Нму 1

Мероприятия по регулированию выбросов при НМУ

В случае невыполнения плана уменьшения выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) государственным инспектором по охране природы, осуществляющим государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, может быть выдано предписание о приостановлении выбросов и вредных физических воздействий.

Данная норма содержится в п. 4 и 6 Положения об ограничении, приостановлении или прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 № 847 (в ред. от 22.04.2009).

Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 25.06.2012; далее — Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха») при получении прогнозов НМУ юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее — субъект РФ), уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

СЛОВАРЬ. Неблагоприятные метеорологические условия (НМУ) — метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха (ст. 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).

Информация о НМУ представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.

Порядок представления информации о НМУ, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области охраны окружающей среды.

Загрязнение приземного слоя воздуха, создаваемое выбросами промышленных предприятий, тепловых электростанций, транспорта и других объектов, в большой степени зависит от метеорологических условий. В отдельные периоды, когда метеорологические условия способствуют накоплению вредных веществ в приземном слое атмосферы, концентрации примесей в воздухе могут резко возрастать. Чтобы в эти периоды не допускать возникновения высокого уровня загрязнения, необходимы заблаговременное прогнозирование таких условий и своевременное сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу.

К сведению. Согласно абз. 1 разд. 1 РД 52.04.52-85 «Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» (далее — РД 52.04.52-85) под регулированием выбросов вредных веществ в атмосферу понимается их кратковременное сокращение в периоды НМУ, приводящих к формированию высокого уровня загрязнения воздуха. Регулирование выбросов осуществляется с учетом прогноза НМУ на основе предупреждений о возможном опасном росте концентраций примесей в воздухе с целью его предотвращения.

В соответствии с абз. 1 разд. 2 РД 52.04.52-85 при разработке мероприятий по регулированию выбросов следует учитывать вклад различных источников в создание приземных концентраций примесей. В каждом конкретном случае необходимо определить, на каких источниках следует сокращать выбросы в первую очередь, чтобы получить наибольший эффект.

При разработке мероприятий по кратковременному сокращению выбросов в периоды НМУ необходимо учитывать следующее:

  • мероприятия должны быть достаточно эффективными и практически выполнимыми;
  • мероприятия должны учитывать специфику конкретных производств. В связи с этим их следует разрабатывать главным образом непосредственно на предприятиях и в отраслевых институтах;
  • осуществление разработанных мероприятий, по возможности, не должно сопровождаться сокращением производства. Такое сокращение в связи с выполнением дополнительных мероприятий допускается только в редких случаях, когда угроза интенсивного скопления примесей в приземном слое атмосферы особенно велика.

Соблюдение указанных принципов способствует практическому осуществлению мероприятий по регулированию выбросов и предотвращению роста концентраций в периоды НМУ.

В зависимости от ожидаемого уровня загрязнения атмосферы составляются предупреждения трех степеней, которым соответствуют три режима работы предприятий в периоды НМУ.

Для определения необходимого снижения выбросов в периоды НМУ следует исходить из прогностических значений концентрации и тех установленных значений, которые должны быть достигнуты в результате выполнения мероприятий.

Обратите внимание. Проводимые на предприятии мероприятия должны обеспечить снижение концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы:

  • при первом режиме работы — на 15–20 %;
  • при втором — на 20–40 %;
  • при третьем — на 40–60 %.

Согласно абз. 1 разд. 5 РД 52.04.52-85 разработка мероприятий по регулированию выбросов в атмосферу осуществляется непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях, являющихся источниками загрязнения атмосферы, в проектных и отраслевых институтах промышленных министерств с учетом специфики конкретных производств. Разработки проводятся как для действующих, так и для проектируемых предприятий. При разработке мероприятий учитываются особенности рассеивания примесей в атмосфере и в связи с этим вклад различных источников в создание концентраций примесей в приземном слое воздуха.

В периоды НМУ следует добиваться необходимого для каждого из трех режимов работы предприятия снижения концентраций при наименьших усилиях. Учитывается также приоритетность загрязняющих веществ.

Мероприятия по сокращению выбросов в периоды НМУ могут быть:

  • общими, применимыми на любом предприятии;
  • специфическими, относящимися к конкретным производствам.

На заметку. Примеры специфических мероприятий на предприятиях отдельных отраслей промышленности содержатся в приложении 6 к РД 52.04.52-85.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОКРАЩЕНИЮ ВЫБРОСОВ ПРИ ПЕРВОМ РЕЖИМЕ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Согласно подразд. 5.1 разд. 5 РД 52.04.52-85 при первом режиме работы предприятия мероприятия должны обеспечить сокращение концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы примерно на 15–20 %. Эти мероприятия носят организационно-технический характер. Их осуществление не требует значительных временных и материальных затрат и не приводит к снижению производительности предприятия.

При разработке данных мероприятий необходимо учитывать мероприятия общего характера:

  • усилить контроль за точным соблюдением технологического регламента производства;
  • запретить работу оборудования на форсированном режиме;
  • рассредоточить во времени работу технологических агрегатов, не участвующих в едином непрерывном технологическом процессе, при работе которых выбросы вредных веществ в атмосферу достигают максимальных значений;
  • усилить контроль за работой контрольно-измерительных приборов и автоматических систем управления технологическими процессами;
  • запретить продувку и чистку оборудования, газоходов, емкостей, в которых хранились загрязняющие вещества, ремонтные работы, связанные с повышенным выделением вредных веществ в атмосферу;
  • усилить контроль за герметичностью газоходных систем и агрегатов, мест пересыпки пылящих материалов и других источников пылегазовыделения;
  • усилить контроль за техническим состоянием и эксплуатацией всех газоочистных установок;
  • обеспечить бесперебойную работу всех пылеочистных систем и сооружений и их отдельных элементов, не допускать снижения их производительности, а также отключения на профилактические осмотры, ревизии и ремонты;
  • обеспечить максимально эффективное орошение аппаратов пылегазоулавливателей;
  • проверить соответствие регламенту производства концентраций поглотительных растворов, применяемых в газоочистных установках;
  • ограничить погрузочно-разгрузочные работы, связанные со значительными выделениями в атмосферу загрязняющих веществ;
  • использовать запас высококачественного сырья, при работе на котором обеспечивается снижение выбросов загрязняющих веществ;
  • интенсифицировать влажную уборку производственных помещений предприятия, где это допускается правилами техники безопасности;
  • прекратить испытание оборудования, связанного с изменениями технологического режима, приводящего к увеличению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
  • обеспечить инструментальный контроль степени очистки газов в пылегазоочистных установках, выбросов вредных веществ в атмосферу непосредственно на источниках и на границе санитарно-защитной зоны.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОКРАЩЕНИЮ ВЫБРОСОВ ПРИ ВТОРОМ РЕЖИМЕ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

В соответствии с подразд. 5.2 разд. 5 РД 52.04.52-85 при втором режиме работы предприятия мероприятия должны обеспечить сокращение концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы примерно на 20–40 %.

Эти мероприятия включают в себя:

– мероприятия, разработанные для первого режима;

– мероприятия, влияющие на технологические процессы и сопровождающиеся незначительным снижением производительности предприятия.

При разработке данных мероприятий целесообразно учитывать мероприятия общего характера:

  • снизить производительность отдельных аппаратов и технологических линий, работа которых связана со значительным выделением в атмосферу вредных веществ;
  • в случае если сроки начала планово-предупредительных работ по ремонту технологического оборудования и наступления НМУ достаточно близки, следует провести остановку оборудования;
  • уменьшить интенсивность технологических процессов, связанных с повышенными выбросами вредных веществ в атмосферу на тех предприятиях, где за счет интенсификации и использования более качественного сырья возможна компенсация отставания в периоды НМУ;
  • перевести котельные и ТЭЦ, где это возможно, на природный газ или малосернистое и малозольное топливо, при работе с которыми обеспечивается снижение выбросов вредных веществ в атмосферу;
  • ограничить использование автотранспорта и других передвижных источников выбросов на территории предприятия и города согласно ранее разработанным схемам маршрутов;
  • прекратить обкатку двигателей на испытательных стендах;
  • принять меры по предотвращению испарения топлива;
  • запретить сжигание отходов производства и мусора, если оно осуществляется без использования специальных установок, оснащенных пылегазоулавливающими аппаратами;
  • запретить работы на холодильных и других установках, связанные с утечкой загрязняющих веществ.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОКРАЩЕНИЮ ВЫБРОСОВ ПРИ ТРЕТЬЕМ РЕЖИМЕ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

Согласно подразд. 5.3 разд. 5 РД 52.04.52-85 при третьем режиме работы предприятий мероприятия должны обеспечить сокращение концентраций загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы примерно на 40–60 %, а в некоторых особо опасных условиях предприятиям следует полностью прекратить выбросы.

Эти мероприятия включают в себя:

– мероприятия, разработанные для первого и второго режимов;

– мероприятия, осуществление которых позволяет снизить выбросы загрязняющих веществ за счет временного сокращения производительности предприятия.

При разработке данных мероприятий следует учитывать мероприятия общего характера:

  • снизить нагрузку или остановить производства, сопровождающиеся значительными выделениями загрязняющих веществ;
  • отключить аппараты и оборудование, работа которых связана со значительным загрязнением воздуха;
  • остановить технологическое оборудование в случае выхода из строя газоочистных устройств;
  • запретить производство погрузочно-разгрузочных работ, отгрузку готовой продукции, сыпучего исходного сырья и реагентов, являющихся источником загрязнения;
  • перераспределить нагрузку производств и технологических линий на более эффективное оборудование;
  • остановить пусковые работы на аппаратах и технологических линиях, сопровождающиеся выбросами в атмосферу;
  • запретить выезд на линии автотранспортных средств (включая личный транспорт) с неотрегулированными двигателями;

Обратите внимание. Состав отработанных газов не должен превышать предельно допустимые выбросы вредных веществ, указанных, например, в ГОСТ 21393-75 «Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений. Требования безопасности» и ОСТ 37.001.234-81 «Охрана природы. Атмосфера. Дизели автомобильные. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Нормы и методы измерений».

  • снизить нагрузку или остановить производства, не имеющие газоочистных сооружений;
  • провести поэтапное снижение нагрузки параллельно работающих однотипных технологических агрегатов и установок (вплоть до отключения одного, двух, трех и т.д. агрегатов).

ОФОРМЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ПО ВРЕМЕННОМУ СОКРАЩЕНИЮ ВЫБРОСОВ

Мероприятия по временному сокращению выбросов оформляют в виде табл. П.1.1, П.2.1 из приложений 1, 2 к РД 52.04.52-85 (формы таблиц и порядок их заполнения приведены в данных приложениях) и пояснительной записки.

В пояснительную записку должны быть включены следующие основные положения:

  • сущность технологии для каждого конкретного мероприятия с учетом выбросов загрязняющих веществ и реальных условий эксплуатации;
  • необходимые расчеты и обоснования мероприятий, их экономическая оценка;
  • возможный диапазон регулирования выбросов по каждому мероприятию;
  • перечень применяемой измерительной аппаратуры, контролирующей технологический процесс и режим работы пылегазоочистной аппаратуры;
  • карта-схема промплощадки с указанием точек контроля (отбора проб в период НМУ), диапазона концентраций загрязняющего вещества (мг/м3, г/м3) на контролируемом источнике выброса;
  • план-график контроля выбросов вредных веществ в атмосферу непосредственно на источниках в периоды НМУ;
  • перечень приборов, оборудования и методических документов, принимаемых для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу;
  • перечень оборудованных точек контроля за выбросами загрязняющих веществ непосредственно на источниках выброса;
  • оценка степени эффективности разработанных мероприятий на периоды НМУ по каждому вредному веществу, мероприятию в отдельности (в целом по предприятию, объединению, организации), которую определяют по формулам раздела 6 РД 52.04.52-85. Результаты расчетов заносят в табл. П.1.1.

В пояснительной записке должно быть указано:

  • какое количество вредных веществ выбрасывается в атмосферу и насколько сокращаются выбросы каждого конкретного вещества в периоды НМУ в целом по предприятию;
  • по каким загрязняющим веществам проводится сокращение выбросов и по каким не проводится;
  • какое количество источников имеет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и на каком количестве источников сокращаются выбросы в периоды НМУ;
  • какова эффективность разработанных мероприятий для 2-го и 3-го режимов;
  • каковы необходимые средства для достижения критерия качества атмосферного воздуха в периоды НМУ.

Что такое НМУ, и какие меры необходимо принимать населению в этот период [+Памятка +Фото]

При наступлении неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) происходит накопление загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы. В этих условиях знание и применение комплекса профилактических мер по нейтрализации вредных воздействий могут в значительной степени ослабить и даже исключить действие загрязняющих веществ на организм человека. С вопросами в данной области мы обратились к исполняющей обязанности начальника отдела метеопрогнозов ВК Центра гидрометеорологии Говорковой Надежде Михайловне.

Надежда Михайловна, скажите, что такое НМУ и как дается прогноз?

— Согласно «Методическим указаниям по составлению прогноза загрязнения воздуха от одиночных источников в городах РК», НМУ – это неблагоприятные метеорологические условия, т. е. такое сочетание метеорологических характеристик, которое благоприятно для накопления вредных примесей в приземном слое атмосферы. Если период с НМУ продолжителен, могут (но необязательно) возникнуть высокий и даже экстремально высокий уровни загрязнения воздуха.

В идеале для прогнозирования НМУ рассчитывается параметр загрязнения, для чего используются данные радиозондирования и данные о текущем загрязнении воздуха. Однако, из-за отсутствия в Усть-Каменогорске станции аэрологического зондирования, расчет параметра невозможен, поэтому прогноз НМУ составляется по прогнозу будущей синоптической ситуации. Прогноз НМУ по синоптической ситуации основан на общем прогнозе погоды на сутки по области и городу, прогнозе метеорологических элементов, которые способствуют накоплению вредных примесей в атмосфере. К ним относятся слабые ветры, штили, дымка, туманы, инверсионные слои.

— Расскажите подробно о степенях НМУ?

— I степень — передается, если ожидается превышения концентрации одного или нескольких контролируемых веществ выше 1 ПДК.

II степень — передается, если ожидается превышения концентрации одного или нескольких веществ выше 3 ПДК.

III степень — передается, если ожидается превышения концентрации одного или нескольких веществ выше 5 ПДК.

— Для кого передается информация о прогнозе НМУ?

— На этот вопрос мы отвечали много раз, но почему-то сущность и смысл ответа всячески переделывают при опубликовании в газетах. Если по прогнозу ожидаются погодные условия, которые могут привести к накоплению вредных веществ в атмосфере, то составляется штормпредупреждение о НМУ. Причем составляется оно и передается предприятиям – основным загрязнителям воздушного бассейна, которые в этом случае обязаны таким образом изменить режим своей работы, чтобы количество выбрасываемых в воздух вредных веществ сократилось. Жители города, видя информацию о НМУ на телеканалах, начинают паниковать и, не разобравшись в ситуации, относятся к НМУ как ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ, т.е. путают ПРОГНОЗ НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ СИТУАЦИИ с действительно повышенным или даже высоким уровнем загрязнения воздуха. Следует также учитывать, что наряду с предприятиями-загрязнителями все большее и большее влияние на уровень загрязнения воздуха оказывает автотранспорт, т.к. количество автомобилей год от года все увеличивается. Выхлопные газы, образующиеся при работе двигателя содержат такие вредные вещества как бенз(а)пирен, формальдегид, оксид углерода и другие продукты сгорания, к тому же, при наличии НМУ вредные вещества автомобильных выхлопов скапливаются в основном как раз в самом нижнем двухметровом слое атмосферы.

— Какие факторы еще влияют на НМУ?

— Большую роль играет инерционный фактор, т.е. если в предыдущий день концентрации были велики, то, как правило, в текущий день загрязнение тоже повышено. Большую роль играет и физико-географическое расположение города Усть-Каменогорска в замкнутой котловине, которое не способствует рассеиванию загрязняющих веществ, выбрасываемых промышленными предприятиями.

— Когда чаще всего возникает НМУ в течение года?

— Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, потому что каждый год имеет свои особенности. Но по многолетним данным в январе-феврале, а также в августе-сентябре наблюдаются наибольший процент штилей, поэтому в эти периоды наблюдается большее число дней с НМУ. Наибольший процент ветра более 5 м/с наблюдается апреле-мае и в ноябре, в эти месяцы НМУ наблюдаются реже. Летние грозовые дожди сопровождаются сильными порывистыми ветрами, конвективными движениями – все это способствует вымыванию вредных частиц из атмосферы. К концу лета и началу осени грозовая деятельность идет на спад, в это время растет число дней со слабыми ветрами, усугубляется ситуация частыми пожарами на открытой территории, в частном жилом секторе города жгут мусор и все это накладывается на общий фон загрязнения воздуха.

Источник: пресс-служба УЧС Усть-Каменогорска

Здоровый образ жизни, в т.ч. Исключение вредных привычек (алкоголь, табакокурение), занятия физкультурой и спортом, закаливание, рациональное питание, выполнение санитарно-гигиенических требований к одежде и жилью, ежегодное профилактическое медицинское наблюдение – способствуют укреплению здоровья и иммунитета населения, а также предотвращению последствий от воздействия вредных выбросов предприятий при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ)

Рекомендации для населения:

При 1 степени НМУ:

— ограничить пребывание на улице;

— проводить проветривание помещений только кондиционерами;

— занятие физкультурой и спортом проводить в закрытых спортивных комплексах;

— выезд в загородную зону на отдых, санаторно-курортное оздоровление в месяца года с наиболее неблагоприятными метеорологическими условиями и уровнями загрязнения атмосферного воздуха.

При 2-3 степенях НМУ:

— использование защитной одежды и респираторов типа «лепесток»;

— душ или влажные обтирания, для удаления загрязняющих веществ с поверхности тела;

— обильное питье соляно-щелочных растворов (минеральная вода типа «Боржоми», «Сарыагаш»), молоко, чай, кофе с молоком;

— диетическое питание с ограничением соли, жирной и трудно усвояемой пищи;

— полоскание полости рта 2 % раствором соды;

— прием витаминов группы А, В, С в повышенных дозах; сердечно-сосудистых; десенсебилизирующих, отхаркивающих средств и био- и иммуно- стимуляторов по назначению врача.

— при признаках отравления -промывание желудка, прием активированного угля и антидотов к веществу вызывающему отравление и немедленное обращение за медицинской помощью.

Как выглядит НМУ в фотографиях:

Мероприятия по охране атмосферного воздуха при строительстве объектов (образец расчетов)

Разработан в соответствии с требованиями следующих основных законодательных и нормативно-методических документов:
— Федерального Закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ с изменениями на 24.06.08 г.;
— Федерального Закона РФ «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 года №174-Ф3 с изменениями на 26.06.08 г.;
— Федерального Закона РФ «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 года №96-ФЗ с изменениями на 31.12.05 г.;
— Федерального Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года №52-Ф3 с изменениями на 01.12.07 г.;
— Постановления Правительства РФ от 2 марта 2000 года №183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» с изменениями на 14.04.07 г.;
— ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями»;
— ГОСТ 17.2.1.03-84 «Охрана природы. Атмосфера. Термины и определения контроля загрязнения»;
— ГОСТ 17.2.1.04-77 «Охрана природы. Атмосфера. Источники и метеороло-гические факторы загрязнения, промышленные выбросы. Термины и определения»;
— ГОСТ 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов»;
— СНиП 11-01-95* «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений», Минстрой России, М., 1995 г.;
— «Пособие к СНиП 11-01-95 по разработке раздела проектной документации «Охрана окружающей среды», Госстрой России, ГП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект», М., 2000 г.;
— СП 11-102-97 Свод правил по инженерным изысканиям для строительства «Инженерно-экологические изыскания для строительства», Госстрой России, М., 1997 г.;
— СанПиН 2.2.1/2.1.1.1032-01 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», Минздрав России, М., 2001 г.;
— СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-эпидемиологические правила и нор-мативы «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (с изменениями на 10 апреля 2008 года), Минздрав России, М., 2008 г.;
— ОНД-86 Общесоюзный нормативный документ «Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий», Гидрометеоиздат, Л., 1987 г.;
— РД 52.04.186-89 Руководящий документ «Руководство по контролю загрязнения атмосферы», Госкомитет СССР по гидрометеорологии, Минздрав СССР, М., 1991;
— «Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (дополненное и переработанное)», НИИ Атмосфера, фирма «Интеграл», СПб., 2005 г.;
— «Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух», НИИ Атмосфера, фирма «Интеграл», СПб., 2010 г.;
— «Аннотированный справочник методик выполнения измерений концентраций загрязняющих веществ в выбросах промышленных предприятий», НИИ Атмосфера, фирма «Интеграл», СПб., 2006 г..
Целями разработки данного подраздела являются обоснование:
— целесообразности и достаточности мероприятий по уменьшению вы¬бросов загрязняющих веществ в атмосферу;
— допустимости с гигиенической и эколого-экономической точек зрения вредного влияния на состояние атмосферы.
Для достижения этих целей в настоящем подразделе решены следующие задачи:
1) в разделе приведены:
— воздействие любого строительного объекта на атмосферный воздух и характеристика источников выбросов загрязняющих веществ;
— мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
2) осуществлены расчёты приземных концентраций загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, в том числе с учётом фонового загрязнения атмосферного воздуха;
3) предложены предельно допустимые выбросы (ПДВ) для всех загрязняющих веществ и источников.
Для характеристики источников выбросов вредных веществ в атмосферу их рационально разбить на две группы:
— источники выбросов вредных веществ при проведении строительно-монтажных работ;
— источники выбросов вредных веществ при эксплуатации.
Такая разбивка обусловлена, прежде всего, различными сроками воздействия (кратковременный при строительстве и долговременный при эксплуатации).
Далее негативное воздействие на атмосферный воздух рассмотрено только в период проведения строительно-монтажных работ.

1. Характеристика источников выбросов загрязняющих веществ в период строительства объекта
При строительстве любого объекта возникает определенное негатив¬ное воздействия на состояние воздушного бассейна рассматриваемого района. Загрязнение атмосферы в период строительства объекта будет происходить за счет сгорания топлива в двигателях строительной техники и транспортных средств, работы дизельных компрессоров и автономных дизельных агрегатов, лакокрасочных работ, пыления при пересыпке ГПС, щебня, гранулята (холодного асфальта). Пыление при выполнении выймочно-погрузочных работ грунта (влажность более 20%) и завозимого на площадку строительства песка (более 3%) наблюдаться не будет, в силу высокой влажности материалов.
Кроме строительных машин и механизмов на атмосферный воздух окажут воздействие окрасочные и сварочные работы, пересыпка инертных материалов, при которых происходит выделение аэрозолей (пылей): сварочного, пылей с различным содержанием SiO2, а так же кислородсодержащих органических соединений входящих в состав лету¬чей части растворителя краски. На строительную площадку завозятся готовые строительные материалы завода ЖБИ, и только в незначительном количестве на строительной площадке готовят строительные растворы. Определяется продолжительность периода строительства объекта в месяцах.
При этом в воздушный бассейн будут выделяться такие загрязняющие атмосферу вещества: Железа оксид, Марганец и его соединения, Азота диоксид (Азот (IV) оксид), Азот (II) оксид (Азота оксид), Углерод (Сажа), Сера диоксид, Углерод оксид, Ксилол (смесь изомеров), Бенз/а/пирен (3,4-Бензпирен), Формальдегид, Бензин, Керосин, Уайт-спирит, Пыль неорганическая SiO2 70-20%, Пыль неорганическая SiO2 0,1
где:
QМ,ПРJ (в долях ПДК) — величина наибольшей приземной концентрации j-го загрязняющего вещества, создаваемая без учета фона выбросами объекта на границе ближайшей жилой застройки.
Учет фона по группе веществ, обладающих комбинированным вредным воздействием, выполняется в случаях, когда все вещества, входящие в группу, присутствуют в выбросах предприятия. Если приземная концентрация вредного вещества в атмосферном воз¬духе, формируемая выбросами этого вещества предприятием не превышает 0,1 ПДК, то учет фонового загрязнения не требуется, и группы веществ, обладающие комбинированным вредным воздействием, в которые входит данное вещество, не рассматриваются (р. 2.4, п.1, стр. 134, «Методическое пособие по расчёту, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», НИИ Атмосфера, СПб., 2005 г.)
В расчете рассеивания загрязняющих веществ учтены все загрязняющие вещества выбрасываемые источниками в период строительства.
Расчет рассеивания проведен с учетом максимально возможной одновременной работы источников загрязнения.
В результате расчётов определены максимальные приземные концентрации загрязняющих веществ в долях соответствующих максимально-разовых ПДК в узлах расчётной сетки с заданным шагом в пределах расчетного прямоугольника, а также в расчётных точках.
Сводные результаты расчётов рассеивания в атмосферном воздухе загрязняющих веществ в период строительных работ по всем веществам и группам суммации приведены в таблице 7 настоящей пояснительной записки.

Таблица 7. Максимальные приземные концентрации в период
строительства (образец)

4. УСТАНОВЛЕНИЕ НОРМАТИВОВ ПДВ
Воздействие выбросов загрязняющих веществ на состояние атмосферного воздуха в период строительства носит интенсивный, но кратковременный и локальный характер, что не приведет к изменению его санитарно-гигиенических характеристик и не создаст предпосылок накопления загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
На основании результатов расчетов рассеивания предлагается выбросы всех загрязняющих веществ в период строительства принять в качестве нормативов ПДВ и установить на уровне расчетных значений.
Нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для источников, образующихся в период строительства, представлены в таблице 8.

Таблица 8. Нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для
источников, образующихся в период строительства (образец)

Код Наименование
вещества
Выбросы
вещества
ПДВ
(ВСВ)
г/с т/год
1 2 3 4 5
0123 Железа оксид 0,0081000 0,003219 ПДВ
0143 Марганец и его соединения 0,0001222 0,000050 ПДВ
0301 Азот (IV) оксид (Азота диоксид) 0,2476846 0,499486 ПДВ
0304 Азот (II) оксид (Азота оксид) 0,0402488 0,081167 ПДВ
0328 Углерод
(Сажа)
0,0252064 0,066664 ПДВ
0330 Сера
диоксид
0,0357058 0,055984 ПДВ
0337 Углерод
оксид
0,3998870 0,874593 ПДВ
0616 Ксилол (смесь изомеров) 0,0138100 0,121250 ПДВ
0703 Бенз/а/пирен
(3,4-Бензпирен)
0,0000001 0,000000 ПДВ
1325 Формальдегид 0,0019619 0,000096 ПДВ
2704 Бензин
нефтяной
0,0266074 0,068227 ПДВ
2732 Керосин 0,0768782 0,123312 ПДВ
2752 Уайт-спирит 0,0138100 0,121250 ПДВ
2754 Углеводороды предельные С12-С19 0,0741840 0,476211 ПДВ
2908 Пыль
неорганическая: 70-20% SiO2
0,005460 0,181267 ПДВ
2909 Пыль
неорганическая: до 20% SiO2
0,0160000 0,008935 ПДВ
ИТОГО: 1,0507524 2,681711
1,0507524 2,681711 ПДВ
0,0000000 0,000000 ВСВ

5. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА НА ПЕРИОД СТРОИТЕЛЬСТВА
Основными временными источниками загрязнения атмосферы в процессе строительства объекта являются:
• работающая строительная техника и механизмы;
• огрунтовка и окраска конструкций;
• технологические операции по погрузке, разгрузке сыпучих материалов.
Эксплуатация в период строительства небольшого парка строительной техники не повлияет на изменение фоновых концентраций вредных веществ в воздухе, поэтому специальные мероприятия по защите воздушного бассейна не предусматриваются.
К основным мероприятиям по охране атмосферного воздуха от загрязнения в период строительно-монтажных работ относятся:
— регламентированный режим строительных и монтажных работ;
— запрет на работу техники в форсированном режиме;
— рассредоточение во времени работы техники и оборудования, не участвующих в едином технологическом процессе;
— поддержание технического состояния транспортных средств и строительной техники в соответствии с нормативными требованиями по выбросам загрязняющих веществ;
— укрытие кузовов машин тентами при перевозке сильно сыпучих грузов;
— периодическое осуществление инструментального контроля загрязнения атмосферы от работающих машин;
— организация разъезда строительной техники и транспортных средств по трассе с минимальным совпадением по времени;
— минимальные сроки строительства.

Проект НМУ (Мероприятия по уменьшению выбросов в атмосферный воздух в периоды НМУ)

Цели разработки проекта НМУ

Целями разработки проекта НМУ являются:

  • разработка и применение схемы работы предприятия по снижению концентрации выбросов вредных веществ в случае возникновения неблагоприятных метеорологических условий;
  • разработка плана перехода объекта в режим работы, исходящего из сложившихся метеоусловий, обеспечивая бесперебойную работу предприятия, без нарушения нормативов.

Предоставляет прогноз территориальный орган Росгидромет, бесплатно размещая на официальном сайте.

Кому необходимо разрабатывать данный проект?

Проект НМУ разрабатывается всеми предприятиями, имеющие источники выбросов. В обязательном порядке разрабатывать проект необходимо предприятиям 1 и 2 категорий опасности, в рекомендательном порядке предприятиям 3 категории и менее опасным производствам. В одних из регионов разработка проекта НМУ производится повсеместно, а в некоторых она возлагается на четко определенные предприятия.

Разработка проекта по НМУ основывается на РД 52.04.52-85, исходя из которого проект должен состоять из пояснительной записки, состоящей из разделов, обосновывающих введенные на время наблюдения НМУ мероприятия, которые, в свою очередь:

  • не предполагают необходимости снижения мощности производственного процесса;
  • быть реально выполнимыми и эффективными;
  • учитывать специфику технологии исследуемого предприятия.

Мероприятия чаще всего оформляют в табличной или схематичной форме, куда обязательном порядке вносятся источники выбросов и выделения, к которым будут применены действия, разработанные на случай НМУ, расположив их таким образом, чтобы режим работы предприятия соответствовал ситуаций, возникающей в условиях изменяющихся метеоусловий. Для каждого из режимов прописываются выбранные и рекомендованные для него мероприятия.

Ответственность за отсутствие проекта НМУ

Отсутствие согласованного проекта НМУ может быть выявлено в ходе проведения внешней проверки, что предполагает административную ответственность в соответствии с «Кодексом об административных правонарушениях», согласно статье 8.1, размер штрафа для предприятия может доходить до 100 тысяч рублей.

Еще одной мерой наказания за нарушения, связанные с охраной атмосферного воздуха, является статья 8.21 КоАП. — штраф в размере до 20 тысяч рублей в том числе и приостановление деятельности объекта на срок до трех месяцев.

Срок разработки проекта НМУ

Срок разработки проекта НМУ составляет от 10-ти рабочих дней после предоставления заказчиком всех необходимых данных.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *