Норма тяжести для женщин на производстве

Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращение, поступившее на официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросу, связанному с применением отдельных нормативных правовых актов, и сообщает следующее.

Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утвержденные приказом Минтруда России от 17.09.2014 № 642н (далее — Правила), устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и размещении грузов.

Приказ Минтруда России от 17.09.2014 № 642н зарегистрирован Минюстом России 05.11.2014 № 34558 и, следовательно, является нормативным правовым актом, обязательным для исполнения работодателями — юридическими и физическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими погрузочно-разгрузочные работы и размещение грузов, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Следует отметить, что нормы Правил не противоречат постановлению Правительства Российской Федерации от 06.02.1993 № 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную» на основании следующего.

Указанным постановлением установлены нормы по подъему и перемещению тяжестей:

при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) — мужчинами — до 30 кг, женщинами — до 10 кг;

постоянно в течение рабочей смены — мужчинами — до 15 кг; женщинами — до 7 кг.

Правилами же впервые, в целях сохранения здоровья работающих установлены предельно допустимые нормы разового подъема (без перемещения) тяжестей: мужчинами — не более 50 кг; женщинами — не более 15 кг (пункт 32 Правил).

Остальные нормы по подъему и перемещению тяжестей женщинами, установленные законодательством, в том числе постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.1993 № 105, остались неизменными.

На основании вышеизложенного поясняем, что при выполнении работ, связанных с подъемом и перемещением тяжестей, следует руководствоваться как требованиями Правил, так и требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.1993 № 105.

Заместитель
директора Департамента
условий и охраны труда
Т.М. Жигастова

Содержание

Нормы по охране труда женщин

Охрана труда женщин – отдельное направление в законодательстве, включающее в себя гарантии, ограничения и запреты для женщин, обусловленные физическими ограничениями и прочими особенностями функционирования женского организма. Большая часть норм касается именно беременных сотрудниц.

Нормативные акты

Основные нормы охраны труда изложены в 41 главе ТК РФ. В статье 253 ТК РФ есть следующие ограничения:

  • Запрет на подъем тяжестей массой более 15 кг, а также на перенос тяжестей массой больше 10 кг. Данные запреты касаются только эпизодической работы с объектами. Если же женщина постоянно работает с весом, он не может превышать 7 кг. Сами ограничения изложены в статье ТК РФ, а конкретные нормы поднятия тяжестей – в приказе Минтруда от 17 сентября 2014 года №642н.
  • Ограничение на труд в тяжелых, опасных и вредных условиях.
  • Запрет на работы под землей, если это не санитарный или бытовой труд.

Конкретные запреты установлены Постановлением №162 от 25 февраля 2000 года. В нем изложены 456 специальностей, которые запрещены для женщин. Рассмотрим некоторые из них:

  • Работа по обслуживанию котлов.
  • Сталевар.
  • Работа со взрывными веществами.
  • Маляр.
  • Машинист бульдозера.

Кроме того, женский труд должен соответствовать санитарным нормам. Установлены они постановлением №32 Санэпиднадзора от 28 октября 1996 года. За соблюдением норм обязан следить работодатель. В постановлении изложены все тонкости. К примеру, в СанПиНе содержатся требования к стулу, на котором будет сидеть беременная. Документом утверждаются следующие требования:

  • Показатели шума.
  • Показатель излучения.
  • Тепловые нагрузки.
  • Производственный микроклимат.

Некоторые из положений Постановления Минтруда о нормах используемых тяжестей были изложены ранее. Рассмотрим другие. Максимальный вес за смену, который можно перемещать женщине (но не поднимать), составляет 1 750 кг. Совокупный вес, разрешенный для подъема, составляет 875 кг.

Сотрудницам предоставляется ряд льгот. Для лиц, трудящихся в области педагогики и медицины, рабочая неделя сокращается до 36 часов. Аналогичная льгота предоставляется сотрудницам, работающим в обстановке Крайнего Севера. Зарплата при этом не уменьшается. Сельские работницы могут получить на основании соответствующего заявления один дополнительный выходной в месяц. Данная льгота утверждена статьей 262 ТК РФ. Выходной оплачиваться не будет.

ВНИМАНИЕ! Запреты для женщин, не находящихся в положении, касаются физических ограничений. К примеру, это запрет на некоторые профессии, поднятие тяжестей сверх рекомендуемой величины. В остальном в законодательстве отсутствуют ограничения и требования по созданию специальных условий для женщин, так как закон предполагает равенство сотрудников обоих полов на работе.

Льготы и запреты для беременных сотрудниц

Закон полностью защищает женщину, находящуюся в положении. Предусмотрены требования к исполняемой деятельности, различные запреты.

Ограничения на поднятие тяжестей

Ограничения по поднятию тяжестей изложены в СанПиНе «Гигиенические требования». Рассмотрим некоторые из них:

  • Подъем веса до двух раз в час, в рамках чередования с иной деятельностью – 2,5 кг.
  • Перемещение веса на протяжении всего трудового дня – 1,25 кг.
  • Общий вес груза, перемещаемого на протяжении часа на расстояние до 5 метров, – 60 кг.
  • Общий вес груза, перемещаемого на протяжении всей смены, – 480 кг.

Ограничения по переносу тяжестей связаны с угрозой выкидыша или патологического развития беременности.

Другие ограничения

Беременные женщины не могут трудиться на производствах со следующими условиями:

  • Резкие перепады давления.
  • Искусственное освещение, которое не соответствует нормам.
  • Наличие статического напряжения для пресса и ног.
  • Использование химических элементов, перечень которых изложен в Приложении 2 СанПиНа.
  • Наличие инфекционных заболеваний, грибка.
  • Влияние инфракрасных лучей.
  • Влияние вибраций, ультразвукового излучения.
  • Намокание конечностей в процессе осуществления рабочей деятельности.
  • Воздействие сквозняков.

На основании статьи 259 ТК РФ накладывается запрет на следующие формы труда:

  • Ночные смены.
  • Сверхурочные.
  • Командировки.
  • Труд в выходные.
  • Вахта.

Для получения всех льгот женщина должна предоставить работодателю заключение от врача о своем положении. После этого начальник обязан перевести сотрудницу на относительно легкие условия труда.

Считается, что работа в офисе является простой. Однако даже в этом случае применяются ограничения. В частности, беременная женщина не должна работать за компьютером больше 3 часов. Связано это с вредным излучением от ПК. Рассматриваемое ограничение оговорено СанПиНом.

ВАЖНО! Если работодатель не имеет возможности предоставить сотруднице оптимальные условия труда, он должен отстранить беременную от работы. При этом за женщиной сохраняется прежняя зарплата. Данное правило оговорено статьей 254 ТК РФ.

Льготы, предоставляемые беременным

В отношении беременных установлены не только ограничения, но и льготы. В частности, беременным сотрудницам нужно предоставлять:

  • Отпуск по беременности и родам установленной продолжительности.
  • Ежегодный отпуск.

Работодатель не может уволить беременную работницу, урезать ей зарплату. Единственное основание для законного увольнения сотрудницы – полная ликвидация компании. Работодатель обязан отпускать работницу в женскую консультацию, когда это требуется. По заявлению женщины предоставляется сокращенная рабочая неделя. Существует два пути сокращения: уменьшение длительности рабочего дня или предоставление выходного.

ВАЖНО! Если женщина заключила с работодателем срочный трудовой договор, срок действия которого истек во время беременности, соглашение должно быть продлено до рождения малыша.

Охрана труда молодых мам

В отношении сотрудницы с малышами до трех лет действуют следующие запреты:

  • Ночные смены.
  • Сверхурочные.
  • Командировки.
  • Вахта.
  • Отказ в устройстве на работу.
  • Уменьшение зарплаты.

Аналогичные льготы актуальны для матерей-одиночек с детьми до 5 лет. Запрещается увольнять следующих сотрудниц:

  • Женщины с малышами до 3 лет.
  • Родительницы несовершеннолетних детей-инвалидов.
  • Мамы, воспитывающие в одиночку детей, не достигших 14 лет.

Расторгнуть договор с такими работницами можно только при ликвидации фирмы. Мать-одиночка, воспитывающая ребенка до 14 лет, имеет право получить отпуск вне очереди длительностью 2 недели. Такой дополнительный отпуск не оплачивается. Также сотрудница может претендовать на сокращенный рабочий день. Аналогичное право предоставляется родителям детей-инвалидов, не достигших совершеннолетия.

К СВЕДЕНИЮ! Права женщин, в том числе беременных и с детьми, надежно защищены законом. Однако нормы часто нарушаются работодателем. В случае нарушений следует обращаться в трудовую инспекцию. На основании заявления сотрудницы проводится проверка компании. Если наличие нарушений подтвердится, работодателя ждет штраф. При значительных правонарушениях возможны более серьезные последствия.

Глава 41. Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями

Статья 253. Работы, на которых ограничивается применение труда женщин

Ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию.

Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы.

Перечни производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 254. Перевод на другую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет

Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе.

До предоставления беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях за беременными женщинами сохраняется средний заработок по месту работы.

Женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 255. Отпуска по беременности и родам

Женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности — 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении двух или более детей — 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.

Статья 256. Отпуска по уходу за ребенком

По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.

По заявлению женщины или лиц, указанных в части второй настоящей статьи, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.

На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).

Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости).

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 257. Отпуска работникам, усыновившим ребенка

Работникам, усыновившим ребенка, предоставляется отпуск на период со дня усыновления и до истечения 70 календарных дней со дня рождения усыновленного ребенка, а при одновременном усыновлении двух и более детей — 110 календарных дней со дня их рождения.

По желанию работников, усыновивших ребенка (детей), им предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им (ими) возраста трех лет.

В случае усыновления ребенка (детей) обоими супругами указанные отпуска предоставляются одному из супругов по их усмотрению.

Женщинам, усыновившим ребенка, по их желанию вместо отпуска, указанного в части первой настоящей статьи, предоставляется отпуск по беременности и родам на период со дня усыновления ребенка и до истечения 70 календарных дней, а при одновременном усыновлении двух и более детей — 110 календарных дней со дня их рождения.

Порядок предоставления указанных отпусков, обеспечивающий сохранение тайны усыновления, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 258. Перерывы для кормления ребенка

Работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа продолжительностью не менее 30 минут каждый.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При наличии у работающей женщины двух и более детей в возрасте до полутора лет продолжительность перерыва для кормления устанавливается не менее одного часа.

По заявлению женщины перерывы для кормления ребенка (детей) присоединяются к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде переносятся как на начало, так и на конец рабочего дня (рабочей смены) с соответствующим его (ее) сокращением.

Перерывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка.

Статья 259. Гарантии беременным женщинам и лицам с семейными обязанностями при направлении в служебные командировки, привлечении к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин.

Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Гарантии, предусмотренные частью второй настоящей статьи, предоставляются также матерям и отцам, воспитывающим без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, работникам, имеющим детей-инвалидов, и работникам, осуществляющим уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 260. Гарантии женщинам в связи с беременностью и родами при установлении очередности предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком женщине по ее желанию предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы у данного работодателя.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 261. Гарантии беременным женщинам, женщинам, имеющим детей, и лицам, воспитывающим детей без матери, при расторжении трудового договора

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности. Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности.

Допускается увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую женщина может выполнять с учетом ее состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Положение части четвертой данной статьи признано противоречащим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.12.2011 N 28-П в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования оно, запрещая увольнение по инициативе работодателя женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, и других лиц, воспитывающих детей указанного возраста без матери, исключает возможность пользоваться этой гарантией отцу, являющемуся единственным кормильцем в многодетной семье, воспитывающей малолетних детей, в том числе ребенка в возрасте до трех лет, где мать в трудовых отношениях не состоит и занимается уходом за детьми.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 — 8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 настоящего Кодекса).

Статья 262. Дополнительные выходные дни лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, и женщинам, работающим в сельской местности

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

Женщинам, работающим в сельской местности, может предоставляться по их письменному заявлению один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы.

Статья 263. Дополнительные отпуска без сохранения заработной платы лицам, осуществляющим уход за детьми

Работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до четырнадцати лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. Указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 264. Гарантии и льготы лицам, воспитывающим детей без матери

Гарантии и льготы, предоставляемые женщинам в связи с материнством (ограничение работы в ночное время и сверхурочных работ, привлечение к работам в выходные и нерабочие праздничные дни, направление в служебные командировки, предоставление дополнительных отпусков, установление льготных режимов труда и другие гарантии и льготы, установленные законами и иными нормативными правовыми актами), распространяются на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних.

Статья 253 ТК РФ. Работы, на которых ограничивается применение труда женщин

Ограничивается применение труда женщин на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию.

Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы.

Перечни производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

См. все связанные документы >>>

1. Распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. N 1270-р одобрена Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года (далее — Концепция), разработанная Минтрудом России, Минфедерации России, Минздравом России с участием других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ на основе Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации». Она представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в сфере регулирования демографических процессов.

Концепция должна служить ориентиром для органов государственной власти, а также для органов местного самоуправления при решении вопросов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семье, здоровья, продолжительности жизни и иных аспектов демографического развития.

Цель демографического развития Российской Федерации — стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.

Задачами демографического развития Российской Федерации являются:

1) в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни:

увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;

увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни;

улучшение репродуктивного здоровья населения;

улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов;

2) в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:

создание предпосылок для повышения рождаемости;

всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности;

создание условий для самореализации молодежи;

обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая предоставление материальной помощи при рождении ребенка и т.д.;

3) в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения:

укрепление здоровья детей и подростков прежде всего за счет совершенствования мероприятий, направленных на профилактику травматизма и отравлений, на борьбу с курением, алкоголизмом и наркоманией, а также за счет развития физической культуры и спорта и организации досуга;

улучшение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;

улучшение здоровья населения трудоспособного возраста в первую очередь за счет профилактики травматизма и отравлений, а также за счет раннего выявления и адекватного лечения болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;

сохранение здоровья пожилых людей, для которых наиболее актуально предупреждение сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных болезней.

Для эффективной профилактической работы необходимы объединение и координация действий органов государственной власти всех уровней, общественных объединений, религиозных и благотворительных организаций по пропаганде здорового образа жизни и возрождению системы массового санитарно-гигиенического просвещения при активной поддержке прежде всего средств массовой информации. Благотворительные акции и инициативы в этой области могут стать существенным резервом в борьбе с факторами преждевременной и предотвратимой смертности населения.

Особое внимание должно быть уделено снижению потребления алкоголя и принятию мер, направленных на ослабление последствий пьянства и алкоголизма. При этом целесообразно сочетание мер фискальной политики, административных ограничений и информационного воздействия. Эти меры должны включать контроль качества алкогольной продукции, ценовую политику, ориентирующую население на ограничение потребления алкоголя, а также изменение правил продажи алкогольных напитков и действенный контроль за их рекламированием.

В целях улучшения психического здоровья населения необходимо принятие мер по профилактике самоубийств, включая развитие сети телефонов доверия, совершенствование деятельности врачей-психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов и социальных работников;

4) в области охраны и укрепления здоровья граждан: совершенствование организации и развитие государственных и негосударственных форм оказания населению специализированной медицинской помощи, включая использование высоких медицинских технологий, в том числе в рамках федеральных целевых программ.

Для оказания медицинской помощи тяжелобольным городским и сельским жителям, включая применение дорогостоящих медицинских технологий, необходимо дальнейшее развитие и укрепление федеральных медицинских учреждений, областных, краевых и республиканских учреждений здравоохранения, а также обеспечение работы в сельских местностях выездных поликлинических бригад, развитие сети реабилитационных (восстановительных) отделений центральных районных, районных больниц, а также больниц и отделений медико-социальной помощи.

В целях своевременного выявления заболеваний и эффективного их лечения необходимо повышать роль первичной медико-санитарной помощи, развивать стационарозамещающие технологии, а также проводить структурно-экономические преобразования в сети учреждений здравоохранения.

Органы управления здравоохранением и органы социальной защиты населения реализуют комплексные меры по дальнейшему развитию психиатрической, наркологической помощи населению, а также по профилактике инфекционных заболеваний, уделяя особое внимание детям и подросткам.

Реализация региональных программ профилактики и раннего выявления онкологических заболеваний создаст реальные предпосылки для снижения количества осложнений и уровня смертности от злокачественных новообразований.

Особого внимания требуют соответствующие программы обеспечения ранней диагностики и качественного лечения нарушений репродуктивного здоровья населения, прежде всего подростков, развития новых подходов к их гигиеническому и нравственному воспитанию, подготовке к семейной жизни.

Мероприятия, направленные на обеспечение охраны и улучшение условий труда, проведение аттестации рабочих мест для выявления и устранения воздействия на здоровье работников неблагоприятных факторов, осуществление сертификационных работ по охране труда, а также на внедрение принципов экономической заинтересованности работодателей, предусматривающих развитие страхования от производственного травматизма, должны стать действенным механизмом, обеспечивающим охрану и укрепление здоровья населения. Законодательство должно предусматривать ответственность работодателей и других должностных лиц за сокрытие информации о риске для здоровья людей, работающих во вредных и тяжелых условиях.

Обеспечение доступности среды жизнедеятельности для лиц с ограниченными возможностями требует дальнейшего развития реабилитационной индустрии, направленной на создание условий для максимального использования потенциала инвалидов.

В целях проведения медико-социальной реабилитации отдельных категорий населения необходимо развитие новых форм медико-социального обслуживания, в том числе развитие сети домов ночного пребывания, в которых предусматривается оказание социально-психологической, юридической помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, не имеющим места жительства и работы;

5) в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:

формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с 2 детьми и более;

повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;

создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, работу с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями;

обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнению семейных обязанностей;

повышение воспитательного потенциала семьи;

разработка и реализация стратегии развития доступных форм семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов.

Обеспечение условий для улучшения материального положения семей предполагает разработку и принятие мер по дальнейшей стабилизации ситуации на рынке труда, повышение уровня заработной платы.

В целях обеспечения благоприятных условий для укрепления семьи необходимо дальнейшее развитие законодательства, регламентирующего трудовые отношения, а также совершенствование системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, в том числе повышение размеров пособий и обеспечение их адресности. При этом размеры пособий, а также налоговые вычеты должны дифференцироваться с учетом материальных условий семьи и ее социального положения.

Поддержка молодых семей в регионах предполагает улучшение их жилищных условий в случае рождения ребенка, выделение безвозмездных субсидий и использование механизма льготного кредитования в зависимости от числа детей в семье.

2. Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации утв. Постановлением Правительства РФ от 8 января 1996 г. N 6.

3. На тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин и лиц моложе 18 лет, а также лиц, которым указанные работы противопоказаны по состоянию здоровья.

Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163.

4. Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 162.

Чтобы ориентироваться в этом Перечне, полезно использовать классификатор, который делит работы на разделы, состоящие из пунктов, имеющих сквозную нумерацию:

I. Работы, связанные с подъемом и перемещением тяжестей вручную (п. 1)

II. Подземные работы (п. 2)

III. Металлообработка (п. п. 3 — 23)

IV. Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (п. п. 24 — 52)

V. Горные работы (п. п. 53 — 91)

VI. Геологоразведочные и топографо-геодезические работы (п. п. 92 — 94)

VII. Бурение скважин (п. п. 95 — 107)

VIII. Добыча нефти и газа (п. п. 108 — 123)

IX. Черная металлургия (п. п. 124 — 172)

X. Цветная металлургия (п. п. 173 — 203)

XI. Ремонт оборудования электростанций и сетей (п. п. 204 — 205)

XII. Производство абразивов (п. п. 206 — 210)

XIII. Электротехническое производство (п. п. 211 — 219)

XIV. Радиотехническое и электронное производства (п. п. 220 — 222)

XV. Производство и ремонт летательных аппаратов (п. 223)

XVI. Судостроение и судоремонт (п. п. 224 — 238)

XVII. Химические производства (п. п. 239 — 269)

XVIII. Производство и переработка резиновых смесей (п. п. 270 — 274)

XIX. Переработка нефти, газа, сланцев и угля, выработка синтетических нефтепродуктов, нефтяных масел и смазок (п. п. 275 — 279)

XX. Лесозаготовительные работы и лесосплав (п. п. 280 — 288)

XXI. Производство целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них (п. п. 289 — 307)

XXII. Производство цемента (п. 308)

XXIII. Обработка камня и производство камнелитейных изделий (п. п. 309 — 315)

XXIV. Производство железобетонных и бетонных изделий и конструкций (п. 316)

XXV. Производство теплоизоляционных материалов (п. п. 317 — 318)

XXVI. Производство мягкой кровли и гидроизоляционных материалов (п. 319)

XXVII. Производство стекла и стеклоизделий (п. п. 320 — 324)

XXVIII. Текстильная и легкая промышленность (п. п. 325 — 341)

XXIX. Пищевая промышленность (п. п. 342 — 363)

XXX. Железнодорожный транспорт и метрополитен (п. п. 364 — 386)

XXXI. Автомобильный транспорт (п. п. 387 — 391)

XXXII. Морской транспорт (п. п. 392 — 399)

XXXIII. Речной транспорт (п. п. 400 — 404)

XXXIV. Гражданская авиация (п. п. 405 — 409)

XXXV. Связь (п. 410)

XXXVI. Полиграфическое производство (п. п. 411 — 416)

XXXVII. Производство музыкальных инструментов (п. п. 417 — 418)

XXXVIII. Сельское хозяйство (п. п. 419 — 427)

XXXIX. Работы, выполняемые в различных отраслях экономики (п. п. 428 — 456).

Примечания: 1. Работодатель может принимать решение о применении труда женщин на работах (профессиях, должностях), включенных в Перечень, при условии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, при положительном заключении государственной экспертизы условий труда и службы Госсанэпиднадзора субъекта РФ.

2. Перечень должностей руководителей, специалистов и других работников, связанных с подземными работами, на которых разрешается, в виде исключения, применение женского труда:

генеральный директор, директор, начальник, технический руководитель, управляющий, главный инженер шахт и рудников на добыче угля, рудных и нерудных ископаемых подземным способом на строительстве метрополитена, тоннелей, шахтостроительных и шахтопроходческих управлений, строительных и строительно-монтажных управлений и строительств и других подземных сооружений, их заместители и помощники; начальник, главный инженер горных цехов и участков, их заместители и помощники; старший инженер, инженер, техник, другие руководители, специалисты и служащие, не выполняющие физической работы; инженер, техник, лаборант, другие специалисты и служащие, не выполняющие физической работы и с непостоянным пребыванием под землей; главный маркшейдер, старший маркшейдер, маркшейдер рудника, шахты, маркшейдер; главный геолог, главный гидрогеолог, главный гидролог, геолог рудника, шахты, геолог, гидрогеолог рудника, шахты, гидрогеолог, гидролог;

работники, обслуживающие стационарные механизмы, имеющие автоматический пуск и остановку и не выполняющие других работ, связанных с физической нагрузкой; работники, проходящие курс обучения и допущенные к стажировке в подземных частях организаций;

работники научных и образовательных учреждений, конструкторских и проектных организаций;

врач, средний и младший медицинский персонал, буфетчик и другие работники, занятые санитарным и бытовым обслуживанием.

5. Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утв. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. N 105.

Характер работы Предельно допустимая

масса груза

Подъем и перемещение тяжестей при

чередовании с другой работой (до 2

раз в час) 10 кг

Подъем и перемещение тяжестей

постоянно в течение рабочей смены 7 кг

Величина динамической работы,

совершаемой в течение каждого часа

рабочей смены, не должна превышать:

с рабочей поверхности

с пола

1750 кгм

875 кгм

Примечания: 1. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки.

2. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг.

Нормы установлены в целях обеспечения здоровых и безопасных условий труда для женщин, работающих на предприятиях, в учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм и видов собственности. Они обязательны для применения с момента их утверждения при разработке проектной документации проектными, конструкторскими и технологическими организациями.

Контроль за внедрением этих норм возложен на Государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации.

6. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. N 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» запрещено:

привлечение женщин в возрасте до 35 лет к выполнению операций в растениеводстве, животноводстве, птицеводстве и звероводстве с применением ядохимикатов, пестицидов и дезинфицирующих средств;

применение труда беременных женщин в растениеводстве и животноводстве с момента выявления беременности;

обучение и прием на работу женщин трактористами-машинистами, водителями грузовых автомашин.

Этим же Постановлением установлены для женщин, работающих в сельской местности:

повышенная на 30% оплата труда на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части (с перерывом более 2 ч);

беременным женщинам и кормящим матерям бесплатная выдача продуктов питания, производимых хозяйством. Нормы выдачи определяются трудовым коллективом;

возмещение за счет средств хозяйств кредита, выданного молодым семьям на строительство собственного жилого дома, не менее 2 тыс. руб. при рождении первого, не менее 3 тыс. руб. — второго и не менее 5 тыс. руб. — третьего ребенка.

7. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин» утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 28 октября 1996 г. N 32.

8. Распоряжением Главного управления по труду и социальным вопросам Московской области от 8 августа 2008 г. N 48 утв. Методические рекомендации по обеспечению требований безопасности при использовании труда женщин, работников в возрасте до восемнадцати лет и пенсионеров.

9. Методические рекомендации N 11-8/240-09 «Гигиеническая оценка вредных производственных факторов и производственных процессов, опасных для репродуктивного здоровья человека» утв. Департаментом Госсанэпиднадзора России 12 июля 2002 г.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *