Незаконная забастовка

Пошаговая инструкция

Забастовка иногда становится единственным способом добиться «взаимопонимания» с руководством, которое игнорирует пожелания своих сотрудников.

Согласно Трудовому кодексу (далее — ТК), причиной этой акции может быть задержка или невыплата зарплаты, ненормированный рабочий день, непредоставление отпуска и т. п.

Бастующие рабочие

Работодатель не имеет права отказаться от переговоров с организаторами забастовки.

Вам понадобится:

  • общее собрание коллектива;
  • письменные требования к работодателю;
  • создание примирительной комиссии;
  • протокол разногласий;
  • письменное оповещение работодателя.

Инструкция

1 — Право на забастовку закреплено в статье 37 Конституции РФ как легальное средство защиты своих прав и интересов. Причем, ст. 415 ТК говорит, что увольнение работников, участвующих в этом коллективном трудовом споре, — незаконно. Также незаконными являются принуждения руководства к отказу от забастовки. Более того, для проведения собраний администрация предприятия обязана предоставить бастующим специальное помещение.

2 — Но прежде чем организовывать забастовку, проведите общее собрание сотрудников и сформируйте требования к администрации предприятия. Ваши претензии должны быть четкими и конкретными. Например, повысить безопасность труда, индексировать заработную плату и т. д.

3 — Выдвиньте свои требования в письменной форме работодателю, чтобы они имели юридическую силу. Дождитесь его ответа. Он обязан ответить вам в течение трех дней.

4 — В случае отказа идти на уступки, организуйте примирительную комиссию из представителей работодателя и работников. Она должна в пятидневный срок урегулировать все ваши разногласия. Если помириться так и не удалось, урегулированием коллективных споров занимается специальный посредник из Министерства труда. В случае, когда ему это тоже не по силам, между противоборствующими сторонами подписывается так называемый протокол разногласий. К разрешению конфликта привлекается также трудовой арбитраж.

5 — Если конфликт не исчерпан, проведите общее собрание коллектива и объявите о долгожданной забастовке. За нее должна проголосовать как минимум половина собравшихся. Все данные о проведении собрания занесите в протокол.

6 — За 10 дней до забастовки предупредите работодателя о ее проведении в письменной форме. Назовите дату и время начала забастовки, предполагаемое количество участников и продолжительность. Кстати, закон не определяет, сколько человек может принимать участие в стачке. Это может быть как весь коллектив, так и одна служба или отдел.

Обратите внимание

Обратите внимание на все юридические тонкости организации забастовки, иначе ее могут признать незаконной и бастующие потеряют свои рабочие места.

Полезные советы

Учтите также, что не всем категориям служащих разрешено проводить забастовки. Они запрещены для военных, сотрудников правоохранительных органов и ФСБ, врачей скорой помощи, то есть, тех лиц, работа которых связана с безопасностью людей, защитой их здоровья и жизненно важных интересов общества.

А вот, что разъясняют по этому поводу сами правоохранители:

Прокуратура Ленинградской области разъяснила работникам и работодателям, как правильно бастовать. Надзорное ведомство опубликовало на своем сайте инструкцию для потенциальных забастовщиков. В публикации говорится о том, когда нужно предупредить работодателя об акции протеста. Речь также идёт о том, каким образом принимается решение о проведении забастовки. Активистам также напомнили о существовании ответственности за незаконные стачки. Конкретные санкции прокуратура предпочла не называть:

В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора.

Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.

Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность…

Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

Согласно ст. 410 Трудового кодекса Российской Федерации решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора.

Решение об участии работников данного работодателя в забастовке, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), принимается собранием (конференцией) работников данного работодателя без проведения примирительных процедур.

Собрание работников данного работодателя считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа работников. Конференция работников данного работодателя считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей делегатов конференции.

Работодатель обязан предоставить помещение и создать необходимые условия для проведения собрания (конференции) работников и не имеет права препятствовать его (ее) проведению.

Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.

О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за пять рабочих дней. О начале забастовки, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), объединение работодателей, иные представители работодателей должны быть предупреждены в письменной форме не позднее чем за семь рабочих дней.

Согласно ст. 413 Трудового кодекса Российской Федерации решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.

В соответствии со ст. 417 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена дисциплинарная ответственность работников за незаконные забастовки.

Представительный орган работников, объявивший и не прекративший забастовку после признания ее незаконной, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.

Кроме того, за самовольное прекращение работы либо оставление места работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора лицом, обеспечивающим безопасность соответствующего вида деятельности для населения, если такие действия (бездействие) запрещены федеральным законом, а также организацию их действий (бездействия) предусмотрена административная ответственность, предусмотренная ст. 20.26 КоАП РФ.

Добавим, что за совершение дисциплинарного проступка (неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей) работодатель вправе применить одно из трёх дисциплинарных взысканий. Это замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям, гласит статья 192 ТК РФ. Штрафы по статье 20.26 КоАП достигают 2,5 тысяч рублей.

Напомним, правовые основы деятельности, функции и полномочия прокуратуры закреплены в федеральном законе от 17.01.1992 N 2202-1.

Как отметил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17.05.1995 N 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 12 Закона СССР от 9 октября 1989 года «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» (в редакции от 20 мая 1991 года) в части, запрещающей проведение забастовок работниками гражданской авиации, в связи с жалобой Профсоюза летного состава Российской Федерации», ограничение права на забастовку не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права. Исходя из положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах запрет права на забастовку допустим в отношении лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции и администрации государства (ч. 2 ст. 8), а в отношении других лиц ограничения возможны, если они необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод других лиц (п. «c» ч. 1 ст. 8). При этом регламентация права на забастовку международно-правовыми актами о правах человека отнесена к сфере внутреннего законодательства. Но это законодательство не должно выходить за пределы допускаемых данными актами ограничений.

Возможность ограничения права на забастовку отдельных категорий работников с учетом характера их деятельности и предлагаемых последствий прекращения ими работы прямо вытекает из положений ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, предусматривающей, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а также ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Тем самым Конституция РФ определяет для законодателя рамки возможных ограничений.

Выработанный Конституционным Судом РФ подход по вопросу о возможности ограничения права на забастовку в полной мере поддержан ВС РФ. В Постановлении Пленума ВС РФ от 31.10.1995 N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» подчеркивается: ограничение права на забастовку допустимо лишь для тех категорий работников, в отношении которых с учетом характера их деятельности и возможных последствий прекращения ими работы необходимость запрета на проведение забастовки прямо вытекает из названных выше положений Конституции РФ. Ограничение права на забастовку большего круга работников, чем это необходимо для достижения целей, указанных в ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, неправомерно.

Используя предусмотренное Конституцией РФ право, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения права на забастовку. К ним относятся:

— запрещение прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора для государственных гражданских служащих (п. 15 ч. 1 ст. 17 Закона о государственной гражданской службе);

— недопустимость забастовок авиационного персонала гражданской авиации, осуществляющего обслуживание (управление) воздушного движения (п. 1 ст. 52 Воздушного кодекса РФ);

— недопустимость забастовок работников ядерных установок и пунктов хранения, если в результате их проведения может произойти нарушение работоспособности ядерной установки или пункта хранения, будет затруднено выполнение работниками ядерных установок или пунктов хранения своих служебных обязанностей либо будут иметь место иные угрозы безопасности населения, окружающей среды, здоровью, правам и законным интересам других лиц (ст. 39 Закона об использовании атомной энергии);

— недопустимость прекращения работы как средства разрешения коллективного трудового спора в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»);

— запрещение муниципальным служащим прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора (п. 14 ч. 1 ст. 14 Закона о муниципальной службе).

8. Не все ограничения, установленные федеральным законодательством, представляются абсолютно бесспорными с точки зрения применения конституционных принципов установления пределов прав и свобод человека. Так, МОТ признает возможным запретить участие в забастовках только тем государственным служащим, которые реализуют властные полномочия от имени государства. Конституция РФ, как уже отмечалось, допускает ограничение прав лишь: 1) для защиты определенных социальных ценностей (основ конституционного строя и др.); 2) в той мере, в какой это необходимо для обеспечения защиты этих ценностей. Тем не менее Закон о государственной гражданской службе запрещает участие в забастовках всем без исключения гражданским служащим, а Закон о муниципальной службе — всем муниципальным служащим. Ограничение организации и проведения забастовок предусмотрено и для работников железнодорожного транспорта общего пользования, деятельность которых связана с движением поездов, маневровой работой, а также с обслуживанием пассажиров, грузоотправителей (отправителей) и грузополучателей (получателей) на железнодорожном транспорте общего пользования (ст. 26 Закона о железнодорожном транспорте).

9. Пленум ВС РФ Постановлением от 17.03.2004 N 2 среди оснований для признания забастовки незаконной в случае нарушения сроков, процедур и требований, установленных ТК, называет следующие:

— не были проведены примирительные процедуры до объявления забастовки (ст. ст. 401 — 404);

— решение о проведении забастовки принято в отсутствие необходимого кворума (ч. 3 ст. 410);

— за решение о проведении забастовки проголосовало менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции);

— за утверждение решения о проведении забастовки (при невозможности проведения собрания, созыва конференции) представительный орган работников собрал недостаточное количество подписей работников (ч. 5 ст. 410);

— не был обеспечен минимум необходимых работ в организациях, филиалах, представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества (ч. ч. 3 — 8 ст. 412);

— работодатель не был предупрежден в письменной форме о начале предстоящей забастовки в установленный кодексом срок (ч. 8 ст. 410) (п. 59 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).

К этому перечню необходимо добавить такое основание, как проведение забастовки позднее чем через два месяца после ее объявления (см. коммент. к ст. 410).

10. Важнейшим и наиболее распространенным на практике основанием признания забастовки незаконной является нарушение процедур разрешения коллективного трудового спора. К ним необходимо отнести:

— нарушение сроков, предусмотренных ст. ст. 399 — 404, 410 ТК;

— объявление забастовки без проведения примирительных процедур;

— проведение забастовки без определения минимума необходимых работ (услуг);

— объявление забастовки с нарушением порядка, предусмотренного ст. 410 ТК;

— невыполнение требований ст. 412 ТК об обеспечении общественного порядка, сохранности имущества, продолжения работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей;

— организация забастовки представителями работодателя (ч. 5 ст. 409 ТК) и др.

11. Судебная практика по применению аналогичных норм ранее действовавшего законодательства исходит из того, что порядок проведения примирительных процедур и объявления забастовки должен соблюдаться неукоснительно. Забастовки, объявленные без прохождения примирительных процедур, признаются незаконными (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 26.08.2005 N 93-Г05-14 по кассационной жалобе представителя работников цеха технологического автотранспорта ЗАО «Серебро Магадана» Микая Б.В. на решение Магаданского областного суда от 24.06.2005 по заявлению ЗАО «Серебро Магадана» о признании забастовки коллектива цеха технологического автотранспорта ЗАО «Серебро Магадана» 12.06.2005 незаконной; Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 07.09.2012 N 83-АПГ12-5).

Не вызывает сомнений в судебной практике и оценка забастовок, объявленных с нарушением правил, установленных ст. 410 ТК (не на общем собрании, без наличия требуемого кворума и т.п.).

12. Надо подчеркнуть, что необеспечение минимума необходимых работ (услуг), которое до 05.12.2011 служило основанием для признания забастовки незаконной, в настоящее время может повлечь только приостановление забастовки судом до выполнения работниками и представительным органом работников соответствующих требований (ч. 8 ст. 412 ТК в ред. Федерального закона от 22.11.2011 N 334-ФЗ).

В соответствии с вновь введенными правилами отсутствие согласованного минимума работ (услуг), т.е. проведение забастовки без достижения соответствующего соглашения, будет являться нарушением установленных законом требований к проведению забастовки (ч. 3 ст. 413 ТК) и, следовательно, может повлечь признание забастовки незаконной. Невыполнение же или (выполнение не в полном объеме) согласованного круга работ (услуг) влечет приостановление забастовки.

Важно отметить, что судебная практика о признании забастовок незаконными неизменно проверяет обстоятельства, связанные с определением минимума необходимых работ (услуг). Проведение забастовки, в т.ч. предупредительной, в отсутствие соответствующего соглашения рассматривается как признак ее незаконности (Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 25.05.2012 N 33-АПГ12-2, решение Ленинградского областного суда от 05.03.2012 по делу N 3-6/2012).

13. Дела о признании забастовок незаконными отнесены к компетенции верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономных областей и автономных округов. Они рассматриваются в порядке искового производства по заявлению работодателя или прокурора, который выступает в защиту прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (п. 3 ст. 35 Закона о прокуратуре).

14. Гражданско-процессуальное законодательство не предусматривает каких-либо особенностей рассмотрения дел о признании забастовок незаконными. Они рассматриваются в исковом порядке.

15. В ходе судебного разбирательства возможно заключение мирового соглашения. В судебной практике подобные случаи встречаются. Например, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда утвердила мировое соглашение между Федеральной авиационной службой России и Федерацией профсоюзов авиадиспетчеров России, согласно которому Федерация профсоюзов признала ошибочность направления требований к Федеральной авиационной службе и частичное нарушение порядка их выдвижения, а Федеральная авиационная служба отказалась от исковых требований.

16. Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку. Этот орган участвует в процессе рассмотрения дела о признании забастовки незаконной как представитель работников (ответчик), владеет информацией о совершаемых процессуальных действиях, представленных доказательствах и о принятом решении. Он обязан информировать работников о вынесенном судом решении немедленно (в день вынесения решения). Это имеет существенное значение в случае признания забастовки незаконной, поскольку работники должны на следующий день после принятия решения прекратить ее.

Указанное требование должно относиться и к доведению до работников решения суда о приостановке или об отсрочке забастовки.

17. Часть 6 комментируемой статьи содержит определенную неточность: с одной стороны, решение суда о признании забастовки незаконной подлежит немедленному исполнению; с другой — оно должно вступить в законную силу.

Эта неточность с успехом преодолевается правоприменительной практикой. Решение суда о признании забастовки незаконной исполняется немедленно, т.е. до вступления в законную силу (см. коммент. к ст. 417).

18. Признание забастовки незаконной влечет немедленное ее прекращение или отказ от проведения забастовки, если она была объявлена, но еще не начата. В такой ситуации коллективный трудовой спор должен разрешаться путем возобновления примирительных процедур или проведения переговоров.

Если основанием признания забастовки незаконной послужило нарушение процедур разрешения коллективного трудового спора, работники могут попытаться объявить забастовку еще раз, исправив допущенные нарушения. Например, решение об объявлении забастовки было принято общим собранием, на котором в нарушение требований ст. 410 ТК присутствовало менее половины работников. После признания забастовки незаконной и возобновления работы представительный орган работников может вновь созвать общее собрание, чтобы принять решение о проведении забастовки в строгом соответствии с законодательством.

Не исключен и такой вариант: после признания забастовки незаконной требования работников остаются неудовлетворенными и уже не рассматриваются, коллективный трудовой спор прекращается.

В конечном счете решение о судьбе конкретного трудового спора принимают работники (их представительный орган).

19. Признание незаконной предупредительной забастовки практически не прерывает рассмотрения коллективного трудового спора с использованием примирительных процедур и имеет значение лишь для оценки действий работников и их представителей, поскольку такая забастовка непродолжительна и, как правило, уже завершена к моменту рассмотрения спора судом.

20. Часть 7 комментируемой статьи предусматривает возможность отсрочки или приостановления забастовки. Решение об этом принимает суд.

Основанием для таких действий может служить только создание непосредственной угрозы жизни и здоровью людей.

Законодательство не устанавливает конкретного механизма отсрочки (приостановления) забастовки: в каком порядке, по чьей инициативе принимается такое решение, как оно должно исполняться. Основываясь на судебной практике, можно предположить, что приостановление начавшейся или отсрочка еще не начавшейся забастовки на срок до 15 дней возможны в процессе рассмотрения или подготовки к рассмотрению дела о признании забастовки незаконной при наличии обстоятельств, позволяющих опасаться причинения вреда жизни и здоровью людей.

21. Правом приостановить забастовку наделено также Правительство РФ. Оно может вынести соответствующее решение в случаях, имеющих особую роль для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации в целом или отдельных территорий. В этих случаях забастовка может быть приостановлена максимум на 10 календарных дней до рассмотрения вопроса соответствующим судом.

§ 11. Правовые последствия законной и незаконной забастовок

Признание забастовки незаконной производится решением Верховного суда республики, края, областным судом, судами горо­дов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономно­го округа. Такое решение суд принимает по заявлению работода­теля или прокурора и доводит до органа, возглавляющего забас­товку. Последний обязан немедленно проинформировать о решении суда участников забастовки. Незаконными признаются забастовки, если они были объявлены без соблюдения сроков, примирительных процедур и требований Закона, а также забас­товки работников, которым Закон ограничивает право на забас­товку (правоохранительных органов и др.), и забастовки в период чрезвычайного положения. Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленно­му исполнению. В этом случае работники обязаны прекратить за­бастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку. Суд также вправе отложить не начавшуюся забастовку в случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей на срок до 30 дней, а начавшуюся в этом случае — приоста­новить на тот же срок.

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жиз­ненно важных интересов Российской Федерации или отдельных территорий, Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения судом этого вопроса, но не более чем на десять ка­лендарных дней.

Полномочия органа, возглавляющего забастовку, избранного собранием (конференцией) работников, прекращаются в случае подписания сторонами соглашения об урегулировании коллек­тивного трудового спора или признания забастовки незаконной, если иное не было предусмотрено решением собрания (конфе­ренции).

Забастовка оканчивается подписанием соглашения спорящи­ми сторонами. Но она может оканчиваться и решением суда о признании забастовки незаконной. Контроль за выполнением со­глашения сторон по коллективному трудовому спору осуществ­ляют сами стороны или уполномоченные ими органы.

Статья 414 ТК предусмотрела определенные гарантии и пра­вовое положение работников в связи с проведением забастовки. Для участников забастовки сохраняются на время забастовки место работы и должность. Заработная плата им за это время мо­жет работодателем не выплачиваться. Работникам, которые не участвуют в забастовке, но в связи с ней не могут выполнять свою работу, время простоя оплачивается как за простой не по вине работника, т. е. не ниже двух третей их ставки. Они могут быть переведены из-за простоя на другую работу с сохранением среднего заработка (если на этой работе выполняют нормы труда) или их тарифной ставки (если эти нормы не выполняют). Кол­лективным договором, социально-партнерским соглашением или соглашением, достигнутым в ходе разрешения коллективного тру­дового спора, могут быть предусмотрены определенные компенса­ционные выплаты работникам, участвующим в забастовке, и более льготный порядок выплаты работникам, не участвующим в забас­товке (например, во всех случаях за время забастовок может быть сохранена оплата не ниже их среднего заработка).

Более того, ст. 415 ТК и ст. 19 Федерального закона от 23 нояб­ря 1995 г. запрещают локаут, т. е. увольнение бастующих работ­ников или работников, участвующих в коллективном трудовом споре, а также ликвидацию или реорганизацию организации, фи­лиала, представительства в период забастовки.

Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» четко установил ответственность за нару­шение законодательства о коллективных трудовых спорах. Так, представители работодателя, уклоняющиеся от получе­ния требований работников и участия в примирительных процедурах, в том числе не предоставляющие помещения для проведения собраний (конференций) по выдвижению требова­ний или препятствующие их проведению, несут дисциплинар­ную или административную ответственность. На них налага­ется дисциплинарное взыскание или штраф в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда, налагаемый в су­дебном порядке. Такую же ответственность несут представи­тели работодателя, виновные в невыполнении обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры. Дела о наложении указанных штрафов рассматри­ваются в порядке, установленном Кодексом РФ об админист­ративных правонарушениях.

За невыполнение соглашений, достигнутых в результате при­мирительных процедур по разрешению коллективных трудовых споров, ответственность несут персонально виновные в этом представители работодателя и работников в порядке, установлен­ном законодательством Российской Федерации об администра­тивных правонарушениях (ст. 416 ТК). Закон предусмотрел от­ветственность работников за проведение приостановленной или отложенной забастовки или не прекративших ее на следующий день после доведения до них вступившего в законную силу ре­шения суда о признании забастовки незаконной либо об отсроч­ке или приостановке забастовки. Они могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины, а их невыход на работу из-за этого может квалифицировать­ся как прогул, который влечет увольнение.

К организаторам незаконной забастовки могут применяться меры дисциплинарного взыскания. Лица, принуждающие к за­бастовке путем насилия или угрозой применения насилия, при­влекаются к уголовной ответственности и наказываются лишени­ем свободы на срок до одного года или исправительными рабо­тами на срок до двух лет согласно уголовному законодательству Российской Федерации.

Организации, трудовые коллективы которых проводят забас­товку, должны нести материальную ответственность по догово­рам поставки, подряда и штрафные санкции за срыв этих дого­воров. Тем самым уменьшаются фонды организации, в том чис­ле и фонд на социальное развитие трудового коллектива. Ущерб, нанесенный любой забастовкой другим организациям или гражданам, возмещается бастующей организацией в соот­ветствии с гражданским законодательством. Здесь несет ответ­ственность организация, поскольку она заключала договор. Воз­мещение ущерба, причиненного собственнику незаконной забас­товкой, проводившейся по решению трудового коллектива, производится из фонда потребления организации в судебном порядке. Если же незаконная забастовка проводилась по ини­циативе профсоюза, то ущерб возмещается за счет профсоюза в размере, определяемом судом. При этом суд учитывает имуще­ственное положение профсоюза.

Профсоюзные органы должны активизировать работу по пре­дупреждению забастовок, поскольку они сужают возможности государства и трудовых коллективов в социальном развитии. Профсоюзам в целях профилактики трудовых споров надо ак­тивнее осуществлять повседневный анализ обстановки в трудо­вых коллективах, выявлять наболевшие проблемы, стремиться быстрее снимать конфликтные ситуации и призывать к ответу должностных лиц, допускающих ущемление прав трудовых кол­лективов. Профсоюзные органы должны также активнее участво­вать в контроле за выполнением решений примирительных орга­нов, а также соглашений работодателей и трудовых коллективов, достигнутых в результате забастовки.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Раскройте понятие «трудовой спор».

  2. Какие существуют причины условия (обстоятельства) возникновения трудовых споров?

  3. Как можно классифицировать все трудовые споры и каковы их виды?

  4. Дайте общую характеристику нормативных актов по рассмотрению трудо­вых споров.

  1. Каковы принципы (характерные черты) порядка разрешения трудовых споров?

  2. Раскройте понятие и значение подведомственности индивидуальных тру­довых споров.

  3. Каков порядок разрешения индивидуальных трудовых споров в КТС и суде?

  4. Как исполняются решения КТС и суда по трудовым спорам?

  5. Дайте общую характеристику законодательства по разрешению коллек­тивных трудовых споров.

  1. Раскройте понятие и виды коллективных трудовых споров.

  2. Какие существуют этапы мирных процедур разрешения трудовых споров?

  3. Каковы порядок и сроки разрешения коллективного спора в примири­тельной комиссии, с участием посредника и в трудовом арбитраже?

  4. Какова роль Службы по урегулированию коллективных трудовых спо­ров?

  5. Что такое забастовка и каков порядок ее объявления?

  6. Каковы последствия законной и незаконной забастовок?

  7. Каковы права и обязанности органа, возглавляющего забастовку?

Забастовка работников

  1. Самый вредоносный вид забастовки для компании — это всеобщая неожиданная забастовка. Большая часть сотрудников неожиданно, без предупреждения не выходит на работу. В таком случае боссу ничего не остается, как вступить в коллективные переговоры с недовольными подчиненными. Любой успешный бизнесмен знает, что время — деньги. А несколько дней полного простоя могут нанести большой урон компании, так что времени обращаться в суд или проверять, кто настырнее, нет.
  2. «Шахматная» забастовка — очень хитрый и выгодный для сотрудников метод. Крупная компания или организация всегда имеет несколько взаимодействующих подразделений, и при такой забастовке сотрудники различных отделов объявляют стачку поочередно. При таком раскладе все они не слишком рискуют потерей заработной платы, а также не останавливают рабочий процесс целиком. Но компания — это цепь, состоящая из множества звеньев, и, если разъединится одно, круг не замкнется. Начальству стоит рассмотреть требования бастующих работников и удовлетворить хотя бы некоторые из них, но не для одного из подразделений, а для всех.
  3. На первый взгляд кажется, что плохого в работе по правилам? Но она есть не что иное, как итальянская забастовка. В любом рабочем процессе невозможно учесть все обязанности сотрудников, поэтому некоторые их поручения и задания остаются за рамками инструкции. Формально работники не нарушают Трудовой кодекс, потому что они делают все абсолютно верно, что осложняет борьбу начальства с бастующими. Они выполняют все указания по инструкции и не делают того, что в ней не указано. Например, вряд ли кому придет на ум включить в должностные обязанности своевременную загрузку бумаги в принтер. Но при итальянской забастовке сотрудники вполне могут перестать это делать, что притормозит работу любого офиса.
  4. Нарочито медленную работу иногда также относят к итальянской забастовке или же зовут волынкой. Никто не отказывается от работы, все приходят вовремя, компания функционирует. Но сотрудники намеренно сильно затягивают совещания, увеличивают обеденные перерывы и перекуры, максимально снижают темп работы. Хорошо в такой забастовке то, что работа хоть и медленно, но идет. И это дает начальству время подумать и принять взвешенное решение касательно требований работников.
  5. Самый благоприятный для босса вида забастовки — это предупредительный. Те работники, которые собираются устроить стачку, заранее извещают работодателя о своем грядущем отказе работать и выдвигают требования, удовлетворение которых поможет организации избежать остановки рабочего процесса. Это сильно выручит начальство, если требования, выдвигаемые сотрудниками, реально удовлетворить. Но вполне возможен расклад, что компания никак не может пойти на те жертвы, которых требует персонал. Этот вид забастовок широко известен многим авиакомпаниям и другим транспортным организациям. Можно вспомнить бесчисленное количество случаев, когда пилоты, таможенники, стюардессы начинают стачку и это парализует работу аэропортов.

Цель забастовки

Чего же, как правило, требуют рабочие? Независимо от того, какой из предложенных выше методов борьбы за свои права выбирают сотрудники организации, их требования обычно примерно одинаковы. Целью забастовки могут быть повышение заработной платы, выплата премиальных, обеспечение полного соцпакета, нормированный график, уменьшение количества рабочих часов в неделю.

Проведение и борьба с забастовками

С забастовкой может столкнуться начальство любой компании или организации, как мелкой, так и крупной. Какие меры необходимо принять, если подчиненные отказываются работать на текущих условиях? В России довольно проблематично разрешить конфликт с сотрудниками с помощью антизабастовочных законов и судебных тяжб. Такое решение проблемы может оказаться слишком длительным.

Если требования сотрудников обоснованны и их выполнение не ляжет тяжким бременем на плечи компании, возможно, боссу стоит пойти на уступки. Это позволит улучшить климат в организации, расположить к себе работников и на долгое время избежать конфликтов. Но следует понимать, что иногда забастовка — это идея нескольких работников-авантюристов, а остальные поддерживают их из солидарности. И они могут оказаться не готовы к тому, что стачка обернется для них увольнением. Начальство может попробовать твердо стоять на своем, а особо недовольным подчиненным предложить уйти, если они так недовольны условиями работы. Увольнение одного сотрудника может стать показательной казнью и заставить остальных бастующих успокоиться и задуматься, действительно ли им это надо.

Конечно, самый лучший способ — это вступить в коллективные переговоры и прийти к компромиссным решениям. Если сотрудники требуют повышения зарплаты на 15%, можно предложить им сойтись на 7 или 9%. Например, авиакомпании Lufthansa не раз удавалось достигать согласованных с профсоюзами результатов, которые удовлетворяли и начальство, и подчиненных. Хотя в апреле этого года они отказались удовлетворить требования забастовщиков и решили подать иск, заявив, что сотрудники превысили свои права в рамках законной предупредительной забастовки.

Альтернативные методы борьбы с забастовками

Из альтернативных и оригинальных методов борьбы с забастовками можно выделить решение руководителей аэропорта Хитроу привлечь добровольцев на работу в аэропорту на время стачки персонала. Не каждая компания может себе позволить принять такое решение, но в некоторых случаях можно перенять такой метод борьбы с недовольными подчиненными.

Правовые последствия законной и незаконной забастовок

Признание забастовки незаконной производится решением Верховного суда республики, края, областным судом, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономного округа. Такое решение суд принимает по заявлению работодателя или прокурора и доводит до органа, возглавляющего забастовку. А данный орган обязан немедленно проинформировать о решении суда участников забастовки. Незаконными признаются забастовки, если они были объявлены без соблюдения сроков, примирительных процедур и требований закона, а также забастовки ранее указанных работников, которым закон ограничивает право на забастовку (правоохранительных органов и др.), и забастовки в период чрезвычайного положения. Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. В этом случае работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку. Суд также вправе отложить не начавшуюся забастовку в случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей на срок до 30 дней, а начавшуюся в этом случае – приостановить на тот же срок.

В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных территорий, Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения судом этого вопроса, но не более чем на 10 календарных дней.

Полномочия органа, возглавляющего забастовку, избранного собранием (конференцией) работников, прекращаются в случае подписания сторонами соглашения об урегулировании коллективного трудового спора или признания забастовки незаконной,

если иное не было предусмотрено решением собрания (конференции).

Забастовка оканчивается подписанием соглашения спорящими сторонами. Но она может оканчиваться и решением суда о признании забастовки незаконной. Контроль за выполнением соглашения сторон по коллективному трудовому спору осуществляют сами стороны или уполномоченные ими органы.

Статья 414 ТК предусмотрела определенные гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки. Для участников забастовки сохраняется на время забастовки место работы и должность. Заработная плата им за это время может работодателем не выплачиваться. Тем же работникам, кто не принимает участие в забастовке, но в связи с ней не может выполнять свою работу, время простоя оплачивается как за простой не по вине работника, т. е. не ниже двух третей их ставки. Они могут быть переведены из-за простоя на другую работу с сохранением среднего заработка, если на ней выполняются нормы труда, или их тарифной ставки, если эти нормы не выполняются. Коллективным договором, социально-партнерским соглашением или соглашением, достигнутым в ходе разрешения коллективного трудового спора, могут быть предусмотрены определенные компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке, более льготный порядок выплаты работникам, не участвующим в забастовке (например, во всех случаях сохранять за время забастовок оплату не ниже их среднего заработка).

Более того, ст. 415 ТК и ст. 19 Закона запрещают локаут, т. е. увольнение бастующих работников или работников, участвующих в коллективном трудовом споре, а также ликвидацию или реорганизацию организации, филиала, представительства в период забастовки.

Закон РФ четко установил ответственность за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах. Так, представители работодателя, уклоняющиеся от получения требований работников и участия в примирительных процедурах, в том числе те, кто не предоставляет помещения для проведения собраний (конференций) по выдвижению требований или препятствует их проведению, несут дисциплинарную или административную ответственность. На них налагается дисциплинарное взыскание или штраф в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда, налагаемый в судебном порядке (ст. 20). Такую же ответственность несут представители работодателя, виновные в невыполнении обязательств по соглашению, достигнутому в резуль-

тате примирительной процедуры. Дела о наложении указанных штрафов рассматриваются в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

За невыполнение соглашений, достигнутых в результате примирительных процедур по разрешению коллективных трудовых споров, ответственность несут персонально виновные в этом представители работодателя и работников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 416 ТК). Закон предусмотрел ответственность работников за проведение приостановленной или отложенной забастовки или не прекративших ее на следующий день после доведения до них вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной либо об отсрочке или приостановке забастовки. Они могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины, а их невыход на работу из-за этого может квалифицироваться как прогул, за что работника можно и уволить.

К организаторам незаконной забастовки могут быть применены и меры дисциплинарного взыскания. Лица же, принуждающие к забастовке путем насилия или угрозой применения насилия, привлекаются к уголовной ответственности и наказываются лишением свободы на срок до одного года или исправительными работами на срок до двух лет согласно уголовному законодательству Российской Федерации.

Предприятия, организации, трудовые коллективы которых проводят забастовку, должны нести материальную ответственность по договорам поставки, подряда и штрафные санкции за срыв этих договоров. Тем самым уменьшаются фонды предприятия, организации, в том числе и фонд на социальное развитие трудового коллектива. Ущерб, нанесенный любой забастовкой другим предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, возмещается бастующим предприятием в соответствии с гражданским законодательством. Здесь несет ответственность предприятие, поскольку оно заключало договор. Возмещение ущерба, причиненного собственнику незаконной забастовкой, проводившейся по решению трудового коллектива, производится из фонда потребления предприятия, организации в судебном порядке. Если же незаконная забастовка проводилась по инициативе профсоюза, то такое возмещение ущерба производится за счет профсоюза в размере, определяемом судом. При этом суд учитывает имущественное положение профсоюза.

Нормативные акты и литература по теме 16

Трудовой кодекс РФ. Гл. 61. Ст. 398–418.

Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. от 10 февраля 1999 г.) // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

Постановление Минтруда РФ от 12 марта 1997 г. № 11 «Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией» // Бюллетень Минтруда РФ. 1997. № 5.

Постановление Минтруда РФ от 27 марта 1997 г. № 16 «Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника» // Бюллетень Минтруда РФ. 1997. № 5.

Постановление Минтруда РФ от 27 марта 1997 г. № 17 «Об утверждении рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже» // Бюллетень Минтруда РФ. 1997. № 5.

Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» с изменениями и дополнениями от 15 ноября 1995 г. // Российская газета. 1995. 26 дек.

Указ Президента РФ от 10 марта 1994 г. «Об ответственности за нарушение трудовых прав граждан» // Российская газета. 1994. 12 марта.

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 468 «О службе по урегулированию коллективных трудовых споров» и утвержденное им Положение об этой службе // Российская газета. 1996. № 22.

Письмо Минтруда РФ от 23 января 1996 г. № 149-КВ «Об исчислении расчетного периода и среднего заработка сотрудников при забастовке».// Российские вести. 1996. 14 марта.

Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1993 г. // Российская газета. 1993. 13 апр.

Толкунова В. Н. Трудовые споры и порядок из разрешения. М.: Юрист, 1999.

Безина А. К. Судебная практика в механизме правового регулирования трудовых отношений. Казань, 1989.

Таврилина А., Ставцева А., Чиканова Л. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров. М.: Профиздат, 1993.

Киселев И. Я. Разрешение трудовых конфликтов (западный опыт) // Социалистический труд. 1991. № 1.

Куренной А. М. Трудовые споры. Практический комментарий. М.: Дело, 2001.

Делав Д. И. Примирение, посредничество и арбитраж при разрешении коллективных трудовых споров в США // Законодательство и экономика. 1993. № 23 и 24.

Ставцева А. И. Разрешение трудовых споров в суде. М., 1999.

ТЕМА 17МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА

План

1. Понятие международно-правового регулирования труда, его субъекты.

2. Источники международного трудового права и основные его трудовые права.

3. Международно-правовое регулирование актами МОТ занятости, условий и охраны труда.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *