Нарушения трудового законодательства

Ответственность за нарушение трудового законодательства

Виды ответственности за нарушение законодательства о труде

Дисциплинарная ответственность

Административная ответственность

Материальная ответственность

Гражданско-правовая ответственность

Уголовная ответственность работодателя

Виды ответственности за нарушение законодательства о труде

Для граждан, должностных и юридических лиц, нарушивших требования законодательства в трудовой сфере или иных НПА, включающих нормы данной отрасли права, могут быть предусмотрены следующие виды ответственности:

  • дисциплинарная;
  • материальная;
  • гражданско-правовая;
  • административная;
  • уголовная (ст. 419 Трудового кодекса РФ).

При этом порядок наложения дисциплинарных взысканий и материальной ответственности за нарушение трудового законодательства регламентируется ТК РФ и иными федеральными законами. Привлечение к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности происходит с применением норм соответствующих федеральных законов.

Установление одной из форм ответственности не исключает возможности одновременного привлечения к другому ее виду.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность сотрудника может наступить в связи с совершением им дисциплинарного проступка, т. е. невыполнением или исполнением несоответствующим образом возложенных на него служебных обязанностей по вине самого сотрудника.

Допустимые виды дисциплинарного взыскания (абз. 1 ст. 192 ТК РФ):

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по предусмотренным законом основаниям.

Для некоторых групп сотрудников данный перечень возможных дисциплинарных взысканий не является исчерпывающим, т. к. для них существуют уставы и положения о дисциплине, предусмотренные соответствующими федеральными законами (например, Положение о дисциплине работников ж/д транспорта РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 25.08.1992 № 621, и т. д.).

Назначение дисциплинарных наказаний, не предусмотренных ТК РФ, уставами и положениями о дисциплине в соответствии с федеральными законами, недопустимо (абз. 4 ст. 192 ТК РФ).

Например, некоторые коммерческие организации практикуют введение штрафов за опоздания, несоответствие внешнего вида сотрудников установленному в фирме и т. д. Такого рода санкции не являются законными. В отношении работодателя могут быть применены меры административной ответственности за нарушение трудового законодательства (п. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Сотрудник организации может быть привлечен только к одному виду дисциплинарного взыскания за каждый дисциплинарный проступок (абз. 5 ст. 193 ТК РФ).

Назначение наказания за дисциплинарный проступок не является обязательной мерой, работодатель по своему усмотрению может его не применять (абз. 1 ст. 192 ТК РФ).

Форма дисциплинарного взыскания выбирается с учетом тяжести совершенного работником проступка и обстоятельств его совершения (решение Алтайского краевого суда от 23.09.2015 по делу № 33-8879/2015). Подробнее о дисциплинарной ответственности можно прочитать в статье Дисциплинарная ответственность – понятие по ТК РФ.

Административная ответственность

Привлечение к административной ответственности за нарушение трудового законодательства осуществляется с учетом положений ст. 5. 27.

Указанные нарушения караются штрафами (п. 1 указанной статьи):

  • для должностных лиц — от 1 000 до 5 000 руб.;
  • для ИП — от 1 000 до 5 000 руб.;
  • для организаций — от 30 000 до 50 000 руб.

За повторное совершение указанными лицами аналогичных нарушений, за которые они уже были подвергнуты административной ответственности, п. 2 указанной статьи предусматривает более строгие наказания:

  • для должностных лиц — штраф от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификацию на 1–3 года;
  • для ИП — штраф от 10 000 до 20 000 руб.;
  • для организаций — от 50 000 до 70 000 руб.

Аналогичным правонарушением следует считать совершение должностным лицом идентичного нарушения трудового законодательства, а не просто несоблюдение каких-либо норм законодательства о труде (п. 17 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах…» от 24.03.2005 № 5).

Также ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрены штрафы для указанных лиц в случае:

  • фактического допущения работника к выполнению трудовых обязанностей лицом, на это не уполномоченным (п. 3);
  • несоблюдения требований об оформлении трудового договора (п. 4);
  • повторного совершения указанных правонарушений, если лица ранее уже подвергались наказанию за аналогичное правонарушение (п. 5);
  • невыплату зарплаты (п. 6, 7).

Должностные лица могут параллельно понести административную и дисциплинарную ответственность за нарушение трудового законодательства (ст. 195, 419 ТК РФ).

Материальная ответственность

Любая из сторон трудового договора, причинившая ущерб другой стороне, должна возместить его в порядке регламента, установленного ТК РФ или другими федеральными законами, трудовым договором или иными письменными соглашениями (ст. 232 ТК РФ).

  1. Материальная ответственность руководителя перед организацией заключается в возмещении руководителем в полном объеме нанесенного им организации прямого действительного ущерба (ч. 1 ст. 277 ТК РФ).
    В рамках, предусмотренных федеральным законодательством, руководитель фирмы также возмещает указанному юрлицу убытки, причиненные по его вине (ч. 2 указанной статьи).
  2. Материальная ответственность работодателя перед работником возникает в следующих случаях:
    • за противоречащее закону лишение работника работодателем возможности выполнять трудовые обязанности (ст. 234 ТК РФ);
    • за ущерб, причиненный имуществу сотрудника (ст. 235 ТК РФ);
    • за задержку выплаты работнику зарплаты и иных положенных выплат (ст. 236 ТК РФ);
    • за нанесенный работнику моральный вред (ст. 237 ТК РФ).
  3. Материальная ответственность работника перед работодателем заключается в возмещении работодателю возникшего по вине работника прямого действительного ущерба (ч. 1 ст. 238 ТК РФ) в размере, ограниченном величиной среднего месячного заработка такого сотрудника (ст. 241 ТК РФ), за исключением случаев полной материальной ответственности, перечисленных в ст. 243 ТК РФ.

Работодатель с учетом обстоятельств причинения ущерба может отказаться от его взыскания с сотрудника (ст. 240 ТК РФ).

Гражданско-правовая ответственность

В случаях, предусмотренных федеральным законодательством, руководитель организации обязан возместить убытки, причиненные организации по его вине. Определение размера убытков в таком случае осуществляется с учетом положений Гражданского кодекса РФ (ч. 2 ст. 277 ТК РФ) в т. ч.:

  • возмещение убытков должно быть произведено в полном объеме, если иное не установлено законом;
  • под убытками понимаются расходы, которые были понесены лицом, чьи права были задеты, на восстановление своего права, а также реальный ущерб и упущенная выгода;
  • лицо, права которого были задеты, может требовать возмещения упущенной выгоды, размер которой не должен быть меньше доходов, полученных иным лицом в результате нарушениям им указанных прав первого лица (ст. 15 ГК РФ).

Организация или ИП обязаны компенсировать вред, причиненный сотрудником при выполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей (п. 1 ст. 1068 ГК РФ). При этом работодатель имеет право требовать от своего сотрудника, нанесшего вред третьему лицу, в порядке регресса возмещения уплаченной компенсации (п. 1 ст. 1081 ГК РФ).

Уголовная ответственность работодателя

Руководитель организации или уполномоченные им должностные лица могут понести предусмотренную Уголовным кодексом РФ ответственность за нарушение трудового законодательства, в т. ч.:

  • За дискриминацию. Трудовым кодексом РФ запрещена дискриминация в трудовой сфере (ст. 3 ТК РФ). Нарушение принципа равенства прав и свобод лица, в т. ч. при выполнении им своих трудовых обязанностей, карается в соответствии с положениями ст. 136 УК РФ.

В качестве отдельной формы дискриминации можно рассматривать отказ в трудоустройстве или увольнение женщины, если единственным мотивом для них послужило наличие детей в возрасте до 3 лет или беременность (ст. 145 УК РФ).

  • Невыплату зарплаты или иных положенных законом сумм. Уголовную ответственность по ст. 145.1 УК РФ влекут нарушения в форме частичной или полной невыплаты зарплаты или иных положенных по закону сумм, вызванные личным или корыстным интересом работодателя, руководителя юрлица или его обособленного структурного подразделения.
  • Несоблюдение положений о безопасности труда. Ответственностьза нарушение трудового законодательства, регламентированная ст. 143 УК РФ, может быть возложена на должностное лицо, которое в силу своих трудовых обязанностей должно поддерживать соблюдение норм и правил охраны труда. Преступление по ст. 143 УК РФ может быть совершено только по неосторожности.

Если несоблюдение требований охраны труда не повлекло результатов, указанных в ст. 143, то к ответственному должностному лицу может быть применено наказание в форме административного взыскания.

***

Итак, за несоблюдение положений трудового законодательства для лица может быть предусмотрена дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность.

При этом в определенных законом случаях допускается так называемая кумуляция ответственности, когда лицо может быть параллельно привлечено, например, к дисциплинарному и административному взысканию.

Трудовое правонарушение

Смотреть что такое «Трудовое правонарушение» в других словарях:

  • Трудовое правонарушение (нарушение трудового законодательства) — виновное противоправное деяние субъекта трудового права, состоящее в неисполнении, нарушении трудовых обязанностей и запрещенное санкциями, содержащимися в нормах законодательства о труде … Теория государства и права в схемах и определениях

  • Правонарушение — Правонарушение виновное противоправное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое праводееспособным (деликтоспособным) лицом или лицами. Влечёт за собой юридическую ответственность. Содержание… … Википедия

  • правонарушение — я; ср. Юрид. Нарушение права, действующих законов; преступление. Трудовое, политическое п. П. подростков. Профилактика правонарушений. Привлекать к ответственности за п. Совершить п. * * * правонарушение виновное противоправное деяние,… … Энциклопедический словарь

  • правонарушение — я; ср.; юрид. Нарушение права, действующих законов; преступление. Трудовое, политическое правонаруше/ние. Правонаруше/ние подростков. Профилактика правонарушений. Привлекать к ответственности за правонаруше/ние. Совершить правонаруше/ние … Словарь многих выражений

  • Глава 26. Правонарушение — Глава 26 ПРАВОНАРУШЕНИЕ Отклоняющееся, девиантное поведениеСоциальный конфликтЮридический конфликтПравонарушения … Элементарные начала общей теории права

  • правонаруше́ние — я, ср. юр. Нарушение права, действующих законов. Трудовое правонарушение. □ перепечатку чужих повестей и постановку на сцене чужих пьес искренне не считают правонарушением. Чехов, Письмо Л. Я. Гуревич, 19 марта 1892 … Малый академический словарь

  • ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ — в уголовном праве объективный (материальный) признак преступления или иного правонарушения, выражающий вредность такого поведения для общества, нанесение или реальную угрозу нанесения существенного ущерба господствующим в нем общественным… … Энциклопедический словарь экономики и права

  • ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ — в уголовном праве объективный (материальный) признак преступления или иного правонарушения, выражающий вредность такого поведения для общества, нанесение или реальную угрозу нанесения существенного ущерба господствующим в нем общественным… … Юридическая энциклопедия

  • Судебная система Израиля — Государство Израиль Эта статья из цикла статей: Политика и правительство Израиля … Википедия

  • Юридическая ответственность — Юридическая ответственность это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение. Юридическая ответственность правоотношение, в которое вступает государство, в лице его компетентных органов, и … Википедия

Как не нарушить Трудовой кодекс и «остаться в живых»

Сегодня рассматриваем самые распространенные нарушения трудового законодательства и штрафы, которые за них положены. Да-да, сотрудников интернет-магазинов они тоже касаются! Сохраните себе эту статью, чтобы не потерять и не забыть.

1. Работа без оформления ИП или ООО

Это нарушение относится к экономическим преступлениям — а именно к незаконной предпринимательской деятельности. Если вы открыли интернет-магазин, но не зарегистрировались в качестве ИП или ООО — то сильно рискуете. Помимо самой незаконной деятельности, вы этим самым нарушите еще ряд требований: не сможете выдавать покупателям чеки (ведь онлайн-кассу нужно регистрировать на компанию, которой у вас фактически нет), платить налоги (с несуществующей фирмы?), трудоустраивать сотрудников (куда?). Да и поставщики с опаской относятся к частникам, предпочитая сотрудничать с ИП или юрлицом.

Понятно, что многие так работают — в соцсетях масса магазинчиков, которыми занимаются частные лица, но это не повод нарушать закон. Также есть мнение, что если ваш доход менее 100 тысяч в месяц, можно ничего не оформлять. На самом деле это не так: незаконная предпринимательская деятельность — это когда вы постоянно получаете прибыль и не платите налоги. Проверить владельца такого магазинчика проще простого — причем сделать это может как налоговая, так и отдел по борьбе с экономическими преступлениями.

Чем рискуем?

  1. Штрафы от ОБЭП: 500-2000 рублей.
  2. Штрафы от налоговой: если вы начали бизнес и не зарегистрировались в качестве ИП — от 20 000 рублей, если занимаетесь этим уже более 3 месяцев — от 40 000 рублей или 20 процентов от прибыли. Подробнее об этом мы писали в статье о проверках интернет-магазина.

2. Работа без договора

Это касается тех предпринимателей, которые берут на работу сотрудников, не оформляя при этом трудовой договор или договор подряда. К сожалению, такая практика распространена до сих пор. Особенно этим грешат начинающие предприниматели, у которых каждая копейка на счету. Если взять в штат хотя бы одного сотрудника — нужно будет платить за него налоги, пенсионные и страховые отчисления… А если вы периодически привлекаете удаленных работников (программиста, дизайнера, копирайтера и других) — с ними тоже нужно заключить гражданско-правовой договор или договор подряда. Кроме того, в договоре должны быть указаны условия работы сотрудника, а его второй экземпляр должен выдаваться человеку на руки.

Все ли это делают, скажите честно? Это накладно и муторно — но обязательно, и ничего с этим не поделаешь.

Обиженный сотрудник может обратиться в трудовую инспекцию или нажаловаться в налоговую. И привет, проверки и штрафы! Неоформление трудового, гражданско-правового договора или неправильное его оформление карается административным штрафом. Должностные лица выплатят от 10 до 20 тысяч рублей, юрлицам не повезет больше — штраф составляет от 50 до 100 тысяч.

3. “Черная” зарплата

Еще одно распространенное нарушение ТК — выдавать людям зарплату в конвертах. Часто делается так: работник оформляется по минималке, чтобы делать меньше отчислений, а оставшаяся часть выдается ему на руки. Вроде бы всем хорошо: работодатель сокращает расходы на налоги, сотрудник в итоге все равно получает свои деньги. Но Трудовой кодекс категорически против. В первую очередь это ущемление прав работников, размер пенсии которых будет зависеть от размера зарплаты.

Затеять проверки и выяснения может налоговая и трудовая инспекции, а также прокуратура — в зависимости от того, куда сотрудник обратится. Административный штраф зависит от суммы неуплаченных налогов и взносов. Это 20 процентов от суммы неуплаченных налогов и от 5 до 10 тысяч рублей — за неуплаченные страховые взносы. А еще есть уголовная ответственность за неуплату налогов в крупном размере. Например, если сумма всех невыплаченных государству налогов накопилась приличная и составляет более 2 миллионов рублей, пожалуйте под суд. Наказанием может стать штраф в размере от 100 до 300 тысяч рублей; арест сроком до полугода или даже лишение свободы до двух лет.

4. Невыплата зарплаты

Все, что касается махинаций с зарплатой (невыплата денег, задержка, зарплата ниже прожиточного минимума — сейчас он, как и МРОТ, составляет 11 163 рубля, выдача зарплаты продуктами или другими товарами, как в 90-е годы — кирпичами, унитазами и так далее) — то подвластно Трудовому кодексу. Выдал зарплату не 15 числа, а 16-го — виноват. Не нашел денег на аванс, обещал оплатить все разом в начале месяца, — виноват. Это инспекции вы будете объяснять, что у вас проблемы с поставщиками и перебои с заказами, поэтому деньги людям платить нечем. Увы, все это только ваши проблемы, государство они не волнуют. Однако, как говорят успешные предприниматели, сначала рассчитайтесь с людьми, очистите совесть, а потом уж не забудьте себя.

Да все тем же — рублем. Это нарушение относится к статье 5.27 КоАП, конкретно — к пункту невыплаты зарплаты. Если не можете выполнять требования ТК — платите штраф от 10 до 20 тысяч рублей, если вы ИП, или от 30 до 50 тысяч — если юридическое лицо. Если вас уже разок оштрафовали, но вы вновь наступили на те же грабли — штрафы будут уже больше: от 10 до 30 тысяч и от 50 до 100 соответственно.

Это еще не все. В Уголовном кодексе тоже есть статья — 145.1. Если вы более 2 месяцев вообще не платили человеку зарплату или платили меньше МРОТ, платите от 100 до 500 тысяч рублей или лишайтесь свободы от года до трех лет. Суд еще может лишить вас права заниматься предпринимательской деятельностью на несколько лет. Если выплачивали частично — штраф снижается до 120 тысяч рублей и менее.

5. Выход на работу сверхурочно без компенсации

Знакомая ситуация — вы просите менеджера поработать в выходной, потому что сезон в разгаре, заказов много, и лишаться прибыли не хочется? Менеджер соглашается, отменяет планы и пашет в свой выходной день — но получает ли за это компенсацию?

Трудовой кодекс гласит, что работать в неделю нужно не более 40 часов. Все что свыше — уже переработка. Кроме того, сотрудника нужно спрашивать, согласен ли он, а не ставить перед фактом, да еще и под угрозой увольнения (об этом расскажем чуть ниже). За сверхурочную работу владелец бизнеса должен выплатить компенсацию в повышенном размере или предоставить работнику выходной. Повышенный размер также четко фиксируется в ТК. С 1 июля 2018 года компенсация выходных и праздничных дней, проведенных на работе, оплачивается в двойном размере. Если сотрудник отработал только несколько часов — значит, эти часы будут стоить работодателю в 2 раза дороже.

Отдельно скажем о ненормированном рабочем дне. Все эти объявления с условиями “ненормированный рабочий день” в большинстве своем незаконны, потому что вряд ли сотрудники получают все необходимые компенсации. Ненормированный рабочий день превращается в пахоту с 8 утра до 10 вечера, и так каждый день. Меж тем по новым поправкам ненормированный график вводится лишь в том случае, если сотрудник работает полный день — и трудовая неделя при этом должна быть неполной. То есть отпахал 14 часов в день — потом отдыхай, дорогой. И это не касается тех сотрудников, которые работают неполный день.

Это нарушение относится к той же статье КоАП, что и предыдущее. Соответственно, и штрафы будут теми же. Уголовного наказания, слава богам, не предусмотрено.

6. Отказ в приеме на работу

Любой человек вправе искать работу и находить ее. Расслабьтесь — не каждого человека с улицы можно не принять на работу. Речь идет только о необоснованном отказе — например, если кандидат соответствует вашим требованиям, но лично вам не понравился. Или пришла девушка — отличный специалист, умница, но беременная — а значит, долго не проработает. Даже объявления “требуется сотрудник не старше 40 лет” — уже возрастная дискриминация. Сейчас их все меньше и меньше — люди научились отстаивать свои права.

Как гласит 64 ТК РФ, необоснованный отказ — это вообще без указания причины, по личным причинам, которые не имеют никакого отношения к деловым качествам претендента, или по половому, возрастному признаку (дискриминация работника).

Что делать работодателю в такой ситуации? Все мы прекрасно понимаем, что девушка в декрете действительно много не наработает, а человек, который уже с первой встречи произвел плохое впечатление, вряд ли впишется в коллектив. Значит, нужно ввести четкие критерии отбора — собеседование, тестирование сотрудников, обладание профессиональными знаниями и умениями.

Иском в суд. Отвергнутый кандидат может обратиться в трудовую инспекцию или в суд. Также за необоснованный отказ беременной женщине или той, кто имеет ребенка до трех лет (если начальник не объяснил объективной причины) может наступить уголовная ответственность по статье 145 Уголовного кодекса РФ. Штраф составит до 200 тысяч рублей или обязательные работы.

7. Незаконное увольнение

Согласно статье 81 ТК, уволить работника можно лишь по нескольким причинам. Это ликвидация организации, сокращение штатов, прогулы, неисполнение должностных обязанностей, совершение аморального поступка и других. Но случается так, что коса находит на камень — ну не уживается руководитель и один из сотрудников, и все тут. При этом неугодный работник должностные инструкции выполняет, не придерешься — да только вносит смуту в коллектив, хамит и гадит коллегам. Что с таким делать?

Как правило, таких токсичных сотрудников настойчиво просят написать заявление по собственному желанию. Или устроить сокращение штатов — но при этом не забудьте, что вы должны будете выплатить компенсацию — три оклада и предупредить человека за два месяца. Но даже если все пройдет полюбовно, нет никакой гарантии, что обиженный все же пойдет жаловаться. В этом случае мы бы посоветовали обезопасить себя — выплатить смутьяну компенсацию или пристроить в другое место, чтобы не ушел обиженным.

Административным штрафом — для ИП он составит 1000–5000 рублей, для юрлиц — от 30 до 50 рублей, также возможно приостановление деятельности на три месяца. Если вы уволили беременную или женщину с ребенком до 3 лет — опять вступает в силу статья 145 на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 Уголовного кодекса. Штрафы те же — до 200 000 рублей или обязательные работы.

8. Работа без отпусков

Даже в горячие деньки, сезоны скидок и распродаж, наплыва клиентов люди имеют право ходить в отпуск. Возможны варианты перенести или отменить отпуск — но только с согласия сотрудника. И тут есть нюанс — не брать отпуск в течение двух лет уже нельзя. Статья 123 Трудового кодекса это подтверждает. Если вы отпускаете сотрудников в отпуск и соблюдаете графики отпусков — спасибо! Если нет — придется ответить по закону.

Как обычно, штрафами. За непредоставление отпуска ИП выплатит штраф от 1000 до 5000 рублей, юрлицо — от 30 до 50 тысяч. За несоставление графика отпусков суммы штрафов те же.

9. Штрафы

Штрафовать сотрудников нельзя — хотя во многих интернет-магазинах это практикуется. Опоздал на 5 минут — штраф. Не перезвонил клиенту — плати рублем. Не выполнил план продаж — вычтем из зарплаты определенную сумму. Это запрещено. Трудовой кодекс обозначает виды наказаний за неисполнение трудовых обязанностей или нарушений трудовой дисциплины. Это замечание, выговор и увольнение — штрафов, как видите, в этом списке нет. Исключение составляет только материальная ответственность за причинение конкретного ущерба. Неполученная прибыль (сотрудник сделал план по продажам не 200 тысяч, а 100) к ним не относится. В случае нарушения закона работник может обратиться с жалобой в трудовую инспекцию или в суд.

Административной и уголовной ответственностью. Для должностных лиц штраф за штрафы составит от 1 до 5 тысяч, для организации — от 30 до 50 тысяч. Если штрафы назначались систематически в течение хотя бы трех месяцев — наступает уголовная ответственность.

Итак, вот основные нарушения трудового законодательства, актуальные на настоящий момент. Возможно, в 2019 году нас ждут новые изменения в ТК — будьте внимательны и не нарушайте закон. Удачи в бизнесе!

1. Административная ответственность. Понятие

Административная ответственность – ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения; одна из форм юридической ответственности, менее строгая, чем уголовная ответственность. (Большой юридический словарь. — М.: Инфра — М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.).

Административная ответственность — вид ответственности, заключающийся в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с национальным законодательством… (извлечение из Постановления N 47-13 Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ «О Глоссарии терминов и понятий, используемых государствами — участниками СНГ в пограничной сфере» (Принято в г. Санкт-Петербурге 13.04.2018)).

Административная ответственность (в юридической литературе) — комплекс неблагоприятных для лица правовых последствий в виде предусмотренных административно-правовой нормой мер административного наказания, применяемых уполномоченным органом, должностным лицом или судьей в связи с совершением этим лицом административного правонарушения.

В содержание административной ответственности входят следующие элементы:

  • отрицательная оценка противоправного действия (бездействия) и субъекта, его совершившего, выражающаяся в осуждении виновного от имени государства;
  • назначение виновному лицу административного наказания;
  • неблагоприятные юридические последствия для лица, привлеченного к административной ответственности, связанные с состоянием административной наказанности (статья 4.6 КоАП РФ).

2. Административная ответственность граждан

Согласно ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

3. Административная ответственность
индивидуальных предпринимателей

В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Согласно п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при решении вопроса о том, на основании каких норм КоАП РФ несут ответственность индивидуальные предприниматели, совершившие правонарушения в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, судам необходимо руководствоваться примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ. Если административное правонарушение не связано с предпринимательской деятельностью, индивидуальный предприниматель несет ответственность как гражданин.

4. Административная ответственность
должностных лиц

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В примечании к данной статье приводится определение должностного лица — это лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов РФ, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

В п. 1 ст. 3.2 КоАП РФ указаны виды административных наказаний. При этом каких-либо оговорок относительно того, что какие-либо из них не могут применяться к должностным лицам, КоАП РФ не содержит. Таким образом, к должностным лицам могут быть применены все административные наказания, предусмотренные п. 1 статьи 3.2 КоАП РФ.

5. Административная ответственность
юридических лиц

Пунктом 2 ст. 2.1 КоАП РФ установлен следующий порядок определения вины юридического лица: юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В п. 2 ст. 3.2 КоАП РФ перечислены виды наказаний, которые могут быть применены к юридическим лицам:

  1. предупреждение;
  2. административный штраф;
  3. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  4. административное приостановление деятельности.

6. Общие, специальные и особые субъекты
административной ответственности

КоАП РФ выделяет два вида субъектов административной ответственности — физические и юридические лица.

В теории административного права выделяют общие, специальные и особые субъекты административной ответственности.

1. Общие субъекты (возраст, по достижении которого наступает административная ответственность).

В соответствии со статьей 2.3 КоАП РФ, по общему правилу административной ответственности подлежит лицо:

  • достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
  • вменяемое лицо, т.е. способное по состоянию своего психического здоровья осознавать фактическую сторону и социальный смысл своего поведения и руководить им (ст. 2.8 КоАП РФ).

Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков субъекта административного правонарушения влечет за собой отсутствие состава административного правонарушения, что является обстоятельством, исключающим административную ответственность (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Лиц, обладающих такими признаками как «достижение 16-летнего возраста» и «вменяемость», принято называть общими субъектами. К ним относятся: граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (см. статью 2.6 КоАП РФ).

2. Специальные субъекты административной ответственности — лица, которые характеризуются рядом специфических признаков, прямо указанных в правовой норме и обязательных для данного состава правонарушения. К таким субъектам, в частности, относятся:

  • должностные лица, которые привлекаются к административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей (статья 2.4 КоАП РФ);
  • родители или иные законные представители несовершеннолетних, которые несут ответственность за невыполнение возложенных на них обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав несовершеннолетних (статьи 5.35 и 20.22 КоАП РФ);
  • собственники (владельцы) транспортных средств, совершившие административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов РФ, выявленные и зафиксированные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (статьи 2.6.1 КоАП РФ);
  • собственники или иные владельцы земельных участков либо других объектов недвижимости, совершившие административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов РФ, в части содержания, эксплуатации, перемещения, переоборудования либо разрушения объектов благоустройства в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (статья 2.6.2 КоАП РФ).

3. Особые субъекты административной ответственности — лица, обладающие полным или частичным иммунитетом от административной юрисдикции. К таким лицам, в частности, относятся:

1) установленные Конституцией РФ и федеральными законами должностные лица Российской Федерации, выполняющие определенные государственные функции, в отношении которых действуют особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности (ч. 2 ст. 1.4 КоАП РФ):

  • зарегистрированные кандидаты на должность Президента РФ (ст. 42 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»);
  • члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»);
  • зарегистрированные кандидаты в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ст. 47 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»);
  • зарегистрированные кандидаты в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления, зарегистрированный кандидат на должность выборного должностного лица местного самоуправления (ст. 41 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», далее — Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации);
  • Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (ст. 12 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»);
  • члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, председатели избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (п. 18 ст. 29 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации);
  • судьи (ст. 122 Конституции РФ, ст. 15 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», ст. 16 Закона от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» ст. 2 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»);
  • прокуроры (ст. 42 и абз. 2 ст. 54 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре Российской Федерации).

2) иностранные граждане, пользующиеся дипломатическим иммунитетом (ч. 3 ст. 2.6 КоАП РФ). В соответствии с нормами международного права, закрепленными, в частности, в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. и других международных правовых актах, к ним относятся главы иностранных дипломатических представительств, члены дипломатического персонала и члены их семей;

3) военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов, которые несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. Исключение составляют административные правонарушения, перечисленные в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, за которые они несут ответственность на общих основаниях;

4) несовершеннолетние. Частью 2 статьи 2.3. КоАП РФ установлено факультативное основание освобождения от административной ответственности лиц от 16-и до 18-и лет, т.е. несовершеннолетних, но достигших возраста привлечения к административной ответственности. Условием освобождения от административной ответственности данной категории субъектов является применение комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав иных мер, предусмотренных законодательством в качестве альтернативы административной ответственности к несовершеннолетнему нарушителю.

7. Административная и уголовная
ответственность за одно и то же деяние

В ст. 2.1 КоАП РФ отсутствует положение о том, что административная ответственность за правонарушения наступает, если они не влекут за собой уголовной ответственности. Однако об этом говорится в п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, согласно которой наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о возбуждении уголовного дела является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Кроме того, в отдельных статьях Особенной части КоАП РФ имеется оговорка «если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния» (например, статьи 5.16, 5.19, 5.20 КоАП РФ). Таким образом, для признания деяния административным правонарушением необходимо, чтобы оно не содержало признаков преступления.

Таким образом, квалификация одного и того же деяния в качестве преступления и административного правонарушения недопустима. Из вышеуказанного можно сделать вывод и о том, что при наличии в деянии признаков и преступления, и административного правонарушения приоритет имеет ответственность уголовная, а не административная. Так полагает ряд авторов в связи с тем, что приоритет уголовного законодательства над административным объясняется поглощением уголовной противоправностью всех иных видов противоправности, поглощением составом преступления состава административного правонарушения.

Вместе с тем правоприменительная практика не всегда следует указанным теоретическим положениям и исходит из противоположного принципа. Например, в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» (в редакции от 3 декабря 2013 г.) судам разъяснено, что «когда допущенное лицом административное правонарушение содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности».

Тем самым Верховный Суд РФ четко сформулировал правило о приоритете норм административного права перед нормами уголовного. Однако данное правило разрешения коллизий формально имеет юридическое значение только для коллизий норм, регламентирующих разные виды ответственности за нарушение правил хранения или ношения оружия, а также за некоторые другие действия, связанные с незаконным оборотом оружия. На иные нормы уголовного и административного законодательства это правило можно распространить лишь по аналогии, которая, как известно, в уголовном праве недопустима.

8. Административная ответственность за одно правонарушение
и должностного и юридического лица

Согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за то же правонарушение лица физического. Равно привлечение к административной (уголовной) ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за то же правонарушение юридического лица. Другими словами, по одному и тому же факту выявленных нарушений в деятельности юридического лица допускается привлечение к административной ответственности должностного лица (например, руководителя) соответствующего предприятия, организации.

Пример. Организация (общество) Управлением Роспотребнадзора привлечено к административной ответственности по ч. 2 статьи 14.8 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа. Управлением установлено, что в нарушение положений статьи 16 закона о защите прав потребителей в договор с гражданином-потребителем включены условия, нарушающие его права.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Таким образом, в силу ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ привлечение к административной ответственности юридического лица (организации) не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение должностного лица (например, руководителя данной организации).

Выбор меры административного наказания к юридическому и должностному лицу

В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

«При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения.

Поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц.

Привлечение к уголовной ответственности должностного лица не может в силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности».

9. Порядок привлечения к административной ответственности

Части 1 — 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ содержат закрытый перечень поводов для возбуждения дела об административном правонарушении. Одним из них, например, является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В соответствии с п. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением отдельных предусмотренных КоАП РФ случаев, определенных ст. 28.4, ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 КоАП РФ).

Согласно пп. 1 — 2 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В отдельных случаях, указанных в ст. 28.7 КоАП РФ, проводится административное расследование.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ.

Далее протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (п. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).

Затем осуществляется рассмотрение дела об административном правонарушении, по результатам которого может быть вынесено постановление:

  1. о назначении административного наказания;
  2. о прекращении производства по делу об административном правонарушении (п. 1 ст. 29.9 КоАП РФ).

10. Крайняя необходимость исключает производство
по делу об административном правонарушении

В соответствии со статьей 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Действие лица в состоянии крайней необходимости относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Если лицо, совершившее административно наказуемое деяние, находилось в состоянии крайней необходимости, то производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

11. Невменяемость – основание для освобождения
от административной ответственности

В соответствии со статьей 2.8 КоАП РФ, не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Состояние невменяемости свидетельствует об отсутствии одного из признаков состава административного правонарушения, характеризующих его субъект. В связи с этим лицо, совершившее административно наказуемое деяние в состоянии невменяемости, не подлежит административной ответственности и производство по делу об административном правонарушении должно быть прекращено (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

12. Малозначительность административного правонарушения –
возможность освобождения от административной ответственности

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Основным критерием малозначительности правонарушения является отсутствие в результате его совершения существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что «малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений».

Вместе с тем, соответствии с разъяснениями, содержащимися в том же пункте 21 Постановления Пленума ВС РФ № 5, «с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. К ним, в частности, относятся административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.8, 12.26 КоАП РФ».

Следует обратить внимание на то, что статья 2.9 КоАП РФ устанавливает право, а не обязанность органа, должностного лица или судьи, уполномоченных рассматривать дело об административном правонарушении, освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния с применением к нему такой меры воздействия, как устное замечание.

Принятие решения о малозначительности административного правонарушения и объявление лицу, его совершившему, устного замечания влечет прекращение производства по делу об административном правонарушении (ст. 29.9, п. 3 ч. 1 ст. 30.7, п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ).

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *