Нарушение антикоррупционного законодательства

Содержание

Обзор судебной практики

Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) Федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»Год памяти и славыПрезидент подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года памяти и славы»Бесплатная юридическая помощьПомощь оказывается в виде: 1. правового консультирования в устной и письменной форме; 2. составления заявлений, жалоб, ходатайств и др.; 3) представления интересов в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке согласно действующего законодательства.«Горячая линия» по вопросам алкогольного рынка «Горячая линия» для приема обращений по вопросам розничной продажи алкогольной продукции.Справочник субсидий АПКИнформационный справочник о мерах и направлениях государственной поддержки агропромышленного комплекса Российской Федерации Статистика, аналитика АПК Регулярные информационно-аналитические обзоры по различным сегментам агропродовольственного рынка и рынка материально-технических ресурсов России и мира Уголок потребителя Органы и организации, входящие в систему защиты прав потребителей на территории Свердловской области (постановление Правительства Свердловской области от 19.04.2018 № 185-ПП) Защита прав потребителей Свердловской области Защита прав потребителей — это важнейший социально-экономический вопрос, потому что каждый из нас является потребителем товаров и услуг. От того, насколько вежливо Вас обслужили, насколько качественным оказался товар – зависит настроение и благополучие жителей Екатеринбурга и области. Портал Росимущества Федеральное агенство по управлению государственным имуществом Доступная среда для инвалидов постановление Правительства Свердловской области от 11.02.2014 г. № 70-ПП «О координации деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории Свердловской области» Сервис: «У меня есть проект» (Инвестиционный портал Свердловской области) Официальный портал Правительства Свердловской области по вопросам инвестиционной деятельности Электронная приемная «Обращения граждан» Портал позволяет направить обращение в электронной форме в органы государственной власти Свердловской области Опрос: Удовлетворенность качеством товаров и услуг и конкуренцией на территории Свердловской области Результаты исследования станут основой для дополнения планов мероприятий по содействию развитию конкуренции в Свердловской области. Сохраним вместе память о Победе . Комиссия по рассмотрению инвестиционных проектов в АПК . СвердлАгро Это региональный сервис торговли продовольственными товарами, построенными на принципе прямого общения покупателя и производителя Работа в России Информационно-аналитическая система Общероссийская база вакансий «Работа в России» Открытое правительство Свердловской области Программный комплекс портал Открытое Правительство Свердловской области обеспечивает открытость законодательного процесса для общества, улучшает качество подготавливаемых законопроектов, повышает вовлеченность общества в законотворческий процесс Сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2015 год Контакты: E-mail: p66_misp@gks.ru Свердловскстат, ул. Толмачева, д. 23, г. Екатеринбург, 620075 Телефоны для справок: (343) 358-02-64, 371-31-93 ФГБОУ ДПО Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров АПК Место проведения обучения: 141311, Московская область, Сергиево-Посадский р-н, с. Глинково, дом 77 ФГБУ «Россельхозцентр» Информация о качестве и количестве семенного и посадочного материала, сертифицированых партиях семян, по фитоанализу семян, по фитосанитарному состоянию сельхозугодий и множество других полезных материалов. Официальный интернет-портал правовой информации Государственная система правовой информации Официальный интернет-портал правовой информации» обеспечивает: официальное опубликование правовых актов; свободный, бесплатный, круглосуточный доступ к правовым актам; АО «Корпорация «МСП» Это бесплатный ресурс для предпринимателей, которые хотят открыть или расширить свой бизнес, и работать честно, легально, платить все налоги и отчисления, зарабатывая на свое будущее и будущее своих детей Портал малого и среднего бизнеса Инструменты поддержки малого и среднего бизнеса Навигатор мер поддержки сельскохозяйственной кооперации Меры поддержки сельзхозкооперации Каталог сельзхозпродукции Онлайн-каталог продукции сельскохозяйственных кооперативов Нестационарные торговые объекты Горячая линия для приема обращений предпринимателей по вопросам размещения нестационарных торговых объектов Конституция Российской Федерации В 2018 году отмечается 25-летие Конституции Российской Федерации Электронный информационно-образовательный комплекс Свердловской области Предлагаемый Комплекс представляет собой образовательный портал, содержащий практические советы для всех категорий населения по правилам поведения в различных чрезвычайных ситуациях. Региональные проекты Региональные проекты при поддержке Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области 85-летие Свердловской области В 2019 году Свердловская область отметит 85-летие со дня создания. Глава региона Евгений Куйвашев подписал указ о праздновании юбилейной даты. Центр компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров в Свердловской области Приказом Министерства от 07.05.2019 № 174 в структуре Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства создан Центр компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров в Свердловской области. Карта доступности объектов интернет–портала «Жить вместе» Карта доступности объектов интернет–портала «Жить вместе» Единый реестр проверок Единый реестр проверок содержит информацию о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Реестр пчеловодовИнформация по пчеловодству доступна в разделе Деятельность/пчеловодство (https://mcxso.midural.ru/article/show/id/10026)

Применение норм антикоррупционного законодательства в трудовых отношениях: взгляд ВС РФ

ВС РФ в конце ноября выпустил сразу два документа, посвященных анализу судебной практики, связанной с применением антикоррупционного законодательства. Так, Президиум ВС РФ 30 ноября 2016 года утвердил Обзор практики применения судами в 2014-2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции (далее – обзор о наложении дисциплинарных взысканий) и Обзор судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – обзор о привлечении к административной ответственности). Как отмечают в ВС РФ, издание этих обзоров вызвано в том числе большим количеством обращений в суды, связанных с применением работодателями законодательства о борьбе с коррупцией.

Напомним, что нарушители антикоррупционного законодательства несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; далее – закон о противодействии коррупции). Между тем к госслужащим и муниципальным служащим предъявлены повышенные требования в этой сфере. Так, в отношении них применяются специальные правила трудоустройства, за несоблюдение которых установлена административная ответственность (ст. 12-12.2 закона о противодействии коррупции).

Также для отдельных категорий служащих установлены дополнительные ограничения, связанные с их трудовой деятельностью (ст. 64.1 Трудового кодекса). А за несоблюдение ограничений и запретов, требований о недопущении конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, на госслужащих налагаются взыскания – замечание, выговор и предупреждение о неполном должностном соответствии (ст. 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; далее – закон о государственной гражданской службе).

Отметим, что в ряде случаев госслужащий, нарушивший требования антикоррупционного законодательства, может и вовсе потерять работу в связи с утратой доверия. Это может случиться, например, в случае конфликта интересов в деятельности госслужащего, осуществления им предпринимательской деятельности в период замещения им государственных должностей, сокрытия госслужащим сведений о собственных доходах или доходах членов своей семьи и т. д. Причем аналогичным санкциям могут быть подвергнуты и руководители нарушителя, осведомленные о нарушении госслужащим закона (п. 1-2, п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 59.2 закона о государственной гражданской службе).

Подробнее о правовых позициях судов по делам, связанным с применением законодательства о борьбе с коррупцией, – в материале.

Работодатель обязан сообщать о найме экс-госслужащего по его прежнему месту службы в любом случае – даже если тот, находясь на госслужбе, по характеру своих полномочий не мог влиять на деятельность нового работодателя

Суды пришли к выводу о том, что антикоррупционное законодательство не ставит обязанность работодателя информировать нанимателя бывшего государственного гражданского и муниципального служащего в зависимость от того, замещал ли он на прежней работе должности, включающие функции государственного или муниципального управления организацией-работодателем, или нет (абз. 9 п. 1 обзора о привлечении к административной ответственности).

Отметим, что под функциями управления понимаются полномочия принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений на осуществление определенного вида деятельности, либо готовить проекты таких решений (п. 4 ст. 1 закона о противодействии коррупции).

О том, как следует поступить бывшему служащему и его новому работодателю в случае, если орган, в котором он замещал должность, упразднен, узнайте из «Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный
доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

Напомним, что бывшие госслужащие, в свою очередь, если их прежняя должность на госслужбе включена в специальный перечень, обязаны сообщать работодателю о фактах замещения ими должностей государственной или муниципальной службы в течение двух лет после увольнения со службы. Несоблюдение бывшим служащим этого требования влечет прекращение трудового договора (ч. 2-3 ст. 12 закона о противодействии коррупции).

Более того, некоторых экс-госслужащих можно принять на работу только при условии, что на это дала согласие специальная антикоррупционная комиссия. Такие комиссии создаются государственными или муниципальными работодателями. И это относится к госслужащим, должности которых были включены в специальный перечень, и которые одновременно обладали властными полномочиями в отношении той компании, куда трудоустраиваются. Отметим, что такое ограничение также действует в течение двух лет с момента увольнения работника с госслужбы (ч. 1 ст. 12 закона о противодействии коррупции, раздел I Перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей).

Если одобрение комиссии получено и трудовой договор заключен, работодатели обязаны в 10-дневный срок сообщить о найме бывшего государственного или муниципального служащего представителю нанимателя по предыдущему месту службы соискателя. Причем за несоблюдение этого требования нанимателю грозит административный штраф до 4 тыс. руб. – для физических лиц, до 50 тыс. руб. – для должностных лиц и в размере до 500 тыс. руб. – для юрлиц (ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, ст. 19.29 КоАП РФ, ч. 2-4 ст. 12 закона о противодействии коррупции, письмо Минтруда России от 22 июня 2012 г. № 17-1/10/1-248).

Таким образом, если сумма ежемесячных выплат по гражданско-правовому договору в адрес бывшего госслужащего не превышает порогового значения (100 тыс. руб.), то обязанность работодателя сообщать о заключении такого договора его нанимателю – государственному или муниципальному органу власти, даже если его прежняя должность на госслужбе включена в специальный перечень, не наступает (ч. 1, ч. 4 ст. 12 закона о противодействии коррупции, абз. 5 п. 2 обзора о привлечении к административной ответственности).

Также при этом не образуется состава административного правонарушения (абз. 5 п. 2 обзора о привлечении к административной ответственности).

Работодатель не обязан сообщать и о переводе экс-госслужащего на другую должность в пределах одной организации (абз. 9 п. 4 обзора о привлечении к административной ответственности).

Должностные лица государственных и муниципальных органов, а также казенных учреждений не обязаны сообщать о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим. Это должны делать только коммерческие организации

ВС РФ отменил постановление мирового судьи о привлечении к ответственности администрации городского округа за ненаправление уведомления о заключении трудового договора с бывшим сотрудником силового ведомства. Судья ВС посчитал, что специальные правила трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих касаются только коммерческих и некоммерческих организаций, так как налагаемые антикоррупционным законодательством ограничения установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов (п. 1, подп. «e» п. 2 ст. 12 Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г., ч. 2, ч. 4 ст. 12 закона о противодействии коррупции, абз. 5-8 п. 3 обзора о привлечении к административной ответственности).

Президиум ВС РФ с этим согласился и добавил, что аналогичный подход применяется в отношении трудоустройства бывших госслужащих в государственные или муниципальные казенные учреждения. Так, учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 123.21 ГК РФ). Одновременно, согласно п. 1 ст. 123.22 ГК РФ, государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. А государственными и муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом федерации и муниципальным образованием (п. 1 ст. 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). При этом финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ). Таким образом, трудоустройство бывшего госслужащего в такое учреждение не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов по прежней занимаемой должности на службе, – делают вывод авторы документа (абз. 12-16 п. 3 обзора о привлечении к административной ответственности).

К административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ можно привлечь только нанимателя или иное уполномоченное на заключение трудового или гражданско-правового договора лицо

В ст. 19.29 КоАП РФ ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего, а также бывшего служащего возложена именно на работодателя либо заказчика работ, говорится в обзоре о привлечении к административной ответственности.

При этом сообщение по месту службы оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор (п. 3 Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора). Таким образом, говорится в Обзоре, суд не вправе привлекать к ответственности работника организации – например, сотрудника отдела кадров, ответственного за оформление документов при трудоустройстве бывшего служащего, так как он не является лицом, на которого законом возложена обязанность сообщать о заключении трудового договора. Отметим, что, в качестве такого лица могут выступать как руководители той или иной организации-нанимателя, так и индивидуальные предприниматели, а также физические лица – заказчики услуг по гражданско-правовому договору (абз. 6, абз. 9-10, абз. 12 п. 5 обзора о привлечении к административной ответственности).

Суд сделал такой вывод и освободил от ответственности работодателя, которого работник при приеме на работу не проинформировал о том, что будучи на службе в правоохранительных органах, занимал должность, включенную в специальный перечень. Так, работник представил трудовую книжку, однако в ней был зафиксирован лишь факт прохождения службы, но должность, которую он занимал, указана не была.

Между тем ТК РФ требует от поступающего на работу представить трудовую книжку, которая является документом, содержащим сведения о работнике и выполняемой им работе. Одновременно трудовое законодательство запрещает требовать от соискателя документы, не предусмотренные законодательством, если другими нормативными актами не установлено иное (абз. 3 ч. 1, ч. 2-3 ст. 65 ТК РФ).

При этом ни трудовое законодательство, ни законодательство о противодействии коррупции не предусматривают обязанности работодателя самостоятельно запрашивать сведения о должности бывшего служащего, подчеркивают судьи ВС РФ.

Поэтому в описанной ситуации вины работодателя в нарушении антикоррупционного законодательства Суд не обнаружил (абз. 5-7, абз. 9 п. 7 обзора о привлечении к административной ответственности).

Однако отметим, что при найме на государственную службу кандидат обязан при заключении служебного контракта предъявить анкету, в которой указываются, в том числе, и должности по всем предыдущим местам его работы (подп. 2 п. 2 ст. 26 закона о государственной гражданской службе). В то же время, как отмечалось ранее, должностные лица государственных и муниципальных органов не обязаны сообщать о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим.

Административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.29 КоАП РФ, не может быть признано малозначительным

Напомним, под малозначительным административным правонарушением ВС РФ понимает действие или бездействие, формально содержащее признаки состава правонарушения, однако с учетом его характера, а также размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (абз. 3 п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»; далее – Постановление № 5).

Добавим, что при малозначительности правонарушения нарушитель может быть освобожден от административной ответственности и суд, или иные уполномоченные органы, вправе ограничиться лишь устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ).

Малозначительность правонарушения имеет место только при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Однако отметим, что такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения и возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения – эти обстоятельства лишь учитываются при назначении наказания (ч. 2-3 ст. 4.1 КоАП РФ, абз. 3, абз. 5 п. 21 Постановления № 5).

В то же время, полагают судьи ВС РФ, поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. А угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении материальных последствий, а в ненадлежащем отношении работодателя к исполнению своих обязанностей, делают вывод авторы Обзора (абз. 8 п. 8 обзора о привлечении к административной ответственности).

При этом свидетельствовать о тяжести правонарушения могут в том числе и суммы штрафов, предусмотренных санкцией ст. 19.29 КоАП РФ, которые являются значительными, отмечают судьи (абз. 9 п. 8 обзора о привлечении к административной ответственности).

В то же время, отмечается в документе, в тех случаях, когда административное правонарушение выразилось в незначительном (на один-два дня) нарушении срока, отведенного для информирования заинтересованного органа, либо в несоблюдении требований к содержанию уведомления, судья вправе на основании ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ назначить юридическому лицу административный штраф в размере менее минимального размера, предусмотренного санкцией ст. 19.29 КоАП РФ, то есть менее 100 тыс. руб.

Обращения прокурора с заявлением в суд об установлении факта конфликта интересов или возможности его возникновения, суды не рассматривают

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ пришла к выводу, что такое заявление связано с последующим разрешением спора о праве на прохождение муниципальной службы, и поэтому оно само по себе не может выступать в качестве предмета рассмотрения суда (абз. 14-16 п. 1 обзора о наложении дисциплинарный взысканий).

Обосновывая свое решение, судьи ВС РФ отметили, что в соответствии с процессуальным законодательством суд устанавливает юридические факты, только если заявитель не может получить документы, удостоверяющие эти факты, в ином порядке, или при невозможности восстановить утраченные документы. При этом для того, чтобы суд принял такое заявление к рассмотрению, заявитель должен указать цели, для которых необходимо установить тот или иной факт, а также привести доказательства, подтверждающие невозможность получения надлежащих документов или невозможность их восстановления (п. 1 ч. 1 ст. 262, ст. 264-265, ст. 267 ГПК РФ).

Между тем если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства выясняется, что установить тот или иной юридический факт невозможно без решения спора о праве, то такое заявление суд оставляет без рассмотрения. Такой спор разрешается в порядке искового производства (ч. 3 ст. 263 ГПК РФ).

В связи с тем, что непринятие мер по недопущению возникновения конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы, Суд пришел к выводу о том, что заявление прокурора связано с последующим разрешением спора о праве на прохождение службы. А значит, заявление прокурора в описанной ситуации подлежит оставлению без рассмотрения (абз. 15-17 п. 1 обзора о наложении дисциплинарных взысканий).

Государственный или муниципальный служащий является стороной конфликта интересов, даже если фактически он не удовлетворил свою личную заинтересованность, используя служебное положение

Суды отказывают в удовлетворении исков о признании незаконным увольнения, а также об изменении основания увольнения в ситуациях, когда в действиях служащих имелись лишь формальные признаки конфликта интересов, однако иных норм закона они не нарушили. При этом судьи полагают, что независимо от последствий ситуация конфликта интересов характеризуется личной заинтересованностью чиновника, что само по себе является нарушением антикоррупционного законодательства.

Так, законодательством о прохождении государственной гражданской и муниципальной службы установлена обязанность служащего уведомить в письменной форме нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов. Также служащий обязан принимать меры к его предотвращению (п. 12 ч. 1 ст. 15 закона о государственной гражданской службе, п. 11 ч. 1 ст. 12 закона о муниципальной службе). Кроме того, обязанность служащего уведомить работодателя о возникшем конфликте интересов, как только ему станет об этом известно, закреплена также в ч. 2 ст. 11 закона противодействии коррупции.

Между тем сам конфликт интересов в законодательстве определен как ситуация, при которой личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на исполнение им должностных обязанностей (ч. 1 ст. 10 закона о противодействии коррупции). А непринятие служащим мер по урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим его увольнение (ч. 3.2 ст. 19 закона о государственной гражданской службе, ч. 2.3 ст. 14.1 закона о муниципальной службе).

Таким образом, подчеркивают авторы документа, даже если служащий никаким образом не реализовал, используя служебное положение, свою личную заинтересованность, это не имеет правового значения – доводы истца об отсутствии конфликта интересов судьи находят несостоятельными (абз. 11-13 п. 2 обзора о наложении дисциплинарных взысканий).

Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция)

25 декабря 2008 года N 273-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ Принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года Одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 29.12.2012 N 280-ФЗ, от 07.05.2013 N 102-ФЗ, от 30.09.2013 N 261-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 22.12.2014 N 431-ФЗ, от 05.10.2015 N 285-ФЗ, от 03.11.2015 N 303-ФЗ, от 28.11.2015 N 354-ФЗ, от 15.02.2016 N 24-ФЗ, от 03.07.2016 N 236-ФЗ, от 28.12.2016 N 505-ФЗ, от 03.04.2017 N 64-ФЗ, от 01.07.2017 N 132-ФЗ, от 28.12.2017 N 423-ФЗ, от 04.06.2018 N 133-ФЗ, от 03.08.2018 N 307-ФЗ, от 30.10.2018 N 382-ФЗ, от 06.02.2019 N 5-ФЗ, от 26.07.2019 N 228-ФЗ, от 26.07.2019 N 251-ФЗ, от 16.12.2019 N 432-ФЗ, от 24.04.2020 N 143-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

  • Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
  • Статья 2. Правовая основа противодействия коррупции
  • Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции
  • Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции
  • Статья 5. Организационные основы противодействия коррупции
  • Статья 6. Меры по профилактике коррупции
  • Статья 7. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции
  • Статья 7.1. Запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами
  • Статья 8. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
  • Статья 8.1. Представление сведений о расходах
  • Статья 9. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений
  • Статья 10. Конфликт интересов
  • Статья 11. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов
  • Статья 11.1. Обязанности служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного
  • Статья 12. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора
  • Статья 12.1. Ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности
  • Статья 12.2. Ограничения и обязанности, налагаемые на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами
  • Статья 12.3. Обязанность передачи ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов
  • Статья 12.4. Ограничения, запреты и обязанности, налагаемые на работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами
  • Статья 12.5. Установление иных запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения
  • Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения
  • Статья 13.1. Увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, в связи с утратой доверия
  • Статья 13.2. Увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих (занимающих) должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, в связи с утратой доверия
  • Статья 13.3. Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции
  • Статья 13.4. Осуществление проверок уполномоченным подразделением Администрации Президента Российской Федерации
  • Статья 14. Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения
  • Статья 15. Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия

Открыть полный текст документа

Антикоррупционное законодательство Российской Федерации

Антикоррупционное законодательство РФ представлено Законом о противодействии коррупции, Национальным планом противодействия коррупции на 2014—2015 годы, утвержденным указом Президента РФ от 11.04.2014 № 226, а также планами по противодействию коррупции, принятыми в федеральных и региональных органах исполнительной власти.

В соответствии с российским законодательством мероприятия по противодействию коррупции подразделяются на три группы: профилактика коррупции, борьба с коррупцией и ликвидация ее последствий.

Профилактика коррупции направлена на выявление и устранение ее причин, в том числе на совершенствование законодательства, исключающее пробелы и лакуны, потенциально способствующие злоупотреблениям. К ним относятся:

  • — организация проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, в том числе с привлечением общественности;
  • — анализ правоприменительной практики, т.е. выявление нормативных правовых актов, которые способствуют принятию чиновниками незаконных решений, их бездействию или не обеспечивают соблюдение общественного интереса (например, ухудшают положение малообеспеченных граждан);
  • — внедрение институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства РФ о противодействии коррупции.

Цели профилактики преследует также ужесточение законодательства, регулирующего деятельность государственных служащих. Именно эти мероприятия получили наивысшую оценку в обществе, так как соответствуют широко распространенным представлениям о предрасположенности чиновников к злоупотреблениям и мерам по противодействию им. К таким мерам можно отнести:

  • • требования по проверке сведений, предоставляемых соискателями вакантных должностей в органах государственной власти, и установление дополнительных квалификационных требований к чиновникам, что призвано устранить фаворитизм;
  • • ужесточение требований к открытости чиновников посредством установления обязанности предоставлять сведения не только о собственных доходах и имуществе, но также о доходах членов их семей (супруги и несовершеннолетних детях). За нарушение сроков предоставления сведений или за предоставление неверной информации государственный служащий может быть уволен;
  • • запрет для граждан в течение двух лет после увольнения с государственной службы устраиваться на работу в организации, с которыми они были связаны, будучи чиновниками (например, бывшему сотруднику министерства образования поступать на должность директора школы), что должно устранить стремление служащих использовать свое служебное положение как трамплин для дальнейшего трудоустройства;
  • • введение дополнительного основания для увольнения с государственной службы — «в связи с утратой доверия», вызванного нарушением чиновником запретов и ограничений, налагаемых на служащих;
  • • введение критерия эффективности и безупречности как обязательного фактора карьерного продвижения, что должно сформировать у чиновников стремление добросовестно исполнять свои должностные обязанности и избегать коррупционного поведения, так как это может затруднить им дальнейшее продвижение.

Законом предусмотрено формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, для чего в Национальном плане противодействия коррупции на 2014—2015 гг. предусмотрено «антикоррупционное просвещение граждан». Международный опыт свидетельствует, что просвещение необходимо на всех уровнях: в школах, высших учебных заведениях, органах государственной власти и даже в коммерческих организациях. Но, к сожалению, в российской практике эти мероприятия не конкретизированы, отсутствует определение самого термина «антикоррупционное просвещение», а ответственность за их проведение возложена не на образовательные структуры, а на органы государственной власти, у которых нет соответствующей компетенции.

Борьба с коррупцией предусматривает проведение следующих мероприятий:

  • — максимальная централизация системы управления государственной службой как единым институтом, что позволит исключить практику «двойных стандартов»;
  • — создание механизма взаимодействия государственных органов с институтами гражданского общества, а также специализированных комиссий представительных органов исполнительной власти по выявлению коррупции;
  • — введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
  • — укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
  • — обеспечение открытости государственной службы;
  • — обеспечение независимости СМИ;
  • — неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
  • — совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;
  • — обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
  • — устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;
  • — совершенствование порядка использования государственного имущества;
  • — повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
  • — передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям (аутсорсинг);
  • — сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
  • — повышение ответственности руководителей органов исполнительной власти за непринятие мер по устранению причин коррупции;
  • — оптимизация и конкретизация полномочий работников государственных органов, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.

Мероприятия но минимизации и ликвидации последствий коррупции в антикоррупционном законодательстве не обозначены, но в УК РФ содержатся положения о возможности по решению суда конфискации имущества, полученного преступным путем, а также возможность наложения штрафа:

  • — за коммерческий подкуп — в размере от 10- до 50-кратной суммы подкупа;
  • — за получение взятки — от 10- до 100-кратного размера взятки (в зависимости от квалифицирующих обстоятельств);
  • — за дачу взятки — штраф от 5- до 90-кратной суммы (в зависимости от квалифицирующих обстоятельств).

В УК РФ введен новый состав преступления — посредничество (не только передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя, но и способствование в достижении соглашения и получении взятки). В качестве наказания за него предлагается установить 20—90-кратный штраф с лишением права занимать определенные должности либо лишение свободы на срок от пяти до 12 лет.

Таким образом, совершенствование антикоррупционного законодательства в Российской Федерации проводится в соответствии с международными нормами. Тем не менее по уровню восприятия коррупции, по оценкам Transparency International, Российская Федерация в 2013 г. находилась только на 28-м месте, пропустив вперед, в частности, Беларусь, Эфиопию и Мексику. Было зарегистрировано более 42,5 тыс. коррупционных преступлений, материальный ущерб составил порядка 21 млрд руб., из которых 11,4 млрд руб. возвращено в бюджет. К ответственности привлечено 11 тыс. чел. К сожалению, информация о борьбе с коррупцией и личностях коррупционеров является закрытой, что обусловлено как латентностью самой коррупции, так и стремлением представителей государственной власти отстраниться от ответственности за подобные деяния.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *