска.

Операциям, в которых участвуют организации с высоким уровнем налогового риска, уделяется особое внимание, чтобы не допустить возмещения НДС недобросовестными налогоплательщиками. Если факт недобросовестности вскроется после получения вычета, то может оказаться, что взыскать его уже нельзя, так как компания либо неплатежеспособна, либо ликвидирована. «АСК НДС-2» строит «дерево связей», с помощью которого отслеживается цепочка движения НДС и выявляется реальная роль каждой компании в этой цепочке.

Есть ряд фактов, которые служат для налоговиков сигналом того, что сделка может быть направлена на неправомерное изъятие НДС из бюджета (письма ФНС России от 03.08.2016 № ГД-4-14/14127@ и от 03.08.2016 № ГД-4-14/14126@):

  • физлицо, которое действует от имени юрлица без доверенности (в том числе от имени управляющей организации), дисквалифицировано, и срок дисквалификации еще не истек;
  • имеется информация о смерти физлица, которое может действовать от имени юрлица без доверенности;
  • лицо, которое имеет право без доверенности действовать от имени юрлица, выступает в качестве такового более чем в пяти юрлицах;
  • участники юрлица являются таковыми более чем в 10 юрлицах;
  • адрес юрлица, указанный в ЕГРЮЛ, является адресом более чем 10 юрлиц;
  • управляющая организация является таковой более чем в 20 юрлицах.

Как только в «дереве связей» мелькает такая компания, инспекторы берут и ее, и ее контрагентов «на карандаш». После чего начинается детальное изучение совершенных операций по всей цепочке от ближайших контрагентов к более отдаленным для того, чтобы найти реального выгодоприобретателя от операции по незаконному возмещению НДС или уклонению от его уплаты. А значит, основная задача налогоплательщика — избежать систематического попадания подобных контрагентов в собственные сделки.

Взгляните на свою отчетность глазами ФНС. Сервис сверяет и проверяет данные по принципам системы ФНС «АСК НДС-2»

Узнать больше

Проверка контрагентов

Чтобы снизить риски, проверяйте контрагентов по открытым базам данных: ЕГРЮЛ, ЕГРН, данные о паспортах, о дисквалификации и т.п. Тем более что это можно делать буквально «на лету», используя специальные сервисы.

Не пренебрегайте коммерческими базами данных и картотеками о компаниях, которые позволяют строить некое подобие «дерева связей» между компаниями, руководителями и участниками. Это позволяет провести более глубокий анализ деятельности своих контрагентов: установить количество компаний, зарегистрированных по адресу контрагента, увидеть, в каких еще компаниях «засветился» директор и учредители, посмотреть активы и пассивы компаний и т.д. Эта информация позволит отсечь неблагонадежных контрагентов, если таковые будут обнаружены.

В идеале проверять нужно не только новых контрагентов при заключении с ними сделок, но и тех, с которыми компания работает постоянно. Ведь все меняется: фирма может переехать, у нее может смениться руководство, а информация об этом может не сразу попасть в составляемые документы. Директор или собственники компании могут начать взаимодействовать с другими компаниями, которые будут уже не столь благонадежными. Поэтому возьмите за правило ежеквартально сверять с базами данных указанные в счетах-фактурах сведения хотя бы о ключевых (а в идеале, конечно, обо всех) контрагентах, попутно проводя оценку «дерева связей». Очевидно, что выявленные расхождения между документами, полученными от контрагента, и сведениями в базе данных проще устранить, пока эти данные не попали в декларацию и не переданы в ИФНС.

Совет второй

Используйте возможности НДС+ для мониторинга благонадежности контрагентов:

  • Смотрите аналитическую справку по своим поставщикам в справочнике контрагентов, который формируется в сервисе на основе загруженных книг: много ли среди них «опасных» компаний, сделки с которыми привлекут внимание налоговой, с какими из поставщиков больше всего расхождений, чтобы устранить их в первую очередь и снизить риски доначисления НДС.
  • Анализируйте статус компаний в справочнике, опираясь на сведения автоматической проверки в модуле «Светофор», которая проводится на основе данных из 26 официальных источников. Существенные факты о компании подсвечиваются соответствующим цветом:

Красный — рекомендуется проверить сообщения о банкротстве за последние 12 месяцев. Сделки с такими поставщиками прежде всего привлекут внимание налоговой.
Желтый — на эти факты следует обратить пристальное внимание. Желтым подсвечивается недавняя смена руководителя, наличие больших сумм арбитражных исков, «тревожные» исполнительные производства, например неисполнение обязательств по кредитам и т.д.
Зеленый — эти факты показывают, что компания вела хозяйственную деятельность последние 12 месяцев, например выигрывала госконтракты, получала лицензии и т.д.

  • Получайте на электронную почту оповещения о смене статуса своих контрагентов, чтобы своевременно принять меры.

Ответ на требования

В ряде случаев налоговики могут направить требование о предоставлении пояснений. Напомним, что после получения такого требования нужно сразу направить в ИФНС квитанцию о приеме. Иначе налоговые органы могут приостановить операции по банковским счетам. По общему правилу пояснения должны быть представлены в течение пяти рабочих дней. За его нарушение предусмотрены штрафы.

Совет третий

Формируйте ответ на требования с помощью НДС+. В сервисе можно обработать требования с любым количеством счетов-фактур (даже очень объемные), сразу видно данные контрагента и можно понять, в чем именно состоит разночтение, которое привлекло внимание налоговой. Кроме того, в сервисе можно выгрузить список счетов-фактур, которые попадут в уточненную декларацию, чтобы внести изменения в учетную систему.

Алексей Крайнев, налоговый юрист, советы подготовлены Дарьей Харитоновой, экспертом сервиса НДС+

В процессе бюджетирования компании должны прогнозировать суммы налоговых платежей в планируемом периоде. Без бюджета налогов невозможно составить ни бюджетный баланс, ни бюджет доходов и расходов, ни бюджет движения денежных средств. Формирование бюджета налогов — достаточно трудоемкая процедура, которая зависит от многих параметров.

Планирование НДС

В бюджете налогов представляется информация о планируемом начислении налогов и налоговых платежах, сгруппированная по видам налогов, с указанием налогооблагаемой базы и предполагаемой задолженности компании перед бюджетом (включая реструктуризированную задолженность).

Бюджет налогов необходимо составлять, во-первых, для дальнейшего расчета финансовых показателей компании и определения влияния на них налогового бремени, во-вторых, для формирования платежного календаря и, в-третьих, для оптимизации налогов.

К сведению

Под налоговым планированием НДС понимается планирование финансово-хозяйственной деятельности организации в целях оптимизации налоговых платежей и снижения налогового бремени по НДС.

Для того чтобы запланировать любое приобретение, содержащее в себе НДС, необходимо решить, каким же образом мы будем учитывать НДС для планирования, а также как мы будем его выделять (или не выделять) в плановых операциях.

При планировании НДС необходимо помнить, что, как и остальные косвенные налоги, этот налог не влияет на планирование прибыли, так как не является «затратным», то есть не увеличивает затраты предприятия, а отражается только при формировании бюджета движения денежных средств и прогнозного баланса.

Для планирования необходимо четко разделить виды услуг, оказываемых предприятием, которые подпадают под различные режимы налогообложения по НДС, а также операции, освобождаемые от налогообложения, и НДС, принятый к возмещению. В целях планирования НДС может быть использована табл. 1.

Таблица 1. Планирование НДС

Объекты налогообложения, операции, освобождаемые от налогообложения и не подлежащие налогообложению

Облагаемая база и вычеты

Ставка налога, %

Сумма налога за отчетный период

Планируемая сумма налога

Объекты налогообложения

Реализация товаров, работ, услуг

Реализация товаров, работ и услуг на экспорт

Реализация продовольственных товаров первой необходимости

Реализация товаров для детей первой необходимости

Реализация имущества

Ввоз товаров на территорию РФ

Реализация работ и услуг на территории РФ

Операции, освобождаемые от налогообложения

Реализация медицинских товаров по постановлению

Х

Услуги в сфере образования, оказываемые некоммерческими организациями

Х

Услуги, оказываемые в аэропортах

Х

Не подлежат налогообложению

Товары, ввозимые в качестве безвозмездной помощи

Ввоз товаров в качестве безвозмездной помощи

Х

Итого облагаемая база

Х

НДС к вычету

Суммы НДС, предъявленные и уплаченные по товарам (работам, услугам)

Х

Суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию РФ

Х

НДС на возврат товаров в течение действия гарантийного срока

Х

Суммы НДС при проведении капитального строительства

Х

НДС с суммы авансовых платежей

Х

Итого вычетов

Х

По результатам исполнения плана по НДС целесообразно анализировать исполнение налогового бюджета и в соответствии с отклонением от плана производить планирование на следующий период. Пример анализа исполнения налогового бюджета представлен в табл. 2.

Таблица 2. Анализ исполнения налогового бюджета по НДС

Виды налогов и сборов

Начисленные налоги за прошлый период

Начисленные налоги за текущий период

План

Факт

Отклонение

НДС

начисленный

к вычету

к уплате

Также следует уделять внимание вопросу расчета задолженности по НДС.

Задолженность по НДС определяется с помощью следующих величин:

1. Суммы НДС в выручке — если компания использует учетную политику «по отгрузке», то берутся вся выручка за плановый период и суммы авансовых платежей от покупателей; если же применяется учетная политика «по оплате», то НДС рассчитывается с сумм, которые поступят в компанию от покупателей либо за уже отгруженную продукцию, либо в виде авансовых платежей.

2. Суммы НДС в выручке от реализации товаров (работ, услуг), оплата которых была произведена авансом (если применяется учетная политика «по отгрузке»).

3. Суммы НДС в выплатах поставщикам товаров и услуг — операция начисления возмещаемой суммы налога по факту оплаты (без учета авансовых платежей).

Проверка начисленного и планируемого НДС

При проверке начисленных или планируемых показателей по НДС целесообразно уделять внимание вопросам, на которые прежде всего обращает внимание налоговая инспекция. Это позволит избежать ошибок как при сдаче налоговых деклараций, так и в дальнейшем при планировании налога. Инспекции, проводя камеральные проверки по НДС, всегда обращают особое внимание на обоснованность налоговых вычетов. Как показывает практика, обилие вычетов по НДС, заявленных в декларации, — палка о двух концах для налогоплательщиков. С одной стороны, самим предприятиям выгодно платить меньшую сумму, с другой — инспекции всегда тщательно проверяют, обоснованно ли фирма снижает налоговую базу.

Обратите внимание!

Суд указывает на то, что «сам факт подачи декларации с исчислением НДС к возмещению из бюджета не означает получение налогоплательщиком права на возмещение налога путем зачета в счет уплаты задолженности по НДС. Данное право должно быть подтверждено решением налогового органа, которое выносится по результатам камеральной проверки (Постановление ФАС Поволжского округа от 26.02.2009 по делу № А12-10963/2008).

В целях подтверждения сумм, заявленных к возмещению налогоплательщиком, налоговые органы должны затребовать соответствующие подтверждающие документы. Об этом сказано, в частности, в Определении ВАС РФ от 12.02.2009 № 216/09, где говорится о том, что «без исследования в рамках камеральной налоговой проверки документов общества, подтверждающих его право на налоговые вычеты, у инспекции отсутствовали законные основания и для вывода о неполной уплате им сумм НДС».

По НДС налоговые органы проверяют соотношение следующих показателей, представленных в табл. 3.

Таблица 3. Соотношение показателей по НДС

Показатель 1

Соотношение по декларации по НДС

Показатель 2

Какие выводы будут сделаны проверяющими, если соотношение будет нарушено

Сумма НДС, уплаченная налоговым агентом и подлежащая вычету (разд. 3, гр. 4, стр. 310) при условии отражения в разд. 2 по стр. 100

Сумма налога к уплате по данным налогового агента за прошлый или прошлые налоговые периоды (разд. 2, стр. 090)

Необоснованный вычет НДС налоговым агентом. Инспектор вызовет представителя фирмы для дачи пояснений. Если по стр. 050 разд. 1 заявлена сумма налога к возмещению, бухгалтера могут попросить представить книги продаж и покупок, платежи, первичные документы

Суммы, формирующие налоговую базу (разд. 3, гр. 4, стр. 010 + 020 + 030 + 040 + 050 + 060 + 090 + 100 + 140 + 150 + 160 + 170)

Равно

Общая величина налоговой базы (разд. 3, гр. 4, стр. 180)

Если левая часть равенства больше правой — занижена налоговая база по НДС. Если наоборот — арифметическая ошибка. Инспектор запросит у фирмы пояснения или потребует внести исправления в отчетность

Суммы, формирующие величину налога (разд. 3, гр. 6, стр. 010 + 020 + 030 + 040 + 050 + 060 + 090 + 100 + 140 + 150 + 160 + 170)

Равно

Общая сумма налога (разд. 3, гр. 6, стр. 180)

Если левая часть равенства больше правой — занижена сумма НДС. Если наоборот — арифметическая ошибка. Инспектор запросит у фирмы пояснения или потребует внести исправления в отчетность

Расчет окончательной суммы налога (разд. 3 гр. 6, стр. 180 + 190 + 200)

Равно

Окончательная сумма налога (разд. 3, гр. 6, стр. 210)

Если левая часть равенства больше правой — занижена сумма НДС, если наоборот — арифметическая ошибка. Инспектор запросит у фирмы пояснения или потребует внести исправления в отчетность

Сумма налога, уплаченная при ввозе товаров в РФ и подлежащая вычету (разд. 3, гр. 4, стр. 270)

Равно

Сумма налога, уплаченная при ввозе товаров в Россию из Беларуси, из других стран (разд. 3 гр. 4, стр. 280 + 290)

Если левая часть равенства больше правой – необоснованное применение налоговых вычетов. Если наоборот — арифметическая ошибка. Инспектор запросит у фирмы пояснения или потребует внести исправления в отчетность

Сумма налога, подлежащая вычету (разд. 3, гр. 4, стр. 220)

Расчет суммы к вычету (разд. 3, гр. 4, стр. 220 + 260 + 270 + 300 + 310 + 320 + 330)

Если левая часть равенства больше правой — необоснованное применение налоговых вычетов. Если наоборот — арифметическая ошибка. Инспектор запросит у фирмы пояснения или потребует внести исправления в отчетность

Сумма налога к уплате (разд. 3, гр. 4, стр. 350)

Равно

Исчисленная сумма НДС (разд. 3, гр. 6, стр. 210) – налог к возмещению (разд. 3, гр. 4, стр. 340)

Соотношение выполняется в случае, если исчисленная сумма налога больше налога к возмещению. В противном случае это говорит об арифметической ошибке. Инспекторы обязаны сообщить организации об ошибке с требованием внести исправления в декларацию

Сумма налога к уменьшению (разд. 3, гр. 4, стр. 360)

Равно

Исчисленная сумма НДС (разд. 3, гр. 6, стр. 210) – налог к возмещению (разд. 3, гр. 4, стр. 340)

Соотношение выполняется в случае, если численная сумма налога меньше налога к возмещению. В противном случае это говорит об арифметической ошибке. Инспекторы обязаны сообщить организации об ошибке с требованием внести исправления в декларацию

Сумма НДС, исчисленная с сумм предоплаты и подлежащая вычету (разд. 3, гр. 4, стр. 300)

Сумма налога с выручки (разд. 3, гр. 6, стр. 010 + 020 + 030 + 040 + 050 + 060 – 070 – 080)

Либо занижена налоговая база, либо необоснованны налоговые вычеты. Инспекторы запросят пояснения

Сумма НДС, подлежащая восстановлению (разд. 3, гр. 6, стр. 190)

Сумма налога, восстановленная за календарный год (приложение к декларации, сумма по стр. 020, гр. 11). Данное соотношение проверяется в декларации за декабрь либо IV квартал

Занижение суммы налога, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет. Инспектор запросит у фирмы пояснения или потребует внести исправления в отчетность

Сумма НДС, исчисленная при выполнении СМР для собственного потребления и подлежащая вычету (разд. 3, гр. 4, стр. 260 декларации за отчетный налоговый период)

≤ при условии, что сумма НДС за прошлый налоговый период уплачена в бюджет

Сумма НДС по СМР для собственного потребления, отраженная в декларации за прошлый налоговый период (разд. 3, гр. 6, стр. 130)

Необоснованное применение налоговых вычетов при выполнении СМР для собственного потребления. Инспектор запросит у фирмы пояснения или потребует внести исправления в отчетность

Налоговые риски по НДС

Выбор контрагентов

Выбор контрагентов является важным моментом при планировании НДС и совершении сделок. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.11.2008 № 7588/08 указано, что в силу положений ст. 49, 51 ГК РФ организации, не прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц, не приобретают правоспособности юридического лица, а их действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками, что влечет негативные налоговые последствия для участников данных правоотношений. Следовательно, при заключении договоров с фирмами-однодневками можно столкнуться с проблемами при возмещении НДС. Недостаточная осмотрительность в выборе контрагента, не исполнившего свою обязанность, может повлечь для налогоплательщика неблагоприятные последствия в налоговых правоотношениях (в частности, отказ в праве на льготу или в праве на налоговый вычет) (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.02.2008 № 12210/07).

Важно!

Организации для того, чтобы минимизировать налоговые риски по НДС в части взаимодействия со своими контрагентами, надлежит получить сведения об организациях и физических лицах, поставленных на учет, и требовать заверенные копии свидетельств о постановке на учет, копий устава и т. д.

Исправления в документах

Если в счете-фактуре есть ошибка, само собой возникает желание ее исправить. Риск потери вычета НДС для этого более чем достаточная мотивация.

Порядок внесения исправлений в счет-фактуру установлен п. 29 Правил. Так, документы с подчистками и помарками в книгах покупок и продаж регистрировать нельзя. А внесенные исправления должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления. Вместе с тем отсутствие даты исправления вычету НДС не помеха (Постановление ФАС Уральского округа от 29.01.2009 № Ф09-10682/08-С2).

Обратите внимание!

Исправление счета-фактуры путем его повторного выставления продавцом по товарам (работам, услугам), в отношении которых ранее был выставлен документ с недочетами, не допускается (письмо Минфина России от 01.04.2009 № 03-07-09/17).

Отсутствие обязательных реквизитов на документах

Налоговые органы часто предъявляют претензии налогоплательщикам в части несоответствия документов, предъявляемых для возмещения НДС, и используют любые предлоги для отказа в возмещении НДС. При этом сложилась разнообразная судебная практика в части признания правомерности данных требований.

В частности, ФАС Московского округа в Постановлении от 12.11.2008 № КА-А40/10285-08 отклонил довод налогового органа о том, что в товарной накладной нет расшифровки подписи лица, принявшего товар, а также ссылки на доверенность для получения груза. При этом было указано, что ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» не содержит такого требования. ФАС Поволжского округа в Постановлении от 15.09.2008 по делу № А57-683/08 отклонил довод налогового органа о недочетах в заполнении товарно-транспортных накладных (отсутствие отдельных реквизитов, в частности сведений о доверенности, о лице, принявшем груз), указав, что при реальности хозяйственных операций и их документальном подтверждении данное обстоятельство не может служить основанием для отказа в возмещении НДС.

Однако существует и противоположная практика. ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 15.07.2008 № Ф08-3970/2008 указал, что товарная накладная, в которой нет обязательных реквизитов (расшифровки подписи лица, разрешившего отпуск груза; подписи с расшифровкой лица, отпустившего груз, и грузополучателя, подписи водителя, принявшего груз, реквизитов доверенности на получение груза), факт получения товара не подтверждает. В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 13.11.2008 № Ф08-6724/2008 указано, что товарные накладные составлены с нарушением обязательных требований, в частности, в них не указано, кто принял груз, по какой доверенности он был получен, а также должность лица, получившего груз. В результате, по мнению судей, указанные документы не подтверждают фактическую передачу товара и не являются основанием для оприходования товара.

Определение налоговой базы по НДС

Подпунктом 2 п. 1 ст. 167 НК РФ предусмотрено, что день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав является моментом определения налоговой базы по НДС. Это означает, что при получении аванса и предоплаты поставщик, являющийся плательщиком НДС, должен определить налоговую базу и исчислить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.

В п. 1 ст. 154 НК РФ перечислены виды предоплаты, при получении которых налогоплательщик не должен исчислять НДС. К ним относятся суммы оплаты, полученные в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), если:

· длительность производственного цикла их изготовления составляет свыше шести месяцев (при определении налогоплательщиком налоговой базы по мере отгрузки (передачи) таких товаров (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии с положениями п. 13 ст. 167 НК РФ);

· указанные суммы облагаются по налоговой ставке 0 %;

· указанные суммы не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).

Предоставление скидок на реализуемые товары

Существуют различные позиции по вопросу налогообложения премий, скидок при реализации товара. В письме Минфина России от 28.09.2006 № 03-04-11/182 отмечается, что «премии, полученные покупателем товаров от продавца по результатам продаж за определенный период, налогом на добавленную стоимость не облагаются». Минфин России придерживается этой позиции в письме от 20.12.2006 № 03-03-04/1/847 также: «премии, полученные покупателем товаров от продавца по результатам продаж за определенный период без изменения цены товара, налогом на добавленную стоимость не облагаются. При этом у продавца товаров на сумму данных премий налоговая база по данному налогу не корректируется». Вместе с тем, в другом письме (от 26.07.2007 № 03-07-15/112) Минфин России указывает следующее: «Если у организации-заказчика (продавца товаров) есть основания полагать, что целенаправленные оговоренные в договоре действия исполнителя (покупателя товаров — организации розничной торговли) способствуют привлечению внимания к товарам определенного наименования, продаваемым этим продавцом, либо подобные услуги в явном виде указаны в договоре между продавцом и покупателем, то такие действия рассматриваются в качестве услуг (например, услуг по рекламе, продвижению товаров, прочих аналогичных услуг). В таких случаях указанные услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость у покупателя товаров, а суммы этого налога должны приниматься к вычету у продавца товаров в общеустановленном порядке…»

Таким образом, во избежание рисков следует начислять НДС на всю услугу, не выделяя отдельно размер скидок.

Налоговые риски по программам ЭВМ

Согласно подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит (освобождается) налогообложению реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

НДС не облагаются сделки по отчуждению исключительных прав пользования программными продуктами для ЭВМ и сделки по лицензионным и сублицензионным договорам. При этом следует учитывать, что с позиции Минфина России сделки по продаже программных продуктов оптом и в розницу, то есть продажи так называемых оберточных или упаковочных лицензий, являются объектом, облагаемым НДС (письма Минфина России от 29.12.2007 № 03-07-11/649, 21.02.2008 № 03-07-08/36, 01.04.2008 № 03-07-15/44 и др.).

Поэтому, во-первых, очень важно понять разницу между договором купли-продажи программных продуктов, лицензионным и сублицензионным договором (для того чтобы снизить налоговые риски неправильного применения льготы), а во-вторых, разницу между договором отчуждения исключительных прав пользования и договором подряда по изготовлению программного продукта, так как второе также не попадает под действие налоговой льготы.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *