Наполняемость групп в ДОУ

Сколько детей должно быть в группе детского сада: СанПин 2019

26 июля 2018 admin

Наполняемость групп детского сада – острый вопрос. Все знают об оптимизации, уплотняемости, нехватке мест в дошкольных учреждениях для всех желающих. Создавая группу, записывая малышей, администрация сада обязана учитывать законодательные нормы по количеству детей в группе детского сада.

Нормы

В СССР комплектование групп проводилось по нормам, созданным постановлением Минтруда от 1993 года. В нем есть расчет количества персонала, оборудования. По советским законам в группе могло одновременно находиться не более 20 детей 3–7 лет. Сегодня нормы изменились.

1 октября 2010 года приняты новые СанПиН, по которым важным стал не списочный состав малышей, а фактический приход детей в сад. Нормы рассчитываются, исходя из площади игрового помещения. На каждого воспитанника должно приходиться не менее 2 квадратных метров для крох от 3 лет, не менее 2,5 квадратных метра — в младшей группе.

Расчет прост. Если площадь игровой комнаты составит 70 квадратных метров, то одновременно в ней могут находиться 28 ясельников или 35 воспитанников с 3 до 7 лет. При этом количество обслуживающего и педагогического персонала не увеличивается.

Учитывается только фактический список пребывания детей в садике в данный момент, по списку их может быть 45–49.

Еще одним новшеством в нормативном документе стало разрешение на переоборудование игрового помещения на время сонного часа в спальню. Детский сад приобретает раскладушки, воспитатели расставляют их в игровой комнате для тех, кому стационарных кроватей не хватает.

После сна оборудование убирается, игровая зона свободна.

Стоит учитывать, что 2 или 2,5 квадратных метра на ребенка — это условный показатель. По факту игровая комната выполняет роль столовой, учебного помещения. Здесь стоят столы, стулья, игрушки, методическое оборудование. То есть половина зала занята мебелью. Таким образом, остается 50 процентов площади.

Детским садам с узконаправленной деятельностью повезло больше. Малышам с дефектами психического, речевого, умственного и физического развития предложили другие условия пребывания в ДОУ:

  1. С серьезными дефектами речи — до 10 воспитанников, с ФФНР — до 12.
  2. Глухонемых, глухих — допустимая численность 6 человек.
  3. Слабослышащих — до 8.
  4. Слепых — до 10.
  5. С ДЦП, нарушениями опорно-двигательного аппарата — не более 8.
  6. С умственной отсталостью, кретинизмом — до 10.
  7. В комбинированной группе с разноплановыми дефектами — набирать для образования можно не более 15 человек.

Такая ситуация не понравилась инициативным родителям дошколят, представителям Общественной палаты. Были поданы запросы на разъяснение законодательных актов, нормативных документов. Ответ пришел от Роспотребнадзора.

Разъяснения от Роспотребнадзора

В январе 2013 года на вопросы родителей о законности СанПиН 2.4.1.2660-10 ответили письмом. Роспотребнадзор объяснил, как нужно понимать увеличение группы в детском саду. Пункт 1.10 дает возможность администрации ДОУ формировать группу по списку максимум 50 человек. Если из записанных малышей утром пришли в садик 25 человек, площадь помещения позволяет вместить такое количество воспитанников, то закон не нарушается.

Остается один вопрос, если в один прекрасный солнечный день, все «списочные» решат посетить любимых воспитателей и придут в детсад полным составом, где им ложиться спать, кушать и играть?

Для нормирования пребывания возможно использование запасной группы в детском саду, то есть свободного, но оборудованного для такой ситуации помещения. В этом случае у ДОУ должны быть и «запасные» воспитатели, няни, игрушки, посуда и т.д.

Таким образом, СанПиН, установленные в 2010 году, действуют и в 2019-м. Изменений на данный момент нет. Наполнение, оборудование помещений ведется с учетом законодательных актов. Их соблюдение проверяется ежегодно министерствами, внеплановым контролем.

Сколько детей в группе вашего ребенка?

Как проконтролировать соблюдение СанПиН

К сожалению, сегодняшняя действительность, тотальная халатность работников детских учреждений в вопросе присмотра за воспитанниками, их безопасности, обеспечения нормальными условиями пребывания в ДОУ не дает родителям возможности расслабиться и быть спокойными за детишек.

Контроль соблюдения прав дошколят — обязанность взрослых. Не нужно терпеть, пускать все на самотек. При возникновении вопросов, недовольства работой садика, воспитателей, нарушениях закона можно обратиться в государственные службы с заявлениями:

Администрация ДОУ

Решает вопросы внутреннего порядка. Если проблема серьезная, то лучше использовать письменную форму обращения, добиваясь ответа в той же форме. Это необходимо для дальнейшего заявления в вышестоящую инстанцию при бездействии заведующей ДОУ.

Управление образования муниципального, областного, федерального значения

Орган регулирует учебный план ДОУ, режим работы и отдыха воспитанников детского сада. К начальнику образовательного отдела можно прийти на личную встречу, написать письмо через официальный сайт.

Комплектование групп, отслеживание процента посещаемости относится к сфере деятельности управления. Именно по их срезам, диагностике и разрешается объединение нескольких групп в одну при низком проценте посещающих садик детей.

При обращении к начальнику управления образования в устной форме не забудьте составить письмо, требуйте его регистрации, ответа в электронной форме или письменно.

Роспотребнадзор

Письмо отправляется через сайт госуслуг, через официальную страницу службы. В заявлении обязательно укажите точные данные о проблеме, свои контакты. По жалобе разбирательство начнется не позднее 30 дней со дня подачи.

Специалисты Роспотребнадзора помогают устранить недочеты по содержанию детей, соблюдению гигиенических норм. К ним можно обратиться, если детям в многокомплектной группе не хватает кроватей, стульев, унитазов, шкафчиков для одежды, постельного белья. При несоблюдении СанПиН по площади помещения для группы в расчете на каждого ребенка заявление подается тут же.

На основе жалобы проводится выездная комиссия обычно совместно с прокуратурой. Заявление лучше составлять по факту нарушения прав детей, точно указывая дату, подробности произошедшего.

Прокуратура РФ

Принимает жалобы от населения через интернет, в письменной форме, лично.

В основу заявления должен лечь факт нарушения норм, законов. Лучшим вариантом обращения будет коллективное заявления от большого числа родителей с подписями и расшифровками.

Полномочные представители президента по округам

Если администрация ДОУ, города, контролирующие органы местной власти бездействуют, не отвечают на ваши запросы, обращайтесь с письменными заявлениями на официальные сайты полпредов. Опишите ситуацию подробно, приложите ответы других структур на запросы по проблеме, ваши жалобы.

Представители партий

На местном уровне помогают администрации прийти в чувство, обратить внимание на соблюдение норм и правил организации образовательного процесса. Подключайте к проблемам в ДОУ представителей политических партий, если хотите создать общественное волнение, привлечь к жалобе внимание прессы.

На войне все средства хороши. Если права ваших детей нарушены, пользуйтесь любыми средствами для того, чтобы их отстоять. Не бойтесь осуждения, проблем на работе, третирования ребенка в детском саду. Здоровье, безопасность малышей важнее. А активность родителей в защите ребенка вызывает уважение и трепет у воспитателей, поэтому дошкольнику ничего не угрожает, скорее, наоборот, к нему будут относиться внимательнее.

Как добиться разделения группы

Иногда администрация ДОУ слишком увлекается оптимизацией, стремится перевыполнить план экономии средств, данный свыше. Комплектование групп в этом случае ведется с нарушением законов и принятых норм. Родители могут подавать жалобы на действия управления образования, заведующих детских садов в следующих ситуациях:

  1. Дети посещают детский сад постоянно в максимальном количестве.

То есть площадь помещения рассчитана на 28 человек, по списку малышей 40, ходят в ДОУ все. Нарушаются СанПиН. Для подачи заявления необходим подтвержденный факт наличия детей в группе в определенный период времени, заявления для разъяснения вопроса на имя заведующей, опрос воспитателей. Жалоба подается в прокуратуру, Роспотребнадзор.

  1. Нехватка спальных мест для всех присутствующих, обеденной мебели, посуды.

Например, кроватей и раскладушек 29, а детей в группу пришло 34. Вопрос: где спят и раздеваются 5 воспитанников ДОУ?

  1. Сон ребенка на чужой кровати без смены белья.

Не секрет, что раскладушку применяют только в том случае, если все кроватки заняты. В том случае, если Петя Иванов сегодня не пришел, то Машу укладывают на его кроватку, постелив чистое белье. Это не является нарушением закона. Чистый комплект из простыни и наволочки хранится в специальном ящике, подписанный датой упаковки после санитарной обработки. Если белье не сменили, гигиена нарушается регулярно, подавайте жалобу в Роспотребнадзор.

  1. Численность одной группы составила 50 детей.

В этом случае коллектив делится по закону. Образуются две группы одного возраста. Учтите, что комплектование ведется круглый год. Разделение производится сразу после добора.

Винить воспитателей в сложившейся обстановке не стоит.

Наемные работники выполняют указания администрации. Относитесь к их работе в многокомплектной группе с пониманием. Уследить за таким количеством малышей крайне сложно.

Писать жалобы, заявления в прокуратуры за малейшую царапину, синячок не стоит. Но обратиться к заведующей, в органы надзора в случае систематических беспорядков, если воспитатель не справляется с нагрузкой, нужно обязательно.

Чем грозит несоблюдение норм

Формирование многочисленной группы в детском саду — большой риск. Нахождение в толпе, в тесном помещении, дефицит внимания пагубно сказываются на психическом и физическом состоянии детей. Малыши чаще болеют, отказываются идти в садик, плачут, нервничают, страдает память, внимание, сон.

Группа детского сада – это небольшое государство. Со своими интересами, целями, задачами и особенностями. А живут в нем наши дети, так сказать, граждане маленькой страны. Для гармоничного пребывания друг с другом 5 дней в неделю, не менее 8 часов каждые сутки, важно создавать оптимальные для этого условия. Одним из показателей правильной работы администрации сада является комплектование групп.

От того, сколько детей будет в группе детского сада, зависит:

  1. Эффективность образования

Даже в ясельных группах ведутся занятия по рисованию, лепке, развитию речи. Образовательные программы прописываются согласно возрасту и уровню здоровья дошкольников. Обучение ведется вплоть до выпуска детей в школы.

Проводить занятия с небольшим количеством детей в саду легче и эффективнее, чем в массово переполненной группе.

  1. Психическое состояние

Детский организм, психика – тонкая материя. Постоянное нахождение в толпе, одиночество, отсутствие заботы и внимания от педагога пагубно влияют на развитие личности. При расчете норм по количеству воспитанников ДОУ этот факт учитывается.

  1. Уровень здоровья

Медицинские исследования последних десятилетий указывают на понижение уровня здоровья новорожденных. Являются абсолютно здоровыми только 5–7 процентов первоклассников, 40 процентов малышей уже рождаются с патологиями, остальные заболевают в дошкольный период. Деятельность дошкольных образовательных учреждений направлена на улучшение показателей медицинских исследований.

  1. Обеспеченность свободной площадью в помещении для игр, движения

Чем больше детей в группе, тем масштабнее площадь. Каждый имеет право на свободное пространство для активных игр, общения с ровесниками, индивидуальных занятий.

  1. Безопасность

Представьте себе, что вам нужно одновременно держать в поле зрения 20 человек или 50. Какой вариант кажется реальнее? Скорее, первый. От возможности наблюдать, следить за всеми на прогулке, в процессе занятий зависит безопасность малышей в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение).

Родителям важно «отвоевать» положенные по закону метры в помещении, личный стул, шкафчик для одежды, кровать. Нельзя допускать переполненности группы, размещения вещей нескольких детей в один шкаф для верхней одежды. Это грозит педикулезом, эпидемиями, распространением инфекций.

Как помочь ребенку адаптироваться

Чаще родителям и детям приходится смириться с уплотнением, если соблюдаются СанПиН, группа обеспечена всем необходимым. В этом случае нужно помочь дошкольнику адаптироваться в садике с большим количеством ровесников.

Для малышей 2–3 лет находиться 8–10 часов в окружении еще 35–40 человек такого же возраста сложно психологически.

Шум, гам, толкотня, игры утомляют, вводят в состояние стресса. Родители могут оказать ребенку посильную помощь, чтобы развитие нервной и других систем не пришло в дисгармонию:

  • Принесите из дома подушку, постельное белье. Ребенок почувствует себя как дома в период сонного часа.
  • Разрешите взять в садик любимую игрушку.
  • Устраивайте внеплановые выходные. Оставляйте малыша с бабушкой или родственниками.
  • Наладьте с воспитателями доверительные отношения. Подружитесь с ними, подробно расспрашивайте о ребенке вечером. Внимательные родители (без фобий и агрессии) — залог безопасности ребенка в детском саду.
  • После садика проводите с ребенком больше времени в тишине, без телевизора, мультиков, шумных компаний. Малышу нужно отдохнуть от психологической нагрузки за день. Лучше погуляйте в парке, поиграйте в мяч, догонялки.
  • Соблюдайте режим сна. Невыспавшийся дошкольник устанет гораздо быстрее, будет раздражительным и нервным.
  • Забирайте ребенка пораньше, в выходные и отпуск не водите в детский сад.

Отвечать на вопрос, сколько детей должно быть в группе детского сада предельно, можно по-разному. Для комфортного пребывания, с точки зрения психологов, детей — не больше 20, лучше 15. По мнению экономистов, оптимизаторов, больше 40. Несовпадение мнений ведет к спорам, недовольству, хотя вопрос можно решать иначе:

  • разрешение комплектовать частные группы в здании муниципальных детских садов;
  • поддержка бизнеса по созданию сетей дошкольных учреждений с дневным пребыванием;
  • внимательное отношение к детям, их здоровью и развитию по-настоящему, а не ради отчета в министерства.

Только комплекс мер поможет в преодолении дефицита мест в ДОУ или при их избытке.

Положение о разновозрастной группе

Елена Барукова
Положение о разновозрастной группе

Продолжение

ПОЛОЖЕНИЕ

о разновозрастной группе

1. Общие положения

1.1 Настоящее положение разработано для МОУ ___, в котором функционируют дошкольные разновозрастные группы (далее — МОУ)в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

— Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.

СанПин. 2.4.1.3049-13;

— Уставом Учреждения;

1.2 Положение регулирует деятельность разновозрастных групп общеразвивающей направленности для детей от 1,5 до 7 лет (далее — разновозрастная группа).

1.3 Положение принимается Педагогическим советом ОУ и утверждается приказом руководителя. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Педагогическим советом и утверждаются приказом руководителя ОУ;

1.4 Срок данного положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового.

2. Порядок комплектования разновозрастной группы.

2.1Приём детей в разновозрастную группу ОУ оформляется приказом руководителя на основании документов в соответствии с Положением о комплектовании воспитанниками МОУ, реализующих программы дошкольного образования и призвано обеспечить принцип общедоступности и бесплатности дошкольного образования.

2.2В разновозрастных группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость составляет при наличии в группе детей: от 1,5 лет до 3 – не более 17 человек. При наличии в группе детей любых 4-х возрастов – не более 18 человек.

3. Организация развивающей среды.

3.1 Развивающая среда разновозрастной группы должна быть организована с учётом следующих принципов:

3.1.1 Принцип уважения к потребностям в движении, в общении. В познании. Подбор оборудования

и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами. Развивающая среда должна иметь свободное пространство, которое должно занимать не менее трети и не более половины общего пространства групповой комнаты. Свободное пространство создаётся с помощью невысоких ширм или стеллажей с открытыми полками, которые одновременно и разграничивают пространство, и оставляют его более свободным для наблюдения. Высота мебели в групповой комнате должна быть такой, чтобы ребенок мог достать игрушку с самой высокой полки (примерно 75см). При планировании интерьера используется нежесткое центрирование (зонирование,создаются следующие центры активности:

— Центр познания (Решение задач познавательно-исследовательской деятельности (развивающие и логические игры; речевые игры; игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты);

— Центр творчества (Решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и игры импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);

— Игровой центр (обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр);

— Литературный центр (обеспечивает литературное развитие дошкольников);

— Спортивный центр (обеспечивает двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей).

3.1.2. Принцип функциональности. В обстановке помещения должны находиться только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию. Игры и пособия, которые вносятся в группу, должны быть многофункциональны, комбинаторны, вариативны.

3.1.3. Принцип опережающего характера содержания образования. Кроме материалов, которые предназначены детям определенного возраста, должны быть включены в обстановку приблизительно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста (примерно на год).

3.1.4. Принцип динамичности – статичности среды. Развивающая среда не может быть построена окончательно. Часть материалов необходимо заменять, переставлять оборудование, не реже одного раза в два месяца.

3.2. Столы следует расставлять по возрастным подгруппам. Это дает возможность дифференцировать длительность режимных процессов, предъявлять к детям одною возраста одинаковые требования, и наоборот, разнообразить деятельность детей разного возраста.При размещении столов необходимо учитывать следующее:

— детям должно быть хорошо видно и слышно воспитателя;

— они свободно могут вставать и выйти из-за стола, не мешая другим.

3.3. Обозначения на шкафчиках, вешалках для полотенец необходимо менять по мере перехода детей в более старшую возрастную подгруппу. Для малышей используются картинки, для детей среднего дошкольного возраста – геометрические фигуры, для старших – буквы и цифры от 0 до 9.

4. Организация и проведение режимных моментов

4.1. При наличии в составе группы двух смежных возрастов детей, за основу берётся режим дня старших детей, режимные моменты с младшими детьми следует начинать на 5 – 10 минут раньше, чем со старшими.

4.2. При подъёме детей после дневного сна сначала организуют подъём старших детей.

4.3. Прогулка детей разновозрастной группы на улице организуется в соответствии с графиком определения погодных условий.

4.4. Прогулка на улице не проводится при температуре воздуха ниже и скорости ветра более установленных в графике показателей соответствующих возрасту детей младшей подгруппы разновозрастной группы.

4.5. В методике руководства утренней и вечерней гимнастиками, при подборе упражнений, следует исходить из существующих общих указаний, при этом учитывать возрастной состав своей группы.

4.5.1. При организации утренней гимнастики необходимо учитывать разные требования к качеству, темпу, продолжительности упражнений. Младшие дети выполняют упражнения меньшее количество раз. От старших детей требуется более точное и качественное выполнение движений. Для того чтобы старшие дети могли выполнить упражнения большее количество раз, им предлагается начать выполнять упражнения и показать младшим, как правильно его выполнять, затем это же упражнение они выполняют с младшими детьми.

4.5.2. Возможны случаи, когда в комплексы гимнастики вводятся более сложные упражнения только для старших. Во время выполнения старшими таких упражнений младшие наблюдают и отдыхают.

4.6. Организация одевания.

4.6.1. В разновозрастной группевнимание воспитателей и младшего воспитателя обращается в первую очередь на младших детей: их приучают раздеваться сидя на стульчиках, в определенной последовательности, без лишней суеты, торопливости и шалостей. Помогать младшим воспитатель приглашает старших детей.

4.6.2. При сборах на прогулку целесообразно одевать детей постепенно и подгруппами. Воспитатель сам упражняет младших в навыках правильного и последовательного одевания, проводя в этом отношении целенаправленную работу.

4.7. В процессе повседневной деятельности обеспечивается формирование необходимых для детей каждого возраста культурно-гигиенических навыков в соответствии с программными требованиями, воспитываются привычки правильного поведения в коллективе, дружеские взаимоотношения. Воспитатель четко представляет объем программных требований для каждой группы.

4.7.1.При формировании навыка следует:

— использовать индивидуальный подход к каждому ребенку;

— создавать благоприятную обстановку для формирования навыков личной гигиены (спокойный тон взрослого и т. н.);

— соблюдать принцип постепенности — от простого к сложному, (детей 3-5 лет учат правильно одеваться и раздеваться, а перед старшими ставится задача делать это быстро);

— сосредотачивать внимание детей на совершенствование отдельных умений, в первую очередь тех, которыми дети владеют еще плохо или не владеют совсем;

— в зависимости от конкретных задач по отношению к воспитанникам своей группы подбирать методику педагогического воздействия (в одних случаях показ, в других напоминание и т. п.);

— младших приучать к самостоятельности, используя стремление ребёнка всё сделать самому;

— контролировать качество выполнения навыков старшими детьми: делать всё обстоятельно, быстро, аккуратно, без напоминания взрослых;

— соблюдать принцип постоянства и единства требований

— требования к детям должны быть постоянны и едины у всех взрослых, воспитывающих детей.

5. Планирование и организация образовательного процесса

5.1. Содержание образовательного процесса в разновозрастных группах строится в соответствии с образовательной программой, разработанной в МОУ и утверждённой Советом педагогов.

5.2. Образовательный процесс в разновозрастных группах включает гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребёнка и выполнение государственных требований.

5.3.Планирование образовательного процесса:

5.3.1. При разработке учебного плана разновозрастной группы часы учебной нагрузки рассчитываются для каждой возрастной подгруппы детей отдельно.

5.3.2. В регламенте мероприятий непрерывной образовательной деятельности разновозрастной группы:

— Занятия по физическому развитию образовательной программы для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю.Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет:

— в младшей группе — 15 мин. ,

— в средней группе — 20 мин. ,

— в старшей группе — 25 мин. ,

— в подготовительной группе — 30 мин.

Два раза в неделю для детей 5 — 7 лет следует круглогодично организовывать занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе. (12.5. СанПиН 2.4.1.3049-13) по старшей возрастной подгруппе;

— время проведения занятий познавательного цикла рассчитывается в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 для каждой возрастной подгруппы отдельно.

5.3.3. При календарном планировании занятий следует предусмотреть межпредметные связи и связь с игровой деятельностью детей.

5.4. В основе организации процесса обучения в разновозрастной группе лежит планирование непрерывной образовательной деятельности по одной теме, предусматривающее дифференцированное решение учебных задач для каждой возрастной группы.

5.5. Формами организации образовательного процесса в разновозрастных группах являются фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия, игровая деятельность.

5.6. Для рационального построения образовательного процесса воспитатель формирует списки подгрупп с указанием даты рождения и возраста детей.

5.7. Физкультурные, музыкальные занятия, занятия по изобразительной деятельности организуются фронтально.

5.7.1. При организации фронтальных занятий образовательные задачи ставятся для старшей и младшей подгруппы отдельно в соответствии с задачами и содержанием образовательной программы для данного возраста.

5.7.2. Продолжительность занятия следует дифференцировать в соответствии с возрастом детей. Следует начинать со старшими детьми, постепенно подключая к занятию младших. При одновременном начале, занятие для младших детей следует заканчивать на 5 минут раньше.

5.7.3. При организации на занятиях совместной деятельности детей разного возраста педагог рассаживает их парами (старшего и младшего вместе, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ребенка, взаимные симпатии. Если образовательное учреждение не располагает одноместными столами, то, объединяя детей, воспитатель должен иметь в виду показатели их роста.

5.8. Планирование и организация физкультурных занятий.

5.8.1. Физкультурные занятия целесообразно проводить со всеми детьми одновременно. Детей необходимо, разделить на подгруппы в соответствии с возрастом.

5.8.2.Вводная часть физкультурного занятия планируется следующим образом:

— одинаковые задания для всех детей: упражнения на внимание, на развитие быстроты реакции, упражнения с изменением темпа и направления движений (ходьба, остановка по сигналу и принятие заданной позы; чередование ходьбы и бега, ходьбы врассыпную и перестроения в колонну, пары и др.);

— упражнения, одинаковые по содержанию, но разные по степени трудности (перешагивание через предметы разной высоты; ходьба по дощечкам разной ширины; бег змейкой между предметами, которые расположены на разном расстоянии, и др.);

— одинаковые движения, но с различной дозировкой или способом выполнения (прыжки на двух ногах с продвижением вперед на разное расстояние: первая подгруппа выполняет прыжки на двух ногах с продвижением вперед, вторая — прыжки на одной ноге;ходьба: младшие идут на носках, старшие — скрестным шагом и др.);

— разучивание сложных упражнений только для второй подгруппы. В этом случае занятие начинают со старшими детьми, а затем уже подключают младших детей, последние выполняют общие упражнения вводной части занятия.

5.8.3. В основную часть занятия включают общеразвивающие упражнения. Подбираются 4-5 общеразвивающих упражнений, воздействующих на различные мышечные группы. Увеличения нагрузки для старших дошкольников достигается за счет усложнения исходного положения, включения в работу других частей тела. Используются и другие варианты, старшие выполняют упражнения, стоя в парах, младшие индивидуально.Количество повторений общеразвивающего упражнения может быть одинаковым: упражнения для мышц верхнего плечевого пояса повторяют 6 раз подряд или 8 раз с отдыхом; упражнения для мышц туловища и ног повторяются только 5-6 раз, так как они оказывают на организм большую нагрузку. В случаях, когда упражнение дает значительную физиологическую нагрузку, младшие дошкольники заканчивают его выполнение раньше.При разучивании общеразвивающих упражнений используются следующие приемы:

— показ нового по структуре движения;

— объяснение или указание при выполнении детьми новых общеразвивающих упражнений, состоящих из знакомых дошкольникам элементов;

— задание детям на выбор исходного положения для выполнения определенного упражнения.

— частичное регламентирование задания;

— многократные повторения отрабатываемых движений (важно для детей среднего дошкольного возраста, у которых только начинают формироваться пространственные ориентировки);

— выполнение одних и тех же по структуре упражнений с различными пособиями: с флажками, с мячами, с палкой, с обручем, с веревкой (снимает монотонность в повторении, оттачивает точность, свободу движений). В основной части занятия проводится обучение основным движениям, спортивным упражнениям и элементам спортивных игр, ознакомление детей с рациональными способами их выполнения. Обучение направлено на формирование умения правильно и быстро выполнять двигательное действие, быстро принимать решение в сложившейся ситуации. Основные движения, спортивные упражнения, элементы спортивных игр включаются в занятие в виде конкретных заданий (перепрыгнуть дорожку, прыгать из обруча в обруч, а также в форме подвижной игры («Волк во рву» и др.).Основные движения на занятиях могут выступать в различных сочетаниях:

— используется одно движение (дети младшей подгруппы знакомятся с выполнением отдельных элементов движения, дети старшей подгруппы совершенствуют двигательный навык или закрепляют слитное выполнение составных элементов двигательного действия);

— используется одно движение, варьируются способы его выполнения (младшие закрепляют навыки подлезания под шнур на ладонях и коленях, старшим предлагается выбрать целесообразный способ подлезания в зависимости от высоты препятствия);

— для каждой подгруппы используются разные основные движения, учитывая, что некоторые упражнения доступны только старшим дошкольникам (прыжки в высоту, в длину с разбега, разучивание элементов игры в баскетбол и др.) Первоначальное разучивание движения проводится с одной подгруппой. Остальные дети в это время самостоятельно упражняются в выполнении знакомых движений или приучаются действовать в непривычных условиях с выбором наиболее подходящего способа выполнения. Для этого подбираются движения, не требующие подстраховки. При выполнении парных упражнений возможно объединение в пары детей из старшей и младшей подгрупп (старший ребёнок получит возможность контролировать действия младшего, подсказывать, как правильно его выполнить).

5.8.4. На занятии предпочтение отдаётся проведению общей подвижной игры для обеих подгрупп, с вариантами применительно к возрасту детей. Метание в движущуюся цель поручается только старшим дошкольникам. При выполнении роли водящего младшим ребенком, для старших детей следует ввести усложнение в выполнении движения. При выполнении роли водящего старшим ребенком, предусматривается усложнение, как для него, так и остальных детей этого возраста, младшие действуют в облегченных условиях.

5.8.5. В заключительной части занятия обеспечивается постепенный переход к спокойной двигательной деятельности (ходьба, игры средней и малой подвижности обеспечивают решение этих задач).

5.8.6. При соответствующих погодных условиях сочетаются физкультурные занятия на свежем воздухе с занятиями в помещении. Занятия на свежем воздухе, в часы прогулки, проводятся с каждой возрастной подгруппой в отдельности и в разные дни (обучение спортивным упражнениям, элементам спортивных игр).

5.9. Планирование самостоятельной двигательной деятельности детей соответствует содержанию организованных форм работы, на физкультурных занятиях.

5.9.1. Задачи, решаемые на занятии, определяют содержание самостоятельной деятельности детей. Содержание самостоятельной деятельности дополняется и обогащается за счёт вариативности упражнений, разнообразия оборудования, введения элементов игры.

5.9.2. Планирование приёмов основывается на индивидуальных особенностях детей, уровня их физической подготовленности.

5.10. Планирование и организация занятий по изобразительной деятельности.

5.10.1. В разновозрастной группе занятия по рисованию, лепке и аппликации проводятся со всеми детьми одновременно. При этом содержание занятий для младших и старших дошкольников остается единым, а программные задачи разные.

5.10.2.Отбор тем для занятий осуществляется по следующим направлениям:

— усложнение изобразительной задачи, которую воспитатель ставит перед детьми;

— обучение детей использованию в своей работе разных выразительных средств.

5.10.3. При решении одной и той же изобразительной задачи в каждой возрастной подгруппе выполняется различный объем работы, младшие дети изображают один предмет, а старшие дети — 2, 3 и более. Детям предается для рисования, лепки, аппликации один и тот же предмет, но с разными требованиями к его изображению. Усложнение изобразительных задач осуществляется и за счет повышения требований к технике рисования, лепки и аппликации или путем использования разных изобразительных материалов. В процессе непрерывной образовательной деятельности по одной теме программные задачи дифференцируются за счёт различных выразительных средств,к которым относятся: форма, объем, цвет, линия, композиция, пластичность лепного образа и др. На каждом возрастном этапе дети овладевают определенными выразительными средствами, что обязательно учитывается при планировании занятий. При проведении непрерывной образовательной деятельности по одной теме комплексно используются разные виды изобразительной деятельности (младшие, рисуют Колобка, старшие — выполняют способом аппликации лес и зверей). Для каждой возрастной подгруппы подбирается вид изобразительной деятельности, который наиболее соответствует уровню умений и навыков детей.

5.10.4. Методика проведения непрерывной образовательной деятельности по одной теме. Вводная часть занятия организуется воспитателем со всеми детьми одновременно, или с постепенным включением разных возрастных подгрупп. В рассматривании предмета, принимают участие все дети, вначале отвечают младшие дети, при затруднении младших — старшие приходят к ним на помощь. Восприятие игрушки, картинки осуществляется дошкольниками каждого возраста дифференцированно под руководством педагога. При проведении обследования предмета старшие дети анализируют его на расстоянии, для младших организуется зрительное восприятие с осязанием.

Построение вводной части занятия следующее: воспитатель в опирается на опыт старших дошкольников, (предлагает детям пяти-шести лет приготовить для малышей сюрприз, выучить потешку, содержащую описание игрушки, с которой их будут знакомить). В основной части занятия намечаются этапы перехода от руководства одной возрастной подгруппой к другой. Педагог сосредотачивает внимание на работе с младшими детьми при первоначальном знакомстве с формой, обследованием предметов, показом способов изображения. При правильном выполнении задания детьми младшего возраста, воспитатель организовывает дополнительное упражнение, (нарисовать много яблок, много елочек) и переходит к руководству деятельностью старших детей. В конце занятия дети каждой возрастной подгруппы привлекаются к оценке и анализу результатов собственной деятельности и работы всей группы. Занятия по замыслу планируются самостоятельно.

5.10.5. Организация взаимодействия детей на непрерывной образовательной деятельности по одной теме. В процессе непосредственно организованной образовательной деятельности по одной теме дошкольники все вместе участвуют в одном виде деятельности, организовывается сотрудничество детей разного возраста.Формы участия старших и младших дошкольников в сотрудничестве различны:

— старшие дети показывают младшим выполнение задания;

— объясняют;

— контролируют действия.

— младшие использовать действия старших в качестве образца;

— заимствуют у старших способы и приемы работы. На занятиях организуется совместная деятельность детей разного возраста. Особенностью совместной деятельности является наличие общего результата,который получается тремя путями:

— путем объединения отдельных изображений, относительно законченных и самостоятельных (все дети вырезают цветы для коврика, действуя независимо, друг от друга, и в общей работе отчетливо виден результат деятельности каждого ребенка).

— путем объединения таких частей, которые в отдельности не представляют собой законченного смыслового целого, (на занятиях по лепке один ребенок лепит чашку, а другой блюдце).

— результат работы одного служит основой для начала работы другого (на занятиях по аппликации один ребенок обводит трафарет карандашом, другой его вырезает, третий наклеивает).

5.11. Планирование и организация занятий по конструированию и ручному труду.

5.11.1. Для всех возрастных подгрупп целесообразно организовывать однотемные занятия.

5.11.2. Организация занятий предусматривает постепенное включение в него детей разных возрастов (обучая детей анализу образца постройки вначале приглашаются старшие дети, затем младшие). Программные задачи для двух подгрупп близкие по содержанию решаются с некоторым усложнением конструкций.

5.11.3.Посадка детей на занятии зависит от содержания программного материала:

— при выполнении возрастной подгруппой самостоятельного задания дети усаживаются за столы, расставленные в форме буквы П,

— каждая подгруппа по одну сторону стола.

— при выполнении возрастной подгруппой единого задания дети усаживаются за общим столам.

5.11.4. На занятиях по ручному труду педагог создаёт доверительную, спокойную обстановку.

5.12. Занятия познавательного цикла организуются с каждой возрастной подгруппой отдельно в соответствии с задачами и содержанием образовательной программы для данного возраста.

5.13. Планирование и организация сюжетно-ролевых игр.

5.13.1. Педагоги составляют краткий план работы по развитию сюжетно-ролевых игр. В соответствии с кратким планом по развитию сюжетно-ролевых игр в календарном плане образовательной работы осуществляется тематическое планирование, обусловливающее содержание и развитие конкретных сюжетно-ролевых игр. Тематическое планирование предусматривает проведение работы по тем разделам программы, которые способствуют обогащению содержания сюжетно-ролевых игр (ознакомление с окружающим, развитие речи, конструирование, ручной труд и др.). При тематическом планировании учитывается взаимосвязь между отдельными видами деятельности (обучением, трудом и игрой).

Ключ к тесту на знание ФГОС ДО

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

ТЕСТ

на знаниепедагогами ДОУ ФГОС ДО

2. Выберите правильный ответ. ФГОС ДО разработан на основе:

· А) Конституции Российской Федерации;

· Б) Концепция дошкольного воспитания;

· В) Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа»;

· Г) Приоритетный национальный проект «Образование»;

· Д) Устав дошкольной образовательной организации.

· Е) Семейного кодекса РФ;

· Ж) Конвенции ООН о правах ребенка;

· З) Типового положения о дошкольном образовательном учреждении.

3. Выберите правильный ответ. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования учитываются:

· А) Климатические условия;

· Б) Тип/вид дошкольного учреждения;

· В) Возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации;

· Г) Уровень вовлеченности родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

4. Выберите правильный ответ. Какие основные принципы дошкольного образования утверждает Стандарт?

· Поддержка разнообразия детства;

· Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

· Доступность обучения;

· Полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства (младенческого, раннего и дошкольного), амплификации (обогащения) детского развития;

· Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

· Уважение личности ребенка;

· Создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

· Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

· Приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

· Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

· Учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

5. Выберите правильный ответ. Стандарт направлен на достижение следующих целей:

· Повышение социального статуса дошкольного образования;

· Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

· Повышение материальных затрат на содержание и обучение детей в ДОУ;

· Обеспечения государственных гарантий качества дошкольного образования на основе реализации программ;

· Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

6. Выберите правильный ответ. Стандарт направлен на решение следующих задач:

· Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

· Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

· Обеспечение ребенку такой защиты и заботы, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону;

· Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

· Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

· Создание условий для обеспечения того, чтобы дети, родители которых работают, имели право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми;

· Развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

7. Выберите правильный ответ. Стандарт является основой для:

· разработки Программы;

· разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования;

· разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы;

· повышения имиджа ДОУ;

· объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;

· оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;

· формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

· формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации.

8. Вставьте пропущенные слова. ФГОС включает в себя требования к:

· ………………………. Программы и ее объему;

· условиям …………………….. Программы;

· ……………………….. освоения Программы.

9. Выберите правильный ответ. Могут ли разные группы реализовывать разные Программы?

· Да;

· Нет.

10. Выберите правильный ответ. Сколько образовательных областей определяет ФГОС ДО?

· 4; 5; 10.

11. Выберите правильный ответ. Какие направления развития и образования детей обеспечивают развитие личности ребенка, согласно Стандарта?

· Социально – коммуникативное развитие;

· Социально – личностное развитие;

· Познавательное развитие;

· Речевое развитие;

· Художественно – эстетическое развитие;

· Познавательно- речевое развитие;

· Физическое развитие.

12. Выберите правильный ответ. Художественно-эстетическое развитие дошкольников предполагает:

· Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы;

· Становление эстетического отношения к окружающему миру;

· Формирование элементарных представлений о видах искусства;

· Формирование основ оценочной компетентности в области искусства;

· Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

· Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

· Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

· Овладение навыками различных видов декоративно-прикладного искусства (вышивка, вязание и др.)

13. Выберите правильный ответ. В рамках образовательной области «Познавательное развитие», согласно Стандарту, необходимо развивать…

· Навыки чтения и письма;

· Познавательную мотивацию, познавательные действия;

· Связную диалогическую и монологическую речь, речевое творчество.

14. Выберите правильный ответ. Конкретное содержание образовательных областей, указанных в Стандарте, зависит от …

· Компетентности воспитателя;

· Наполняемости группы;

· Возрастных и индивидуальных особенностей детей.

15. Выберите правильный ответ. К какому возрастному периоду относятся следующие виды деятельности -общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

· Младенческий возраст

· Ранний возраст

· Дошкольный возраст

Структура дошкольной образовательной организации

Обновлено 28/05/2015

Основной структурной единицей дошкольной образовательной организации является группа. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования.

В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В таких группах осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

При необходимости могут быть организованы также:

  • группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;
  • группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;
  • семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В группы могут включаться воспитанники как одного, так и разных возрастов (разновозрастные группы).

См. также:

  • Дошкольные образовательные организации
  • Режим работы дошкольной образовательной организации
  • Плата с родителей за ребенка в детсаду
  • Дошкольные образовательные программы и подготовка к школе

Пользователи соцсети «ВКонтакте» могут обсудить проблемы дошкольного образования в нашей группе «ГАРАНТ. Образование». Специально для вас мы открыли обсуждение «Дошкольное образование». Обсуждайте, задавайте вопросы, помогайте отвечать. Добро пожаловать!

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *